Если нет кворума на общем собрании собственников. Управление многоквартирным домом: проводим общее собрание собственников


План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (ПФХД) разрабатывается и утверждается ежегодно. Он является одним из основных документов, которые определяют финансирование государственных (муниципальных) учреждений. Чиновники скорректировали обязательные требования к составлению ПФХД на будущий год, в этой статье разберемся в основных нововведениях.

Общее

ПФХД — документ, который определяет структуру финансирования государственного задания, капитальных вложений, деятельности, приносящей доход и т. д. Документ составляется на один финансовый год либо на один год и плановый двухлетний период, в зависимости от того, на какой период утвержден бюджет, из которого финансируется бюджетное учреждение.

Шаблон и особенности формирования ПФХД для подведомственных организаций устанавливает учредитель в отдельном распорядительном документе. Типовой шаблон и обязательные требования к составлению документа утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

Скачать форму плана ФХД на 2019 год

План ФХД госучреждения утверждает учредитель или орган, наделенный полномочиями учредителя. Документ составляется на основании:

  1. Утвержденного государственного или муниципального задания, а также показателей, характеризующих качество или объем государственных (муниципальных) услуг.
  2. Доведенной суммы финансирования, рассчитанной по действующим нормативным затратам.
  3. Прогнозируемой суммы поступлений от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
  4. Планируемых расходов и потребностей, необходимых для выполнения государственного (муниципального) задания и обеспечения жизнедеятельности учреждения.
  5. Экономических обоснований потребности в планируемых расходах.

План ФХД на 2019 год с изменениями

С 2018 требования к составлению ПФХД изменились: приказ 81н (план ФХД 2019 год) скорректирован приказом Минфина России от 29.08.2016 № 142н. Прежде всего существенно увеличилось количество раскрываемой информации. Теперь необходимо указывать дополнительные показатели:

Законодатель установил необходимость приложения обоснования (расчетов) по всем показателям в части расходов. Рекомендуемый образец установлен в Приложении № 2 к Приказу 81н. Требование предусматривает заполнение 18 форм, на усмотрение учреждения формы могут быть дополнены.

Форма документа дополнена новой графой 5.1 «Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», в которой необходимо раскрывать показатели доходной и расходной частей за счет средств ОМС. В конце статьи можно скачать образец плана ФХД на 2019 год.

Как заполнить ПФХД

Шаг 1. На первой странице плана ФХД в шапке («Утверждаю») укажите название и Ф.И.О. руководителя организации, который утверждает план (м. б. учредитель). Ниже заполните раздел с данными о вашей организации: наименование, Ф.И.О. руководителя, ИНН и КПП, а также перечисленные в заголовках коды.

Шаг 2. Заполните раздел «Содержание». Цель и виды деятельности при этом указываются в соответствии с Уставом.

Шаг 3. В разделе «Таблица 1» внесите информацию о финансовых и нефинансовых активах и обязательствах.

Шаг 4. В разделе «Таблица 2» укажите финансовые показатели на планируемый финансовый год. Страницы, посвященные первому и второму плановым финансовым годам заполняются аналогично.

Шаг 5. В «Таблице 2.1» внесите данные по запланированным расходам на закупки.

Шаг 6. В «Таблице 3» и «Таблице 4» укажите информацию о средствах, которые поступают во временное распоряжение.

Шаг 7. В приложениях приведите расчеты по планируемым расходам: оплата труда, служебные командировки сотрудников, другие выплаты.

Особые изменения в ПФХД 2019 года

Теперь в плане ФХД подробно указано, какие виды расходов учитываются при составлении расчетов (обоснований), какими нормами и стандартами нужно руководствоваться при их формировании. Так, при расчете страховых взносов во внебюджетные фонды необходимо учитывать тарифы по указанным взносам.

Одним из важных моментов в отражении расходов на страховые взносы является исключение из 213 КОСГУ мероприятий по обеспечению мер сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Образец заполнения, план финансового обеспечения предупредительных мер, как часть расчетов по указанным мероприятиям, должна прилагаться к соответствующему виду расходов.

Вступление в силу

Порядок утверждения плана ФХД

Ранее было установлено, что план ФХД для бюджетного учреждения утверждает учредитель, который может передать эти полномочия руководителю бюджетного учреждения. В новой редакции все изменили. Теперь основная норма такая: план ФХД утверждает руководитель учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Таким образом, если учредитель предпишет подведомственному учреждению составлять план ФХД с учетом Приказа № 140н, не прочтя этот приказ внимательно, то он утратит право утверждать план ФХД для созданного им бюджетного учреждения.
Также добавлено указание, что решение об изменениях в план ФХД принимает руководитель учреждения (ранее этот вопрос не был регламентирован, что давало учредителю право выступать инициатором изменения плана ФХД).

Изменение таблицы данных о фактических показателях финансового состояния учреждения

Табличную часть плана теперь предваряет таблица 1 (ранее у этой таблицы не было номера), содержащая данные о фактических показателях по финансовому состоянию перед составлением плана ФХД. При этом так и не устранена проблема с выбором, на какую дату следует брать показатели для этой таблицы. Предписано, что на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана. Например, план ФХД на 2016 г. составляют в октябре 2015 г. На какую дату брать остатки для этой таблицы? С точки зрения логики следовало бы взять данные об остатках как можно ближе к октябрю. Например, на конец III квартала. Но для отчетов, содержащих необходимые показатели для таблицы 1, установлены следующие сроки:
- Баланс (ф. 0503730) - по состоянию на 1 января ;
- Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) - периодичность представления годовая ;
- Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) - периодичность представления ежеквартальная .
Поскольку в шапке таблицы 1 предусмотрено указание только одной даты, все данные в таблице должны быть на одну дату, то есть на 1 января. Наверное, есть в этом какой-то глубокий смысл - планируя доходы и расходы на 2016 г., учитывать остатки по состоянию на 1 января 2015 г. Но при этом в текстовой части плана ФХД необходимо указать данные об остатках имущества на дату составления плана.
По сравнению с прежней редакцией Приказа № 81н в перечень данных «на последнюю отчетную дату перед составлением плана ФХД» добавлены данные об остатках денежных средств на счетах, на депозитах и данные о других финансовых инструментах.

Измененная структура таблицы с данными о плановых поступлениях и выбытиях

Это новшество заслуживает наибольшего внимания, потому что таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» - это, собственно, и есть сам план ФХД. В прежней редакции эта таблица не имела номера, имела другую детализацию показателей как по графам, так и по строкам. Но при этом большая часть изменений связана только с оформлением, а не с составом показателей.

Изменение состава граф таблицы 2

В предыдущей редакции графы таблицы обеспечивали детализацию по видам счетов:
- по лицевым счетам, открытым в органах, осуществляющих ведение лицевых счетов учреждений (то есть по движениям, подконтрольным органам казначейства);
- по счетам, открытым в кредитных организациях (то есть по движениям, не подконтрольным органам казначейства).
Детализацию доходов по видам финансового обеспечения предписано было отражать в таблице по строкам в показателе Поступления от доходов. Как следствие такой структуры, не было предусмотрено в плане ФХД разбивать расходы по кодам вида финансового обеспечения (хотя такое право у учредителя было). И такой план был совершенно бессмысленным при наличии более чем одного вида финансового обеспечения. Так, расходы на закупку основных средств за счет приносящей доход деятельности и за счет субсидий на иные цели суммировали в одну строку плана, хотя это принципиально разные расходы. Кроме этого, не было предусмотрено никакой детализации начальных и конечных остатков средств по видам источников.

В новой редакции детализация по видам счетов отсутствует, зато графы таблицы соответствуют возможным видам финансового обеспечения:
- графа 5 - субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
- графа 6 - субсидии, предоставляемые на иные цели;
- графа 7 - субсидии на осуществление капитальных вложений;
- графа 8 - средства обязательного медицинского страхования;
- графа 9 - поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, всего;
- графа 10 - в том числе гранты (которые предоставляют из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по кодам 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям» или 623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям» видов расходов бюджетов).
При этом, как и ранее, детализация расходов по видам источников необязательна, и производят ее только в случае принятия учредителем решения о планировании выплат по соответствующим расходам раздельно по источникам их финансового обеспечения. Но для остатков, а также поступлений и выбытий финансовых активов разбивка по видам источников обязательна.

Изменение состава строк показателя Поступления от доходов

В первую очередь из этого показателя исключены данные о поступлениях, не относимых к доходам, - поступления финансовых активов (в том числе заемных средств). Например, поступление на лицевой счет денежных средств в пути. Эти данные теперь следует отражать в соответствующем показателе Поступление финансовых активов.
В остальном показатели этого раздела такие же, как и в предыдущей редакции. Только иначе расположены.
Большая часть ячеек этого раздела перечеркнута. Доступны только те ячейки, которые отражают допустимое сочетание вида доходов и источника. Так, вид дохода «доходы от собственности» (строка 110) доступен только для источника «доходы от приносящей доход деятельности» (графа 9).
Строка 110 «доходы от собственности» - КОСГУ 120 (только графа 9).
Строка 120 «доходы от оказания услуг, работ» - КОСГУ 130 (по графе 9), 180 (по графам 5 и 8).
Строка 130 «доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия» - КОСГУ 140 (только графа 9).
Строка 140 «безвозмездные поступления от наднациональных организаций, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций» - КОСГУ 152 (только графа 9).
Строка 150 «иные субсидии, предоставленные из бюджета» - КОСГУ 180 (по графам 6 и 7).
Строка 160 «прочие доходы» - КОСГУ 180 (по графам 9 и 10).
Строка 180 «доходы от операций с активами» - КОСГУ 410-440, 620-640 (по графе 9).

Изменение состава строк показателя Выплаты

В первую очередь из этого показателя исключены данные о выплатах, не относимых к расходам, то есть выбытие финансовых активов (в том числе возврат заемных средств). Эти данные теперь следует отражать в соответствующем показателе Выбытие финансовых активов.
Принципиальное новшество - детализация расходов не по КОСГУ, как в предыдущей редакции, а по кодам видов расходов бюджета (КВР). Это изменение связано с общим движением Минфина России в сторону избавления от КОСГУ. Но классификация КОСГУ настолько прочно встроена в систему учета, отчетности и кассового исполнения в бюджетных учреждениях, что процесс этот будет долгим. На сегодня бухгалтеры бюджетных учреждений вообще про классификацию КВР ничего не знают и знать не должны. Потому что классификация КВР пока еще предназначена только для исполнения бюджетов.
Указаниями предписано , что виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов, и приведен перечень видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов). Поэтому и назначено введение в действие Приказа № 140н по составлению плана ФХД на 2017 г. Очевидно, к середине 2016 г. Минфин России планирует ввести КВР в практику бюджетных учреждений.
Но как быть тем учреждениям, которые учредитель обяжет перейти на новую редакцию Приказа № 81н уже сейчас? У учредителя не будет проблем с пониманием плана ФХД, составленного в разрезе КВР, потому что участники бюджетного процесса работают с этой классификацией уже не первый год. А у бюджетного учреждения?

Для выплат персоналу бюджетных учреждений подобрать полностью соответствующий КВР затруднительно, потому что в действующей классификации КВР предусмотрены выплаты персоналу казенных учреждений, персоналу органов власти и персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны. Кроме того, в таблице 2 не предусмотрена строка для отражения иных выплат персоналу, кроме оплаты труда.

Если исходить из общей логики классификатора КВР, то получим следующее:
- строка 210 «выплаты персоналу, всего» - КВР 110;
- строка 211 «оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» - КВР 111 - зарплата, КВР 119 - платежи в фонды;
- строка 212 (ее нет, но должна была быть) «прочие выплаты персоналу, кроме оплаты труда» - КВР 112;
- строка 220 «социальные и иные выплаты населению» - КВР 300;
- строка 230 «уплата налогов, сборов и иных платежей» - КВР 850;
- строка 240 «безвозмездные перечисления организациям» - КВР 860;
- строка 250 «прочие расходы (кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг)» - КВР 830, 880;
- строка 260 «расходы на закупку товаров, работ, услуг» - КВР 241-245.

Новые показатели Поступление финансовых активов и Выбытие финансовых активов

Плановые показатели поступления финансовых активов (кроме доходов) и выбытия финансовых активов (кроме расходов) вынесены отдельно. В строках этих показателей следует отражать в первую очередь поступление и выбытие заемных средств, а также увеличение и уменьшение безналичных денежных средств за счет перевода в (из) другие (других) виды (видов) финансовых активов, поступление и выбытие денежных средств в пути.

Новая таблица 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»

Ее номер указывает на то, что эта таблица - разъяснение к показателям таблицы 2. Еще в 2013 г. было предписано , что общая сумма расходов учреждения на закупки, отраженная в плане ФХД, подлежит детализации в плане закупок. Но не было предусмотрено какой-либо таблицы для отражения этого.
Теперь такая таблица есть. При этом плановые показатели по расходам по строке 260 графы 4 на соответствующий финансовый год должны быть равны показателям граф 4-6 по строке 0001 таблицы 2.1. То есть вся таблица 2.1 предназначена для того, чтобы расшифровать единственную строку таблицы 2 - сколько запланировано произвести закупок товаров, работ, услуг. При этом не предусмотрена какая-либо разбивка таблицы 2.1 по видам финансового обеспечения. То есть и закупки за счет выручки от ПДД, и закупки за счет субсидий на иные цели, и за счет любых других источников - все будет свалено в общую кучу (даже если в таблице 2 расходы будут развернуты по источникам). Также в таблице 2.1 не предусмотрено никакой разбивки по каким-либо кодам расходов.

По графам таблицы 2.1 предполагают отражение показателей по способу закупки («всего закупок», «в том числе закупок по Закону № 44-ФЗ» и «в том числе закупок по Закону № 223-ФЗ»), а также по годам - закупок в плановый год, закупок через год, закупок еще через год. Понятно, что графу «через год» и «еще через год» заполняют только в случае составления плана ФХД на трехлетний плановый период, что, в свою очередь, допустимо только в случае, когда бюджет публично-правового образования принимают более чем на год.

Таким образом, строк в таблице 2.1 получаем всего три:
- в строке 1001 следует отражать те закупки, которые будут произведены на основании договоров, которые уже заключены или будут заключены до начала очередного финансового года;
- в строке 2001 следует отражать те закупки, которые еще только планируют совершить. Причем не понятно, надо ли отражать в этой графе закупки, производимые у единственного поставщика на сумму до 100 000 руб. в пределах 5%? Очень похоже, что эти закупки указывать не надо, но в таком случае не будет выполнено

Сейчас учреждения готовят план финансово-хозяйственной деятельности учреждения на следующий год: обобщают информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах. Как правильно составить и утвердить план ФХД, а также обоснования к нему с готовыми образцами, – в статье.

Единые требования к Плану ФХД утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н . План финансово-хозяйственной деятельности составляйте в порядке и по форме, которые установит учредитель. Особенности для обособленных подразделений также определяет учредитель.

На какой срок учреждения составляют план

План ФХД составляйте на периоды, которые утверждены законом (решением) о бюджете:

  • финансовый год – на один год;
  • финансовый год и плановый период – на очередной год и плановый период.

Учредитель в своем порядке вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей. Например, по временному интервалу – поквартально, помесячно или в разрезе видов финобеспечения.

Региональные и муниципальные учреждения формируют План ФХД в региональных и муниципальных информационных системах. Например, муниципальные учреждения города Перми работают с Планом ФХД в централизованной системе «АКЦ-Планирование» (п. 2.15 Порядка, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 18.07.2011 № 354).

Сотрудники полагают, что их нельзя наказать за хамство на работе, если они справляются со своими обязанностями. Иногда они правы, даже если в локальных актах учреждения есть запрет на неподобающее поведение. Но бывает и так, что главбух трудится и в праздники, и в будни допоздна, а в награду получает выговор и увольнение. Причем суд встает на сторону работодателя.

Данные о приносящей доход деятельности в плане ФХД

Данные о поступлениях от приносящей доход деятельности формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и стоимости их реализации. Такой порядок установлен в пунктах 8.1, 10 требований приказа № 81н.

Если в течение года получите доходы, которые не учли в Плане ФХД, внесите в него изменения.

Если учредитель принял решение о возврате остатка целевой субсидии в бюджет, суммы возврата отразите в разделе плановых показателей по поступлениям отдельной строкой со знаком минус ().

Поступление доходов бюджетные и автономные учреждения отражают в бухучете.

Показатели по выплатам при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, которые направлены:

  • на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;
  • на социальные и другие выплаты населению;
  • на налоги, сборы и другие платежи;
  • на безвозмездные перечисления организациям;
  • на прочие расходы;
  • на закупку товаров, работ, услуг.

Обоснование показателей плана ФХД

Оформляющая часть плана ФХД

Оформляющая часть Плана ФХД должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за его содержание:

  • руководителя (уполномоченного им лица);
  • руководителя финансово-экономической службы или другого уполномоченного руководителем лица;
  • исполнителя документа.

Об этом сказано в пункте 18 требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

Утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетное учреждение формирует План ФХД и передает учредителю, чтобы он его . Учредитель вправе наделить полномочием утверждать План ФХД руководителя бюджетного учреждения. В какие сроки утвердить План, учредитель устанавливает своим распоряжением.

Автономное учреждение сформированный План ФХД передает на рассмотрение наблюдательному совету, который по итогам выносит заключение. Копию заключения направьте учредителю для ознакомления. А затем с учетом заключения наблюдательного совета План ФХД утверждает руководитель учреждения.

Перед сдачей плана ФХД, обязательно . Эксперты журнала выбрали восемь ошибок, которые, как правило, не вызывают беспокойства у ваших коллег. Между тем для казначеев такие «мелочи» наверняка станут поводом для предписания или даже для штрафа. По каждой ошибке подготовлен мини-тест: вы сразу узнаете, есть ли у вас проблема, и поймете, как найти и исправить неточность.

Органом управления в МКД является собрание всех владельцев квартир. Оно принимает ключевые решения, касающиеся общего имущества

Инициировать собрание может любой владелец помещения в МКД. Такое положение закреплено во 2 пункте ст. 45 ЖК РФ . Как правило, создается инициативная группа из числа владельцев. Ее члены формируют повестку и занимаются организационными вопросами.

Первое заседание

Исходя из положений ст. 45 ЖК РФ , все собрания, за исключением итогового ежегодного, считаются внеочередными. Перед созывом собрания проводится предварительное заседание инициативной группы. В нее могут входить только владельцы помещений МКД.

На первом заседании группы определяется повестка общего собрания собственников многоквартирного дома , день и адрес проведения. Оно должно быть организовано в очной форме. Другими словами, в нем должны участвовать все собственники.

По результатам заседания инициативной группы составляется протокол. В нем выражается намерение провести , указывается его место проведения. В протоколе также приводится перечень вопросов, подлежащих обсуждению, и другие важные моменты.

Важные моменты

Решения общего собрания собственников многоквартирного дома могут приниматься только по тем вопросам, которые отражены в повестке. Обсуждать другие проблемы или изменять перечень вопросов собрание не вправе. Соответствующие предписания содержатся в 46 статье ЖК.

Учитывая это, при разработке повестки собрания необходимо максимально точно формулировать вопросы, предлагаемые к обсуждению.

Перед проведением общего собрания собственников многоквартирного дома необходимо получить сведения о жильцах и занимаемых ими площадях. Эту информацию инициативная группа может запросить у управляющей компании.

Уведомление

Для обеспечения кворума необходимо направить извещение каждому жильцу о предстоящем собрании. В уведомлении следует указать:

  • Информацию о лицах, инициировавших процедуру.
  • Форму проведения собрания.
  • Место, время, дату или день, в который завершается прием решений владельцев помещений по вынесенным на голосование вопросам, адрес, по которому они должны быть переданы (если собрание будет организовано в заочной форме).
  • Правила ознакомления с материалами (сведениями), которые предполагается представить на собрании, либо адрес, по которому с ними можно ознакомиться.
  • Повестку дня.

Способ уведомления

Инициативная группа должна сообщить о предстоящем общем собрании собственникам многоквартирного дома за 10 суток до дня его проведения. Уведомить жильцов можно:

  • Заказными письмами. Такой способ считается самым эффективным.
  • Вручив извещения каждому жильцу под подпись.
  • Разместив объявление

Вместе с извещением целесообразно направить жильцам информационные письма, в которых будут присутствовать разъяснения по существу вопросов, которые вынесены на голосование. Такое письмо можно также разместить на доске объявлений.

Очное собрание

В назначенный день инициаторы встречают жильцов в назначенном месте. Жильцы вправе направить на собрание своих представителей. В этом случае полномочия последних должны подтверждаться доверенностью.

Сведения о присутствующих жильцах вносятся в регистрационные листы.

Необходимо сказать, что собрание можно признать правомочным, если на него пришли владельцы помещений, в совокупности имеющие более половины голосов от всего количества. Число голосов, которым может обладать собственник, рассчитывается пропорционально доле в праве на общее имущество многоквартирного дома .

Если по каким-то причинам набрать кворум не удалось, об этом составляется протокол. Его подписывает инициативная группа.

Ключевые процедуры

На первом общем собрании собственники многоквартирного дома должны выбрать председателя, секретаря, сформировать комиссию для подсчета голосов. Секретарь ответственен за ведение протокола. При создании комиссии сначала утверждается количество ее членов, а затем конкретные лица, входящие в нее.

Ознакомление с принятыми решениями

При этом сами собственники должны решить, по какому адресу и каким образом будет проходить ознакомление с решениями. Разумеется, это должно осуществляться на территории многоквартирного дома . Все владельцы квартир должны иметь свободный доступ к такому месту.

Как правило, на доске объявлений вывешивается копия протокола общего собрания. Собственники помещений многоквартирного дома , однако, могут постановить, что ознакомление с результатами голосования будет осуществляться в виде уведомления, направляемого каждому жильцу.

Хранение документации

Вне зависимости от того, в какой форме проводилось заседание владельцев помещений, документы (протокол общего собрания собственников многоквартирного дома и пр.) необходимо хранить в месте, определенном жильцами. Это правило установлено ЖК.

Заочное голосование

Оно проводится, если общее собрание собственников многоквартирного дома не набрало кворум.

На рассмотрение жильцов выносятся те же вопросы, изменяется только форма принятия решения по ним. Для реализации процедуры проводится заседание членов инициативной группы. На нем обсуждается вопрос о форме уведомления жильцов, порядке доставки бланков с вопросами для голосования. По результатам заседания также составляется протокол.

Как и в случае с очным голосованием, извещение собственников осуществляется за 10 дней до даты начала приема решений. При заочном обсуждении целесообразно направлять уведомление каждому жильцу. К нему следует приложить бланк с вопросами.

Форма решения

  • Ф.И.О субъекта, участвующего в голосовании.
  • Реквизиты документа (свидетельства), удостоверяющего право собственности на жилплощадь в МКД.

В бланках должны также содержаться поля напротив каждого вопроса с вариантами "за", "против" либо "воздержался".

Прием и обработка бланков

Решения собственников по поставленным вопросам принимаются по адресу, указанному в протоколе заседания членов инициативной группы. Целесообразно продублировать место приема в каждом бланке. Кроме того, следует указать контрольные сроки.

Обработка поступивших бланков осуществляется счетной комиссией. По завершении процедуры результаты голосования обнародуются.

Особенности оформления решений

Юридическое значение будут иметь бланки, в которых по каждому вопросу выбран только один вариант ответа из представленных. Решения, оформленные с нарушениями, считаются недействительными.

Если в бланке присутствует несколько вопросов, несоблюдение установленного требования в отношении некоторых из них не повлечет признание недействительности остальных решений.

Обнародование результатов осуществляется по тем же правилам, что предусмотрены для очного голосования. Сообщение может размещаться на доске объявления или направляться каждому жильцу в форме письма. Срок уведомления также равен 10 дням со дня окончательного подсчета голосов.

Минстрой выпустил Методические рекомендации по вопросам применения положений ЖК. В них присутствует несколько приложений, в которых приводятся примерные типовые формы бланков с вопросами, протоколов и других документов, составляемых в ходе собраний. Их можно принять за основу, дополнить, изменить в соответствии с потребностями жильцов конкретного многоквартирного дома.

Что могут обсуждать собственники?

На повестку собрания могут выноситься вопросы, касающиеся исключительно МКД. В частности, могут обсуждаться:

  1. Реконструкция сооружения (в том числе связанная с надстройкой или расширением), строительство хозпостроек и иных строений, зданий, ремонтные , правила использования фонда капремонта.
  2. Выбор способа создания фонда капремонта, величина взноса в части его превышения над установленными минимальными нормативами. Последнее обсуждается, если региональным законодательством установлены соответствующие показатели.
  3. Выбор конкретного лица, ответственного за открытие спецсчета и осуществление расчетных операций со средствами, находящимися на нем.
  4. Вопросы получения товариществом собственников или жилищным кооперативом (ЖСК) либо другим специализированным потребкооперативом, управляющей организацией, уполномоченным лицом (если управление осуществляется исключительно собственниками жилплощадей) займа/кредита на проведение капремонта. При этом общее собрание может определить необходимость поручительства, получения гарантии указанными ответственными субъектами. Собственниками обсуждаются правила погашения займа за счет средств фонда капремонта, уплаты процентов и расходов на получение гарантий и поручительств.
  5. Пределы пользования придомовой территорией многоквартирного дома. Владельцы помещений могут установить ограничения для посторонних лиц (в рамках законодательства). Кроме того, общее собрание вправе обсуждать вопросы, касающиеся благоустройства придомовой территории многоквартирного дома, источников средств на проведение соответствующих работ.
  6. Пределы пользования общим имуществом посторонними лицами. В частности, общее собрание вправе обсуждать условия предоставления элементов многоквартирного дома для размещения рекламных конструкций, заключения договоров с компаниями, осуществляющими их монтаж и эксплуатацию.
  7. Назначение лиц, ответственных за заключение соглашений с третьими лицами об использовании имущества МКД, в том числе об установке и эксплуатации рекламных конструкций на условиях, установленных собственниками квартир в доме.
  8. Вопросы использования информационных или иных, в том числе автоматизированных систем при организации и проведении заочного голосования, назначения лиц, ответственных за это.
  9. Выбор способа приема уполномоченным лицом (администратором собрания) сообщений об организации и проведении собраний собственников, решений, принятых владельцами квартир по вопросам, поставленным в бланках для голосования, продолжительности срока принятия тех или иных решений при проведении заочного голосования.
  10. Собственники вправе поручить управление ТСЖ, управляющей компании или осуществлять его самостоятельно.
  11. Вопросы, касающиеся проведения текущего ремонта сооружения, инженерных коммуникаций, прочих элементов многоквартирного дома.
  12. Прочие вопросы, связанные с обеспечением нормального функционирования МКД, отнесенные ЖК к компетенции органа управления.

Для утверждения решений по п. 1-7 необходимо не меньше 2/3 голосов от всего количества участвующих в собрании жильцов. По остальным вопросам достаточно большинства голосов.

Значение собраний

Несмотря на то, что в большинстве случаев управление многоквартирными домами поручается ЖСК или управляющей компании, совместное обсуждение проблем, связанных с функционированием МКД, не теряет своей актуальности.

Владельцы помещений решают множество вопросов: от ремонта крыши до сооружения хозпостроек. Жильцы могут сами установить сумму взноса на капремонт. Она не должна быть меньше регионального норматива (если он установлен), но может быть больше него.

Особенно актуальны вопросы, касающиеся использования прилегающей к дому территории. Между соседями часто возникают споры по поводу парковки автомобилей, выгула собак. Целесообразно один раз решить все эти вопросы на общем собрании, чем постоянно вступать в конфликты.

Собственники могут сообща, согласованно распределить между собой обязанности, связанные с поддержанием чистоты в подъездах, на лестничных площадках. Нередко возникают конфликты между курящими и некурящими соседями. На собрании жильцы могут определить проветриваемое помещение для курильщиков, установить правила размещения колясок, велосипедов и других предметов, которые часто используются, в помещениях общего пользования.

В заключение

В последнее время люди стали проявлять большую активность в решении вопросов, касающихся дома, в котором они живут. Провести очное собрание, однако, сложнее, чем заочное голосование. Как правило, постоянными участниками являются пенсионеры, поскольку они не обременены работой, у них больше свободного времени.

Тем не менее общие собрания необходимы. Они позволяют жильцам быть в курсе событий. Главное - нужно сформировать инициативную группу из энергичных, активных людей. Хорошо, если в состав войдет юрист. Он сможет стать представителем жильцов в разных инстанциях, судебных в том числе. Это имеет особое значение при реализации решений, связанных с денежными средствами. Открывать счет, на котором будут храниться накопления жильцов, заключать договора от имени всех собственников с банковской организацией, осуществлять платежные операции должен человек, заслуживающий доверие.

Обычно в каждом подъезде находится активный жилец, готовый отстаивать интересы всех собственников. Сформировать инициативную группу можно как раз из таких людей: по одному из каждого подъезда (если их несколько). Если подъезд всего один, то вполне достаточно и одного-двух активных граждан. Во многих домах управление осуществляется исключительно жильцами. Это существенно экономит средства собственников, поскольку платить никакой сторонней организации за это не нужно.

Действующее законодательство РФ предусматривает 2 вида кворума:

  • необходимый для признания собрания правомочным в целом (являющийся предметом настоящей статьи);
  • для принятия собранием конкретного решения.

Обратите внимание! Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ) не предусматривает минимального числа лиц, которые должны принимать участие в любом собрании. При этом согласно п. 1 ст. 181.2 ГК РФ решение расценивается правомочным при присутствии на собрании минимум 50% участников общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО).

В процессе деятельности ООО многие вопросы обсуждаются простым большинством голосов, однако закон № 14-ФЗ устанавливает, что ряд решений должен приниматься иным числом участников (что, соответственно, определяет минимальный кворум собрания), а именно:

  • единогласно, например вопросы реорганизации и ликвидации ООО (подп. 11 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ);
  • 2/3 голосов, например вопрос об открытии обособленных подразделений ООО (п. 1 ст. 5 закона № 14-ФЗ);
  • 2/3, если большее количество не предусмотрено уставом ООО (ч. 3 п. 8 ст. 37 закона № 14-ФЗ).

При определении кворума общего собрания участников ООО также следует учитывать, что:

  • принадлежащая ООО доля при голосовании не засчитывается (ст. 24 закона № 14-ФЗ).
  • если иное не установлено соглашением о залоге доли, права участника ООО реализует залогодержатель (п. 2 ст. 358.15 ГК РФ).

Обратите внимание! Если в обществе всего 1 участник, все решения принимаются только им. Когда в ООО только 2 участника, обдающих равным количеством голосов, то решения по всем вопросам они должны принимать единогласно.

Порядок созыва собрания участников: уведомление о времени, месте, где проводится заседание, и повестке дня

Перед проведением Общего собрания участников (ОСУ) в форме совместного присутствия участник должен быть заранее извещен о времени, адресе и повестке дня планируемого заседания, а также о последующих изменениях (при их появлении) данных сведений (п. 2 ст. 36 закона № 14-ФЗ). В случае принятия решения без проведения собрания (заочным голосованием) установленные для извещения сроки (1 месяц) не применяются (п. 2 ст. 38 закона № 14-ФЗ).

Корректно указанные в уведомлении сведения влияют на возможность члена общества принять участие в собрании и, соответственно, на легитимность самого собрания ввиду наличия кворума.

Важно! Отсутствие в уведомлении конкретного места проведения собрания участников ООО при условии его проведения по месту нахождения компании не расценивается как принципиальное нарушение процедуры созыва собрания (решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2013 по делу № А40-80210/2013). Однако проведение собрания в ином месте, не предусмотренном уставом или другим внутренним документом ООО, в совокупности с остальными обстоятельствами может считаться нарушением (постановление президиума ВАС РФ от 22.02.2011 № 13456/10 по делу № А33-15463/2009).

Подробнее о месте нахождения ООО рассказывается в статье «Юридический адрес для регистрации ООО (2019 г.)».

По общему правилу участниками рассматриваются только заявленные в повестке дня вопросы. Вместе с тем при присутствии всех участников общества ОСУ может принимать и дополнительные решения, не ограничиваясь повесткой (п. 7 ст. 37 закона № 14-ФЗ).

Важно! Если от имени участника действует его представитель по специальной доверенности, в которой указаны только вопросы повестки дня, собрание не вправе обсуждать и принимать решения по иным темам (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.08.2011 по делу № А26-8039/2010).

Порядок подтверждения участия в общем собрании: журнал регистрации, удостоверение решения нотариусом

В установленный срок участник или его представитель приходит на собрание и регистрируется. В противном случае он не может принимать участие в ОСУ (п. 2 ст. 37 закона № 14-ФЗ).

Регистрация совершается путем подписи участника (его представителя) в соответствующем журнале регистрации, что впоследствии при оспаривании решения собрания будет подтверждением факта его участия (см., например, апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 21.04.2016 по делу № 33-3120/2016).

В определенных случаях решение и состав участников ООО, явившихся на заседание, должны подтверждаться нотариусом в соответствующем свидетельстве (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, письмо ФНП от 01.09.2014 № 2405/03-16-3). При этом нотариус оценивает реальную возможность участников (их представителей) голосовать в рамках имеющихся у них правоспособности и полномочий. Необходимым условием начала и проведения общего собрания участников ООО является наличие кворума по крайней мере по одному из планируемых к обсуждению вопросов (п. 5.4 письма № 2405/03-16-3).

Важно! Отсутствие кворума по всем темам обсуждения влечет отказ нотариуса в удостоверении решения (п. 6.2 письма № 2405/03-16-3). Решение, принятое без кворума и (или) не удостоверенное нотариусом, является ничтожным (ст. 181.5 ГК РФ, п. 107 постановления пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25).

Таким образом, правильное определение кворума выступает в качестве одного из важных условий принятия решений ОСУ ООО. Доказать факт нахождения участника на заседании можно посредством журнала регистрации, а также свидетельства нотариуса о подтверждении решения и состава участников собрания. Отсутствие необходимого для одобрения решения количества участников лишает его юридической силы.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...