Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат осуществляется в форме. Open Library - открытая библиотека учебной информации


3. биржа, состоящая из широкого круга лиц, но действующая под контролем правительственных органов. Основными функциями бирж являются:

1.активные операции по продаже и покупке ценных бумаг, где последние выступают как специфический товар, цена которого находится под воздейст­вием спроса и предложения;

2.предоставление эмитентам ценных бумаг дополнительных финансовых ресурсов для осуществления неотложных нужд;

3.перераспределение финансовых ресурсов, позволяющее изменять структуру общественного производства;

4.предоставление сберегателям возможностей использовать с наиболь­шей выгодой для себя накопления денежных средств.

Функционирование финансовых рынков имеет огромное народное зна­чение. Во-первых, благодаря им становится возможным инвестирование де­нежных средств в производство, что позволяет увеличивать производствен­ные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал. Во-вторых, с по­мощью финансового рынка облегчается развитие предприятий и отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам. В-третьих, перелив капиталов, осуществляемых на финансовых рынках, способствует ускорению научно - технического процесса, быстрейшему внедрению научно-технических достижений. Все перечисленное содействует наиболее быстрому дви жению и эффективному использованию финансовых ресурсов. И, наконец, финансовый рынок позволяет цивилизованным способом покрывать бюд­жетный дефицит, ибо именно на финансовом рынке изыскиваются свобод­ные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.

4 Использование финансов для регулирования экономики

Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно.

Эффективное функционирование такой системы достигается при взаи­моувязанное™ ее отдельных элементов (органов, подразделений) и при оп­ределенных их пропорциях.

Согласованное функционирование разных частей экономики достига­ется путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить про­изводство в соответствии с изменившимися потребностями общества. Регу­лирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Методы регулирования известны и апробированы в реальной жизни на протяжении десятилетий.

Один из методов - саморегулирование. При этом формирование базы осуществляется участниками производства на основе выбранных ими спосо­бов, подходов.

Саморегулирование основывается на самостоятельности субъектов хо­зяйствования (участников воспроизводственного процесса), свободе выбора партнеров и форм взаимоотношений между собой. Но свобода предпринима­телей не безгранична. Она регулируется различными организационными структурами (союзы предпринимателей, ассоциаций).



В ряде случаев свободное рыночное регулирование не может стабили­зировать экономику. Этому препятствуют монополии, несоответствие рыночной и социальной оценки результатов хозяйствования, невозможность перераспределения доходов в соответствии с целями демократического об­щества. В связи с этим возникает необходимость в дополнительном меха­низме регулирования экономики, что достигается государственным вмеша­тельством в экономику. При этом решаются такие вопросы, как структурные сдвиги производства, развитие приоритетных направлений, совершенствова­ние объектов социальной сферы др. Здесь уместны слова лауреата Нобелев­ской премии В.Леонтьева «Чтобы народнохозяйственный корабль набрал скорость и не сбился с курса, нужны паруса частного предпринимательства и кормило общенациональной экономической стратегии».

Вмешательство государства основано на использовании законодатель­ными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздейст­вия на процессы общественного развития, например, с помощью налоговой, бюджетной и амортизационной политики, государственных инвестиций (ка­питаловложений). Так, предоставление налоговых льгот, налогообложение, выделение субсидий и другие меры, осуществляемые государством, побуж­дают развивать необходимые для общества варианты развития. В настоящее время наша страна очень нуждается в таком подходе. В регулировании эко­номики принимают участие разные звенья финансовой системы (финансы предприятий, госбюджет, страхование).

Широкое использование финансов в регулировании экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.

Воспроизводственная пропорция регулируется в основном финансами предприятий. С их помощью осуществляется обновление продукции, воздей­ствие на трудовые ресурсы, устанавливается соотношение между накоплени­ем и потреблением. При этом могут быть использованы: кредит, страховые фонды, бюджетные субсидии.

Для регулирования отраслевых пропорций используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ре­сурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предпри­ятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует отраслевую структу­ру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную амортизационную и таможенную политику, влияя на цены и т.д.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Само регулирование осуществляется путем предос­тавления дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формирования и ис­пользования территориальных фондов регулирования, различных форм госу­дарственного кредита и т.п.

Одна из важнейших задач современного этапа развития экономики со­стоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных про­порций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Следует доби­ваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта за­дача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут своего быст­рейшего решения.

Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регулято­ров, усиление их взаимодействия позволит активнее использовать финансы (в том числе бюджет) на главных направлениях экономической стратегии - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций, обеспечения структурных сдвигов в экономике, формирование государственных резервов, повышения эффективности всего общественного производства.

Тема 9 Финансы субъектов хозяйствования без образования юридического лица

Литература:

1. Особенности финансовых отношений субъектов хозяйствования без образования юридического лица

Граждане РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

Индивидуальная предпринимательская деятельность связана с розничной и мелкооптовой торговлей, предоставлением услуг (в т.ч. брокерский, аудиторских), некрупным производством товаров. Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица могут заниматься частнопрактикующие врачи, юристы (нотариусы, адвокаты), частные детективы, аудиторы, имеющие личную лицензию, мелкие торговцы, фермеры.

Финансы хозяйствующих субъектов без образования юридического лица - это денежные отношения, возникающие в связи с формированием денежных доходов и накоплений индивидуального предпринимателя и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, выполнение обязательств и удовлетворение иных собственных потребностей. Основное отличие финансов индивидуальных предпринимателей от финансов юридических лиц заключается в том, что в хозяйственный оборот могут непосредственно вовлекаться личные сбережения, и, наоборот предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

Индивидуальный предприниматель может вступать в финансовые отношения с другими предпринимателями (в том числе с юридическими лицами коммерческой и некоммерческой сфер деятельности), государством, банковской системой, со страховыми организациями. Индивидуальные предприниматели относятся к малому бизнесу, поэтому к ним в полной мере могут быть применимы формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Финансовые ресурсы предпринимателей, действующих без образования юридического лица, формируются в момент начала предпринимательской деятельности и, как правило, за счет личных сбережении, реже - за счет кредитов банков, обществ взаимного кредитования. В дальнейшем основным источником формирования финансовых ресурсов является предпринимательский доход. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используют на расширение дела, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, Благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, тогда все полученные доходы пойдут на формирование ЛИЧНЫХ сбережений и личное потребление.

2. Особенности налогообложения субъектов хозяйствования без образования юридического лица

Специфика формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования без образования юридического лица определяют особенности уплаты и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Основным объектом налогообложения предпринимателя, действующего без образования юридического лица, являются полученные ДОХОДЫ (не только от предпринимательской деятельности). В отличие от большинства юридических лиц, уплачивающих налог на прибыль, физические лица - Предприниматели, уплачивающие налог на доходы физических лиц. С 2001 г. налоговая ставка по этому налогу установлена в размер)

Объектом налогообложения при осуществлении предпринимательской деятельности, занятиях частной практикой установленном действующим законодательством порядке являются доходы, полученные от этой деятельности. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных). Индивидуальным предпринимателям налоговые вычеты (профессиональные, стандартных, социальных, имущественных) предоставляются на основаниях письменного заявления при подаче ими налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. Если сумма налоговых вычетов в отчетном налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот налоговый период, то применительно к данному налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. При этом разница между суммой налоговых вычетов отчетного налогового периода и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится на следующий налоговый период, за исключением отдельных случаев (например, в соответствии с п. 1 ст.220 НК РФ, если в налоговом периоде имущественный налоговый вы чет в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования).

Предприниматели имеют право на получениё профессиональных налоговых вы четов в сумме фактически проведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При исчислении налоговой базы по итогам отчетного налогового периода производится суммирование расходов по всем совершенным сделкам (операциям, действиям), отраженным в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, независимо от того, получен по каждой из них в отдельности доход и убыток. К профессиональным вычетам относятся также суммы уплаченных налогов (кроме налога на доходы физических лиц), если уплата налогов связана с осуществлением предпринимательской деятельностью (НДС, акцизов, налога с продаж, налога на имущества, земельного налога и др.). Так, сумма уплаченного налог на имущество подлежит вычету, если данное имущество использовалось в производственной деятельности. Если налогоплательщики в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, профессиональный налоговый вычет производиться в размере 20% от общей суммы доходов, полученных предпринимателем от предпринимательской деятельности. Расходы, подтвержденные документально могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.

С 2001 г. индивидуальные предприниматели платят единый социальный налог. При этом индивидуальные предприниматели-работодатели производят плату налога, поступления от которого зачисляются в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования; одновременно с этим уплачиваются дифференцированные страховые взносы в Фонд социального страхования РФ по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предприниматели, действующие без образования юридического лица, уплачивают единый социальный налог, поступлёния от которого зачисляются только в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

В субъектах РФ может быть введен единый налог на вмененный доход по одному или нескольким из данных видов деятельности:

1) оказание бытовых услуг (ремонт обуви и изделий из меха; ремонт металлоизделий; ремонт одежды; ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники; услуг прачечных, химчисток и фотоателье; услуг по чистке обуви; оказания парикмахерских услуг и др.);

2)оказание ветеринарных услуг;

3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

5) оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;

6) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Таким образом, оценивается не реальная, а потенциальная величина дохода предпринимателя.

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество физических лиц и единого социального налога, а также НДС.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Субъекты хозяйствования, действующие без образования юридического лица, могут перейти добровольно на упрощенную систему налогообложения. Она предусматривает заме уплаты налога доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество, НДС и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных) вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц уплаты единого налога.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход; индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за отчетный период превышает 100 человек

Объектами налогообложения признаются:

Доходы, уменьшенные на величину расходов.

При определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Тема 10: Финансы некоммерческих организаций

1) Особенности организации финансов некоммерческих организаций

2)Финансовый механизм бюджетных учреждений

3) Особенности финансового механизма для разных видов некоммерческой деятельности

1. Особенности организации финансов некоммерческих организаций

Некоммерческой признается деятельность, не предусматривающая извлечение прибыли и ее распределения между участниками (исключение составляют потребительские кооперативы). Некоммерческие организации создаются для решения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих задач, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан; для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и т.п. К некоммерческой деятельности относится также обеспечение товарами членов потребительских кооперативов, заготовка сельскохозяйственного, лекарственного сырья, производство и реализация продовольственных и непродовольственных товаров, оказание услуг организациями потребкооперации.

Некоммерческие организации могут оказывать: 1.платные услуги и осуществлять предпринимательскую деятельность (выступать учредителями коммерческих организаций, размещать финансовые ресурсы в различные виды активов); 2.организовывать филиалы и представительства.

1. С точки зрения источников финансирования некоммерческих организаций последние можно разделить натри группы:

1. некоммерческие организации, которые должны финансироваться только из -бюджета (оборона, правоохранительная деятельность и управление);

2. получающие бюджетное финансирование и имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность;

3. действующие главным образом на основе самофинансирования и самоокупаемости (большинство некоммерческих организаций, созданных в иных, чем учреждения, организационно-правовых формах, некоторые учреждения культуры, здравоохранения и т.д.).

2. Основными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются: 1.общественные организации (политические партии, профсоюзные и религиозные организации);2.фонды (например, благотворительные фонды, негосударственные " пенсионные фонды); 3.учреждения (государственные учреждения, учреждения общественных организаций) 4.некоммерческие партнерства (например, фондовые биржи); 5.автономные некоммерческие организации (например, некоторые научно- исследовательские центры); 6.союзы и ассоциации (например, Ассоциация российских банков, Союз российских страховщиков и т.д.); 7. потребительские кооперативы.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций - это денежные доходы, поступления, накопления некоммерческой организации, Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации определяют специфику формирования и использования ее финансовых ресурсов. Так, для таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как 1.общественные организации, некоммерческие партнерства, союзы и ассоциации, потребительские кооперативы, одним из источников финансовых ресурсов являются членские взносы этих организаций; другие организационно-правовые формы некоммерческих организацией не предусматривают членства. Для таких некоммерческих организаций, как 2.политические партий в качестве источника финансовых ресурсов запрещены поступления от иностранных физических и юридических лиц. 3.Финансовые ресурсы государственных и муниципальных учреждений и фондов, государственных корпораций формируются за счет бюджетного финансирования. Бюджетные средства также могут быть источником финансовых ресурсов негосударственных некоммерческих организаций, если одним из их учредителей выступают муниципальные образования, органы исполнительной власти РФ или субъекта РФ, или если некоммерческая организация выполняет работы по государственному (муниципальному) заказу. Некоммерческие организации могут пользоваться заемными источниками при формировании финансовых ресурсов (негосударственные и муниципальные учреждения не вправе брать банковский кредит), но основным источником доходов таких организаций преимущественно выступают доходы от оказания платных услуг и доходы от предпринимательской деятельности (в разрешенных пределах).

Таким образом, основными видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций являются:

1.доходы от оказания платных услуг;

2.доходы от сдачи имущества в аренду;

3..доходы от предпринимательской деятельности (в том числе размещение средств в кредитных организациях, доходы по цённым бумагам, доходы от проведения лотерей и т.д.);

4. бюджетные средства;

5. безвозмездное перечисление физических и юридических лиц;

6.взносы учредителей и членские вносы.

Для некоммерческих организаций не предусмотрено формирование амортизационного фонда, (исключение составляет имущество, используемое для предпринимательской деятельности).

Финансовые ресурсы некоммерческой организации предназначены для реализации основной цели ее создания. Это могу быть расходы, связанные с: 1.эксплуатацией помещения; 2.с выплатой арендной платы; 3.заработной платы служащим; 4.платежи в бюджет и внебюджетные фонды и (Г т.д. (некоммерческие организации уплачивают те же налоги, что и коммерческие организации, но с учетом налоговых льгот для некоммерческих организаций). Полученные доходы от платных услуг и другие виды доходов не распределяются между учредителями (членами) некоммерческих организаций, исключение составляют потребительские кооперативы, для которых предусмотрено распределение до 20% предпринимательского дохода между пайщиками. Имущество (в том числе денежные доходы не передаются учредителям и не распределяется между членами после ликвидации некоммерческой организации (исключение составляют учреждения, некоммерческие партнерства и потребительские кооперативы)

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций влияют и на степень ответственности членов (если данная организационно-правовая форма предусматривает членство). Так, в союзах и ассоциациях ответственность члена может наступать до вступления в эту некоммерческую организацию и после выхода из нее.

2. Финансовый механизм бюджетных учреждений

Значительную долю среди некоммерческих организаций (в первую очередь по объему предоставляемых услуг населению) занимают государственные и муниципальные учреждения. За последние десять лет коренным образом изменился финансовый механизм этих учреждений.

До конца 1980-х гг. деятельность государственных учреждений осуществлялась главным образом на основе сметного финансирования из бюджета, в конце 80-х - начале 90х гг. они получили право оказывать платные услуги, иметь другие внебюджетные доходы. В то время финансовый механизм (в разных вариациях) предусматривал обезличивание бюджетных и внебюджетных источников финансовых ресурсов на одном банковском счете и их совместное использование для осуществления расходов учреждения. С переходом на казначейскую систему исполнения бюджета происходит разграничение бюджетных и внебюджетных средств. Казначейская система исполнения бюджета предусматривает финансирование и расходование средств в строгом соответствии с расходными статьями сметы учреждения (например, бюджетные средства, предназначенные для выплаты зарплаты, стипендий, пенсий, пособий, нельзя использовать для капитального ремонта или приобретения медикаментов, и наоборот).

1. В 2000г. Вступил в действие Бюджетный кодекс РФ, который законодательно закрепил переход на казначейскую систему исполнения бюджета. Кроме того, в соответствии со ст. 41 и ст. 254 Кодекса доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности рассматриваются не как внебюджетные средства, а как неналоговые доходы бюджета соответствующего уровня. Эти средства предусмотрены к зачислению на единый счет бюджета, с последующим перечислением на лицевой счет учреждения в казначейском органе в качестве дополнительного бюджетного финансирования и подлежат отражению в смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Следовательно,фактически законодательно все доходы учреждения являются бюджетными средствами.

Учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законодательством;

4) командировочные и иные компенсационные выплаты работников;

5) оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

6) оплату товаров, работ, услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Средства бюджетного финансирования по вышеперечисленным, направлениям расходуются по заданиям органов исполнительной власти. При недостатке средств могут привлекаться доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности и использования государственного имущества. Сумма фактически полученных средств от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, сверх отраженных в смете доходов и расходов, остается в распоряжении учреждения.

3. Особенности финансового механизма для разных видов некоммерческой деятельности

Различные виды некоммерческой деятельности могут иметь особенности в финансовом механизме даже одной организационно- правовой формы. В данном вопросе рассматривается деятельность в сфере образования и здравоохранения.

К образовательным Относится следующие учреждения:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) начального профессионального, среднего

профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) дополнительного образования детей;

8) другие, осуществляющие образовательный процесс.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения

финансируются из бюджета (как правило, высшие учебные заведения - из федерального бюджета, средние и дошкольные - из территориальных бюджетов). Законодательство предусматривает право негосударственных общеобразовательных учреждений на государственное или муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных образовательных программ. В настоящее время действует механизм сметного бюджетного финансирования.

1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

Государственные и местные финансы – это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит финансам предприятий и государственным финансам.

Финансы предприятий - главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, системы страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.

Функционируя в сфере материального производства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов.

Однако нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими отраслями. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого. В рыночной экономике с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование, которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, а также привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д.

Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства. Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Такое вмешательство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориальным распределением ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, т.е. на уровне всего народного хозяйства.

С помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает предприятия осуществлять варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности всего общества. Вместе с тем вмешательство государства в экономику имеет свои границы: излишнее вмешательство государства в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.

Формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные средства в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование – это способ финансирования воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится в основном на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.

Финансовые стимулы

Одним из важных инструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.

Инвестирование

Различают следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование структурной перестройки экономики с целью развития наиболее приоритетных направлений;

б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;

в) финансирование новых перспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;

г) финансирование затрат, связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводства рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией на новые технологии.

Бюджетные стимулы

Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полного или частичного освобождения от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.

Финансовые льготы и санкции

Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранительных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.

Экономический рост возможен только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, снижения налогового бремени на предприятиях.

2. Финансовые ресурсы и источники их формирования

Материально - вещественным воплощением объективной экономической категории «финансы» и носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был применен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов и при составлении плана ГОЭЛРО.

Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, постольку под финансовыми ресурсами следует понимать только такие ресурсы, которые имеют денежную форму в отличии от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом можно сделать первый и важный вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы – это только часть денежных ресурсов, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, населением. Помимо финансовых ресурсов денежные ресурсы включают кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий.

Финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных ресурсов, которая находится в собственности или распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и обслуживает процесс общественного воспроизводства (расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, социальные нужды и других общественных потребностей) относится к финансовым ресурсам.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы – это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, местных органов самоуправления, предприятий.

Финансовые ресурсы общества складываются из финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, финансовых ресурсов федерации и субъектов федерации, финансовых ресурсов муниципальных органов управления и финансовых ресурсов страховых компаний.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Источники формирования финансовых ресурсов общества

Национальный доход (на основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств; часть национального дохода, которая формируется и остается в распоряжении предприятий, создает децентрализованные фонды денежных средств);

Часть национального богатства (ранее накопленных средств: от продажи золотого запаса, продажи энергоносителей, валютных резервов, страховых резервов; и др.);

Денежные доходы организаций и предприятий производственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.

Амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов;

Отчисления предприятий в государственные внебюджетные социальные фонды, имущественного и личного страхования;

PAGE_BREAK--

Заемные и привлеченные средства (в виде кредитов банков, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности; средств, получаемых от эмиссии ценных бумаг, и др.);

Поступления от населения (налоги, сборы, поступления от займов и лотерей);

Доходы от внешнеторговых операций, внешних государственных кредитов и заимствований, доходов по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранных инвестиций и гуманитарной помощи.

Основным источником финансовых ресурсов общества являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления выступает валовой внутренний продукт (его части: сумма косвенных налогов, национальный доход), а также часть стоимости национального богатства в виде ранее накопленных средств и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство. В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и государственные внебюджетные социальные фонды.

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов

Состав финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов складывается под воздействием влияния следующих факторов:

Сферы деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера);

Способа ведения хозяйства (на коммерческой или некоммерческой основе);

Организационно-правовой формы;

Отраслевых особенностей.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов относятся:

Собственные средства;

Привлеченные средства.

Источники формирования финансовых ресурсов коммерческой организации

К собственным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций относятся:

Акционерный капитал (в акционерных обществах), паевые взносы (в потребительских обществах, производственных кооперативах), уставные взносы (в момент учреждения предприятия);

Выручка-нетто от основной деятельности (это выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг; выручка от инвестиционной деятельности; выручка от финансовой деятельности);

Внереализационные доходы (полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных предприятию убытков и др.);

Операционные доходы (доходы от предоставления за плату во временное владение и пользование активов организации; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам и др.);

Чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п), страховое возмещение, а также стоимость материальных ценностей, остающихся после списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов).

К привлеченным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и организаций);

Кредиторская задолженность;

Бюджетные субсидии;

Иностранные инвестиции.

Основным источником формирования финансовых ресурсов действующей коммерческой организации выступает выручка-нетто от основной деятельности, прежде всего, выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуются валовой доход и прибыль, а также амортизационные отчисления.

Использование финансовых ресурсов коммерческой организации

Финансовые ресурсы коммерческой организации используются по следующим направлениям:

Выплату налогов и сборов в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды федерального и территориального уровней);

Уплата процентов за пользование кредитом;

Погашение ссуд;

Страховые платежи;

Финансирование капитальных вложений;

Увеличение оборотных средств;

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов);

Материальное поощрение работников организации;

Финансирование социальных нужд работников организации;

Благотворительные цели;

Спонсорство;

Форма использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в настоящее время в меньшей степени регламентируется государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического и материального стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными социальными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации

Для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации и ее расширения формируются ее финансовые ресурсы. Состав источников финансовых ресурсов некоммерческой организации, а также механизм их формирования и использования зависит от ее организационно-правовой формы и вида деятельности.

Источники финансовых ресурсов некоммерческой организации

Взносы учредителей и членские взносы;

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Бюджетные средства;

Безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

Прочие источники.

Использование финансовых ресурсов некоммерческой организации

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания:

Расходы на оплату труда служащих;

Расходы на эксплуатацию помещения;

Расходы на приобретение оборудования;

Платежи в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды);

Капитальные вложения;

Капитальный ремонт зданий и сооружений;

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, также как и у юридических лиц формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают:

Личные сбережения;

Доходы, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности;

Заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на:

Расширение дела;

Платежи в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды;

Расходы по оплате труда наемных работников;

Благотворительные взносы и пожертвования;

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Литература

Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. –М.: Финансы и статистика, 1999.

Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

Вознесенский Э.А. Финансы, как стоимостная категория. – М.: Финансы и статистика, 1985.

Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Развитие федерального казначейства в системе управления государственными финансами. – М.: Финансы и статистика, 2006.

Процесс воспроизводства включает 4 стадии: производство,

распределение, обмен, потребление, которые тесно переплетены,

взаимосвязаны во времени и пространстве, взаимодействуют между собой и происходят одновременно. Нормальный воспроизводственный процесс возможен только при полном обеспечении его необходимыми финансовыми ресурсами.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие

воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых хозяйствующими субъектами и государством.

Финансовые ресурсы формируются в общественное производство, затем

происходит их распределение и целенаправленное использование через

денежные фонды целевого назначения. Их бесперебойное формирование и рациональное использование влияют на уровень расширения производства, рост материального и культурного уровня жизни народа. Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью. В формировании финансовых ресурсов

участвуют все элементы стоимости ВВП, но основным источником является НД. Кроме того, источниками финансовых ресурсов могут быть доходы от внешней деятельности; резервные фонды страховых компаний, а также заемные и привлеченные средства. Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов

финансовых ресурсов (прибыль, налоги, страховые платежи, амортизационные отчисления), потребность в которых постоянно возрастает.

В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, участвуют

экономические субъекты: домашние хозяйства; хозяйствующие субъекты; государство. Все они потребляют множество материальных и денежных ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы. Таким образом, все экономические субъекты воспроизводственного процесса имеют своеобразные «бюджеты», состоящие их доходной и расходной частей. При этом могут возникать профициты и дефициты этих бюджетов. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и

осуществляется с помощью финансов.

Процессы формирования и использования доходов субъектов

воспроизводственного процесса сопровождается распределением и

перераспределением этих доходов, необходимых для регулирования экономики в условиях рыночных отношений с помощью государственных финансов и финансовых посредников, финансового рынка.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат осуществляется в 3формах:

Самофинансирование - основано на использовании собственных

финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостаточности

собственных средств предприятие может либо сократить некоторые свои

расходы, либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами;

Кредитование - это такой способ финансового обеспечения

воспроизводственных затрат, при котором расходы хозяйствующих субъектов покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности;

Государственное финансирование производится на безвозвратной

основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством такого финансирования государство целенаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики, между формами собственности и т.д.

Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводственных затрат большое значение имеют финансовые резервы, которые способны обеспечивать непрерывный кругооборот средств в общественном воспроизводстве даже при возникновении огромных потерь или наступлении непредвиденных событий.

Таким образом, финансы охватывают все стадии воспроизводственного

процесса и могут оказывать регулирующее воздействие на его составляющие:

Создавая условия для всех хозяйствующих субъектов равные условия

для самофинансирования и частично регулируя структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, льгот, ограничения МРОТ;

Обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в

осуществлении инновационной деятельности путем соответствующих

налоговых вычетов и амортизационной политики;

Создавая условия доверия всех экономических субъектов к

государству, кредитной системе, фондовому рынку для обеспечения

аккумулирования свободных денежных средств и их перераспределения.

Финансы: конспект лекций Котельникова Екатерина

2. Финансовое обеспечение

2. Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства.

Снижение их объема ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, влечет за собой сокращение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшение фонда потребления в составе используемого национального дохода, несбалансированность натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорции.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая является чистым доходом.

Важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а также часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года, резервные фонды страховых организаций, средства от продажи части золотого запаса страны, выручка от реализации излишнего имущества и т. д.).

Для формирования финансовых ресурсов используются также заемные и привлеченные средства.

На микроуровне формируются нецентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих.

Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления.

Главные пути решения проблемы изыскания финансовых ресурсов связаны, во-первых, с реализацией принятой программы стабилизации экономики и перехода к рынку, а во-вторых, с осуществлением специально разработанных мер по финансовому оздоровлению экономики и перестройке системы финансовых отношений в стране.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостатке собственных средств предприятие может сократить свои расходы либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование – это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.

На практике необходимо добиться оптимального соотношения между всеми тремя формами финансового обеспечения, а это возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

В условиях перехода к рынку возрастает роль финансовых резервов. Они незаменимы при возникновении огромных потерь или непредвиденных обстоятельствах.

Они могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов, их управленческими структурами, специализированными страховыми организациями и государством.

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

2. Финансовое обеспечение Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.Финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства.Снижение их объема ограничивает

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

3. Финансовое планирование Планирование занимает важное место в системе управления финансами.Непосредственно при планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов и выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов,

Из книги Коммерческая деятельность автора Егорова Елена Николаевна

20. Финансовое планирование С помощью финансового планирования осуществляется управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов, объектом которого являются фонды денежных средств.С помощью финансового планирования

Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина

12. Финансовое предпринимательство Сферой деятельности финансового предпринимательства являются обращение и обмен стоимостей. Финансовая деятельность связана с производственной и коммерческой, причем эти взаимосвязи постоянно углубляются. Однако финансовое

Из книги Коммерческая деятельность: конспект лекций автора Егорова Елена Николаевна

12. Финансовое планирование Планирование занимает важное место в системе управления финансами.Непосредственно при планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов и выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов,

Из книги Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным бюджетом автора Сахаровская Юлия

4. Финансовое предпринимательство Сферой деятельности финансового предпринимательства являются обращение и обмен стоимостей. Финансовая деятельность связана с производственной и коммерческой, причем эти взаимосвязи постоянно углубляются. Однако финансовое

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

Финансовое планирование: почему его нет Мне не раз приходилось встречаться с людьми, которые, имея приличный доход, так и не смогли приобрести что-либо из того, о чем мечтали, будь то квартира, машина, поездка… Леонид – яркий представитель человека, живущего сегодняшним

Из книги Финансовый менеджмент – это просто [Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов] автора Герасименко Алексей

56. Финансовое перестрахование Финансовое перестрахование – альтернативный вид перестрахования. Финансовое перестрахование – это отношения между страховщиком и перестраховщиком, связанные с перераспределением как страхового, так и финансового рисков, присущих

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Финансовое планирование – проформы Финансовое планирование заключается, если коротко и упрощенно, в составлении прогнозной финансовой отчетности. Из нее вы можете понять ваши прогнозные финансовые показатели и потребности в финансировании. Для начала вам нужна база.

Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Финансовое планирование на практике Мы с вами изучили общие подходы к финансовому планированию и анализу. На практике все выглядит примерно так, как было описано выше, но с несколько большей детализацией. Компании обычно планируют изменение выручки не в целом, а отдельно

Из книги Несправедливое преимущество. Сила финансового образования автора Кийосаки Роберт Тору

Финансовое положение Вы также должны вкратце описать положение своей компании в плане финансов и персонала. Например, читатели захотят узнать о том, какие финансовые ресурсы вы использовали до настоящего времени и в чем состоят ваши основные денежные обязательства.

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Что такое финансовое регулирование? Меры финансового регулирования не позволяют банкам «вести себя» неправильно. К этим мерам относятся правила, ограничения и основные принципы работы, которых должны придерживаться финансовые институты.Часто функции регулирования

Из книги Управляемое банкротство автора Савченко Даниил

Что такое финансовое образование? Сегодня миллионы людей наконец-то заговорили о необходимости введения финансового образования в школах и вузах. Однако наши светлые головы, имеющие самое лучшее финансовое образование, какое можно купить за деньги, почему-то не

Из книги автора

Финансовое безумие Япония делает то же, что и США: пытается с помощью новых долгов стимулировать экономику. Это мало чем отличается от попыток простого человека оплачивать проценты по кредитной карточке с помощью другой кредитной карточки. Когда на рынке недвижимости

Из книги автора

Финансовое управление Суть финансового управления в том, как компания финансирует свою деятельность и максимизирует прибыли от денежных средств, заимствованных у акционеров или владельцев долговых обязательств компании. MBA, решивший заняться финансовым управлением,

Из книги автора

Финансовое оздоровление Финансовое оздоровление зачастую основано на денежных вливаниях со стороны учредителей компании-должника и заинтересованных в развитии компании лиц. С момента введения процедуры финансового оздоровления: Финансовое оздоровление назначается

Понятие финансов, их место в системе экономических отношений.

Финансы – объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений в процессе формирования, распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, формирование и использование фондов денежных средств (ФДС) и денежных накоплений у государства и субъектов экономики. Факторы появления Ф : развитие товарно-денежного обмена; разрыв во времени между процессом производства и потребления; действие закона стоимости, обеспечение распределения ВВП. Ф отражают денежные отношения. Разница между Ф и деньгами: 1 . деньги - всеобщий эквивалент товаров, функции: мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления, мировых денег. 2.Ф связаны с формированием и использованием ФДС, выполняют распределительную и контрольную функции

Признаки финансов.

1.всегда имеют денежную форму выражения 2. носят распределительный характер финансовых отношений 3. связаны с фактом существования государства 4. участвуют в разделении дохода, прибыли между государством и субъектами экономики 5. соизмеримы с денежными доходами и денежными расходами на всех уровнях.

Основные функции финансов.

Распределительная обеспечивает финансовыми ресурсами, появляется при распределении ВВП и нац. дохода (НД), в процессе распределения и формирования основного (первичного) дохода. Перераспределение НД между территориями, отраслями производства, соц. группами осуществляется через налоги. Цели распределения: 1. равномерное и эффективное развитие всех отраслей и территорий 2. укрепление экономики гос-ва 3. повышение соц. уровня населения. Контрольная обслуживает весь воспроизводственный процесс, формирование и использование централизованных фондов гос-ва. Форма реализации финансовая информация, отражающая фин. показатели (выручка, прибыль, рентабельность, работоспособность), реализуется через осуществление фин. контроля с помощью специального фин. аппарата. Изменяя размеры фин. ресурсов, оставшихся в распоряжении субъектов эк-ки, устанавливается направление наиболее эффективного вложения средств, распределения финн ресурсов в соответствии с выбранными приоритетами.

Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.

Финансы – объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений в процессе формирования, распред-я и перераспр-я ВВП и нац. дохода, формирование и использование фондов денежных средств (ФДС) и денежных накоплений у гос-ва и субъектов эк-ки. Взаимосвязь с ценой : цена является основой финансового метода распределения стоимости, а финансы, базируясь на пропорциях распределения, сложившихся под влиянием цен, выступают инструментом, реализующим эти пропорции. Взаимосвязь с з/п : финансы помогают заработной плате формировать фонд оплаты труда, отделяя его от других денежных фондов предприятия, а заработная плата- начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает источником формирования части финансовых ресурсов предприятия. Взаимосвязь с кредитом : функционирование финансов способствует созданию и росту кредитных средств, а функционирование кредита, позволяет формировать финансовые ресурсы предприятия.

Роль финансов в развитии экономики.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях : 1) с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками; 2) с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры 3) с позиции использования финансов, как экономического стимула.

Финансовое обеспечение воспроизводственных процессов.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – покрытие всех воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством и субъектами хозяйств. Главный инструмент регулирования воспроизводственных процессов на макроуровне - инвестиционная политика государства, налогообложение, субсидии и субвенции из вышестоящего бюджета в нижестоящий на финансирование строго целевых мероприятий. Воспроизводственный процесс регулируется на микроуровне финансами предприятий. С их помощью регулируется структура производств продукта и покрываются потребности расширенного воспроизводства. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: - Самофинансирование ; - Кредитование ; - Государственное финансирование .


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...