География территориальная структура хозяйства. Типы территориальной структуры хозяйства


Познать закономерности обусловленные экономическими законами значит не только определить их объективную направленность и характер, но и уметь применять эти закономерности на конкретном этапе социально-экономического развития государства в конкретных условиях каждого района.

В практической деятельности для научно-обоснованного управления хозяйством познание закономерностей приводит к выработке основных правил государственной политики.

В отличии от закономерностей принципы динамичны и меняются с изменением экономической и социально политической ситуации в стране.

Факторы отражают объективнее процессы, оказывающие решающее воздействие на размещение хозяйства.

1. Технико-экономические факторы – связаны с НТП. Оказывают влияние на изменение в технологии, технике и в условиях размещения производства.

2. Природные факторы – связано с открытием новых месторождений новых ресурсов, особенностями природных условий и с охраной окружающей среды и влиянием этой среды на человека и наоборот.

3. Исторический фактор – отражает труд населения в динамике. Формы расселения, структуру населения и т.д.

4. Социальный фактор

Отличие факторов от принципов в том что действие факторов меняется эволюционным путем. Принципы же – носят политический характер. Со сменой власти меняются и принципы.

Отраслевая структура народного хозяйства. Основные ее сферы.

Является не только показателем уровня экономического развития государства но и определяет характер и ориентацию страны в мировой экономике.

На территории регионов отраслевая структура представлена конкретными уровнями производств удовлетворяющие не только собственные потребности но и потребности других районов страны и в отдельных случаях экспортирующие продукцию в другие страны.

2. Отрасли доставляющие материальные ценности потребителям. Транспорт и связь. 4%

3. Отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Торговля, материально техническое снабжение и сбыт, информационно вычислительное обслуживание, питание, заготовки и т.д. 10%

Материальная структура 64%.

Непроизводственная сфера:

1. Транспорт и связь по обслуживанию населения и др.

2. Отрасли социального обслуживания включают в себя образование 8%, здравоохранение 6%, наука и научное обслуживание 4%, культура и искусство 1,5%, финансы и кредит и пенсионное обеспечение 8%,

3. Управление и обороны 2,5%

Территориальная структура народного хозяйства (ТСНХ). Теория опорного каркаса. Типы территориальной структуры хозяйства и расселения.

Территориальная структура – это отображение отраслевой структуры каждой конкретной территории.

Представлена территориальная структура двумя элементами:

· Линиями транспортных путей

· Населенные пункты

Каждая территория в своей основе имеет «скелет» на который накладываются все остальные элементы. Поэтому каждый опорный каркас формирует свой рисунок территории и Г.М. Лаппо обосновывает несколько опорных каркасов свойственный каждой конкретной территории

· Кольцевой (похож на схему московского метро)

· Полурадиально-кольцевой тип (Схема Санкт-Петербургского метро)

· Решетчатый (курская, тульская, тамбовская.воронежская области)

· Цепочечный (Кемеровская область)

· Приморский тип

· Треугольный тип. (Кавказ)

Это есть деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям, зонам, районам, промышленным узлам. Территориальная структура меняется медленнее, чем отраслевая, т.к. основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Характеризуется структура стоимостью основных фондов, степенью освоенности территории, территориальная концентрация производства и населения, локализация всего производства.

Экономическая оценка отраслевой и территориальной структур

Современная наука разработала множество количественных показателей, которые позволяют в обобщенном виде охарактеризовать ту или иную территорию. Сравнение этих показателейи их совокупности дают возможности изучить территориальные различия всех явлений и процессов присущих данной территории.

Последние годы большое количество индексных (полученных с помощью математических формул) показателей были отобраны и объединены в две группы:

1. Показатели определения отраслевой структуры хозяйства

2. Показатели определения территориальной структуры хозяйства.

Показатели изучения отраслевой структуры.

Определение показателя специализации района

Представляет собой отношение удельного веса района в отрасли к удельному весу района по данному региону. Данный показатель определяется при условии когда коэффициент специализации Су>=1.

Коэффициент локализации данного производства на территории данного района

Предсавляет собой отношение удельного веса отрасли в структуре производства рпайона к удельному весу той же отрасли но в стране.

П – производственный персонал и численность промышленного персонала и в стране

О – Валовая товарная продукция

Показатель общего уровня специализации района

Представляет отношение совокупного общественного продукта произведенного в районе и вывезенного из района (в стоимостном выражении). К совокупному общественному продукту только произведенному в районе (в стоимостном выражении).

Чем выше показатель общего уровня специализации района, тем более специализированный район в общероссийском разделении труда.

Коэффициент территориальной концентрации

В – валовая продукция района или страны

О – основные поизводственные фонды района или страны

П – Численность занятых в материальном производстве персонала в районе или стране

Коэффициент концентрации по районам будет тем пропорциональнее чем меньше различие между территориями.

Все показатели данного коэффициента расчитываются на 1 км 2

Природно ресурсный потенциал (ПРП).

1. ПРП его значение. Понятие природных ресурсов.

2. Классификация природных ресурсов.

3. Ресурсообеспеченность. Понятие, сущность, принципы.

4. Экономическая оценка природных ресурсов.

ПРП его значение. Понятие природных ресурсов.

ПРП – есть совокупность всех видов природных ресурсов которые к настоящему времени известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Россия занимает одно из первых мест по общегеологическим и разведанным запасам большинства природных ресурсов. В первую очередь это касается энергоносителей:нефть, газ и уголь. По отдельным видам металлургического сырья: железные руды, кобальтовые руды, никель, олово. Горно-химического сырья: апатиты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие территориальной структуры хозяйства

2. Территориальная структура хозяйства Европы

3. Транспортные связи Европы

Заключение

Введение

Формирование мирового (всемирного) хозяйства фактически охватывает всю историю человечества. В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привел к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки.

Во второй половине XIX в. быстро росла протяженность железных дорог, которые соединили внутренние части континентов и, по образному выражению Генриха Гейне, "убили пространство". Но главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в конце XVIII-XIX в. в ряде стран Западной Европы и США после происшедших в них промышленных переворотов. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось в конце XIX- начале XXвв. в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.

Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Международное географическое разделение труда (МГРТ) называют основным понятием экономической географии. Географическое (территориальное) разделение труда - неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Его неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: во-первых, в географическом положении, во-вторых, в природных условиях и ресурсах, в-третьих, в социально-экономических условиях - уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традициях и др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится к отдельным экономическим районам, а также и к целым странам, которые связаны между собой международным географическим разделением труда. Зародилось оно еще в древности, но с возникновением мирового хозяйства охватило весь мир.

Для характеристики географии хозяйства - как мира, так и отдельных стран - применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным. В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры.

1. Понятие терр иториальной структуры хозяйства

территориальное хозяйство Европа

Под территориальной структурой хозяйства понимается его деление по территориальным образованиям (таксонам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хозяйства).

В территориальной структуре современного мирового хозяйства можно выделить несколько иерархических уровней и соответствующих им видов территориальных образований.

Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обширные территориальные части мирового хозяйства -- континенты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, субрегион, страна.

Принципы, положенные в основу выделения таких звеньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а потому само деление хозяйства мира на регионы и субрегионы носит условный, в определенной мере субъективный характер.

Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно, по этой причине и регионы, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.

Регион -- самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей территории и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отношению к странам СНГ) Европу и Азию.

Субрегион -- крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, социализацией и особенностями размещения хозяйства.

2. Территориальная структура хозяйства Европы

В пределах Европы выделяют две крупные части -- Центрально-Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.

Регион Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) охватывает 15 постсоциалистических стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская Республика (В состав Чешской Республики входит территория исторических областей Чехии, Моравии и небольшая часть Силезии), Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Федерация Сербии и Черногории (Союзная Республика Югославия), Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. Площадь региона, представляющего единый территориальный массив,- свыше 1.3 млн.км.кв. с населением 130 млн. чел. (1998г.). Из составляющих его стран в группу более крупных европейских государств входят лишь Польша и Румыния; остальные страны относительно небольших размеров (территория от 20 до 110 тыс.км.кв. при населении от 2 до 10 млн. человек).

Этот регион Европы прошел сложный путь политического и социально-экономического развития в условиях драматической для населяющих его народов борьбы крупнейших европейских держав за сферы влияния на континенте. Эта борьба велась с особой силой в XIX-XX вв. между Австро-Венгрией, Германией, Россией, Турцией, а также Францией и Великобританией. В ходе этой борьбы и усилившихся национально-освободительных движений местного населения формировались и разрушались прежние государства. После Первой мировой войны распалась Австро-Венгерская империя, на карте Европы вновь появилась Польша, образовались Чехословакия и Югославия, более чем удвоилась территория Румынии.

Последующие изменения в политической карте ЦВЕ явились результатом победы над фашистскими Германией и Италией в годы Второй мировой войны. Главнее из них: возвращение Польше ее западных и северных земель с широким выходом к Балтийскому морю, Югославии - Юлийской Крайны и полуострова Истрия, населенных в основном словенцами и хорватами.

В процессе перехода стран ЦВЕ от централизованно планируемой экономики к рыночной (конец 80-х - начало 90-х годов) в них резко обострились политические, социально-экономические и национально-этнические противоречия. В результате произошел распад по этническому признаку Чехословакии на два государства- Чешскую Республику и Словацкую Республику, а Югославии- на пять государств: Союзную Республику Югославия, республики Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина.

Страны ЦВЕ расположены между странами Западной Европы и республиками, входившими (до 1992 г.) в СССР. С этим связан ряд общих особенностей их политического и социально-экономического развития на этапе перехода к рыночному хозяйству. Они находятся в процессе глубокой структурной экономической перестройки, коренных изменений характера и направленности внешнеэкономических связей.

Государства ЦВЕ стремятся к расширению своего участия в общеевропейской экономической интеграции, в первую очередь в области транспорта, энергетики, экологии, использования рекреационных ресурсов. Регион имеет выходы к Балтийскому, Черному и Адриатическому морям, через него протекает на большом протяжении судоходный Дунай; территория региона может широко использоваться для транзита грузов и пассажиров между Западной Европой, странами СНГ и Азией. Например, с завершением в 1993 году канала Бамберг (на реке Майн) - Регенсбург (на реке Дунай) открывается возможность сквозных трансъевропейских водных перевозок между Северным и Черным морями (от Роттердама в устье Рейна до Сулины в устье Дуная водный путь в 3400 км.). Это важное звено в развитии единой европейской сети внутренних водных магистралей. Другой пример расширяющегося использования географического положения стран ЦВЕ - транзитные пересылки по трубопроводам природного газа и нефти из России и других прикаспийских государств в страны Западной и Южной Европы. Страны ЦВЕ подписали в 1994 году договор Европейской энергетической хартии, заложивший экономические механизмы глобального энергетического пространства всей Европы.

Западная Европа, территория - 3,7 млн. км2., население - около 370 млн. чел. Западная Европа - субрегион зарубежной Европы, включающий 26 государств, сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Западная Европа - один из трех главных центров мировой капиталистической системы.

Субрегион играет весьма видную роль в мировом хозяйстве и мировой политике, он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических открытий, промышленной революции, городских агломераций, играет важную роль в МГРТ.

Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение, но и тесные экономические и политические связи. По форме правления около 1/2 стран - монархии, остальные - республики.

Западная Европа занимает западную суженную часть Евразийского континента, омывается в основном водами Атлантического океана и лишь север Скандинавского полуострова -- водами Северногоi Ледовитого океана. При всей «мозаичности» рельефа территории Западной Европы границы между отдельными странами, а также граница, разделяющая Западную Европу и Восточную Европу, проходит преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

ЭГП субрегиона очень благоприятно. Это связано с тем, что, во-первых, страны субрегиона или выходят к морю, или расположены на небольшом расстоянии от него (не далее 480 км), что способствует развитию экономических связей. Во-вторых, очень важно соседское положение этих стран по отношению друг к другу. В-третьих, природные условия региона в целом благоприятны для развития как промышленности, так и сельского хозяйства.

Территория субрегиона лежит в пределах тектонических структур разного возраста: докембрийских, каледонских, герцинских и наиболее молодых - кайнозойских. В результате сложной геологической истории формирования Европы в пределах субрегиона образовались четыре крупных орографических пояса, последовательно сменяющих друг друга в направлении с севера на юг (плоскогорья и возвышенности Фенноскандии, Среднеевропейская равнина, среднегорья Центральной Европы и альпийские высокогорья и среднегорья, занимающие ее южную часть).

В настоящее время Зарубежная Европа имеет самые низкие в мире темпы роста населения: его численность увеличивается на 0,5% в год. Причем если в Южной и Восточной Европе темпы превышают средние, то в Северной и Западной Европе население увеличивается лишь на 0,2-0,3% в год (и то за счет иммиграции). В ряде развитых стран естественный прирост населения (ФРГ, Австрия, Англия и др.) отрицательный.

Зарубежная Европа отличается высокой средней плотностью населения и более равномерным его размещением по сравнению с другими крупными регионами. Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако это не означает, что в Зарубежной Европе нет значительных колебаний плотности населения.

В настоящее время Зарубежная Европа - наиболее урбанизированный регион мира. Средний уровень насыщенности городами здесь выше, чем в США или Японии, где существуют более резкие различия в урбанизированности приморских и внутренних районов. Городская сеть в Европе сформировалась раньше, она более равномерна и повсеместна.

В Западной Европе самые большие мегалополисы - Английский, включающий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, и Рейнский охватывающий агломерации Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур-Рейн-Майн в ФРГ. При сравнительно небольших размерах европейских государств начинается формирование огромных межгосударственных мегалополисов. Так уже практически возник мегалополис (Дельтаполис) охватывающий соседние урбанизированные районы Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга общей площадью 230 тыс. км/кв с населением свыше 80 млн. человек.

3. Транспортные связи Европы

Транспортная сеть отличается густотой и сложностью конфигурации, она складывалась из напластований различных форм, густоты и размеров, часто не вписывающихся в современные политические границы. Природные рубежи все в меньшей степени являются препятствием для развития сети, хотя на ее рисунке они еще сказываются. Трудно говорить об абсолютном преобладании одного вида транспорта над другими даже в небольших странах. Это переплетение отражает происходящий процесс сращивания функциональных сфер отдельных видов транспорта. Растет число подъездных железнодорожных путей при сокращении магистральной сети, увеличивается средняя дальность перевозок на каждом виде транспорта.

Тесное «соприкосновение» различных видов транспорта в портах и других транспортных узлах стимулировало развитие интермодальных перевозок, особенно в связи с массовой контей-неризацией грузов.

Особое место занимают морские порты. Благодаря широким эстуариям рек порты проникли на сотни километров в глубь Европейского континента и в своих связях с хинтерландом опираются на мощные речные артерии, соединенные между собой системой каналов. Сочетание морского и речного транспорта создает единую воднотранспортную систему, вытянутую в основном в меридиональном направлении (кроме Дуная). Морские порты являются подлинными морскими воротами не только для своих стран, но и имеют международное значение; грузопотоки проникают далеко в глубь континента. Более половины грузов порта Роттердам транспортируется по внутренним водным путям.

Железнодорожная сеть континента значительно гуще, чем в Северной Америке; все основные железнодорожные магистрали и даже часть второстепенных линий -- двухпутные, до сих пор в грузовом вагонном парке преобладают двухосные вагоны, средняя грузоподъемность вагона в 2--3 раза ниже, чем в США.

Грузовые перевозки выполняются при весьма густом движении поездами сравнительно небольшого веса с относительно невысокими скоростями движения

(кроме контейнерных маршрутных составов). Железнодорожный транспорт в значительной мере электрифицирован, более 80% перевозочной работы выполняется электрической тягой.

Густота дорожной сети составляет 100-- 300 км/100 км2, т. е. в 2--3 раза выше, чем в США, велика и доля автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием. На главных речных артериях преобладают самоходные суда, все шире внедряется метод толкания составов несамоходных барж. Длина и грузоподъемность буксируемых составов сравнительно с США невелики. за последние 40 лет вырос с 2,8 до 9,0 тыс. т/км, пассажирооборот -- с 1,0 до 3,2 тыс. пасс. - км. Можно отметить динамизм развития перевозок -- объем работы вырос более чем в 7 раз и продолжает расти.

И в мировом грузообороте, и в пассажирообороте резко выделяется один, главный, вид транспорта, доля которого до последнего времени продолжала возрастать: в грузообороте -- морской транспорт, в пассажирообороте -- легковой автомобильный индивидуального пользования.

Происходит изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта: в грузообороте соотношение между железнодорожным и его главным конкурентом -- автомобильным транспортом изменилось с 4:1 до 1,2:1, доля трубопроводов (нефте-, продукте- и газопроводы) выросла с 4,2 до 12,8%, снижается роль внутреннего водного транспорта. В пассажирообороте воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного. Автобусный транспорт уже превзошел железнодорожный еще в 1970 г.

Северная Европа. Транспортная система региона включает в себя все виды транспорта. Особая роль принадлежит морскому транспорту, который развит во всех странах.

Международное значение имеют железнодорожные и автомобильные магистрали в направлениях: Санкт-Петербург -- Финляндия -- Швеция -- Дания -- Германия;

Мурманск -- Норвегия -- Дания -- Германия. Имеются несколько широтных направлений, связывающих Швецию с портами Норвегии: Пулео -- Нарвик; Умео --

Му -- и -- Рана; Сундевамь -- Тронхейм; Карлетад -- Олесунн. На многих направлениях действуют паромные переправы.

Центральная Европа. За два тысячелетия в регионе существенное развитие получили все виды транспорта, которые целесообразно рассмотреть в том же порядке, что и энергетику.

Южная Европа. Тенденциями в развитии транспорта являются опережающее развитие автомобильного транспорта, устойчивое развитие воздушного транспорта и сохранение значительной роли морского транспорта. В Португалии транспортная сеть развита недостаточно. Две железные дороги и две автомобильные дороги связывают страну с Испанией и с остальной Европой. Велика роль морского транспорта. Международные аэропорты находятся в Лиссабоне, в Порту, на Азорских островах и на островах Мадейра.

Заключение

Несложно предугадать, что роль региональной составляющей в жизни национальных государств Европы и в Европейских сообществах будет и далее возрастать.

И прежде всего, это проявляется в следующем:

1. Региональные проблемы проявляются и обостряются ныне в первую очередь там, где слаба или отсутствует государственная политика содействия региональному развитию. У России такой политики пока, к сожалению, нет, во всяком случае в сравнимом с Европой и ЕС. Не может служить ей адекватной заменой и наша национальная политика, которая акцентирует внимание скорее на прошлом, чем на настоящем, и скорее на специфическом, чем на общем, у этнических субъектов Федерации, а также оставляет в стороне неэтнические, административные регионы (области, края).

2. Именно при наличии такой продуманной региональной политики регионализм в Европе, за редкими исключениями экстремистского толка, не выступает как угроза территориальной целостности государств, отдельные регионы претендуют, как максимум, на свою автономию. Равным образом речь при этом не идет о восстановлении прежних феодальных доменов: децентрализация функций управления связывается, прежде всего, с развитием демократии на местах при приближении принимаемых управленческих решений к интересам граждан.

3. Неравномерность развития регионов не может быть преодолена одной лишь "свободной игрой рыночных сил"; результат такой игры оказывается чаще всего обратным. Поэтому на определенный исторический период преодоление отсталости требует целевого вмешательства и содействия государства через перераспределение части национальных ресурсов в пользу отставших территорий. Опыт Европы показывает, что делать это надежнее всего через перераспределение доходной базы, а также обусловленность трансфертов

(субсидий) сопряженным местным финансированием при целевой адресовке содействия в целом.

4. Регионы Европы при всей своей специфике равны перед законом своих стран и действуют в едином правовом поле ЕС при минимуме исключений из этих правил, которые могут лишь противопоставлять их друг другу. Соответственно, более надежной базой региональной политики России может быть лишь единая для всех федеральная конституция, а не совокупность разнонаполненных двусторонних соглашений "регион - центр". Свою региональную составляющую пора вводить и в процессы хозяйственной реинтеграции СНГ. В частности, мощным ускорителем развития регионов здесь, по аналогии с Европой, может стать их трансграничное сотрудничество.

Очевидно, необходимо систематизированное ознакомление наших регионов и компетентных федеральных ведомств с опытом региональной политики Европы и ЕС, возможностями использования программ ЕС в этой области.

Список использованной литературы:

1. Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.

2. Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70-80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина -- М.: Изд. МГУ, 1990.

3. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

4. Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

5.Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.

6. Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

7. Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

8. Хаггет П. География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

9. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

10. Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.

11. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. - М.: Просвещение, 1995.

12. Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Структура и функционирование региональной экономики. Производственно-функциональные, географические, градостроительные, социологические критерии региона. Производительные силы региона и комплексность хозяйства. Определение региональной специализации.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Предпосылки для формирования региональной экономики в условиях планового хозяйства. Адаптация науки к рыночным отношениям. Разработка и реализация территориальных схем в 70-х – 80-х годах для решения проблемы государственной региональной политики.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2013

    Развитие хозяйства в Древнем Востоке, Греции и Риме. Роль христианства в эволюции хозяйства Европы. Становление свободно-рыночной системы. Революционный и реформистский пути экономического развития. Современные проблемы становления свободного рынка.

    курс лекций , добавлен 10.02.2011

    Исследование сущности, структуры и основных компонентов рынка труда. Современные виды рынка труда. Обзор особенностей национальных моделей рынка труда. Сравнительная характеристика российской модели рынка труда со странами Центральной и Восточной Европы.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    контрольная работа , добавлен 19.03.2011

    Суть региональной экономики, которая призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов. Принципы, механизмы и цели региональной политики в странах Европейского Союза и России.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2011

    Приватизация в России. Первый, второй, третий этап. Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России, на основании стратегий стран Центральной и Восточной Европы. Чековые инвестиционные фон

    курсовая работа , добавлен 28.04.2005

    Общая характеристика региональной политики в республике, региональная рента как мотив региональной хозяйственной ассоциации. Управление и прогнозирование развития и социально-экономической политики, специфика формирований рыночных отношений в республике.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2010

    Роль малого бизнеса в формировании антимонопольной структуры рынка. Экономическая эффективность малого бизнеса в ряде отраслей народного хозяйства. Государственная поддержка малого бизнеса в России, странах Западной Европы, США, Канаде и Японии.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Функционирование энергетических систем Украины. Механизмы и проблематика государственного регулирования естественных монополий. Реформирование деятельности энергопоставляющих предприятий Украины в условиях вступления в Энергетическое сообщество Европы.

Под территориальной структурой хозяйственного комплекса понимают совокупность определенным образом взаиморазмещенных и соединенных территориальных элементов хозяйства (отдельных отраслей), которые находятся в сложном взаимодействии.

Территориальными элементами хозяйства являются промышленные пункты, центры, узлы, районы, сельскохозяйственные зоны, транспортные магистрали, социально-экономические районы и т.п.. Формируются они в результате территориального разделения и интеграции труда.

Первичным звеном производственной сферы является предприятие. Особенности предприятий, взаемозвьязки4 между ними, их размещение значительной мере определяются формами общественной организации производства. Таких форм выделяют четыре: концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация - это сосредоточение производства на крупных предприятиях. Рост концентрации производства происходит за счет расширения действующих предприятий, строительства новых крупных предприятий или объединения нескольких малых. Экономический эффект при этой форме организации производства обеспечивается за счет уменьшения затрат на единицу продукции, увеличение финансовых возможностей для модернизации предприятия и др.. Однако чрезмерная концентрация приводит к негативным последствиям.

Специализация - выпуск предприятием однородной продукции. По форме она может быть предметной, технологической и подетально.

Кооперирование - это организация производственных связей между предприятиями для выпуска определенной продукции. Развитая кооперирования в отраслях, производящих сложную продукцию, особенно в машиностроении.

Сочетание на одном предприятии (комбинате) нескольких производств, которые могут принадлежать к разным отраслям промышленности, называется комбинированием. Основывается оно на основе комплексной переработки исходного сырья, отходов производства или последовательной технологической обработке сырья. Комбинирования является характерным для металлургической, химической и лесной промышленности.

На размещение предприятий и учреждений хозяйственного комплекса страны влияют определенные факторы, которые предопределяют эффективное функционирование их в определенном месте, маленькие затраты на производство и транспортировку продукции. их называют факторами размещения хозяйства.

Факторы размещения группируют, выделяя среди них:

а) природные (топливный, сырьевой, водный, природных условий) х

б) технико-экономические (энергетический, технико-сырьевой, транспортный, технико-спо-живчий, экономико-географического положения, производственной инфраструктуры);

в) демографически-социальные (трудовых ресурсов, потребительский, социальной инфраструктуры).

Во сырьевым в группе природных факторов необходимо понимать природное сырье, а в группе технико-экономических - материалы, изготовленные на предприятиях (металл, пластмассу), идущих на дальнейшую переработку. Потребительский фактор в группе технико-экономических факторов касается предприятий-потребителей, а в группе демографически-социальных - население.

Территориальные структуры и их типы

Лечебные свойства присущие микронутриентам – жира, белкам, углеводам. Усиленное белковое питание оказывает целебное действие при истощении организма, хронических заболеваниях, сопровождающихся потерей белка – туберкулезе, гнойных процессах, обширных ожогах.

В начале 80-х годов обнаружено свойство некоторых аминокислот повышать иммунитет организма. Группа исследователей санкт-петербургского института экспериментальной медицины установила, что аспарагиновая, глютаминовая кислота, цистеин, треопин, триптофан, аланин, ивалин стимулирует продукцию Т-лимфоцитов и антител.

Лечебная ценность жиров зависит не только от их состава, но исходного состояния организма. Жиры необходимо включать в пищу при истощении организма в результате заболеваний или тяжелой физической работы.

Лечебными свойствами обладают полиненасыщенные жирные кислоты, токоферолы и др. для людей, находящихся в экстремальных условиях (при стрессе, например) целебные фосфолипиды, содержащиеся в горохе, сметане, овсяной крупе и некоторых других продуктах.

Используются в лечебном питании противоокислительные свойства липидов.

Одним из активных антиоксидантов является Витами Е, представляющий собой смесь токоферолов, входящих в состав жиров. Витамин Е стабилизирует клеточные мембраны, гася перекисное окисление лицидов, обеспечивает устойчивость эритроцитов. При гипо- или авитаминозе Е эритроциты разрушаются, возникает гемолитическая анемия, что доказывало в прямых экспериментах на животных.

Высокими целебными свойствами обладает молоко. Белки молока, согласно экспериментальном и наблюдениям над людьми, имеют большую питательную ценность по сравнению с белками мяса и растений. Например, если для нормального роста крыс достаточно 6% молочных белков то компенсировать их могут 9% белков говядины, 10% белков пшеницы, 16-17% белков овса, 18% белков гороха.

Хорошо усваивается нашим организмом и молочный жир, находящийся эмульгированном состоянии.

В состав молока входят витамины, углеводы, микроэлементы, минеральные соли, соли кальция и др. Содержатся в молоке и органические кислоты, которые представлены главным образом цитратами, стабилизирующими молоко как дисперсную систему. Содержащиеся в молоке лактоглобулин и казеиноген. Стимулируют образование в организме человека белка. Способствует молоко усвоению железа, кальция, и др. минеральных веществ.

Белки молока, богатые лизином, повышают биологическую ценность хлеба, бедного аминокислотой. Благодаря присутствию кальция молока.

Территориальные структуры и их типы

Территориальное планирование базируется на выявлении и формировании различных типов территориальных структур (территориальной организации), которые наиболее полно соответствуют устойчивому развитию региона.

Термин «территориальная организация » утвердился в экономической и социальной географии. Понятие территориальной организации общества в широком смысле охватывает все вопросы, касающиеся территориального разделения труда, размещения производительных сил, региональных различий в производственных отношениях, расселения людей, взаимоотношения общества и природы, а также проблемы региональной социально-экономической политики. В узком - включает такие категории, как административно-территориальная организация государства, региональное управление производством, формирование территориальных организационно-хозяйственных образований, определение территориальных объектов управления, социально-экономическое районирование (Топчиев, 1996). По Б.С.Хореву, территориальная организация общества есть сочетание территориальных структур – расселения населения, производства, природопользования, объединяемых структурами управления в целях осуществления воспроизводства жизни общества в соответствии с целями и на основе действующих в данной общественной формации экономических законов. Э.Б.Алаев (1983) приводит два основных определения территориальной организации – «размещенческое» и «структурное». Территориальная организация общества – это 1) совокутность процессов или действий по размещению предприятий сферы материального производства и непроизводственной сферы, размещению населения, природопользования, с учетом их отношений, связей, соподчиненности и взаимозависимости, осуществляемых в соответствии с целями и на основе действующих в данной общественно-экономической формации экономических законов и их пространственных модификаций; 2) сочетание функционирующих территориальных структур – расселения населения, производства, природопользования, объединяемых структурами управления процессом общественного воспроизводства.

В настоящее время разработан ряд теоретических моделей рациональной территориальной организации хозяйства (техносферы), населения (социосферы), природной среды (ландшафтной сферы), природопользования (системы «природа-хозяйство») (Лаппо, 1978; Родоман, 1971 и др.). Основополагающим выступает принцип рациональной функциональной организации территориального пространства жизнедеятельности человека.

Основные элементы реальной природно-хозяйственной мозаики:

1) ареалы наибольшей концентрации населения, производства, инфраструктуры (территориальная концентрация хозяйства принимает пространственные формы промышленно-городских агломераций, урбанизированных районов, транспортных магистралей. Они образуют ядра, зоны и полосы максимальной хозяйственнй нагрузки на природную среду .) (площадные и линейные геотехсистемы);

2) биоцентры с биокоридорами природные охраняемые территории («природно-географические окна»), призванные сохранить естественную природу на уровне, необходимом для ее воспроизводства и саморазвития. И для индустриально-урбанизированных ареалов, и для природных окон жизненно необходимы соединительные «коридоры» (транспортно-коммуникационные ленты, соединяющие хозяйственные ядра, биокоридоры, соединяющие биоцентры)

Транспортные магистрали служат каналами техногенных геохимических миграций и распространения синантропных видов растений.Все линейные транспортные геосистемы играют роль мощных гидрологических, биогеохимических и экологических барьеров.

Средообразующие комплексы выступают как биоцентры , связанные между собой биокоридорами . Сеть биоцентров разных уровней и биокоридоров формирует каркас экологической стабильности территории (Low, 1982);

3) буферные полосы разделяют территориальные участки с разными несовместимыми функциями. Это охранные зоны (буферные территории, оконтуривающие заповедники с целью нейтрализации антропогенного и техногенного воздействия), санитарно-защитные зеленые зоны (в градостроительном проектировании зеленые зоны имеют установленные нормативы в зависимости от численности населения: а) в городах с населением менее 10 тыс. чел. на 1000 жителей выделяется 50 га лесной площади; б) в городах с населением более 500 тыс. чел. – 130 га на 1000 жителей. В среднем на каждого городского жителя должно приходиться 0,13 га зеленой зоны. Санитарная норма зеленой зоны установлена не менее 25 м 2 зеленых насаждений на одного городского жителя).



Важную роль играет пространственная конфигурация, сочетания (мозаика) на определенных территориях средообразующих и средопотребляющих (промышленных, сельскохозяйственных, селитебных и др.) комплексов, т.е. их территориальная организация .

В теоретических аспектах выделяется несколько типов структур рациональных с определенных точек зрения: плотности использования пространства, геоэкологической целесообразности организации территории (в плане ее устойчивого развития). Рассмотрим некоторых из них.

Закономерности размещения населенных пунктов . Оно подчиняется определенным закономерностям, связанным с законом минимальных усилий, эффектами агломерации (Кристаллер, Леш, Гарнер, Шулер и др.), геометрией ландшафта (см. рис.2.3). В человеческой деятельности проявляется стремление к агломерация для извлечения выгод, которые обеспечивают экономичность укрупнения. Агломерация можно рассматривать как узлы экономического ландшафта, образующиеся благодаря центростремительным силам. Агломерационный эффект действует на разных уровнях: в регионе, внутри города и т.д. Многие виды деятельности оказываются эффективными только тогда, когда они сконцентрированы в дном месте.

Модель поляризованного ландшафта , предложенная Б.Б.Родоманом и детализированная А.Г.Топчиевым. Б.Б.Родоман (1971) разработал принципы построения идеального культурного ландшафта (рис.2.4). По его мнению, он является хорошим способом придать необходимым оздоровляющим воздействиям на среду системный характер - это представит их как построение идеального культурного ландшафта. Такой ландшафт будет весьма различным от места к месту, да и сам идеал полностью не достижим, поскольку он должен постоянно эволюционировать вместе с человеческим обществом.

Рис. 2.3. Модели систем расселения Кристаллера

Большой город и девственная природа - это как бы два полюса современной биосферы, необходимые человеку в равной мере. Чтобы естественный ландшафт не страдал от близости города и не мешал ему расти, надо отодвинуть их друг от друга как можно дальше, и в тоже время соединив их «амортизирующей прокладкой» из промежуточных функциональных зон так, чтобы плотность постоянного населения, степень хозяйственного использования и частота посещения разных мест людьми постоянно убывали от городского центра к пригородному резервату, как убывает плотность земной атмосферы. Эти зоны человек будет пересекать и посещать при маятниковых миграциях. Между естественными и искусственными «полюсами» географической среды разместятся функциональные зоны (см. рис.2.4):

1.Природные заповедники, доступные научным работникам для исследований и экспериментов, студентам для практики, а широкой публики только для кратко временных посещений.

2.Загородные парки для длительного отдыха и туризма, лесные и охотничьи хозяйства.

4.Постоянные городские жилища и предприятия обрабатывающей промышленности, перемежающиеся с городскими парками и скверами повседневного пользования.

5. Городской центр или прицентральная зона общественного обслуживания.

6.Историко-архитектурный заповедник - старое ядро города, превращенное в мемориальный комплекс.

1.Природные заповедники

2.Загородные парки

3.Территории, используемые для сельского хозяйства средней и высокой интенсивности.

4.Постоянные городские жилища и предприятия обрабатывающей

5. Городской центр

6.Историко-архитектурный заповедник - старое ядро города

Рис. 2.4. Сетевой поляризованный ландшафт Б.Б.Родомана

Границы этих функциональных зон не остаются неизменными: у городского полюса они будут подвижнее, а вблизи природных заповедников устойчивее.

Поляризация ландшафта как целостная территориальная система может существовать только благодаря маятниковым миграциям людей. Различная людность его функциональных зон в разные времена года, дни недели и часы суток превращают его в пульсирующее демографическое поле, по которому от полюса к полюсу бегут волны.

Описанная схема поляризованного ландшафта безразмерна и безмасштабна, она осуществима на любой территории. В этом смысле между большими и малыми районами разница заключается в том. что при небольшой длине спектра в качестве зон выступают однородные земельные угодья и участки, а при больших расстояниях - пестрые ареалы не сплошного, но преимущественного распространения того или иного типа земель. Переход от крупных фрагментов поляризованного ландшафта к мелким подобен дроблению магнита, в каждом куске которого сохраняются оба полюса.

Известно, что фактический размер города ограничивается в частности максимальным временем, которое его жители тратят на ежедневное передвижение к местам работы и обслуживания. Заменив множество посещаемых пунктов одним центром, в качестве модели получим моноцентрический ареал, ограниченный изохронной доступности центра, т.е. линией, у которой все точки одинаково отстоят от этого центра по времени, необходимому на его достижение. При достаточно густой сети путей, допускающем движение по всем направлениям с одинаковой скоростью, ареал должен быть круглым и сохранять эту простейшую форму при равномерном росте во все стороны. Если же выделяются радиальные пути, обладающие повышенной скоростью, то у ареалов вдоль этих путей вырастают характерные зубцы или лепестки, а изохорны и ограниченные ими концентрические зоны становятся вогнутыми.

Правильная решетка, показанная на рисунке 2.4а. предполагает однородную равнину без рек, транспортную сеть равномерной густоты без разветвлений, равновеликие поселения без иерархии и т.п., чего в действительности нигде не бывает. Ясно, что эта теоретическая схема - лишь одно из самых первых приближений к реальной действительности - должна быть затем трансформирована применительно к местным условиям. Функциональное зонирование, подобно вышеописанному, может охватывать не только сушу, но и море. На рисунке 2.4.б, показан прибрежный вариант поляризованного ландшафта. Новым доминирующим элементом, по сравнению со схемой. А, здесь стала береговая линия. Из-за ее прямолинейности сеть основных коммуникаций сделалась прямолинейной.

Структура поляризованной организационной агломерации поселений была также предложена Б.М. Эккелем.(рис.2.5). Она разработана так как и у Б.Б. Родомана на основе использования симметрично отраженного графа рационального жизненного цикла населения: отдых-жилье - санитарно-защитная зона-производство, где в качестве оси симметрии выступают «коридоры» инфраструктуры. Б.М. Эккель считал, что в целях улучшения условий жизни населения и организации рационального природопользования целесообразно располагать функциональные районы ежедневных жизненных циклов населения в виде ориентированных графов, где места жительства и основные места обслуживания размешались бы между местами работы и отдыха, причем должно быть предусмотрено сохранение подобной ориентации в процессе роста и развития систем взаимодействия природы, населения и техники. Это позволит оптимизировать городскую среду, улучшить экологическую ситуацию.

Рис. 2.5. Поляризованный ландшафт Б.Н.Эккеля

Предполагается непосредственный контакт мест жительства с рекреациями выходного дня, которые в полосе контакта станут местом повседневного отдыха. Ограничивается контакт рекреационных районов с производственными сооружениями и инфраструктурой.

Появляется реальная возможность управления рекреационными нагрузками на природные ландшафты, Это достигается за счет отделения рекреационных дорог от путей утилитарного назначения. Выделение рекреационных дорог позволяет строить их сеть и формировать потоки рекреантов исходя из определенной программы рекреационного природопользования. За счет сведения в жгуты линейных технических сооружений предотвращается излишнее дробления природных ландшафтов и ухудшение их качества.

Происходит перераспределение контактов производства и населения с природными ландшафтами в пригородной зоне в пользу населения: формируются «селитебные» секторы природных ландшафтов для непосредственного пользования населением, в то время как в производственных целях используются части природной среды, тяготеющие к магистральным путям сообщения.

Создаваемые большими городами интенсивные нагрузки на среду можно нейтрализовать лишь концентрацией функций и применением целенаправленных природоохранных мероприятий. Создание монофункциональных районов позволяет организовать действенную охрану природы.

В дальнейшем модель поляризованного ландшафта детализирована А.Г.Топчиевым. На рис.2.6 представлена моделей территориальной организации природопользования в системе «прирорда-общество».

Рис. 2.6. Теоретическая модель (картоид) рациональной территориальной организации природопользования (системы «природа-общество»)

Типы территориальных структур систем расселения. В зависимости от типа ландшафта и истории формирования хозяйства региона можно выделить некие идеальные модели территориальных структур (рис.2.7).

Рис. 2.7. Основные типы территориальных структур

Концентрический тип территориальной структуры региона складывается на равнинных территориях с явно выраженным доминантным центром (промышленным, административным). Вокруг него в радиально-концентрическом направлении формируются населенные пункты (см. рис.2.7а). Причем, как правило, вторая концентрическая зона имеет более развитые промышленные зоны. Основные транспортные нагрузки происходят как в радиальном направлении, так и по «кольцевым» направлениям.

Полицентрический квадратно-прямоугольный тип территориальной структуры (см. рис. 2.7б) характерен так же для равнинных территорий с длительной историей развития. Основные экономические центры примерно равномерно распределены, а между ними формируются зоны экономического влияния. Основные магистрали соединяют центры экономического развития.

Линейный тип территориальной структуры (см. рис. 2.7в) формируется благодаря природным условиям (вдоль русел рек, горных массивов). Система расселения в виде основных центров повторяет природный контур, а вокруг них могут формироваться второстепенные центры. Так, основные города Прикарпатского региона – Львов, Ивано-Франковск, Черновцы, а так же их курортные и промышленные спутники, образуют одну мощную полосу расселения, которая усиливается соответствующими связями и магистралями.

Для приморских регионов характерный полицентрический приморско-фасадный тип региональной структуры (см. рис. 2.7г). Основные экономические центры – портовые и курортные города, расположенные вдоль морского побережья. Вокруг них формируются так называемые хинтерланды – зоны экономического влияния. Транспортные магистрали, идущие от портово-промышленных центров в глубь суши, отличаются значительными грузо- и пассажиропотоками. В то же время «продольные» магистрали, что соединяют приморские центры, как правило менее нагружены. Подобным образом организована территория в прибрежных регионах Одесской области.

Для регионов с развитием горнодобывающей промышленности характерный полицентрический центрально-бассейновый (или бассейновый звездный) тип территориальной структуры хозяйства (см. рис. 2.7д). Сочетание экономических центров и городских агломераций формируется в бассейнах бессистемно вокруг центров горнодобывающей промышленности. Как правило, возникают значительные антропогенные и экологические нагрузки в пределах таких центров. Такая ситуация характерна для Донбасса, Криворожского и Никопольского марганцеворудного бассейнов.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...