Финансовая политика рф. Финансовая политика российской федерации


Бюджетная политика: долгосрочная устойчивость и структурная трансформация экономики

В 2016 году продолжалась подстройка бюджета к новой внешней реальности, при этом адаптация бюджета носит плавный характер, что позволяет смягчить болезненный переходный период для наименее защищённых слоёв населения и наиболее пострадавших секторов экономики. Прогресс: стартовали в 2013–2014 годах с балансирующей бюджет ценой нефти на уровне 105 долларов за баррель, в 2016 году – уже около 71 доллара за баррель. (У большинства крупнейших стран Ближнего Востока, например, балансирующая бюджет цена нефти остаётся около 100 долларов за баррель – резервы быстро тают; ситуация, очевидно, неустойчивая.)

Бюджетная политика на 2017–2019 годы формировалась исходя из необходимости, с одной стороны, обеспечить макроэкономическое равновесие, благоприятствующее росту экономики за счёт эффективных инвестиций, а с другой стороны – способствовать устранению имеющихся дисбалансов и препятствий для развития.

Основные принципиальные особенности бюджетной политики:

1. Возвращение к трёхлетнему планированию в цикле 2017–2019 годов очень важно, так как среднесрочные ориентиры повышают прогнозируемость условий ведения бизнеса, снижают инвестиционную неопределённость.

2. Бюджет 2017–2019 годов позволит снизить зависимость экономики от нефтяной волатильности – плавные темпы консолидации обеспечат снижение балансирующей цены нефти до 45 долларов США по итогам 2019 года (105 в 2013–2014 годах, 71 в 2016-м). Таким образом, в 2017–2019 годах идёт движение по пути обеспечения макроэкономического равновесия с низкой инфляцией и реальными процентными ставками и низкой восприимчивостью внутренних экономических условий к волатильности цен на нефть.

3. Трёхлетний бюджет создаёт основу для выстраивания бюджетной политики в соответствии с новыми основополагающими долгосрочными принципами. Такими принципами, следование которым позволит кардинально снизить влияние колебаний нефтяных цен на внутренние экономические показатели – динамику выпуска (ВВП), инфляции, государственных расходов, занятости и реальных доходов населения, а также структуру относительных цен (реальный эффективный курс рубля). То есть всех тех переменных, которые используются при принятии инвестиционных решений; бюджетные правила и есть основа, без которой не может произойти диверсификации экономики.

4. Стабильность бюджетной системы будет достигаться через улучшение администрирования имеющихся налогов, повышение отдачи от госактивов, оптимизацию расходов, а также реализацию структурных реформ как в расходной, так и доходной части бюджета. Таким образом, меры бюджетной консолидации не только обеспечивают положительный эффект с фискальной точки зрения, но и способствуют созданию положительных структурных изменений и устранению препятствий для расширения потенциала экономики.

Улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы и условий ведения бизнеса

1. Качественные изменения в администрировании доходных поступлений. Основная цель – рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса, а основной подход – соблюдение такого баланса между мерами административного и стимулирующего характера, при котором повышение нагрузки и рисков ведения серых практик происходит на фоне снижения издержек для добросовестного бизнеса. За последние годы уже удалось добиться серьёзного прогресса в части собираемости внутреннего НДС.

В 2016 году:

1.1. В рамках совершенствования регулирования алкогольного рынка внедрение системы ЕГАИС и усиление мер административного характера уже позволило добиться результатов: после многолетнего падения с начала 2016 года рост поступлений акцизов по крепкому алкоголю достиг 28,4% со сравнимым приростом производства в легальном сегменте рынка. В рамках бюджета 2017–2019 годов созданы дополнительные стимулы, а именно: частичное распределение доходов от акцизов между регионами пропорционально объёмам продаж в системе ЕГАИС (а не объёмам производства), что призвано простимулировать региональные власти к усилению контроля над незаконным оборотом алкоголя.

1.2. Введение различных механизмов/технологий прослеживаемости операций налогоплательщиков получает распространение и в других сегментах экономики. Так, внедрение системы прослеживаемости товаров из меха в прошлом году привело к увеличению легального оборота этих изделий в несколько раз.

1.3. Что касается работы таможенной службы, главная задача – обеспечить невозможность продажи на территории страны товара, ввезённого из-за рубежа, без уплаты НДС и таможенных пошлин и сборов в полном объёме. Это не столько вопрос увеличения объёма поступлений в бюджеты, сколько обеспечение справедливых условий конкуренции – в данном случае российских и иностранных производителей. Начата реализация проекта по интеграции информационных систем и систем управления рисками федеральной налоговой и таможенной служб. Внедрение этих и других мер позволяет рассчитывать на положительный эффект по собираемости пошлин и сборов в 2017–2018 годах.

1.4. Согласно принятому законодательству в 2018 году должен быть обеспечен полный охват розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой, обеспечивающей онлайн-передачу данных на серверы ФНС. Это позволит получать информацию обо всех розничных продажах в стране и сократить объём теневого оборота.

2. Утверждён и реализуется План мероприятий («дорожная карта») по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам.

2.1. Предусмотрен ряд мер по упрощению и стимулированию добровольной оплаты платежей в бюджет. В частности, реализована возможность оплаты налогов третьими лицами, расширяется практика предоставления скидок при быстрой оплате штрафов.

2.2. Важная роль отведена совершенствованию информационного взаимодействия. Реализован пилотный проект по электронному уведомлению о штрафах в Москве и области, решена проблема неверного указания реквизитов при оплате через банки.

2.3. Проведена работа по урегулированию вопросов списания задолженности, взыскание которой невозможно, соответствующие порядки теперь утверждены всеми администраторами в соответствии с требованиями Правительства.

3. Разработан и утвержден План мероприятий («дорожная карта») по систематизации обязательных неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей.

3.1. Предусмотрено расширение требований к нормативным актам, устанавливающим и регулирующим неналоговые платежи, поступающие в бюджет. Подготовлен соответствующий проект поправок в Бюджетный кодекс, основная задача – сделать систему максимально предсказуемой и прозрачной для бизнеса.

3.2. Будет проведена полная инвентаризация обязательных платежей, поступающих в распоряжение бюджетных и автономных учреждений. По итогам создания такого реестра неналоговых платежей совместно с бизнес-сообществом будут выработаны подходы к их дальнейшему регулированию.

4. Проводится работа по определению подходов к оценке эффективности налоговых и неналоговых расходов и их влияния на экономический рост. Подготовлена оценка объёмов налоговых и неналоговых расходов в 2014–2019 годах. Предложено закрепить нормативную базу, определяющую данное понятие, а также предусматривающую утверждение чёткого перечня налоговых и неналоговых расходов и общих требований и подходов к оценке их эффективности, с учётом программного принципа.

5. В рамках имплементации Плана действий по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения 7 декабря 2016 года Правительством Российской Федерации подписано . Автоматический обмен информацией в рамках указанного Соглашения планируется начать с 2018 года.

Повышение эффективности управления бюджетными расходами

В целях повышения операционной эффективности использования бюджетных средств в 2016 году принят ряд (законодательных) решений, направленных на:

сокращение дебиторской задолженности, оптимизацию расходования бюджетных средств, в том числе:

расширено применение механизма казначейского сопровождения государственных контрактов на сумму свыше 100 млн рублей, условиями которых предусмотрены авансовые платежи; договоров о предоставлении из федерального бюджета основного числа субсидий и бюджетных инвестиций юрлицам (за исключением субсидий, предоставляемых в порядке возмещения фактически произведённых затрат);

проведён эксперимент по внедрению казначейского аккредитива – специальной формы расчёта по госконтракту, в соответствии с которым ФК по поручению госзаказчика выплачивает исполнителю госконтракта определённую сумму за поставленные товары только после представления исполнителем документов, подтверждающих факт поставки товаров;

запущен механизм предоставления межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение под документально подтверждённую фактическую потребность;

введён принцип перераспределения бюджетных ассигнований по объектам капстроительства в случае отсутствия проектно-сметной документации;

осуществлён переход к количественному, ценовому и качественному (допустимые потребительские свойства) нормированию в госзакупках, в т.ч. предполагающему исключение закупок с избыточными потребительскими свойствами;

осуществлены изменения в учёте бюджетных обязательств, направленные на снижение рисков неоплаты или несвоевременной оплаты заключаемых контрактов;

повышение эффективности бюджетных инвестиций:

внесён в ГД проект поправок в БК, направленных на создание условий для перехода от предоставления госкорпорациям и госкомпаниям имущественных взносов к иным механизмам (со)финансирования проектов строительства из бюджета;

разработаны требования о перечислении госкорпорациями и госкомпаниями части доходов от инвестирования временно свободных средств.

В рамках формирования условий для развития и широкого распространения практики инициативного бюджетирования и поддержки местных инициатив в российских регионах разработано и опубликовано первое Операционное руководство практик инициативного бюджетирования на примере Программы Всемирного банка по поддержке местных инициатив, одобрен проект Концепции развития и регулирования инициативного бюджетирования в субъектах Федерации.

В рамках повышения бюджетной грамотности населения в России разработан учебно-методический комплекс по повышению бюджетной грамотности для старшеклассников, в трёх субъектах Федерации (31 школа) с сентября по декабрь 2016 года проведена пилотная апробация курса «Бюджетная грамотность для старшеклассников».

Обеспечение потребностей бюджета в заёмных ресурсах и развитие финансовых рынков

1. В 2016 году была полностью выполнена увеличенная до 500,0 млрд рублей программа государственных внутренних заимствований. Валовый объём средств, привлечённых за счёт выпуска ОФЗ, составил 999,5 млрд рублей при погашении государственных ценных бумаг в объёме 499,5 млрд рублей. При этом Минфин России диверсифицировал предложение долговых инструментов как по типам, так и по срокам.

2. В результате структура ОФЗ, размещённых в 2016 году, по типам облигаций выглядит следующим образом: ОФЗ с постоянным купонным доходом – 61%, ОФЗ с переменным купонным доходом – 38%, ОФЗ с индексированным номиналом – около 1%. Доля среднесрочных ОФЗ (от 5 до 10 лет) в совокупном объёме размещения за истекшую часть года составила 41%, а долгосрочных (от 10 лет) – 30%.

3. В 2016 году был осуществлён обмен низколиквидных ОФЗ с амортизацией долга совокупной номинальной стоимостью 63,7 млрд рублей на ОФЗ-ПД совокупной номинальной стоимостью 56,4 млрд рублей. По сравнению с 2015 годом новацией стало осуществление обмена на аукционной, т.е. конкурентной основе. По результатам обмена государственный внутренний долг Российской Федерации был сокращён на 7,4 млрд рублей.

4. В 2016 году полностью выполнена программа государственных внешних заимствований. Успешно размещены два транша 10-летних еврооблигаций с погашением в 2026 году в совокупном объёме 3,0 млрд долларов США с доходностью 4,75 и 3,90% соответственно. Впервые была апробирована принципиально новая структура размещения, опирающаяся на национальную рыночную инфраструктуру (обслуживать новый выпуск еврооблигаций впервые будет российская организация – Национальный расчётный депозитарий, обладающий статусом центрального депозитария в РФ).

5. В I квартале 2017 года планируется осуществить дебютный выпуск новых гособлигаций, ориентированных исключительно на российских физических лиц. Основная цель выпуска этих инструментов – повышение финансовой грамотности населения, воспитание культуры сохранения и инвестирования средств гражданами.

Подтверждением результативности усилий по созданию инфраструктуры финансового рынка, отвечающей мировым стандартам, является успешное размещение на Московской бирже пакета акций АК «Алроса» (ПАО) и десятилетних евробондов Российской Федерации, при этом даже в условиях действующих международных санкций основной объём размещений пришёлся на иностранных инвесторов.

Введение……………………………………………………………………….2-3

Глава I. Финансовая политика государства…………………………………...4

1.2.Механизм реализации финансовой политики………………………...…6-7

1.3.Типы финансовой политики……………………………………...……….7-9

1.4. Составляющие финансовой политики…………………………....…….9-12

Глава 2. Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе........................................................................................................................13

2.1. Особенности разработки финансовой политики в РФ………….....….13-14

2.2. Особенности проведения финансовой политики в РФ……………….…..14

2.2.1. Налоговая политика………………………………………….……..14-16

2.2.2 Бюджетная политика………………………………………………..16-18

2.2.3 Денежно-кредитная политика……………………………........……18-21

2.2.4. Ценовая политика………………………………………………..….21-22

2.2.5. Таможенная политика………………………………………………22-23

2.2.6. Политика в области управления государственным долгом……...23-25

Заключение………………………………………………………………..….26-28

Список литературы………………………………………………………….….29

Приложение………………………………………………………….……....30-32

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

· обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

· установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

· организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

· выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

· создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений . К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

В зависимости от длительности периода и характера ее задач, финансовая политика подразделяется на:

· финансовую стратегию;

· финансовую тактику.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия определяет направление, в котором должно происходить решение тактических задач. Тактика путем применения эффективных способов организации финансовых связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

1.2.Механизм реализации финансовой политики

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида:

· политика экономического роста,

· политика стабилизации,

· политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

· рост государственных расходов;

· снижение налогового бремени.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации .

В свою очередь политика ограничения деловой активности , напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем, и применяется правительством в период подъема или бума, с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Механизм воздействия финансовой политики на хозяйство страны проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2.Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

(можно учить по тетради)

Финансы! Вопрос № 2. Финансовая система: понятие, структура, взаимодействие сфер и звеньев.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений,в процессе которыхразными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

(Фин.с-ма- совокупность фин-ых орг-ций(учреждений)и фин-ых рынков,обеспечивающих с помощьюразличных финн-ых инструментов формирование и использование ден-ых ср-в гос-ва, орг-ций и населения.)

Отличаясь друг от друга, различные виды финансовых отношений обладают определенными общими чертами, которые позволяют сгруппировать их в обособленные сферы и звенья. Существует несколько точек зрения на структуру финансовой системы. В зависимости от субъекта финансовых отношений структуру финансовой системы можно представить следующим образом:

Финансовая система

Децентрализованные финансы

Централизованные финансы

Финансы коммерческих предприятий

организаций

Финансы некоммерческих

Государствен

рег.бюджеты

предприятий

Финансы посредников (кред.орг-ций,

частных пенсион.фондов, страховых

орг-ций и др.фин.институтов)

Муниципальные

домохозяйств

(индивид.предпр)

Страхование

внебюджетные

В составе финансовой системы выделяют 2 сферы: сферу децентрализованных финансов (ден.отн-ия, возникающие у ЮЛ и ФЛ, д/хоз-в в процессе распределения, накопления ДС) и сферу централизованных финансов (фин.отн-ия носят ден.хар-ер, возникающий у органов власти по поводу формир-ия и использ-ия ден.ресурсов). Страхование выделяется в качестве промежуточного звена, поскольку можно выделить коммерческое страхование и некоммерческое (государственное). В свою очередь каждая сфера состоит из звеньев.

ВБФ создаются на опред-ый срок или действуют постоянно. Их формир-ие связано с необх-тью иметь независимые от принятия или непринятия гос.бюджета целевые источники ср-в. По признаку целевой направленности использ-ия ср-в ВБФ можно объединить в 2группы: ВБФ соц.назначения и ВБФ межотраслевого и отраслевого хар-ра.

Гос.кредит выделяется в самост-ое звено гос.финансов, т.к.ему присущи специфич.формы фин.-кредитных отн-ий по привлечению ср-в в централизованные фонды гос-ва. Гос.кредит- это особая форма ден.отн-ий между гос-вом и ЮЛ и ФЛ. Необх-ть гос.кредита связана с опережающим темпом роста гос.расходов над возможностями расширения собств.доходной базы, что позволяет обеспечивать покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита.

Взаимодействие сфер и звеньев (все отношения между звеньями, как правило, носят двойственный характер):

1) финансы хозяйствующих субъектов взаимодействуют с государственными финансами по поводу уплаты налогов, обратная взаимосвязь осуществляется при поступлении дотаций, субвенций, субсидий из бюджетов различных уровней, при предоставлении инвестиционных

налоговых кредитов, налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек по уплате налогов. Со страхованием по поводу уплаты страховых взносов и получения страхового возмещения.

    Домашние хозяйства в свою очередь могут осуществлять инвестиции в уставные капиталы предприятий, покупать ценные бумаги коммерческих предприятий, могут осуществлять добровольные членские вносы и пожертвования в пользу некоммерческих предприятий. Со страхованием - уплачивая страховые взносы и получая страховые возмещения. С внебюджетными фондами по поводу уплаты отчислений, взносов, обратная взаимосвязь путем выплаты социальных пособий, пенсий, трансфертов. Покупая государственные ценные бумаги, осуществляется взаимодействие с гос. кредитом.

    Между бюджетом и внебюджетными фондами по поводу предоставления средств для выплаты пенсий и пособий.

    Взаимодействие между коммерческими и некоммерческими организациями осуществляется путем оказания благотворительной помощи. Коммерческие организации могут образовывать некоммерческие структуры (пример,АРБ).

Всем этим отн-ниям должны быть присущи признаки хар-ные финансам: денеж.характер, распределит-ый характер, образование и использование денеж.доходов и накоплений.

С 01.01.06 на муниц.ур-не мест. Бюджеты стали: 1) бюджеты городских поселений и округов, 2) бюджеты сельских поселений и районов.

Финансы №3.

Финансовые ресурсы: виды, источники формирования и основные направления использования.

На сегодняшний день нет единого понятия фин. ресурсов, часто их отождествляют с ден. ср-вами. Понятие фин. ресурсов появилось в 1-ой 5-летке. Ресурс – запас, выступающий источником удовлетворения каких-либо потребностей. Финансовые ресурсы существуют в денежной форме. Фин.ресурсы, это не просто деньги, это работающие ден. средства., участвующие в процессе воспроизводства.

Финансы подготавливают обменные процессы и завершают их. Если отношения совершаются в безналичной форме, то понятия фин.ресурсов и ден.ср-в совпадают.

Признаки фин.ресурсов: 1)фин.ресурсы должны быть представлены в ден.форме; 2)фин.ресурсы несуществуют сами по себе, а всегда имеют собственника, либо лицо, кот-ое ими распоряжается. Финансовые ресурсы могут находиться у отдельных экономических участников - децентрализованные финансы, либо находятся во власти органов власти, местного самоуправления (централизов.); 3)фин.ресурсы всегда используются либо на воспроизводственные цели, либо на удовлетворение общественных потребностей.

Фин.ресурсы – ден.ср-ва,т.е.доходы,накопления,поступления,находящиеся в собственности илираспоряжении субъектов хозяйствования или органов гос.власти и местного самоуправления и предназначенные для обеспечения воспроизводственного процесса, выполнения функций и задач, возлагаемых на эти субъекты.

По источникам образования фин.ресурсы разделяются на собственные и заемные.

Следует различать понятия источников и видов фин.ресурсов. Виды ф.р . – конкретные поступления, формы доходов. Источники ф.р. – то, за счет чего происходит формирование этих конкретных видов.

Централизованные финансовые ресурсы. Виды : налоговые, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления. Источники : стоимость ВНП, часть национального богатства. Если собственных ресурсов недостаточно, прибегают к заемным финансовым ресурсам (за счет выпуска ц/б-г или за счет заключения кредитных договоров). Фин.ресурсы органов власти и управления имеют строго целевое направление использования ср-в, т.к. направления использования фин. ресурсов закреплены в соответствующих бюджетах и гос. внебюджетных фондах на кажд год и имеют силу закона.

Фин.ресурсы коммерческих организаций. Виды ф.р .: 1)прибыль; 2)амортизация; 3) средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные ассигнования, штрафы, страховые платежи); несобственные ресурсы: кредиты, векселя, авансы. Источники ф.р. – все виды доходов. Использование ресурсов коммерч.орг-ций осуществляется по усмотрению самой орг-ции: пополнение оборотного капитала, выполнение финансовых обязат-в перед партнерами, неиспользованная часть направляется на фин.рынок.

Финансовые ресурсы некоммерч.орг-ций. Виды ф.р. : взносы, бюджетные ассигнования, поступления от реализации услуг на платной основе. Источники ф.р. : средства бюджетов, доходы учредителей, свободные средства коммерческих и некоммерческих организаций, поступающие в виде благотворительности.

Фин.ресурсы индивидуальных предпринимателей и фермеров. Виды - личные сбережения. Источники : доходы предпринимателя; средства, полученные в предыдущие периоды.

4. Финансовая политика рф на современном этапе

Финансовая политика - государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

    Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

    Создание адекватного финансового механизма.

    Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой.

Задачи финансовой политики:

    обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

    установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

    организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

    выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

    создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Цели финансовой политики

Целями финансовой политики могут являться:

    политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

    экономические цели, то есть достижение целей в области экономикина различном уровне

    социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классыи слоинаселения, социальные блага, распределение социальных благ).

Уровни финансовой политики

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

  • региональном

    национальном

    на уровне отдельных регионов внутри страны

    на уровне предприятия,организации(хозяйствующего субъекта)

    отдельного предпринимателя

    на уровне отдельного домохозяйства

Финансовая политика на уровне государства

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

    бюджетная политика

    налоговая политика

    таможенная политика

    денежно-кредитная политика

    инвестиционная политика

    коррупционная политика

Финансовая политика является частью общей экономической политики.

Финансовая политика страны является важной составляющей экономической политики. Для того, чтобы экономика развивалась эффективно, необходимо поддерживать сбалансированность финансовой политики. От того насколько грамотно будет построена финансовая политика зависят темпы развития как определенных отраслей, таких как промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт, так и экономики в целом.

Финансовая политика государства включает в себя бюджетно-налоговую политику, а также инвестиционную политику, социальную политику. В составе финансовой политики основополагающая роль отводится бюджетной политике, которая оказывает влияние на формирование финансовой базы для развития государства.

В основу бюджетной политики на 2015 г. и на плановый период 2016-2017 гг. положены стратегические цели развития страны, которые сформулированы в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. (о мероприятиях по реализации государственной социальной политики), Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года.

Статья Бюджетного кодекса, по которой президент был обязан направлять бюджетное послание не позднее марта, утратила силу. В 2014 году Путин не обращался с посланием к парламенту. По закону президент должен представлять документ в марте, оглашался он обычно в мае–июне. Но в этом году Государственная дума ушла на каникулы, а Минфин подготовил проект федерального бюджета на 2015–2017 годы, не дождавшись документа, который определяет бюджетную политику страны на следующий год, писал РБК в июле.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что основными характеристиками бюджета в 2015 будут доходы в 15 трлн 082 млрд руб., в 2016 году – 15 трлн 795,5 млрд руб., в 2017 году – 16 трлн 547,8 млрд руб.

Цели и задачи бюджетной политики на 2015 - 2017 годы

1. Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса

2. Повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании

3. Снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета

4. Повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами

5. Повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг

6. Оптимизация расходов на оплату труда

7. Снятие ограничений транспортной инфраструктуры

8. Повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений

9. Повышение эффективности управления государственным долгом и государственными финансовыми активами

Расходы в 2015 году составят 15 трлн 513,1 млрд руб., в 2016 году – 16 трлн 271,8 млрд руб., в 2017 году – 17 трлн 088,7 млрд руб.

Дефицит бюджета в 2015 году составит 430,7 млрд руб. (0,6% ВВП), в 2016 году – 476,3 млрд руб. (0,6% ВВП), в 2017 году – 540,9 млрд руб. (0,6% ВВП). Проект федерального бюджета был одобрен на заседании правительства РФ 18 сентября 2014 года. Документ был основан на предположении, что украинский кризис будет урегулирован, а санкции Запада в отношении России – отменены. Макроэкономический прогноз, на котором проект бюджета был основан, исходил из более высоких темпов мирового экономического роста. При этом правительство предложило экономить на росте зарплат, пенсиях и некоторых инвестиционных расходах. В федеральном бюджете отражено, что инвестиционный рост в 2015 году будет сохраняться в основном за счет госинвестиций. Глава МЭР Алексей Улюкаев на заседании правительства сообщил, что Минэкономразвития посчитало возможным повысить ожидания роста инвестиций. «Для 2015 года это прежде всего государственные капвложения, а также капвложения компаний с государственным участием, таких как «Газпром», «Транснефть», «Роснефть» и некоторые другие». Учтены и все утвержденные проекты, которые будут финансироваться за счет ФНБ – такие как реконструкция БАМа, Транссиба и строительство ЦКАД» – отметил он. «Решения по инвестированию средств ФНБ не будут выходить за 60% планку размещения средств», – уточнил министр финансов Антон Силуанов. Он сообщил и то, что финансовой помощи компаниям «Роснефть» и НОВАТЭК в бюджете не предусмотрено. «Этот вопрос будет рассматриваться в процессе обсуждения заявки на получение ресурсов из ФНБ» – сказал Силуанов. В бюджете заложен и антикризисный резерв - 190 млрд руб., которые предлагается потратить в случае резкого ухудшения ситуации. «Плюс ресурсы, которые мы сейчас готовы предоставить за счет заемных средств из ФНБ, - это и будут те средства, которые мы готовы направить на поддержку предприятий, банковского сектора в нынешних условиях», – сообщил Силуанов. Минфин прогнозирует, что из-за низких цен на нефть бюджет в 2015 году может недополучить около 1 трлн руб. Около половины этой суммы планируется покрыть из Резервного фонда. В связи с поставленными задачами бюджетной политики следует признать, что бюджетная политика не может функционировать отдельно от налоговой политики. В 2013-2015 гг. цели Правительства Российской Федерации в области налоговой политики придерживаются того, чтобы создать эффективную и стабильную налоговую систему, которая будет способствовать бюджетной стабильности в среднесрочной перспективе. Основными приоритетами налоговой политики является поддержка инвестиций, а также стимулирование деятельности в области инноваций. Также нужно сохранить размер налоговой нагрузки по разным секторам экономики, где был достигнут ее оптимальный уровень, принимая в учет те требования устойчивости бюджетной системы России, которые были ранее указаны.

Эксперты считают, что падение курса рубля, связано больше с внутренними причинами, нежели с внешними. В первую очередь это вызвано тем, что ЦБ России активно отзывал лицензии у частных банков - в 2013 году данный вид процедур был произведен по отношению к 20 кредитно-финансовым организациям. По оценкам Минфина, шоковый эффект от санкций составил 2 % ВВП. Прогнозы на будущее так же неутешительны: в 2015 году Россию могут ждать отрицательные показатели роста ВВП. Также на падение национальной валюты РФ оказывает влияние существующее положение российской экономики в целом. Санкции со стороны Запада вызвали ограничение возможности отечественных организаций и банков осуществлять займы на международных рынках, то есть сократилось предложение на долларовом рынке. Спрос на доллар в сентябре был особенно высок, потому что в это время российские компании должны были выплатить валютные кредиты. Следовательно, возникла ситуация нехватки доллара, а значит, что валюта удорожает.

Однако санкции, которые касаются не только определенных компаний или лиц, но и экономики России целом, способны в большей степени ослабить эту экономику. Они просто драматически ограничат доступ страны к западным рынкам капиталов и новым западным технологиям, двум вещам, в которых Россия нуждается больше всего, чтобы обеспечить рост собственной экономики.

Таким образом, падение курса рубля, повышение цен по товары и услуги, рост инфляции, нерациональные методы воздействия ЦБ на экономику приводит к еще большему спаду, чем зарубежные санкции. Хотя они, в свою очередь, ограничивают российскую экономику в зарубежных инновациях и технологиях, но и есть плюсы санкций - отечественные производители налаживают и улучшают производство продукции, увеличивают производственные мощности. Они дали «толчок» к тому, чтобы развивались российской отрасли как промышленности, так и другие сектора экономики.

На текущем этапе развития происходит процесс по изучению и корректировке направлений финансовой политики является одной из главных задач, которые осуществляются в России. И для того чтобы более точно отражать сложившуюся ситуацию в стране необходимо осуществить прогноз ближайших событий и сформулировать комплекс мероприятий, которые будут направлены на среднесрочную перспективу.

Современная финансовая политика России направлена на формирование финансовой базы для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному, социально ориентированному типу развития экономики, создание необходимых предпосылок для подержания высоких темпов экономического роста в долгосрочном периоде, повышения уровня благосостояния населения и экономической стабильности.

Финансы 5. Финансовый контроль: содержание, виды, формы и методы.(можно учить по тетради)

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль это практическое использование контрольной функции финансов.

Финансовый контроль представляет собой осуществляемую с использованием специфическихорганизационных форм и методов деятельность гос. и негос. органов, наделенных соответствующими полномочиями в целях установления законности, достоверности и эффективности фин. операций, выявления резервов роста финансовых ресурсов всех эк.суб-в.

Фин.контроль охватывает всегда те отношения, которые связаны с формированием и использованием ден. средств.

Сферой действий фин.контроля явл-ся процесс формирования и использования фин.ресурсов.Предметомявл-ся фин. показатели. Объектом явл-ся различные стороны хоз.деятельности предприятий, гос-ва и др. участников фин. процессов (доходы, расходы, налог. платежи и т.д.).

Задачи ,решаемые в ходе ФК:

*соблюдение действующего законодательства по фин.отн-ниям, *проверка правильности выполнения фин.операций, расчетов, ведение бух. учета, составление

отчетности, *проверка полноты выполнения фин.обязательств перед всеми участниками тех отн-ний, кот. возникают у

контрагентов, *обеспечение сбалансированности фин. и матер. рес-сов, оценка эфф-сти их исп-ния,

*обеспечение сбалансир-сти между потребностью в фин.рес-сах и размерами денеж.доходов.

Основные принципы ФК:

Превентивный характер (недопущение нарушений), -действенность (недопущение повторных выявленных нарушений)

+ -независимость(необходимость фин.самостоятельности контрольных органов)-объективность (соблюдение действующего законодательства)

Гласность (связь со СМИ)

Компетентность (высок.проф.уровень работы контролеров).

Значение ФК:

*необходим для более эффективного управления фин.ресурсами, *с помощью него успешно реализуется фин.политика.

*особ. значение в условиях рынка – сужается сфера гос.фин.контроля за негос.сектором экономики и одновременно расширяется потребность в проведении внутр.к-ля.

Классификация ФК .

1) по субъекту осуществления :

*государственный (общегосударственный/ведомственный): Президент, Правительство, Счетная палата. *негосударственный:

Внутрихозяйственный (службы предприятия) -независимый (аудит)

2) по формам (или времени) проведения :

*предварительный, *текущий, *последующий

3) по методам проведения :

*проверка, *обследование, *анализ, *наблюдение, *надзор, *ревизия

4) по полноте охвата :

*комплексный/тематический (по терр-рии), *полный/частичный(по документам), *фронтальный/выборочный(по времени)

5) по характеру материалов :

*документальный, *фактический(инвентаризация, экспертная оценка)

6) по регламенту осуществления :

*обязательный/инициативный, *внешний/внутренний.

Главная задача гос.контроля - содействие успешной реализации фин.политики гос-ва посредством обеспечения соблюдения фин.зак-ва, фин.дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Контроль за негос.сферой : *по правильности исчисления и уплаты налогов, *применения нал.льгот, *правильности ведения учета и отчетности. За федеральной собственностью : *за использование фед.ден.ср-в, *за разработкой, утверждением и исполнением бюджетов, за деят-ю гос.предприятий.

Внутренний контроль осуществляется непосредственно фин.службами организации.Объектом явл-сяпроизводственная, хозяйственная деятельность. Этот к-ль направлен на оценку эф-ти и целесообразности использования собственный и заемных ресурсов, анализируется фпктические показатели с плановыми, к-ль за ликвид-ю, плат-ю.

Независимый фин.к-ль направлен на проверку достоверности бух.фин.отчетности и ее соответствиинормативным актам. (установление достоверности отч-ти)

Предварительный –осуществляется до совершения операций(самими организациями). Текущий –в момент совершения ден.операций(хоз.субъектами).

Последующий –оценка результатов финансовой деятельности эк.суб-в,сопоставление фин.данных срезультатами, к-ль за эф-м использование ср-в (спец.органами и самими организациями). Вскрывает недостатки предыдущих.

Методы ФК Поверка –проводится по отдельным вопросам фин.деятельности на основе отчетной документации и

расходных документов. В случае выявления нарушения фин.дисципллины намечаются меры по устранению их негативных последствий. (самый массовый метод)

Обследование –изучение отдельных аспектов функционирования предприятий с целью определения ихфин.состояния и возможных направлений развития.

Анализ финансового состояния –оценка результатов фин.деят-ти хоз.суб-та,эфф-ти использования егокапитала.

Наблюдение –постоянный к-ль за использованием фин.ресурсов субъекта к-ля и его фин.состоянием. (состороны кред.учреждения)

Надзор –проведение контрольных мероприятий за субъектами хозяйствования,чей вид деятельностилицензируется. Требуется соблюдение установленных нормативов, иначе штрафы, отзыв лицензии.

Ревизия –наиболее полный метод контроля.Позволяет оценить фактическое положение дел и полноеобследование фин-хоз.деятельности субъектов.

Комплексный –хар-ся взаимосвязанным изучением эк.,юр.сторон деят-ти организации.

Тематический –по определенному кругу вопросов/тем,путем ознакомления с отдельными сторонамихоз-й и фин.деятельности.

Фронтальный –за весь период сущ-я организации. Выборочный –охватывает опред.период времени.

Полный –изучение всех документов и необходимый мат.ценностей.При частичном проверяется определенная часть.

Инициативный –по решению руководства(привлечение внеш.контролеров).

Обязательный –подлежат:банки,страх.организации,проф.участники РЦБ,ОАО,внебюдж.фонды,предприятия с иностр.капиталом(в силу закона).

Органы гос.фин.контроля:

Законода

Исполнит.органы власти (Прав-во)

Президент РФ

В его ведении:

контрольное

Фед.налог.служба

управление

Фед.служба

администрации

бюджетного.надзора

Президента

Фед.служба по фин.мониторингу

4. Фед.служба страх.надзора

Фед.казначейство

В подчинении Прав-ва:

Фед.служба

фин.рынкам,

Фед.служба по антимонопол.политике,

Фед.тамож.служба

Счетная палата подчинена Фед.Собранию–постоянно действующий,независимый от правительстваорган. Глав.функция – контроль за фед.собственностью и фед.средствами.

Осн.задачи: *организация контроля за использование средств фед.бюджета, за исполнением фед.бюджета и внебюдж.фондов, *оценка эф-ти и целесообразности расходования гос.ср-в, *фин.экспертиза принятия фед.законов для бюджета, *к-ль за поступлением и движением средств на счетах в банках, *к-ль за поступлением в фед.бюджет доходов от гос.собственности (продажи и управления ей), *к-ль за сост-ем гос.долга.

Осн.формы к-ля – тематические ревизии и проверки. Мин-ва функции методического характера. Фед.службы контрольные функции.

Фед.налог.служба –к-ль за своевременным,полным,правильным внесением платежей в бюджет,предоставлением деклараций, норм ККМ, валютными операциями.

Фед.тамож.служба –при перемещении товаров через границу РФ.

Фед.служба фин-бюджетного.надзора – *к-ль за бюдж.средствами на гос.предприятиях и коммерческихструктурах, которые получает средства из бюджета и внеб.фондов, *проверяет исполнение смет и соблюдение дисциплины мес.администрациями, *с ЦБ проводит операции по обслуживанию гос.долга.

Фед.казначейство -*исполнение фед.бюджета и к-ль за целевым и эф-м использованием гос.средств,*распределение регулирующих налогов, *к-ль за доходной и расходной частями бюджета, за состоянием гос.внешнего долга. (доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования; ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета; открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с зак-вом РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета; осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с зак-вом РФ)

Фед.служба по страх. надзору -*лицензирование страх.деятельности, *осуществляет контроль и надзорза: соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах, установление нормативов, к-ль за платежеспособностью.

Фед.служба по фин.мониторингу -*сбор,обработка и анализ информации,документов об операциях сден.средствами или иным имуществом, подлежащих к-лю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, создание единой информационной системы и базы по проведению к-ля в этой сфере, заключение международных договоров.

Фед.служба по фин. рынкам -*гос.регистрация выпуска ц\б и отчетов об итогах выпуска, *раскрытиеинформации на РЦБ, * контроль и надзор в отн-нии эмитентов, професс.участников РЦБ, негос.пенс.фондов, акц.инвест.фондов.

Родина Т . Е .

ORCID: 0000-0002-4019-2663, доцент, кандидат экономических наук,

Брянский государственный инженерно-технологический университет

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрена проблема формирования и использования средств государственного бюджета Российской Федерации. Определены приоритетные задачи бюджетной политики страны на перспективу и представлен краткосрочный прогноз показателей. Проведен сравнительный динамический анализ экономических кризисов России, установлены их причин и последствия. Изучены источники финансирования бюджетного дефицита и обоснована необходимость проведения мероприятий по стабилизации положения страны и направления их реализации.

Ключевые слова: бюджет, бюджетная политика, экономический кризис, девальвация, курс валюты.

Rodina T. Е .

ORCID: 0000-0002-4019-2663, Associate professor, PhD in Economics,

Bryansk State Engineering and Technology University

BUDGETARY POLICY OF RUSSIAN FEDERATION AND MECHANISM OF ITS IMPLEMENTATION

Abstract

The paper considers the problem of formation and use of the state budget of the Russian Federation. The priority objectives of the country budget policy for the future are determined and a short-term forecast of indicators is presented as well. A comparative dynamic analysis of Russia economic crises has been carried out, their causes and consequences have been established. The sources of financing of the budget deficit have been studied and the need for carrying out measures to stabilize the situation of the country and the direction of their implementation has been substantiated as well.

Keywords : budget, budgetary policy, economic crisis, devaluation, exchange rate.

Бюджетная политика страны является важной составной частью финансовой политика государства. Она представляет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджета, а также выборе источников финансирования бюджетного дефицита .

Бюджетная политика, как и финансовая политика в целом, направлена на укрепление и дальнейшее развитие экономики, однако сложившаяся ситуация в России на сегодня сильно затрудняет достижение этой цели с помощью бюджетной политика – одного из рычагов фискальной политики государства .

Сложившуюся ситуацию можно оценить лишь с помощью детального изучения главных индикаторов бюджета: доходы, расходы, связанный с ними дефицит или профицит, а также основные источники покрытия бюджетного дефицита, если таковые имеются.

Реализация бюджетной политики в стране происходит в качественно новых условиях, что требует корректировки целей федеральной бюджетной политики. Так, например, если в 2014 году Бюджетный Кодекс РФ включал в себя требование о предоставлении наряду с проектом федерального бюджета бюджетного прогноза на долгосрочную перспективу, то бюджетный прогноз на долгосрочную перспективу не составляется, что связано с нестабильностью и невозможностью точно предугадать вектор развития .

В 2017 году приоритетные цели и задачи бюджетной политики кардинально изменились, в целом они направлены на борьбу с кризисов в стране:

– обеспечение условий для сбалансированности и уменьшение долговой нагрузки бюджетов не только всех уровней, но и консолидированных;

– создание программ рационального использования денежных средств;

– объединение доходов федерального бюджетов и повышение эффективности управления ими;

– создание условий для приспособления экономики к новым реалиям.

Анализ полученных данных позволяет утверждать, что бюджетная политика в 2017 году направлена преимущественно на выход из кризиса. Однако на практике невозможно полностью отказаться от финансирования ряда важных социальных программ, поэтому с антикризисными мерами будет проводиться финансирование и всех сфер жизни общества .

Значительную часть населения страны на сегодняшний день интересует появление нового экономического кризиса в России. Однако эксперты предполагают, что его уже невозможно избежать, поскольку страна постепенно втягивается в уже существующий.

Прежде всего, следует установить, что понимается под экономическим кризисом . Экономический кризис характеризуется как резкое нарушение состояние равновесия и баланса и в стране. Оно сопровождается потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях и ведет к неуравновешенному функционированию, или дисбалансу экономической системы в целом.

Для Россия характерны немало кризисов, которые повлияли на все сферы жизни общества. Наиболее крупными кризисами в российской экономике в начале XX века стали дефолт в 1998 году и кризис 2008-2009 годов.

На общую экономическую обстановку в стране, неустойчивость курса существенное воздействие оказали и некоторые важные события, которые происходили в течение 2014 года:

– кризис на Украине, присоединение Крыма. Несмотря на то, что новый регион и имеет довольно хороший потенциал для роста экономики, в то же время полуостров требует крупных денежных вложений в развитие;

– некоторые страны приняли санкционные меры в отношении РФ на ввоз продуктов питания, которые действуют и по настоящее время . Это неизбежно ведет к завышению конечной стоимости продуктов: меняется схема доставки и реализации, ведется поиск новых поставщиков. Специально для отечественных предприятий действуют льготные условия реализации собственной продукции .

Кроме того, из-за внешней политики и ответных санкций, начался резкий отток капитала. Девальвация рубля и рост инфляции в стране вызвали панику среди населения, в результате чего стремительно скупалась валюта. Кроме того, повышение ключевой ставки в декабре 2014 года с 9,5% до 17% спровоцировало обвал валютного рынка, в результате чего американский доллар и евро достигли исторических максимумов. Непосредственно повышение ставки привело к увеличению стоимости кредитов. В 2015 году этот кризис уже имеет значительные серьезные последствия: произошел интенсивный отток денежных масс из страны, снизился курс рубля и вырос уровень инфляции, однако структура российской экономики стала более автономной, независимой от других стран, что позволило сократить импорт зарубежной продукции и перейти на отечественные товары (хотя и не полностью).

Для РФ период, предшествовавший до 2010 года, характеризовался наличием профицита бюджета, который отправлялся в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния страны. Начиная с 2010 года, действие и одного, и второго фондов федерального бюджета временно приостановлено в связи с его дефицитным состоянием .

Бюджет РФ на отчетный, 2016 год выполнен с дефицитом, соответствующим 486,5 млрд. руб. Этот дефицит покрывается за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния страны, а также средств из источников, которые можно условно разделить на 2 группы.

  1. Внутренние источники средств:

– выпуск государственных ценных бумаг, номинал которых указан в национальной валюте – российском рубле;

– денежная эмиссия.

  1. Внешние источники:

заемные средства;

– предоставление государственных гарантий и кредитов .

Динамика источников финансирования бюджетного дефицита страны за 2016 и в 2017 году представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Источники финансирования дефицита федерального бюджета за 2016-2017 годы, млрд. рублей

Показатели 2016 год 2017 год
Дефицит или профицит -486,5 -554,8
Источники средств финансирования дефицита 486,5 554,8
в том числе:

Резервный фонд

381,9 343,6
Фонд национального благосостояния 12,4 25,4
иные источники 856,0 873,0

Источники финансирования дефицита федерального бюджета представлены за счет Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и иных источников поступления средств.

Анализ основных характеристик федерального бюджета в % к ВВП за период с 2000 по 2016 годы представлен на рисунке 1.

Рис. 1 – Динамика основных бюджетных характеристик за 2000-2016 годы, в % к ВВП

На рисунке представлены доходы, расходы и дефицит или профицит национального бюджета страны.

По данной диаграмме видно, что уровень бюджетного дефицита в 2016 году достаточно велик, однако он остался на уровне 2015 года 3%, и не снизился до 6%, как это наблюдалось в 2009 году.

Сложившаяся сложная экономическая ситуация, которую переживает экономика России, заставляет внимательно искать наилучшую перспективу, для ближайшего выхода из кризисной ситуации .

На сегодняшний день Россия уже в достаточной мере ощутила на себе негативное влияние экономического кризиса. Ведь цены на основные товары и услуги продолжают расти, доходы населения падают, увеличивается число безработных, а рубль по-прежнему теряет позиции на мировом рынке, что влечет за собой инфляцию, снижение доходов и покупательской способности россиян. Российская экономика находится в пугающем состоянии, так как кризис ещё продолжается, а если не провести необходимые структурные реформы, то этот кризис примет невероятные обороты, от которых пострадает как население страны, так и вся её экономика.

В конце года, по мнению экономистов и финансистов, рубль постепенно укрепляется, власти изыскивают средства для увеличения заработных плат граждан, а цены на нефть понемногу поднимаются. Однако эксперты утверждают, что данный кризис закончится в начале 2017 года, благодаря этому восстановятся процессы социально-экономического характера, а экономическая ситуация в стране улучшиться. Кроме того, на региональном уровнях предпринимаются определенные усилия по ликвидации возникающих задолженностей и покрытия дефицита бюджета за счет собственных источников средств .

Состояние современной мировой экономики, падение цен на энергоресурсы, введенные против России, санкции оказывают негативное влияние на бюджетную политику РФ и также на достижение главной цели – устойчивого экономического развития. Не смотря на это, в перспективе стоит надеяться, что реализация мероприятий, обозначенных бюджетной политикой в 2017 году, позволит обеспечить принцип сбалансированности и устойчивости трехуровневой бюджетной системы Российской Федерации.

Список литературы / References

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.11.2017) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702 (дата обращения: 23.11.2017)
  2. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: федер. закон: [принят Гос. Думой 9 декабря 2016 г.: одобр. Советом Федерации 14 декабря 2016 г.]. – Российская газета, № 292, 23.12.2016
  3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (дата обращения: 23.11.2017)
  4. Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования бюджетных платежей: монография / Р. Е. Артюхин. – Москва: Русайнс, 2015. – 76 с.
  5. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Г. И. Золотарева, Н. И. Смородинова. – Москва: КноРус, 2016. – 232 с.
  6. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс] – URL: http://minfin.ru (дата обращения: 23.11.2017)
  7. Сценарные условия, основные параметры прогноза социально–экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (разработаны Минэкономразвития РФ) [Электронный ресурс] – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71585634/ (дата обращения: 23.11.2017)
  8. Родина Т. Е. Продовольственная безопасность региона: проблемы и перспективы развития / Родина Т. Е. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №2–3 (56). – С. 49–50
  9. Родина Т. Е., Шепелев С. И. Мировой опыт обеспечения устойчивого развития рынка продовольствия / Родина Т. Е., Шепелев С. И. // Никоновские чтения. – 2014. – № 19. – С. 329-330.
  10. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под общей редакцией Т. М. Ковалевой. – М.: КНОРУС, 2016. – 168 с.
  11. Шиллер Р. Д. Финансы и хорошее общество / пер. с англ. Ю. Каптуревского; под ред. Т. Дробышевской, А. Смирнова. – М.: Издательство Института Гайдара, 2014. – 504 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 14.11.2017) – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702 (accessed: 23.11.2017).
  2. Rossijskaja Federacija. Zakony. O federal’nom bjudzhete na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov: feder. zakon: . . – Rossijskaja gazeta , № 292, 23.12.2016.
  3. Rasporjazhenie Pravitel’stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 10.02.2017) «O Koncepcii dolgosrochnogo social’no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 g.» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (accessed: 23.11.2017).
  4. Aktual’nye voprosy sovershenstvovanija pravovogo regulirovanija bjudzhetnyh platezhej: monografija / R. E. Artjuhin. – Moskva: Rusajns, 2015. – 76 p.
  5. Bjudzhetnaja sistema Rossijskoj Federacii: uchebnik / G. I. Zolotareva, N. I. Smorodinova. – Moskva: KnoRus, 2016. – 232 p.
  6. Ministerstvo finansov Rossijskoj Federacii. Oficial’nyj sajt –URL: http://minfin.ru (accessed: 23.11.2017).
  7. Scenarnye uslovija, osnovnye parametry prognoza social’no–jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii i predel’nye urovni cen (tarifov) na uslugi kompanij infrastrukturnogo sektora na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov (razrabotany Minjekonomrazvitija RF) – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71585634/ (accessed: 23.11.2017).
  8. Rodina T.E. Prodovol’stvennaja bezopasnost’ regiona: problemy i perspektivy razvitija / Rodina T.E. // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal . – 2017. – №2–3 (56). – P. 49–50.
  9. Rodina T. E., Shepelev S. I. Mirovoj opyt obespechenija ustojchivogo razvitija rynka prodovol’stvija / Rodina T. E., Shepelev S. I. // Nikonovskie chtenija . – 2014. – № 19. – P. 329–330.
  10. Finansy, denezhnoe obrashhenie i kredit: uchebnik / edited by T.M. Kovalevoj. – M.: KNORUS, 2016. – 168 p.
  11. Shiller R. D. Finansy i horoshee obshhestvo / per. from English. Ju. Kapturevskogo; edited by T. Drobyshevskoj, A. Smirnova. – M.: Izdatel’stvo Instituta Gajdara, 2014. – 504 p.

Правительство и Министерство финансов, проанализировав опыт предыдущих периодов, решили вернуться к трехлетнему планированию бюджета, на что указывает принятый законопроект «Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Но, несмотря на все преимущества такого подхода, сложно спрогнозировать, удастся ли следовать изначально заложенным в проект параметрам и будет ли такая политика воспринята частным бизнесом в качестве сигнала, который свидетельствует о стабилизации ситуации в экономике страны и безопасности инвестирования.

Доходы

Бюджетной политикой РФ на 2017-2019 годы предусмотрен дефицит поступлений, что будет обусловлено сокращением спроса на российский экспорт, снижением стоимости нефти и целым рядом других внешних факторов. Чтобы покрыть дефицит, правительство планирует наполнить бюджет путем мобилизации дополнительных доходов, предприняв такие меры:

  • завершение так называемого «налогового маневра», что повлечет за собой планомерный рост ставок по НДПИ на нефтепродукты, а также отмену экспортных пошлин. В рамках пилотного проекта будет внедрен налог на добавленный доход, что в среднесрочной перспективе поможет сбалансировать налоговую нагрузку в газовой и нефтяной отраслях;
  • увеличение с 25 до 50% минимального норматива дивидендов, начисляемых по акциям государственных компаний, что позволит нарастить объем поступлений по этим направлениям;
  • внедрение унифицированной базы для создания единой системы администрирования поступлений в бюджет. За счет этого можно будет снизить административную нагрузку и увеличить объем бюджетных доходов.

Расходы и бюджетные правила

Расходы будут формироваться в рамках бюджетной политики на 2017-2019 годы и правил, призванных снизить чувствительность системы к волатильности цен на мировых нефтяных рынках. В полную силу бюджетные правила заработают в 2020 году, в то время как период 2017-2019 гг. признан правительством как переходный, чтобы избежать шока от резкого сокращения государственных расходов.

В соответствии с предложением Минфина, к 2020 году расходы будут формироваться из трех компонентов:

  • базовый объем нефтегазовых доходов, который будет рассчитан при базовой цене нефти на уровне 40 долл./барр.;
  • объем нефтегазовых доходов, расчет которого будет производиться с учетом среднесрочного прогноза Министерства экономического развития РФ;
  • расходы по обслуживанию задолженности. Для коррекции показателей в случае снижения прогнозного объема Резервного фонда до уровня 5% ВВП, предельный объем использования не будет превышать 1% ВВП.

Исходя из такой конструкции, можно сделать вывод, что бюджетная политика на 2017-2019 гг. призвана не только решить задачу денежно-кредитного регулирования, но и сократить долю прямого участия государства в экономике для чего запланирована поэтапная стабилизация налоговой нагрузки и масштабная приватизация.

Последние несколько лет росли расходы по трем основным направлениям (непроизводственным), что только способствовало «проеданию» бюджета: социальная политика (в первую очередь это пенсионные выплаты), национальная оборона и обслуживание долга. Новый подход предполагает сжатие объема расходов с повышением их эффективности для более рационального использования поступивших средств.

Предпосылки для изменения политики

В зависимости от ситуации на рынке, внешних факторов и показателей роста российской экономики, правительство и Минфин могут пересмотреть основные направления бюджетной политики на 2017-2019 гг., что может быть обусловлено такими факторами:

  • длительное время бюджет наполнялся преимущественно за счет сырьевых поступлений, что сдерживало или даже тормозило процесс перестройки экономики. Отсутствие устойчивого спроса и гарантированные рентные доходы только дестимулировали меры, призванные изменить структуру российской экономики. Но с 2015 года, когда объем перераспределяемой нефтяной ренты стал сокращаться, ситуация изменилась, что может создать предпосылки для изменения приоритетов при планировании бюджетных расходов;
  • основная цель бюджетной политики – это сокращение дефицита. Но при наличии резервов суверенных фондов можно было игнорировать такую проблему, несмотря на постепенное накопление негативных явлений (рост теневого сектора экономики, старение населения, нерациональная структура расходов, когда большая часть поступлений тратится на поддержку силового блока и социальные нужды и т. д.). Согласно прогнозам, в краткосрочной перспективе Резервный фонд может полностью исчерпать свой ресурс, что тоже должно подтолкнуть к пересмотру основных тезисов бюджетной политики;
  • проблема сбалансированности бюджетов субъектов РФ может быть перенесена на федеральный уровень, где нет резервов для поддержания устойчивости системы в целом. Текущая политика способствует наращиванию фискального разрыва, что в долгосрочной перспективе может вылиться в серьезные проблемы. Разработанные меры не решают, а только оттягивают проявление кризисных явлений, которые накапливаются по мере появления новых задач. Это прямой путь к увеличению разрыва между доходами и расходами, в то время как у государства все меньше источников финансирования для покрытия дефицита бюджета.

Председатель счетной палаты жестко критикует бюджет РФ 2017-2019 видео:

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...