Зачем рыночной экономике нужен государственный сектор? Государственный сектор и его место в рыночной экономике.


Осуществляя регулирование социально-экономических процессов, государство использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач, финансовых возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ мирового опыта позволяет говорить о некотором стандартном наборе методов и инструментов государственного регулирования.

Различают прямые (или административные) и кос­венные (или экономические) методы регулирования, каждый из которых представлены различными инструментами. Прямое (директивное) регулирование возможно по отно­шению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных бедствий (например, сти­хийные катастрофы, технические аварии и т.п.). Оно в значительной степе­ни ограничивают свободу выбора и направлено на то, чтобы заставить делать так, а не иначе.

В рыночной экономике предпочтение отдается эко­номическим регуляторам, так как они более гибкие, на­правлены на создание у предприятий экономической заин­тересованности, оставляют для них свободу выбора. Это более демократические рычаги регулирования.

Разграничение экономических и административных инструментов довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказы­вается на экономическом поведении субъектов рынка.

К административным инструментам регулирования рыночного поведения субъектов относятся законы и подза­конные акты: запрет отдельных видов деятельности и тех­нологий, порядок регистрации предприятий, антимоно­польное законодательство, штрафные санкции, таможен­ное регулирование, регулирование цен, директивное пла­нирование и многие другие меры. Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях государ­ственного регулирования:

- Антимонопольная политика, направленная на ог­раничение монополизации рынков.

- Внешние отрицательные эффекты рыночных про­цессов. Например, их последствия для окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов.

- Социальная защита, т.е. определение и поддержа­ние минимально допустимых параметров жизни населения, регулирование планки, ниже которой жизненный уровень в цивилизованном обществе опускаться не должен. Сюда относятся гарантированный минимум заработной платы, си­стема социальных гарантий, пособия по безработице и т.п.

- Область международных экономический связей. Здесь регулирование направлено на защиту национальных интересов: лицензирование экспорта, государственный контроль над импортом, таможенная политика.

Таким образом, сфера применения административ­ных инструментов достаточно широка.

Но в рыночной экономике преобладают все же кос­венные, экономические методы регулирования. Вы­делим некоторые из них и дадим лишь общую их характе­ристику.

1. Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика регулирования денежной мас­сы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Так государство может влиять на цены, инве­стиционные процессы и потребление населения, на объем национального производства и темпы экономического роста (тема 7).

2. Финансовая политика - это мероприятия государ­ства по мобилизации финансовых ресурсов, по их распределению и использованию на основе финансового законо­дательства страны (тема 6).

3. Внешнеторговая политика. Она связана со стиму­лированием экспорта и ограничением импорта. Инструментами стимулирования экспорта являются: на­логовые льготы, гарантии экспортного кредита, использо­вание двухсторонних и многосторонних экономических со­глашений, снижение валютного курса. Для регулирования импорта государство использует ставки налогов на импорт или таможенные тарифы. (курс мировой экономики)

4. Регулирование международного движения капита­лов. Экспорт капитала предполагает создание за границей гарантий безопасности инвестиций, кредитную поддержку зарубежных инвесторов. Импорт капитала предполагает ус­тановление приоритетных секторов экономики для иност­ранных инвестиций, регулирование распределения прибы­лей, налогообложения и др. (курс мировой экономики)

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое про­граммирование. Его задача - комплексное использование в стратегических целях всех элементов государственного регулирования: административных и экономических.

По мере усложнения задач по регулированию эконо­мики правительства стали разрабатывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные целевые программы. Объек­тами таких программ обычно являются отрасли (например, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (напри­мер, социально-экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем); различные направле­ния научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обыч­ные среднесрочные экономические программы составля­ются, как правило, на пять лет с ежегодной корректиров­кой и продлением на один год (скользящее программиро­вание). Чрезвычайные программы разрабатываются в кри­тических ситуациях, например в условиях кризиса, массо­вой безработицы, опасной инфляции. Они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления за­метное место занимают средства административного регу­лирования.

Уровень развития государственного программирова­ния в отдельных странах различен, но практически во всех странах рыночной экономики осуществляются целевые про­граммы.

На базе опыта целевых и чрезвычайных программ в конце 60-х годов развитые страны перешли к общенациональному среднесрочному программированию, охватывающему важнейшие по­казатели народного хозяйства.

Однако в условиях рыночной экономики государственное экономическое программирование может быть только ин­дикативным, т.е. носить целевой рекомендательно-стиму­лирующий характер.

Итак, современная рыночная система немыслима без ГРЭ. Однако существуют важные ограничения для него, существует грань, за которой рыночные процессы деформируются, и эффективность общественного производства падает.

Государство способно осуществить свои экономичес­кие функции в том случае, если имеет достаточную экономическую базу. Такой базой является государственный сектор экономики.

Отечественные экономисты традиционно понимали под государственным сектором сферу экономики, в кото­рой действовали государственные предприятия и учрежде­ния (т.е. сферу государственного предпринимательства). В мировой науке государственный сектор отождествляют с совокупностью всех форм непосредственного участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В соответствии с таким пониманием государственный сектор состоит:

1. Из сферы государственной предпринимательской де­ятельности, основанной на государственной собственнос­ти. Последняя получила развитие в 30-40-е годы прошлого века. Она возникала прежде всего в тех сферах, которые обеспечивали целостность народного хозяйства страны. Это, во-первых, отрасли производственной инфраструктуры (дороги, каналы, порты, системы водо-, электроснабжения, связи и т.д.) и отрасли социальной инфраструктуры (система образования, здравоохранения). Эти отрасли создают общие условия воспроизводства, но требуют больших капиталов, длительного периода его оборачиваемости, низкую норму прибыли. Во-вторых, сфера науки и важнейших направлений техники, т.е. там, где высока степень риска и неопределенность получения результатов. Возникала государственная собственность различными путями: национализация предприятий и отраслей; строительство государственных предприятий за счет средств государственного бюджета; создание смешанных государственно-частных предприятий.

2. Из сферы государственных финансов, центром ко­торой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется процесс перераспределения доходов. Доходы госбюджета тес­но связаны с налоговой системой, а расходы - с выпол­нением государством ряда задач и функций.(тема 6)

3. Из сферы денежного обращения, центром которой является центральный банк. Центральный банк осуществляет денежное регулирование, держит под контролем государ­ственную денежную систему (тема 7).

Размеры государственного сектора должны соответ­ствовать функциям, которые выполняет государство. Рост функций и направлений государственной деятельности вы­зывает и рост государственного сектора.

Если же государство без достаточных экономических оснований расширяет свои функции и вы­зывает рост государственного сектора, это снижает общую эффективность экономики. Это обусловлено тем, что конкурентный тонус государственных предприятий ослаблен – дотации, налоговые льготы, продление сроков выплат кредитной задолженности и т.д. В связи с этим в 80-е годы в развитых странах возникла необходимость разгосударствления и приватизации.

Наиболее распространенными современными способами разгосударствления стали:

1. Либерализация рынков: отмена барьеров для доступа на рынок новых конкурентов; стимулирование диверсификации производства и продаж; поощрение малого бизнеса, снятие ограничений для проникновения иностранного ка­питала; меры по демонополизации экономи­ки.

2. Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-ча­стных).

3. Создание для государственных предприятий ры­ночных условий функционирования: сокращение государ­ственных субсидий, отказ от списаний банковской задол­женности, отмена налоговых льгот и т.п.

4. Приватизация государственных предприятий. При этом государственная собственность может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам и т.д.

Наиболее популярными формами приватизации го­сударственной собственности в развитых странах являются продажа предприятий через систему аукционов и конкурсных торгов непосредственно в частные руки; выкуп акций государственного предприятия менедже­рами («управленческие выкупы»). Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управле­ние предприятием.

Снижение эффективности государственного сектора может быть связано и с другими причинами: неправильный выбор методов и инструментов ГРЭ, чему способствуют эффект особых интересов у политических деятелей; бюрократизация, которую «плодит» государственный сектор.

Для смешанной рыночной экономики характерно многообразие форм собственности. В
развитых странах наряду с частной (ведущей) собственностью существует и
государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых
странах различен. Он крайне мал в США и Японии. На европейских же
государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия)
валового внутреннего продукта. Щ, них занято от 4% (Великобритания) до 20-25%
(Австрия, Гре*-ция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осу-| I
ществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Фран-г ция) и даже 1/2
(Австрия) валовых капиталовложений в эконо* мику. В США около 1/3 всей земли
находится в собственности" федерального правительства. ;
Следовательно, государство в современной рыночной эконо-i; мике - это и
предприниматель, и крупный инвестор, и органи-? затор НИОКР, и потребитель
конечной продукции. Оно непо4! средственно участвует в производстве,
распределении, обмене ц-> потреблении товаров и услуг. [ ;
Государственная собственность. В государственной собствен-!-" ности субъектом
отношений присвоения, распоряжения и конт4г роля выступает государство.
Государственная собственность воз-|Д никает двумя путями. Первый путь, когда
государство строит^ новые предприятия за счет средств бюджета; второй - когда
государство осуществляет полную или частичную национализа-; цию, приобретая
акции частных предприятий. f*
В результате государственная собственность реализуется по" следующим каналам:
;"
создание" за счет средств государственного бюджета мало-" прибыльных предприятий
инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное
хозяйство, энергетика, транспорт, связь);
развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с на-: учно-техническим
прогрессом (электроника, авиация); " "
национализация убыточных предприятий (например, пред-;" приятии угольной
промышленности). "
В результате в орбите государственного предпринимательст-i;. ва оказываются не
только инфраструктура, добывающая промыш-леннойть, но и некоторые ведущие
отрасли промышленности. >
Государственные предприятия бывают двух видов: государственные предприятия,
обладающие статусом юридического лица, и государственные предприятия, не
являющиеся юридическими лицами. Если государственные предприятия не обладают
статусом юридического лица, то они являются подразделением государственных
органов и учреждений и находятся на балансе и под контролем государственных
ведомств.
Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица,
подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия
публичного права. Предприятия частного права - это, как правило, акционерные
общества. Государству в таких обществах принадлежат все акции или их часть. В
последнем случае образуются смешанные (государственно-частные) предприятия.
Предприятия публичного права - это юридически самостоятельные, хозяйственно
автономные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа
(публичные корпорации). Их капитал не разделен на акции и целиком принадлежит
государству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, а не
правительству, хотя через определенные формы (назначение директоров,
предоставление субсидий) правительство может контролировать их деятельность.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия
подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В
некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии (где велика
доля смешанных предприятий) они объединены в холдинговые структуры.
Отличие государственных предприятий от частных. Государственные предприятия
отличаются от частных предприятий тем, что они, как правило, зависимы от
государственных структур. Поэтому в их деятельности просматривается
двойственность - нацеленность не только на рыночные, но и на нерыночные мотивы.
Это выражается в том, что, во-первых, государственные предприятия в отличие от
частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах
самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в
рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции
по государственным твердым ценам). У государственных предприятий нет
обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротство. В то же
время правительство контролирует лишь определенные области деятельности
государственных предприятий (например, сбыт продукции), не имея возможности
достаточно хорошо воздействовать на другие (например, на конкурентоспособность
предприятий).
Во-вторых, государственные предприятия пользуются финан! совыми льготами (в
налогообложении, получении льготных креди-1 тов, в замораживании долгов). В-
третьих, на государственных пред-J приятиях, с одной стороны, несколько выше
заработная плата, че" на частных предприятиях, лучше условия труда. Но, с другой
стороны, на рабочих государственных предприятий могут обрушиться политика
замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с
администрацией (например, запрет на забастовки).
Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций,
искусственное ограждение от конкуренции, гарантирование правительством
финансовой поддержки делают зачастую государственные предприятия менее
эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные.
предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой
капиталоемкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям,
раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так, в Англии издержки
производства на гocyдарственных предприятиях в среднем на 30%, а в США на 20% выше, чем на частных предприятиях.
Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо
некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий
(директивное планирование, административный контроль над ценами) в
условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому периодически к
государе; ству предъявляются претензии, а при высокой доле государств_ ";"
венного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствле-;; нии. Такая
картина наблюдалась во всех развитых странах 3&~; пада в 80-х годах, что вызвало массовый процесс приватизации.

Во многих странах наряду с частной (ведущей) собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах ограничен. Он крайне мал в США и Японии. На европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже Ѕ (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около 1/3 всей земли находится в собственности федерального правительства.

Следовательно, государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Отметим, что в государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; второй - когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии они объединены в холдинговые структуры.

Заключение.

Из изложенного материала можно сделать однозначный вывод о том, что роль государства в рыночной экономике велика и многообразна. Так, на Западе государственное регулирование превратилось в важнейший элемент хозяйственного механизма современной рыночной системы и является активным участником всех стадий воспроизводственного процесса: производства - распределения - обмена - потребления. В результате среднегодовые темпы расширенного промышленного производства в лидирующих странах мира составили к 70-м годам примерно 5,5%, что намного превышало показатели довоенного периода. Крупные государственные ассигнования на науку, обширные налоговые льготы и субсидии частномонополистическому капиталу способствовали бурному развитию НТП и структурной перестройке экономики. Значительно возросли ассигнования на социальные цели - медицину, образование, пенсионное обеспечение и др.

Однако к началу 80-х годов все чаще стали проявляться и кризисные явления, связанные с развитием госсектора и государственным вмешательством в экономику. Разбухание бюрократической структуры в системе государственного управления, снижения темпов роста, эффективности, лавинообразное нарастание инфляционных процессов, структурно-энергетические кризисы и др. - все это положило так называемому «консервативному сдвигу» в процессе государственного регулирования. Масштабы государственного регулирования постепенно ужимались, а за последние 10 лет приобрели более косвенный характер. Сегодня государственное регулирование ориентируется больше на долгосрочные цели научно-технического прогресса и экономического роста, хотя социальные расходы по-прежнему остаются важнейшей составной частью государственного бюджета.

9.1. государственный сектор в рыночной экономике

Государственный сектор - важный объективно необходимый элемент структуры современного общества. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.

Государственный сектор служит фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства. Государственное предпринимательство, государственное потребление вызывают мультипликативный спрос, ускоряют накопление капитала, способствуют оздоровлению отраслей, находящихся в кризисном состоянии, укреплению позиций страны на мировых рынках. Государство содержит значительную часть производственной и социальной инфраструктуры, служащей материальной базой физического и духовного совершенствования человека.

Масштабы огосударствления зависят от конкретных экономических и исторических условий, состояния общества и других факторов. Изменение доли государственного сектора без их учета приводит к негативным последствиям для социально-экономического развития страны.

В настоящее время государственный сектор широко представлен в странах с рыночной экономикой, и частное производство является там далеко не всеобъемлющим. При этом приватизация и национализация (деприватизация) рассматриваются как равнозначные факторы повышения эффективности использования собственности и чередуются в зависимости от складывающихся конкретных условий. В США, Англии, других развитых странах правительства никогда не выпускали из своих рук контроль за государственной собственностью, источниками ее приумножения. П. Самуэльсон характеризует правительство США как «самое крупное предприятие в мире».

Государственный сектор влияет на экономику, прежде всего, по двум направлениям.

1. Рост государственных вложений, способствующих расширению масштабов производства и емкости рынка.

2. Развитие хозяйственной, в том числе предпринимательской деятельности предприятий, находящихся под государственным контролем.

Наиболее полно о месте государственного сектора можно судить по показателю государственных расходов по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП). Послевоенный период характеризуется постоянным увеличением этого показателя. В 1960-е годы он составлял около 28\%, в начале 1980-х годов - 43\% и нигде не опускался ниже 30\%.

В 1997 г. доля государственных расходов по отношению к ВВП составляла, \%:

Объемы государственных расходов прямо пропорциональны уровню и качеству жизни и, как правило, сохраняют устойчивость.

Некоторые страны периодически проводят кампании по разгосударствлению. Так, с начала 1980-х годов в Великобритании правительством Маргарет Тэтчер подобные меры осуществлялись. Однако за 10 лет показатель государственных расходов по отношению к ВВП уменьшился лишь на один пункт. В США, наоборот, в период «Нового курса» Ф. Рузвельта государственная собственность увеличилась за счет государственного строительства (введения общественных работ), но многие построенные предприятия впоследствии были проданы частным лицам или законсервированы.

Государственное предпринимательство осуществляется в сферах, в которых требуются крупные инвестиции или не допускается по каким-либо мотивам частное производство. Оно занимает прочные позиции в отраслях связи, транспорта, энергетики, металлургии, о чем свидетельствуют следующие данные (табл. 9.1).

Таблица 9.1 Доля государственных предприятий в производстве, \%

Великобритания

Электроэнергетика

Газовая промышленность

Нефтеперерабатывающая промышленность Угольная промышленность

Железнодорожный транспорт

Сталелитейная промышленность

Во Франции успешно работают государственные группы в автомобилестроении («Рено»), металлургии («Юзинор-Сасилор»), электронной («Томсон»), химической («Рон-Пуленк»), аэрокосмической (СНЕКМА) и других отраслях промышленности. Они имеют форму акционерных обществ, акции которых принадлежат государству непосредственно или через национализированные банки. В Италии государственный холдинг ИРИ контролирует черную металлургию, электротехническую и судостроительную промышленность, шоссейные дороги, телефонные линии, воздушный транспорт, государственную телерадиокомпанию.

Государственные предприятия, если даже в обществе господствует частная собственность, не признаются рыночными структурами. Это же относится и к предприятиям, в которых государство имеет контрольный пакет акций.

Граница между частным и государственным производством очевидна лишь в случае, когда государство непосредственно использует ресурсы, в том числе людские. Она трудно различима, если государство только вкладывает средства, контролирует важные решения, а рабочие нанимаются частной компанией и не являются государственными служащими. Так, при создании атомной промышленности США государство выделяло средства, компания «Дженерал электрик» возводила объекты, а сейчас управляет отраслью под государственным надзором (в части, прежде всего, соблюдения режима секретности, защиты патентов), но без вмешательства в дела компании по мирному использованию атомной энергии.

С экономической точки зрения форма собственности на средства производства теряет свою актуальность по мере того, как право принятия хозяйственных решений отделяется от права собственности. Эффективность использования ресурсов не зависит от формы собственности на предприятие, если им управляет наемный менеджер, которому безразлично, кто его контролирует - государственный орган или наблюдательный совет акционерного общества. Форма собственности не мешает менеджеру лучше управлять. И государство располагает не меньшими, а большими возможностями стимулировать его эффективный труд.

Утвердилось мнение, что в государственном секторе меньше стимулов снижения издержек и увеличения прибыли, так как частному предприятию угрожает банкротство, а государство спасает финансовой поддержкой свое предприятие. Однако в действительности банкротство корпораций на Западе такое же редкое явление, как и государственных предприятий; а убыточным может оказаться в одинаковой степени как государственное, так и частное предприятие.

В России в первой половине 1990-х годов ускоренными темпами стала осуществляться тотальная приватизация основной массы предприятий. На начало 1998 г. общее число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс., или 59\% от количества государственных предприятий к началу приватизации в 1991 г. Параллельно создавались новые частные предприятия, в результате общее число предприятий возросло почти в 10 раз и составило 2,76 млн, в том числе по основным отраслям, тыс.:

торговля и общественное питание - 868,3

промышленность - 341,6

сельское хозяйство - 336,7

строительство - 289,1

Почти 50\% от общего числа хозяйствующих субъектов создано отдельными гражданами; в торговле их доля - 81,7\%, строительстве - 70,2\%. Государственных предприятий насчитывается не более 40 тыс. На долю негосударственного сектора экономики теперь приходится около 70\% валового национального продукта.

Государство рассталось с подавляющей частью производственных мощностей. Но в его собственности остаются природные ресурсы, в том числе ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, акции предприятий промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое для выполнения хозяйственно-организаторских функций. Разведанные сырьевые ресурсы России составляют 28 трлн долл., а потенциальные - 140 трлн долл. Их можно использовать для залога, концессии и т. д.

Конституцией РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

федеральные - транспорт, пути сообщения, связь, информация;

оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;

деятельность в космосе;

федеральные банки;

денежная эмиссия.

Природопользование (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами), общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного значения.

Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность позволяет разделить функции федеральных, региональных и местных органов по управлению природными ресурсами, капиталом, финансовыми средствами.

Государственные объекты относятся к тому или иному уровню собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, какова ведомственная подчиненность предприятий. Критерии объектов федеральной собственности подразделяются на структурные (производственные, непроизводственные, ценные бумаги) и функциональные (отраслевые, территориальные, доля в экономике).

При передаче в собственность комитеты по управлению имуществом:

регистрируют объекты в соответствующем реестре федеральной, государственной, муниципальной собственности;

направляют официальное уведомление администрации предприятия, в соответствующее министерство, ведомство об отнесении предприятия в собственность республики, края, области, округа, города, района;

обеспечивают переоформление учредительных документов предприятий, в уставный капитал которых входит государственная, муниципальная собственность;

утверждают уставы и заключают контракты с руководителями государственных и муниципальных предприятий;

переоформляют договор аренды, найма, пользования объектов государственной и муниципальной собственности.

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения владеют государственным имуществом с согласия Мингосимущества РФ. Федеральные органы исполнительной власти могут создать, реорганизовать, ликвидировать подведомственные им учреждения, если реализация такого решения осуществляется в пределах выделенных им бюджетных ассигнований и штатной численности.

Принципы формирования, распоряжения и управления муниципальной собственностью устанавливаются законодательством субъектов РФ. В муниципальную собственность передаются объекты, полученные при разграничении, государственной собственности и созданные или приобретенные за счет бюджета субъекта РФ, внебюджетных и валютных фондов или в результате хозяйственной деятельности предприятий собственности субъекта РФ, а также по иным основаниям.

Мингосимущество РФ имеет право получать от министерств, ведомств, предприятий, организаций необходимую информацию по вопросам, касающимся пользования и распоряжения собственностью РФ. Местные органы власти обязаны предоставлять соответствующему комитету по управлению имуществом всю информацию по объектам федеральной, региональной и муниципальной собственности, расположенным на подведомственной им территории.

Ведется реестр собственности, держателем которого являются Мингосимущество РФ и комитеты по управлению имуществом соответствующего уровня. Все министерства и ведомства, местные органы власти и управления обязаны представлять данные держателям реестра с необходимой периодичностью или по запросам.

Организационные и технические решения Мингосимущества РФ по вопросам ведения реестра обязательны для всех предприятий и организаций, представляющих данные для реестра.

Пользователями реестра собственности являются органы государственного управления, территориальные фонды имущества, предприятия и организации, отечественные и иностранные инвесторы, участники аукционов и конкурсов.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную казну Российской федерации или субъекта РФ.

К государственному сектору относят акционерные общества, в которых контрольные пакеты голосующих акций находятся в собственности государства, государственные предприятия, государственные учреждения. Соответственно формируется и план развития государственного сектора по названным хозяйствующим субъектам. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях.

Кроме показателей планов деятельности предприятий и учреждений в план развития государственного сектора включаются:

программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;

предельная штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по, главным распорядителям бюджетных средств);

план предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);

план получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;

программа повышения эффективности использования федеральной собственности.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.

Экономическую структуру государственного сектора образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К ним относятся в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольной продукции.

Дисциплина: Экономика
Тип работы: Курсовая
Тема: Государственный сектор в рыночной экономике

Введение 3

Глава 1. Понятие государственного сектора экономики 4

Глава 2. Государство как хозяйствующий субъект 10

Глава 3. Экономическая роль государства и государственного сектора в рыночной экономике 18

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Введение

Современная рыночная экономика предполагает существование и взаимодействие различных форм собственности. В соответствии с этим критерием выделяются два больших сектора экономической системы государства: частный сектор экономики и государственный сектор экономики.

Как правило любая экономика современного государства предполагает существенное преобладание доли частного капитала в хозяйственной структуре. Однако, роль государственного сектора рыночной экономики всегда оставалась достаточно велика в хозяйственной жизни общества. Государственный сектор экономики является элементом государственного регулирования и воздействия на экономику государства в целом, а также госудаство выступает в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, участвующего в производстве и распределении товаров и услуг, в формировании валового внутреннего продукта.

Возрастающая роль государственного сектора в экономике обуславливает актуальность данного исследования.

Целью данной работы является изучение государственного сектора в рыночной эконоике.

Объектом исселедования выступает рыночные элементы хозяйствования.

Предметом исследования является государственный сектор экономики.

Перед работой ставятся следующие задачи:

1. Изучение понятия государственного сектора экономики.

2. Рассмотрение государства как хозяйствующего субъекта.

3. Определение экономической роли государства и государственного сектора в рыночной экономике.

Глава 1. Понятие государственного сектора экономики

Государственный сектор экономики – это система предприятий, учреждений и организаций, функционирующих на экономической и правовой базе государственной собственности в целях реализации функций государства в экономической, социальной и политической сферах. Считается, что в условиях современной социально-ориентированной рыночной экономики наличие государственного сектора экономики, прежде всего, объективно обусловлено необходимостью устранения или ограничения несостоятельности (несовершенства) рынка. Однако, как отмечает академик Л. И. Абалкин, «есть некие обстоятельства и факторы, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенства рынка, а имеющего функции, относящиеся к его исключительной прерогативе... - соблюдение баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиту национальных интересов при проведении как внутренней, так и внешней политики»1.

Государственный сектор экономики производит такие экономические и социальные блага, которые частный сектор либо не производит вообще, либо неэффективен при их создании. Еще Адам Смит писал, что «обязанностью государя или государства является основание и содержание таких общественных учреждений и таких общественных работ, которые, будучи, может быть, в самой высокой степени полезными для обширного общества в целом, не могут, однако, своей прибылью возместить расходы отдельного человека или небольшой группы людей. Поэтому нельзя ожидать, чтобы частное лицо или небольшая группа частных лиц основывала их или содержала». К данным благам, в частности, относится обеспечение коллективной безопасности членов общества. Сюда относятся оборона от внешних посягательств и внутренняя безопасность; решение проблемы экологической безопасности; обеспечение равных возможностей реализации прав личности на образование, охрана здоровья, занятость, социальное обеспечение. Кроме того, на макроэкономическом уровне во многих странах мирового сообщества именно государственный сектор экономики решает вопросы по оздоровлению и поддержанию отраслей, которые обеспечивают наиболее общие условия производственно-хозяйственной деятельности, а также решают задачи ускорения научно-технического прогресса. Это, прежде всего, отрасли производственно-хозяйственной инфраструктуры: энергетика, связь, транспорт, фундаментальные научные исследования и разработки, военная промышленность в целом, авиакосмическая и атомная в частности. При этом масштабы государственного сектора национальной экономики определяются экономической, производственной, политической и социальной целесообразностью. Границы государственного сектора могут быть достаточно подвижны, так как не исключено постепенное ослабление государственного контроля над отдельными объектами по мере их подготовки к чисто рыночному режиму функционирования, возможна продажа их частному капиталу.

Следовательно, хотя в рыночном хозяйстве должно доминировать частное предпринимательство, это отнюдь не отрицает необходимости и значимости государственного сектора экономики. Более того, скоротечная ликвидация государственного сектора, его безграничная приватизация могут иметь (и уже имеют в ряде стран СНГ) губительные последствия. В настоящее время заметная часть ученых-экономистов постсоциалистических стран выступает за сохранение государственного сектора в рыночной среде по крайней мере на период трансформации (его эффективности и управляемости). Между тем по сравнению с вопросами приватизации, проблеме эффективного управления государственным имуществом в условиях качественно изменившейся экономической и социально-политической среды, уделяется явно недостаточное внимание2.

Миссия государственных предприятий, учреждений и организаций всецело определяется их функциями, производными от функций самого государства и миссии всей национальной экономики. Миссия национальной экономики в условиях глобализующегося мирового рыночного хозяйства есть важнейшая составляющая экономической стратегии государства, отражающая возможность удовлетворения известной доли мировых потребностей в конкретных видах товаров и услуг в условиях конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках. Это внешняя цель ее функционирования и развития. Внутренняя цель сводится в конечном счете к росту ВВП как суммирующего показателя результативности функционирования как частного, так и государственного предпринимательства. Следовательно, миссия государственного сектора экономики состоит в формировании и воспроизводстве благоприятных условий устойчивого экономического и социального развития страны, ее национальной безопасности. Это означает, что государственный сектор не может замыкаться лишь на обеспечение эффективной работы собственных предприятий, учреждений и организаций. Он призван быть одним из рычагов государственного регулирования национального рыночного хозяйства. Внешняя цель функционирования и развития государственного сектора экономики в условиях глобализируемого рынка не может быть ни чем иным, как обеспечением конкурентных преимуществ национального производителя. Внутренняя цель - рост уровня и качества жизни населения страны3.

Итак, в соответствии с наиболее полным определением государственный сектор экономики включает в себя государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”.

Понятия государственный сектор и государственная собственность в нашем понимании не совпадают. С одной стороны, государственный сектор включает в себя не только предприятия, основанные на государственной собственности, но и хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений собственности, возникающих по поводу владения, пользования и распоряжения государственными унитарными предприятиями, в государственном секторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты государственной собственности, не относящиеся прямо к государственному сектору.

Текущее состояние управления государственным сектором свидетельствует об отсутствии какого-либо специфического механизма управления государственными предприятиями.

Реальное положение унитарных предприятий ничем не отличается от положения хозяйствующих единиц частного сектора. Их отношения с государством ограничиваются перечислением налоговых платежей в бюджет (а для казенных предприятий и дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей долей государства в совокупном количестве голосующих акций не позволяет выявить значительных различий между положением государства-акционера и частных акционеров, поскольку имущественные права государства-акционера регулируются в общем порядке нормами законодательства об акционерных обществах.

Все это свидетельствует о том, что государственный сектор как специфический объект управления в экономике не выделен. Такой подход законодательно закреплен в Законе о Федеральном бюджете и Законе о бюджетной классификации, так как ни один из видов бюджетной классификации не позволяет определить долю бюджетных средств, направляемую централизованно на нужды государственного сектора.

Характер взаимодействия государства и государственных предприятий в настоящее время соответствует характеру взаимодействия его с частными предприятиями. В то же время значительная часть государственных предприятий еще в течение длительного времени будет нуждаться в помощи государства, и в этой связи необходимо его вмешательство по определенным правилам в их деятельность. Очевидно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями с преобладающей голосующей долей государства должны быть различными. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить вопросам создания и функционирования холдингов и финансово-промышленных групп под контролем государства как наиболее перспективных и жизнеспособных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать устойчивый экономический рост4.

Одно из перспективных направлений развития государственного сектора – создание вертикально-интегрированных структур, в которых головная организация находится под контролем государства. Поскольку для таких структур нет законодательного запрещения формировать сеть дочерних обществ, контролируемых частным капиталом, это повсеместно осуществляется на практике. По мнению ряда экономистов, преобладающее участие государства в головной организации достаточно для того, чтобы компания в целом осталась под государственным контролем. Однако мы считаем, что в подобных структурах, несмотря на формальное соответствие законодательству, возникает естественный конфликт интересов, порождающий целую серию легальных и полулегальных схем увода корпорации из-под государственного контроля. Поэтому, на наш взгляд, такой симбиоз непродуктивен и от него (в случае целесообразности оставления корпорации под государственным контролем) следовало бы отказаться.

В нормативных документах, отражающих в той или иной мере вопросы управления госсектором, в качестве основного инструмента регулирования его состава и структуры рассматривается приватизация. При этом предполагается, как само собой разумеющееся, что госсектор в его теперешнем виде по-прежнему следует сокращать, оставляя за государством лишь ключевые предприятия (с точки зрения обороны, социальной политики и т.д.). Оптимизация состава и структуры государственного сектора представляет одну из важнейших задач, и вопрос определения его размеров и соотношения внутренних компонентов – центральный. Приватизация – это только один из способов изменения масштабов государственного сектора. Альтернативой является национализация, т.е. выкуп государством предприятий или пакетов акций у частных владельцев. По ряду объективных причин данный метод сейчас не используется, однако его применение принципиально возможно и в ряде случаев теоретически оправдано. Можно напомнить и о таком способе количественного изменения государственного сектора, как создание и (или) преобразование (ликвидация, слияние, поглощение, присоединение) государственных предприятий.

Встроенным блоком механизма управления объектами государственного сектора должен стать механизм, позволяющий избегать субъективизма при принятии решения о приватизации, национализации, реструктуризации, ликвидации конкретного объекта. Это необходимо для того, чтобы сохранить стратегически важные объекты в составе государственного сектора и избежать опасности оставить их без гарантий бюджетной финансовой подпитки.

Глава 2. Государство как хозяйствующий субъект

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:


несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);
самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации)5;
юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство – инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.

Приватизация - преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам. Цели приватизации в разных странах можно представить в виде следующей таблицы:

таблица 1

Цели приватизации

Страны рыночной экономики:

Сокращение задолженности государственного сектора,


Развитие рынка,


Стимулирование предпринимательства,


Расширение индивидуальных свобод,


Развитие народного капитализма


Ослабление профсоюзов.

Формирование слоя частных предпринимателей


Повышение эффективности деятельности предприятий,


Создание конкурентной среды, содействие демонополизации экономики,


Привлечение иностранных инвестиций,


Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

В развитых странах среди множества способов приватизации можно отметить распродажу и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажу государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. В России главными способами стали купля-продажа по конкурсу (при выполнении определенных условий) или на аукционе по максимальной цене, продажа акций (долей) в капитале предприятия после их преобразования в акционерные общества, а также выкуп имущества предприятия сданного в аренду полностью или частично. При этом в основу выбора способов приватизации положен размер предприятий.

В современной экономике в зависимости от изменения формы и субъекта собственности выделяют несколько видов приватизации:

1. большая приватизация - преобразование предприятий в акционерное общество и распределение акций среди частных лиц путем их продажи или бесплатной раздачи;

2. малая приватизация - продажа мелких объектов сферы услуг и торговли частным лицам или группам инвесторам;

3. спонтанная приватизация - приватизация по « закону джунглей», при которой государство отказывается от регулирующей роли;

4. частичная имущественная приватизация - продажа имущества каждого отдельного предприятия по частям.

Каждый из названных видов приватизации имеет собственные достоинства и недостатки. Так большая приватизация сопряжена с большими издержками, но она имеет большую скорость осуществления. Малая и частичная имущественная приватизация не требуют огромных затрат и с этой точки зрения являются более эффективными, однако в условиях российского монополизма их выбор не всегда целесообразен. Спонтанная приватизация к тому же ведет к наделению правами собственности представителей номенклатуры6.

Приватизация является одной из сторон разгосударствления.

Разгосударствление – уменьшение функций государства в экономике, передача части полномочий государственных органов предприятиям, развитие конкуренции и предпринимательства. Однако разгосударствление создает собственные проблемы, что убедительно показала история рыночных преобразований 80-90-х гг. в России. Поэтому поиск оптимальных пределов государственного и частного секторов в экономике остается достаточно актуальной задачей для многих государств, хотя основной принцип такого соотношения известен: « Конкуренция – везде, где возможно, регулирование - лишь там, где необходимо».

Роль и значение государственного сектора в экономике индустриально развитых стран различается как по объему, так и по структуре. Как показывает исторический опыт, происходящее некоторое время сокращение общественного сектора доходит до определенного рубежа, а затем начинается расширение. Такие изменения зависят от ряда факторов:...

Забрать файл
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...