Государство играет роль встроенного стабилизатора в теории. Стабилизаторы мембран тучных клеток


В рамках экономической политики государства важное место занимает финансовая политика, которая представляет собой совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления государством своих функций и решения возложенных на него задач. Она проявляется в системе форм и методов мобилизации денежных ресурсов, их распределения между классами, социальными группами и слоями населения, отраслями и регионами страны, в финансовом законодательстве, структуре государственных доходов и расходов . Финансовая политика предопределяется характером общественного строя, отношениями собственности и взаимоотношениями между классами и социальными группами.

Для упрощения понимания содержания происходящих процессов под воздействием сознательного бюджетно-налогового регулирования вводятся следующие ограничения и допущения:

Финансовая политика бывает дискреционной и автоматической (встроенных стабилизаторов).

Дискреционная финансовая политика

Дискреционная финансовая политика представляет собой манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на национальное производство, занятость, денежное хозяйство в интересах обеспечения экономического роста. После введения вышеотмеченных ограничений и предпосылок рассмотрим сначала обособленно воздействие государственных расходов и налогов на объем общественного производства, а затем — в их взаимодействии с целью выявления кумулятивного эффекта.

Равновесный объем национального производства, как известно, можно представить в виде

Q н.п. = П + И + Р г,

где Q н.п. — объем национального производства; П — потребление; И — инвестиции ; Р г — государственные расходы.

В данном случае мы абстрагируемся от налогов и, следовательно, государственные расходы финансируются за счет не налоговых поступлений, а бюджетного дефицита, т.е. дефицитного финансирования. Для упрощения анализа предположим, что государственные расходы увеличиваются с нуля и, следовательно, они измеряются величиной Р г. Эффект увеличения государственных расходов аналогичен эффекту от инвестиций, так как находит свое проявление мультипликативное воздействие на величину равновесного уровня национального производства. Это связано с тем, что государственные расходы и инвестиции не зависят от национального производства и влияют на функцию потребления.

Если предположить, что предельная склонность к потреблению (ПСП) равна ¾, то мультипликатор государственных расходов М р.г. составит:

Следовательно, каждый рубль государственных расходов на закупку товаров и услуг увеличивает на 4 руб. объем национального производства, что свидетельствует о приращении вторичных (производных) расходов в народном хозяйстве. Графическая интерпретация этого процесса представлена на рис. 32.1.

Рис. 32.1. Влияние государственных расходов на национальное производство в рамках модели «совокупные расходы - выпуск»

Влияние государственных расходов на производство

Как видно из рис. 32.1, объем национального производства без государственных расходов составил величину, равную Q K , точка К соответствовала равновесному состоянию расходов и производства. Увеличение государственных расходов (Р г) вызвало прирост национального производства (ΔQ н.п), который выразился в новом объеме национального производства (Q N). Точка N свидетельствует об установлении нового равновесия в рыночной системе. Повышение уровня национального производства было обусловлено ростом общих доходов благодаря государственным расходам. Финансовая политика, которая приводит к увеличению совокупных расходов, называется экспансионистской.

Политика встроенных стабилизаторов

Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на том, что уровень государственных закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствующих решений. Как только изменяется экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы реагируют на эти изменения и запускают в действие механизмы саморегулирования.

Встроенный стабилизатор — это механизм реакции бюджета на изменение фактора, воздействующего на доходную или расходную часть без принятия каких-либо специальных мер. Эффективность стабилизатора определяется степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности. В частности, речь идет об автоматическом изменении налоговых поступлений, системе пособий по безработице , социальных выплатах. Рассмотрим по порядку действие этих стабилизаторов в автоматическом режиме саморегулирования.

Налоги как встроенный стабилизатор

Налоги являются регулирующим средством уровня сбережений. При наличии больших сбережений в условиях неполной занятости они рассматриваются в качестве пассивного источника доходов , не используемого в производстве. В связи с этим излишние сбережения следует изымать с помощью налогов. Изъятие части доходов, получаемых от сбережений, путем налогообложения открывает возможность государству финансировать за счет этих средств инвестиции и государственные расходы . В рамках экономического цикла налоги выполняют роль встроенных стабилизаторов: в фазе подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые сборы; а при спаде налоги уменьшаются быстрее, чем сокращаются доходы.

В дальнейшем последователи Дж. Кейнса предложили разделить объекты налогообложения по их отношению к потреблению и сбережению. В первом случае налогообложению подвергается конечная стоимость потребляемых продуктов, во втором — только процентная ставка по вкладам. Отсюда возникла идея налога на потребление, который рассматривается, с одной стороны, как средство борьбы с инфляцией , а с другой — как метод поощрения сбережений. В результате налогового давления предполагается переключать денежные ресурсы либо прямо на инвестиции, либо на сбережения, которые с помощью той же бюджетной политики изъятия сбережений трансформируются в капиталовложения. Сбережения долгосрочного характера — фактор будущего экономического роста.

При этом предполагается проявление закономерности в динамике потребления и доходов в фазе спада: расходы на рынке потребления сокращаются медленнее, чем снижаются доходы, что провоцирует дополнительный (ажиотажный) спрос. Следовательно, ставки налога на потребление должны быть более высокими, чем при обложении подоходным налогом. Поэтому такая налоговая система «не тянет» на встроенный стабилизатор. Предполагается, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для товаров первой необходимости, будет более справедлив, чем фиксированный налог с продаж.

Классическая (консервативная) концепция налоговой политики

На первоначальном этапе классическая концепция рассматривала налоги только как источник доходов государственного бюджета , так как экономика признавалась устойчивой саморегулирующейся системой. А. Смитом было сформулировано положение, согласно которому государство выигрывает от снижения налогового бремени в результате того, что средства, освобожденные от налогообложения, порождают доходы, налоги с которых пополняют казну. Затем это положение было скорректировано в направлении обеспечения «эффективного предложения», что априори признавало свободную конкуренцию , естественность и устойчивость экономических систем. Отсюда и отказ государству в его регулирующей роли. Если таковая и признается, то только лишь для устранения препятствий, мешающих проявлению закона свободной конкуренции.

Поэтому бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на резкое сокращение расходной части бюджета и понижение уровня налоговых ставок. Это ведет к увеличению количества источников накопления предприятий , активизирует деловую и инвестиционную активность, что благоприятно скажется на хозяйственных процессах.

Взаимодополнение кейнсианской и классической концепций налоговой политики

Обратимся к графику, который позволит представить обе концепции, если можно так выразиться, во взаимодополнении (рис. 32.6).

Рис. 32.6. Воздействие фискальной политики на спрос и предложение

Предположим, что при совокупном спросе (кривая С с) и совокупном предложении (кривая П с) равновесный объем продукта равен Q К, при уровне цен Ц К. Допустим также, что при данном объеме производства существует значительный контингент незанятых работников, т.е. налицо высокий уровень безработицы . Если в этих условиях правительство осуществляет меры по снижению налогов , то это не замедлит сказаться на росте доходов , повышении уровня спроса. (Здесь можно отвлечься от старого кейнсианского правила о неизменности цен и заработной платы .) В таком случае под давлением возросшего спроса производство национального продукта увеличится до объема Q L при одновременном повышении цен до уровня Ц L . Кривая С с смещается в положение. Здесь налицо воздействие щадящей фискальной политики на повышение уровня экономической активности через стимулирование совокупного спроса.

Теперь обратимся к совокупному предложению и попытаемся выявить последствия принятых фискальных мероприятий. Во-первых, допустим, что население не будет полностью расходовать возникшее приращение в доходах исключительно на потребление, а какую-то его часть оставит в форме сбережений. Это допущение и экономически, и особенно психологически оправдано, так как имеем дело с довольно сложной и трудной экономической ситуацией. Поэтому появляется желание отложить и на будущие покупки, и на «черный день», ведь «темная полоса» жизни еще не миновала.

Одновременно получают налоговые поблажки и предприниматели , у которых возрастает прибыль , остающаяся в их распоряжении, а главное, повышается уровень рентабельности (отдачи) инвестиций . В целом же и рост сбережений населения, и увеличение прибыли предприятий ведут к повышению нормы накопления капитала , что открывает возможность активизации инвестиционной деятельности. Кроме того, снижение уровня налогообложения доходов трудящихся усиливает у них стимулы к труду. Это связано с повышением интенсивности и производительности труда, удлинением рабочей недели, отменой отпусков, т.е. с факторами краткосрочного периода.

Поэтому активизация трудовой деятельности не может не сказаться на росте предложения, что графически находит свое выражение в смещении кривой совокупного предложения (П с) в положение П с. Это указывает, с одной стороны, на увеличение национального производства до объема Q M и, с другой — на понижение уровня цен до Ц M .

В данной модели становится весьма очевидным переплетение как краткосрочных факторов (стимулирование совокупного спроса и частично предложения через фактор труда), так и долгосрочных (стимулирование совокупного предложения с помощью инвестиций). Поэтому, с нашей точки зрения, здесь необходимо не противопоставлять эти два аспекта финансовой политики, доказывая правоту одного и несостоятельность другого, а видеть их взаимодополняемость и переходность стимулирующей функции от спроса к предложению, что позволит соединить кратко- и долгосрочные аспекты развертывания экономической активности.

Финансовая политика в России

Оценивая возможные направления совершенствования финансовой системы России и ее финансовой политики, можно четко выделить два из них: эволюционное и революционное. Необходимо отметить, что они объективно вытекают из двух диаметрально противоположных концепций экономической политики по трансформации сложившейся социально-экономической системы и выхода страны из глубочайшего кризиса.

Эволюционисты исходили и исходят из необходимости осторожного и осмотрительного реформирования экономики и социальной системы (именно реформирования), опираясь на сочетание элементов сложившейся системы хозяйств как объективно неизбежной данности с кейнсианской концепцией выхода из кризиса и регулирования национальной экономики с целью формирования на первоначальном этапе двух секторов смешанной экономики — рыночного и государственного. Речь идет, в некотором смысле, о «новом курсе» Ф. Рузвельта, но осложненного российской спецификой: наличие мощного государственного сектора, сверхвысокий уровень несовершенных рыночных структур (господство монополий и олигополий), формальное упразднение которых вносит только хаос, высокий уровень социальной защищенности населения, наконец, общественная психология и вековые национальные традиции государствообразующей нации.

Отсюда большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике, сориентированной на стимулирование и финансирование производства, принятие протекционистских мер по его защите, особенно в тех секторах, которые сталкиваются либо с недобросовестной конкуренцией со стороны импорта, либо с недостаточной конкурентоспособностью отечественных отраслей, определяющих индустриальное лицо национальной экономики. При этом денежно-кредитная политика рассматривается в качестве мощного вспомогательного инструмента, который во взаимосвязи с финансовой политикой призван формировать условия для экономической активности. Такой политике пока не суждено реализоваться в силу политических причин.

Но выбор был сделан в пользу революционных преобразований на основе политики монетаризма, которая тут же стала воплощаться в самых безответственных актах так называемого невмешательства государства в экономику. Что касается фискальной политики, то она была превращена во вспомогательное средство реализации денежно-кредитной политики по оздоровлению денежного хозяйства. Если существующее положение считать нормальным, то цена, заплаченная за его достижение, — разрушение научно-технического, производственного, военно-стратегического, социально-образовательного, интеллектуально-культурного потенциалов великой державы — тысячекратно перекрывает полученные результаты.

Жесткая денежно-кредитная политика сопровождалась и сопровождается колоссальным урезанием государственных расходов на товары, услуги, развитие социальной сферы — базы будущего любого индустриально-информационного общества . Кроме того, самые жесточайшие налоговые мероприятия, вопреки положению Лаффера, высокие процентные ставки и непомерное налоговое бремя для товаропроизводителей поставили «на дыбы» национальную экономику, которая затем рухнула в пропасть рукотворного не только экономического, но и социально-политического кризиса.

Доля налогов в доходах предприятий превышала 85—90%, а ведь для стран монетаристской ориентации она составляет 25—35%, для стран кейнсианской ориентации — 35—45%. Такой уровень налогообложения полностью парализовал национальную экономику даже в условиях относительно низкого уровня процентных ставок. За все годы реформ уровень процентных ставок значительно превышал средний уровень рентабельности производства в стране. Это и привело вместе с налоговым процессом к такому положению, когда темпы падения инвестиций опережали темпы падения всех остальных макроэкономических показателей.

Выводы

1. Финансовая политика — одна из важнейших составляющих экономической политики государства. Она включает в себя мероприятия по мобилизации и использованию финансовых ресурсов.

2. Различают дискреционную и автоматическую политики. Дискреционная финансовая политика сопряжена с манипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия на различные сферы хозяйственной деятельности в интересах экономического роста. Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на изменении экономической конъюнктуры и запуске в действие механизмов саморегулирования.

3. В рамках налоговой политики необходимо различать классическую и кейнсианскую концепции. Классический подход оценивает налоги только как источник государственных доходов, ибо экономика считается саморегулирующейся. Регулирующая роль налогов признается лишь в части содействия развитию свободной конкуренции. Кейнсианский подход оценивает налоги как средство сбалансирования бюджета , стимулирования риска капиталовложений, регулирования сбережений, увеличения государственных расходов и инвестиций, одним словом, как средство формирования «эффективного спроса».

Однако в реальной действительности при осуществлении финансовой политики оба эти подхода используются в их комбинации.

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.

Фискальная политика включает:

1) дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

2) недискреционную (автоматическую) политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Дискреционную политику называют активной фискальной политикой, она означает законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Выделяют два вида дискреционной политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика):

1. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Она приводит к дефициту бюджета.

2. Рестриктивная (сдерживающая) фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции (при перегреве экономики). Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Она приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической (стабилизационной).

Мультипликатор государственных расходов μg показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

μg = ∆ Y / ∆ G ,

где ∆Y – изменение реального национального продукта (дохода);

∆G – изменение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д.
Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле:

μt = 1/(1 – MPC).

Чтобы определить изменение реального национального продукта
(дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор μg на прирост государственных расходов ∆G.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов (C+I+G) вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

Так же, как изменения государственных закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению (МРС), население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.

Если государство вводит аккордный налог с населения (например, 16 млрд. руб.), это вызовет уменьшение потребления (например, на 12 млрд. руб.), что приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину. Уменьшение расходов и спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия.

Мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов на МРС * 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен:

μ t =МРС * μ g или μ t = МРС / (1 – МРС).

На практике аккордные налоги встречаются довольно редко. Как правило, с увеличением объема выпуска, доходов налоги растут. Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы и национальный продукт.

Допустим, что при налоговой ставке, равной нулю, экономическая система будет находиться в равновесии. Предположим, что государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был Y, то после взимания налога располагаемый доход можно рассчитать так:

Y – tY = (1 – t)Y.

Автономные налоги не будем учитывать при расчетах. Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС*1, а теперь: (1-t)MPC, т.е. новая предельная склонность к потреблению MPC’ приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к ее сдвигу. Точка равновесия переместится, что приведет к сокращению объема национального производства. С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС’ налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле:

μt’ = 1/(1 – MPC’) = 1/ (1-t)MPC).

Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов, полученное в результате введения подоходного налога, на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода был Y1 = Q1, то после его изъятия располагаемый доход уменьшился на tY1, а потребительские расходы на
МРСtY1. Поэтому равновесный национальный доход сократился на следующую величину:

dY = - μt’ MPCtY1 = (-1/(1-t)MPC))MPCtY1.

Аналогичные рассуждения имеют место и в противоположном случае, когда налоговая ставка снижается, а национальный доход увеличивается.

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

1) финансирование дефицитов;

2) ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством продажи ценных бумаг и эмиссия денег.

Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики – амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность – это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:

Т = tY,

где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, Y – величина совокупного дохода (выпуска),

то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны.

Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии:

> ),

что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога.

Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

НДС обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.
Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

Cтраница 1


Встроенные стабилизаторы смягчают потрясения в экономике. Но для этих целей их одних оказывается явно недостаточно. Поэтому не следует переоценивать их роль. Встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Это уже правительство пытается решить с помощью дискреционной фискальной политики и денежной политики.  

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.  

Система встроенных стабилизаторов может уменьшить амплитуду циклических колебаний, смягчая падение и в какой-то мере тормозя бум; но вместе с тем она не в состоянии вызвать действительный подъем дохода и занятости. Для этого необходимы более решительные меры. Но решительные контрмеры также могут осуществляться автоматически. Подобного рода автоматическая схема предусматривает для борьбы против цикла варьирование налоговых ставок, с одной стороны, и правительственных расходов-с другой. Причем это варьирование автоматически вступает в действие, когда некоторые, специально выделенные индексы поднимаются или падают до точно определенных уровней. Так, когда индекс безработицы поднимется выше или опустится ниже точно определенного предела, станут оказывать свое действие точно установленные изменения в налоговых ставках и расходах. Все сказанное ранее относится к законодательным мероприятиям, имеющим целью приспособить бюджет к изменениям в ходе экономического развития.  

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.  

Усилитель имеет встроенный стабилизатор напряжения, внутреннюю частотную коррекцию, защиту от короткого замыкания.  

Другим видом встроенных стабилизаторов служат системы пособий по безработице и социальных выплат, а также программы поддержки малоимущих слоев населения. Они автоматически развертываются в периоды спада, сдерживая падение совокупного спроса, и сворачиваются в периоды подъема. Политика встроенных стабилизаторов действует в том же направлении, в котором государство проводит дискреционную политику.  

Первый вид антициклической политики (встроенные стабилизаторы) лючает прогрессивный подоходный налог, систему страхования от без-ботицы, систему поддержания цен на фермерскую продукцию. Встро-ные механизмы гибкости, - пишет Хансен, - представляют собой а атоническую систему, которая в состоянии глушить колебания, но бессильна юсобствовать переходу от уровня депрессии к под / гинному восстановлено.  

Как уже отмечалось, система встроенных стабилизаторов, по Хансен понижает амплитуду циклических колебаний, но она не в состоянии обес лечить переход ко всеобщему росту дохода и занятости. Для этого необхс дим второй вид антициклической политики - автоматически действуй щие контрмеры, названные так потому, что не требуют для включены дополнительного согласования с конгрессом. Если, например, безработиц поднимается выше 7 %, согласно предложениям кейнсианиев, должн включаться автоматические меры компенсации.  

Автоматическая фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов, представляет собой экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение ситуации в экономике и не требующий специальных правительственных решений.  

Автоматическая фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов - экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без принятия каких - либо шагов со стороны правительства. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются.  

Той же кафедрой КПтИ разработаны и исследованы конструкции конических встроенных стабилизаторов для горелок, устье которых имеет круглую форму.  

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.  

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.  

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.

Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» -- иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективны. Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы. Поскольку эти программы довольно расточительны, гораздо эффективнее проводить регулярную антициклическую политику, чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом. Конечно, эти программы занятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.

В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.

Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.

Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы. Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так как в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.

Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики, полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятием решений правительства.

Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики.

Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.

Отмеченные запаздывания, временные лаги , между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга . Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.

Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способным непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов. Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода . Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога с физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

Рисунок 9- Встроенные стабилизаторы:

где G -- государственные расходы; Т-- налоговые поступления


На графике размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП. Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

В этот период налоговые поступления превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек -- профицит государственного бюджета , который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, то хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало бы дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

Направления совершенствования налоговой системы

Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:

* требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным, поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;

* необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природо эксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют про платить такие налоги;

* назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы, индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией. Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь в хорошо отработанной, налаженной налоговой политике.

Встроенный стабилизатор (Built-in stabilizer) - это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее "перегреве" без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.

Встроенные стабилизаторы экономики

Система встроенных стабилизаторов включает:

  1. Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.
  2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.
  3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно "встроенным стабилизаторам".

Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики, являющейся более долгосрочной - укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны.

Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок.

Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...