А финансирование за счет бюджета. Тема: Понятие и сущность бюджетного финансирования


Одним из важных процессов государственного значения является бюджетное финансирование. В его основе лежат определенные принципы, которые позволяют унифицировать правила выделения ассигнований, сделать их простыми и понятными.

Финансирование осуществляется из бюджетов всех уровней, оно может быть как безвозмездным, так и возвратным.

Деньги могут выделяться не только на нужды организаций или для разработки масштабных проектов. Часто из бюджета субсидируется население.

Кто бы ни был получателем бюджетного финансирования, со стороны государственных органов обязательно осуществляется контроль над правильностью его выделения и расходования. В случае выявления нарушений виновные несут административную и уголовную ответственность.

Понятие бюджетного финансирования

Для выполнения государственных заказов, программ, содержания учреждений и организаций всегда выделяется денежное обеспечение. Его предоставление называется бюджетным финансированием.

Государственные ассигнования могут полностью покрывать расходы получателя средств. Это может касаться отдельных учреждений (дома культуры, общеобразовательные школы), структур (армия, полиция), органов управления (государственный аппарат).

Некоторые предприятия, отрасли и даже люди получают ассигнования из системы бюджетного финансирования частично. Эти средства идут только на отдельные программы. Тратить такие деньги не по назначению запрещается.

Принципы

В основе бюджетного финансирования лежат четыре константы, определяющие правила выделения средств:

  1. Безвозвратность. Получатели государственных ассигнований не должны отдавать назад то, что потратят, или платить проценты за пользование деньгами. Средства выделяются абсолютно даром. Исключение составляет возвратное финансирование, которое осуществляется в рамках некоторых государственных инвестиций.
  2. Целевое использование. Все финансы даются получателям под конкретные заранее обусловленные расходы (например, на зарплату, стипендии, питание, покупку оборудования, ремонт). Если деньги потрачены на другие цели, не те, что запланированы, то виновные обязательно наказываются.
  3. Существование лимита. Средства финансируются только в пределах существующих бюджетных обязательств. Они рассчитываются на основании ассигнований, выделяемых ранее, либо соответствуют количественным и качественным плановым показателям. Бюджетное финансирование сверх установленного лимита запрещается законом.
  4. Эффективность. Все бюджетные ассигнования должны тратиться так, чтобы их использование было максимально обоснованным, полезным и экономным. В случае обнаружения проверяющими органами заведомо завышенных показателей финансирования виновные лица наказываются, а средства возвращаются в бюджет.

Принципы бюджетного финансирования обязательны для выполнения всеми получателями ассигнований. Их соблюдение строго контролируется, что закреплено на законодательном уровне.

Источники

Происхождение средств, идущих на финансирование, может быть различным. Выделяемые деньги могут до этого аккумулироваться на различных счетах:

  • федеральных;
  • региональных;
  • местных.

Источники бюджетного финансирования утверждаются на определенный период. Федеральное наполнение может черпаться из внешних источников и внутренних. К первым относятся:

  • государственные займы;
  • кредиты международных финансовых структур, организаций, правительств других стран.

Источники регионального и местного уровней могут быть только внутренними. Это - внутригосударственные займы, ссуды, кредиты, поступления средств от продажи имущества, корректировка остатков на счетах.

При возникновении бюджетного дефицита источником финансирования становится Центральный банк. Иногда покрытие недостатка ассигнований происходит путем осуществления денежной эмиссии, однако такой вариант не слишком эффективен, так как вызывает инфляцию.

Способы и формы

За счет бюджетного финансирования может осуществляться различная степень покрытия расходов. Возможно полное их возмещение и частичное:

  • Система «брутто-бюджет» применяется для получателей, которые целиком находятся на содержании государства. В этом случае за счет бюджетного финансирования происходит полное покрытие текущих и капитальных затрат, а также всех расходов, возникающих в процессе деятельности.
  • Способ финансирования «нетто-бюджет» предусматривает выделение средств лишь на какую-то заранее утвержденную цель.

Существуют различные формы бюджетного финансирования:

  • средства для работы учреждений, организаций;
  • ассигнования для оплаты государственных и муниципальных контрактов, заключенных с юридическими и физическими лицами;
  • трансферты населению (пособия, пенсии, компенсации, стипендии);
  • дополнительные средства, необходимые для покрытия расходов, возникших из-за решений государственных органов;
  • ссуды, субсидии, дотации, субвенции;
  • деньги, идущие на погашение различных внутренних и внешних долгов;
  • кредиты.

Главное назначение любой формы бюджетного финансирования - покрытие расходов в пределах утвержденных показателей. Выделение ассигнований свыше лимитированных цифр строго запрещено.

Сметное финансирование

Каждое бюджетное учреждение и организация имеет главный финансовый документ. Он называется сметой. В этом документе расписаны и утверждены все планируемые расходы предприятия в денежном эквиваленте.

Все цифры, записанные в смете, должны быть обоснованными. Они рассчитываются по существующим отраслевым нормативам и группируются по кодам бюджетной классификации. Сумма поступлений от государства должна покрывать запланированные расходы.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется в строгом соответствии с утвержденными показателями сметы. Плановые цифры могут изменяться. В этом случае в смету вносятся корректировки, и распределение ассигнований осуществляется с учетом новых данных.

Субвенция и дотация

Государственное бюджетное финансирование дается не только учреждениям, но и органам власти. Оно может быть в форме дотации и субвенции. В обоих случаях средства выделяются из вышестоящего бюджета нижестоящему, однако имеются и существенные различия:

  • Дотация - не подразумевает целевого ограничения направляемых средств. Деньги выделяются общей сумой в случае недостаточного наполнения минимального уровня бюджета нижестоящего уровня. По кодам расходов ассигнования распределяются уже самим получателем.
  • Субвенция - бюджетное финансирование, дающееся с конкретной целью. Ассигнования должны быть освоены в определенный срок, который устанавливается в решении о выделении средств. В случае нецелевого или несвоевременного использования субвенция в отличие от дотации подлежит возврату.

Государственное финансирование инвестиций

В любой стране существуют объекты, имеющие большое значение для экономики. Инвестиционное финансирование бюджетных средств осуществляется в стратегических целях. Оно решает общегосударственную задачу по экономической поддержке различных отраслей хозяйства.

Инвестиции могут быть безвозмездными и возвратными. Однако даже при необходимости отдачи средств получение такого бюджетного финансирования считается очень выгодным. Ведь процентная ставка, определяемая государством, гораздо ниже того вознаграждения, которое требует банк при выделении кредита.

Субсидия

Бюджетное финансирование может предоставляться юридическим и физическим лицам в качестве безвозмездной поддержки. Такая помощь именуется субсидией. Она может выдаваться не только деньгами, но и другими материальными благами (продуктами, оборудованием).

Субсидия предоставляется:

Деньги могут выделяться на научные исследования, для переоборудования производственных помещений, с целью повышения квалификации кадров. Бюджетное финансирование используется для возмещения льготных кредитов, осуществления страхования вкладчиков, налоговых возвратов.

Субсидии часто выделяются малообеспеченным людям и молодым семьям. Они включают предоставление жилья, помощь в оплате коммунальных услуг.

Контроль над бюджетным финансированием

Правильность и обоснованность выделения всех ассигнований обязательно проверяется. Надзор за бюджетным финансированием осуществляется инспектирующими органами, которые верифицируют соблюдение законодательства не только распорядителями средств, но и их получателями.

Контроль над финансированием из бюджета осуществляется путем:

  • проведения проверок обоснованности запрашиваемого финансирования;
  • выявления нецелевого использования средств;
  • предупреждения нарушений.

Полномочия осуществления подобных мероприятий имеет Министерство финансов, налоговая служба, органы казначейства, страховой и финансово-бюджетный надзор. При обнаружении нарушений могут применяться различные принудительные меры:

  • списание сумм в пользу бюджета;
  • взыскание процентов, пени, штрафов.

Кроме того, за нарушение бюджетного законодательства существует уголовная ответственность.

Бюджетное финансирование (англ. budget financing) - предоставление бюджетных средств на безвозвратной и возвратной основе всем бюджетополучателям в соответствии с установленным законодательством для полного или частичного покрытия их расходов на проведение мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете. Бюджетное финансирование - одна из действующих форм покрытия расходов хозяйствующих субъектов; применяется для обеспечения затрат, имеющих общефедеральное, региональное и локальное значение, с их финансированием соответственно из федеральных, региональных и местных бюджетов. Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств; в ходе бюджетного финансирования действует государственный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием денежных средств.

Понятие бюджетного финансирования

Принципы бюджетного финансирования можно подразделить на: общие, касающиеся всех бюджетополучателей; частные, определяющие порядок предоставления бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от их организационно-правовой формы и метода ведения хозяйства. К общим принципам в России относят; соблюдение законности финансирования (отпуск бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета и сводной бюджетной росписи); целевой характер предоставления бюджетных средств; выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований бюджетных. К частным относят принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюджетные средства. Так, для бюджетных учреждений действует принцип зависимости объема финансирования от установленных норм и фактически достигнутых показателей по сети, штатам и контингентам.

Бюджетные средства могут предоставляться в следующих формах финансирования: ассигнования различного рода (на содержание бюджетных учреждений; на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам; на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; и др.); трансферты населению и нижестоящим бюджетам; бюджетные кредиты юридическим лицам (в т.ч. налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки и т.п.); инвестиции; ссуды, дотации, субвенции, субсидии; средства на обслуживание долговых обязательств; кредиты иностранным государствам и др.

Российская система бюджетного финансирования в 90-е гг. претерпела существенные изменения по сравнению с системой бывшего СССР: значительно сокращены объемы бюджетного дотирования предприятий на основе совершенствования механизма дотирования - бюджетные средства стали выделяться под конкретные виды продукции и на строго определенное время; деятельность конкретных предприятий финансируется в рамках целевых программ; средства выделяются в пределах бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и установленных лимитов; введено бюджетное кредитование с использованием принципов платности и возвратности.

Порядок предоставления средств из бюджета зависит от организационно-правового статуса предприятия, организации, учреждения. Например, финансирование бюджетных учреждений производится в безвозвратном порядке в строгом соответствии с назначениями, предусмотренными в их годовых с поквартальной разбивкой сметах и в меру выполнения установленных им государственных (муниципальных) заданий. При этом учитываются изменения, вносимые в смету в установленном порядке, и соблюдаются все требования финансово-бюджетной дисциплины.

Бюджетное финансирование казенных предприятий (заводов, фабрик, хозяйств) производится в соответствии с планом-заказом и планом развития, согласованным с Министерством экономического развития и торговли России и Минфином России. Средства казенным предприятиям выделяются из бюджета на: выполнение государственных инвестиционных программ, НИОКР, содержание объектов социальной инфраструктуры; компенсацию убытков от выполнения плана-заказа; проведение конверсионных мероприятий и т.д. Неиспользованные бюджетные средства по истечении года казенные предприятия обязаны возвращать в бюджет.

По государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения и функционирующим на коммерческих началах, бюджетное финансирование частично может осуществляться на условиях платности и возвратности; на таких же условиях бюджетные средства предоставляются негосударственным коммерческим предприятиям, выигравшим конкурс инвестиционных проектов. Их расходы финансируются в пределах сумм, утвержденных по бюджету на соответствующий год.

На платной и возвратной основах финансируются специфические мероприятия, особо выделяемые в составе бюджетных расходов. К ним относятся: мероприятия по государственной поддержке завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненной к ним местности с ограниченными сроками завоза; расходы по формированию федерального продовольственного фонда; мероприятия, связанного с обеспечением агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга); расходы на пополнение фонда льготного кредитования; меры по оказанию краткосрочной финансовой поддержки предприятий, осуществляющих структурную перестройку производства или экспортирующих продукцию обрабатывающей промышленности и т.п. Заемщиками бюджетных средств выступают российские предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, за исключением предприятий с иностранными инвестициями, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. За несвоевременный возврат бюджетных средств и просрочку уплаты процентов взимается штраф в установленных размерах.

Бюджетное финансирование может распространяться и на негосударственные коммерческие организации, осуществляющие новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию своего производства. Однако им бюджетные средства на федеральном уровне выделяются только по решению Правительства РФ, принимаемому исходя из экономического обоснования, при наличии необходимой проектно-сметной документации и положительные экспертизы, и лишь при условии обеспечения участия России или увеличения доли ее собственности в уставных капиталах этих организаций. Такое участие и увеличение доли собственности государства достигается путем передачи в федеральную собственность по номинальной стоимости дополнительных пакетов акций (паев) на сумму предоставленных бюджетных средств.

Подобным же образом решаются вопросы с бюджетным финансированием негосударственных предприятий и на региональном, а также муниципальном уровнях с выделением средств из соответствующего бюджета. Методы бюджетного финансирования, отражающие расходование бюджетных средств, включают: списание денежных средств с единого счета бюджета в размере подтверждения бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц; зачет денежных средств (при условии наличия задолженности бюджетополучателя по неналоговым платежам в бюджет). Совершенствованию бюджетного финансирования в России будет способствовать переход к бюджетному субсидированию коммерческих предприятий по результатам конкурсной борьбы претендентов за субсидии и отбора наиболее эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств. Такой способ позволит России реально решить вопрос о возможности долевого участия государства и хозяйствующих субъектов в покрытии определенных видов расходов.

При перестройке бюджетного финансирования учитывается опыт, накопленный мировой практикой инвестирования ресурсов в обществ, производство (так, в Японии отдают предпочтение финансовой поддержке экономически сильных, а не слабых предприятий, которые благодаря бюджетным субсидиям получают возможность для значительного рывка вперед). Бюджетное финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, с другой - для достижения оптимальной структуры отраслей с учетом социальных приоритетов. При этом важно, чтобы в бюджете любого уровня размеры и сроки поступления денежных средств точно соответствовали требованиям бюджетного финансирования, чтобы не было задержек с финансированием из-за несвоевременного и неполного поступления средств в бюджет. Пустая казна, нарушающая бюджетное финансирование, - не только результат кризисного состояния экономики, но и свидетельство просчетов, допущенных в управлении государственными и муниципальными финансами, в т.ч. из-за несбалансированности бюджета и недостаточной обоснованности устанавливаемых лимитов финансирования, которые не должны превышать сумм реально поступающих доходов. При снижении поступлений бюджетных доходов или источников покрытия дефицита в процессе исполнения бюджета в бюджетном финансировании может предусматриваться режим сокращения расходов бюджета или режим блокировки расходов Механизмы бюджетного финансирования

Бюджетное финансирование осуществляется посредством перечисления денежных средств так называемым бюджетным учреждениям. Под бюджетным учреждением понимается публично-правовое юридическое лицо, созданное органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических либо иных функций некоммерческого характера, деятельность которого полностью или частично финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы.

Смета бюджетного учреждения является основным плановым документом для финансирования этого учреждения на основании соответствующей бюджетной росписи. Как простейшая форма финансового плана смета определяет объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Под сметно-бюджетным финансированием понимается одна из форм финансирования публичных нужд, представляющая собой финансовые отношения по предоставлению бюджетным учреждениям необходимых для их эффективного бесперебойного функционирования денежных средств соответствующих бюджетов на основе составленных в соответствии с бюджетной росписью финансовых смет.

Так же основным документом, на основе которого определяются необходимые объемы бюджетного финансирования и кредитования является расчетный баланс доходов и расходов. Баланс доходов и расходов состоит из 3 разделов и отражает в денежной форме доходы, расходы и финансовые результаты организации по основной, инвестиционной и финансовой деятельности, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета.

Бюджетное финансирование - это использование государственного денежного капитала (на безвозвратной основе), цели и порядки которого являются различными. Но основная сумма средств используется и распределяется при помощи финансирования. Как правило, его направлениями являются государственные объекты. Этот процесс осуществляется при помощи различных источников, среди которых находятся бюджетные и внебюджетные средства, а также возможности хозяйственных объединений и предприятий.

Бюджетное финансирование находится в особой группе, поскольку его источник является важным и неповторимым, ведь в его роли выступает бюджет.

Что касается принципов, на которых базируется этот процесс, среди них выделяют основные:

1. Безвозвратность.

2. Целевое использование капитала. Все дело в том, что каждая статья расходов имеет определенное назначение: заработная плата, стипендия, пенсии, текущие расходы и прочее.

3. Бюджетное финансирование, которое выполняется по мере выполнения работ или предоставления услуг. Суть принципа состоит в том, что средства выделяются не согласно годовому плану, а после выполнения определенного объема материала, а также согласно количественным и качественным показателям. Предварение его в жизнь проводится при помощи квартальных или месячных распределений расходов.

4. Координация соответственно финансовой дисциплины.

Заметим, что хозяйственные затраты в системе этого вида финансирования занимают особую позицию ввиду того, что главные социальные и производственные расходы обеспечиваются за счет использования собственных возможностей. Если возникает необходимость, для реализации этих целей привлекаются кредиты, взятые в коммерческих банках. Они используют бюджетное финансирование только в случае особой необходимости, которая установлена законодательством.

Что касается государственной бюджетной сферы, она также характеризуется определенными особенностями. Все направлены на решение проблем возникающих у членов общества.

Инвестиционная деятельность координируется государством и может иметь несколько направлений, одним из которых является бюджетное финансирование инвестиций. Его реализация проводится при помощи использования налогового инвестиционного или бюджетного кредита, а также Что касается бюджетной заметим, что он может предоставляться иностранному государству или юридическому лицу. Это проводится либо на безвозмездной, либо на возвратной основе. Данную ссуду предоставляют только тем субъектам, которые не имеют задолженности.

Следует рассмотреть еще такую форму, как сметно-бюджетное финансирование. Оно проводится на основе индивидуального финансового акта, который фиксирует основное полученных средств, а также их объем и поквартальное распределение.

Таким образом, проводится денежное обеспечение практически всей непроизводственной сферы (бюджетной). Что касается организаций, которые получают финансирование данным путем, они носят название бюджетных.

Бюджетное финансирование  это система предоставления денежных средств предприятиям, фирмам, акционерным обществам и организациям на реализацию мероприятий за счет бюджета.

Оно основывается на некоторых принципах и отличается своими особыми формами и методами предоставления средств. Эти принципы, формы и методы бюджетного финансирования формируют систему бюджетного финансирования.

К принципам относятся:

Достижение максимальной эффективности (она проявляется в успешном решении социально-экономических задач, росте доходов в бюджете обратного притока);

Четко целевой характер использования бюджетных средств;

Безвозвратность бюджетных средств (лишь косвенный возврат за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований);

Бесплатность бюджетных ассигнований (без процентов и т.д.);

Предоставление бюджетных средств по мере достижения производственно-экономических показателей.

В настоящее время сложились две формы бюджетного финансирования.

Первая  это финансирование по системе “нетто-бюджет”. Особенность ее состоит в том, что бюджетные средства выделяются на ограниченный круг затрат.

Вторая  финансирование по системе “брутто-бюджет”. Особенность ее в том, что бюджетные средства выделяются на все виды расходов (текущее содержание и капитальное расширение). Вторая форма применяется для бюджетных организаций. В системе бюджетного финансирования важную роль играют методы предоставления средств из бюджета. Бюджетными средствами обеспечиваются мероприятия, регулируются пропорции в распределении финансовых ресурсов.

Определенная часть бюджетных средств (до 10%) направляется на развитие отраслей народного хозяйства. Например, в 1998 г. на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, на охрану земельных, лесных и водных ресурсов было направлено около 10% бюджетных средств, в 1999 г.  6%. Кроме того, часть средств выделяется для целевых социальных программ и программ регионального развития. Например, программа «Молодежь России», Федеральная миграционная программа и др.

Значительную часть расходов по народному хозяйству составляет выплата различных видов дотаций и субвенций многим субъектам и отдельным городам.

В бюджетной практике используются две формы дотаций: 1) дотации на продукцию, которая реализуется по государственным регулируемым ценам; 2)дотации предприятиям для покрытия их убытков.

Первая форма используется для всех предприятий, производящих определенные виды продукции (в основном по выработке угля и продукции животноводства).

Вторая  для убыточных государственных предприятий и сельскохозяйственных предприятий.

Основная часть расходов по этой статье предназначена для предприятий агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и городского транспорта.

Нельзя не отметить, что, наряду с безвозмездным бюджетным финансированием, развивается кредитование предприятий выдачей бюджетных ссуд.

Бюджетные ссуды занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными средствами. Они возвратны, но проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже (10% годовых). Они выдаются по специальному распоряжению правительства РФ для целевых программ. С развитием рыночных отношений система бюджетного финансирования народного хозяйства должна быть изменена.

Это изменение обусловлено следующими обстоятельствами:

Сокращением государственной собственности;

Постепенным сокращением дотирования предприятий;

Уменьшением государственных производственных инвестиций за счет централизованных капвложений;

Отменой дотаций на возмещение разницы в ценах по многим видам товаров в связи с либерализацией цен;

Жесткой экономией расходов бюджетных средств.

Несмотря на тенденции сокращения бюджетных расходов на народное хозяйство, бюджетное финансирование затрат обязательно так как, во-первых, будет государственный сектор, во-вторых, для стабилизации экономики необходимы бюджетные субвенции, бюджетные кредиты, в-третьих, необходима поддержка сельского хозяйства, в-четвертых, расходы госбюджета регулируют отраслевую и региональную структуру производства и инвестиций.

По другим направлениям расходов (социально-культурные мероприятия, образование, оборона и др.) имеются свои методы финансирования. Например, по социально-культурным мероприятиям расходы определяются на основе сметного планирования по каждому виду с применением денежных норм (зарплата, пенсии, нормы расхода медикаментов).

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе центральных и местных (региональных) нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения (с учетом количества классов и других показателей). Расходы на образование включают затраты на текущее содержание (заработная плата, учебные и канцелярские расходы и др.), приобретение оборудования и приборов, капитальный ремонт и строительство новых зданий.

Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данному критерию текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования - системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.
Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:
1) получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой, - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
4) безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет;
5) бесплатность бюджетных ассигнований: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.
Способы и формы бюджетного финансирования. В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:
? финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
? финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигновании выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.
Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования:
1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
3) трансфертов населению;
4) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
5) дотаций, субвенций и субсидий нижестоящим бюджетам и государственным внебюджетным фондам;
6) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.
Важным элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления средств из бюджета. С их помощью, финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения других результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении финансовых ресурсов.
Расходы, производимые государством в сфере материального производства, жилищно-коммунальном хозяйстве, относятся к расходам на финансирование экономики страны.
Бюджетные средства предоставляются министерствам, ведомствам и предприятиям на затраты по расширению производства (капитальные вложения), на обеспечение простого воспроизводства (субсидии, дотации и трансферты), на операционные и прочие расходы.
Расходы на финансирование народного хозяйства планируются по министерствам, ведомствам и предприятиям и одновременно предусматриваются по целевому назначению.
Основная часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям народного хозяйства, к которым относятся топливная промышленность, энергетика, сельское хозяйство и транспорт.
С точки зрения целевого использования бюджетных средств наибольшее значение для развития экономики имеют расходы на финансирование капитальных вложений. Финансирование капитальных вложений - предоставление денежных средств на создание новых и расширение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. В связи с ограниченностью бюджетных ресурсов денежные средства выделяются на ограниченный круг инвестиций, включенных в целевые программы или осуществляемые по решению исполнительных органов власти.
Важным направлением- расходов на финансирование народного хозяйства является выплата различных субсидий, дотаций и субвенций юридическим лицам. Эта средства выделяются для покрытия различных текущих расходов и убытков государственных, муниципальных и частных предприятий. Основная часть этих расходов направляется в угольную промышленность, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт и другие отрасли народного хозяйства.
Расходы на социальные нужды связаны с выполнением государством социальных функций. Эти расходы подразделяются на следующие его основные группы:
1) образование;
2) культура, искусство и кинематография;
3) средства массовой информации;
4) здравоохранение и физическая культура;
5) социальная политика.
Расходы на социальные нужды определяются на основе принципов сметного тонирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы, и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основе расчетов - показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемые контингента (количество учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.п.) При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.
Бюджетные нормы. Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе использовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой. Расходы сметы бюджетных учреждений включают закрытый перечень затрат, в состав которых входят:
? оплата труда работников;
? взносы в государственные внебюджетные фонды;
? трансферты населению (пенсии, стипендии, пособия, компенсации и другие социальные выплаты, установленные законодательством);
? командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
? оплата товаров, работ и услуг.
Указанные расходы осуществляются по установленным нормам расходов, которые представляют собой выраженную в определенной сумме денежных средств меру удовлетворения конкретной потребности.
Применяются разнообразные виды денежных норм:
1) нормы, основанные на натуральных показателях использования материальных ценностей (нормы расходов на питание, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря, форменной одежды и т.д.). Такие нормы представляют собой денежное выражение материальных норм;
2) обобщенные индивидуальные выплаты - заработная плата, пенсии, стипендии, командировочные;
3) нормы, построенные опытно-статистическим способом на основе обобщения показателей расхода средств в прошлые периоды и с учетом бюджетных возможностей.
По степени сложности нормы подразделяются на простые (отдельный вид расхода) и комбинированные, или укрупненные, охватывающие совокупность видов расходов, образующих статью, несколько родственных статей или все расходы учреждения. В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социальной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и экономном использовании ресурсов.
Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах и т.п.
При планировании и финансировании расходов бюджетных учреждений на закупки товаров, работ и услуг учитывается, что все эти закупки на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов - договоров, заключенных органами государственной власти, местного самоуправления или бюджетными учреждениями с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренных бюджетом, размещенных, как правило, на конкурсной основе и включающих обязательное условие о выплате неустойки исполнителем при нарушении его условий.
Смета расходов является финансовым планом бюджетных учреждений. Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением средств, равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социальные нужды, который включается в состав бюджета на текущий год.
1. Часть расходов на социальные нужды финансируется из бюджета в ином порядке. Так, например, обеспечивается недостаток средств театрально-зрелищных предприятий и средств массовой информации. Услуги этих предприятий являются платными, но собственных доходов недостаточно для покрытия всех расходов. Разница между расходами и доходами предприятий подлежит возмещению из бюджета.
2. Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
3. Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, применяемой по расходам на социально-культурные потребности.
4. Расходы на национальную оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технической оснащенности армии и флота, необходимости повышения уровня жизни личного состава и проведения социально-культурных мероприятий в Вооруженных Силах; экономических возможностей страны.
Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.
Предусмотренная бюджетом группа расходов на национальную оборону включает в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны РФ. В их состав входят расходы на содержание армии и флота (выплата денежного довольствия военнослужащим, заработной платы рабочим и служащим, затраты на боевую и спортивную подготовку, хозяйственные расходы и т.д.); расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств - членов СНГ.
Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны РФ, которая затем включается в состав федерального бюджета. Особенность планирования расходов - в первую очередь определяется общим объемом расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством обороны централизованно (оплата вооружения, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).
Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных войск, органов безопасности финансируется по разделу «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства». Планирование и финансирование этих расходов осуществляются в сметном порядке.
Косвенные военные расходы в бюджете включают в основном выплаты пенсий и пособий ветеранам Вооруженных Сил и их семьям. Эти затраты финансируются по разделам «Социальная политика».
5. Расходы на управление включают следующие группы расходов:
? на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
? на содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности Федерального Собрания РФ, администрации Президента и Конституционного суда;
? на содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;
? на проведение выборов и референдумов. Включают все затраты на выборы народных депутатов, президента, народных судей и проведения референдумов; т прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.
Планирование и финансирование расходов на управление осуществляется так же, как и расходов на социальные нужды.
Бюджетный кредит. Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных кредитов.

Бюджетные кредиты занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны, в отличие от бюджетного финансирования эти кредиты выдаются с условием возвратности и возмездности, а с другой стороны, проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем по кредитам банков.

Бюджетные кредиты могут предоставляться как государственным и муниципальным предприятиям, так и частным юридическим лицам. В первом случае бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в бюджете. Во втором случае бюджетный кредит предоставляется на основании договора и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита могут быть только банковские гарантии, поручительство, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита являются проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органом и отсутствие просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам.
При утверждении бюджета на очередной год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления. Одновременно с этим устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по возможным субъектам-заемщикам.
Задачи в области расходов бюджета. В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам. Бюджетные расходы не решают насущные проблемы социальной политики государства, что связано с постоянным увеличением задолженности по выплатам населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что углубляет экономический кризис и уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.
Основные задачи в области расходов бюджета:
1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;
4) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;
5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
8) усиление контроля за использованием бюджетных средств;
9) ускоренное завершение перехода к казначейской системе финансирования расходов бюджета

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...