Признаки системы коммунальной инфраструктуры. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в муниципальном образовании


Среди приоритетов национальной политики России важнейшее место занимает обеспечение прав человека на благоустроенное, оборудованное современными бытовыми удобствами жилище. От решения этой проблемы в существенной мере зависит качество жизни всех слоев населения. Реформирование и модернизация коммунального комплекса городских округов имеет исключительное значение для повышения качества предоставления коммунальных услуг и обеспечения комфортных условий проживания населения на территории муниципального образования, что является одной из основных целей деятельности органов местного самоуправления. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» /26/, первостепенное внимание в котором уделяется модернизации и развитию инфраструктуры коммунального комплекса как наиболее значимому фактору, определяющему возможность повышения качества жизни населения. Рассмотрим подробно, что такое коммунальная инфраструктура.

Инфраструктура (от латинского infra - ниже, под и structura - строение, расположение), совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества /50/. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуру. Иногда термином инфраструктура обозначают комплекс так называемых инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.). Как такого понятия «коммунальная инфраструктура» нет, везде используется система коммунальной инфраструктуры.

Система коммунальной инфраструктуры – совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований /43/. Также к ней относятся объекты, непосредственно используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Система коммунальной инфраструктуры представлена на рисунке 1.

Рисунок 1– Система коммунальной инфраструктуры

Организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения, таким образом за качественную и эффективную работу коммунальной инфраструктуры несут ответственность органы местного самоуправления. Подробно вопрос о функциях полномочиях органов местного самоуправления относительно коммунальной инфраструктуры и её развития мы рассмотрим ниже.

Управление развитием коммунальной инфраструктуры - одна из важнейших функций органов местного самоуправления и органов государственной власти. Актуальной проблемой при реализации этой функции является расхождение планов по развитию коммунальной инфраструктуры с планами потребителей.

А.Б. Рыжов,

руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ Нижегородской области

В этой статье вы прочитаете:

  • Возможно ли совместить развитие коммунальной инфраструктуры и потребности потребителей
  • Какие трудности возникают у естественных государственных монополий
  • Как эффективно решить проблему развития коммунальной инфраструктуры, создав новую систему

Фьючерсные контракты на поставку ресурсов, а также ограничение сферы ответственности единых ресурсоснабжающих организаций утвержденными точками поставки позволят учитывать в планах развития коммунальной инфраструктуры реальные потребности поселений в энергоресурсах.

Как синхронизировать развитие коммунальной инфраструктуры и желания потребителей

Транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической, тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, регулируемых Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». В отраслевых федеральных законах «О водоснабжении и водоотведении», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О теплоснабжении», «Об электроэнергетике» и подзаконных актах закреплена исключительная роль единой ресурсоснабжающей организации.

  • Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении

В настоящее время выбор законодателя и органов исполнительной власти сделан в пользу совершенствования условий для деятельности единых инфраструктурных организаций. При этом рост тарифов жестко ограничивается в краткосрочных интересах потребителей. Правительством РФ утвержден план привлечения частных инвестиций в ЖКХ. В субъектах РФ реализуются соответствующие ему «дорожные карты». На основе «дорожных карт» утверждаются актуальные документы территориального планирования, схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Утверждены схемы развития газоснабжения и схемы развития электроэнергетики. В заключаемых на системы коммунальной инфраструктуры концессионных соглашениях устанавливаются целевые показатели деятельности концессионера.

Проблема в том, что частный инвестор может лишь сказать «да» или «нет» утвержденным планам. Если инвестор сказал «да» - он отвечает за достижение целевых показателей своими средствами. С точки зрения обеспечения ответственности оператора за достижение целевых показателей механизм концессии намного эффективнее, чем механизм прямых бюджетных инвестиций.

Однако, если серьезный, добросовестный концессионер не приходит, система не срабатывает. По существу, нужно будет заново перепланировать развитие инфраструктуры? Возможно, привлечение более компетентных проектировщиков решит проблему.

И с другой стороны, если концессионер найдется, но планирование было неудачным, он будет стараться изо всех сил, потеряет какие-то свои средства и все равно уйдет, то проблема управления эксплуатацией и развитием коммунальной инфраструктуры на данной территории останется нерешенной.

Трудности государственных естественных монополий

Сложность осуществления в короткие сроки точной инвентаризации миллионов объектов инфраструктуры, повсеместного качественного моделирования коммунальных систем понятна. И все же это, в принципе, реализуемые мероприятия в отличие от точного определения будущих потребностей потребителей.

Необходимость координации планов развития инфраструктуры и планов потребителей заново ставит вопрос об оптимальных пределах публичного управления инфраструктурной сферой и, с другой стороны, о допустимых пределах рыночной частной инициативы.

В частности, в сфере регулирования возникают вопросы.

Если мы определяем единую инфраструктурную организацию и законодательно создаем ей монопольные условия, то какие гарантии необходимой доходности на инвестируемый капитал мы должны ей предоставить и какие ограничения по ее рентабельности мы должны устанавливать?

Ответ на этот вопрос урегулирован законодательством, но практика весьма неоднозначна.

Пример

Законодательное регулирование

Согласно Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, учитываемая при определении необходимой валовой выручки (НВВ) нормативная прибыль включает:

а) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом РФ особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам;

б) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий;

в) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.

Величина нормативной прибыли не может превышать 7% суммы включаемых в НВВ расходов, указанных в подп. «а» - «ж» п. 38 Основ ценообразования.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5% включаемых в НВВ на очередной период регулирования расходов, указанных в подп. «а» - «ж» п. 38 Основ ценообразования.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Согласно ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Практика

Данные государственной статистики свидетельствуют, что фактическая рентабельность организаций коммунального комплекса варьируется в широком диапазоне.

Значительность доли убыточных организаций коммунального комплекса означает наличие рисков снижения надежности коммунальной инфраструктуры в соответствующих поселениях.

До какой степени публичные органы должны закрывать простор частной инициативе по реализации локальных объектов инфраструктуры, чтобы выполнить свои обязательства перед единой инфраструктурной организацией? Где заканчивается эффективная консолидация экономических ресурсов и начинается извлечение монопольной ренты?

  • Проблемы правового регулирования территориальной организации самоуправления

Речь идет о правовых и административных барьерах для частных инициатив в создании локальных объектов энергоснабжения, более выгодных местным потребителям, чем присоединение к сетям единой организации. Препятствия в реализации таких локальных проектов обосновываются опасностью снижения общественно полезного синергетического эффекта от использования всеми уже существующей единой системы инфраструктуры, а также снижением надежности снабжения потребителей.

При этом вопрос возникает к точности (а значит, и справедливости) определения степени общественной полезности реализации локального проекта. Потому что сейчас оценка происходит фактически исходя из того, насколько такие проекты противоречат интересам единой ресурсоснабжающей организации, общественно, безусловно, полезной и значимой.

Насколько нужно детализировать публичное планирование градостроительной деятельности, чтобы удовлетворить потребности единой инфраструктурной организации в информации, необходимой для приемлемого уровня эффективности инвестиций? Как обеспечить достоверность исходных данных для такого планирования?

Коммерческие организации - потребители коммунальных ресурсов - живут в динамичных условиях рыночной экономики. Структура и территориальное размещение жилищного фонда, социальной инфраструктуры также изменяются во времени. Объем потребления коммунальных ресурсов всеми указанными потребителями невозможно задать посредством планирования «сверху». Известное исключение составляет бюджетный сектор с утвержденными в соответствии с законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности показателями ежегодного снижения потребления энергоресурсов.

Пример

Согласно Требованиям к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утв. постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 502, такие программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры должна включать, в частности:

  • план развития поселения, городского округа;
  • план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана;
  • перечень мероприятий и целевых показателей, обосновывающие материалы.

Обосновывающие материалы включают, в частности:

  • обоснование прогнозируемого спроса на коммунальные ресурсы;
  • обоснование целевых показателей комплексного развития коммунальной инфраструктуры, а также мероприятий, входящих в план застройки поселения, городского округа;
  • обоснование использования в качестве источников финансирования инвестиционных проектов тарифов, платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры;
  • результаты оценки совокупного платежа граждан за коммунальные услуги на соответствие критериям доступности.

Данный пример иллюстрирует степень зависимости организации коммунального комплекса от утвержденного публичными органами управления плановых решений.

Современные методы информационного обеспечения позволяют собирать и обрабатывать очень большие объемы информации, вплоть до сведений о каждом потребителе. Вопрос, однако, состоит в отсутствии обязанности потребителей предоставлять информацию о планируемом на будущие периоды потреблении и, что более важно, экономической ответственности за соответствие потребления заранее представленным данным.

  • Информационно-расчетные центры ЖКХ о регулировани деятельности

Применение принципа «бери или плати» или аналогичных, в особенности в отношении населения, может быть воспринято обществом как нарушение баланса интересов в ущерб потребителям.

Более существенной проблемой долгосрочного планирования потребления является возможный уход потребителя с территории единой ресурсоснабжающей организации. При этом требование о выполнении обязательств потреблять ранее заявленный объем коммунального ресурса выполняться тем или иным способом не будет.

Должно ли государство обязать инфраструктурную организацию предоставлять некоторым категориям застройщиков технологическое присоединение на льготных условиях?

Тем более что присоединенная таким образом мощность используется лишь частично.

Пример

Представитель ПАО «Россети» так комментирует сложившуюся ситуацию: «Процесс технологического присоединения выстроен с несоразмерным перекосом в пользу потребителя. Заявка потребителя должна быть выполнена безусловно, в противном случае будут серьезные санкции ФАС. Для реализации заявок сооружаются новые трансформаторные мощности, которые, к сожалению, не всегда загружаются потребителем на 100% заявки. Тем более загрузка мала, если это присоединение было льготным. То есть причина появления новых незагруженных подстанций лежит в поведении потребителя, а не в плохом планировании сетевой организации».

Регулирование коммунальной отрасли преследует цели надежного снабжения потребителей энергоресурсами при достижении баланса экономических интересов производителей и потребителей. В парадигме централизованного планирования основным источником риска для достижения целей государственного и муниципального регулирования в сфере предоставления коммунальных ресурсов, включая реализацию программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, является возможная неточность планирования по причинам:

  • недобросовестности или некомпетентности проектировщиков;
  • отсутствия точных данных о планах потребителей;
  • возможности изменения планов потребителей в любой момент.

Неизбежная неточность планирования влечет неэффективность. Это порождает необходимость искусственного ограничения роста тарифов. А с другой стороны - ведет к запрещению сторонних локальных инициатив в целях сохранения выручки единой инфраструктурной организации. Более того, из необходимости компенсировать экономические потери монополий возникает необходимость не только в территориальной «привязке» потребителя к единой инфраструктурной организации, но и в юридическом закреплении обязанности потребителя оплачивать весь объем планируемого потребления.

На круглом столе «Перспективы развития рынка электрической энергии и мощности в современной экономической ситуации: вопросы нормативно-правового регулирования» в Совете Федерации представителями ПАО «Россети» были озвучены совершенно обоснованные предложения:

  • оплата услуги по передаче не потребленной, а заявленной мощности;
  • введение на розничном рынке по аналогии с оптовым штрафных санкций за неоплату услуг;
  • создание института «финансовых гарантий» для сетевых компаний;
  • введение симметричной ответственности гарантирующих поставщиков перед сетевыми компаниями и оптовым рынком;
  • допуск сетевых компаний к сбытовой деятельности;
  • повышение прозрачности системы тарифообразования.

Аналогичные меры целесообразно принимать и в других инфраструктурных отраслях. Как вариант, в логическом пределе «закрепощения» потребителя к его обязательствам потреблять в будущем заявленный им объем энергетических ресурсов должна последовать государственная или независимая регистрация подключенной к объектам капитального строительства мощности различных инфраструктур. Такая регистрация возможна в рамках введения сведений в ГИС ЖКХ либо включения данных об объеме потребления инфраструктурного ресурса объектом капитального строительства в качестве одного из атрибутов при государственной регистрации прав и обременений на недвижимое имущество. Заранее точно определенные и объем планового потребления, и необходимая валовая выручка позволят обеспечить прозрачность тарифообразования.

Однако такие меры будут непопулярны среди потребителей как неудобные. А с учетом накопленного «навеса» заниженных тарифов - и как невыгодные.

Что же делать с развитием коммунальной инфраструктуры?

Решением проблем может стать введение для всех потребителей долгосрочных обязательств поддерживать согласованный объем мощности. И установить не государственное, а «рыночное» регулирование этих отношений:

1. Создание рынка срочных контрактов. На нем потребители, желающие откорректировать объем подключенной мощности, продают и покупают объемы мощности в определенных точках поставки в будущие временные периоды - 2018 г., 2019 г., после 2030 г. и т. п. Падение цен на фьючерсы позволит инфраструктурной организации принимать решение о выкупе необходимого объема фьючерсов с последующей реконструкцией инфраструктурных объектов с целью снижения их незагруженной мощности. И наоборот, при высоких ценах на фьючерсы возможна эмиссия фьючерсов единой инфраструктурной организацией с одновременным строительством новых мощностей для соответствующих точек поставки.

2. Максимальная либерализация строительства инженерных сетей к точкам поставки: единой организации либо вообще независимых от систем единой организации. Цена присоединения и передачи ресурсов устанавливается договором.

Возможности новой системы управления коммунальной инфраструктурой

Новые принципы регулирования позволят сбалансировать интересы естественных монополий и потребителей их продукции.

Сфера деятельности единых инфраструктурных организаций и соответственно государственного планирования и регулирования будет ограничена сетью точек поставок.

Подключенная мощность будет оплачиваться потребителями - владельцами срочных контрактов на приобретение мощности, срок исполнения которых наступил. Цены срочных (фьючерсных) контрактов на приобретение мощности будут формироваться на рынке. И именно они станут для единой инфраструктурной организации сигналами о потребности в мощности в тех или иных точках поставки.

Эмиссия срочных контрактов единой инфраструктурной организацией позволит ей финансировать нужное рынку увеличение мощности в соответствующей точке поставки в нужное время. При этом строительство ненужной, не оплаченной потребителями мощности исключается.

Вне зон деятельности единой инфраструктурной организации локальные инфраструктурные объекты создаются без государственного регулирования цен.

Либерализация локальных проектов позволит эффективно решать такие важные местные задачи, как, например, создание ливневой канализации на отдельной улице, технологическое присоединение объекта или нескольких объектов капитального строительства к сетям, реконструкция сети, по которой осуществлено технологическое присоединение.

Плюс к тому, усовершенствованное государственное регулирование обеспечит невозможность появления новых бесхозяйных объектов локальной инфраструктуры.

Фьючерсы на поставку мощности в будущих периодах должны быть розданы существующим потребителям по единой методике, требующей всестороннего обсуждения и проработки в совокупности с правилами тарифообразования.

Срок поставки ресурса, на которую фьючерсы раздаются существующим потребителям бесплатно, будет важным параметром регулирования. Этот срок должен обеспечивать защиту имеющихся прав потребителей и в то же время создавать предпосылки для возможности привлечения инвестиций на строительство новой инфраструктуры или закрытие ненужных мощностей.

Застройщики и любые заинтересованные инвесторы вправе будут купить такие фьючерсы у эмитента. Вероятно, в зависимости от отрасли эмитентом может быть выбрано муниципальное образование или единая ресурсоснабжающая организация.

  • Закон о «прямых договорах» c ресурсоснабжающими организациями-2016

Замена точки поставки путем обмена фьючерсами между будущими потребителями и эмитентом позволит находить ценовой компромисс, обеспечивая обоснованность предлагаемых изменений в схему теплоснабжения «кровным рублем» договаривающихся сторон.

При удачном выборе модели рынка фьючерсы могут в перспективе стать надежным инструментом привлечения инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры. Притом в тех объемах, которые действительно отвечают интересам потребителей.

Это позволит оптимизировать совокупные общественные издержки на функционирование необходимой инфраструктуры.

Важнейшей и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, который состоит из жилищного и коммунального хозяйства.

Жилищное хозяйство включает в себя жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций. Коммунальное хозяйство может быть, в свою очередь, разделено на две крупных подсистемы:
- системы инженерного обеспечения (ресурсообеспечения): холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;
- общегородское коммунальное хозяйство, включающее в себя системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства.

Жилищное хозяйство. Жилищное хозяйство включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищный фонд и нежилые здания.

Жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда повышаются, соответственно изменяется и структура жилищного фонда города.

Обычный жилой дом является сложным инженерным сооружением с различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллективных антенн), вентиляционные системы и т.п. В многоэтажных жилых домах имеются лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то места общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) требуют специального обслуживания. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания.

Объекты нежилого фонда могут располагаться как в отдельных зданиях, так и на первых этажах жилых домов, где чаще всего размещаются предприятия торговли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации, непосредственно связанные с обслуживанием населения. Их функционирование не должно создавать неудобств для жильцов.

Инженерное обеспечение поселений. Инженерное хозяйство - одна из самых сложных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период.

Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, то вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Еще одна проблема - неравномерность потребления воды в дневное, вечернее и ночное время. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих из них действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не сливается в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления на человека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.

Водоснабжение может осуществляться из открытых водоемов и из подземных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.

Не менее сложна система водоотведения. Объем стоков, попадающих в эту систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная, и горячая вода. Система водоотведения состоит из самотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений для санитарной очистки сточных вод и сброса их в водоемы.

Теплоснабжение. Система теплоснабжения решает две задачи: отопление и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем потребление воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются. Продолжительность отопительного сезона в значительной мере зависит от климатических условий.

Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые электростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения - химводоочистки.
Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Существуют две принципиально различные схемы теплоснабжения. По одной горячая вода для отопления и горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специальных котлах - бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.

Газоснабжение. Во многих городах действуют системы бытового газоснабжения. Газ может поступать по трубопроводам от магистральных сетей либо завозиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В частном секторе распространена баллонная система газоснабжения.

Электроснабжение. Электроснабжение городов, как правило, осуществляется от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Источниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции, независимо от места их размещения. Система электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие сооружения.

Управление коммунальным комплексом города

контрольная работа

Структура коммунального комплекса и краткая характеристика элементов инфраструктуры города.

Современные города насчитывают тысячи километров подземных трубопроводов различного назначения, образующих коммунальную инфраструктуру города.

Система коммунальной инфраструктуры города - это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Отрасли коммунальной инфраструктуры города отображены на рисунке 1.

Рис. 1 Коммунальная инфраструктура города

Рассмотрим более подробно систему коммунальной инфраструктуры города.

Электроснабжение. Электроснабжение городов, как правило, осуществляется от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Источниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции, независимо от места их размещения. Система электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие сооружения.

Газоснабжение. Во многих городах действуют системы бытового газоснабжения. Газ может поступать по трубопроводам от магистральных сетей либо завозиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В частном секторе распространена баллонная система газоснабжения.

Теплоснабжение. Система теплоснабжения города решает две задачи: отопление и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем потребление горячей воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются. Продолжительность отопительного сезона зависит от климатических условий.

Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые электростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения -- химводоочистки.

Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Существуют две принципиально различные схемы теплоснабжения. По одной схеме горячая вода для отопления и для горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специальных котлах -- бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.

Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих предприятиях действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не сливается в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления воды на человека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.

Водоснабжение города может осуществляться из открытых водоемов и из подземных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.

Не менее сложна система водоотведения города. Объем стоков, попадающих в эту систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная, и горячая вода. Система водоотведения состоит из самотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений по санитарной очистке сточных вод и сбросу их в водоемы.

Комплексное благоустройство городских территорий - это совокупность мероприятий, направленных на создание и поддержание функционально, экологически, информативно и эстетически организованной городской среды.

Дорожное хозяйство. Улицы и дороги города также являются сложными инженерными сооружениями. На дорожной сети имеются мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки. В ряде городов имеются обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремонтировать.

Санитарная очистка территории города включает уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов. Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее решение предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов.

Уличное освещение и малые архитектурные формы (памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдельных городах играет сохранение памятников истории и культуры.

Зеленое хозяйство. Оно во многом определяет облик города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют большое оздоровительное значение, так как очищают и увлажняют воздух, снижают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать вредное воздействие этих предприятий на жилые массивы города. Озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства города, от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения, является достаточно сложной задачей. Важно правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответствующих условиям конкретного города.

Бытовое обслуживание города.

Гостиничное хозяйство. Большинство гостиниц в российских городах частные. К задачам городской власти относится обеспечение достаточного количества гостиниц.

Банно-прачечное хозяйство. Потребность в его услугах снизилась. Услугами прачечных пользуются в основном детские сады, больницы, общежития, гостиницы, предприятия общественного питания и т. п.

Ритуальное хозяйство обеспечивает содержание городских кладбищ и функционирование служб оказания ритуальных услуг. В большинстве городов ритуальное хозяйство относится к частному сектору, хотя есть и муниципальные предприятия.

Кадровый потенциал

Организационные мероприятия по снижению затарат на предоставление услуг МУП "ЖКХ Гидролизный"

Сегодня жилищно-коммунальные услуги населению в 72 муниципальных образованиях Свердловской области оказывают порядка 1800 предприятий и организаций различных подотраслей жилищно-коммунального хозяйства...

Организация деятельности Муниципального казенного учреждения (МКУ) "Комитет по управлению имуществом Администрации г. Апатиты Мурманской области"

В современных условиях жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность...

Повышение эффективности оценки результатов деятельности персонала

Калининградский ликероводочный завод был образован 10 октября 1946 г. на базе старого немецкого спиртопроизводящего завода. Поначалу работал только один цех, водка разливалась вручную. В 1955 году рядом был построен новый завод...

Практическая реализация функций менеджмента

ОАО «Молоко» ? одно из градообразующих предприятий Архангельской области, отметившего в 2011 году свое 75-летие. Предприятие ведет свою историю с 1936 года - когда был образован Архангельский городской молочный завод...

Проектирование многомерной организационной структуры управления в сфере ЖКХ

В целях характеристики управленческого воздействия на субъекты ЖКХ в муниципальном образовании можно использовать следующую модель организационной структуры управления ЖКХ муниципального образования, представленную на схеме на рис 7...

Проектирование организационных систем

Фотостудия ООО "Вернисаж". Область бизнеса: ООО "Вернисаж" занимается предоставлением фотоуслуг для всего населения Санкт-Петербурга. Цель: Обеспечение потребителей высококачественной фоторекламной продукцией...

Совершенствование организации и управления гарнизона пожарной охраны г. Перми

ПЕРМСКИЙ КРАЙ - субъект Российской Федерации, входящий в Приволжский федеральный округ. Код региона - 59...

Увеличение производства и организации переработки молочной продукции

При разработке обоснования инвестиций по созданию молочного комплекса должны приняты следующие параметры: общее поголовье голов КРС - 1153, из них дойное стадо - 504. сельхозпродукция - 1200 га пашни, В т. ч...

Управление коммунальным комплексом города

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса в большинстве муниципальных образований России стало проблемой общегосударственного значения. Причинами кризиса являются многолетнее недофинансирование, тарифная политика...

Управление персоналом

Управление персоналом на ОАО "Астраханский порт"

На предприятии ОАО «Астраханский порт» используется функциональная структура управления. Это структура органов управления, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных...

Управление трудовыми противоречиями в коллективе

ИП «Обувь большого города» расположено по адресу Свердловская область, г.Нижний Тагил, Циолковского 34, директором данного предприятия является Конышева Ольга Николаевна. ИП «Обувь большого города» является одним из сети магазинов «Робек»...

Управление цепями поставок

Одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются организации - выбор хорошего места размещения. Размещение связано с отысканием лучших географических точек месторасположения элементов ЛЦ (заводов, складов, магазинов, ресторанов...

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...