Либерализация и протекционизм в международной торговле. Несколько слов об эффективности экспорта


Либерализация внешней торговли играет стратегически важную роль в переходной экономике, стимулируя развитие рыночных отношений. С этой точки зрения можно выделить важнейшие цели либерализации внешней торговли:

  • ? включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства;
  • ? укрепление частного сектора в экономике и наделение всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые операции;
  • ? установление связи между внутренними и мировыми ценами, как бы «импортируя» мировую структуру цен;
  • ? через принятие жестких условий конкурентной борьбы на мировых рынках заставить отечественные предприятия снижать издержки, совершенствовать технологии, повышать качество продукции, содействуя повышению эффективности всей национальной экономики;
  • ? открытие для национальных производителей новых рынков сбыта (маркетинг);
  • ? «импорт» навыков управления в национальную экономику.

На практике либерализация внешней торговли на начальном этапе осуществления экономических реформ становится во многих случаях вынужденным шагом, поскольку позволяет снизить остроту кризиса в экономике и ускорить достижение макроэкономической стабилизации, без которой невозможно начало структурных преобразований.

Рыночная экономика предполагает свободный выход на внешний рынок каждого субъекта хозяйственной деятельности. При этом должны быть отменены все или почти все лицензии (разрешения на право заниматься внешнеторговой деятельностью) и квоты (лимиты на общие объемы ввозимой или вывозимой продукции). Их применение порождает бюрократизм и коррупцию, которые ставят преграды развитию рыночных отношений. Если по каким-то политическим причинам оказывается невозможным отменить все квоты и лицензии, то предпочтительно продавать их с аукциона, а не решать эти проблемы с помощью административного регулирования. Либерализация режима внешнеэкономической деятельности предполагает и изменение таможенной системы. Почти каждая страна использует разнообразные импортные и экспортные пошлины. Собираемые суммы направляются в государственный бюджет.

Что касается импорта, то считается, что в условиях переходной экономики появление дешевой импортной продукции попросту «задушит» отечественного производителя. Поэтому на первых этапах трансформации экономики необходимы высокие импортные пошлины, которые со временем могли бы уменьшиться.

Что касается экспорта, то считается, что в условиях переходной экономики экспортные пошлины следует устанавливать на те товары, которые на внутреннем рынке продаются по ценам ниже мировых. Тем самым возможно сохранение более низких внутренних цен, например на энергоносители, без использования системы контроля над ценами. Проблема здесь состоит в росте коррупции, буквально процветающей в странах с переходной экономикой. Возникает реальная опасность, что ценные товары, дешевые на внутреннем рынке, будут контрабандой переправляться за границу вообще без уплаты каких- либо пошлин или налогов.

В первые годы либерализации внешней торговли в России произошли заметные сдвиги во внешнеторговых потоках: а) переориентация торговли на дальнее зарубежье; б) сокращение размеров торговли со странами Восточной Европы и с некоторыми традиционными партнерами среди развивающихся стран (например, с Индией).

импорта сохраняется перекос в потребительскую сферу. Отличительной чертой современного периода является лишь определенная переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего, продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Размещено на http://www.сайт/

Введение

Либерализация внешнеэкономической деятельности как фактор развития национальной экономики

Концепция либерализации внешней торговли

Практические шаги по либерализации внешней торговли в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время в России внешнеэкономические связи стали играть роль, существенно отличную от присущей им в СССР. Тогда внешнеэкономические отношения были подчинены политическим устремлениям советских лидеров. Теперь на место политических маневров поставлена эффективность торговой политики. Москва уже не является центров военно-политического блока. Как с бывшими республиками СССР, так и со странами бывшей социалистической системы и странами Запада Россию тесно связывают торговые отношения и договоры об экономическом сотрудничестве.

В условиях повышения роли экономической составляющей во внешних сношениях внешняя торговля стала наиболее динамично развивающимся сектором российской экономики. Несмотря на непрерывное сокращение объемов произведенного ВВП в 1990-1996 гг., и экспорт, и импорт с 1993 г. неуклонно растут. Так как показатель ВВП падает, а внутренний рынок страдает от неплатежей, общепринятые критерии открытости экономики, такие, как отношение экспорта к весне полностью отражают степень либерализации внешней торговли. Хотя развитие внешней торговли сдерживалось общей неблагоприятной ситуацией в российской экономике, его относительный динамизм говорит о том, что Россия успешно интегрируется в мировую экономику на новой, постсоветской основе.

либерализация внешнеэкономический торговля

1. Либерализация внешнеэкономической деятельности как фактор развития национальной экономики

В масштабах всего народного хозяйства ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю доходной части федерального бюджета. Только таможенные платежи в федеральный бюджет страны составили в 1995 году более 1/5 всех налоговых поступлений Об итогах внешнеэкономической деятельности России за 1993 - 1996 гг. // Внешняя торговля. - 1996. - № 9. - С.5 .

Реформы в области ВЭС, начатые ещё в СССР в 1986г., привели к формальной отмене государственной монополии (в 1988г.), предоставляющей предприятиям и хозяйственным организациям права на экспортно-импортные операции, а также к возникновению большого числа совместных предприятий (СП) с зарубежными партнёрами (1987г.). Тем не менее выход на внешний рынок находился под мощным бюрократическом контроле, валютные поступления были обложены высокими налогами. Советский рубль оставался неконвертируемой валютой.

Начало широких преобразований во внешнеэкономической сфере связано с Указом Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности от 15 ноября 1991 г. N 213.

Указу предшествовал ряд практических шагов по реализации курса на либерализацию ВЭС. Так осуществлен переход к новой системе регулирования внешней торговли, обеспечивший в основном благоприятные условия для экспорта продукции с высокой степенью переработки. В целях стимулирования экспорта сняты или облегчены некоторые из действовавших ранее ограничений. В частности у предприятий экспортёров остаётся половина выручки от экспорта. Введена внутренняя конвертируемость рубля. Происходит постепенный, хотя и противоречивый, демонтаж количественных ограничений на экспорт и переход в основном на тарифные методы его регулирования. Отменены административные ограничения выхода предприятий и организаций на внешний рынок.

В целом либерализация в России проходила в несколько этапов. На первом этапе (конец 1991 - первая половина 1992 г.) меры по либерализации включали:

Снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жёстких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров);

Частичную либерализацию валютного курса (при установлении особого курса для расчётов с бюджетом и сохранении дотаций по критическому импорту);

Отмену любых ограничений на импорт.

Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на сверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спада производства в российской промышленности. Осуществляемое административным путём установление верхних пределов экспорта топлива и сырья в условиях, когда внутренние цены на них были значительно ниже мировых, явилось вынужденной мерой, т.к. снятие ограничений тогда могло привести к катастрофическому опустошению внутреннего рынка.

На втором этапе (второе полугодие 1992г.) был полностью либерализован валютный курс, введён импортный тариф. Первая из этих мер была направлена на прекращение скрытого субсидирования импорта в ущерб отечественным производителям, вторая- на обеспечения защиты последних от усилившейся конкуренции импортных товаров. Для ужесточения контроля за экспортом сырьевых товаров был введён институт спецэкспортёров стратегических товаров.

В целях создания валютного рынка в России с 1июня 1992г. была установлена обязательная продажа экспортёрами 50% валютной выручки, причём доля валюты, реализуемой по рыночному курсу (а не по фиксированному курсу ЦБ), была впоследствии повышена с 20 до 50% всей выручки.

На третьем этапе (1993-1994гг.) завершился переход на тарифные методы управления. Объём осуществляемых на централизованной основе экспортно-импортных операций сократился до 30% внешнеторгового оборота Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателя / Под ред. к. э. н., доцента А.С. Булатова. - М. : Издательство БЕК, 1996. - С. 185 . Главная роль в ВЭС перешла к предприятиям всех форм собственности.

В 1993-1994 гг. имела место частичная либерализация экспортного режима: список квотируемых товаров постепенно снижался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. В отношении импорта товаров экономические меры регулирования (таможенные тарифы и налоги) дополнялись обязательной сертификацией на предмет их безопасности и соответствия российским стандартам.

Постепенно сходят на нет централизованный экспорт и импорт. Ввоз товаров на централизованной основе прекращается с 1994г.В случае осуществления критического импорта вводится система тендеров, в которых могут участвовать на равных условиях все хозяйствующие субъекты России. С 1 июля 1994г. отменено квотирование российского экспорта. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим стали входить: продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными извне, т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств; товары, по которым сохранен особый порядок экспорта. Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.

С 1994г. действует система валютного контроля при экспорте товаров, разработанная ГТК России и ЦБ РФ. В случае не поступления или несвоевременного поступления экспортной валютной выручки обоснованность или необоснованность данного факта оценивает специальная комиссия, созданная под эгидой МВЭС.

В 1995г. продолжалась разработка важнейших законодательных актов в области ВЭД: был принят Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», подготовлены проекты «Федеральной программы развития экспорта» и Федерального закона «О защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности», проекта законов РФ «О статистической деятельности в РФ», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РСФСР»», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О таможенном тарифе»», «О свободных экономических зонах», «О лизинге» и др.

Наиболее значимыми мероприятиями явились либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортёров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена в целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета льгот по таможенным пошлинам (за исключением представленных в соответствии с законодательством РФ), введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам.

Форсированная либерализация внешнеторговой деятельности вызвала необходимость создания достаточно сложной и громоздкой системы учета и контроля, разбросанной по разным ведомствам (ГТК, ВЭК, ЦБ, МВЭС, ГНС, Налоговая полиция и др.). Однако, как свидетельствуют данные оперативного контроля манипуляции с количеством и качеством и как следствие стоимостью товара позволяли экспортёрам образовывать до 30% неучтенной валютной выручки Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателя / Под ред. к. э. н„ доцента А.С. Булатова. - М. : Издательство БЕК, 1996. - С. 183 .

Для преодоления указанных недостатков в конце 1995 г. было принято решение ввести единую систему обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортных товаров. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996г. №298 эта система сохраняется, но она, во-первых, не будет носить обязательного характера, а, во-вторых, будет распространяться на ограниченный перечень товаров. В то же время с 1 июля 1996г. МВЭС России будет рассматривать заявления предприятий и организаций по обоснованности недополучения валютной выручки от экспорта товаров только при наличии сертификата о проведении предтаможенной оценки экспортируемых товаров.

Прогрессирующее сужение сферы тарифного регулирования экспорта завершается полной отменой этого инструмента. Вывозные таможенные пошлины отменены с 1 апреля 1996г. практически по всем товарам, за исключением нефти и газового конденсата. По этим товарам они отменены с 1 июня 1996г. При этом отмена экспортных пошлин сопровождается увеличением внутренних налогов и сборов. Таким образом, правовые основы рыночной системы в области внешней торговли уже созданы. В настоящее время ВЭД базируется на принципиально новых нормативно-правовой базе и механизме государственного регулирования, разработанных в соответствии с требованиями адаптации страны к условиям рыночной экономики и интеграции в мировое экономическое пространство.

К наиболее важным принятым актам следует отнести Гражданский и Таможенный Кодексы, законы: «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об акционерных обществах», «О финансово?промышленных группах», «О соглашениях о разделе продукции», указы Президента РФ: «О мерах по стимулированию экспорта», «О первоочередных мерах до поддержке экспортёров», «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "06 иностранных инвестициях в РСФСР»», «О международных договорах».

Эволюция, которую претерпел механизм регулирования ВЭД в последние годы сводится к следующему:

Ликвидация высокомонополизированной системы внешней торговли, при которой экспортно-импортные операции были сосредоточены в руках достаточно ограниченного круга специализированных внешнеторговых организаций;

Весьма значительное расширение числа субъектов, участвовавших во внешней торговле, в т.ч. и в качестве посредников;

Упразднение жёсткого централизованного воздействия на объём, структуру и географическое направление внешнеторгового оборота;

Отлаживание и использование действующих, а не формально существующих, как было раньше, экономических регуляторов экспорта и импорта, ставок таможенных тарифов и курса рубля, а также организация внутреннего валютного рынка, что предоставляет хозяйствующим субъектам свободный доступ к валютным ресурсам;

Снижение роли государства в финансировании внешнеторговых операций, вовлечение в сферу расчетно-кредитного обслуживания экспорта и импорта в рублях и иностранной валюте значительного числа коммерческих банков.

В процессе либерализации обострилась проблема, связанная с остродефицитным на тот момент характером потребительского рынка, который предопределил бурное развитие мелко спекулятивного, ориентированного на импорт торгово-посреднического сектора. В свою очередь финансовые структуры сосредоточились на крайне прибыльном краткосрочном кредитовании торгово-посреднических сделок и операций по обмену валюты. Их позиции усиливались тем, что самыми дефицитными в тот момент оказались высокоприбыльные, традиционно спекулятивные товары, а именно алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия, кофе, чай и некоторые другие. Таким образом, с 1992 по 1995 года неуклонно росло давление импортной продукции потребительского назначения на внутренний рынок и отечественных производителей.

Сложный период, который переживает Россия после начала радикальный реформ неадекватной оказалась и реакция западных партнёров. Применяемые ведущими промышленно-развитыми странами меры по защите внутренней экономики и интересов своих бизнесменов по жёсткости значительно превосходят российские. Законодательство этих стран продолжает характеризовать Россию как государство с нерыночной экономикой, что не соответствует результатам общеэкономических преобразований в стране. Это дает западным странам под различными предлогами создавать препятствия на пути российского экспорта, причём даже в отношении сырьевых товаров, когда это затрагивает интересы производителей на их собственных рынках. Что касается экспорта высоко технологической продукции и услуг, то на Россию оказывается давление даже в случае её попыток выйти на рынки развивающихся стран. Можно привести следующие примеры ущемления интересов российских экспортёров:

а) применение антидемпинговых мер на основе дискриминационных положений национального законодательства, позволяющих игнорировать конкурентные преимущества России (против российских товаров действует свыше 20 таких мер: в США они распространяются на поставки урана, карбанида, ферросилиция; в странах ЕС - хлоркалия, чугуна, изобутанола и др.);

б) затруднённый доступ на рынки для товаров и услуг высокой технологии, где Россия имеет очевидные конкурентные -преимущества (космические запуски коммерческих грузов российскими носителями, ядерные технологии);

в) ограничения доступ России к передовым технологиям на основе национальных списков товаров «двойного назначения»;

г) использование стандартов и технических барьеров, процедур испытания и сертификации, которые усложняют, а в ряде случаев делают невозможным экспорт российской продукции (гражданская авиатехника, пушнина - в странах ЕС) 06 итогах внешнеэкономической деятельности России за 1993 - 1996 гг. // Внешняя торговля. - 1996. - № 10-11. - С. 7 .

Противоречивые итоги развития внешнеторговых связей стали результатом поспешной и, главное, непродуманно осуществляемой либерализации сферы ВЭД, которая именно в таком виде внесла элемент хаотичности в реализацию экономического курса страны в целом. В организационном плане правительство, вместо того, чтобы с самого начала взять курс на создание и отладку целостной системы регулирования ВЭД, которая соответствовала бы требованиям рыночной экономики и одновременно учитывала бы конкретные российские условия, создавала эту систему по блокам, сосредоточившись на решении отдельных, возникавших в ходе основной реформы проблем.

Наиболее сложная ситуация сложилась в области регулирования импорта. На начальном этапе реформ, после введения внутренней конвертируемости рубля, в течение некоторого времени какие-либо барьеры на пути импорта России (пожалуй, за исключением заниженного с точки зрения паритетной покупательной способности курса рубля) практически отсутствовали. Именно в этот момент необходимо было подумать о создании отвечающей международным нормам и адекватной кризисному периоду системы защиты внутреннего рынка. Однако таких шагов предпринято не было, и ситуация складывалась иначе. Вплоть до начала 1994 года продолжалась практика бюджетного субсидирования импортных закупок ряда важнейших товаров. О масштабах этих субсидирований, которые были мощным механизмом стимулирования импорта, говорит тот факт, что в 1993 году, последнем году существования этой системы, уровень субсидирования составлял эквивалент 17,5% от ВВП Об итогах внешнеэкономической деятельности России за 1993 - 1996 гг. // Внешняя торговля. - 1996. - № 10 -11. - С. 7 . Система таможенного обложения начала практически функционировать лишь с середины 1992 года. Что касается внутреннего налогообложения, то в отношении импортных операций она сохраняла элемент льготности вплоть до мая 1995 года. Ко всему этому необходимо добавить отмененную лишь в первой половине 1995 года широкую систему индивидуальных льгот, освобождающих огромное число участников ВЭД от уплаты ввозных пошлин, НДС и акцизов, а также продолжающуюся по сей день практику не подлежащего никакому налоговому обложению ввоза огромного количества товаров в рамках так называемой неорганизованной торговля, оцениваемой во многие миллиарды долларов.

Таким образом, уже с самого начала реформ российская экономика носила необоснованно открытый характер. Для получения более полной картины, необходимо также учитывать фактор валютного курса. Однако его роль строго ограничена во времени и, кроме того (и это наиболее существенно), сам по себе он не может стать основой современной системы защиты внутреннего рынка. Так, в самые первые годы реформ заниженный курс рубля действительно являлся довольно серьёзным барьером на пути расширения импорта в Россию (хотя в условиях разлад хозяйственных связей это не эквивалентно защите внутреннего производства). По оценке МБРР, в 1992 году рыночный курс рубля был занижен по отношению к его паритету покупательной способности в 7 раз. Даже широкомасштабное субсидирование импорта в 1992-1993 годах не могло полностью компенсировать эту разницу. В то же время уже к 1994 году это превышение снизилось с 600 до 100%, а к 1995 году рыночный курс рубля стал приближаться к паритетному из чего следует, что фактор заниженного курса рубля как существенного барьера на пути импорта во многом потерял своё значение Об итогах внешнеэкономической деятельности России за 1993 - 1996 гг. // Внешняя торговля. - 1996. - № 10 -11. - С. 7 .

В этой связи необходимо отметить, что политика в области либерализации экспорта носила более системный и продуманный характер, чем в области импорта. Здесь было больше постепенности и этапности, хотя всё же государство слишком быстро и легко рассталось с целым рядом своих прерогатив, связанных с необходимостью реализации долговременных интересов, в том числе и сточки зрения обеспечения национально-экономической безопасности. В то же время, если говорить об окончательной отмене в будущем экспортных пошлин и замене их внутренними налогами, то в принципе эти должно заметно оздоровить общеэкономическую ситуацию. Ведь, с одной стороны, это позволит аккумулировать больше средств, которые должны быть использованы для инвестирования в производство, непосредственно у производителей, а с другой стороны, заставит потребителей энергетических ресурсов принять меры к энергосбережению и в целом поставит их перед необходимостью принять все возможные усилия для снижения издержек производства.

В целом же процесс либерализации российского внешнеторгового регулирования шёл практически но нарастающей с самого начала реформ. Представившимися возможностями сумели воспользоваться прежде всего компании из промышленно-развитых стран, которые, заняв в 1992-1993 годах нишу бывших союзных республик и стран Центральной и Восточной Европы, оказавшихся в этот момент неконкурентоспособными на российском рынке, а в дальнейшем приступили к планомерному освоению этого рынка, прибегая иногда к методам недобросовестной конкуренции. Со своей стороны. Правительство России со значительным опозданием стало предпринимать целенаправленные действия для создания адекватного мировым нормам механизма защиты интересов российских производителей как внутри страны, так и за рубежом, предотвращения «утечки» из страны средств, а также недопущения недобросовестной конкуренции.

Таким образом, либерализация ВЭД, приведшая к росту торговой сферы экономики, увеличению доли производства добывающей промышленности, увеличению доли импортной продукции в структуре покрытия платежеспособного спроса внутреннего рынка, с одной стороны, и воздействие таких факторов как ужесточение финансово-кредитной политики, приведшее к снижению финансовой поддержки неконкурентоспособных производств, резкому снижению государственных инвестиций и производству вооружений, инвестиционный кризис, обусловивший сокращение выпуска продукции инвестиционною назначения, сокращение платежеспособного спроса населения, которое наряду с расширением импорта привело к падению производства потребительских товаров, падение платежеспособного спроса на российскую продукцию со стороны стран СНГ в результате переживаемого ими экономического кризиса, с другой стороны, привели к тому, что в 1993-1994 годах стало очевидно что подавляющее большинство отраслей российской промышленности оказались неконкурентоспособными.

Анализ выявил тенденции угрожающие будущему страны. Прежде всего имеются ввиду углубление деформации воспроизводственной структуры, чрезмерное разбухание топливно-сырьевого сектора в ущерб потребительскому и инновационно-инвестиционному секторам. Экономика оказалась неспособной удовлетворить потребности населения в продовольствии, в промышленных товарах и услугах и обеспечить не только расширенное, но и простое воспроизводство, обновление основного капитала. Усилились диспропорции в отраслевой структуре, гипертрофировались топливно-энергетический комплекс, комплекс конструкционных материалов и рыночная инфраструктура. Одновременно заметно падение доли АПК, производства промышленных товаров и услуг, машиностроения и строительства. Большинство отраслей обрабатывающей промышленности России при пересчете в мировые цены оказываются убыточными, хотя заработная плата в России находится на невысоком уровне, но труд плохо организован, энергоёмкость в 2-3 раза выше, чем на Западе, а удельные затраты сырья и материалов в целом превышают на 30-50% уровень высокоразвитых стран. Чрезмерные затраты труда, энергии, сырья и материалов, ведут к снижению уровня конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем российских рынках Внешнеэкономические аспекты рыночной реформы в России // Общест-во и экономика. -1994.-№2.-С. 14 .

Практически во всех отраслях мал слой предприятий, оценивающих своё производственное и финансовое положение как устойчивое. Даже в отраслях, попавших в группу лидеров количество респондентов, оценивающих ситуацию позитивно, не превышает 50%. На этом фоне удельный вес больше в экспорто-ориентированных сырьевых отраслях и значительно меньше - в конечных отраслях, ориентированных на внутренний рынок. На одном полюсе (лидеры) сосредоточились отрасли ТЭК и металлургии, на другом (аутсайдеры) - машиностроение, химико-лесной комплекс, лёгкая промышленность.

В связи с вышеизложенным в настоящее время следует выделить отдельную группу участников ВЭД - отечественные предприятия обрабатывающей промышленности - импортёры сырья, материалов, комплектующих и оборудования основной удельный вес продукции которых направлен на внутренний рынок. Причём речь идёт именно о конкурентоспособных производствах обрабатывающей промышленности, которые могут составить конкуренцию импортным товарам на российском рынке, то есть об импортозамещающих производствax, развитие которых в настоящее время является непременным условием налаживания отечественного производства. Этим предприятиям, на мой взгляд, должна принадлежать роль таких структур, которые смогут, во-первых, благотворно повлиять на рационализацию структуры отечественного импорта через ввоз материалов, комплектующих, новых технологий для производства, привлечение зарубежного опыта в целях освоения новых производств; во-вторых, обеспечить обновление основных производственных фондов российской промышленности посредством импорта нового технологического оборудования, и, наконец-таки, в-третьих, наполнить достаточно ёмкий внутренний российский рынок товарами отечественного производства.

2. Концепция либерализации внешней торговли

Либерализация экономики, включая внешнюю торговлю, может быть легко осуществлена в кратчайшие сроки по сравнению с другими основными задачами трансформации - стабилизацией, приватизацией или рестуктуризацией производства. Только либерализация может быть реализована лишь через политические решения, в то время как другие направления реформы реализуются через эволюционный процесс. Конечно, можно задаться вопросом, является ли либерализация правильной политикой, если она не лежит в русле общеэкономических тенденций. Как бы то ни было, и в России, и в других постсоциалистических странах либерализация была достаточно быстрой, в то время как после второй мировой войны в Западной Европе "оттаивание замороженных рынков" потребовало довольно длительного времени. Подобная быстрота либерализации может быть объяснена отчасти ее относительной "простотой", отчасти ее важностью с точки зрения идентификации экономики как рыночной, что обусловлено внешним давлением на Россию со стороны международных организаций (МВФ, ЕБРР, ВТО и т.д.). В действительности важнейшей причиной либерализации внешней торговли является ее центральная роль в процессе трансформации российской экономики.

В наиболее общем виде либерализация внешней торговли подразумевает, что роль государства в процессе принятия решений уменьшается в целом, то есть не только полномочия по принятию решений переходят на уровень автономных (частных и общественных) хозяйственных единиц, но и экономическая среда, где они действуют, подвергается значительно меньшему прямому регулированию со стороны государства.

Либеральный торговый режим основан на действии рыночных сил и минимальном государственном вмешательстве. Опыт попыток либерализации в различных странах позволяет выделить три важнейших аспекта государственного вмешательства, а именно: уровень торговых ограничений, формы торговых ограничений, структура торговых ограничений.

Либерализацией может быть названа программа реформ, приближающих торговую систему страны к парадигме нейтральности стимулов к торговле на внутреннем рынке и экспорту. Таким образом, полностью либерализованная, то есть характеризующаяся нейтральностью стимулов, торговая система в принципе удовлетворяет критерию Парето-оптимальностя в рамках общего равновесия. Но критерий нейтральности стимулов представляется слишком узким для адекватной оценки торговых реформ. Первое, нейтральность может быть достигнута и в рамках высокорегулируемого, а отнюдь не либерального торгового режима, где имеются существенные стимулы (налоги, субсидии) к торговле на внутреннем рынке и за пределами его, однако они равны. Второе, принцип нейтральности не предполагает отказа от разнообразных нетарифных ограничений (мер), которые, как правило, менее "прозрачны" и обусловливают большую несбалансированность, чем тарифные ограничения. Поэтому, по нашему мнению, следует расширить трактовку понятия "либерализация внешней торговли", обычно сводимому к снятию торговых ограничений. Оценивая торговый режим страны, следует говорить о степени открытости, степени прозрачности и степени нейтральности.

Традиционно открытость экономики измеряется отношением объема экспорта и импорта к ВВП (национальному доходу). Но такой подход представляется чрезмерно упрощенным и не позволяет провести различия между крупными и мелкими экономиками. Что еще важнее, здесь не прослеживается прямая связь с экономической политикой. Так, можно предположить, что высокая доля экспорта и импорта в ВВП вовсе не означает настоящую открытость экономики, когда иностранные экспортеры имеют легкий доступ на внутренний рынок, а национальные фирмы без затруднений выходят на международный рынок.

Альтернативный подход, использующий концепцию так называемой институциональной открытости, более подробно характеризует экономическую политику и поэтому представляется более конструктивным. Согласно такому подходу, страна считается более открытой, если национальные хозяйственные агенты сталкиваются с меньшим числом ограничений при выходе на внешний рынок, так же как и зарубежные - при входе на национальный рынок.

Торговая система считается прозрачной, если она регулируется при помощи устоявшихся, не допускающих двоякого толкования, широко известных правил, но не непредсказуемыми мерами правительства и/или политических властей. Достаточно трудно измерить степень прозрачности количественно, однако некоторая оценка может быть получена путем отнесения доли тарифных ограничений к совокупным торговым ограничениям (включающим как тарифные, так и нетарифные ограничения - квоты, валютный контроль, лицензирование и т.п.).

Структура протекционистских мер жизненно важна с точки зрения оптимального распределения ресурсов, а, следовательно, и роста благосостояния страны. Так как национальные производители стоят перед выбором: на внутреннем или внешнем рынке развивать свою деятельность, уровень защиты внутреннего рынка по сравнению с уровнем защиты (поддержки) экспортеров определяет пропорции распределения ресурсов между импортозамещающими и экспорто-ориентированными отраслями. Количественно структура протекционистских мер может быть оценена через отношение объема защитных мер, направленных на стимулирование экспорта, к соответствующему объему мер по стимулированию импортозамещения.

Следовательно, под либерализацией внешней торговли можно понимать существенное снижение нетарифных торговых барьеров, включая ограничения на приобретение валюты в целях импорта, снижение уровня и сокращение числа тарифных ограничений, отмену экспортных субсидий, а также уменьшение влияния центральных властей на процесс принятия решений на уровне предприятий, вовлеченных во внешнеэкономические отношения.

Процесс либерализации внешней торговли в России, как и в других постсоциалистических странах, означает переход к применению инструментов внешнеторговой политики, не использовавшихся в рамках централизованно планируемой системы. Квоты и лизенции должны быть заменены косвенными торговыми ограничениями, эффективными тарифами, реалистичной политикой обменного курса, конвертируемостью национальной валюты по текущим операциям; необходимо сформировать законодательную и институциональную структуру, направленную на привлечение прямых зарубежных инвестиций.

3. Практические шаги по либерализации внешней торговли в России

Хотя торговый режим, действовавший в Советском Союзе, был частично реформирован в годы "перестройки", в ходе переходного периода потребовалась радикальная трансформация внешней торговли в России. Вскоре после распада СССР в конце 1991 г. был принят указ президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР", где заложены основы внешнеэкономической реформы. В развитие данного указа был разработан ряд мер, реализация которых привела к существенной либерализации торгового режима. Всем фирмам и организациям разрешено заниматься внешнеторговой деятельностью. Отменены экспортные квоты и лицензии. Правительство ограничило тарифную ставку 30-ю процентами за некоторыми исключениями. К 1998 г. средняя тарифная ставка должна быть снижена до 80% от уровня 1995 г., а в 2000 г. - до 70%. Правительство и Центральный банк России присоединились к VIII статье устава МВФ (июль 1996 г.), что сделало российский рубль конвертируемым по текущим операциям.

Но либерализация внешней торговли не стала эффективным стимулом к развитию внешнеэкономических отношений. Несмотря на заметный рост, объемы товарной торговли пока довольно скромны. Товарная структура, как экспорта, так и импорта отражает сегодняшнюю неблагоприятную ситуацию в российской экономике, а не ее долгосрочный потенциал и потребности. Что касается роста прямых иностранных инвестиций, то здесь ожидания и экономистов, и руководства предприятий остались несбывшимися.

Проблемы в сфере внешнеэкономических отношений не могут рассматриваться в отрыве от коллапса промышленного производства в стране и сокращения объема инвестиций. В утреннее производство играет главную роль в определении объемов и структуры экспорта и импорта. В ноябре 1996 г. российское правительство приняло "Основы промышленной политики страны на период до 2010 г." Согласно этой программе, для реструктуризации российской промышленности потребуется 2,5-2,8 трлн. руб. Обещана прямая поддержка государства наукоемким отраслям промышленности (аэрокосмическая, атомная энергетика, машиностроение для энергетики, биотехнологическая и электронная). Программа предполагает более широкое включение российской промышленности в международное разделение труда. Однако для того чтобы привести внутреннее производство к международным стандартам, России потребуется импортировать значительную часть машин и оборудования.

Российское правительство также приняло "Федеральную программу развития экспорта", расставляющую приоритеты в экспортной деятельности на период до 2005 г. и предлагающую некоторые инструменты для достижения поставленных целей. Программа формирует новую, трехэтапную модель включения России в международное разделение труда: на первых двух этапах (1996-1997 гг., 1998-2000 гг.) основное внимание будет уделено стабильности объемов экспорта и постепенному расширению номенклатуры экспортируемой продукции. На третьем этапе (2001-2005 гг.) предполагается увеличить долю наукоемкой продукции в российском экспорте до 10-15%, что позволит приблизиться к уровню индустриальных стран.

На структуре российского экспорта и импорта отразились и экономический спад, и распад Советского Союза, и прекращение деятельности СЭВ (табл. 1). Резкое падение доли конечной продукции в экспорте связано с тем, что развалилась система социалистического разделения труда. Главная цель российской внешнеторговой политики - не только восстановить, но и превысить к 2005 г. достигнутую ранее долю конечной продукции в экспорте, чему должен помочь поиск новых рынков. Соответственно должна снизиться доля энергоносителей.

Ввиду резкого падения производства и инвестиций уменьшился объем импорта инвестиционных товаров. На рынке потребительской продукции значительная доля внутренних поставок замещена импортам, где не последнюю роль сыграла "челночная" торговля. Объемы производства в пищевой промышленности уменьшились, и теперь импорт покрывает 45-50% потребностей России в продовольствии. Такая ситуация неприемлема ни с финансовой, ни с экономической точки зрения, поэтому доля продовольственных товаров в импорте к 2005 г. должна быть существенно сокращена (табл. 2.).

Таблица 1

Структура российского товарного экспорта (в %)

Сырье и материалы в целом,

в том числе:

энергоносители

Продукция обрабатывающей промышленности в целом,

В том числе:

Металлургия

Химическая промышленность

Продовольствие

Таблица 2

Структура российского товарного импорта (в %)

Сырье и материалы в целом,

в том числе:

Энергоносители

Продукция обрабатывающей промышленности

в том числе:

Металлургия

Химическая промышленность

Деревообрабатывающая промышленность

Машины и оборудование, транспортные средства, товары длительного пользования

продовольствие

Несколько слов об эффективности экспорта. Признавая товарную структуру российской внешней торговли неблагоприятной, специалисты в основном руководствуются здравым смыслом и грубыми оценками. Мы бы хотели предложить пример количественной оценки эффективности экспорта на основе расчета коэффициента абсолютной эффективности:

B * V

К =

Z

где: К - коэффициент абсолютной эффективности экспорта; В - экспортная цена товара (долл.); Z - внутренняя цена экспортируемого товара (руб.): V - валютный обменный курс (руб./долл.).

Расчет коэффициента абсолютной эффективности показывает, что она обычно снижается при переходе от экспорта сырья к экспорту готовой продукции. Таким образом, налицо сравнительные преимущества экспорта сырья. (Экспортная эффективность конечной продукции ниже ввиду технологического отставания российской обрабатывающей промышленности.)

Абсолютная эффективность российского экспорта в целом в 1994 г. равнялась примерно 2,0. Ситуацию можно посчитать вполне удовлетворительной. Однако следует принимать во внимание, что в действительности этот коэффициент был ниже, так как в 1994 г. российский экспорт существенно превышал импорт и значительная часть торговой прибыли не возвращалась в Россию.

Теперь о политике обменного курса. Советская плановая система предполагала пассивную роль обменного курса, рационирование валюты, многочисленные экспортно-импортные субсидии и в конце концов всеобъемлющее администрирование. Теперь обменный курс является ключевым инструментом внешнеторговой политики. В условиях либерализации внутренних цен установление адекватного обменного курса стало главной задачей внешнеэкономического регулирования.

Во всех переходных экономиках по ряду причин обменный курс национальной валюты устанавливался на более низком уровне по сравнению с курсом согласно паритету покупательной способности (ППС). Цены на товары, не пользующиеся спросом на мировом рынке, в этих странах ниже. Большинству этих стран требуется валюта для обслуживания внешнего долга. "Бегство капитала" (особенно в России) также финансируется через положительный торговый баланс.

В 1992-1994 гг. в России разрыв между реальным обменным курсом и курсом, рассчитанным на основе ППС, был наибольшим среди всех стран с переходной экономикой. Затем в июле 1995 г. в России был введен режим "ползучего" валютного курса - "валютный коридор" 4300-4900 руб. за 1 долл., - который затем был заменен скользящим курсом (от 5500 до 6100 руб. за 1 долл. к концу 1996 г.). Курс, рассчитанный на основе ППС, и реальный обменный курс начали стремительно сближаться и в 1996 г. разрыв между внутренними и мировыми ценами в России был одним из самых малых. Современная политика обменного курса неблагоприятна для экспортоориентированных отраслей. Адекватность продолжения политики "сильного рубля" остается под вопросом, так как она порождает давление на экспортный сектор и увеличивает внешнюю задолженность, заставляя в борьбе с "бегством капитала" поддерживать процентную ставку на более высоком уровне, в то время как необходимы диаметрально противоположные действия.

Учет специфики экономики России позволяет говорить и о других вариантах политики обменного курса. Экономики стран Центральной Европы характеризуются малыми масштабами и открытостью, в результате чего они пассивно следуют мировой ценовой конъюнктуре. Россия, открывая свою огромную экономику, становится активным субъектом мировой экономической политики и ценообразования. Для экономики большой страны защитой служат именно ее размеры. Она не нуждается в дополнительной защите посредством обменного курса. В отличие от центрально-европейских стран Россия получает значительную торговую прибыль, и поэтому не испытывает периодического давления на обменный курс в сторону девальвации национальной валюты. Следовательно, можно повысить обменный курс, чтобы достигнуть его равновесного значения.

Заключение

В условиях нового этапа НТР и углубления интернационализации хозяйственной жизни постоянно возрастает роль внешнеэкономического фактора в развитии национальной экономики; активное участие в общемировом разделении труда становится важной предпосылкой её эффективного функционирования.

В современной России, переходящей к рыночной экономике, внешнеэкономическая сфера- это не только средство повышения эффективности производства за счет преимуществ международного разделения труда. Речь идет прежде всего, об органичном и выгодном включении страны в мировое хозяйство как важном элементе создания рыночной экономики. Рыночная реформа сделала возможным глубокие преобразования во внешнеэкономических связях. Курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности явился важнейшей составной частью ее общей стратегии. Он представляет такое преобразование в области ВЭС страны, которое вытекает из логики рыночных отношений.

В процессе либерализации происходит существенное расширение и обогащение содержания внешнеэкономических связей, в состав которых включаются не только традиционные формы внешнеторгового обмена и кооперации, но и привлечение иностранного капитала, совместное предпринимательство, новая система валютно-финансовых отношений, свободная миграция рабочей силы, обмен новыми видами услуг и информации. Внутренний экономический механизм становится адекватным общепризнанному в мире: рыночная основа деятельности хозяйствующих субъектов, равные в целом условия для отечественных и зарубежных предприятий, последовательное сближение внутренних и мировых цен, наличия валютного рынка, конвертируемость валюты и т.д. Свободное участие в международной торговле позволяет существенно обогатить внутренний рынок, разнообразить круг потребительских товаров, предлагаемых населению, расширить рынок для производителей продукции, пользующейся спросом за рубежом, и выгодно её реализовывать.

Список использованной литературы:

У. Кивикари Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации в России // Вопросы экономики. ? 1997. ? №8

Быть или не быть России в ВТО? Вопросы есть // Экономика и жизнь. ? 1997. ? №42 (октябрь)

Ковалев А.А. ГАТТ: Современное состояние и перспективы вступления России в ГАТТ/ВТО // Внешнеэкономический бюллетень. ? 1997. ? №10

Прибытков К. К итогам очередного раунда переговоров о вступлении России в ВТО // Дипкурьер. ? 1997. ? №6

Рогов В.В. Россия и ВТО // Внешнеэкономический бюллетень. ? 1997. ? №2

Сабельников Л.В. Россия на пути в ВТО // Международный бизнес России. ? 1995. ? №6

Об итогах внешнеэкономической деятельности России за 1993 - 1996 гг. // Внешняя торговля. - 1996. - № 9. - С.5

Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателя / Под ред. к. э. н. доцента А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1996. - С. 183.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Структура внешней торговли как формы международных экономических отношений. Основные показатели и место внешней торговли России в мировой экономике. Анализ экспорта и импорта по товарному и географическому признаку. Перспективы развития внешней торговли.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2014

    Основные показатели внешней торговли. Динамика внешней торговли. Развитие импорта и экспорта. Товарная и географическая структура внешней торговли. Приоритеты и направления развития внешней торговли России. Место России в международной торговле.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2011

    Понятие и значение международной торговли для развития национальной экономики. Основные теории международной торговли. Факторы производства и теория Хекшера-Олина, теорема Рыбчинского о "голландской болезни". Тенденции развития внешней торговли России.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2016

    Географическая структура внешней торговли России. Анализ динамики экспорта и импорта. Показатели внешней торговли со странами СНГ. Темпы роста физических объемов экспорта, его главные статьи. Внешнеторговый оборот России в январе-марте 2015 года.

    аттестационная работа , добавлен 30.05.2015

    Внешняя торговля как форма международных экономических отношений. Система основных показателей внешней торговли России, ее место в мировой экономике. Общие тенденции экспорта и импорта. Долгосрочный прогноз развития структуры внешней торговли России.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2014

    Анализ опыта либерализации экономики в Японии. Внешнеэкономическая либерализация как расширение беспрепятственного международного движения товаров, капиталов, информации. Экономическая политика Японии, государственное регулирование в валютной сфере.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    Роль внешней торговли России в мировой экономике. Тенденции и факторы развития внешней торговли России. Структура внешней торговли России. Активная торговля машинами и оборудованием. Жесткая конкуренция и ограниченный спрос.

    реферат , добавлен 28.09.2006

    Сущность государственного регулирования внешней торговли. Доля экспорта в производстве важнейших товаров. Инструменты внешнеторгового регулирования. Импорт основных потребительских товаров. Приоритеты и направления развития внешней торговли России.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2014

    Статистика внешней торговли России в январе-августе 2013 года: основные тенденции. Факторы, влияющими на торговлю. Общие тенденции экспорта, импорта и внешнеторгового оборота в целом. Россия в Таможенном союзе. Товарная структура экспорта и импорта.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Общая характеристика и особенности экономики Китая. Характеристика международной торговли. Нынешний этап и перспективы развития внешней торговли КНР. Основные статьи экспорта и импорта страны. Причины высоких поступлений иностранных инвестиций в КНР.

Введение импортных квот

Лекция

Государственная политика в области внешней торговли

Мировой рынок характеризуется соединением рыночного регулирования с государственным. На нем действуют две противоречивые тенденции – к либерализации внешней торговли и к усилению протекционистской политики.

§ Торговая политика («неомеркантилизм», управляемая внешняя торговля)

Политика в области ограничения импорта. Проводится с протекционистскими целями для защиты отечественных производителей от конкуренции со стороны иностранных товаров.

Способы ограничения импорт:

- Введение тарифов на импорт

Тариф на импорт – таможенная пошлина на импорт.

введение тарифа на импорт приводит к повышению внутренней цены по сравнению с мировой на величину тарифа. Величина импорта при этом сокращается с Q d - Q S до Q’ d А - Q’ d - Q’ S (рис. 20.4.).

Для стран с большой открытой экономикой: при введении тарифа на импорт в стране-импорте Б (рис. 20.5.) внутренний спрос на импортируемый товар снижается, а его предложение увеличивается. Это приводит к снижению мировой цены до такого значения, при котором новый объем экспорта из страны А (Q’ SA - Q’ d А) по новой мировой цене P’ мир не сравняется с желаемым новым объёмом импорта страны Б (Q’ d Б – Q’ S Б) по новой мировой цене плюс тариф (P’ мир + Тариф).

В стране с малой открытой экономикой (рис.20.6.) введение импортной квоты приводит к тому, что внутренняя цена P внутр начнет расти по сравнению с мировой и будет увеличиваться до тех пор, пока не достигнет такого уровня, при котором объем импорта в точности равен квоте. Величина импорта при этом сокращается с Q d - Q S до Q’ d - Q’ S .

Для стран с большой открытой экономикой влияние введения импортной квоты показано на рис. 20.7.

При введении импортной квоты в стране-импортере Б (рис. 7) прежний объем предложений уже не удастся реализовать. Поэтому предложение в стране А начнет снижаться. Это приводит к росту мировой цены до такого значения, при котором новый объем экспорта из страны А (Q’ SA - Q’ d А) по новой мировой цене P’ мир не сравняется с разрешенным квотой объемом импорта страны Б (Q’ S Б - Q’ d Б) при этом же значении мировой цены.

Различия влияния тарифов и квот на экономику страны-импортера:

1. При снижении мировой цены в стране с малой открытой экономикой, где импорт ограничивается квотами, объем импорта остается неизменным, а в стране, использующей тарифы,- увеличивается.

2. Тарифы и пошлины представляют собой косвенные налоги, и потому их введение увеличивает доходы государственного бюджета. Введение же квот не меняет объем поступлений в бюджет, поскольку разница между мировой и внутренней ценами остается у импортера.



- Нетарифные ограничения:

· Лицензирование импортных операций;

· Введение ужесточенных стандартов качества для импортной продукции и др.

Политика в области стимулирования экспорта. Обычно принимает форму экспортных субсидий и приводится с целью увеличения валютных поступлений и улучшения платежного баланса.

В стране с малой открытой экономикой (рис. 20.8.) введение экспортной субсидии дает возможность отечественным производителям продавать свою продукцию за рубежом по цене ниже внутренней, т.е. не окупающей их предельные издержки. Экспортная квота покрывает разницу между внутренней ценой (P внутр - P мир). Объем экспорта при этом увеличивается с (Q S - Q d) до Q S ‘ - Q d ‘).

Для стран с большой открытой экономикой влияние экспортных субсидий показано на рис. 20.9.

При введении экспортной субсидии в стране-экспорте А (рис.20.9.) внутренний спрос на экспортируемый товар падает, а предложение растет.

В результате мировая цена снижается до значения P’ мир. именно по этой цене производители страны А будут экспортировать свой товар в страну Б. Внутри же страны А этот товар будет продаваться по более высокой цене (P’ мир – субсидия). При этой цене объем экспорта из страны А (Q’ SA - Q’ d А) будет точно равняться тому объему импорта, который желает приобрести страна Б (Q’ d Б – Q’ S Б) по новой мировой цене P’ мир.

Либерализация внешней торговли- отмена государственного регулирования экспорта и импорта.

Либерализацией внешней торговли занимается Всемирная торговля организация (ВТО), 1995 г.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое внешнеторговая политика, как она связана с экономической политикой государства?
  2. Каковы основные цели внешнеторговой политики?
  3. Каковы основные направления (тенденции) внешнеторговой политики, действующие на мировом рынке?
  4. Какими чертами характеризуется политика свободной торговли?
  5. Что такое протекционизм?
  6. Что такое инструменты государственного регулирования внешней торговли, какова их классификация?
  7. Что такое таможенный тариф?
  8. Каковы функции таможенных пошлин?
  9. Что такое демпинг?
  10. Какие методы регулирования внешней торговли относятся к нетарифным?
  11. Какие методы используются при проведении политики ограничения импорта?
  12. Каковы экономические последствия введения тарифа на импорт в стране с малой открытой экономикой? в стране с большой открытой экономикой?
  13. Каковы экономические последствия введения импортных квот для стран с малой открытой экономикой? для стран с большой открытой экономикой?
  14. Какие методы используются при проведении политики в области стимулирования экспорта?
  15. Каковы экономические последствия введения экспортных субсидий для стран с малой открытой экономикой? для стран с большой открытой экономикой?

Сущность либерализации внешней торговли

Замечание 1

Развитие международных кооперации и специализации является основой роста международной торговли. Процесс международного разделения труда значительно ускоряется благодаря стремительному развитию научно-технического прогресса. Эти объективные процессы значительно меняют структуры мировой экономики и геополитическую карту мира в целом. Постепенно в процесс экономической глобализации все больше вовлекаются даже самые отсталые страны, в структуре экспорта которых часто преобладают сырьевые товары.

Либерализация внешней торговли представляет собой устранение протекционистских барьеров для обмена экономическими благами между странами. Речь идет о снижении или отмене некоторых тарифных и нетарифных внешнеторговых барьеров. Таким образом, чем меньше преград внешней торговле в виде пошлин, квот, лицензий и т. д., тем более открыта экономическая система.

Степень вовлеченности национальной экономики в мировой рынок можно выяснить при помощи такого показателя, как экспортная квота (иногда его называют «коэффициентом открытости»). Он представляет собой отношение объема экспорта страны к ее ВВП.

Цели либерализации

Внешнеторговая либерализация играет важную роль, особенно для переходной (транзитивной) экономики. Развитие рыночной экономики невозможно без либерализации внешней торговли. Любая развитая страна мира должна быть вовлечена в мировой рынок, поскольку от этого во многом зависят:

  • платежный баланс страны,
  • приток необходимых экономике потребительских и инвестиционных товаров,
  • курс национальной валюты,
  • инвестиционный климат,
  • уровень инфляции и покупательная способность населения,
  • развитие конкуренции,
  • импорт новых технологий,
  • и многие другие важные аспекты.

Основные цели либерализации внешней торговли:

  • выход национальных производителей на внешние рынки
  • ужесточение конкуренции между национальными производителями и иностранными, которое побуждает отечественные предприятия снижать издержки, инвестировать в расширенное воспроизводство, повышать качество товаров и услуг, а также расширять их ассортимент (это в итоге приводит к росту экономики на макроуровне)
  • повышение конкурентоспособности национального производства, приведение его качества к мировым стандартам
  • развитие предпринимательства
  • импорт структуры мировых цен, ведущее к более рациональному ценообразованию на национальном рынке
  • открытие для национальных производителей новых рынков сбыта (маркетинг)
  • заимствование навыков эффективного менеджмента и т. д.

На ранней стадии экономических преобразований либерализация внешней торговли – вынужденная и необходимая мера для долгосрочного достижения макроэкономической стабильности и начала структурных реформ. Когда экономика страны становится более открытой, она теснее интегрируется в мировой рынок. Для этого правительство и законодатели увязывают внешнеторговый режим страны мировыми стандартами (в том числе с нормами Всемирной торговой организации, ВТО). С другой стороны, правительствам развивающихся стран следует понимать, что либерализация не должна быть самоцелью, а, скорее, средством достижения стратегических целей устойчивого экономического роста и развития.

Замечание 2

По мере развития рыночной экономики, стоящие перед государством задачи в сфере внешнеторговой политики, могут значительно меняться (как в сторону большего протекционизма или же фритредерства). В идеале, краткосрочные проблемы, связанные с макроэкономической стабилизацией, улучшением платежного баланса, пополнением госбюджета, устранением дефицита на товарном рынке и т. д. постепенно уступают место долгосрочным целям, связанным с качественными изменениями структуры экономики, инвестиционной привлекательностью и увеличением роли наукоемких производств в ВВП.

В 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней торговли. Она была осуществлена задолго до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям. Как следствие продажа некоторых сырьевых ресурсов (нефти, цветных металлов, топлива) в условиях низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых цен, слабого контроля на таможне, стала сверхприбыльной. Как писал академик РАН В. М. Полтерович, при такой доходности внешних операций с сырьём, инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а «целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям». По мнению В. М. Полтеровича, «это способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства». Другим следствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров, устремившийся на российский рынок. Этот поток привёл к обрушению отечественной лёгкой промышленности, которая к 1998 году стала производить менее 10 % от уровня до начала реформ.

Приватизация

Стоимость основных фондов всей промышленности РСФСР по состоянию на 1990 год оценивается в $1,1 трлн.

3 июля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», в статье 17 которого было записано: «определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества» должно производиться «на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения)» . Вопреки этому Госкомимущество с января 1992 года стало разрабатывать методику оценки приватизируемых предприятий по остаточной стоимости их имущества без учёта инфляции. В результате многие предприятия были проданы по ценам, в десятки раз меньшим их реальной стоимости.

Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. «Обвальный» характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства.

В 1990-х годах ряд крупнейших российских предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. 145 тыс. государственных предприятий было передано новым владельцам по в десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около $1 млрд. Из 500 крупнейших российских предприятий примерно 80 % были проданы по цене менее $8 млн каждое.

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики. Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения. Как правило это приводило к тяжким негативным последствиям.

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

Результаты реформ

График годового изменения реального ВВП России с 1991 года [

График годового реального ВВП России с 1991 года

Динамика реальной начисленной заработной платы в России в 1991-2008 годах, в % к уровню 1991 года.

· В результате реформы 1990-х годов в России не была создана полноценная рыночная экономика. Созданная экономическая система скорее носила черты государственного капитализма, её называют, в частности, «квазирыночной». По мнению академика РАН А. Д. Некипелова, особенностями данной системы, созданной в результате максимальной либерализации экономической деятельности, произвольного распределения госсобственности, финансовой стабилизации за счёт жёсткого ограничения совокупного спроса, были «беспрецедентная натурализация хозяйственной деятельности, устойчивое значительное превышение процентной ставкой уровня отдачи капитала в реальном секторе и неизбежная в этих условиях ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и растаскивание ранее созданного богатства, хронический фискальный кризис, вызванный возникновением „дурной последовательности“: „дефицит бюджета - сокращение государственных расходов - спад производства и разрастание неплатежей - сокращение налоговых поступлений - дефицит бюджета“».

· Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата - в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен реализации продукции сельского хозяйства производителями продукции повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз меньше, чем в промышленности. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием.

· Заметное объеднение едва ли не большинства населения России в начале 90-х годов: жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5-2 раза - до показателей 40-начала 50-х годов.

· Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4-5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки - в 10 раз, а по отдельным направлениям - в 15-20 раз. Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. Удельный вес сферы услуг вырос, однако доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась. Экспорт сырья позволял финансировать первоочередные бюджетные нужды, но внешнеэкономические связи выступали скорее как текущий конъюнктурный стабилизатор экономики, а не механизм повышения конкурентоспособности. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики являлись важным средством сбалансированности бюджета. За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостроение.

· При переходе к рыночной экономике появился рынок труда, увеличилась безработица. По методологии Международной организации труда (МОТ), на начало 2003 г. безработными были 7,1 % экономически активного населения (без учета скрытой безработицы). Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз.

· В конце 1998 и начале 1999 годов обозначилась тенденция к экономическому росту. После девальвации августа 1998 г. была резко снижена конкурентоспособность импорта, что увеличило спрос на отечественные товары пищевой промышленности и других отраслей. Важнейшим фактором экономического роста являлся рост объёмов производства на всех предприятиях топливно-энергетического комплекса, где стремились компенсировать убытки от падения цен на мировых рынках - экспорт по стоимости сокращался в течение 1998 г., в физических объёмах - увеличивался.

· Либерализация ценообразования сняла проблемы товарного дефицита конца 80-х, но вызвала снижение жизненного уровня большинства населения, гиперинфляцию (ликвидации сбережений).

· Ряд экономистов полагает, что причиной экономического подъёма в России (и других странах бывшего СССР) начиная с 1999 года является, прежде всего, переход от плановой к рыночной экономике, осуществлённый в 1990-е годы.

· Как полагает доктор экономики, профессор Гарвардского университета Янош Корнаи, в России произошло развитие «абсурдной, извращенной и крайне несправедливой формы олигархического капитализма». Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН также отмечал, что в результате политики Ельцина и реформаторов сформировался «олигархический капитализм» .

· Либерализация цен и новая налоговая политика оказали разрушительное воздействие на частное предпринимательство. За 1992 год в России число малых предприятий в сфере производства резко сократилось.

· Либерализация цен и либерализация внешней торговли привели к высоким темпам роста цен в российской экономике, а также к кардинальным и негативным для развития экономики изменениям ценовых пропорций.

Наука и НИОКР

Во время реформ было резко сокращено финансирование науки и НИОКР. В 1992-1997 годах расходы на науку сократились в 6 раз. В 1990 году расходы на науку составляли 5,5-6 % ВВП, а в 1992 году - 1,9 %. В издании РАН отмечалось, что это было сознательной установкой:

Резкое сокращение финансирования НИОКР было связано не только с кризисными процессами в экономике. Оно обосновывалось теоретически. Из «экономического детерминизма» следовал вывод (и воплощался на практике в России в первой половине 90-х годов, когда экономические реформы проводились без социальных амортизаторов) о необходимости сокращения бюджетных расходов на образование, медицину, науку и другие отрасли социальной сферы, о достаточности для населения нашей страны обязательного семилетнего образования и т. д.

В годы реформ ухудшился социальный статус научного работника, снизился престиж научного труда. Существенно сократилась оплата труда научных работников. Сотрудник ГУ-ВШЭ Наталия Кутепова отмечает:

Научные сотрудники и члены их семей с начала реформ попали в число бедных слоев населения. Более 70 % дохода в среднем научным работникам приходилось тратить на покупку минимального набора продуктов и коммунальные платежи, в то время как в промышленности эта доля составляла около 40 %. Таким образом, социальное положение сферы НИОКР ухудшалось с начала реформ более ощутимо по сравнению с положением многих других групп.

При этом выплата небольших заработков нередко задерживалась.

За два года после начала реформ только в академической науке произошло сокращение численности работников на 32 %. Сокращение численности научных работников было связано, в частности, со снижением оплаты труда, спадом производства на протяжении 90-х годов, структурными сдвигами экономики (сокращением спроса на высокотехнологичную продукцию).

Директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов в 2010 году писал:

В результате непродуманных реформ в 1990-е годы значительная часть отраслевой науки была приватизирована и бесследно исчезла. Резко сократилось бюджетное финансирование НИОКР. Уменьшилась почти в три раза численность научных исследователей. Произошла утрата целых научных школ. Сложившаяся ситуация - это результат применения в России неолиберальных экономических концепций, согласно которым любое государственное вмешательство в экономику ведет к негативным последствиям.

По его словам, «последние двадцать лет мы жили за счет научно-технологического задела, созданного в Советском Союзе».

Д.э.н. А. Е. Варшавский и д.т. н. О. С. Сироткин считают, что в 1990-1997 годах научный потенциал страны сократился на 35-40 %. Денежная оценка потерь научного потенциала в течение переходного периода (до 1997 года), по их расчётам, составляет, как минимум, 60-70 млрд долл.

В отраслях экономики

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...