Социально экономические технологии поддержки населения. Социально – экономические методы в практике социальной работы


Оценка социально-экономического состояния семей и отдельных лиц на территории является сложной проблемой. Особенно на начальном этапе становления социальной службы. Тем не менее, эти исследования дают необходимую информацию, которая позволяет повысить точность прогнозирования развития и функционирования сферы услуг, их ассортимента и объема. Таким образом обосновывается необходимый базовый уровень создания всей структуры социальных услуг на территории.
Исследования преследуют две задачи:
— прогнозирование численности клиентов, их категорий, объема и ассортимента бесплатно (в соответствии с законодательством, действующим на момент исследования) предоставляемых услуг;
— сбор информации о потенциальных потребителях (покупателях) социальных услуг и возможных конкурентах.
Как и в любом процессе сбора информации, при исследовании рынка социальных услуг важно четко формулировать вопросы и знать, где, в каких вспомогательных структурах искать ответы.
Вот некоторые вопросы, которые необходимо выяснить:
1) Сколько людей из этих категорий населения, имеющих по Закону «Об основах социального обслуживания населения в РФ» право на бесплатное социальное обслуживание, проживает на территории округа.
2) Сколько на территории муниципального округа проживает всего пенсионеров, в т.ч. одиноких, из них — старше 80 лет и ветеранов труда, участников ВОВ, т.к. эти категории имеют установленные законом льготы.
3) Сколько проживает инвалидов, в т.ч. с детства, одиноких, вследствие военных конфликтов.
4) Сколько имеется семей с детьми, в т.ч. сколько из них нуждается и сколько смогут оплатить социальные услуги.
5) Каким должен быть перечень необходимых платных услуг, на какие суммы оплаты можно рассчитывать.
6) Каковы тенденции дальнейшего развития рынка платных и бесплатных социальных услуг.
Кроме того, определяется у потенциальных клиентов:
возраст, уровень доходов, образ жизни, в чем они испытывают потребность и что они хотят получить от системы социального обслуживания, каким образом можно добиться удовлетворения запросов потенциальных и реальных покупателей услуг и т.д.
Существует два общих типа исследований рынка — первичное и вторичное. Первичное исследование предполагает выход в реальный мир и сбор информации. Например, заходя в квартиру, беседуя с жильцами, участковыми врачами, работниками домоуправлений и жилищных контор, учителями и т.д. Вторичное исследование подразумевает изучение данных, которые уже были собраны кем-то другим. Несмотря на термин «вторичные», этот тип исследований в большинстве случаев дает возможность наименьшими затратами получить необходимую информацию, в частности:
управление социальной защиты населения данной территории имеет демографические сведения о таких категориях населения, как пенсионеры, получающие трудовую и социальную пенсию, пенсию по случаю потери кормильца; многодетные семьи, неполные семьи; одинокие и одиноко проживающие и т.д.; уровень душевых доходов; возрастное распределение;
школа может предоставить сведения о семьях с асоциальным поведением родителей и семьях, где дети не получают надлежащего питания, не обеспечиваются по причине бедности одеждой, учебниками и;
т.д.;
в Службе занятости можно получить данные о безработных родителях. Сведения о наличии предприятий и их типах и форме собственности, их доходности и соответственно возможностях как потенциальных благотворителей можно получить в муниципальных администрациях.
Источники вторичных данных разнообразны. Исключительно важная информация может быть найдена в самых неожиданных местах. В сущности, наиболее сложным аспектом вторичного исследования является определение, где искать необходимую информацию.
Поскольку вторичной информации оказывается недостаточно, требуется самостоятельное исследование социального пространства. Первичные исследования особенно важны при постановке на обслуживание новых клиентов, о которых еще не имеется данных в других структурах системы. Например, это касается клиентов отделения срочной социальной помощи. Исследование должно быть простым, недорогим и вменено в функциональные обязанности социальных работников. Предварять это исследование должно письменное заявление посетителя с подробным указанием причин нуждаемости и желательной форме удовлетворения его потребности.
Наиболее общим методом первичного обследования являются: наблюдение, интервьюирование, письменное обследование. При этом вопросник должен быть кратким, на одном листе. Формулировки вопросов должны предполагать ясные и недвусмысленные ответы. Там, где это возможно, следует указать варианты ответов, что в дальнейшем поможет при необходимости расширить обследование и проанализировать результаты. Необходимо проявить изобретательность, чтобы в предлагаемом вопроснике не только получить максимум информации о конкретном клиенте, но при анализе вопросников за какой-либо период (полугодие, год, квартал) выявить нарастание (или затухание), т.е. динамику развития социальных проблем. При проведении первичного обследования надо иметь в виду информацию о том, какие данные уже имеются во вторичных источниках, чтобы их не дублировать.
После проведенного первичного и вторичного исследования необходимо заключить с клиентом договор-контракт, где определить обязанности службы и права клиента. Весьма важно не брать на себя обязательства, которые не могут быть выполнены. Иначе это подорвет доверие клиента, а также, ctbi достоянием других клиентов, дискредитирует социальную службу вообще.
Чрезвычайно содержательным в информационном плане может стать личное интервью. Оно — первый этап на пути к установлению рабочих взаимодействий с клиентом. Этот метод не только предоставляет подробную информацию относительно намерений и возможностей клиента, но и создает представление о профессионализме и намерениях специалиста социальной работы, возможностях службы в целом. I
Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или Центры социального обслуживания (ЦСО),) входящие в единую государственную структуру социальное защиты населения. При организации системы органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой «шаговой доступности», что предполагает такое развитие и размещение системы учреждений и предприятий социального обслуживания, до которой мог бы более или менее самостоятельно добраться человек с ограничением жизнедеятельности (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и т.п.). К сожалению, это относится только к городским жителям. На селе жители обслуживаются в основном УСЗН или ЦСО, расположенными в городах или районных центрах; практикуются также небольшие комплексные центры социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов. Осуществляется также прием на работу в ЦСО местных сельских жителей, которые способны оказать помощь своим соседям.
Социально-экономическая поддержка осуществляется через различные отделения ЦСО. Обычно самыми крупным функциональным подразделением ЦСО по количеству сотрудников и клиентов является отделение социальной помощи на лому. И это свидетельствует о большом значении данной социально-экономической технологии.
Сотрудники отделения осуществляют постоянное или временное социальное обслуживание в надомных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и проживающих на территории обслуживания ЦСО. В ЦСО имеется картотека учета всех лиц, нуждающихся в социально-бытовой помощи. Население оповещается о предоставлении социально-экономических услуг через местные газеты, радио, кабельное телевидение, объявления и устно. Как показала практика, подавляющее число клиентов этих служб — женщины, в основном старше 70-75 лет. Около трети из них с трудом передвигаются в пределах жилого помещения, полностью обслуживают себя сами не более половины стоящих на учете.
Даже те, кто реально получают помощь в реализации своих важнейших социальных потребностей, не получают достаточного их удовлетворения. Кроме того, надомное обслуживание предоставляется не более чем 30-35% тех, которые в нем нуждается в связи с тем, что осуществляется оно в основном бесплатно или не более чем за 25% суммы, выплачиваемой престарелому за уход службой собеса. Государственные же и муниципальные органы хронически не имеют средств для полноценного развертывания системы социальных услуг.
Наиболее полно удовлетворяется нуждаемость в доставке продуктов питания, медикаментов, оплате коммунальных услуг. Надомное обслуживание позволяет одиноким людям получать помощь в привычном для них домашних условиях, без переезда в интернат. Тем самым экономятся государственные средства и улучшаются условия проживания в самих интернатных учреждениях.
Во многих территориях используются полустационарную форму социально-экономической поддержки граждан в виде «отделений дневного пребывания». Основной задачей деятельности этих отделений является предоставление социально-экономической помощи в виде питания, медицинского обслуживания; организации досуга, расширении круга общения и пр. Пользуются этим видом помощи пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Основанием для предоставления этого вида социально-экономической помощи является личное заявление и медицинская справка об отсутствии противопоказаний. Время пребывания в группе в основном колеблется от 10 до 24 дней. Во многих центрах обслуживаемые лица при их добровольном согласии могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских, являющиеся своеобразными центрами трудовой реабилитации. Время пребывания в таких центрах регламентировано как по количеству путевок в год на одно лицо, так и по времени пребывания в течение года.
С первой половины 90-х годов практически повсеместно начал внедряться такой метод экономической поддержки населения, как оказание неотложной материальной помощи разового характера. Возникновение такой службы скорой помощи было вызвано резким ухудшением социально-экономических условий жизни населения, появлением большого количества беженцев из бывших республик СССР, безработных, бродяг и лиц без определенного места жительства (БОМЖ), т.е. лиц, по объективным, а иногда и по субъективным причинам оказавшихся в экстремальной ситуации.
Срочная помощь состоит в следующем: разовое обеспечение остро нуждающимся бесплатным горячим питанием или продуктовым набором, выдача одежды, обуви и предметов первой необходимости; содействие в получении временного жилья, оказание психологической, юридической и другой по-
ши обусловленной региональными особенностями. Как показала практика, невозможно искусственно ограничить круг кандидатов на получение срочной помощи заранее определен-«ыми нормативными рамками. Основным критерием для ее оказания должен быть критерий острой нуждаемости. Все обращения, как и виды помощи, регистрируются в журнале. Возможность оказания такого вида помощи реализуется за счет средств и материалов, выделяемых государственными организациями и предприятиями, различными негосударственными межправительственными благотворительными организациями, фирмами, компаниями и фондами, а также за счет вещей, собранных у населения и хранящихся на складе. Фонды вещевой помощи работают во многих ЦСО.
Срочная социально-экономическая помощь оказывается также гражданам, которые не могут лично обратиться в службу. На дом к нуждающемуся выезжает социальный работник для выяснения необходимого вида помощи. Эта помощь оказывается также и таким категориям нуждающегося населения, как многодетные семьи, малоимущие пенсионеры и инвалиды, семьи безработных и т.п. Наряду с перечисленными, во многих регионах, особенно в малых городах, поселках и сельских районах применяются такие виды адресной социально-экономической помощи, как бесплатный или частично оплачиваемый ремонт жилых помещений, обработка огородов, помощь в заготовке солений, обеспечения дровами и т.п.
При оказании экономической помощи главное состоит в том, чтобы объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и состоят как из ряда предварительных процедур, так и из от-меживания образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращения по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, изыскать невозможно. Это сложная задача не только экономического, но и морально-этического плана. Надо взять на себя груз моральной ответственности как за предоставление помощи, так и за отказ в ней, т.к. в условиях недостатка ресурсов определение числа нуждающихся строго ограничено.
Рассмотрим конкретно технологию оказания социально-экономической помощи в регионе.
Администрация субъекта Федерации принимает постановление, которое может носить название типа «О временном положении по оказанию социально-экономической помощи на основе совокупного среднедушевого дохода наиболее нуждающимся категориям граждан, с учетом физиологического прожиточного минимума». В положении перечислены категории, имеющие право на экономическую поддержку при условии, что их совокупный среднедушевой доход ниже прожиточного (физиологического) минимума, чаще всего: I
— дети (до 16 и продолжающие обучение до 18 лет) одиноких матерей, из неполных или многодетных семей, а так же сироты, находящиеся под опекой (попечительством) и де

Социально-экономические методы предполагают такие способы взаимодействия, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности субъектов социальной работы. Эти методы играют ведущую роль в процессе воздействия системы социальной работы как на отдельного индивида, так и социальных групп. Социально-экономические методы применяются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкции и т.д.

В технологии социальной поддержки социально-экономические методы есть способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. Социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, они воздействуют на основные аспекты системе социальной защиты, с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.

К основным экономическим методам можно отнести следующие:

1) Введение системы минимальных социально-экономических гарантий . Определяющим здесь являются законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Этот показатель официально обозначает границы бедности. Он является ориентиром при заключении коллективного договора или тарифного соглашения с администрацией предприятия.

2) В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально-экономический метод, как компенсация расходов . Компенсация расходов - это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен, что может быть связано с:

Катастрофами природного или антропогенного характера;

Затратами на рождение детей;

Уходом за инвалидами.

Современное российское государство пока еще является государством переходного типа. В условиях перехода от плановой экономики к рыночным отношениям произошел спад производства, сельского хозяйства, в результате которого резко уменьшилось потребление продуктов питания, выросла безработица, снизился уровень жизни населения.


В сложившихся социально-экономических условиях особенно уязвимыми, нуждающимися в социально - экономической помощи оказались такие категории населения как:

Одинокие и одиноко проживающие престарелые пенсионеры;

Инвалиды (граждане с ограниченными возможностями);

Многодетные семьи;

Неполные семьи;

Молодые семьи с детьми;.

Семьи, имеющие детей-инвалидов;

Семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Семьи с низким уровнем дохода;

Семьи несовершеннолетних родителей;

Матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

Беременные женщины и кормящие матери;

Самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов;

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний;

Лица, вернувшиеся из мест лишения свободы;

Лица без определенного места жительства.

Одним из эффективных решений по оказанию социально-экономической помощи нуждающимся являются целевые федеральные и региональные программы.

Особенности предоставления социально - экономической помощи заключаются в том, что:

Предоставление социально - экономической помощи обусловлено ситуацией, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (вследствие инвалидности, неспособности к самообеспечению) в связи с болезнью или в силу преклонного возраста, сиротства, безнадзорности, малообеспеченности, безработицы, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую не может преодолеть самостоятельно.

Вне зависимости от форм и видов социально - экономическая помощь предоставляется малоимущим слоям населения.

В настоящее время государственная социально-экономическая помощь как в денежной форме, так и в натуральной - это дополнение к пенсии, заработной плате, но не заменяет ее полностью.

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или Центры социального обслуживания (ЦСО),) входящие в единую государственную структуру социальное защиты населения. При организации системы органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой «шаговой доступности», что предполагает такое развитие и размещение системы учреждений и предприятий социального обслуживания, до которой мог бы более или менее самостоятельно добраться человек с ограничением жизнедеятельности (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и т.п.). К сожалению, это относится только к городским жителям. На селе жители обслуживаются в основном УСЗН или ЦСО, расположенными в городах или районных центрах; практикуются также небольшие комплексные центры социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов.

При оказании экономической помощи главное состоит в том, чтобы объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и состоят как из ряда предварительных процедур, так и из отмеживания образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращения по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, изыскать невозможно. Это сложная задача не только экономического, но и морально-этического плана. Надо взять на себя груз моральной ответственности как за предоставление помощи, так и за отказ в ней, т.к. в условиях недостатка ресурсов определение числа нуждающихся строго ограничено.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Технологии социально-экономической поддержки населения в современных условиях

социальный экономический государственный обслуживание

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или Центры социального обслуживания (ЦСО),) входящие в единую государственную структуру социальное защиты населения. При организации системы органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой "шаговой доступности", что предполагает такое развитие и размещение системы учреждений и предприятий социального обслуживания, до которой мог бы более или менее самостоятельно добраться человек с ограничением жизнедеятельности (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и т.п.). К сожалению, это относится только к городским жителям. На селе жители обслуживаются в основном УСЗН или ЦСО, расположенными в городах или районных центрах; практикуются также небольшие комплексные центры социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов. Осуществляется также прием на работу в ЦСО местных сельских жителей, которые способны оказать помощь своим соседям.

Социально-экономическая поддержка осуществляется через различные отделения ЦСО. Обычно самыми крупным функциональным подразделением ЦСО по количеству сотрудников и клиентов является отделение социальной помощи на дому. И это свидетельствует о большом значении данной социально-экономической технологии.

Сотрудники отделения осуществляют постоянное или временное социальное обслуживание в надомных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и проживающих на территории обслуживания ЦСО. В ЦСО имеется картотека учета всех лиц, нуждающихся в социально-бытовой помощи. Население оповещается о предоставлении социально-экономических услуг через местные газеты, радио, кабельное телевидение, объявления и устно. Как показала практика, подавляющее число клиентов этих служб - женщины, в основном старше 70-75 лет. Около трети из них с трудом передвигаются в пределах жилого помещения, полностью обслуживают себя сами не более половины стоящих на учете.

Даже те, кто реально получают помощь в реализации своих важнейших социальных потребностей, не получают достаточного их удовлетворения. Кроме того, надомное обслуживание предоставляется не более чем 30-35% тех, которые в нем нуждается в связи с тем, что осуществляется оно в основном бесплатно или не более чем за 25% суммы, выплачиваемой престарелому за уход службой собеса. Государственные же и муниципальные органы хронически не имеют средств для полноценного развертывания системы социальных услуг.

Наиболее полно удовлетворяется нуждаемость в доставке продуктов питания, медикаментов, оплате коммунальных услуг. Надомное обслуживание позволяет одиноким людям получать помощь в привычном для них домашних условиях, без переезда в интернат. Тем самым экономятся государственные средства и улучшаются условия проживания в самих интернатных учреждениях.

Во многих территориях используются полустационарную форму социально-экономической поддержки граждан в виде "отделений дневного пребывания". Основной задачей деятельности этих отделений является предоставление социально-экономической помощи в виде питания, медицинского обслуживания; организации досуга, расширении круга общения и пр. Пользуются этим видом помощи пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Основанием для предоставления этого вида социально-экономической помощи является личное заявление и медицинская справка об отсутствии противопоказаний. Время пребывания в группе в основном колеблется от 10 до 24 дней. Во многих центрах обслуживаемые лица при их добровольном согласии могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских, являющиеся своеобразными центрами трудовой реабилитации. Время пребывания в таких центрах регламентировано как по количеству путевок в год на одно лицо, так и по времени пребывания в течение года.

С первой половины 90-х годов практически повсеместно начал внедряться такой метод экономической поддержки населения, как оказание неотложной материальной помощи разового характера. Возникновение такой службы скорой помощи было вызвано резким ухудшением социально-экономических условий жизни населения, появлением большого количества беженцев из бывших республик СССР, безработных, бродяг и лиц без определенного места жительства (БОМЖ), т.е. лиц, по объективным, а иногда и по субъективным причинам оказавшихся в экстремальной ситуации.

Срочная помощь состоит в следующем: разовое обеспечение остро нуждающимся бесплатным горячим питанием или продуктовым набором, выдача одежды, обуви и предметов первой необходимости; содействие в получении временного жилья, оказание психологической, юридической и другой помощи обусловленной региональными особенностями. Как показала практика, невозможно искусственно ограничить круг кандидатов на получение срочной помощи заранее определенными нормативными рамками. Основным критерием для ее оказания должен быть критерий острой нуждаемости. Все обращения, как и виды помощи, регистрируются в журнале.

Возможность оказания такого вида помощи реализуется за счет средств и материалов, выделяемых государственными организациями и предприятиями, различными негосударственными межправительственными благотворительными организациями, фирмами, компаниями и фондами, а также за счет вещей, собранных у населения и хранящихся на складе. Фонды вещевой помощи работают во многих ЦСО.

Срочная социально-экономическая помощь оказывается также гражданам, которые не могут лично обратиться в службу. На дом к нуждающемуся выезжает социальный работник для выяснения необходимого вида помощи. Эта помощь оказывается также и таким категориям нуждающегося населения, как многодетные семьи, малоимущие пенсионеры и инвалиды, семьи безработных и т.п. Наряду с перечисленными, во многих регионах, особенно в малых городах, поселках и сельских районах применяются такие виды адресной социально-экономической помощи, как бесплатный или частично оплачиваемый ремонт жилых помещений, обработка огородов, помощь в заготовке солений, обеспечения дровами и т.п.

При оказании экономической помощи главное состоит в том, чтобы объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и состоят как из ряда предварительных процедур, так и из отмеживания образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращения по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, изыскать невозможно. Это сложная задача не только экономического, но и морально-этического плана. Надо взять на себя груз моральной ответственности как за предоставление помощи, так и за отказ в ней, т.к. в условиях недостатка ресурсов определение числа нуждающихся строго ограничено.

Рассмотрим конкретно технологию оказания социально-экономической помощи в регионе.

Администрация субъекта Федерации принимает постановление, которое может носить название типа "О временном положении по оказанию социально-экономической помощи на основе совокупного среднедушевого дохода наиболее нуждающимся категориям граждан, с учетом физиологического прожиточного минимума". В положении перечислены категории, имеющие право на экономическую поддержку при условии, что их совокупный среднедушевой доход ниже прожиточного (физиологического) минимума, чаще всего:

Дети (до 16 и продолжающие обучение до 18 лет) одиноких матерей, из неполных или многодетных семей, а так же сироты, находящиеся под опекой (попечительством) и дети, чьи родители лишены родительских прав;

Женщины беременные и имеющие детей до 1,5 лет;

Больные сахарным диабетом;

Одинокие пенсионеры и супружеские пары пенсионного возраста;

Трудоспособные лица, осуществляющие в установленном законом порядке уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами до 16 лет, престарелыми гражданами старик 80 лет.

В отдельных регионах в категорию лиц, имеющих право на получение социально-экономической помощи, включаются также дети до 16 лет, страдающие лейкозом и онкологическими заболеваниями и дети из студенческих семей, в которых оба родителя обучаются на дневных отделениях средних специальных или высших учебных заведений.

Положением предоставляется право органам исполнительной власти, с учетом местных условий и возможностей, из средств местного бюджета и собственных средств районного (Фонда социальной поддержки определять дополнительные категории получателей помощи и устанавливать ее размер с учетом фактически сложившегося в районе (городе) прожиточного минимума, но не ниже, чем в среднем по области.

Помощь предоставляется обратившимся за ней после проверки фактических доходов.

Определен перечень необходимых документов:

Заявление, где указан состав семьи;

Справки о доходах каждого члена семьи за последнее три месяца текущего года и о наличии собственности, приносящей доход, от исполнительного органа власти по месту жительства;

В случае необходимости акт обследования материально-бытовых условий, медицинские справки и др.

При оформлении заявлений на получение социально-экономической помощи граждане освобождаются от уплаты пошлины при получении справок.

В положении определен порядок расчета совокупного дохода как отношение совокупного дохода семьи к числу ее членов. При этом учитываются граждане, проживающие совместно, в соответствии со справкой о составе семьи. Из расчета исключаются трудоспособные неработающие, если они не зарегистрированы в органах занятости, а также дети и подростки, находящиеся на полном государственном обеспечении.

При подсчете совокупного дохода учитываются:

Все денежные доходы членов семьи, включая заработную плату, премии, пенсии, алименты, пособия по безработице и на детей (включая компенсирующие выплаты) и т.п. за последние три месяца, кроме выплат из фонда социальной поддержки.

Принимаются во внимание наличие в хозяйстве скота, птицы, пчелосемей, земельного участка не менее 0,06 га на семью, а также недвижимого имущества, сдаваемого в наем или аренду, и занятие любым видом промысла, преумножающим доход. При подсчете совокупного дохода ежеквартально определяются и корректируются суммы ежемесячного дохода от земли и скота. Для одиноких инвалидов I и II группы и граждан старше 75 лет доход от приусадебного участка не учитывается.

Размер адресной помощи определяется как разница между совокупным среднедушевым доходом семьи и установленной на данный период времени стоимостью прожиточного минимума. В отдельных регионах (напр. Воронежской обл.) определено, что размер помощи не может быть выше компенсации 50% необходимых затрат на питание семьи.

Формы и виды помощи (деньги, продукты, товары или др.) определяются с учетом фактора нуждаемости граждан и возможности получения ими помощи со стороны детей и близких родственников, исходя из местных условий. Возможно предоставление одновременно нескольких видов помощи с учетом их стоимости в денежном выражении.

Положение определяет конкретные виды помощи.

1. Денежная помощь:

Условие компенсационных выплат на приобретение продуктов питания, топлива, одежды и обуви, лекарств и др.;

Дотации на лечение;- помощь при экстремальных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.).

2. Натуральная помощь:

В виде продуктов питания и предметов первой необходимости;

Гарантированный продуктовый набор особо нуждающимся;

Бесплатная выдача лекарств, топлива и т.п.

Выдача талонов на бесплатное питание, доставки горячих обедов или продуктов на дом.

3. Помощь в виде услуг и льгот:

Прикрепление к магазину по продаже продуктов питания, одежды, обуви и др. предметов первой необходимости по социальным ценам;

Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, медикаментов, за пользование баней, прачечной, парикмахерской, химчисткой и другими бытовыми учреждениями, а также общественным транспортом;

Зачисление на временное проживание в отделения сестринского ухода участковых больниц, пансионатов ветеранов войны и труда;

Выделение путевок в пансионаты, дома отдыха, центры "Забота" и т.д.

Постановление администрации обычно содержит указание на источник финансирования программы адресной помощи и определяет порядок контроля за выполнение программы.

К сожалению, адресная помощь не оказывает решающего значения в улучшении жизнеобеспечения граждан.

Таким образом, в технологии социальной поддержи населения применяются различные социально-экономические методы. Выбор их зависит от объективной ситуации, наличие средств, желания и умения специалистов социальной работы на всех уровнях.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специфика развития интернет–технологий. Направления социальной защиты населения г. Пензы. Организация социального обслуживания граждан. Информационные технологии и автоматизированные системы поддержки региональных программ социальной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2015

    Исследование сущности технологического процесса в социальной сфере и классификация социальных технологий. Особенности социально-экономической поддержки населения в современных условиях. Формы и методы социально-педагогических приемов в социальной сфере.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2010

    Государственные органы социальной защиты населения. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти, анализ ее реализации. Повышение эффективности системы социальной защиты.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2007

    Сущность и принципы социальной защиты. Принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты. Субъективная сторона социально незащищенных групп. Формы и методы социальной поддержки и защиты населения.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2016

    Общие сведения об УСЗН: цели, задачи и выполняемые функции. Исполнение УСЗН администрации г. N государственных полномочий по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания населения. Проблемы в сфере социальной защиты населения, пути их решения.

    отчет по практике , добавлен 11.08.2016

    Реализация мероприятий по совершенствованию системы предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста. Правовые основы и социальная практика поддержки пожилых людей. Предмет и методы социологического исследования предоставляемых услуг.

    реферат , добавлен 13.10.2013

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Понятия социального обеспечения и социальной защиты населения. История возникновения и развития социального обеспечения населения КБР. Современное состояние социальной сферы и уровень жизни населения, анализ основных социально-экономических показателей.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Социально-экономическое развитие Апанасенковского района и принципы организации социальной поддержки населения в данном муниципальном образовании. Рекомендации по развитию соответствующей системы и анализ деятельности центра социальной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Суть и принципы социальной защиты. Формы государственной социальной поддержки и защиты населения. Деятельность, цели и задачи общественных организаций, участвующих в социальной защите населения: Всероссийского общества глухих, слепых, общества инвалидов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - предоставление богатыми государствами материальной, денежной, технической помощи более бедным, обычно на безвозмездной основе. Такая помощь часто оказывается странам, регионам, людям, пострадавшим от стихийных бедствий, военных конфликтов.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ" в других словарях:

    экономическая помощь - — EN economic support Any form of financial assistance or inducement for persons or institutions. (Source: ISEP) Тематики… … Справочник технического переводчика

    экономическая помощь - Передача стране, нуждающейся в помощи вследствие войны, экономического кризиса или стихийного бедствия, материальных средств и ресурсов от другой страны, группы стран или международных организацийСловарь по географии

    Экономическая помощь - ECONOMIC AID Финансовая и научно техническая помощь развивающимся странам, имеющая целью укрепление их экономики. Экономическая помощь осуществляется как на двусторонней основе, так и на многосторонней основе через Всемирный банк и другие… … Словарь-справочник по экономике

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - средства, выделяемые промышленно развитыми странами развивающимся странам в денежном или натуральном выражении в интересах содействия экономическому развитию последних или для оказания продовольственной помощи населению районов, страдающих от… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Техническая и финансовая помощь, предоставляемая на льготных условиях развивающимся странам. Техническая помощь включает передачу стране получателю помощи научно технических знаний и производственного опыта на льготных или безвозмездных условияхФинансовый словарь

    - (aid) Экономическая помощь одной страны другой, причем в роли получателя помощи обычно выступает развивающаяся страна (less developed country, LDC). Как правило, помощь предоставляется для спасения людей при чрезвычайных обстоятельствах, в целях… … Экономический словарь

    - (см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Предоставление богатыми странами материальной; денежной, технической помощи более бедным странам обычно на безвозмездной основе. Такая помощь часто оказывается странам, регионам, людям, пострадавшим от стихийных бедствий, военных конфликтов.… … Экономический словарь

    - (РПЦ) Содержание 1 Правовая база 2 Бюджет РПЦ 2.1 Доходы и денежные средства. Государственны … Википедия

    Предоставление развитыми государствами материальной, денежной, технической безвозмездной помощи развивающимся государствам. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Экономическая теория. Учебное пособие , . Теоретические положения раскрываются в русле альтернативных экономических школ. Дается широкий аспект иллюстраций экономических процессов на примере многих стран мира, которые подтверждаются…
  • Экономическая теория , Вадим Соколинский. Реализованы два важнейших принципа: 1) изложение теории на примере реальной экономики; 2) подача учебного материала в форме, которая обучает аналитическому мышлению. Активно используется…

Статья 31. Экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления
[Закон «О некоммерческих организациях»] [Глава VI] [Статья 31]

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку.

2. Оказание экономической поддержки некоммерческим организациям осуществляется в различных формах, в том числе в следующих формах:

1) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) предоставление некоммерческим организациям иных льгот.

3. Не допускается предоставление льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с настоящим Федеральным законом.


« Следующая

Предыдущая »

Поделись с Друзьями

1 комментарий к записи “Статья 31 Закон о Некоммерческих организациях. Экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления”

    Комментарий к ст. 31

    1. По сравнению с ГК РФ комментируемая статья является новой. В ней идет речь о своего рода внешней поддержке некоммерческих организаций. Ее оказывают органы государственной власти и органы местного самоуправления. К числу первых относятся прежде всего федеральные органы исполнительной власти — Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, агентства. В их число входят органы государственной власти субъектов РФ — законодательные органы республик, областей и других субъектов Федерации, правительства, губернаторы, главы администраций и подчиненные им органы. Статус государственных органов и их функции в отношении некоммерческих организаций определяются в законах и положениях об этих органах, в других нормативных правовых актах.
    К органам местного самоуправления в соответствии со ст. 131 Конституции РФ и ст. 14-17 ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506; 1996, N 17, ст. 1917; N 49, ст. 5500; 1997, N 12, ст. 1378; 2000, N 32, ст. 3330), законами о местном самоуправлении субъектов Федерации относятся представительные органы районов, городов (собрания представителей, городские думы), главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления, а также исполнительные органы (функциональные и отраслевые).
    Экономическая поддержка некоммерческих организаций со стороны указанных органов рассчитана на создание благоприятных финансовых, имущественных и иных условий для деятельности этих организаций. Поддержка не умаляет самостоятельности последних и не является средством вмешательства в их деятельность.
    В зависимости от характера субъекта собственности могут образовываться государственные или муниципальные учреждения. Природа учреждения как юридического лица определена в ст. 120 ГК РФ и ст. 9 комментируемого Закона. В решении о создании учреждения устанавливаются его цели, объем и состав имущества, структура, штатная численность работников, назначается руководитель, определяется место нахождения и разрешаются иные основополагающие вопросы, имеющие значение для учреждения как юридического лица.
    Учреждение занимает свое место в системе соответствующего органа — по подчиненности. Орган, образовавший учреждение, утверждает положение о нем. В положении, которое в ряде случаев должно соответствовать типовому или примерному положению, устанавливаются задачи, функции, права и обязанности учреждения, порядок назначения (избрания) руководителя, состав имущества, порядок организации деятельности.
    Органы государственной власти и органы местного самоуправления закрепляют за государственным и муниципальным учреждением имущество. Это — важнейшее полномочие указанных органов и основное условие существования и деятельности учреждения. Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения им. Причем необходимо при этом следовать трем правилам: действовать сообразно установленным целям, выполнять задания собственника и учитывать назначение имущества.
    Нужно руководствоваться правилами распоряжения имуществом предприятия, установленными ст. 296 и 298 ГК РФ.
    Во-первых, учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Ведь оно не является собственником такого имущества. Поэтому встречающиеся на практике подобные случаи являются нарушением законности.
    Во-вторых, учреждение может самостоятельно распоряжаться доходами и приобретенным за их счет имуществом в случае, если в соответствии с учредительными документами ему предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы. По этой причине можно рекомендовать при подготовке учредительных документов тщательно урегулировать цели и содержание подобной деятельности.
    В-третьих, следует учитывать право собственника изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество соответствующего учреждения. В этом случае именно орган государственной власти или орган местного самоуправления может распорядиться таким имуществом по своему усмотрению. Данная норма служит стимулом для надлежащего использования имущества государственных и муниципальных учреждений и контроля со стороны соответствующих органов.
    Естественно, важнейшим условием функционирования государственных и муниципальных учреждений является их финансирование. Оно осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления по сметам учреждений в пределах общих бюджетных ассигнований того или иного органа. Финансирование может быть полным, когда учреждение получает причитающиеся ему средства систематически и в том объеме, который покрывает все его расходы и заранее был предусмотрен его сметой. Оно может быть и частичным, когда орган государственной власти или орган местного самоуправления не в состоянии обеспечить своими средствами все расходы того или иного государственного или муниципального учреждения. В таких случаях учреждение может пользоваться средствами внебюджетных фондов, спонсоров — юридических и физических лиц, а также средствами, поступающими в виде грантов (по конкурсу). Использование других доходных источников допустимо в порядке, о котором говорилось выше.
    Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку некоммерческим организациям в пределах своей компетенции. Их компетенция установлена в Конституции РФ и конституциях, уставах субъектов Федерации, в федеральных законах и законах субъектов Федерации о правовом положении этих органов, в положениях о министерствах и иных органах исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также в законах и иных нормативных правовых актах тематического содержания. Это значит, что указанные органы обладают полномочиями решать вопросы экономической поддержки некоммерческих организаций, т.е. они вправе и обязаны принимать соответствующие меры. Уклонение от их осуществления следует рассматривать как управленческое бездействие.
    Причем экономическая поддержка может оказываться в различных формах. В комментируемом Законе выделяются ее наиболее важные формы: органы государственной власти и органы местного самоуправления могут предоставлять некоммерческим организациям льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей. Определены три условия для предоставления льгот:
    а) строгое соблюдение налогового, таможенного и иного законодательства. Льготы по налогам предоставляются по правилам, установленным в Налоговом кодексе Российской Федерации (СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 14, ст. 1649; N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; N 32, ст. 3340);
    б) предоставление льгот организациям, которые созданы и действуют в строго определенных целях (благотворительных, образовательных, культурных и научных), что подтверждается анализом их уставов и соответствующей деятельности;
    в) учет специфики организационно-правовых форм некоммерческих организаций (см. ст. 6-12 Закона и комментарии к ним).
    Сделаем пояснения. Согласно ФЗ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм освобождаются от уплаты всех видов налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами (п. 3 ст. 40). НДС не взимается при оказании ими услуг в сфере образования, связанных с учебно-производственным и воспитательным процессом. Льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.
    Тем самым органы государственной власти и органы местного самоуправления стимулируют общественно полезную деятельность школ, вузов и других учебных заведений. Такой же смысл эта поддержка имеет и для учреждений культуры и науки, хотя здесь сфера ее использования пока очень узкая.
    Чаще всего налоговые льготы предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Федерации. Эти органы «ближе» к социально-культурным учреждениям и лучше знают условия их деятельности, что необходимо для обоснованных адресных решений.
    Например, Закон г. Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 г. «О налоговых льготах» установил нормы об освобождении от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в отраслях здравоохранения, физической культуры и спорта, народного образования, культуры и искусства, социального обеспечения, а также творческих и научно-технических организаций, общественных организаций инвалидов, участников Великой Отечественной войны и др. Примерно такой же круг организаций освобожден от уплаты целевого сбора на содержание правоохранительных органов, на приобретение автотранспортных средств, а от уплаты земельного налога — налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность в сфере социального обеспечения, занимающиеся исключительно организацией питания детей и подростков в образовательных организациях, фонды социальной поддержки населения, городские и районные центры социальной и гуманитарной помощи, если последние не занимаются предпринимательской деятельностью.
    20 декабря 1995 г. был принят Закон г. Санкт-Петербурга «О льготном налогообложении участников благотворительной деятельности в Санкт-Петербурге». В ст. 2 и 3 определены виды благотворительной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами, общественными объединениями, созданными для осуществления указанных видов деятельности. Урегулирован порядок и критерии предоставления налоговых льгот для общественных объединений. Для подтверждения права на налоговые льготы налогоплательщики представляют в государственный налоговый орган в установленном порядке необходимые документы и сведения (ст. 6).
    Показателен в этом же плане и Закон Воронежской области от 19 октября 1995 г. «О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц». Согласно ст. 3 от уплаты сбора освобождаются учреждения, организации, осуществляющие свою деятельность за счет бюджетного финансирования, общественные организации инвалидов, ветеранов труда и Вооруженных Сил, Союза ветеранов Афганистана, общественные организации, содержащиеся за счет членских взносов и не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Причем представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по сбору в пределах сумм платежей, направляемых в их бюджеты.
    Следовательно, в законодательстве субъектов Федерации целесообразно четко регламентировать порядок предоставления льгот некоммерческим организациям в разных сферах их деятельности. Допускается предоставление льгот по уплате таможенных сборов и платежей. Согласно ТК РФ и раздела VI Закона РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» (Ведомости РФ, 1993, N 23, ст. 821; СЗ РФ, 1995, N 32, ст. 3204; N 48, ст. 4567; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 6, ст. 709; 1999, N 7, ст. 879; N 18, ст. 2221; 2000, N 22, ст. 2263) льготы могут быть выражены в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный (тарифная льгота) ввоз или вывоз товаров, возврата ранее уплаченной пошлины. Важно, чтобы таможенные органы и должностные лица хорошо знали и правильно применяли подобные льготы, а некоммерческие организации умело отстаивали свои права.
    Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе освобождать некоммерческие организации от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом. В соответствующих федеральных законах и законах субъектов Федерации о государственной и муниципальной собственности обычно устанавливаются порядок и основания предоставления таких льгот. Эти нормы служат основой для решения главы областной администрации, губернатора, мэра о льготах тем или иным некоммерческим организациям. Подчеркнем — критерием для принятия таких решений служит оценка полезности их деятельности и необходимости ее стимулирования.
    Возможно предоставление и иных льгот, что регулируется чаще всего законодательными актами субъектов Федерации и актами местного самоуправления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут размещать среди некоммерческих организаций социальные заказы. Основой для таких заказов служат нормы федеральных законов о государственном и оборонном заказе, нормы законов субъектов Федерации о муниципальных заказах. В некоторых случаях в соответствующих бюджетах (областей, городов и др.) могут предусматриваться гарантии и поручительства государственных и муниципальных органов для обеспечения таких заказов.
    Социальные заказы размещаются на основе конкурсов, порядок и условия их проведения устанавливаются соответствующими органами. Целевой смысл социальных заказов выражается в их ориентации на участие некоммерческих организаций в выполнении работ и оказании услуг, полезных для городского хозяйства, сферы обслуживания, культуры и т.п.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...