Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура. Налоговая система: понятие и структура


Последние новости об изменениях в общей системе налогообложения

При использовании данной системы налогообложения предприниматель уплачивает наибольшее количество налогов:

  • Налог на прибыль (для юридических лиц);
  • Налог на доход физических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Страховые взносы;
  • Остальные налоги.

В новом году основные изменения коснутся налога на добавленную стоимость. Уже известны последние новости – налоговый орган в ходе камеральной проверки будет принимать пояснения по НДС только по системам электронной связи, а не в бумажном виде. Также за несвоевременное представление грозит штрафом в размере 5’000 рублей.

«В частности может произойти увеличение самой ставки НДС в 2017 году. Планируется повысить налог с 18% до 20%. А льготную ставку – с 10% до 12%, с последующим ежегодным повышением ее на 2%, чтобы, в конце концов, сравнять льготу с основной ставкой налога », – пишет «Российский налоговый курьер».

Внимание ! Действующее налоговое законодательство разрешает применять смешанное налогообложение – одновременное использование более одной системы. Например, общая система налогообложения для основных расчетов и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Какие изменения коснутся упрощенной системы налогообложения

Самая распространенная система налогообложения – здесь все основные налоги заменены одним. Предприниматель сам выбирает, по какой формуле ему оплачивать налог:

  1. «Доходы минус расходы» – 15%
  2. «Доходы» – 6%.

Данная система была разработана для уменьшения нагрузки на малый бизнес. Как и в предыдущем случае, упрощенная система налогообложения также претерпит некоторые изменения в будущем году.

Во-первых, планируется увеличить лимит доходов до 120 млн. рублей. Это значит, что применять УСН сможет больший круг предпринимателей, чем в настоящее время. При этом новые лимиты будут зафиксированы до 2020 года, и не будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор. Предприниматели, использующие ОСНО, смогут перейти на упрощенную систему, если их прибыль за последние девять месяцев не превысила 59 млн. рублей.

Во-вторых, ожидается снижение ставок – с 6 и 15 процентов до одного и пяти соответственно. Но это произойдет не во всех регионах – в 70 из 85. Еще одним изменением станет снижение налоговой ставки по налоговым взносам за работников – с 30% она уменьшится до 25%. Это нельзя назвать значительной экономией, но некоторое облегчение бизнесу все же принесет.

Формула исчисления единого налога на вмененный доход в России

Обычно данную систему выбирают предприниматели, занятые в торговой сфере. Здесь размер налога рассчитывается не от конкретной суммы полученных за отчетный период доходов, а по фиксированной ставке.

Главным изменением в ЕНВД в 2017 году станет возможность уменьшения размера суммы налога на личные взносы самостоятельно. То есть если индивидуальный предприниматель работает один, без наемных работников, то со следующего года он сможет уменьшить размер налога конкретно за себя.

Единый сельскохозяйственный налог – последние новости для фермеров

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сельскохозяйственной отрасли в России, оплачивают единый сельскохозяйственный налог в размере шести процентов от суммы доходов, уменьшенной на величину расходов.

Как и остальные системы, грядущий 2017 год несет перемены и для ЕСХН – предполагаются правки в ст. 246.2 и 246.3 Налогового кодекса РФ, согласно которым выручка от предоставленных услуг, оказанных сторонним сельхозпроизводителям, будет приравнена к сельскохозяйственной выручке. Другими словами, если фермер поможет другому фермеру заготовить корма или собрать урожай и получит за это денежное вознаграждение, это будет считаться сельскохозяйственной выручкой.

Чего ждать от патентной системы налогообложения предпринимателям в РФ

Данная система применяется теми предпринимателями, чья деятельность подпадает под определенные виды экономической деятельности. В настоящее время патентная система налогообложения применяется при 63 видах деятельности.

Летом текущего года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев предложил распространить действие ПСН на все ОКВЭДы. При этом он отметил, что данное решение регионы будут принимать самостоятельно. Пока нет официальных подтверждений, но, если предложение будет принято и реализовано, то можно будет с уверенностью сказать, что количество самозанятого населения в стране значительно возрастет.

Вся совокупность налогов и сборов, принятых в Российской Федерации и местных органах управления, взимаемых на законной основе с налогоплательщиков, называют налоговой системой .

Данное определение не дает всей полноты для пояснения термина. Налоговая система представляет собой всю совокупность отношений между участниками системы, начиная с введения налога и до контроля за его исполнением. В структуру системы входит информационная поддержка ее функционирования и ответственность за несоблюдение законодательства.

Классификация

В зависимости от того, что лежит в основе деления, существует несколько классификаций обязательных платежей .

По уровню налоговой системы различают три основных вида:

  1. Федеральные налоги, обязательные для выплаты в одинаковом размере всеми гражданами России: , НДФЛ, акцизы.
  2. Региональные, устанавливаемые самостоятельно административными субъектами, отличающиеся по размеру в зависимости от региона проживания налогоплательщика: транспортный налог, и налог на имущество организаций.
  3. Местные, уплачиваются в обязательном порядке на основании нормативно-правовых актов муниципальных образований: налог на имущество физических лиц, и торговый сбор.

Традиционно налоги по способу изъятия делятся на прямые и косвенные. Первые начисляются на стоимость имущества налогоплательщика либо получаемых им доходов, вторые (акцизы и НДС) включаются в стоимость товара, и фактически его уплата ложится на плечи потребителя.

Налоговый федерализм

Суть налогового федерализма заключается в распределении налоговых полномочий между бюджетными уровнями на принципе равноправия. Его цель состоит в стабильном экономическом развитии государства, которое обеспечивается за счет перераспределения части внутреннего валового продукта между звеньями бюджетной системы.

Построение доходов каждого из уровней власти позволяет бюджетам нижестоящих уровней формироваться на самостоятельной основе . Межбюджетное регулирование позволяет добиться сбалансированности бюджетов каждого уровня и равномерности поступления налоговых платежей в течение года.

Принципы налогообложения

Основные принципы налогообложения законодательно закреплены в НК РФ.

  1. Принцип соблюдения закона . Нельзя обязать уплачивать налоги, которые не предусмотрены законодательством.
  2. Принцип определенности правовой нормы . Трактование правовой нормы носит ясный и понятный характер для налогоплательщика.
  3. Принцип обязательности уплаты . Если законом предусмотрена уплата налога – это правило носит обязательный для всех субъектов характер.
  4. Принцип экономической обоснованности . Размер налога должен быть экономически обоснован и не должен оказывать депрессивного воздействия на хозяйствующие субъекты.
  5. Принцип поддержки единого экономического пространства . Налоги не могут ограничить беспрепятственное перемещение товаров из одного субъекта Федерации в другой.

Определение, классификация и уровни

В России сложилась трехуровневая налоговая система, обеспечивающая взаимодействие и единство всех ее звеньев.

1 уровень – федеральный . Функционирование обеспечивается ФНС и ее региональными подразделениями.

2 уровень – региональный . Сбор налогов обеспечивает Министерство финансов РФ, а также управление Минфина по налогам и сборам и региональные министерства республик.

3 уровень – местный . Государственные органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение

Критерии в основе налоговых полномочий между бюджетами:

  1. Мобильность налогооблагаемой базы . Чем выше степень мобильность, тем меньше возможности у региональных субъектов контролировать процесс сбора налогов. Именно поэтому традиционно труд и капитал, как базы с высокой степенью мобильности, подлежат обложению со стороны федеральных органов налоговой власти. Налогообложение недвижимости и природных ресурсов – прерогатива региональных систем.
  2. Экономическая целесообразность обложения отдельных видов объектов разными уровнями бюджетов . Если экономическое значение объекта велико, следует осуществлять налогообложение на общенациональном или региональном уровнях и наоборот.
  3. Макроэкономическое регулирование системы , требующее предоставление федеральному уровню привилегию сбора основных налогов.

Распределение налогов позволяет сформировать основную базу доходов бюджетов различных уровней и обеспечить их самостоятельность.

Чуть больше половины налоговых поступлений направлено в федеральный бюджет (52%), что объясняется высокой долей централизации косвенных налогов (НДС и акцизы) — 78%. Большая часть прямых налогов собирается на региональном уровне – 66% налога на прибыль организаций, 90% подоходного налога, весь налог на имущество (100%).

Несмотря на продуманность налоговой системы, существуют определенные проблемы в связи с высокой централизацией налоговых платежей в федеральный бюджет и необходимостью их обратного перераспределения.

Для повышения качества деятельности налоговой системы следует уделять внимание определенным критериям. Их использование повышает эффективность деятельности налоговых органов и позволяет увеличить объем собранных налогов.

Выделяют следующие основные критерии качества :

  1. Улучшение баланса между звеньями государственного бюджета . Сбалансированность бюджета позволит сформировать доходы разных уровней в зависимости от их потребностей и обеспечит осуществление ими эффективного выполнения государственных функций.
  2. Стимулирующий характер налогов для роста производства . Налоговая политика страны должна обеспечить устойчивый рост территорий и отдельных экономических отраслей. Для этого должен быть достигнут определенный баланс налогов, чтобы их объем не вызывал негативное влияние на хозяйственные отрасли.
  3. Стабилизация цен в стране . При правильном обеспечении соотношения между прямыми и косвенными налогами должно быть достигнуто устойчивое сочетание цен и минимизирован риск инфляционных всплесков.
  4. Справедливый характер налогообложения , увеличивающий эффективность социальной политики, базирующейся на принципе всеобщности и равномерности налогообложения.
  5. Проведении политики улучшения информированности населения об уплате налогов , что позволит улучшить налоговую дисциплину налогоплательщиков.

Виды ответственности за нарушения

За нарушение налогового законодательства предусмотрена юридическая ответственность: финансовая, административная, уголовная и дисциплинарная.

Финансовая ответственность – это штрафная санкция, которая с помощью использования принудительных механизмов взыскания обеспечивает обязанность по уплате налога.

Накладывает на руководителей предприятий штрафы в размере минимальных оплат труда.

Уголовная ответственность применима к лицам, злостно уклоняющимся от уплаты налогов, либо вносящих в бухгалтерские документы заведомые искажения с целью сокрытия объектов налогообложения.

Дисциплинарная ответственность предполагает наказание в виде освобождения от занимаемого поста в результате нарушения трудовых обязанностей.

Основные тенденции развития и проблемы современности

В связи с функционированием налоговой системы в рыночной среде возникает необходимость ее постоянного изменения. Основная цель совершенствования – создание системы налоговых взаимоотношений , обеспечивающих реализацию приоритетов национальной экономики.

К современным проблемам национальной налоговой системы относят:

  • громоздкость налоговой системы, ее неполное соответствие условиям рыночных отношений, из-за чего расходы на содержание непомерно высоки;
  • неполное понимание системы субъектами налогового права в связи с постоянным введением инноваций, дополнений и поправок, что приводит к усложнению обработки потоков информации;
  • высокое налоговое бремя, способствующее поиску налогоплательщиками вариантов ухода от уплаты;
  • высокая концентрация поступлений сумм налогов в федеральный бюджет, что приводит к диспропорции взаимодействия между налоговыми звеньями разных уровней.

С целью решения налоговых проблем можно предложить следующие основные направления развития налоговой системы в ближайшем будущем:

  1. Внесение изменений в налогообложение по акцизам.
  2. Стимулирование инновационной деятельности.
  3. Усиление налогового администрирования.
  4. Развитие налогообложения в рамках .
  5. Ужесточение мер по противодействию применения схем уклонения от уплаты налогов.

Приведенные меры позволят улучшить эффективность работы налоговой системы России и обеспечат рост сбора платежей.

Дополнительную информацию про налоговую систему можно узнать из данного видео.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов и иных платежей, взимаемых органами государственной власти с административно-территориальных образований, граждан и организаций, являющихся налогоплательщиками, а также принципов, форм и порядка их установления, изменения, отмены уплаты, принятия мер по обеспечению сбора налогов, осуществлению контроля.

Участниками правоотношений в системе налогообложения являются:

  • 1. Государственные административные образования:
    • - региональные (республики, не являющиеся субъектами иных образований, кроме как РФ, края, области, г. Москва и Санкт-Петербург);
    • - местные (республики, входящие в состав других образований РФ, автономные области, округа и районы субъектов РФ);
    • - муниципальные (города, районы городов, в том числе г. Москвы и Санкт-Петербурга, поселки, села и т.д.).
  • 2. Юридические лица (организации).
  • 3. Физические лица (граждане).
  • 4. Органы налоговой службы (таможенной службы).
  • 5. Органы исполнительной власти РФ.

В РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги (сборы, пошлины). Федеральными признаются налоги (платежи), устанавливаемые федеральным законодательством и обязательные к уплате на всем экономическом пространстве РФ. Региональными признаются налоги (платежи), устанавливаемые законами субъектов РФ на основании федерального закона о налогообложении. Местными признаются налоги (платежи), принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законами субъекта РФ и федеральными законами.

Федеральным законом РФ устанавливаются следующие платежи:

  • 1. Платеж административно-территориального образования РФ (регионального, местного, муниципального);
  • 2. Налог на доход организации (юридического лица).
  • 3. Налог на доход гражданина (физическое лицо).
  • 4. Государственная пошлина (в т.ч. лицензионный сбор).
  • 5. Таможенная пошлина (сбор).

Законодательством субъекта РФ регулируются налоги (платежи):

  • 1. Дорожный налог.
  • 2. Пошлина на недвижимость (транспорт).
  • 3. Пошлина на природные богатства (землю, леса, водные ресурсы, недра).
  • 4. Коммунальные налоги.

Законодательством местного самоуправления регулируются платежи:

  • 1. Пошлина на лицензируемые виды деятельности.
  • 2. Сборы за виды деятельности.

Все налоги (сборы, пошлины), взимаемые с налогоплательщиков, зачисляются в бюджет муниципального образования и являются источниками его доходов.

Платежи административно-территориальных образований зачисляются:

  • - с муниципальных образований в местный бюджет (республики, входящей в состав другого государственного образования, автономной области, округа или района субъекта РФ);
  • - с местного образования в региональный бюджет (республики, не входящей в состав другого государственного образования, кроме как в состав РФ, края, области, гг. Москвы и Санкт-Петербурга);
  • - с регионального образования в государственный бюджет РФ.

Объектами налогообложения признаются доходы, получаемые налогоплательщиками от всех видов деятельности, недвижимость (строения, транспорт), природные богатства (земля, лес, недра, водные ресурсы), ввозимые и вывозимые товары и т.д.

Доходами признаются денежные средства и иная материально-вещественная выгода, получаемая налогоплательщиками в любой форме от всех видов деятельности.

Исчисление суммы налога (сбора, пошлины), подлежащего уплате за установленный налоговый период, производится налогоплательщиком самостоятельно. Сумма налога и иного платежа исчисляется из налоговой базы, налоговой ставки по каждому виду налога (платежа) индивидуально. Уплата налогов и иных платежей осуществляется в сроки, определяемые законодательством. В случае неуплаты платежей в сроки, установленные законодательством, налогоплательщики уплачивают штраф (пеню) в соответствии с законом. Контроль за уплатой всех видов платежей (кроме коммунальных услуг) осуществляется органами государственной налоговой службы.

Уплата всех видов платежей гражданами (физическими лицами) производится через организации, выплачивающие денежное вознаграждение, и кредитную организацию посредством платежных документов.

Уплата платежей организациями (юридическими лицами) осуществляется в безналичной форме через кредитную организацию. Уплата платежей административно-территориальными образованиями РФ производится в безналичной форме авансовыми платежными поручениями через кредитную организацию.

Все налогоплательщики самостоятельно составляют и представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность или налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, установленный законодательством.

Анализ налоговых систем государств показывает, что несмотря на их различие, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

  • - виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;
  • - субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
  • - органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;
  • - законодательная база (налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.

Законодательная база. Законодательную базу системы определяют законы (постановления, распоряжения и другие подзаконные акты), принимаемые соответствующим органом власти.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента РФ вступают в силу.

Законодательные органы субъектов федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Согласно законодательству Российской Федерации налоговая система является 3-уровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов.

Уровни законодательной базы. В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Субъекты налога. Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.

Налоговые органы в России представлены Министерством РФ по налогам и сборам с его подразделениями, Государственным таможенным комитетом РФ с его подразделениями, органами государственных внебюджетных фондов, Управлением Министерства финансов РФ, министерствами и финансовыми управлениями субъектов РФ, Федеральной службой налоговой полиции с ее подразделениями, государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и др. должностными лицами, насчитывающими 180 тыс. налоговых служащих (без учета сотрудников ФСНП РФ).

Представленная структура налоговой системы России и ее анализ свидетельствуют, что, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является не эффективной и не экономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, делает налоговую систему не экономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете, внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога, как производителей товаров, уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.

Для того чтобы налоговая система функционировала эффективно в условиях рыночных отношений и стимулировала товаропроизводителя и труд работника, необходимо выполнить два условия:

  • - снизить налоговое бремя за счет уменьшения числа налогов и их ставок;
  • - сделать налоговую систему понятной, прозрачной, простой, доступной для субъекта налога, экономичной и простой в исчислении налогов с оптимально-минимальным штатом налоговых служащих. Федеральный центр, субъект РФ и орган местного управления не должны занимать вопросы, как и на какие нужды субъект налога расходует свои доходы. Это должно быть исключительным правом субъекта налога. В этом случае товаропроизводитель будет заинтересован в расширении личного производства, увеличении товаров, накоплении капитала, повышении выплат работникам труда, и у самого субъекта налога - тяга к развитию теневого сектора экономики и уходу от уплаты налогов.

Федеральный центр, субъекты федерации и органы местного управления должны в большей степени интересовать общие доходы производителя, своевременность и полнота исчисления налога субъекта в бюджет и социальная защищенность работников труда. Налоговая система будет работать эффективно, если она будет построена на принципе доходности субъекта налога и административно-территориальном принципе уплаты налогов. Это означает, что все субъекты налога, зарегистрированные или осуществляющие хозяйственную деятельность в данном территориальном образовании, уплачивают налоги в бюджет (фонд) данного образования, из которого только часть средств, установленная законом, зачисляется непосредственно в бюджет (фонд) данного образования, а другая часть средств перечисляется в бюджет (фонд) вышестоящего территориального образования и так далее до федерального бюджета. Данная схема формирования бюджетов территориальных образований позволит упростить процессы, протекающие в налоговой системе, и даст возможность территориальным образованиям объективно формировать свои бюджеты, своевременно производить выплаты организациям и гражданам, а оставшуюся в их распоряжении часть средств направить на развитие инфраструктуры своего региона. Анализ системы налогообложения России позволяет выявить ряд направлений совершенствования налоговой системы и разрешения проблемы в налоговой сфере, основными из которых являются следующие:

  • 1. Создание экономичной и эффективной налоговой системы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации и установление контроля за поступлением налогов. Особое значение это имеет в переходный период к рыночной экономике.
  • 2. Создание налоговой системы с учетом конкретно складывающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой системы могут выступать:
    • - своевременная отмена или ввод в действие новых платежей (налогов, сборов);
    • - своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения;
    • - изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид налога на доход, которые обеспечат необходимую долю средств бюджета, используемого для решения задач, стоящих перед органом власти;
    • - своевременное введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога;
    • - совершенствование (упрощение) налогового законодательства, в том числе регулирующего использование природных ресурсов;
    • - создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля за исчислением, уплатой и поступлением налогов в соответствующий бюджет территориального образования.

Обозначенные выше направления совершенствования налоговой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере в зависимости от используемых механизмов и примененных в налоговой системе принципов могут значительно уменьшить противоречия и получить оптимальную, экономичную и достаточно эффективную налоговую систему, удовлетворяющую многим требованиям, предъявляемым к современным системам налогообложения.

Анализ исполнения федерального бюджета за 2005-2007 гг.

Налоговая политика, основанная на принципах четкости и прозрачности, является одним из механизмов действия социальной справедливости. О четкости в настоящее время говорить не приходится, т.к. имеется слишком много противоречий в Налоговом кодексе РФ, действующем сегодня, которые не могут разрешить однозначно ни те, кто его принимал, на Высший Арбитражный суд РФ. По поводу прозрачности налоговой политики РФ можно отозваться положительно. Прозрачность налоговой политики определяется доступностью информации о порядке и величине распределения налогов на общественные потребности. В России такая информация содержится в федеральных законах об исполнении бюджета государства, которые доступны для изучения любому жителю государства. Рассмотрим исполнение федерального бюджета в течение последних 3-х лет в разных ракурсах. Используем для анализа данные 2005 г. по налогам, приносящим наибольший доход в бюджет.

Из диаграммы видно, что собираемость налогов в течение года находится примерно на одном уровне, есть положительная тенденция по ЕСН и по налогу на прибыль.

Рассмотрим доли налогов в процентном отношении в общей сумме доходов бюджета:

Построим сравнительную диаграмму.


Основным по собираемости в структуре дохода, как видно из таблицы, в 2005 г. является НДС, затем соответственно налог на прибыль и ЕСН, без учета общей суммы прочих налоговых доходов.

Рассмотрим оперативное исполнение бюджета в 2006 г., т.к. на сегодняшний момент утверждено только исполнение бюджета за 2005 г. Федеральным Законом от 09.04.2007 г. № 41-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2005 г.».


Необходимо отметить, что при общем профиците бюджета в 2006 г., не довыполнен план по доходам по НДС на 1,5%, в то же время превышение плана по ЕСН - 1,7%, по налогу на прибыль - 5%.

Сделаем сравнительный анализ оперативного исполнения федерального бюджета за периоды январь-сентябрь 2006 г. и январь-сентябрь 2007 г.


Из анализа по периодам наблюдается положительная тенденция по собираемости всех налогов.

Конкретно по 2007 г. воспользуемся таким источником, как ПРАЙМ-ТАСС. В мае 2007 г. Министром финансов Кудриным сообщено на заседании Правительства:

  • - при плане доходов в 1-м кв. 2007 г. 1571 млрд.руб. выполнение составило 1422 млрд.руб. с недобором 149 млрд.руб.
  • - до конца не сформированы практика по налоговым вычетам и возмещению НДС по капитальным вложениям, как результат поступления по НДС по капитальным вложениям снизились на 41 млрд.руб.
  • - не сформирован заявительный порядок НДС по экспорту, в результате чего поступления по экспортному НДС снизились на 97 млрд.руб.
  • - одновременно улучшение администрирования (в плане сбора налогов ФНС по результатам проверок и арбитражных судов) принесло в казну 53,6 млрд.руб.

По очередному сообщению ПРАЙМ-ТАСС по состоянию на 28.11.07 г. Минфин сообщил на заседании правительства, что ожидаемый профицит федерального бюджета в 2007 г. может составить 1728,7 млрд.руб. Исполнение федерального бюджета России за 2007 г. ожидается по доходам в сумме 7649,7 млрд.руб., что составляет 102,8% к доходам, утвержденным ФЗ на 2007 г.

  • 10. Понятие и виды стоимости в бухгалтерском учете.
  • 11. Наличные и безналичные денежные расчеты: понятие, виды, условия осуществления.
  • 12. Учет кассовых операций.
  • 15. Износ основных средств и его виды.
  • 16. Амортизация основных средств и методы ее начисления.
  • 17. Учет основных средств организации.
  • 18. Определение стоимости основных средств при их постановке на бухгалтерский учет. Понятие переоценки основных средств.
  • 19. Понятие и виды нематериальных активов.
  • 20. Определение стоимости нематериальных активов при их постановке на бухгалтерский учет в зависимости от способа их приобретения.
  • 21. Учет нма - пбу 14/2007
  • 22. Понятие, классификация и оценка мпз – пбу 5/01
  • 23. Методы оценки мпз, списанных в производство
  • 24. Учет материальных запасов
  • 25. Классификация затрат на производство
  • 31.Синтетический и аналитический учет оплаты труда работников
  • 1. Синтетический учет
  • 2. Аналитический учет
  • 32. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
  • Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
  • Кто платит взносы
  • На что не начисляются взносы
  • Как рассчитать облагаемую базу
  • Когда и как перечислять взносы
  • 35. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
  • 36. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
  • 41. Бухгалтерский баланс и его структура.
  • 42. Понятие и сущность налогов и сборов.
  • 43. Структура налоговой системы Российской Федерации.
  • 44. Принципы налогообложения Российской Федерации.
  • 45. Функции налогов.
  • 47. Элементы налогообложения.
  • 48. Правовое регулирование системы налогообложения в Российской Федерации.
  • 49. Налог на добавленную стоимость, порядок его исчисления и уплаты.
  • 50. Ндс и характеристика его элементов.
  • 53. Налог на прибыль организаций и характеристика его элементов.
  • 54. Налог на имущество юридических лиц и характеристика его элементов.
  • 1) Жилой дом;
  • 1) 0,1 Процента в отношении:
  • 2) Инвалиды I и II групп инвалидности;
  • 3) Инвалиды с детства;
  • 56. Виды специальных налоговых режимов
  • 58. Енвд
  • 59. Единый сельскохозяйственный налог (есхн)
  • 60. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • 43. Структура налоговой системы Российской Федерации.

    Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

    Структура налоговой системы. ВРоссии действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы . Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы. Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

    Полный перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ):

    Налог на добавленную стоимость;

    Налог на доходы физических лиц;

    Налог на прибыль организаций;

    Акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);

    Водный налог;

    Налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);

    Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);

    Государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

    Полный список региональных налогов и сборов (ст. 14 НК РФ):

    Налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);

    Транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя).

    Перечень всех местных налогов и сборов (ст. 15 НК РФ):

    Налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);

    Земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);

    Торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

    44. Принципы налогообложения Российской Федерации.

    На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

    Принципы налогообложения:

    Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, в виде 4 основных принципов налогообложения :

      принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

      принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

      принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

      принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

    45. Функции налогов.

    Налог -обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Функции налогов:

    Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

      Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

      Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

      Регулирующая функция налогообложения - направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

      Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    46. Классификация налогов.

    Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

      федеральные:

      региональные;

    Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

    Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

    В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

    • косвенные.

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

      налог на доходы физических лиц;

      налог на прибыль организаций;

      налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

    Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

      налог на добавленную стоимость;

    • таможенные пошлины и др.

    Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

    Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования :

    • специальные.

    К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

    В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов.

    Понятие налоговой системы государства мы рассматривали в . О структуре налоговой системы России расскажем в этом материале.

    Состав налоговой системы РФ

    Структура налоговой системы Российской Федерации предусматривает выделение уровней системы налогообложения и элементов налоговой системы, которые характеризуют эти уровни.

    Налоговая система РФ состоит из уровней (ст. 12 НК РФ):

    • федеральный;
    • региональный;
    • местный.

    При этом каждый из уровней налоговой системы РФ состоит из определенных элементов, которые характеризуют этот уровень и обеспечивают выполнение .

    К таким элементам можно отнести:

    • налоги, сборы и страховые взносы;
    • налогоплательщики, плательщики сборов и страховых взносов;
    • налоговые органы;
    • законодательство о налогах, сборах и страховых взносах.

    При этом если первый элемент структуры характеризует исключительно один из уровней налоговой системы, то последующие могут одновременно принадлежать к разными уровням. Так, налогоплательщик может уплачивать одновременно федеральные, региональные и местные налоги, а, соответственно, один и тот же налоговый орган, где этот налогоплательщик стоит на учете, обеспечивают контроль за своевременностью исчисления и уплаты налогов на всех уровнях.

    При этом каждый конкретный элемент в структуре налоговой системы может быть в дальнейшем детализирован. Так, в частности, применительно к федеральному, региональному или местному налогу такими подэлементами являются (п. 1 ст. 17 НК РФ):

    • объект налогообложения (к примеру, реализация товаров, имущество, прибыль, доход);
    • налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения);
    • налоговый период (период времени, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается налог к уплате);
    • налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога.

    Указанные подэлементы налогов в структуре налоговой системы являются обязательными. К ним могут быть добавлены налоговые льготы и основания для их применения (п. 2 ст. 17 НК РФ).

    Соответственно, и иные элементы налоговой системы могут быть представлены с большей степенью детализации. К примеру, налоговые органы - это ФНС и ее территориальные органы (управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня) (

    Выбор редакции
    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...

    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
    Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...
    Сегодня нам предстоит понять, как управлять деньгами. Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть возможность получать больше....