Законопроект о введении налога на добавленный доход в нефтяной отрасли прошел первое чтение. Опасный эксперимент: чем плох налог на добавленный доход


03.04.2018 19:14:02

Государственная Дума на пленарном заседании во вторник, 3 апреля, приняла в первом чтении правительственный законопроект о введении налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли.

Также депутаты рассмотрели альтернативный законопроект о налоге на финансовый результат (НФР). Документ был внесен в нижнюю палату парламента Думой Ханты-Мансийского автономного округа.

По словам Председателя комитета ГД по энергетике, члена фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павла Завального , фискальная система налогообложения нефтяной отрасли, которая существовала в России на протяжении последних 20 лет, сегодня уже не соответствует задачам по поддержанию добычи нефти. «При общем ухудшении структуры запасов она не оказывает стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти, не оставляет достаточных средств для инвестирования в новые технологии добычи», - отметил в ходе рассмотрения законопроекта глава думского комитета.

«Сегодня достигнутый уровень извлечения нефти составляет 26% при проектных значениях в 36%. В ХМАО - 22%, то есть каждую пятую тонну нефти мы добыли, при этом в той же Норвегии – 52%, в США – 42%», - привел данные Завальный.

С целью улучшения условий добычи нефти и разработки новых месторождений многие страны перешли на стимулирующие модели налогообложения нефтяной отрасли, отметил депутат. «Поэтому ХМАО, понимая проблемность, в ноябре 2014 года вышел с инициативой и внес законопроект о налоге на финансовый результат (одна из стимулирующих моделей налогообложения) . Налоговую ставку предлагалось установить в размере 60%, в том числе 48% в федеральный бюджет, 12% в бюджет субъекта Федерации. И в связи с этим предлагалось изменить Бюджетный кодекс», - указал Завальный.

Несмотря на общее понимание необходимости перехода к стимулирующей системе налогообложения, законопроект ХМАО вызвал замечания у Министерства финансов и у думского комитета по энергетике в части его универсальности и применимости для разных категорий месторождений, отметил парламентарий. В частности, по мнению экспертов и представителей отрасли, налог на финансовый результат больше применим для истощенных месторождений. Для новых месторождений больше подходит налог на добавленный доход, пояснил Завальный.

«В течение 4 лет Правительством вместе с нефтяными компаниями, с профильными комитетами была проведена работа. И в итоге законопроект, который предлагает Правительство, – это конвергенция двух подходов – закона о НДД и закона о НФР. Его можно применять как для разработки новых месторождений, так и для истощенных месторождений. Поэтому представляется целесообразным принятие именно законопроекта, подготовленного Правительством», - сказал глава думского комитета.

Председатель комитета ГД по бюджету и налогам, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Макаров назвал законопроект о применении НДД в нефтяной отрасли революционным.

«Мы прекрасно понимаем, что доходы нефтяной отрасли еще очень долгие годы будут оставаться базой для решения многочисленных проблем, которые есть у нас в стране», - заявил Макаров в ходе выступления на пленарном заседании.

При этом действующая сегодня система налогообложения в нефтянке была сформирована в 2002 году, и по существу представляет собой фискальные изъятия путем оборотных налогов – НДПИ и таможенной пошлины. «Это обеспечивало фискальные задачи и очень хорошо работало, но мы прекрасно понимаем, что по существу это было использование тех ресурсов и тех запасов, которые были наработаны еще в советское время. Это те запасы, которые еще были легкоизвлекаемыми. Меняется ситуация, а эта система не создавала главного – она не создавала стимула для ведения геологоразведки, для добычи трудноизвлекаемой нефти», - заявил глава бюджетного комитета.

В этой связи Макаров подчеркнул необходимость перехода к новой системе налогообложения, которая будет «стимулировать геологоразведку, которая будет стимулировать компании заниматься добычей уже не легкой, а тяжелой нефти».

«Очень важно, что эта работа, абсолютно фундаментальная, начинается с эксперимента, а не с установления общих правил, - отметил депутат. - Предлагается эксперимент, который позволит определить реальные последствия на очень ограниченном объеме. И только после этого, в случае положительного решения, предлагается распространить (налоговый режим) на всю страну. Мы должны провести объективный эксперимент, который позволит нам реально понять, как сделать так, чтобы нефтяная отрасль развивалась эффективно».

Глава думского комитета также отметил, что эксперимент в налоговой сфере проводится не за счет региональных бюджетов, а за счет средств федерального бюджета. «Все потери, которые по этому эксперименту могут быть понесены, относятся к федеральному бюджету», - подчеркнул Макаров.

«Риски есть. Мы понимаем, что если завтра цена на нефть упадет, то будут реальные потери бюджета, но потери федерального бюджета. При этом доходы региональных бюджетов только вырастут, потому что (будет действовать) налог на прибыль – будет меньше вычет и регионы получат больше средств. То есть данный эксперимент – это предложение как в случае падения цены на нефть обезопасить региональные бюджеты, которые зависят от нефтяных доходов», - заявил парламентарий.

Макаров напомнил, что комитет проводил специальные парламентские слушания, а также заседания Экспертного совета, участие в которых принимали представители всех компаний и профильных ведомств. «И все говорят, что законопроект об НДД в нефтяной отрасли надо принимать», - отметил он.

«Хотелось бы сказать огромное спасибо нашим коллегам из ХМАО, именно их законопроект (о налоге на финансовый результат) позволил начать серьезную дискуссию, - добавил Макаров. – В этом законе предлагалось, что точки недр, где будет проводиться эксперимент, будут определяться Правительством. В результате парламентских слушаний нам удалось доказать, что участие в эксперименте должно определяться в законе. И уже мы видим, что все точки недр прописаны в правительственном законе. Мы впервые географические координаты включаем в Налоговый кодекс, и это является гарантией того, что этот закон не станет способом недобросовестной конкуренции компаний».

Комитет Госдумы по бюджету и налогам предлагает поддержать правительственный законопроект, заявил Макаров. По его словам, законопроект об НДД «в значительной степени вобрал в себя все то лучшее, что предлагали наши коллеги из ХМАО». «Мы сейчас предлагаем дать длительную рассылку – порядка месяца, думаю, нам понадобятся специальные парламентские слушания или Экспертный совет, чтобы посмотреть, что нужно сделать в рамках второго чтения. И мы приглашаем всех принять участие в этой работе», - обратился к коллегам глава бюджетного комитета.

Выступая от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», член комитета ГД по бюджету и налогам Валерий Скруг отметил актуальность перехода на новую систему налогообложения в условиях экономический санкций.

«Мы с вами прекрасно понимаем, что новые разработки надо инвестировать. В нынешней ситуации, в ситуации санкций ждать инвестиций из-за рубежа не приходится. Поэтому мы должны дать возможность разрабатывать новые месторождения нашим компаниям», - заявил парламентарий.

Для этого, по его мнению, необходимо вводить для российских нефтедобывающих компаний специальные налоговые режимы.

В качестве примера эффективной законодательной поддержки отраслей отечественной экономики Скруг привел опыт принятия законов, стимулирующих развитие АПК. «Вы помните, недавно мы принимали целую серию законов, и тогда многие говорили, что сельское хозяйство убыточно. Тем не менее, мы в позапрошлом году получили 120 миллионов тонн урожая зерна в стране, а в прошлом году - 134. Это такой хороший пример, когда стимулируется отрасль, и она даёт свои результаты», - отметил депутат.

«Мы предлагаем поддержать законопроект о введении налога на добавленный доход. Он позволит простимулировать как разработку новых месторождений, так и продолжить добычу нефти на истощённых участках», - заключил Скруг.

Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, который уточняет, что «сам этот документ пока не видел». Ускорение с работой над законопроектом связано, видимо, с достигнутой договоренностью с ОПЕК о сокращении добычи нефти. НДД, видимо, будет преподносится нефтяникам как способ сэкономить и сократиь потери от снижения добычи.

До сих пор действует налог на добычу полезных ископаемых. В отличии от него НДД будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку.

Процесс определения и согласования этих предельных расходов обещает быть увлекательным. Как сообщает ТАСС, внесенный законопроект предусматривает добровольный переход на НДД для двух групп пилотных проектов. Первая группа - это новые месторождения (гринфилды) в новых регионах, вторая группа - зрелые месторождения (браунфилды) в Западной Сибири с суммарной годовой добычей нефти по всем месторождениям не более 15 млн тонн. В пилотном режиме НДД должен начать работать с 2018 г.

В последние годы Минфин отдает предпочтение НДД. Мол, это системное решение на долгосрочную перспективу. Сообщается, что параметры НДД согласованы между Минфином и Минэнерго.

ТАСС напоминает, что нефтяные компании представили свои предложения по реформе на совещании в Минэнерго в январе. «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и Независимая нефтегазовая компания единогласно выступили против повышения НДПИ, при этом «Газпром нефть» готова к компромиссу. Все они сходятся во мнении, что им необходимо предоставить право добровольного выбора налогового режима в течение одного года с даты вступления в силу закона о новом налоге.

Пока, по подсчетам компаний, за 2010-2017 годы изменение налоговых условий уже привело к росту нагрузки на отрасль на 1,1 трлн руб.

Постоянно идет спор между нефтяниками и властями об уровне налогов, и кона ему не видно. Ищутся компромиссы. По словам осведомленных источников ТАСС, за индивидуальные льготы выступает «Роснефть». Крупнейшее нефтяное месторождение в России - Самотлорское, по ее мнению, не должно попадать под НДД, поскольку является обводненным.

Заявки на участие в пилотном проекте по переходу месторождений на налог на добавленный доход уже подали «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Русснефть». Все месторождения расположены в Западной Сибири, их совокупная добыча составляет около 7 млн тонн.
В интервью Агентству нефтегазовой информации (АНИ) председатель комитета по энергетике Государственной Думы РФ Павел Завальный говорил, даже в случае одобрения в правительстве, реформа будет носить в начале характер отраслевого эксперимента.

«Новый подход, а это будет конвергенция двух подходов, НДД и НФР (налог на финансовый результат) с тем, чтобы его можно было применять как для новых, так и для истощенных месторождений, коснется месторождений с объемами добычи до 10 млн тонн в год. Нужно будет посмотреть, как он будет работать, насколько эффективно и достигнет ли заявленных целей», - приводит его слова АНИ.

Тянуть с реформой стало сложно после продления соглашения об ограничении нефтедобычи странами ОПЕК и 11 независимыми нефтепроизводителями. В Vygon Consulting подсчитали, что в результате потери российских нефтяных компаний от составят в 2017 г. 70 млрд руб. Эти данные агентство приводит в исследовании «Нефтяная отрасль России: итоги 2016 года и перспективы на 2017–2018 годы».
Выигрыш российского бюджета от этих соглашений в 2017–2018 годах оценивается в 0,75–1,5 трлн руб.. Пролонгация сделки с ОПЕК до конца 2017 г. может привести к сокращению добычи нефти в России по итогам года на 1 млн т, до 546,5 млн т. В случае непродления соглашения добыча нефти в России могла бы вырасти до 554 млн т по итогам года.

Аналитики Vygon Consulting полагают, что в качестве компенсации потерь от сокращения добычи нефти отрасль могла бы просить у государства расширения эксперимента по налогу на добавленный доход (НДД) на обводненные месторождения и отказа от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ.

Минэнерго выступает против этого. Об этом говорил недавно министр энергетики Александр Новак, подчеркивая, что ведомство не планирует компенсаций для российских компаний в связи с возможным продлением соглашения по сокращению добычи нефти. Однако в апреле правительство одобрило налоговую реформу в нефтяной отрасли и согласилось обсуждать льготы для нефтяников, если последние гарантируют рост добычи. Теперь, когда налоговый законопроект поступил в кабмин, надо ждать новых раундов переговоров нефтяников и властей, причем сторонам нужно будет придти к какому-то соглашению до поступления проекта в Думу. Однако сроки обсуждения проекта депутатами не называются.

Минфин разработал свой вариант фискальной реформы для нефтяников — налог на добавленный доход. Как сообщает газета «Ведомости», министерство уже разослало параметры планируемых изменений в компании и профильные ведомства. С прошлого года в правительстве обсуждается альтернативный законопроект — налог на финансовый результат. На его введении настаивает Минэнерго. Сбор уже собираются внедрить на 16 пилотных месторождениях. Однако в Минфине считают это комплексным решением. Финансовое ведомство настаивает на плавном введении НДД для всех проектов.

Ставка налога на добавленный доход будет фиксированной — 70%. Сбор будет взиматься с расчетной выручки компаний от добычи сырья с вычетом транспортных затрат, экспортной пошлины, НДПИ, операционных расходов и инвестиций. Компаниям придется платить налог только когда окупятся все затраты на месторождение. Помимо этого, фирма должна получать фиксированную доходность по денежному потоку от 6%. НДД применим ко всем проектам, но затраты на приобретение месторождения будут учитываться только для новых. Также вводится ограничение издержек. За период они не должны превышать $20 за баррель. Это условие смягчит возможность переноса затрат на следующий период. Для компаний сохранятся экспортная пошлина, налог на прибыль и НДПИ, но в измененном виде: стартовая ставка составит 30%. Однако при достижении положительной базы по НДД она повышается до 40%.

Ранее предполагалось, что и налог на финрезультат, и налог на добавленный доход заменят НДПИ. Таким образом, новый сбор будет учитывать доходы нефтяных компаний, а не стоимость добытых полезных ископаемых. Налог на добавленный доход — это хорошее предложение для нефтяников даже при частичном сохранении НДПИ. Это отметил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Это неплохой вариант. Да, НДПИ сохраняется, но фактически он является некой составной частью этого НДД, и НДД у нас возникает только при достижении определенных параметров по денежному потоку. В условиях, когда цены на нефть изменяются в очень большом диапазоне, тяжело прогнозировать свои инвестиции, эти изменения будут даже неплохими, особенно в части старых месторождений, потому что там учитываются исторические затраты. Этот механизм позволит более эффективно добывать на этих месторождениях», — уверен Фролов.

Предлагаемый Минфином вариант налога на добавленный результат нельзя считать полностью доработанным. В этом уверен управляющий директор компании VYGON Consulting Григорий Выгон.

«Сейчас очень много будет зависеть от реакции компаний. Если им все в целом понравится, то в таком виде законопроект может быть внесен в Госдуму и принят. Там есть, конечно, ряд вопросов по квотированию, определенным параметрам. На мой взгляд, все-таки повторяется предыдущая ошибка. Вместо того, чтобы оценить реальный эффект для отрасли и для бюджета, предлагается некий вариант, который может устроить компании. Так было в случае с НФР. Это не системная работа», — пояснил Выгон «Коммерсантъ FM».

Как отмечает газета «Ведомости», «Роснефть», «Газпром нефть» и «Башнефть» пока изучают эффект от новых параметров закона Минфина. Однако представители двух последних компаний заявили изданию, что Минфин не должен забывать и про стимулы отрасли.

Из-за высоких рисков для бюджета и нефтяной отрасли разумнее было бы унифицировать льготы по НДПИ, нежели вводить налог на добавленный доход

В конце августа правительство поручило Минфину временно скорректировать норму Бюджетного кодекса, по которой новые налоговые законы должны быть приняты не менее чем за месяц до внесения в Думу проекта федерального бюджета (1 октября). Это позволит уже с 2018 года ввести налог на добавленный доход (НДД), который, в отличие от НДПИ, будет взиматься не с количества добытой нефти, а с доходов от ее продажи за вычетом расходов на добычу и транспортировку. НДД будет действовать на западносибирских месторождениях «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛа и «РуссНефти» с общей добычей около 7 млн т: эти компании подали заявки на участие в пилотном проекте.

Стимул для расходов

Конфигурация НДД активно обсуждалась Минфином и Минэнерго в течение последних двух лет. В апреле реформа наконец была одобрена правительством. Однако в последний момент ее чуть было не сорвала еще одна налоговая новация: в июне Минэнерго внесло в правительство законопроект, по которому «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» могут получить право платить лишь половину НДПИ с добычи на обводненных месторождениях. Категорически против выступил Минфин: по его оценке, в случае принятия законопроекта федеральный бюджет в 2018 году потеряет свыше 150 млрд руб. доходов. В итоге решение по льготам не было принято.

Впрочем, риск снижения бюджетных доходов есть и в случае внедрения НДД. Базой для его взимания станет прибыль, а потому у компаний будут стимулы ее занижать. В Великобритании, где также действует НДД, эта проблема получила название gold plating («золочение»): компании стремятся раздувать издержки, правда, там с этим борются не только налоговики, но и акционеры, дивиденды которых зависят от рентабельности добычи. В России у акционеров зачастую мало реальных рычагов воздействия на менеджмент, причем не только у миноритарных, но даже у мажоритарных. Свидетельство тому — безуспешные попытки Росимущества заставить «Роснефть» направлять на дивиденды 50% чистой прибыли по МСФО — по итогам 2016 года компания согласилась заплатить лишь 35%.

Внедрение НДД будет сопровождаться отменой экспортных пошлин, поэтому реформа несет с собой еще один риск — снижение рентабельности нефтепереработки. Сейчас к пошлинам привязана внутрироссийская цена на нефть: она рассчитывается как экспортная цена минус пошлины и затраты на транспортировку. В случае отмены пошлин цена на нефть автоматически вырастет, что ударит по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). Обнулится и таможенная субсидия (разница между более высокими пошлинами на нефть и более низкими на нефтепродукты), за счет которой НПЗ удается экспортировать нефтепродукты с низкой глубиной переработки.

В ответ Минфин предлагает ввести отрицательный акциз на нефть: НПЗ смогут получать вычет на сумму акциза, которую добывающие компании будут выставлять при продаже нефти. Однако размер компенсации переработчикам придется ежегодно выторговывать при утверждении бюджета, и не факт, что она не будет быстро отменена. На практике Минфин не очень благосклонен к любым компенсациям: например, в 2016 году правительство пошло на повышение НДПИ, но при этом отказалось от запланированного ранее снижения пошлин с 42 до 36% — рост налоговой нагрузки компаниям ничем тогда компенсирован не был. Наконец, реформа несет с собой еще один риск — сосуществования в отрасли двух налоговых режимов, что вряд ли добавит удобства как компаниям, так и регуляторам.

Другой путь

Впрочем, это не означает, что от изменений в налогообложении нефтянки следует полностью отказаться. Решения требует вопрос бессистемной выдачи льгот по НДПИ — на это отчасти и направлена реформа. За 2007-2015 годы доля льгот в сборах НДПИ выросла с 2 до 16% (оценка VYGON Consulting). Сюда относятся льготы и для шельфа, и для высоковязкой нефти, и для истощенных месторождений, и для трудноизвлекаемых запасов. Унифицировать их выдачу поможет автоматизация сбора информации с добывающих скважин. Такая автоматизация, к примеру, была проведена в алкогольной отрасли: с 2005 года информация о каждой произведенной в стране бутылке любого алкогольного напитка фиксируется в ЕГАИС.

Отменять нужно и экспортные пошлины, поскольку они консервируют отсталость российской нефтепереработки. Однако делать это надо лишь после 2021 года: к тому моменту, по данным Минэнерго, большинство компаний закончит программу модернизации НПЗ, потому им проще будет сохранить рентабельность в новых условиях. Постепенное обнуление пошлин вкупе с систематизацией льгот по НДПИ сделает систему налогообложения отрасли более нейтральной, при этом Минфин сможет минимизировать риск выпадения бюджетных доходов. В случае же с НДД этого риска не избежать, а потому эксперимент с его внедрением вряд ли окажется для отрасли последним.

15.06.2018

15.06.2018; Портал для недропользователей - dprom.online: https://dprom.online/2018/06/15/ndd-plyusy-i-minusy-eksperimenta/

Российская экономика всегда серьёзно зависела от добычи углеводородного сырья. При этом в нынешних условиях наращивать свои объёмы нефтяным компаниям всё сложнее. Недропользователям стало невыгодно инвестировать в старые проекты, а разрабатывать новые для большинства — дорого . Исправить ситуацию призван налог на добавленный доход. По задумке, он частично заменит налог на добычу полезных ископаемых, обогатив казну на триллион рублей, а запасы нефти на 100 млн тонн. Отрабатывать пилотный вариант нового закона решено в 2019 году. А пока реформа ждёт своего принятия в Госдуме, вокруг неё продолжаются дискуссии.

«Индивидуальный» налог

Налог на добычу полезных ископаемых стал ведущим в нефтяной отрасли в 2001 году. За 16 с лишним лет неоднократно вскрывались его несовершенства, но кардинально систему никто не менял. Главный недостаток НДПИ в том, что он не учитывает затраты компаний на разработку месторождений, а взимается, исходя из объёмов добытой или экспортируемой нефти. Такой подход неизбежно ведёт к нерентабельности разработки как нетрадиционных запасов углеводородного сырья, так и новых месторождений со сложными климатическими условиями. Не способствует он и увеличению добычи на выработанных участках. Потому выгодным вариантом для компаний стало браться только за прибыльные и нерискованные проекты. Чтобы избежать серьёзного падения добычи и сокращения бюджетных доходов, Минфин ввёл для нефтяников сложную систему льгот. Схему вскоре логично прозвали «лоскутным одеялом». Вместо стимула для разработки трудных запасов, она разыграла борьбу среди компаний за новые и новые преференции. В итоге почти каждое месторождение фактически стало рассчитываться по индивидуальному налогу. Из-за сложностей фискального администрирования перестали учитываться многие нюансы. В стратегическом плане двигаться по этой модели налогообложения губительно для нефтяной отрасли, потому внедрение НДД разумно и оправдано, считает руководитель аналитического управления фонда энергетической безопасности Александр Пасечник.

«Как известно, компании порой получали послабления по тем или иным месторождениям на определённый период - ставки НДПИ ниже, или нулевые, всё зависело от конкретных решений и конкретных компаний. Если оставлять НДПИ, мы увидим ещё больше частных историй, частных запросов. Система принятия точечных льгот будет в авангарде, то есть мы увидим шквал таких просьб. Чтобы избежать этих административных частностей, мы идём к переходу на НДД. Это уже системное решение, пускай, пока пилотное, но оно заместит точечные фискальные запросы от нефтегазовых компаний», - говорит эксперт.

Что-то с чем-то

В течение двух последних лет параметры нового налога несколько раз изменяли и пересчитывали. В итоге НДД в предлагаемом формате - это что-то между налогом на прибыль и НДПИ. Он не является налогом на финансовый результат в классическом понимании, так как сохраняет многие элементы рентной системы налогообложения. Ставка НДПИ не исчезнет, но будет снижена. А НДД начнут взимать по следующей схеме: выручка минус фактические и расчётные расходы, умноженная на ставку в 50%.

В пилотном режиме НДД коснется четырёх категорий участков недр . К ним относятся: вновь разрабатываемые месторождения в отдельных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока ; участки, пользующихся льготами по вывозной таможенной пошлине; выработанные на 20-80% месторождения в традиционных регионах добычи ; вновь разрабатываемые участки недр с незначительными запасами также в традиционных регионах добычи.

Вступление в систему НДД добровольное. На данный момент участие в пилоте заявили 35 лицензионных участков. Известно, что их разрабатывают «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз».

Плечо от государства

Очевидный плюс при переходе на НДД для нефтяных компаний в том, что расходы на капитальные вложения могут быть приняты государством в полном объёме в момент их возникновения. Кроме того, повысится налоговая эффективность для гринфилдов: лимит фактических расходов не будут применять в течение 7 лет.

«Налог будет исчисляться с учётом экономики разработки месторождений за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволяет ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе ТРИЗы. До окупаемости проекта налоговая нагрузка для нефтяных компаний будет существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения , что позволяет повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость за более короткие сроки, сократить объёмы и сроки привлечения заемных средств, необходимых для реализации проекта, тем самым увеличить добычу углеводородного сырья на конкретном участке недр », - объясняет советник по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», доктор экономических наук Маргарита Козеняшева.

К слову, эксперт разделяет расчёты Минэнерго по ожидаемым сборам от НДД. До 2035 года доход должен составить порядка 1 трлн рублей, то есть в среднем, это около 50-60 млрд рублей ежегодно в течение 18 лет. Однако, по словам Козеняшевой, коррективы в этих прогнозах не исключены, так как никто не может точно предсказать, как в перспективе поведут себя цены на нефть, доллар, а также другие важнейшие валюты.

Опасения и риски

Компании, имеющие льготы по НДПИ и экспортной пошлине, боятся их потерять, потому особо не приветствуют переход на новый налог. Пока им действительно выгоднее оставаться в старой системе налоговых координат, уверена Маргарита Козеняшева . «Налоговые органы опасаются, что нефтяные компании будут необоснованно завышать свои затраты, занижая налогооблагаемую базу. Но эти опасения быстро развеются, как только система начнёт работать. Сегодня при том уровне контроля со стороны учёта, который есть, трудно сильно завысить затраты. В ходе реализации проекта перехода на НДД, что-то будет подкорректировано. Но в целом это, безусловно, нужно делать», - заключила профессор .

О том, что этот стратегический подход в виде НДД необходим для развития отрасли, говорят многие эксперты. Однако принимать новый налог правительство не спешит. Рассмотрение законопроекта годами откладывается. В этом прослеживается явный недостаток доверия государства к бизнесу, а также неготовность властей разделить с нефтяниками коммерческие риски при разработке сложных проектов. Именно поэтому предложенный НДД выглядит как модификация НДПИ.

«Тенденции по оптимизации налогообложения всегда существовали. Понятно, что Минфин и надзорные службы не могут слепо приветствовать инновации нефтяной отрасли. Хотя, в любом случае, стратегия развития нефтяной отрасли подразумевает фискальные перемены, в том числе и в пользу нефтяников. Баланс он всё ещё ищут. Поэтому мы видим насколько это всё туго движется с позиции нефтяников, потому и наши фискальные службы выступают за консерватизм подходов. Но я замечу, что у Минфина игры в стратегии не приоритет, им надо по факту работать и показывать чуть ли ни ежемесячный положительный результат, удерживать в рамках дефицит и сохранять в приемлемом русле годовой бюджет», - высказал свою точку зрения Александр Пасечник.

Мировая практика

В мировой практике рентные системы налогообложения остались в странах, где проблема истощения ресурсов и увеличения доли ТРИЗ неактуальна: Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ. Например, в Канаде для стимулирования разработки ТРИЗ одновременно с рентной системой устанавливаются специальные правила налогообложения, фактически аналогичные налогу на финансовый результат. Другие нефтедобывающих страны, такие как Англия и Норвегия, отошли от роялти ещё в начале 2000-х, что позволило им существенно увеличить налоговые поступления в бюджет за счёт увеличения объёма добычи сырья. Опыт Норвегии аналитики приводят отдельно. Нефтяную отрасль там облагают налогом на прибыль, к которому прибавлен специальный налог по ставке 78%. По такой же ставке, в случае убытков, государство из бюджета возмещает компаниям расходы на геологоразведочные работы.

Ставку НДД в России неоднократно пытались завысить, однако все же остановились на 50. Роман Шумяцкий, государственный советник РФ, доцент кафедры общественных финансов НГУЭУ, считает такой процент вполне адекватным.

«Понятно, что все организации и налогоплательщики не только в нашей стране, но и во всём мире, не хотят платить налоги, потому что это - часть имущества. Поэтому и должно быть разумным соотношение. В своё время американский экономист Лаффер выяснил, какая максимальная налоговая нагрузка может быть на бизнес, чтобы и государство не в проигрыше оставалось и бизнесу было бы нормально. Так вот, он определил ставку в 40-50% налоговых изъятий. Если больше - бизнес либо затухнет, либо уйдёт в тень», - уверен советник.

Как на самом деле на нефтяной отрасли отразится НДД, станет понятно только в 2020-22 годах. Потому как должен пройти хотя бы один финансовый год в новой налоговой системе. Напомним, что заработать она сможет лишь в 2019 году, при условии, что законопроект примет Государственная Дума.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...