Наполовину русские: как иномарки спасаются локализацией. Локализация производства и импортозамещение: новые возможности для бизнеса в условиях санкций


Если зарубежная компания планирует надолго закрепиться со своей продукцией на российском рынке, она, как правило, делает ставку на организацию здесь производства, а не просто на экспорт. Предприятия с немецким капиталом, работающие в России, образуют самое большое иностранное бизнес-сообщество у нас в стране (их 4965).

"Как показывают опросы, большинство немецких предпринимателей разделяют мнение, что локализация производства способствует успеху. Предприятия, имеющие или создающие производство в России, оказываются в более выгодном положении по сравнению с теми, что зациклены исключительно на экспорте в Россию. Они могут принимать участие в государственных тендерах наравне с местными компаниями, в некоторых отраслях промышленности участвовать в госпрограммах содействия развитию. Они лучше защищены от колебаний валютных курсов, а девальвация рубля для некоторых открывает хорошую возможность экспортировать свои товары", - рассказал "РГ" руководитель представительства ТПП РФ в Германии Сергей Никитин.

В 2017 году полку таких фирм прибыло. Так, научно-технологическая компания в области здравоохранения, Life Science и высокотехнологичных материалов - Merck, отмечающая в этом году 350 лет со дня основания и 120-летие открытия первого офиса в России, открыла Лайф Сайнс лабораторию на территории технополиса "Москва". Она ориентирована на исследования в области фармацевтики и биотехнологий, молекулярной биологии. Ее появление существенно расширило возможности, которые предоставляла партнерам первая лаборатория, открытая годом ранее.

"Мы считаем важнейшей миссией поддержку ученых, которые создают и внедряют новые технологии. И нам очень приятно, что в России наши решения востребованы и содействуют динамичному развитию в сфере биотехнологий. Новая Лайф Сайнс лаборатория станет платформой для развития нашего сотрудничества с российским научным и индустриальным сообществом", - подчеркнул на открытии лаборатории председатель исполнительного совета E.Merck KG д-р Франк Стангенберг-Хаферкамп.

Лайф Сайнс лаборатория позволит российским биофармацевтическим производителям ознакомиться с современными комплексными технологическими решениями по организации биофармацевтических процессов полного цикла, получить необходимые экспертные консультации по разработке производственных процессов. А внедрение комплексных решений от создания линии по культивации клеток до финальной клинической стадии производства готового продукта ускорит вывод новых препаратов на российский рынок. "Новая лаборатория позволит решить важные проблемы, стоящие перед исследовательскими центрами, лабораториями контроля качества продукции, а эксперты компании окажут всестороннюю поддержку в передаче знаний и предоставлении консультаций российским производителям в вопросах, связанных с импортозамещением. В целом проект будет содействовать более тесной связи науки и производства, а также позволит распространить образовательные программы "Мерк" на более широкую аудиторию", - сообщил президент и гендиректор "Мерк" в России и СНГ Юрген Кениг.

4,9 тысячи компаний с немецким участием сейчас работают в России

Разумеется, такое плотное сотрудничество немецкой и российских компаний стало возможным благодаря тому, что правительство Москвы уделяет огромное внимание созданию благоприятных условий для развития наукоемких производств на территории города. В столице уже создано 30 технопарков, на базе которых возникли производства и центры компетенции, отвечающие самым современным стандартам.

Местом дислокации Лайф Сайнс лаборатории Merck выбран технополис "Москва".Фото: РИА Новости www.ria.ru

И в прошлом году в Москве, а точнее в Новой Москве, локализовано производство еще одной немецкой компании - WIKA, ведущего мирового производителя контрольно-измерительной аппаратуры и метрологического оборудования. Строительство производства, склада и офиса "ВИКА МЕРА" на территории индустриального парка "Индиго", расположенного в деревне Николо-Хованское, стартовало в 2011 году, а вообще компания работает на российском рынке КИП и метрологии более 20 лет. Основной объем инвестиций компании в рамках реализации этого проекта был направлен на высокопроизводительные технологические линии по выпуску манометров из хромоникелевой стали (объем выпуска - до 400 тысяч единиц в год), мембранных разделителей сред (25 тысяч), уровнемеров (1 тысяча), новых типов термометров сопротивления и термопар (12 тысяч в год) и другой продукции. Комплекс оснащен цехом механообработки с новейшими станками с ЧПУ.

Сейчас уровень локализации на производственном комплексе "ВИКА МЕРА" превышает 50 процентов. Но это не предел. "Наша среднесрочная цель - достичь на этой площадке уровня локализации 70-80 процентов", - говорит гендиректор "ВИКА МЕРА" Олег Гончаров. По словам топ-менеджера, у WIKA в мире больше десяти крупных промышленных площадок. Но наиболее инновационное производство расположено именно в Москве.

Но неверно думать, что локализация немецких компаний в России тяготеет исключительно к столичному региону. Так, летом 2017 года на территории индустриального парка "Масловский" под Воронежем фармкомпания "Бионорика СЕ" начала строительство завода по производству лекарственных средств растительного происхождения. Предприятие откроется в 2021 году. В проект компания инвестирует около 40 миллионов евро.

По словам председателя правления компании "Бионорика СЕ" Михаэля Поппа, наряду с цехами по упаковке твердых и жидких лекарств здесь планируется разместить склад, административные службы и лабораторию. Появится 100 новых рабочих мест. При полной загрузке мощностей завода, когда заработают все шесть упаковочных линий при работе в три смены, количество сотрудников увеличится. С открытием завода под Воронежем компания планирует сократить сроки поставок препаратов российским заказчикам, а также воспользоваться таможенными и логистическими преимуществами. Кстати, на отечественном рынке "Бионорика СЕ" присутствует уже более 20 лет.

Большинство немецких предпринимателей уверены, что локализация производства способствует успеху

Также в прошлом году совсем недалеко от Воронежа, в особой экономической зоне "Липецк", компания Viessmann открыла производство промышленных водогрейных котлов, инвестировав в проект около 22 миллионов евро. На заводе сейчас работают более 50 сотрудников, в дальнейшем здесь планируется создать до 140 рабочих мест.

Собственник и президент ГК Viessmann д-р Мартин Виссманн подчеркнул, что открытие первого завода в России является важной вехой в истории компании. В этом году, кстати, фирма Viessmann отмечает 100-летний юбилей. Сейчас это крупный международный концерн, в составе которого 23 производственных предприятия в 12 странах, сбытовые филиалы и представительства в 74 странах и 120 торговых представительств во всех регионах мира. 54 процента оборота компании приходится на экспорт. Тем не менее руководством фирмы было принято стратегически верное решение бросить якорь в РФ.

По результатам тщательного и глубокого анализа российского рынка выбор площадки пал на ОЭЗ ППТ "Липецк". Она имеет выгодное географическое положение, обеспечивает близость к клиентам и производителям стали. В регионе имеются квалифицированный персонал, достойная транспортная, инженерная и социальная инфраструктура.

А вот ведущий мировой производитель горной и строительной техники, поставщик решений для авиационной, машиностроительной и транспортной отраслей, а также холодильного и морозильного оборудования компания Liebherr "шагнула" за Урал и открыла ремонтно-складской комплекс близ города Белово Кемеровской области. Строительство велось с 2014 года, инвестиции в проект превысили 20 миллионов евро. Кузбасский комплекс стал для компании третьим в России центром по ремонту оборудования. Предприятие обеспечивает техподдержку оборудования Liebherr в Сибири. Здесь же со временем планируется обучать специалистов заказчика работе с техникой Liebherr.

Предприятия с немецким капиталом образуют самое большое иностранное бизнес-сообщество в России

Кемеровская область выбрана местом дислокации нового комплекса не случайно. На полигоне "всероссийской кузницы" и Кузнецкого угольного бассейна работает более 300 единиц техники Liebherr: 86 горных экскаваторов, 205 единиц землеройной техники, 16 мобильных кранов и т.д. "Партнерство Liebherr и Кемеровской области полезно не только для компании, но и для российской экономики в целом", - считает председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп.

Однако неверно считать, что у немецких компаний, дислоцированных в России, все слишком гладко. Требования регулятора к уровню локализации вынуждают предприятия искать местных поставщиков комплектующих, но вот то, что они предлагают, не всегда соответствует высоким требованиям немецких фирм к качеству. С такой проблемой, например, столкнулась компания Schaeffler - ведущий мировой поставщик комплексных систем для промышленности и автомобильной техники, в том числе высокоточных компонентов и систем для двигателей, шасси и трансмиссий, а также подшипников. У нее 170 филиалов в более чем 50 странах мира и мощная сеть производств, в том числе в России. В прошлом году компания рассмотрела возможность сотрудничества с 700 местными поставщиками, но только небольшая их часть смогла соблюсти строгие требования фирмы и поставлять продукцию на завод в Ульяновске.

Поэтому в прошлом году в ходе ПМЭФ между Schaeffler, корпорацией МСП и Российско-Германской внешнеторговой палатой (ВТП) была подписана "дорожная карта" по развитию сети поставщиков. Согласно документу Корпорация МСП совместно с российскими регионами будет искать потенциальных поставщиков для Schaeffler, самостоятельно оценивать их возможности с учетом высоких требований немецкого партнера и готовить их для дальнейшего сотрудничества.

"Это непростая задача - найти поставщиков в России, которые бы удовлетворяли нашим нормам, - говорит руководитель региона Центральной и Восточной Европы/Среднего Востока и Африки компании Schaeffler Technologies AG & Co Райнер Линднер. - Но мы настроены оптимистично и считаем, что сотрудничество с Корпорацией МСП поможет нам в этом". Председатель правления ВТП Маттиас Шепп также одобрил такую инициативу: "Поставщики, продукция которых соответствует высоким требованиям к качеству, важны не только для немецких предприятий, работающих в России, но и для самой российской экономики - ведь это одно из ключевых направлений партнерства в сфере модернизации, которое способствует дальнейшему трансферу технологий и ноу-хау".

"Разумеется, на практике процесс расширяющейся локализации не так прост. Но очевидно главное: крайне важная для экономического и промышленного развития российских регионов политика локализации принимается немецким бизнесом и работает на интернационализацию и рост эффективности деловых связей. Именно поэтому российские регионы всегда ждут высокотехнологичный зарубежный бизнес и открыты для сотрудничества с предпринимателями Германии", - подчеркнул Сергей Никитин.

В продолжении материала, посвященного теме импортозамещения, речь пойдет о деятельности зарубежных брендов на территории России, а также об опыте угледобывающего холдинга СУЭК по производству запчастей собственными силами

Взгляд со стороны

Предполагается, что реализация программы импортозамещения обеспечит стране независимость от зарубежных поставщиков машин и запчастей. Но, как говорится, не каждый импортный болтик можно заменить отечественным винтиком. По мнению Геворка Ахвердяна, генерального директора ТД "Вертикаль" , российские производители не способны обеспечить страну качественными фронтальными погрузчиками, бульдозерами, грейдерами, складскими погрузчиками. "Российских аналогов импортных вилочных погрузчиков практически нет. Если по строительной линейке отечественные производители частично покрывают имеющийся спрос, то рынок складской техники к импортозамещению пока абсолютно не готов. Мы на 10-15 лет отстаем от европейских и азиатских производителей по уровню внедрения и развития инноваций. Надеяться, что в ближайшие год-два в России будут запущены современные производства вилочных погрузчиков и складского оборудования, не приходится ", - отметил представитель ТД "Вертикаль".

В таких условиях зарубежным производителям остается только одно - открывать производство на территории нашей страны. И многие держат курс на увеличение процента местных компонентов. К примеру, локализация производства на предприятии Hitachi Construction Machinery в Твери в настоящий момент менее 20%. Тем не менее, компания намерена продолжить работу в данном направлении. "Мы планируем развивать направление локализации в целях сокращения сроков доставки, а также логистических расходов. В настоящее время мы используем российского производства такие компоненты, как листовая сталь, сварные конструкции, гидравлические трубопроводы, резиновые шланги и т.п. В ближайшем будущем рассчитываем также перейти на внешние сварные конструкции, электрическую проводку, топливные баки, баки для гидравлической жидкости и некоторые другие виды продукции местного производства", - сообщил Сэндзаки Масафуми, генеральный директор "Хитачи Констракшн Машинери Евразия Мануфэкчеринг" . При этом спикер уточнил, что в качестве потенциальных партнеров рассматриваются все компании, обладающие соответствующими технологиями.

Источник фото: hitachicm.ru

Позиция еще одного известного мирового бренда также заключается в расширении производства на территории нашей страны. Несмотря на сложившуюся на российском рынке ситуацию, компания John Deere планирует дополнительно инвестировать в свою площадку в Домодедово. В частности, по словам директора подразделения строительной и лесозаготовительной техники John Deere в России и СНГ Эндрю Кристофера , будет запущен выпуск нескольких новых моделей строительного оборудования. Цель на ближайший год - максимально локализовать производство.

Справедливости ради нужно сказать, что локализовать производство в России не так просто. В настоящий момент маркировкой "сделано в России" может обладать техника той компании, которая достигла глубины локализации не менее 50%. Однако, как отметил в интервью "Экскаватор Ру" Сергей Харитонов, директор по развитию компании JCB Russia , "в текущей экономический и политической ситуации очень сложно прийти к такому высокому показателю". По мнению собеседника, только снижение процента локализации позволит привлечь в страну "внешних" производителей. Сама компания JCB уже несколько лет рассматривает возможность открытия предприятия в России.

Еще одно мнение, которое нам довелось услышать в процессе опроса уже работающих на территории России производителей, гласит, что на сегодняшний день на территории нашей страны невозможно найти поставщиков комплектующих требуемого уровня. Производство с нулевым уровнем локализации - это тоже реальность.


Источник фото: deere.ru

Как водится, взглядов на одну и ту же ситуацию может быть много. Но среди зарубежных производителей превалирует мнение, что любые инструменты ограничения конкуренции являются деструктивными, поскольку только свободный рынок создает условия для постоянного повышения качества продукции при одновременном снижении ее стоимости. "Мы считаем, что с точки зрения конкуренции между компаниями политика протекционизма в отношении внутренних производителей не оказывает благоприятного воздействия на повышение технологического уровня производства. А повышение технологического уровня российских компаний намного бы увеличило вероятность снижения доли продукции зарубежного производства ", - прокомментировал общую ситуацию на рынке Сэндзаки Масафуми ("Хитачи Констракшн Машинери Евразия Мануфэкчеринг").

Помоги себе сам

Вместо завершения хотим привести еще один вариант решения возникающих перед участниками рынка проблем. Немаловажно, что речь пойдет о проекте, который уже сегодня реализован на территории России. В конце февраля издание Newslab.ru опубликовало материал, в котором описывался процесс импортозамещения в крупнейшем отечественном угледобывающем холдинге "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК). Перед компанией остро встал вопрос поиска аналогов зарубежной продукции. Дело в том, что основу парка предприятий холдинга составляет техника украинского (экскаваторы ЭРП-2500) и американского (Caterpillar, Terex, Bucyrus) производства, и с поставками запчастей возникли проблемы. Еще в 2012 г. на Бородинском ремонтно-механическом заводе (РМЗ), входящем в состав СУЭК, была проведена масштабная модернизация, которая сегодня позволила рассматривать его в качестве основной площадки для освоения производства собственных комплектующих для зарубежной техники.


Источник фото: newslab.ru

В числе позиций, которые сегодня здесь уже выпускают - коронки, зубья, траки, боковая защита ковшей, ножи для отвалов. Помогает в этом непростом деле сотрудникам завода 3D-сканер, современные станки и консультации сторонних специалистов. Следующим этапом должен стать переход от "копирования" к собственным разработкам. Так, в настоящее время реализуется проект по серийному производству вентильно-индукторных двигателей.

Насколько оправдано такое совмещение совершенно различных по своей сути процессов (добыча угля и производство запчастей) - вопрос открытый. Но, как говорится, можно долго ждать помощи со стороны, а можно начинать действовать.

Внимание западных производителей к вопросу локализации производства в России с каждым годом растет, что подтверждают объемы инвестиций в строительство промышленных мощностей на территории России. Именно таким путем следуют многие мировые бренды в самых разных отраслях, в том числе, и в электротехнической.

Тем не менее, на сегодняшний день в России пока нет ни одного полноценного производства шкафов для электротехники и автоматизации с маркой ведущих мировых компаний. Стоит ли в ближайшее время ожидать появления новых заводов? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились за комментариями непосредственно к представителям наиболее заметных на отечественном рынке игроков. Но прежде чем начать обсуждение, определим терминологическую базу: правильнее называть интересуемую нас продукцию «оболочками» - это технически верное название. В их производстве можно выделить два основных направления. Первое включает в себя шкафы универсальные для любого типа оборудования, второе - шкафы для электрораспределения.

Плюсы и минусы

В основе любого решения о локализации того или иного производства лежат экономические факторы. И здесь есть как плюсы, так и минусы. Причем по многим пунктам участники обсуждения схожи в своих мнениях.

Плюсы данного подхода, по мнению Евгения Крючкова, эксперта по направлению «Шинопроводные системы» Департамента «Системы распределения электроэнергии» «Сименс» , очевидны. Это скорость изготовления (локальный партнер самостоятельно изготавливает конструктив шкафа на основе передовой технологии «Сименс»), гибкость в вопросах согласования проекта и изменений к нему с конечным клиентом, высокий уровень качества, благодаря постоянному контролю со стороны «Сименс», более низкая стоимость, по сравнению с аналогичным решением, произведенным в Германии.

Но здесь же, по мнению наших экспертов, есть и свои минусы. Так, сегодняшний размер рынка не позволяет эффективно использовать высокопроизводительное роботизированное оборудование, а при использовании большого количества ручных или низко-автоматизированных операций растет себестоимость и падает качество, также это приводит к сокращению возможностей по номенклатуре производимой продукции (возможно производить только «бестселлеры», а значительную часть продукции и комплектующих все равно приходится ввозить). Определяющий фактор - расчетная мощность производства, которая зависит от размера рынка и от доли рынка конкретного производителя.

Строить или завозить?

Однако несложно заметить, что из всех «за» и «против» сдерживающими, а значит, и определяющими политику компаний, факторами являются как раз последние, поэтому возникает вполне резонный вопрос: есть ли смысл строительства в России заводов полного цикла, или все же выгодней поставки из-за рубежа?

«Однозначно ответить на него, пожалуй, нельзя. Все зависит от объемов производства продукции - уверен Михаил Мартынов, руководитель отдела низковольтного оборудования Schneider Electric в России . - Если нет должного объема, то невозможно добиться оптимальной себестоимости, и, стало быть, проект уже не представляет коммерческого интереса. И тогда гораздо выгоднее производить оборудование в Европе. За счет поставки его во множество стран там будет достигнута низкая себестоимость. Именно такой логики и придерживаются многие компании, активно работающие на российском рынке».

С такой позицией согласен и Евгений Крючков, «Сименс» : «Нет однозначно верного ответа, что экономически выгоднее. Для нас и наших партнеров наиболее приемлемая форма - это комбинирование франчайзинга по SIVACON S8 - лицензированное производство, - и продажа в виде комплектующих из Германии - НКУ SIVACON S4».

Учитывая сказанное, выходит, что все-таки выгоднее ввозить шкафы в сборе и комплектующие из Европы с последующей сборкой в России?

«И здесь не все так однозначно - продолжает . - В небольших объемах компаниям выгоднее электротехнические шкафы заказывать за рубежом. Дело в несовершенстве таможенного законодательства. В настоящее время на готовые шкафы практически отсутствует таможенная пошлина. А вот если мы будем ввозить компоненты, в том числе, оболочки, то должны платить эту пошлину.

В данном контексте российские компании-щитовики, в том числе, и те, которые занимаются здесь сборкой, находятся в заведомо невыгодных условиях по отношению к тем компаниям, которые осуществляют сборку за границей».

В то же время, ситуация на рынке показывает ежегодно растущую потребность на шкафы и оболочки для электротехники и автоматизации. В первую очередь, это связано с развитием строительной отрасли. Так, по данным Росстата площадь введенного жилья в России в 2013 году - а это порядка 77% от общей площади построенных зданий - выросла на 5,6%. Также не стоит забывать и о реконструкции уже существующих сетей. По оценкам экспертов электротехнической отрасли, на сегодняшний день в нашей стране требуют замены более 60% электроустановок, особенно в жилищной инфраструктуре.

«Наша компания видит серьезную потребность в качественных корпусах для электротехники и автоматизации, - уверен Александр Прудников, директор по операционной деятельности подразделения «Низковольтное оборудование» компании АББ . - Ведь не секрет, что оболочки сомнительного производства из дешевых материалов приводят к снижению срока службы установленных в них аппаратов, временным перебоям в электроснабжении объекта и, что самое страшное, - пожарам».

Российский производитель

Рассуждая о перспективах строительства заводов полного цикла западными компаниями на территории РФ, весьма кстати направить свои взоры и в сторону отечественного производителя. Какую политику проповедуют российские игроки? Гд е располагают свои мощности? Ответы на эти вопросы, безусловно, помогут лучше понять и политику иностранных компаний.

Хотелось бы отметить, что на рынке электротехнических корпусов появился новый крупный игрок - компания ДКС, которая представляет на рынке исключительно собственные разработки. «ДКС имеет собственный конструкторский отдел с двумя центрами в России и Италии, - рассказывает Руслан Ахмедшин, старший продукт-менеджер по продукции ДКС . - Наличие в структуре компании департамента по НИОКР позволяет оперативно и, самое главное, качественно решать вопросы по разработке новых или модификации текущих продуктов».

На сегодняшний день все корпуса ДКС производятся в Италии, Венгрии и Румынии, что продиктовано, в первую очередь, высокими требованиями к качеству продукции. «Политика ДКС неизменна на протяжении всего времени существования компании: качество на первом месте! - резюмирует Руслан Ахмедшин . - Мы несем ответственность за тот продукт, который предлагаем своему клиенту! Для обеспечения должного уровня качества изделия применяются только современные технологии как в производстве продукции, так и в контроле качества».

Действительно, по отзывам клиентов компании, шкафы ДКС не уступают в качестве европейским образцам, но на сегодняшний момент они производятся за пределами РФ. Однако ситуация меняется, и очень скоро новые заводские мощности ДКС должны получить российскую прописку.

Ситуация сегодня

Где же сегодня производятся шкафы известных брендов, поставляемые российскому заказчику?

Итак, «Сименс» развивает сеть франчайзинговых партнеров по производству лицензионной продукции на основе НКУ SIVACON S8 практически по всей территории России. На сегодняшний день уже имеются порядка 14 партнеров, и их количество неуклонно растет (информация по конкретным партнерам представлена на сайте «Сименса»). Партнеры по технологии SIVACON самостоятельно изготавливают под ключ НКУ по технологии и под контролем «Сименс», что гарантирует качество не хуже, чем у аналогичной продукции, произведенной на заводе «Сименс» в Германии.

«Франчайзинг позволяет получить преимущества всех вариантов поставки НКУ. Преимущества локального производства SIVACON S8 очевидны: партнер, производящий оболочки самостоятельно, не платит пошлину за их ввоз, а перед «Сименс» не стоит вопрос о поиске достаточного объема на рынке, как при открытии собственного завода - ведь новые объемы приносят новые лицензионные партнеры. Нашей франчайзинговой системе в России уже более 10 лет, при этом мы изначально делали ставку именно на полную передачу производства. Постоянный рост количества партнеров говорит о привлекательности такого подхода, - добавляет Евгений Крючков, «Сименс» . - Не остались не охваченными и желающие приобрести компоненты оболочки для сборки - для этого существует SIVACON S4. И, конечно, «Сименс» готов предложить готовые шкафы SIVACON, собранные на заводе в Германии».

Сразу несколько направлений развивает Schneider Electric . Первое, о чем говорит Михаил Мартынов , предполагает самостоятельное производство оболочек российскими компаниями, так называемыми щитовиками, с последующей комплектацией оболочек оборудованием различных производителей. В итоге получается электрический шкаф с российской оболочкой и различными «внутренностями».

Другое направление - небольшое локализованное производство на базе щитовика из заранее произведенных компонентов. При этом, Schneider Electric продает щитовику компоненты шкафа, и тот у себя на производстве по примеру конструктора «Лего» собирает из них электротехнический шкаф.

Третье направление - полная локализация. В этом случае щитовику передается лицензия на полное производство оболочек с контролем качества. При таком раскладе производитель способен из обычного листа металла и необходимых компонентов от начала до конца изготовить нужное изделие. Сегодня существует достаточное количество лицензиатов, которые подобным образом производят на территории России готовые шкафы двух линеек: OKKEN и Blokset. Такое сотрудничество довольно выгодно: компании загружают работой свои площади, что снижает себестоимость конечного продукта. Это достигается тем, что предприятию не нужна логистика, ведь начинка для оболочки не закупается в Европе. С другой стороны, конечный продукт конкурентоспособен, ведь качество гарантировано контролем со стороны Schneider Electric.

Из озвученных выше вариантов видно, что самым популярным на сегодняшний день является лицензионное производство партнерами-лицензиатами шкафов индивидуального изготовления (в первую очередь, SIVACON).

На этом фоне особняком стоит, пожалуй, лишь Rittal , осуществляющий по мнению клиентов компании, 100% ввоз продукции на территорию России. Все - от металлических заготовок и до упаковки - производится на территории Германии. В РФ поставляется точно такой же продукт, с того же производства и с тех же складов, что и по всей континентальной Европе.

Что на горизонте?

Вот мы и подошли к главному вопросу: по какому же пути развития пойдут компании-участницы нашего круглого стола в ближайшие годы применительно к рассматриваемой продукции?

«Можно убедительно говорить о том, что у Schneider Electric в России есть много собственных локализованных производств (напр., ШЭЭК в Казани, ЗАО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара»), поставляющих на рынок шкафы в сборе. Говоря же о производстве компонентов для оболочек, то здесь важна массовость производства для экономии издержек, и она достигается за счет наличия производства в Европе, и пока это наиболее эффективный путь - убежден Михаил Мартынов, Schneider Electric . - Но мы постоянно следим за ситуацией, и как только увидим, что рынок дорос до определенных размеров и есть смысл для организации массового производства оболочек на территории России, то, вполне вероятно, компания примет такое решение. Могу сказать, что сейчас мы к такому решению близки».

«Сименс» нацелен на развитие партнерской сети по двум направлениям. Первое - это поставка комплектующих из Германии - НКУ SIVACON S4 для объектов инфраструктуры на токи до 4000 А, второе - партнеры-лицензиаты по НКУ SIVACON S8 для промышленных объектов, построение НКУ до 7000 А с выкатными модулями для управления двигателями и др. «Рынок индустрии, возможно, и меньше, чем инфраструктурный, однако требования к оборудованию здесь значительно выше, а число игроков - меньше, при этом у наших партнеров весьма неплохие шансы. Также мы осознаем и тот факт, что любое оборудование не существует само по себе, «в вакууме», - убежден Евгений Крючков, «Сименс» . - Поэтому «Сименс» планирует развивать сопутствующую продукцию. В частности, семейство программного обеспечения SIMARIS, существенно упрощающего работу партнера, начиная от проектирования однолинейной схемы, расчета токов КЗ и выбора коммутационной аппаратуры, до производства оборудования».

На этом фоне более кардинальные шаги предстоят компаниям АББ и ДКС .

Уже этой весной, 26 апреля, в Липецке состоится мероприятие по закладке первого камня нового завода АББ по выпуску шкафов распределения, управления и автоматизации. Первая продукция - оболочки для НКУ - появится на рынке уже в 2015 году.

Располагаться производство будет в особой экономической зоне «Липецк» (450 км от Москвы, трасса «М4 Дон»). Основанием выбора места для строительства послужили удобство логистики, наличие сырьевой базы и инвестиционная привлекательность самой ОЭЗ «Липецк». Инвестиционный проект на сумму более 670 млн руб. был рассмотрен и одобрен в декабре 2013 года на заседании Экспертного совета по промышленно-производственным зонам в Минэкономразвития России. Производство будет отвечать строгим международным требованиям концерна по безопасности, эффективности и контролю качества продукции.

Мы высоко оценили готовность экономической зоны и администрации области к взаимодействию по земельным вопросам и сетевым подключениям. Немаловажными являются налоговые преференции для ОЭЗ «Липецк». Данная площадка станет шестым производством АББ в России и первым, построенным «с нуля», - подытоживает Александр Прудников, АББ .

Не менее масштабный проект в России начинает, и компания ДКС . Несколько лет назад руководством ДКС было принято решение о переносе производства на территорию РФ, с условием перехода на современную автоматизированную систему управления. Примечательно, что это будет не перенос оборудования из пункта А в пункт Б, а строительство современного завода «с нуля» с приобретением новейшего оборудования и применением современных технологий и материалов. Запуск производства запланирован на вторую половину 2014 года.

Технологическая оснащенность предприятия, парк применяемого оборудования и уровень автоматизации производственных процессов на данной момент не имеют аналогов в современной России, - подчеркивает Руслан Ахмедшин, ДКС .

Итак, мы получили достаточно полные ответы на вопрос, который изначально был в центре нашего внимания. Уверены, что при любых изменениях рыночной (как и политической) ситуации ведущие игроки таковыми и останутся, равно как и продолжат достойно конкурировать на отечественном электротехническом рынке.

Подготовил Тимур ЖЕМЛИХАНОВ

На заре автомобильного бума в России зарубежные компании активно разворачивали у нас отверточную сборку своих машин, для которых у отечественных поставщиков закупались в лучшем случае салонные коврики. Однако в 2005 году российское правительство ввело , в рамках которого иностранцы должны были достигнуть необходимого уровня локализации производства, получив взамен возможность беспошлинно ввозить комплектующие. Соответствующие соглашения с властями подписали многие зарубежные автопроизводители, тем более что последующее повышение пошлин на ввоз готовых кузовов окончательно поставило крест на крупноузловой сборке.

В 2011 году правительство решило продлить промсборку до 2020 года, ужесточив при этом требования для его участников. Тогда желающих воспользоваться льготным режимом было всего четыре - консорциум АВТОВАЗ-Renault-Nissan-«ИжАвто» и КАМАЗ-Mercedes, СП «Ford Sollers», Volkswagen и General Motors. Они обязались расширить производственные мощности до 350 тыс. автомобилей в год и достичь локализации в 60%, в том числе за счет двигателей российского производства.

С русским «сердцем»

По данным Минпромторга на 2014 год, в нашей стране достиг 45%. Конечно, поначалу автопроизводители стали закупать у российских поставщиков такие простейшие комплектующие, как фары, колесные диски, аккумуляторы, сиденья, топливные баки и пластиковые изделия - панели приборов, бамперы. Как отмечает начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева, автопроизводители традиционно стараются локализовать в первую очередь крупные автокомпоненты, чтобы снизить затраты на их логистику. Однако в дальнейшем перечень локализованных деталей пополнили, к примеру, выхлопные системы, элементы подвески и штампованные детали кузова, что вывело локализацию иномарок в России на новый уровень.

«Основную долю в объеме локализованных автокомпонентов для иномарок составляют отдельные детали интерьера, экстерьера и кузова, поскольку их локализация требует относительно небольшого объема инвестиций, а также небольшого требуемого объема производства для достижения экономической эффективности», - констатирует менеджер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Александр Кардаш.

Между тем дошла очередь и до технически сложных агрегатов, таких как мотор и трансмиссия. АВТОВАЗ, освоивший производство двигателей и коробок передач по лицензии Renault-Nissan, с прошлого года поставляет их для выпускаемых в России моделей Renault и Nissan. А в ближайшее время свои моторные заводы запустят в России и Ford. По словам исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» Игоря Коровкина, наибольшую трудность в локализации автокомпонентов представляют технически сложные узлы и агрегаты, такие как двигатели, коробки передач, электронные системы управления и их составляющие, а также изделия, экономическая эффективность производства которых предполагает их массовый выпуск.

Об иномарках - в деталях

Наиболее глубокой локализации на сегодняшний день достиг Renault (68%) в рамках подписанного совместно консорциумом соглашения о промсборке. Больше всего отечественных комплектующих получили Renault Logan, Sandero и , причем высокая степень локализации достигается, прежде всего, за счет широкой номенклатуры штампованных элементов кузова. Уже с момента открытия производства Hyundai обеспечил локализацию Solaris и Kia Rio в 46%, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей. На российских заводах Volkswagen, Ford и Nissan этот показатель составляет 40–45%. Седаны Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan «обрусели» лишь на 35%, Toyota Camry - на 30%, а вседорожники Mitsubishi Outlander и Pajero Sport - и вовсе на 20%.

Как отмечают в PwC, автопроизводители отдают предпочтение локализации автомобилей массового сегмента, где целевая аудитория достаточно чувствительна к цене. «В условиях продолжающейся девальвации рубля локализация автокомпонентов является одним из немногих инструментов для производителей иномарок по сдерживанию роста себестоимости автомобиля и, как следствие, цены на конечный продукт, - комментирует Александр Кардаш. - Однако на дальнейшие планы по локализации производства иномарок будут влиять ожидания по динамике автомобильного рынка в России. Если в среднесрочной перспективе авторынок продолжит сокращаться, многие производители могут пересмотреть свои планы (в том числе с точки зрения объемов производства и сроков локализации автокомпонентов) или вообще отказаться от дальнейшей локализации производства».

Все глубже и глубже

Впрочем, в условиях девальвации рубля многие автоконцерны стали только форсировать локализацию производства в России, даже сверх требований по промышленной сборке. И это несмотря на то, что сроки действия соглашений по льготному режиму истекают уже в 2018–2020 годах, после чего промсборщики будут ввозить комплектующие на общих основаниях. Так, перед российским подразделением PSA Peugeot Citroen поставлена задача по увеличению локализации производства до 50% к 2017 году . Как заявили в пресс-службе компании, локализация позволяет снизить зависимость от изменения курсов валют и оптимизировать расходы на логистику, что способствует уменьшению производственных затрат. Повышение уровня локализации увеличивает конкурентные преимущества и позволяет поддерживать бизнес, сохраняя стабильный уровень производства, добавляют в Ford Sollers, где к 2018 году намерены достичь локализации в 60% . «Мы заинтересованы в расширении локализации производства и уделяем особое внимание реализации намеченных планов, в том числе и по производственным мощностям. Для нас это особо важно, поскольку в доле российских продаж Mitsubishi на локально произведенные модели приходится около 55%», - вторит президент и исполнительный директор «ММС Рус» Наоя Такаи.

Рублевые комплектующие

Вполне очевидно, что при всеобщем повышении цен на авторынке наиболее выигрышно смотрятся иномарки с наибольшей степенью локализации. Так, к примеру, Hyundai Solaris и Kia Rio увеличивают свой отрыв от конкурентов, заняв . «Конечно, здесь сказываются и государственные программы поддержки, но влияние локализации на стоимость машин тоже стоит отметить - на заводе Hyundai локализация достигла почти 50%», - говорит генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

Несмотря на достаточно высокий уровень локализации питерского предприятия, доля импортных закупок завода также остается существенной, отмечает, в свою очередь, Мария Мальцева. К тому же, по ее словам, сама по себе локализация не гарантирует снижение цены , ведь рост курсов валют влияет, в том числе, и на уровень цен автокомпонентов, произведенных в России.

Впрочем, невысокий уровень локализации (порядка 20%) стал одной из причин . Как рассказал директор по связям с общественностью GM Россия Сергей Лепнухов, компания работала над дальнейшей локализацией и планировала ее постепенно повышать. Однако сложная экономическая ситуация, резкое падение потребительского спроса и обвал курса национальной валюты, который существенно повысил стоимость ведения бизнеса в стране, стали главными причинами консервации завода и общей реструктуризации бизнеса компании в России.

Напомним, основными моделями на конвейере GM в Петербурге были Chevrolet Cruze и - именно по ним и велась работа по локализации. По мнению Михаила Чаплыгина, главным фактором, не позволившим GM увеличить локализацию, стало отсутствие четких планов развития производства на предприятии. «Поставщики приходят под конкретные планы и под конкретные модели, которые могут в перспективе нескольких лет быть бестселлерами на российском рынке. Этого нельзя было сказать о продукции GM. Модели не обновлялись, и их перспективы становились все более туманными, тем более на падающем рынке. Поэтому без отсутствия каких-либо гарантий по объему производства стимула у поставщиков в работе с GM становилось все меньше», - рассуждает эксперт.

Стоп - машина!

Между тем падение объемов выпуска автомобилей в России заставляет сокращать свою деятельность и поставщиков, у которых себестоимость производства также значительно возросла, а поддержки от государства они, в отличие от автопроизводителей, не получают. Как сообщалось, из-за закрытия завода GM и снижения заказов от Ford американский производитель сидений Johnson Controls , сохранив при этом площадку в Тольятти. По той же причине свернула производство в Ленинградской области и канадская Magna, которая сосредоточит выпуск автокомпонентов на своих мощностях в Калуге. В то же время французская Faurecia провела на своих калужских площадках и заморозила новое предприятие в Татарстане. А японская Unipress приостановила строительство предприятия по штамповке кузовных деталей в парке поставщиков Nissan в Санкт-Петербурге. По словам участников отрасли, количество проектов по выпуску автокомпонентов, которые были заморожены или закрыты, исчисляются десятками.

«Сокращение автомобильного рынка в России негативно сказывается на развитии производства автокомпонентов. Стимулирование производителей автокомпонентов к расширению номенклатуры и объемов выпускаемой ими продукции возможно только при положительной динамике продаж автомобильной техники или расширении программ по экспорту автокомпонентов», - говорит Игорь Коровкин. Прекращение деятельности зарубежных производителей автокомпонентов в России влечет за собой необходимость поиска новых партнеров или заключения соглашений с материнскими компаниями - производителями автокомпонентов, добавляет Александр Кардаш. По его мнению, это может привести к снижению качества и росту стоимости комплектующих, а также усложнит процесс закупки.

Проблемы с качеством

Неудовлетворительное качество продукции и высокая цена всегда были главной претензией зарубежных автоконцернов к отечественным поставщикам. Еще одной проблемой при локализации иномарок стало то, что многие предприятия, «заточенные» в советское время под выпуск деталей для массовых автомобилей, оказались неспособны освоить номенклатуру комплектующих сразу для нескольких моделей различных марок. Как отмечает Игорь Коровкин, при ограниченном объеме потребления автокомпонентов возрастает их себестоимость, поэтому у предприятий поставщиков недостаточно средств для модернизации производства. Однако проблемы поставщиков мало волнуют автопроизводителей, для которых зачастую проще и выгоднее закупать комплектующие за рубежом. «Мы ежегодно выпускаем более 200 тысяч автомобилей, и для нас важно иметь надежных поставщиков автокомпонентов, - подчеркивает Мария Мальцева из „Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус“. - Главными критериями в выборе поставщиков для нас являются соответствующее международным стандартам качество автокомпонентов, конкурентная с точки зрения глобального рынка цена и своевременные поставки в необходимом объеме. К сожалению, на сегодняшний день не все российские поставщики отвечают этим критериям».

Поставщики по соседству

Как показывает практика, при организации локального производства автоконцерны приводят за собой зарубежных поставщиков, с которыми они сотрудничают на глобальном уровне. При этом последние обычно создают совместные предприятия с российскими компаниями, а если речь идет о комплектующих с низкой себестоимостью, то налаживают их производство в непосредственной близости от автозаводов, чтобы снизить затраты на логистику. По мнению Александра Кардаша, развитию автокомпонентной отрасли в нашей стране могла бы способствовать поддержка производителей комплектующих со стороны государства - например, за счет налоговых и таможенных преференций, а также стимулирования создания совместных предприятий с российскими компаниями. Как считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, конкуренция в производстве автокомпонентов в России на сегодняшний день существенно выросла, тем более что спрос на автомобили в нашей стране в значительной мере остается неудовлетворенным. К тому же помимо поставок на конвейеры есть еще и вторичный рынок автодеталей, который по своим размерам даже больше. «Иномарок в стране огромное количество, с каждым годом их становится все больше, и всем им требуются запчасти . А произведенные в России комплектующие будут привлекательнее по цене, чем ввезенные из-за рубежа», - полагает он.

По мнению Виктора Дмитриева, локальный производитель должен иметь производственную площадку на территории РФ, создавать рабочие места, обеспечивать налоговые поступления, производить качественные, эффективные и безопасные лекарственные средства по мировым стандартам .

19 мая на Российском фармацевтическом форуме Института Адама Смита Генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей () Виктор Дмитриев выступил в дискуссии «Локальная фармпромышленность: возможности импортозамещения». Ключевым вопросом стало определение термина «локальный производитель», ведь именно локальному производителю предоставляются дополнительные льготы и преференции, позволяющие эффективно проводить политику импортозамещения. По мнению Виктора Дмитриева, локальный производитель должен иметь производственную площадку на территории РФ, создавать рабочие места, обеспечивать налоговые поступления, производить качественные, эффективные и безопасные по мировым стандартам . Согласно этим характеристикам представляется возможным предоставить дополнительные льготы и преференции как организациям, выступающим национальным разработчиком производимых , так и организациям, производящим по иным лицензиям, но, тем не менее, осуществляющим политику замещения прямого импорта. предлагает рассмотреть возможность создания отдельного Федерального закона «О государственной поддержке российских фармацевтических производителей», в котором и будет закреплено понятие локального производителя. В дополнение к закону необходимо принятие ряда подзаконных актов по направлениям: государственное стимулирование и гарантии; вопросы качества продукции; вопросы, касающиеся стандартов для российских компаний; НИР, НИОКР в области инновационных и импортозамещающих препаратов; вопросы обеспечения населения препаратами ЖНВЛС.

Что касается эффективности реализации программ импортозамещения, которая декларируется государством, то оно не возможно без реального взаимодействия бизнеса и власти. Кроме этого, государство декларирует переход фармотрасли на мировые стандарты GMP, изменение нормативно-правовой базы (регистрация, инспектирование, госрегулирование цен при бюджетных закупках), утверждение стратегии Развития отечественной фармацевтической промышленности. Однако на деле импортозамещение отсутствует в бюджетных закупках, отсутствует стандарт и инспекция, обеспечивающие качество производимой продукции. До сих пор не внесены изменения в ФЗ № 94, регулирующий государственные закупки.

Принявшая участие в дискуссии и.о. руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова отметила увеличение доли отечественных препаратов в бюджетных закупках по с 4% до 9% по сравнению с прошлым годом.

«Определение термина «локальный производитель» позволит завершить дискуссию вокруг отнесения тех или иных компаний к производителям, которым обеспечивается режим наибольшего благоприятствия, выражающегося в предоставлении налоговых, таможенных и иных льгот и обеспечение 15% преференции в системе государственных закупок. Это поспособствует развитию отечественного инновационного сектора, увеличит долю российского экспорта уникальной продукции и позволит обеспечить население качественными и недорогими отечественными препаратами. Мы внесли в Минздравсоцразвития свои наработки, касающиеся перехода российской фармпромышленности на мировые стандарты GMP. Также считаем необходимым пересмотреть ФЗ № 94, который дает преференции. Рост доли российских препаратов в государственных закупках говорит о том, что необходимо продолжать эффективное взаимодействие с региональной властью. Мы уверены, что данная тенденция сохранится, поскольку это выгодно как бизнесу, так и государству» – прокомментировал Генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...