Бюджет прожиточного минимума семьи из 4 человек. Уровень и качество жизни


Уровень жизни оценивается как обеспеченность населения жизненными благами и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах. Система показателей уровня жизни , рекомендуемая ООН, включает: рождаемость, смертность и другие демографические характеристики; санитарно–гигиенические условия жизни; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека. Уровень жизни можно определить путем сопоставления фактического уровня обеспечения населения продуктами питания, промышленными товарами, услугами, жильем и т.д. с "потребительской корзиной ", которая включает набор благ и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления (минимальные – "черта бедности" или рациональный – наиболее благоприятный для человека) среднего жителя страны. Она формируется по основным статьям расходов: питание, одеяла, белье, обувь, предметы санитарии, гигиены, лекарства, мебель, жилище и коммунальные услуги, транспорт, связь, налоги, обязательные платежи. Мин. ПК" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой мин. допустимый потребительский набор, снижение которого социально не приемле­мо. Она лежит в основе определения среднедушевого минимального потребитель­ского бюджета и прожиточного минимума. Среднедушевой среднемесячный мин. потребительский бюджет определяется в РБ как 1/4 от мин. потребительского бюджета для семьи из 4 человек.

Прожиточный минимум - это размер денежного дохода, удов­летворяющий мин. допустимые потребности. Он является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим груп­пам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта опре­деляется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек за предшествующий квартал. От мин. уровня потребления следует отличать физио­логический мин. потребления, который необходим для физи­ческого существования человека.



Качество жизни населения характеризуют следующие показатели: условия и безопасность труда; наличие и возможности использования свободного времени; культурный и образовательный уровень населения; физическое развитие и продолжительность жизни; личная и имущественная безопасность. С 1990 года среди комбинированных показателей особенно выделился ИРЧП индекс развития человеческого потенциала. Он оценивается на основе: ожидаемой продолжительности жизни; уровня образованности; реального душевого ВВП. По этому индексу в 1994 году 1–е место занимала Канада, а последнее – Нигер. Республика Беларусь в 1998 году среди обследованных стран мира была на 57–м месте.

93. Доходы населения и проблемы их распределения в рыночной эко­номике. Кривая Лоренца. Проблема неравенства доходов.

Доходы – сумма денежных средств, получаемая за определенный промежуток времени и предназначенная для приобретения товаров и услуг. Существуют:

Номинальный доход - сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и изменения цен. Располагаемый доход – сумма номинального дохода после вычета налогов. Реальный доход – количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. Основные каналы поступления доходов: трудовые доходы работников (оплата физических и умственных способностей людей), предпринимательский доход, доходы от собственности в виде % по вкладам, дивидендов, ренты, социализированные доходы, поступающие независимо от трудового вклада (пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию), доходы от теневой экономики.

В западной экономической теории выделяют 4 точки зрения на справедливость в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный подход означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Роулсианский подход предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества. Утилитарный подход основан на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми. Рыночный принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Персональное распределение доходов населения можно измерить на основе методологии Парето–Лоренца–Джини. Согласно «закону Парето» между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, иначе говоря, персональное распределение доходов устойчиво неравномерно, причем уровень неравномерности в распределении доходов – «коэффициент Парето» – в разных странах приблизительно одинаков.

Чтобы построить кривую Лоренца по горизонтальной оси откладывают долю всего населения, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной – долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть населения (или часть семей). Соединение долей дохода и семей в общем доходе для различного процента населения дает кривую Лоренца, отражающую фактическое распределение полученного дохода между отдельными группами людей.

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов населения. Если вычислить площадь, образованную между прямой ОЕ и кривой OABCDE, и разделить ее на площадь треугольника OEF, то получим показатель, измеряющий уровень неравенства, называемый коэффициентом Джини. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов. Среди причин неравномерности распределения доходов выделяют: различия в способностях (физических и интеллектуальных), различия в образовании и квалификации, трудолюбии и мотивации, профессиональную инициативность и склонность к риску, происхождение, размер и состав семьи, владение собственностью и положение на рынке, удачу, везение и дискриминацию.

В Беларуси установлены размеры минимальных потребительских бюджетов в средних ценах марта 2010 года для разных социально-демографических групп населения.
Эти нормативы будут действовать с 1 мая по 31 июля текущего года, сообщила

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Начальник отдела комплексных проблем развития социально-трудовой сферы Министерства труда и социальной защиты Тамара Рак.

Среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек с 1 мая нынешнего года составит Br440 тыс. 600 в расчете на месяц (с 1 февраля по 30 апреля 2010 года - Br395 тыс. 20, с 1 ноября 2009 года по 31 января 2010-го - Br387 тыс. 690). МПБ семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Новый МПБ семьи из четырех человек увеличился на 11,5%. Это обусловлено двумя факторами: ростом цен на товары и тарифов на услуги, входящие в потребительские корзины, а также пересмотром состава потребительских корзин, отметила представитель Минтруда и соцзащиты.

"В соответствии с законодательством потребительские корзины пересматриваются не реже 1 раза в пять лет, - сказала Тамара Рак. - Поэтому такая работа была проведена еще в 2009 году (предыдущий пересмотр был в 2004 году), а соответствующее постановление министерства вступило в силу с 1 марта 2010 года".

Продуктовые наборы для всех групп населения пересмотрены с учетом разработок Министерства здравоохранения. Подверглась корректировке и структура непродовольственных товаров. "Из потребительских корзин исключены неприобретаемые товары, например, бак для стирки белья заменен на стиральную машину, - пояснила начальник отдела комплексных проблем развития социально-трудовой сферы. - Кроме того, уменьшены сроки службы белья, одежды".

Кстати, за счет пересмотра потребительских корзин МПБ семьи из четырех человек увеличился приблизительно на 8% по сравнению с ныне действующим социальным нормативом.

По словам специалиста, число социально-демографических групп населения, для которых устанавливается МПБ, уменьшено с 18 до 8. Итак, с 1 мая по 31 июля в Беларуси действуют следующие минимальные потребительские бюджеты: семьи из четырех человек - Br440 тыс. 600 в расчете на месяц, молодой семьи с одним ребенком - Br455 тыс. 500, трудоспособного населения - Br555 тыс. 650, пенсионеров - Br461 тыс. 700, студентов - Br433 тыс. 930, детей в возрасте до 3-х лет - Br344 тыс. 830, детей в возрасте от 3 до 6 лет - Br423 тыс. 10, детей в возрасте от 6 до 18 лет - Br492 тыс. 290.

В соответствии с законодательством минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

Основные статьи расходов среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек в ценах марта 2010 года следующие: продукты питания - 54,6%, одежда, белье, обувь - 18,3%, оплата жилья и коммунальные услуги - 9,9%, бытовые услуги, транспорт, связь - 6,2%, предметы санитарии, гигиены, лекарственные средства - 1,9%.

Для кого все это обилие социальных нормативов? Для человека без специальных экономических знаний бюджет прожиточного минимума и минимальный потребительский бюджет - "один и тот же звук". Тем не менее, эксперты говорят, что лучше с ними, чем без них. Такие нормативы, как "базовая величина", "минималка", тарифная ставка первого разряда влияют не столько на штрафы, которые не хотелось бы никогда платить, и рядовые платежи вроде замены паспорта, сколько на зарплату и уровень жизни в целом. Итак, что есть что.

Бюджет прожиточного минимума

Теоретически - это денежный минимум, который необходим человеку, чтобы выжить. Он утверждается правительством ежеквартально и зависит от цен последнего месяца каждого квартала. Причем, рассчитывается БПМ отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров, студентов, детей до 3 лет и детей от 3 до 16 (в среднем на душу населения).

Как часто меняется: Последний раз БПМ повысили 1 февраля текущего года на 4,9% по сравнению с прошлым БМП. До 30 апреля включительно он будет равен в среднем 296 870 рублей. Так, для трудоспособного населения БПМ установлен в размере 324 550 рублей, для пенсионеров - 262 210 рублей, для детей после 16 лет и студентов - 316 070 рублей, для детей в возрасте от 3 до 16 лет - 361 310 рублей, для детей в возрасте до 3 лет - 262 040 рублей.

На что влияет БПМ: На размер детских пособий и помощи малообеспеченным гражданам и семьям, на суммы удержания средств с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы. БПМ используют в качестве базы для расчета минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий (в процентах от БМП или кратных величинах).

По информации Минтруда и соцзащиты структура БПМ состоит из следующих статей расходов (в ценах декабря 2010 года):

В %-ном соотношении

В денежном выражении
(в расчете
на трудоспособного
гражданина)

продукты питания

178 178 рублей

плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги

предметы гардероба

бытовые и транспортные услуги

товары бытового и хозяйственного назначения

взносы и платежи

предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

Получается, что для трудоспособного гражданина нашей синеокой минимум, который потребуется для приобретения предметов первой необходимости, санитарии и лекарств - это 7140 рублей. Купить прокладки и валерьянки, что еще можно на эту сумму?

Минимальный потребительский бюджет

Его часто путают с бюджетом прожиточного минимума. Это "расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека", поясняют в Министерстве труда и соцзащиты. Как и бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет утверждается ежеквартально.

В понятие минимального потребительского бюджета входит помимо всего того, что входит в бюджет прожиточного минимума, еще и затраты на культурно-просветительные мероприятия и отдых. Им в структуре расходов выделяют всего 1,8%.

Как часто меняется: С 1 февраля "среднедушевой МПБ" семьи из 4-х человек составляет 480 690 руб.

Молодой семьи с одним ребенком - 495 230 руб.

Трудоспособного населения - 615 120 руб.

Пенсионеров - 495 090 руб.

Студентов - 466 800 руб.

Детей в возрасте до 3-х лет - 381 020 руб.;

Детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет - 463 980 руб.;

Детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет - 538 850 руб.

В %-ном
соотношении

В денежном
выражении

продукты питания

262 457 рублей

одежда, белье, обувь

пользование жилым помещением и коммунальные услуги

бытовые услуги, транспорт, связь

предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения

культурно-просветительные мероприятия и отдых

взносы и платежи

предметы санитарии, гигиены, лекарства

Интересно, как можно культурно просветиться "члену семьи из 4-х человек" на 8652 в месяц? Ждем ваших вариантов на форуме.

На что влияет МПБ: например, среднедушевой МПБ семьи из 4 человек берут за основу для определения права на получение льготных кредитов и субсидий на строительство, на приобретение недвижимости. Также служит для определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат.

Разницу между БПМ и МПБ поясняет бывший министр труда Александр Соснов:

- Бюджет прожиточного минимума - это уровень физиологического выживания, уровень потребления человеком (выраженный в деньгах) потребительской корзины, которая позволит ему выжить. Минимальный потребительский бюджет - это уровень социального выживания, при котором человек сможет не только жить, но и работать, заводить детей (не растить).

Базовая величина

На сегодня "базовая" является универсальным мерилом для различного рода платежей. Ее размер устанавливает Совет министров.

На что влияет: размеры штрафов, сборов и других платежей. К базовой величине в Беларуси привязаны и размеры социальных выплат, например, пособий и стипендий, и разного рода штрафы, а также ставки государственной пошлины и арендной платы. Так, ровно половину базовой величины придется заплатить за изготовление нового паспорта или водительского удостоверения. Кроме того, исходя из размера базовой величины рассчитывается арендная плата при сдаче в аренду объектов, находящихся в государственной собственности.

Как часто меняется: последний раз базовая величина повышалась в 2007 году, и с 1 декабря 2007 года ее размер составляет 35 000 рублей.

Как изменялась "базовая" с 2002 по 2007 гг.


Минимальная заработная плата

Это низшая граница оплаты труда работников. Для расчета минимальной зарплаты в нашей стране учитывают как "потребности работника в материальных благах и услугах", так и "экономические возможности республиканского и местных бюджетов и нанимателей". Также берут в расчет соотношение между размером МЗП и бюджетом прожиточного минимума и минимальным потребительским бюджетом, "обеспечивая при этом ежегодное поэтапное сближение их размеров", говорится на сайте Министерства труда и соцзащиты.

На практике чем богаче страна и ее бюджет, тем выше может быть установлена минимальная заработная плата. В Беларуси "минималка" меньше, чем у ближайших соседей - Украины, России, Польши, Литвы. В Польше, например, эта сумма выше в 5 раз, и работнику не могут заплатить менее 300 евро в месяц.

Сегодня МЗП в Беларуси хоть и превышает бюджет прожиточного минимума, равный в среднем 297 тысячам, но не дотягивает до минимального потребительского бюджета на 20 000 рублей (на примере семьи из четырех человек). А, например, по данным на 1 января 2009 года "минималка" в 229 700 рублей была ниже бюджета прожиточного минимум на 13 тысяч, т.е. теоретически людям (будем верить, что таких действительно единицы), получающим минимум за свой труд, не хватило бы зарплаты на то, чтобы элементарно выжить.

Как часто меняется: Размер минимальной зарплаты устанавливается указом президента. С 1 января месячная минимальная заработная плата установлена в размере 460 000 рублей, часовая - 2 710 рублей. В прошлом году "минималка" поднималась дважды: с 1 января и с 1 ноября.

Как изменялась минимальная зарплата с 2000 по 2011 годы (в долларах и рублях)?


Динамика месячной и часовой минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2011 годы в белорусских рублях и долларах США

Дата, с которой
установлен размер
МЗП

Размер месячной
МЗП в белорусских
рублях

Размер месячной
МЗП в долларах
США

Размер часовой
МЗП в белорусских
рублях

Mojazarplata.by .

Для бюджетных организаций и пользующимися дотациями размер тарифной ставки определяет правительство, для иных организаций - устанавливает наниматель (если работает профсоюз - согласовывает с ним).

На что влияет: на размер заработной платы работников. По закону ни один из нанимателей не имеет права выплачивать работникам заработную плату ниже, чем это предусмотрено республиканскими тарифами.

В 2010 тарифная ставка увеличивалась трижды: таким образом, установленная 1 декабря 2008 года тарифная ставка в 77 тысяч рублей, 1 ноября 2010 года выросла до 118 тысяч.

Последнее повышение, по подсчетам специалистов, позволило повысить заработную плату работникам бюджетной сферы в среднем на 30% (в абсолютном размере на Br135 тыс). "Зарплата работников бюджетной сферы, тарифицируемых с 1-го по 12-й разряд, превысит минимальный потребительский бюджет, что усилит социальную защищенность таких работников", - в конце прошлого года министр труда и социальной защиты Беларуси Марианна Щеткина.

Динамика установленной правительством Беларуси тарифной ставки первого разряда

За всю историю человечества, начиная от самых древних империй и зарождения политических и экономических институтов и заканчивая современным обществом, информация о положении населения имеет первостепенное значение. Именно она отражает уровень развития государства.

Новое время - новые понятия

Развитие современного общества сопровождалось возникновением социально-экономических институтов. Вместе с этим совершенствовалась система анализа уровня жизни. Исключительно физиологические нужды с течением времени отодвигались на задний план, а область удовлетворения общих потребностей населения выходила на первые позиции. К концу 19-го века существенно изменился социально-демографический профиль планеты, резко увеличилась производительность и образованность людей. Все это привело к появлению качественно новых потребностей при оценке бытовых условий населения. Наступало время крупномасштабных войн и технологического прорыва. В этот период оценка имела все большее экономическое и политическое значение. С появлением новых статистических, социологических, математических методов понятие "уровень жизни" вышло на новую ступень.

Основные социальные нормативы

Сегодня к ним относят:

  • Минимальные зарплату и пособие по нетрудоспособности (временной), компенсации по безработице для трудоспособных граждан, социальные и трудовые пенсии для инвалидов, нетрудоспособных, пожилых лиц.
  • Стипендии учащимся, разовые или регулярные выплаты малообеспеченным категориям населения.

В комплексе они формируют систему минимальных соцгарантий. Их обеспечение - обязанность государства. Население имеет право на получение минимальной зарплаты, трудовой пенсии, страховых выплат, в числе которых пособия по болезни, безработице, уходу за малолетними детьми, беременности и родам и так далее, а также необходимых бесплатных услуг в области культуры, здравоохранения и образования. Стержнем социальной политики государства выступает Именно с ним должны взаимодействовать все прочие социальные гарантии и стандарты.

Расходно-доходные статьи: общие сведения, классификация

Формирование статей и их последующее сопоставление имеет большое значение для эффективного ведения любого хозяйства. По полученным результатам делается вывод о том, насколько выгодной и полезной является деятельность, и какие необходимо произвести изменения для улучшения положения. В соответствии со степенью удовлетворения нужд различают:


Достаточно широко применяется минимальный потребительский бюджет. Его составляют, как правило, те, кто ведет домашнее хозяйство. К примеру, минимальный потребительский бюджет семьи из 4 человек представляет собой таблицу. В одной ее части приводятся все доходы, которые были получены за конкретный период, а в другой - расходы за это же время. Иным способом составляется усредненный бюджет. В этом случае приводятся доходы и расходы средние по стране. При этом учитывается потребительская корзина. И минимальный потребительский бюджет, и усредненный, и реальный составляются в соответствии со статистическими данными, полученными в ходе специальных исследований доходов и расходов. Как правило, изучение проводится раз в квартал. Минимальный потребительский бюджет РФ составляется по данным статистических исследований в городах с населением более ста тысяч, в 32 малых и средних поселениях, 58 сельских пунктах. В целом изучается порядка пяти тысяч домашних хозяйств.

Расчет минимального потребительского бюджета

При определении показателей используются следующие методы:

  1. Нормативный. В этом случае за основу принимаются нормы потребления услуг и товаров, а также их фактическая стоимость.
  2. Статистический. Используя этот метод, минимальный потребительский бюджет составляется исходя из доходов, которые реально есть в распоряжении населения.
  3. Комбинированный. В этом случае учитываются нормативы на питание и фактические расходы на прочие статьи.
  4. Субъективный. Этот метод основывается на общественном мнении и опросе экспертов.
  5. Ресурсный. Минимальный потребительский бюджет в этом случае составляется в соответствии с возможностями государства обеспечить гражданам удовлетворение нужд первой необходимости.

Расходно-доходные статьи могут формироваться не только для определенных групп населения, но и для тех или иных районов страны.

Минимальный потребительский бюджет России

Каждому периоду характерен тот или иной уровень материальной обеспеченности, при котором рабочей силы и населения будет протекать нормально. При составлении расходно-доходных статей в них могут включаться различные услуги и товары. То, что входит в минимальный потребительский бюджет, считается предметами первой необходимости, посредством которых могут удовлетворяться важнейшие нужды. В частности, к ним относят обувь, белье, продукты питания, одежду, санитарно-гигиенические принадлежности, лекарства и так далее. Величина минимального потребительского бюджета зависит от уровня, на котором находятся страны. В большинстве случаев составление статей осуществляется посредством умножения нормативов и норм на розничную стоимость. Если же они отсутствуют, то за основу берут косвенные данные. В качестве базы, на которой стоит отечественная система материальной обеспеченности, выступает минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум. Различия между ними состоят в стоимостной оценке структуры и объемов распределения продуктов. Понятие минимального потребительского бюджета предусматривает, кроме прочего, учет расходов на некоторые духовные нужды. В целом, он включает в себя затраты на более широкий спектр услуг и товаров. Поэтому размер минимального потребительского бюджета больше в 3-4 раза.

Социально-экономическое положение населения

Достаточно большое значение в характеристике уровня жизни имел постепенный переход от "среднестатистических граждан" к домашнему хозяйству. Оно стало центральным объектом всех социальных исследований. Способствовало этому принятие в 1992-м году методологии национальной системы счетов. В ней население впервые было определено как полноправный субъект макроэкономических построений. Для получения обоснованной оценки социально-экономического уровня необходимо учесть, что минимальный потребительский бюджет связан с категорией определенного доходно-имущественного и социально-демографического развития. Сегодня значительно повысились внимание и требования к обеспеченности населения.

Анализ ситуации

Оценка уровня жизни проводится по муниципальному образованию в целом. При этом учитываются:

  • Накопленное имущество.
  • Стандарты качества жизни, принятые обществом относительно оценки доходов.
  • Денежные сбережения.
  • Расходы и потребление населения.
  • Обеспеченность объектами культуры, торговли, ЖКХ, искусства, связи, транспорта, бытового обслуживания, просвещения, здравоохранения и так далее.
  • Состояние защиты уязвимых групп.
  • Объем потребления непродовольственной продукции.

В системе оценки используются показатели:

  • Средней зарплаты.
  • Прожиточный минимум определенных
  • Покупательной способности со ср. з/п и пенсией.
  • Минимального потребительского бюджета по определенным демографическим категориям населения.
  • Денежных расходов и доходов основных групп граждан.
  • Численности и доли граждан, среднедушевой доход которых меньше, чем физиологический (прожиточный) минимум и минимальный потребительский бюджет.
  • Распределения продуктов питания по домашним хозяйствам, имеющим разный доход.

Важнейший индикатор

В качестве него выступает прожиточный минимум. Толкование этого определения дается в Методических положениях статистики. Его показатель, для определения которого за основу берется минимальный потребительский бюджет, связан с категорией социальных гарантий государства. Он выражает физиологические нужды человека первой необходимости. Прожиточный минимум определяет уровень потребления услуг и товаров, который считается достаточным для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Сфера применения

Прожиточный минимум, кроме того что связан с системой соцгарантий государства, используется при определении порога бедности, выступает в качестве основы для установления и дифференциации оплаты труда, пенсии, разного рода пособий и компенсаций. Его применяют при расчетах льгот для нуждающихся граждан.

Взаимосвязь элементов

Определение прожиточного минимума, как выше было сказано, осуществляется с использованием показателей минимального потребительского бюджета. В данном случае во внимание принимается уровень доходов, который позволяет удовлетворить нужды человека в соответствии с физиологическими нормами. Они, в свою очередь, должны покрывать затраты энергии организма для развития и роста детей, жизнедеятельности взрослых, сохранения здоровья в преклонном возрасте и расходы на прочие услуги и товары первой необходимости. Минимальный потребительский бюджет устанавливается в зависимости от возраста, пола и места нахождения и постоянной деятельности человека. Его сумма периодически пересматривается в соответствии с динамикой цен. Для его определения большое значение имеет стоимость потребительской корзины.

Основные стандарты

Набор продуктов устанавливается в соответствии с минимальным размером потребления Институтом питания при участии ВОЗ. Минимальная корзина дифференцируется по 8-ми природно-климатическим зонам. Разделение территории проведено в соответствии с количественной оценкой факторов, которые определяют культурные и материальные нужды населения в зависимости от условий, в которых пребывает население. Нормативы по и услугам, а также обязательные платежи устанавливаются согласно доле затрат семей, имеющих низкий доход. В качестве информационной базы выступают материалы исследования структуры расходов 10% населения с самой низкой обеспеченностью.

Оценка благосостояния

Для формирования благоприятных условий для воспроизводства необходимо не только эффективно вести домашнее хозяйство, но и грамотно планировать минимальный потребительский бюджет. Семьи из 4 человек могут иметь следующие доходы:

  • Зарплата.
  • Доход от собственности.
  • Предпринимательская прибыль.
  • Государственные дотации (пенсия, пособие, стипендия, бесплатные услуги).
  • Поступления из иных источников (наследство, например).

В расходную часть могут включаться следующие статьи:


Наибольший объем поступлений среди доходов имеют в большинстве семей зарплата и коммерческая прибыль. Обычно именно они определяют благосостояние семьи. Следующим по значимости выступает прибыль от собственности. Это может быть рента, арендная плата, дивиденды, проценты и так далее. Что касается расходов, то первое место в них занимают траты на продовольствие. В семьях, доход которых ниже минимума, они составляют порядка 60-90 %, а в высокодоходных - 42 %. В США, для сравнения, показатель находится на уровне 25.4 %, в Японии - 25-30 %. Согласно исследованиям, проведенным американскими специалистами, объем отечественного потребления на начало 90-х гг. составил 34.4 % от уровня в Америке, по одежде - 39 %, а по продуктам - 54 %. Составляя бюджет, следует учесть, что множество расходов совершенно необоснованны. Например, отечественные экономисты установили, что к началу 90-х годов выбрасывалось порядка 15-20 % хлебобулочных изделий. После роста цен население стало относиться к ним более бережно. Что касается иных продуктов (мяса, молока), то среднестатистическая семья по собственной вине теряет порядка 4-12 %

Установленные нормы

Понятие "потребительская корзина" впервые было введено в 1992-м году Указом Президента. Тогда предполагалось, что это временная мера на период кризиса. При установлении корзины исходили из того, что население имеет какие-то продовольственные запасы, ведет хозяйство. ФЗ, регламентирующий ее составление, приняли в марте 2006-го года. Согласно акту, в корзине была увеличена доля мясо- и рыбопродуктов, молока, яиц, сахара и фруктов. При этом были снижены нормы потребления картофеля и хлеба. По словам доктора Батурина, корзина не предназначена для того, чтобы питаться таким образом. Она представляет собой только экономический стандарт, который показывает, что при минимальном потребительском бюджете можно составить нормальный по медицинским показателям ежедневный рацион, в пределах которого можно вполне обеспечить здоровое состояние.

В заключение

Основной целью любого современного общества выступает улучшение жизни населения. Государство должно обеспечивать благоприятные условия для здоровой, безопасной, продолжительной и благополучной жизни. Это возможно только в случае создания социально-экономической стабильности в обществе. Нормативы, принятые за рубежом, значительно отличаются от отечественных. При этом стоит обратить внимание на то, что на еду в развитых странах тратится меньше половины доходов. Большая же часть из них направляется на оплату коммунальных услуг и жилья. Что касается российской потребительской корзины, то она также кардинально отличается от западной. На ее основе устанавливается МРОТ и пособия. Минимальный потребительский бюджет также далек от идеала. Дело в том, что он зависит от многих показателей - той же корзины, МРОТ и так далее.

Минимальный потребительский бюджет - расходы потребителей на приобретение товаров и услуг, удовлетворяющих их главные физиологические, социальные и культурные запросы. В Республике Беларусь минимальный потребительский бюджет для каждой из основных социально-демографических групп населения разрабатывает и утверждает Министерство труда и соцзащиты.

МБП определялся как социальный норматив, основа для построения социально-экономических прогнозов, разработки мероприятий по поддержке социально уязвимых слоев населения. Тогда же было применено понятие - научно обоснованного набора товаров и услуг, обеспечивающих населению определенный уровень жизни. Таким образом, минимальный потребительский бюджет выступал как стоимостное выражение потребительской корзины в средних ценах во всех видах торговли. МПБ отражает представление госорганов его разрабатывающих о материальной стороне жизни некоего усредненного гражданина с коррекцией по возрасту, семейному положению и способности к труду.

Выделяются шесть групп населения и два вида семей:

Социально-демографические группы: лица способные к труду, пенсионеры, студенты, дети младше трех лет, дети от трех до шести лет, дети и подростки от шести до восемнадцати лет. Семьи из четырех человек и молодые семьи с одним ребенком. Здесь предполагаются полные семьи с двумя родителями.

До 2010 года количество таких групп было больше - граждане всех возрастов делились еще и по половому признаку, подростки с четырнадцати до восемнадцати лет были самостоятельной категорией, различались молодые семьи с одним и двумя детьми. После 2010 года дифференциация приобрела нынешний вид.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 января 2019 г. № 5 утверждены размеры минимальных потребительских бюджетов для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава в средних ценах декабря 2018 года в расчете на месяц на период с 1 февраля по 30 апреля 2019 года:

  • трудоспособное население - 451 белорусский рубль;
  • пенсионеры - 353 белорусских рубля 52 копейки;
  • студенты - 333 белорусских рубля 88 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет - 284 белорусских рубля 17 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет - 373 белорусских рубля 58 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет - 382 белорусских рубля 31 копейка;
  • семья из четырех человек - 351 белорусский рубль 28 копеек;
  • молодая семья из трех человек - 382 белорусских рубля 11 копеек.
  • продукты питания - 48,6%,
  • одежда, белье, обувь - 19,1%,
  • жилищно-коммунальные услуги - 8,3%,
  • бытовые услуги, транспорт, связь - 9,1%,
  • мебель, предметы культурно-бытового и хозназначения - 9,0%,
  • культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,4%,
  • взносы и платежи - 2,1%,
  • лекарства, предметы санитарии и гигиены - 2,4%.

Как видно в приведённой структуре, покупка и содержание личного автомобиля, строительство жилья и приобретение недвижимости, а также наличие вредных привычек, (как то употребление алкоголя или курение) и требующих постоянного лечения болезней не предусматривается. Не включаются расходы на образование, оборону, содержание инфраструктуры, все то, что финансируется гражданами косвенно, а не прямыми платежами. В процессе постоянных корректировок публикуемая структура минимального потребительского бюджета и состав потребительской корзины приближается к представлениям жителей республики о собственном быте, к примеру, реже встречаются откровенные несоответствия, вроде исчисляемого десятилетиями срока пользования верхней одеждой, появлявшиеся в девяностые.

Таким образом, минимальный потребительский бюджет отражает не реально существующие у жителей Беларуси расходы, но те из них, которые предполагаются достаточными для поддержания здоровья, нормального социально-культурного состояния и воспроизводства населения.

Из Закона Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» следует пересмотр состава и структуры МПБ должен производиться не реже одного раза в пять лет.

В 2015 году структура МПБ пересмотрена Постановлением Министерства труда и социальной защиты № 107 от 29 декабря 2014 г. «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 декабря 2009 г. № 146». По результатам анализа фактического потребления населением товаров и услуг за 2013 год, существующая структура МПБ и состав потребительских корзин был признан соответствующим реальному потреблению. Наиболее заметным нововведением можно считать признание необходимости сотовой связи и, соответственно, расходов на нее и приобретение мобильного телефона. В состав затрат на сотовую связь включен не только голосовой трафик, но и доступ в сеть интернет. Отметим, что эта потребность признается значимой за студентами и трудящимся населением, что в целом соответствует действительности. Корректировка коснулась также товаров для детей, например включение детской коляски, одежды и обуви.

Вступившие в силу с 1 апреля 2015 года изменения в структуру и объем минимального потребительского бюджета приводят к увеличению его в стоимостном выражении на 4,8-0,9% для разных категорий. В частности для семьи из четырех человек на 3,9%.

Установление уровня МПБ служит не для выявления малообеспеченных граждан, но для исследования и прогнозирования объема и структуры потребления основной массой населения республики. Как правило, это лица, не нуждающиеся в дополнительной материальной поддержке постоянно, но имеющие потребность в помощи в виде и пр., например, на приобретение и реконструкцию жилья.

Также минимальные потребительские бюджеты применяются для сравнительной оценки и прогнозирования уровня жизни населения, платежеспособного спроса, необходимости поддержки и социальных гарантий.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...