Бедность как социальное явление социальная проблема. Бедность как социальный феномен


480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Рыбаков Роман Петрович. Бедность как социальный феномен: социально-философский аспект: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11 / Рыбаков Роман Петрович; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2009.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/186

Введение

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА БЕДНОСТИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ 3

1. Историко-философский анализ проблемы бедности 11

2. Основные методологические подходы к изучению бедности 36

ГЛАВА 2. ПРИРОДА, СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ БЕДНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА 56

1. Природа и содержание феномена бедности 56

2. Сущность бедности как индивидуальной, меж индивидуальной, надындивидуальной социальности 66

ГЛАВА 3. ДЕТЕРМИНАЦИЯ БЕДНОСТИ В ЖИЗНЕННОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА 75

1. Бедность в системах «человек-природа», «человек-общество», «человек- человек» 75

2. Бедность в системе жизненного мира человека - «человек и его «Я» 90

3. Современные стратегии жизненного успеха как борьба с бедностью.Л 02

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119

ЛИТЕРАТУРА 124

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется необходимостью осмысления бедности как сложного и разнообразного социального феномена, выступающего непременным «спутником» цивилизационного развития. Феномен бедности нуждается не столько в фактической констатации, аргументации, сколько в социально-философском исследовании его природы, сущности, содержания и форм как результата взаимодействия различных общественных явлений и процессов, проявляющихся в бытии человека. Любое общество, на какой бы стадии своего развития оно ни находилось, имеет среди всех его явлений и то, что называется «бедностью». Ныне в условиях постиндустриального информационного общества феномен бедности приобретает новые качественные составляющие.

Бедность проявляется все больше не только как материальная, но и как духовная составляющая жизненного мира человека, его бытия. Субстанциональная природа бедности, обнаруживающаяся в системе ценностей и доминирующих интересов и целей, выступает как индивидуальная, межиндивидуальная и надындивидуальная. Исследование этих уровней бедности как социального феномена позволяет найти ответ на целый ряд вопросов о критериях бедности; о бедности как экономическом, культурологическом, нравственном, духовном явлении; о том, что именно нужно осознать и сделать на уровне индивидуальной деятельности человека, а также его семьи, этноса, государства, человечества в целом, чтобы способствовать решению проблемы ликвидации поляризации общества по принципу «бедный-богатый»; о том, что следует сделать, чтобы снять противоречие между бедностью и богатством, добиться появления общества, в котором будет преобладать «средний класс», положение которого характеризуется достойным, комфортным образом жизни?

В современных условиях в России особое значение приобретает процесс решения проблемы бедности со стороны социально ориентированного

государства и институтов формирующегося гражданского общества. Отсюда актуальность темы исследования обусловливается как тотальным характером феномена бедности, так и необходимостью сущностного его понимания в условиях современной российской действительности. В частности, по оценке независимых экспертов более 20% населения России находятся за чертой бедности, т.е. впали в нищету.

Особой проблемой является появление «новых бедных», то есть квалифицированных специалистов, не имеющих работу или получающих заниженную заработную плату. Комплексный анализ проблемы «новых бедных» свидетельствует, что ее решение следует искать в системе сложных детерминационных связей экономических, социальных, политических явлений и процессов развития человека и общества, ценностей и ценностных установок и ориентации, как личности, так и различных социальных групп и общества в" целом.

Понятие «бедность» до сих пор не имеет однозначной научной трактовки. Интерпретация сущности бедности связывается с политизацией и восприятием ее как исключительно экономического явления, что не способствует выработке национальной стратегии борьбы с этим явлением.

Как правило, основной подход государства к решению проблем бедности основывается на экономических методах. Однако их использование, как показывает общественно-историческая практика, не только не снимает проблему, но и отнюдь не всегда приводит к снижению бедности. Осмысление социально-философских проблем феномена бедности как деструктивного состояния всех уровней социальности, лишенных одной или нескольких составляющих: экономических, духовных, нравственных, социальных ценностей индивида, общества и в целом человеческой цивилизации, будет способствовать эффективному их решению.

Степень научной разработанности проблемы исследования определяется тем, что явление бедности и социального неравенства всегда

вызывали интерес политиков, экономистов, социологов, психологов и философов. Для исследования данной проблемы наиболее значимы до настоящего времени остаются классические работы Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.

Проблема социального неравенства, нищеты и бедности рассматривалась в трудах А. Смита, Э. Кондильяка, К. Сен-Симона, Ф. Гизо, М. Вебера, П. Прудона и др.

Большое научно-методологическое значение для социально-философского понимания социального расслоения и неравенства имеют работы Дж. Брейтвейта, Б. Вильяме, П. Гуидичини, О. Левиса, С. Лене, А. Ди Луцио, Дж. Пьеретти, П. Сорокина, К. Суббарао и др. Данные авторы исследовали особенности проявления бедности, ее причины, социальные составляющие, масштабы и влияние на формирование интеллектуального потенциала нации.

Для современных отечественных философов бедность как социальный феномен - относительно новая проблема. Ее широкое изучение началось лишь в 90-х годах XX века, когда официальным термином «малообеспеченность» невозможно стало определить появление массовой бедности из-за резкого снижения уровня жизни населения России.

Анализ работ современных отечественных исследователей показывает, что рассмотрение бедности осуществлялось преимущественно с точки зрения социологии. В то же время работы В. Н. Бобкова, С. Н. Быковой, В. М. Воронкова, Л. А. Гордона, В. И. Жукова, Б. Н. Казанцева, В. П. Любина, В. И. Митрохина, М. А. Можиной, А. А. Подузова, Л.С. Ржаницыной, В. С. Сычевой, Э. А. Фомина, Н. В. Черниной, С. С. Ярошенко позволяют заключить, что ими осуществлен анализ проблемы бедности на основе систематизации накопившейся информации, выделения основных вех в историческом развитии.

Вместе с тем, феномен бедности не рассматривался как междисциплинарный объект исследования, а потому нуждается в дальнейшем социально-философском осмыслении. Его нельзя понять вне его противоположности - богатства. Социально-философская методология дает целостное видение, а также основы составляющих и богатства, и бедности, понимания их сущности, путей преодоления бедности и достижения подлинного богатства человеческой социальности как гуманистической системы, гармонично сочетающей социальные, экономические, нравственные, духовные, эстетические ценности индивида, группы, общества, цивилизации.

Объект исследования - бедность как социальный феномен.

Предмет исследования - природа, сущность, детерминации и формы проявления бедности как социального феномена.

В работе бедность рассматривается на индивидуальном, межиндивидуальном и надындивидуальном уровнях социальности. При этом под социальностью понимается коммуникативность, публичное взаимодействие и взаимосоотнесенность человека во времени и пространстве его человеческого бытия.

К числу важнейших сфер жизни общества и деятельности человека, в которых проявляется бедность, относятся социальная, экономическая, политическая и духовная сферы. Отсюда ее проявлениями являются: бедность сознания и самосознания, бедность образования и культуры, бедность экономики, экологии, политики, демографии, здравоохранения и коммуникации и т.д.

Целью исследования является раскрытие природы, сущности, детерминации и форм бедности как деструктивного состояния целостной системы бытия человека.

В связи с этим, в диссертации ставятся следующие задачи:

проанализировать основные методологические подходы для выявления природы, сущности и причин бедности,

раскрыть природу, содержание и формы бедности как социального феномена, исходя из видов общественных отношений, на основе диалектико-материалистического, феноменологического, деятельностного и структурно-функционального подходов,

выявить сущность и формы проявления бедности в жизненном мире человека на различных уровнях социальности,

определить основные детерминанты и условия преодоления бедности в современной постиндустриальной цивилизации и стратегии жизни человека на пути к богатству как единой системе материальных и духовных благ, гуманистических ценностей цивилизации и культуры.

Научная гипотеза исследования заключается в том, что бедность является многогранным социальным феноменом и материальной, и духовной природы. Ее сущность раскрывается на таких уровнях социальности как индивидуальная, межиндивидуальная и надындивидуальная и проявляется во всех системах жизненного мира человека.

Существуют исторические типы бедности формационного и цивилизационного характера. Бедность по отношению к своим конкретно-историческим и ситуационным проявлениям имеет относительный характер, и в этом смысле будет существовать всегда. Абсолютная же бедность характерна при достижении объективно минимального заданного природой человека уровня жизни.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна:

предложена авторская концепция бедности как феномена индивидуальной, межиндивидуальной и надындивидуальной социальности с одной стороны, и феномена основных систем жизненного мира человека: «человек-природа», «человек-общество», «человек-человек», «человек и его «Я» с другой;

Раскрыты природа, сущность, содержание и основные формы

бедности, ее исторические типы, а также объектно-субъектный, субъектно-субъектный, субъектно-объектный характер;

показана диалектика единства бедности и богатства и способы разрешения противоречия между ними в пользу богатства;

проанализирована деструктивная роль бедности в жизненном мире человека.

Методологической и теоретической базой исследования являются основные положения материалистического понимания истории К. Маркса и Ф. Энгельса; концепция жизненного мира человека Э. Гуссерля, Д. Лукача, Ю. Хабермаса, П. Бергера, Т. Лукмана; экзистенциальные идеи Н. А. Бердяева, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж. П. Сартра и др.; проблемы бытия человека, исследуемые Платоном, Аристотелем, Т. Гоббсом, Ж-Ж. Руссо, И. Кантом, Г. Ф. Гегелем, Э. Фроммом и др. Эвристическую роль играют идеи, изложенные в работах современных исследователей: В. Н. Бобкова, 3. Т. Голенковой, Л. А. Гордона, В. И. Жукова, Н. И. Иконниковой, В. И. Митрохина, Г. И. Осадчей, И. В. Соколовой, Д. К. Танатовой, В. С. Сычевой, В. Г. Федотовой, Э. Н. Фетисова, В. Н. Шевченко, В. П. Ратникова, В. П. Любина, С. С. Ярошенко, Д. Роулза, P. Alcock, Е. Bellamy, A. Campbell, К. Clark, М. Eden, В. Headey, J. Kelley, A. Wearing, G. Himmelfarb, S. Whitney, W. Wilson, J. Yinger. На защиту выносятся следующие положения:

    Бедность как социальный феномен есть такое состояние социальности, противоположное богатству, которое приводит к лишению целостности, полноты бытия человека и проявляющееся функционально деструктивно во всех сферах жизнедеятельности общества и жизненного мира человека.

    В распространении бедности очевидна следующая закономерность: бедность, возникшая на уровне надындивидуальной социальности, сразу же проявляется на межиндивидуальном и индивидуальном уровнях

социальности. В свою очередь последние тут же влияют на уровень надындивидуальный, т.к. находятся в ее «недрах» и «перетекают» из одной сферы жизнедеятельности человека и общества в другую. Эта закономерность проявляет себя и в жизненном мире человека: повседневной реальности (во всем ее богатстве) и системном мире (институализированном, нормативном), а также во всех его подсистемах: «человек - природа», «человек - общество», «человек - человек», «человек и его «Я»».

3. Закрепленная на уровне обыденного сознания человека, как одна из многих установок, идея бедности, может быть преодолена как на основе решения материальных проблем, так и с помощью теоретической рефлексии улучшения социального бытия, а также посредством развития нравственного и духовного мира человека. В то же время, бедность есть неотъемлемая часть социальной жизни всего общества и каждого его члена в отдельности, ибо с развитием общества в условиях частной собственности на основные средства производства качество жизни всегда будет иметь различия на всех уровнях социальности. Относительная бедность как социальное явление не может быть окончательно искоренена, но общество обязано создавать условия для её снижения на всех уровнях социальности.

Выводы, полученные в ходе исследования, позволяют по-новому взглянуть на проблему бедности в контексте жизнедеятельности человека, семьи, этноса, социальной группы, общества и человечества в целом. В частности, данное диссертантом определение понятия бедности как деструктивного состояния социальности позволяет рассматривать бедность в качестве одного из жизненных стимулов человека и общества, содействующего достижению полноты их бытия.

Теоретическая и практическая ценность исследования заключается во всестороннем социально-философском исследовании проблемы бедности на основе раскрытия ее природы, сущности, детерминации и форм, а также предложении путей ее решения на современном этапе развития человека и

общества. Теоретические выводы и положения, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для развития научных направлений в социально философии, социальной психологии и социологии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертационное исследование обсуждалось и было одобрено кафедрой философии и социологии Всероссийского заочного финансово-экономического института (2007г.), прошло апробацию на заседании кафедры философии РГСУ (2008г.). Основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, были представлены на секции IV Международного социального конгресса «Социальные процессы и социальные отношения в современной России» (2005г.); на секции «Семья и воспитание подрастающего поколения» Второго Международного конгресса «Российская семья» (2005г.); в материалах межвузовской научной конференции Государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта (Санкт-Петербург, 2005г.); на IV-om Всероссийском социально-педагогическом конгрессе «Национальные проекты и социальное образование: опыт и проблемы подготовки кадров социальной сферы» (2006 г.).

Историко-философский анализ проблемы бедности

Феномен бедности имеет длительную историю изучения. Философы обращались к проблемам социального неравенства, социальной стратификации общества, идеального его устройства, социальной справедливости (Конфуций, Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббс и др.). В Древневосточной и античной философии, а также в средневековой расслоение людей на различные сословия и группы рассматривалось как данность (в средневековой философии как божественная данность).

Платон, размышляя над расслоением людей на бедных и богатых, видел государство состоящим из двух частей: одну составляют бедные, другую - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. В его работе «Государство» показывается, что бедные и богатые - это слои, группы внутри сословия земледельцев и ремесленников, среди стражей и правителей таковых нет.

Аристотель также рассматривал вопрос о социальном неравенстве и утверждал, что во всех государствах есть три элемента: один класс очень богат, другой - очень беден, а третий является средним. Согласно его позиции, государству необходимо думать о бедных, т.к. при исключении множества бедняков из управления они неизбежно будут становиться его врагами. Бедность порождает бунт и преступления, и государство, имеющее много бедных, обречено на гибель.

В размышлениях Гоббса встречается точка зрения о том, что в обществе недопустимо существование привилегированных классов, так как они обусловливают хаос . Ж.-Ж. Руссо видел в бедности, равно как и в невежестве, условие нравственного нездоровья.

Как справедливо замечает С. Ярошенко, собственно проблема бедности и философско-политические дискуссии по этому поводу возникают в период индустриализации общества, когда расслоение на богатых и бедных становится явным и острым .

Значительное влияние на формирование различных концепций бедности оказала философия позитивизма. В этот период широкое распространение получили эволюционистские и натуралистические подходы к анализу общества. Так в концепциях Т. Мальтуса, Г. Спенсера утверждалась позитивно -санитарная роль бедности, выполняющая функции естественного отбора. Одновременно бедность рассматривалась как закономерное явление иерархически организованного общества.

Дискуссии XIX в. по проблеме бедности велись с четырех оценочных позиций: бедность определялась как благо, как зло, как социальная болезнь и как продукт эксплуататорского общества. На основе этих оценок сформировалось четыре основных направления: социал-дарвинизм (А. Смит, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Дж. Бентам, П. Прудон и др.), эгалитаризм (Э. Реклю,

3. Беллами, Ч. Холл, П. Колкахан, В. Голдвин и др.), реформизм (Ф. Ле-Пле,

4. Бут, С. Раунтри, Т. Пейн и др.), материалистическое понимание истории (К. Маркс, Ф. Энгельс, Т. В. Плеханов, В. И. Ленин).

Эгалитаризм и реформизм имеют сходные черты в силу того, что усматривают причины бедности в неразумной организации общества и стремятся искоренить это явление, но разными способами. Все направления, так или иначе, связаны с локализацией ответственности за ситуацию бедности с тем, чтобы пытаться найти адекватный способ решения проблемы. Социал-дарвинистское понимание отражает представления о бедности как социальном благе, отражающем степень жизненной приспособленности индивида, а значит необходимом и закономерно существующем в обществе. Эгалитаристы рассматривали бедность как социальное зло, мешающее гармоничному развитию общества. В качестве путей решения проблемы они предлагали революционные перевороты и другие кардинальные меры в отношении существующего порядка (например, в системе распределения жизненных благ). Либерально-реформистские концепции, близкие по своей сути к эгалитаризму, усматривали в бедности корни социальной болезни, которую можно и нужно искоренить путем реформ.

Согласно материалистическому пониманию истории бедность является продуктом эксплуататорского общества, с его отчуждением человека от собственности, произведенного им продукта, условий самореализации и всестороннего развития, от власти.

К. Маркс в «Капитале» писал как о законе «о накоплении капитала на одном полюсе и обнищании пролетариата на другом». Речь велась и об абсолютном и об относительном обнищании пролетариата. Для соискателя особый интерес представляет учение К. Маркса об относительном обнищании пролетариата и с точки зрения степени его эксплуатации (которая неизмеримо возрастает с повышением производительности труда), и с точки зрения его места в системе потребления произведенного годового национального продукта. Многие исследователи капитализма эпохи научно-технической революции отметили, что уже невозможно говорить об абсолютном обнищании пролетариата и других социальных слоев населения. Например, этот процесс исследовал X. Ортега-и-Гассет (о чем диссертант будет говорить далее).

Представители социал-дарвинизма видят в бедности неизбежное следствие индустриального развития и роста численности населения. Бедность рассматривается как закономерное явление. Так, Т. Мальтус в работе «Опыт о законе народонаселения» попытался объяснить явление бедности естественными законами природы: «...если рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, то рост жизненных средств, необходимых для их существования, растет только в арифметической. Все это приводит к появлению избыточного населения и недостатку питания, а, следовательно, к бедности. Государство, помогая бедным, поощряет их размножение» . Сегодня эта точка зрения поддерживается руководством Китая, осуществляющего жесткую демографическую политику.

Природа и содержание феномена бедности

Сложность феномена бедности объясняет большое количество его трактовок. Анализ сущности предлагаемых различными источниками определений бедности позволяет разделить их, как минимум, на четыре группы.

Первая группа дефиниций связана с определением бедности как состояния, вызванного преимущественно определенным (чаще всего низким) уровнем дохода, не позволяющим обеспечить физиологическое выживание индивида. Такое понимание бедности в основном представлено в концепции абсолютной бедности (К. Маркс, П. Прудон, Т. Мальтус, Ч. Бут, Л. Гордон; Т.И. Заславская, Л. А. Зубченко и др.).

Во второй группе определений понятие «бедность» представляется как несоответствие образа жизни распространенным, общепринятым стандартам жизни в конкретном обществе. Данное понимание бедности принято в концепции относительной бедности (Г. Спенсер, П. Сорокин, Р. Дарендорф, Т. Пейн, П. Таундсен, А. Ди Луцио, В. В. Радаев, О. И. Шкаратан и др.).

В третьей группе понятий «бедность» выявляется на основании самостоятельного отнесения индивидом себя к группе бедных (самоидентификация). Оно является результатом субъективного подхода к пониманию бедности (3. Фрейд, И. А. Джидарьян, С. Раунтри; Ч. Бут, К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн, Б. В. Дубинин, В. А. Петровский, А. В. Толстых, А.Г. Шмелев и др.).

Четвертую группу понятий бедности объединяет способ жизнедеятельности, характеризующийся соответствующей системой ценностей, которая препятствует выходу из бедности ее носителей (Аристотель,

Платон, Конфуций, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Бентам, М. Вебер, Т. Парсонс, Э. Берн, В. Вилсон, К. Кларк, О. Льюис, 3. Т. Голенкова, А. В. Гришин, Е. Д. Игитханян, В.А. Ильин и др.).

Как показано в Главе I настоящей диссертации, при раскрытии сущности феномена «бедность» в трудах отечественных и зарубежных авторов обнаруживаются основные критерии определения его понятия:

уровень дохода (экономический аспект),

расхождение реального образа жизни с его общепринятой стандартной моделью (социологический аспект),

мнение человека о себе и своём положении в обществе (психологический аспект),

система ценностей человека, следование которым повергает его в состояние бедности (аксиологический аспект).

Если сравнить значения терминов «бедность» и «бедный», данные в словарях синонимов русского языка, то очевидным становится факт отсутствия в синонимическом словаре значения, отмечаемого толковыми словарями, как «жалкий, несчастный». Можно предположить, что бедность -явление иного характера, нежели социальное самочувствие или социальное положение. Проведённый анализ признаков бедности, приведенных в словаре 3. Е. Александровой, дает возможность выделить следующие противоположности бытия человека: бедность-богатство, которые характеризуются следующим образом:

При рассмотрении бедности как процесса и как признака важно обратить внимание на фразеологизмы, отражающие восприятие изучаемого явления: добывать копейку - зарабатывать небольшие деньги; зарабатывать (свой) хлеб; добывать хлеб - зарабатывать необходимые средства к существованию; просить (собирать) Христа ради; протягивать руку; ходить по миру; ходить с сумой; Христа ради жить со значением просить милостыню, жить подаянием, нищенствовать заключают в своём актуальном значении два языковых смысла. Во-первых, это процесс - «зарабатывать», «добывать средства к существованию нищенством», а во-вторых, это признак - «быть бедным» или «быть очень бедным, нищим».

Приведенные выше определения понятия «бедность» на основе некоторых критериев, отражают лишь одну из сущностей этого социального феномена («первого порядка», «второго порядка» и т.д.). Вспомним, сколько существует определений понятия «культура»: свыше 500! Конечно, правильнее говорить о толковании явления до тех пор, пока не будет раскрыта сущность явления как единство и взаимопроникновение противоположностей. Только в этом случае проявляется возможность найти предел (границу) явления, его отличие от сходных с ним других явлений. Не. следует подменять предел явления его критерием. Критерий - это показатель развитости явления, его количественно-качественное и качественно-количественное измерение. Критериев у явления, как правило, существует несколько. Они могут его «роднить» с другими явлениями.

Так, с позиций психологического критерия, можно истолковать и вторую, и четвертую, а не только третью группу «определений бедности», ибо во всех случаях важным моментом является восприятие субъектом той или другой формы бедности. Поэтому в определение понятия «бедность» должна обязательно быть включена ее субстанциональная основа -социальность. Бедность же - это основное состояние этой социальности. Поэтому следует найти и сущность этого состояния социальности, и определить саму социальность, в том числе ее уровни. К тому же нет человеческой социальности вне бытия человека, его жизненного мира. Соискателю методологическую помощь в определении понятия «бедность» оказала монография Д.П. Горского «Определение», вышедшая в Москве в 1974 году. Автор рассматривает виды определений - «политические» и «реалистические», «явные» и «неявные», «семантические» и «синтаксические» и другие. Конечно, наиболее распространенными являются определения через род и видовое отличие (перечисление признаков) - это определение понятия «явление» осуществляется по его содержанию..).

Бедность в системах «человек-природа», «человек-общество», «человек- человек»

Бедность в системе «человек-природа» проявляется как недостаточность, ничтожность средств для поддержания здоровья человека (инвалиды, пенсионеры в России, оказавшиеся в постсоветский период на грани выживания). Сегодня как никогда важно сформировать категорический экологический, категорический демографический, категорический акмеологический императивы. Все они исключают бедность как явление, деструктирующее такую систему жизненного мира человека как «человек -природа». Ведь, как известно, не только социальная, но и природная среда необходимы для сохранения здоровья человека, его продуктивного долголетия. Здоровье напрямую связано с биологическим лоном человека - биосферой, разрушение которой ведет к уничтожению человека как биологического вида. Как справедливо отмечает Н. И. Иконникова, прежде всего, обращает на себя внимание то, что в биологическом способе бытия человека реализуется взаимодействие тела и духа, их постоянная динамика. Можно сказать, что биологический способ бытия человека - это функционирование и развитие организма человека как представителя homo sapiens. Физиологические, анатомические, биохимические, физико-химические, морфологические свойства бытия человека составляют его собственно биологическую природу. Биологический способ бытия человека - это система биологической организации человека, выраженная в функции приспособления организма к условиям внешней среды и внутреннего мира «Я». Их нормальное функционирование имеет существенное значение для всей жизнедеятельности человека: положительных эмоций, хорошего настроения, доброжелательного и желаемого общения, социальной активности. Налицо воздействие биологического на психологическое и социальное. Такое осуществление биологического способа бытия человека предполагает исключение бедности как самого человека, так и общества.

Для сегодняшней России важно такое богатство, как здоровье тела человека, здоровье его духа (т.е. хорошее настроение, обусловленное и его телом, а не только социальным самочувствием) и благополучие (богатство) всего общества, его культуры, морали, экономики, образа жизни. Несмотря на определенное демографическое достижение, связанное с национальными программами, проблема бедности общества еще тормозит решение многих других социальных проблем. К сожалению, наша страна - один из лидеров в мире по детской и материнской смертности. Из каждой тысячи новорожденных 16 малышей не доживают до года. Впереди нас только страны Центральной Африки. Мы не можем похвастаться и крепким подрастающим поколением. 70% школьников к 17 годам уже имеют по два-три хронических заболевания и только 30% детей рождаются нормальными. А ведь детство - это не только биологический возраст человека, но и продукт трансформации его реального статуса в культуре, и, наконец, наше будущее и будущее страны. В феномене детство биологическое бытие как никогда требует заботы, внимания, обучения, интеграции в социум. Все это обеспечивается не только со стороны родительских инстинктов, но и их культуры и культуры всего общества, социально-ориентированного государства, эффективно решающего проблему бедности.

Исследования биологического способа бытия человека показывают, что человек должен и может жить (при сумме благоприятных природных и социокультурных условий) до 150, если не даже 300 лет. Так, И.В. Вишев в своей докторской диссертации «Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения» (1990) обосновывает идею видовой продолжительности жизни человека при сохранении оптимальных параметров его телесной и духовной жизнедеятельности. Он ввел понятие «Homo immortalis» - «человек бессмертный», биоэтически и социально детерминированный на неограниченно долгую и достойную жизнь; доказывает существование закономерности последовательной смены стадий борьбы за продление жизни человека - экологической, геронтологической, ювенологической, иммортологической. Все эти стадии исключают феномен бедности.

Интересны идеи В. Н. Сагатовского об укорененности сущностных человеческих качеств в атрибутах природного бытия, в том числе антропокосмического.

Бедность - крайняя недостаточность имеющихся у человека, семьи, региона, государства имущественных ценностей, товаров, денежных средств для нормальной жизни и жизнедеятельности. Порогом бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.

Как состояние голодной жизни бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В капиталистическом же обществе впервые возник контраст между юридическим равенством всех граждан и фактическим сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость. бедность борьба мир россия

Сущность бедности. Выделяют два вида бедности.

  • 1. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание. Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей - в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и современным человеком, существенно различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.
  • 2. Относительная бедность определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся "нормальным" в данном обществе уровнем жизни. Средний уровень жизни в развитых странах Запада заведомо выше, чем в развивающихся странах. Поэтому то, что будет считаться бедностью в странах развитого Запада, для отсталых государств расценивается как роскошь. Так, например, в категорию относительно бедных на Западе попадают и те люди, которые не испытывают затруднений с питанием, но не могут позволить себе удовлетворять потребности более высокого уровня (образование, культурный отдых и т.д.). Таким образом, критерии относительной бедности базируются на социальных признаках и сильно варьируются в разные эпохи и в разных странах.

Кроме этой базовой классификации типов бедности, существуют и другие подходы. Так, выделяют первичную бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных финансовых средств) и вторичную бедность (семьи, которые имеют достаточно финансовых средств, но нуждаются из-за нерационального ведения хозяйства). Наконец, существует деление на "устойчивую" бедность (бедность "по наследству") и "плавающую" (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком разоряются и переходят в разряд бедняков).

Масштабы бедности. Доля бедных в общей численности населения различается от одной страны к другой, а также варьируется в пределах одного государства.

Первые экономико-статистические исследования бедности начались в Великобритании в конце 19 в. В 1889 английский ученый Чарлз Бут опубликовал работу, показавшую, что 1/3 населения Лондона проживает в условиях бедности. Эти данные потрясли общество, так как Англия в тот момент была одной из самых богатых стран мира. На данный момент в Великобритании не существует официального определения бедности, поэтому критерием для выплаты пособий служит доход семьи, а сама черта бедности определяется как уровень дополнительного пособия. К 1990-м, согласно этому критерию, 17 % населения страны было отнесено к бедным.

Рисунок 1. Динамика уровня бедности в США, доля от совокупного населения

В 1960-е в США исследование социолога Майкла Харрингтона продемонстрировало, что в одной из богатейших стран мира более 20 % населения проживало в условиях бедности. В 1964 правительство США установило официальную черту бедности и стало проводить регулярные исследования национального уровня бедности (рис. 1). Основой для отнесения американской семьи в разряд бедных служат ее затраты на питание, которые должны составлять не менее 1/3 всех доходов семьи, чтобы ее посчитали бедной. Благодаря государственным социальным программам, уровень бедности в США к концу 20 в. заметно сократился. Однако даже в начале 21 в. он все еще составляет более 10 % от общего населения страны.

В настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса, глобальной социальной опасностью является угроза обнищания населения. Наличие феномена бедности исследователи отмечают на всем протяжении человеческой истории. Уже работы А. Смита выявили относительную природу бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. разрывом между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их.

Однако системные научные исследования его были начаты в XVIII в. Одно из наиболее часто употребляемых определений говорит о том, что бедность - это характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. Другое определение характеризует бедность как неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни, третье - как состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения. Однако бедными могут быть не только индивид или семья; многочисленные данные свидетельствуют о бедности социальных и профессиональных слоев и групп, регионов, государств. Крайней степенью бедности является нищета.

Бедность является многогранным социальным феноменом и материальной, и духовной природы. Как отмечает Р.П. Рыбаков, ее сущность раскрывается на таких уровнях социальности, как индивидуальная, межиндивидуальная и надындивидуальная и проявляется во всех системах жизненного мира человека. Как социальный феномен бедность есть такое состояние социальности, которое приводит к лишению целостности, полноты бытия человека и проявляющееся функционально деструктивно во всех сферах жизнедеятельности общества и жизненного мира человека .

Бедность всегда являлась актуальной практической и исследовательской проблемой, но в современной России этот вопрос стоит особенно остро. В настоящее время значительная часть населения находится за чертой бедности или близко границе «социального дна». Это особенно заметно на фоне экономического расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки и сотни раз, и процесс расслоения населения усугубляется. Сложившаяся в стране модель бедности - это прежде всего результат низкого уровня доходов от занятости.

Действительно, складывающаяся социальная реальность является двойственной и противоречивой. С одной стороны, официально отмечается рост экономической эффективности, расширение слоя высокооплачиваемых и привилегированных работников, с другой стороны, наблюдается экономическая стагнация для непривилегированного большинства, ухудшение социально-экономического положения наименее защищенных. Французский экономист Ж. Женере аналогичную ситуацию характеризовал словами: «Никогда еще наша способность производить богатства не была столь огромной, никогда еще наша неспособность направить это процветание на благо всех людей не была столь очевидной» .

Это приводит к низкой материальной обеспеченности определенных групп и слоев населения, изменению их систем ценностей, формированию особого социального мира и субкультуры бедности, жизненного стиля, диссонирующего с общепринятым, утвердившимся в обществе, что вызывает угрозу для его нормального функционирования. Вследствие застойной бедности меняются стереотипы поведения и навыки реализации своих целей, меняются сами цели и идеалы, изменяется круг общения, происходят серьезные сдвиги в ценностных ориентациях индивидов.

Официальные представления о бедности в России базируются на ее абсолютном понимании, при этом индикатором служит сопоставление среднедушевого дохода с прожиточным минимумом, т.е. со стоимостью минимальной потребительской корзины, формируемой с учетом установленных нормативов потребления. К наиболее типичным факторам, обусловливающим риск бедности, относят потерю здоровья, низкий уровень квалификации, безработицу, низкий уровень среднедушевых реальных доходов и материальной обеспеченности, высокую семейную «нагрузку» (многодетные, неполные семьи и др.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (не желающие трудиться, имеющие вредные привычки и т.п.). Эти же факторы играют роль причин, препятствующих самостоятельному разрешению проблемы бедности и в значительном числе случаев к ней приводящих.

Проблема бедности опасна не только сама по себе; она связана с социальными формами отчуждения человека от человека (от общества), от предпосылок и результатов труда, от самого труда, с существенным ограничением потребления основных жизненных благ, с формированием таких условий, при которых субкультура бедных превращается в фактор дестабилизации жизни общества. Борясь с несправедливым, по их мнению, распределением доходов, бедные могут быть склонны к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы за свои права. Поэтому общепризнано, что бедность является фактором социальной напряженности.

Но общество несет потери и в том случае, если бедные слои населения не проявляют агрессивности. Будучи бедным, индивид не может полноценно участвовать в жизни общества, его творческий потенциал не в полной мере раскрывается. Хорошо изученное явление «тиражирования» бедности демонстрирует, что при прочих равных условиях дети бедных родителей имеют меньше шансов на самореализацию, чем их сверстники из более обеспеченных семей, так как родители не могут обеспечить им полноценного развития, образования и соответственно более престижной и высокооплачиваемой профессии в будущем. Можно заключить, что феномен бедности является одной из главных социальных угроз успешного развития общества.

В то же время бедность есть неотъемлемая часть социальной жизни всего общества и каждого его члена, так как по мере развития общества в условиях частной собственности на средства производства качество жизни всегда будет иметь различия на всех уровнях социальности. Относительная бедность как социальное явление не может быть окончательно искоренена, но государство и общество обязаны создавать условия для ее снижения на всех уровнях социальности. Закрепленная на уровне обыденного сознания индивида как одна из установок, идея бедности может быть преодолена как на основе решения материальных проблем, так и с помощью улучшения социального бытия, а также посредством развития нравственного и духовного мира человека.

  • Рыбаков Р.П. Бедность как социальный феномен (социально-философский аспект) :автореф. дис.... канд. филос. наук. М.: 2009. С. 7.
  • Цит. по: Миронов В.В. Философия. М. : Норма, 2005.

Мурманский государственный технический университет

Кафедра истории и социологии

Реферат по социологии

Бедность как социальный феномен

Выполнил: студент ТХФ

гр. ПИ 221.1

Стельмах А.В.

Проверил: Артеменков А.А..

Введение……………………………………………………………………….3

1. Понятие бедности. История изучения бедности………………………...4

2. Основные концепции изучения и измерения бедности………………...5

3. Проблема бедности в России……………………………………………...7

3.1.Группы «социального дна», их признаки……………………………7

3.2.Причины нисходящей социальной мобильности…………………..10

3.3.На грани «дна»………………………………………………………..11

4. Методы борьбы с бедностью…………………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………...14


Введение

Бедность всегда являлась актуальной проблемой, но в современной России этот вопрос стоит особенно остро. В настоящее время значительная часть населения находиться за чертой бедности или близко границе «социального дна». Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз. И этот процесс имеет динамический характер, бедные становятся беднее, а богатые еще богаче.

В данном реферате я рассмотрел следующие вопросы: различные трактовки понятия бедность, история изучения бедности, основные концепции изучения и измерения бедности. Темой реферата, которой я уделил особое внимание, стала проблема бедности в России, при изучении которой я выделил основные группы бедных, их признаки. Рассмотрел категорию людей, стоящих близко к границе бедности. Попытался выяснить причины их падения на «социальное дно», а также методы борьбы с этим явлением.


Понятие бедности. История изучения бедности.

Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ .

Бедность – неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни.

Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения.

В исследованиях причин и места бедности в обществе выделяют период с XVIII до пер­вой половины XX века (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Реклю, К. Маркс, Ч. Бут и С. Раунтри) и совре­менные исследования бедности в XX веке (Ф.А. Хайек, П. Таунсенд и др.). Уже рабо­ты А. Смита выявили относительную при­роду бедности через связь бедности и со­циального стыда, т.е. разрывом между со­циальными стандартами и материальной способностью придерживаться их. Еще в XIX веке было предложено вычислять чер­ту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности, связать критерии определения бедности с уровнем доходов и удовлетворе­нием основных потребностей индивида, свя­занных с поддержанием определенного уровня его работоспособности и здоровья. Значительный вклад в исследования проб­лем бедности внесли как экономисты, так и социологи, большинством которых была признана закономерность существования бедности в обществе; различие точек зре­ния состояло, прежде всего, в признании или отрицании необходимости вмешательства государства в решение проблемы бедности и в масштабах такого вмешательства.

За последние 20-30 лет были разработа­ны альтернативные теории бедности, по­влиявшие на формирование социальной по­литики по борьбе с бедностью. Значитель­ное влияние в 1980-е гг. оказало эмпириче­ское определение черты бедности (так на­зываемое Лейденское определение), исходя­щее из представления людей о достаточном минимальном доходе, являющемся функци­ей их действительного дохода; широкое рас­пространение он получил в Нидерландах.

В России исследования бедности на осно­ве бюджетных обследований начались в 1908-1909 гг., наиболее известное - прове­денное А.М. Стопани в 1909 г. и опублико­ванное в 1913 г. и полностью в 1916 г. - ка­салось бюджета нефтепромышленного ра­бочего, это единственное до сих пор иссле­дование, давшее анализ потребностей и бюджетов и в национальном разрезе (7 на­циональностей). По этому обследованию са­мые низкодоходные группы (ниже 250 руб.) тратили на физиологические потребности более трех четвертей всех доходов, в то время как самые высокодоходные (более 900 руб.) чуть больше половины; специаль­но исследовались бюджеты безработных. В 1918г. был составлен первый минимальный бюджет, а бюджетные обследования город­ских рабочих и служащих продолжались по 1927 г. и их публикация по 1929 г., бюджеты колхозников на 1-2 года дольше, но послед­ние были в значительной мере фальсифици­рованы. Прекращение сначала публикаций, а затем и самих обследований было связано с резко отличавшейся по их результатам картиной уровня жизни от тех описаний, которые давались официально. Самый "не­приличный" факт, с точки зрения властей, - быстрый рост потребления алкоголя в ущерб жизни расходам семьи. В послевоен­ное время в СССР была опубликована един­ственная работа сотрудников Института труда Г.С. Саркисяна и Н.П. Кузнецовой, касавшаяся проблем бедности, но при упот­реблении только термина малообеспечен­ности, который продолжал употребляться даже в многочисленных работах конца 1980-начала 1990-х гг. Реформа цен в 1991 г. и резкое падение уровня жизни привели к вве­дению понятия бедности и появлению спе­циальных исследований этого феномена.

Специальное исследование бедных семей было проведено по опросу ВЦИОМа в 1994 г. на основе репрезентативной выборки взрос­лого населения по полу, возрасту, уровню образования, типам населенных пунктов. Большое значение при таких исследованиях бедности в странах с переходной экономи­кой (транзитные страны) имеет сравнение старых и новых бедных, т.е. тех социально-де­мографических групп, которые традицион­но попадали в разряд бедных (многодетные и неполные семьи, престарелые, живущие только на минимальные пенсии, и т.п.) и тех, кто попал в условия бедности в резуль­тате инфляции, безработицы, неполной за­нятости, среди последних выделяют работа­ющих бедных и находящихся в поисках ра­боты или безработных. Оценка исследова­ния на март 1994 г. давала 58%, живущих в условиях бедности, среди выборки, что поч­ти в 2 раза выше оценок официальных статорганов, но различия вызваны принимае­мой в оценке границей бедности, которая у ВЦИОМа на две трети выше, но больше со­ответствует международным критериям от­носительной бедности и поэтому оценку статорганов исследователи справедливо предлагают считать оценкой уровня нище­ты.

Основные концепции изучения и измерения бедности.

Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению бедности (а, соответственно, и источники расхождения в оценках ее масштабов) исходят из трех основных концепций: абсолютной , основанной на формальном соответствии доходов установленному минимуму средств существования; субъективной , базирующейся на оценках собственного положения с самими людьми; относительной , предполагающей, что при различии стандартов потребления в разных сообществах установления единого минимального ”порога бедности” по меньшей мере проблематично и зависит от среднего уровня жизни конкретной страны.

Официальные представления о бедности в России базируются на ее абсолютном понимании, при этом индикатором служит сопоставление среднедушевого дохода с прожиточным минимумом, т.е. со стоимостью минимальной корзины, формируемой с учетом установленных нормативов потребления.

ВЦИОМ, например, регулярно отслеживает мнение населения о необходимой величине прожиточного минимума, но данные, исходящие из сопоставления прожиточного минимума и душевых доходов россиян не всегда адекватны реальной ситуации с бедностью, поскольку в современных условиях сведения о доходах не достаточно надежны.

Критерии прожиточного минимума могут давать разные результаты в зависимости от того, что будет под ним пониматься. Помимо официально используемой методики, существуют разные подходы к расчету прожиточного минимума и разные представления о нем. Также существует метод измерения дохода семьи, домохозяйств (RLMS).

В эпоху кризиса так называемого государства всеобщего благосостояния, затронувшего развитие стран мира (в России также фиксируются эти процессы), многие ученые и политики приходят к выводу, что бедность в современном индустриальном обществе должна рассматриваться уже не как абсолютное, а как относительное состояние, и, следовательно, неизбежно будет существовать до тех пор, пока существует общественное неравенство.

Слабым местом любых количественных оценок бедности остается игнорирование широкого спектра других доступных ресурсов, влияющих на поддержание материального состояния людей.

Концепция относительной бедности (П.ТАУЗЕНТ ): (бедных выделяют по принципу медианы): бедными признаются те, чей доход составляет определенную долю «серединного» дохода в данной стране в данный период времени. При этом черта бедности всегда находится на одном и том же расстоянии от медианы, статистически характеризующей достигнутой в обществе жизненный стандарт.

Именно в последнее время российские социологи начинают приходить к выводу, что в исследованиях бедности необходим анализ депривации, лишений и ограничений в социальной жизни, которые испытывает определенная доля населения. В том и состоит суть депривационного подхода в оценках бедности, неотъемлемой составляющей концепции ее относительного понимания и изучения.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...