Японские инвесторы построят в славянке два завода по глубокой переработке древесины. Японские инвесторы надувают пузырь альткойнов


Японские инвесторы намерены построить в Приморье два завода по глубокой переработке древесины, производству пиломатериалов и запустить полномасштабное строительство мало- и многоэтажных жилых домов. Об этом стало известно на встрече российской делегации с представителями японской компании Iida Group Holdings, которая состоялась в понедельник, 18 декабря, под руководством вице-премьера – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева в рамках Дня японского инвестора во Владивостоке. Во встрече также принял участие врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе администрации края.

Генеральный директор Iida Group Holdings Ёити Нисикава подчеркнул, что компания планирует построить в посёлке Славянка два современных завода по глубокой переработке древесины и производству пиломатериалов. Часть готовых пиломатериалов пойдет на экспорт, часть – на производство домокомплектов.

"В Японии мы занимаемся домостроением. Этим же хотим заниматься и в России. Во Владивостоке уже построили два выставочных дома. Для работы в крае планируем приобрести 100% акций "Приморсклеспрома", 25% уже у нас в собственности. Ждем ответа Правительственной комиссии в Москве по этому вопросу", – уточнил господин Нисикава.

Японский бизнесмен подчеркнул, что объем инвестиций планируется значительный.

"Мы уже инвестировали в Дальний Восток почти 36 млн долларов. Максимально планируем увеличить объем инвестиций в Россию до 220 млн долларов", – обозначил инвестор.

Встреча с делегацией из Страны Восходящего Солнца состоялась в рамках Дня японского инвестора. Обсудить вопросы реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и способы интенсификации российско-японского сотрудничества в регионе прибыли около 15 компаний с мировым именем. На повестке дня – вопросы создания во Владивостоке амбулаторного реабилитационного центра, предприятия по производству пиломатериалов, строительству мало- и многоэтажных жилых домов, создании платформы для поддержки японских инвестиций в регионе, интенсификации сотрудничества России и Японии в ДФО.

В рамках встречи врио губернатора Андрей Тарасенко подчеркнул, что на данный момент Япония занимает первое место по объему накопленных инвестиций в экономику Приморья. Сегодня в крае работает 31 предприятие с японскими инвестициями – в машиностроительной, финансовой, лесопромышленной и других отраслях.

Напомним, выставка малоэтажных домов, которые планирует строить японская корпорация, открылась во Владивостоке в этом году в рамках третьего Восточного экономического форума. Японские технологии позволяют значительно сократить время на сборку дома, в среднем на это требуется месяц, при этом обеспечив их сейсмоустойчивость, адаптировать к приморскому климату.

Во Владивостоке сегодня стартовал «День японского инвестора». В 2016 году премьер-министр Синдзо Абэ представил свой «план сотрудничества из восьми пунктов», в рамках которого предполагалось нарастить инвестиции Японии в регионы Дальнего Востока. Сегодня на встрече с министром экономики Японии Хиросигэ Сэко вице-премьер РФ Юрий Трутнев планирует выяснить, почему товарооборот между странами стагнирует, а объем японских инвестиций падает. Корреспондент “Ъ” Михаил Коростиков решил прояснить точку зрения самого господина Сэко, которую тот изложил в своем письменном интервью.


- «День инвестора» - важная возможность подвести итоги 2017 года в российско-японском сотрудничестве в рамках восьми пунктов. Не могли бы вы назвать пять совместных проектов, которые считаете наиболее успешными и которые успешно реализуются японскими компаниями на территории России?

Взаимодействие между Японией и Россией в экономической сфере развивается беспрецедентными темпами, «План сотрудничества» из восьми пунктов уже дает большие результаты.

Приведу наиболее яркие примеры. В сфере медицины в июне было подписано лицензионное соглашение по противотуберкулезному препарату деламанид между Otsuka Pharmaceutical и российской фармацевтической компанией «Р-Фарм». Кроме того, в целях повышения уровня российских медицинских технологий ведется сотрудничество в таких сферах, как детская онкология, лечение новорожденных, эндоскопия.

В сфере городской среды в целях облегчения проблемы дорожных пробок в городах России компания Nikken Sekkei разработала генеральный план развития Владивостока. Кроме того, в Москве NEDO и Kyosan Electric Manufacturing провели практический эксперимент по внедрению высокотехнологичной системы светофоров, в ходе которой подтверждено снижение количества заторов максимум на 40%. Мы будем использовать эти результаты в Воронеже, а также в целом по всей России.

В области энергетики завершена первая линия проекта «Ямал СПГ», строительством которой занимались японские компании JGC Corporation и Chiyoda Corporation, а финансовую помощь оказал Японский банк международного сотрудничества (JBIC). В первой половине декабря началась отгрузка сжиженного природного газа.

В сфере промышленности в целях поощрения диверсификации промышленной структуры России и повышения производительности японские эксперты проводят диагностику производительности российских предприятий. Кроме того, более 100 менеджеров производственных линий из российских компаний побывали на стажировках в Японии. В результате во многих компаниях осуществляются реформы сознания и улучшение производственных процессов для повышения производительности.

Наконец, в финансовой сфере в сентябре были созданы совместные инвестиционные рамки JBIC и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), и уже принято решение об инвестировании почти 10 млрд руб. Кроме того, в целях содействия инвестициям между Японией и Россией была подписана обновленная Конвенция об устранении двойного налогообложения.

Мы намерены продолжать сотрудничество с российской стороной, чтобы в будущем по каждому из восьми пунктов можно было получить конкретные результаты.

По данным Японской ассоциации внешней торговли, за январь-сентябрь 2017 года Россия стала получателем 0,03% японских исходящих инвестиций, что даже меньше, чем в прошлом году. Как вы считаете, что мешает увеличению инвестиций японских компаний в Россию? Ранее в качестве такой причины назывался плохой бизнес-климат, но в 2017 году Россия в рейтинге Doing Business догнала Японию, переместившись на 35-е место. В чем причина?

Действительно, по сравнению с потенциалом наших двух стран японские инвестиции в Россию трудно назвать достаточными, но они активизируются по мере конкретизации «Плана сотрудничества» из восьми пунктов. В частности, в этом году компания Mitsui инвестировала в «Р-Фарм», DMG MORI инвестировала в модернизацию Ульяновского машиностроительного завода, Mazda - в строительство завода по производству двигателей. К тому же в следующем году Hino Motors также планирует вложить средства в строительство завода по сборке грузовых автомобилей.

Кроме того, мы намерены оказывать дальнейшую поддержку японским инвестициям в Россию, эффективно используя совместные инвестиционные рамки JBIC и РФПИ, созданные в сентябре этого года, а также пересмотренную Конвенцию об устранении двойного налогообложения.

Если речь идет об иностранных инвестициях от японских компаний, необходимо обратить внимание и на инвестиции через третьи страны, которые не фигурируют в двусторонней статистике.

В настоящий момент в каждой из трех крупных азиатских стран есть стратегия, направленная на сотрудничество с Россией. У Японии это «восемь пунктов Синдзо Абэ», у Китая - сопряжение «Пояса и пути» с Евразийским союзом. Президент Кореи выдвинул программу «девять мостов». Как вы считаете, в чем для России конкурентное преимущество японского плана по сравнению с планами других стран в 2017 и 2018 годах?

- «План сотрудничества» из восьми пунктов был представлен президенту Путину премьер-министром Абэ в мае 2016 года. В него входят такие направления, как сотрудничество, способствующее увеличению продолжительности здоровой жизни россиян с использованием японских знаний и опыта в сферах педиатрии, укрепления здоровья, профилактики и реабилитации, а также сотрудничество в сфере борьбы с дорожными пробками, обновления устаревшей инфраструктуры в целях создания комфортных условий жизни в городах.

Кроме того, «План сотрудничества» позволит использовать сильные стороны как Японии, так и России, в том числе в таких сферах, как гуманитарные и межрегиональные обмены, повышение производительности, сотрудничество между предприятиями малого и среднего бизнеса, сотрудничество в сфере передовых технологий и энергетика, чтобы граждане обеих стран смогли реально ощутить плоды сотрудничества.

Под руководством премьер-министра Абэ и президента Путина «План сотрудничества» из восьми пунктов последовательно развивается, а японо-российские экономические отношения кардинально углубляются. Считаю, что неуклонное продвижение такого сотрудничества приведет к развитию подлинного партнерства между двумя странами.

Как вы оцениваете работу территорий опережающего развития на Дальнем Востоке и работу свободного порта Владивосток? Удовлетворяют ли условия работы там запросам японских инвесторов? Какие есть проблемы?

Насколько я понимаю, работа территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток является попыткой создать условия для ведения бизнеса в Дальневосточном регионе, способствовать развитию торгово-инвестиционных отношений между данным регионом и другими странами, Японией в том числе. Японские компании, работающие в таких сферах, как выращивание овощей в теплицах, автомобилестроение, медицина и здравоохранение, лесное хозяйство, уже пользуются этими мерами, в том числе налоговыми льготами с применением данной системы.

Мы придаем большое значение укреплению сотрудничества на Дальнем Востоке России как одному из важных направлений «Плана сотрудничества» из восьми пунктов. У Дальневосточного региона с его большим потенциалом, богатыми энергетическими, сельскохозяйственными, морскими и другими ресурсами имеется много возможностей для сотрудничества. Поэтому мы хотели бы содействовать развитию сельскохозяйственной, лесной и рыбной промышленности путем повышения производственных мощностей и увеличения добавленной стоимости продукции. Кроме того, мы хотели бы совершенствовать энергетическую инфраструктуру и расширять экспорт с Дальнего Востока, а также развивать транспортную инфраструктуру для доставки продукции в европейскую часть России и страны Азиатско-Тихоокеанского региона и поддерживать финансирование и бизнес-матчинг для стимулирования связанных с этим инвестиций. Таким образом мы намерены создать позитивный цикл, направленный на развитие экспортно ориентированной промышленности на Дальнем Востоке.

Не только на Дальнем Востоке, но и по всей России по-прежнему существуют такие проблемы, как нестабильность правовой системы и сложная процедура инвестирования. Но даже если по отдельным проектам будут возникать проблемы, надеюсь, они будут решаться путем сотрудничества Японии и России к взаимной пользе сторон. Насколько я понимаю, «День японского инвестора» является попыткой стимулировать инвестиции из Японии, и я хотел бы провести плодотворную дискуссию в этих целях с заместителем председателя правительства Юрием Трутневым.

Каких результатов в японо-российском сотрудничестве вы надеетесь достичь в 2018 году? За какими проектами и инициативами вы будете следить особенно внимательно?

2018 год станет уже третьим годом с тех пор, как премьер-министр Абэ представил «План сотрудничества» из восьми пунктов президенту Путину. Считаю, что это будет важный год с точки зрения получения конкретных результатов.

Ко времени майского визита премьер-министра Абэ в Россию мы намерены конкретизировать японо-российское сотрудничество по новым темам - цифровой экономике и улучшению производительности труда, а также сделать «План сотрудничества» из восьми пунктов еще более содержательным, в том числе вырабатывая позитивный цикл развития Дальнего Востока совместными усилиями Японии и России.

Кроме того, 2018 год станет годом Японии в России и годом России в Японии. В том же году в России состоится чемпионат мира по футболу. Надеюсь, что эти события послужат еще большей активизации гуманитарных обменов между Японией и Россией.

Опасаясь за стабильность экономики своей страны, японские инвесторы активно вкладывают деньги в . При этом в качестве места его хранения они всё чаще выбирают Швейцарию. Таковы краткие результаты статистики компании Atsuko Sato Whitehouse. Почему японские инвесторы предпочитают хранить ? Об этом – в данном материале Портала «Швейцария Деловая».

Японские инвесторы вкладываются в золото

За первые 6 месяцев 2016 года покупки золота и серебра со стороны инвесторов из Японии увеличились на 61 процент. При этом в большинстве случаев вложения осуществляются не в так называемые «обезличенные металлические счета», а в физическое золото. А вот хранить благородный металл покупатели предпочитают не в самой Японии.

Графика: Pixаbаy

В настоящее время экономические показатели страны восходящего солнца находятся далеко не лучшей форме:

  • государственный долг Японии достиг уровня в немыслимые 250 процентов от ВВП;
  • Центральный банк Японии взимает негативные проценты по гособлигациям и хранящимся на его корреспондентских счетах активам.

На данном фоне японские инвесторы опасаются значительного ослабления (если не даже девальвации) йены и скупают золото, пока её курс к доллару США всё ещё находится на высоком уровне. Напомним, что за последний год цена на золото в долларах США выросла примерно на 20 процентов. Однако, номинированная в йене, стоимость благородного металла осталась примерно такой же, что и ещё 12 месяцев назад.

Резервы золота по странам (на август 2016)

wdt_ID Страна Золото (в тоннах) % от резервов
1 США 8.133 76,000
2 Германия 3.378 69,900
3 МВФ 2.814 0,000
4 Италия 2.451 69,400
5 Франция 2.435 65,400
6 Китай 1.823 2,300
7 Россия 1.498 16,200
8 Швейцария 1.040 6,700
9 Япония 765 2,600
10 Нидерланды 612 63,300

Кстати, не только японские инвесторы перемещают благородный металл в Конфедерацию. Аналогично поступают также состоятельные

Россия всегда находится в зоне интересов зарубежных инвесторов и партнеров. Вместе с тем, несмотря на очевидную привлекательность, есть ряд сложностей, которые иностранных инвесторов останавливают. Давайте попробуем разобраться в глобальных причинах недоверия иностранных инвесторов на примере Страны восходящего солнца - Японии.

Принципиально разный подход

За достаточно длительное время работы в Департаменте инвестиционной политики в строительстве г. Москвы, профильной деятельностью которого является привлечение российских и иностранных инвестиций, мне пришлось не раз принимать участие в совещаниях, переговорном процессе и, что самое важное, в составлении условий договоров и согласовании их как со сторонами, так и с нормами действующего законодательства двух субъектов правоотношений – двух государств.

Следует отметить, что подход к инвестициям, как к некоему способу действий на свой страх и риск (а именно так эта деятельность определена российским законодательством), имеющих своей целью получение прибыли, для России и Японии принципиально разный.

Исторически в период СССР отношения, связанные с частной собственностью и деятельностью, направленной на извлечение прибыли, были не просто отрицаемы и не уважаемы обществом, а являлись уголовным преступлением, в качестве меры наказания за которое применялись не столько штрафы, сколько лишение свободы и (в особых случаях) высшая мера, то есть смертная казнь (дело Берты Бородкиной).

Как следствие подобного отношения к бизнесу и частной собственности, в постперестроечном российском обществе отсутствовал навык обращения с экономическим инструментом – инвестициями. Данная деятельность была новой, и требовалось (и требуется до сих пор) определенное время как для ее становления, так и для выстраивания нормативно-правовой базы (написания законов и иных распорядительных документов).

И до настоящего времени статус инвестора – ни российского, ни иностранного – российским законом абсолютно не защищен. Указание в законе на деятельность «на свой страх и риск» в современных российских реалиях звучит как предупреждение и чуть ли не угроза.

У иностранных инвесторов, разумеется, возникает желание максимально обезопасить свои экономические интересны. Таким образом, наиболее желанными объектами инвестирования, или, как принято считать, самыми безопасными и гарантированными, являются природные ресурсы, недвижимое имущество, включая землю и недра. Сложные объекты инвестиций как, например, научная деятельность, интеллектуальная собственность или экологические программы, которые традиционно поддерживаются правительством Японии начиная с 1980-х годов, в условиях нормативно-правовой базы РФ оцениваются как рисковые и рассматриваются минимально или практически не рассматриваются.

Для Японии, как страны с ограниченными природными ресурсами и крайне высокой плотностью населения, в настоящее время очень высока инвестиционная привлекательность использования для своих целей земель, расположенных на Дальнем Востоке России и находящихся в транспортной доступности.

Принимая во внимание менталитет японских бизнесменов, которые, в отличие от российских, имели возможность развивать навыки торгово-экономических отношений весьма эффективно на протяжении всего ХХ века, кроме того, учитывая наличие геополитических факторов и оспариваемых Японией территорий, предполагать взаимное доверие и комфортные условия для бизнеса между Японией и РФ в текущей экономической и политической ситуации было бы несколько смелым прогнозом.

Торгово-экономические отношения

На состоявшейся в декабре 2016 года встрече министра экономического развития РФ Максима Орешкина с японским коллегой, министром экономики, торговли, промышленности Японии, Хиросигэ Сэко была отмечена невысокая интенсивность торгово-экономических отношений и инвестиционного взаимодействия. Объем товарооборота составил 16 млрд долл., объем инвестиций же – всего около 300 млн долл. Данный показатель является для российско-японских отношений рекордно низким. Для сравнения Максим Орешкин привел в пример Китай, с которым у России экономическое сотрудничество развивается хорошими темпами. Как пояснил российский министр, товарооборот России с Китаем в четыре раза выше, чем с Японией. «Если за первые три квартала 2016 года японские инвестиции в Россию упали на 80%, то китайские инвестиции выросли на 20%», – заключил Орешкин, выразив надежду на изменение ситуации в сфере российско-японских связей.

При условии предоставления надежных гарантий и ясной схемы разрешения споров можно смело прогнозировать серьезное увеличение объема японских инвестиций в экономику РФ. Имеется в виду понятная для японцев процедура разрешения экономических и юридических противоречий в случае их возникновения. Одним из условий диалога (принимая во внимание явно выражаемое японской стороной недоверие российской правоохранительной и судебной системе) может являться определение независимой судебной инстанции, например швейцарского арбитража – независимой стороны для рассмотрения спора.

Вторым понятным для японского инвестора способом защиты инвестиций могут являться дополнительные имущественные гарантии, как то: встречное предоставление имущества, возможность осуществления удержания, наличие поручительства и т. д. К сожалению, принятый мировой способ защиты транснациональных инвестиций в виде страхового покрытия не применим в России в результате низкого страхового рейтинга, тем не менее потенциальное желание инвестировать в развивающуюся экономику двигает нормативно-правовую деятельность на государственном уровне. Так, по общему правилу международные договоры и соглашения имеют преимущество перед локальными нормативными актами.

Мыслить тысячелетиями

Особенность мышления японского инвестора состоит в давно подмеченной способности мыслить тысячелетиями. Именно это делает японского инвестора интересным и привлекательным для российского бизнеса. Следует также отметить, что японский инвестор склонен тщательно обсуждать каждую деталь договора и не менее тщательно ее исполнять и требовать неукоснительного исполнения от партнера.

При обсуждении условий инвестиционной деятельности (а это именно деятельность, растянутая на определенном промежутке времени, к тому же совместная) российскому партнеру надо приготовиться к долгому и обстоятельному обсуждению всех, даже самых мелких и, на первый взгляд, незначительных деталей. Необходимо помнить, что Япония является давним, хотя и непростым партнером России по ряду перспективных направлений и имеет особый интерес в части поставок не только денег, но и технологий, с которыми связано ее стабильное развитие.

Япония, являясь второй, после США, страной по уровню развития экономики, имеет потенциально огромный рынок для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Вплоть до конца 70-х гг. в Японии сохранялись довольно жесткие ограничения для иностранных инвесторов. Однако в силу международных обязательств в рамках ОЭСР, МВФ, ГАТТ и других международных организаций, а также под нажимом основных торгово-экономических партнеров, требовавших сокращения чрезмерно большого положительного сальдо внешнеторгового баланса, в целях преодоления экономического спада, поиска новых путей и способов оживления экономики и повышения ее конкурентоспособности, Япония вынуждена была пойти на постепенную либерализацию условий инвестирования иностранного капитала.

Правительство установило лишь небольшое количество ограничений на ПИИ в Японию и уже осуществило ряд мер по устранению или либерализации большинства правовых ограничений, распространяемых на специфические отрасли экономики. В отношении иностранных фирм, имеющих намерение сделать инвестиции, правительство не выдвигает каких-либо требований в отношении сбалансированности их экспорта или структуры торговли. Иностранные инвестиции не подвергаются риску экспроприации или национализации, как это имеет место во многих других странах. Трудности, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы, как впервые выходящие на японский рынок, так и стремящиеся увеличить объем своих инвестиций в Японии, в большинстве своем являются не результатом каких-либо правовых ограничений со стороны японского правительства, а происходят из сложившейся практики ведения частного бизнеса; эти трудности заключаются в следующем:- довольно высокий общий уровень цен в Японии, что делает слишком дорогим для иностранных инвесторов как выход на рынок Японии, так и увеличение своих инвестиций в ней;- корпоративная практика и рыночные устои, запрещающие иностранным компаниям приобретение японских фирм (включая непривычный для иностранцев японский бухгалтерский учет и закрытость финансовой информации); перекрестное держание акций между фирмами-участницами различных бизнес-групп («кэйрэцу»), низкая доля официально котирующихся на фондовой бирже обыкновенных акций по отношению к общему капиталу многих компаний, а также широко распространенная антипатия к слияниям и объединениям западного толка; - широко распространенная среди японских компаний, входящих в вышеупомянутые бизнес-группы «кэйрэцу», практика установления особо тесных взаимоотношений между продавцом и покупателем, наделяющих их эксклюзивными правами в рамках создаваемых союзов и объединений, что весьма затрудняет проникновение в них иностранных фирм, а также местных «новичков»; - обременительные законы и регулирование, которые напрямую или косвенно сужают условия для установления деловых связей и создают трудности для проникновения на японский рынок иностранной продукции, услуг и прямых иностранных инвестиций; - тесные связи между правительством и промышленностью, которые можно проиллюстрировать на примере введения неформального «административного руководства» министерств в отношении японских компаний; перемещение чиновников, вышедших на пенсию, в японские частные компании и торговые ассоциации; делегирование своих представителей в торговые ассоциации, которые устанавливают свои собственные внутренние правила, обязательные для своих членов. Прямые иностранные инвестиции в Японию.

В первой половине 1998 ф.г., т.е. за период с 1. 04. 98 по 1. 10. 98 г., ПИИ составили 4,3 млрд.долл. (увеличение на 2% по сравнению с соответствующим периодом 1997 ф.г.). Но при этом произошло довольно значительное (на 28,6%) сокращение японских инвестиций за рубеж, составивших в I половине 1998 ф.г. всего 16,8 млрд.долл. Дисбаланс в объемах иностранных инвестиций в Японию и японских инвестиций за рубеж в течение пяти лет (1993-97 ф.г.) сохранялся на уровне 1:10 и лишь в первой половине 1998 ф.г. он уменьшился до уровня 1:3,9. За более длительный период, начиная с 1950 ф.г. и по 1997 ф.г., когда совокупные ПИИ в Японию составили 50,3 млрд.долл., а объем японских инвестиций за рубеж - 616,3 млрд.долл., это соотношение составило 1: 12,3. Ряд японских фирм перенесли свое производство из третьих стран в Японию. Так, компания «Кэнон Кемикалс» решила увеличить производство картриджей для лазерных принтеров в самой Японии, а фирма «Мацусита электрик» вообще перенесла производство телефаксов из Малайзии в Японию. Такая инвестиционная политика объясняется продолжающимся в Азии экономическим кризисом.

В течение первой половины 1998 ф.г. резко изменилась географическая направленность иностранных инвестиций в Японию. На первое место вышли страны-инвесторы из Северной Америки, объем инвестиций из которых увеличился более чем в 3 раза, а их доля в общих иностранных инвестициях возросла с 22,44 до 42,6%. Объем инвестиций из европейских стран увеличился на 46%, их доля составила 33,1%, из которых в указанный период 18,5% приходится на Голландию. Почти в 2 раза (с 12,4 до 21,5%) возросла доля инвестиций, осуществляемых находящимися в Японии предприятиями с иностранным капиталом.

В отраслевом плане также произошла переориентация иностранных капиталовложений в Японию: при довольно значительном (почти в 2 раза) сокращении инвестиций в производственную сферу, в такие отрасли, как нефтепереработка и пищевая промышленность, произошло резкое увеличение иностранных инвестиций в непроизводственный сектор японской экономики, в частности, в финансовую и страховую сферы в 10 раз, в развитие систем телекоммуникаций в 4,5 раза, при одновременном сокращении инвестиций в приобретение недвижимости почти на 90%. Японские Инвестиции за рубежом. В первой половине 1998 ф.г. (с 1.4.98 г. по 1.10.98 г.) ПИИ в иеновом выражении по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года сократились на 17,1% и составили 2,3 трлн.иен, а в долларовом выражении они сократились на 28,6% и составили 16,8 млрд.долл. По объему ПИИ Япония стабильно занимает пятое место в мире (после США, Англии, Франции и Германии), хотя за пятилетний период (1993/97 ф.гг.) ее доля в мировом объеме зарубежных инвестиций возросла почти в 2 раза: с 13,8% в 1993 ф.г. до 26,1% в 1997 ф.г. По объемам иностранных инвестиций в страну из-за рубежа Япония традиционно значительно уступает вышеперечисленным странам, годовые «внутренние» инвестиции которых в 1997 г. составили: в США - 93,5 млрд.долл., во Францию - 38 млрд.долл., в Англию - 23 млрд.долл.; а в Японию - всего 5,5 млрд.долл. Основной сферой приложения японского капитала была и остается Северная Америка, за период с 1950 по 1997 ф. гг. сюда направлено около 270 млрд.долл. или 43,8% всех японских ПИИ. В последние годы наибольший объем капиталовложений в США (в 1997 ф.г. - 35%) пришелся на разработку программных продуктов. В последние годы происходит переориентация японских зарубежных инвестиций: доля Сев. Америки (точнее, США и Канады) уменьшилась с 47,9% в 1996 г. до 20,5% в первой половине 1998 ф.г.; возросли объемы инвестиций в страны Зап. Европы с 15,4% в 1996 ф.г. до 21,6% в первой половине 1998 ф. г. (с 1.4.98 по 1.10.98). Основным партнером Японии в Европе является Англия, из общего объема японских инвестиций в этот регион за период с 1951 по 1997 ф. гг. в 117 млрд.долл., на долю Англии приходится 45 млрд.долл.; в первой половине 1998 ф.г. инвестиции в Англию возросли на 82% и составили 1,6 млрд.долл.

Доля азиатских стран в объеме японских ПИИ сократилась с 24% в 1996 ф.г. до 17,7% в 1998 ф.г., даже в такую динамично развивающуюся страну как Китай, японские инвестиции, составлявшие в 1995 г. 4,5 млрд.долл., сократились в 1997 ф.г. до 2 млрд.долл, а доля Китая уменьшилась за этот период с 8,7% до 3,7%. В инвестициях в Китай изменилась их отраслевая структура - произошел спад инвестиций в производственную сферу с 3,5 млрд.долл. в 1995 г. до 1,5 млрд.долл. в 1997 г. По данным Экспортно-импортного банка Японии, за последний год число компаний с японским капиталом в Китае сократилось с 215 до 195. Это сокращение объясняется возросшей неопределенностью перспектив в инвестиционной политике КНР, а также низкой эффективностью работы ранее созданных пpoизвoдcтв. По оценке Эксимбанка, на ближайшие 10 лет Китай будет оставаться основным партнером Японии в Азиатском регионе. Начиная с 1996 ф.г., японские инвесторы предпочитают вкладывать деньги не в расширение производства, а в недвижимость, сферу обслуживания и различные валютно-финансовые учреждения зарубежных партнеров. Законодательные акты, регулирующие иностранные инвестиции в Японию. Итоги вышеуказанной поэтапной либерализации, проводившейся правительством Японии с 1967 г., нашли свое отражение в положениях «Закона о контроле над валютным обменом и внешней торговлей», из названия которого в апр. 1997 г. было убрано слово «контроль». Этот Закон, впервые принятый в дек. 1949 г. и трижды (в дек. 1980 г., в апр. 1991 г. и в апр. 1997 г.) подвергшийся радикальному пересмотру вплоть до изменения названия, содержит основные принципы регулирования деятельности иностранного капитала в Японии. Закон, в частности, определяет понятие «иностранный инвестор», классифицирует виды сделок, относящихся к «иностранным инвестициям», к которым, в частности, относятся и сделки, связанные с импортом технологии, а также устанавливает порядок их осуществления и механизм контроля.

Основная административная ответственность по осуществлению контроля за исполнением положений данного Закона возложена на Минфин и МВТП Японии. Внесенные в апр. 1997 г. изменения в Закон, которые вступили в силу с 1 апр. 1998 г., не содержат каких-либо существенных положений, непосредственно затрагивающих существующее регулирование прямых иностранных инвестиций в Японию. Тем не менее эти изменения, принятые как в целях либерализации осуществления международных сделок, так и оживления японского финансового рынка и рынка капиталов, должны оказать стимулирующее воздействие на иностранных инвесторов. Согласно Закону, с 1 янв. 1992 г. в Японии прежнее требование «о предварительном уведомлении» для всех ПИИ заменено на требование «об уведомлении пост фактум» для капиталовложений в те отрасли промышленности, где нет ограничений для иностранных инвестиций. Эти уведомления направляются иностранными инвесторами в минфин и (или) МВТП при совершении ими сделок, подпадающих под понятие «иностранные инвестиции». «Предварительное уведомление» в настоящее время необходимо только в случае направления инвестиций в определенные сектора экономики, в которых действуют различные запреты и ограничения. Доступ иностранных инвесторов в те или иные отрасли регулируется государством с точки зрения охраны национальной экономической безопасности на основе права, закрепленного за ним в Кодексе ОЭСР о либерализации «капитальных операций» (март 1982 г.).

Действуя в соответствии с положениями этого Кодекса, разрешающего ограничивать доступ иностранного капитала в отдельные отрасли с учетом особенностей национальной экономики, по представлении соответствующих обоснований в органы ОЭСР, Япония сохранила старую систему предварительных уведомлений для таких секторов экономики как: сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство; нефтепереработка; кожевенное производство; воздушный и морской транспорт. Закон позволяет самостоятельно, без согласования с органами ОЭСР, вводить ограничения для иностранных инвестиций в некоторые области производства и технологий по соображениям национальной безопасности. Решением правительства к таким областям отнесены производство вооружений и взрывчатых веществ, авиапром, производство биохимических препаратов, атомная энергетика, освоение космоса, снабжение электроэнергией, газом, водой, теплоснабжение, железные дороги, пассажирские перевозки, связь, вещание, средства охраны и сигнализации. Кроме того, на иностранных инвесторов распространяется требование получения специального разрешения (лицензии) соответствующего министерства на занятие бизнесом в таких областях, как банковское дело, страхование, операции с ценными бумагами, коммунальное хозяйство. Предпринимательская деятельность в вышеуказанных областях регулируется специальными законами, принятыми по каждой отрасли отдельно.

Положения этих законов, нередко затрудняющих деятельность иностранного капитала, в полной мере распространяются как на японские компании, так и на деятельность иностранных инвесторов. Существуют и некоторые специальные ограничения. Так, например, законодательство, регулирующее авиационную промышленность и воздушные перевозки, предусматривает, что иностранные предприниматели могут иметь не более 1/3 акций соответствующих японских компаний. Кроме того, число иностранцев в органах управления такими компаниями также не должно превышать 1/3. Закон также наделяет правительство правом запрещать или ограничивать инвестиционную деятельность представителей или компаний тех стран, которые в соответствии с принципом взаимности не предоставляют у себя аналогичных условий для деятельности японских инвесторов. В тех секторах экономики, где требуется «предварительное уведомление», правительство сохранило за собой право ограничивать ПИИ, если оно признает, что эти инвестиции могут «оказать серьезное неблагоприятное влияние на общее развитие национальной экономики». Либерализация выразилась не только в замене предварительных уведомлений последующими, но и в упрощении и облегчении процедур рассмотрения этих уведомлений, а также более благожелательном отношении к иностранным инвестициям. Даже при предварительном уведомлении, если через две недели после его подачи не получено отказа, инвестор может считать, что его вопрос решен положительно.

Однако, даже там, где прямые барьеры для ПИИ были упразднены, иностранные инвесторы зачастую сталкиваются с закрытой системой, которая всячески сопротивляется их проникновению внутрь. Многие инофирмы до сих пор вынуждены проводить предварительные пространные консультации с соответствующими министерствами непосредственно перед направлением своих инвестиций в какую-либо отрасль. Кроме этого, сама олигополистическая природа японской промышленности создает проблемы для иностранных инвесторов.

Например, в 1996 г. МВТП дерегулировало производство независимых источников энергии, и теперь каждый производитель электроэнергии может продавать электричество японским предприятиям, открыто объявляя цену на него. Однако в ближайшем будущем тем, кто только попал на рынок производства независимых источников энергии, будет разрешено продавать энергию только 12 крупнейшим японским электроэнергетическим компаниям, укрепляя тем самым их монополистические позиции. Относительно возможного участия иностранцев в СП по производству независимых источников энергии или слияния небольшой иностранной фирмы с японской, реакция МВТП была вполне определенной: возможно открытие СП по производству независимых источников энергии только при крупных японских консорциумах, а слияние иностранной фирмы с японской нежелательно.

К числу законодательных актов, имеющих отношение к регулированию иностранных инвестиций в Японию, необходимо отнести и Закон о запрете частных монополий и обеспечении справедливой торговли (Закон №54 от 1947 г.), поскольку, наряду с прямым запретом определенного рода предпринимательской деятельности, он также устанавливает в ряде случаев порядок, согласно которому как иностранный, так и японский инвестор: 1) для осуществления своих инвестиций в Японии должен предварительно получить разрешение Комиссии по справедливым сделкам при правительстве (например, при слиянии компаний, переуступке бизнеса) и 2) представлять в Комиссию соответствующие отчеты (например, отчет о владении акциями, о совмещении руководящих должностей в компаниях и др.). Предприятием с иностранным капиталом считается предприятие, созданное на территории Японии иностранным инвестором, т. е. либо физическим лицом (нерезидент), либо юридическим лицом (компания), учрежденным на основании закона иностранного государства и имеющим правление за границей, либо японская компания, полностью или частично (более чем на 50%) принадлежащая иностранному инвестору, или японская компания, в которой более половины членов совета директоров - иностранные граждане. Организация филиала или отделения иностранной компании в Японии, кредит японской компании на сумму более 1 млрд.иен (около 10 млн.долл.), а также покупка иностранными инвесторами пакета акций японской компании, дающего право контроля над ней (более 50%), либо пакета, содержащего более 10% акций компаний, не выставляющей свои акции на фондовой бирже - се эти действия называются «прямыми инвестициями» (в отличие от «портфельных», без права контроля).

Поэтому иностранное предприятие в Японии может быть создано или в результате «прямой инвестиции» (покупка контрольного пакета акций либо компании целиком), или как филиал, или как местное отделение иностранной компании. К числу нормативных актов, регулирующих иностранные инвестиции, относятся также законы, принятые в связи с осуществлением конкретных программ, нацеленных на дальнейшую либерализацию деятельности иностранного капитала в Японии. В 1986 г. был принят Закон о временных мерах по поддержке строительства особо установленных объектов с использованием возможностей частного сектора (сокращенно: «Закон о частной инициативе»).

Закон дает право предоставлять широкие льготы тем предприятиям, которые участвуют в строительстве центров по обучению иностранных бизнесменов, офисов, сдаваемых в аренду иностранным предпринимателям, готовящимся начать инвестиционную деятельность в Японии и т.д.

В марте 1992 г. был принят и в июле 1992 г. вступил в силу Закон о чрезвычайных мерах содействия импорту и привлечения иностранных инвестиций. С принятием Закона стало возможным значительно расширить деятельность по оказанию различного рода помощи иностранным компаниям, в том числе в области налогообложения и кредитования. В Японии отсутствует специальный национальный правовой механизм защиты иностранных инвестиций. Отношения иностранного частного инвестора и японского государства регулируются, как и любые гражданско-правовые отношения, национальным правом, в том числе и гражданским процессуальным кодексом.

С целью защиты интересов иностранных инвесторов в Японии 30 янв. 1982 г. при Управлении Экономического Планирования был создан такой внесудебный орган как Бюро по урегулированию претензий иностранных инвесторов (Ombudsman Bureau). Вместе с тем, в соответствии с положениями Вашингтонской конвенции от 18 марта 1965 г. «О разрешении инвестиционных споров между государствами и подданными других государств», участницей которого является и Япония, последняя в ходе конкретных переговоров соглашается на рассмотрение споров в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) в Вашингтоне, связанных с прямыми иностранными инвестициями, сторонами в которых выступают Япония и подданные других государств-участников этой Конвенции. Механизм правовой защиты иностранных инвестиций (как правило, предусмотренный Конвенцией) находит свое отражение и в заключаемых Японией с иностранными государствами двусторонних соглашениях о поощрении и защите инвестиций. Начавшийся в конце 1997 г. между Россией и Японией переговорный процесс по подготовке текста двустороннего соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций завершился подписанием 13 нояб. 1998 г. в Москве Соглашения между Правительством РФ и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений. Понимая, что объем ПИИ в Японии значительно меньше, чем в других индустриально развитых странах, японское правительство предприняло ряд мер для разрешения проблем, связанных с инвестициями.

Основные направления правительственной политики стимулирования притока иностранного капитала в Японию были изложены в опубликованном в июне 1990 г. Заявлении правительства «Об открытости политики привлечения прямых иностранных инвестиций в Японию». На базе этого Заявления был разработан ряд мер, действующих вплоть до настоящего времени. В июне 1993 г. при участии правительственного Фонда совершенствования промышленной структуры и поддержке частного сектора была создана действующая на принципах акционерной компании Японская корпорация содействия иностранным инвестициям (FIND).

Корпорация за установленную плату предоставляет широкий набор услуг для желающих обосноваться на японском рынке иностранных предпринимателей. Она, в частности, выполняет посреднические функции, помогая иностранным бизнесменам в решении бытовых вопросов на первоначальном этапе обустройства и адаптации, оказывает содействие в оформлении документов, необходимых для регистрации и дальнейшей деятельности предприятия, подборе и обучении персонала, установлении контактов с партнерами по бизнесу и т. д. Одновременно была расширена осуществляющаяся с 1984 г. программа льготного кредитования проектов, содействующих притоку иностранных инвестиций, по линии Японского банка развития (ЯБР), а также информационная работа по каналам ДЖЕТРО (Организация содействия развитию внешней торговли Японии). В соответствии с решением кабинета министров от 29 марта 1994 г. «О мерах по внешнеэкономической реформе», 1 июля 1994 г. был создан Совет по иностранным инвестициям во главе с премьер-министром. Членами Совета являются министры и начальники управлений, представляющие ключевые министерства и ведомства, ведающие вопросами регулирования иностранных инвестиций.

При Совете создана Экспертная комиссия, в состав которой вошли в качестве специальных иностранных членов руководители ТПП США и европейских стран, представители компаний из стран Азии, руководители организаций, представляющих деловые круги Японии (Кэйданрэн и др.), главы органов местного самоуправления, ученые, практические работники соответствующих министерств и ведомств на рабочем уровне. Задача Совета, являющегося по сути совещательным органом, состоит в том, чтобы осуществлять сбор информации по вопросам деятельности иностранных инвесторов в Японии, анализировать состояние и основные тенденции на рынке иностранных инвестиций, в том числе мнения представителей иностранных компаний, готовить обобщающие материалы и представлять соответствующие рекомендации правительству.

В наиболее полной и развернутой форме рекомендации Совета относительно путей дальнейшей либерализации деятельности иностранного капитала в Японии представлены в его Заявлениях от 13 июня 1995 г. и 26 апр. 1996 г. В последнем Заявлении впервые были одобрены слияния и объединения как часть инвестиционной политики правительства. На базе рекомендаций Совета, изложенных в данных заявлениях, в 1996 г. были, в частности, облегчены условия выдачи иностранным инвесторам специальных удостоверений МВТП, дающих право на получение специальных льгот; увеличен с 7 до 10 лет срок для зарегистрированных в МВТП инвесторов, в течение которого они могут погашать из прибыли (без налогообложения этой части прибыли) убытки прошлых периодов, понесенные в первые три года своей деятельности; отменено обязательное ранее требование МВТП о наличии второго поручителя при предоставлении гарантий по кредитам, предоставляемым зарегистрированным инвесторам по каналам правительственного Фонда совершенствования промышленной структуры. С 1984 г. правительством осуществляются программы льготного кредитования в целях привлечения иностранных инвестиций по линии Японского банка развития (ЯБР).

Указанная деятельность осуществляется через созданные при ЯБР «центры содействия притоку иностранных инвестиций». 7 таких центров действует внутри страны (Саппоро, Канадзава, Нагоя, Осака, Хиросима, Такамацу, Фукуока) и 5 за рубежом (Вашингтон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон и Франкфурт-на-Майне). Как правило, кредиты по линии ЯБР предоставляются по льготной ставке 2,2% компаниям, в которых доля иностранного капитала составляет более 50% (при учреждении представительств, сдаваемых иностранным бизнесменам, до 40%), для приобретения земельных участков, оборудования, строительства или приобретения зданий. С 1993 г. по линии ЯБР стала осуществляется программа льготного финансирования проектов, связанных с участием иностранных инвесторов в совместных с японскими предприятиями исследованиях и разработках передовых технологий (программа «Международные проекты по НИОКР в Японии»). Кредиты предоставляются иностранным инвесторам в случае, если их доля в капитале компании составляет не менее 50%, либо японской компании, участвующей в совместных разработках. Максимальная сумма кредитов, предоставляемых по льготной ставке 2,2%, действительной на весь срок предоставления кредита, может доходить до 60% расходов, необходимых для приобретения оборудования, проведения исследований и пр., со сроком погашения в течение 30 лет. В 1996 г. МВТП сняло требование, ограничивавшее предоставление кредитов ЯБР только под осуществление тех проектов, которые связаны с внесением первичных инвестиций в 6 отраслей с высокими технологиями (электроника, системное машиностроение, особо чистые химвещества, новые материалы, биоиндустрия и разработка передовых компьютерных программ). Главное требование, предъявляемое к содержанию проектов, состоит в том, чтобы они «содействовали обменам в области технологии» или имели отношение к созданию «инфраструктуры, необходимой для прямых иностранных инвестиций в Японии». В 1996 г. ЯБР начал осуществление новой программы предоставления иностранным инвесторам кредитов для оплаты ими расходов по аренде сооружений, налога на имущество и страховых премий.

С 1996 г. стало также возможным получение иноинвесторами кредитов ЯБР для инвестиционных целей в тех случаях, когда доля иностранного инвестора в капитале компании возрастает до 1/3 или выше в результате слияния с нею или ее приобретения (сделки типа Mergers & Aquisitions или сокр. М&А). С 1990 г., вслед за ЯБР, по линии финансовых корпораций «Хоккайдо-Тохоку» и «Окинава» практически на тех же условиях начали осуществляться аналогичные программы финансирования проектов, связанных с привлечением иноинвестиций в северовосточные районы Японии и на Хоккайдо, а также на Окинаву. Широкий комплекс мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в Японию проводится с 1984 г. по каналам полуправительственной «Джетро». Через отделения этой организации, расположенные в каждой префектуре страны, действует система предоставления иностранным инвесторам консалтинговых услуг. Эксперты по инвестициям работают в штате представительств «Джетро» в 12 странах. «Джетро» регулярно проводит симпозиумы и выставки по иностранным инвестиций в Японии. Система постоянно обновляемых компьютерных баз данных обеспечивает инвесторов информацией.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...