Формирование доходов и расходов бюджета российской федерации. поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны


Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

Собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Собственные неналоговые доходы;

Остаток средств на конец предыдущего года;

Доходы от бюджетных фондов;

Прочие доходы.

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

51. Бюджетная система рф и принципы ее построения.

Бюджетное устройство РФ-это организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

Бюджетная система является частью системы государства и по сути представляет собой совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований и местных бюджетов.

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

5) местных бюджетов.

Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских), бюджет

Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов - дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.

Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах: 1) единство бюджетной системы; 2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) полнота отражения доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы,; 5) сбалансированность бюджетов; 6) эффективность и экономность использования бюджетных средств; 7) общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; 8) гласность; 9) достоверность бюджета; 10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.


Федеральный бюджет является главным распределительным инструментом государства. Ни одно другое подразделение финансовой и бюджетной системы не осуществляет такого многовидового и многоуровневого распределения и перераспределения финансовых ресурсов как федеральный бюджет.
Значение федерального бюджета определяется тем, что он занимает центральное место в системе распределительного механизма и в системе финансовых отношений в целом, служит финансовой базой социально-экономического развития государства в целом и многих его регионов. Используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики и стимулирования развития ее приоритетных направлений, а также является активным инструментом проведения единой финансовой политики государства.
Федеральный бюджет занимает ведущее место в бюджетной системе, его доля в общем объеме доходов и расходов бюджетной системы ежегодно увеличивается и составляет около 60%. Федеральный бюджет призван обеспечить общегосударственные потребности в финансовых ресурсах на федеральном уровне. В этих целях за ним закреплены самые крупные виды налогов, при чем федеральное правительство мобилизует в свое распоряжение такие налоги, которые в меньшей степени подвержены конъюнктурным колебаниям и более регулярно поступают в течение года. Следует отметить, что до 2005 г. большинство налогов, формирующих федеральный бюджет, являлись регулирующими, проценты отчислений по которым в нижестоящие бюджеты ежегодно пересматривались. Это не позволяло осуществлять среднесрочное и долгосрочное планирование развития территорий. В соответствии с последними изменениями бюджетного законодательства все доходы бюджетной системы закреплены за соответствующими бюджетами.
Доходы федерального бюджета формируются за счет: налоговых доходов, к которым относятся: налог на прибыль организаций по ставке, зачисляемой в федеральный бюджет (6,5%) - 100%; НДС - 100%; акцизы по разным видам подакцизных товаров - от 40 до 100%; налог на добычу полезных ископаемых по разным видам сырья - от 40 до 100%; водный налог - 100%; государственная пошлина - 100% и др.; неналоговых доходов, в том числе таких, как: доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов власти РФ; часть прибыли государственных унитарных предприятий; таможенные пошлины и таможенные сборы - 100% и др.
На федеральный бюджет возложены обязательства по финансированию обороны и обеспечения безопасности государства; науки; содержанию федеральных органов законодательной и исполнительной власти; поддержке железнодорожного, воздушного и морского транспорта; оказанию финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и др.
2002 г. 2003 г. 2004 г.
Доходы (млрд руб.) 2125,7 2417,8 2742,8
1. Налоговые доходы 81,2 78,3 75,5
1.1. Налог на прибыль 9,7 7,4 6,0
1.2. НДС 36,3 39,1 36,0
1.3. Акцизы 10,4 9,4 3,4
1.4. Таможенные пошлины 15,2 13,9 19,4
1.5. Платежи за использование природных ресурсов 8,6 7,5 10,2
2. Неналоговые доходы 4,9 6,0 8,0
2.1. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности 2,3 3,4 6,0
2.2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 2,2 2,3 1,8
3. Доходы целевых бюджетных фондов 0,6 0,6 0,5
4. Единый социальный налог 13,2 15,1 15,9
Расходы (млрд руб.) 1947,4 2345,6 2400,7
1. Государственное управление 2,9 2,8 3,2
2. Судебная власть 0,9 1,1 1,4
3. Международная деятельность 2,2 1,9 1,4
4. Национальная оборона 14,5 14,7 10,6
5. Правоохранительная деятельность 8,9 10,1 10,4
6. Фундаментальные исследования и содействие НТП 1,5 1,7 1,9
7. Промышленность, энергетика, строительство 2,9 2,7 2,8
8. Сельское хозяйство и рыболовство 1,3 1,3 1,2
9. Охрана окружающей среды и природных ресурсов 0,5 0,5 0,5
10. Транспорт, связь и информатика 0,3 0,2 0,2
11. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 0,4 0,9 0,7
12. Образование 4,1 4,2 4,9
13. Культура, искусство и кинематография 0,5 0,6 0,6
14. СМИ 0,6 0,5 0,4
15. Здравоохранение и физическая культура 1,6 1,7 2,0
16. Социальная политика 22 6,4 6,7
17. Дорожное хозяйство 3,5 3,4 3,3
18. Обслуживание государственного долга 14,6 11,8 11,9
19. Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы 13,6 30,5 33,9
20. Целевые бюджетные фонды 0,7 0,6 0,5

Таблица 11.1
С 2005 г. в связи с изменениями в бюджетной классификации РФ структура федерального бюджета выглядит по-другому.
Таблица 11.2
Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета на 2005 г.


В млрд руб.

В % к итогу

Доходы, всего

3326,041

100

1. Налог на прибыль организаций

259

7,8

2. Единый социальный налог

266,5

8,0

3. НДС

1120,7

33,6

4. Акцизы

84,8

2,6

5. Налоги за пользование природными ресурсами

14,5

14,5

6. Доходы от внешнеэкономической деятельности

919,1

27,6

6.1. Таможенные пошлины

867,9

26,1

6.2. Таможенные сборы

30,5

1,0

7. Доходы от использования государственного имущества

73

2,2

8. Платежи за пользование природными ресурсами

35,1

1,1

9. Доходы от оказания платных услуг или компенсации затрат государства

58,1

1,7

Расходы, всего

3047,929

100

1. Общегосударственные вопросы

460,4

15,1

2. Национальная оборона

531,1

17,4

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

398,9

13,1

4. Национальная экономика

242,1

7,9

5. Жилищно-коммунальное хозяйство

8,6
/>0,3

6. Охрана окружающей среды

4,6

0,15

7. Образование

155,3

5,1

8. Культура, кинематография и средства массовой информации

39,2

1,3

9. Здравоохранение и спорт

85,7

2,8

10. Социальная политика

167,4

5,5

11. Межбюджетные трансферты

954,5

31,3

Состав доходов и расходов региональных бюджетов
Значение бюджетов субъектов РФ определяется тем, что они выступают финансовой базой социально-экономического развития регионов и выполняют важную роль в распределении финансовых ресурсов между местными бюджетами данного региона.
Доходы региональных бюджетов формируются за счет: налоговых доходов, к которым относятся: налог на имущество организаций - 100%; налог на игорный бизнес - 100%; транспортный налог - 100%; налог на прибыль организаций по ставке, зачисляемой в региональные бюджеты (17,5%) - 100%; налог на доходы физических лиц - 70%; акцизы по разным видам подакцизных товаров - от 50 до 100%; налог на добычу полезных ископаемых по разным видам сырья - от 5 до 100%; единый налог, связанный с применением упрощенной системы налогообложения, - 90%; единый сельскохозяйственный налог - 30% и др.; неналоговых доходов, к которым относятся: доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов власти субъектов РФ; часть прибыли государственных унитарных предприятий, созданных субъектами РФ; межбюджетных трансфертов, выраженных в форме дотаций, субвенций, субсидий.
На региональные бюджеты возложены обязанности по финансовому обеспечению законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ; обслуживанию и погашению государственного долга субъектов РФ; содержанию предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении региональных органов власти; оказанию финансовой помощи местным бюджетам данного региона. Помимо оказания прямой финансовой помощи, органы власти субъектов РФ имеют право закреплять на постоянной основе за местными бюджетами часть собственных налоговых доходов.
Обеспечение сбалансированности региональных бюджетов имеет свои особенности. В отличие от федерального бюджета не допускается утверждать бюджет субъекта РФ, текущие расходы которого превышают его доходы. Размер дефицита регионального бюджета не может составлять более 15% без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Большинство регионов РФ являются дотационными. Законом «О федеральном бюджете на 2005 год» предусмотрено выделение дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 67 из 89 субъектов РФ. Наиболее нуждающимися являются Республика Дагестан, Республика Саха (Якутия), Алтайский край: размер дотаций каждому из этих регионов составляется 10-12 млрд руб. Новосибирская область также относится к «нуждающимся» регионам. В 2005 г. дотации из фонда финансовой поддержки регионов составят более 3 млрд руб. Местные бюджеты, их значение, состав доходов и расходов
Местные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии территории определяется тем, что на их долю приходится значительная часть всех бюджетных расходов, направляемых на эти цели. Доля местных бюджетов в финансировании расходов на социальную политику составляет 45%, на образование - 66%, в том числе на среднее образование - 96%. Реформа местного самоуправления позволила сгруппировать местные бюджеты по видам и закрепить за каждым из них собственные источники доходов.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет: доходов от использования и реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности; части прибыли муниципальных унитарных предприятий; доходов бюджетных учреждений, находящихся в ведении муниципальных органов власти; платы за негативное воздействие на окружающую среду - 40%, для муниципальных районов и городских округов.

Состав налоговых доходов местных бюджетов, %


Источник дохода

Нормативы отчислений

Бюджет
городского
округа

Консолидированный бюджет муниципального района

Бюджет
муници
пального
района

Бюджеты городских и сельских поселений

Всего по консолидированному муниципальному району

1. Земельный налог*

100%

100%

100%

100%

2. Налог на имущество физических лиц*

100%

100%

100%

100%

3. Налог на доходы физических лиц

20%

10%

30%

30%

4. Единый налог на вмененный доход

90%

0%

90%

90%

5. Единый сельскохозяйственный налог

30%

30%

60%

60%

6. Государственная пошлина
(подлежащая зачислению по месту регистрации)

100%

0%

100%

100%

* Земельный налог и налог на имущество физических лиц поступает в бюджеты муниципальный районов в части, взимаемой
на межселенных территориях.

Кроме налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты поступают межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов в формах дотаций, субвенций и субсидий.
Из местных бюджетов финансируются отрасли хозяйства местного подчинения (ЖКХ, городской пассажирский транспорт, расходы по благоустройству); органы власти местного самоуправления; содержание широкого круга учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и искусства (общеобразовательные школы, школы интернаты, детские дома, дошкольные учреждения, библиотеки, музеи местного подчинения, дома и дворцы культуры, поликлиники, больницы, санатории и т.д.).
Контрольные вопросы Чем определяется значение федерального бюджета? Каковы налоговые источники формирования федерального бюджета? Перечислите состав неналоговых доходов федерального бюджета. Охарактеризуйте структуру доходов федерального бюджета. Назовите основные направления расходования средств федерального бюджета в 2005 году. Какие доходы закреплены за региональными бюджетами? Что финансируется за счет бюджетов субъектов РФ? В чем заключается роль местных бюджетов? Перечислите состав доходов местных бюджетов. Охарактеризуйте направления расходования средств местных бюджетов.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос. власти соответствующего уровня.
Доходы бюджетов принято классифицировать по различным основаниям. Одной из основных выступает классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования:

Налоговые доходы:
1. Прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие доходы на прибыль или доход);
2. Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (ЕСН, взносы от несчастных случаев и т.д.);
3. Налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи и лицензионные сборы);
4. Налоги на имущество (налоги на имущество физических лиц, на имущество предприятий и т.д.).

Неналоговые доходы включают:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;
3. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
4. Доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
5. Иные неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления включают поступления от:
1. Нерезидентов;
2. Других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
3. Государственных внебюджетных фондов;
4. Государственных предприятий и учреждений;
5. Международных организаций.

Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.

Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (за исключением средств, являющихся источником финансирования бюджета)

Классификация видов расходов бюджета:

В соответствии с КБК:

1. Общегосударственные вопросы;

2. Национальная оборона;

3. Национальная безопасность и природоохранная деятельность;

4. Национальная экономика;

6. Охрана окружающей среды;

7. Образование;

8. Культура, кинематография, СМИ;

9. Здравоохранение, физическая культура, спорт;

10. Социальная политика;

11. Межбюджетные трансферты.

По степени предсказуемости:
- запланированные;
- незапланированные.

По экономическому содержанию:
- Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.
- Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа

По дисциплине: «Финансы»

На тему: «Структура доходов и расходов федерального бюджета»

1. Социально - экономическое сущность и роль бюджета государства

2. Состав и структура доходов федерального бюджета

3. Состав и структура расходов федерального бюджета

Список используемой литературы

1. Социально-э кономическое сущность и роль бюджета государства

В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходов.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - парламентом.

Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) - главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другие.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это даёт возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решаящих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. Основными функциями бюджета являются:

Перераспределение национального дохода и ВВП;

Государственное регулирование и стимулирование экономики;

Финансовое обеспечение социальной политики;

Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Федеральный бюджет - основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учётом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъёма экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным имструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путём применения соответствующего налогового механизма.

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле - один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей - главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты - поддержка наименее защищённых слоёв населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводится активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоёв населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы. В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабилизацию;

3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;

4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

5) укрепить доходную базу бюджета за счёт совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным использованием государственных расходов;

7) усилить контроль за величиной государственного долга.

Бюджет принят с профицитом в 2008 году на уровне 74,1 млрд. рублей или 0,2% ВВП, в 2009 году - 14,2 млрд. рублей или 0,04% ВВП. В 2010 году бюджет будет безпрофицитным.

Согласно проекту, доходы федерального бюджета в 2008 году составят 6 трлн. 644,4 млрд. рублей, в 2009 году - 7 трлн. 465,4 млрд. рублей, в 2010 году - 8 трлн. 089,9 млрд. рублей.

2. Состав и структура доходов федерального бюджета

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет.

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Для решения многочисленных задач федеральный бюджет наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым

Федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

Таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

Государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации;

часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей,

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;

доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

иные неналоговые доходы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Кодекса, в доходах федерального бюджета, помимо перечисленных выше, учитываются также прибыль Банка России и доходы от внешнеэкономической деятельности.

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

в зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

по социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

в зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;

по признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.; акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Бюджет принят с профицитом в 2008 году на уровне 74,1 млрд. рублей или 0,2% ВВП, в 2009 году - 14,2 млрд. рублей или 0,04% ВВП. В 2010 году бюджет будет безпрофицитным. Согласно проекту, доходы федерального бюджета в 2008 году составят 6 трлн. 644,4 млрд. рублей, в 2009 году - 7 трлн. 465,4 млрд. рублей, в 2010 году - 8 трлн. 089,9 млрд. рублей.

3. Состав и структура р асходы федерального бюджета

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

1. Принцип целевого использования средств;

2. Безвозвратность государственных расходов (за исключением государственных кредитов);

3. Соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, а также средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

трансфертов населению, включающих в себя: ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; капит

бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

кредитов иностранным государствам;

средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 % утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

Обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

Функционирование федеральной судебной системы;

Осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

Национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

Государственная поддержка атомной энергетики;

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

Исследование и использование космического пространства;

Формирование федеральной собственности;

Обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

Компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

Проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

Федеральная инвестиционная программа;

Обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

Прочие расходы.

По соглашению с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

1) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

2) обеспечение правоохранительной деятельности;

3) обеспечение противопожарной безопасности;

4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

5) обеспечение социальной защиты населения;

6) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

7) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

8) развитие рыночной инфраструктуры;

9) обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

10) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) обеспечение деятельности средств массовой информации;

12) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

13) власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

14) прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

По экономической роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

По функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования.

Главное назначение всех звеньев бюджетной системы - финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

В основе бюджетного финансирования лежат принципы безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления расходов. Приведем таблицу, характеризующую расходы федерального бюджета, которая более наглядно покажет на какие цели идут расходы бюджета. В таблице показаны основные расходы федерального бюджета.

Таблица 2

Расходы федерального бюджета

Государственное и муниципальное управление

Национальная оборона

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

Осуществление международной деятельности

Поддержка отраслей сферы материального производства

Фундаментальные исследования и содействие НТП

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов

Обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти

Таблица 3

Расходы федерального бюджета на 2009 год по разделам расходов функциональной классификации

Наименование расходов

Млрд., руб.

Структура, % к итогу

Расходы, всего

В том числе на:

Общегосударственные вопросы

Функционирование органов государственной власти

Судебную систему

Фундаментальные исследования

Обслуживание государственного и муниципального. долга

Национальную оборону

Национальную безопасность и правоохранительную деятельность

Национальную экономику

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрану окружающей среды

Образование

Культуру, кинематографию и СМИ

Здравоохранение и спорт

Социальную политику

Межбюджетные трансферты

Из них на:

Финансовую помощь бюджетам других уровней

Трансферты внебюджетным фондам

Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.

Правительство РФ увеличило план расходов федерального бюджета на 2008 и 2009 годы соответственно на 243 миллиарда 779,6 миллиона рублей и на 181 миллиард 218,6 миллиона рублей.

Соответствующие изменения в перспективный финансовый план РФ на 2006-2008 годы были одобрены в среду на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

В том числе расходы на нацпроекты в 2008 году будут увеличены на 36 миллиардов 637,5 миллиона рублей, в 2009 году - на 38 миллиардов 323 миллиона рублей.

Финансирование нацпроекта "Здоровье" в следующем году увеличивается на 16 миллиардов 298,6 миллиона рублей, в 2009 году - на 18 миллиардов 334,1 миллиона рублей.

Расходы на проект "Образование" в 2008 году вырастут на 20 миллиардов 338,9 миллиона рублей, в 2009 году - на 17 миллиардов 888,9 миллиона рублей.

Финансирование проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2008 году не увеличивается, а в 2009 году вырастет на 2,1 миллиарда рублей.

Также принято решение увеличить бюджетные расходы инвестиционного характера в 2008 году на 193 миллиарда 902,7 миллиона рублей, в 2009 году - на 133 миллиарда 973,1 миллиона рублей.

Список используемой литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Гос. Думой]: офиц. Текст. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 204 с.

2. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 6 окт. 1996 № 184-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 1998. № 36. - Ст. 1234.

3. Дробозина, Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит[Текст]: учеб. пособие/Л.А.Дробозина.-М.: ЮНИТИ, 1997. - 365 с.

4. Вахрин, П. И. Бюджетная система РФ [Текст]: учеб. пособие для вузов / П. И. Вахрин. - М.: Дашков, 2003. - 344 с.

5. Годин, А. М. Бюджетная система [Текст]: учебник для вузов / А. М Годин. - М.: Дашков, 2007. - 568 с.

6. Романовский, М. В. Бюджетная система [Текст]: учебник для вузов / М. В. Романовский. - М.: Юрайт, 2006. - 615 с.

7. Фетисов, В. Д. Бюджетная система Российской Федерации Текст]: учеб. пособие для вузов / В. Д. Вахрин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 367 с.

Подобные документы

    Финансово-экономические основы формирования федерального бюджета государства. Формирование федерального бюджета на 2014-2016 гг., его доходов и расходов. Пути повышения эффективности и совершенствование механизма формирования доходов федерального бюджета.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2014

    Теоретические основы управления федеральным бюджетом. Социально-экономическая сущность государственного бюджета. Классификация доходов федерального бюджета. Состав и структура доходов федерального бюджета. Управление доходами федерального бюджета.

    дипломная работа , добавлен 08.07.2014

    Роль бюджета государства в регулировании социально-экономических процессов, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы государства. Источники формирования доходов и расходов бюджета. Направления расходования средств федерального бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2015

    Структура бюджетной системы России и роль федерального бюджета в ее составе. Основные виды налоговых доходов и расходов бюджета. Условия предоставления бюджетных дотаций, субсидий и ссуд. Анализ динамики оказания финансовой помощи из федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    Структура доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации. Основные характеристики и ассигнования федерального бюджета на плановый период. Основные риски, которые могут оказать негативное влияние на исполнение федерального бюджета страны.

    реферат , добавлен 28.11.2014

    Структура, классификация и главные функции федерального бюджета, анализ его доходов и расходов. Динамика и структура доходов федерального бюджета в период 2010-2014 гг. Проблемы функционирования федерального бюджета, основные перспективы его развития.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Федеральный бюджет как главный финансовый план государства, его функции и источники формирования. Налоговые и неналоговые доходы бюджета. Понятие и виды расходов бюджета. Основные показатели федерального бюджета на 2016 г. Структура налоговых доходов.

    презентация , добавлен 18.02.2016

    Основы для определения объема расходов бюджета соответствующего уровня. Обеспечение приоритетов социально-экономической политики государства путем соответствующего распределения средств. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2011

    Принципы формирования, экономическое содержание, состав и структура доходов федерального бюджета. Обязательные и добровольные платежи. Проблемы распределения и использования доходов бюджета. Госрегулирование экономической и финансовой политики страны.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2011

    Понятие, основные виды и особенности формирования доходов федерального бюджета. Состав и роль поступлений государственного бюджета. Перспективы развития доходной базы федерального бюджета РФ. Основные направления политики государственных доходов в РФ.

Налоги и другие неналоговые сборы в России регулируются Налоговым кодексом РФ.

Государственные доходы выражают ту часть финансовых отношений, которые связаны с формированием финансовых ресурсов государства в лице органов исполнительной власти.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. В доходах бюджетов частично централизуются доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней для целевого финансирования приоритетных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно.

Доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных и безвозвратных перечислений, иных поступлений.

Виды доходов бюджетов:

1. Налоговые доходы:

Косвенные налоги;

Прямые налоги.

2. Неналоговые доходы:

Безвозмездные и безвозвратные перечисления;

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

К налоговым доходам относят предусмотренные Налоговым кодексом РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размеры предоставляемых налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитываются в доходах соответствующего бюджета. В состав неналоговых доходов включаются:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ;

Доходы от платных услуг, которые оказывают бюджетные учреждения, находящиеся в ведении федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, определенных Налоговым кодексом РФ;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, включая штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям, а также другие суммы принудительного изъятия и др.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся:

Финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

Субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

Субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней;

Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ;

Безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

Безвозмездные и безвозвратные перечисления юридических и физических лиц, международных организаций и правительств зарубежных государств, включая добровольные пожертвования.

В доходы бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются:

Средства, получаемые в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением средств, получаемых в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

Средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств в кредитных организациях;

Средства, поступающие от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление, за исключением средств, получаемых от передачи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, под залог;

Плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ или муниципальным образованиям;

Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

Иные предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов этих учреждений и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества либо как доходы от оказания платных услуг.

Средства, полученные от реализации государственного или муниципального имущества, зачисляются в полном объеме в соответствующие бюджеты.

Согласно ст. 14 Бюджетного кодекса РФ, бюджеты муниципальных образований (местный бюджет) - форма образования и расходования обязательств соответствующего муниципального образования.

Местные бюджеты законодательно служат финансовой основой муниципальных образований.

Мы отмечали в сущности финансов их распределительные отношения. Важную роль здесь играет эффективное распределение доходов, на какие нужды общества, государства они направляются.

Расходы бюджета - это предусмотренные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, другому публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Расходные обязательства - это бюджетные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

1. В РФ расходные обязательства возникают в результате:

1.1. принятия федеральных законов и (или) нормативноправовых актов Президента и Правительства РФ при осуществлении соответствующими органами исполнительной власти своих полномочий;

1.2. заключения РФ (от имени РФ) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и (или) по предметам совместного ведения с субъектами РФ;

1.3. заключения федеральными бюджетными учреждениями договоров (соглашений) от имени РФ (Европарламент, органы ООН: ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЮНИСЕФ);

1.4. принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов (субвенций бюджетам субъектов РФ).

Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета В случаях, определенных федеральными законами, расходные обязательства РФ исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Федеральные законы и (или) правовые акты Президента и Правительства РФ, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, должны содержать нормативы для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств РФ (муниципальных

образований).

2. Расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате:

2.1. принятия законов и (или) других нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ (от имени субъекта РФ) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам их ведения;

2.2. заключения от имени субъекта РФ договоров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта РФ;

2.3. принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих перечисление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов, в т. ч. субвенций, местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ и др.

Следует уяснить, что расходные обязательства учитываются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Во-первых, расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются самостоятельно органами государственной власти субъекта и исполняются за счет доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. В случаях, определенных федеральными законами, расходные обязательства субъектов РФ можно исполнять за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Законы субъекта РФ, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта РФ, должны содержать нормативы для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований.

Во-вторых, расходные обязательства муниципальных образований учитываются в реестрах расходных обязательств. К ним относится используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов (включая муниципальные), предусматривающих публичные обязательства и (или) правовые основания для расходных обязательств, с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов и т. п.) этих законов и (или) актов и объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения обязательств.

До кризиса, который начался с конца 2014 г., федеральный бюджет последние годы сводился с профицитом. В 2015 г. федеральный бюджет был утвержден дефицитным. Дефицит бюджета - превышение его расходов над доходами.

К источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

1) внутренние источники в следующих формах:

♦ разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых выражена в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

♦ разница между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных заимствований, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных заимствований;

♦ разница между средствами, полученными от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов, и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

♦ разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

♦ разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;

♦ разница между полученными и погашенными РФ кредитами международных финансовых организаций;

♦ изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

♦ прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

♦ разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются посредством выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

♦ разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами зарубежных государств, включая целевые иностранные заимствования, с учетом средств, перечисленных из

федерального бюджета российским поставщикам товаров на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

♦ разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций;

♦ иные источники внешнего финансирования, предусмотренные в Бюджетном кодексе РФ.

Важное значение имеет определение всех расходных обязательств в соответствии с законодательством. Стоимость всех договоров должна устанавливаться как можно реально и достоверно. Цена должна устанавливаться в соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса РФ .

1. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 29 июня 2009 г. № 132-ФЗ).

2. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

3. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке в соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса РФ .

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...