Утилитарный принцип социальной справедливости означает что. Принципы социальной справедливости


Построение экономической системы, ориентированной на человека, основывается на идее социальной справедливости. В настоящее время понятие социальной справедливости воспринимается общественным сознанием как благополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. Если вклад человека в общественное благосостояние существенен, то естественным будет высокое вознаграждение его труда. Доходы, полученные нечестным путем, становятся источником социальной напряженности.

В рыночной экономике неизбежно расслоение общества на крупных и мелких собственников, а также существование неравенства доходов. В связи с этим государство должно защищать интересы определенных социальных групп населения, перераспределять доходы через налоговый механизм, способствовать развитию малого бизнеса, создавать условия для индивидуальной трудовой деятельности.

Принцип социальной справедливости в распределении доходов базируется на соблюдении горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении. Принцип вертикальной справедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с первым принципом предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников. В соответствии со вторым принципом устанавливаются разные по величине налоговые ставки на разные по величине доходы.

Стремление к обеспечению равенства доходов приводит к понижению эффективности производства, ибо не заинтересовывает эффективно работать ни «бедного», рассуждающего, что «общество все равно поможет», ни «богатого», рассуждающего, что «общество все равно отнимет».

В зарубежной экономической теории выделяют следующие принципы справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный, роулсианский, утилитарный, рыночный.

Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов, все члены общества получают равные блага.

В соответствии с роулсианским принципом справедливой считается такая дифференциация доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.

Утилитарный принцип означает, что главной задачей государства является обеспечение благосостояния для возможно большего количества членов общества. При этом утверждалось, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми.

Рыночный принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Для определения степени неравенства в доходах используется кривая Лоренца. Для ее построения на горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной – долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей (рис. 11.1)

E

F Q семей,%

0 20 40 60 80 100

Рисунок 11.1 Кривая Лоренца

Если бы в распределении доходов имело место абсолютное равенство, то, например, 20 % населения получали бы 20 % всего совокупного дохода, 40 % населения – соответственно 40 % дохода, 60 % населения – 60 % дохода и т.д., то есть все точки расположились бы на линии АР. Если же нанести точки фактического распределения доходов, то получится линия ОАВСDЕ. Чем больше отклоняется кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов. Абсолютное неравенство означало бы, что и 20 %, и 40 %, и 60 % и т.д. населения не получали бы никакого дохода, а последний человек присвоил бы все 100 % дохода.

Количественно степень неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью коэффициента Джини , определяемого как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади треугольника ОЕF. Чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше будет площадь фигуры М и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к единице. В развитых странах коэффициент Джини колеблется в пределах 0,27–0,33.

Для оценки дифференциации доходов широко используется и такой показатель, как децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Применяется и такой показатель, как квинтильный коэффициент – показатель, характеризующий соотношение доходов двух крайних 20-процентных групп населения.

Ни одна экономика, в том числе и рыночная, сама по себе не в состоянии решить проблему бедности. Эту задачу должно решать государство путем перераспределения уже распределенных доходов. Основными способами такого перераспределения являются: диффренцированное взимание налогов с прибыли и личных доходов, что позволяет через трансфертные платежи оказывать финансовую помощь наименее защищенным слоям населения, реализовывать программы социальной защиты; установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальных ставок заработной платы; субсидирование отдельных отраслей и производств.

В переходной экономике особенно актуально поддерживать определенное соответствие между повышением стоимости жизни и фиксированными доходами. С этой целью применяются такие меры, как компенсация, адаптация и индексация доходов. Компенсация – это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен на товары, пользующиеся массовым спросом. Адаптация – повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимальной зарплаты) по мере роста стоимости жизни. Индексация доходов – это автоматическая корректировка номинальных доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее утвержденной методикой. В качестве индексируемых доходов могут выступать заработная плата, сбережения, социальные выплаты и пособия.

11.4 Система и механизм социальной защиты населения

Социальная защита представляет собой систему принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция и т.д.). Государственная система социальной защиты населения проявляется в разных формах: пособия по безработице, пенсии, пособия по болезни, жилищные пособия, медицинская помощь, политика социальных гарантий.

Основными принципами политики социальной защиты являются: гуманность, адресность защиты, всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения, гибкость системы, надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: натуральной и денежной. В денежной форме при определенных обстоятельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безработице и т.п.). А в натуральной форме социальная защита реализуется в виде, например, бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечение одеждой детских домов и т.д.

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, в которых они проявляют себя. Основными методами реализации социальной защиты являются: социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (многодетные семьи, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и др.); социальное страхование как система предоставления социальной помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка; социальная поддержка – это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума; социальное обслуживание семьи и детей (бытовые, медицинские, педагогические и иные услуги нуждающимся).

В последнее время особое внимание уделяется политике здоровья и экологической безопасности. В качестве самостоятельной ее выделяют в силу двух причин: тенденция депопуляции населения в связи с общим ухудшением здоровья населения под влиянием распространения угрожающих населению болезней (СПИД, наркомания и др.); резкое ухудшение экологической среды.

Проблема современного экологического кризиса внутренне связана с проблемой человека, поскольку человек неразрывно связан с природой. Однако только за последние 150 лет своего развития люди нанесли природе (а значит и себе) больший урон, чем за все 4 млн. лет истории человечества. В таких условиях необходимость экологической политики как составной части социальной политики не вызывает никаких сомнений.

Обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей называются социальными гарантиями . Выделяют следующие элементы системы социальных гарантий: гарантия равного доступа к социальным приоритетным благам; гарантия занятости, индивидуальной предпринимательской деятельности; гарантия доступа работника к принятию управленческих решений; гарантия распределения по труду; гарантия в сфере потребления; гарантия обеспечения экологической безопасности; гарантия защиты гражданских свобод каждой личности.

Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты . Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

Важнейшим видом государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет – граница доходов, ниже которой не могут быть обеспечены простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества. Он разрабатывается конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и т.д.), а также для средней семьи, состоящей из четырех человек.

Важным видом минимальных социальных гарантий является базовая ставка, представляющая собой социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы. Основой базовой ставки должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы требуется пересматривать при изменении минимального потребительского бюджета и в соответствии с ним.

Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты являются: гарантия права на труд; поддержка беднейших слоев населения; регулирование занятости.

Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании и других странах.

Социальные гарантии ни в коей мере не должны ослаблять принцип материальной заинтересованности работников в повышении эффективности труда, вести к уравнительности, препятствовать дифференциации доходов, которая обусловлена различиями в труде.

Тема 12 . Трансформационная экономика

12.1. Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике

Переходная экономика – это особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно новое состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. В западной экономической теории такие переходные процессы в экономике получили название постсоциалистической, или посткоммунистической, трансформации.

Переходная экономика имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других экономических систем.

Во-первых, для переходной экономики характерно сочетание элементов командно-адмиистративной и современной рыночной экономики .

Во-вторых, переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния . Причина этого состоит в изменении цели функционирования системы. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики – трансформация в другую систему.

В-третьих, переходная экономика отличается от административно-командной количественным и качественным изменением структуры . В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, другие институты. Однако эти элементы постепенно изменяют свое содержание и функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе, элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и иные фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдаются качественные изменения внутри- и межхозяйственных связей . Исчезают старые планово-директивные связи между субъектами экономики и уступают место рыночным формам хозяйственных связей.

Основная трудность переходного периода – это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле слова представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования.

Характерный признак переходной экономики – отсутствие или только начало формирования отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это прежде всего отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка, слабо работающие законы об экономической несостоятельности и банкротстве предприятий.

Начало переходного периода в странах СНГ характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов:

1. Глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха административно-командной системы.

2. Распад СССР и превращение бывших союзных республик в самостоятельные государства, в результате чего прервались многие хозяйственные связи друг с другом. Попытки самостоятельно решить проблемы путем экспорта товаров в западные страны оказались напрасными, так как так как все ниши на западных рынках давно заняты.

3. Деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях административно-командной системы. Она отличается преобладанием производства средств производства, потребляющего огромные капитальные, трудовые и сырьевые ресурсы. Поэтому во всех странах СНГ нужна была структурная перестройка экономики.

4. Экономическая, политическая и социальная неустойчивость.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина преобразований. Они захватывают основы существующего строя: отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание.

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Он характеризуется значительным падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, растущей безработицей.

Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными чертами: длительный спад производства; структурные диспропорции; высокие темпы инфляции; значительный дефицит государственного бюджета; снижение инвестиционной активности; падение курса национальной валюты; значительные масштабы скрытой безработицы.

Сложилось несколько концепций осуществления трансформации командной экономики. Одна из них – метод «шоковой терапии », предполагающий либерализацию цен, свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий, приватизацию государственных предприятий, реформу системы налогообложения. Либерализация цен, ведущая к инфляционному взрыву, обычно вызывает резкое первоначальное ухудшение уровня жизни населения и поэтому требует национального согласия. Классический пример реализации этой концепции – Польша, где были определенные предпосылки для такого довольно жесткого эксперимента: в стране в целом господствовала рыночная психология среди населения; значительной была частная собственность (свыше 4/5 пахотной земли принадлежало единоличным хозяйствам); во главе государства оказались силы, которым доверяло большинство населения. Эту модель перехода в определенной мере избрала и Россия.

Вторая концепция – градуализм . Предполагает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики с сохранением многих старых структур. По мнению представителей этой концепции, быстрый переход к рыночной экономике просто невозможен. Основную роль в рыночных преобразованиях градуалисты отводят государству. Наиболее характерный пример реализации названной концепции – Китай, Венгрия, а среди стран СНГ – Беларусь.

Выбор конкретного варианта перехода к рынку зависит от экономических, политических, социальных и других условий, а также от воли политического руководства. Очень важны и такие факторы, как политическое устройство страны, ее история, культура, географическое положение.

12.2 Основные направления рыночных преобразований

Выделяют следующие основные задачи переходной экономики:

1. Преодолении кризисных явлений.

2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

3. Реформирование отношений собственности.

4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5. Формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий.

В каждой стране решение названных задач имеет свою специфику, однако можно выделить несколько направлений, которые являются обязательными для любой страны:

1. Либерализация экономики, связанная прежде всего со свободой цен. Это позволяет выявить реальное соотношение между спросом и предложением тех или иных товаров.

2. Реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно этот шаг позволяет создать многообразие форм собственности.

3. Стабилизация экономики, под которой понимается устранение резких колебаний цен и формирование устойчивых финансовых отношений.

4. Реструктуризация (структурная перестройка) национальной экономики в целом и отдельных предприятий.

5. Интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей.

Важнейшую роль в переходной экономике играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация, как было сказано выше, предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства над торговлей.

Практически во всех странах с переходной экономикой после освобождения цен наблюдалась значительная инфляция, спад производства, усиление социального расслоения населения. Поэтому необходима политика макроэкономической стабилизации. Она означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и ничем не обеспеченной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере.

Одно из основных направлений переходного периода – интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Проблема заключается в перестройке внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Важную роль в преодолении трудностей переходного периода играет экономическая интеграция в рамках СНГ. Наиболее тесные экономические отношения сложились между Россией, Беларусью, Украиной и Казахстаном.

Если в целом обобщить опыт развития стран с переходной экономикой, то среди главных составляющих успешного реформирования их национальных экономик специалисты (в том числе и зарубежные) называют следующие:

1. Создание внутренних рынков на основе макроэкономической стабилизации, развития правовой инфраструктуры, обеспечения прав собственности, формирования рыночных институтов.

2. Содействие развитию частного предпринимательства в виде малых и средних предприятий, способствующих росту производства и особенно занятости.

3. Либерализация внешней торговли, что особенно важно для малых стран в плане их успешного участия в международном разделении труда, приобщения к передовым технологиям.

4. Осуществление реформы государственных предприятий с целью адаптации к условиям рыночной экономики.

5. Реформа налоговой системы.

6. Приватизация государственных предприятий (массовая – для малых и средних, на индивидуальной основе – для крупных).

7. Либерализация движения капитала для устранения ограничения притока иностранных инвестиций.

12.3 Роль государства в переходной экономике

Любая экономика не функционирует без вмешательства государства. Тем более необходимо это вмешательство в переходной экономике. Оно объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, прежний, сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вместе с самой системой. Во-вторых, в переходных экономиках некоторых стран, а в Беларуси – особенно, в течение определенного времени будет значителен удельный вес государственной собственности, государственного сектора в экономике. В-третьих, неразвитость рыночных отношений в переходный период объективно требует активного государственного воздействия на социально-экономическое развитие. В-четвертых, само государство в переходный период является инициатором многих экономических реформ. В-пятых, как отмечалось ранее, рынок сам по себе не может решить ряд макроэкономических проблем (социальная защита населения, охрана окружающей среды и др.), которые должно решать государство.

Одна из важнейших задач государства – создание условий для формирования конкуренции, демонополизация экономики. Пример: на территории бывшего СССР было расположено примерно 50 тыс. предприятий (промышленность, оптовая торговля, строительство), не считая сферы услуг, розничной торговли и сельского хозяйства. В тот же период в США имелось свыше 3,5 млн. предприятий аналогичного профиля, то есть в 70 раз больше.

Государство оказывает воздействие на экономику через механизм регулирования, включающий определение целей государственного регулирования; методы регулирования (административные, правовые и т.д.); формы реализации (прогнозирование, индикативное планирование); субъекты регулирования (банки, предприятия и т.д.); объекты регулирования (сфера обращения, сфера производства и т.д.).

Основные направления деятельности государства в переходной экономике:

1. Важным направлением деятельности государства в переходной экономике является выбор приоритетов развития . При этом учитываются такие факторы, как масштабы страны, ее международный «вес», уровень эффективности национального производства, эффективность внешней торговли и др.

2. Выработка экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики.

3. Законотворческая деятельность государства . В развитой рыночной экономике правовое регулирование в себя включает: антимонопольное законодательство; законодательство по проблемам собственности; законодательство о сделках, договорах и обязательствах; законодательство о защите потребителя; налоговое законодательство; законодательство о труде и социальной защищенности; законодательство об охране природы и др.

4. Регулирование процессов разгосударствления и приватизации.

5. Осуществление структурной перестройки народного хозяйства.

6. Создание экономических условий для инвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвестиций.

7. Важна роль государства в борьбе с инфляцией. Чтобы ограничить инфляцию, необходимо либо увеличить производство товаров, либо уменьшить количество денег в обращении. Отсутствие возможностей для роста производства товаров побуждает государство проводить жесткую финансовую политику, связанную с ограничением государственных расходов, а иногда и с сокращением государственных программ.

8. В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику , направленную на создание условий для ее либерализации, освобождения от государственного монополизма путем предоставления лицензирования и права внешней торговли отдельным хозяйствующим субъектам. С другой стороны, государство вынуждено принимать протекционистские меры для защиты отечественных производителей от конкуренции при наплыве импортных товаров на внутренний рынок. С этой целью используются пошлины, тарифы, нетарифные барьеры, принимаются меры для увеличения экспорта.

9. В переходный период могут возникнуть объективные условия для усиления социальной напряженности в обществе: резкий рост дифференциации доходов; высокие темпы инфляции и др. Поэтому государство осуществляет регулирование социальных отношений через разработку системы социальной защиты населения.

10. Важным направлением регулирующей деятельности государства является природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Название тем Кол-во часов
Всего Лекции Практич. (семинарские) занятия
1. Тема 1. Введение в макроэкономику
2. Тема 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели
3. Тема 3. Равновесие товарного рынка в кейнсианской модели
4. Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель IS-LM)
5. Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
6. Тема 6. Денежно-кредитная политика
7. Тема 7. Совокупное предложение. Кривая Филлипса
8. Тема 8. Стабилизационная государственная политика
9. Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
10. Тема 10. Экономический рост
11. Тема 11. Социальная политика государства
12. Тема 12. Трансформационная экономика
ИТОГО:

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

В модели Вальраса общее равновесие рассматривается в классическом понимании, т.е. как баланс спроса и предложения в экономике. Итальянский экономист В. Парето (1848- 1923) развил традиционный подход к проблеме общего равновесия с позиции обмена, связав его с благосостоянием участников рыночных сделок. В отношении общественного благосостояния экономическая система является эффективной, если в результате использования ограниченных ресурсов будет обеспечено максимальное удовлетворение потребностей общества.

По мнению Парето, общее равновесие может быть достигнуто в том случае, когда не только существует равновесие спроса и предложения, но и достигается эффективное распределение товаров между потребителями. Оптимум Парето, или критерий Парето-эффективности, означает, что производство, обмен, распределение и потребление в экономике являются эффективными, если товары и услуги нельзя перераспределить таким образом, чтобы улучшить положение одного участника рыночных отношений, не ухудшив положения других. Иначе - в идеальной рыночной экономике не только сбалансирован обмен товарами, но и достигается максимальное общественное благосостояние. В эффективной конкурентной экономике в состоянии ее общего равновесия ни один человек не может стать богаче, не сделав других людей беднее.

Математически оптимум Парето предполагает, что распределение товаров эффективно в том случае, когда предельная норма замещения между любыми двумя товарами х и у одинакова для любых двух потребителей, т.е.

Практически достижение такого равенства вряд ли возможно, так как предполагает одинаковую субъективную оценку предельной полезности товаров всеми потребителями.

Графически Парето-эффективность можно проиллюстрировать с помощью кривой возможных полезностей, или кривой возможностей удовлетворения. Ее обозначают буквами UPC (utility possibility curve) или UPF (utility possibility frontier). Она представляет собой кривую, отражающую максимальную величину полезности (максимальную величину удовлетворения), которую может получить общество.

Кривая возможных полезностей напоминает хорошо известную в экономической теории кривую производственных возможностей, которая используется для иллюстрации проблемы эффективного применения ограниченных ресурсов общества. Только при построении кривой производственных возможностей на осях отражалось количество двух любых товаров, между которыми осуществлялся выбор общества. При построении кривой возможных полезностей на осях приводятся единицы полезности двух любых потребителей. Все точки на кривой производственных возможностей показывают различные сочетания двух товаров, которые характеризуют эффективное и полное использование ограниченных ресурсов общества на их производство. Точки на кривой возможных полезностей показывают эффективное распределение товаров между двумя потребителями, при котором они получают максимальную полезность, или максимальное удовлетворение потребностей.

Кривая производственных возможностей имеет отрицательный наклон, так как для увеличения производства одного товара необходимо уменьшать выпуск другого. Кривая возможных полезностей также имеет отрицательный наклон, поскольку при возрастании полезности (удовлетворения) одного потребителя обязательно сокращается удовлетворение другого.

Рассмотрим кривую возможных полезностей UPC, условно отложив по вертикальной оси полезность для Сергея, а по горизонтальной оси - для Анны (рис. 12.1).

Рис. 12.1.

Кривая UPC на некоторых участках имеет вид волнистой линии, так как оценка полезности потребителями субъективна и индивидуальна. Однако невозможность единого измерения полезности разных потребителей не препятствует анализу эффективного распределения товаров между ними. Важно то, что степень удовлетворения каждого потребителя при росте величины полезности возрастает, и они стремятся к достижению большей полезности. Не имеет сомнения и тот факт, что увеличение полезности одного потребителя в условиях ограниченного производства товаров снижает полезность, полученную другим потребителем. В то же время есть комбинации, при которых достигается наиболее эффективное распределение товаров и которые отражены на кривой UPC.

На кривой возможных полезностей UPC (см. рис. 12.1) есть две крайние точки - Ол и 0$. В точке Os Сергей не получает товаров и полезность для него равна нулю, а полезность для Анны максимальна. Точка показывает, что у Анны нет товаров и полезность для нее равна нулю, а Сергей получает максимальную полезность. Все остальные точки на кривой UPC, например В, С, Z), £", А", характеризуют оптимум Парето (Парето-эффективность).

Перемещаясь из одной точки в другую на кривой UPC, невозможно повысить удовлетворение одного, не снижая степень удовлетворения другого потребителя. Если мы будем передвигаться, например, из точки D в точку £, то повысится благосостояние Анны и снизится полезность, полученная Сергеем, хотя в обоих случаях распределение продуктов в обществе будет эффективным.

Точка охарактеризует неэффективное распределение, так как любое перемещение в заштрихованной области улучшает благосостояние одной из сторон или обоих потребителей. Так, если двигаться из точки Fb точку D, то можно видеть, как повысится благосостояние Сергея без изменения полезности для Анны. Перемещение из точки Fb точку £, напротив, увеличит полезность для Анны без изменения благосостояния Сергея. Любые передвижения внутри заштрихованной площади из точки F к точкам, расположенным на участке кривой UPC между точками D и £", свидетельствуют о повышении благосостояния и Анны, и Сергея. В точке G полезность для обоих потребителей была бы еще выше, однако ее достигнуть в текущем периоде невозможно, так как общий запас продуктов недостаточен для получения Анной и Сергеем полезностей, представленных этой точкой.

Таким образом, в экономике обеспечивается эффективное распределение благ, если она находится на кривой возможных полезностей. Однако эффективное распределение товаров и услуг не обязательно может быть признано и справедливым. Так, в нашем примере точки D и £ по сравнению с точкой /"эффективны и повышают благосостояние одного из потребителей, не ухудшая положение другого. Иными словами, распределение в точке Fw неэффективно, и несправедливо и для Анны, и для Сергея.

Но если представить, что в обществе возможно только распределение, соответствующее неэффективной точке F или эффективной точке А", то какой из этих двух вариантов будет более справедливым? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Хотя распределение ресурсов в точке А является эффективным, так как она находится на кривой возможностей удовлетворения, и в этой точке видно, что Анна получит больше полезности, чем в неэффективной точке F, однако полезность для Сергея в точке А"снизится по сравнению с точкой F. В данном случае Анне более эффективное распределение благ будет представляться и более справедливым, но Сергей вряд ли согласится с этой точкой зрения.

В связи с этим возникает проблема выбора из всех точек на кривой возможных полезностей, соответствующих эффективному распределению благ, наиболее справедливой комбинации полезностей. Решение этой практической задачи зависит от преобладающего подхода к понятию "справедливость" в том или ином обществе. Различают четыре основных принципа определения социальной справедливости: эгалитарный, роулсианский, утилитарный и рыночный.

Эгалитарный принцип предполагает, что все члены общества получают равные блага, т.е. отсутствует неравенство в распределении доходов и существует уравнительное распределение в обществе.

Роулсианский принцип связан с именем американского философа Дж. Роулса. Сего точки зрения, наиболее справедливым распределением является такое, при котором достигается максимальная полезность наименее обеспеченных членов общества. Данный подход допускает неравенство в распределении, если оно способствует обеспечению более высокого уровня жизни бедных слоев населения. Например, высококвалифицированные специалисты могут получать значительное вознаграждение, увеличивая при этом производительность своего труда и производя больше товаров и услуг, часть которых в процессе перераспределения поступит наименее обеспеченным гражданам и повысит их уровень жизни.

Утилитарный принцип означает, что товары и услуги следует распределять таким образом, чтобы обеспечить максимальную общую полезность всех членов общества. Поскольку понимание полезности различных жизненных благ разное у разных людей, то большее количество товаров и услуг должны иметь те, кто способен получить большую полезность. В данном случае предполагается пропорциональное распределение богатства между членами общества в соответствии с различными функциями полезности. Понятно, что если бы все люди были одинаковы и не различались по вкусам, предпочтениям и оценке полезности, то в этом случае утилитарный и эгалитарный принципы совпали.

Рыночный принцип предполагает распределение доходов в соответствии с теорией предельной производительности факторов производства. Каждый владелец ресурсов получает доход в зависимости от величины предельного продукта и предельной выручки, полученной от использования предоставленных им факторов производства. В данном случае справедливость формируется конкурентным рынком на основе механизма спроса и предложения и установления свободных рыночных цен. С точки зрения рыночного подхода на кривой возможных полезностей UPC (см. рис. 12.1) точка К, соответствующая эффективному распределению благ, если она определилась в условиях конкурентного рыночного равновесия, более справедлива, чем, например, другая эффективная точка £>, хотя точка К и отражает более неравномерное распределение товаров между потребителями.

В связи с тем, что даже эффективное распределение благ в обществе не обязательно является справедливым с точки зрения большинства граждан, государство должно для достижения социальной справедливости выполнять экономическую функцию перераспределения ресурсов и доходов с помощью налоговой и бюджетной политики. Таким образом, перед государством стоит сложная и противоречивая проблема - добиться оптимального сочетания эффективности и справедливости в обществе.

Выбор принципов распределения определяется историческими, экономическими, политическими, духовными особенностями и традициями той или иной страны. Так, в СССР было провозглашено два главных принципа распределения жизненных благ: по труду и через общественные фонды потребления, в основном по потребностям, т.е. из четырех рассмотренных выше принципов использовались преимущественно утилитарный и роулсианский. Однако в действительности в определенной мере проявлялись и эгалитарный, и рыночный подходы. В 1990-е годы в России преобладающим стал рыночный принцип распределения со снижением оценки вклада трудового фактора в процесс производства, что резко усилило дифференциацию доходов населения и неравенство в распределении благ. Во многом это было связано с коренным изменением политической системы и экономической политики и с уменьшением роли государства в перераспределении доходов и жизненных благ в стране.

видуума удобству общества. Другими словами, когда общество пробует определять "не имеющих благоприятных условий", оно обслуживает собственный интерес или интерес человеческого достоинства? Как мы уже обосновали в первой главе, достоинство индивидуума строится частично на его уникальности, выраженной через личные выборы и предпочтения. Понимая реакцию общества на естественную лотерею как попытку преодолеть ее последствия, справедливость как честность подходит опасно близко к отказу от различий, подразумеваемых этими личными выборами и предпочтениями в пользу однородности, основанной на социальном удобстве. Дать обществу полномочия определять, что квалифицируется как последствие естественной лотереи, а также власть исправлять эти неравенства, значит, дать обществу слишком много власти над выборами и предпочтениями индивидуума .

Короче говоря, мы полагаем, что справедливость как честность придает слишком небольшой вес, и автономии индивидуума и проблемам патернализма. Она является ценной, однако, благодаря попытке включать, по крайней мере, первоначально, индивидуальные различия в систему справедливости. Она терпит неудачу в попытке делать общество слишком организованным в результате преодоления этих различий.

3.2.4. Утилитаристский смысл справедливости.

Утилитаристская теория распределения требует реализации наибольшего блага для наибольшего числа людей. Она включает калькуляцию последствий действия, считая удовольствия и выгоды положительными факторами, а страдания и лишение удовольствий отрицательными факторами. Эти факторы суммируются, и состояние дел с наибольшей общей суммой является подходящим положением дел. Утилитаризм – не теория справедливости или распределения, а теории общественного блага, в котором справедливость играет подчиненную роль. Справедливое распределение в утилитаризме содержало бы не больше, чем максимизацию выгод от товаров и услуг внутри общества.

Мы часто видим утилитаризм в работе в больших бюрократических организациях, которые создают правила, чтобы максимизировать благо организации. Эта процедура интуитивно привлекательна, и время от времени она – то, на что общество часто должно согласиться. Но она имеет серьезные этические ограничения.

Так как она имеет дело с совокупностями, утилитаризм теряет индивидуума. В такой системе, индивидуум имеет то, что мы могли бы называть достоинством только постольку, поскольку он имеет полезность для действия группы. Именно потому, что этическая теория в этой книге делает индивидуальную личность этическим центром, и видит общественное благо в качестве средства для блага индивидуума, утилитаристская концепция справедливости рассматривается с большим подозрением. Дальнейшая, и одинаково важная, критика утилитаризма состоит в том, что он создает ожидание,

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 76

А. Н. Бартко, Е. П. Михаловска- Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

что все проблемы могли бы быть решены. Однако нет никакой причины предположить, что человеческие возможности простираются так далеко. Трагический элемент присутствует в любой попытке удовлетворить потребности здравоохранения в условиях дефицита. Никакая человеческая система не может рассчитывать выполнить все, сделать распределение полностью справедливым, уменьшить все страдание. Утилитаризм прячет эту трагическую действительность в попытке рассмотреть благо как совокупность, в которой совокупное страдание просто перевешивается совокупным удовольствием.

3.2.5. Справедливость и потребности.

Система справедливости, основанной на одной потребности, полагает, что справедливая система предоставляет блага своим членам просто на основе их демонстрируемой потребности и их неспособности удовлетворить ее самостоятельно. Индивидуум – исключительный центр этого смысла справедливости, и индивидуум понят в его уникальности, то есть в терминах его специфических проблем и возможностей. Например, потому что индивидуум имеет аллергию, он имеет потребность в специализированном лечении. Просто, потому что он имеет эту потребность, он имеет право лечиться. Если он не может получить лечение самостоятельно, индивидуум имеет право обращаться за лечением к более широкому сообществу.

Эта система имеет интуитивную привлекательность, но существуют две главные трудности. Во-первых , потребность – трудное понятие, чтобы его ясно определить. Каким образом каждый различает междупотребностями ижеланиями ? Мы можем легко увидеть различие между человеком, который нуждается в лечении бронхиальной пневмонии, и другим человеком, который желает разглаживания морщин. Большинство проблем не так ясно различимо. Например, бедный человек, страдающий от корректируемой деформации, типа косолапости, нуждается в корректирующей хирургии или "просто" ее хочет? Должен ли быть на респираторе терминальный пациент в течение последних нескольких дней его жизни? Каждый ли подросток нуждается в фиксирующих устройствах (коловоротах) на его зубах? Эти вопросы глубоко связаны с проблемой определения здоровья и болезни, которую мы вкратце рассмотрим. Мы подчеркиваем, что потребности являются во многом также психосоциальными, как они являются биологическими, и различие между потребностями и желаниями – скорее различие степени и социальной оценки, чем вида.

Во-вторых , распределение, основанное на потребности, создало бы невозможный спрос на богатство и ресурсы даже для "богатого" общества, так как потребности имеют тенденцию возрастать при наличии средств их удовлетворения. Даже при абстрагировании от всех базисных благ за исключением здравоохранения, система здравоохранения, основанная исключительно на потребности разорила бы ресурсы любого общества. Когда мы учитываем все социальные блага, в которых мы нуждаемся, типа продовольствия, одежды, крова, защиты, общественной санитарии, транспортных средств и обра-

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 77

А. Н. Бартко, Е. П. Михаловска- Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

зования, становится ясно, что простая потребность не может быть единственным критерием справедливого распределения по той бескомпромиссной причине, что такое распределение невозможно.

В-третьих , потребности могут создаваться социальными обстоятельствами, в пределах от экзогенно59 вызванных болезней до косвенных последствий плохого образования и жилья. Более адекватное и разумное распределение могло бы сосредотачиваться на причинах этих проблем, а не на медицинских последствиях. В последнем анализе, потребность, если ее можно определить ясно, должна быть основанием распределения необходимых благ, но несмотря на это она не может быть единственным основанием и, в ситуации дефицита, она не может быть удовлетворена полностью.

3.2.6. Теория прав о справедливости.

Теории прав в отношении справедливости отстаивают право требования, или обоснованное требование, индивидуума на некоторые блага на том основании, что они необходимы для сохранения жизни и достоинства индивидуума. Эти права требования – к другим индивидуумам или обществу, и они налагают обязательства на других.

Теоретики общественного договора (социальные контракта) доказывают, что общество было создано, чтобы защитить права индивидуума от посягательства других. Все мы имеем, например, право на жизнь, которое все другие индивидуумы обязаны уважать. Но в естественном состоянии, до общества, нельзя было доверять другим, чтобы уважать право на жизнь, или любое другое право, и, таким образом, осуществление прав было сомнительным. Общество, согласно этим теориям, было изобретено, чтобы защитить права и обеспечить правовой санкцией ограничения и притязания, которые права воплощают. Таким образом, общество стоит позади нас, гарантируя, что другие не убьют нас, и мы вправе ожидать, что общество будет продолжать так делать.

Справедливость в теории прав может быть установлена рядом способов, в зависимости от того, как права интерпретируются. Некоторые теории прав основывают справедливость на равенстве , другиена праве на обладание ,

еще другие – на потребностях . Это означает признание, что, в то время как можно легко сказать, что справедливость удовлетворяется, когда каждый имеет свои права удовлетворенными, она является намного более сложной проблемой, чтобы описать то, какие эти права и каким образом мы их знаем. Формулируя это в терминах предыдущего параграфа, как справедливость в теории прав понимается, зависит в значительной мере от того, как права обосновываются.

59 Экзогенный – внешнего происхождения, вызываемый внешними причинами.

Ч .2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 78

При функциональном анализе основной проблемой является проблема справедливости распределения доходов. В экономической литературе выделяют четыре основных группы принципов социальной справедливости:

1) Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов.

2) Роулсианский принцип назван в честь американского современного философа Дж.Роулза, взгляды которого базировались на двух принципах: все члены общества должны иметь равные права на основные свободы; общество должно принимать решения исходя из интересов наименее обеспеченных членов. Поэтому подход предполагает такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.

3) Утилитарный принцип берет начало в работах английского философа И.Бентама и основан на том, что необходимо предоставить наибольшее счастье для наибольшего количества людей. На практике это означает, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми.

4) Рыночный принцип предполагает распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Выбор принципов справедливого распределения доходов для каждого определяется экономическим, политическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенностей общества.

Образцом успешного решения проблемы нахождения равновесия между социальной справедливостью и экономической эффективностью стала социал-демократическая, или скандинавская, модель социальной политики, наиболее полно реализованная в Швеции. Она основана на праве всех граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Высокое качество договорных отношений между объединениями работодателей и работников при постоянном контроле со стороны государства обеспечивает через систему налогообложения перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальная социальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных граждан, способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым экономический рост. Пенсии в такой модели дифференцируются как народные (социальные), выплачиваемые каждому жителю страны из бюджета по достижении им пенсионного возраста, и трудовые, зависящие от успешности трудовой деятельности. В этом находит отражение реализация двух типов справедливости - уравнительного и распределительного.

В результате осуществления ряда социальных программ в скандинавских странах созданы относительно равные стартовые возможности для всех групп населения, а шведскую модель развития называют «функциональным социализмом». Вместе с тем следует признать некоторое несовершенство данной модели в области обеспечения роста экономической эффективности.

Консервативную модель социальной политики часто называют институциональной или континентальной европейской. Она построена на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения от эффективности и продолжительности труда человека. Наиболее полно модель реализована в Германии, где в 1880 г. впервые в мире было введено медицинское страхование, а затем принят пакет законов, согласно которым размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. В финансировании пенсий принимало участие и государство. И хотя параметры данной модели постоянно совершенствовались, принципы, заложенные в ней изначально, сохраняются и сегодня.

В консервативной модели социальной политики реализуется распределительный тип социальной справедливости: перераспределительные тенденции здесь выражены слабо, а основной упор делается на трудовое участие работников в общественном производстве.

Либеральная модель социальной политики функционирует в Великобритании и США. Здесь государство обеспечивает благополучие уязвимых слоев населения и максимально стимулирует создание негосударственных форм социального страхования и социальной поддержки. Кроме того, граждане получают помощь со стороны государства в виде трансфертов за счет бюджетов различного уровня. Главное условие получения государственного пособия - малообеспеченность. В США, например, действует около 8 тыс. программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях, а критерии их выдачи варьируются от штата к штату. Существует реальная возможность получения социальной помощи одновременно по нескольким программам. Величина этих пособий незначительна, однако в совокупности они позволяют человеку, находящемуся в затруднительном положении, улучшить свое благосостояние.

Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. В литературе выделяется уравнительный и распределительный тип справедливости. Американский социолог Дж. Роулз сформулировал два принципа, которые позволяют, по его мнению, примирить противоречия социальной справедливости: принцип свободы, согласно которому любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем свободам, и принцип различия, который допускает социально-экономическое неравенство, если оно идет на пользу наиболее обездоленным Роулз Дж. Теория справедливости/ Пер. с англ. -- Новосибирск, 1995. С. 158.. Д. Смит в обоснование положений, почему социальная справедливость не должна зависеть только от стихии рыночных сил, указывает также на обусловленные географией возможности регионального неравенства, которые не могут быть ни устранены, ни обоснованы морально или социально Смит Д. Региональное развитие и социальная справедливость// Регион. 1994. № 3. С. 5..

Следует признать, что в настоящих условиях принцип справедливости должен воплощать в себе оба начала -- как уравнительное, так и распределительное. Признание социального типа государства влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граждан, независимо от их индивидуальных или социальных особенностей.

Государство, таким образом, гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума, и т. п. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производительного и результативного труда.

2. Принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения.

3. Принцип социальной солидарности, которая заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от трудоспособных к нетрудоспособным, от одного поколения к другому. Данный принцип позволяет использовать страховые подходы реализации социальной политики.

4. Принцип социального партнерства, включающий в себя такие принципы, как:

· равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;

· равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей;

· обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;

· принцип трипартизма, то есть участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей.

Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом.

Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по облучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Этот принцип предусматривает сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики. Социальная политика: Учебник/ Под общ. ред. Н.А. Волгина. 2-е изд., стереотип. -- М.: Экзамен, 2004

7. Принцип субсидиарности (поддержки), который предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.

Принципы социальной политики в большинстве своем были выработаны в процессе организации развития общества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ социального государства. Они, без сомнения, будут изменяться и в дальнейшем, однако, как можно предположить, их гуманистический фундамент останется неизменным. В настоящее время наиболее приоритетными должны являться два принципа: солидарность и субсидиарность.

Сущность любой категории, в том числе и социальной политики проявляется в ее функциях. В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

Функции социальной политики как фактора трансформации общества и обеспечения его устойчивого развития

Можно выделить основной круг функций (т. е. главных общественных задач, направлений) социальной политики.

1. Обеспечение социальной безопасности рассматривается прежде всего как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т. д.

Обеспечение политической устойчивости власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса.

Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.

Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов к экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп.

Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной групп. Социальная политика: Учебник/ Под общ. ред. Н.А. Волгина. 2-е изд., стереотип. -- М.: Экзамен, 2004

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...