В отношении отдельных организаций, - налоговый мониторинг. Что такое налоговый мониторинг? Закон о налоговом мониторинге


1. Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организацию (далее в настоящем разделе - организация).

Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

2. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.

3. Если иное не установлено настоящим пунктом, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.

При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.

Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму налогов, указанных в настоящем пункте, включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии с пунктом 4 или 7 настоящего Кодекса выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.

4. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.

5. Срок проведения налогового мониторинга за период, указанный в пункте настоящей статьи, начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за указанным периодом.

6. В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в регламенте информационного взаимодействия указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее в настоящей главе - система внутреннего контроля) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Положения статьи 105.26 НК РФ используются в следующих статьях:
  • Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга
    3.1. Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана информация, предусмотренная пунктом 6 статьи 105.26 НК РФ, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент информационного взаимодействия.

С 1 января 2015 г. Налоговым кодексом РФ предусмотрена новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг. Особенности его осуществления установлены в новом разделе V.2 НК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 82 НК РФ). Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию, являющуюся налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). По общему правилу за период, за который проводится налоговый мониторинг, инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88 , п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Из этого правила предусмотрен ряд исключений. Например, проверки будут проводиться, если в уточненной декларации (расчете), представленной за налоговый (отчетный) период проведения налогового мониторинга, подлежащая уплате в бюджет сумма налога меньше, чем в ранее представленной декларации (расчете) (пп. 3 п. 1.1 ст. 88 , пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Проведение налогового контроля в данной форме является добровольным. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего решения, которое, в свою очередь, принимается по результатам рассмотрения заявления организации о проведении налогового мониторинга (далее - заявление) и представленных вместе с ним документов, информации (п. 2 ст. 105.26 , п. 4 ст. 105.27 НК РФ). Следует отметить, что в п. 3 ст. 105.26 НК РФ установлены условия, при одновременном соблюдении которых организация вправе подать указанное заявление:

Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, без учета налогов, которые должны быть уплачены в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;

Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 млрд руб.;

Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 млрд руб.

Если организация соответствует указанным требованиям, она может не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг, представить в инспекцию по месту своего нахождения (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) заявление по форме, утверждаемой ФНС России (п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 105. 27 НК РФ вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга должны быть представлены:

Регламент информационного взаимодействия, форму которого также утверждает ФНС России;

Информация об организациях и о физлицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в компании, представляющей заявление, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

Учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление.

Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть принято до 1 ноября года, в котором подано заявление, и направлено организации в течение пяти дней со дня принятия (п. п. 4 и 6 ст. 105.27 НК РФ). При этом основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга перечислены в п. 5 ст. 105.27 НК РФ. Их перечень является закрытым.

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила заявление о его проведении (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). В п. 1 ст. 105.28 НК РФ предусмотрены случаи, когда налоговый мониторинг прекращается досрочно.

Если при проведении налогового мониторинга инспекция установила факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов, налоговый орган составляет мотивированное мнение, которое отражает его позицию и является документом, обязательным к исполнению контролируемым лицом (п. п. 1 , 3 и 7 ст. 105.30 НК РФ). Форму и требования к составлению мотивированного мнения устанавливает ФНС России). Данный документ должен быть направлен организации в течение пяти дней со дня его составления. Следует отметить, что он может быть составлен не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга (п. 3 ст. 105.30 НК РФ). При этом проведение его оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Обращаем внимание, что в случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в составившую его инспекцию, которая направляет эти разногласия и материалы для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС России (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). Налоговое ведомство, в свою очередь, инициирует ее проведение. Соответствующий порядок предусмотрен в ст. 105.31 НК РФ.

Мотивированное решение также может быть составлено по запросу организации (п. п. 2 , 4 и 5 ст. 105.30 НК РФ).

При проведении налогового мониторинга инспекция вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию) и пояснения, связанные с правильностью исчисления и удержания, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ). Порядок запроса документов и их представления контролируемым лицом установлен в п. п. 4 , 5 ст. 105.29 НК РФ. Необходимо обратить внимание, что за непредставление указанных документов (информации) в срок организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

В ходе проведения налогового мониторинга инспекция не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий (п. 6 ст. 105.29 НК РФ). При этом в ходе мероприятий налогового контроля запрашивать документы, которые уже были истребованы инспекцией, в частности, при проведении налогового мониторинга, не допускается (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Следует отметить, что на недоимку, образовавшуюся как в результате выполнения организацией мотивированного мнения налогового органа, так и при выполнении письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, пени не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ). В данной ситуации также исключается вина лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Однако эти положения не применяются, если мотивированное мнение налогового органа составлено на основании неполной или недостоверной информации, представленной компанией (абз. 2 п. 8 ст. 75 , абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Проведение налогового мониторинга допускается в отношении организаций, которые удовлетворяют следующим критериям:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление
    о проведении налогового мониторинга (без учета налогов, подлежащих уплате в связи
    с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза), составляет
    не менее 300 миллионов рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее
    3 миллиардов рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее
    3 миллиардов рублей.

Обратите внимание

Налоговый мониторинг в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков применяется с 1 января 2016 года.

Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 1 ст. 105.26 НК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 240-ФЗ).

Компании могут запросить в налоговом органе проведение мониторинга, предоставив инспекторам в режиме реального времени доступ к данным бухгалтерского и налогового учета (регламент информационного вза-имодействия).

В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговым органам документов (информации), служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов и сборов в электронной форме и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы, по выбору организации.

В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации
за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и свое-временностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов
(п. 6 ст. 105.26 НК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 240-ФЗ).

Система внутреннего контроля – это совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Обратите внимание

За период налогового мониторинга инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Заявление о налоговом мониторинге

Организации нужно представить в налоговую по месту своего нахождения заявление о проведении налогового мониторинга. Это заявление нужно подать не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России
от 7 мая 2015 года № ММВ-7-15/184@. Пример заполнения заявления.

Вместе с заявлением в налоговую инспекцию нужно представить:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
  • учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

Обратите внимание

Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана необходимая информация, инспекторы не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщат вам об этом. В течение 10 дней вы должны представить необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент (п. 3.1 ст. 105.27 НК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 240-ФЗ).

Налоговый орган до 1 ноября года, в котором представлено такое заявление, должен принять одно из двух решений:

  • решение о проведении налогового мониторинга;
  • решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Обратите внимание

Решение инспекторов об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Вынесенное налоговым органом решение направляется организации
в течение пяти дней со дня его принятия.

Проведение налогового мониторинга

Периодом, за который проводится мониторинг, является календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ в ред. Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 130-ФЗ).

Проведение мониторинга начинается с 1 января года, за который он проводится, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг.

Обратите внимание: налоговый мониторинг прекращается досрочно, если организация:

  1. не исполняет регламент информационного взаимодействия;
  2. предоставила налоговикам недостоверную информацию;
  3. систематически (два раза и более) не представляет в налоговый орган необходимые документы (информацию), пояснения.

Обратите внимание

Участники налогового мониторинга могут обсуждать планируемые сделки с налоговым органом. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом
от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ. Так, в ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга.

Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации) организацией и в документах, имеющихся у налогового органа, то налоговики уведомляют об этом организацию. В этом случае фирма должна представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней.

При проведении налогового мониторинга инспекторы вправе истребовать необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. В этом случае документы должны быть представлены в налоговую в течение десяти дней со дня получения требования.

Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или переданы в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия. Представить документы можно и на «бумаге» в виде заверенных организацией копий (п. 4 ст. 105.29 НК РФ).

Если у организации нет возможности представить документы (информацию, пояснения) в установленный срок, то об этом нужно уведомить налоговую инспекцию с указанием причин
в течение дня, следующего за днем получения требования.

Обратите внимание

Если налоговики установят факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании) налогов и сборов, они обязаны составить мотивированное мнение. Оно должно быть направлено организации в течение пяти дней со дня его составления.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию инспекторов по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Мотивированное мнение может быть составлено как по запросу организации, так и по инициативе налоговой инспекции.

По инициативе инспекторов мотивированное мнение составляется, если при проведении налогового мониторинга установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов.

Такое мотивированное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца
до окончания срока проведения налогового мониторинга.

Если же у организации есть сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни, она вправе запросить мотивированное мнение у налоговиков.
При этом в запросе о представлении мотивированного мнения организации нужно изложить свою позицию по указанным вопросам.

Запрос о представлении мотивированного мнения может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг. Налоговая инспекция должна направить фирме мотивированное мнение в течение одного месяца со дня получения такого запроса.

Имейте в виду: налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с запросом
о предоставлении мотивированного мнения не только по совершенным, но и по планируемым операциям.

Обратите внимание

Срок направления мотивированного мнения по запросу организации может быть продлен на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

Если организация соглашается с мотивированным мнением инспекторов, об этом нужно уведомить налоговый орган в течение одного месяца со дня его получения.

Если же организация не соглашается с вынесенным мотивированным мнением, то в течение одного месяца со дня его получения фирме нужно представить разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение. При этом данные разногласия со всеми имеющимися материалами для проведения взаимосогласительной процедуры налоговики обязаны в течение трех дней со дня их получения направить в Федеральную налоговую службу.

Обратите внимание

При проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Взаимосогласительную процедуру проводит Федеральная налоговая служба после получения разногласий. Такая процедура проводится в течение одного месяца со дня получения разъяснений. При этом во взаимосогласительной процедуре участвуют и организация,
и налоговые органы, составившие мотивированное мнение.

По результатам взаимосогласительной процедуры налоговая уведомляет организацию
об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения. Уведомление вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

С 1 января 2015 г. Налоговым кодексом РФ предусмотрена новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг. Особенности его осуществления установлены в новом разделе V.2 НК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 82 НК РФ). Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию, являющуюся налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). По общему правилу за период, за который проводится налоговый мониторинг, инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Из этого правила предусмотрен ряд исключений. Например, проверки будут проводиться, если в уточненной декларации (расчете), представленной за налоговый (отчетный) период проведения налогового мониторинга, подлежащая уплате в бюджет сумма налога меньше, чем в ранее представленной декларации (расчете) (пп. 3 п. 1.1 ст. 88, пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Проведение налогового контроля в данной форме является добровольным. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего решения, которое, в свою очередь, принимается по результатам рассмотрения заявления организации о проведении налогового мониторинга (далее - заявление) и представленных вместе с ним документов, информации (п. 2 ст. 105.26, п. 4 ст. 105.27 НК РФ). Следует отметить, что в п. 3 ст. 105.26 НК РФ установлены условия, при одновременном соблюдении которых организация вправе подать указанное заявление:

Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, без учета налогов, которые должны быть уплачены в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;

Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 млрд руб.;

Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 млрд руб.

Если организация соответствует указанным требованиям, она может не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг, представить в инспекцию по месту своего нахождения (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) заявление по форме, утверждаемой ФНС России (п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 105. 27 НК РФ вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга должны быть представлены:

Регламент информационного взаимодействия, форму которого также утверждает ФНС России;

Информация об организациях и о физлицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в компании, представляющей заявление, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

Учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление.

Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть принято до 1 ноября года, в котором подано заявление, и направлено организации в течение пяти дней со дня принятия (п. п. 4 и 6 ст. 105.27 НК РФ). При этом основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга перечислены в п. 5 ст. 105.27 НК РФ. Их перечень является закрытым.

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила заявление о его проведении (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). В п. 1 ст. 105.28 НК РФ предусмотрены случаи, когда налоговый мониторинг прекращается досрочно.

Если при проведении налогового мониторинга инспекция установила факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов, налоговый орган составляет мотивированное мнение, которое отражает его позицию и является документом, обязательным к исполнению контролируемым лицом (п. п. 1, 3 и 7 ст. 105.30 НК РФ). Форму и требования к составлению мотивированного мнения устанавливает ФНС России). Данный документ должен быть направлен организации в течение пяти дней со дня его составления. Следует отметить, что он может быть составлен не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга (п. 3 ст. 105.30 НК РФ). При этом проведение его оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Обращаем внимание, что в случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в составившую его инспекцию, которая направляет эти разногласия и материалы для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС России (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). Налоговое ведомство, в свою очередь, инициирует ее проведение. Соответствующий порядок предусмотрен в ст. 105.31 НК РФ.

Мотивированное решение также может быть составлено по запросу организации (п. п. 2, 4 и 5 ст. 105.30 НК РФ).

При проведении налогового мониторинга инспекция вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию) и пояснения, связанные с правильностью исчисления и удержания, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ). Порядок запроса документов и их представления контролируемым лицом установлен в п. п. 4, 5 ст. 105.29 НК РФ. Необходимо обратить внимание, что за непредставление указанных документов (информации) в срок организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

В ходе проведения налогового мониторинга инспекция не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий (п. 6 ст. 105.29 НК РФ). При этом в ходе мероприятий налогового контроля запрашивать документы, которые уже были истребованы инспекцией, в частности, при проведении налогового мониторинга, не допускается (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Следует отметить, что на недоимку, образовавшуюся как в результате выполнения организацией мотивированного мнения налогового органа, так и при выполнении письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, пени не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ). В данной ситуации также исключается вина лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Однако эти положения не применяются, если мотивированное мнение налогового органа составлено на основании неполной или недостоверной информации, представленной компанией (абз. 2 п. 8 ст. 75, абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Выводы

Налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, которые используются им при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и были переданы налогоплательщикам в электронной форме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ);

Налоговый орган может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);

Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации может быть вынесено в течение трех лет. Данный период исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления отчетности (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);

При выявлении в ходе камеральной проверки определенных противоречий и несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);

При проведении камеральной проверки декларации по НДС (если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению или выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению) налоговый орган вправе осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ);

Физлица должны сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ);

Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физлиц, обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства, в органы опеки и попечительства - о фактах установления и прекращения опеки и попечительства (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ);

Задолженность по налогам (пеням, штрафам) в размере, не превышающем 5 млн руб., инспекция может взыскать с лицевого счета организации во внесудебном порядке (пп. 1 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ);

Местные налоги и сборы могут вводиться на уровне внутригородских районов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов городских округов с внутригородским делением либо внутригородских районов (абз. 4 п. 4 ст. 12 НК РФ);

Организация, которая соответствует установленным критериям, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, который по общему правилу исключает проведение камеральных и выездных проверок за период налогового мониторинга. Особенности проведения налогового контроля в форме налогового мониторинга установлены разд. V.2 НК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 82, п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Налогоплательщик может осуществлять документооборот с инспекцией через личный кабинет (ст. 11.2 НК РФ).

Статья 105.26. Общие положения о налоговом мониторинге

1. Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организацию (далее в настоящем разделе - организация).

Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

2. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.

3. Если иное не установлено настоящим пунктом, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.

При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.

Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму налогов, указанных в настоящем пункте, включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии с пунктом 4 или 7 статьи 105.27 настоящего Кодекса выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.

4. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.

5. Срок проведения налогового мониторинга за период, указанный в пункте 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за указанным периодом.

6. В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в регламенте информационного взаимодействия указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее в настоящей главе - система внутреннего контроля) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...