Обеспечение социальной справедливости. Социальная справедливость


видуума удобству общества. Другими словами, когда общество пробует определять "не имеющих благоприятных условий", оно обслуживает собственный интерес или интерес человеческого достоинства? Как мы уже обосновали в первой главе, достоинство индивидуума строится частично на его уникальности, выраженной через личные выборы и предпочтения. Понимая реакцию общества на естественную лотерею как попытку преодолеть ее последствия, справедливость как честность подходит опасно близко к отказу от различий, подразумеваемых этими личными выборами и предпочтениями в пользу однородности, основанной на социальном удобстве. Дать обществу полномочия определять, что квалифицируется как последствие естественной лотереи, а также власть исправлять эти неравенства, значит, дать обществу слишком много власти над выборами и предпочтениями индивидуума .

Короче говоря, мы полагаем, что справедливость как честность придает слишком небольшой вес, и автономии индивидуума и проблемам патернализма. Она является ценной, однако, благодаря попытке включать, по крайней мере, первоначально, индивидуальные различия в систему справедливости. Она терпит неудачу в попытке делать общество слишком организованным в результате преодоления этих различий.

3.2.4. Утилитаристский смысл справедливости.

Утилитаристская теория распределения требует реализации наибольшего блага для наибольшего числа людей. Она включает калькуляцию последствий действия, считая удовольствия и выгоды положительными факторами, а страдания и лишение удовольствий отрицательными факторами. Эти факторы суммируются, и состояние дел с наибольшей общей суммой является подходящим положением дел. Утилитаризм – не теория справедливости или распределения, а теории общественного блага, в котором справедливость играет подчиненную роль. Справедливое распределение в утилитаризме содержало бы не больше, чем максимизацию выгод от товаров и услуг внутри общества.

Мы часто видим утилитаризм в работе в больших бюрократических организациях, которые создают правила, чтобы максимизировать благо организации. Эта процедура интуитивно привлекательна, и время от времени она – то, на что общество часто должно согласиться. Но она имеет серьезные этические ограничения.

Так как она имеет дело с совокупностями, утилитаризм теряет индивидуума. В такой системе, индивидуум имеет то, что мы могли бы называть достоинством только постольку, поскольку он имеет полезность для действия группы. Именно потому, что этическая теория в этой книге делает индивидуальную личность этическим центром, и видит общественное благо в качестве средства для блага индивидуума, утилитаристская концепция справедливости рассматривается с большим подозрением. Дальнейшая, и одинаково важная, критика утилитаризма состоит в том, что он создает ожидание,

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 76

А. Н. Бартко, Е. П. Михаловска- Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

что все проблемы могли бы быть решены. Однако нет никакой причины предположить, что человеческие возможности простираются так далеко. Трагический элемент присутствует в любой попытке удовлетворить потребности здравоохранения в условиях дефицита. Никакая человеческая система не может рассчитывать выполнить все, сделать распределение полностью справедливым, уменьшить все страдание. Утилитаризм прячет эту трагическую действительность в попытке рассмотреть благо как совокупность, в которой совокупное страдание просто перевешивается совокупным удовольствием.

3.2.5. Справедливость и потребности.

Система справедливости, основанной на одной потребности, полагает, что справедливая система предоставляет блага своим членам просто на основе их демонстрируемой потребности и их неспособности удовлетворить ее самостоятельно. Индивидуум – исключительный центр этого смысла справедливости, и индивидуум понят в его уникальности, то есть в терминах его специфических проблем и возможностей. Например, потому что индивидуум имеет аллергию, он имеет потребность в специализированном лечении. Просто, потому что он имеет эту потребность, он имеет право лечиться. Если он не может получить лечение самостоятельно, индивидуум имеет право обращаться за лечением к более широкому сообществу.

Эта система имеет интуитивную привлекательность, но существуют две главные трудности. Во-первых , потребность – трудное понятие, чтобы его ясно определить. Каким образом каждый различает междупотребностями ижеланиями ? Мы можем легко увидеть различие между человеком, который нуждается в лечении бронхиальной пневмонии, и другим человеком, который желает разглаживания морщин. Большинство проблем не так ясно различимо. Например, бедный человек, страдающий от корректируемой деформации, типа косолапости, нуждается в корректирующей хирургии или "просто" ее хочет? Должен ли быть на респираторе терминальный пациент в течение последних нескольких дней его жизни? Каждый ли подросток нуждается в фиксирующих устройствах (коловоротах) на его зубах? Эти вопросы глубоко связаны с проблемой определения здоровья и болезни, которую мы вкратце рассмотрим. Мы подчеркиваем, что потребности являются во многом также психосоциальными, как они являются биологическими, и различие между потребностями и желаниями – скорее различие степени и социальной оценки, чем вида.

Во-вторых , распределение, основанное на потребности, создало бы невозможный спрос на богатство и ресурсы даже для "богатого" общества, так как потребности имеют тенденцию возрастать при наличии средств их удовлетворения. Даже при абстрагировании от всех базисных благ за исключением здравоохранения, система здравоохранения, основанная исключительно на потребности разорила бы ресурсы любого общества. Когда мы учитываем все социальные блага, в которых мы нуждаемся, типа продовольствия, одежды, крова, защиты, общественной санитарии, транспортных средств и обра-

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 77

А. Н. Бартко, Е. П. Михаловска- Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

зования, становится ясно, что простая потребность не может быть единственным критерием справедливого распределения по той бескомпромиссной причине, что такое распределение невозможно.

В-третьих , потребности могут создаваться социальными обстоятельствами, в пределах от экзогенно59 вызванных болезней до косвенных последствий плохого образования и жилья. Более адекватное и разумное распределение могло бы сосредотачиваться на причинах этих проблем, а не на медицинских последствиях. В последнем анализе, потребность, если ее можно определить ясно, должна быть основанием распределения необходимых благ, но несмотря на это она не может быть единственным основанием и, в ситуации дефицита, она не может быть удовлетворена полностью.

3.2.6. Теория прав о справедливости.

Теории прав в отношении справедливости отстаивают право требования, или обоснованное требование, индивидуума на некоторые блага на том основании, что они необходимы для сохранения жизни и достоинства индивидуума. Эти права требования – к другим индивидуумам или обществу, и они налагают обязательства на других.

Теоретики общественного договора (социальные контракта) доказывают, что общество было создано, чтобы защитить права индивидуума от посягательства других. Все мы имеем, например, право на жизнь, которое все другие индивидуумы обязаны уважать. Но в естественном состоянии, до общества, нельзя было доверять другим, чтобы уважать право на жизнь, или любое другое право, и, таким образом, осуществление прав было сомнительным. Общество, согласно этим теориям, было изобретено, чтобы защитить права и обеспечить правовой санкцией ограничения и притязания, которые права воплощают. Таким образом, общество стоит позади нас, гарантируя, что другие не убьют нас, и мы вправе ожидать, что общество будет продолжать так делать.

Справедливость в теории прав может быть установлена рядом способов, в зависимости от того, как права интерпретируются. Некоторые теории прав основывают справедливость на равенстве , другиена праве на обладание ,

еще другие – на потребностях . Это означает признание, что, в то время как можно легко сказать, что справедливость удовлетворяется, когда каждый имеет свои права удовлетворенными, она является намного более сложной проблемой, чтобы описать то, какие эти права и каким образом мы их знаем. Формулируя это в терминах предыдущего параграфа, как справедливость в теории прав понимается, зависит в значительной мере от того, как права обосновываются.

59 Экзогенный – внешнего происхождения, вызываемый внешними причинами.

Ч .2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 78

Необходимость и сущность социальной политики государства. Социальная справедливость и социальная защищенность.

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

1. Необходимость и сущность социальной политики государства. Социальная справедливость и социальная защищенность.

2. Доходы и дифференциация населения. Кривая Лоренца.

3. Государственная политика в области регулирования социально- трудовых отношений.

Необходимость и сущность социальной политики государства. Социальная справедливость и социальная защищенность.

Экономический рост, фискальная и монетарная политика в конечном счете имеет цель – создание материальной базы для улучшения условий жизни всех членов общества.

Поэтому согласованная деятельность индивида, групп людей и государства по обеспечению благоприятных условий жизни получила название социальной политики .

Социальная политика, сточки зрения функционирования экономической системы, играет двоякую роль:

во-первых , по мере экономического роста создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Все другие аспекты экономического развития рассматриваются в качестве средств реализации социальной политики;

во-вторых , социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Вместе с тем, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Цели социальной политики в разных странах могут быть различны, но можно выделить основные:

Осуществление социальной справедливости;

Выравнивание доходов населения;

Сглаживание имущественного неравенства;

Политика занятости трудоспособного населения.

Социальная справедливость. Выбор принципов социальной справедливости в перераспределении доходов определяется в каждом обществе по-своему, исходя из духовных устоев каждого из них, выработанных национальных стандартов, сформировавшихся на протяжении всего предшествующего исторического развития данной страны.

Существует четыре взгляда на социальную справедливость :

1. эгалитарный – все члены общества получают равные блага. Означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Слово эгалитарный означает – уравнительный;

2. роулсианский – при данном подходе максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц. Связан с именем Джона Роулса, современного американского философа. По его мнению, справедливой считается такая дифференциация доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейших членов общества;

3. утилитарный – согласно данному взгляду максимизируется общая полезность всех членов общества. Этот взгляд своими корнями уходит в учение английского экономиста И. Бентама – основоположника доктрины утилитаризма. Он полагал, что главной задачей государства является обеспечение наибольшего счастья для возможно большего количества членов общества. Но, однако, Бентам исходил из того, что у разных людей функция полезности неодинаковы. Следовательно, у разных людей способность к наслаждению в результате обладания каким-то количеством благ различны;

4. рыночный – социальная справедливость устанавливается рынком. Рыночное распределение доходов предполагает соответствие, дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученного от данного фактора. В этом случае допустимо значительное неравенство в распределении доходов.

Современное общество часто называют обществом двойного стандарта, т.е. это общество равных прав, но неравных возможностей. Равные права – все граждане правового государства равны перед законом. Неравные возможности – принцип равных прав применяется к заведомо «неравным», не одинаковым людям. Все это и множество других особенностей формируют неповторимый индивидуальный облик каждого человека, определяют разные возможности людей в состязании за свое личное счастье и благополучие.

Это неравенство возможностей проявляется на потребительском рынке в неравной платежеспособности покупателей. Рынок безразличен к потребителю в том плане, что товар достается тому, кто может за него заплатить, а не тому, кто больше всего в нем нуждается. Поэтому с гуманитарной точки зрения распределение общественного продукта, и получаемых в рыночном смысле доходов, нуждаются в коррекции и изменении. Возникает задача перераспределения доходов, которую в разной мере и различных формах проводит государство.

Таким образом,социальная справедливость - это поддержание принципа распределения по труду и за счет относительного перераспределения доходов обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых групп населения.

В настоящее время параметры реализации социальной политики российского государства определяются следующими укрупненными направлениями:

Политика занятости и социально-трудовых отношений;

Политика доходов;

Политика воспроизводства населения;

Политика развития социальной сферы;

Региональная социальная политика.

С учетом мирового опыта в настоящее время в Российской Федерации сформировалась принципиально отличная от дореформенной институциональная структура социальной политики, основными звеньями которой являются:

Система социальных гарантий (минимальные социальные стандарты);

Система социального страхования;

Система социальной помощи (в том числе и частная система социальной помощи).

Система социальных гарантий предполагает бесплатное предоставление социальных благ при условии их всеобщей доступности, а распределение благ происходит по потребностям. Гарантии социальной защиты граждан берет на себя государство.

Система социальной помощи основывается на принципе социальной заботы общества о своих социально уязвимых членах и социальной благотворительности. Она предусматривает различные унифицированные подходы к определению малообеспеченных групп населения и бесплатное предоставление им социальной помощи.

Особое место в институциональной структуре социальной политики занимает частная система социальной помощи и социального страхования, которая базируется на принципе личной ответственности члена общества за себя и членов своей семьи.



Система социального страхования предполагает для всех граждан обязательство уплаты страховых взносов и пропорциональную взаимосвязь между страховыми платежами и объемом получаемых социальных благ. Система социального страхования строится на принципе общественной солидарности и ответственности государства за своих граждан. Система социального страхования строится на принципе общественной солидарности (через уплату страховых взносов) и ответственности государства за своих граждан.

Основными видами социального страхования , которые обеспечивают соответствующий современным требованиям рыночной экономики уровень исполнения государством социальной функции, являются:

- страхование пенсий (по старости и по инвалидности в результате общих заболеваний и от несчастных случаев в быту и на транспорте);

- страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм и профессиональные заболевания), которое предусматривает страхование временной и постоянной утраты трудоспособности;

- страхование на случай безработицы ;

- медицинское страхование (страхование временной утраты трудоспособности из-за болезни и предоставление медицинской помощи).

В отечественной экономической литературе часто используется понятие «социальная защита населения », в расширенной трактовке этот термин предполагает обозначение всех вышеназванных элементов институциональных структур социальной политики.

К социальной защите Международное бюро труда относит социальное страхование и социальную помощь, основные характеристики которых, следующие:

Социальное страхование Социальная помощь
1.Финансирование осуществляется за счет работодателей (в том числе государством) и трудящихся. 1. Финансируется за счет государственного и местных бюджетов.
2. Участие является обязательным. 2. В соответствии с законодательством выплаты производятся определенным категориям нуждающихся.
3. Выплаты производятся из специальных фондов, формируемых на основе взносов. 3. При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующих лиц.
4. Не требуется дополнительных средств, поскольку часть фондов инвестируется в целях получения прибыли. 4. Цель выдачи пособия – доведение уровня доходов лица до определенного обществом минимума с учетом ряда факторов. Размер пособия не связан с предшествующими уровнями заработной платы или уровнем жизни.
5. Право лица на пособие основывается на записях об уплате взносов без учета нуждаемости. 5. Социальная помощь предоставляется по результатам исследования благосостояния и ориентируется на его относительное повышение. В отличие от социального страхования она предполагает (определяемую законом) свободу действий при исчислении размеров пособия.
6. Уровень взносов и выплат прямо связан с уровнем доходов.
7. Схемы страхования от несчастных случаев на производстве должны финансироваться работодателем (в том числе и государством).

Деление социальной защиты на социальное страхование и социальную помощь обусловлено, во-первых, методами учета (не учета) социального риска и, во-вторых, различием в источниках финансирования. Социальное страхование – это страховые взносы нанимателей и трудящихся, а при социальной помощи – ресурсы, аккумулируемые в бюджетную систему в основном за счет налогообложения.

Вместе с тем надо отметить, что отнесение институциональных структур к государственному (общественному) либо частному сектору осуществляется в зависимости от характера собственности и порядка финансирования. Доходы, т.е. ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных учреждений и организаций, занятых предоставлением социальных благ (социальные гарантии и социальная защита) населению, образуются в основном за счет обязательных платежей экономических субъектов, т.е. строятся на основе глобального налогообложения. Поэтому при рассмотрении социальных расходов государства, осуществляемых через бюджетно-налоговую систему, необходимо учитывать феномен «фискальной иллюзии» граждан, который выражается в наличии временного лага между налоговыми поступлениями, а также использование косвенных налогов и государственного долга, что приводит к иллюзии их бесплатного предоставления.

Доходы, т.е. ресурсы, находящиеся в распоряжении негосударственных некоммерческих организаций, которые оказывают нерыночные социальные услуги населению, образуются за счет добровольных взносов и платных услуг, а также пожертвований населения и доходов от собственности.

В случае смешанного финансирования институциональная структура, предоставляющая социальное благо, может быть отнесена либо к государственному сектору экономики по преобладанию порядка финансирования.

В последние десятилетия в мировой практике предоставления государством социальных услуг населению находят широкое распространение контрактно-договорные отношения между государством и негосударственными некоммерческими организациями. Это объясняется тем, что виды благ, которые традиционно было принято относить к общественным, обладают свойствами и чертами частных благ и, следовательно, могут предоставляться целиком или частично сверх определенного обществом минимального социального стандарта на платной основе. Природе таких общественных благ соответствует особая структура институционального механизма, предполагающая возможность отделения функций их производства и потребления от функций их оплаты.

Таким образом, социальная защита и социальные гарантии – это условия последовательного осуществления социальной справедливости. Вследствие изменений в экономике более и менее изменяются формы, методы и нормативы социальной защиты и гарантий.

Социальная защита населения – это система мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан.

Социальные гарантии – это обязательства общества перед своими членами по определенному удовлетворению ряда необходимых потребностей.

Показатели социальной защиты населения:

1. уровень материальной обеспеченности;

2. степень доступности основной массы товаров;

3. обеспеченность жильем;

4. гарантии занятости;

5. доступность образования, здравоохранения;

6. условия беспрепятственной реализации доходов.

2. Доходы и дифференциация населения. Кривая Лоренца .

Доходы населения, их уровень, структура, источники получения и степень дифференциации являются важнейшими показателями экономического и социального благополучия общества. Поскольку доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей людей, именно они являются центральным звеном, ядром более широкого понятия – уровень жизни населения. Важно знать, что следует понимать под доходами, каковы их разновидности и основные источники получения.

Понятие «доходы» представляет сложнейшую экономическую категорию.

Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство.

Можно рассматривать «доход» как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.

«Доходы» являются важным показателем благосостояния членов общества, т.к. определяют возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей.

Таким образом, поддоходами населения понимается сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг для личного потребления.

Различные экономические теории по-разному трактуют источники личных доходов, однако общим выводом является то, что каждый производственный фактор связан с определенным видом личных доходов.

В соответствии с теорией факторов основными производственными факторами являются:

Природные ресурсы (земля и все естественные ресурсы);

Капитал, а также инвестиционные ресурсы:

Предпринимательская деятельность.

Доход на каждый из перечисленных факторов приобретает первичную форму – ренты, части прибыли, заработной платы, предпринимательского дохода. Причем доход на каждый фактор, в соответствии с теорией равен предельному вкладу этого фактора в полученный доход после реализации продукта.

На практике такое распределение доходов, исходя, только из теории предельной производительности реально не существует, так как:

1. В силу несовершенной конкуренции на рынке размер получаемого дохода зачастую не отражает вклада, задействованного для этого фактора в выпуске продукции.

2. Всегда существует неравенство и несправедливость в распределении ресурсов между членами общества, что приводит к недопустимым контрастам в распределении личных доходов строго в соответствии с теорией предельной производительности.

3. В любом цивилизованном обществе число владельцев факторов производства, формирующих доход, бывает меньше числа членов общества.

Подобные неравенства в первичном распределении ресурсов требуют включения механизмов перераспределения доходов в соответствии с законами и приоритетами общества, что позволяет выживать тем из них, которые не востребованы в производстве совокупного дохода общества.

Распределение доходов между факторами производства имеют характер функционального распределения , а образуемые при этом доходы (рента, прибыль, заработная плата, предпринимательский доход) называются первичными (факториальными).

В результате включения механизмов перераспределения этих доходов формируются вторичные доходы, и при этом появляется новый вид доходов – социальные трансферты. Социальные трансферты – это денежные или натуральные (в виде услуг или товаров) выплаты, осуществляемые обществом без получения какого-либо эквивалента взамен. Цель выплаты социальных трансфертов – социальная защита и повышение качества жизни населения, а также развитие человеческого потенциала страны. Типичными примерами социальных трансфертов являются пенсии, пособия, стипендии, другие выплаты и услуги из средств социальных фондов или иных источников. Источниками средств для выплаты социальных трансфертов являются федеральный и местный бюджеты, внебюджетные фонды социального страхования, средства общественных организаций.

Процесс формирования и использования доходов населения на каждом этапе общественного развития имеет свои особенности . Современные условия кардинально трансформировали параметры персональных доходов в России:

во-первых , изменились источники – к традиционным добавились новые (доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности и др.);

во–вторых , модифицировалась количественная и качественная оценка доходов, появились такие характеристики, как располагаемые и реально располагаемые доходы, коэффициент концентрации и дифференциации, дефицит дохода, уровень бедности, прожиточный минимум;

в-третьих , введена удельная оценка доходов населения, связанная с расчетом на душу населения, удельным весом заработной платы в душевых доходах, долей социальных трансфертов в душевом денежном доходе и др.;

в-четвертых , прибавились и новые формы использования доходов: обязательные платежи и взносы, расходы на покупку иностранной валюты, ценных бумаг, недвижимости и др.

Основными принципами формирования доходов населения являются:

Принцип распределения по труду (по его результатам и затратам);

Принцип распределения по собственности (суть которого заключается

в том, что владение любым видом собственности предполагает

получение дохода);

Принцип распределения по социально гарантированным нормам

(предоставление определенного уровня социальной защиты всем

членам общества, и в первую очередь социально уязвимым слоям

населения).

Одной из центральных проблем государственной политики доходов является решение вопроса о ранжировании данных принципов. Практическое решение этого вопроса реализуется в определенной структуре доходов населения конкретной страны.

Как уже отмечалось, доходы населения складываются из доходов по трем основным факторам: капитал, труд и земля. Поэтому далее рассмотрим структуру денежных доходов. Как видно из данных таблицы № 1 доля заработной платы, которая в 1990 г., т.е. до начала реформы соответствовала 76,4% денежных доходов, к 1998 г. стала равна 64,9% денежных доходов. В 2006 году оплата труда составила 63,2% денежных доходов населения.

В то же время за годы экономических реформ отмечался пост от предпринимательской деятельности и собственности, что в таблице №1 иллюстрировано увеличением соответствующих долей. Такое увеличение во многом объясняется возникновением различных форм занятости.

Таблица №1

Состав денежных доходов населения (в %)

При анализе личных доходов населения следует использовать такие понятия, как «совокупные», «располагаемые», «номинальные», и «реальные» доходы.

Совокупные доходы – общая сумма денежных доходов по всем источникам поступления с учетом стоимости натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства на собственное потребление и стоимости бесплатных или льготных услуг населению за счет социальных фондов.

Номинальные доходы – характеризуют уровень денежных доходов до уплаты налогов и платежей и независимо от изменения цен. Например, номинальная заработная плата, являясь вознаграждением за выполненную работу, представляет собой сумму денег, начисленную работнику.

После выплаты налогов и обязательных платежей номинальные доходы преобразуются в располагаемые доходы , т.е. доходы, которые можно потратить на конечное потребление.

Реально располагаемые доходы населения характеризуются количеством потребительских товаров и платных услуг, которые можно приобрести на денежные располагаемые доходы населения. Реальные доходы завися от динамики цен на потребительские товары и услуги, т.е. они будут понижаться при неизменных располагаемых доходах и росте цен. Различие между реально располагаемыми и номинальными доходами образуется за счет инфляции, налогов, платежей.

Отметим, что, начиная с 2000г., существует устойчивая тенденция роста реальных доходов населения. Это связано с экономическим ростом в России и переливом капитала из отраслей топливно-энергетического комплекса в другие отрасли российской экономики. Иными словами, временной лаг после роста мировых цен в конце 1998-99 г. на энергоносители и другие минеральные ресурсы привел к повышению оплаты труда в экономике в целом и, соответственно, росту реальных доходов.

Рассматривая проблему структуры и формирования доходов, необходимо различать трудовые и нетрудовые доходы. До недавнего времени в условиях командно-директивных методов управления экономикой к трудовым доходам было принято относить доходы, полученные в результате трудовой деятельности на государственных и кооперативных предприятиях и в организациях. Все виды доходов, полученные вне официальных государственных каналов, характеризовались как нетрудовые. Между тем, в условиях многообразия форм собственности и форм хозяйствования появляются новые существенные моменты.Прежде всего, речь идет о таких видах доходов, как доходы от предпринимательской деятельности и доходы от собственности. Поступления в семейный бюджет от занятий индивидуальной трудовой деятельностью по производству продукции и оказанию услуг населению, безусловно, имеют трудовую основу, а следовательно относятся к трудовым доходам. То же самое касается доходов, полученных от реализации товарной продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве.

Индивидуальная трудовая деятельность, являющаяся как основным, так и подсобным занятием граждан, - звено общественного разделения труда, этот труд – основная часть совокупного общественного труда.

Трудовой доход связан с трудовой деятельностью, а инвестиционный доход может быть связан или не связан с трудовой деятельностью. Наиболее ограниченная связь между трудовой и инвестиционной деятельностью характерна для предпринимателей, вкладывающих собственные средства в создание предприятий и в то же время непосредственно осуществляющих организаторские, управленческие и другие функции для его развития и эффективной работы.

К нетрудовым в подлинном смысле относятся лишь доходы от собственности, индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, которая ведется с отклонением от принятых в обществе правовых норм, норм морали и гражданского поведения. Такие доходы по сути своей криминальны.

Доходы населения изменяются под воздействием множества факторов: социально-политических, социально-демографических, социально-профессиональных, социально-экономических, социально-географических.

Существующее неравенство доходов характерно для всех стран независимо от уровня благосостояния их населения. По этой причине проблема измерения доходов является общей проблемой, не зависящей от политического режима и социально-экономического положения той или иной страны.

Различия в уровне доходов на душу населения называютсядифференциацией доходов .

Дифференциация доходов – явление объективное, связанное с социально-экономическими различиями в положении членов общества в сфере производства, распределения и потребления. В демократическом государстве, где политики озабочены соблюдением принципов справедливости и равенства граждан, чрезмерное богатство одних и нищета других признаются недопустимым явлением.

Рассмотрим три соответствующие группы факторов дифференциации (различия) доходов.

Дифференциация доходов с капитала вызвана, прежде всего, неравномерным распределением богатства между членами общества (земли, средств производства, недвижимости, денег и ценных бумаг и пр.).

Дифференциация объемов прибыли , связана в первую очередь с неравномерным распределением способностей к осуществлению предпринимательской деятельности, неравенством стартовых условий такой деятельности, различием социального капитала индивидов.

Дифференциация заработной платы зависит от множества разнообразных факторов. Одним из основных факторов является различия в продуктивности труда, на которые влияют производительность труда, социальная эффективность труда, человеческий и социальный капитал.

В зарубежной и российской практике оценки дифференциации доходов широко применяется методология Парето – Лоренца – Джини. При этом для ее количественной оценки используют коэффициенты концентрации доходов Лоренца и Джини.

Вильфредо Парето (1848-1923) – итальянский экономист и социолог вывел закон (закон Парето) обратной зависимости между уровнем доходов и числом их получателей. Согласно этому закону, распределение доходов не зависит ни от социальных, ни от политических институтов в стране, ни от системы налогообложения в стране. Он полагал, что при распределении совокупного дохода проявляется существенное неравенство, которое присуще всем государствам и имеет примерно одинаковые пропорции. Однако жизнь опровергла неизбежность этого положения. Так, в Великобритании после второй мировой войны система прогрессивного налогообложения практически привела к всеобщему равенству населения по уровню доходов. После уплаты высокого подоходного налога в стране осталось лишь 70 человек с доходом более 24 тыс. долларов.

Американский экономист О.Лоренц (1876-1959) развил закон Парето, предложив графическое изображение в виде кривой Лоренца (рис.1)

Кривая Лоренца – график, отражающий фактическое распределение доходов в обществе.

Рис. 1 Кривая Лоренца

Если доходы равномерно распределяются между единицами совокупности (т.е. попарные доли населения и доходов совпадают: 20% населения имеют 20% совокупного дохода, 40% населения – 40% дохода и т.д.), то все точки на графике будут находиться на линии абсолютного равенства доходов. Эта ситуация означает полное отсутствие концентрации доходов в руках какой-либо группы населения, чего в реальной жизни не бывает.

Чем более неравномерно распределение (т.е. чем выше концентрация доходов у некоторых групп населения), тем дальше отходит кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем более выпуклой она становится. Абсолютное неравенство _ это гипотетический случай, когда все население не имеет доходов, кроме одного человека или одной семьи, которые получают весь доход. В реальной жизни пределом натяжения «лука» Лоренца считается момент, когда на долю беднейших 40% населения приходится 12-13% общей суммы доходов семей страны, а разрыв в уровнях доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения начинает превышать 10 раз. Эта ситуация считается границей социальной стабильности. В России эти показатели превышают названные пределы, что свидетельствует о социальной напряженности.

В практических целях широко используется коэффициент Джини (индекс Джини), свидетельствующий об относительном неравенстве в распределении доходов, и назван коэффициентом концентрации доходов. Он определяется после графического построения кривой Лоренца.

Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до1. Чем ближе он к 1, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения, тем сильнее неравенство, тем выше степень поляризации общества по уровню доходов.

, где

· F i – доля населения, относящаяся к i-му интервалу;

· S i – доля суммарного дохода, приходящегося на начало и конец интервала.

При изучении уровня и границ бедности устанавливается граница дохода, обеспечивающего потребление на минимально допустимом уровне, т.е. определяется стоимостная величина прожиточного минимума, с которой сравниваются фактические доходы отдельных слоев населения.

Социальная справедливость – сложное и неоднозначное понятие. В экономической науке пока не сложилось единого определения социальной справедливости. В философии, в самом общем виде, социальная справедливость характеризуется как категория, предполагающая экономическое, политическое и культурное (производство, распределение и потребление духовных благ) равенство. Однако, и такой подход не дает четких параметров определения данной категории. Это обусловлено тем, что социальная справедливость связана со многими сферами жизнедеятельности человека. Экономические процессы в своем развитии тесно переплетаются с духовными и нравственными основами, с историческими особенностями, национальными традициями, природными условиями. Уровень социальной справедливости зависит не только от экономического развития общества, но и от политических, исторических, социально-психологических факторов.

В этих условиях установление оптимальных размеров вмешательства государства в распределительные процессы связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью, между стимулированием производства и социальным расслоением общества, которое при определенном уровне вызывает обострение социальных конфликтов. При разрешении такого противоречия воздействие государства, смягчающее социальную несправедливость, можно подразделить на текущее вмешательство в распределительные процессы и базовое преобразование распределительных отношений в виде альтернативных взглядов на социальную справедливость.

Текущее вмешательство государства в распределительные процессы. Формой разрешения противоречия в текущем периоде выступает перераспределение продуктов и услуг: трансфертные платежи, государственные программы помощи в виде содержания престарелых и нетрудоспособных, обеспечение образования, оказание бесплатной медицинской помощи.

Текущее государственное вмешательство в перераспределительные процессы можно свести в три основные направления .

Первое направление перераспределения совокупного дохода осуществляется в зависимости от трудового вклада с учетом размера удовлетворенных потребностей.

Второе направление перераспределения не связывается с трудовым вкладом. Размер выплат устанавливается от размера потребностей. К таким выплатам относятся: пособия многодетным и одиноким матерям, дотации на содержание детей в детских учреждениях, школах-интернатах, оплата специализированных видов лечения и т.д.

Третье направление – это “специфические выплаты” в виде льгот и услуг, предоставляемые населению непосредственно в натуральной форме через специализированные учреждения непроизводственной сферы. Такие “дополнительные доходы” предоставляются независимо от затрат индивидуального труда, и только тем, кто в них нуждается. К числу таких льгот относится бесплатная медицинская помощь, оказываемая страдающим хроническими заболеваниями; предоставление бесплатных услуг школьникам, многодетным матерям и т.д.



Существуют альтернативные взгляды на социальную справедливость – это определенные способы перераспределения доходов в виде базовых преобразований перераспределения с учетом не только экономических, но и политических, исторических и национальных норм жизни. Можно выделить четыре альтернативных взгляда на социальную справедливость (см. табл. 18.1).

Таблица 18.1.

Альтернативные взгляды на социальную справедливость 3

Эгалитарный подход предполагает полное равенство равного распределения благ между членами общества.

Роулсианский подход. Американский философ Дж. Роулс наиболее справедливым считает такое распределение, которое максимизирует полезность наименее обеспеченных членов общества. По его мнению, относительное экономическое неравенство допустимо в том случае, если оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейших слоев населения. П. Хейне придерживается противоположного мнения. Он считает, что перераспределение доходов в пользу бедных людей может привести к такому положению, при котором количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий государства по борьбе с бедностью 4 .



Утилитарный подход . Согласно этому взгляду, товары и услуги необходимо распределять, максимизируя общую полезность всех членов общества. Основоположником доктрины утилитаризма является И. Бентам. Он выдвинул принцип наибольшего счастья для наибольшего количества членов общества. При этом, с утилитарной точки зрения, больше благ желательно дать тем, кто сумеет больше ими насладиться. Если бы все люди были одинаковы, то утилитарный принцип совпал бы с эгалитарным.

Рыночный подход заключается в том, что рыночное распределение доходов предполагает соответствие дохода, полученного от каждого фактора его владельцем. Сторонники этого подхода исходят из того, что равное распределение ресурсов может лишить стимулов наиболее продуктивных членов общества. Поэтому рыночный подход допускает существенное неравенство в распределении доходов.

Исследование социальной справедливости как фактора эффективности экономики является одной из фундаментальных проблем экономической теории.

Как социальный институт справедливость - одна из форм организации, регулирования и упорядочения общественной жизни и поведения людей в экономической сфере. Как экономический институт она предстает в виде правил и ограничений экономического поведения .

Важнейшим в социальной политике является принцип социальной справедливости . С одной стороны, он гарантирует справедливость как результат вознаграждения за личный труд и успех (обоснованное неравенство), с другой - равенство в обеспечении всем членам общества одинаковых стартовых возможностей (обоснованное равенство) .

Реализация первого типа справедливости, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим условием прогрессивного формирования общества, стимулом для формирования личности, ее потребностей и приоритетов. Обоснованное неравенство обусловливает повышение экономической эффективности, однако уменьшает шансы тех, кто по не зависящим от них причинам не может осуществлять активную деятельность.

Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой -- сохраняющееся неравенство. По этой причине государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших духовных потребностей. Вместе с тем наиболее активные и работоспособные члены общества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ и услуг .

Современное общество зачастую называют обществом двойного стандарта. Характерными чертами такого общества являются, с одной стороны, равные права всех граждан демократического государства, с другой стороны, неравные возможности людей. Действительно, все граждане правового государства равны перед законом, обладают равными политическими правами. Однако существуют множества факторов, которые формируют индивидуальный облик каждого человека, наделяют его большими или меньшими способностями к обогащению и соответственно разным уровням благосостояния. Современному типу распределения доходов в развитых странах мира свойственно значительное сокращение удельного веса бедных и столь же значительное повышение удельного веса среднего класса, при практически постоянной доле богатого населения .

В экономической литературе выделяют четыре взгляда на социальную справедливость:

  • * эгалитарный (от франц. egalite -- равенство) означает «уравнительный». Этот взгляд требует равного распределения доходов. Эгалитаризм исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты;
  • * роулсианский. Этот принцип связан с именем Джона Роулза, современного американского философа. Роулсианский подход предполагает, что равенству необходимо придавать большое значение, иначе кому-то будет намного хуже, чем другим. В рамках данного подхода считается справедливой такая дифференциация доходов, при которой экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого уровня жизни беднейшими членами общества;
  • * утилитарный. Этот принцип опирается на учение Иеремии Бентама, английского экономиста, основоположника «теории счастья» -- утилитаризма. Утилитарный взгляд иногда может восприниматься как близкий к эгалитарному, но он предполагает наиболее существенное различие между наиболее и наименее обеспеченными членами общества. Если бы все люди были совершенно одинаковы в своих вкусах и предпочтениях, то утилитарный принцип превратился бы в эгалитарный;
  • * рыночный. Рыночное распределение доходов означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов; спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов .

Ко всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что социальная справедливость - это принцип, «регулирующий взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного, социальных ценносте. Это свобода, благоприятные возможности самореализации личности, доходы и богатство, знаки престижа и уважения и т. д. Такой подход позволяет утверждать о том, что социальная справедливость отражает совокупность общественных отношений обменного и распределительного типа, а также выработанные на основе социальной практики идеологические ценности.

Построение экономической системы, ориентированной на человека, основывается на идее социальной справедливости. В настоящее время понятие социальной справедливости воспринимается общественным сознанием как благополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. Если вклад человека в общественное благосостояние существенен, то естественным будет высокое вознаграждение его труда. Доходы, полученные нечестным путем, становятся источником социальной напряженности.

В рыночной экономике неизбежно расслоение общества на крупных и мелких собственников, а также существование неравенства доходов. В связи с этим государство должно защищать интересы определенных социальных групп населения, перераспределять доходы через налоговый механизм, способствовать развитию малого бизнеса, создавать условия для индивидуальной трудовой деятельности.

Принцип социальной справедливости в распределении доходов базируется на соблюдении горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении. Принцип вертикальной справедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с первым принципом предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников. В соответствии со вторым принципом устанавливаются разные по величине налоговые ставки на разные по величине доходы.

Стремление к обеспечению равенства доходов приводит к понижению эффективности производства, ибо не заинтересовывает эффективно работать ни «бедного», рассуждающего, что «общество все равно поможет», ни «богатого», рассуждающего, что «общество все равно отнимет».

В зарубежной экономической теории выделяют следующие принципы справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный, роулсианский, утилитарный, рыночный.

Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов, все члены общества получают равные блага.

В соответствии с роулсианским принципом справедливой считается такая дифференциация доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.

Утилитарный принцип означает, что главной задачей государства является обеспечение благосостояния для возможно большего количества членов общества. При этом утверждалось, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми.

Рыночный принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Для определения степени неравенства в доходах используется кривая Лоренца. Для ее построения на горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной – долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей (рис. 11.1)

E

F Q семей,%

0 20 40 60 80 100

Рисунок 11.1 Кривая Лоренца

Если бы в распределении доходов имело место абсолютное равенство, то, например, 20 % населения получали бы 20 % всего совокупного дохода, 40 % населения – соответственно 40 % дохода, 60 % населения – 60 % дохода и т.д., то есть все точки расположились бы на линии АР. Если же нанести точки фактического распределения доходов, то получится линия ОАВСDЕ. Чем больше отклоняется кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов. Абсолютное неравенство означало бы, что и 20 %, и 40 %, и 60 % и т.д. населения не получали бы никакого дохода, а последний человек присвоил бы все 100 % дохода.

Количественно степень неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью коэффициента Джини , определяемого как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади треугольника ОЕF. Чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше будет площадь фигуры М и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к единице. В развитых странах коэффициент Джини колеблется в пределах 0,27–0,33.

Для оценки дифференциации доходов широко используется и такой показатель, как децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Применяется и такой показатель, как квинтильный коэффициент – показатель, характеризующий соотношение доходов двух крайних 20-процентных групп населения.

Ни одна экономика, в том числе и рыночная, сама по себе не в состоянии решить проблему бедности. Эту задачу должно решать государство путем перераспределения уже распределенных доходов. Основными способами такого перераспределения являются: диффренцированное взимание налогов с прибыли и личных доходов, что позволяет через трансфертные платежи оказывать финансовую помощь наименее защищенным слоям населения, реализовывать программы социальной защиты; установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальных ставок заработной платы; субсидирование отдельных отраслей и производств.

В переходной экономике особенно актуально поддерживать определенное соответствие между повышением стоимости жизни и фиксированными доходами. С этой целью применяются такие меры, как компенсация, адаптация и индексация доходов. Компенсация – это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен на товары, пользующиеся массовым спросом. Адаптация – повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимальной зарплаты) по мере роста стоимости жизни. Индексация доходов – это автоматическая корректировка номинальных доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее утвержденной методикой. В качестве индексируемых доходов могут выступать заработная плата, сбережения, социальные выплаты и пособия.

11.4 Система и механизм социальной защиты населения

Социальная защита представляет собой систему принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция и т.д.). Государственная система социальной защиты населения проявляется в разных формах: пособия по безработице, пенсии, пособия по болезни, жилищные пособия, медицинская помощь, политика социальных гарантий.

Основными принципами политики социальной защиты являются: гуманность, адресность защиты, всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения, гибкость системы, надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: натуральной и денежной. В денежной форме при определенных обстоятельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безработице и т.п.). А в натуральной форме социальная защита реализуется в виде, например, бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечение одеждой детских домов и т.д.

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, в которых они проявляют себя. Основными методами реализации социальной защиты являются: социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (многодетные семьи, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и др.); социальное страхование как система предоставления социальной помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка; социальная поддержка – это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума; социальное обслуживание семьи и детей (бытовые, медицинские, педагогические и иные услуги нуждающимся).

В последнее время особое внимание уделяется политике здоровья и экологической безопасности. В качестве самостоятельной ее выделяют в силу двух причин: тенденция депопуляции населения в связи с общим ухудшением здоровья населения под влиянием распространения угрожающих населению болезней (СПИД, наркомания и др.); резкое ухудшение экологической среды.

Проблема современного экологического кризиса внутренне связана с проблемой человека, поскольку человек неразрывно связан с природой. Однако только за последние 150 лет своего развития люди нанесли природе (а значит и себе) больший урон, чем за все 4 млн. лет истории человечества. В таких условиях необходимость экологической политики как составной части социальной политики не вызывает никаких сомнений.

Обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей называются социальными гарантиями . Выделяют следующие элементы системы социальных гарантий: гарантия равного доступа к социальным приоритетным благам; гарантия занятости, индивидуальной предпринимательской деятельности; гарантия доступа работника к принятию управленческих решений; гарантия распределения по труду; гарантия в сфере потребления; гарантия обеспечения экологической безопасности; гарантия защиты гражданских свобод каждой личности.

Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты . Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

Важнейшим видом государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет – граница доходов, ниже которой не могут быть обеспечены простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества. Он разрабатывается конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и т.д.), а также для средней семьи, состоящей из четырех человек.

Важным видом минимальных социальных гарантий является базовая ставка, представляющая собой социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы. Основой базовой ставки должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы требуется пересматривать при изменении минимального потребительского бюджета и в соответствии с ним.

Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты являются: гарантия права на труд; поддержка беднейших слоев населения; регулирование занятости.

Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании и других странах.

Социальные гарантии ни в коей мере не должны ослаблять принцип материальной заинтересованности работников в повышении эффективности труда, вести к уравнительности, препятствовать дифференциации доходов, которая обусловлена различиями в труде.

Тема 12 . Трансформационная экономика

12.1. Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике

Переходная экономика – это особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно новое состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. В западной экономической теории такие переходные процессы в экономике получили название постсоциалистической, или посткоммунистической, трансформации.

Переходная экономика имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других экономических систем.

Во-первых, для переходной экономики характерно сочетание элементов командно-адмиистративной и современной рыночной экономики .

Во-вторых, переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния . Причина этого состоит в изменении цели функционирования системы. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики – трансформация в другую систему.

В-третьих, переходная экономика отличается от административно-командной количественным и качественным изменением структуры . В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, другие институты. Однако эти элементы постепенно изменяют свое содержание и функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе, элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и иные фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдаются качественные изменения внутри- и межхозяйственных связей . Исчезают старые планово-директивные связи между субъектами экономики и уступают место рыночным формам хозяйственных связей.

Основная трудность переходного периода – это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле слова представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования.

Характерный признак переходной экономики – отсутствие или только начало формирования отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это прежде всего отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка, слабо работающие законы об экономической несостоятельности и банкротстве предприятий.

Начало переходного периода в странах СНГ характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов:

1. Глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха административно-командной системы.

2. Распад СССР и превращение бывших союзных республик в самостоятельные государства, в результате чего прервались многие хозяйственные связи друг с другом. Попытки самостоятельно решить проблемы путем экспорта товаров в западные страны оказались напрасными, так как так как все ниши на западных рынках давно заняты.

3. Деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях административно-командной системы. Она отличается преобладанием производства средств производства, потребляющего огромные капитальные, трудовые и сырьевые ресурсы. Поэтому во всех странах СНГ нужна была структурная перестройка экономики.

4. Экономическая, политическая и социальная неустойчивость.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина преобразований. Они захватывают основы существующего строя: отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание.

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Он характеризуется значительным падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, растущей безработицей.

Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными чертами: длительный спад производства; структурные диспропорции; высокие темпы инфляции; значительный дефицит государственного бюджета; снижение инвестиционной активности; падение курса национальной валюты; значительные масштабы скрытой безработицы.

Сложилось несколько концепций осуществления трансформации командной экономики. Одна из них – метод «шоковой терапии », предполагающий либерализацию цен, свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий, приватизацию государственных предприятий, реформу системы налогообложения. Либерализация цен, ведущая к инфляционному взрыву, обычно вызывает резкое первоначальное ухудшение уровня жизни населения и поэтому требует национального согласия. Классический пример реализации этой концепции – Польша, где были определенные предпосылки для такого довольно жесткого эксперимента: в стране в целом господствовала рыночная психология среди населения; значительной была частная собственность (свыше 4/5 пахотной земли принадлежало единоличным хозяйствам); во главе государства оказались силы, которым доверяло большинство населения. Эту модель перехода в определенной мере избрала и Россия.

Вторая концепция – градуализм . Предполагает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики с сохранением многих старых структур. По мнению представителей этой концепции, быстрый переход к рыночной экономике просто невозможен. Основную роль в рыночных преобразованиях градуалисты отводят государству. Наиболее характерный пример реализации названной концепции – Китай, Венгрия, а среди стран СНГ – Беларусь.

Выбор конкретного варианта перехода к рынку зависит от экономических, политических, социальных и других условий, а также от воли политического руководства. Очень важны и такие факторы, как политическое устройство страны, ее история, культура, географическое положение.

12.2 Основные направления рыночных преобразований

Выделяют следующие основные задачи переходной экономики:

1. Преодолении кризисных явлений.

2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

3. Реформирование отношений собственности.

4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5. Формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий.

В каждой стране решение названных задач имеет свою специфику, однако можно выделить несколько направлений, которые являются обязательными для любой страны:

1. Либерализация экономики, связанная прежде всего со свободой цен. Это позволяет выявить реальное соотношение между спросом и предложением тех или иных товаров.

2. Реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно этот шаг позволяет создать многообразие форм собственности.

3. Стабилизация экономики, под которой понимается устранение резких колебаний цен и формирование устойчивых финансовых отношений.

4. Реструктуризация (структурная перестройка) национальной экономики в целом и отдельных предприятий.

5. Интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей.

Важнейшую роль в переходной экономике играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация, как было сказано выше, предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства над торговлей.

Практически во всех странах с переходной экономикой после освобождения цен наблюдалась значительная инфляция, спад производства, усиление социального расслоения населения. Поэтому необходима политика макроэкономической стабилизации. Она означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и ничем не обеспеченной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере.

Одно из основных направлений переходного периода – интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Проблема заключается в перестройке внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Важную роль в преодолении трудностей переходного периода играет экономическая интеграция в рамках СНГ. Наиболее тесные экономические отношения сложились между Россией, Беларусью, Украиной и Казахстаном.

Если в целом обобщить опыт развития стран с переходной экономикой, то среди главных составляющих успешного реформирования их национальных экономик специалисты (в том числе и зарубежные) называют следующие:

1. Создание внутренних рынков на основе макроэкономической стабилизации, развития правовой инфраструктуры, обеспечения прав собственности, формирования рыночных институтов.

2. Содействие развитию частного предпринимательства в виде малых и средних предприятий, способствующих росту производства и особенно занятости.

3. Либерализация внешней торговли, что особенно важно для малых стран в плане их успешного участия в международном разделении труда, приобщения к передовым технологиям.

4. Осуществление реформы государственных предприятий с целью адаптации к условиям рыночной экономики.

5. Реформа налоговой системы.

6. Приватизация государственных предприятий (массовая – для малых и средних, на индивидуальной основе – для крупных).

7. Либерализация движения капитала для устранения ограничения притока иностранных инвестиций.

12.3 Роль государства в переходной экономике

Любая экономика не функционирует без вмешательства государства. Тем более необходимо это вмешательство в переходной экономике. Оно объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, прежний, сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вместе с самой системой. Во-вторых, в переходных экономиках некоторых стран, а в Беларуси – особенно, в течение определенного времени будет значителен удельный вес государственной собственности, государственного сектора в экономике. В-третьих, неразвитость рыночных отношений в переходный период объективно требует активного государственного воздействия на социально-экономическое развитие. В-четвертых, само государство в переходный период является инициатором многих экономических реформ. В-пятых, как отмечалось ранее, рынок сам по себе не может решить ряд макроэкономических проблем (социальная защита населения, охрана окружающей среды и др.), которые должно решать государство.

Одна из важнейших задач государства – создание условий для формирования конкуренции, демонополизация экономики. Пример: на территории бывшего СССР было расположено примерно 50 тыс. предприятий (промышленность, оптовая торговля, строительство), не считая сферы услуг, розничной торговли и сельского хозяйства. В тот же период в США имелось свыше 3,5 млн. предприятий аналогичного профиля, то есть в 70 раз больше.

Государство оказывает воздействие на экономику через механизм регулирования, включающий определение целей государственного регулирования; методы регулирования (административные, правовые и т.д.); формы реализации (прогнозирование, индикативное планирование); субъекты регулирования (банки, предприятия и т.д.); объекты регулирования (сфера обращения, сфера производства и т.д.).

Основные направления деятельности государства в переходной экономике:

1. Важным направлением деятельности государства в переходной экономике является выбор приоритетов развития . При этом учитываются такие факторы, как масштабы страны, ее международный «вес», уровень эффективности национального производства, эффективность внешней торговли и др.

2. Выработка экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики.

3. Законотворческая деятельность государства . В развитой рыночной экономике правовое регулирование в себя включает: антимонопольное законодательство; законодательство по проблемам собственности; законодательство о сделках, договорах и обязательствах; законодательство о защите потребителя; налоговое законодательство; законодательство о труде и социальной защищенности; законодательство об охране природы и др.

4. Регулирование процессов разгосударствления и приватизации.

5. Осуществление структурной перестройки народного хозяйства.

6. Создание экономических условий для инвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвестиций.

7. Важна роль государства в борьбе с инфляцией. Чтобы ограничить инфляцию, необходимо либо увеличить производство товаров, либо уменьшить количество денег в обращении. Отсутствие возможностей для роста производства товаров побуждает государство проводить жесткую финансовую политику, связанную с ограничением государственных расходов, а иногда и с сокращением государственных программ.

8. В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику , направленную на создание условий для ее либерализации, освобождения от государственного монополизма путем предоставления лицензирования и права внешней торговли отдельным хозяйствующим субъектам. С другой стороны, государство вынуждено принимать протекционистские меры для защиты отечественных производителей от конкуренции при наплыве импортных товаров на внутренний рынок. С этой целью используются пошлины, тарифы, нетарифные барьеры, принимаются меры для увеличения экспорта.

9. В переходный период могут возникнуть объективные условия для усиления социальной напряженности в обществе: резкий рост дифференциации доходов; высокие темпы инфляции и др. Поэтому государство осуществляет регулирование социальных отношений через разработку системы социальной защиты населения.

10. Важным направлением регулирующей деятельности государства является природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Название тем Кол-во часов
Всего Лекции Практич. (семинарские) занятия
1. Тема 1. Введение в макроэкономику
2. Тема 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели
3. Тема 3. Равновесие товарного рынка в кейнсианской модели
4. Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель IS-LM)
5. Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
6. Тема 6. Денежно-кредитная политика
7. Тема 7. Совокупное предложение. Кривая Филлипса
8. Тема 8. Стабилизационная государственная политика
9. Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
10. Тема 10. Экономический рост
11. Тема 11. Социальная политика государства
12. Тема 12. Трансформационная экономика
ИТОГО:

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...