Государственное регулирование занятости в зарубежных странах. Регулировка занятости населения: теория и зарубежный опыт


Как показывает история развития других стран, в условиях адаптации к рыночным условиям пока еще никому не удавалось избежать роста безработицы. Вместе с тем в различных странах существуют свои особенности формирования и развития рынка труда. В них выражена не только реакция занятости на рыночные перемены, но и более широкая проблема -- выбор обществом характера социальных издержек, связанных с переходом от государственной системы к рыночной. Переход к рыночной экономике связан с большими издержками в социально-экономической сфере, и страны, вступившие на этот путь, сталкиваются с необходимостью предоставить населению определенный уровень социальной защищенности, возможность подыскать работу, обеспечить минимум жизненных благ, средств к новым условиям функционирования рынка рабочей силы. В этой связи определенный интерес может представлять опыт деятельности системы трудоустройства тех стран, где в определенной мере отлажен и накоплен достаточный запас прочности в деле регулирования занятости населения, хотя очевидно, что решить эту проблему западному обществу не удастся никогда, по крайней мере, пока существует капиталистический способ производства.

Вся система трудоустройства в большинстве стран, где она существует, разделяются на две основные группы: государственную службу трудоустройства и частные агентства. Ведущую и универсальную роль субъекта в обеспечении трудоустройства играют именно государственные службы трудоустройства. Это характерно для всех стран Центральной и Восточной Европы. Службы занятости в отдельных странах построены по принципу вертикальной структуры. Но степень государственного контроля и воздействия на службу трудоустройства в отдельных странах различна. Например, в Австралии, Нидерландах, Финляндии и Японии службы трудоустройства являются по сути дела рабочим органом министерства труда и работают под непосредственным контролем этих министерств.

В Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, Франции, Швеции служба трудоустройства является институтом с некоторой степенью самостоятельности, контролируемым в качестве общенационального органа ответственным чиновником соответствующего министерства. В таких странах, как, США и Швейцария, служба трудоустройства контролируется на местном уровне при наличии центрального координирующего органа. В России уровень самостоятельности службы занятости несколько выше, чем в других странах, поскольку она выполняет роль своеобразного комитете по занятости, находящегося под кураторством одного из вице-премьеров России.

Важным моментом политики занятости является вопрос финансирования служб трудоустройства. Здесь можно выделить два основных вида финансирования. В одних странах, главным образом в Западной Европе, службы трудоустройства финансируются из средств государственного бюджета. В некоторых других странах (Северная Америка, Азия) финансирование происходит из разных источников: из фондов страхования от безработицы и средств государственного бюджета. В подобном случае фонды страхования часто используются для покрытия административных расходов, а средства госбюджета для реализации программ.

Функции службы занятости Канады выполняет Комиссия по делам занятости и иммиграции. Сердцевиной деятельности службы занятости Канады является трудоустройство, посредничество, консультация и информации о положении с вакансиями. Служба занятости Канады имеет в своем составе более 550 местных офисов, которые осуществляют программы занятости и трудоустройства. Региональные и местные органы имеют возможность гибко реагировать на изменение условий местного рынка рабочей силы.

Службу трудоустройства Великобритании курирует министерство по вопросам занятости, а местные отделения курируются штаб-квартирой службы в Лондоне, хотя и имеют определенную степень самостоятельности, рассчитанную на лучшее знание ими местных условий, рынков рабочей силы и демографической ситуации. Основная функция службы трудоустройства Великобритании - посредничество в поисках работы, а главный метод - самообслуживание клиентов посредством ознакомления с информацией о вакансиях, выведенной на экран дисплея в местных офисах, содействие в оформлении направлений на работу в выборе компании в соответствии с запросами претендентов на место. Кроме того, в Великобритании служба трудоустройства выполняет еще одну важную функцию - разработку и осуществление программ вмешательства в деятельность рынка труда в сочетании с консультированием ищущих рабочее место и реализацией разного рода программ адаптации рабочей силы к требованиям рынка труда.

Служба трудоустройства ФРГ, представленная Федеральным институтом труда, рассматривается как современный механизм содействия в профессиональной карьере и трудовой жизни различными средствами. Федеральный институт труда обладает значительной автономией на всех уровнях. Его правление состоит из представителей государственных органов, организаций предпринимателей и профсоюзов, других общественных организаций, проводит государственную политику в рамках закона о поощрении занятости и других нормативных актов. Работа осуществляется под наблюдением министерства труда и социальных дел при условии сохранении незыблемости юридических и конституционных рамок. Служба трудоустройства ФРГ юридически обязан осуществлять программу исследования рынка рабочей силы и системы профессиональной подготовки, осуществлять исследования конъюнктуры с занятостью, обеспечивать государственные органы статистическими данными и издавать отчеты о результатах своей работы. Функции трудоустройства службы занятости ФРГ разделены, согласно классификации профессий, с учетом особенностей местных рынков рабочей силы, а процедура основана на собеседовании с претендентом на рабочее место, которое используется как дополнительная возможность консультирования претендента.

Национальное агентство занятости (НАЗ) представляет службу трудоустройства Франции. Оно является государственным учреждением с собственной юридической ответственностью под эгидой министерства труда, занятости и профессиональной подготовки. Основная функция службы трудоустройства - посредничество в предоставлении рабочего места - осуществляется на принципах самообслуживания, дополненного системой саморегистрации, что признано достаточно эффективным в условиях страны. Вакансии достаточно широко рекламируются в средствах массовой информации - прессе, по радио и телевидению.

Среди промышленно развитых стран Швеция выделяется высокой степенью контактов службы занятости с функционирующим рынком рабочей силы. Кроме деятельности по обеспечению рабочих мест для соискателей работы через работодателей, служба занятости ответственна за осуществление всех других методов государственного регулирования рынка труда, осуществляемого правительством и парламентом. Служба занятости Швеции, Национальный совет по рынку труда, осуществляя политику и программы использования рабочей силы, является финансируемым государством представительным органом, подотчетным правительству и представленным в парламенте министром по вопросам рынка труда

Анализ мировой практики свидетельствует об огромной неравномерности развития систем социально-экономической защиты от безработицы. Индустриальные страны обладают более чем вековым опытом политики противодействия безработице и смягчения ее последствий. Системы защиты от безработицы в них характеризуются высокой степенью инкорпорированности в государственную социально-экономическую политику, адаптивностью к происходящим переменам как внутри страны, так и во всем мире.

В то же время во многих странах и прежде всего в развивающихся политика защиты от безработицы находится в зачаточном состоянии или отсутствует вообще. Отличительные особенности этих стран - большая роль патриархальных дорыночных отношений и институциональная неразвитость рынка труда. Они не располагают ни ресурсами, ни институтами для комплексного решения соответствующего круга проблем. Вместе с тем разрушение традиционного уклада, во многом обусловленное набирающими силу процессами экономической глобализации, вынуждает их приступить к разработке и осуществлению мер по защите от безработицы. Проводимая в этих странах политика нацелена на решение отдельных конкретных задач, как правило, связанных с защитой определенных категорий национальной рабочей силы.

При широком разнообразии национальных систем защиты от безработицы в промышленно развитых странах можно условно выделить две базовые модели. Первая характерна для стран, придерживающихся англосаксонской традиции и отличающихся высоким динамизмом рынка труда (Канада, США), вторая для стран Западной Европы, где развитие рынка труда протекает более вяло, в том числе вследствие многочисленных исторических и социальных потрясений на протяжении прошлого столетия.

Особенностями первой, североамериканской модели являются: дерегулирование рынка труда; жесткие условия предоставления материальной компенсации; упор на повышение эффективности от вложенных средств при разработке и реализации активных и пассивных программ. Политика этих стран ориентирована на максимально быстрое уменьшение экономических и финансовых потерь от безработицы, на жесткую увязку форм материальной защиты безработных и затрат на них, на скорейшую реинтеграцию безработных в сферу оплачиваемой занятости. Основной акцент эта модель делает на снижении численности претендентов на государственную социальную помощь и соответственно сокращении бремени социальных расходов государства. Компенсационный механизм в этих странах основывается только на страховых принципах, устанавливаются достаточно жесткие правила сохранения права на страховые выплаты по безработице, которые время от времени пересматриваются, но не в сторону смягчения. Максимальная продолжительность выплаты пособий также сравнительно невелика, например, в США - не более 6 месяцев. Практика найма и увольнения в них лишь в минимальной степени регламентирована законом, коллективно-договорное регулирование также не получило широкого развития, поскольку профсоюзами охвачена небольшая доля наемных работников. В результате вероятность лишиться рабочего места в полтора - два раза выше, чем в европейских странах, однако продолжительность периодов безработицы существенно короче. Доля длительно безработных в США составляет около 8% их общего числа, в то время как во Франции, Германии, Нидерландах она достигает 40-50%.

Важнейшим компонентом процесса разработки и реализации активных программ содействия занятости является оценка их эффективности, в том числе в отношении различных категорий безработных. На ее основе разрабатываются рекомендации по применению этих программ. Широкое распространение в США и Канаде получил метод профилирования безработных. В соответствии с ним на раннем этапе безработицы прогнозируется ее вероятный период для каждого обратившегося и определяется оптимальная программа его интеграции в занятость (продолжительность действия этой программы колеблется от одного до трех месяце). Таким образом, идеология активной политики исходит из необходимости вовлечения безработных и занятых, наиболее подверженных риску попадания в категорию безработных, в программы, позволяющие уменьшить период выплаты пособия по безработице или предотвратить ее. Длительно безработные не являются объектом специальных программ, так как эта категория сравнительно малочисленна и считается неперспективной.

В соответствии с либеральным подходом в основе защиты от безработицы лежит принцип самопомощи, ориентирующий как безработных, так и занятых, находящихся под угрозой увольнения, на самостоятельный поиск работы. Несмотря на то что роль службы занятости в рамках данной системы не отрицается, ей постоянно приходится доказывать свою значимость и демонстрировать высочайшую адаптивность к технологическим новшествам. Особенно это проявилось в 1990-е годы - период быстрого внедрения новых информационных технологий. Службы занятости не только освоили новые средства коммуникации, оперативно внедрили их в практику повседневной работы с безработными и работодателями, повысили квалификацию своих сотрудников, но и стали разворачивать обучающие программы для безработных, адаптируя их к технологическим вызовам нового тысячелетия. Одной из основных функций службы занятости является управление системой страхования от безработицы.

Вторую, преимущественно социальную модель защиты от безработицы, получившую развитие в большинстве стран Западной Европы, отличает более жесткое по сравнению с предыдущей регулирование в сочетании с достаточно щедрой системой материальной поддержки безработных. Цель данной модели - обеспечение плавной адаптации населения к переменам, происходящим на рынке труда, и содействие реинтеграции безработных в сферу оплачиваемой занятости через участие в активных программах. Таким образом, компенсационные выплаты осуществляются не в ущерб программам содействия занятости. Законодательное регулирование в этих странах направлено на создание достойных условий занятости повышение гарантий ее сохранения для работника как более слабого агента рынка труда по сравнению с работодателем. Особенно строго регламентирована процедура увольнения, в том числе продолжительность периода уведомления об увольнении, размер выходного пособия, способы законодательной защиты от несправедливого увольнения. Во Франции при индивидуальном увольнении работодатель обязан выплатить работнику его полугодовую заработную плату, а также социальный взнос за этот срок, оплатить отпуск, положенный по закону и в соответствии с коллективным договором. Работодатель несет издержки и в том случае, если работник находит другую подходящую работу сразу после увольнении. Даже суд в соответствии с законом не может снизить установленный уровень возмещения.

Строгая регламентация процедуры увольнения имеет оборотную сторону, так как серьезно подрывает объективные возможности стимулы работодателей к расширению найма и, следовательно, сужает перспективы трудоустройства для потерявших работу и впервые выходящих на рынок труда. Вместе с тем законодательные правила предоставления прав на пособие по безработице, определения его размера и продолжительности выплат в западноевропейском варианте намного мягче по сравнению с преимущественно либеральной моделью.

В ряде стран (например, во Франции, Германии, Швеции, Дании, Австрии, Швейцарии, Бельгии) материальная поддержка безработных основывается на тесном взаимодействии двух систем - страхования от безработицы и социальной помощи. При отсутствии или исчерпании права на страховые выплаты по безработице безработный становится объектом системы социального вспомоществования, но также может получать материальную помощь через службу занятости. Отсюда - широкий охват занятого населения системой страхования от безработицы (от 60-80 процентов) в отличие от стран, придерживающихся либеральной модели, где охват занятых страхованием от безработицы вдвое ниже. Такое страхование распространяется на граждан с относительно низкой заработной платой, при этом предполагается, что граждане с высокими доходами или заработной платой могут сами страховать себя от будущего риска безработицы.

Несмотря на достаточно щедрое финансирование материальной поддержки безработных, доля расходов на активные программы в этих странах, как правило, не ниже, а изначально несколько выше, чем в странах, ориентированных на либеральную модель. В последних в 1990-е годы наметилась тенденция к относительному сокращению расходов на проведение пассивной политики и их увеличению на осуществление активной.

В настоящее время в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в России и Украине предпринимаются действия по формированию целостной национальной модели защиты от безработицы, сопоставимой с моделями промышленно развитых стран. В то же время стран СНГ, например, Узбекистан, Грузия, во многом 9 хотя и не полностью) копируют сценарий развивающихся стран. Усилия международных финансовых институтов, предоставляющих целевые кредиты на создание национальных систем служб занятости, и их представителей, ставших советниками правительств многих стран, в том числе и России, во многом способствовали активному продвижению «готовой» западной модели. Во-первых, влияние Запада проявлялось в установлении порядка и процедуры финансирования реформ, в соответствии с которыми размер очередного финансового вливания зависел от выполнения определенных для каждого конкретного этапа обязательств, в частности, по построению национальных систем служб занятости. Во-вторых, значительная часть выделяемых международными организациями средств была инвестирована в создание современной материально-технической базы нового института рынка труда. В-третьих, проводниками внедрения передового западного опыта были многочисленные специалисты и консультанты из развитых стран, непосредственно связанные с деятельностью служб занятости, активно продвигавшие западные концепции и технологии поддержки безработных и подготовки специалистов для новой системы .

Внедрение в практику переходных экономик уже готовой модели давало значительные преимущества. Так, в короткие сроки (2-3 года) была сформирована законодательная база системы защиты от безработицы, создана национальная структура служб занятости, представляющая собой сеть региональных и местных подразделений, управляемых центральным органом, но вместе с тем достаточно самостоятельных в определении методов работы и решении конкретных задач. Создание инфраструктуры рынка труда сопровождалось формированием нового поколения служащих, деятельность которых изначально была нацелена на решение и экономических, и социальных проблем. Совместная работа со специалистами из развитых стран, имеющими большой опыт в решении конкретных задач, стажировки в них специалистов из стран Восточной Европы, Балтии и России, адаптации полученных знаний применительно к потребностям своих стран позволили в кратчайшие сроки освоить и успешно использовать методы, отработанные в развитых рыночных экономиках в течении десятилетий.

Несмотря на различные модификации структур служб занятости в различных странах, все они в той или иной степени исповедуют принцип «вертикали», укладывая все «модификации» в соотношении «центр-периферия». Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы), и государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть).

Можно отметить три основных момента: во-первых, структура служб занятости во всех странах достаточно сходна, в том числе и в России, имея вертикальную структуру; во-вторых, имея определенную самостоятельность и независимость, служба занятости, тем не менее, находится под сильным влиянием и контролем государства, и, в третьих, ей все чаще приходится конкурировать и координировать свою работу с частными учреждениями, занимающимися подбором кадров, создающими информационные банки вакансий и другими агентствами, занимающимися устройством на работу.

Опыт, накопленный зарубежной службой занятости, необходим России. И разумеется, очень важно знать и понимать, как становится и развивается сегодня служба занятости Российской Федерации.

Государственное регулирование занятости населения в США. Особенности этой деятельности в Японии

Система государственных мер, осуществляемых в отдельных странах для повышения уровня занятости населения

3. Проблемы бедности и сложившиеся пути их решения

Помощь безработным в организации собственного дела осуществляется путем поощрения само занятости через кредитование и субсидирование предпринимательства.

Кредитная политика направлена на стимулирование мелких и средних предприятий, которые расширяют возможности трудоустройства (США): развита система льгот по кредиту предприятиям в зависимости от количества рабочих мест льготы выплачиваются спустя год после начала деятельности предприятия. Введена двухгодичная система освобождения от выплат в фонды социального обеспечения при найме первого работника (Франция).

Представление субсидий является наименее дорогостоящей формой активной политики на рынке труда (стоимость одного рабочего места, создаваемого с помощью субсидий, примерно в два раза меньше стоимости рабочего места, создаваемого за счет сокращения налогов или увеличения общих государственных расходов):

в Германии, Бельгии, Франции. Италии субсидии даются только за прием на работу 7 определенных безработных, обычно молодежь и хронические безработные;

в Швеции субсидии выплачиваются лицам 20 лет и старше, зарегистрированных как безработные и не имеющие возможность найти ж а а> т о ю работу, на шесть месяцев, величина субсидий равна сумме ежедневных пособий за установленный период;

во Франции безработным, открывающим, свое дело выплачиваются суммы в размере шести ежемесячных пособий по безработице;

в Нидерландах предпринимателям предоставляются субсидии в течение шести месяцев, не взимаются налоги в фонды социального страхования в течение трех лет при контрактах бессрочного действия или в течение двух лет при контрактах временного найма, плюс гарантируются суммы на цели профподготовки и переподготовки;

для трудоустроенной молодежи в возрасте 16-18 лет, не имеющих полного среднего образования, государственные органы по труду Великобритании, Италии, Швеции покрывают до 80 % издержек;

отличительной чертой государственной политики занятости Италии является оказание материальной помощи и содействия молодым безработным, которые намереваются работать не по найму, то есть, создавать небольшие кооперативные предприятия, малые предприятия в сельском хозяйстве, сфере услуг. Содействие созданию предприятий, где молодые работники в возрасте 18 -19 лет получают, субсидии на основе предложенных проектов, размер субсидии составляет 60 % от общего объема расходов на создание предприятий, получение дотаций в течение трех.те т в размере 75 %; 50 %; 25 % от количества экшлутационных расходов.

Таким образом, гибкость рынка осуществляется дифференцированной политикой налогов, полного или частичного освобождение от уплаты взносов в фонд социального страхования.

Важным элементом активной политики на рынке труда являются также программы по ограничению предложения и формированию спроса на рабочую силу, равновесие между уровнем цен и капиталом.

Программа формирования спроса на рабочую силу нашла активное применение в США, которая реализуется посредством мер: по увеличению предложения рабочих мест (дотации предпринимателям, стимулирование предприятий малого бизнеса посредством налоговых льгот., государственных субсидии); по перераспределению трудовых нагрузок (увеличение возраста вступления в трудовую жизнь, прекращение иностранной рабочей силы, расширение возможностей раннего выхода на пенсию, сокращение рабочего времени) (Италия); по сохранению рабочих мест (льготное налогообложение, национализацию с целью сохранения рабочих мест).

Равновесие между уровнем населения и движением цен достигается за счет сотрудничества государства с капиталом, рассчитывая сделать свою политику более устойчивой н менее обременительной для государственного бюджета. Заинтересованность в сотрудничестве есть и у капитала, которая проявляется в государственной системе профотбора льготном налогообложении, государственном контроле.

В США закон предусматривает субсидии штатам на профподготовку и трудоу стройство незанятого населения (40 % субсидии идет на организацию работ для молодежи): полное освобождение от взносов в фонды социального обеспечения предоставляется предприятиям, осуществляющим профподготовку молодежи, а при принятии на работу, профессионально подготовленную молодежь льгота составляет 50 % от взноса и 25 %, если принимается молодежь, не прошедшая обучение.

В Японии профобучение и перераспределение рабочей силы в дополнение к правительственным программам осуществляется крупными фирмами, которые в свою очередь поддерживаются су беи днями.

2. Государственная политика занятости в развитых странах осуществляется по двум основным направлениям:

содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;

стимулирование образования гибкого рынка труда, предусматривает разработку программ содействия занятости., для обеспечения, гибкого рынка труда разрабатывается эффективная система подготовки и переподготовки кадров.

Лидерами здесь являются Бельгия и Швеция.

Программы охватывают как отдельные категории населения, в основном маргинальные группы: молодежь, женщин, инвалидов, так и специфические случаи угрозы безработицы, вызванные экономической или иной ситуацией.

Программы шдействия занятости можно разделить на три типа

общественные работы;

профессиональная подготовка для молодежи;

Помощь безработным, не имевшим работы в течение длительного вре юни стимулирование само занятости и предпринимательства.

Общественные работы являются составной частью программ развития, нацеленных на мобилизацию излишней рабочей силы в сельской местности, для создания базовой инфраструктуры, куда входят сельские дороги и мелкие ирригационные работы, строительство дешевого жилья и школ, а также оплачиваемые муниципальными властями услуги престарелым и инвалидам, уход за детьми. Многие работы нацелены на вовлечение молодежи и сокращение безработицы:

во Франции программой общественных работ была охвачена молодежь в возрасте 16-20 лет, предусматривалась профподготовка и получение стипендии от государства в размере 1200 франков в месяц. В течение процесса обучения молодые люди выполняли общественные работы в сфере социально полезной деятельности, распорядок рабочего времени предусматривал поиск постоянной работы;

в Великобритании программой были охвачены безработные с длительными периодами безработицы (6 - 12 месяцев), предусматривалось получение пособий в размере 42 % от средней заработной платы работающих в данной сфере.

Помимо организации общественных работ для молодежи активно используется политика занятости через программы помощи в получении профессиональной подготовки и повышении квалификации.

Опыт показывает, что использование материальной поддержки в виде минимальных пособий по безработице может лишь усугубить положение. Хотя в развитых странах предусматриваются выплаты пособий по безработице, но, тем не менее основной акцент делается на активное вовлечение молодежи в общественно полезную сферу деятельности, возможности трудоустройства, обеспечение возможности профподготовки (на основе социальных программ, совместное участие государства и предприятий}:

в Великобритании программа предусматривает одногодичный период профподготовки и работы на производстве, включая обязательный минимум обучения на рабочем месте в течение трех месяцев (также действует в США. Швеции, Дании);

во Франции предусматривается налоговые скидки для предприятий осуществляющих программы ученичества;

Для стимулирования безработных с длительными периодами безработицы к активным поискам работы принимается ряд мер:

в Германии предусматривается оказание помощи во временной занятости безработным {пожилые, инвалиды), а также финансовая помощь для поисков работы в других регионах, транспортные субсидии;

в Дании с безработными проводятся собеседования, и составляется индивидуальный план, поисков работы и подготовки к ней (12 месяцев). Предлагается временная работав течение девяти месяцев у предпринимателя в частном секторе (выдаются субсидии на заработную плату" этих работников в размере 50 % выплачиваемой заработной платы), работу в течение семи месяцев в государственном секторе. Временная работа позволяет безработным легче получить постоянную работу: то есть, 80 % устраивается на постоянную работу в частном секторе и 20 % в государственном секторе. Не устроившиеся имеют выбор получать пособие в течение двух лет по специальности (так решают проблему безработицы 10 % неработающих); получать доплату к пособию в размере 50 % этого пособия в течение трех с половиной лет для организации собственного бизнеса (так решает проблему еще 5 % неработающих);

Важной формой активной политики занятости на рынке труда по отношению к работникам пожилого возраста являются досрочные пенсии (Бельгия, Нидерланды, Франция, Германия, Швеция). Эффективность программ раннего выхода на пенсию не одинакова в разных странах: в Великобритании на каждые 100" досрочно ушедших на пенсию приходится 80 новых вместо них, во Франции - лишь 50.

3. В самом широком смысле под бедностью понимается такое социально-экономическое положение домашних хозяйств или человека, при котором их/его относительно низкий уровень обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами не позволяют уловлетворть их/его естественно-физиологические, материальные и духовные потребности

В исследованиях причин и места бедности в обществе выделяют период, с XVIII до первой половины XX века (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Реклю, К. Маркс, Ч. Бут и С. Раунтри) и современные исследования бедности в XX веке (Ф.А. Хайек, П. Таунсенд и ДР-)

Уже работы А. Смита выявили относительную природу бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. разрывом между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их. Еще в XIX веке было предложено вычислять черту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности, связать критерии определения бедности с уровнем доходов и удовлетворением основных потребностей индивида, связанных с поддержанием определенного уровня его работоспособности и здоровья. Значительный вклад в исследования проблем бедности внесли как экономисты, так и социологи., большинством которых была признана закономерность существования бедности в обществе; различие точек зрения состояло, прежде всего, в признании или отрицании необходимости вмешательства государства в решение проблемы бедности и в масштабах такого вмешательства.

Количественная и качественная оценка бедности и экономического неравенства имеет большое значение для разработки экономической и социальной политики государства. Наиболее распространенные показатели, используемые для измерения бедности по доходу - это доля бедных во всем населении страны, глубина и острота бедности.

Уровень бедности или доля бедного населения - это доля населения, чей доход или потребление находятся на уровне ниже установленного в стране порогового значения (черты бедности), который обычно приравнивается к прожиточному минимуму. Применение прожиточного минимума для оценки масштабов бедности обладает двумя достоинства. Во-первых, прожиточный минимум определяется исходя из определенного минимально необходимого человеку уровня потребления товаров и услуг, отражая национальные особенности в отношении питания и одежды в соответствии с традициями и климатическими условиями страны.

Во-вторых, применение прожиточного минимума позволяет сравнивать уровень жизни людей в разных странах и во времени.

Для углубленной качественной характеристики бедности по доходу применяют индексы глубины и остроты бедности.

Глубина бедности (дефицит дохода, дефицит потребления) показывает, в какой степени «беден» бедный человек и отражает средний дефицит совокупного дохода (потребления) бедного населения по отношению к установленной черте бедности (прожиточный минимум в Казахстане). Уровень бедности считается глубоким, если средний размер доходов (потребления.) малоимущих групп населения намного ниже черты бедности. Глубина бедности помогает определить объем финансовых средств со стороны государства, необходимый для вывода всех бедных из состояния бедности при идеальном выявлении потенциальных получателей государственной социальной помощи.

Острота бедности выявляет, «насколько «беден» самый бедный человек в обществе», то есть определяет неравенство среди бедного населения и отражает степень серьезности проблемы бедности. Острота бедности рассматривается как дополнительная характеристика глубины бедности, показьтающая распределение доходов бедных тогда, когда значения глубины бедности и доли бедного населения остаются неизменными. Индекс остроты бедности является относительным показателем и рассчитывается на основе индекса глубины бедности. Увеличение-значений индексов глубины и остроты бедности свидетельствует об ухудшении положения бедных людей. Чем выше значение остроты бедности, тем серьезнее проблема бедности.

Глубина и острота бедности особенно важны для разработки национальных стратегий снижения ее уровня.

В международной практике для сравнения государств применяется введенная Всемирным банком черта абсолютной бедности; человек считается бедным, если его ежедневный доход не превышает одного доллара США по паритету покупательной способности национальных валют в день. Впоследствии для стран переходного периода, включая республики СНГ, была предложена черта бедности в 2,15 доллара. США в день, поскольку в условиях холодного климата требуются дополнительные расходы на отопление, зимнюю одежду и продовольствие.

Данный показатель используется для некоторых видов сравнительных оценок уровня бедности, например, в случае оценки общемирового прогресса в сокращении бедности. Однако этот показатель не дает четкого представления о том, насколько беден человек и о степени неравенства среди бедного населения. В США, например, семья, считается бедной в том случае, если ее доход менее чем в три раза превосходит стоимость минимального продовольственного набора, то есть того объема продуктов, который необходим, чтобы люди не умирали и не заболевали от голода.

Страны ЕС используют показатель относительной бедности и определяют бедных как лиц, располагающих менее 50% медианы приравненного чистого дохода (в качестве альтернативных вариантов могут быть приняты 40 или 60%).

Согласно всемирному Докладу о человеческом развитии за 2004 г. ПРООН уровень относительной бедности в Великобритании составил 10,6%. Германии - 5,9, Италии- 12,8, Канаде-10,6, США- 17,3, Франщш-8,4, Японии- 11,8%.

В Австралии правительство не признает никакой официальной черты бедности, тем не менее ведется активное изучение технических вопросов в основном в связи с ее целевой государственной системой социального обеспечения. Значительный интерес для правительства представляет то, как государственные неденежные пособия влияют на реальный доход.

Индии, как и в США, установлена официальная черта бедности. Этот показатель представляет собой абсолютный пороговый уровень и рассчитывается как минимальная потребность в калориях плюс фиксированная доля на приобретение непродовольственных товаров. В отличие от США категория, бедных определяется не на основе доходов, а исходя из потребительских расходов.

Как отмечалось ранее, безработица является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования рынка на изменения потребительского спроса. Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.

Следует заметить, что экономика каждого отдельно взятого государства настолько индивидуальна, что о прямом копировании чужого опыта в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи. Однако изучение такого опыта необходимо, ибо всегда можно учесть различные подходы к решению этих проблем в других странах. Например, если во Франции правительство старается прежде всего обеспечить социальную помощь нуждающимся, то в США, Германии, Швейцарии основные силы уходят на создание рабочих мест, пусть и даже малооплачиваемых. В результате первая модель переполнена безработными, а во второй наблюдается снижение уровня безработицы, хотя и при огромной разнице в доходах работающего населения.

Так что же все-таки важнее для государства: дать средства для выживания или помочь найти работу? Различают государственную активную и пассивную политику занятости. Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест).

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)-совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.).

Регулируемый рынок труда формируется при условии наличия правовых основ поведения субъектов на рынке труда и развитости договорных отношений как коллективных, так и индивидуальных. Организационный рынок труда - это высшая степень развития рыночных трудовых отношений. При этом, во-первых, государственная политика занятости рассматривается в качестве приоритетной составляющей экономической политики и тесно увязана с другими направлениями экономической, технической и социальной политики государства; во-вторых, предполагается обязательное наличие развитой системы специальных учреждений, обеспечивающих государственные гарантии по защите населения от безработицы и оказание необходимой социальной помощи. Как показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой государственной политикой является политика комплексного подхода к решению этих проблем при сохранении приоритета за "активной политикой", т.е. политикой создания рабочих мест. В таком подходе просматривается не столько "корыстный подход" государства, сколько психологических маневр, заставляющий безработного смотреть на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального работника.

Основными принципами государственной политики в области занятости являются:

  • - обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
  • - поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  • - координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  • - участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  • - предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • - обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  • - международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.

Реализация государственной политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям :

  • а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных . Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
  • б) создание условий со стороны государства для самозанятости населения .

В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров .

Структурная перестройка централизованной экономики и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурную безработицу. На рынке рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой - недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляется постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и при этом выплачиваются стипендии (первый год - около 1200 евро ежемесячно, а оставшиеся 2,5 года - 1600 евро).

г) Поощрение территориальной мобильности рабочей силы .

Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

Однако, как показывает практика, перемена места жительства всегда сопряжена со значительными материальными и моральными издержками, поэтому рассчитывать на успех в борьбе с безработицей через переселение людей в другие районы не приходится.

  • д) Регулирование международных потоков рабочей силы . В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных процессов.
  • е) Регулирование демографических процессов . Государство должно отслеживать процессы рождаемости и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию. Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и ситуация на рынке рабочей силы зависят не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство в области демографических процессов.

В зависимости от социального строя и уровня развития стран государственные службы занятости (ГСЗ) занимают определенное место в их экономической и социальной структурах. Однако в их работе есть много общего. Как показывает опыт, эволюция и тенденции развития служб занятости были в основном следствием их стремления четкого определения своей роли как инструмента политики занятости и обеспечения функциональной эффективности.

Мировой опыт хозяйствования выделяет пять наиболее показательных моделей занятости: американскую (или либеральную), немецкую (или неолиберальную), английскую (или европейскую кейнсианскую), шведскую и японскую. Каждая из них имеет много разновидностей, отличающихся своими исходными целями формирования, принципами и методами. А целью данной статьи является анализ опыта деятельности этих и других служб занятости, поэтому давайте детально рассмотрим их характеристики.

Американская модель

Американская модель - это типичный пример децентрализации рынка труда. Система регулирования занятости, сложившаяся в стране - это, во-первых, государственное предприятие, связанное с наймом рабочей силы, которую используют в частном секторе. Во-вторых, - регулирование спроса на рабочую силу с помощью финансово-кредитной политики, а в-третьих, - непосредственное регулирование занятости с помощью системы законодательства штатов о занятости и помощь безработным из своих фондов страхования на случай безработицы и специальных федерально-штатных программ трудоустройства.

Немецкая модель

Достаточно позитивным является опыт Германии. Здесь вопросами занятости занимается Федеральное ведомство труда. Эта модель базируется на активной политике занятости. Основную часть субсидий в Германии направляют кооперативам, образовавшимся на базе предприятий-банкротов из безработных, которые имеют определенные знания, но не имеют навыков в организации бизнеса.

Государство поощряет всех производителей (работодателей и наемных работников), которые создают новые рабочие места, а также поддерживают существующий уровень занятости при модернизации предприятий, предоставляет льготы предприятиям, которые воздерживаются от массовых увольнений работников.

Английская модель

Для английской модели характерно государственное стимулирование занятости. Законодательная система предоставляет возможность местным властным структурам самостоятельно поощрять предпринимательскую инициативу.

Правительственные решения предусматривают бюджетные ассигнования регионам для развития сети малых предприятий. При этом государство оставляет за собой право производить и координировать мероприятия по регулированию занятости путем совершенствования технологий для увеличения рабочих мест, гибкого перераспределения фондов страхования по безработице на стимулирование производства, занятости женщин, пожилых людей и молодежи с помощью систем профессиональной подготовки, переобучения и трудоустройства, совершенствования системы социального обеспечения.

Шведская модель

Для нас особенно важен опыт Швеции, где политике в сфере занятости уделяется большое внимание. На мероприятия, связанные с ее проведением, уходит почти 3% ВВП и 7% бюджета. Главной особенностью этой политики является то, что большая часть средств (70%) тратится на проведение «активной политики».

Под активной политикой подразумевается создание новых рабочих мест по большей части в государственном секторе экономики, профессиональная подготовка и переподготовка лиц, оставшихся без работы, или тех, кому грозит безработица, обеспечение географической мобильности рабочей силы в частности и населения в общем, поощрение развития мелкого предпринимательства посредством предоставления государственных кредитов и субсидий, а также обеспечение населения информационными услугами на базе компьютерных банков данных о вакантных местах по регионам страны.

Японская модель

Не менее интересен опыт Японии, где Министерство труда выступает координатором политики занятости в стране. Центры занятости изучают потребности в кадрах предприятий, осуществляющих для них набор кадров, в основном из числа выпускников средних школ и ВУЗов, регистрируют безработных, занимаются их трудоустройством и выплачивают пособие по безработице.

Выплаты по безработице предоставляются центром занятости за счет централизованного фонда Министерства труда, который создается из взносов рабочих и предприятий в размере 0,9% и 0,55% из фонда оплаты труда предприятия и заработной платы работника соответственно.

Французская модель

Во Франции реализация политики занятости возлагается на Национальное агентство занятости, структурные подразделения которого охватывают всю территорию страны. Главным финансовым органом, осуществляющим субсидии политики занятости, есть Национальный фонд поддержки занятости. А практические вопросы, связанные с трудоустройством на местах и занятостью в целом решают управления по труду департаментов.

Каждый центр трудоустройства руководствуется пятью главными принципами. Во-первых, основное внимание уделяется угождению клиенту, во-вторых, руководство осуществляет контроль над стандартами качества, в-третьих, разработан план действий по обеспечению качественных услуг и достижения хороших результатов, в-четвертых, метод и средства должны быть знакомы каждому и, наконец, необходимо обеспечить четкость внешних связей.

Австралийская модель

Интересен австралийский эксперимент по приватизации ГСЗ. В частности, в 1998 году ГСЗ здесь заменили сетью трудоустройства, которая состояла из 310 частных, общественных и государственных организаций, получавших плату за трудоустройство клиентов. Функции, которые совершала эта сеть, включали в себя посредничество в трудоустройстве и интенсивную помощь безработным. Поскольку эти организации получали вознаграждение за каждого безработного, которого они устраивали на работу (с дополнительной наградой за трудоустройство длительного безработного), то система в значительной степени зависела от результатов.

Понятно, что в этих условиях роль соответствующих организаций государственного сектора (национальная занятость) сокращается, а наибольший вклад теперь будут делать неприбыльные организации, которыми руководит церковь и другие добровольные органы.

Канадская модель

Более взвешенный подход к конкуренции отражает канадский опыт. Там ГСЗ было поручено больше использовать общественные и другие организации в предоставлении программ и услуг через партнерские отношения.
Такие отношения, конечно, состоят из подробных и юридически осуществляемых контрактных взаимоотношений между ГСЗ и этими организациями. Однако, хотя ответственность и переводится, не переводится подотчетность. ГСЗ остается подотчетным об эффективности программ и услуг, от нее ежегодно требуют представление парламенту подробного отчета о мониторинге движения на пути к реализации задач.

Делаем выводы
Основываясь на анализе зарубежного опыта и тенденциях становления и развития служб занятости разных стран мира можно сделать некоторые выводы, которые могли бы быть полезными для функционирования Государственной службы занятости Украины.

Во-первых, опыт передовых стран убедительно свидетельствует, что государственные службы занятости, это не временные структуры, которые возникают в экстремальных ситуациях, а институт имманентный рыночной экономики, одна из несущих конструкций эффективной экономической политики. Именно такое видение роли службы занятости должно определять отношение к ней, характер и направленность будущих реформ, реорганизаций и т.д.

А во-вторых, службе занятости необходимо стремиться стать полезной и нужной именно в процессе формирования и реализации политики занятости, но в пределах своей компетенции, как технической службы, исходя из того, что в широком спектре проблем, связанных с управлением работой в целом, она занимает лишь узкий сектор.

3 Отечественный и зарубежный опыт регулирование занятости населения

3.1 Регулирование рынка труда: зарубежный опыт

Как показывает история развития других стран, в условиях адаптации к рыночным условиям пока еще никому не удавалось избежать роста безработицы. Вместе с тем в различных странах существуют свои особенности формирования и развития рынка труда. В них выражена не только реакция занятости на рыночные перемены, но и более широкая проблема - выбор обществом характера социальных издержек, связанных с переходом от государственной системы к рыночной. Переход к рыночной экономике связан с большими издержками в социально-экономической сфере, и страны, вступившие на этот путь, сталкиваются с необходимостью предоставить населению определенный уровень социальной защищенности, возможность подыскать работу, обеспечить минимум жизненных благ, средств к новым условиям функционирования рынка рабочей силы. В этой связи определенный интерес может представлять опыт деятельности системы трудоустройства тех стран, где в определенной мере отлажен и накоплен достаточный запас прочности в деле регулирования занятости населения, хотя очевидно, что решить эту проблему западному обществу не удастся никогда, по крайней мере пока существует капиталистический способ производства.

Вся система трудоустройства в большинстве стран, где она существует, разделяются на две основные группы: государственную службу трудоустройства и частные агентства. Ведущую и универсальную роль субъекта в обеспечении трудоустройства играют именно государственные службы трудоустройства. Это характерно для всех стран Центральной и Восточной Европы. Службы занятости в отдельных странах построены по принципу вертикальной структуры. Но степень государственного контроля и воздействия на службу трудоустройства в отдельных странах различна. Например, в Австралии, Нидерландах, Финляндии и Японии службы трудоустройства являются по сути дела рабочим органом министерства труда и работают под непосредственным контролем этих министерств.

В Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, Франции, Швеции служба трудоустройства является институтом с некоторой степенью самостоятельности, контролируемым в качестве общенационального органа ответственным чиновником соответствующего министерства. В таких странах, как, США и Швейцария, служба трудоустройства контролируется на местном уровне при наличии центрального координирующего органа. В России уровень самостоятельности службы занятости несколько выше, чем в других странах, поскольку она выполняет роль своеобразного комитете по занятости, находящегося под кураторством одного из вице-премьеров России.

Важным моментом политики занятости является вопрос финансирования служб трудоустройства. Здесь можно выделить два основных вида финансирования. В одних странах, главным образом в Западной Европе, службы трудоустройства финансируются из средств государственного бюджета. В некоторых других странах (Северная Америка, Азия) финансирование происходит из разных источников: из фондов страхования от безработицы и средств государственного бюджета. В подобном случае фонды страхования часто используются для покрытия административных расходов, а средства госбюджета для реализации программ.

Функции службы занятости Канады выполняет Комиссия по делам занятости и иммиграции. Сердцевиной деятельности службы занятости Канады является трудоустройство, посредничество, консультация и информации о положении с вакансиями. Служба занятости Канады имеет в своем составе более 550 местных офисов, которые осуществляют программы занятости и трудоустройства. Региональные и местные органы имеют возможность гибко реагировать на изменение условий местного рынка рабочей силы.

Службу трудоустройства Великобритании курирует министерство по вопросам занятости, а местные отделения курируются штаб-квартирой службы в Лондоне, хотя и имеют определенную степень самостоятельности, рассчитанную на лучшее знание ими местных условий, рынков рабочей силы и демографической ситуации. Основная функция службы трудоустройства Великобритании – посредничество в поисках работы, а главный метод – самообслуживание клиентов посредством ознакомления с информацией о вакансиях, выведенной на экран дисплея в местных офисах, содействие в оформлении направлений на работу в выборе компании в соответствии с запросами претендентов на место. Кроме того, в Великобритании служба трудоустройства выполняет еще одну важную функцию – разработку и осуществление программ вмешательства в деятельность рынка труда в сочетании с консультированием ищущих рабочее место и реализацией разного рода программ адаптации рабочей силы к требованиям рынка труда.

Служба трудоустройства ФРГ, представленная Федеральным институтом труда, рассматривается как современный механизм содействия в профессиональной карьере и трудовой жизни различными средствами. Федеральный институт труда обладает значительной автономией на всех уровнях. Его правление состоит из представителей государственных органов, организаций предпринимателей и профсоюзов, других общественных организаций, проводит государственную политику в рамках закона о поощрении занятости и других нормативных актов. Работа осуществляется под наблюдением министерства труда и социальных дел при условии сохранении незыблемости юридических и конституционных рамок. Служба трудоустройства ФРГ юридически обязан осуществлять программу исследования рынка рабочей силы и системы профессиональной подготовки, осуществлять исследования конъюнктуры с занятостью, обеспечивать государственные органы статистическими данными и издавать отчеты о результатах своей работы. Функции трудоустройства службы занятости ФРГ разделены, согласно классификации профессий, с учетом особенностей местных рынков рабочей силы, а процедура основана на собеседовании с претендентом на рабочее место, которое используется как дополнительная возможность консультирования претендента.

Национальное агентство занятости (НАЗ) представляет службу трудоустройства Франции. Оно является государственным учреждением с собственной юридической ответственностью под эгидой министерства труда, занятости и профессиональной подготовки. Основная функция службы трудоустройства – посредничество в предоставлении рабочего места – осуществляется на принципах самообслуживания, дополненного системой саморегистрации, что признано достаточно эффективным в условиях страны. Вакансии достаточно широко рекламируются в средствах массовой информации – прессе, по радио и телевидению.

Среди промышленно развитых стран Швеция выделяется высокой степенью контактов службы занятости с функционирующим рынком рабочей силы. Кроме деятельности по обеспечению рабочих мест для соискателей работы через работодателей, служба занятости ответственна за осуществление всех других методов государственного регулирования рынка труда, осуществляемого правительством и парламентом. Служба занятости Швеции, Национальный совет по рынку труда, осуществляя политику и программы использования рабочей силы, является финансируемым государством представительным органом, подотчетным правительству и представленным в парламенте министром по вопросам рынка труда

Анализ мировой практики свидетельствует об огромной неравномерности развития систем социально-экономической защиты от безработицы. Индустриальные страны обладают более чем вековым опытом политики противодействия безработице и смягчения ее последствий. Системы защиты от безработицы в них характеризуются высокой степенью инкорпорированности в государственную социально-экономическую политику, адаптивностью к происходящим переменам как внутри страны, так и во всем мире.

В то же время во многих странах и прежде всего в развивающихся политика защиты от безработицы находится в зачаточном состоянии или отсутствует вообще. Отличительные особенности этих стран – большая роль патриархальных дорыночных отношений и институциональная неразвитость рынка труда. Они не располагают ни ресурсами, ни институтами для комплексного решения соответствующего круга проблем. Вместе с тем разрушение традиционного уклада, во многом обусловленное набирающими силу процессами экономической глобализации, вынуждает их приступить к разработке и осуществлению мер по защите от безработицы. Проводимая в этих странах политика нацелена на решение отдельных конкретных задач, как правило, связанных с защитой определенных категорий национальной рабочей силы.

При широком разнообразии национальных систем защиты от безработицы в промышленно развитых странах можно условно выделить две базовые модели. Первая характерна для стран, придерживающихся англосаксонской традиции и отличающихся высоким динамизмом рынка труда (Канада, США), вторая для стран Западной Европы, где развитие рынка труда протекает более вяло, в том числе вследствие многочисленных исторических и социальных потрясений на протяжении прошлого столетия.

Особенностями первой, североамериканской модели являются: дерегулирование рынка труда; жесткие условия предоставления материальной компенсации; упор на повышение эффективности от вложенных средств при разработке и реализации активных и пассивных программ. Политика этих стран ориентирована на максимально быстрое уменьшение экономических и финансовых потерь от безработицы, на жесткую увязку форм материальной защиты безработных и затрат на них, на скорейшую реинтеграцию безработных в сферу оплачиваемой занятости. Основной акцент эта модель делает на снижении численности претендентов на государственную социальную помощь и соответственно сокращении бремени социальных расходов государства. Компенсационный механизм в этих странах основывается только на страховых принципах, устанавливаются достаточно жесткие правила сохранения права на страховые выплаты по безработице, которые время от времени пересматриваются, но не в сторону смягчения. Максимальная продолжительность выплаты пособий также сравнительно невелика, например, в США – не более 6 месяцев. Практика найма и увольнения в них лишь в минимальной степени регламентирована законом, коллективно-договорное регулирование также не получило широкого развития, поскольку профсоюзами охвачена небольшая доля наемных работников. В результате вероятность лишиться рабочего места в полтора – два раза выше, чем в европейских странах, однако продолжительность периодов безработицы существенно короче. Доля длительно безработных в США составляет около 8% их общего числа, в то время как во Франции, Германии, Нидерландах она достигает 40-50%.

Важнейшим компонентом процесса разработки и реализации активных программ содействия занятости является оценка их эффективности, в том числе в отношении различных категорий безработных. На ее основе разрабатываются рекомендации по применению этих программ. Широкое распространение в США и Канаде получил метод профилирования безработных. В соответствии с ним на раннем этапе безработицы прогнозируется ее вероятный период для каждого обратившегося и определяется оптимальная программа его интеграции в занятость (продолжительность действия этой программы колеблется от одного до трех месяце). Таким образом, идеология активной политики исходит из необходимости вовлечения безработных и занятых, наиболее подверженных риску попадания в категорию безработных, в программы, позволяющие уменьшить период выплаты пособия по безработице или предотвратить ее. Длительно безработные не являются объектом специальных программ, так как эта категория сравнительно малочисленна и считается неперспективной.

В соответствии с либеральным подходом в основе защиты от безработицы лежит принцип самопомощи, ориентирующий как безработных, так и занятых, находящихся под угрозой увольнения, на самостоятельный поиск работы. Несмотря на то что роль службы занятости в рамках данной системы не отрицается, ей постоянно приходится доказывать свою значимость и демонстрировать высочайшую адаптивность к технологическим новшествам. Особенно это проявилось в 1990-е годы – период быстрого внедрения новых информационных технологий. Службы занятости не только освоили новые средства коммуникации, оперативно внедрили их в практику повседневной работы с безработными и работодателями, повысили квалификацию своих сотрудников, но и стали разворачивать обучающие программы для безработных, адаптируя их к технологическим вызовам нового тысячелетия. Одной из основных функций службы занятости является управление системой страхования от безработицы.

Вторую, преимущественно социальную модель защиты от безработицы, получившую развитие в большинстве стран Западной Европы, отличает более жесткое по сравнению с предыдущей регулирование в сочетании с достаточно щедрой системой материальной поддержки безработных. Цель данной модели – обеспечение плавной адаптации населения к переменам, происходящим на рынке труда, и содействие реинтеграции безработных в сферу оплачиваемой занятости через участие в активных программах. Таким образом, компенсационные выплаты осуществляются не в ущерб программам содействия занятости. Законодательное регулирование в этих странах направлено на создание достойных условий занятости повышение гарантий ее сохранения для работника как более слабого агента рынка труда по сравнению с работодателем. Особенно строго регламентирована процедура увольнения, в том числе продолжительность периода уведомления об увольнении, размер выходного пособия, способы законодательной защиты от несправедливого увольнения. Во Франции при индивидуальном увольнении работодатель обязан выплатить работнику его полугодовую заработную плату, а также социальный взнос за этот срок, оплатить отпуск, положенный по закону и в соответствии с коллективным договором. Работодатель несет издержки и в том случае, если работник находит другую подходящую работу сразу после увольнении. Даже суд в соответствии с законом не может снизить установленный уровень возмещения.

Строгая регламентация процедуры увольнения имеет оборотную сторону, так как серьезно подрывает объективные возможности стимулы работодателей к расширению найма и, следовательно, сужает перспективы трудоустройства для потерявших работу и впервые выходящих на рынок труда. Вместе с тем законодательные правила предоставления прав на пособие по безработице, определения его размера и продолжительности выплат в западноевропейском варианте намного мягче по сравнению с преимущественно либеральной моделью.

В ряде стран (например, во Франции, Германии, Швеции, Дании, Австрии, Швейцарии, Бельгии) материальная поддержка безработных основывается на тесном взаимодействии двух систем – страхования от безработицы и социальной помощи. При отсутствии или исчерпании права на страховые выплаты по безработице безработный становится объектом системы социального вспомоществования, но также может получать материальную помощь через службу занятости. Отсюда – широкий охват занятого населения системой страхования от безработицы (от 60-80 процентов) в отличие от стран, придерживающихся либеральной модели, где охват занятых страхованием от безработицы вдвое ниже. Такое страхование распространяется на граждан с относительно низкой заработной платой, при этом предполагается, что граждане с высокими доходами или заработной платой могут сами страховать себя от будущего риска безработицы.

Несмотря на достаточно щедрое финансирование материальной поддержки безработных, доля расходов на активные программы в этих странах, как правило, не ниже, а изначально несколько выше, чем в странах, ориентированных на либеральную модель. В последних в 1990-е годы наметилась тенденция к относительному сокращению расходов на проведение пассивной политики и их увеличению на осуществление активной.

В настоящее время в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в России и Украине предпринимаются действия по формированию целостной национальной модели защиты от безработицы, сопоставимой с моделями промышленно развитых стран. В то же время стран СНГ, например, Узбекистан, Грузия, во многом 9 хотя и не полностью) копируют сценарий развивающихся стран. Усилия международных финансовых институтов, предоставляющих целевые кредиты на создание национальных систем служб занятости, и их представителей, ставших советниками правительств многих стран, в том числе и России, во многом способствовали активному продвижению «готовой» западной модели. Во-первых, влияние Запада проявлялось в установлении порядка и процедуры финансирования реформ, в соответствии с которыми размер очередного финансового вливания зависел от выполнения определенных для каждого конкретного этапа обязательств, в частности, по построению национальных систем служб занятости. Во-вторых, значительная часть выделяемых международными организациями средств была инвестирована в создание современной материально-технической базы нового института рынка труда. В-третьих, проводниками внедрения передового западного опыта были многочисленные специалисты и консультанты из развитых стран, непосредственно связанные с деятельностью служб занятости, активно продвигавшие западные концепции и технологии поддержки безработных и подготовки специалистов для новой системы .

Внедрение в практику переходных экономик уже готовой модели давало значительные преимущества. Так, в короткие сроки (2-3 года) была сформирована законодательная база системы защиты от безработицы, создана национальная структура служб занятости, представляющая собой сеть региональных и местных подразделений, управляемых центральным органом, но вместе с тем достаточно самостоятельных в определении методов работы и решении конкретных задач. Создание инфраструктуры рынка труда сопровождалось формированием нового поколения служащих, деятельность которых изначально была нацелена на решение и экономических, и социальных проблем. Совместная работа со специалистами из развитых стран, имеющими большой опыт в решении конкретных задач, стажировки в них специалистов из стран Восточной Европы, Балтии и России, адаптации полученных знаний применительно к потребностям своих стран позволили в кратчайшие сроки освоить и успешно использовать методы, отработанные в развитых рыночных экономиках в течении десятилетий.

Несмотря на различные модификации структур служб занятости в различных странах, все они в той или иной степени исповедуют принцип «вертикали», укладывая все «модификации» в соотношении «центр-периферия». Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы), и государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть).

Можно отметить три основных момента: во-первых, структура служб занятости во всех странах достаточно сходна, в том числе и в России, имея вертикальную структуру; во-вторых, имея определенную самостоятельность и независимость, служба занятости, тем не менее, находится под сильным влиянием и контролем государства, и, в третьих, ей все чаще приходится конкурировать и координировать свою работу с частными учреждениями, занимающимися подбором кадров, создающими информационные банки вакансий и другими агентствами, занимающимися устройством на работу.

Муниципальных органов власти. Это является проблемой не только Нижнекамского муниципального района, но и многих других муниципалитетов России. 3. Пути и направления развития поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании 3.1 Отечественный опыт поддержки малого бизнеса на примере Иркутской области В 2006 году на территории Иркутской области действовало 10440 малых предприятий. В...




Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения. Развитие конкурентной среды потребительского рынка в муниципальном образовании способствует созданию эффективных условий для лучшего обеспечения населения услуг торговли и общественного питания. Важная составляющая муниципального управления – ...

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...