Сетевая карта код вида расходов. О расходах в сфере информационно-коммуникационных технологий


Проблема не только в разительном социальном неравенстве городов, при котором значительная часть их жителей обречена на выживание, не менее остро стоит вопрос социального неравенства населения. Например, в Москве 20% самых высокооплачиваемых жителей зарабатывали в 2013 году в среднем 145 тыс. руб. в месяц, а все остальные — 35 тыс. руб., следует из данных Росстата .

Есть ли жизнь за МКАДом?

Чтобы сравнить уровень жизни в разных городах России между собой, мы соотнесли зарплату горожанина с прожиточным минимумом в регионе (к сожалению, Росстат не публикует данные о прожиточных минимумах в городах). В среднем по городам России отношение составляет 3,9 раза, хотя в 1990 году оно равнялось более 4,5 раза.

Откуда такая разница, если зарплаты выросли в реальном исчислении? Во-первых, изменилась структура потребительского минимума по сравнению с прошлым: существенно вырос объем мяса, молока и фруктов, сократилось количество хлеба и картофеля. Во-вторых, выросла цена услуг и, соответственно, их вес в потребительской корзине. Третий фактор связан с тем, что в некоторые периоды рост цен на базовые товары (хлеб, молоко и др.) существенно опережал среднюю инфляцию.

По-прежнему значительная часть прожиточного минимума — это продукты, и, по сути, только они и прописаны в структуре прожиточного минимума. В правительстве так его и рассчитывают — простым умножением продуктовой корзины в 2 раза . Так, за 2014 год минимальный бюджет для трудоспособного жителя среднего российского города составил 8,7 тыс. руб. в месяц, включая минимальные затраты на питание в 3,9 тыс. руб. (45%) и налоги (11%).

Однако если выжить, питаясь на 130 руб. в день, еще можно исхитриться, то хватит ли оставшихся 3,8 тыс. руб. (а в Москве — 6,25 тыс. руб.) на все остальное (оплату коммунальных расходов, связь, транспорт, одежду, бытовую технику и другое) — вопрос скорее риторический.

Сложнее всего приходится горожанам Крыма, где в 2013 году зарплаты хватало только на 2,4 прожиточного минимума, и это связано прежде всего с низким уровнем жизни на Украине. К январю 2015 года ситуация чуть улучшилась — стало 2,6. Тем не менее, это по-прежнему худший результат. После Крыма идут Ивановская и Смоленская области (2,7), где промышленность сократилась за 25 лет соответственно на 75 и 47%.

Но если брать ситуацию не в среднем по региону, а в отдельных городах, то тогда лидером со знаком минус окажется якутский город Верхоянск, один из самых холодных городов в мире с численностью населения всего около 1 тыс. человек. В 2012 году им пришлось выживать на 21 тыс. руб. при прожиточном минимуме в 13,5 тыс. руб. Также в списке городов с самыми бедными жителями — Сурск Пензенской области (1,6), Демидов и Рудня Смоленской области (1,7), Ворсма Нижегородской области (1,7). В целом города европейской части России численностью до 12 тыс. человек являются самыми бедными — средняя зарплата жителей равна 2,5 прожиточного минимума.

Кроме того, в 2014 году они еще больше всех обеднели — в этих городах на 5-10% снизился коэффициент отношения зарплаты к прожиточному минимуму. Причина? Зарплаты остались на том же уровне, а прожиточный минимум вырос.

А где в России более высокие зарплаты? По показателю средней зарплаты к прожиточному минимуму за 2013-2014 годы лидируют города-нефтяники Ямало-Ненецкого (5,6) и Ханты-Мансийского (5,2) автономных округов, а также крупные города с численностью населения более 500 тыс. человек (4,3).


Но абсолютным лидером по уровню доходов является город Приморск Ленинградской области, где средней зарплаты хватает на 8,9 прожиточного минимума. В нем проживают меньше 6 тыс. человек, зато средняя зарплата в 2013 году была даже выше, чем в Москве — 57 тыс. руб. Приморск — конечный узел Балтийской трубопроводной системы с морским нефтеналивным торговым портом.

В пятерке лидеров также город Надым, где у «Газпрома» сосредоточено более 10% добычи российского газа, а также города-атомщики Полярные Зори в Мурманской области (Кольская АЭС) и Сосновый Бор (Ленинградская АЭС). В Надыме самая высокая средняя зарплата среди российских городов — 90,4 тыс. руб.


Индекс буханки

Для проверки собственных расчетов и правильности сделанных выводов мы решили соотнести данные по зарплатам со стоимостью, пожалуй, самого базового товара - хлеба. К сожалению, выборка городов у Росстата для отдельных товаров не отличается полнотой - поэтому в расчетах использовались показатели только 200 городов. Тем нее менее, расчеты показывают аналогичную картину. Самый высокий индекс буханки (так мы назвали количество хлеба, которое может купить житель города на свою зарплату) у городов-нефтяников и крупных городов - в лидерах Нарьян-Мар, Сургут и «алмазная столица» России - город Мирный в Якутии. Самый низкий показатель у небольших городов европейской части России и Сибири, а также городов Северного Кавказа.


При этом позиции городов Черноземья и Юга России в индексе буханки оказались выше, чем при расчете показателя средней зарплаты к прожиточному минимуму. В чем причина? Хотя в этих городах невысокие зарплаты, цена хлеба здесь - самая низкая в России, ведь оба региона являются лидерами по выращиванию злаков.

Кто не работает, тот осваивает бюджет

В 2014 году официально зарегистрированная безработица в городах России достигла минимума с 1992 года, составив 7,7 человека на 1 тыс. граждан в трудоспособном возрасте.

Тем не менее, это не все безработные. Есть еще те, кто ищет работу, но не встал на учет в центрах занятости. По методологии МОТ, их в России примерно в 4,5 раза больше, чем зарегистрированных безработных.

Меньше всего официально безработных в Москве, Санкт-Петербурге, а также городах-нефтяниках и спутниках столиц, где показатель не превышает 0,4%. Абсолютные лидеры — города Одинцово и Сертолово Ленинградской области, там всего один официально зарегистрированный безработный на 10 тыс. трудоспособных.

В городах Крайнего Севера и исконно русских городах европейской России численностью до 12 тыс. человек ситуация хуже, там официальная безработица составляет 1,2 и 1,6% соответственно.


Однако это не сравнится с городами Чечни и Ингушетии, где много незанятой молодежи. Только официальная безработица в городах Чечни в среднем за 2012-2014 годы составила 15%, в Ингушетии — 9,5%. Самый высокий показатель безработицы зафиксирован в Гудермесе (25% в 2012 году), затем идут ингушские Малгобек и Карабулак (24 и 23% соответственно в том же году).

Примечательно, что в центрах занятости могли стоять на учете примерно столько же безработных Чечни, сколько таковыми считались. Или даже больше! По данным Росстата, безработица в республике в 2009 году оценивалась в 35%, а зарегистрированных, а значит, и претендующих на получение пособий на конец года было 54% экономически активного населения.

Впрочем, ситуация в этих двух регионах с каждым годом «улучшается» за счет масштабных бюджетных трансфертов и создания рабочих мест для освоения этих средств. Если в 2006 году безработица по методологии МОТ составляла в Чечне 68%, то в 2013 году — всего 27%. Причины снижения — большие денежные вливания из федерального центра и рост занятости в бюджетной сфере. Например, согласно , число чиновников на 1 тыс. человек трудоспособного населения в Чечне составляло 37,7, в Ингушетии — 41,2 при среднем значении по России 20,4.

Как мы считали

1. Первичным источником информации является база данных ГМЦ Росстата «Экономика городов», а также база данных муниципальных образований.

2. В качестве заработной платы бралась среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных, средних предприятий и некоммерческих организаций за январь—декабрь каждого года без субъектов малого предпринимательства.

3. Приведенная заработная плата рассчитывалась путем деления средней зарплаты по городу на величину прожиточного минимума в регионе. Корректирующие коэффициенты для зон Крайнего Севера были учтены. Основной рейтинг отражает данные за 2012-2014 годы.

4. Приведенная зарплата по городам регионов и по типам городов рассчитывалась как средневзвешенная по количеству населения соответствующего года.

5. Не учитываются скрытые доходы населения, которые в среднем по России могут достигать 10% и выше.

6. Уровень официально зарегистрированной безработицы рассчитан как отношение числа безработных, стоявших на учете в центрах занятости на конец года, к численности населения в трудоспособном возрасте. Данные за 2011-2014 годы сопоставлялись со статистикой центров занятости. В случае расхождений предпочтение отдавалось официальной информации.

7. Публикуя информацию об официальной безработице, Росстат не указывает, приводятся ли данные только по городскому поселению или по одноименному району, то есть с учетом окружающих сельских поселений. Поэтому данные по этому показателю были перепроверены и консервативно скорректированы с помощью коэффициентов.

Тема 3. Занятость и безработица как актуальные проблемы

Современного рынка труда (Окончание лекции)

1. Понятие, принципы и формы занятости. Современное состояние занятости и использования трудовых ресурсов в России.

2. Безработица: особенности, классификация и социально-экономические последствия. Показатели безработицы.

3. Скрытые формы занятости и безработицы.

4. Политика занятости в РФ и определение ее эффективности.

По продолжительности безработица подразделяется на краткосрочную (до 4 месяцев), продолжительную (от 4 до 8 месяцев), длительную (от 8 до 18 месяцев), застойную (более 18 месяцев).

Поводя итого вышесказанному, можно сделать вывод, что безработица может быть вызвана разными причинами: спад в экономике (циклическая), природные факторы (сезонная), структурные изменения (структурная, технологическая), несовершенство информации на рынке труда (фрикционная) и может иметь разную продолжительность. Комбинация вышеуказанных факторов безработицы формирует её общий уровень в стране.

По характеру проявления различают безработицу открытую, в том числе зарегистрированную, и скрытую.

Открытая безработица не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском. Зарегистриро­ванная безработица - это часть открытой безработицы, которая зарегистрирована в органах службы занятости населения путем об­ращения туда граждан, ищущих работу.

Скрытая безработица более подробно будет рассмотрен в следующем вопросе теме.

Уровень скрытой безработицы определяется специальными обследованиями, а также экспертной оценкой руководителей круп­ных предприятий, органов управления, специалистов службы заня­тости населения, ученых.

О скрытой безработице более подробно в следующем вопросе данной темы.

Показатели безработицы

Безработица является объектом внимания государственных органов. За ее размерами, составом и продолжительностью ведет наблюдения и исследования Правительство РФ в лице его органов - Роструда, Росстата, Минэкономразвития России, а также местные органы власти.



Изучение безработицы основано на системе ее показателей, получаемых на основании официальных (ежемесячных, кварталь­ных, полугодовых, годовых) статистических материалов Росстата, на основе специальных выборочных обследований домашних хозяйств по проблемам занятости населения, «Статистических бюллетеней» и других материалов (например, «Мониторинга регистрируемой безработицы»), подготавливаемых и публикуемых Рострудом.

В российской статистике, как и в статистике многих других стран, используются два способа измерения безработицы: 1) по регистрациям в службах занятости, 2) результатам регулярных обследований рабочей силы, в которых статус безработного определяется по критериям Международной организации труда (МОТ). Соответственно рассчитываются и публикуются два показателя: регистрируемой (явной) и общей (или «мотовской») безработицы. Возможные расхождения между ними объясняются тем, что, во-первых, часть безработных предпочитает вести поиск работы, не вставая на учет в государственных службах занятости; во-вторых, лица, имеющие работу или же представляющие экономически неактивное население, нередко регистрируются в качестве безработных ради получения пособий. В межстрановых сопоставлениях принято использовать показатели безработицы, базирующиеся на результатах обследований рабочей силы, поскольку они проводятся по единой методологии и являются свободными от искажающего влияния административной практики регистрации безработных, складывающейся в различных странах.

Рассмотрим наиболее общие показатели безработицы.

1. Уровень официально зарегистрированной безработицы - это отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения на Основании статистических данных, рассчитанных на определенной территории в среднемесяч­ном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату (например, на конец года). Для условий среднегодовой числен­ности этот показатель рассчитывают по следующей формуле:

УЗБ = ЗБ / Э А х 100%;

УЗБ - уровень зарегистрированной на i-й территории безработицы в среднего­довом исчислении, %; ЗБ - среднегодовая численность зарегистрированных на i-й территории без­работных, человек; Э А - среднегодовая численность экономически активного населения на i-й тер­ритории, человек.

2. Уровень общей безработицы - это отношение общего числа безработных, рассчитанного на определенной территории путем вы­борочных обследований по состоянию на определенную дату, к чис­ленности экономически активного населения на эту дату. Его вы­числяют по формуле

где - уровень безработицы; - численность экономически активного населения; - численность занятых.

У б = ОБ / Э А х 100%;

У б - уровень общей безработицы на i-й территории по состоянию на опреде­ленную дату, %; ОБ - общая численность безработных, рассчитанных на i-й территории путем, выборочных обследований по состоянию на определенную дату, человек; Э А - среднегодовая численность экономически активного населения на i-й тер­ритории, человек.

3. Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы:

Uфрикц = Uфрикц/ *100%

4. Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах):

Uструкт = Uструкт/ *100%

5. Удельный вес зарегистрированной безработицы в общем числе безработных - это отношение числа зарегистрированных на опре­деленную дату безработных к общему числу безработных, рассчи­танных на i-й территории путем выборочных обследований по со­стоянию на определенную дату. Его находят по следующей формуле:

УБ = ЗБ / УБ х 100%;

УБ - удельный вес зарегистрированной безработицы в общем числе безработ­ных на i-й территории по состоянию на определенную дату, %; ЗБ - число зарегистрированных безработных на i-й территории по состоянию на определенную дату, человек.

6. Продолжительность безработицы - величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены. Эта величина описывается двумя показателями. Первый показатель свидетельствует, сколько месяцев находятся без работы все те, кто на соответствующую дату числится как безработный. Второй - сколько в среднем месяцев были без работы те лица со статусом безработного, которые в рассматриваемом периоде получили работу.

7.Важным показателем, характеризующим состояние рынка труда, является коэффициент напряженности - отношение численности незанятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в службах занятости, к количеству заявленных в службу занятости вакансий, рассчитанных на определенной территории в среднемесячном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату (например, на конец года). Для расчета показа­теля на определенную дату используют формулу

НР = НЗБ / ЗВ х 100%;

НР - коэффициент напряженности на рынке труда на i -й территории по состо­янию на определенную дату; ЗВ - количество заявленных в службу занятости населения вакансий от пред­приятий и организаций на -й территории по состоянию на определен­ную дату.

8. Во всех реформируемых экономиках переход к рынку сопровождался увеличением численности не только безработных, но и лиц, принадлежащих к экономически неактивному населению. Ослабление трудовой активности вызывалось сократившимися возможностями трудоустройства для пенсионеров, возросшими сложностями сочетать трудовую деятельность с воспитанием детей для женщин (из-за закрытия детских дошкольных учреждений и т.д.), появлением на рынке труда новой категории - отчаявшихся найти работу.

Вместе с тем это означало приближение к более рациональной модели распределения трудового потенциала общества по сферам деятельности, характерной для зрелых рыночных экономик. В бывших социалистических странах трудовая активность населения искусственно поддерживалась на сверхвысоком уровне и даже после ощутимого падения в переходный период продолжает оставаться более высокой, чем во многих странах с аналогичным уровнем развития (особенно среди женщин).

9. Показателями рынка труда являются также: уровни безрабо­тицы по отдельным категориям населения, например молодежная и женская безработица; структура безработных по полу, возрасту, семейному положению, опыту работы; продолжительность безрабо­тицы как время между днем регистрации гражданина в качестве без­работного и днем снятия его с учета в органе службы занятости по месту жительства; средняя продолжительность безработицы; мас­штабы общественных работ и обучения по направлению службы за­нятости; причины безработицы и др.

Анализируя динамику безработицы в России можно убедиться, что в до перестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда. Так с 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных в стране (в среднем на 1,6 % в год), и достигает максимального показателя в момент кризиса 1998 года – 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы: во-первых, приватизация отечественных предприятий привела к сокращению работников, происходила волна массовых увольнений; во-вторых, несостоятельность и неконкурентоспособность предприятий привела к их банкротству; в- третьих, структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы.


Рисунок 1 - Динамика уровня безработицы в России за 1992 - 2009 гг.

На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников – сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета (15 %).

Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице в России, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.

В результате в 2009 году был достигнут максимальный уровень безработных после кризиса 1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2% от экономически активного населения.

Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в сентябре 2009 г. составила 45,7 % (3,51 млн. человек), однако данный показатель снизился по сравнению с предыдущим годом на 1,6 %. Превышение доли мужчин среди безработных связано с тем, что «мужские» отрасли (такие как ВПК и др.) понесли большие потери, тогда как «женские» отрасли социального сектора (образование здравоохранение), напротив, увеличились.

По данным на 2009 год, наибольшее количество безработных приходится на возрастные группы 20 – 24 лет, в результате высокой степени неопределенности, с которой сталкивается «новичок» на рынке труда и частой сменой работы (высокий уровень фрикционной безработицы). Наименьшее – 55-59 лет в результате того, что люди предпенсионного возраста не склонны менять работу.

Среди безработных 31,4 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4 % безработных. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских.

В сентябре 2009 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников (структурная безработица), составила 16,2 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 19,8 процентов (фрикционная.

Рассматривая уровень безработицы по регионам России, можно выделить следующие группы (табл. 1). Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высокой численностью населения, но с недостаточным экономическим развитием для обеспечения трудоспособного населения работой. Низкий уровень безработицы – в промышленных регионах и в регионах, массово создающих новые рабочие места в рыночных отраслях.

Отличительной особенностью безработицы в настоящее время является ее скрытый характер. Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Северо-Востока и Дальнего Востока. Люди этих регионов склонны сами искать работу, не доверяя службе занятости. Также значительная часть населения занята в криминальной сфере.

Таблица 1 - Классификация регионов в зависимости от уровня
Группа Субъекты РФ Характеристика
1. Регион с очень высокой безработицей Южный Федеральный округ. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО, Чеченская республика. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Чеченская Республика (уровень безработицы 35,1 %) и Республика Дагестан (28 процентов)
2. Регионы со средними показателями Фактически по остроте безработицы эта группа средняя, включающая большинство регионов РФ Уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских
3. Регионы с наименее острой безработицей в стране В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты- Мансийский АО, Ямало- Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. В группу попадают Москва(0,9 %) и Санкт-Петербург(2%), а также Калининградская область. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность).

В 2010 году в России, несмотря на преодоление последствий кризиса, уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам МОТ, в сентябре этого года было 5 миллионов безработных россиян. Каждый седьмой из ста человек подпадает под определение «безработный», следовательно, уровень безработицы составляет 7 процентов. По сравнению с предыдущим годом – снижение показателя на 3,2 процентов. Однако посткризисные последствия все еще активно дают о себе знать: часть рабочей силы оказалась невостребованной, например, в связи с переходом на новые технологии в промышленности, или на электронный бухгалтерский учет.

Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся с се­редины 2004 г. в ведении Минздравсоцразвития России, и ее терри­ториальные органы проводят работу по оказанию помощи безработ­ным в поисках подходящей работы, а также ведут статистику, отражающую их деятельность. В периодически издаваемом бюлле­тене «Основные показатели деятельности органов службы занято­сти» Роструд приводит следующие данные:

■ численность ищущих работу граждан, состоящих на учете, -всего;

■ из них - лица, которым назначено пособие по безработице;

■ число лиц, поставленных на учет, - всего;

■ из них - не занятых трудовой деятельностью;

■ число лиц, признанных безработными;

■ число лиц, которым назначено пособие по безработице;

■ число лиц, снятых с учета;

■ заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках;

■ численность лиц, закончивших профессиональное обучение по направлению службы занятости, и др.

Подобные сведения даются не только в целом по стране, но и по каждому из семи федеральных округов, а также по каждому из субъектов Российской Федерации. Материалы строятся по балансо­вому методу: на начало отчетного периода, за отчетный период и на конец отчетного периода.



Безработица - явление, характерное для всех стран мира. По данным Международной организации труда, она охватывает по­чти все экономически активного населения мира, которое либо не имеет работы, либо занято неполное рабочее время.

Безработица в некото­рых промышленно развитых странах мира и странах СНГ в начале XXI в. характеризовалась данными, приведенными в табл. 2.

Обращает на себя внимание высокий уровень безработицы в странах бывшего социалистического лагеря - Польше, Болгарии, а также в бывшей республике СССР - Грузии. Показатель уровня безработицы в России, Украине, Франции и Германии сопоставим по своей величине. В таких благополучных странах, как Швейцария и Норвегия, безработица тоже имеет место, но уровень ее в 2-3 раза ниже, чем в России, Украине, Франции и Германии. США, Япония и Великобритания в начале XXI в. имели умеренный уровень безра­ботицы, хотя известны периоды, когда безработица и там была ката­строфически высокой.

Во многих развивающихся странах большинство работников трудятся на малопродуктивных рабочих местах и низкооплачиваемых работах с тяжелыми условиями труда. С октября 2008 г. и в 2009 г. в связи с мировым финансовым кризисом уровень безработицы в боль­шинстве развитых стран мира резко возрос.

Отношение к безработице как к социально-экономическому явлению не всегда было однозначным и с течением времени меня­лось. В начале XX в., когда размеры

безработицы в мировом мас­штабе были достаточно велики, считалось, что она является большим социальным злом, с которым государство должно бороться всеми средствами и методами. В середине XX в., в условиях построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился новый взгляд на безработицу как на социальное явление, которое в силу эпизоди­ческого характера не представляет серьезных проблем для государства.

В настоящее время отношение к безработице складывается в зависимости от ее вида и продолжительности. Краткосрочная фрикционная безработица имеет больше положительных моментов, чем отрицательных. Структурная - вызывается научно-техническим прогрессом и естественным процессом совершенствования произ­водства. Оба этих вида безработицы естественны и не вызывают необходимости принятия сколько-нибудь существенных мер по их предотвращению, за исключением того, что необходима организа­ция переобучения персонала в соответствии с требованиями рынка труда.

Циклическая безработица, сопровождающаяся длительной и за-
стойной ее формами, - наиболее разрушительна для общества, она
наносит населению значительный экономический, моральный и со-
циальный ущерб и требует активных мер государства по ее преодо-
лению, недопущению застойной безработицы или сокращению ее
уровня.

Длительная и застойная безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы назовем следующие:

Недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Американский экономист Артур Оукен обосновал и количественно выразил взаимосвязь между уров­нем безработицы и объемом валового национального продукта (ВНП), согласно которому превышение уровня безработицы над ее нормаль­ным естественным уровнем на 1% ведет к отставанию производства объема ВНП от его потенциального уровня на 2,5% (закон Оукена).

Значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источ­ником средств существования;

Увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Основными среди социальных последствий являются:

Усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;

Обострение криминогенной ситуации, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;

Повышение числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения (поведения с различными отклонениями);

Деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей, сокращении внешних социальных связей безработного.

В целом ситуация на российском рынке труда стабилизируется. Но на общем фоне вызывают тревогу моногорода, в которых от состояния одного или нескольких предприятий зависит благосостояние всего населения. Как и предсказывал "Труд", ситуация в них накаляется.

Кризис на рынке труда еще далеко не преодолен, но некоторые положительные тенденции налицо. Перестала расти официально регистрируемая безработица. Реальная растет, но меньшими темпами, чем было в начале года. Эксперты сходятся: летом большинству предприятий удастся обойтись без новых сокращений.

Работают антикризисные программы. Так, уже поступило более 50 тысяч заявок на материальную помощь в организации собственного дела. Об этом на днях сообщила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. По ее оценке, эти люди смогут создать до 150 тысяч рабочих мест.

Однако если в целом в стране ситуация выравнивается, в отдельных городах она вызывает особую тревогу. Сильнее всего рынок труда отреагировал на кризис в так называемых моногородах, где большая часть населения трудится на одном или нескольких предприятиях одной отрасли. "Труд" составил список городов, в которых ситуация с занятостью населения носит социально опасный характер.

Байкальск, Иркутская область, деревообработка

Каждый четвертый взрослый в городе - безработный. В центре занятости Байкальска зарегистрированы 23% экономически активного населения. Всего в городе живут 15 тысяч человек. 1300 нетрудоустроенных - с Байкальского ЦБК, местного градообразующего предприятия. Всего с октября завод покинули 1700 человек. При этом предприятие до сих пор не может расплатиться с долгами по зарплате, которые на середину апреля составляли 29 млн. рублей. 303 семьи (это около 1000 человек) подали заявление в местный отдел соцзащиты о том, что они нуждаются в продовольствии.

Пикалево, Ленинградская область

Пикалево - символ проблем цементной отрасли, которые начались еще летом прошлого года. С середины 2008-го цены на цемент упали вдвое, а объем заказов у заводов сократился на 30%. Треть экономически активного населения Пикалево сейчас сидит без работы. Всего в городе живут 22 тысячи человек. Кроме цементного в городе простаивают глиноземный и химический заводы. Жители неоднократно протестовали, в том числе и в Санкт-Петербурге. Местные власти пытаются сдержать бунт всеми доступными методами. Совсем недавно, 6 мая, для горожан устроили бесплатный концерт Петербургского театра комедии.

Череповец, Вологодская область

Общая безработица в городе около 16%, или каждый шестой взрослый. Официальная безработица - около 5%. До кризиса было в семь раз меньше - 0,7%. Оценка реальной безработицы следует из соотношения между официальной и общей безработицей в стране - 3,36 раза. Два градообразующих предприятия города, которые принадлежат "Северстали", расстались с начала кризиса в общей сложности с 9 тысячами человек из 60 тысяч сотрудников. Вакансий центра занятости немного - около тысячи на постоянную и 3,3 тысячи на общественные работы, утверждает Александр Афанасьев, глава проф-союза Череповецкого металлургического комбината. Ситуация осложняется тем, что в июне будет выпуск учащихся вузов и ссузов, для которых работы нет.

Нижний Тагил, Свердловская область

Практически в каждой семье Нижнего Тагила Свердловской области есть люди, у которых возникли проблемы на работе из-за экономического кризиса. Это данные Федерации профсоюзов Свердловской области. Около 90 тысяч жителей города, по словам председателя организации Андрея Ветлужских, либо попали под сокращение, либо работают неполный день или находятся в неоплачиваемых отпусках. В городе несколько крупных градообразующих предприятий, и у всех них сейчас трудности. Например, у Нижнетагильского металлургического комбината, Уралвагонзавода и Уралхимпласта.

Магнитогорск, Челябинская область

Общее число безработных в городе оценочно около 13,5%, если считать так же, как и в случае с Череповцом. Число безработных, зарегистрированных в службах занятости в городе, выросло за время кризиса с 0,6% до 4% за полгода, то есть без малого в восемь раз. Сейчас их около 9 тысяч человек. Зимой, чтобы встать на учет в городской центр занятости, нужно было занимать очередь на месяц вперед, а в феврале число обратившихся в службу занятости достигало 700 человек в день. В конце апреля мэру Магнитогорска Евгению Карпову пришлось отчитаться перед Владимиром Путиным о том, как город борется с безработицей.

Другие не лучше

В принципе, острой ситуацию можно назвать в любом моногороде, которых почти 500 по всей России. Например, в Челябинской области кроме Магнитогорска сложная ситуация в Миассе и Копейске. В Свердловской - в Краснотурьинске и Каменск-Уральском. Там помимо металлургических находятся еще шахты и добывающие предприятия.

Непростая ситуация в Ивановской области. Общая безработица в конце февраля, по данным Росстата, составляла рекордные 14,8%, или 80 тысяч человек. Местные службы занятости на начало мая насчитали почти 24 тысячи официальных безработных. Особенно плохая ситуация в городах региона Шуя и Ижа, считает Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. "Текстильная промышленность, которая составляет основу экономки этих населенных пунктов, вернулась в 90-е", - полагает она.

Замкнутый круг

Увольнения в этих городах бьют по всему населению. "Сокращения на градообразующих предприятиях снижают покупательскую способность населения", - рассказывает Ильгиз Валинуров, гендиректор кадрового агентства Business Connection. Уволенные покупают мало продуктов и практически не развлекаются, поэтому в городах начинают сыпаться сервис и торговля.

Кое-где ситуация плохая, но новостей оттуда поступает мало. "Губернаторы и полпреды некоторых областей и округов вместе с прокуратурой давят на предприятия, сдерживая увольнения", - рассказывает Наталья Зубаревич. Заводы отправляют людей в отпуска или переводят на сокращенную рабочую неделю.

Ситуация осложняется длительностью безработицы. "Время поиска работы в моногородах обычно больше, чем в городах с разноплановой экономикой", - объясняет Ирина Денисова, ведущий экономист ЦЭФИР. Работник деградирует без работы: или спивается, или просто теряет навык. Если антикризисные программы окажутся неэффективными, то по возобновлении экономического роста там просто некому будет работать.

Топ-5 предприятий, сокращающих персонал в моногородах

9000 человек, "Северсталь", Череповец, Вологодская обл.

3600 человек, "Урал", Миасс, Челябинская обл.

3000 человек, "Магнитогорский металлургический комбинат", Магнитогорск, Челябинская обл.

3000 человек, "Балаково резинотехника", Балаково, Саратовская обл.

2300 человек, "Алтайский трактор", Рубцовск, Алтайский край

Продолжаем разбираться, какие нарушения в применении КВР чаще всего выявляют при проверках. А заодно сформулируем правила, соблюдение которых поможет минимизировать риск разногласий с ревизорами.

Ошибка № 8. Учреждение перечисляет страховые взносы только по КВР 119

При этом вопросы отнесения работ к капитальному или текущему ремонту не относятся к компетенции бухгалтерской службы учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими «техническими» специалистами.

Предоставление разъяснений по вопросам отнесения работ к капитальному ремонту (в части ремонта объектов недвижимости) относится к компетенции Минстроя России, за которым закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (см. Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утв. ). Работы по ремонту дорог квалифицируются в качестве капремонта в соответствии с разъяснениями Минтранса России (см. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. ).

Правомерность отнесения расходов на КВР 243 или 244 на протяжении нескольких лет является основанием для привлечения должностных лиц казенных учреждений к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. При этом не исключено, что штраф может быть наложен на главного бухгалтера (решение Волгоградского областного суда от 24 февраля 2016 г. по делу № 07-277/2016).

Суды, рассматривая подобные дела, квалифицируют работы в качестве капитального или текущего ремонта исходя из положений , а также иных нормативных правовых актов, разработанных в прошлые годы, в частности, "Положения... МДС 13-14.2000", утв. , и Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. ) (см., например, решение Пермского краевого суда от 25 января 2016 г. по делу № 21-80/2016, решение Красноярского краевого суда от 2 июня 2016 г. по делу № 7Р-536/2016).

Ошибка № 10. Без достаточных оснований исполнительный лист полностью оплачен по КВР 831

Достаточно распространенная ошибка - исполнение всех судебных актов в полном объеме по КВР 831.

Например, кредиторскую задолженность по закупкам на основании судебного акта надо оплатить по КВР 200, а долг по зарплате – по КВР 100. И самое главное, не забывайте о новых положениях Указаний 65н по применению КВР при выплате компенсации за задержку зарплаты. Эту компенсацию надо относить на КВР 853 «Уплата иных платежей» как при выплате в добровольном порядке, так и на основании судебного решения ().

Все дополнительные перечисления по исполнительному листу относите на КВР 831. Например, расходы на возмещение судебных издержек истцам (госпошлины) оплачивайте по КВР 831 в увязке с КОСГУ 290.

Суд может обязать учреждение выполнить определенные действия. Если для выполнения этих действий учреждение осуществляет закупки, расходы надо относить на КВР и КОСГУ в общем порядке. Например, хранение имущества надо оплачивать по КВР 244 и КОСГУ 226 ().

Внимание!
В случае если на казенное учреждение судом наложено взыскание, КВР 831 должен применяться в увязке с разделом и подразделом, по которым предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение функционирования такого учреждения ().

Ошибка № 11. Не подтверждена принадлежность к затратам на ИКТ расходов, оплаченных по КВР 242

Указания № 65н не содержат перечня конкретных видов оборудования, материалов, работ и услуг, которые можно закупать за счет КВР 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий". Определение принадлежности расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) предметом Указаний № 65н не является. Эту принадлежность надо определять исходя из положений отраслевых нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере (). Применение кода вида расходов 242 может быть увязано с соответствующим Планом информатизации.

Внимание!
Возможность применения КВР при исполнении бюджета публично-правового образования определяется его финансовым органом (). Указаниями № 65н установлен порядок применения КВР 242 на федеральном уровне. При этом бюджетные и автономные учреждения расходы на закупки в сфере ИКТ должны отражать по КВР 244 ().

В Бюджетной смете казенного учреждения могут быть предусмотрены расходы в сфере ИКТ по КВР 242. Однако в Плане (документе) по информатизации в явном виде далеко не всегда указано, что по КВР 242 в текущем году можно провести определенные закупки (приобрести конкретные виды оборудования, услуг и т.п.).

В этом случае обращайтесь за разъяснениями к ГРБС (РБС). Именно ваши вышестоящие организации с учетом ваших предложений готовили обоснования (расчеты), в соответствии с которыми в смете учреждения появился КВР 242 ().

Если на уровне ГРБС (РБС) решить вопрос не получается, запрос может быть направлен в уполномоченный отраслевой орган. На федеральном уровне таким органом является Минкомсвязи России ( , письмо Минфина России от 25 июля 2016 г. № 02-05-10/43381). С этим же органом, возможно, придется согласовывать увеличение ЛБО по КВР 242 (см. предпоследний абзац письма Минфина России и Федерального казначейства от 22 января 2016 г. №№ 02-03-08/2260, 07-04-05/05-47).

Одни и те же расходы в сфере ИКТ в зависимости от ряда обстоятельств можно отражать в учете как по КВР 242, так и по КВР 244. Допустим, в организации принято решение о приобретении сервера или сетевого принтера. Как выбрать КВР для таких расходов? При соблюдении нескольких несложных правил Вы без труда сделаете правильный выбор.

1. Применять КВР 242 обязаны:

2. Расходы в сфере ИКТ относят на КВР 244:

3. Объекты, аналогичные включаемым в сферу ИКТ (с учетом монтажных и пусконаладочных работ), можно приобретать в рамках капвложений согласно сводному сметному расчету по КВР 410 "Бюджетные инвестиции".

Ошибка № 12. Нарушен порядок применения КВР 410 при строительстве "под ключ"

В настоящее время существует практика оплаты за счет бюджетных инвестиций движимого имущества (предметов мебели, бытовой техники, мягкого инвентаря и т.п.), которым укомплектован объект недвижимости при строительстве "под ключ". Такие действия учреждений в ряде случаев проверяющие могут рассматривать в качестве нецелевого использования бюджетных средств. Даже включение стоимости этого движимого имущества в сметный расчет не всегда являлось достаточным основанием для освобождения должностных лиц от ответственности, так как по сути сметный расчет не является правовым основанием предоставления бюджетных средств.

Аргументом в пользу учреждения в подобной ситуации служит наличие «спорных» направлений расходов непосредственно в государственной (муниципальной) целевой программе, в рамках которой осуществляется строительство "под ключ", независимо от того, на какие коды классификации расходов РФ могли быть отнесены расходы, связанные с приобретением (изготовление) объектов нефинансовых активов при расходовании бюджетных средств вне такой программы ().

В то же время поступившие в рамках строительства «под ключ» объекты имущества, неразрывно несвязанные с самим объектом недвижимости, не могут быть приняты к учету в составе единого инвентарного объекта. Первоначальную стоимость таких объектов имущества формируйте на соответствующих счетах 0 106 30 000 "Вложения в иное движимое имущество учреждения" ().

Внимание!
В качестве нецелевого использования бюджетных средств проверяющие могут квалифицировать отнесение учреждением на КВР группы 400 расходов на охрану объекта недвижимости, незавершенного строительством (Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 февраля 2016 г. по делу № 12-57/2016).

Ошибка № 13. Применен КВР 113 или КВР 123 когда речь идет о закупке

Расходы, связанные с привлечением физических лиц для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудового или гражданско-правого договора, согласно Указаниям № 65н относятся на КВР 113 или 123. Перечень лиц, выплаты которым отражаются по КВР 113 и 123, остается открытым. При этом возможность применения КВР 113 или 123 зависит от статуса организации госсектора, которая осуществляет выплаты в пользу привлекаемых лиц. Так, указанные расходы госоргана (органа местного самоуправления) отражаются по КВР 123, а учреждения – по КВР 113 ().

Внимание!
Далеко не всегда расходы, связанные с исполнением отдельных полномочий привлекаемыми в этих целях лицами, могут быть отнесены на 113 или 123 КВР. Так, например, за услуги, оказанные «назначенным» адвокатом, может быть выставлен счет юридическим лицом. Соответственно, расходы должны быть отражены по КВР 244 (см., например, ). Кроме того, услуги физических лиц (переводчиков, специалистов, экспертов, адвокатов и иных специалистов), независимо от наличия договора, но исходя из целевого назначения услуг, также подлежат оплате по КВР 244 (п. 5.3.2.2 Приложения № 3 к ). Типичный пример таких расходов – расходы, понесенные в соответствии с Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утв. .

Ошибка № 14. Некорректно выбран КВР при перечислении задатков и обеспечений

Перечисление обеспечения заявки казенного учреждения, выступающего в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), на участие в конкурсе или аукционе в соответствии со статьей 44 Закона № 44-ФЗ следует отражать по соответствующему разделу (подразделу), целевой статье, в рамках которых предусмотрены ЛБО на финансовое обеспечение выполнения функций учреждением, в увязке с КВР 853. Исключение из данного правила – задаток за участие в аукционе по продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной (муниципальной собственности), перечисление которого отражается по соответствующему КВР группы 410 (п. 5.3.2.4 Приложения № 3 к ).

Внимание!
Операции по перечислению сумм в обеспечение заявок на участие в конкурсе или аукционе, а также в обеспечение исполнения обязательств бюджетными и автономными учреждениями, выступающими в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), не являются «расходными», и, соответственно, в разрезе КВР не отражаются.


Владимир Пименов
, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

Приобретаются компьютеры, расходные материалы к оргтехнике, комплектующие - детали, узлы (мониторы, системные блоки, клавиатуры), телефонные аппараты. Все перечисленные виды оборудования указаны в муниципальном плане по информатизации. Финансовым органом муниципалитета принято решение о применении КВР 242. В бюджетных сметах получателей средств муниципального бюджета предусмотрены расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по КВР 242. Лимиты бюджетных обязательств в необходимом объеме доведены по КВР 242.
По какому виду расходов отразить приобретение компьютера, расходных материалов к оргтехнике, комплектующих - деталей, узлов (мониторов, системных блоков, клавиатур), телефонных аппаратов в учете получателей средств бюджета муниципального бюджета (органа местного самоуправления, казенного муниципального учреждения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение компьютеров, расходных материалов к оргтехнике, комплектующих - деталей, узлов (мониторов, системных блоков, клавиатур), телефонных аппаратов в учете получателей средств бюджета муниципального бюджета (органа местного самоуправления, казенного муниципального учреждения) в рассматриваемой ситуации могут быть осуществлены по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".

Обоснование вывода:
Согласно описанию вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" (пункт 5.1.2 "Виды расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правила их применения" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Указания N 65н)) по данному виду расходов отражаются расходы местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом муниципального образования о применении вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".
При этом отнесение расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере ( Минфина России от 04.07.2016 N 02-05-10/38905).
Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационно-коммуникационных технологий находятся в компетенции Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, осуществляющего их в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418.
Вместе с тем необходимо отметить, что согласно требованиям пункта 5.1.2 Указаний N 65н:
- расходы, относящиеся к сфере информационно-коммуникационных технологий, следует отражать по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий";
- расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, не отнесенных к элементам видов расходов 241-243 подгруппы 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", - по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Одни и те же расходы в сфере ИКТ в зависимости от ряда обстоятельств можно отражать в учете как по КВР 242, так и по КВР 244.
В рассматриваемой ситуации все перечисленные виды оборудования указаны в муниципальном плане по информатизации. Финансовым органом муниципалитета принято решение о применении КВР 242. В Бюджетных сметах получателей средств муниципального бюджета предусмотрены расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по КВР 242. Лимиты бюджетных обязательств в необходимом объеме доведены по КВР 242. Все перечисленные условия позволяют сделать вывод о том, что в рассматриваемой ситуации расходы на приобретение компьютеров, расходных материалов к оргтехнике, комплектующих - деталей, узлов (мониторов, системных блоков, клавиатур), телефонных аппаратов в учете получателей средств бюджета муниципального бюджета (органа местного самоуправления, казенного муниципального учреждения) обоснованно могут быть осуществлены по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".
Если в Плане (документе) по информатизации в явном виде не указано, что по КВР 242 в текущем году можно провести определенные закупки (приобрести конкретные виды оборудования, услуг и т.п.).
В этом случае следует обратиться за разъяснениями к ГРБС (РБС). Именно указанные вышестоящие организации с учетом предложений получателей средств муниципального бюджета готовят обоснования (расчеты), в соответствии с которыми в смете получателя появляется КВР 242. Если на уровне ГРБС (РБС) решить вопрос не получается, запрос может быть направлен в уполномоченный отраслевой орган (на федеральном уровне - в Минкомсвязи России). С этим же органом, возможно, придется согласовывать увеличение ЛБО по КВР 242 (предпоследний абзац письма Минфина России и Федерального казначейства от 22.01.2016 NN 02-03-08/2260, 07-04-05/05-47).
Обратите внимание: при применении тех или иных кодов видов расходов и кодов классификации операций сектора государственного управления муниципальными бюджетными и автономными учреждениями должна применяться их увязка, представленная в приложении 5.1 к Указаниям N 65н с учетом перечня видов расходов, применяемых бюджетными (автономными) учреждениями, в соответствии с Информацией Минфина России от 31.05.2016. Информацией Минфина России от 31.05.2016 применение вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" бюджетными и автономными учреждениями не предусмотрено.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- . Порядок применения кодов видов расходов;
- . Подгруппа видов расходов 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...