3 отрасли экономики и предприятия сингапура. Экономика Сингапура


В 1965 г., когда Сингапур только отделился от Малайской Федерации (Малайя, Сабах и Саравак), страна находилась в довольно плачевном состоянии - впору было впасть в отчаяние. После более чем ста лет жизни под неусыпным контролем Великобритании бывшей колонии нужно было начинать жизнь с чистого листа, самостоятельно обеспечивать себя средствами, что казалось поначалу совершенно невозможным: большая часть населения не имела должного образования. Да и минеральных ресурсов, экспорт которых обычно помогал развивавшимся странам встать на ноги, на территории Сингапура не было. Даже пресной воды и той не хватало. Перед страной стоял выбор лишь из двух путей: последовать примеру «банановых республик» и продолжать жить в колониальной зависимости от Европы при формальной автономности или же рискнуть и пойти по совершенно новому, еще никем не освоенному маршруту. Рискуя вступить в полосу экономических потрясений, правительство Сингапура выбрало второй вариант.
Главной проблемой, которую руководству государства предстояло решить в первую очередь, была нехватка кадров. Эту проблему начали решать с реформы системы образования. В 1960-1970-е гг. английский язык стал обязательным для изучения во всех школах и вузах, самые способные молодые люди получали гранты для обучения за рубежом, в лучших университетах мира. Поскольку стране не хватало сил вывести свои предприятия на мировой рынок и освоить тонкости самостоятельной внешней торговли, для работы в пределах Сингапура были приглашены транснациональные корпорации. Последние с энтузиазмом принимали приглашения, понимая и свою выгоду. Во-первых, для них открывались новые рынки, во-вторых, возможность использовать дешевую рабочую силу, в-третьих, появлялся шанс на внедрение прогрессивных технологий на новых производственных площадях.
Рынок Сингапура начал ориентироваться в первую очередь на сектор высоких технологий. Спустя всего три года после обретения независимости в стране, при поддержке США, стали появляться предприятия электронной промышленности (например, в 1968 г. свои двери открыли отделения National Semiconductor и Texas Instruments).
Шаг за шагом поднимаясь к успеху, Сингапур не упускал из виду тот бесспорный факт, что его экономика в значительной мере зависела тогда от конъюнктуры мирового рынка и от объемов экспорта. С самых первых лет проведения экономических реформ начал создаваться своеобразный резервный фонд, причем по объемам он порой превышал подобные накопления развитых государств - сумма могла достигать восьми миллиардов долларов.
Сингапур изменился, разумеется, не в одночасье, и даже не за одно десятилетие: преодоление наследия колониального периода и переход к более конкурентоспособной экономике продолжался в период 1965-1990 гг. Но результаты стоили многолетних трудов: сегодня Сингапур занимает прочное место в одном ряду с «восточноазиатскими тиграми», а значит, с одними из самых развитых экономик мира. Пережив стресс мирового финансового и экономического кризиса, в 2010 г. страна вновь начала набирать высокий темп экономического роста.
В XXI в. Сингапур наконец может считать себя полноправным и вполне конкурентоспособным игроком на мировом рынке - в конце прошлого столетия произошло окончательное укрепление позиций страны в результате долгой и кропотливой работы. Этот островной город-государство в Юго-Восточной Азии славится экономической системой, на редкость устойчивой к кризисам, хотя благополучие страны ощутимо зависит от мировой финансовой конъюнктуры и ситуации на рынке информационных технологий. Знаменит Сингапур и тем, что его правительству удалось полностью изжить коррупцию в административном аппарате. Страна стала практически уникальным примером того, что с коррумпированностью чиновников можно покончить раз и навсегда, было бы желание. Другая особенность экономики Сингапура состоит в том, что она находится под контролем государства. Примерно 60% ВВП обеспечивают государственные предприятия. Особенную роль «мотора» в жизни Сингапура играет Совет по экономическому развитию, в задачи которого входит обеспечение условий для дальнейшего совершенствования экономической системы в стране.
Буквально все в этой стране создано для того, чтобы люди могли работать в комфортных условиях. Тут помогает компактность города-государства Сингапур: по мере создания новых рабочих мест существовала возможность строить новые жилые районы в непосредственной близости от предприятий, не забывая об инфраструктуре «спальных районов».
Несмотря на то что роль государства пока что остается ведущей и практически непререкаемой в выборе дальнейшего курса развития, условия для предпринимательства в Сингапуре считаются одними из самых либеральных в мире. Система налогообложения здесь такова: вне зависимости от того, является ли компания сингапурской или она иностранная, налоговая ставка составляет 18%, а в 2010 г она была снижена до 17%. Существуют и определенные льготы: так, нерезидентным компаниям, получающим доходы из зарубежных источников и не переводящим средства в Сингапур, налоги платить и вовсе не нужно.
Эта страна в нынешнем контексте мировой экономики, даже на фоне финансового кризиса, осталась привлекательной для стран-инвесторов, в том числе и для США. Сложно поверить в это сразу, но факт остается фактом: на площади в 692,7 км 2 , которую занимает Сингапур, функционирует около 220 банков. В настоящее время отделений международных компаний, открытых на сингапурской территории, уже примерно пять тысяч. Хватает здесь и тех предприятий, которые в первую очередь работают на внутренний рынок сбыта Сингапура, но есть и такие, которые ориентируются исключительно на внешнюю торговлю. Более того, страна начала инвестировать в экономики соседних государств, создавая крупные совместные предприятия в Китае, Вьетнаме, Мьянме, Индии.
Таким образом, Сингапур убивает сразу двух зайцев: обеспечивает расширение рынка сбыта для продукции собственных предприятий и в то же время постепенно выводит сингапурские компании на уровень мирового сотрудничества.


Общая информация

Официальное название: .
Форма правления: парла ментская республика.
Столица:
Языки: английский, мандаринский китайский, малайский, тамильский.
Этнический состав: этнические китайцы - 76.8%, выходцы из Малайзии - 13.9%, выходцы из Индии - 7,9%. а также небольшие группы арабов, армян, тайцев, евреев и метисов (евроазиатов). Около 70% населения - люди в возрасте от 17 до 64 лет.
Религия: буддизм - 40%, христианство - 14% (католицизм и православие), ислам даосизм, конфуцианство, анимизм. Большинство мусульман - малайцы, но ислам исповедуют и другие народы.
Денежная единица: сингапурский доллар.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Чанги.

Цифры

Площадь: 692,7 км 2 .
Население: 4 987 600 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 7200,2 чел/км 2 .
Средняя продолжительность жизни: 78 лет.
Урбанизация: 100%.
Работающее население: 3 030 000 чел. (2009 г.).

Климат и погода

Тропический муссонный.
Средняя температура лета: +26.7ºС.
Средняя температура зимы: +27,7ºС.
Среднее количество осадков: 2343,1 мм.

Экономика

ВВП: 5243,2 млрд (2008 г.).
ВВП на душу населения: $52 200 (2009 г.).
Рост ВВП: 14.5% (2010 г.).
Для сравнения: 2009 г. - 1.3%. 2008 г. - 1.8%.
Бюджет: доходы - $21.29 млрд. расходы - $24.14 млрд (2009г.).
Основные статьи экспорта: высокотехнологичное оборудование, продукция химической промышленности (в том числе фармацевтической отрасли), автомобили, другие машины и оборудование, морепродукты.
Экспорт: $273,4 млрд (2009 г.).
Главные партнеры по экспорту: - 11.57%; Малайзия - 11,47%; Китай - 9,76%; Индонезия - 9,67%: США - 6.57%; Южная Корея - 4,65%; Япония - 4,56% (2009 г.).
Основные статьи импорта: машины и оборудование автомобили, потребительские товары, минеральное топливо, сырье для фармацевтических предприятий, продукты питания.
Импорт: $243,2 млрд (2009 г.).
Главные партнеры по импорту: США - 11,88%; Малайзия - 11.61%; Китай - 10.56%; Япония - 7,63%; Индонезия - 5,8%; Южная Корея - 5,72%; Тайвань - 5,22% (2009 г.).
Сфера услуг: банковское дело, туризм.
Важный узел транзитного морского судоходства .
Минерально-сырьевые ресурсы: нефть, газ, олово.
Промышленность: нефтеперерабатывающая, химическая (в том числе фармацевтическая), электроника, автомобилестроение, производство оборудования для добычи и переработки нефти, нефтяных платформ, каучука, пищевая промышленность.

Любопытные факты

    В 1624 г. Великобритания сделала Сингапур своей колонией с одной лишь целью - для проведения удобных торговых маршрутов.

    Один из «отцов» сингапурского «экономического чуда» - политик Ли Куан Ю (род. в 1923 г.). в 1959 г. ставший первым премьер-министром Республики Сингапур и сумевший завоевать авторитет во всем мире. Именно он встал во главе программы по модернизации экономики государства.

    Победа над коррупцией в Сингапуре была одержана благодаря целому комплексу мер; многие законы были заново сформулированы так, чтобы не оставалось ни малейших возможностей для вариантов их толкования, резко возросла зарплата государственных служащих, произошла тотальная замена судейских чиновников и контингента полиции, был создан независимый орган по устранению коррупции в высших эшелонах власти (под следствием оказались в том числе и близкие родственники Ли Куан Ю). Ряд министров, уличенных во взяточничестве, были приговорены к большим срокам заключения.

    В Сингапуре уровень преступности - один из самых низких в мире. Свод законов в целом - очень жесткий, за убийство с особой жестокостью и торговлю наркотиками полагается смертная казнь. Сурово караются также возбуждение национальной вражды и коррупция. Некоторые небольшие преступления наказываются избиением палками.

    Английский язык в Сингапуре имеет два разговорных варианта, «синглиш» и «манглиш». В первом случае это - англо-китайская языковая смесь, во втором - англомалайская.

    Набережная Клар-Ки в Сингапуре была названа так в честь Эндрю Кларка, второго британского губернатора Сингапура.
    В XIX в. она была застроена пакгаузами, которые со временем стали использоваться все меньше и меньше. И вот в 1990-х эти унылые места были превращены в свою прямую противоположность: здесь появились магазины и лавки ремесленников, плавучие рестораны и пабы. Отсюда начинаются и морские прогулки на катерах.

Всего каких-то несколько десятков лет назад, в середине XX века, Сингапур был слаборазвитой азиатской страной. И за небольшой период времени, в результате реформ и проведенной модернизации, властям страны удалось построить мощную рыночную экономику с одним из самых высоких в мире ВВП на душу населения. Экономика страны является одной из самых открытых и свободных от коррупции, а во всемирном рейтинге глобальной конкурентоспособности Сингапур занимает 2 место. Поэтому сегодня Сингапур причисляют к «восточноазиатским тиграм» за столь быстрый скачок экономики до уровня развитых стран.

Передовыми отраслями являются биотехнологии, фармацевтика, производство электроники, судостроение, сектор финансовых услуг и международный туризм. Крупнейшие предприятия страны — производитель электроники Flextronics, авиакомпания Singapore Airlines, транспортная компания Neptune Orient Lines, агропромышленная группа Wilmar International, холдинг Fairmont Raffles Hotels (владеет международной сетью отелей Swissotel).

В качестве национальной денежной единицы в стране используется сингапурский доллар (SGD, S$), состоящий из 100 центов. В обращении находятся банкноты достоинством 2, 5, 10, 50, 100, 1000 и 10000 долларов, так называемая «серия портретов». Также используются монеты номиналом 1, 5, 10, 20, 50 центов и 1 доллар. Эмиссионный центр — Денежно-кредитное управление Сингапура.

Высокотехнологичная промышленность

В Сингапуре нет никаких полезных ископаемых — страна импортирует абсолютно все природные ресурсы, даже воду. Однако это не мешает развитию экономики. Сингапур привлекает международных инвесторов низкими налоговыми ставками, благоприятным деловым климатом, высоким уровнем экономической свободы, образованным населением и квалифицированной рабочей силой.

Сингапур изготавливает и экспортирует продукцию электронной и электротехнической промышленности, потребительские товары, продукты переработки натурального каучука, нефтепродукты. Правительство Сингапура активно поощряет и развивает биотехнологическую отрасль. Ведущие мировые производители лекарств размещают в Сингапуре свои производственные мощности. Сингапур — это еще и один из трех крупнейших экспортных центров нефтепереработки в мире, кроме того, страна контролирует 70% мирового рынка самоподъемного бурового оборудования и плавучих установок для добычи, хранения и отгрузки нефти. На Сингапур приходится 20% мирового рынка ремонта кораблей.

Банковские и финансовые услуги

Сингапур — финансовый центр всей Юго-Восточной Азии. В стране действует более 100 банков, большинство из которых — это филиалы всех крупнейших финансовых институтов мира. Сингапур часто критикуют за вероятное размещение счетов, содержащих деньги сомнительного происхождения. Но это не мешает развитию банковского сектора страны и его теснейшим связям с мировой финансовой системой.

Транспортная система

Стратегически выгодное положение Сингапура на пересечении главных морских путей сделало его важнейшим портом в Юго-Восточной Азии, несмотря на очень маленькие размеры страны. По некоторым показателям сингапурский порт занимает ведущие места в мире — первое место по абсолютной величине тоннажа судов и второе место по товарообороту.

Все острова Сингапура связаны между собой скоростными многополосными автомобильными дорогами, железнодорожный транспорт включает в себя монорельсовую дорогу и метрополитен.

Международный является главным авиационным хабом в Юго-Восточной Азии, обслуживая свыше 36 млн пассажиров в год и перевозя свыше 1,9 млн тонн груза.

Туризм

Большое внимание в Сингапуре уделяется развитию туристического направления. Хотя, будучи крупным деловым центром, Сингапур часто служит местом бизнес-командировок и конференций, с каждым годом он становится все более привлекательным и для обычного туриста.

Правительство поощряет инвестиции в индустрию отдыха и развлечений, причем, строительство всех объектов осуществляется только по высшему разряду, многие достопримечательности Сингапура являются уникальными — самыми крупными и масштабными во всем мире.

На небольшой территории Сингапура разместились многочисленные природные парки, архитектурные композиции, культурные объекты, аттракционы и развлекательные центры. Туристическая инфраструктура — отели, магазины, общественный транспорт, рестораны и клубы — способна удовлетворить путешественника с любыми запросами: от самых дорогих до крайне бюджетных. Каждый день в разных частях Сингапура проходят платные и бесплатные представления и концерты.

В Сингапуре есть выделенные участки побережья для любителей пляжного отдыха, продуманная программа отдыха для туристов с детьми, зажигательные бары и танцполы для молодежи, а также музеи и галереи для ценителей культурных развлечений.

Гигантские деревья в саду Сингапура - не только знаменитая достопримечательность города. Они поглощают тепло, собирают дождевую воду, на вершине каждого из 18 сооружений расположены солнечные батареи, полученная энергия из которых используется для освещения сада.

В городе существует автоматическая система контроля санитарии с помощью продвинутой видеоаналитической системы и умных мусорных контейнеров, разработанных сингапурским институтом Temasek Polytechnic и ZWEEC Analytics.

Разумеется, Сингапур планирует неплохо заработать на экспорте своих идей и технологий и занимается этим уже сегодня. Одна из таких площадок для адаптации собственных изобретений - экогород Тяньцзинь в Китае. На очищенной от тяжелого химического загрязнения территории бывшей промзоны возводится экогород, который обещает стать примером нового городского планирования для китайских поселений, отличающихся высоким уровнем загрязнения окружающей среды. Сингапур инвестирует в проект пополам с Китаем. Город должен быть готов к середине 2020-х годов и станет домом для 350 тысяч жителей.

Еще один интересный пример высокотехнологических разработок Сингапура - умные обои . Чудеса современных технологий позволяют вживлять микрофоны, сенсоры и динамики в бумагу и через тянущиеся по всей плоскости, но невидимые глазу микросхемы интегрировать их с компьютером, который расположен в другой комнате или даже здании. Значит это ровно то, что голосовой набор на смартфоне - прошлый век, в завтрашнем дне люди будут разговаривать со стенами. И самое приятное, что те будут отвечать.

На основе собираемой в городе информации уже запущено более 100 инициатив. На портале госуслуг ecitizen доступны около 650 различных онлайн-сервисов. Общение со всеми муниципальными службами можно синхронизировать в один почтовый ящик через платформы Oneinbox . Все данные, удобно структурированные по направлениям, можно найти на информационном портале .

Сингапур ищет таланты

Сингапурское правительство инвестирует в исследования и активно поддерживает талантливых разработчиков в двух ведущих вузах страны - National University of Singapore и Nanyang Technological University. За последние 25 лет Сингапур вложил более $22 млрд в то, чтобы вывести проекты молодых ученых на стадию производства. Только с 2011 года эти инвестиции поддержали 400 стартапов и спровоцировали регистрацию 800 патентов. В этом году правительство вложило $13,8 млрд в новый пятилетний план поддержки исследований.

В марте 2016 года Info-communications Development Authority of Singapore запустил программу Smart Nation Fellowship. Она направлена на привлечение в Сингапур ученых, разработчиков и инженеров со всего мира на срок от трех месяцев - для того, чтобы работать в команде города и создавать приложения и технологии, которые способны улучшить жизнь людей и инфраструктуру города. Если есть опыт работы с IT и современными технологиями, на сайте проекта можно подать заявку.

Особую любовь Сингапур испытывает к стартапам. Страна позиционирует себя как живая лаборатория для тестирования новых идей. Привлечение IT-бизнеса идет как за счет лучших в мире бизнес-условий, так и удачного расположения в центре Юго-Восточной Азии - в радиусе пяти-шести часов перелета проживают 4,2 млрд человек. 95% территории Сингапура покрывает сеть высокоскоростного интернета (1 Гб/с). И это дает результаты: сегодня 40% всех стартапов Юго-Восточной Азии сидят в Сингапуре.

В 2011 году в промышленной зоне Ayer Rajah Industrial Estate здание «Блок 71» (Blk71) вместо запланированного сноса было реконструировано и превратилось в технологический хаб. Очень быстро он стал домом для 250 стартапов, инвесторов и бизнес-инкубаторов. The Economist назвал его «самой плотной бизнес-экосистемой в мире». В 2015 году к «Блоку 71» добавились еще два - «Блок 73» и «Блок 79», который получил название BASH (Build Amazing Startups Here). Вместе они способны разместить 500 стартапов.

Новая приватность

По закону Сингапура любое решение об использовании собранных Smart Nation данных не требует разрешения суда или мнения граждан. Считается, что государство лучше понимает, какую информацию должны предоставлять его жители. Например, с 2011 года абсолютно все дороги, даже проулки в Сингапуре находятся под постоянным видеонаблюдением. С одной стороны, это исключает безнаказанное нарушение ПДД, а с другой - никто не гарантирует, что личные карты маршрутов отдельных жителей не лягут кому-то на стол. Датчики на авто, кроме контроля трафика и удобной системы дорожных сборов, позволяют отслеживать все перемещения жителей города-государства. Широко известен случай, ставший уже почти анекдотом, когда человека, выбросившего из окна окурок, зафиксировали камеры видеонаблюдения и в итоге он заплатил штраф в $14 000. Такое ущемление конфиденциальности вряд ли можно назвать обратной стороной эффективных городских проектов Сингапура - скорее побочным эффектом. Обмен свобод на благосостояние и высокий уровень технологического и бизнес-развития - отдельный вопрос, но у абсолютного большинства жителей Сингапура ответ на него есть.

Несмотря на подобные ограничения, проект Smart Nation популярен среди населения - во многом из-за высокого доверия правительству. Жители готовы платить эту цену за улучшение качества жизни и мировое технологическое лидерство. В Сингапуре принимают однопартийную политическую систему и сильные ограничения свободы слова, которые жители расценивают как плату за рост благосостояния. Так, во Всемирном индексе свободы прессы 2016 года Сингапур занимает 154-е место. Россия обошла юго-восточное государство в этом списке и расположилась на 146-м месте.

Умные технологии - самое очевидное развитие городов в ближайшем будущем. Вне зависимости от того, нравятся эти решения или вызывают скепсис, внедряться в привычную нам городскую среду они будут, и с каждым годом все быстрее. Когда город будет знать практически все про своих жителей, приватность в ее сегодняшнем представлении исчезнет. Но как открытые профили соцсетей стали привычными для нас, так же, скорее всего, не будет смущать и то, что вся наша жизнь 24 часа в сутки будет записываться на видео, а стены - прислушиваться к разговорам. Жизнь сильно изменится оттого, что мы сблизимся с технологиями еще сильнее, а на глобальном рынке появятся гиганты-производители умных решений. Сегодня определяются города - лидеры по внедрению технологий в инфраструктуру, и, судя по всему, они будут значительно отличаться от своих собратьев уже в недалеком будущем.

Отправить другу

Сингапур - самое успешное и молодое суверенное государство Юго-Восточной . В 1959 г. Англия на основе подготовленной ею Конституции Сингапура предоставила этой своей колонии статус самоуправляющегося государства, которое, однако, оставалось в составе Британского Содружества Наций. Сингапур обрел некоторую независимость, в частности получил право формировать свое правительство. Пятого июня 1959 г. премьер-министром нового государства стал и оставался вплоть до 1990 г. лидер созданной в 1954 г. Партии народного действия (ПНД) Ли Куан Ю. В дальнейшем, уже на посту министра-ментора, он продолжал деятельно участвовать в подготовке и реализации долгосрочных проектов социально- экономического развития Сингапура.

Экономика Сингапура остается одной из самых открытых и по-прежнему зависит от иностранных инвестиций и мировой торговли. Как и другие страны Юго-Восточной Азии после обретения ими независимости, Сингапур сосредоточил внимание на постколониальной трансформации социально-экономической системы. Создав базовые экономические институты, страна относительно недолго проводила политику импортзамещения, затем перешла к практике «догоняющего развития» на основе широкого привлечения иностранного капитала и ориентации на внешние рынки.

Отличительная черта социально-экономической политики страны способность своевременно и адекватно отвечать на вызовы индустриальной и постиндустриальной эпохи, постоянно и гибко совершенствовать и традиционные и новосозданные институты, следовать принятой стратегии, при этом постоянно ее корректируя. Приоритетом в своей деятельности сингапурское правительство избрало «развитие человеческого фактора» как единственного ресурса, которым обладает это государство. Имеется в виду социальная составляющая внутренней политики: подъем образования и науки, здравоохранения, улучшение жилищных и материальных условий быта населения. Такая политика позволит обеспечить ускоренное развитие постиндустриальных секторов экономики, сохранить благоприятную динамику роста. Ожидаемый мультипликационный эффект от проводимого курса может проявиться в повышении адаптивности экономической системы в целом и накоплении ресурсов для дальнейшего прорыва в постиндустриальный мир.

В июне 1998 г. был дан старт движению «Сингапур - ХХI», которое включало как одну из своих целей реализацию «Промышленного плана ХХI», начавшегося в 1999 г. Выступая 6 августа 1998 г. с речью «Экономика Сингапура в ХХI веке», заместитель премьер-министра Тони Тан отметил, что данное движение является дальнейшим развитием Национального стратегического экономического плана. Он подчеркнул, что для эффективного перехода к экономике, базирующейся на знании, необходимо привить обществу культуру созидания, новаторское предпринимательство, стремление к переменам, умение рисковать и стойко переносить неудачи.

Установки плана предусматривали: ежегодно промышленность должна обеспечивать 25% ВВП, а услуги по обслуживанию экспорта 15%. Намечался ежегодный прирост 20 тыс. рабочих мест. Кроме того, ставились задачи, которые предстоит решить за десять лет в сферах образования, искусства, химии, коммуникаций, средств массовой информации, инжиниринга, здравоохранения, электроники и логистики. Например, чтобы скорее довести уровень образования до самых передовых показателей, предлагалось десяти всемирно известным высшим учебным заведениям, в том числе институтам Вартона, Джона Хопкинса, Карнеги, открыть свои отделения в Сингапуре. Была разработана Программа технологического предпринимательства, призванная стимулировать новейшие начинания в этой области. Сингапурцы получили возможность обучаться новым профессиям, им предоставлялось льготное финансирование и другие виды поддержки.

Для обеспечения реализации программы был создан Комитет технологического предпринимательства во главе с заместителем премьер-министра Тони Таном. В обязанности Комитета входило организовать научный центр типа Силиконовой долины, а также внести изменения в законодательство, касающееся регулирования технологического предпринимательства. Ставилась задача поощрять дальнейшее расширение рынка венчурного капитала, чтобы обеспечить финансирование проектов, основанных на высоких технологиях. Созданный для этого Венчурный фонд с капиталом в 1 млрд. долл. США был увеличен до 12 млрд. Таким образом, появился новый институт венчурного, т.е. связанного с повышенным риском, капитала, область операций которого - новые технологии, предложение нового продукта, современный маркетинг. Тем самым создавались необходимые связи между наукой и производством. Венчурные фирмы относились, как правило, к среднему бизнесу. Развитие этого вида предпринимательства, поддерживаемого государством,- показатель того, как усложнялась структура сингапурской экономики.

Успеху новых начинаний способствовали и правительственные ассигнования, возросшие с 757 млн. синг. долл. в 1991 до 3 млрд. синг. долл. в 2000 г. Только за два года возникло восемь научно-исследовательских институтов, пять исследовательских центров, а также 67 корпоративных научно-исследовательских и проектных центров, призванных ускорить внедрение новейшей автоматики, магнетики и микроэлектроники. Кроме того, многие ТНК открыли свои проектные и исследовательские организации. Предполагалось выделить для развития науки и технологии средства в размере 2% от ВВП. За последние три десятилетия результаты коммерческого освоения новейших достижений в сфере высоких технологий сказались не только в экономике, но и на всем обществе. Появившиеся в стране научные учреждения послужили основой сектора, ведущего разработки в области высоких технологий. В перспективе он поможет развитию нескольких современных отраслей, прежде всего электротехники, электроники, производству транспортного оборудования. Новейшие технологии успешно внедряются во все отрасли национального хозяйства. Кроме того, республике удалось добиться большого прогресса и в области подготовки собственных высокопрофессиональных кадров.

Описанные достижения видны по первым же результатам анализа «экономики знаний» в городе-государстве, в частности проведенного сотрудниками Министерства торговли и промышленности Сингапура под руководством доктора То Мунг Хенга и Адриана Чу. Количественные параметры роста «экономики знаний» в 1978- 2011 гг. были определены эконометрическими методами. Однако основные, проходившие в экономике процессы прослеживались и по другим показателям. В частности, воздействие факторов роста производства на котировку акций компаний, проводивших научные исследования с 1978 по 2011 г., изучалось с учетом годовой депрессиации. Как показали расчеты, на один дополнительный доллар, вложенный в НИОКР, отдача экономике составляла 20%. Исследования на микроэкономическом уровне выявили, что каждый доллар, затраченный отдельной фирмой на НИОКР, давал 14% прибыли.

Наиболее высокая окупаемость затрат прослеживалась в сфере информационно-коммуникационной технологии и «науке о жизни». Исследования показали также, что отдача от вложенных средств была большей у фирм, пользовавшихся правительственными грантами, чем у компаний, получивших средства для исследований и разработок из других источников. Исходя из этих показателей, сингапурское правительство предпочло развивать новые направления, не полагаясь на эффективное воздействие рынка, а создать для руководства ими определенные структуры. Вместе с тем у государственных и частных организаций существуют различные установки и цели в научно-исследовательской работе. Согласно оценкам, в государственных организациях на каждый миллион долларов, вложенный в НИОКР, получали 0,19 заявок на патенты, тогда как в частных фирмах - лишь 0,07. Это подтверждает, что деятельность государственных институтов более эффективна и реально содействует развитию НИОКР. Долгосрочные капиталовложения в НИОКР уже приносят сравнительно высокую прибыль в Сингапуре, а по мере дальнейших разработок отдача от новых технологий и в других отраслях, включая сферу услуг, будет все весомее.

Изучая модель «экономики знаний», действующую в Сингапуре, исследователи этой страны подробно проанализировали четыре фактора, взаимодействие которых определяет «основную движущую силу роста, создания богатства и занятости». Все показатели сопоставляются с данными по США, Канаде, Тайваню и Южной Корее. Это формирование нового знания, его доступность, его распространение и его применение. Во-первых, формирование нового знания зависит от того, насколько велики затраты на НИОКР по отношению к ВВП. Это позволяет оценить интенсивность проводимых научно-исследовательских работ. В Сингапуре доля расходов на НИОКР выросла с 0,86% ВВП в 1990 до 0,88% в 2010 г. В этом отношении Сингапур оказался примерно на уровне Тайваня и Канады, но все еще заметно отставал от США, Японии и Южной Кореи. Во-вторых, число научных работников, приходящихся на тысячу человек населения, показывает, насколько страна может обеспечить потребности НИОКР в кадрах. В 2010 г. в городе-государстве соответствующий показатель составлял 4,82 и был гораздо выше, чем в Южной Корее, Канаде и на Тайване. В-третьих, количество патентов, зарегистрированных в США на душу населения, отражает качество национальной инновационной системы и окупаемость науки.

В этом за последнее десятилетие ХХ века Сингапур добился впечатляющих результатов: в 1990 г. в США было зарегистрировано всего 25 сингапурских патентов, в 2010 г. их было уже 294. И все же по этому показателю Сингапур занимал последнее место в ряду сравниваемых стран: в 2010 г. он зарегистрировал 74 патента на миллион жителей, тогда как Канада - 131, Тайвань - 294, а США почти 350. В-четвертых, политика, направленная на привлечение ТНК, исходит из целесообразности получения готовой новейшей технологии, и на импорт ее выделяются немалые средства. В 1995 г. на эти цели было потрачено 3,3 млрд., а в 2010 - 7,7 млрд. синг. долл., т.е. 3,3% стоимости всего импорта. Это почти втрое больше среднего показателя для стран ОЭСР, который составлял 1,2%.

В начале ХХI века в экономике Сингапура оперировало около 7 тысяч многонациональных корпораций. Около половины из них использовали Сингапур как свою базу в ЮВА, а от 800 до 900 компаний производили продукцию на мировой рынок. По опубликованным данным ЮНКТАД, в 2010 г. семь сотен ТНК в совокупности направили на НИОКР за пределами стран своего базирования 310 млрд. долл. США. Это говорит о весьма благоприятной для Сингапура, а также для Малайзии и Таиланда ситуации: им открыт доступ к инновациям. В частности, в списке стран, принимающих заказы на НИОКР, Сингапур разделял девятое место с Италией. Таким образом, в начале ХХI века Сингапур был активно вовлечен в глобальный процесс интернационализации НИОКР. При этом в наибольшем выигрыше были несколько отраслей: электронная, электротехническая, фармацевтическая промышленность и производство средств информатики.

Согласно прогнозу экспертов ЮНКТАД среди заказчиков НИОКР, вероятно, будут и три страны ЮВА - Сингапур, Малайзия и Таиланд. Согласно ЮНКТАД, то, что ТНК наращивают капиталовложения в странах Азии, начиная с Индии и Китая и кончая государствами ЮВА, характерно для новой стадии глобализации экономики. Подчеркивается, что для ТНК эти страны не только источники дешевой рабочей силы, но и так называемые полисы роста, места концентрации квалифицированного персонала и новой технологии. От того, насколько востребованы наукоемкие услуги в бизнесе, зависят его взаимосвязи с глобальными источниками инноваций. Затраты Сингапура на такие услуги за 10 лет возросли вчетверо - с 1,1 млрд. синг. долл. в 1990 г. до 4,7 млрд. в 2010-м.

Свое присутствие в экономике Сингапура расширили известные компании, предоставляющие новейшие научные и технологические услуги. Таковые все больше востребованы сингапурскими фирмами, и это способствует распространению глобальной практики инноваций в различных сферах экономики Синганура. Успешно создается здесь инфраструктура информационной и коммуникационной технологии - ИКТ. Однако в этой области Сингапур еще не достиг показателей развитых стран. В некоторой степени это сказывается на конкурентоспособности сингапурских товаров, поскольку их цены менее эластичны.

В частности, после того как в 2000 г. передовые страны облегчили доступ частного капитала в сферу производства телекоммуникационных систем, цены на соответствующую продукцию в Сингапуре все еще были выше мировых. Тем не менее, по ежегодно публикуемым данным о рейтинге предпринимателей и предпринимательства стран мира, в 2010 г. Сингапур занимал пятое место после США, Канады, Тайваня, Южной Кореи, но опережал Японию. О том, насколько интенсивно государство развивает новейшие системы информации и связи, свидетельствует доля затрат на эти цели в ВВП. По данным 2010 г., она составляла в Сингапуре 8,8%, в Японии - 8%, а в США 7,9%.

К началу ХХI века Сингапур обладал одной из лучших в мире инфраструктур ИКТ. Распространению «всемирной паутины» в городе-государстве содействовал образованный в 1981 г. Национальный компьютерный совет. Было ускорено внедрение новейших технологических средств и появление пула профессионалов в области информатики. Сотрудники и высшие служащие составляли в 2010 г. 36% всех занятых. Эти оценки даны на основе критериев МОТ, которые относят к научным работникам не только ученых, но и других лиц умственного труда - менеджеров, старших государственных чиновников, высокопрофессиональных служащих в разных областях.

Эффективность сингапурской «экономики знаний» определяется величиной стоимости, созданной в отраслях, где достижения науки получили широкое применение. С 1983 по 2010 г. эти отрасли давали 53% ВВП, а в 2011 г. их доля достигла 56%. Стоимость, созданная в аналогичных отраслях других стран, была меньше: она равнялась половине ВВП в США, Австралии и в большинстве членов Европейского Союза. Благодаря модернизации образования повысилась квалификация большей части занятых и, соответственно, производительность труда: в среднем за год на 4,5%. А в тот же отрезок времени среднегодовое увеличение зарплаты составило 6,1%. С начала 90-х годов обращалось внимание не только на повышение производительности труда, но и на качество выпускаемой продукции. В 1994 г. Государственный совет по производительности труда и контролю за качеством установил основные критерии добротности продукции. Тогда же была учреждена награда за качество по примеру аналогичной американской награды за качество, введенной Малькомом Балдриджом. Эта сингапурская премия присуждалась компании, которая отличилась самыми высокими показателями производительности труда, качества продукции и услуг, образцовой постановкой информации и менеджмента, успешной работой с кадрами и рациональным планированием.

Стремясь к совершенствованию технологической базы промышленности, Сингапур сосредоточил внимание на развитии нескольких отраслей. Например, за последние два десятилетия доля электронной промышленности в добавленной стоимости увеличилась с 18% в 1993 до 48% в 2010г. Однако в начале ХХI века на мировом рынке появились симптомы падения спроса на электронику, и Экономический комитет по пересмотру политики развития обрабатывающей промышленности рекомендовал переключиться на новые направления, в частности на нанотехнологии, системы производства альтернативного топлива, перформаторных материалов, которые дают более высокую добавленную стоимость, но при условии использования новейших знаний. Именно поэтому Комитет рекомендовал расширять сферу услуг в области образования, финансов, развивать туризм, торговлю и обслуживание логистики, а также профессиональные услуги. В 2010 г. сектор услуг давал 23,6% ВВП. Предположительно среднегодовые темпы прироста этого сектора - с 7,3 до 8,7%, и к 2012 г. он будет приносить около 31,8% ВВП.

С начала 90-х годов Сингапур взял курс на формирование собственной научно-исследовательской базы. Научно-техническая революция дала возможность производить новый и более дешевый продукт. В то же время она вызвала и «эффект сети», т. е. передачу новых достижений в другие отрасли. Возникали и осложнения. Прогресс в современной «экономике знаний» столь динамичен, что новые технологии сжимают до предела цикл и происходит все большее обесценение человеческого капитала.

Совет развития торговли, учрежденный в 1983 г., активно заботился о расширении внешнеэкономических связей страны. Особенно поддерживались частные компании, содействие им оказывалось через представительства в странах, которые традиционно были для Сингапура торговыми партнерами, и в государствах, которые стали для него новыми рынками. Система поддержки экспорта и экспортеров включала страхование. При содействии Совета упрощены процедуры вывоза и ввоза товаров через границу. Благодаря введению единой декларации на грузы ее оформление требует лишь 15 минут.

Официальный девиз правительства «превратить Сингапур в ворота стран АТР» предполагал определенные условия для его воплощения, прежде всего расширение товарной номенклатуры экспорта. От торговли товарами и услугами Сингапур неуклонно переходил к вывозу знаний, и сфера предлагаемых им услуг расширялась. Новым видом такой деятельности стал, например, финансовый арбитраж. Экономика Сингапура сумела выстоять в годы великого азиатского финансового кризиса, однако новая волна трудностей для национального хозяйства накатилась на берега острова с американского континента, обнажив ахиллесову пяту сингапурской экономики, а именно ее чрезмерную зависимость от внешней торговли и мировой конъюнктуры. Стагнация американской экономики и сужение рынка важнейшего торгового партнера Сингапура крайне негативно сказались прежде всего на промышленности города-государства.

Сингапурские экономисты умеют быстро реагировать на меняющиеся условия и корректировать общую стратегию и экономическую политику. Они отчетливо видят, когда модель хозяйствования, казалось бы, все еще исправно работающая, исчерпала свои возможности интенсивно функционировать. Такую гибкость, более или менее успешно, правительство Сингапура проявляло почти после каждого кризиса, сотрясавшего экономику мира в последние десятилетия, и это позволяло стране преодолевать трудности примерно в течение одного-двух лет.

Под давлением сложившейся ситуации Экономический комитет решил сократить число «стратегий», признаваемых ключевыми в 2000-2010 гг. Таковых было восемь: первой стояла программа расширения и модернизации производства и сферы услуг секторов, которым отводилась роль локомотива экономического роста. Затем следовала стратегия формирования «внешнего крыла» экономики, которая осуществлялась по программе регионального инвестирования. Отдельная стратегия предусматривала поддержку фирм, способных стать вровень с мировыми компаниями и не уступать им в конкурентоспособности.

Наряду с этим действовала стратегия поддержки малого и среднего бизнеса. Четыре остальные стратегии конкретизировали задачу построения экономики и общества на базе науки и знаний. В августе 2001 г. премьер-министр Го Чок Тонг обнародовал «Новую экономическую стратегию». За образец было принято развитие Соединенных Штатов Америки, признанное более динамичным и рациональным, чем опыт европейских стран и Японии. В частности, сингапурские экономисты высоко оценили эффективность американских общегосударственных учреждений, прежде всего Федеральной резервной системы. Достойным подражания было признано также и то, что в США государство поддерживает все формы бизнеса, особенно новые. Импонировали сингапурским экономистам и американские предпринимательские традиции, прежде всего поощрение готовности к риску и неосуждение неудач то, что способствует развитию бизнеса и усилению его динамичности. Кроме того, как сочли в Сингапуре, внимания заслуживает и гибкость американского рынка труда.

«Новая экономическая стратегия» свела основное содержание макроэкономической политики правительства к пяти направлениям. Теперь в первую очередь предусматривалось обеспечить для сингапурских товаров новые рынки сбыта в радиусе семичасового перелета, а также заключить соглашения с ближайшими соседями о создании зон свободной торговли на двусторонней основе. Второй задачей объявлялась поддержка предпринимательства и превращение сингапурских компаний при содействии правительства, прежде всего в лице Совета по развитию торговли, в компании международного уровня. На тот же Совет возлагалась и третья задача дальнейшее развитие «внешнего крыла» экономики.

Экспансия сингапурского капитала в регионе активизировалась, когда были одобрены заявки на сооружение 74 проектов в Индонезии на общую сумму свыше 1 млрд. долл. США. Две сингапурские компании получили разрешение на сооружение на о. Батам верфи и сталелитейного завода проектной производительностью 2 тыс. т стали в год. В последние годы Сингапур занимает первое место среди 47 стран, осуществлявших капиталовложения в Индонезии. О расширении зарубежной экономической деятельности свидетельствует динамика роста учрежденных за рубежом сингапурских компаний, число которых в 2011 г. составляло 9623. Прямые сингапурские инвестиции в других странах превысили 156 млрд. долл. США. Поступления в Сингапур от зарубежной деятельности оценивались в 26 млрд. долл. в 2011 г.

Правительство объявляло, что при реструктуризации экономики следует изыскивать новые возможности совершенствования производства на основе достижений науки и информационной технологии, развития новаторства и готовности идти на оправданные риски. Эти установки подкреплялись финансовыми ресурсами. Например, для увеличения численности занятых и повышения их квалификации выделялись специальные фонды. На нужды образования в Сингапуре отводится 4,5 - 5% ВВП. В стране создаются заманчивые условия для привлечения высококвалифицированных и перспективных специалистов и ученых из других стран.

Совет экономического развития Сингапура разработал проект «Промышленность ХХI века», рассчитанный на десять лет. Его основная цель - наладить работу всех секторов производства и услуг в соответствии с требованиями нового века и превратить Сингапур в глобальный центр наукоемкой промышленности. Удельный вес таковой предусмотрен примерно в 40% ВВП. В наукоемком производстве должно быть занято 20-25 тыс. человек, при этом две трети из них будут высококвалифицированными рабочими или работниками умственного труда.

Другой предложенный Советом проект «Технологическое предпринимательство в ХХI веке». Эти документы положили начало развитию в Сингапуре «науки о жизни» (понятие подразумевает новейшие научные отрасли, связанные с производством новых медикаментов, медицинской аппаратуры, а также агробиопродукции и пищевых добавок). В научно-исследовательской работе, а также в клинических испытаниях нового продукта принимают участие иностранные компании мирового класса. В 2011 г. ожидался выпуск новой продукции на 12 млрд. долл. США. Завершено строительство биомедицинского центра (Биополис), в котором занято до 2 тыс. ученых и специалистов. Он призван стать частью создающегося нового научного центра в районе Буэна Виста. Среди компаний, оперирующих в новейших отраслях, лидирует Информационно-телекоммуникационная корпорация, в ведении которой находятся около 40 промышленных и специализированных парков. Кроме них, создаются также различные кластеры, в том числе Издательский центр, где под одной крышей разместятся все звенья современного производства печатной продукции от редакций до типографии.

Реализация стратегии превращения Сингапура в мировой центр передовых технологий была возложена на Совет развития торговли и Совет экономического развития. Последний ответственен за консолидацию промышленной базы экономики на основе концепции объединения предприятий в группы; предоставления большей свободы действий частным компаниям, особенно венчурным. Государство помогает бизнесу, реализуя «концепцию рассредоточения», т.е. размещения предприятий в различных промышленных районах для привлечения новых технологий и освоения новых сфер предпринимательства. Кроме того, правительство намерено стимулировать инвесторов, учреждая новые структуры, в том числе венчурный капитал, формируя более совершенную инфраструктуру и принимая законы о защите интеллектуальной собственности. Министерский комитет должен содействовать созданию «экосистемы предпринимательства», т.е. заботиться о сочетании интересов местных и иностранных компаний, имеющих глобальные амбиции.

В наступившее сложное время на первом плане новых реалий оказывается интеллектуальный капитал. В Сингапуре считают, что нельзя допускать выезд своих ученых и специалистов для работы за границей, и, напротив, необходимо всемерно привлекать талантливых работников науки из других стран. При всех отмеченных выше изменениях в стратегии экономического развития Сингапура, главная роль в ней по-прежнему отводится промышленности, доля которой в ВВП должна составлять 25%, а в занятости - около 20%. Для этого, как заявило правительство, ежегодные инвестиции в эту сферу экономики не могут быть менее 8 млрд. долл. США.

Правительство разработало также стратегический план развития технологического потенциала частных местных и государственных компаний. Особая роль отводится группе «Сингапурские технологии», которая оперирует в таких передовых отраслях, как авиакосмическая промышленность, производство электронных интеграционных систем, полупроводников и программного обеспечения. Сингапур, согласно установке Совета по экономическому развитию, должен стать центром электронной промышленности мирового класса и лидером в области производственных решений, управления современного производства. К 2012 г. в этой отрасли намечена реализация 150 новых проектов, что позволит выпустить продукцию на 150 млрд. долл. США.

Предполагается также превратить Сингапур в центр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности мирового класса. К 2012 г. этого рода продукции должно быть произведено на 75 млрд. долл. США. Утроение производства метилена обеспечит нефтехимическую промышленность исходным сырьем, что позволит резко наращивать добавленную стоимость, создаваемую в отрасли. Сингапур вовремя учел резко растущий спрос на сложное современное оборудование, необходимое для добычи нефти на морском шельфе. Во многом именно благодаря доходам от экспорта морских платформ и бурильных установок город-государство сумел выдержать спад спроса на мировом рынке на продукцию электротехнической и электронной отраслей, наблюдавшийся на мировом рынке в начале ХХI века.

Сингапур намерен постоянно находиться в гуще глобальных научных идей, перемещения капиталов, ноу-хау в области ресурсов, технологии и рынков. Правительство стремится к тому, чтобы и в дальнейшем действующие в самых разных сферах ТНК открывали на его территории свои головные офисы. Благодаря этому они могут управлять своими подразделениями и в ЮВА, и во всем мире. Их деятельность дает дополнительные преимущества сингапурскому деловому миру, особенно его финансовым учреждениям, способствует поддержанию деловых контактов предпринимателей.

После мирового кризиса Сингапур, по утверждению Дж. Йео, стал в Юго-Восточной Азии первопроходцем изыскания новых форм сотрудничества, новой внешнеэкономической стратегии. Все шире практиковали двусторонние соглашения о свободной торговле, а они стимулировали дальнейшую либерализацию экономических связей, снижение тарифных барьеров и, в конечном счете, формирование международной торговой системы. В частности, подписанный двусторонний договор с Японией предусматривает беспошлинный ввоз обеими странами 98,5% товаров и, кроме того, по словам Го Чок Тонга, создает условия для сотрудничества двух стран в нескольких важных областях науки и техники, финансов, туризма, а также в деле подготовки специалистов. В 2003 г. Сингапур заключил соглашение с Соединенными Штатами Америки о свободной торговле. Важной частью новой стратегии стало создание зон свободной торговли со странами АТР, в том числе с Новой Зеландией, США, Японией, Канадой, Австралией и др. Правительство Сингапура заявляло, что оно, вопреки недовольству некоторых членов АСЕАН, намерено развивать торгово-экономические отношения со многими другими странами более интенсивно, чем с государствами ассоциации, и что Сингапур не будет пытаться замедлить процесс своей интеграции в глобальную экономику, ожидая отстающих партнеров по АСЕАН.

Еще одной новой тенденцией во внешнеэкономической политике Сингапура стало значительное увеличение торговли с Россией. Значительные изменения претерпела структура торговли. Главными статьями российского экспорта являются нефтепродукты (66%), цветные металлы и изделия из них (21%), подшипники, детали к буровому оборудованию и другие товары 10%. Появились и такие российские товары, как электронные компоненты и интегральные схемы. В структуре российского импорта превалируют машины, транспортные средства, бытовая электроника. Части и комплектующие к вычислительной технике (75,8%), остальная треть товаров продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Сингапурские предприниматели проявляют интерес к инвестированию в экономику России. Накопленные инвестиции составили 77,8 млн. долл. США, при этом 40% из них были вложены в лесное хозяйство, 24% - в операции с недвижимостью, 14% - в обрабатывающую промышленность, 12% - в рыболовство, 8% - в оптовую торговлю. Российские инвестиции в объеме 2,6 млн. долл. США направлены в основном в химическую промышленность.

Анализ факторов, способствовавших динамичному развитию Сингапура.

Политическая воля — фактор прогресса
Ключевым фактором успеха Сингапура, безусловно, стало руководство выдающегося лидера XX века — Ли Куан Ю, премьер-министра республики в 1959-1990 гг., его видение пути развития страны и приверженность поставленным задачам. Для решения социальных и экономических проблем острова-государства — низкого уровня жизни и быстро растущей безработицы — правительство Сингапура сформулировало комплексную долгосрочную программу экономического развития, а затем мобилизовало все институциональные и финансовые ресурсы, не забыв про общественный консенсус, необходимый для эффективной реализации реформ.
Данная политика была основана на признании правительством трех экономических фактов. Во-первых, Сингапуру недостаточно быть перевалочной торговой базой, каким он был на момент получения независимости. Необходим план индустриализации, который стимулировал бы развитие частного сектора. Во-вторых, индустриализация требовала иностранных инвестиций, для привлечения которых правительство должно было создать надежную транспортную инфраструктуру (порт и аэропорт), а также систему промышленных и производственных зон, отвечающую потребностям современных международных компаний. В-третьих, требовались значительные бюджетные инвестиции для финансирования инфраструктуры.
Во многих отношениях правительство Сингапура действовало как предприниматель: оценивало возможности и брало на себя риски, связанные с инфраструктурными проектами. Вместо того чтобы финансировать строительство инфраструктуры через бюджетный дефицит, представители власти установили принцип самоокупаемости проектов и повсеместно внедрили принцип проектного финансирования. Члены правительства понимали, что не могут положиться на налоговые поступления и продажу непрофильных активов, необходимо было капитализировать имеющиеся и создавать новые активы, способные генерировать финансовые потоки и окупить вложения. В случае Сингапура инвестиции в развитие инфраструктуры окупились сторицей.
Такое видение и долгосрочная стратегия развития позволили Сингапуру построить одну из лучших инфраструктур в мире. Порт и аэропорт последовательно входят в число лучших в мире, а Сингапур сегодня экспортирует свой опыт в разработке и управлении промышленными территориями и кластерами в другие страны.

Стратегическое планирование и механизм реализации
Правительство Сингапура руководствовалось двумя основными документами стратегического планирования: Winsemius Report (Доклад Винсемиуса) определял цель Сингапура — индустриализацию; The State of Singapore Development plan, 1961-64 (Программа развития Сингапура), определила развитие инфраструктуры ключевым элементом индустриализации. Для этого правительство ввело новые механизмы финансирования инфраструктурных проектов и наделило финансовой автономией уполномоченные государственные комитеты, созданные с целью развития инфраструктуры и привлечения инвестиций. Таким образом, для реализации Программы развития правительство Сингапура:
. создало уполномоченные комитеты в соответствующих министерствах, наделило комитеты автономией принятия финансовых и политических решений для реализации и управления инфраструктурными проектами;
. создало государственный комитет экономического развития (EDB) для привлечения иностранных инвестиций;
. реализовало несколько проектов современных промышленных зон и кластеров, наиболее известными из которых являются Jurong Island и One North;
. постановило, что государственные комитеты могут взимать плату за оказываемые услуги, что позволит им генерировать операционные доходы и самим финансировать свои расходы;
. ввело обязательные сбережения для работников и работодателей, процент от которых правительство первоначально использовало для финансирования строительства жилья и инфраструктуры;
. стимулировало формирование и рост внутренних сбережений в стране путем разделения потоков государственного и частного капиталов, направляя государственные инвестиции в проекты предоставления услуг населению, а частные — в наиболее прибыльные виды деятельности.



Толчок к индустриализации
Winsemius Report был назван в честь лидера рабочей группы Организации Объединенных Наций, которая посетила Сингапур в 1960 и 1961 годах для оценки его возможностей. В это время главной проблемой экономики был низкий уровень производства, доля которого составляла всего 14% от ВВП. Из 471000 экономически активных людей только 61000 была занята в производстве. Winsemius Report подтверждал выводы правительства Сингапура о том, что быстрая индустриализация будет иметь решающее значение для обеспечения рабочими местами населения и экономического развития государства.
В докладе также указывалось, что Сингапуру будет необходимо обеспечить 214000 новых рабочих мест в период между 1960 и 1970 годами, из которых 78000 должны быть рабочими местами в экспортных отраслях. Winsemius Report предложил промышленную программу на 10 лет, в которую были включены рекомендации по развитию внутреннего рынка, торговой политики, трудовых отношений, осуществлению капитальных вложений, развитию отечественных производственных возможностей и продвижению внешнего сотрудничества, а также роли профсоюзов, предпринимателей и правительства в программе. Winsemius Report также поддержал два важнейших элемента реализации программы: создание комитета экономического развития (ЕDB, Economic Development Board) и далее Городской корпорации Джуронга (JTC, Jurong Township Corporation) в качестве ответственного учреждения за реализацию программы индустриализации и создания промышленных зон. В дальнейшем эти промышленные зоны с подготовленными площадками для размещения производств, хорошей транспортной доступностью, подведенными коммуникациями и развитой социальной инфраструктурой стали ключевым элементом «экономического чуда» Сингапура.

Принципы самофинансирования инфраструктуры
Государственный план развития Сингапура рекомендовал правительству ускорить индустриализацию, значительно улучшая и расширяя инфраструктуру страны. В случае если требовалось улучшение социальных услуг, План развития просто призывал не допускать ухудшения качества услуг, а выделенные средства направлять на развитие инфраструктуры. Более половины средств, предусмотренных планом, было выделено комитету экономического развития (EDB) на создание промышленных кластеров и модернизацию ЖКХ.
Государственный план также определял четыре источника финансирования инфраструктуры: внутренние кредиты, операционные доходы, иностранные гранты (небольшое количество) и трансферты из государственного бюджета в Фонд развития (Development Fund). Важным условием положений по финансированию инфраструктуры было привлечение почти половины всех средств на внутреннем рынке в виде кредитов, а для отдельных секторов (электричество, вода, газ, телекоммуникации и портовая инфраструктура) — введение требований по самофинансированию проектов. Данные положения по внутреннему финансированию и самофинансированию проектов строительства инфраструктуры сыграли важную роль в экономическом развитии Сингапура, в конце концов покрыв более половины всех расходов программы развития.
План развития Сингапура устанавливал, что правительство целиком и полностью не должно полагаться на внешние источники финансирования в течение длительного периода времени. В связи с этим правительство финансировало инфраструктуру за счет внутренних источников — доходов и займов, избегая субсидирования промышленной инфраструктуры (за исключением социальных объектов образования, здравоохранения, общественного транспорта). Два ключевых фактора позволили стране реализовать комплексную программу инфраструктурного развития за счет внутренних источников. Первый — это строгая политика правительства и эффективное управление бюджетными средствами. Принципы проектного финансирования и окупаемости проектов были спущены на уровень государственных комитетов, в бюджеты которых, в свою очередь, поступали операционные доходы. Второй — правительство обязало работников и работодателей формировать сбережения, процент от которых направлять в Центральный резервный фонд (Central Providence Fund).

Роль институтов развития
Эффективность государственного управления — это половина успеха Сингапура. Важным шагом явилось делегирование ответственности за проектирование, строительство и управление инфраструктурой квазигосударственным структурам — комитетам, агентствам, корпорациям — под общим руководством профильных министерств. Правительство предоставило значительную автономию этим структурам в установлении финансовой и кадровой политики, в том числе и в формировании собственного бюджета. Наряду с этой автономией была передана и ответственность за конечный результат деятельности. Эффективное управление государственными структурами позволило сформировать операционные прибыли и направить их на финансирование части капитальных расходов. Наиболее важным организационным шагом правительства явилось создание комитета EDB, а позже корпорации JTC, для реализации программы индустриализации. В то время как EDB отвечало за привлечение иностранных инвестиций и предоставление государственной поддержки на этапе планирования производства, JTC координировала строительство и создание инфраструктуры промышленных территорий, отвечающей всем требованиям потенциальных резидентов. Центральное место в Программе развития Сингапура занимало развитие промышленных территорий, порта и аэропорта. Правительство разрабатывало промышленные территории как площадки для привлечения иностранных капиталов и видело в них точки роста экономики страны. JTC была создана с целью девелопмента и управления промышленными территориями, и на сегодняшний день — 50 лет спустя — промышленные территории под управлением JTC формируют значительную часть бюджета Сингапура.

Промышленные территории — двигатель экономического развития страны
Winsemius Report и Государственный план развития Сингапура сформировали видение правительства о том, что современная промышленная инфраструктура необходима для привлечения частного капитала, в том числе — иностранных инвестиций в производственный сектор Сингапура. Ключом стремительного развития промышленности явилось создание современной промышленной инфраструктуры и обеспечение ее транспортной доступностью. Вначале JTC сгруппировала отрасли в соответствии с их инфраструктурными и ресурсными (в том числе и кадровыми) потребностями. Затем правительство страны осуществило программы поддержки производителей, подготавливая специализированные помещения (built-to-suit premises), площадки, обеспечивая транспортную доступность и близость проживания сотрудников.
Наиболее крупный кластер сформировался в районе Джуронг (Jurong). JTC быстро осуществила подготовку территории путем приобретения земли и переселения жителей, а также создала новую социальную инфраструктуру для будущих работников кластера и их семей. Jurong стал успешным примером, побудившим правительство Сингапура передать управление промышленными зонами корпорации JTC. Более того, JTC ежегодно приносила прибыль, которая направлялась на модернизацию существующих комплексов и строительство новых. JTC также начала экспортировать свой опыт развития промышленных зон в соседние страны. На сегодняшний день Jurong International, дочерняя структура JTC, реализовала проекты в 46 странах мира.




Джуронг — первый этап индустриализации
Несколько факторов сделали район Джуронг идеальным местом для размещения первого и самого крупного промышленного кластера Сингапура. Во-первых, это равнинный район с доступом для глубоководных судов и хорошо защищенной гаванью. Во-вторых, Джуронг располагался всего в 13 милях от основного коммерческого порта страны. В-третьих, наличие большого количества ненаселенных земель позволяло выполнить комплексное развитие территории. Наконец, значительная часть земель принадлежала государству, а следовательно, изъятие земель и расселение жителей осуществлялось на небольшой территории.
На ранних этапах проекта Джуронг корпорация JTC руководствовалась тремя основными соображениями: местоположением участка, стоимостью изъятия и структурой собственности. Для достижения эффективности размещения производств и снижения транспортных, логистических и производственных затрат JTC уделила большое внимание изысканиям, планированию и зонированию территории. Результатом стало интегрирование смежных отраслей в единую производственную цепочку и формирование кластеров. При этом JTC предусматривала возможности для расширения промышленных комплексов и добавления новых производств в каждую группу.
Одним из ключевых элементов успешной реализации стала институциональная гибкость правительства страны. В июне 1968 года оно полностью делегировало корпорации JTC полномочия и вместе с ними ответственность за развитие промышленного кластера Джуронг и создание сопутствующей социальной и транспортной инфраструктуры для людей, живущих в этом районе. Одним из результатов этого решения стала гибкость политики JTC, позволяющая удовлетворить все потребности международных компаний, быстрота принятия решений и впечатляющий приток иностранных инвестиций в Сингапур в 1969 году, особенно в нефтехимической и электронной отрасли. Резко вырос спрос на земли для судостроения и ремонта.
В декабре 1968 впервые появилась очередь из компаний, желающих разместить свое производство в районе Джуронг. В 1968 году в Джуронге было размещено только 116 фабрик, к 1970 году их число выросло до 380. К этому моменту JTC начинает искать новые места для промышленного развития, так как Джуронг уже достигает своих пределов.
В 1970-е годы JTC расширяет и реконструирует глубоководный порт с одноименным названием — Джуронг. Во время нефтяного кризиса 1974 года и последующего мирового экономического спада приток иностранных инвестиций в Сингапур значительно снижается, но JTC не замедляет темпы освоения промышленных территорий и строительства инфраструктуры. Именно этот задел позволил JTC полностью удовлетворить спрос на промышленные площади, возникший в результате экономического бума 1978 года, последовавшего за экономическим спадом. В тот год количество размещенных производств возросло до 1122.
Корпорация JTC также уделяла большое внимание улучшению условий жизни людей в районе Джуронг. Это стало краеугольным камнем в вопросе привлечения международных компаний и размещения их работников. Были построены бассейны, отвечающие олимпийским требованиям, современные теннисные корты, детские центры, кинотеатры и даже первый drive-in кинотеатр (кинотеатр для автомобилистов) в Сингапуре. Другим направлением было создание досуговых мест и достопримечательностей в Джуронге — таких, как Парк птиц, Джуронг Парк Хилл, поле для гольфа и японский сад, а также спортивный стадион и китайский сад. Таким образом, в начале 1970-х годов Джуронг стал автономным городом-спутником крупнейшего промышленного кластера в Сингапуре с собственным глубоководным портом и значительным жилым фондом.

Второй этап промышленного развития
Корпорация JTC продолжила развивать компетенции в управлении промышленными территориями, создавая более мелкие промышленные кластеры в других частях Сингапура. Некоторые из них стали более специализированными, чем Джуронг. Например, Калланг Парк, расположенный на реке Калланг, создавался для таких отраслей, как судостроение и судоремонт; Кранжи/Сунгей Кадут был разработан для деревообрабатывающей промышленности; а Научный парк Сингапура стал флагманом для высокотехнологичных и научно-исследовательских компаний. Основанный в 1981 году Научный парк в настоящее время обслуживает более сотни компаний в области информационных технологий, микроэлектроники, нано-материалов, биотехнологии, медицинских наук и пищевой промышленности.
Начало 1990-х годов было обусловлено новыми тенденциями в развитии промышленности. Стремительная индустриализация страны побудила JTC улучшать свои услуги. Результатом стал снос или реконструкция старых заводов, а также строительство более качественных готовых built-to-suite помещений, специально подготовленных для новых нужд и удовлетворяющих новым технологическим требованиям. Одним из таких проектов стал Международный бизнес-парк на востоке Джуронга площадью 40 га — интегрированный коммерческий, офисный и производственный комплекс, который позволяет резидентам провести все исследования и разработки, а также осуществить проектирование, производство, маркетинг, сортировку и складирование товаров в одном здании. Бизнес-парк обеспечен социальными и рекреационными местами и связан как с городом, так и с аэропортом линией метрополитена.
Успех индустриализации Сингапура является наиболее очевидным в контексте землепользования. JTC и сегодня работает в рамках мастер-плана страны, разработанного в 1965 году. Работа над первым мастер-планом началась с активного межведомственного сотрудничества JTC и Ведомства городского развития (Urban Redevelopment Authority) c целью упорядочить земельные участки и обеспечить сбалансированное развитие Сингапура, предусмотрев места как для проживания, отдыха, обучения, досуга, так и для научно-технической, торговой, логистической и производственной деятельностей.
К 1980 году JTC управляла девятнадцатью промышленными зонами общей площадью 7225 гектаров. В них работало 2000 компаний, на которых задействовали 71% трудоспособного населения Сингапура. Правительство постановило, что для развития технологий и капитализации собственных активов JTC необходимо внести изменения в дизайн и качество промышленной инфраструктуры, а также повысить качество вспомогательной инфраструктуры. JTC внесла соответствующие изменения в мастер-план 1965 года, включив новые направления развития — такие, как:
. Децентрализация промышленных зон. JTC должна строить меньшие по размеру и более эстетичные индустриальные парки для размещения современных многоэтажных фабрик возле населенных пунктов и жилых фондов. Это позволит не только снизить нагрузку на транспортную сеть, но и максимально вовлечь трудоспособное население в производственную деятельность.
. Улучшение социальной и досуговой инфраструктуры в крупных промышленных кластерах. Для увеличения доли рабочего населения, проживающего вблизи места приложения труда, которая уже колебалась от 34 до 56%, JTC должна предоставлять более качественные социальные услуги.
. Для обеспечения оптимального использования ограниченных земельных ресурсов JTC использует более сложные принципы планирования территории и проектирования зданий.
. Строительство помещений для узкоспециализированных отраслей промышленности. JTC подчеркивает важность развития промышленных объектов для высококвалифицированных и высокотехнологичных отраслей и разрабатывает специальные решения.
. Создание специальных парков для вынесенных из черты жилой и общественной застройки производств — для малых и средних предприятий, пострадавших от перепланировки города и программ расселения жителей.
. Строительство объектов для подготовки и переподготовки кадров и пр.

Финансирование городской корпорации Джуронга (JTC)
Как отмечалось ранее, правительство Сингапура прибегло к довольно жесткой внутренней политике финансирования расходов на инфраструктуру. Принципы финансирования расходов на развитие на уровне государственного комитета лучше всего прослеживаются на примере JTC. Большая часть финансирования была структурирована в виде государственных займов. Всего государственные займы, погашенные на конец 1969 года, составили $190,7 млн.
В дополнение к государственным займам были кредиты на развитие от таких учреждений, как Корпорация развития содружества и Азиатский банк развития, которые в 1971 году предоставили финансирование для расширения глубоководного порта Джуронг.
Вторым, более мелким источником финансирования, стала операционная прибыль корпорации от аренды заводских помещений, земли, квартир, причальных тарифов и пр. В 1968 году профицит составил $2,7 млн, а к 1974-му увеличился до $26,7 млн годовых. Прибыль компании упала лишь в 1975-1976 годах из-за мирового экономического кризиса, что повлияло на снижение активности международных компаний и падение доходов от порта.
С восстановлением мировой экономики спрос на промышленные земли и помещения снова вырос. JTC удалось не только оставаться прибыльной корпорацией на протяжении большинства лет с 1976 года, но и полностью погасить все государственные займы и кредиты. Работая в тесном сотрудничестве с комитетом экономического развития (ЕDB) и комитетом по торговле, JTC имела возможность эффективно планировать свою деятельность по созданию инфраструктуры в увязке с прогнозируемым спросом и требованиями международных компаний. Во время экономических спадов JTC предоставляла скидки для производственных компаний и снижала арендную плату, в то же время прибегая к мерам борьбы со спекулянтами.
Однако в отличие от частных застройщиков прибыль не была единственной целью JTC. Например, JTC всегда держала около 10% подготовленных земельных участков и от 7 до 8% построенных производственных помещений в резерве для новых стратегических инвесторов, что являлось довольно тяжким финансовым обременением, но тем самым JTC создавала конкурентные преимущества Сингапуру, всегда готовому принять и разместить важные для государства международные компании.

***
Во многих отношениях столь стремительное и успешное развитие Сингапура обусловлено сочетанием трех уникальных факторов:
. Сингапур является небольшим островом-государством;
. Сингапур исторически расположен на пересечении торговых путей Юго-Восточной Азии;
. Ли Куан Ю создал эффективную структуру государственного управления.
Кроме того, важным фактором стала политическая и социальная обстановка в стране после обретения независимости, которая способствовала проведению системных реформ в государстве.
Тем не менее, из опыта Сингапура можно вынести некоторые универсальные уроки. Наиболее очевидным является важность эффективного управления — будь то в государственных или квазигосударственных структурах. Развитие инфраструктуры требует от политических лидеров решительности и стремления к достижению быстрого экономического прогресса. Способность государственного сектора планировать и реализовывать инфраструктурные проекты опирается на компетентность кадров и эффективное финансовое управление, а нетерпимость к коррупции становятся краеугольными камнем развития.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...