На что можно использовать деньги в кассе. Новые правила получения и расходования из кассы наличных денег


4.1. Социально-правовой и Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью в России.

Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности.

Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением Уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер.

Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями.

Как отмечает В.В. Лунеев, «…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности 13» .

___________________________________________________________________________________________________________

13. – Лунеев В.В.: «Углубление социального контроля преступности», материалы круглого стола, Государство и право 1999 г., стр. 63

Однако, по мнению автора курсовой работы, не следует все же принижать действенность и результативность Уголовно-правовой сферы контроля за экономической преступностью, в частности в аспекте рассматриваемой темы внешнеэкономической деятельности.

Как было отмечено ранее, в настоящее время теневая деятельность в сфере ВЭД приняла видимость полностью легальных сделок с предоставлением в государственные таможенные органы пакета поддельных (измененных) документов, подтверждающих якобы полную легитимность производимых действий: инвойсы поставщика с недостоверно указанными ценами на товары и их номенклатурой.

В качестве поставщика выступают оффшорные фирмы, не ведущие никакой реальной торговой деятельности и используемые исключительно для создания ее видимости.

Паспорта сделок, в качестве контрагентов в которых указаны вышеперечисленные оффшорные компании и российские фирмы «прокладки», осуществляющие таможенные платежи при оформлении товаров.

Контракты между указанными компаниями на поставку товаров. То есть при первичном рассмотрении данных документов сложно выявить факты осуществления незаконной деятельности.

Зарубежные и отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и взаимообусловленность между гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в сфере экономики.

Они имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликатной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность.

Поэтому эффективная борьба с менее опасными видами правонарушениями - административными, гражданско-правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики.

И как видно из всего вышеизложенного, социально-правовой контроль конечно необходим, но только в обязательной связке с Уголовно-правовым.

И в настоящее время, по мнению автора курсовой работы, именно Уголовно-правовой аспект контроля обеспечивает наибольшую эффективность в борьбе с экономической преступностью вообще и с преступностью в сфере внешнеэкономической деятельности в частности.

Но при этом все таки необходимо отметить, что важным условием эффективного контроля над экономической преступностью является именно гармоничное и сбалансированное сочетание действенного социально-правового, уголовно правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдения фундаментальных прав человека.

4.2. Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики.

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики. Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Негативные последствия воплощения данного подхода на лицо:

Масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса - с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков» - хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

Второй подход - репрессивный. Данный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы вышеописанного - либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать разработку законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».

Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не

удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем,

во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт, но и практика преобразований в России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела. Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему.

Под пресс попадают прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх мизерных окладов. Причем поведение этих «накрываемых» карающими статьями закона лиц спрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат на время кампании крупные покупки. Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрести благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для шантажа и устранения конкурентов. Став фактором поощрения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовному миру.

В общем, поскольку в законе упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков» - хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы.

Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых по уровню доходов групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе.

Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер можно оценить как «относительно низкий», а уровень сопротивления - как «относительно высокий».

В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики» - хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства.

Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под «дамокловым мечом», причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, «теневик» - хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за «крышу»). Экономические последствия этих поборов для предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются не государственным, а «частным» рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта резко нарастает стремление «спать спокойно».

Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе «теневая», имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже «теневики» - хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши. Как пример можно привести консолидацию и «высветление» активов при выводе компании на так называемое IPO - первичное размещение акций на фондовой бирже.

Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств.

Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Рядом экономистов предложена программа действий, основные положения которой:

Стимулирование безналичного денежного оборота.

Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обналичивающим их, можно учитывать часть уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;

Запрет на бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

Децентрализация и укрепление судебных и правоохранительных органов, закрепление за соответствующими институтами части налоговых доходов;

Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию.

В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство.

Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Только лишь карательные меры к «теневикам» приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, стоящая перед правительством и ведущими экономистами в нашей стране.

Значительное упрощение процесса решения многих проблем в отношениях предпринимателей и властей может быть достигнуто за счет использования в работе принципов антикоррупционной стратегии. Эта стратегия позволяет структурировать и системно организовать антикоррупционную деятельность отдельных предпринимателей или их объединений. В ней заложены основы повышения эффективности деятельности такого рода и снижения индивидуальных потерь предпринимателей от участия в антикоррупционной деятельности.

Весь комплекс предлагаемых к внедрению мер может быть разделен на три взаимосвязанные группы.

I. Меры, корректирующие собственную практику ведения бизнеса предпринимателем.

Данная группа мер ориентирована на изменение каждодневной практики взаимодействия отдельных предпринимателей и представителей различных государственных и муниципальных структур. Для предпринимателей важно следовать следующим принципам в своей работе и взаимодействии с властями:

  • – максимально стремиться следовать действующим нормам – это единственный способ лишить оснований требования взяток и обрести независимость от власти;
  • – знать законы и иные нормативные акты, регулирующие деятельность своего бизнеса и контрольные функции властных органов, так как очень часто чиновники не очень хороню осведомлены о деталях правового регулирования своей деятельности и деятельности предпринимателей и в случае аргументированного и подкрепленного фактами несогласия предпринимателя "забывают" о первоначальных претензиях;
  • – следить за изменениями в законах и иных нормативных актах – часто чиновники ссылаются на утратившие силу правовые нормы, регулирующие деятельность бизнеса, и в таких ситуациях это эффективный способ противодействия необоснованным претензиям;
  • – использовать "книги учета контрольных проверок" – по отзывам некоторых предпринимателей, это хороший способ контроля частоты проверок, создающий хотя бы какие-то преграды на пути бесконтрольных и бессистемных проверок;
  • – искать и перенимать имеющийся опыт эффективного индивидуального взаимодействия с властями;
  • – стремиться к объединению усилий с другими предпринимателями, активизировать поиск общих интересов с другими предпринимателями (необязательно работающими в той же сфере деятельности).

II. Комплекс мер для совместной деятельности предпринимателей.

Эта группа мер является наиболее важным элементом антикоррупционной стратегии и ориентирована в первую очередь на организации предпринимателей (ассоциации, объединения и т.п.). Дело в том, что противодействие коррупции со стороны предпринимателей в их взаимоотношениях с органами власти и государственного или муниципального управления может быть эффективным, только если оно будет коллективным. В противном случае предприниматель, реализующий антикоррупционную стратегию поведения, вынужден принимать все давление и недовольство коррумпированных чиновников на себя. (Как известно, у властей самого разного уровня практически всегда имеются репрессивные механизмы и инструменты подавления недовольства своей деятельностью.) В то же время он действует во благо всем другим предпринимателям, так как пытается изменить неэффективные коррупционные методы работы государственного аппарата на более эффективные некоррупционные методы. Следовательно, такой предприниматель имеет право рассчитывать на поддержку со стороны других предпринимателей.

Среди первоочередных мероприятий, которые рекомендуется реализовать в ближайшее время, необходимо выделить следующие.

  • 1. Информирование власти о том, что работающий успешный бизнес ей выгоден, мотивирование власти на сотрудничество с бизнесом в сфере противодействия коррупции. Это достаточно сложно, но осуществимо.
  • 2. Создание среды постоянной комфортной корпоративной коммуникации. Это очень важно для обеспечения регулярного обмена информацией между предпринимателями.
  • 3. Коллекционирование и распространение опыта "позитивных образцов" антикоррупционного поведения. Эго позволит существенно повысить "сопротивляемость" предпринимателей внешнему давлению.
  • 4. Разработка, внедрение и контроль выполнения стандартов деловой этики, а также наложение санкций на их нарушителей. Коллективная организация предпринимателей должна быть инициатором повышения этического уровня ведения бизнеса в регионе и осуществлять определенный контроль над соответствием деятельности своих членов этим принципам морали и этики.
  • 5. Единая служба мониторинга изменений законодательства и доведения необходимой информации до членов ассоциаций.
  • 6. Развитие служб "быстрого юридического реагирования", которые предоставляли бы моментальную юридическую консультацию по телефону или с выездом на место – своеобразная "скорая юридическая помощь" в ситуациях, когда права и интересы предпринимателей оказываются ущемленными.
  • 7. Реализация возможностей коллективной защиты отдельных предпринимателей в судах и административных разбирательствах со стороны ассоциаций бизнеса. Для этого, возможно, необходимо будет создавать организации, занимающиеся юридической защитой предпринимателей. Оплата их услуг может быть как централизованной (непосредственно через ассоциации), так и индивидуальной (на основе льготных расценок для членов бизнес-объединений).
  • 8. Комплекс семинаров, круглых столов и тренингов по повышению квалификации (экономические, юридические, бухгалтерские и другие аспекты деятельности) руководителей малого бизнеса. На практические семинары по конкретным темам можно приглашать чиновников из профильных государственных структур. На таких семинарах можно добиваться получения практической информации и рекомендаций по легальному решению тех или иных вопросов. Кроме того, это позволит раньше узнавать и лучше подготавливаться к предстоящим изменениям в практике работы органов.
  • 9. Социально-психологические тренинги для руководителей малого бизнеса по созданию нужного климата в коллективе.
  • 10. Усиление влияния на общественное мнение и чиновников через СМИ – основной ресурс гражданского общества, посредством которого оно может влиять на власть.

Следует также определить меры, требующие больше времени на подготовку.

  • 1. Централизация социальной благотворительности на местном уровне – финансирование праздников, благоустройство территорий и т.п. через централизованные фонды.
  • 2. Давление на власть с целью повышения прозрачности и обеспечения доступности информации по следующим проблемам: а) муниципальная и региональная собственность на землю и на недвижимость; б) сделки с землей; в) перевод из жилого жилищного фонда в нежилой; г) распределение нежилых помещений; д) конкурсы, тендеры на заказы и закупки.
  • 3. Создание специальных экспертных советов предпринимателей при законодательных и исполнительных органах власти с целью проведения оценок и экспертиз решений этих органов власти, касающихся бизнеса. Влиятельность таких экспертных советов будет зависеть от эффективности, профессионализма и активности ассоциаций бизнеса.
  • 4. Одним из направлений деятельности экспертных советов бизнеса является проведение постоянных антикоррупционных экспертиз всех законопроектов и нормативных документов, рассматриваемых органами власти и затрагивающих интересы предпринимательства. В этом случае будет снижаться возможность принятия органами власти решений, изначально способствующих развитию и расширению практики коррупции.
  • 5. Предоставление льготных коммерческих займов малому бизнесу. Условия предоставления таких займов должны быть посильны соответствующим категориям предпринимателей и дополнять возможности администраций различных уровней управления, а также банковской системы по фактическому кредитованию бизнеса. На начальном этапе такого рода проекты не будут рентабельными, но спустя некоторое время будут вполне способны приносить прибыль их владельцу.
  • 6. Дополнительным антикоррупционным эффектом такого рода проектов будет быстрый и объективный аудит компаний, обращающихся за предоставлением им займов, со стороны бизнес-сообщества. Даже если не будет реализовано небанковское кредитование малого бизнеса, практика общественного аудита очень важна, так как позволит демонстрировать (или проверять) честность и прозрачность организаций – членов бизнес-ассоциации.
  • 7. Возможно развитие совместной с властями деятельности по созданию бизнес-центров, в которых "молодому" или развивающемуся бизнесу предоставлялась бы комплексная помощь в решении различных организационных вопросов (регистрация, оформление, аренда, ведение бухучета и др.). Задача таких структур – упростить вхождение на рынок для начинающих предпринимателей. В этом можно заинтересовать власти, которым подобные акции также важны: больше бизнеса – больше известности, политических дивидендов, налоговых поступлений, рабочих мест, ресурсов для решения социальных вопросов и пр.
  • 8. Сбор информации и организация правового преследования должностных лиц, нарушающих законодательство и законные интересы предпринимателей.
  • 9. Организация повышения квалификации (на уровне региона) чиновников тех органов, которые постоянно контактируют с бизнесом, а также, в качестве следующего шага, – подготовка кадров для государственного и особенно муниципального управления.

В реализации коллективных мер антикоррупционной стратегии общественной организации бизнесменов предлагается сначала заключить с властью оглашение общего характера, которое включало бы заявление о намерениях совместно противодействовать коррупции и содержало бы несколько направлений деятельности. Главное условие – предельная публичность. Первым шагом должно стать информирование общества о созданном партнерстве. Затем, пока еще не затихла волна общественного интереса, выдвигается какое-либо стартовое предложение. Власть начнет его анализировать. Пока она этим занята, надо выдвигать следующее предложение. Все мероприятия необходимо осуществлять максимально публично, чтобы у власти было меньше возможностей отказаться от первоначальных обязательств.

III. Стратегические меры политического и управленческого характера.

Системное противодействие коррупции в регионах требует принятия и исполнения многих решений на федеральном уровне государственного управления. В перспективе бизнес должен рассматривать и такие направления деятельности, связанные с проблемами, существенно влияющими на эффективность антикоррупционной политики в регионе:

  • – обоснование и лоббирование ассоциациями бизнеса перераспределения налогов в регионе и на муниципальном уровне;
  • – проведение согласованных акций, направленных против крупных коррупционеров, в частных СМИ;
  • – участие ассоциаций бизнеса в выборах с поддержкой антикоррупционных программ и кандидатов, занятых противодействием коррупции;
  • – формирование союзов между низовыми организациями бизнеса и федеральными партиями для захвата власти на низовом уровне и защиты этой власти;
  • – осуществление ассоциациями бизнеса и некоммерческими организациями контроля бюджетных расходов органов государственного и муниципального управления.

Увеличение масштабов теневой экономики с большой вероятностью ведет к сокращению государственных доходов, что, в свою очередь, снижает качество и количество производимых государством товаров и услуг. В конечном счете это может приводить к повышению налоговых ставок для компаний и физических лиц, которое достаточно часто сопровождается снижением качества предоставляемых государством общественных благ – таких как дороги и больницы – и ухудшением управления этими благами.

Вместе с тем две трети доходов, полученных в теневой экономике, сразу же расходуется в официальной. Это может стимулировать развитие официальной экономики и приводить к дополнительному общему экономическому росту. Таким образом, рост теневой экономики сказывается на всех. При этом трудно оценить общий эффект роста теневого сектора на официальную экономику.

Слабое и произвольное обеспечение законов и нормативных актов правовой санкцией стимулирует теневую экономическую деятельность. Полученные выводы подчеркивают значение укрепления государственности и правовых институтов для ограничения как коррупции, так и связанной с ней теневой экономической деятельности.

Успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления. Экономическая безопасность государства должна формироваться на всех уровнях: государства, предприятия, личности. Чем выше социальная ответственность бизнеса и уровень духовности и морали общества, тем ниже уровень теневой экономики и коррупции в государстве и тем выше уровень экономической безопасности на всех уровнях.

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.


Рис.3. Методы борьбы с «теневой экономикой»

1. Радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991– начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.

Его результаты:

· критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти;

· подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса.

2. В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий:

· расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ;

· формирование системы тотального контроля и доносительства;

· общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.

В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать

источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.



Для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики также нужен порядок в проведении хозяйственных операций и большая эффективность работы правоохранительных органов.

К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести:

Теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.

Для реализации оптимизирования масштабов теневой экономики России возможны следующие меры:

Постоянная корректировка правово-хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму;

Налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства;

Реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;

Освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;

Упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;

Перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи;

Введение в практику так называемых «доходных индульгенций» – юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим за рубежом «новым русским» с целью возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы;

Создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций;

Наконец, не обойтись и без налаживания общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля, например, путем открытия доступа к данным о правонарушениях в сфере экономики.

Также как основные направления противоборства с теневой экономикой можно рассматривать следующие меры, направленные на изменение ментальных стереотипов:

Формирование позитивного образа легальной хозяйственной деятельности – представлений о бизнесе как сфере честной конкуренции и социальной ответственности, а не соревнований в обмане;

Формирование негативного образа теневой экономики – осуждающего отношения к тем видам хозяйственной деятельности, которые связаны с нарушением закона;

Формирование представлений о дозволенности и моральности инициативной помощи рядовых граждан правоохранительным органам в пресечении теневой экономической деятельности.

Важность этих мер доказывается от противного – демонстрацией того, что в современном российском обществе преобладают противоположные тенденции, что и создает ощущение «неискоренимости» теневых отношений

Заключение

В настоящее время теневая экономика – предмет значительного числа научных работ и публикаций. Природа теневой экономики определяется деятельностью экономических агентов, стремящихся максимизировать доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов и размером соответствующих санкций.

По оценке масштабов видно, что теневая экономика в России достаточно развита. К настоящему времени в России сложилась система правового обеспечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений.

Один из основных недостатков действующего российского законодательства – отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.

Для устранения имеющихся недостатков законодательства, а также в целях прогнозирования, появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо на государственном уровне создать систему криминологической экспертизы, разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.


Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Латов. – М.: Норма, 2006. – С. 14.

Козлова Е.В., Пузанова Л.А. Экономическая сущность теневой экономики и ее последствия / Е.В. Козлова // Проблемы экономики, финансов и управления производством. – 2012. – № 31. – С. 5.

Никитина И.А. Теневая экономика: понятие и структура / И.А. Никитина // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2007. – № 1 (10). – С. 120 –126.

Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Латов. – М.: Норма, 2006. – С.15.

Трифонов А.Ю. Универсальные причины теневой экономики / А.Ю. Трифонов // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2010. – № 1. – С.78.

Тарасов М. Усиление росли государства по ограничению теневой экономики в России / М.Тарасов // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – №2. – С. 19-20.

Руцкой А.В. Экономическая преступность / А.В. Руцкой // Духовное наследие. – 2010. – №2 (6). – С. 8-9.

РБК. Глава Минфина оценил теневой сектор экономики РФ в 15-20% от ВВП. URL: http://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtml (дата обращения 10.12.13)

Испания по-русски. Доходы теневой экономики Испании составляют почти пятую часть ее ВВП. URL: http://www.espanarusa.com/article.sdf/ru/news/economia/362666 (дата обращения 10.12.13)

РБК. Глава Минфина оценил теневой сектор экономики РФ в 15-20% от ВВП. URL: http://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtml (дата обращения 10.12.13)

Бурдуков П.Тайны рыночной экономики / П.Бурдуков // Финансовый контроль. – 2009. – № 10. – С.90-95.

Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование / С.М. Ечмаков. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 209.

Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики / И.М. Аблаев // ЭКО. – 2004. – №2. – С.21-37.

Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова. – М.: Дело, 2008. – С.121.

Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила / В.О. Исправников. – М.: «Российский экономический журнал», Фонд «За экономическую грамотность», 2006. – с.13-27.

Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова. – М.: Дело, 2008. – С.121.В.К.Сенчагова. - М.: Дело, 2008. – с.122.

Преодоление кризиса в экономике, в котором оказались станы СНГ в последние годы, борьба с организованной преступностью, переход к рынку - все эти и другие проблемы современного развития тесно связаны и требуют своего разрешения.

Теневая экономика, как выяснили, по-своему неделимая система, имеющая глубокие общественные предпосылки. Поэтому ни одна ее составляющая не может быть ликвидирована сама по себе.

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

  • - реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
  • - ужесточение борьбы с коррупцией;
  • - меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
  • - выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
  • - усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.

Существующие меры регулирования теневого рынка можно разделить на две группы: экономические и административные.

Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики (приложение Б). Итак, следует рассмотреть каждый из данных методов.

Административные методы включают в себя организационно-управленческие меры, которые связаны с созданием специальной сети институтов по мониторингу, анализу и ограничению теневой деятельности, и правовые меры, т.е. меры прямого регулирования теневой экономики путем установления норм, правил и ограничений за нарушение которых предусматривается система наказаний, санкций.

Экономические методы, в основном, не имеют запретительного характера, а также являются косвенными регуляторами и направлены на стимулирование ограничения теневой деятельности. А именно - совершенствование налоговой системы, повышение риска теневой занятости, экономические санкции за нарушение законов и обеспечение максимально простоты процедуры регистрации предприятий и другие факторы .

Существует два подхода к борьбе с теневой экономикой:

Первый - радикально-либеральный, связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания .

В настоящее время, широкое распространение получило такое определение как экономическая безопасность, которая трактуется как выживаемость национальной экономики в условиях кризиса и как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене. Именно конкурентоспособность является наиболее объективным критерием жизнеспособности рыночной экономики в условиях мирного развития. Экономическую безопасность следует считать важнейшей качественной характеристикой экономической системы, которая обеспечивает способность поддерживать нормальные условия жизни населения, бесперебойное обеспечение ресурсами народного хозяйства, и последовательную реализацию государственных интересов.

Важнейшей базой, определения критериев и параметров, которые отвечают требованиям экономической безопасности стран СНГ, являются:

Для ликвидации теневой экономики необходимо проводить сбалансированную внешнеэкономическую политику, которая предполагает удовлетворение потребностей внутреннего рынка, и защиту отечественных производителей.

В настоящее время легализация "теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику, -- едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя "в тень" и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к "теневикам" -- предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить эти средства работать для общего дела -- задача, достойная истинных реформаторов.

Примерно такое же положение и с коррупцией: бороться с ней можно единственным способом -- уничтожая условия её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов.

В настоящее время, экономика стран СНГ имеет элементы дезорганизованности, и характеризуется очень низкой управляемостью, технологической отсталостью и неэффективностью. В странах СНГ, на этапе становления рыночных отношений, наблюдается неустойчивость социально-экономического положения.

Поэтому, можно сделать вывод, что наличие всякого рода «опасностей» является одним из необходимых условий развития рыночной экономики. Никто не будет спорить с тем, что у государств - участников СНГ, отсутствует продуманный план работы в области экономической безопасности .

В настоящее время экономика государств - участников СНГ имеет переходной характер.

Статкомитетом СНГ будет проводиться и дальнейшая работа в этой области. Так, в конце 2000 года были разработаны «Рекомендации по совершенствованию расчетов теневой экономики» на основе «Вопросника об оценках теневой экономики в странах СНГ».

Несомненно, деятельность Статкомитета СНГ является чрезвычайно важной в рамках определения объемов теневой экономики в странах СНГ, однако подписание и ратификация разработанных этой организацией документов носит рекомендательный характер, что не может не оттягивать решение проблемы теневого сектора в странах Содружества.

Таким образом, можно подытожить и выяснить, что государственное вмешательство с целью регулирования теневой экономики целесообразно при ее определенном уровне. И его нахождение имеет важное прикладное значение и будет способствовать принятию более эффективных управленческих решений по руководству экономикой страны, а адекватная оценка, в свою очередь позволит проводить последовательную макроэкономическую политику .

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...