Кто может провести переоценку основных средств. Переоценка основных средств и налоги


Выделение социального государства в особый эволюционный тип предполагает определение и описание его специфических свойств.

В то же время сложность, многоуровневость, многовариантность взаимодействий элементов социального пространства существенным образом затрудняют анализ отдельных феноменологических единиц. По сути дела обозначение «социальная сфера» представляет собой «черный ящик» бихевиористов, когда исследователю, политику, управленцу доступны только исходные обобщенные условия и конечный результат.

Среди многих методологических подходов изучения социального пространства, реализуемых в настоящее время, нет ни одного, который бы позволил получить адекватное описание его структуры и системной организации. Данное положение можно объяснить многими причинами, главными из которых, на наш взгляд, являются объяснимое существование определенного табу на использование естественно-научных и системных методов при исследовании социального, междисциплинарный характер подходов к его изучению и многоуровневость и мультимодальность данного объекта.

Однако, на наш взгляд, изучение функциональной и структурной организации социальной сферы при всей специфике социального не имеет принципиальных ограничений для применения методологических принципов системного анализа сложных открытых систем. Использование общесистемного подхода является вполне оправданным в целях исследования общих характеристик социальной сферы, её структуры, внутрисистемных отношений и функций. Аппарат общей теории системы позволяет «использовать универсальные понятия и методы исследования любых объектов с учетом их внутреннего многообразия и целостности, вытекающей из фактической взаимосвязи их подсистем, элементов и внешней среды».

Начиная с работ В.Порето, выделивших «социальные системы» в особый класс, и классических работ Берталанфи, Боулдинга, Катца и Кана о социальных системах, и Бира, Черчмена, Хортца и Морзе в области исследования операций, социальные системы рассматриваются как телеологические, и основным методом их изучения является функциональный подход. Рассмотрение социальной сферы как функциональной системы позволяет определить её сущностные характеристики и архитектонику элементов, а также основные внутрисистемные отношения. Данный подход дает возможность совместить формальное описание системы и содержание её активности.



Формальное описание социального государства как системы возможно только через выделение данного явления как особенной онтологической единицы. В связи с этим необходимы ответы на вопросы: является ли социальное государство относительно закрытой системой, позволяющей продуцировать специфическую целенаправленную активность, и каковы системообразующие параметры (цели) данной системы.

Феноменологическое описание природы социального государства позволило нам выделить существенные, инвариантные свойства, фиксирующие новые, появляющиеся только у социального государства качества, которые мы обозначили как атрибуты. Эти атрибуты фиксируют качественные различия между социальным государством и другими государствами, а также уровни его развития, которые представляют различные типы социального государства, отличающиеся функциональными структурами.

Становление социального государства – процесс, растянутый во времени, включающий этапы, фиксирующие появление у государства новых свойств, целей и функций и механизмов их реализации. Рассмотренный выше набор констант определяет свойства современного социального государства в его континууме - от возникновения специфического родового качества до наиболее его современных форм. Переход на каждый новый уровень развития социального государства обусловлен появлением новых свойств и функций, обеспечивающих достижение нового качества.

Устойчивые свойства, атрибуты, параметры социального государства, определяют его особенные системные качества. Часть этих качеств - например, такие, как доступность социальной поддержки государства всем членам общества, наличие социального бюджета, государственное социальное обеспечение, социальная защита и обеспечение занятости, ответственность за уровень благосостояния граждан – являются целями системы, другие – правовая природа социальной политики; наличие гражданского общества – это непременные условия достижения данных целей, развитие которых выступает как условие существования данной системы, её функционирования и развития.

Атрибуты социального государства – это не только фиксируемые качества, отличающие социальное государство от других государственных форм, но и системообразующие цели данной телеологической системы, обеспечивающие её специфическую активность, определяющие её функциональную структуру. Атрибуты задают основные направления деятельности социального государства, определяя наборы его функций.

Функции и функциональные системы направлены на достижение определенной иерархии целей. Социальное государство как особая форма имеет ряд присущих только ему целей. В наиболее обобщенной форме данные цели закреплены в виде атрибутов, а достижение их осуществляется через функции социального государства, каждая из которых реализуется посредством определенных механизмов. Под механизмами функций понимаются конкретные способы их реализации, в качестве которых в нашем случае выступают система социального страхования; пенсионная система; система занятости, система социальной защиты и др.

С учетом того, что социальные цели государства, как и любые обобщенные цели, представлены иерархизованной системой, деревом целей, их реализация так же осуществляется через сложные функциональные системы, обеспеченные, в свою очередь, системой механизмов. Таким образом, при анализе социальных функций мы имеем дело с многоуровневым взаимодействием сложных систем, детерминированных иерархией целей.

Механизмы социальный функций представляют собой системы конкретных действий, направленных на реализацию определенных функций, обеспечивающих и облегчающих этот процесс, формирующих условия функционирования.

Поскольку как социальные государственные функции, так и систем механизмов их реализации сложны, данные системы состоят из элементов различной природы – организационных, экономических, технических, идеологических. Не существует собственно социальных механизмов, так как сами по себе механизмы непосредственно не связаны с общественной полезностью, а обеспечивают эту полезность через реализацию социальных функций. Другими словами, социальные механизмы – это всегда целостная система действий, в результате которых реализуется конкретная социальная функция определенного структурного уровня.

Если системообразующие цели и функции могут существовать в качестве идей, правовых норм, этических принципов, политических деклараций и абстракций «общественного договора», то механизмы реализации функций имеют материальную вещественную форму, воплощенную в специализированных институтах, которые осуществляют объективирование механизмов реализации функций, их регулирование и развитие. Социальные государственные институты – это организационные формы, обеспечивающие работу социальных механизмов, в качестве которых могут выступать специализированные организации – органы социальной защиты, страховые фонды, социальные службы, социальные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, государственный пенсионный фонд и т.п. Необходимо отметить, что реализация социальных функций государства обеспечивается механизмами и социальными институтами, часть которых может и не быть государственными.

Рассмотрение специфических функций социального государства, их механизмов и институтов позволяет конкретизировать их содержание, определить условия эффективности, провести инвентаризацию и описать их.

Социальные механизмы и институты, обеспечивающие реализацию социальных функций и являющиеся элементами социального государства, задаются, активируются и регулируются государством. Обеспечение работы социальных институтов, соответствующих им социальных механизмов и реализации социальных функций осуществляется государством через социальную политику, в основе которой – системообразующие свойства социального государства.

Формальная схема элементов системы социального государства в виде замкнутой цепи представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема элементов системы социального государства

Формальное описание функциональной системы социального государства не позволяет рассмотреть содержание конкретных её элементов, но дает возможность провести структурный анализ качественных единиц и отношений между отдельными составляющими. Дает ключ к идентификации различных составляющих. В практическом плане формализация социальной сферы дает возможность поэлементного анализа эффективности системы и адекватного управления ею.

Функциональный подход к исследованию государства и, в частности, социального государства не нов и выдвигается рядом авторов как наиболее продуктивный. В отечественной науке социальные функции исследовались в трудах М.В.Баглая, Г.И.Денисова, В.Н.Княгинина, Т.П.Подоровой, Е.А.Смолинского и др. В настоящее время интерес к социальным функциям во многом определяется изучением природы социального государства.

В то же время можно констатировать, что уровень изученности данного вопроса соответствует общему уровню представления о социальном государстве, т.е. имеется множество противоречий. Отсутствуют классификации социальных функций государства, общепринятый перечень их, смешиваются задачи, функции, механизмы, права и свойства, нет критериев выделения собственно функций социального государства. Показательно, что некоторые авторы вообще не дифференцируют социальные функции, а говорят о единой социальной функции государства. Важным является вопрос об иерархии социальных функций, который остается открытым.

Ранее при рассмотрении развития структуры функций государства мы констатировали, что собственно социальные функции появляются у государства только на определенном этапе его эволюционного развития, не связаны непосредственно с первичными его функциями и имеют тенденцию к образованию сложных функциональных систем, включающих не только социальный, но и экономический и политический компонент.

Проведенный ранее анализ привел нас к выводу об этапности формирования и развития социальных функций государства. На первом этапе социальные цели, изначально присущие государству, достигаются через правовые, административные, политические и в первую очередь экономические функции. Можно говорить о том, что на этом этапе у государства нет собственно социальных целей. В качестве таковых выступают цели экономического выживания и безопасности.

Позже появляются собственно социальные цели, которые носят достаточно обобщенный характер и адресованы большим социальным группам и целым сословиям. Данные цели достигаются через стимулирование социальной активности общественных институтов и в форме единичных государственных актов.

И только с середины XIX в. в развитых странах социальная активность государства приобретает устойчивый целенаправленный характер и оформляется в систему государственных функций.

Возникновение и развитие социальных функций характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, возрастает количества социальных функций, а с другой – происходит включение социальных функций в сложные функциональные системы и в результате – «социализация» иных функций.

Функции социального государства – это главные направления его деятельности, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, выступающих на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства, например перераспределение богатства, регулирование трудовой деятельности, или в виде экономических функций, функции социального государства появляются только на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с возникновением нового эволюционного типа индустриального государства.

Особенностью социальных функций социального государства является их направленность на достижение специфических целей, в других формах государственности не существующих. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существовали всегда, но только для социального государства удовлетворение социальных потребностей своей - цель.

Появление у государства новых социальных задач, с одной стороны, порождает новые, специфические для социального государства функции, а с другой – трансформирует многие традиционные его функции, придавая им социальное значение.

Назовем этапы развития социальных функций государства:

1. Первичные социальные функции – регулирование трудовой деятельности, регулирование отношений среди членов общества, обеспечение общедоступности естественных благ и т.п.;

2. Экономические функции, направленные на достижение социальных целей, – создание благоприятных экономических условий, регулирование природопользования, повышение уровня личного потребления и др.;

3. Общие социальные функции – обеспечение доступного здравоохранения и образования, удовлетворение культурных запросов и т.п.;

4. Социальные функции социального государства – обеспечение занятости, социальное обеспечение и пр.

Пройдя через эти четыре этапа, социальные функции стали ведущими по отношению к другим государственным функциям, трансформируя их под социальные критерии. Самый яркий пример дает трансформация экономики под социальные задачи в форме социально ориентированного рыночного хозяйства.

Социальная ориентированность многих функций социального государства порождает объективные трудности в их систематизации и определении механизмов реализации. В связи с этим необходимо найти критерии выделения специфических социальных функций, являющихся системообразующими для социального государства, и вычленить их из огромного перечня других функций государства, приобретающих в социальном государстве социальное значение.

Можно предположить, что к собственным функциям социального государства относятся только те, через которые реализуются его основные и характеристики, проявляющиеся в виде атрибутов, или константных свойств.

Другими словами, под функциональной системой социального государства понимается совокупность функций и связей между ними, через которые реализуются его специфические цели, выступающие в виде системообразующих устойчивых свойств (атрибутов).

Такой подход обеспечивает выделение присущих только социальному государству функций, позволяет провести их инвентаризацию, описать основные функциональные системы и предложить некоторые основания для классификации.

Нужно оговориться, что речь идет только о специфических функциях социального государства, непосредственно вытекающих из его задач. Эта оговорка важна для понимания того, что каждая из этих функций при реализации многократно дробится, образуя функциональное дерево, каждая веточка которого может быть инкорпорирована в функциональную систему, содержащую экономические, политические и другие функции и направленную на достижение иных, не только социальных, целей.

Таким образом, выделенные нами ранее атрибуты социального государства:

· доступность социальной поддержки для всех;

· правовая природа социальной политики;

· наличие системы социальных бюджетных выплат;

· наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости;

· принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан;

· наличие гражданского общества

– являются основанием выделения собственно социальных функций социального государства. Способы реализации данных специфических качеств и являются свойственными социальному государству функциями.

Вопрос о соотношении инвариантных признаков, атрибутов социального государства и его социальных функций осложняется гетерохронностью их генезиса.

Пользуясь функциональным подходом к динамике развития государства, мы должны исходить из положения, что новые цели, появляющиеся у государства в новых культурно-исторических условиях, обуславливают формирование ранее отсутствующих функций, обеспечивающих достижение данных целей, которые, в свою очередь, придают государству новые качественные характеристики, закрепляемые в виде его свойств или атрибутов. В то же время устойчивые свойства государства, становясь принципами, исходными условиями и целями его деятельности, существенным образом модифицируют и влияют на дальнейшее развитие функций, через которые они реализуются.

При изучении истории возникновения и становления социального государства мы видим, что исходным константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки всем членам общества. Этот принцип реализуется через социальное обеспечение, обеспечение доступного здравоохранения и образования, социальную защиту.

Выше было показано, что функция социального обеспечения является самой ранней функцией социального государства. С неё началось изменение отношений общества и личности, приобретение государством социальных качеств, именно она стала первой изначальной социальной обязанностью государства.

Сопоставление данной функции с атрибутами социального государства показывает, что с её развитием расширяется и перечень константных признаков, которыми она обусловлена. В период становления социальное обеспечение напрямую связано с реализацией принципа всеобщей доступности социальной поддержки. Затем она получает закрепление в правовых актах и становится неотъемлемым правом человека. В дальнейшем данная функция начинает реализовываться через бюджетное финансирование и создание государственных структур социального обеспечения. На более поздних этапах развития социального государства через неё реализуется принцип ответственности государства за достойный уровень благосостояния граждан.

Функции обеспечения доступного здравоохранения и образования не являются присущими только социальному государству. Будучи условиями физической и экономической жизни людей, они в той или иной форме реализуются и в других исторических формах государства. Особенность их реализации в социальном государстве связана с тем, что они становятся неотъемлемыми правами людей, а их обеспечение - обязанностью государства. Механизмом их реализации становятся государственные ассигнования, а для здравоохранения – система социального страхования.

Таким образом, через функцию обеспечения доступного здравоохранения и образования реализуются такие свойства социального государства, как правовая природа социальной политики и наличие социального бюджета.

Всеобщая доступность социальной поддержки, правовая природа социально-политического регулирования социальных процессов, социальное бюджетное финансирование и наличие специализированных государственных структур лежат и в основе и функции социальной защиты.

Функция социальной защиты не может быть реализована без существования в государстве принципов всеобщности, правовой основы, бюджетного финансирования, но только создание государством специализированных государственных структур делает эту функцию реальной. Дальнейшее развитие этой функции связано с реализацией принципов ответственности за уровень жизни граждан.

Отсюда мы видим, что связь между константными признаками и функциями, через которые они проявляются, возникает не одномоментно, а является эволюционным процессом.

Принцип общедоступности здравоохранения и образования в той или иной форме реализуется значительно раньше возникновения социального государства, но он стал функцией государства только тогда, когда появилось государственное финансирование, реально обеспечивающее равные права любого человека. Социальная защита и социальное обеспечение как функции государства также появились в результате принятия государством на себя обязательств по обеспечению доступности социальной поддержки всем членам общества, введения этого положения в правовое поле и появления социального бюджета. Однако эти три условия ещё не позволяют реализовать функцию социальной защиты, для этого необходим ещё один атрибут социального государства – специализированные государственные структуры.

Таким образом, можно констатировать, что функции социального государства, вызванные к активности необходимостью реализации одного константного признака, в процессе развития начинают опираться на другие атрибуты социального государства и даже формировать их.

Исторически первичный набор атрибутов социального государства – доступность социальной поддержки для всех, правовая основа социальной политики, наличие социального бюджета и специализированных государственных социальных структур – связан с таким набором социальных функций, как социальное обеспечение (социальное обеспечение для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п.), обеспечение доступного здравоохранения и образования, социальной защиты, выражающейся в стремлении социального государства обеспечить достойное существование тем членам общества, которые не имеют средств производства и основным источником существования которых является продажа физических и интеллектуальных способностей. Этот набор атрибутов и связанных с ним специфических функций является признаком государства, которое уже можно обозначить как социальное, поскольку оно имеет принципиальные отличия от государств, не имеющих социальных функций, но в то же время это ещё только прототип собственно социального государства, в котором социальные функции становятся определяющими.

Появление во второй половине ХХ в. у ряда промышленно развитых государств конституционно закрепленной государственной ответственности за уровень благосостояния граждан повлекло за собой возникновение функции сглаживания социального неравенства. Эта функция опирается на все возникшие к этому моменту принципы социального государства – доступность социальной поддержки для всех, правовое обеспечение, социальный бюджет, наличие специализированных структур, но только принятие государством ответственности за всеобщее благосостояние предоставляет возможность для её реализации, позволяет осуществить сглаживание социального неравенства в целом.

Атрибут государственной ответственности за уровень благосостояния появляется у социального государства наряду с принципом создания условий для развития гражданского общества. Реализация государством этих двух целей ведет к появлению двух новых функций – обеспечение занятости и предоставление социальных услуг.

Принятие государством на себя этих функций также знаменует собой переход к активной государственной социальной политике.

Обеспечение занятости, возникнув как государственная функция в период Веймарской республики и получив яркое выражение в политике «нового курса» Ф.Рузвельта в период преодоления Великой депрессии в США в начале 30-х годов ХХ в., собственно постоянной государственной функцией, включенной в систему основных функций государства, становится только после Второй мировой войны.

Обеспечение занятости и предоставление социальных услуг опирается на все сложившиеся до этого инвариантные свойства социального государства, включая создание специализированных государственных структур.

Новые атрибуты социального государства становятся и важнейшими условиями реализации более ранних функций, например социального обеспечения, общедоступного здравоохранения и образования, социальной защиты и сглаживания социального неравенства.

Предоставление социальных услуг, появившихся, как функция социального государства в последние десятилетия ХХ в., фиксирует новое качество социального государства и определяет очередной уровень его развития. С реализацией данной функции социальное государство не только берет на себя ответственность за уровень благосостояния населения и ответственность за социальную политику, но и начинает выступать как прямой субъект удовлетворения социальных потребностей человека, непосредственно обеспечивая ему реализацию расширяющегося перечня социальных услуг. По сути дела появление у государства данной функции можно рассматривать как переход государства из состояния тотального подавления индивида, государства насилия, к государству, подчиненному интересам каждого человека, – государству, находящемуся в услужении общества и отдельного человека.

Данная функция, опираясь на всю систему атрибутов социального государства, напрямую реализуется через механизмы гражданского общества.

Никоим образом не ставя перед собой задачу анализа эффективности демократичного способа правления, следует подчеркнуть, что гражданское общество является необходимым условием реализации, атрибутом социального государства.

Проведение государственной социальной политики (последняя, седьмая функция), включенной в структуру общеполитических функций государства, является принципиально новым явлением развития социального государства. Социальная политика уже не связана с формированием нового, не существовавшего на предыдущих этапах атрибута социального государства. Эта функция реализуется через все ранее возникшие свойства на основе их интеграции в единую систему. Исходя из этого можно сделать вывод, что дальнейшее развитие функциональной системы социального государства обеспечивается разным уровнем развития, активности, мощности отдельных его атрибутов в рамках одной системы.

Такой вывод полностью корреспондируется с предлагаемыми моделями классификации социальных государств, в частности ранее рассмотренной нами классификации В.Милецкого.

Приведенное выше сопоставление функций и атрибутов социального государства в динамике их становления позволяет сделать вывод, что социальное государство исторически развивается за счет возникновения новых социальных функций и механизмов их реализации, что существует возможность построения иерархии функций социального государства по последовательности их появления.

В обобщенном виде эти данные представлены в табл. 3.

Таким образом, иерархия становления функций социального государства представлена следующим образом:

1. Социальное обеспечение;

2. Обеспечение доступного здравоохранения и образования;

3. Социальная защита;

4. Сглаживание социального неравенства;

5. Обеспечение занятости;

6. Предоставление социальных услуг;

7. Проведение государственной социальной политики.

Возникает естественный вопрос: насколько полным является данный перечень функций социального государства?


Таблица 3

Последовательность формирования специфических функций социального государства
Функции социального государства Последовательно возникающие атрибуты социального государства Социальное обеспечение Обеспечение доступного здравоохранения и образования Социальная защита Сглаживание социального неравенства Обеспечение занятости Предоставление социальных услуг Проведение государственной социальной политики
1. Доступность социальной поддержки для всех х + + + + + х
2. Правовая природа социальной политики х + + + + + х
3. Финансирование социальных программ из бюджета х + + + + х
4. Наличие социальных структур социального обеспечения, социальной защиты и обеспечения занятости х + + + х
5. Государственная ответственность за уровень благосостояния х х + х
6. Создание условий для развития гражданского общества х х
х – атрибут социального государства, обуславливающий появление конкретной функции
+ – атрибут социального государства, реализующийся через конкретную функцию

Сама история становления социальных функций государства свидетельствует о том, что с приобретением государством новой социальной сущности перечень его функций постоянно расширяется. Можно только констатировать, что данные семь функций являются базовыми, отражающими родовую природу социального государства на современном этапе его развития. Можно также сделать вывод, что данный перечень –необходимый и достаточный для отнесения конкретного государства к категории социального в его развитом виде. Дифференциация же социальных государств идет по степени выраженности данных семи функций и за счет их конкретных проявлений.

Выраженность данных функций в различных странах различается как по уровню активности их реализации, так и по формам их проявления. Каждая из обозначенных нами функций при реализации дробится на ряд более конкретных, что создает трудности в их классификации. Например, некоторые авторы в качестве самостоятельной функции в социальном обеспечении выделяют установление государственных пенсий; обеспечение доступного здравоохранения трактуется как охрана труда и здоровья; социальная защита описывается как государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан или – в иной терминологии - как «социальная защита внеэкономических субъектов общества: детей сирот, инвалидов и других категорий населения, не способных к самообеспечению, а также через функции установления минимального размера оплаты труда и гарантированного прожиточного минимума и иных гарантий; сглаживание социального неравенства часто определяется как функция перераспределения в обществе; предоставление социальных услуг конкретизируется через функции социального патронажа, программ реабилитации отдельных социальных групп, создание необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов, в том числе формирование жизненной среды для инвалидов.

Естественно, в конкретных социокультурных условиях различных стран этот раскрывающий содержательную сторону набор частных функций будет различен, как различна и интенсивность их проявления.

Критерием выделения данных семи функций является их связь с устойчивыми инвариантными свойствами, атрибутами социального государства. Разумеется, перечень социальных функций государства значительно шире. Вопрос в том, отражают ли иные социальные функции государства специфику именно социального государства.

Эволюция общества в ХХ в. привела к существенному изменению внутренней политики всех государств. Главным вектором этих изменений стала гуманизация и приобретение государствами социальных функций, ранее им не свойственных. Однако это не значит, что цивилизационное развитие в рамках глобализации привело все государства к одинаковому уровню развития и их можно считать социальными государствами.

Исходя из понимания социальных функций как целенаправленной деятельности государства по удовлетворению конкретных потребностей людей к социальным следует отнести ряд функций, не отражающих специфические качества социального государства.

Изменения цивилизации за последние сто лет, связанные с демократизацией, гуманизацией и глобализмом, привели к росту значения социальной составляющей внутренней политики абсолютного большинства стран, что проявилось в реализации ими социальных функций. Однако далеко не все современные государства являются социальными, поскольку они не имеют необходимого и достаточного набора атрибутов.

В связи с этим встает два вопроса – реализуются ли выделенные нами специфические функции социального государства в государствах не социальных и что представляют собой другие социальные функции?

Помимо обозначенных выше семи функций ряд авторов называет и иные социальные функции. Например, улучшение жизни людей; обеспечение достойного существования; повышение личного потребления; обеспечение роста благосостояния; создание условий для жизни; обеспечение большей защиты перед лицом жизненных рисков; защита от стихийных рыночных сил и недостаточного уровня доходов населения; создание условий для экономической и социальной жизни; поддержание стабильного социально-экономического положения граждан, социальный мир в обществе.

Данные функции по своей сути представляют набор задач, определяемых ответственностью государства за уровень благосостояния. Специфика этого набора синонимов состоит в том, что они, являясь достаточно абстрактными задачами, не могут выступать в качестве функций, поскольку не содержат способов реализации.

В социальном государстве ответственность за благосостояние реализуется через систему конкретных функций, обеспеченных конкретными механизмами, в частности через функцию сглаживания социального неравенства, в том числе посредством справедливого перераспределения социальных благ.

К декларируемым целям государства относятся задачи, которые ряд авторов рассматривает как функции. Например, гармонизация отношений в обществе, качественное улучшение общественной среды; создание благоприятного психологического климата в обществе; регулирование социально-трудовых отношений и другие.

Достаточно распространенным является отождествление с социальными функциями таких политических задач, как: достижение социального мира и сплоченности в обществе; арбитраж в отношениях между социальными стратами и группами; обеспечение формального равенства.

Отсюда можно сделать вывод, что одним из критериев выделения социального государства из прочих является наличие реальных социальных функций, обеспеченных соответствующими механизмами реализации, и что наличие декларируемых социальных целей ещё не делает государство социальным.

К социальным функциям многие относят также ответственность за социальную стабильность; социальное регулирование; обеспечение личной безопасности.

Безусловно, эти функции являются социальными, поскольку удовлетворяют реальные потребности людей. В то же время с тем же правом их можно назвать и политическими, поскольку через них реализуется задача стабильности власти. И в любом случае они не являются прерогативой исключительно социального государства.

Этапы формирования социального государства.

Процесс становления социального государства можно рассматривать на следующих уровнях:

· на научном - как идею и ее развитие в различных концепций:

· на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основном законе государства;

· на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.

Первый этап становления социального государства, датируемый с 50-х годов XIX в. до 30-х годов XX в., условно можно обозначить как социалистический. К серединœе XIX в. повышение роли социальных функций государства обусловило крайне важно сть в фиксации этого качества. Понятие "социальное государство" введено в научный оборот немецким ученым Лоренцом фон Штайном в 1850 ᴦ. В частности, он отмечал, что социальное государство должно "поддерживать абсолютное равенство в правах для всœех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всœех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в данном смысле говорится о социальном государстве". В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всœех людей (личностей), а главной целью государства - экономический и социальный прогресс. Такую трактовку понятия социального государства в дальнейшем поддержали Ю.Офнер, Ф.Науманн, А.Вагнер.
Размещено на реф.рф
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исходным критерием выделœения социального государства в особый тип стал государственный патернализм, обращенный на всœех членов общества независимо от их социальной принадлежности.

Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929-1933 гᴦ., начавшийся в США и 2-я мировая война. “Новый курс” президента США Ф. Рузвельта включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости.

Появление термина "социальное государство" означало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству, осуществляющему социальные функции. Государство берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всœем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Второй этап становления социального государства, длившийся с 30-х до конца 40-х годов XX в., можно обозначить как этап правового социального государства. Первая треть XX в. ознаменовалась принятием социальных законов и инкорпорирование в политику многих стран принципов социального государства. Законы, связанные с социальным и медицинским страхованием, пенсионным обеспечением, пособиями по безработице, семейными пособиями и страхованием от несчастных случаев, в эти годы были приняты в Австрии, Австралии, Дании, Канаде, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Швеции и др.
Размещено на реф.рф
Словосочетание "социальное государство" включено теперь во многие конституции - Франции 1958 ᴦ., Испании 1978 ᴦ., Румынии 1991 ᴦ., Словении 1991 ᴦ., Украины 1996 ᴦ., Колумбии 1991 ᴦ., Перу 1993 ᴦ., Эквадора 1998 ᴦ., Венесуэлы 1999 ᴦ. и ряда других стран. Есть данный термин в ст. 7 Конституции РФ.

Социальное законодательство стало оказывать мощное влияние на правовое содержание всœей нормативной базы государств. В 1930 ᴦ. Г.Геллер ввел понятие "социальное правовое государство", ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ акцентирует право гражданина на социальных гарантиях со стороны государства. Констатация правовой природы социального государства фактически закрепила за государством его социальные функции. Социальные функции последнего не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя правовую базу государства. Правовое закрепление придало социальным функциям обязательный характер.
Размещено на реф.рф
Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству. Определœение социального государства как правового явилось принципиальным для определœения нового социального качества государства. Государство получило особые права по перераспределœению благ и тем самым приобрело специфическую функцию реального обеспечения формального равенства людей.

Третьему этапу (40-е - 60-е годы ХХ века) развития представлений о социальном государстве начало положил доклад В. Бевериджа "Полная занятость в свободном обществе", с которым он выступил в английском парламенте в 1942 ᴦ. В нем были изложены основные принципы "государства благосостояния", впервые выдвинута идея гарантированного единого национального минимального дохода, подчеркнута тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацелœенной на обеспечение полной занятости. С этого времени термин "государство благосостояния" - "welfare state" - стал в англоязычных странах синонимом социального государства. (Другие названия - "государство благоденствия", "государство всœеобщего благоденствия", "государство провидения"). Период до 60-х годов ознаменовался, с одной стороны, углублением теории социального государства или государства благоденствия, с другой - практической реализацией идеи социального государства на национальном уровне. Одним из ведущих проявлений социальных функций на данном этапе стало предоставление государством социальных услуᴦ. Содержание этапа связано с выполнением государством принципиально новых социальных функций: обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов и др.
Размещено на реф.рф
Особенностью социальных услуг, предоставляемых государством, является то, что они не просто компенсируют человеку "разрыв" между его материальными возможностями и определœенным стандартом жизни, но активно формируют условия достижения последних. При этом государство ответственно за обеспечение равных социальных возможностей для всœех социальных групп. Суть этапа социальных услуг состоит в переходе государства от пассивной к активной социальной политике.

Четвертый этап (период с начала 60-х годов и до середины 80-х годов ХХ века) можно условно определить обозначить как этап государства всœеобщего благоденствия. Идея государства всœеобщего благоденствия возникла благодаря резкому повышению уровня жизни развитых стран в 50 - 60-е годы, когда система страхования социальных рисков практически полностью компенсировала неопределœенность будущего. Государство всœеобщего благоденствия наилучшим образом обеспечивало сплоченность общества и реализацию базовых социальных принципов. Взяв на себя новую по сравнению с предшествующим периодом функцию обеспечения высокого уровня жизни всœех членов общества, государство сделало эту функцию доминирующей.

Следует отметить, что высокий уровень обобществления социального страхования в тот период существенным образом трансформировал другие социальные функции. К примеру, большинство социальных услуг: страхование по безработице, медицинское страхование, пенсионное обеспечение. К концу 80-х годов в большинстве стран отошли от индивидуального контрактного страхования соответствующих рисков, "дрейфуя" в сторону социальной помощи, в т.ч. и социальным группам, которые не платят социальные взносы. Характеризуя данный этап как период максимального развития страховых принципов, крайне важно подчеркнуть, что определяющим для государства всœеобщего благоденствия стал принцип солидарности. Именно им обусловлена всœеобщность социальной поддержки, ориентация на универсальные показатели качества жизни и преимущественное использование механизмов финансирования страхования рисков на солидарной основе.

Распределительная или корректирующая справедливость нацелœена на равенство экономическое равенство. Такая справедливость основана на принципе перераспределœения благ между богатыми и бедными и соответствует максиме "каждому по потребности". Справедливость перераспределительная требует вмешательства какого-либо государственного органа. Система социального страхования государства всœеобщего благоденствия отождествляет принцип равенства и механизм перераспределœения через гипертрофированное понимание солидарности, возведя его в догмат. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределœения главной функцией государства.

Развитие национальных моделœей государства всœеобщего благоденствия способствовало более глубокому пониманию сущности социального государства, позволяя вычленить его инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей базе единый набор принципов.

Пониманию природы социального государства способствовало и развитие в данный же период иных его моделœей, не подпадающих под определœение "государство всœеобщего благоденствия". Одна из таких моделœей, которую П.Розанваллон назвал "обществом всœеобщего возмещения убытков", представлена в США.

Исторически обусловленный акцент на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских прав и свобод привели к приоритету принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В этом случае справедливость принято понимать как компенсация и возмещение ущерба; социальные риски подменяются понятием "жертва". Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию.

С точки зрения функций государства, и принцип солидарности, и принцип возмещения ущерба одинаково реализуются через принятие государством на себя определœенной социальной ответственности. При этом различная природа этой ответственности и, соответственно, разные способы перераспределœения общественного богатства определяют несхожие механизмы социальной политики и могут вызывать противоположное отношение в обществе.

С конца 70-х годов XX в. начинает нарастать критика государства всœеобщего благоденствия, которая в серединœе 80-х годов становится лавинообразной и многосторонней. Критике была подвергнута как практика государства всœеобщего благоденствия, так и его теоретические и идеологические основы.

Направленность усилий государства всœеобщего благоденствия на обеспечение единого для всœех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и цивилизационными ограничениями и кризисом механизма страхования.

Пятый этап развития социального государства (с начала 80-х до середины 90-х годов ХХ века) можно обозначить как период деструкции и кризиса государства всœеобщего благоденствия.

Эффективность сложившейся системы перераспределœения благ подвергается сомнению; солидарный принцип социального страхования теряет свою универсальность и перестает быть эффективным для целого ряда рисков. Традиционная концепция социальных прав пересматривается, появляются новые массовые социальные категории, требующие защиты. Формируется новая идеология социальной помощи; меняется роль и социальные функции государства.

Кризис системы солидарного страхования, лежащей в базе государства всœеобщего благоденствия, состоит по сути в том, что принципы солидарности и справедливости основываются на представлении о случайности и равновероятности всœевозможных рисков для всœех граждан, что не соответствует современным реалиям.

Страхование, реализующееся через социализацию рисков, не должна быть применимо к рискам катастроф (наводнения, землетрясения, засухи, крупные техногенные аварии и др.) и к рискам, которым подвержена значительная часть общества (длительная безработица, пенсионное обеспечение и др.). Усиливающаяся дифференциация общества привела в конце XX в. к сегментации системы страхования, развитию корпоративных и социально-профессиональных интересов, подрывающих принцип солидарности. Повышение роли вертикального перераспределœения между группами граждан с различными доходами вопреки изначально заложенному в страховании горизонтальному перераспределœению и разрыв связи между величиной взносов и уровнем социальных выплат, а также предоставление пособий группам населœения, вообще не платившим социальных взносов, породило негативное отношение к принципам социального страхования. Ухудшение экономической и демографической ситуации, стремление государства стимулировать экономику за счёт снижения обязательных социальных взносов приводит к недостаточности страховых социальных фондов, наполнение которых в критической ситуации государство вынуждено брать на себя, что ведет к искажению принципов финансирования социальных выплат и замене принципа солидарности принципом возмещения ущерба.

Все более широко признается, что солидарное страхование теряет свою универсальность, более того, некоторые авторы сделали вывод, что страхование - это не более чем миф.

Шестой этап. С середины 90-х годов начинают складываться новые представления о социальном государстве как о механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями.

В отличие от государства всœеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентируется на устранение иждивенчества и создание благоприятных социальных условий прежде всœего путем формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.

Начавшийся в серединœе 90-х годов этап развития социального государства можно обозначить как период либерального социального государства.

Современное неопатерналистское социальное государство - это модернизированная форма социального государства, отвечающая требованиям времени. Но следует отметить, что видоизменяющаяся роль органов публичной власти в реализации социальной функции влечет за собой обретение общественными отношениями иного формата. Социальная функция в рамках неопатерналистского социального государства побуждает людей с ограниченными возможностями, женщин с малолетними детьми и безработных вести активную трудовую жизнь. И если относительно безработных такая политика должна быть оправдана и государственно-организованное общество только выиграет от нее, то в отношении таких социальных групп, как женщины с малолетними детьми и лица с ограниченными возможностями (инвалиды, пенсионеры по старости), дело обстоит весьма проблематично. В отношении инвалидов вопрос стоит о гуманности такого рода шагов. Ну а в отношении матерей малолетних детей ситуация становится еще более сложной и острой. Дети, оставшиеся без крайне важно го присмотра, безнадзорные дети - это проблема и обременение будущих поколений, зачастую утраченная возможность должной социализации подрастающего поколения.

Идея новой исторической формы социального государства должна консолидировать весь накопленный опыт социальной деятельности: в нее включаются и обязанности государства по социальной защите, и обязанности гражданина активно и продуктивно трудиться. Реакция общества на тенденцию приватизации социальной функции должна быть креативной, меры по сокращению государственного финансирования социальной деятельности воспринимались бы и реципиентами, и спонсорами как новаторские и вместе с тем необходимые и справедливые.

Надо отметить, что и приватизация социальной функции не должна быть полной, всœеохватывающей. Потребности тех групп населœения, которые по каким-либо причинам не могут работать, должны удовлетворяться в обязательном порядке либо органами публичной власти, либо под их обязательным и постоянным контролем и с их субсидиарным финансированием в случае крайне важно сти. Соответствующие группы населœения должны иметь государственные гарантии социальной помощи.

Идея модификации социальной функции не является исключительной прерогативой современной России, это общемировая тенденция, обусловленная объективно. В последнее время практически во всœех современных государствах весьма существенно проявляется тенденция сокращения бюджетных расходов на социальные нужды, что требует своего научного осмысления. Все без исключения социальные государства приступили к подобного рода модификации.

Этапы формирования социального государства. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы формирования социального государства." 2017, 2018.

Понятие социальной государственности возникает в конце XIX - начале XX в. Оно означает появление новых качеств, которых не было у либерального правового государства. В чем причины такого обогащения его свойств? Было ли это отрицанием важнейших принципов правового государства, либо появление социальных функций явилось новым этапом его развития в изменившихся исторических условиях?

Формирование правового государства - одно из великих достижений человеческой цивилизации, неразрывно связанных с появлением "первого поколения" прав человека - гражданских и политических. Однако важным свойством развитого государства, признающего равноправие индивидов, является его динамичность, способность реагировать на проблемы, возникающие в обществе. Новые процессы в сфере экономических, политических, нравственных отношений требуют поиска новых параметров взаимоотношений государства и индивида.

Вопрос о взаимоотношениях государства и человека в условиях свободной рыночной экономики изначально был в центре противостояния представителей различных течений экономической и политико-правовой мысли буржуазного общества, поскольку он затрагивал его важнейшие принципы - свободу и равенство. Как известно, сформировалось два подхода к проблеме: приоритет равенства и приоритет свободы. Сторонники теории индивидуальной свободы человека ставили ее выше равенства. Они считали основной обязанностью государства гарантировать эту свободу от чьего-либо, в том числе и своего," вмешательства, превыше всего ценилась экономическая свобода, а политические права рассматривались лишь как средство охраны независимости н индивидуальной свободы личности. Сторонники данного подхода (А. Смит, С. Милль, Б. Копстан, Д. Локк и др.) понимали, что такая свобода в конечном счете порождает неравенство, что равенство и свобода могут противоречить друг другу, однако свободу они считали высшей ценностью, обеспечивающей развитие индивидуальности и своеобра--

Глава VII Права человека и социальное государство

зпя личности, устраняющей "уподобление" людей друг другу. Главное условие обеспечения такой "негативной" свободы - государственное невмешательство, дистанцпрованис государства от экономики.

Наряду с этим возникла теория, которая не отрицала значимости индивидуальной свободы, но стремилась сочетать ее с участием государства в обеспечении равенства личностей. Основоположником такой концепции был Руссо, считавший, что принципу равенства должно быть подчинено все, в том числе и власть, задача которой - обеспечить равенство. В таком подходе четко проступает не только негативное понимание свободы (от вмешательства государства), но и ее позитивное понимание как права гражданина рассчитывать па определенные действия государства.

Освобождение индивидов от жесткой опеки государства развивало инициативу и самодеятельность людей, способствовало развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, обеспечило бурное развитие производительных сил, создание новых технологий и в конечном счете рост национального богатства, упрочение экономической мощи буржуазных государств. Все это подтвердило высокую ценность классического либерализма XVIII в. с его идеями свободы и принципом Ьиззег-гап"е.

Однако уже в конце XIX в. явно обнаружились и негативные последствия, явившиеся результатом реализации идей либерализма и индивидуализма, принципа "негативной" свободы, свободы "от" (любого вмешательства, воздействия и т. д.).

В этот период стали все более ярко проявляться классовые противоречия в обществе, резкая поляризация между богатством и бедностью, которые могли привести к социальному взрыву. Индивидуализм, который занимал столь видное место в доктринах классического либерализма, стал обнаруживать "эгоизм и самовлюбленность" (Ф. Хайек). Это в значительной мере противоречило тому изначальному смыслу, который придавался данному понятию либеральными доктринами. В трактовке представителей либеральных течений индивидуализм ассоциировался прежде всего с высокой оценкой самобытности личности. "Основными чертами индивидуализма... явились уважение к личности как таковой, то есть признание абсолютного

§ 1. Причины и условия формирования социального государства

приоритета взглядов и пристрастии каждого человека в его собственной сфере деятельности, сколь бы узкой она ни была, а также убеждение в желательности развития индивидуальных дарований и наклонностей"1. По мнению Ф. Хайека, последовательного сторонника либеральных рыночных концепций, именно такой индивидуализм, выросший из элементов христианства н античной философии, впервые полностью сложившийся в эпоху Возрождения, разросся в западноевропейскую цивилизацию.

По мере развития буржуазного общества понятие индивидуализма обеднялось, стало ассоциироваться со своеволием и эгоизмом. Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий неизменно приводит к нравственным и социальным деформациям общества, резкой противоположности п противоборству интересов различных его слоев и групп. Исчезает чувство пх взаимосвязанности, ответственности и солидарности.

Кризис идей крайнего индивидуализма и классического либерализма начали ощущать представители либеральных течений уже в конце XIX н особенно в начале XX в. Возрастание противоречий и напряженности в обществе определило необходимость новых способов реагирования государства на возникшую ситуацию, целью которых было предотвращение социальных катаклизмов. Предпосылки социальной напряженности формировались под влиянием не только резкой поляризации общества и увеличения степени фактического неравенства людей, но и получившей широкое распространение и признание марксистской доктрины, ориентировавшей на социалистическую революцию, свержение буржуазного строя и установление диктатуры пролетариата.

Чутко улавливая эти процессы, неолиберальные теоретики выдвинули новое, "позитивное" понимание свободы, означающей обязанность государства обеспечивать социально ориентированную политику, выравнивать "социальные неравенства". Новое, "положительное" понимание свободы представляло, по словам П. Новгородцева, "целый переворот понятий, который знаменует новую стадию в развитии правового государства"2. Установка на социально ориентированную политику означала:

1 Хапек Ф.А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. № 7 С 183

1 Новтроднрв П. Кризис современного правосознания. М., 1909 С 340

возрастание роли государства в воздепствнп на экономические процессы;

"умаление индивидуалистической доктрины" и обязанность правителей применять "находящуюся в нх распоряжении наибольшую силу для дела общественной взаимозависимости. Они| должны не только воздерживаться; они должны действовать, эта обязанность переводится в юридическую обязанность обес-| псчнть обучение и гарантировать труд"1;

попытку "нравственного измерения" экономических про-1 цессов, основанную на стремлении ликвидировать нищету и| неравенство, установить социальную справедливость;

определение основных векторов социального рсформиро-| ванпя общества, которое создало "второе поколение" прав ловека - социальных, экономических и культурных.

Таким образом, устанавливались новые параметры отноше-| ний между государством и человеком, связанные с обязанное-! тыо государства принимать меры, содействующие обеспечению! "нового поколения" прав человека. Так возникает идея соци-" алыюго государства, которая получила широкое развитие и признание во второй половине XX в.

Однако эта идея встретила и продолжает встречать резкое противодействие не только со стороны консерваторов, но и в среде ученых п политиков старого либерализма. Социальные! функции государства, по мнению сторонников неограниченной! экономической свободы, ведут к нарушению "справедливости""! свободного рынка, ограничивают нрава индивида, порождают слон пассивных людей, уповающих па помощь государства и не! желающих активно включаться в состязание и конкуренцию свободного рынка. Сам рынок является способом установления истинной справедливости отношений в обществе, обеспечивающим свободу и автономию личности. Социальная ориентация государства - покушение на свободу, поскольку она иеизбеж-| но влечет за собой его вмешательство в экономическую сферу, отступление от тех основ, которые были заложены буржуазны-1 ми революциями.

Направление, отстаивавшее необходимость "выравнивания социальных неравенств", явилось, по мнению П. Новгородцева,

1 Дю/и Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М, 1909. С. 72.

§ 1 Причины и условия формирования социального государства 201

результатом крушения старого либерализма, не признающего иного равенства, кроме формально-юридического, и предлагавшего трансформировать идею свободы под влиянием идеи равенства.

Впервые русскими либеральными мыслителями В. Соловьевым и П. Новгородцевым выдвигается идея права человека па достойное человеческое существование, реализация которого связывалась с осуществлением социальных реформ1.

К полемике, ведущейся в сфере буржуазных либералов (классических и новых) и консерваторов, активно подключился марксизм, используя в этих целях свои аргументы, резко не совпадающие ни со сторонниками, пп с противниками реформ буржуазной политической и экономической мысли. В основе борьбы марксизма с реформизмом лежала идея о невозможности улучшить положение трудящихся при сохранении буржуазного строя. Марксизм признавал значение борьбы рабочего класса в капиталистическом обществе за демократические и экономические преобразования, однако предупреждал, что такая борьба должна подготовлять почву для пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата, ибо реформы в рамках буржуазного строя существенно изменить положение трудящихся не могут.

История опровергла марксистские идеи установить путем революционного насилия всеобщее равенство и справедливость. Однако и в современном мире существует поляризация мнений относительно того, должно ли государство устранять несправедливости, порождаемые рыночными отношениями, выравнивать социальные неравенства, неизбежно возникающие в сти-хпп рынка, стремиться к утверждению справедливости путем реализации социальных программ, оптимального налогообложения, распределительных механизмов.

Многие буржуазные ученые, например Ф. Хайек, М. Фрид-меп, считают недопустимым любое вмешательство государства в рыночные отношения во имя справедливости и равенства, поскольку это противоречит принципам и структурам свободного рынка. Другое современное течение - новый эгалита- рпзм - четко обозначило тенденцию к выравниванию социального положения людей (Дж. Роулс, К. Дженкинс), смягче-

11ов?о]юдцев П. Укал. соч. С. 310 - 353.

Глава VII. Права человека и социальное государство

пню социальных неравенств. "В лице "нового эгалитаризма" выстуласт своего рода антипод консервативных моделей капиталистического развития, поэтому не случайно виднейшие американские неоконсерваторы активно включились в полемику с

Эти позиции буржуазных ученых выходят за пределы сугубо научной полемики; они непосредственно влияют на политику государств, на степень их социальной ориентированности. Несмотря на противодействие идеям социального государства со стороны представителей консервативных, монетаристских концепций, идея социального государства получаст все большее признание, воплощается в практике и закрепляется в конституциях современных государств.

В этом отношении интересен опыт ФРГ, которая конституционно провозгласила себя социальным правовым государством. Его социальные функции стали складываться уже в первые послевоенные годы, когда были заимствованы институциональные структуры периода бисмарковской империи. Это касалось отношений в области здравоохранения и жилья. Особо следует выделить пенсионную реформу 1957 г., которая "по справедливости считается великим социально-политическим деянием"2.

Принцип социального государства в той пли иной форме выражен в Конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции и других государств. Он неразрывно связан с социальными, экономическими и культурными правами. Однако независимо от того, закреплены они в конституции или нет, развитые государства западного мира не могут отвергать значимость этой категории прав, которые нашли воплощение в важнейших международно-правовых актах - Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных п культурных правах. Ключевым принципом социальных п экономических прав, вокруг которого выстраивается вся их система, является положение, сформулированное в п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на та-

1 Мальцев Г. В. Буржуазный эгалитаризм. М., 1984. С. 186.

2 Волъманп Г. Чем объяснить стабильность экономического и политического развития Федеративной Республики Германии // Государство и право. 1992. № Н. С. 134.

§ 1 Причины и условия формирований социального государегва

кол жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, кото-рыл необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и нрава не обеспечение па случаи безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости пли иного случая утраты средств к существованию по независящим от пего обстоятельствам". Данный принцип развит в п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных п культурных правах. Он обязывает государства к социальной ориентации их деятельности, обеспечению "второго поколения" прав человека, без чего в конце XX в. невозможно нормальное развитие общества.

К числу социально-экономических и культурных прав относятся право па труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск; право па социальное обеспечение, включая социальное страхование; право на охрану семьи, материнства и детства; право па образование; право на участие в культурной жизни; право па пользование достижениями культуры и ряд других. Простой перечень прав второго поколения показывает, что их осуществление невозможно без активного содействия государства, и это четко зафиксировано в п. 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных н культурных правах: "Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи н сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".

Таким образом, вопрос о необходимости социальной ориентированности государства, постепенном гарантировании прав второго поколения признается международным сообществом. Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить все важнейшие нрава этой группы. Основная причина - состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком

Глава VII. Нрава человека и социальное государство

уровне экономического развития, позволяющем разумно перераспределять средства и ресурсы, сохраняя свободу рыночных отношений и предпринимательства.

И здесь возникает важная проблема: как определить пределы вмешательства государства в экономику, чтобы оно не стало тормозом ее развития, с одной стороны, и обеспечило социальную защиту граждан - с другой.

Сложность этой проблемы связана с тем, что решение социальных вопросов требует роста производства, "накопления народного богатства". "Сама мысль о крупных социальных реформах, - писал П. Новгородцев, - могла явиться только в связи с накоплением народного богатства, и без его прогрессивного роста социальные условия не могут развиваться успешно"1. Поэтому важны не только государственные меры по стимулированию производства, обеспечению его непрерывного роста (такие меры могут привести и приводят к накоплению огромных богатств в руках относительно небольшой части общества), по и гибкая налоговая политика государства, его управляющая роль, которая смогла бы обеспечить достойное положение всех слоев общества. Речь, разумеется, не может идти о полном материальном равенстве, нужен поиск путей, исключающих массовое обнищание, обеспечивающих непрерывный подъем материального уровня всех граждан.

В практике современных государств, даже высокоразвитых, существуют большие трудности, связанные с обеспечением социально-экономических и культурных прав. Достаточно вспомнить, что в условиях частного предпринимательства, при котором государство не распоряжается трудовыми ресурсами, безработица неизбежна. Поэтому задача государства - минимизировать ее неблагоприятные последствия, добиться роста занятости, выплачивать пособия по безработице. Осуществление любого из указанных выше нрав требует постоянного внимания и содействия государства, однако решить эти вопросы крайне сложно. Поэтому идеи социальной государственности и гарантированность социально-экономических и культурных прав требуют долговременных социальных программ и постоянных усилий государства.

Формирование социальной государственности - процесс постоянный и непрерывный, требующий реакции на вновь воз-

" Новгородцев П. Укал. соч. С. 342.

§ 1 Причины и условия формирования социального государства 205

пикающие ситуации и в экономике, и в политике, и в нравственности.

Возможности государства в проведении социальных реформ небезграничны. Одни социальные проблемы слишком сложны, чтобы их решить законодательным путем, другие слишком тонки и неуловимы, а третьи слишком во многом зависят от нравственных причин.

Трудности, стоящие перед социально ориентированным государством, связаны с тем, что оно должно соблюдать баланс между свободной экономикой и определенными способами воздействия на распределительные процессы в духе справедливости, "выравнивания социальных неравенств". Отказываясь от роли "ночного сторожа" и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства. Проявляя заботу о повышении социального статуса граждан, государству необходимо соблюдать меру, которая воспрепятствовала бы освобождению индивида от личной ответственности за свою судьбу и судьбы своих близких. Стремясь создать "общество всеобщего благосостояния", государство не может использовать административно-командные средства. Его задача - применять такие экономические методы, как гибкое налогообложение, бюджет, создание социальных программ.

Опыт развития социальных государств Запада показывает, сколь труднодостижим баланс между рыночной свободой и воздействием государства на экономику. Обеспечение высоких социальных расходов связано с повышением налогообложения, что со временем становится тормозом развития производства. В этих условиях правительство вынуждено временно сокращать социальные программы. Затем наступает период, требующий увеличения социальных расходов в связи с ростом необеспеченности части общества.

Поиск такого баланса, который позволил бы сочетать непрерывный рост народного богатства, развитие производства с расширением социальной функции государства, - одно из наиболее важных направлений общественной мысли в конце XX в., когда новые ситуации и гуманитарные идеалы не могут найти опоры в существовавших ранее доктринах. Отсюда и вытекает необычайный интерес к данной проблеме в современ-

Глава VII. Права человека н социальное государство

нои науке, где наряду с приверженностью к консервативным концепциям отношении государства и гражданина к условиях рынка четко обозначаются подходы, основанные па либеральных стремлениях утвердить в обществе принципы справедливости. Последние выдвигают теоретическое обоснование курса социальных реформ, социальных программ государства, которые способствовали бы гуманизации жизни в современных буржуазных государствах.

Теория справедливости Дж. Роулса привлекла к себе наибольшее внимание в современной зарубежной пауке. "Она отстаивает идею "государства благосостояния", соответствующие перспективы п социальную политику, основанную па перераспределении доходов, по возможности большего их выравнивания средствами, которые принимаются людьми сознательно и добровольно в результате общего согласия, договора"1.

Теоретики консервативного толка, отрицающие возможность государственного вмешательства в перераспределение доходов, упрекают Роулса в утопичности и морализаторстве. Тем не менее моральную направленность его теории "справедливости как честности" нельзя недооценивать. Она ориентирует па цивилизованное решение проблем неравенства, апеллируя к идеям гуманности п солидарности членов общества. Поиск таких путей утверждения справедливости имеет давние традиции. Можно вспомнить теорию социальной солидарности Леона Дюги, который уже в начале века считал, что пришло время гибкого и гуманного политического строя, охраняющего индивида. Этот строй должен покоиться на двух элементах: па понятии социальной нормы, основывающейся на факте взаимозависимости, соединяющей членов человечества и, в частности, членов одной общественной группы, нормы, обязательной для всех, слабых и сильных, больших и малых, правящих и управляемых, а также на федерализме классов, организованных в синдикаты, которые будут соединены с центральной властью, обладающей функциями, пе сводящимися к контролю и надзору, а имеющей положительные обязанности, связанные с оказанием помощи, обучением, страхованием от безработицы2.

" Всесторонний аналп.-) концепции Дж. Роулса содержится в кн.: Мальцев Г.В. Буржуазный эгалитарном. С. 184 - 214.

2 См.: Дю/и Л. Социальное право, индивидуальное право н преобразование государства. С. 72.

§ 1 Причины и условия формирования социального государства

В современных условиях вопрос о социальной роли государства - не только политический, юридический, по и нравственный. Сводить все проблемы взаимоотношении государства и гражданина к формальным юридическим аспектам невозможно.

Стремление к нравственному измерению ситуаций, складывающихся в результате действия законов рынка, было характерно для либеральных теорий, пытавшихся ориентировать общество на солидарность и взаимосвязь. П. Новгородцев критиковал позицию, согласно которой свобода есть освобождение не только от материальных, но и от моральных уз, и отмечал значимость такого нового принципа, как солидарность, который должен дополнить принципы равенства и свободы1. Социально ориентированное государство не может полностью отстраняться от воздействия на экономику, неизбежно его вторжение в те сферы, которые раньше находились вис пределов его деятельности. Как правильно отмечает Г. Вольманн, высокий уровень социального обеспечения граждан требует "больше государ-

Не вступает ли возрастание роли государства в противоречие с первоначальным замыслом правового государства как образования, отстраненного от экономики и ограничивающегося ролью "ночного сторожа", наделенного лишь охранительными функциями по отношению к свободе индивида? Не является ли возникновение социальных функций государства, которые упорядочивают экономические отношения, чтобы устранить резкие неравенства, отрицанием самой сущности правового государства?

На наш взгляд, при ответе на данные вопросы следует исходить из сущности правового государства в единстве всех его признаков - приоритета прав человека, построения государственной и общественной жизни на принципах права, разделения властей, взаимной ответственности индивида и государства. "Новое поколение" прав человека включается в систему приоритетов государства, обязывает его принимать меры по обеспечению этих прав, оказывать воздействие на экономические процессы на основе принципов права. Обогащение каталога прав

" См: Новгородцев П. Указ. соч. С. 373.

2 Вольманн Г. Чем объяснить стабильность политического н экономического развития Федеральной Республики Германии // Государство п право. 1992. № И. С. 134.

Глава VII. Права человека и социальное государство

человека дает импульс развитию новых функции государства, новых направлен!ш его деятельности. В этом и состоит приоритет прав человека как спстемообразующсго признака правового и социального государства, как главного ориентира его деятельности. Социальное реформирование - эго новая стадия развития правового государства, стремление преодолеть резкую поляризацию различных слоев общества, гуманизпро-вать социальные условия жизни.

Следует подчеркнуть, что социальная деятельность государства (хотя и в ограниченном объеме) началась значительно раньше возникновения понятий "социальное государство", "государство всеобщего благоденствия". Это справедливо отмечает Е. Шмидт-Асман: "Реальная практика деятельности государства XIX столетня была менее сдержанной, чем это требовала его модель. В повседневной управленческой деятельности либеральное правовое государство не отбрасывало традиций государства благоденствия; здесь тоже выдвигались и ставились новые задачи регулирования общественных нроцес| сов, например, в градостроительстве или пенсионном обеснсче ими"1.

Поэтому правовое и социальное государство - это ш антитезы, а диалектика развития государства, признающей приоритет прав человека и определяющего в соответствии этим формы и методы своей деятельности. Становление соци алыюго государства - длительный процесс, очень сложны и противоречивый. Удерживать его в определенных грани/ цах, не ущемляя свободы одних и не снимая ответственности за свою судьбу с других, помогают уже сформировавшиеся вошедшие в реальную практику принципы правового государ ства.

Начальная стадия развития социального государства -| ответственность за предоставление каждому гражданину про житочного минимума. Так, в Германии законодательство о бед пых с середины XVIII в. обязывало общины оказывать все большую помощь нуждающимся. В XIX в. эта ответственность пе рсместилась с коммунального уровня на общегосударственный". В Кодексе социальных законов ФРГ указывается, что каждый

" Государственное право Германии. Том. 1. С. 59. 2 См. там же. С. 67.

§ 1. Причины и условия формирования социального государства 209

кто не в силах самостоятельно добывать себе средства к существованию и не получает при этом никакой посторонней помощи, имеет право на личную и"материальную поддержку, которая соответствует его специфическим потребностям, побуждает к самопомощи, обеспечивает участие в общественной жизни, гарантирует достойное человека существование.

Обязанность государства обеспечить достойный уровень жизни каждому находит практическое воплощение в высоких объемах социальных расходов развитых современных государств. Доля социальных расходов в Швеции составляет 1/3 ВПП, в ФРГ и Италии - 1/4, в США и Великобритании - 1/5. Такой уровень расходов, позволяющий реализовать социальное обеспечение, дополнительные пособия но безработице, право на получение образования, жилье, доступ к ценностям культуры, должен опираться на высокоразвитую экономику, принципы права и справедливости, стремление гармонизировать общественные отношения и устранить резкие неравенства. Однако даже эти условия не обеспечивают социального благоденствия всех граждан. Развитие социального государства не однолинейное поступательное движение, а сложный и противоречивый процесс, в котором есть свои успехи и неудачи, взлеты и падения. На уровень социальности государства немалое влияние оказывает политическая ориентация правительств (социал-демократы, консерваторы), соотношение сил политических элит общества.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что основные принципы социального государства - достоинство человека, справедливость, ответственность, преодоление фактического неравенства с целью устранить резкие расхождения материальных статусов индивидов. Путь к реализации этих принципов, как уже отмечалось, длительный, а по сути дела нескончаемый. П. Новгородцев писал, что, возлагая па себя "благородную миссию общественного служения", государство встречается с необходимостью реформ, которые "лишь частью осуществимы немедленно, а в остальном либо вовсе не осуществимы, или осуществимы лишь в отдаленном будущем и, вообще говоря, необозримы в своем дальнейшем развитии и осложнении"1.

Новгородцев П. УКАЛ соч. С 340.

Глава VII. Права человека и социальное государство

Причины этих сложностей не только в степени развитости экономики, по п в вечном противостоянии принципов свободы н равенства. Полная гармонизация этих принципов практически невозможна. Условие их осуществления - строго сбалансированное ограничение свободы экономической деятельности | (преимущественно экономическими, а не юридическими мето-: дами) н стремление к постоянному росту жизненного уровня, людей при понимании недостижимости абсолютного фактичес-1 кого равенства. Это является следствием разности людей - | их способностей, талантов, инициативности, трудолюбия, фнзи-1 чсского и психического состояния. Поэтому цель социального, государства - не устранить, а "выравнять" неравенство, преодолеть резкие различия в имущественном положении, повысить социальный статус индивида для обеспечения всем членам общества достойного уровня жизни.

Однако как бы ни была сложна роль социального государства в современном обществе, без нес невозможно осуществление не только прав экономических, социальных и культурных, по и прав первого поколения - политических и личных. При* необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности лю-" дей деформируется вся структура прав и свобод человека: спи- жается политическая активность, возрастает неверие в государство, далеко не всегда становятся доступны юридические гарантии прав и свобод (например, право на защиту). Социальная незащищенность нередко порождается отсутствием основного гражданского (личного) права - права частной собственности. Проблемы материального обеспечения нередко играют решающую роль при проведении выборов в представительные органы, в предвыборной борьбе за пост президента и т. д. Поэтому социальное государство, задача которого - создание условий и ответственность за реализацию "второго поколения"" прав человека, оказывает самое непосредственное воздействие» на осуществление всего комплекса прав и свобод человека.

Социальное государство и рыночная экономика должны в процессе взаимодействия преодолевать свои антагонизмы. Понятие социально ориентированной рыночной экономики получает и далее будет получать все большее признание и распространение. Это - неизбежный путь гуманизации общественной жизни, снижения противостояния в обществе, формирования солидарности сограждан, повышения нравственности всех со-

§ 2. Формирование социального государства в России

цнальных групп и индивидов. Современные государства должны не только охранять свободу, но и считаться с необоримым стремлением людей к равенству, которое возникло в давние времена и неуничтожимо никакими законами рыночной экономики.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...