Интересы в сфере экономической безопасности. Национальные интересы и экономическая безопасность россии


Согласно национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения":

Социальное обслуживание - это деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Качество социальной услуги совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию.

По мнению П.П. Павленко эффективность социальной работы это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах .

Эффективность многоплановое явление. Ее сущность, содержание и технология определения во многом зависит от того, с позиции какой науки и с какой конкретной научно-практической целью она рассматривается. Так, в экономике это соотношение полученных результатов и затраченных ресурсов. С точки зрения экономистов, чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. Эффективность в медицине это приближение состояния здоровья пациента после проведенного лечения к норме; в педагогике достаточно высокий уровень усвоения личностью требований и норм общества, следования им. Результатом социально-психологической работы может быть улучшение или ухудшение психического и социального здоровья человека, тех или иных социально-демографических групп и т. д.

Эффективность сложный феномен. Существуют разные понимания эффективности социальной работы. Первое исходит из того, что цель работы это заранее запрограммированный результат. А потому эффективность социальной работы понимается как соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Это "максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах".

При другом понимании эффективность социальной работы это фактически достигнутые необходимые результаты (эффекты).

Для выявления эффективности достигнутый результат сопоставляется с принятыми стандартами социального обслуживания населения. И здесь наиболее полезным и пригодным оказывается аналитический метод, так как социальную работу, имеющую творческий характер, не всегда можно оценить с использованием математического метода.

Научная значимость критериев и показателей состоит в том, что они являются важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг населению, для практики это система ориентиров, нацеливающих социальных работников на достижение конкретных результатов в социальном обслуживании, адекватных потребностям и нуждам различных категорий населения.

Исследовательская практика показывает, что единого подхода к определению структуры критериев и показателей, годных на все случаи оценки эффективности, быть не может. Их состав и содержательная характеристика будут варьироваться в зависимости от исследуемого объекта, предмета и задач оценки.

В научной литературе понятие "критерий" употребляется в двух основных смыслах: критерий как мерило оценки, эталон, высшая степень развития предмета, явления, процесса и как отличительный признак, объективно отражающий их состояние.

Каждый критерий может включать как количественные, так и качественные показатели, раскрывающие его содержание и свидетельствующие об уровне достижения целей, то есть более подробные характеристики, доступные наблюдению и измерению, необходимые для практического проведения анализа состояния и оценки социальной работы.

Потребности это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом, внутренний побудитель активности.

Потребности человека дифференцируются в зависимости от объекта социальной работы.

Удовлетворение потребностей человека происходит путем предоставления целого комплекса социальных услуг. Именно качество услуг, формы их предоставления должны стать предметом оценки в деятельности КЦСО.

Удовлетворение потребностей требует учета ряда факторов, в значительной мере влияющих на качество предоставления услуг. Согласно Национального стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р 52497 - 2005) "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания" такими факторами (критериями) являются:

наличие и состояние документации, в соответствии с которой функционирует учреждение;

условия размещения учреждения;

укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;

специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.)

состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам.


Введение

Понятие качества социальных услуг

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Оценка качества предоставления социальных услуг является важнейшим элементом системы социальной защиты населения. Она не только позволяет проводить контроль качества обслуживания, предоставляет базу для анализа и принятия управленческих решений, но и обеспечивает обратную связь, необходимую для любой устойчивой и способной к развитию системы.

Между тем в области исследования проблем социального обслуживания в сфере услуг еще не решена задача разработки целостной, единой методологии оценки качества обслуживания, которая включала бы в себя все аспекты - начиная с оценки реакции потребителя с помощью анкетирования и кончая налаживанием системы статистического учета и анализа параметров оценки.

В связи с введением в действие Национальных стандартов социального обслуживания населения повышаются требования к деятельности социальных служб, специалистов социальных учреждений.

К основным требованиям относятся:

повышение качества предоставляемых населению услуг, обеспечение их доступности;

повышение эффективности социального обслуживания клиентов социальных служб.

Среди факторов, способствующих повышению эффективности деятельности, важное место отводится профессионализму кадров как важной составляющей социальной работы.

Определение критериев и показателей оценки эффективности качества услуг является сегодня довольно актуальной проблемой.

Результативность решения проблемы клиента, его эффективность, во многом зависят и от самого специалиста, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств. Потому профессиональным задачам подбор кадров и разумная кадровая политика в целом - еще один фактор повышения эффективности работы по социальному обслуживанию.

Объектом исследования в данной работе выступают эффективность обеспечения качества социальных услуг.

Предметом работы являются способы и методы оценки качества социальных услуг.

Цель работы - изучение способов и методов оценки качества социальных услуг.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

дать понятие качества социальных услуг;

рассмотреть показатели качества социальных услуг;

изучить способы и методы обеспечения качества социальных услуг.


1. Понятие качества социальных услуг


Согласно национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения":

Социальное обслуживание - это деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Качество социальной услуги - совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию.

По мнению П.П. Павленко эффективность социальной работы - это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах .

Эффективность - многоплановое явление. Ее сущность, содержание и технология определения во многом зависит от того, с позиции какой науки и с какой конкретной научно-практической целью она рассматривается. Так, в экономике - это соотношение полученных результатов и затраченных ресурсов. С точки зрения экономистов, чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. Эффективность в медицине - это приближение состояния здоровья пациента после проведенного лечения к норме; в педагогике - достаточно высокий уровень усвоения личностью требований и норм общества, следования им. Результатом социально-психологической работы может быть улучшение или ухудшение психического и социального здоровья человека, тех или иных социально-демографических групп и т. д.

Эффективность - сложный феномен. Существуют разные понимания эффективности социальной работы. Первое исходит из того, что цель работы - это заранее запрограммированный результат. А потому эффективность социальной работы понимается как соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Это - "максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах".

При другом понимании эффективность социальной работы - это фактически достигнутые необходимые результаты (эффекты).

Для выявления эффективности достигнутый результат сопоставляется с принятыми стандартами социального обслуживания населения. И здесь наиболее полезным и пригодным оказывается аналитический метод, так как социальную работу, имеющую творческий характер, не всегда можно оценить с использованием математического метода.

Научная значимость критериев и показателей состоит в том, что они являются важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг населению, для практики - это система ориентиров, нацеливающих социальных работников на достижение конкретных результатов в социальном обслуживании, адекватных потребностям и нуждам различных категорий населения.

Исследовательская практика показывает, что единого подхода к определению структуры критериев и показателей, годных на все случаи оценки эффективности, быть не может. Их состав и содержательная характеристика будут варьироваться в зависимости от исследуемого объекта, предмета и задач оценки.

В научной литературе понятие "критерий" употребляется в двух основных смыслах: критерий как мерило оценки, эталон, высшая степень развития предмета, явления, процесса и как отличительный признак, объективно отражающий их состояние.

Каждый критерий может включать как количественные, так и качественные показатели, раскрывающие его содержание и свидетельствующие об уровне достижения целей, то есть более подробные характеристики, доступные наблюдению и измерению, необходимые для практического проведения анализа состояния и оценки социальной работы.

Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом, внутренний побудитель активности.

Потребности человека дифференцируются в зависимости от объекта социальной работы.

Удовлетворение потребностей человека происходит путем предоставления целого комплекса социальных услуг. Именно качество услуг, формы их предоставления должны стать предметом оценки в деятельности КЦСО.

Удовлетворение потребностей требует учета ряда факторов, в значительной мере влияющих на качество предоставления услуг. Согласно Национального стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р 52497 - 2005) "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания" такими факторами (критериями) являются:

наличие и состояние документации, в соответствии с которой функционирует учреждение;

специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.)

состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам.

В последнее время сложился устойчивый интерес к проблеме эффективности деятельности социальных служб и специалистов по социальной работе. И это не случайно.

При разработке показателей эффективности по каждому критерию следует иметь в виду требования стандартов социального обслуживания.

Итак, первый нормативный критерий оценки качества услуг - наличие и состояние документации, в соответствии с которой функционирует учреждение.

ГОСТ Р 52497 - 2005 предусматривает следующий состав документации учреждения:

положение об учреждении (устав учреждения);

положение о структурных подразделениях учреждения;

руководства, служебные инструкции, правила регулирующие процесс предоставления услуг;

документация на оборудование, приборы и аппаратуру;

национальные стандарты социального обслуживания населения в Российской Федерации, составляющие нормативную основу практической работы учреждения в области предоставления клиентам социальных услуг .

Указанные документы должны составлять основу документации и системы качества учреждения в целом.


Показатели качества социальных услуг


Показатели эффективности:

учреждения и его структурные подразделения размещены в специально предназначенном здании, доступные для всех категорий обслуживаемых граждан. Помещения обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью;

по размерам и состоянию помещения отвечают требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, безопасности труда;

площадь, занимаемая учреждением, позволяет нормально разместить персонал, клиентов и предоставление им услуг;

планом работы учреждения предусмотрены меры, направленные на поддержание имеющихся условий, а при необходимости и возможности - на их улучшение.

Известно, что не каждый человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, может сам без посторонней помощи выйти из нее. На помощь им приходят специалисты (социальные работники, психологи, медицинские работники и т.д.). Организуя и оказывая им различные виды помощи, они тем самым, создают условия для выхода из жизненного затруднения. Результативность решения проблем клиента во многом зависит от самого специалиста, его умений, опыта, личностных качеств, Осознание специалистом целей и задач своей работы, представление о границах своей компетенции, уровень профессионализма, ценностная ориентация, личность специалиста оказывают безусловное влияние на эффективность деятельности учреждения, поэтому адекватный профессиональным задачам подбор кадров.

Третий критерий - укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация - еще один, довольно значимый фактор повышения эффективности. Он же выступает и в качестве критерия при оценке работы.

Его показателями являются:

полная укомплектованность учреждения необходимыми специалистами в соответствии со штатным расписанием;

при подборе кадров предпочтение отдается специалистам с соответствующим образованием, квалификацией, профессиональной подготовкой;

систематически организуются мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников: семинары и практикумы, деловые игры, конкурсы профессионального мастерства, обмен опытом работы, направление на курсы;

количество сотрудников, прошедших аттестацию в установленном порядке и по ее итогам переведенных на более высокий разряд по оплате труда;

профессионализм сотрудников проявляется в умениях:

* определять и формулировать значимые и достижимые цели деятельности, на их основе организовывать взаимодействие с клиентом;

* выделять приоритетные направления деятельности для решения проблем клиентов, определять необходимый набор средств для достижения результата;

* владеть способами саморегуляции и самокоррекции, рефлексировать результаты собственной деятельности др.;

специалисты без посторонней помощи способны:

* решать задачи различной степени сложности;

* налаживать оптимальные деловые и личностные отношения с коллегами;

* вести конструктивный диалог с клиентом;

* работать при необходимости в команде в различных ролевых статусах;

в практической работе с клиентом специалисты руководствуются принципами:

* гуманизма;

* учета индивидуальных особенностей клиента, приоритета его потребностей;

* опоры на внутренние резервы клиента;

* позитивного сотрудничества с ним;

* толерантности.

Любой вид человеческой деятельности предполагает достижение определенного результата, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших ее качественных характеристик является эффективность.

Значимым критерием в определении качества работы учреждения и услуг является состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам.

Вопросы информации должны являться составной частью системы качества учреждения, так как без правильно организованной информационной работы невозможно обеспечить качество предоставляемых услуг, соответствующее запросам и нуждам клиентов.

Сейчас превалирует практика количественной оценки деятельности в учреждениях социального обслуживания. Эффективность определяется по количеству обслуженных клиентов, предоставленных услуг и т.д. Речь должна идти о множестве критериев и показателей эффективности как «совокупности упорядоченных, органично связанных характеристик (признаков) и процедур (методик), позволяющих адекватно оценивать состояние социальной работы и выявлять резервы ее развития».

Определение критериев и показателей оценки эффективности социального обслуживания является сегодня актуальной исследовательской проблемой.

Разработка критериев предполагает, прежде всего, определение предмета оценки эффективности.

Один их них заключается в определении и создании в учреждениях социального обслуживания условий, способствующих достижению более высоких результатов. К ним, в частности, относят наличие базовой информации, содержащей, как минимум, данные о клиентах, об их индивидуальной нуждаемости, о предоставляемых услугах и их результатах.

Другое важное условие совершенствование работы по социальному обслуживанию - высокий уровень организации труда персонала, обеспечивающего предоставление услуг населению.

Результативность решения проблемы клиента, его эффективность во многом зависят и от самого специалиста, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств. Поэтому адекватный профессиональным задачам подбор кадров и разумная кадровая политика в целом - еще один фактор повышения эффективности работы по социальному обслуживанию.

Немаловажное значение имеет и система контроля за деятельностью подразделений и сотрудников учреждения социального обслуживания по удовлетворению потребностей населения.

Удовлетворение потребностей человека происходит путем предоставления целого комплекса социальных услуг. А их качество зависит от наличия или отсутствия определенных условий.

Исходя из этой логики размышлений, предметами изучения, анализа и оценки эффективности могут быть: информационная обеспеченность социального обслуживания; объем, формы и качество предоставляемых услуг; организация труда персонала; уровень профессионализма сотрудников; система контроля за их деятельностью.

С введением в действие в Российской Федерации национальных стандартов социального обслуживания населения формируется, как показывает практика, иной подход к определению критериев и показателей оценки эффективности. ГОСТом Р 52497 - 2005 «Система качества учреждений социального обслуживания» уже определены основные факторы, влияющие на качество услуг и порядок их использования при формировании системы качества учреждений.

Для оценивания отдельных направлений, форм работы, качества отдельных услуг или деятельности специалистов по социальной работе разрабатываются специфические критерии и показатели.

Специалист по социальной работе, получив соответствующее образование, может работать в учреждениях социального обслуживания разных типов и видов.

Различие объектов и предметов оценки эффективности определяет, соответственно, различие оценочных методик, использование различных методов сбора информации об эффективности социальной работы и ее оценки.

Одним из важнейших условий совершенствования организации социального обслуживания является наличие базовой информации, объективно отражающей состояние работы в социальном учреждении и его структурных подразделений. Для получения такой информации необходима система критериев и показателей эффективности оказания социальных услуг. Она должна содержать данные о клиентах, предоставленных им услугах и их результатах.

Каждый критерий - это объективный, отличительный признак, отражающий качественно-количественную информацию о функционировании Центра и его структурных подразделений.

Критериями оценки эффективности социального обслуживания в социальном учреждении являются:

уровень удовлетворенности клиентов действиями по решению социальных проблем их жизнедеятельности;

качество, оперативность и адресность предоставления услуг;

оптимальность затрат на социальное обслуживание;

рациональное использование кадрового потенциала учреждения и уровень профессиональной квалификации персонала;

психологический климат в трудовом коллективе и удовлетворенность работников условиями и результатами труда.

Исходя из критериев, определены основные показатели эффективности деятельности учреждения:

отсутствие заявлений и жалоб на работу сострудников;

охват нуждающихся различными видами и формами социального обслуживания и оперативность предоставления услуг;

выполнение мероприятий по социальной поддержке нуждающихся граждан за текущий период.

Таким образом, оценочные подходы к определению эффективности социального обслуживания могут быть самыми разными. Нормативным требованиям, на наш взгляд, является следование стандартам социального обслуживания.


Изучение способов и методов оценки качества социальных услуг


Удовлетворение запросов населения - основная цель оказания государственных и муниципальных услуг. Степень удовлетворенности клиентов хотя и не является единственным показателем, характеризующим качество оказываемой услуги, представляет собой наиболее значимый критерий. Система показателей качества практически по каждой государственной и муниципальной услуге, оказываемой населению, включает показатели удовлетворенности потребителей.

Основные факторы оценки качества социальных услуг представлены в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг

Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению учреждениями социального обслуживания), и устанавливает основные положения, определяющие качество социальных услуг.

Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями, являются:

наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение (далее - документы);

условия размещения учреждения;

укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;

специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);

состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы (далее - клиенты);

наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54342-2011 «Социальное обслуживание населения. Методы контроля качества социальных услуг» устанавливает содержание и рекомендации по применению методов контроля качества всех основных видов социальных услуг, предоставляемых населению.

Методы направлены на обеспечение объективной проверки требований к качеству услуг, предоставляемых населению.

Аналитический метод - анализ содержания документов учреждения (устав учреждения, положение об учреждении, руководства, правила, служебные инструкции, методики работы с клиентами, документы на средства технического оснащения, национальные стандарты социального обслуживания, отчетно-плановая документация и т.д.), контроль наличия документов, правильности их оформления, объективности, соответствия задачам и целям учреждения, анализ индивидуально ориентированных программ обучения, коррекции, реабилитации; оценка динамики развития учреждения; проверка наличия сертификатов, удостоверений о повышении квалификации, лицензий на методику работы с клиентами.

Визуальный метод - осмотр зданий, жилых помещений, помещений для оказания социальных услуг, других объектов инфраструктуры учреждения, средств технического оснащения с целью контроля их состояния и соответствия требованиям безопасности клиентов и персонала учреждений при предоставлении услуг, требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, требованиям к удобству размещения клиентов.

Социологический метод-опрос (интервьюирование) клиентов и персонала учреждений о качестве конкретных услуг, оценка результатов опроса, наблюдение за клиентами, анкетирование.

Сравнение оценки качества предоставляемых учреждением услуг клиентами и персоналом с предпочтением оценки услуг клиентами.

Экспертный метод - личное присутствие проверяющих (контролеров-экспертов) при предоставлении отдельных вызывающих сомнение услуг с целью уточнения их качества или личное ознакомление с организацией работы по предоставлению подобных услуг, оценка проведения консилиумов.

Метод супервизии - регулярное и структурированное обсуждение сложных случаев оказания услуг клиентам, анализ эффективности применения конкретными специалистами методов и технологий работы и оценка достигнутых результатов.

К методам контроля качества социально бытовых услуг можно отнести:

Контроль качества услуг по содействию населению всех категорий - клиентам социальной службы в осуществлении по отношению к ним предусмотренных законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки в социально-бытовом обеспечении осуществляют визуальным и социологическим методами.

Контроль качества жилой площади, предоставляемой клиентам, осуществляют визуальным и социологическим методами.

Контроль качества помещений, предоставляемых для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания, осуществляют визуальным и социологическим методами.

Контроль качества мебели, предоставляемой клиентам учреждений, осуществляют визуальным, социологическим и аналитическим методами.

Контроль качества предоставляемого клиентам мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья, постельных принадлежностей) осуществляют визуальным и социологическим методами.

Контроль качества горячего питания, предоставляемого в учреждении или доставляемого клиентам на дом, осуществляют визуальным и социологическим методами.

Контроль качества социально-бытовых услуг клиентам, по состоянию здоровья частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и неспособным выполнять обычные житейские процедуры (встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, принять ванну или сходить в баню, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или зубными протезами, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам - брить бороду и усы), осуществляют визуальным и социологическим методами.

Контроль качества услуг по содействию в получении направления в учреждения стационарного социального обслуживания осуществляют аналитическим и социологическим методами.

Контроль качества услуг по созданию условий для отправления религиозных обрядов осуществляют визуальным и социологическим методами.

Контроль качества содействия в организации предоставления услуг предприятиями торговли, связи, коммунально-бытового обслуживания осуществляют социологическим методом.

Контроль качества услуг по покупке и доставке на дом промышленных товаров первой необходимости, по доставке воды, топке печей, содействию в обеспечении топливом, в сдаче вещей в стирку или ремонт и обратной их доставке, содействию в организации уборки жилых помещений, оказанию помощи в приготовлении пищи осуществляют визуальным и социологическим методами.

Контроль качества услуг по оказанию помощи в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или длительно болеющими членами семей осуществляют визуальным и социологическим методами.

В данном стандарте также изложены методы контроля качества социально- медицинских услуг и какими способами они осуществляются.

Методы контроля социально- психологических услуг можно осуществлять следующими методами:

аналитическим;

визуальным;

экспертным;

социологическим.

Контроль качества услуг по социально-педагогическому консультированию осуществляют аналитическим, визуальным, социологическим и экспертным методами.

Методы контроля социально- экономических услуг и контроль качества услуг по содействию клиентам социальной службы в осуществлении по отношению к ним предусмотренных законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки осуществляют визуальным и социологическим методами.

Таким образом, проанализировав основные методы контроля качества социальных услуг можно сказать, что эффективность социального обслуживания может определяться на основе как общих, так и специфических критериев. Общие критерии служат для оценки эффективности в масштабе деятельности учреждения социального обслуживания в целом (отдельного структурного подразделения учреждения). Специфические критерии и показатели разрабатываются для оценки того или иного вида обслуживания, форм и методов работы с различными группами клиентов, а также для оценки деятельности отдельных специалистов учреждений социального обслуживания.


Заключение


Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной системы социального обслуживания населения. В связи с этим проблема повышения ее качества, эффективности деятельности социальных служб является сегодня актуальной и в тоже время недостаточно разработанной.

В России до настоящего времени не сформировалось достаточно четких подходов к оценке эффективности социальной работы. На наш взгляд, наиболее оптимальным в современных условиях является следование Национальным стандартам социального обслуживания, определяющим требования и к качеству учреждений социального обслуживания, и к качеству предоставляемых населению услуг.

Таким образом, выбор методов и способа оценки качества социальных услуг, планирования действий по регулированию качества социальных услуг в соответствии с установленными требованиями эффективного функционирования организаций социального сектора позволит повысить качество социального обслуживания населения.


Список используемой литературы


Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52496-2005. «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг».

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54342-2011 «Социальное обслуживание населения. Методы контроля качества социальных услуг» .

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ // Рос. газ. 1995. 24 декабря.качество социальная услуга обслуживание

Аленикова, С.М. Оценка эффективности работы Центра социального обслуживания и его структурных подразделений [Текст]:/С.М.Аленикова.- М.: 2004. - 216 с.

Нечаева, С. П. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения [Текст]: учебник/ С. П. Нечаева [и др.].-М.: 2007.-159 с.

Романенко А.В. Совершенствование системы управления качеством социальных услуг // Отечественный журнал социальной работы. 2007. № 3.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Методология оценки качества социальных слуг осложняется тождеством понятий «качество» и «эффективность», но методика их расчета, как считают специалисты, далеко не совпадает, что обуславливает необходимость адекватной методологии. Проблема оценки качества услуг решается законодательно закрепленными принципами предоставления социальных услуг, к числу которых относятся:

Адресность предоставления социальных услуг;

Приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателя социальных услуг, достаточность количества поставщиков для обеспечения потребностей граждан;

Достаточность финансовых материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

Добровольность, конфиденциальность;

Выбор форм в условиях рынка услуг.

Соблюдение обозначенных принципов обуславливает не только многомерность оценки качества и управления им, но и организационно-методические сложности для поставщиков социальных услуг.

Качество социального обслуживания касается и взаимодействия социального работника и получателя социальных услуг, и концептуально затрагивает систему работы социальных служб. Закономерно, что специалисты, занимающиеся проблематикой качества услуг, ставят, в первую очередь, следующие вопросы: Достигает ли обслуживание поставленных целей? Предоставлена ли социальная помощь тем, кому она предназначалась? Все ли нуждающиеся охвачены помощью? Есть ли административные барьеры, препятствующие доступности социальных услуг? Каков эффект выполненной программы услуг для индивида и для общества? Как соотносятся достигнутые результаты с затраченными ресурсами?

Ответы на них рекомендуют искать в ценностных установках организаций и носителей самой профессии. Магистры социальной работы, обученные методам и технике профессиональной деятельности и управления, владея умением задавать целевые установки, призваны повышать качество труда, стремиться достичь высоких результатов при меньших затратах. Следует добиваться результативности деятельности на матрице гуманистического содержания профессий, что зачастую трудно выразить через результативность и эффективность методом количественного анализа.

Тем не менее, в поисках методики изучения качества услуг и управления им, отечественные специалисты концентрируют внимание на теоретических и методологических аспектах исследования качества социальных услуг. Такая работа велась и ведется по трем направлениям: 1) разработка методики оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания; 2) разработка системы критериев и показателей качества деятельности специалиста социальной работы; 3) исследование основных подходов к оценке качества социальных услуг. При этом отдельные ученые полагают необходимым иметь методику определения эффективной социальной работы применительно конкретного объекта и направления деятельности.



Один из ведущих специалистов в изучаемой области знания, Л.В. Топчий, справедливо считает, что оценка эффективности и результативности подчиняется логике применяемых измерительно-оценочных средств, что она зависит от базы оценивания, ее масштабов и специфики, и от того, с какой целью проводится оценивание. Оценка, как правило, связана с нормами качества социальной работы в системе социальной защиты и социального обслуживания (наличие стандартов социальных услуг и нормативов их применения, наличие нормативов качества социальной работы и т.п.) .

Исходя из этого, в исследованиях выделяются три подхода к оценке эффективности социальных услуг.

Первый подход предполагает соотношение нормы качества социальных услуг с реальным проявлением результативности практической социальной работы на разных уровнях социального обслуживания населения, определение соотношения между заложенными ценностями и полученными ценностями, между объемом финансирования, вложенными ресурсами и полученной отдачей, степенью достигнутых результатов. При этом понятие эффективности рассматривается как: а) соотношение между достигнутыми результатами/эффектами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов; б) как фактически достигнутые результаты и необходимые результаты/эффекты.



Второй подход предусматривает измерение эффективности и качества деятельности через показатели, позволяющие определить динамику преодоления социальных девиаций в обществе и проблем отдельных потребителей услуг – степень снижения бедности, безработицы, степень преодоления безнадзорности и беспризорности детей, преодоление алкоголизма и наркомании, изменение психического здоровья и т. д.

Третий подход предусматривает внедрение критериев и показателей в практику социальной работы, при помощи которых можно оценивать эффективность деятельности учреждений социального обслуживания, имея в виду достаточность, сбалансированность, целостность, разнообразие, учет динамики развития социальных служб в различных регионах России и отраслях социальной сферы (образовании, здравоохранении, социальной защиты, пенитенциарных учреждениях и т. д.), диверсификация социальных услуг (виды основных услуг, объем услуг, порядок предоставления услуг, качество услуг). В рамках такого подхода применяются показатели, отражающие степень использования живого профессионального труда работников социальных служб, развитие инфраструктуры социальных служб, применение инновационных технологий в процессе предоставления услуг .

Особое значение придается определению критериев измерения эффективности и результативности социальной работы. Критерий- это признак, мерило и наиболее общий показатель эффективности. Часто употребляется показатель как существенный признак предмета, процесса. Показатель характеризует действие, процесс, а критерий оценивает их по конкретным показателям. Так или иначе, понятие “показатели эффективности оказания социальных услуг” – это система индикаторов эффективности воздействия социальных служб на получателя социальных услуг, отражающая количественные и качественные параметры измерения эффективности деятельности социальных служб.

При разработке индикаторов учитываются общие требования к формированию показателей оценки качества и эффективности, которые складываются под влиянием теории и повседневной практики социальной работы. Эти требования – суть в следующем:

Во-первых, показатели должны быть предельно понятными для тех, кто их использует в практической работе.

Во-вторых, показатели должны отражать количественный и качественный подходы к измерению эффективности, например, социальных услуг.

В-третьих, количество принятых на вооружение показателей качества, эффективности и результативности должно быть оптимальным, не перегруженным.

В-четвертых, принятые показатели должны позволить найти последующие показатели, отражающие потребности потребителя на пути достижения независимости.

В-пятых, при использовании показателей качества и эффективности, применяемых в зарубежных странах, необходимо учитывать специфики России.

В-шестых, показатели качества и эффективности должны максимально основываться на федеральных и региональных стандартах социальных услуг.

В-седьмых, применение показателей качества и эффективности социальных услуг предполагает профессиональную подготовку специалистов.

В-восьмых, показатели качества и эффективности должны разрабатываться с учетом их системного и поэтапного применения в практической деятельности. .

Показатели эффективности соотносятся с основными направлениями и видами деятельности учреждений, поскольку оценка эффективности должна осуществляться в конкретной области, быть направлена на оценку качества применяемых в организации методов и техники социальной работы, а также на оценку применения этих методик специалистом. Области применения их могут быть: консультирование, семейная терапия, игротерапия, психосоциальная работа, индивидуальная работа с детьми и т.д. Принципиальное значение имеет описание состояния получателя социальных услуг в начале и в завершении, т.е. состояния получателя услуг при первом контакте и после реабилитации и снятия его учета организации.

Как видно, от выбора системы показателей зависит качество определения эффективности социальных услуг и уровень защищенности человека-нуждающегося. Кроме того, должна быть создана ситуация, при которой стало бы возможным оперативное внесение коррективов в систему показателей изучения эффективности деятельности.

В заключение отметим, что оценка качества и эффективности деятельности носит системный характер. В нее включается и управленческий аспект. Управление качеством и эффективности работы всех субъектов социальной работы является решающим фактором достижения высокого уровня качества социальной защиты людей. Данной проблеме мы посвятим последующие занятия.

3. Оценка качества социальных услуг

Качество услуги понимается как степень соответствия полезных свойств услуги потребностям и предпочтениям потребителей и включает следующие параметры: полнота предоставления в соответствии с требо­ваниями стандартов услуг; доступность; своевременность; эффективность и результативность предоставления услуги. Эффективность услуги опреде­ляется как степень успешности деятельности по достижению цели с наибольшей экономией затрат, т. е. до какой степени услуга способство­вала своевременному и объективному решению стоящих перед пользователем услуг социальных проблем с наименьшими затратами материальных и временных ресурсов.

Результативность включает следующие параметры: степень реше­ния материальных, финансовых и иных проблем клиента; степень улуч­шения материального, эмоционального, физического состояния клиента, решения его пра­вовых, бытовых и других проблем в результате совместных усилий субъекта и объекта услуги.

Генеральной линией качества и эффективности социального обслуживания является то, насколько достигает обслуживание поставленных целей, каков эффект для индивида и общества в целом. Если социальное профессиональное обслуживание приносит ощутимую пользу тем, для кого оно предназначается, и положительно ими оценивается, то является качественным. Кроме того оно должно осуществляться в рамках плановых ресурсов и поставленных целей, приводить к достижению ожидаемого результата. В построении критериев эффективности, резуль­тативности и качества учитывают содержание целевых и ценностных установок, задаваемых организацией, ведомством или рамками профес­сии.

Профессиональное обслуживание содержит в себе также понятие контроля качества. Контроль качества строится на систематическом измерении качества. В этом случае измерение имеет, прежде всего, познавательное значение, т.е. получение измерительной информации. В ходе такой информации устанавлива­ется соответствие критериев и объемов показателей качества действующим стандартам услуг.

Каждый вид социальной услуги является конечным результатом конкретной трудовой деятельности специалиста, социального учреждения.

Говоря о качестве труда в сфере социального обслуживания, специалисты обычно выделяют три основных компонента:

1) трудовой потенциал, креативные качества работника;

2) уровень организации труда в социальной организации;

3) эффективность (результативность) социальной услуги.

Система обеспечения качеством включает совокупность планируемых и систематиче­ски проводимых мероприятий по изучению качества услуг, необходимых для создания ситуации удовлетворенности первичным требованиям к качеству услуг. Система обеспечения качества обслуживания является главным элементом организационной структуры социальной организации и инструментом общего руководства.

Оценка качества работы учреждений социального обслуживания населения разрабатывается на основе следующих документов:

1. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации»

2. Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

3. Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мар­та 2013 г. № 286 «О формировании независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги».

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 авгу­ста 2013 г. № 391а «О методических рекомендациях по проведению неза­висимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р, «Национальные и региональные стандарты социального обслуживания».

Для оценки качества работы учреждений социального обслуживания специалисты выделяют следующие критерии: оценка качества управления учреждением; оценка качества работы персонала учреждения; оценка эффективности деятельности учреждения; оценка результативности деятельности учреждения в соот­ветствии с целями его создания.

Система обеспечения качества деятельности учреждений социального обслуживания, а также систематический мониторинг качества позволяют: своевременно выявлять факторы, негативно влияющие на качество социального обслуживания; вы­являть причины низкого качества социального обслуживания; определять результативность деятельности учреждения в соответствии с целями его создания; принимать своевременные меры по повышению эффективности или по оптимизации деятельности учреждения.

Специалисты предлагают провести оценку эффективности работы учреждений социального обслужива­ния населения по следующим критериям: экономическим и неэкономиче­ским.

К критериям экономического характера относятся: потребность в услугах; стоимость услуг; количество получателей социальных услуг на территории учре­ждения; оплата труда работников учреждений.

К критериям неэкономического характера относятся: доступность услуг; креативность и профессионализм кадров; качество социального обслуживания; оценка эффективности деятельности учреждения.

Оценка по обозначенным критерия осуществляется с использованием конкретных методов оценки эффективности:

1) метод сравнения - сравнение данных отчетного периода с показа­телями работы за соответствующий период прошлого года;

2) социологический метод - сбор первичной информации с помощью опроса;

3) метод оценки эффективности на основе удовлетворения потреб­ностей обслуживаемых граждан - выявление уровня удовлетворения по­требности граждан;

4) мониторинговые исследования;

5) параметрические методы - сравнение того, что положено гражда­нам при получении по стандартам, с тем, что фактически выполняется в процессе социального обслуживания;

6) метод экспертной оценки - оценка работы учреждения обще­ственными советами;

7) метод оценки затрат - анализ соотношения фактической и плано­вой стоимости услуг;

8) метод оценки факторов эффективности и неэффективности и их систематизация.

Оценка показателей по критериям экономического характера:

Средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Благотворительные взносы и пожертвования;

Средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники.

Показателем критерия стоимости услуг является соответствие фактической стоимости услуг учреждения, стоимости услуг в соответ­ствии с государственным заданием, определяемой учреждением социаль­ного обслуживания на основе отчетов по вы­полнению государственного задания.

Показателем критерия количества получателей социальных услуг на территории учреждения является доля охвата потребителей услуг от фактического числа граждан, нуждающихся в услугах на основании ежеквартального мониторинга.

Показателем критерия потребности в услугах является:

Социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

Социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

Социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

Социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

Социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

Социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

Срочные социальные услуги .

Показателями критерия доступности услуг выступают открытость и доступность информации об учреждении, комфортность условий и доступ­ность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возмож­ностями здоровья, а также время ожидания в очереди при получении услуги.

Показателями критерия коммуникативной эффективности учре­ждения являются квалификация персонала учреждений социального об­служивания, профессионализм персонала, а также доля получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания в учреждении, опреде­ляемыми на основании мониторинга, проводимого в учреждении соци­ального обслуживания. С целью получения объективной информации по данному критерию, определение оценки коммуникативной эффективности учреждения основывается на количественных показателях уровня квали­фикации и профессионализма работников учреждений социального об­служивания и на основе опроса обслуживаемых граждан о степени удо­влетворенности качеством социального обслуживания.

Показателем качества социального обслуживания является соот­ветствие качества предоставляемых услуг государственному стандарту, определяемому на основе системы контроля качества учреждений соци­ального обслуживания, сформированной в каждом учреждении на основе внутренних локальных актов учреждения.

Показателями оценки эффективности деятельности учрежде­ний являются: основная деятельность учреждения, финансово- экономическая деятельность учреждения и работа с кадрами .

Контрольные вопросы и задания:

1. Что понимается под «качеством социальной услуги»?

2. Раскройте основные параметры эффективности и результативности социальных услуг.

3. Контроль качества, его измерения.

4. Каково соотношение национального стандарта и качества социальных услуг?

5. Каковы основные показатели качества работы социальных служб?

6. Основные нормативные документы, определяющие качество работы учреждений социального обслуживания.

7. Что означает понятие «социальная услуга» (по Федеральному Закону)?

8. Каковы основные критерии оценки деятельности социальных организаций?

9. Назовите показатели оценки эффективности и качества услуг.

10. Каковы основные социальные обстоятельства, обуславливающие потребность в социальной защите?

11. Что означает понятие «социальное сопровождение» (по ФЗ)?

12. Основные подходы к оценке качества услуги, критерии и показатели.


Целеполагание ^ государственном регулировании целеполага- и государственные является важным звеном экономической
интересы в экономи- безопасности страны. Оно может развиваться
ческой политике по идеологической, идеалистической или другой парадигме. Например, Г. Гегель рассматривал целеполагание как объективное отношение самой действительности, являющейся нелыо развития «мирового духа».
Понятие «интерес» включает систему потребностей (приоритеты и их соподч и ценность), имеющихся у населения. Одним из факторов, определивших необходимость реформирования советской эко-номической системы, являлось отсутствие условий для реализации интересов различных экономических субъектов. В российских реформах не был учтен процесс трансформации системы экономических интересов. Для современной России характерно нарушение взаимосвязи общественных и личных интересов. Разрушается механизм реализации общественных интересов при одновременном усилении роли и значения личных интересов, нарушается сочетание единства и различия между отдельными группами интересов, что препятствует выходу экономической системы на устойчивый экономический рост и сказывается на безопасное™ страны.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.
Выразителями социально-экономических, политических, региональных, культурных, экологических, специфических региональных интересов яапяются политические партии, которые часто дейст вуют, прикрываясь общенациональными интересами.
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые и отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания экономической стабильности.
Экономический либерализм означает экономическую свободу, которая включает две главные составляющие: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. Соотношение между ними изменяется во времени. В XVIII- XIX вв. экономическая роль государства сводилась в основном к охране этих первичных прав. В XX в. почти повсеместно укреплялось экономическое присутствие государства. Национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. В конце века произошел скачок в научно-техническом развитии, появился ряд новых отраслей, углубилось общественное разделение труда. Эти обстоятельства породили потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне.
Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополии. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение государственными органами. Для осуществления социальной политики потребовалось государственное регулирование экономики. Таким об-разом, оно обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться. В современных рыночных условиях экономическая безопасность страны выходит на первое место. Открытость экономики не мешает охранять свои национальные экономические интересы.
Разные экономисты по-разному классифицируют модели рыночной экономики, выделяя либеральную, социально ориентированную, социально-демократическую модель и т.д.
Здесь, по сути, идет исследование не экономики и ее закономерностей, а проводимой экономической политики, которая может быть либеральной, социально ориентированной и т.д. Институты государственного регулирования реализуются в той или иной эко-номической политике.
В научном анализе мировой экономики можно
Модели воспроизвод- выделить три модели воспроизводственного ственного
развития развития.
1. Развитие экономической системы на основе экспорта продукции теплоэнергетического комплекса и вывоза сырья, когда выручка идет на закупку продовольствия и товаров народного потребления. По сути, это модель современной экономики России. Отрицательные стороны модели в том, что полезные ископаемые исчерпаем ы, поэтому бесконтрольное расходование ресур- сов означает, что «обворовываются» будущие поколения. Может наступить такое время, когда возникнут альтернативные источники; кроме того, без умелой протекционистской политики страна потеряет конечный (перерабатывающий) сектор экономики.
Модель экономики «периферии», своего рода «догоняющей экономики». При этом экономика развитых стран будет уже на другой ступени развития.
Инновационная модель развития экономики, которая была взята на вооружение в США, Германии в 1930-е годы, Японии и ФРГ - в 1950-е годы, а затем и ряде других стран. В 1930-е годы как в США, так и в Германии обратили внимание на соотношение ссудного и промышленного капитала, составляющее примерно 20:1, и было сделано все, чтобы его изменить. Методы, используемые в то время в этих странах, были совершенно разными. По сути, это было направлено на изменение воспроизводственной модели и в конечном счете на безопасное развитие экономики.
На практике вполне возможно разное сочетание элементов этих моделей. Важно, чтобы экономическое развитие было направлено на инновационную модель. Основу любой экономики составляет получение прибавочной стоимости, прибыли, прибавочного продукта и т.п. При этом пели гражданского общества имеют широчайший спектр: экономический, нравственный, экологический и т.д. Они реализуются или не реализуются государством через законы, указы, постановления, программы и т.п., но при этом они не должны достигаться за счег экономической безопасности страны.
В экономической политике избираемые цели могут быть основаны не только на критерии экономической эффективности - они могут быть тесно связаны с религией, идеологией и т.д.
Экономические цели разных стран могут быть Национальные цели разными. Например, цель быстрого экономического роста является важным приоритетом в системе показателей для развивающихся стран. В индустриальных странах на первое место выдвигается задача охраны окружающей среды и сокращения потребления невозобповлясмых ресурсов. Целью может быть обеспечение работой тех, кто хочет работать. Ясно, что в условиях высокой нормы безработицы многие развивающиеся страны не в состоянии поставить такую цель.
Постановка задач и их реализация - это трезвый экономический расчет, учитывающий реальные экономические возможности страны. Национальные цели, с которым и должны быть связаны стратегические решения государства, с одной стороны, обусловлены общностью интересов различных слоев и групп, а с другой - внешнеполитическими интересами государства и его экономиче- ской безопасностью. Наличие общих интересов, стоящих выше интересов отдельных классов, социальных групп, зачастую не исключает антагонистического многообразия интересов и их внутренней противоречивости.
Национальные цели России очень многообразны. К ним следует отнести материальное благосостояние, здоровье и безопасность человека, обеспечение обороны страны и охраны ее границ, защиту суверенитета, сохранение среды обитания, национальной культуры, снижение экономической зависимости страны.
Можно констатировать, что цели, предлагавшиеся до сих пор российскому обществу, не отличались ни конкретностью (имеются в виду не политические лозунги, а механизмы их реализации), ни ориентированностью на сплочение нации. Политические свободы и переход к рынку не должны быть высшими и самодостаточными целями реформ. Например, в качестве цели предлагалось возвращение России в «десятку» лидеров мирового технологического и экономического развития.
Такая цель едва ли может стать стратегической национальной идеей, так как это некий внешний фактор по отношению к интересам большинства населения. Россия может быть сильной, а большая часть населения - бедной. Или другая программа - интенсификации процесса реализации экономических реформ в России, в разработке которой участвовали 62 губернатора. Эта программа базируется на стратегии государственного и национального регулирования и представляет собой систему мер, направленных на управление экономикой страны. Но в этой программе отсутствует теоретическая часть, она носит сугубо технологический характер. Дерево целей в ней проработано слабо и совсем не проработаны индикаторы экономической безопасности страны.
Проблему соотношения частных и общих инСоотношение тересов в современном обществе затрагивает и частных и общих. , _ r г
интересов А.А. Пороховскии, характеризуя противоречи
вость и потенциальную неустойчивость современного общества: «В результате финансовых (рыночных) извращений встает вопрос об оптимальном сочетании частного интереса и интересов общества, что, в конечном счете, определяет устойчивость рыночной системы и безопасность государства... На данном этапе господствует частный интерес» .
Вопрос о целеполагании в государственном управлении принадлежит к числу самых актуальных и важных для управленческой тео- рии и практики. Именно внутреннее состояние общества и волнующие его проблемы служат подлинными и актуальными источниками формирования целей государственного управления.
Академик Л.А. Абалкин отмечает: «В кризисных условиях особую значимость приобретает осознание как политическими деятелями, так и всеми слоями населения высших национально-государственных интересов, неразрывности личных и групповых интересов с благополучием и процветанием страны.
...Выработка концепции экономической безопасности всегда опирается на высшие долговременные национально-государственные интересы. Поэтому она неразрывно связана с представлениями о будущем страны, об итоге происходящих перемен и выступает в роли социального идеала. Только в этом случае концепция экономической безопасности и меры по ее достижению обретают свой смысл, становятся действенным началом массового сознания» .
Встречаются разные градации целей государственного управления. Например, цели могут быть классифицированы по источнику возникновения и содержанию, нисходящими от более к менее сложной, выстроенными в произвольной или логической последовательности (когда предыдущая определяет последующую). По масштабу цели могут быть общими (для всего государственного управления) и частными (для отдельных его систем, звеньев), по результатам - конечными и промежуточными, по времени - отдаленными, близкими и непосредственными".
Необходима обоснованная субординация целей, при которой реализация одной цели становилась бы источником другой. С другой стороны, обоснованность целей государственного управления опре- дс.шстся ресурсами, а также правом в широком смысле, когда цели закрепляются законодательно и проводятся в жизнь с опорой на силу закона. Главное требование к целям - доверие населения, совпадение результатов реализации целей с их потребностями и интересами.
В Концепции национальной безопасности России говорится: «Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми».
Смысл проводимой экономической политики предопределяет технологию и содержание государственного управления. Государство же с помощью государственной политики вырабатывает стратегические ориентиры.
Исходя из целеполагания в общем виде можно
Виды экономическом классифицировать следующие виды экономи- политики „
ческой политики, которые реализуют те или иные
стороны экономической безопасности.
Стабилизационная политика наиболее характерна для ситуации кризиса, когда необходимо подавить негативные стихийные процессы, достичь управляемости, предотвратить дальнейшее ухудшение дел. Например, Э. Хансен предложил концепцию встроенных стабилизаторов, суть которых состоит в том, что общая сумма налоговых поступлений в фазе спада автоматически уменьшается, тогда как расходы по разным видам социального страхования возрастают. В фазе подъема налоговые поступления возрастают благодаря системе обложения прогрессивным налогом личных доходов. Изменение соотношения расходов и налоговых поступлений и образует механизм встроенных стабилизаторов.
Социальная политика выходит на первый план в высокоразвитых странах и осуществляется в тесной увязке с экономикой. Ставятся социальные цели, поэтому эти страны называют странами с социально ориентированной экономикой.
Политика общеэкономического равновесия направлена на достижение стабильности цен, недопущение роста цен больше чем на 1% в год (реально рост цен может быть намного больше, если растет качество товаров и услуг, но это не является инфляционным процессом); высокий уровень занятости (принято считать нормальным уровень безработицы в пределах от 3 до 7%); соразмерный экономический рост (стабильный прирост ВВП на 3-4% в год); сбалан-сированность внешнеторговых операций - цель считается достигнутой при положительном сальдо внешнеторгового баланса.
В политике экономического роста центральное место занимает оптимальность распределения между «потреблением сегодня» и «потреблением в перспективе». В широком смысле это регулирование воспроизводительных пропорций.
Экономическая политика отражена в структуре государственного бюджета, целевых государственных программах, государственных заказах, параметрах социальной защиты, условиях государственного кредитования, налогообложения, предоставляемых кредитах, в государственном воздействии на экспорт и импорт, в размерах внешнего и внутреннего государственного долга.
Инструментами экономической политики служат:
фискальные рычаги;
кредитно-денежные инструменты;
установление предельных (максимальных или минимальных) уровней цен на определенные виды продукции;
введение запретов и ограничений на определенные виды экономической деятельности;
прямое директивное планирование, в основном па предприятиях;
индикативное планирование;
введение экспортно-импортных тарифов, таможенных пошлин, квот на вывоз и ввоз товаров и капитала.
В России долгое время проводилась политика «вашингтонского консенсуса», разработанная международными финансовыми организациями для слаборазвитых стран. Ее теоретической основой является неоклассическая теория рыночного равновесия, а политическим оформлением - идеология радикального либерализма. Эта теория построена с учетом рационального поведения экономических агентов, в то время как в реальном мире, особенно в процессе политических и социальных трансформаций, неопределенность существенна, поэтому ею пренебрегать нельзя. Значительна и асимметрия информации, т.е. разные экономические агенты владеют разной информацией об одном и том же товаре или услуге.
«Вашингтонский консенсус» сводится к трем постулатам: либерализации, приватизации и стабилизации посредством жесткого планирования денежной массы. Такая политика отвечает интересам МВФ, так как жесткий план прироста денежной массы, либе- рачизации цен и активизации внешней торговли позволяет обеспечить большую предсказуемость в кратко- и среднесрочной перспективах и укрепить финансовый сектор экономики, способствуя повышению вероятности возвращения кредитов. В то же время такой акцент не дает возможности увидеть проблемы реального производственною сектора экономики и в долгосрочном плане не способствует развитию экономики.
Немецкий профессор Г. Г. Браун отмечает: «Большим заблуждением, возникшим у многих... была уверенность... что реализация Вашингтонского консенсуса достаточна для того, чтобы вывести пе-риферийные страны на путь норматьного роста и развития... Ошибка в любом случае заключается в том, что введение или возвращение к «норматьным правилам внутрихозяйственного учета» ни в коей мере не создает все (и даже не все решающие) условия для развития. Формируются лишь абсолютно необходимые предпосылки для появления таких условий» .
Преобразовать плановую экономику в экономику рыночного типа невозможно только через либератизацию торговли. Требуется проведение институционных преобразований, чтобы создать условия для развития конкуренции.
Сущность экономического равновесия
Национальные экономики всех стран развиваются циклически, в них происходят колебательные процессы. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического
Роста сменяется фазой снижения макроэкономических показателей. Для любой экономической модели особо актуальна проблема экономического равновесия как экономической безопасности национальной экономики. В самом общем виде экономическое равновесие - это соответствие ресурсов потребностям. Более конкретно экономическое равновесие - это согласованное развитие всех рынков: рынков товаров и услуг, рынков рабочей силы, денег и капиталов. Экономическое равновесие напрямую связано с экономической безопасностью страны:
рынок товаров и услуг - здесь равновесие задается равенством сбережений и инвестиций, сокращение инвестиционного спроса ведет к снижению темпов экономического развития;
рынок рабочей силы - здесь спрос на рабочую силу и предложение работы тесно увязаны с уровнем заработной платы;
рынок денег - при данном объеме продукции и данной де-нежной массе равновесие обеспечивает определенный уровень цен; это условие вытекает из количественной теории денег;
рынок капиталов - спрос на капитал обусловлен уровнем процента за пользование им.
Рыночное равновесие дополняется государственным регулированием. Теория экономического равновесия имеет важное значение для обеспечения экономической безопасности национальной экономики.
Во всех экономических учебниках, как зарубежных, так и отечественных, в той или иной степени эта проблема затрагивается. Экономист и математик JI. Вальрас, разработавший теорию общего экономического равновесия, утверждал, что всякое рыночное хозяйство имеет тенденцию к равновесию.
JI. Вальрас, В. Парето, Дж. Хикс и другие сформулировали условия равновесия, определили методы достижения равновесия в экономике. Индикаторы экономической безопасности прежде всего показывают, в каких секторах экономики разбалансирована система.
Теория экономических циклов не всеми экономистами трактуется однозначно. Западные экономисты от Ж.Б. Сея и Д. Рикардо
до сторонников неокейнсианских концепций объясняют причины кризисов случайными нарушениями хозяйственного равновесия.
Э. Хапссп признавал, что происхождение циклических колебаний остается неразрешимой задачей.
Советские и российские ученые также большое значение придавали теории экономического равновесия. Например, А.А. Богданов в 1925-1927 гг. первым показал тесную связь механизмов саморегулирования с принципом предельной самообеспеченности. Исходным пунктом его теории послужил закон Л е- Ш ателье, согласно которому, если система равновесия подвергается воздействию, изменяющему какие-либо из условий равновесия, в пей возникают процессы, направленные так, чтобы противодействовать этому изменению.
Из теоретических принципов равновесия А.А. Богданов сделал практические выводы о соблюдении «нормы равновесия», опреде-лении слабого звена системы, выделении ресурсов для подтягивания наиболее отстающих звеньев до уровня ушедших вперед отраслей народного хозяйства. Он определил «ударные» отрасли народного хозяйства, в которые надо направлять рабочую силу и средства производства.
Теория равновесия стала методологической основой в экономической теории Н.И. Бухарина. Под равновесием он понимал такое состояние системы, когда действие противоположно направленных сил пе может изменить данного состояния. Бухарин считал, что состояние равновесия рассматривается как момент развития".
Не меньшее значение этой проблеме придавал А.В. Чаянов: «Равновесие в трудовом крестьянском хозяйстве достигается тогда, когда предельная тягость труда сравняется с предельной полезностью его оплаты в виде годового валового дохода семьи» . Чаянов привел, математическое доказательство того, что равновесие в бюджете крестьянской семьи наступает в точке пересечения кривых предельной тягости труда и предельной полезности каждого последующего рубля выручки. Например, если основное равновесие покрывается сметными соображениями хозяйства, то только очень высокая оплата может побудить крестьянина к новым работам, и наоборот.
Идеи советского экономиста Е. Слуцкого, изложенные в работе «Наложение случайных причин как источник циклических процессов» (1927), были восприняты. Спустя 3 0 лет работа была переведена на английский язык и стала популярной на Западе. До 1929 г.
в СССР еще появлялись статьи, связанные с равновесием в экономике, но позже выходили лишь работы, связанные с анализом кризисов в капиталистическом мире.
В декабре 1929 г. на конференции аграрников-марксистов Сталин осудил теорию как немарксистскую, и на этом дискуссии о теории равновесия прекратились. Причины экономических кризисов
Теории экономического равновесия и экономических циклов тесно связаны с проблемами возникновения, развития и преодоления кризисных явлений в экономике. Только в конце 1980-х годов стали появляться статьи о кризисных явлениях в советской экономике. Падение индикаторов эконо-мической безопасности ниже предельно допустимых указывает, что наступает или наступил кризис экономической системы, что необходимо проводить антикризисную политику. Как показывает практика многих стран, в это время усиливается государственное регулирование экономики1.
В научной литературе существует множество теорий и трактовок кризисов. Среди них можно выделить несколько групп.
Первая группа теорий объясняет циклический характер развития экономики внеэкономическими причинами. Эту группу можно подразделить на две подгруппы. В первую входят натуралистические теории. Они объясняют циклический процесс исходя из природных явлений, не имеющих отношения к данной конкретной системе производства. Представителями этого направления являются английские экономисты отец и сын С. и Э. Джевонсы. Они объясняют кризисы воздействием пятен на солнце, имеющих одиннадцатилетний цикл. Разная интенсивность солнечного излучения, с их точки зрения, определяет циклы урожайности сельскохозяйственных культур, что, в свою очередь, влияет на всю экономическую деятельность людей. Некоторые экономисты объясняли циклы воздействием иных атмосферных факторов на урожай или на деятельность.
Вторая подгруппа объединяет психологические теории, объясняющие происхождение кризисов причинами, заключенными в природе или психологии человека. Психологические теории исходили из объяснения циклического характера развития оптимистическими или пессимистическими действиями людей. К этой подгруппе относятся взгляды В. Парето и А.С. Пигу.
Теории, входящие во вторую группу, объясняют кризисы исходя из экономических явлений, но с разных позиций.
В первую подгруппу можно выделить теории, которые главную причину кризиса видят в нарушении равновесия производства и потребления. К таким теориям относятся и те, что объясняют кризис перенакоплением капитала или нарушением пропорций между сбережениями и инвестициями. Такие теории выдвигали представители школы классической политической экономии Т. Мальтус, Ш. Сисмонди, Дж. А. Гобеон.
Вторая подгруппа теорий объясняет кризисы тем, что быстрый рост промышленности вызывает сокращение цен на потребительские товары, что, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на средства производства, т.е. приостановку роста промышленности и объема производства.
Третья подгруппа - теории, объясняющие кризисы причинами денежного свойства, т.е. факторами, лежащими в сфере обращения. Например, немецкий экономист А. Тор утверждал, что причина кризисов кроется в направленной политике банков. К. Жуглар, Э. Хансен и другие связывали причины кризисов главным образом с ограничением банковского кредита и движением учетной ставки. Дж. М. Кейнс видел причину кризисов в склонности людей к накоплению сбережений. Это влечет за собой ограниченность спроса, в результате норма прибыли оказывается низкой, что ослабляет стимулы предпринимателей к вложению капиталов в производство. Марксистская теория кризисов исходит из того, что возможности кризиса содержатся в товарном производстве (Т - Д - Т). При непосредственном обмене (Т - Т) покупка и продажа совершаются в едином акте. Появление же денег означает, что обмен распадается на два акта: куплю (Д - Т) и продажу (Т - Д), которые могут не совпадать во времени.
Можно утверждать, что системный кризис, с которым столкнулась Россия, - это уникальное явление. Кризиса такою вида никогда не испытывали страны Запада. Если по масштабам экономических потрясений его можно сравнить с мировым кризисом, происшедшим в 1930-е годы, то по своим качественным характеристикам он совершенно особенный.
Понятие «равновесие» связано с понятием «устойчивость». Устойчивым равновесное состояние считается тогда, когда при малых отклонениях система возвращается в прежнее или близкое к нему состояние, в противном случае говорят о нарушении устойчивости системы. В неустойчивом состоянии нельзя прогнозировать динамику процессов системы, в результате система становится неуправляемой. а ее состояние не поддается измерениям. В конечном итоге система разрушается путем потери целостности.
Опыт последних десятилетий наглядно продемонстрировал эффективность подрыва безопасности страны путем воздействия на национальную экономическую систему. Авторы монографии, из-данной под эгидой экономического отделения РАН, приводят че- тыре возможных варианта «несилового» давления, имеющего критический характер:
дезорганизация национальной экономики (вплоть до ее банкротства) посредством спекулятивного воздействия на рынок ценных бумаг или массированного предъявления платежных требований, которые страна-должник не в состоянии оплатить;
экономическая блокада, или «мягкое эмбарго», в форме интенсивной, целенаправленной конкуренции;
продовольственная уязвимость при критическом для продовольственной независимости уровне импортных продуктов в потреблении;
технологическая блокада при условии слаборазвитости науч-но-технологической среды страны - объекта блокады.
Резюме
Анализ государственного регулирования в зарубежных странах показывает, что в кризисных ситуациях увеличивается доля государственного вмешательства в экономику по всем его секторам.
В современных условиях в высокоразвитых странах принципиально меняется механизм государственного регулирования экономики. Государственное вмешательство в экономику все бЪльше осуществляется через государственные доходы и расходы в ВВП.
Воспроизводственная модель экономики России ближе к модели слаборазвитых, чем высокоразвитых стран, и имеет характер в основном сырьевого придатка.
Ретроспективный анализ становления государственного регулирования и планирования показывает, что наиболее эффективна та экономическая система, где план и рынок не противопостав-ляются, а взаимодополняются.
При проведении той или иной экономической политики необходимо в ее основу брать разумное сочетание частного и общего интереса.
Системный кризис, с которым столкнулась Россия, - это уникальное явление, поэтому необходимо разработать уникальную антикризисную программу, взяв за основу экономическую безопасность страны.
Ключевые понятия
Экономическая безопасность, экономический рост
Устойчивость социально-экономической системы
Экономическая политика
Модели воспроизводства Позитивная и нормативная экономика Экономический либерализм Государственное регулирование Экономический порядок Экономический строй Целеполагание
Национально-государственные интересы
Стабилизационная политика
Политика экономического роста
Социальная политика
Политика общеэкономического равновесия
Экономическое равновесие
Политика «вашингтонского консенсуса»
Вопросы для самопроверки
1. Как вы понимаете экономическую безопасность национальной экономики?
Каковы взаимосвязи и различия между устойчивостью, развитием, расширенным воспроизводством?
В чем состоит различие между статическим и динамическим подходом в экономической теории?
В чем заключается принципиальное отличие экономической теории от экономической политики?
Чем отличаются модели воспроизводства высоко- от моделей слаборазвитых рыночных стран?
Что исследует позитивная и нормативная экономика?
Каково соотношение экономического либерализма и государственного регулирования в условиях кризиса экономики?
Что понимается под экономическим порядком и экономическим строем?
Какова особенность стабилизационной политики?
Что такое политика экономического роста?
Что такое экономическое равновесие экономической системы?
В чем содержание «вашингтонского консенсуса»?/>

Введение
Образ жизни и функции личности, общества и государства, как объекты национальной безопасности, задают их общие интересы - национальные интересы. Они выступают как некоторый баланс или компромисс между противоречивыми интересами отдельных личностей, социальных организаций и государственный органов. Исходя из комплексной природы национальных интересов, их формулирование и реализациядолжны быть прерогативой, прежде всего, государства, ориентированного на улучшение качества жизни граждан. Однако государство не является единственным участником реализации национальных интересов. На формат и содержание различных государственных актов оказывают влияние самые разнообразные силы: партии и группы давления, средства массовой информации и социальные движения, массовая и индивидуальная активностьграждан.
Безопасность выступает как деятельность, содержание которой формируется в процессе разрешения противоречия между объективной реальностью, заключающей в себе элементы угроз жизнедеятельности субъектов, и разумными потребностями индивидов. Объектом являются угрозы в виде экономических, военных, экологических, национальных, а конкретными носителями этих угроз являются природные, социальные,общественные процессы.
Экономические угрозы не случайно стоят на первом месте. Экономика государства является одной из характеристик в топе интересов по обеспечению стабильности и безопасности граждан.
Соответственно, актуальность данной темы обусловлена единством национальных интересов выраженных в экономических показателях безопасности.
Цель исследования: Выявить связь национальных интересови экономической безопасности.
Задачи исследования:
- Анализ основных характеристик национальных интересов и определение специфики национальных интересов в РФ;
- Анализ сущности экономической безопасности и Российского опыта в её обеспечении;
- Выявление угроз, слабых мест и путей повышения надежности системы экономической безопасности на примере России.
Предмет исследования: Взаимосвязьсистемы национальных интересов и характеристик экономической безопасности
Объект исследования: Обеспечение внутренней экономической безопасности РФ за счет соблюдения национальных интересов страны.

1. Национальные интересы.
1.1. Сущность национальных интересов.
Национальные интересы для любой страны - это объективный фактор, обусловленный всей совокупностью ее жизненных потребностей. Их содержание -свое у каждой страны - обусловливает, какой должна быть политика государства, чтобы его целостность и благополучие были надежно обеспечены и защищены, ее граждане жили в уважаемом во всем мире государстве, а руководство и внешнеполитические деятели выполняли свое призвание - представлять и отстаивать интересы во всех частях планеты.
Формирование и реализация национальных интересов – предметособого внимания государственных институтов, политических партий, общества в целом. Это сложный и многоступенчатый процесс, требующий объединенных усилий ученых, политиков, руководителей различных уровней.
Национальный интерес состоит из двух компонентов: интересов граждан и интересов государства. Эти интересы неразрывно связаны, они не противопоставляются, но дополняют друг друга. В связи с этим понятия«национальный интерес» и «национально-государственный интерес» употребляются в современной юридической литературе как синонимы.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, всоздании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении государства.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в...

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...