Меры по борьбе с теневой экономикой. Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой


О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики, как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).

Попробуем выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:

  • 1. Финансово-экономические: несовершенство налоговой системы - до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель - 25-30% (наши расчёты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли); несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительской приватизации и олигархического капитала - речь не о «раскулачивании олигархов», а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности); продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий).
  • 2. Правовые существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности при избыточном регулировании открытой деловой активности; отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов; слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью - это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон); отсутствие государственной программы жёсткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере.
  • 3. Административные: отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса; запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив; местничество и мздоимство чиновников.
  • 4. Общественно-политические: неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике; недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций) .

Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путём реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества. Основными в этой системе мер должны стать следующие решения и мероприятия:

  • 1. Проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
  • 2. Компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству акциями банков и корпораций;
  • 3. Введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
  • 4. Установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
  • 5. Стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
  • 6 Проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
  • 7. Введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
  • 8. Проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
  • 9. Формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего - судебной, системы;
  • 10. Ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере.
  • 11. Законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).

На законодательном уровне понятие экономической безопасности в России было сформулировано в 1995 г. в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». В нем данный вид безопасности определялся как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Становление и развитие рыночных отношений в России, либерализация внешнеэкономической деятельности, открытость ее экономики, а также меры, предпринятые по интеграции в мировую экономическую и финансово-кредитную системы, существенно обострили проблему экономической безопасности Российской Федерации.

Экономическая безопасность -- это способность государства поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами и необходимыми средствами народное хозяйство, силовые структуры и спецслужбы, защиту национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз.

К потенциальным угрозам экономической безопасности в указе были отнесены экономическое расслоение населения страны, проблема растущих сепаратистских настроений в регионах, проблемы негативного характера, связанные со структурной перестройкой промышленности, захват иностранными компаниями российских рынков и скупка российских предприятий, криминализация общества и государства. Впоследствии руководство страны причислило к угрозам экономической безопасности отсутствие правового поля, адекватного новым социально-экономическим условиям, а также контроля в сфере экономики.

В структуре экономической безопасности российские ученые и специалисты, как правило, выделяют три важнейших элемента: хозяйственную независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.

Экономическая безопасность тесно связана с важнейшими характеристиками экономической системы, поэтому государства с той или иной степенью развития рыночной экономики сталкиваются с проблемой обеспечения своей экономической безопасности ввиду угроз внутреннего и внешнего порядка .

Практика государственного строительства показала, что создание в государстве единого органа, обеспечивающего государственную, в том числе и экономическую, безопасность, таких служб, как Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации РФ и др., не привело к ожидаемым результатам в деле борьбы с преступностью. Отсутствие надлежащей координации деятельности правоохранительных органов, единой информационной системы, явно недостаточное финансирование и, как следствие, отток подготовленных кадров из правоохранительной системы привели к усилению организованных преступных формирований.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 с 1 июня 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции РФ, и в структуре центрального аппарата МВД РФ создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. Основными ее задачами стали выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики и налоговых преступлений, осуществление комплексного анализа информации о состоянии преступности в сфере экономики и налогообложения, подготовка предложений по основным направлениям государственной политики в борьбе с преступлениями в этих сферах, организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий. Согласно исследованиям, проведенным за последние пять лет, наиболее значимое место в структуре выявленных компетентными государственными правоохранительными органами экономических преступлений занимают следующие виды преступлений:

преступления против собственности -- около 10%;

преступления в сфере экономической деятельности -- около 25%;

преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях -- около 15%;

преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления -- около 25%.

Треть (35,6%) от общего числа выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления .

Анализ показывает, что предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На прошедшем в 2004 г. Всероссийском форуме «Стратегия обеспечения национальной безопасности РФ в современном мире», было отмечено, что экономическая безопасность нашей страны выходит на первый план. Глобальные процессы, связанные с переделом мира, тесно связаны с экономикой и финансами. Россия, обладающая значительным ресурсным потенциалом, становится все более привлекательной для экономической экспансии на фоне стремительного развития международной преступности и терроризма, наркотизации многих регионов земного шара. Энергичные меры, предпринятые президентом и его администрацией, а также Правительством РФ, позволили значительно укрепить экономическое положение России, уменьшить остроту угроз ее экономической безопасности. Выступая на расширенном заседании Госсовета с программной речью «О стратегии развития России до 2020 года», В.В. Путин отметил, что за последние восемь лет объем иностранных инвестиций вырос в семь раз, а капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. -- в 22 раза. Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в пять раз. Реальные доходы людей выросли в 2,5 раза. Пенсии -- также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в два раза.

Несмотря на то, что в целом наметилась положительная динамика снижения инфляции, она значительно превысила прогнозные показатели. Так, инфляция в России по данным Росстата в процентах по годам выглядит следующим образом: 2001 г. -- 18,6%;. 2002 г. -- 15,1%; 2003 г. -- 12%; 2004 г. -- 11,7%; 2005 г. -- 10,9%: 2006 г. -- 9%; 2007 г. -- 11,9%; 2008 г. -- 15% .

В стране остается недопустимо высокий уровень теневой экономики. Ее масштабы по разным методикам подсчета составляют от 30-40% до 80% от всей экономики (использование двойной бухгалтерии, «черный нал», откаты чиновникам, другой нелегальный инструментарий). Теневая экономика представляет собой реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, поскольку выводит значительную часть экономики страны из-под контроля государства, способствует криминализации отечественной экономики и выступает как один из основных источников финансовой подпитки организованных преступных групп и сообществ, террористических и экстремистских формирований и организаций .

Серьезная проблема, подрывающая экономическую безопасность страны, -- коррупция. Выступая на пресс-конференции в Кремле, В.В. Путин подчеркнул, что коррупция всегда сопровождает развивающиеся рынки и развивающиеся страны. Нужно повышать денежное содержание чиновников, развивать институты гражданского общества и свободу средств массовой информации, совершенствовать законодательство.

В связи с проведением административной реформы и развитием новейших технологий исключительное значение в обеспечении экономической безопасности государства приобретает реформа банковской системы. Сегодня по статистике до 90% всех преступлений в банковской сфере совершаются при непосредственном участии собственных сотрудников. Усиливается процесс страхования банков от криминальных рисков. Из всех участков банковской деятельности криминальным воздействиям наиболее подвержены расчетно-платежные операции. Как заявил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.Г. Аксаков, чиновники, торгующие служебной информацией, будут поставлены вне закона .

В ближайшей перспективе обеспечение экономической безопасности -- приоритетное направление политики государства. Сегодня государственная политика Российской Федерации в указанной сфере включает расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, создание благоприятных условий для участия России в международном разделении труда, усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей, повышение эффективности борьбы с теневой экономикой.

Чрезвычайно важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных, особенно долларовых, заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. Многополярный мир должен иметь многополярную валютную систему, в которой Россия займет достойное место.

Все эти меры, безусловно, должны способствовать укреплению экономической безопасности России .

В настоящее время в Росси сложились два основных подхода к решению проблемы теневой экономики. Первый - либерально-попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, по мнению И. М. Аблаева, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансов - промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшим эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса - с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.

Другой подход - репрессивный - возник как реакция на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб в Министерства финансов РФ; улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта “О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам ”. Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показывать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При это не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы.

Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только “теневиков-хозяйственников”, но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

Очевидна необходимость разработки Федеральной программы государственного регулирования теневой экономики. Думается, что деятельность “теневиков - хозяйственников” возможно, направить на укрепление отечественного производства, в том числе путем активизации инвестиционной деятельности.

Для реализации такой политики, необходимы следующие меры.

Постоянная корректировка правово - хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму.

Введение в практику так называемых “доходных индульгенций” - юридических документов, подтверждающих легализацию денежных средств.

Создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций.

Не обойтись и без налаживания общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Генезис и векторы развития теневой экономики. Феномен теневой экономики в интерпретациях марксизма, институционализма, неолиберализма. Особенности развития теневого бизнеса в России. Законодательные меры борьбы с данной проблемой современного общества.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2015

    Роль и место собственника в управлении бизнесом. "Идеальная" модель деятельности владельца бизнеса. Достоинства и недостатки разных способов управления бизнесом. Сущность модели финансового контроля, основанной на стратегии внутреннего инвестора.

    реферат , добавлен 03.10.2014

    Теневая экономика. Предпосылки возникновения. Сущность, виды и формы. Анализ объемов и структуры теневой экономики в СНГ. Методы борьбы. Особенности проявления и макроэкономические последствия теневой экономики в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2006

    Экономические методы борьбы с криминальной предпринимательской деятельностью (теневой экономикой). Классификация финансового контроля. Валютное регулирование в Беларуси. Законодательные акты, позволяющие контролировать использование полученных доходов.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2015

    Критерии, сущность и понятие малого бизнеса, проблемы, стоящие перед российским государством и бизнесом. Основные показатели уровня развитости предпринимательства. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса и предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Особенности развития инфляции. Рост цен в России в 2008 г. по товарным группам. Общее понятие об агфляции. Способы борьбы с инфляцией, кейнсианские рекомендации. Способы "спасения" от дефицита бюджета. Инфляционная политика государства на 2008-2011 гг.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2013

    Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.

    Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

    • - реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
    • - ужесточение борьбы с коррупцией;
    • - меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
    • - выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
    • - усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.

    Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "теневой" экономики. Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода, налицо: отмеченные выше критические масштабы теневой составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

    Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие в России Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта "О государственном контроле над соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить доходные действительные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания "теневой" части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество.

    В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению "теневой" деятельности в легальную. То экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

    Формируя концептуальную основу линии в отношении "теневой" экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно - распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.

    С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

    В настоящее время легализация "теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику, - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя "в тень" и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к "теневикам" - предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов.

    Примерно такое же положение и с коррупцией: бороться с ней можно единственным способом - уничтожая условия её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов.

    Итак, в России параллельно легальной экономике существует теневая экономика, сопоставимая с ней по масштабам. При этом в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной легальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создав особые условия работы предприятий на территории всего бывшего Советского Союза. В сложившейся ситуации можно говорить даже о «теневом порядке» постсоветского пространства. Вряд ли эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения в короткое время. Стоит рассчитывать на постепенную эволюцию теневых отношений, смягчение и легализацию некоторых из них, а также медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм при условии, что этот процесс будет находиться под пристальным вниманием государственных структур и носить подконтрольный, регулируемый характер. Это должно привести в будущем к изменению характера взаимоотношений в экономике России.

    Преодоление кризиса в экономике, в котором оказались станы СНГ в последние годы, борьба с организованной преступностью, переход к рынку - все эти и другие проблемы современного развития тесно связаны и требуют своего разрешения.

    Теневая экономика, как выяснили, по-своему неделимая система, имеющая глубокие общественные предпосылки. Поэтому ни одна ее составляющая не может быть ликвидирована сама по себе.

    Борьба с теневым сектором экономики представляет собой более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

    • - реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
    • - ужесточение борьбы с коррупцией;
    • - меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
    • - выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
    • - усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.

    Существующие меры регулирования теневого рынка можно разделить на две группы: экономические и административные.

    Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики (приложение Б). Итак, следует рассмотреть каждый из данных методов.

    Административные методы включают в себя организационно-управленческие меры, которые связаны с созданием специальной сети институтов по мониторингу, анализу и ограничению теневой деятельности, и правовые меры, т.е. меры прямого регулирования теневой экономики путем установления норм, правил и ограничений за нарушение которых предусматривается система наказаний, санкций.

    Экономические методы, в основном, не имеют запретительного характера, а также являются косвенными регуляторами и направлены на стимулирование ограничения теневой деятельности. А именно - совершенствование налоговой системы, повышение риска теневой занятости, экономические санкции за нарушение законов и обеспечение максимально простоты процедуры регистрации предприятий и другие факторы .

    Существует два подхода к борьбе с теневой экономикой:

    Первый - радикально-либеральный, связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.

    Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания .

    В настоящее время, широкое распространение получило такое определение как экономическая безопасность, которая трактуется как выживаемость национальной экономики в условиях кризиса и как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене. Именно конкурентоспособность является наиболее объективным критерием жизнеспособности рыночной экономики в условиях мирного развития. Экономическую безопасность следует считать важнейшей качественной характеристикой экономической системы, которая обеспечивает способность поддерживать нормальные условия жизни населения, бесперебойное обеспечение ресурсами народного хозяйства, и последовательную реализацию государственных интересов.

    Важнейшей базой, определения критериев и параметров, которые отвечают требованиям экономической безопасности стран СНГ, являются:

    • 1) Способность экономики функционировать в режиме расширенного производства.
    • 2) Достойный уровень жизни населения и возможность его сохранения.
    • 3) Стабильность финансовой системы, определяемая уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг.
    • 4) Рациональная структура внешней торговли, которая обеспечивает доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, поддержание максимально допустимого уровня удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей) .

    Для ликвидации теневой экономики необходимо проводить сбалансированную внешнеэкономическую политику, которая предполагает удовлетворение потребностей внутреннего рынка, и защиту отечественных производителей.

    В настоящее время легализация "теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику, -- едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя "в тень" и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к "теневикам" -- предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить эти средства работать для общего дела -- задача, достойная истинных реформаторов.

    Примерно такое же положение и с коррупцией: бороться с ней можно единственным способом -- уничтожая условия её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов.

    В настоящее время, экономика стран СНГ имеет элементы дезорганизованности, и характеризуется очень низкой управляемостью, технологической отсталостью и неэффективностью. В странах СНГ, на этапе становления рыночных отношений, наблюдается неустойчивость социально-экономического положения.

    Поэтому, можно сделать вывод, что наличие всякого рода «опасностей» является одним из необходимых условий развития рыночной экономики. Никто не будет спорить с тем, что у государств - участников СНГ, отсутствует продуманный план работы в области экономической безопасности .

    В настоящее время экономика государств - участников СНГ имеет переходной характер.

    Статкомитетом СНГ будет проводиться и дальнейшая работа в этой области. Так, в конце 2000 года были разработаны «Рекомендации по совершенствованию расчетов теневой экономики» на основе «Вопросника об оценках теневой экономики в странах СНГ».

    Несомненно, деятельность Статкомитета СНГ является чрезвычайно важной в рамках определения объемов теневой экономики в странах СНГ, однако подписание и ратификация разработанных этой организацией документов носит рекомендательный характер, что не может не оттягивать решение проблемы теневого сектора в странах Содружества.

    Таким образом, можно подытожить и выяснить, что государственное вмешательство с целью регулирования теневой экономики целесообразно при ее определенном уровне. И его нахождение имеет важное прикладное значение и будет способствовать принятию более эффективных управленческих решений по руководству экономикой страны, а адекватная оценка, в свою очередь позволит проводить последовательную макроэкономическую политику .

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...