Лицензирование обязательной аудиторской проверки. Лицензирование аудиторской деятельности
Очень понравился сервис «Правовой центр 21 век». Быстро получила консультацию через онлайн-чат, мне очень развернуто объяснили что надо делать
Katerina Andreeva
В 21 веке работают настоящие профессионалы. Спасибо большое! 2 юриста выдали прекрасные, подтвержденные ссылками на законы, ответы.
Константин
Все ответы исчерпывающие, доказательные. Благодарю за работу. Буду советовать Вашу юридическую компанию знакомым
Ирина Коновалова
Неожиданно быстро ответили. И много юристов. Все подробно расписали. Благодарю.
Владимир
Никогда раньше не пользовался онлайн-сервисами юридической консультации. Результат превзошёл ожидания. Получил ответы на основные вопросы и уточнения. Ответы сопровождались подтверждающими ссылками и цитатами законов. Если снова появятся вопросы, обращусь в правовой центр 21 век.
Сергей
Сервис юркомпании 21 век мне понравился. Но ответы юристов в качестве консультации не всегда дают полное решение вопроса. Приходится доплачивать за корректировку документа. И гонорар я передаю тому, кто первый внятно предложил условия для дальнейшей проработки
Антон Александрович Воробьев
Вопрос решен быстро, перезвонили в течение 15 минут. Удивило, что не пришлось ничего объяснять по поводу постановлений правительства в сфере расчета горячей воды, юрист их знает и сразу понял в чем дело. Рекомендую, 21 век предоставляет отличный сервис обслуживания.
Татьяна
Очень жаль, что не знала о правовом центре 21 век раньше! Спасибо за оперативные и разносторонние ответы. Безусловно, никто не примет за тебя решения - но советы юристов очень и очень помогут. Буду обращаться к Вам и впредь. Спасибо большое, с уважением, Ольга.
Ольга
Видимо, вопрос был слишком сложный, так что однозначного ответа я не получил. Хотя, с точки зрения юридической консультации, ответ юристов корректный: "как оно будет неизвестно, минимизируйте свои риски вот так-то". Не факт, что оффлайн юрист дал бы другой ответ.
Дмитрий
Добрый день. Передайте нашу благодарность всем ответившим юристам, их советы были нам очень полезны. Мы даже не ожидали, что получим столько ответов. Ситуация разрешилась в нашу пользу благодаря вам!
Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ установлено, что аудиторы, работающие самостоятельно, и аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление. Порядок лицензирования аудиторской деятельности в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 (см. табл. 2.1).
Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Минфином РФ.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается по заявлению соискателя на 5 лет. По заявлению соискателя срок действия лицензии может быть продлен на 5 лет неограниченное количество раз.
Соискателями лицензии могут быть аттестованный аудитор, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторская фирма.
Аудитор представляет в лицензирующий орган (Минфин РФ) заявление о выдаче лицензии, квалификационный аттестат, свидетельство индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (заверенные копии этих документов), квитанцию об оплате, справку с места жительства.
Аудиторская фирма представляет в лицензирующий орган заявление, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет (заверенные копии), документ об оплате, справку банка или аудиторское заключение об оплате уставного капитала, сведения о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях, работающих в аудиторской фирме аттестованных аудиторах (не менее пяти) с приложением их аттестатов или заверенных копий аттестатов, о кадровом составе фирмы. При этом учредительные документы аудиторской фирмы должны соответствовать следующим требованиям:
По организационно-правовой форме не может быть открытым акционерным обществом или некоммерческой организацией;
Уставный капитал не менее 100 МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской фирмы);
Доля граждан Российской Федерации, постоянно в Российской Федерации проживающих, должна составлять не менее 50% кадрового состава фирмы (а если руководитель иностранец - не менее 75%);
Предусмотренные уставом виды деятельности - только аудиторская деятельность и сопутствующие аудиту услуги.
Плата за рассмотрение заявления установлена в размере 300 руб.
Лицензирующий орган рассматривает представленные документы и в течение 60 дней со дня получения заявления принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Основанием для отказа может быть несоответствие документов лицензионным требованиям (истекший срок действия аттестата, незаверенные копии и др.) либо наличие в представленных документах недостоверной информации. При принятии решения о выдаче лицензии лицензирующий орган обязан в 3-дневный срок уведомить об этом соискателя и выдать лицензию соискателю или представителю соискателя, действующему по доверенности, после уплаты соискателем лицензионного сбора (1 тыс. руб.).
В случае изменения фамилии или места жительства лицензиата- аудитора, а также реорганизации, изменения наименования, места нахождения лицензиата - аудиторской фирмы лицензиат обязан незамедлительно подать заявление в лицензирующий орган на переоформление лицензии.
Минфин РФ в качестве лицензирующего органа вправе осуществлять полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г.:
Проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям (самостоятельно либо через общественную аудиторскую организацию, членом которой является лицензиат);
Запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок; ,
Составлять на основании проверок акты с указанием нарушений;
" выносить решения об устранении лицензиатом выявленных на- рушений в установленный срок;
;■ выносить лицензиату предупреждение;
Приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных или грубых нарушений лицензионных требований и условий (на срок не более 6 месяцев);
Аннулировать лицензию в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора в течение 3 месяцев;
Направлять в суд заявление об аннулировании лицензии в случае, когда лицензиат, у которого действие лицензии приостановлено, в установленный срок не устранил выявленные лицензирующим органом нарушения.
К подобным нарушениям лицензионных требований и условий, например, могут относиться:
Предоставление аудиторского заключения без проведения проверки;
Систематическое нарушение требований законодательных, нормативных актов, федеральных стандартов;
Уклонение от проверки, проводимой лицензирующим органом;
Наличие в штате менее пяти аттестованных аудиторов;
Неквалифицированное проведение аудиторских проверок и оказание сопутствующих услуг;
Нарушение принципа конфиденциальности;
Проведение аудиторских проверок в случаях, исключающих такую возможность;
Осуществление предпринимательской деятельности, не связанной с проведением аудиторских проверок и оказанием сопутствующих услуг.
Требование лицензирования аудиторской деятельности распространяется только на проведение аудиторских проверок.
Большинство сопутствующих услуг (консультационные, информационные, постановка, восстановление и ведение учета и др.) не требуют наличия какой-либо лицензии.
Но некоторые услуги (из числа сопутствующих) аудиторские фирмы могут оказывать только при наличии соответствующей лицензии на данный вид услуг. К подобным услугам относится, в частности, оценка активов.
Осуществление аудиторской фирмой деятельности без соответствующей лицензии влечет за собой взыскание штрафа от 400 до 500 МРОТ с юридического лица и от 40 до 50 МРОТ с должностного лица.
Деятельность без лицензии, осуществляемая аудитором - индивидуальным предпринимателем, влечет за собой штраф от 20 до 25 МРОТ.
На данное время лицензированию обязательная аудиторская проверка не подлежит напрямую государством, но для официального оформления отчетности аудита компаниям требуется обязательное подтверждение того, что качество услуг соответствует стандартам. Ранее Министерство финансов РФ выдавало лицензию на обязательный аудит сроком на пять лет, а наиболее существенным критерием в законодательстве было обязательное наличие не менее пяти аттестованных аудиторов в организации. Сегодня центр тяжести контроля смещен в сторону инициативного регулирования. Упростилась ли жизнь аудиторских фирм с введением данных новшеств? Нам кажется, что надзор только усилился. Если ранее лишить лицензии в течение срока ее действия могли только в случае наличия жалоб с доказательством злостного нарушения отчетности и стандартов (например, выдачи подложного аудиторского заключения). Сейчас не только обязательная, но и любая становится объектом изучения общественных организаций (СРО), для каждой фирмы формируется специальная рабочая документация. Для нас настоящим завершением аудиторских проверок является подтверждение результатов за три года специальной ревизионной комиссией МоАП (Московской аудиторской палаты).
Проверять финансовую (налоговую, бухгалтерскую) отчетность можно не только заказав , но и индивидуального аудитора. Не секрет, что крупные предприятия используют внутренних аудиторов, которые могут быть просто хорошими аналитиками или обладать кредитом доверия учредителей. Даже проверку правильности бухгалтерского учета кассиром в табличках 1С со стороны главного бухгалтера, ради смеха, называют аудиторской проверкой. Если анализ носит подобный инициативный характер, то придираться к личности проверяющих может только ее инициатор. Как говорится, за Ваши деньги возможен любой каприз. Но вот представить в ИФНС или суд выводы в качестве весомого мнения не получится. Поскольку в установленном порядке надзор за такой «самопальной» ревизией налогового и бухгалтерского учета не осуществлялся, то и настоящую ценность полученной информации может знать только сам заказчик. Без объективной верификации (подтверждения) возникает асимметричный взгляд, который не позволяет получить истинное представление о финансовом состоянии компании, бухгалтерской и налоговой отчетности.
Чтобы обязательное аудиторское заключение не стало «филькиной грамотой», выдающая его организация должна:
регулярно проверяться аудиторским сообществом (через отчетность лицензионных организаций СРО);
быть занесена в реестр аудиторских фирм (иметь номер ОРНЗ);
предоставлять обязательный сертификат качества аудиторских проверок (лицензирования нет, есть независимая сертификация).
Проверяйте их у потенциальных аудиторов, прежде чем подписывать договор на обязательный или инициативный аудит ведения налогового учета и бухгалтерской отчетности.
Лицензирования деятельности по аудиторской проверке нет ни в одном виде обязательного аудита:
страховом;
банковском;
инвестиционном.
Недобросовестные аудиторские компании и откровенные временщики выжимаются из нашего бизнеса, что особенно заметно по результатам 2011 года. Вступают в действие новые правила обязательного получения аудиторских аттестатов, уменьшен круг организаций, которые обязаны предоставлять заключения в составе сводной годовой бухгалтерской отчетности. Даже без лицензирования обязательных аудиторских проверок рынок сужается, но на нем выживают лучшие. Мягкий передел коснется всех, кто в каком-либо виде получает аудиторские услуги, поскольку дешевых предложений от конкурентов, чудом получивших в свое распоряжение фирму с лицензией на аудиторские проверки, больше не будет.
Хотя деятельность по выдаче аудиторских заключений не подпадает под обязательное лицензирование, ее значимость только повысилась. Подтверждая проведенную аудиторскую проверку, мы обосновываем перед своими коллегами, собранными в профессиональные организации, компетентность и соблюдение кодекса этики. Например, каждый аудитор во время работы с клиентом подтверждает отсутствие мер дисциплинарного и прочего воздействия на него аккредитованным при Минфине аудиторской организацией, членом которого он по собственному выбору является. Собираются сведения о фактах судебных решений по подписанию аудиторских заключений без проведения аудита, наличия приговоров суда, предусматривающих наказание в виде лишения на время права аудитора заниматься профессиональной деятельностью.
Это маленькая толика обязательной отчетности, необходимой для оценки качества аудиторских проверок без лицензии. В нашем деле лучше исходить из презумпции виновности, чтобы все проверяющие доказывали свою чистоту и независимость. Иначе не будет доверия, без которого бухгалтерские услуги превратится в пшик. Одним из назначений правил внутреннего контроля качества аудита выступает противодействие «отмыванию» (легализации) доходов, нажитых преступным путем. Вся работа ведется не только ради живущих поколений, но и для будущего страны.
Как бы пафосно не звучали сказанные слова, они относятся только к недобросовестным аудиторам и нелегальному бизнесу. Для добропорядочных компаний мы оказываем аудиторские услуги, то есть предлагаем помощь в проверке финансового учета и налогов. Никаких негативных эмоций от общения в период обязательного лицензирования аудиторов с проверяемой организацией и честным бизнесом за 10 лет не возникало. Уверяем Вас, мы этого никогда не допустим и впредь.
Организация контроля после того, как было отменено лицензирование обязательной аудиторской проверки, считается более прогрессивной и соответствует международным стандартам. Сами аудиторские компании в состоянии отслеживать жалобы и принимать меры при содействии финансового министерства. Но мы горды тем, что лицензия на аудиторские проверки у нас была и храним ее как «знамя полка».
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации