Какие последствия имеет безработица. Экономические последствия безработицы


Государства является безработица. При этом, чем выше ее уровень, тем сложнее ситуация.

Как экономическое явление, безработица выражается в преобладании на рынке труда существующего предложения над спросом, или проще говоря, наличие большого количества желающих трудиться и малого количества рабочих мест.

Для того, чтобы понять основные последствия данного явления для экономики, необходимо понимать каковы его первостепенные причины. К последним относятся:

  • научно-технический прогресс, сопровождаемый заменой ручного труда автоматизированными линиями и оборудованием;
  • низкий уровень средней заработной платы, провоцирующий добровольный отказ трудиться;
  • переизбыток дешевых импортных товаров, способствующий сокращению собственной промышленности;
  • интенсивный рост населения, несоответствующий уровню промышленного развития государства и существующему объему ресурсов;

Конечно рассматривать безработицу, как отрицательное явление в целом, будет неправильно, поскольку она в некотором количестве должна присутствовать в обществе. Это необходимо, прежде всего для обеспечения резерва трудовой силы, который на период незанятости должен получать социальную защиту со стороны государства. Однако в случае превышения допустимого уровня, может возникнуть ряд негативных последствий экономического и социального характера.

Социально-экономические последствия безработицы

Снижение количества занятого населения в первую очередь оказывает влияние на налоговую сферу, из которой формируется бюджет государства.

При этом, чем больше официально безработных, тем больше изымается средств из общего бюджета на обеспечение социальных выплат. Это в свою очередь провоцирует недостаток финансирования бюджетных сфер: образования, медицины, науки, развитие культуры и спорта. В дальнейшем это отражается на социальной защищенности населения в целом, а также на уровне развития, образования, здоровья и мировоззрении подрастающего поколения.

Как правило, при повышении безработицы, существенно возрастает количество преступности и правонарушений, что, прежде всего, повышает риск работы для лиц, занятых в предпринимательстве. Из-за психологического давления и чувства невозможности реализовать себя, увеличивается рост общей агрессии, который выражается в снижении моральных ценностей и отрицательном отношении к политическому строю и действующему правительству. В периоды высокого уровня безработицы значительно больше случаев самоубийств, распада семей и смертности в силу сердечно-сосудистых заболеваний.

Закрытие предприятий и безработица отрицательно влияет на технологический прогресс общества и государства. Так, в силу простаивания оборудования, последнее морально устаревает, приходит в эксплуатационную негодность, подвергается разрушению с целью хищения или вандализма, спровоцированного агрессией населения.

Если же говорить о специалистах, то за время безработицы снижается их уровень квалификации. Многие трудоустраиваются на более низкие должности или неквалифицированную работу, что приводит к профессиональной деградации.

Несомненно, чем меньше рабочих мест, тем меньше объемы производимой продукции, что обусловлено сокращением производства и снижением уровня покупательной способности населения. Исходя из этого, происходит уменьшение объема ВВП или недовыпуск продукции относительно реальных возможностей государства.

В силу потери основных источников дохода, большая часть населения теряет покупательскую способность, и товарооборот в государстве падает. Повышение конкуренции на рынке труда, в свою очередь, снижает уровень средней заработной платы.

Основываясь на финансовой нестабильности населения, существенно возрастают кредитные ставки, что провоцирует формирование у населения крупных финансовых задолженностей.

Способы преодоления последствий безработицы

Несмотря на все негативные последствия для экономики , увеличение безработицы является стимулом для развития предпринимательской деятельности и частного сельского хозяйства, и, стоит сказать, что именно эти направления могут стать в перспективе стимулом для выхода из кризисной ситуации, что должно учитываться и стимулироваться государством на законодательном уровне.

Для предотвращения серьезных социальных последствий безработицы , сокращение производства может быть реализовано за счет уменьшения рабочего времени, а не путем увольнения сотрудников предприятий. Это позволит обеспечить ощущение стабильности, а также сохранит квалификационный уровень трудящихся, высвободив им при этом время на самостоятельные поиски дополнительных источников дохода на период кризисной ситуации.

В современной экономике экономические потери от массо­вой безработицы значительно больше, чем потери, связанные, например, с монополизацией рынков. В целом негативные по­следствия существования безработицы можно разделить на эко­номические и социальные. Рассмотрим экономические издержки безработицы :

1) недоиспользование рабочей силы, а значит, и недопроиз­водство валового внутреннего продукта;

2) отставание реально произведенного ВВП от потенциаль­ного ВВП, который мог бы быть создан при отсутствии цикли­ческой безработицы, т. е. в условиях полной занятости;

3) неравномерное распределение издержек безработицы сре­ди различных групп: более высокий уровень безработицы у не­квалифицированных рабочих, среди молодежи, национальных меньшинств и женщин.

Наиболее серьезное следствие безработицы - снижение объ­ема производимого ВВП ниже потенциального уровня. Извест­ный исследователь макроэкономических проблем А. Оукен мате­матически выразил зависимость между уровнем безработицы и невыпущенным объемом продукции. Эта зависимость получила название закона Оукена : каждый процент безработицы сверх ес­тественного уровня приводит к отставанию фактического ВВП от ВВП потенциального на 2,5 % . Если предположить, что уро­вень безработицы в экономике составляет 8 %, тогда как естест­венный ее уровень 6 %, то потери ВВП будут составлять 5 %.

Социальные издержки безработицы :

1. Потеря работы является большой личной трагедией. Психологические исследования показывают, что увольнение обычно столь же пагубно Сказывается на психике, как смерть близкого друга.

2. Деквалификация лиц, потерявших работу, утрата чувства самоуважения, люди не могут проявить себя и профессионально самореализоваться.

3. Упадок моральных устоев в обществе. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека.

4. Чем выше уровень безработицы, тем выше уровень разводов, самоубийств, сердечно-сосудистых заболеваний.

5. Общественные и политические беспорядки. Массовая безработица может привести к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Последствием безработицы может быть социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень.

Серьезные негативные социально-экономические последст­вия безработицы повышают ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного население. Эти задачи сопряжены с целью достижения полной занятости в экономике. Достижение полной занятости связано с обеспечением сбалан­сированности численности трудоспособного населения и коли­чества необходимых для него рабочих мест. Осуществляя поли­тику занятости, государство реализует программы:

По стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

Направленные на подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработных;

Содействия найму рабочей силы, предполагающие стиму­лирование работодателей по созданию новых рабочих мест;

По социальному страхованию безработицы, предусматри­вающие обеспечение социальных гарантий и компенсаций безработным и высвобожденным работникам.

Проведение этих программ предполагает конкретные дейст­вия государства: сокращение законодательно установленной продолжительности рабочего времени в периоды массовой без­работицы; создание новых рабочих мест и организацию общест­венных работ (например, в области инфраструктуры - для постройки дорог); ограничение предложения рабочей силы за счет ограничения въезда в страну иностранных рабочих, запрета детского труда и т. п. Немаловажное значение при реализации программ стимулирования занятости играют биржи труда, пред­ставляющие собой в большинстве своем государственные учреж­дения, которые выполняют функцию посредника между нанима­телями (предприятиями и фирмами), с одной стороны, и потен­циальными наемными работниками, с другой. Эти учреждения осуществляют учет безработных, содействуют их трудоустройст­ву, изучают спрос и предложение на рынке труда, содействуют желающим переменить занятие и т. п.

Выше речь шла преимущественно о прямом регулировании Занятости. Меры косвенного воздействия на ситуацию включают меры налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Инструкция

Социальные и экономические последствия безработицы стоят в одном ряду с проблемами бедности и нестабильности общества. Для большинства как развитых, так и развивающихся стран это явление превращается в проблему, которая таит в себе потенциальную опасность роста социальной напряженности. Как только уровень безработицы достигает критического значения, общество приводится в неустойчивое состояние, грозящее социальными потрясениями.

Одно из наиболее значимых отрицательных последствий безработицы – резкий рост преступности. Слои населения, лишенные законного источника доходов, легко подвергаются криминализации. В особенности это касается тех представителей общества, которые утрачивают связь со своей привычной социальной средой и деклассируются. Существенная доля преступлений против собственности совершается лицами, которые потеряли работу и не нашли возможности трудоустроиться.

С ростом безработицы в обществе возрастает социальная напряженность. Она находит проявление в явных и скрытых конфликтах между социальными группами, которые начинают конкурировать между собой на рынке труда. Обостряет проблему рост числа трудовых мигрантов из других регионов страны или из других государств, что нередко выливается в этнические конфликты, имеющие, впрочем, не столько национальную, сколько экономическую основу.

Рост безработицы, как установили исследователи, ведет к увеличению числа физических и психических заболеваний. Это связано с коренным изменением образа жизни тех, кто лишился работы. Отсутствие стабильного заработка вынуждает людей менять рацион и режим питания; они не всегда могут прибегнуть к помощи платной медицины, что ведет к развитию хронических заболеваний. Постоянные стрессы, связанные с поиском работы, в свою очередь, ведут к снижению уровня психического здоровья граждан, нередко выливаясь в душевные заболевания.

Безработица отрицательно сказывается не только на материальном положении отдельных граждан, но и на экономике государства в целом. Она ведет к сокращению производства и снижению налоговых поступлений в бюджет. Государство вынуждено тратить немало средств на социальные выплаты по безработице, которые ложатся бременем на работающее население. Значительных средств и усилий требует поддержание системы содействия занятости населения, куда входит помощь в поиске работы, а также профессиональная переподготовка граждан.

К положительным социально-экономическим последствиям безработицы с оговорками можно отнести создание значительного резерва рабочей силы, который может понадобиться в случае осуществления структурной перестройки экономики страны. Однако этот резерв будет востребован лишь тогда, когда государство не на словах, а на деле стремится к проведению экономических преобразований и созданию новых рабочих мест. В противном случае концентрация безработных приведет лишь к усилению социальной напряженности.

Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет множество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главным является недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП.

Для определения величины потери ВНП используется закон Оукена, выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП. Он доказал, что соотношение 1: 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то уменьшение объема валового национального продукта составит 2,5%; если на 2% – то 5% и т. д.

Но существуют и другие негативные последствия безработицы :

1) снижение уровня жизни не только самого безработного, но и его семьи;

2) снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уровней;

3) увеличение преступлений и количество психических заболеваний.

Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты . Во-первых, безработные – это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых , конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышению эффективности труда.

4.Государственное регулирование рынка труда

Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в стране реформ.

По опыту многих развитых стран можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых , это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых , программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих , программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых , программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работах).

Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х гг.) служили воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсианцы и институционалисты). В 80-90-х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и рынка труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику.

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и инфляцией. Расширение совокупного спроса можно использовать для поддержания реального объема производства выше его естественного уровня, а безработицы – ниже ее естественной нормы лишь за счет нарастания инфляционных процессов.

Эту связь между низкой безработицей и инфляцией спроса можно представить в виде графика – кривой Филлипса (1958г.).

Рисунок 1 - Кривая Филлипса

В 60-е гг. XX в. ее рассматривали как набор альтернативных вариантов проведения экономической политики. Сторонники либерального направления советовали выбрать точку L, в которой полная занятость и процветание экономики достигаются ценой умеренной инфляции.

Сторонники консервативного направления выбирали точку С, в которой ценовая стабильность обеспечивается за счет уменьшения количества рабочих мест.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения заработной платы. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное - в данных величинах и безработице. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи груда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Какова структура населения по трудовой активности рабочей силы?

2. Что в экономической статистике понимается под безработицей?

3. Уровень безработицы при полной занятости (естественный уровень безработицы) какую учитывает безработицу?

4. Как определить уровень безработицы?

5. Каковы основные направления государственного регулирования рынка труда?

6. Чем занимается биржа труда?

7. Перечислите негативные последствия безработицы.

8. Имеет ли положительные черты безработица? Если да, то приведите аргументы.

Экономические последствия безработицы

Экономические последствия безработицы и их структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы целесообразно выделить экономические последствия безработицы на национальном уровне и на уровне отдельного человека.

на национальном уровне :

1) Безработица снижает объем производ­ства валового внутреннего продукта (ВВП) . Взаимосвязь этих явлений выражена в законе Оукена : «Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5%».

Это соотношение - 1:2,5 или 2:5 позволяет установить абсолютные потери производства ВВП из-за безработицы. Для этого необходимо определить разницу абсолютных значений фактического и естественного уровня безработицы и умножить её на коэффициент Оукена. Например, в 1998 г. расчетное значение естественного уровня безработицы в России составля­ло примерно 8% и превышало реальный уровень безработицы, который составил 13,3% - на 5,3%. Объем производства ВВП был равен 2684,5 млрд. руб. В этом случае отставание объема производства ВВП составило 1325 млрд. руб. и, следовательно, потери производства ВВП были равны 355,7 млрд. руб.

2) Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращению налогов, которые поступят государству . Это обусловлено, с одной стороны, снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, а с другой – уменьшается поступление налогов от физических лиц.

3) Безработица, по мере её роста, увеличивает расходы государства, основная масса которых осуществляется за счет фонда занятости.

Источниками пополнения бюджета фонда занятости явля­ются, как известно, обязательные страховые взносы работодателей и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц. В 1993 г. рас­ходы государственного фонда занятости составили 377 млрд. руб., в 1996 г. - 7284 млрд. руб., в 1998 г. - 8584 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет), что соответствовало 0,22%, 0,34% и 0,32% от ВВП по этим годам. В результате, соответственно, уменьша­лась доля всех других участников распределения ВВП. С 2001 года государственная служба занятости финансируется только за счет бюджета, что предполагает еще большую долю от ВВП.

4) Безработица как фактор экономической дестабили­зации общества (как «мина замедленного действия»). Речь, в данном случае, идет о значительной безработице в некоторых отраслях, возникшей по разным обстоятельствам - наука и научное об­служивание, информационно-вычислительное обслуживание, предприятия обо­ронного комплекса, высокотехнологические предприятия обрабатывающей про­мышленности и другие. Безработица здесь сопровождается массовой дисквалифи­кацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией. Однако при на­ступлении фазы оживления и подъема экономики, спрос на этих работников дол­жен резко возрасти, но своевременно удовлетворить его вряд ли окажется возможным. Как следствие, это может привести к задержке экономического развития страны и к ее еще более глубокой дестабилизации.

Негативные экономические последствия безработицы

для отдельного человека :

1) Потеря человеком постоянного и регу­лярно получаемого дохода . Так, по официальным данным, за 1992-2002 гг. реальные доходы населения сократились на 49,6%, а реальная начисленная заработная плата - на 56,8%. Подобное положение резко снизило по­купательную способность населения, что привело к существенному сокращению объема производства товаров и услуг потребительского назначения, и, следова­тельно, к уменьшению занятости и росту безработицы практически по всем отраслям народного хозяйства. Эти процессы, в свою очередь предопределяют даль­нейшее сокращение занятости и рост безработицы и т.д. Таким образом, безработица приводит в действие механизм кумулятивного снижения деловой активности. Положение дел в России усугубляется и тем, что доходы большей части населения находятся на низком уровне, и человек не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления. В этом случае потеря работы и постоянного источника средств существования грозит для отдельного человека большой бедой.

2) Усиление конкуренции между ра­ботниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие места . В результате отдель­ные и достаточно большие группы населения вынуждены занимать непристижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них носит «вынужденный» характер, а такой труд не может быть высокоэффективным и не обеспечивает необходимого качества работ. Более того, в этих усло­виях невозможно сформировать стабильные производственные коллективы. Как следствие, в случае вынужденного характера труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости, так как значительная часть наемных работников будет постоянно стремиться к смене «вынужденной» работы.

3) Экономическая зависимость наемных работников от работодателей . Это связано с тем, что в предшествующий исторический период трудоспособное население в России практически не сталкивалось с безработицей. В этих условиях трудящиеся имели определенные преимущест­ва по сравнению с непосредственным работодателем. Они при определенных ус­ловиях могли «диктовать» ему более выгодные для них условия труда. Сегодня этостало практически невозможным.

4) Неуверенность человека в своем будущем . Если человек знает, что завтра онможет быть уволен и что устроиться на работу в данном и близлежащих населенных пунктах очень трудно, то он при всем желании не обеспечит необходимой эффек­тивности и качества труда. Все помыслы работника на таком предприятии будут направлены на поиск «надежного» места работы. Как следствие, безработица убивает инициативу человека, порождает неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях.

5) Диктат работодателя - т.е. наличие безработицы позволяют предпринимателям понижать цену рабочей силы, устанавливать более продолжительную, чем определено законом, рабочую неделю, изменять длительность отпуска, не оплачивать больничных листов, отказывать в приеме на работу женщинам и т.д.

Однако безработицу как сложное социально-экономи-ческое явление невозможно оце­нить однозначно. Она может иметь не только негативные, но и позитивные значения.

Позитивные экономические последствия безработицы :

1) Безработица является одним из важнейших условий нормального и бесперебойного функционирования эконо­мики - так как она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фак­тора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Комплектование предприятий кадрами не может быть обеспечено только за счет естественного прироста экономически активного населения. В этом случае при­шлось бы открывать многие новые предприятия, учреждения и организации только летом или осенью, т.е. когда молодежь закачивает обучение и начинает самостоятельную трудовую жизнь.



2) Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кад­ров. Однако следует отметить, что такие «переливы» кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека. В этом случае велика роль государства, которое должно смягчить нега­тивную сторону этих позитивных для производства и общества в целом процессов.

3) Безработица, её рост, дают весьма эффективный «сигнал» работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификаций не соответствует требованиям сегодняшнего дня - следовательно, она стиму­лирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...