Людвиг мис ван дер роэ биография. Основоположник функционализма людвиг мис ван дер роэ


Людвиг Мис ван дер Роэ был одним из основоположников рационалистической архитектуры в Германии, а после Второй мировой войны он стал одним из ведущих архитекторов США. Самая характерная черта его построек – строгие геометрические формы. Предельная простота – вот точка приложения архитектора. Однако простота для Миса ван дер Роэ – не упрощенчество, граничащее с беспомощностью перед поставленной задачей; это простота, основанная на полном овладении сложной проблемой, ставшей благодаря этому простой. Мариа Людвиг Михаэль Мис родился в Аахене 27 марта 1886 года. В 1920-е годы к фамилии, унаследованной от отца, он прибавил фамилию матери. Аахен – старейший центр немецкой культуры. Город расположен вблизи голландской границы, и многие его жители своим спокойным, флегматичным характером и своеобразной внутренней сосредоточенностью напоминают голландцев. Во всяком случае, эти качества были присущи Мису ван дер Роэ. Его творчество по своему характеру ближе к голландской архитектуре, чем к немецкой. Людвиг не получил профессионального образования в обычном понимании. Интерес к строительству привил ему отец, мастер-каменщик, владелец лавочки, торговавший пиленым камнем.

С пятнадцати лет он помогал местному архитектору, выполняя бесконечные чертежи штукатурных орнаментов. В 1905 году Мис уехал в Берлин, где работал сначала у Бруно Пауля, одного из лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров, а с 1908 года – в мастерской Петера Беренса. Среди поручений, которые пришлось выполнять Мису, был надзор за строительством Германского посольства в Петербурге. Три года, проведенные в мастерской Беренса, заложили основу формирования Миса как архитектора, навсегда усвоившего и неоклассические идеи, и технико-промышленные аспекты творчества своего учителя. Мастерская Беренса была единственной в Германии, где молодое поколение могло найти то, в чем оно нуждалось. Определенное влияние на молодого архитектора оказали и работы Райта, которые он видел на выставке в 1910 году в Берлине. Получив заказ в Голландии, Мис в 1912 году уехал в Гаагу, где познакомился с работами Берлаге.

Спустя год он открыл в Берлине свое проектное бюро. Период ученичества завершила Первая мировая война. В 1919–1924 годах, времена социальных потрясений и экономической разрухи, когда строилось мало, Мис ван дер Роэ выступил с серией экспериментальных проектов.

Среди них покрытые налетом экспрессионизма проекты стеклянных небоскребов, в которых архитектор искал новый тип конструктивной структуры и вместе с тем форму, полнее всего выявляющую прозрачность и блескость стекла. После Первой мировой войны Мис ван дер Роэ организовывал выставки, издавал журнал G и активно сотрудничал с Ноябрьской группой, пропагандировавшей современное искусство. Выполненные Мисом проекты оказались слишком смелыми для того, чтобы быть реализованными; однако они часто публиковались и оказали воздействие на развитие современной архитектуры.

В течение следующих двенадцати лет архитектор был занят проектированием ряда выставочных интерьеров, а также создал свои знаменитые работы в области мебельного дизайна – стулья “Барселона”, “Тугендхат” и “Брно”. В 1926г. его избрали вицепрезидентом Немецкого Веркбунда, профессиональной ассоциации архитекторов и мастеров декоративного искусства и промышленного дизайна, а на следующий год назначили директором знаменитой выставки Веркбунда в Штутгарте.

Мису ван дер Роэ посчастливилось продемонстрировать свои архитектурные воззрения в чистом виде при строительстве немецкого павильона на Международной выставке 1929 года в Барселоне и дома Тугендхата в Брно (Чехословакия, 1930). Обе работы знаменуют высшую точку в развитии его творчества, воплотившего основные идеи новой архитектуры – функционализм и отточенность геометрической формы. Немецкий павильон в Барселоне. Вместо павильона для размещения экспонатов он возвел здание, которое по четкости форм и красоте примененных материалов (травертин, оникс и стекло различных оттенков) представляет собой одновременно выставочный павильон и выставочный экспонат. В нем получила выражение новая архитектурная концепция: расчлененное перетекающее пространство со свободно расположенными стенками. Отказ от чисто декоративной трактовки конструктивных элементов – один из важнейших принципов современной архитектуры. Проект этого павильона принес ван дер Роэ мировую известность. Жилой дом Тугендхата в Брно. То, что в Барселоне могло восприниматься как причудливая игра плоскостями и материалами, здесь превратилось в новую концепцию жилого дома. Вилла была построена в 1928–1930 годах для Фрица Тугендхата и его жены Греты.

В 2001 году ЮНЕСКО внесла ее в список Всемирного наследия. Вилла является примером функционализма. Мис ван дер Роэ использовал железный каркас, который позволил ему обойтись без поддерживающих стен и тем самым создать внутри здания ощущение объема и света. Он сам выполнил дизайн всей мебели в здании (при этом два типа кресел, спроектированных им, кресло “Тугендхат” и кресло “Брно”, стали выпускаться массово и производятся до сих пор). В вилле не было произведений живописи, и эффект декоративности создавался за счет материалов с природной текстурой, таких как оникс и некоторые виды древесины. Стена из оникса пропускает свет и меняет цвет во время заката. Вилла расположена на склоне холма, и архитектору удалось использовать открывающиеся виды как целостную часть интерьера.

Из-за нацистского режима в 1937 году Мис ван дер Роэ вынужден был эмигрировать в США. Там ему предложили возглавить архитектурную школу ИТИ – Иллинойсского технологического института в Чикаго. В 1946-1951 г. в местечке Плейно, Иллинойс, Мис построил “Стеклянный дом” (“Фарнсуорт-Хауз”) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщиныхирурга. Три гладкие железобетонные плиты – терраса, пол и покрытие – как бы плавают над землей, приподнятые на металлических опорах, расположенных снаружи и связанных с боковыми гранями плит. Внутреннее пространство, огражденное лишь стеклянными панелями, не расчленено и воспринимается как часть общего пространства сада. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж.

Единственным замкнутым объемом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, и сейчас в нем функционирует музей. В значительно более крупном масштабе тема открытого павильона была использована архитектором для здания “Краун-холла” – архитектурной школы ИТИ (1952). Именно здесь определилась главная архитектурная тема его построек американского периода – нерасчлененный параллелепипед с вынесенным наружу каркасом.

Отличающийся гармонией пропорций, скупостью средств и четкостью композиций Иллинойсский технологический институт стал вершиной всего его творчества. Та же архитектурная тема – нерасчлененный прямоугольный объем – положена в основу небоскребов Миса ван дер Роэ. Конструктивный каркас небоскребов скрыт за их внешней оболочкой. Самые известные небоскребы Миса ван дер Роэ – высотные жилые дома в Чикаго на Лейк-ШорДрайв (1951), “Коммонуэлс променад” (1957) – отличаются лишь деталями от конторского здания “Сигрэм-билдинг” в Нью-Йорке (1958). Последний выделяется особой утонченностью проработки деталей и роскошью отделочных материалов – бронзовый каркас, стены из сиреневого стекла со сплавом золота.

Кажущаяся простота этих зданий достигнута дорогой ценой – она потребовала сложных конструкций и определенных жертв в функциональной целесообразности сооружений. При строительстве многоэтажных жилых домов в Чикаго Мис ван дер Роэ вернулся к выдвинутой им еще в 1919 и 1921 годах идее высотного дома из стекла. То, что тогда представлялось мечтой, стало теперь реальностью. Стекло и сталь – единственные средства, примененные им для воплощения своего архитектурного замысла. Благодаря скупости использованных средств, выразительности ясной архитектурной формы его ведущая архитектурная идея “меньше значит больше” (less is more) получила четкое выражение. Та же простота видна и в решении планировки дома. Вокруг центрального ядра, в котором находятся помещения инженерного оборудования, расположены спальни и жилые комнаты отдельных квартир. Выбранные им промышленные материалы – сталь и стекло – требуют для их использования в архитектуре высокоразвитого художественного чутья.

При работе с этими материалами важно тщательно разработать все детали, учесть малейшие изменения пропорций. Поэтому мастерские Миса ван дер Роэ сначала изготовляли шаблоны деталей несущей части здания и их примыканий в масштабе 1:1, так как уменьшение масштаба могло исказить художественное впечатление. Здание фирмы “Бакарди” по изготовлению рома в Мехико, пожалуй, самое интересное в архитектурном отношении из творений Миса ван дер Роэ 1953 и 1964 годов. Обращает на себя внимание сознательное подчеркивание соотношения между горизонтальными плоскостями, что чаще встречается в более поздних работах мастера. Кристаллические формы творений Миса ван дер Роэ были “приняты на вооружение” крупными проектными фирмами США.На какое-то время они стали едва ли не обязательными и для новых административных и коммерческих зданий, строившихся в странах Западной Европы. Известный своими изречениями “Меньше значит больше” и “Бог в деталях”, Мис попытался создать умозрительные, нейтральные пространства через архитектуру, основанную на материальной честности и структурной целостности. Мис ван дер Роэ скончался 17 августа 1969 года в Чикаго. Один из его внуков, Дирк Лоан (Dirk Lohan), тоже стал архитектором. Лоан спроектировал могилу дедушки на кладбище Грейсланд в Чикаго.

Талантливый мистер де ла Рента

Знаменитый американский модельер Оскар де ла Рента одевал голливудских кинозвезд, политических и венценосных особ, арабских принцесс, европейских аристократок.

Вилла Тугендхат в Брно. Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Время постройки 1930 год © Vít Švajcr / CC BY-SA 4.0

Wikimedia Commons

Интерьер виллы Тугендхат в Брно. Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Время постройки 1930 год

Интерьер виллы Тугендхат в Брно. Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Время постройки 1930 год © Christian Michelides / CC0 1.0

Величайший архитектор XX века Людвиг Мис ван дер Роэ стал известен в конце 1920-х — начале 1930-х годов. В то время он жил в Германии и как раз там при-думал знаменитую мебель, которая в середине века появится чуть ли не в каж-дом американском офисе. От европей-ского периода осталось немного зданий, а интерьеров еще меньше. Виллу Тугендхат, построенную в чехословац-ком Брно, Мис проектировал в своем берлин-ском бюро, и это единственный дом, где во многом уцелела первоначальная обстановка Во время реставрации 2010-2012 годов она была аккуратно восстановлена. .

Вилла впервые показала, что модернистский стиль, обычно экономный и стро-гий, может быть роскошным: она просторна, оборудо-вана по последнему слову тогдашней техники (там даже есть подобие системы климат-контроля), часть гостиной отведена под зимний сад, полы — каменные, из траверти-на Травертин — известковый туф, из которого сделаны все фасады Рима, как древние, так и барочные. , а неко--торые стены облицованы алебастром и палисандром.

По тем временам это было странно: олицетворением модернистской архитек-туры, так любимой немецкими социал-демократами и коммунистами, были дешевые типовые дома с маленькими комнатами, строившиеся для рабочих. Поэтому модернистский особняк для банкиров с палисандровыми панелями на стенах выглядел почти скандально. Мис таким образом разорвал шаблон: белые стены и плоские крыши перестали ассоциироваться с полити-ческой левизной, и это, в свою очередь, помогло новому направлению , где белые стены и плоские крыши были готовы принять, а левые политические идеи — ни в коем случае. Ван дер Роэ с легкостью (в отличие от других европейских иммигрантов) сделал карьеру в Америке, став самым крупным архитектором корпоративного модернизма.

Талантливый архитектор Людвиг Мис Ван Дер Роэ появился на свет 27 марта 1886 года в Аахене. В 1920-е годы он прибавил к своему полному имени, которое спустя некоторое время стало всемирно известным, фамилию матери. Еще подростком Роэ стал незаменимым помощником местного архитектора – чертил штукатурные орнаменты, выполнял нехитрые поручения и внимательно присматривался к мелочам.

"Стеклянный" дом

В 1905 году Мис отправился в Берлин, где ему посчастливилось устроиться на работу к архитектору Бруно Паулю, известному в то время специалисту по оборудованию интерьеров. Тремя годами позже перспективный Мис стал работником мастерской Беренса – он попал в место, которое считалось своеобразной фабрикой молодых талантов. Именно здесь начинающие архитекторы могли получить то, в чем они нуждались.
Работа в мастерской Беренса помогла Людвигу Мису найти себя – неоклассические идеи учителя и его техника наложили отпечаток на все дальнейшее творчество Роэ. Вскоре Мис получает заказ из Голландии и отправляется в Гаагу. А годом позже (в 1913) он уже становится хозяином собственного проектного бюро в Берлине.
Грянувшая мировая война оставила период обучения в прошлом. В это время было не до строительства, и Роэ начал эксперименты в проектировании. Одним из наиболее ярких его работ стал проект стеклянных небоскребов.
В 1923 году Роэ создал проекты загородных домов - кирпичного и железобетонного. Эти работы ознаменовали собой новую концепцию в архитектуре.

Эти два дома представляют собой форму, в которой используется непостоянный характер элементов, составляющих дом. Стена становится не просто элементом обрамляющим здание по периметру. Она выведена теперь за пределы здания и, связывая его с окружением, имеет самостоятельное значение. Сплошные остекленные плоскости работают на контрасте с глухими участками стен. В этих проектах созрело решение планировки дома по функциональному признаку, с четким делением на жилую и хозяйственную зоны.

Впоследствии, начиная с 1924 года этот принцип становится основным при проектировании жилых зданий. Мис ван де Роэ закладывает новое понимание при разработке внешнего облика здания. Он не стремится заключить функцию в сложный объем, а напротив, целиком подчиняет объемно-пространственное решение назначению здания. Таким образом, получается свободно-расчлененная композиция сооружения.

В 1926 году Мис стал создателем памятника Карлу Либкнехту и Розе Люксембург. Изваяния поражают суровостью и страстью своей динамики.
Уже год спустя Роэ организовал международную выставку, проходящую в Штутгарте. А во время строительства павильона Международной выставки 1929-го года в Барселоне Мис получил возможность полностью проявить свои архитектурные таланты и воззрения. Здание, возведенное под его началом, стало одновременно и павильоном, и экспонатом.

Эта работа представляла собой воплощение новой концепции – плоская крыша, расчлененное свободно текущее пространство, стальные стойки, дающие возможность изготавливать стены из тонкостенных материалов (например, стекла). Проект принес Роэ всемирную известность.

В 1930 году, являясь главой Баухауза, Роэ акцентировал внимание на изучение лишь формальных проблем. Но нацисты не смотря на это сделали работу школы в Дессау (Германия) невозможной. В результате архитектору пришлось сначала перенести свою школу в Берлин, а затем (в 1933 году) распустить её. Вскоре Роэ эмигрировал в Штаты, где в 1938 году он получил предложение стать главой архитектурной школы Иллинойского института технологии.
Крупный заказ Роэ получил уже в первый год своего пребывания в США – проект и строительство технологического института в Чикаго.

Территория технологического института в Чикаго.

В этой работе проявились основные черты его творчества американского периода – здание представляло собой нерасчлененный параллелепипед, каркас которого вынесен наружу.

Небоскребы талантливого архитектора – Чикагские высотки на Лейк-Шоо-Драйв и Коммонуэлс променад – быстро приобрели широкую известность.


Одной из самых интересных работ Роэ по праву считается здание компании «Бакарди» (Мехико). Намеренное акцентирование внимания на соотношении горизонтальных плоскостей делает это творение магнитом для взглядов прохожих.
В начале шестидесятых воззрения и направления Мис ван дер Роэ исчерпали себя. Он сворачивает преподавательскую деятельность и посвящает себя строительству здания Музея современного искусства (Западный Берлин). Это творение, воплотившее в себе идеалы неоклассицизма, стало его последней работой. В августе 1969 года Мис ван дер Роэ скончался.

Музей современного искусства в берлине.

Людвига Миса ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) называют самым влиятельным архитектором ХХ века. Его проекты и общее мировоззрение определило то, как выглядят современные города сегодня.

Людвиг Мис (27.03.1886, Ахен - 17.09.1969, Чикаго) - модернист и основоположник интернационального стиля. Общие принципы, которые он использовал в своих постройках: свободный план, каркасная структура, облегченные конструкции, модульная система, новые материалы, простая геометрия.

1. Здание как решение проблемы В молодости, работая в мастерской немецкого архитектора Петера Беренса, Мис ван дер Роэ выработал универсальный подход к проектированию зданий. Он называл себя ярым противником идеи о том, что специфика зданий должна иметь индивидуальный характер: характер постройки должен определяться общей проблемой, решаемой с помощью архитектуры.

2. «Меньше - значит больше» - принцип, сформулированный Мисом ван дер Роэ, надолго овладел умами всех архитекторов, исповедовавших предельный функционализм. Как и God is in the details, выражение Less is more стало афоризмом и слоганом современной архитектуры.

Романтики не любят мои здания. Для них они холодные и строгие. Но мы не строим для удовольствия. Мы строим ради определенной цели.

3. Свободная планировка «Многие думают, что свободный план означает абсолютную свободу, но это не так. Свободный план требует от архитектора такой же дисциплины и вдумчивости, как и традиционный план», - писал Мис ван дер Роэ в 1953 году. Концепция свободной планировки впервые была реализована в проекте трехэтажного жилого дома поселка Вайсенхоф, построенного в пригороде Штутгарта для выставки «Жилье».

4. Ясная конструкция Архитектора интересовала ясность и понятность конструкции. «Если вы станете сначала разрабатывать план и внутренние пространства, все застопорится и будет невозможно создать ясную конструкцию. Конструкция - это становой хребет здания, благодаря ей и возможен свободный план. Без этого станового хребта план был бы не свободным, а хаотическим и потому затрудняющим использование здания», - писал Людвиг в 1953 году.

Кресла Barcelona, 1929. Knoll.

5. Кресло Barcelona В 1929 году Мис ван дер Роэ спроектировал павильон Германии для Международной выставки в Барселоне. Шедевр из стали, оникса, травертина и стекла. Архитектор отказался от декора, а интерьер объединил с окружающим ландшафом. Зная, что павильон посетит король Испании Альфонсо XII с супругой, Мис ван дер Роэ разработал вариант модернистских тронов - так появились кресла Barcelona, которые потом стала выпускать американская компания Knoll.

6. Просто Мис С 1912 по 1930 год сын ремесленника Людвиг работает как независимый архитектор в Берлине и меняет свою фамилию на более претенциозную, объединив с помощью аристократического сочетания «ван дер» унаследованную от отца фамилию Мис с материнской Роэ.

7. Директор Баухауса Мис ван дер Роэ стал третьим и последним директором немецкого Баухауса. В 1930 году основатель школы Вальтер Гропиус попросил Миса ван дер Роэ занять этот пост. Второй директор, возглавлявший школу с 1928 по 1930, Ханнес Мейер, который был марксистом, передав бразды правления Мису ван дер Роэ, уехал с несколькими учениками в СССР - строить города при крупных заводах и проектировать город Биробиджан.

Людвиг Мис ван дер Роэ, 1934. Баухаус. Фото: Werner Rohde.

8. Петербург Людвиг Мис ван дер Роэ строил в Санкт-Петербурге. Незадолго до Первой мировой войны в 1911-1912 году он руководил строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади, которое возводилось по проекту его шефа Петера Беренса.

9. Бекман, Кандинский и Клее В 1938 году Мис ван дер Роэ уехал в США, бежав от нацистов, и стал натурализированным американцем. «Я несколько лет жил в гостинице в Чикаго, - вспоминал архитектор. - У меня было только три потребности - мартини, сигары Dunhill и дорогая одежда. При себе я имел три ценности - работу Макса Бекмана, Василия Кандинского и Пауля Клее».

Фарнсуорт-хауc. 1946-1951.

10. Стеклянные стены Дом, спроектированный для чикагского хирурга Эдит Фарнсуорт, - стеклянный каркасный параллелепипед, поднятый на опорах, стал самой копируемой и цитируемой жилой постройкой архитектора. Дом как будто парит в пространстве. Стены отделены от несущих опор, подчеркивая эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, раскрытой в окружающий ландшафт. «Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фарнсуорт-хауcа, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания».

Людвиг Мис ван дер Роэ (настоящее имя - Мария Людвиг Михаэль Мис) - в 20-х гг. один из лидеров функционализма, в 1930-33 директор Баухауза. С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания - параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958 ).

Формирование мастера

С детства был приобщен к строительному делу отцом, каменщиком по профессии. В 1905 переселился в Берлин, где в течение двух лет обучался ремеслу мебельщика у Бруно Пауля, а затем, в 1907-11 , работал под руководством выдающегося архитектора Петера Беренса, занимавшегося проектированием производственных зданий и промышленных изделий. От Беренса воспринял тенденцию неоклассицизма и программные установки на рациональный поиск способов эстетической организации современной индустриальной среды. Здесь же произошло знакомство Миса с Вальтером Гропиусом и Ле Корбюзье.

Его первые самостоятельные проекты выдержаны в неоклассическом стиле (например, дом Креллер в Гааге, 1912 ). При посещении Гааги начинающий зодчий познакомился с творчеством и идейными воззрениями Х. П. Берлаге, призывавшего к «честности» в архитектуре, то есть к выявлению свойств конструкции и качеств материала. На становление архитектурных принципов Миса оказали воздействие также концепции голландской группы «Стиль» и русского конструктивизма.

Творчество 1920 -х годов

По окончании Первой мировой войны Мис ван дер Роэ становится активным пропагандистом эстетики функционализма в качестве сооснователя журнала «G» (сокр. от Gestaltung - формообразование) и участника объединения революционных художников «Группа ноября», где в 1921-25 он возглавлял секцию архитектуры. Хотя лишь немногие из его новаторских проектов 1920 -х годов были осуществлены, они сыграли важную роль в развитии архитектурной мысли.

Задумывая тип небоскреба со сплошным остеклением (проекты 1919 и 1920-21 годов), Мис стремился придать простым геометрическим объемам легкость и лучезарность, наполнив их переливами отраженного и поглощенного света. Замысел офисного здания из железобетона (1922 ) - одна из первых проб сооружения кристаллической формы с опоясывающими его лентами окон. В проектах загородных домов архитектор, продолжая линию Ф. Л. Райта, находит способы организации динамичного пространства посредством свободной планировки.

Лишь во второй половине 1920 -х годов были воплощены в материале некоторые предложения архитектора. Памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург в Берлине (1926 , уничтожен нацистами), с его выразительным движением монументальных массивов, выступающих вперед и уходящих в глубину, вошел в историю как один из лучших образцов мемориальных сооружений. В постройках частных особняков - дом Вульфа в Рубене (1926 ), дом Германа Ланге в Крефельде (1928 ), дом Тугендхата в Брно (1930 ) - Мис достигает классической сбалансированности в асимметричной компоновке призматически четких объемов.

Наиболее значительные достижения Миса ван дер Роэ периода его работы в Германии - жилой дом с изменяемой внутренней планировкой в поселке Вайсенхоф (Штутгарт, 1927 ) и павильон Германии на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне. В прозрачном выставочном павильоне был последовательно осуществлен принцип сквозного движения пространства, перетекающего через внутренние перегородки и сливающегося с окружающей средой.

В Америке

Обосновавшись в США, Мис ван дер Роэ смог вполне реализовать свой творческий потенциал и достичь мировой известности. Уже в первой крупной работе - комплексе сооружений Иллинойского технологического института (ИТИ, 1942-58 ) - определилась его основная образно-пластическая тема, отмеченная влиянием живописи Мондриана: стеклянные поверхности, расчерченные прямоугольной сеткой металлического каркаса.

Называя свои постройки «конструкциями из кожи и костей», Мис стремился к совершенству формы, выстроенной по отвлеченным законам математической регулярности. Элементы его универсального языка - стальная конструктивная решетка, навесные стены, плоские перекрытия и внутренние панели, создающие эффект непрерывного перетекания пространственных зон. Стандартные балки и плиты использовались им как модули, обеспечивающие точность пропорциональных соотношений.

Среди сооружений ИТИ самое знаменитое - Краун-холл архитектурной школы (1952-56 ) - двухъярусное здание, нижний этаж которого утоплен в землю, а верхний стеклянный павильон словно взлетает, зависая на двух мощных рамах. Тектоника дома Эдит Фарнсуорт в Фоке- Ривер (Иллинойс, 1946-50 ) определяется ритмом парящих, будто подвешенных на магнитах горизонтальных плит - террасы, приподнятого над ней пола, перекрытия, лестничных ступеней.

Наибольшую известность принесли архитектору его стеклянные небоскребы. Два многоэтажных жилых корпуса на Лейк Шор Драйв в Чикаго (1957 ) располагаются под прямым углом друг к другу так, что с любой позиции видны разные комбинации фасада и торца. Четко очерченный блок здания компании Сигрэм в Нью-Йорке (1958 ) возносится над открытой площадкой, сверкая сиреневыми стеклами и пронзающей их бронзовой сеткой. Кристаллоподобные сооружения, переливающиеся под солнечными лучами, наполненные внутренним свечением по ночам, воплощали идеал Миса, выраженный им в кратком афоризме: «Меньше- значит больше».

Созданные им эталоны «интернационального стиля» широко тиражировались в 1950-60 -х годах, но позднее их отвлеченный минимализм был подвергнут критике в архитектурной теории постмодернизма.

Малоэтажные дома

В 1946 -1951 г. в местечке Плейно, Иллинойс Мис строит «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение.

Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных подражаний, реплик и клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса - архитектора и художественного критика Филипа Джонсона - дом которого построен по принципу «слияния с природой»: те же стеклянные стены, но зато тёмные опоры здания, расположенные в углах-гранях периметра несущей конструкции.

Чикагские небоскребы

Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.

После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).

Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий - и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго.

Последние годы жизни и творческое наследие

Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенная в 1968 году. Архитектор умер 17 августа 1969 г. в Чикаго. Похоронен на кладбище Грейсленд.

Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...