Сущность финансов, их специфические признаки. ЛП - квартальные лизинговые платежи в течение срока действия договора лизинга


Размещение средств в ценные бумаги, банковские депозиты; получение доходов по ним; налоговые и не налоговые платежи в бюджет; выплаты пенсий, пособий, стипендий; привлечение коммерческими организациями на долевых и долговых началах средств для осуществления их деятельности; получение средств некоммерческими организациями для оказания услуг; формирование и использование прибыли организации все это принято называть финансовыми операциями . Сразу возникает вопрос, какие общие черты объединяют их многообразие.

Для начало, все выше перечисленные операции происходят в денежной форме. Исходя из этого можно выделить первый признак финансовых операций их денежный характер, при этом существует некоторая обособленность движения денежных средств от движения товаров. Функция денег как средства платежа, с которой связаны финансовые операции, предполагает некоторую оторванность денежных средств во времени от движения товаров. Тем не менее нельзя говорить о полной без эквивалентности финансовых операций, поскольку деньги это всеобщий эквивалент.

Если присмотреться внимательнее то, все финансовые операции предполагают перемещение средств от одних экономических субъектов к другим: от организаций и домохозяйства к государству и наоборот; между организациями; между организациями и домохозяйствами и т.п. С помощью такого перемещения происходит распределение стоимости валового внутреннего продукта, а также доходов от внешнеэкономической деятельности. Из этого следует, что можно говорить о распределительном характере финансовых операций.

Распределение это процесс формирования и использования денежных доходов. В результате распределения стоимости произведенных товаров и услуг происходит формирование денежных доходов у экономических субъектов: домохозяйства, организаций и государства. У первых основными формами доходов выступают заработная плата или доходы от собственности (для индивидуальных предпринимателей или участников производственного кооператива можно говорить о смешанном доходе, сочетающем трудовые доходы и доходы от собственности); у организаций прибыль; у государства – налоги. Формирование денежных доходов экономических субъектов происходит не только за счет распределения стоимости произведенных товаров и услуг (она, как правило, выражается таким макроэкономическим показателем, как валовой внутренний продукт), но и за счет доходов от внешнеэкономической деятельности (поступления по внешнеторговым операциям, внешние заимствования и др.).

В процесс распределения могут быть также вовлечены накопления прошлых лет, осуществляемые в денежной форме (амортизационные отчисления, не распределенная прибыль прошлых лет, остатки средств на счетах соответствующего бюджета на начало года, сбережения домохозяйства и т.п.). Формирование и использование денежных накоплений означает, что финансовые операции опосредуют не только распределение валового внутреннего продукта, произведенного в текущем периоде, но также и часть национального богатства. Кроме того, формирование доходов у различных экономических субъектов осуществляется и в порядке перераспределения, связанного с денежными поступлениями от одного субъекта к другому (например, государственные субсидии).

Таким образом, у экономических субъектов в процессе распределения формируются денежные доходы, поступления и накопления, обеспечивающие их функционирование, использующиеся для решения экономических и социальных задач, направляющиеся в конечном счете на потребление и дальнейшее накопление (теперь уже не только в денежной форме), которые принято называть финансовыми ресурсами .

Процесс распределения является стадией общественного воспроизводства, связывающей производство, обмен и потребление. Каждая стадия общественного воспроизводства отражает движение стоимости, смену собственников, то есть экономические отношения между отдельными субъектами. Финансовые операции, участвуя в распределении стоимости, являются внешним проявлением некой совокупности экономических отношений, называемой финансами, появление и функционирование которых определяются объективными тенденциями общественного, в том числе экономического, развития.

Все это позволяет определить финансы как совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

В процессе своей деятельности организация осуществляет различные финансовые операции, связанные как с прямой деятельностью организации, так и для обеспечения стабильного функционирования по основной деятельности организации.

Помимо основной деятельности связанной непосредственно с финансовыми операциями, все организации участвуют в денежных отношениях. Организации производственной сферы и сферы услуг пользуются услугами банков с обслуживанием операций по счетам, используют услуги лизинга со стороны соответствующих организаций и т.п.

Все организации участвуют в финансовых отношениях, как со стороны клиента, так и со стороны организации по предоставлению финансовых услуг.

Финансовые операции в каждой организации различны, это связанно с ее организационно-правовой формой и направлением основной деятельности. Финансовая операция - сделки и другие действия граждан или юридических лиц с финансовыми средствами независимо от формы и способа их осуществления, связанные с переходом права собственности и иных прав, включая операции, связанные с использованием финансовых средств в качестве средства платежа.

Финансовые операции являются важнейшим элементом экономических отношений.

Рассмотрим основные финансовые операции организаций.

Лизинг - это предоставление права на пользование движимым или недвижимым имуществом путем передачи его во владение на определенный срок или неопределенное время за периодически выплачиваемую компенсацию.

Лизинг представляет собой, как правило, трехсторонний комплекс отношений, в которых лизинговая компания по просьбе и указанию пользователя приобретает у изготовителя оборудование, которое затем сдает ему во временное пользование.

У финансовым операциям относятся в том числе и кредитные операции. Кредитные операции- это отношения между кредитором и заемщиком (дебитором) по предоставлению первым последнему определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности, возвратности.

Банковские кредитные операции подразделяются на две большие группы:

1)активные, когда банк выступает в лице кредитора, выдавая ссуды;

2)пассивные, когда банк выступает в роли заемщика (дебитора), привлекая деньги от клиентов и других банков на условиях платности, срочности, возвратности.

Субъектами кредитных отношений в области банковского кредита являются хозяйствующие субъекты, население, государство и сами банки. Под объектом кредитования следует понимать цель кредита..

Цель кредита выражает конкретные временные потребности в дополнительных денежных средствах хозяйствующих и других субъектов рынка, на удовлетворение которых может быть предоставлен кредит. . Необходимость кредита вытекает из особенностей кругооборота капитала. У одних хозяйствующих субъектов в определенные промежутки времени появляется временно свободные денежные средства, у других появляется потребность в них, которая удовлетворяется с помощью кредита.

Кредитные операции коммерческих банков играют важную роль в рыночной экономике.

Классификация банковских кредитов осуществляется по целому ряду признаков: категориям заемщиков, характеру обеспечения, срокам и методам погашения и т.д.

Кредиты, предоставляемые корпоративным клиентам;

Кредиты под залог недвижимости;

Кредиты конечному потребителю, главным образом на покупку автомобилей и других потребительских товаров длительного пользования с погашением в рассрочку;

Кредиты другим кредитно-финансовым учреждениям, в том числе иностранным банкам, посредникам на фондовой бирже.

В зависимости от обеспечения кредиты делятся на обеспеченные и необеспеченные или без обеспечения (бланковые кредиты).

Обеспеченные кредиты (кредиты, предоставляемые под обеспечение, против обеспечения), в свою очередь, подразделяются по виду обеспечения на вексельные, подтоварные и фондовые (под ценные бумаги).

Вексельные кредиты занимают большое место в операциях коммерческих банков осуществляющих финансирование международной торговли.

Коммерческие банки учитывают не все векселя, а только те из них, которые, в свою очередь, могут быть переучтены в центральном банке. В отличие от учетной операции ссуды под залог векселей означают лишь временный переход векселя от его владельца к банку - по истечения срока ссуды заемщик погашает ее вместе с процентами и получает вексель обратно. При ссудах под залог векселей банк выдает заемщику обычно лишь 60-80% валюты векселя (денежной суммы, обозначенной на векселе).

Подтоварные кредиты банков включают ссуды под залог товаров и товарных документов (дубликатов железнодорожных накладных, варрантов, коносаментов). Подтоварные кредиты выдаются обычно в размере 50-70% рыночной стоимости закладываемых товаров. Главным при этом является требование к качеству товаров, к высокой степени его реализуемости в случае непогашения или задержки с погашением кредита.

Фондовые кредиты, т.е. ссуды под ценные бумаги, предоставляются банками обычно в размере части курсовой стоимости ценных бумаг, которые переходят к банку от заемщика лишь временно в качестве обеспечения ссуды до момента ее возврата вместе с процентами.

Несмотря на то, что реальное обеспечение служит одним из путей уменьшения риска кредитных операций, примерно половина всех банковских ссуд предоставляется без обеспечения или в форме бланковых ссуд. Такие кредиты банки обычно предоставляют крупным торгово-промышленным компаниям, с которыми они тесно связаны и в платежеспособности которых уверены. Как правило, чем крупнее заемщик и чем больше сумма кредита, тем скорее он будет предоставлен без обеспечения.

Одной из форм банкового кредита является овердрафт - оплата счетов, чеков клиента (торгово-промышленной компании, частного лица или другого финансово-кредитного учреждения) сверх остатка на его текущем счете или в отсутствие такового. Обычно клиент имеет предельный лимит по овердрафту, в пределах которого он может использовать любую сумму. В отличие от других форм банковских кредитов овердрафт и его величина могут базироваться на устной договоренности; в этом случае не требуется заключения каких-либо формальных соглашений. Вместе с тем в ряде случаев овердрафт может носить обеспеченный характер, когда в качестве обеспечения выступают различные ценные бумаги. Овердрафт в целом является очень дорогим кредитом, и в то же время в современных условиях многие крупные банки не взимают процент по овердрафту в течение определенного периода, по истечении которого ставка возрастает многократно по сравнению с обычными рыночными ставками.

Контокоррентный кредит также может предоставляться в банковой форме. Контокоррент - это единый активно-пассивный счет, через который проводятся все кредитные операции банка с клиентами: в дебет (актив) этого счета записываются ссуды, предоставленные банком клиентам, а в кредит (пассив) - все суммы, поступающие от клиентов в виде вкладов и возврата ссуд. При кредитовом остатке на счете (клиент является кредитором банка) клиенту начисляется процент на депозит, и, наоборот, при дебетовом сальдо (клиент является должником банка) с клиента взимается процент в пользу банка за пользование кредитом. В пределах оговоренной суммы кредита клиент может получать и погашать ссуды как полностью, так и по частям.

В зависимости от срока кредиты могут быть краткосрочными - сроком до одного года, предоставляемые на 3, 6 и т.п. месяцев, среднесрочными (от 1 года до 7- 8 лет) и долгосрочными (на срок более 8 лет). В России краткосрочными считают ссуды, предоставленные на срок до полугода, среднесрочными - от полугода до года, долгосрочными - свыше года.

Кредиты могут носить разовый характер (простая срочная ссуда) или возобновляемый (онкольный кредит, погашаемый по требованию банка).

С точки зрения возврата (погашения основной суммы долга и процентов) кредиты могут погашаться одним взносом (например, плата за обучение) или серией платежей. Проценты могут выплачиваться в момент погашения основной суммы долга, равными суммами на протяжении всего срока кредита, в момент предоставления ссуды. Примером последнего служит учет векселя, при котором банк выплачивает валюту векселя за вычетом процента.

По характеру кредитования различают: прямые кредиты (когда банк непосредственно кредитует заемщиков); покупку (учет) коммерческих векселей, банковских гарантий и банковских акцептов (когда банки замещают прежних кредиторов в кредитной операции); приобретение долговых обязательств у фирм, продающих товары в рассрочку.

Также финансовыми операциями являются расчеты с поставщиками и потребителями услуг.

К поставщикам и подрядчикам относятся предприятия и организации. поставляющие сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, к потребителям услуг относятся категория граждан, получающая определенные услуг от данной организации за материальное вознаграждение.

Поступление материальных ценностей от поставщиков, производятся на основании заключенных организацией договоров поставки. Оказание услуг клиентам осуществляется также на основании заключенных договоров.

В договорах содержится вид поставляемых товаров, выполняемых работ или услуг, условия поставки, сроки отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, порядок расчетов (условия платежей).

Расчеты с поставщиками и потребителями осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг, одновременно с ними либо авансом. Платежи со счетов организаций производятся в календарной очередности поступления в банк расчетных документов. Платежи на счета организации производятся согласно условиям договора.

Расчеты с поставщиками осуществляются с применением различных форм расчетов - платежные поручения, платежные требования аккредитивы, чеки. Также возможны расчеты с помощью векселей, либо же наличные расчеты с передачей денежных средств непосредственно в кассу поставщика, подрядчика (сейчас они ограниченны суммой в 100 тыс. рублей). Расчеты клиентов с организацией осуществляются в наличной или безналичной форме (через банки, платежные терминалы). Форма расчетов устанавливается в договоре, контракте.

В результате расчетных взаимоотношений с поставщиками возникает задолженность предприятия.

Частью оборотных активов организации, направленной на расчеты с физическими и юридическими лицами, является дебиторская задолженность. Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников предприятий и клиентов организации. При расчетах с поставщиками дебиторская задолженность возникает при отгрузке реализованной им продукции. Также дебиторская задолженность возникает в тот момент, когда организация предоставила свои товары, услуги клиентам. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

В зависимости от сроков погашения задолженность подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Срок погашения краткосрочной задолженности установлен в течение 12 месяцев с момента возникновения, а долгосрочной – более 12 месяцев.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ дебиторскую и кредиторскую задолженности отражают в балансе по видам на основании бухгалтерских записей, произведенных по счетам синтетического учета.

Дебиторская задолженность поставщиков и потребителей является следствием выполнения договорных обязательств организациями в результате совершения сделки, по окончании которой продавец передает готовую продукцию, услуги и получает право требования на платеж.

При отгрузке продукции покупателям и предъявлением им расчетных документов (счет – фактура, товарно-транспортная накладная и др.) в учете поставщика показывает образование дебиторской задолженности в сумме стоимости проданной продукции, включая НДС, причитающийся к получению от покупателей. При предоставлении услуг и предоставлении квитанций для оплаты выполненных работ, услуг также возникает дебиторская задолженность.

При расчетах с поставщиками может возникнуть кредиторская задолженность. Она представляет собой обязательства организации за поставленные ей товары, работы и услуги, а также другие обязательства в пользу кредиторов, обусловленные прошлыми хозяйственными событиями и сделками.

В случае расчетов с поставщиками формированием кредиторской задолженности будут авансовые платежи, полученные поставщиками от покупателей в соответствии с условиями расчетов по договору поставки.

Кредиторская задолженность является объектом обложения НДС. В бухгалтерском учете полученные авансы рассматриваются только как источник имущества организации, появление которого связано с последующим исполнением сделки, предусмотренной договором. Выполнение обязательств организации влечет за собой использование активов в определенном периоде, т.е. их передачу по требованию кредиторов.

Одним из видов финансовых операций является расчет с персоналом по оплате труда.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Расчеты с персоналом по оплате труда осуществляются по средствам выплат основной заработной платы (вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (тарифные ставки, оклады, сдельные расценки)) и дополнительной заработной платы (вознаграждения за труд сверх установленной нормы, за трудовые успехи и за особые условия труда (доплаты, надбавки, компенсационные выплаты)).

В организации формируется фонд оплаты труда с целью определения предельных издержек производства предприятия, цены рабочей силы при заключении генеральных, отраслевых и территориальных тарифных соглашений, коллективных договоров предприятий на начало и конец срока их действия. Также прогнозирование и формирование фонда оплаты труда позволяет наиболее эффективно использовать финансы предприятия.

Фонд оплаты труда включает в себя:

1.Оплата отработанного времени (в денежной и натуральной форме):

Зарплата по тарифным ставкам и окладам;

Зарплата по сдельным расценкам, в процентах от выручки от продажи продукции, в долях от прибыли;

Премии и вознаграждения. носящие систематический характер независимо от источника выплаты;

Стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам;

Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда и т.д.;

Оплата труда лиц, принятых на работу по совместительству;

Оплата труда работников не списочного состава.

2. Оплата неотработанного времени(в денежной и натуральной форме):

Оплата ежегодных и дополнительных отпусков;

Оплата учебных отпусков;

Оплата льготных часов подросткам;

Плата за период повышения квалификации, переподготовки или обучения вторым профессиям;

Оплата простоев не по вине работников;

Оплата. сохраняемая по месту основной работы за работниками, выполняющими государственные и общественные обязанности;

Оплата дней невыхода за счет средств организации и (за исключение пособий по временной нетрудоспособности);

Оплата времени вынужденного прогула.

3. Единовременные поощрительные и другие выплаты:

Разовые премии независимо от источника выплаты;

Вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет;

Материальная помощь, предоставляемая всем или большинству работников;

Денежная компенсация за неиспользованный отпуск;

Стоимость бесплатно выдаваемых в качестве поощрения акций;

Дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска;

Другие единовременные поощрительные выплаты, включая стоимость подарка.

4. Выплаты на питание, жилье, топливо (носящие регулярный характер):

Стоимость бесплатно предоставленных питания и продуктов(в соответствии с законодательством);

Средства на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг;

Стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива;

Стоимость бесплатно предоставленных жилья и коммунальных услуг (в соответствии с законодательством);

Оплата питания работников (сверхустановленной законодательством).

Таким образом, финансовые операции организации являются операциями по приобретению финансовых активов и принятию финансовых обязательств. Финансовые операции обеспечивают формирование доходов. Поступлений и накоплений одних субъектов и расходование других. Их осуществление позволяет организации эффективно исполнять свои обязательства в части экономических отношений.

1.2. Методика проведения анализа финансовых операций .

Финансовый анализ организации - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности данной организации.

Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта включает анализ: доходности и рентабельности; финансовой устойчивости; кредитоспособности; использования капитала; валютной самоокупаемости.

Анализ финансового состояния проводится с помощью следующих основных приемов: сравнения, сводки и группировки, цепных подстановок.

Приемсравнениязаключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норматив, норма, лимит) и с показателями предшествующего периода. Для того, чтобы результаты сравнения обеспечили правильные выводы анализа. Необходимо установить сопоставимость сравниваемых показателей, то есть их однородность и однокачественность, сопоставимость аналитических показателей связана со сравнимостью календарных сроков, методов оценки, инфляционных процессов.

Прием сводкиигруппировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Аналитические группировки позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь различных экономических показателей явлений и показателей, определить влияние наиболее существенных факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в развитии финансовых процессов.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математически в форме функциональной зависимости. Сущность приема цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным (т.е. показателем, с которым сравнивается анализируемый показатель), все остальные показатели рассматривают при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. Необходимо также аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод (т.е. от общего к частному), но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила их влияния на результаты деятельности.

В практике финансового анализа уже устоялись основные виды анализа (методика анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить шесть основных методов, некоторые из которых уже упоминались в общей системе анализа:

1.Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Это одна из систем финансового анализа, базирующаяся на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени.

В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей финансовой отчетности за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения (или тренд). Наибольшее распространение получили следующие формы горизонтального (трендового) финансового анализа:

-сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующей декады, месяца, квартала);

-сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного периода с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года)

-сравнение финансовых показателей за ряд предшествующих периодов. Целью такого анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия (определение линии тренда в динамике).

2.Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Это одна из систем финансового анализа, базирующаяся на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированных в отчетности финансовых показателей.

Существуют следующие формы вертикального (структурного) анализа:

1) Структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяются:

Удельные веса оборотных и внеоборотных активов;

Элементный состав оборотных активов;

Элементный состав внеоборотных активов;

Состав активов предприятия по уровню ликвидности;

Состав инвестиционного портфеля и другие.

2) Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются

Удельный вес собственного и заемного капитала;

Элементный состав используемого собственного капитала;

Элементный состав используемого заемного капитала по видам;

Элементный состав используемого заемного капитала по срочности обязательств и другие.

3) Структурный анализ денежного потока. В процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежный поток:

По операционной (производственно-коммерческой) деятельности;

По финансовой деятельности;

По инвестиционной деятельности.

Каждый из этих видов денежного потока в свою очередь может быть более глубоко структурирован в процессе анализа по отдельным составляющим его элементам.

3.Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ. Этот вид анализа используется в тех случаях, когда необходимо составить прогноз по отдельным финансовым показателям или по финансовому состоянию предприятия в целом. .

4.Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Коэффициенты позволяют определить круг сведений, который важен для пользователей информации о финансовом состоянии предприятия с точки зрения принятия решений. Коэффициенты дают возможность выяснить основные симптомы изменения финансового положения и определить тенденции его изменения. При правильной коэффициентов можно определить области, требующие дальнейшего изучения. Большим преимуществом коэффициентов является то, что они сглаживают негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели финансовой отчетности, тем самым, затрудняет их сопоставление в динамике.

5.Сравнительный (пространственный) анализ выступает как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными. Его цель заключается в выявлении сходства и различий однородных объектов. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, осуществляются расчеты для принятия решений, выявляются резервы и перспективы развития.

6.Факторный анализ - учет влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда целое дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения фактического показателя от базисного - за счет отдельных факторов. .

Факторный анализ может быть одноступенчатым, когда для анализа используются факторы только одного уровня и многоступенчатым, когда производится детализация факторов на составные элементы для изучения их поведения.

Факторный анализ может быть ретроспективным, когда изучаются причины изменения результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, когда исследуют поведение факторов и их воздействие на результативные показатели в будущем.

Факторный анализ может быть статическим, для изучения влияния факторов на результативные показатели на определенную дату, и динамическим, когда причинно-следственные связи изучаются в динамике.

На основании выше сказанного можно сделать вывод о том, что для проведения анализа финансовых операций организации используются различные виды и приемы анализа. В совокупности они составляют методику проведения анализа, необходимую для объективной оценки финансового состояния организации и ее финансовых операций. Результаты анализа позволяют принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения, деятельности организации за предшествующие годы и проекции финансового состояния на перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового положения.

Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГУВПО БЕЛОРУССКО – РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет»


Контрольная работа по предмету

История развития финансово-кредитной системы


Вариант 31


Выполнил:

студентка 4 курса

группа ФКЗ-072

Карпова А.Н.


Могилев, 2010

финансы государство предприятие

Признаки финансов. Типы финансовых отношений. Определение категорий финансов.

Развитие русской финансовой мысли первой половины 20 века.

Кроссворд А.

Список использованной литературы

Признаки финансов. Типы финансовых отношений. Определение категорий финансов


Финансы обладают некоторыми признаками:

1. финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары;

2. финансовые отношения носят распределительный характер;

3. финансовые отношения всегда выражают движение денежной формы стоимости;

4. финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов;

На поверхности общественных процессов финансы проявляют себя посредством движения денежных средств. Финансовые операции обязательно сопровождаются, во-первых, переходом денежных средств от одного владельца к другому, во-вторых, установлением их целевой обозначенности. Следовательно, финансы отличаются от других экономических категорий тем, что являются производной от денежной формы стоимости. При совершении финансовых операций видна их денежная оболочка, за которой скрывается движение стоимости. То есть экономической основой функционирования финансов является движение стоимости в ее денежной форме. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве важного специфического признака финансов как экономической категории их денежный характер.

Финансовые операции проявляют себя не только как движение денежной формы стоимости, но и содержат в своей основе ее распределение. Например, финансовая операция «платежи в бюджет» осуществляется посредством распределения созданной стоимости на основе вычленения из нее той части, которая в форме различных видов налогов перечисляется в бюджет. На деле происходит денежный платеж субъекта государству.

Следовательно, в системе денежных отношений финансы ограничиваются лишь распределительным процессом.Поэтому следующим специфическим признаком финансов как экономической категории является их распределительный характер.

Распределительные процессы, осуществляемые финансами, охватывают не только стоимость валового внутреннего продукта, но и распространяются на весь валовой национальный продукт, а также часть национального богатства.

Особенностью финансовых операций, а, стало быть, и финансов является то обстоятельство, что движение денежных средств происходит в одностороннем порядке, то естьфинансы всегда выражают одностороннее движение денежной формы стоимости, что также характеризует их специфический признак.

В распределении стоимости общественного продукта принимают участие не только финансы, но и заработная плата, цена, кредит и др. Все эти экономические категории имеют различные основы функционирования, каждый из них имеет свои особенности, свое общественное назначение. На основе финансовых отношений происходит обособление части стоимости в виде накоплений и вычленение в составе валового дохода конкретных форм чистого дохода. Эти процессы распределения стоимости валового внутреннего продукта сопровождаются формированием особых видов ресурсов. Их особенность состоит в том, что они образуются в распоряжении различных субъектов или государства в результате целевого обособления денежных средств и предназначены для дальнейшего использования в интересах удовлетворения общественных потребностей. Следовательно, при распределении стоимости валового внутреннего продукта с помощью финансов обязательно происходит движение денежных средств, принимающих особые формы ресурсов - доходов, отчислений, поступлений, накоплений, которые в совокупности можно назвать финансовыми ресурсами. Отсюда, следующим специфическим признаком финансов как экономической категории являются обязательное формирование и использование финансовых ресурсов.


Типы финансовых отношений

Финансовые отношения представляют собой органическую составную часть экономических отношений, выражающую денежные связи между субъектами экономической системы на различных уровнях.

Финансовые связи государства и предприятий включают, во-первых, отношения между государством и государственными предприятиями, изображенные на рисунке 1.1.


Рисунок 1.1 Схема финансовых связей “государство-государственное предприятие”


Как видно из рисунка, через систему налогообложения и различных платежей и отчислений предприятий в государственный бюджет и иные централизованные государственные фонды общество в лице государства реализует право собственности на средства производства, централизуя часть чистого дохода. Но финансовый поток на этом уровне не является односторонним. В силу права собственника государство финансирует предприятие посредством прямых ассигнований, например централизованных капитальных вложений, а также предоставляет различные экономические льготы (по налогообложению, путем освобождения от определенных платежей). Связи этого вида занимали не так давно главенствующее место в нашей экономике, но по мере разгосударствления и развития коллективной и частной собственности финансовые потоки, связывающие государство и государственные предприятия, будут ослабевать, в то же время взаимодействия государства и предприятий других форм собственности будут расширяться.

Финансовые отношения между государством и предприятиями негосударственных форм собственности отображены на рисунке 1.2.


Рисунок 1.2 Схема финансовых отношений между государством и не государственным предприятием


Как видно, связи эти несколько отличаются от предыдущих финансовых связей видами денежных поступлений и платежей. Основу финансовых взаимоотношений на этом уровне должна определять экономическая роль государства, функция которого состоит в данном случае в образовании средств государственного бюджета, идущих на удовлетворение общественных потребностей путем изъятия этих средств у предприятий. Иначе говоря, выплата государству налогов, арендной платы за государственное имущество, землю создает финансовые условия органам государственного управления для выполнения ими общественных задач.

Однако следует отметить, что государство не является лишь пассивным исполнителем общественных функций, а может вести себя по отношению к предпринимателю как любой покупатель, предоставляя заказы и направляя свои финансовые ресурсы в необходимую для общества сферу производства. Финансовая политика государства направлена не только на сбор необходимых обществу денежных средств и их целевое использование на социальные нужды, но может играть запретительную роль, нести элемент принуждения, образуя рамки, в пределах которых функционирует коллективное или частное предпринимательство. Тем самым через систему жестких финансовых санкций государство может изменить направленность предпринимательской деятельности или вообще ее запретить. Так делается в любой развитой экономической системе, важно, чтобы принимались продуманные, последовательные решения.

Следует выделить финансовые отношения между государством и предприятиями особого вида – общественными организациями. Это наиболее независимый от государства вид предприятий, по отношению к которым устанавливается особая система финансирования, льгот, налогообложения, так же как и платежей и отчислений в государственный бюджет.

Финансовые отношения между предприятиями изображены на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 Схема финансовых отношений между предприятиями-контрагентами


В условиях перехода к рыночным отношениям активизируются финансовые отношения между предприятиями-контрагентами в системе их экономических взаимосвязей. Кроме уже существующей системы хозяйственных договоров, регламентирующих взаимные платежные обязательства, систему штрафных санкций, неустоек за нарушение договорной дисциплины и материальное вознаграждение за выполнение особых требований, возникают новые формы финансовых взаимоотношений. Так с помощью создания «системы заинтересованных участий» предприятий в хозяйственной и финансовой деятельности друг друга происходит ликвидация ведомственных перегородок. Прежде всего эта задача решается с помощью финансового рынка, где предприятия имеют возможность приобретать ценные бумаги друг друга. Такое переплетение контрагентов приводит к взаимному контролю, взаимоограничениям. В финансовом отношении эта система означает создание условий свободного перелива финансового капитала из отрасли в отрасль, когда рынок определяет объект и размеры инвестиций.

Особый тип финансовых отношений складывается между предприятиями, а также государством и предприятиями при наличии кредитной системы. Речь идет о финансовых связях, проявляющихся в форме взаимоотношений предприятий и банковской системы по поводу кредитования в процессе хозяйственной деятельности, оказания банками финансово-посреднических услуг предприятиям. Кроме того, банки могут стать и совладельцами – акционерами предприятий, тогда их финансовые взаимоотношения возникают и по поводу долевого распределения чистого дохода (прибыли). Если рассматривать банки как своего рода «финансовые предприятия», то описываемые финансовые отношения правомерно отнести к группе особого рода отношений между предприятиями, включая в число последних и коммерческие банки (рисунок 1.4).


Рисунок 1.4 Схема финансовых отношений между предприятием и банками


Рыночные отношения требуют гибкого механизма денежно-кредитного регулирования хозяйственного оборота. Это предполагает создание двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции, осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования, осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют возможность участия в распределении прибыли банков. Финансовые потоки между государственным (центральным) банком и коммерческими банками отражена на рисунке 1.5.


Рисунок 1.5 Схема финансовых связей между коммерческим и государственным банком


Финансовые отношения между предприятиями и населением характеризуются наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия выплачивают работникам заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату труда. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные социальные выплаты настоящим или бывшим членам трудового коллектива и их семей.

Денежные выплаты населения предприятиям имеют место в случае прямой реализации товаров и услуг населению, что непосредственно относится к предприятиям торговли, сферы услуг.

Весьма интенсивны финансовые взаимосвязи между государством и населением, изображенные на рисунке 1.7.

Рисунок 1.7 Схема финансовых отношений между государством и населением


Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм кредитования государства населением движется в направлении от населения к государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг. В формировании финансовых отношений между государством и населением определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в зависимости от индивидуального дохода.

Существует еще один важный вид финансовых отношений. Это взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов между государственными органами и местного уровня. В настоящее время в условиях наличия определенной самостоятельности между этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые существовали ранее. Последними решениями была предоставлена самостоятельность перечислении государству лишь части доходов, получая при этом лишь необходимую сумму от государства в целях развития общественно значимых мероприятий.Такова в общих чертах схема финансовых отношений, действующих на всех уровнях системы управления экономикой. Но страна чаще всего представляет собой открытую экономику, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между различными странами. Участниками таких взаимоотношений могут быть те же субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью государства в окончательном распределении денежных средств.


Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Для централизованных финансов характерными признаками являются:

1) денежный характер отношений;

2) безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

3) принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (государство и органы местного самоуправления в форме публично- правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);

4) отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта, в его денежной форме.

Централизованные финансы (экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач) состоят из государственных и местных финансов. В свою очередь государственные и местные финансы включают в себя бюджет (система бюджетов всех уровней), государственные внебюджетные фонды, государственный кредит.

Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, (денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств) поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств направляется в дальнейшем на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

Развитие русской финансовой мысли первой половины 20 века


Наверное, будет неправильным утверждать, что русская экономическая мысль явилась явно обособленной школой в мировой науке. Тем не менее, исследования по вопросу о формировании в конце XIX – первой половины XX века русской школы экономической мысли неотделимы от изучения тех бурных перемен в обществе и экономике, которые пережила страна в данный период.

Поэтому, новый интерес к развитию русской финансовой мысли во многом связан с назревшим переосмыслением истории, осознанием ее прошлого и тревогой за завтрашний день.

Серьезные изменения в осмыслении прошлого сыграли немалую роль. К новым, современным читателям вернулись забытые на 50-60 лет имена выдающихся российских мыслителей-экономистов. Среди них - Михаил Иванович Боголепов, талантливый экономист, специалист в области финансового дела.

Рассматривая специфику отечественной экономической мысли, нельзя не учитывать влияние на нее российских национальных особенностей. Г.З.Елисеев в статье "Плутократия и ее основы" (1872г.), отмечал, что человеку трудно отрешиться от той формы общества, в которой он живет, в которой родился и воспитался: как бы он ни старался сделаться космополитом, те общественные отношения, которые сложились на его родине, основа общественного миросозерцания, дух, которым проникнут общественный строй, всегда останутся для него более или менее родными. Француз будет рассматривать общественные отношения под своим углом зрения, немец - под своим, точно так же англичанин и т.д. Оттого на всех теориях политико-экономических и вообще социальных лежит всегда национальная печать».

Уже на рубеже XIX-XX вв. не только теоретики пришли к выводу о влиянии государства на общество, само общество ощутило потребность в деятельности последнего. Как писал М.И. Боголепов: «Современные общественные классы борются между собой из-за стремлений заставить государство служить определенным целям и задачам...». Эволюция взглядов на государство и разработка концепции правового государства позволили определить финансовую науку как науку о финансовом хозяйстве государства. «Самое могущество и политическое значение государств измеряется состоянием финансов. Финансы - мерило цивилизации.

Деятельность государства выросла до небывалых размеров. Государство должно заботиться о внутренней и внешней безопасности, о правосудии, просвещении, о народном продовольствии, путях сообщения, кредите, торговле и т. д.».Как отмечает М.И.Боголепов, Великая депрессия 1929-1933 гг. заставила рассматривать государственные финансы в новом качестве - как инструмент макроэкономической стабилизации. А после второй мировой войны государственные финансы были использованы в качестве всеобъемлющего средства государственного регулирования экономики. Сколько существует финансовое хозяйство, сколько государство изыскивает способы добывания доходов, столько и рост потребностей увеличивает расходы и рождает их новые виды. В связи с этим необходимы систематизация, учет, контроль в области, как доходов, так и расходов. Поэтому, профессор М.И, Боголепов в начале XX в. и обращает внимание на «изумительный рост государственных бюджетов во всех странах из года в год. Растут не только бюджетные цифры, но и размеры государственного хозяйства вообще. Государство в ряду других предпринимателей является крупнейшим предпринимателем, капиталистом, землевладельцем, железнодорожником, банкиром, издателем, торговцем. И никто не скажет, где конец росту современных бюджетов, где предел расширению сферы хозяйственной инициативы и деятельности государственных органов и государственного вмешательства в народнохозяйственную жизнь». М.И.Боголепов акцентирует внимание на некоторых, весьма важных и актуальных в настоящее время, существенных признаках, присущих бюджету.

Экономист уделял особое внимание вопросам государственного регулирования экономических процессов, формированию бюджетной и налоговой политики государства, финансовому планированию на макро уровне.

В области государственной бюджетной политики М.И.Боголепов настаивал на обязательности построения системы приоритетов государственных расходов, выделяет такие неотъемлемые признаки, присущие бюджету как единство бюджета, универсальность, публичность, многофункциональность.

В области налоговой политики экономист отмечал важность рационального построения налоговой структуры, с целью обеспечения лучшего распределения налогов и, тем самым, увеличения доходной базы бюджета. Им предлагался ряд мер оптимизации экономической деятельности хозяйствующих субъектов с одновременным ростом налоговых поступлений. Среди этих мер выделяются следующие:

Целесообразность разграничения налогового бремени по видам предприятий, в зависимости от рода деятельности;

Необходимость выявления действительного дохода хозяйствующих субъектов в целях исчисления подоходного налога;

Корректировка размера акцизных ставок на товары, стимулируя те или иные производства и реализацию соответствующих видов продукции;

Проявление особого внимания к трем звеньям финансовой системы: долгосрочному кредиту промышленности, сельскохозяйственному кредиту и финансовой организации системы социального страхования.

В области государственного финансового планирования М.И. Боголепов считал важным ежегодное составление финансовых планов, а также предварительный анализ методом финансового плана всех наиболее крупных финансовых мероприятий и наиболее ответственных оперативных финансовых планов. Согласно М.И. Боголепову, финансовый план должен обеспечить равновесие народно-хозяйственной системы на протяжении всего планируемого периода, а, кроме того, создать прочные условия равновесия самой финансовой системы, как непременного залога здорового развития народного хозяйства.

Надо также отметить, что они нашли свое отражение в формировании принципов бюджетного планирования.

М.И.Боголепов особо выделяет следующие неотъемлемые свойства государственного бюджета.

Во-первых это - плановость. Бюджет (в теории и практике) - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов.

Во-вторых, по своей природе бюджет - политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента. Более того, в некоторых демократиях предварительное утверждение доходов и налогов - это полити ческое средство, обеспечивающее регулярный созыв парламента и дающее ему орудие для борьбы с исполнительной властью. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит выражением доверия правительству со стороны большинства членов парламента, отклонение бюджета есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Большинство бюджетных правил носят поэтому характер чисто политический. Бюджетная практика развитых стран в XX в., особенно практика СССР и Российской Федерации, не только подтверждает правильность выводов относительно политической природы бюджета, но и привносит новые существенные моменты, усиливающие политический характер бюджета.

В-третьих, М.И. Боголепов акцентирует внимание на единстве бюджета как общем и основном требовании, предъявляемом к бюджету. Это требование закономерно сформулировалось в результате всего предшествовавшего развития финансового хозяйства.

Отсутствие единства бюджета создавало благоприятные условия для злоупотреблений, для завышения суммы расходов по взиманию.

К концу XX в. принцип единства бюджета в развитых странах нашел свою реализацию в консолидированном бюджете. В СССР единство бюджета было обеспечено централизованной системой хозяйствования. Российская Федерация, столкнувшись с проблемой дефицита государственного бюджета, в 90-е годы перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета. В-четвертых, бюджет должен быть публичным, то есть должен быть составлен таким образом, чтобы каждый член общества мог понимать его язык и его цифры, за которыми всегда скрываются живые отношения.

В-пятых, М.И.Боголепов указывают на еще одно свойство бюджета - специализацию. Бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи. Когда парламент утвердит такой специализирован ный бюджет, то правительство уже не имеет права переводить суммы из одного параграфа сметы в другой, с одного назначения на другое. Данное свойство бюджета нашло свое отражение в современной бюджетной классификации: «Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ...». М.И. Боголепов говорит о том, что госбюджет представляет собой сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики и его нельзя сводить только к росписи доходов и расходов. Роспись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собою финансовый план на данный период.

Подчеркивая плановый признак бюджета, М.И. Боголепов и другие теоретики определяли его как финансовый или хозяйственный план государства.

Таким образом, от односторонних определений бюджета финансовая наука переходит к определениям, отражающим многофункциональность бюджета.

М.И.Боголепов пишет о том, что очень важно сопоставление всех доходов и расходов, включенных в бюджет. Доходы либо равны расходам, либо они их превышают, либо имеет место дефицит. Таким образом, получают представление о характере сведения бюджета, называемого бюджетным равновесием, которое указывает на благоприятное или неблагоприятное для государства заключение бюджета.

В этом отношении, надо обратить внимание на одно очень актуальное сегодня предложение профессора М.И.Боголепова. Определяя способы соразмерности в приходах и расходах, он пишет: «Остановить и совершенно прекратить новый выпуск ассигнований».

Если соразмерность между расходами и доходами нарушается, то она восстанавливается двумя способами: сокращением издержек и приумножением доходов. М.И.Боголепов пишет: «Сокращение издерж:ек долж:но быть основано на том правиле, что все необходимые издер:ки сохранить, полезные отлож:ить, а излишние вовсе прекратить. Для приумнож:ения доходов в елсегодной системе финансов может быть произведено:

1) лучшим распределением налогов;

2) удобрением разных источников, как-то: лучшим устройством казенных имений, винных и соляных сборов и проч.». Таким образом, профессор М.И. Боголепов отмечает, что «бюджет необходим в условиях современного государства для того, чтобы установить правильное соотношение между государственными доходами и расходами». М.И. Боголепов ясно и определенно выявляет основную цель бюджета.

Бюджет в качестве плана государственного хозяйства указывает администрации, ведающей финансами, виды и величину потребностей и необходимые для их покрытия средства, и в связи с этим выявляет необходимость в изменениях в той или другой области для достижения равновесия доходов и расходов на предстоящий финансовый период. На самом деле достижение равновесия бюджета - это труднейшая финансово-политическая задача.

Разрешение этой задачи - пробный камень для всякого бюджета, считает М.И.Боголепов. Теория, хотя и много занималась этим вопросом, не может дать рецептов для установления правильного соотношения между государственными доходами и расходами. Это соотношение всегда является вопросом факта, то есть оно обусловлено данными текущего момента, всей реальной обстановкой. До сего времени проблемы сбалансированности бюджета, покрытия его дефицита продолжают оставаться предметом научно практических дискуссий.

По мнению М.И.Боголепова, точное исчисление расходов - более существенное дело, нежели исчисление доходов, потому что при определении той или иной суммы расхода в бюджете заранее устанавливается размер тех сумм, которые предоставляются бюджетом в распоряжение того или иного лица. Когда доходы превышают расходы и если излишек предвидится постоянным, то лучше всего понизить налоги и облегчить бремя народа, так как получение регулярных избытков противоречит сущности и целям финансового хозяйства. Налоги в теории бюджета играют значительную роль в связи с дальнейшим возрастанием их значения для государства.

Важно отметить, что М.И. Боголепов был одним из ведущих ученых финансистов, теоретически разработавших роль и значение финансового плана страны.

Согласно М.И.Боголепову, финансовый план, обнимая в своем содержании по возможности все финансовые отношения народно хозяйственного плана, должен обеспечить равновесие народно-хозяйственной системы на протяжении планируемого периода, а, кроме того, создать прочные условия равновесия самой финансовой системы, как непременного залога здорового развития народного хозяйства.

Весьма важно при планировании финансовых ресурсов и методов мобилизации народного дохода не перейти границы реального и осуществимого. Мобилизуя огромные массы народного дохода, финансовая система ударной задачей этой мобилизации должна иметь финансирование развития производственных сил страны. Такова задача общехозяйственного плана, и в таком же направлении лежит залог успеха самого финансового плана. Следует иметь в виду, что основная трудность финансового плана заключается в том, чтобы дать такое построение финансов, которое в полной мере ответило бы замыслу общего плана: значительными затратами ресурсов в первые годы планируемого периода обеспечить высокие темпы развития всего народного хозяйства. В планируемый период бюджет играет роль перераспределителя ресурсов обоих секторов (частного и государственного). Здесь бюджетный метод, т.е. метод принуждения, встречается с другими методами планирования, и, собственно говоря, здесь, в этой области, бюджетный метод играет роль воспитателя планового режима, что особенно актуально для сегодняшнего времени, когда необходимо снова возрождать планирование финансов и плановую дисциплину в целом. Надо отметить, что наряду с отстаиванием теории государственного регулирования экономики, М.И.Боголепов еще в начале XIX века высказывал также некоторые возражения и против всеохватывающей государственной собственности (как теперь называется фискальное имущество), которые и в начале XXI в. остаются актуальными.

Кратко, основные из мер, предложенных М.И.Боголеповым в целях развития государственного финансового планирования, можно свести к следующим:

1. Установление правильного соотношения между государственными доходами и расходами. Причем, определяя способы соразмерности в приходах и расходах государства, М.И. Боголепов особо предостерегает от ошибок в части перерасхода запланированных средств.

2. Построение рациональной налоговой структуры, с целью обеспечения лучшего распределения налогов и, тем самым, увеличения доходной базы бюджета,

3. Совершенствование государственной налоговой политики. Здесь М.И.Боголепов особо выделяет следующие мероприятия:

Целесообразность разграничения налогового бремени по видам предприятий, в зависимости от рода деятельности;

Необходимость выявления действительного дохода хозяйствующих субъектов в целях исчисления подоходного налога;

Корректировка размера акцизных ставок на товары, стимулируя те или иные производства и реализацию соответствующих видов продукции;

4. Уделение пристального внимания трем звеньям финансовой системы: «долгосрочному кредиту промышленности, сельскохозяйственному кредиту и финансовой организации социального страхования», Все вышеприведенные меры, несомненно, актуальны для российской экономики и в настоящее время.

«Кто берет в руки бюджет или кредитный план, тот должен обязательно быть в курсе всего финансового плана». Таким образом, в начале XXI века Российское государство снова встало перед проблемой грамотного планирования своей финансово-бюджетной сферы.

Кроссворд А

По вертикали.

1 Кредитные деньги, выпускаемые ЦБ страны. Представляет собой бессрочное долговое обязательство и обеспечивается общественной гарантией ЦБ. 3 Средство выражения ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах соответствующих данному уровню товарных отношений. 5 Структурное подразделение предприятия, выполняющее основные кассовые операции. 7 Денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно была закреплена за двумя металлами - золотом и серебром. 8 Денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека указанной суммы. 10 Денежная система, при которой всеобщим эквивалентом служит один металл. 12 Юридическое лицо, обладающее исключительным правом осуществлять в совокупности банковские операции. 15 Операции банков по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады на определенный срок либо до востребования.

По горизонтали.

2 Письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок и в установленном месте. 3 Деньги, номинальная стоимость которых соответствует реальной стоимости, т. е. стоимости металла, из которого они изготовлены. 4 Для кредитора возникает кредитный … при неуплате заемщиком основного долга и процентов по нему. 6 Одна из форм концентрации и централизации банковского капитала, слияние двух или нескольких ранее самостоятельных банков в процессе конкурентной борьбы. 9 Сторона кредитных отношений, предоставляющих ссуду. 11 Деньги, которые возникают с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа (в кредит). 13 Субъект кредитных отношений, получающий ссуду и обязанный ее возвратить в установленный срок. 14 Совокупность экономических отношений между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости. 16 Сумма наличных денег и денежных средств коммерческих банков, депонированных в ЦБ в качестве обязательных резервов, называется денежная … 17 Операции по купле-продаже иностранной валюты. 18 Движение денег, опосредующее денежные отношения между предприятиями, объединениями, организациями, а также между ними и государством; между предприятиями и их работниками, населением и государством, отдельными гражданами, называется денежный … 19 Объединения банков или банки-гиганты, играющие большую роль в банковском деле и экономике в целом, называются банковские …

По вертикали.

1. Банкнота. 3. Деньги. 5. Касса. 7. Биметаллизм. 8. Чек. 10. Монометаллизм. 12. Банк. 15. Депозитные.

По горизонтали.

2.Вексель. 3. Действительные. 4. Долг. 6. Амальгация. 9. Кредитор. 11. Кредитные. 13. Заемщик. 14. Кредит. 16. Масса. 17. Валютная. 18. Оборот. 19. Монополии.

ЛИТЕРАТУРА


1. Экономическая теория: Учебник/ Н.И.Базылев, С.П. Гурко, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 632 с.

2. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 703 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

3. Финансы: учебник / Под ред. проф. В.В. Ковалева. - М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2007. - 384 с.

4. Боголепов М.И. Советская финансовая система 1945.

5. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь Россия. М., 1991.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Термин «финансы» исторически появился значительно позднее, чем отношения, которые им обозначаются. Исторически зарождение финансовых отношений связано с появлением государства в эпоху рабовладения. Из всего многообразия операций, которых в настоящее время принято называть финансовыми, исторически первыми появились операции, связанные с уплатой обязательных платежей, совершаемых гражданами государству, и государственные расходы. Тем не менее, весь опыт функционирования экономических отношений показывает, что их возникновение и развитие не может быть связано с появлением и деятельностью отдельного пусть и очень важного субъекта отношений. Новые экономические отношения всегда возникают в силу закономерностей, определяющих развитие экономики и общества в целом. Таким образом, хотя хронологически финансовые операции возникли в условиях появления первых государств, необходимость развития финансовых отношений вызвана закономерностями социально-экономического развития, а сами финансовые отношения существуют и за рамками отношений по обязательным платежам государству.

Современную рыночную экономику невозможно представить без многообразия финансовых операций. Субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность (организации, отдельные виды домохозяйств, представленные индивидуальными предпринимателями), привлекают средства на возвратных и безвозвратных началах для расширения дела, создания новых продуктов, внедрения новых технологий. В то же время они могут разместить временно свободные денежные средства на банковских депозитах, приобрести ценные бумаги, на долевых условиях участвовать в инвестиционных проектах других субъектов. Полученная коммерческими организациями прибыль распределяется между собственниками, участниками. Все организации и граждане уплачивают налоги и другие обязательные платежи в бюджеты бюджетной системы государства, могут покупать государственные и муниципальные ценные бумаги. При этом существует и обратная связь: население получает социальные выплаты: пенсии, пособия, стипендии; предприниматели могут получить государственную финансовую поддержку, государство финансирует учреждения, оказывающие социальные услуги, размещает временно свободные бюджетные средства, средства резервов на финансовых рынках.

Все эти операции объединяет денежная форма, и при этом движение денежных средств является как бы самостоятельным (без встречного движения товаров и денег). Классическая политэкономия в отличие от современных теорий денег различала функции денег как средства обращения (обслуживают операции купли-продажи) и средства платежа (по времени не совпадают движение денег и товаров). С учетом такого разделения финансовые операции связаны с функцией денег как средства платежа. Кроме того, финансовые операции обеспечивают возможность накопления денежных средств, поэтому связаны и с функцией денег как средством накопления.


Финансовые операции обеспечивают формирование доходов, поступлений и накоплений одних субъектов (организаций, государства, домохозяйств) и расходование средств других. Такой процесс называется распределением . Если вы вспомните систему национальных счетов, то методология, на которой она основана, связывает финансовые операции с распределением ВВП. Объектом распределения, осуществляемого посредством финансовых операций, являются валовой внутренний продукт (ВВП), поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства. Финансовые операции позволяют обеспечить распределение денежных средств, послуживших результатом реализации товаров, работ или услуг организаций, индивидуальных предпринимателей и их дальнейшее распределение, обобщающим отражением этого процесса является распределение ВВП. Но в создании денежных доходов участвуют также средства, которые поступили от внешнеэкономической деятельности. Например, в 1999 году по данным статистики валовое потребление в Российской Федерации превысило объем ВВП, это означает, что его источником частично послужили поступления из других стран (в основном в виде государственных внешних заимствований Российской Федерации). В ходе финансовых операций часть национального богатства также участвует в распределении, например, в виде налога на добычу природных ископаемых. Следовательно, для всех финансовых операций характерно то, что они существуют в денежной форме и связаны с процессом распределения.

Процесс распределения ВВП, поступлений от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства приводит к тому, что на основе финансовых операций у разных экономических субъектов увеличиваются или расходуются доходы, иные поступления, накопления. Финансовые операции обеспечивают многоуровневое распределение и перераспределение, к которому относится межгосударственное, межтерриториальное, межотраслевое, внутриотраслевое, в сложноинтегрированных субъектах хозяйствования (например, холдингах) – внутрихозяйственное. Наиболее крупные перераспределительные процессы, в которых участвуют практически все субъекты экономики – перераспределение через бюджеты бюджетной системы государства, а также через финансовый рынок.

За любой экономической (и в том числе финансовой) операцией стоят отношения между различными субъектами (между организациями и государством, между отдельными организациями, между государством и домохозяйством и т.д.), которые принято называть экономическими отношениями . Поэтому характеристику финансов мы будем давать, выявляя свойства финансовых отношений. Финансовые отношения в системе экономических отношений находятся на пересечении распределительных и денежных отношений (вопрос к аудитории: приведите, пожалуйста, примеры распределительных отношений, осуществляемых в неденежной форме и денежных операций, выходящих за рамки процесса распределения), связаны с формированием денежных доходов, поступлений, накоплений различных субъектов экономики.

Основными субъектами финансовых отношений выступают:

· домохозяйства,

· коммерческие и некоммерческие организации,

· органы государственной власти и местного самоуправления, которые представляют соответствующие публично-правовые образования соответствующего государства (в федеративных государствах – публично-правовыми образованиями являются федерация, субъект федерации, муниципальные образования), между которыми также возникают финансовые отношения и соответствующее им движение денежных средств.

Все вышесказанное позволяет дать следующее определение финансов.

Финансы – совокупность денежных отношений, связанных с распределением ВВП, поступлений от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства, в результате которых у домохозяйств, организаций, а также органов государственной власти и местного самоуправления формируются и используются денежные доходы, поступления и накопления в целях социально-экономического развития.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...