Японские инвестиции в Россию. Правовой и экономический аспекты


Во Владивостоке сегодня стартовал «День японского инвестора». В 2016 году премьер-министр Синдзо Абэ представил свой «план сотрудничества из восьми пунктов», в рамках которого предполагалось нарастить инвестиции Японии в регионы Дальнего Востока. Сегодня на встрече с министром экономики Японии Хиросигэ Сэко вице-премьер РФ Юрий Трутнев планирует выяснить, почему товарооборот между странами стагнирует, а объем японских инвестиций падает. Корреспондент “Ъ” Михаил Коростиков решил прояснить точку зрения самого господина Сэко, которую тот изложил в своем письменном интервью.


- «День инвестора» - важная возможность подвести итоги 2017 года в российско-японском сотрудничестве в рамках восьми пунктов. Не могли бы вы назвать пять совместных проектов, которые считаете наиболее успешными и которые успешно реализуются японскими компаниями на территории России?

Взаимодействие между Японией и Россией в экономической сфере развивается беспрецедентными темпами, «План сотрудничества» из восьми пунктов уже дает большие результаты.

Приведу наиболее яркие примеры. В сфере медицины в июне было подписано лицензионное соглашение по противотуберкулезному препарату деламанид между Otsuka Pharmaceutical и российской фармацевтической компанией «Р-Фарм». Кроме того, в целях повышения уровня российских медицинских технологий ведется сотрудничество в таких сферах, как детская онкология, лечение новорожденных, эндоскопия.

В сфере городской среды в целях облегчения проблемы дорожных пробок в городах России компания Nikken Sekkei разработала генеральный план развития Владивостока. Кроме того, в Москве NEDO и Kyosan Electric Manufacturing провели практический эксперимент по внедрению высокотехнологичной системы светофоров, в ходе которой подтверждено снижение количества заторов максимум на 40%. Мы будем использовать эти результаты в Воронеже, а также в целом по всей России.

В области энергетики завершена первая линия проекта «Ямал СПГ», строительством которой занимались японские компании JGC Corporation и Chiyoda Corporation, а финансовую помощь оказал Японский банк международного сотрудничества (JBIC). В первой половине декабря началась отгрузка сжиженного природного газа.

В сфере промышленности в целях поощрения диверсификации промышленной структуры России и повышения производительности японские эксперты проводят диагностику производительности российских предприятий. Кроме того, более 100 менеджеров производственных линий из российских компаний побывали на стажировках в Японии. В результате во многих компаниях осуществляются реформы сознания и улучшение производственных процессов для повышения производительности.

Наконец, в финансовой сфере в сентябре были созданы совместные инвестиционные рамки JBIC и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), и уже принято решение об инвестировании почти 10 млрд руб. Кроме того, в целях содействия инвестициям между Японией и Россией была подписана обновленная Конвенция об устранении двойного налогообложения.

Мы намерены продолжать сотрудничество с российской стороной, чтобы в будущем по каждому из восьми пунктов можно было получить конкретные результаты.

По данным Японской ассоциации внешней торговли, за январь-сентябрь 2017 года Россия стала получателем 0,03% японских исходящих инвестиций, что даже меньше, чем в прошлом году. Как вы считаете, что мешает увеличению инвестиций японских компаний в Россию? Ранее в качестве такой причины назывался плохой бизнес-климат, но в 2017 году Россия в рейтинге Doing Business догнала Японию, переместившись на 35-е место. В чем причина?

Действительно, по сравнению с потенциалом наших двух стран японские инвестиции в Россию трудно назвать достаточными, но они активизируются по мере конкретизации «Плана сотрудничества» из восьми пунктов. В частности, в этом году компания Mitsui инвестировала в «Р-Фарм», DMG MORI инвестировала в модернизацию Ульяновского машиностроительного завода, Mazda - в строительство завода по производству двигателей. К тому же в следующем году Hino Motors также планирует вложить средства в строительство завода по сборке грузовых автомобилей.

Кроме того, мы намерены оказывать дальнейшую поддержку японским инвестициям в Россию, эффективно используя совместные инвестиционные рамки JBIC и РФПИ, созданные в сентябре этого года, а также пересмотренную Конвенцию об устранении двойного налогообложения.

Если речь идет об иностранных инвестициях от японских компаний, необходимо обратить внимание и на инвестиции через третьи страны, которые не фигурируют в двусторонней статистике.

В настоящий момент в каждой из трех крупных азиатских стран есть стратегия, направленная на сотрудничество с Россией. У Японии это «восемь пунктов Синдзо Абэ», у Китая - сопряжение «Пояса и пути» с Евразийским союзом. Президент Кореи выдвинул программу «девять мостов». Как вы считаете, в чем для России конкурентное преимущество японского плана по сравнению с планами других стран в 2017 и 2018 годах?

- «План сотрудничества» из восьми пунктов был представлен президенту Путину премьер-министром Абэ в мае 2016 года. В него входят такие направления, как сотрудничество, способствующее увеличению продолжительности здоровой жизни россиян с использованием японских знаний и опыта в сферах педиатрии, укрепления здоровья, профилактики и реабилитации, а также сотрудничество в сфере борьбы с дорожными пробками, обновления устаревшей инфраструктуры в целях создания комфортных условий жизни в городах.

Кроме того, «План сотрудничества» позволит использовать сильные стороны как Японии, так и России, в том числе в таких сферах, как гуманитарные и межрегиональные обмены, повышение производительности, сотрудничество между предприятиями малого и среднего бизнеса, сотрудничество в сфере передовых технологий и энергетика, чтобы граждане обеих стран смогли реально ощутить плоды сотрудничества.

Под руководством премьер-министра Абэ и президента Путина «План сотрудничества» из восьми пунктов последовательно развивается, а японо-российские экономические отношения кардинально углубляются. Считаю, что неуклонное продвижение такого сотрудничества приведет к развитию подлинного партнерства между двумя странами.

Как вы оцениваете работу территорий опережающего развития на Дальнем Востоке и работу свободного порта Владивосток? Удовлетворяют ли условия работы там запросам японских инвесторов? Какие есть проблемы?

Насколько я понимаю, работа территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток является попыткой создать условия для ведения бизнеса в Дальневосточном регионе, способствовать развитию торгово-инвестиционных отношений между данным регионом и другими странами, Японией в том числе. Японские компании, работающие в таких сферах, как выращивание овощей в теплицах, автомобилестроение, медицина и здравоохранение, лесное хозяйство, уже пользуются этими мерами, в том числе налоговыми льготами с применением данной системы.

Мы придаем большое значение укреплению сотрудничества на Дальнем Востоке России как одному из важных направлений «Плана сотрудничества» из восьми пунктов. У Дальневосточного региона с его большим потенциалом, богатыми энергетическими, сельскохозяйственными, морскими и другими ресурсами имеется много возможностей для сотрудничества. Поэтому мы хотели бы содействовать развитию сельскохозяйственной, лесной и рыбной промышленности путем повышения производственных мощностей и увеличения добавленной стоимости продукции. Кроме того, мы хотели бы совершенствовать энергетическую инфраструктуру и расширять экспорт с Дальнего Востока, а также развивать транспортную инфраструктуру для доставки продукции в европейскую часть России и страны Азиатско-Тихоокеанского региона и поддерживать финансирование и бизнес-матчинг для стимулирования связанных с этим инвестиций. Таким образом мы намерены создать позитивный цикл, направленный на развитие экспортно ориентированной промышленности на Дальнем Востоке.

Не только на Дальнем Востоке, но и по всей России по-прежнему существуют такие проблемы, как нестабильность правовой системы и сложная процедура инвестирования. Но даже если по отдельным проектам будут возникать проблемы, надеюсь, они будут решаться путем сотрудничества Японии и России к взаимной пользе сторон. Насколько я понимаю, «День японского инвестора» является попыткой стимулировать инвестиции из Японии, и я хотел бы провести плодотворную дискуссию в этих целях с заместителем председателя правительства Юрием Трутневым.

Каких результатов в японо-российском сотрудничестве вы надеетесь достичь в 2018 году? За какими проектами и инициативами вы будете следить особенно внимательно?

2018 год станет уже третьим годом с тех пор, как премьер-министр Абэ представил «План сотрудничества» из восьми пунктов президенту Путину. Считаю, что это будет важный год с точки зрения получения конкретных результатов.

Ко времени майского визита премьер-министра Абэ в Россию мы намерены конкретизировать японо-российское сотрудничество по новым темам - цифровой экономике и улучшению производительности труда, а также сделать «План сотрудничества» из восьми пунктов еще более содержательным, в том числе вырабатывая позитивный цикл развития Дальнего Востока совместными усилиями Японии и России.

Кроме того, 2018 год станет годом Японии в России и годом России в Японии. В том же году в России состоится чемпионат мира по футболу. Надеюсь, что эти события послужат еще большей активизации гуманитарных обменов между Японией и Россией.

Несколько неудобно писать о Японии и драгоценных металлах после того как страна пережила такую страшную трагедию. Тем не менее, я думаю, что эту ситуацию стоит обсудить и извлечь из нее урок. По моему мнению, мораль этой трагедии может послужить предупреждением.

Япония и драгоценные металлы

Золото играет в японской культуре традиционную роль убежища от катастрофы. Золото продают только в чрезвычайных ситуациях. Что касается японского правительства, то ЦБ страны является восьмым крупнейшим в мире владельцем золота, включая МВФ и биржевой фонд GLD. Япония также занимает 6% мирового рынка промышленного использования золота, исключая инвестиционный спрос, большая часть этого применения золота приходится на электронную индустрию. Переработка лома в последние годы растет, а спрос на ювелирные изделия невелик.

Крошечные острова потребляют 9% глобального предложения серебра. Большая его часть расходуется в промышленности, включая производство автомобилей, строительство, здравоохранение и солнечная энергетика. Серебряные ювелирные изделия и посуда не очень распространены, а применение в фотографии, как и во всем остальном мире снижается.

Тенденции в потреблении

Процент японского потребления от суммарного глобального спроса не сильно изменится из-за недавней трагедии, но Япония, как и несколько других стран используют другую тактику для получения доступа к минералам. Правительство рассматривает возможность пересмотра закона о добыче минералов, особенно когда речь заходит об исследовании и разработке шельфовой зоны. На это стоит обратить внимание, так как Япония не касалась этого закона последние 50 лет. Ревизия обратит пристальное внимание на разрешения на разработку и мониторингом, но процесс будет облегчен для японских компаний.

Почему сейчас? Как сказал топ менеджер из Mitsubishi Materials: «Это вопрос национальных интересов», так как Китай, Япония и Южная Корея уже исследуют некоторые регионы эксклюзивной экономической зоны страны. На них без сомнения давит желание получить то, что они думают, принадлежит им по праву, но они также хотят воспользоваться высокими ценами на металлы.

Японские уроки

Не удивительно, что наценки на золото и серебро выросли как реакция на трагедию. Японские инвесторы бросились покупать физические металлы сразу после землетрясения, что немедленно увеличило наценки до трехлетних максимумов. Покупали не только люди в зоне землетрясения, цунами и ядерной аварии, но и японцы в менее пострадавших частях страны. В результате предложение просто исчезло.

Такая реакция на трагедию в Японии не только поддержала цены на металлы, но толкнуло их вверх. Это определенно происходит из-за истощения предложения, но также из-за проблем с доставкой и сложностей с промышленным использованием. Страна является чистым экспортером золота, но не многие самолеты и корабли, груженные металлом, покинут острова, так как многие маршруты не работают, а дистрибуция более важных товаров, таких как продовольствие, затруднена.

Это может привести к сокращению запасов в других частях Азии, так как Япония экспортировала 2,7 млн унций в прошлом году. Хотя это лишь 2,3% глобального предложения, эти унции сконцентрированы в Азии, где граждане многих стран уже откладывают металлы под матрас. Если предложение в Азии сократится, цены могут взлететь вверх.

Как сказал глава ресурсного департамента банка ANZ Марк Перван (Mark Pervan) : «Это возможность купить на просадке. Инвесторы не только в Японии, но и по всему миру, ожидали сигнала для возвращения в рынок. Рост наценок в Японии может стать таким сигналом».

Вот в чем урок: когда происходит трагедия, покупать уже почти точно слишком поздно. Вы не только заплатите более высокую цену, но и можете испытать проблемы с получением металла. Страховку надо покупать до того, как случается беда.


И предупреждение: мы видели, как исчезло предложение, и выросли наценки во время краха рынков в 2008 году. В Европе произошло тоже самое из-за краха Греции. Теперь мы видим это в Азии из-за проблем в Японии. Видите, как такая картинка повторяется. Никто не хочет ставить на беду, но подумайте есть ли у Америки иммунитет от подобной же ситуации? А у вас?

Даже если природная катастрофа не обрушится на Америку, есть опасность, которой на данный момент избежать уже не удастся. Разрушение американского доллара еще не проявилось во всей своей красе. Рано или поздно падение могучего зеленого изменит почти все сферы вашей жизни. Если, хоть одна сфера в вашей жизни, где не использовались бы деньги? Еда, прием душа, вождение машины, работа, хождение по магазинам и развлечения, - все это будет затронуто крахом валютной единицы, используемой в этой стране.

Денежная база продолжает взрывной рост. Без всяких фанфар она поставила очередной рывок на прошлой неделе, - $2,35 трлн. С новогодних праздников она выросла на 18,7% и на 39,2% с декабря 2008 года. Эти действия будут иметь последствия. Они вызовут монетарное землетрясение.

Ваше сердце было с японцами, когда вы увидели картины разрушения, вызванного землетрясением. Будете ли вы готовы к валютному землетрясению у себя в стране? Однажды оно ударит, и покупать тогда уже будет слишком поздно.

Я надеюсь, что вы владеете достаточной размером страховки для того, чтобы пережить монетарную бурю набирающую силу у наших берегов.

25.09.2017 ТАСС 514 просмотров


Владивосток. Фото Юрия Смитюка/ТАСС

Японские инвесторы, вложившиеся в проекты на Дальнем Востоке, начали задействовать в их реализации региональные предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ), отметили опрошенные ТАСС эксперты и представители резидентов с участием японского капитала территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ).

На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) Корпорация МСП подписала с японской JETRO дорожную карту, направленную на то, чтобы российский малый и средний бизнес смог поставлять свою продукцию японским автостроительным компаниям.

Часть плана

Усилия российских властей по поддержке МСБ и развитию Дальнего Востока "начинают давать свои плоды - бизнесмены двух стран начинают взаимодействовать более активно, растет доля несырьевого экспорта из России, двустороннее сотрудничество в новых отраслях набирает свои обороты", считает ведущий специалист экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Виталий Савенков.

"Японская сторона все активнее проявляет интерес к медицине и инновациям, старается поддерживать свои предприятия МСБ при выходе их на российский рынок, а также очень рада видеть российские предприятия МСБ, встраиваемые в цепочки производств крупнейших японских корпораций", - отметил он.

"Развитие МСБ на Дальнем Востоке получило колоссальный толчок с введением в действие режимов ТОР и СПВ, тогда как основная масса проектов планируется к запуску в 2018-2019 годы. Благодаря этим усилиям российские предприниматели существенно повысили качество своей продукции, получили государственную поддержку своих начинаний, нашли новых партнеров, инвесторов и рынки сбыта. С учетом позитивных геополитических трендов сближения Москвы и Токио на уровне глав государств, диверсификация экономического сотрудничества в сторону МСБ выглядит уместно и перспективно", - добавил эксперт.

Преодолеть стереотипы

По его мнению, российские предприниматели должны преодолеть негативные стереотипы со стороны японских партнеров.

"Японский бизнес с опаской относился к возможностям работы на российском рынке. В силу этого до недавнего времени в деловых кругах Японии господствовало достаточно много негативных стереотипов в отношении ведения бизнеса в России", - сказал Савенков.

В свою очередь представитель ОАО "Хабаровский аэропорт", который совместно с консорциумом японских инвесторов (Sojitz Corp., Join и Jatco), реализует проект реконструкции одного из крупнейших по пассажиропотоку аэровокзала в ТОР "Хабаровск", руководитель пресс-службы компании Марина Кравченко, подчеркнула принципиальное желание японских коллег внимательно изучать детали при работе с российскими партнерами.

"При обоюдном желании партнеров из Японии и России можно и нужно находить общие пути решения задач, тем более что со стороны нашего государства сегодня создаются эффективные инструменты для развития инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке", - полагает Кравченко. "Есть примеры весьма эффективной деятельности: четкое понимание целей и задач, слаженная работа команды, соблюдение сроков и качества, - люди своими руками создают себе репутацию и обеспечивают перспективу. С другой стороны, есть примеры, когда малые предприятия, участвуя в тендерах, ведут себя некорректно", - оценила она имеющийся опыт.

Требования к подрядчикам

Представители предприятий с японским капиталом и "дочек" компаний из Японии также отмечают специфику конкретных требований к подрядчикам. Об этом, в частности, заявили в Хабаровском аэропорту и в дочерней японской "Иида Груп Холдингс" "Ферст Вуд Приморье" (деревообработка и строительство).

"У нас есть конкретные требования, а дальше уже вопрос возможности и желания тех партнеров, которые будут с нами работать", - рассказал член совета директоров "Ферст Вуд Приморье" Сергей Беляев. По его словам, у компании есть определенные требования к подрядчикам, и в дальнейшем, при выходе на другие регионы Дальнего Востока и запада страны, она также будет аккредитовывать партнеров, чтобы поддерживать уровень качества.

"Мы планируем строить и поселки, и отдельно стоящие дома в Приморье и Хабаровском крае. В этом случае нам требуется и поставка материалов, и изготовление строительных конструкций, потому что дом состоит из огромного количества деталей, и наша задача выбрать качественное, и чем больше в этом качественном будет отечественного, тем лучше", - добавил Беляев. Он рассказал, что компания уже поставила два демонстрационных дома во Владивостоке, и в их строительстве помогали местные предприниматели.

Представитель Хабаровского аэропорта отметила жесткость российского законодательства к инвестпроектам в области транспортной инфраструктуры. "По некоторым видам работ специализируются единичные организации, осуществляющие свою деятельность на территории всей страны", - добавила она.

При этом главным ориентиром при выборе отечественных поставщиков должная стать экономическая эффективность, считают в российско-японской компании Mazda Sollers (Приморский край). "У нас большая база поставщиков из числа российских компаний. Оснастка и вспомогательные материалы для нужд производства закупаются в России", - отметил представитель автосборочного предприятия.

По его словам, любое крупное предприятие создает вокруг себя мультипликативный эффект, так как для обеспечения его работы требуется привлечение большого количества разнообразных поставщиков материалов и услуг. "Мы ориентируемся на показатели экономической эффективности для предприятия и ведем грамотный подбор поставщиков", - резюмировали в Mazda Sollers.

Мэр города предложил японским инвесторам рассмотреть такие проекты, как строительство многоуровневых и подземных парковок, а также легкого метро

Фото: Пресс-служба администрации Владивостока

Следующий проект японской компании «Хоккайдо корпорейшн», уже имеющей успешный опыт реализации инициатив на Дальнем Востоке, состоится во Владивостоке. Об этом стало известно на встрече главы города Виталия Веркеенко с руководителем компании Юкио Темма на полях ВЭФ-2018, сообщает РИА VladNews со ссылкой на пресс-службу администарции Владивостока.

Успешные проекты «Хоккайдо Корпорейшн» прозвучали из уст премьер-министра Японии Синдзо Абэ в ходе пленарного заседания Восточного экономического форума 12 сентября. Это тепличный комплекс в Якутске, круглый год снабжающий жителей свежими овощами и зеленью, и бездымная мусоросжигающая печь для утилизации медицинских отходов.

«Мы заинтересованы в реализации проектов во Владивостоке, - рассказал руководитель японской компании во время встречи с главой города. - Сейчас мы рассматриваем различные сферы приложения наших усилий, анализируем инвестиционную привлекательность и актуальность для города».

Виталий Веркеенко отметил, Владивосток - наиболее удобная и перспективная локация для реализации российско-японских проектов.

«Владивосток с Японией связывает не только географическая близость, но и исторически сложившиеся тесные связи. Удобная логистика, прямое авиасообщение, льготы для резидентов Свободного порта Владивосток и региональных инвестпроектов, возможности специального административного района на острове Русский, упрощенный визовый режим позволяют быстро и эффективно реализовывать совместные проекты в столице Приморья. Мы готовы оказать всестороннюю поддержку в реализации ваших проектов», - подчеркнул глава города.

Мэр приморской столицы предложил японским инвесторам рассмотреть такие проекты, как строительство многоуровневых и подземных парковок, а также легкого метро.

«Это решение оптимизировало транспортное сообщение во многих городах Японии. Хороший проект, интересно было бы реализовать его во Владивостоке», - отметил Юкио Темма.

Виталий Веркеенко также предложил партнерам рассмотреть строительство парка аттракционов на территории парка Минного городка.

«Это большая зеленая зона в центре города, и она должна стать лучшим местом отдыха для жителей и гостей Владивостока. Благоустройство - один из приоритетов развития города», - добавил мэр города.

Еще один проект, который обсудили на встрече - это внедрение системы энергоэффективности. По словам руководителя «Хоккайдо Корпорейшн», она способна значительно снизить расходы на ЖКХ. К предметному обсуждению сторон договорились вернуться в ходе следующих встреч во Владивостоке.

«Надеюсь на плодотворное сотрудничество, и что на юбилейном ВЭФ из уст премьер-министра прозвучит наша история успеха», - отметил Юкио Темма.

Отметим, премьер-министр Японии в ходе своего выступления на пленарном заседании IV Восточного экономического форума отметил успешный опыт сотрудничества с Россией на Дальнем Востоке, в том числе во Владивостоке. Синдзо Абэ привел в пример пилотный проект установки адаптивных светофоров и открытие медицинского центра «Хокуто» в приморской столице.

Глава Владивостока Виталий Веркеенко отметил, что именно приморская столица намерена стать самым успешным примером российско-японского сотрудничества.

«В последние годы сотрудничество между нашими странами активно развивается, и Владивосток играет в этом одну из ключевых ролей. Японская организация по развитию внешней торговли Jetro рассматривает возможность открытия здесь третьего в России представительства. Японский бизнес заинтересован в реализации масштабных проектов во Владивостоке. Надеюсь, что это только начало большого совместного пути. Но в чем я уверен - именно Владивосток должен стать самым успешным примером российско-японского сотрудничества», - подчеркнул Виталий Веркеенко.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...