Закроют ли микрофинансовые организации в. Сумма долга не будет расти! Исходя из этой ситуации возможно ли полное закрытие МФО


К 2018 году свою деятельность могут прекратить до 3 тыс. микрофинансовых организаций, говорится в исследовании RAEX. Только до конца этого года с рынка уйдет 500 МФО, пообещал ЦБ

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Оздоровление микрофинансового рынка, требования по резервам регулятора и обязательное вступление в СРО (саморегулируемые организации) могут прекратить деятельность в общей сложности 2-3 тыс. микрофинансовых организаций (МФО), следует из обзора «Рынок микрофинансирования по итогам первого полугодия 2016 года: смена лидера», подготовленного рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА») (есть у РБК). В итоге через полтора года на российском микрофинансовом рынке может остаться менее 50% от текущего количества МФО.

ЦБ намеревается оставить в реестре только добросовестных участников, заявляют в регуляторе. По состоянию на 11 октября 2016 года в реестр МФО входят 3125 организаций. «До конца 2016 года планируется практически полностью очистить реестр от [МФО], не соответствующих требованиям регулятора, не выполняющих требования законодательства, не осуществляющих микрофинансовую деятельность, от так называемых недобросовестных и нежизнеспособных компаний», — заявил РБК представитель пресс-службы Центробанка. Таковыми регулятор сейчас признает около 500 организаций, находящихся в реестре.

По оценке аналитиков RAEX, рынок МФО сейчас находится в процессе консолидации. Этому способствовали в том числе требования Банка России: по закону «О СРО в сфере финансового рынка», до 6 сентября микрофинансовые организации, состоящие в реестре, должны были вступить в одну из трех СРО. Вступление в СРО является условием присутствия в реестре ЦБ.

В RAEX считают, что из-за сворачивания бизнеса МФО, не вступивших в СРО, на рынке будет расти доля крупных игроков. «По нашим оценкам, с рынка в ближайшие 18 месяцев по разным причинам могут уйти до 2-3 тыс. игроков, в том числе несколько крупных. Число состоящих в реестре МФО компаний к 1 января 2018 года, по нашему мнению, будет меньше 1,5 тыс.: мелких игроков ждет поглощение или уход с рынка», — говорится в исследовании RAEX.

Консолидация микрофинансового рынка начнет проявлять себя в полной мере только начиная с 2017 года, считают в агентстве. В 2014-2015 годах из реестра были исключены в основном МФО, которые не вели профильную деятельность или систематически не предоставляли регулятору отчетность. В 2016 году «зачистка» рынка продолжилась, но уже в значительно большей степени из-за усиления конкуренции, сказано в обзоре RAEX.

По данным агентства, в январе—сентябре регулятор внес в реестр сведения примерно о 550 организациях (за весь 2015 год — около 900). Снижение числа новых игроков и уход старых выгодны первой сотне крупнейших МФО: уже к 1 июля 2016 года на них приходилось почти три четверти совокупного портфеля займов.

Поводом для ухода с рынка множества небольших МФО может стать и разделение его участников на микрофинансовые и микрокредитные организации (закон об этом в силу 29 марта). За первыми остается право привлекать деньги у любых физических или юридических лиц, однако для этого размер их собственных средств должен превышать планку в 70 млн руб. Микрофинансовые организации займы до 1 млн руб. Если собственные средства компании не превышают 70 млн руб., то она получает статус микрокредитной, что лишает ее права привлекать средства у населения. Микрокредитная компания обладает правом выдавать займы не больше 500 тыс. руб.

«Позволить себе собственные средства выше 70 млн руб. смогут только крупные компании, а остальные потеряют доступ к дополнительному источнику финансирования», — говорит управляющий директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Лига Трупа.

Еще 10% компаний могут покинуть рынок из-за требований Банка России по резервам на возможные потери по займам, добавляет Трупа. «К концу 2016 года все МФО должны быть в состоянии удвоить размер сформированных резервов, а к концу 2017 года — быть готовыми исполнять нормативы ЦБ в полном объеме (начислять 100% на резервы)», — отмечает она. По ее мнению, такая норма станет испытанием для небольших МФО, особенно ведущих рисковую политику.

Значительного сокращения числа МФО ожидают и сами участники рынка. «Консолидация будет продолжаться до тех пор, пока на рынке не останется 1200 компаний, из которых 150-200 — крупные игроки», — полагает главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. По оценке генерального директора сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Бориса Батина, этот показатель будет достигнут в конце 2018 года.

Участники рынка не ожидают изменений ставок для заемщиков МФО после ухода части компаний. Более того, они рассчитывают на рост качества услуг. По мнению Батина, также не стоит ожидать того, что клиенты МФО станут отдавать предпочтение кредитованию в банках. «Микрозаймы и банковские кредиты — разные по своей природе и целям ссуды, микрофинансирование не заменяет традиционного банковского кредитования», — говорит он.

Микрофинансовые организации ведут свою деятельность под контролем Центробанка РФ, который следит за выполнением обязанностей этими компании. Но уже давно идут разговоры о том, что микрофинансовые организации закроют в 2018 году.

Специалисты считают, что МФО вполне могут закрыть, если выйдет новый закон о микрозаймах.

С чем связано решение о закрытии МФО?

По состоянию на 2016-2017 года из Государственного реестра было исключено порядка 1 700 микрофинансовых организаций в связи с тем, что они не соответствуют установленным стандартам и требованиям.

Такое решение было принято не только Центробанком, а совместно с правоохранительными органами и саморегулируемыми организациями.

А уже в этом году вступит в силу новый закон о микрозаймах, согласно которому в деятельность МФО будут внесены следующие изменения:

  • За любые нарушения с таких компаний будут взиматься более высокие штрафы, а при систематических нарушениях организаторы МФО могут понести уголовную ответственность.
  • Лица, которые занимаются микрозаймами нелегально, не смогут рассчитывать на судебную защиту.
  • МФО обяжут вступать в СРО и вести финансовую отчетность, которая должна будет предоставляться Центробанку.

Возможно ли закрытие МФО на практике?

Учитывая, что в связи с экономическим кризисом граждане РФ стали больше кредитоваться (в том числе и в МФО), а в связи с высокими показателями уровня закредитованности населения крупные банки стали предъявлять к заемщикам более высокие требования, закрытие микрофинансовых организаций в 2018 году может привести к снижению этого уровня в целом.

Но на самом деле кредитуемые не заинтересованы в упразднении таких организаций, так как среди их преимуществ перед банками – возможность заполнения заявки на кредит через интернет и получение денег спустя считанные минуты. Но когда наступает время платить по кредитам – люди осознают, что из-за огромных процентных ставок они оказываются в финансовой кабале.

Но не только высокие ставки являются причиной скорого закрытия МФО. Это может произойти и по следующим причинам :

  • Ни один закон о микрозаймах не регламентирует величину процентной ставки, в связи с чем этот показатель в МФО в среднем может достигать 600-1000% годовых.
  • Потребители не способны в достаточной мере оценить риски и ситуацию в целом из-за финансовой неграмотности.
  • Микрозаймы доступны большинству жителей РФ, что приводит к кредитованию лиц, не способных впоследствии выплатить кредит.
  • Микрозаймы доступны для любого совершеннолетнего гражданина, даже если он не трудоустроен.
  • Коллекторы, которые занимаются должниками, нередко действуют вне законных рамок.

Фактически МФО закрывать не будут, но ужесточат контроль за их деятельностью, введя инструменты регулирования их работы.

Кроме того – начиная с 2016 года закон о микрофинансовых организациях обязывает МФО ограничить размер процентной ставки, которая в целом не может превышать размер «тела» кредита даже при просрочках по выплате.

Какие меры могут быть предприняты?

Речь идет даже не об отдельном законе, а о серьезной реформе, в ходе проведения которой планируется:

  • Создание специального отдельного реестра для упрощения контроля деятельности микрофинансовых организаций.
  • Разграничение деятельности микрокредитных и микрофинансовых компаний.
  • Ограничить процентные ставки и размеры штрафных санкций.
  • Создать стандартную форму отчетности для МФО.

О том, какие микрофинансовые организации закроют в 2018 году, говорить пока рано.

Закон в первую очередь направлен на установление ограничений, которые будут сводиться к следующему:

  • Деятельность коллекторских агентств будет регулироваться законом, который действует с начала 2017 года.
  • Компании, выдающие микрозаймы, перед одобрением кредита будут обязаны сделать запрос в бюро кредитных историй (БКИ).

В случае, если потенциальный заемщик финансово несостоятелен – выдача кредита под залог имущества будет наказываться крупными штрафами.

Также заемщик должен будет обязан подробно донести до клиента информацию о переплатах по процентам.

Закроют ли МФО в 2018?

Вопрос о том, закроют ли микрофинансовые организации в 2018 году, касается не только МФО, но и кредитные потребительские кооперативы, которые по сути занимаются той же деятельностью, но капитал, который формируется в таких кооперативах – это взносы пайщиков, которые заинтересованы в обороте своих средств и получении процентов по займам.

Однако получить кредит в кооперативе каждый желающий не может: займы выдаются только самим пайщикам.

О том, что микрофинансовые организации закроют в 2018 году, еще 2 года назад речи не было, при этом сторонники такого решения находились в меньшинстве и к тому же не смогли предоставить весомых аргументов в пользу таких действий.

На данный момент закрытие микрофинансовой организации независимо от того, действует ли она в соответствии с законодательством, является острым и обдумываемым вопросом для контролирующих органов.

Последние несколько лет Центробанк проводит активную работу по повышению прозрачности рынка микрофинансовых организаций. 1 июля 2017 года вступил в силу для МФО, защищающий права и интересы получателей услуг микрофинансовых организаций. Как введение первого стандарта скажется на рынке, каких еще изменений ждать от регулятора и с какими показателями МФО закончат текущий год, рассуждали участники круглого стола, организованного DailyMoneyExpert.

Утверждены первые базовые стандарты для МФО. Что это значит для участников рынка и для потребителей?

Главным образом, новые требования подразумевают изменения в уже отлаженных бизнес-процессах, которые коснутся как МФО, так и их клиентов. Наиболее существенными станут ограничения количества договоров займа и пролонгаций к ним, новые сроки предоставления ответов на обращения клиентов и их представителей, а также изменения подходов к обучению сотрудников МФО, непосредственно взаимодействующих с заемщиками. Выполнение этих нововведений довольно трудоемко и включает в себя, например, изменение программного обеспечения, увеличение штата сотрудников, что, соответственно, влечет снижение определенной доли дохода. Для небольших МФО данные поправки будут довольно проблематичными в реализации, потому что объем их клиентской базы не позволяет нивелировать последствия.

Для небольших МФО данные поправки будут довольно проблематичными в реализации, потому что объем их клиентской базы не позволяет нивелировать последствия.

Для клиентов МФО новые требования могут обернуться повышенным уровнем отказов в предоставлении займов и оформлении пролонгаций, что связано с превышением установленного лимита. Вместе с этим заемщики смогут оперативно получать от микрофинансовых организаций ответы на любые свои обращения. А МФО приобретут нормативный акт, контролировать соблюдение которого будет соответствующая саморегулируемая организация (СРО).

Важно отметить, что все преимущества данного Стандарта получат только заемщики МФО, состоящих в СРО, а для клиентов «нелегалов» все останется по-прежнему. Вероятно, что угроза больших расходов на выполнение требований вынудит часть небольших региональных МФО отказаться от членства в СРО и статуса МФО и перейти в теневой сектор. Однако МФО будут искать компромиссные способы решения острых вопросов выполнения Стандарта, так как санкции за нарушение требований устанавливает теперь СРО.

Введение базовых стандартов - это логичный шаг для рынка МФО, который в последние годы становится более прозрачным и цивилизованным. В этом заинтересованы и Центробанк, и сами компании, которые не гонятся за сиюминутной выгодой, а выстраивают с клиентом долгосрочные партнерские отношения. Это автоматически подразумевает, что вы должны быть максимально открыты, подробно информировать людей об условиях займа, контролировать собственные риски и т. п. Ведущие компании рынка уже давно самостоятельно внедрили подобные стандарты, а где-то пошли даже дальше. Сегодня 80% клиентов возвращаются к нам снова. Прежде всего, потому что получить онлайн-заем очень удобно и просто. При отсутствии работающих стандартов, показатель лояльности был бы совсем иным.

Микрокредитование как финансовая услуга пришло в Россию в 90-х годах прошлого века. Развивалась сфера микрозаймов стихийно, без должного контроля и регулирования. Довольно долгий период времени в нашей стране не существовало четкой законодательной базы, на основе которой могли бы работать микрофинансовые организации. Лишь летом 2010 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон № 151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Таким образом государство признало факт существования МФО. Деятельность микрокредитных компаний стал регулировать ЦБ РФ, что само по себе определило микрофинансовые организации как часть банковской сферы России.

Рынок микрокредитования в нашей стране начал стремительно развиваться, за довольно короткий промежуток времени появилось множество новых игроков. Государство не могло не отреагировать на столь бурный рост. Летом 2016 года были приняты поправки к ФЗ № 151. С 1 января 2017 года эти поправки вступили в силу.

Изменения в работе кредиторов

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолжности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Рассмотрим наиболее важные нововведения:

  • с 1 марта 2017 года все микрофинансовые организации делятся на микрокредитные (МКК) и микрофинансовые компании (МФК). По сути, все МФО разделили по размеру: первые существенно меньше вторых. МФК считается компания с уставным капиталом более 70 млн рублей. Эксперты в мире финансов предполагают, что в будущем Центробанк прировняет МФК к региональным банкам с соответствующими полномочиями;
  • МФК имеют право как выдавать деньги, так и привлекать инвестиции (суммы вкладов начинаются от 1,5 миллиона рублей). МКК разрешается лишь заниматься выдачей займов;
  • выдавать микрозаймы через интернет разрешается лишь МФК, так как они существенно больше МКК и считают более надежными;
  • изменилась система идентификация заемщиков. До 2017 года идентификация клиента в МФО проводилась, чаще всего, по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность. Банк России ввел понятие упрощенной идентификации. В частности МФК обязаны обращаться к контрагентам (банкам), чтобы те в свою очередь, используя СНИЛС клиента, запрашивали данные на клиента у Пенсионного фонда.

Начиная с марта 2017 года все МФО автоматически стали МФК. На определение своего статуса компаниям дается год. Аналитики в один голос утверждают, что введенные изменения приведут к уменьшению числа микрокредитных организаций. С рынка уйдут недобросовестные игроки, желающие лишь заработать максимум на высоких процентных ставках и штрафах за просрочки.

До сих пор некоторые аспекты закона и введенные им понятия до конца не ясны, но однозначно одно: новый закон существенно ограничил деятельность МФО.

Новшества для заемщиков

Не секрет, что наибольшую опасность для клиентов МФО представляют высокие процентные ставки. Из-за низкой финансовой грамотности населения и неумению планировать собственный бюджет, живя по средствам, заемщики не редко попадали в долговую яму, не в силах расплатиться с долгами. Новый закон о микрозаймах в 2017 году сделал невозможным увеличение суммы долга в десятки раз, как это было ранее:

  • конечная сумма кредита с процентами, взятого на один год, не имеет право превышать первоначальный займ более, чем в трижды. Кредиторам придется поменять свою бизнес-модель: зарабатывать на бесконечном увеличении долга за счет начисления процентов стало незаконно;
  • штрафы и пени за просроченные кредиты будут начисляться лишь на ту сумму, которую осталось отдать, без процентов. Причем, совокупные начисления не должны превышать непогашенную часть займа более, чем в два раза;
  • произошло уменьшение максимальной суммы кредита для физических лиц: для МФК до 1 миллиона рублей, для «малышей» - до 500 тысяч рублей;
  • юридические лица имеют право оформить займ только в МФК и максимум на три миллиона рублей (до 2017 года сумма ограничивалась одним миллионом);
  • размер онлайн займов не может превышать 15 тысячами рублей.

Важно понимать, что новые правила о процентной ставке касаются лишь тех займов, которые были выданы до 1 января 2017 года.

Система взыскания

Среди населения новый закон получил название «Закон о коллекторах». До 2017 года деятельность коллекторских агентств в России фактически никак не регламентировалась. Страну постоянно сотрясали ужасающие новости о запредельных по своей жестокости действиях служб взыскания. Закон о микрозаймах призван остановить самоуправство коллекторов в :

  • деятельность организаций по взысканию долгов перешла под контроль Службы судебных приставов;
  • с 2017 года все коллекторские агентства должны иметь уставной капитал в 10 млн рублей. Так с рынка вынуждены уйти частные предприниматели, которые в массе своей и занимались противоправными действиями, мучая и давя на должников;
  • через четыре месяца после наступления задолжности, клиент вправе отказаться от любых разговоров и встреч с коллеторами, пожелав продолжить общение с кредитором в суде;
  • при разговоре с заемщиком коллектор обязан представляться и называть ту организацию, от которой он действует;
  • звонить должникам разрешается один раз в сутки: в будни с 8 до 22.00, в выходные – с 9.00 до 20.00;
  • нельзя писать больше двух смс-сообщений в день;
  • посещать должника коллеторы имеют право только один раз в неделю;
  • запрещается каким-либо способом публиковать информацию о долге (раздача листовок, расклейка порочащих объявлений, сообщения друзьям или родственникам и прочее);

Заемщик вправе пожаловаться на незаконные и слишком рьяные действия взыскателей в контролирующие органы. Нарушение закона коллекторам обойдется весьма существенно: до двух миллионов рублей штрафа.

В 2016 году в России официально работающих коллекторских компаний зарегистрировано более 600 тысяч. Новый о микрозаймах закон в 2017 году сократил их количество наполовину.

В 2017 году количество МФО сократится минимум на треть

Центробанк продолжит «чистку» рынка микрофинансов в 2017 году. Закрытию подлежат компании, которые не подают отчетностей регулятору, приводят в отчетах недостоверные сведения. Кроме того, решено «автоматом» исключать МФО, подающие «нулевки» - если компания не выдала ни одного займа, то она потеряет номер в реестре. Фирмы, которые не полностью раскрывают условия получения микрозаймов клиентам, также подвергнутся санкциям. (Все МФО обязаны опубликовать в сети Интернет информацию, доступную потребителям, в том числе Правила предоставления микрозаймов).

Нарушители закона о потребительском кредитовании также рискуют покинуть ряды легальных игроков. ПСК (полная стоимость кредита) должна быть обозначена в договоре, в правом верхнем углу в квадратной рамке, цифра должна соответствовать среднерыночной ПСК (отклониться от нее можно только на треть). Клиент имеет право передумать, законом предусмотрен «период охлаждения», пени и штрафы регламентированы также законом. Произвольно их устанавливать нельзя.

Компании, не состоящие в СРО, также будут исключаться из реестра. На рынке представлены три легитимных СРО для МФО.

Кроме этого, МФО обязаны к 29 марта 2017 года определиться со статусом: МФК или МКК. МФК (микрофинансовые компании) должны иметь не менее 70 млн рублей собственного капитала,они смогут выдавать кредиты физлицам в размере 1 000 000 рублей на одного заемщика, предпринимателям - по 3 000 000 рублей в одни руки, а также им разрешено принимать от населения инвестиции в размере не менее 1 500 000 рублей. Желающие получить данный статус должны подать документы в ЦБ. И затем включить в наименовании компании словосочетание «микрофинансовая компания».

Все, кто не подал документы на получение статуса МФК, становятся микрокредитными компаниями (МКК). Микрокредитные компании могут выдавать физлицам займы в размере до 500 тысяч на одного клиента, предпринимателям - до 3 000 000 рублей, не имеют права принимать вложения от граждан. Наименование им тоже придется по итогам деления рынка поменять - внести для ясности словосочетание «микрокредитная компания». Все, кто не сделает этого до указанной даты или же будет работать в разрез с принятыми нормами - будут «изгоняться» из реестра.

Кроме этого, 2017 год, скорее всего, станет годом жесткой борьбы с «черными кредиторами». Компании, которые работают на рынке без получения номера в реестре ЦБ, столкнутся с повышением административных штрафов, они будут начинаться от 1 000 000 рублей, тогда как сейчас эти штрафы от 200 тысяч рублей. Тех, кто с первого раза не понял, будут садить в тюрьму. Сегодня всерьез обсуждают вопрос введения уголовной ответственности за нелегальную выдачу займов. Звучат также мнения, что нужно в ближайшее же время лишить нелегальных игроков возможности взыскивать с клиентов долги по суду.

Правда, в преддверии выборов громко звучат призывы вообще запретить микрофинансирование в России. Но большинство участников рынка считают, что это чисто популистские лозунги. Такое решение не сделало бы людей богаче, не решило бы их финансовых проблем и ограничило бы финансовую доступность. Да и непонятно, зачем тогда была проведена колоссальная работа по приведению рынкам микрофинансов в надлежащий вид?

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...