Вредные условия труда: когда с ПФР придется спорить из-за взносов и досрочной пенсии. Дополнительные страховые взносы в ПФР за вредные условия труда – как происходят


Вопросы, связанные с порядком расчета страховых взносов в зависимости от условий труда рассматривался нами и ранее. В этой статье мы коснемся важных моментов, связанных с изменениями в законодательной базе.

Из этой статьи вы узнаете:

  • трудовая деятельность каких работников обеспечивается страховыми взносами по дополнительным тарифам;
  • каковы актуальные тарифы в ПФР за вредные условия труда;
  • как формируются дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда: что нужно знать;
  • когда для оценки дополнительных взносов не могут быть использованы данные предыдущей аттестации.

Спецоценка и аттестация, как основания для установления дополнительных тарифов на страховые взносы в ПФР

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426 -ФЗ "О специальной оценке условий труда" с 1 января 2014 года условий труда является обязательной практически для всех работодателей и заменяет собой действующую до недавнего времени норму об обязательной аттестации рабочих мест. Одна из целей спецоценки - пополнение бюджета ПФР посредством установления дополнительных тарифов на взносы на основе результатов оценки (см. п. 7 ст. 7 "Закона о спецоценке"). Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 27 "Закона о спецоценке" и ч. 5 ст. 15 ФЗ № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. при установлении размера дополнительного тарифа могут быть использованы результаты аттестации, проведенной ранее и оформленные не позднее 1 января 2014 года.

Результаты специальной оценки условий труда (далее спецоценки) могу служить основанием для применения работодателем более низких дополнительных тарифов в ПФР или получения права на освобождение от уплаты социальных взносов по этим тарифам. Однако, с тем, как и в каких случаях на практике реализуются эти права знают далеко не все работодатели. Попробуем разобраться, как результаты спецоценки влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам.

Свои разъяснения по вопросам формирования дополнительных тарифов взносов в ПФР на основании спецоценки было дано Министерством Труда России в письме 17-3/В-113 от 13.03. 2014 года.

Как формируются дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда: что нужно знать

Как мы уже упоминали, размеры дополнительных тарифов взносов в ПФР определяются в зависимости от вида работы, выполняемой сотрудником и от полученных результатов спецоценки (ранее проведенной аттестации). Так в отношении лиц, чей труд задействован на подземных работах, в горячих цехах и на рабочих местах с вредными условиями труда действует дополнительный тариф 6% за 2014 год, 9% в 2015 году и в последующие годы (см. ч. 1 ст. 58 "Закона о страховых взносах" и пп. 1 п. ст. 1 "Закона о пенсиях"). В отношении вознаграждения сотрудникам, чей труд задействуется на работах, перечисленных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 "Закона о пенсиях" может быть применен тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.

Следует учесть, что эти цифры применяются в том случае, если спецоценка проведена не была. Если же спецоценка на рабочем месте проводилась, то за основу принимаются тарифы, закрепленные в ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах . В зависимости от класса или подкласса условий труда, установленный для конкретного рабочего места размер дополнительного тарифа может изменяться от 0 до 8%.

Для рабочих мест, условия труда на которых были квалифицированы как вредные и (или) опасные, размер дополнительных тарифов по ч. 2.1 ст. 58.3 "Закона о страховых взносах" может быть определен на основании результатов ранее проведенной аттестации (см. ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ).

Согласно пояснению Минтруда России, если по результатам аттестации условия труда признаны допустимыми или оптимальными, то взносы могут быть начислены по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 "Закона о страховых взносах" – соответственно по 4% или 6% (в 2014 году). Проводить ли страхователю спецоценку или нет в данном случае решать ему. Если выгоды от ее проведения достаточно очевидны и покрывают затраты, связанные с проведением спецоценки, то смысл, безусловно, присутствует.

Как рассчитать взносы по дополнительным тарифам в случае занятости сотрудника на различных рабочих местах

Весьма распространена ситуация, когда сотрудники, с выплат которых удерживаются взносы по дополнительным тарифам в течение одного рабочего месяца оказываются заняты сразу на нескольких рабочих местах. При этом на этих рабочих местах предусматриваются различные классы или подклассы условий труда, либо же не имеется результатов аттестации или специальной оценки. Каким образом в этом случае рассчитать размер взносов по дополнительным тарифам?

В этом случае министерство рекомендует исчислять взносы со всех выплат, начисленных в пользу этого работника за этот месяц (вне зависимости от того, за какие периоды осуществляется выплата). Расчет и начисление производится пропорционально фактически отработанным дням (часам) для каждого рабочего места от общего количества рабочих дней (часов) в месяце. При этом общее количество дней (часов) должно включать сверхурочную работу, а также работу по праздникам и выходным.

Как формируются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителю

Согласно регламенту ст. 60.1 ТК РФ сотрудник, располагая свободным от основной работы временем, имеет право на заключение трудового договора на внутреннее или внешнее совместительство. Как поясняют эксперты Минтруда России, если сотрудник, работая по совместительству, не задействует свой труд на работах, перечень которых отражен в пп.1-18 п. 1 ст. 27 "Закона о пенсиях", то взносы в ПФР на произведенные ему выплаты по дополнительным тарифам не исчисляются.

Когда для оценки дополнительных взносов не могут быть использованы результаты последней аттестации

Как уже было отмечено в начале нашей статьи, с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест была упразднена. К этому моменту не все работодатели успели оформить результаты аттестации, уже проведенной в 2013 году и перенесли процедуру оформления на 2014 год. Согласно мнению Минтруда России, такой подход является неправомерным, а результаты аттестации, закрепленные в отчете, оформленном с опозданием не могут считаться основанием для исчисления размеров дополнительных тарифов взносов в ПФР.

Выход из этой ситуации для работодателей, уже уплативших аккредитованной организации деньги за проведение аттестации и получивших, но не успевших оформить ее результаты эксперты видят в следующем. Работодатели могут попытаться заключить с такой организацией дополнительное соглашение, в котором будет прописано, что в связи с изменением действующего законодательства вместо аттестации будет произведена спецоценка. Таким образом изменяется лишь предмет договора, но не отношения и обязательства сторон. Помимо этого, в соглашении следует указать перечень дополнительных исследований, которые будут проведены с целью приведения в полное соответствие с требованиями "Закона о спецоценке".

Следует дополнить, что организация, аккредитованная на проведение аттестаций рабочих мест располагают правом проведения спецоценки до момента истечения срока действия имеющегося аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) этой организации. Такое положение, согласно ч. 2 ст. 27 "Закона о спецоценке" действует вплоть до 31 декабря 2018 года включительно.

Вложенные файлы

  • Справка об особом характере работы или условиях труда, необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости (образец).doc
  • Приказ об изменении условий труда установлении надбавки к заработной плате и дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда (образец).doc

Доступно только подписчикам

  • Справка об особом характере работы или условиях труда, необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости (бланк).doc
  • Приказ об изменении условий труда установлении надбавки к заработной плате и дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда (бланк).doc


Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу уплачиваются только в случае осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на определенных видах работ.

Так как в рассматриваемом случае в пользу таких лиц никаких выплат и вознаграждений не производится, обязанности уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу у организации нет.

Порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на обязательное медицинское страхование регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ).

Согласно части 1 ст.

Должна ли организация применять дополнительные тарифы страховых взносов к тем работникам, которым присвоены классы вредности при отсутствие права на досрочную пенсию?

Ответ зависит от того, предусмотрены ли профессии или должности работников Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ нужно лишь на выплаты сотрудникам, которые заняты на работах во вредных (опасных) условиях, указанных в подпунктах 1–18 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г.

Доплата за вредность и дополнительные страховые взносы

В бюджетном учреждении (техникуме) в 2012 году была проведена аттестация рабочих мест, по результатам которой по некоторым должностям установлен класс вредности 3.1.

Нужно платить по этим должностям 4 процента как доплату за вредность и еще 2 процента дополнительных страховых взносов? Эти 2 процента дополнительных страховых взносов начисляются на всю заработную плату сотрудника или только на доплату за вредность?

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном:

При этом минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, действительно составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Применение результатов аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года, регулируется частью 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ).

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР 2015

Из этой статьи вы узнаете: кому нужно платить взносы по доптарифам, как размер дополнительного тарифа зависит от результатов спецоценки. Как рассчитать размер дополнительных взносов, если работник только часть месяца занят на производстве с вредными и опасными условиями труда.

Сейчас общий тариф взносов – 30%. Из них 22% идет в ПФР. При этом база по взносам в ПФР в 2015 году – 711 000 руб.

Дополнительные тарифы страховых взносов за вредность

В зависимости от класса опасности условий труда на предприятии работодатель обязан уплатить дополнительный тариф по страховым взносам, а работники вредных производств – получать дополнительные льготы и надбавки.

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусматривает четыре класса условий труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Методика специальной оценки условий труда предусматривает идентификацию опасных факторов, их исследование и измерение, отнесение условий труда к этим классам по степени опасности.

На то, к какому классу будут отнесены условия труда на том или ином предприятии влияют химические, биологические, микроклиматические факторы, отнесение труда к классу или подклассу по тяжести трудового процесса.

Такие изменения введены для унификации процедуры оценки условий труда на рабочих местах, и предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций для рабочих, а также формирования комплекса мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В связи с этим были приняты и поправки в закон №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в зависимости от того, к какому классу будет отнесено рабочее место, устанавливаются дополнительные тарифы отчислений.

Вопрос: У нас на предприятии не проводилась спецоценка рабочих мест, но мы приняли сварщиков, монтажников и прорабов, скажите нужна ли им доплата за вредность, нужно ли отчислять в ПФР допвзносы?но если спецоценка не проводилась, как понять, нужно начислять надбавку и взносы или нет?если пока ее нет, нужно ли платить надбавки и взносы?

Ответ: Страховые взносы по доптарифу начисляются на выплаты сотрудникам, занятым на работах согласно пп.1-18 ч.1 ст.30 закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, в т.ч. на работах с тяжелыми условиями труда. Перечень профессий и работ с тяжелыми условиями труда содержится в Списке №2, утвержденном Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 №10.

Информация в Списках сгруппирована по видам деятельности. Поэтому если компания занимается какой-либо деятельностью, имеющейся в Списках, то ей необходимо сверить перечень профессий из Списка со своим штатным расписанием и работами, которые фактически выполняют сотрудники компании.. Если заняты, то допвзносы нужно начислять.

Так, в разделе “XXVII. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» указаны профессии, по которым необходимо начислять допвзносы, если организация занимается строительством. В этом разделе в т.ч. имеется профессии «производитель работ» и «монтажник.по монтажу стальных и железобетонных конструкций». Поэтому начисляйте допвзносы на выплаты прорабу и монтажнику, если он выполняет монтаж стальных и железобетонных конструкций. Если же монтажник фактически осуществляет другие работы и его профессии нет в перечнях по соответствующему виду деятельности, то допвзносы по нему не начисляйте.

В разделе XXIII “Общие профессии» перечислены профессии, по которым необходимо начислять допвзносы вне зависимости от вида деятельности компании. В этом разделе в т.ч. имеются профессии: «газосварщик», «электрогазосварщики…», «электросварщики ручной сварки».

Профессии «сварщик» нет в Списке №2. Однако если сварщик фактически выполняет работы по одной из трех вышеперечисленных профессиий (газосварщик, электросварщик ручной сварки, электрогазосварщик…), то в общем случае допвзносы по нему также нужно начислять. Причем для целей уплаты допвзносов имеют значение такие факторы как тип сварки, вид оборудования и используемые при выполнении работы материалы. Например, по э лектрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, взносы начисляются без каких-либо дополнительных условий. Для них достаточно выполнения работ, предусмотренных для этой профессии. А вот по электрогазосварщикам, работающим на полуавтоматических и автоматических машинах, начисляют допвзносы, если они заняты на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Поэтому первоначально Вашей компании следует определиться, заняты ли ее сотрудники (сварщики) на соответствующих видах работ согласно Списка №2. Если заняты, то допвзносы нужно начислять. Кроме того имейте в виду, что если работник имеет право на льготную пенсию, то его профессия в трудовой книжке должна быть указана согласно Квалификационных справочников/профессиональных стандартов. Поскольку профессии «сварщик» нет в Списке №2, специалисты Пенсионного фонда РФ могут отказать Вашим сотрудникам в праве на назначение досрочной пенсии. Во избежание споров с контролирующими органами и сотрудниками компании приведите наименование профессии в соответствие с нормативными требованиями.

Т.к. компания не проводила аттестацию/спецоценку, то до утверждения результатов спецоценки начисляйте допвзносы согласно п.2 ст.428 НК РФ. Ведь от наличия результатов спецоценки зависит только размер тарифа, но не обязанность по уплате допвзносов.

В статье 147 ТК РФ указано, что повышенная оплата труда выплачивается только сотрудникам, занятым на работах с вредными/опасными условиями труда. В настоящее время компания может установить, относятся ли условия труда конкретных работников к вредным/опасным только в ходе проведения спецоценки (ч.1 ст.3 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ). Ведь именно ее результаты применяются для установления гарантий и компенсаций согласно трудового законодательства (п.6 ст.7 Закона №426-ФЗ). Иными словами, сейчас компания не может определить наличие/отсутствие вредных условий, кроме как путем проведения спецоценки. Поэтому отсутствие доплаты до проведения СОУТ не может квалифицироваться как нарушение прав работника. Поэтому сейчас организация может не выплачивать доплату.

Организация обязана провести СОУТ на рабочем месте не позже чем через 12 месяцев после того, как введет его в эксплуатацию (ст.17 Закона №426-ФЗ). Поэтому если работодатель принял работника на неоцененное рабочее место, которое впоследствии окажется вредным, сотрудник будет иметь право на получение льгот с того момента, как фактически начал работать на вредном для здоровья рабочем месте (ст.117, 147, 219 ТК РФ).

При этом ТК РФ дает работодателю право установить повышенные размеры гарантий компенсаций по сравнению с предусмотренными трудовым законодательством (ст.219 ТК РФ). Поэтому если хотите свести риск споров с работниками к минимуму, то пропишите в локальных нормативных актах гарантии и компенсации по соответствующим профессиям, которые организация будет применять до утверждения результатов СОУТ.

Дополнительные тарифы

Кто должен начислять взносы на пенсионное страхование по дополнительным тарифам

Как следует начислять

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на пенсионное страхование нужно на выплаты сотрудникам, которые заняты:

на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ , список № 1 , утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10);

В каком размере платить дополнительные взносы

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации или аттестация рабочих мест . Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н .

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда , ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены пунктами и статьи 428 НК.

В организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда? Тогда применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов из пункта 3 статьи 428 НК.

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест . До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия:

аттестация рабочих мест проведена, и ее результаты оформлены по правилам, утвержденным приказами Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569 ;

результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года (письмо Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113);

по результатам аттестации условия труда на рабочем месте признаны вредными или опасными;

срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Организация может оценить вредность и опасность условий труда (для целей установления повышенной оплаты) самостоятельно по результатам:

Правила повышения зарплаты 1

Как установить доплату за вредные или опасные условия труда

Устанавливая повышение зарплаты для сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях, организация должна руководствоваться следующими правилами.

1. Минимальный размер повышения оплаты труда сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

2. Конкретные размеры повышенной зарплаты зафиксируйте во внутренних документах организации, трудовых (коллективных) договорах с учетом мнения профсоюза (при его наличии в организации).

Устанавливая конкретный размер повышения оплаты труда, можно руководствоваться (в части, не противоречащей действующему законодательству):

Например, такая ситуация может возникнуть, если работа в той или иной должности дает сотруднику право на досрочное назначение пенсии. Перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, перечислена в статьях и Закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ. В этом случае при несоответствии должности, указанной в трудовой книжке, квалификационному справочнику, специалисты Пенсионного фонда РФ могут отказать сотруднику в праве на назначение досрочной пенсии. Вместе с тем, Минздравсоцразвития России по представлению федеральных органов исполнительной власти имеет право по согласованию с Пенсионным фондом РФ устанавливать тождество должностей, с учетом которых предоставляется право на досрочное назначение пенсии (п. 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 № 516). Например, приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2006 № 435 установлено тождество должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи» и т. п. должности «фельдшер» в целях начисления досрочной пенсии.

Как спецоценка влияет на доплаты, льготы и пенсию работников

С какого момента сотрудникам доплачивать за вредность

Недавно мы провели спецоценку и выяснили, что у некоторых работников вредные условия труда. Какие льготы им положены? С какого момента сотрудник должен получать льготы в связи с работой во вредных условиях?
Ирина Андреева, инспектор по кадрам (г. Тверь)

Применять результаты спецоценки работодатель обязан с момента, когда утвержден отчет по ней (письма Минтруда от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579 и от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516). В отчете указывают право работника на все компенсации за работу с вредными условиями труда (приказ Минтруда от 24.01.2014 № 33н). Вносить изменения в штатное расписание нужно в соответствии с датой утверждения отчета о спецоценке условий труда (далее - СОУТ). Сотрудник имеет право на дополнительный отпуск, повышенную оплату и другие льготы с момента начала работы во вредных условиях. СОУТ лишь подтверждает этот факт.

Организация обязана провести СОУТ на рабочем месте не позже чем через 12 месяцев после того, как введет его в эксплуатацию (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Поэтому если работодатель примет работника на неоцененное рабочее место, которое впоследствии окажется вредным, сотрудник будет иметь право на получение льгот с того момента, как фактически начал работать на вредном для здоровье рабочем месте (ст. , ТК, ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Такая же позиция у судов (постановление ФАС Уральского округа от 07.10.2010 № Ф09-8271/10-С3 по делу № А60-4798/2010-С10).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 26.01.1991 № 10

Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях

22900000 XXVII. СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕМОНТ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ

2290000а а) Рабочие

2290000а-11140 Асфальтобетонщики

2290000а-11141 Асфальтобетонщики-варильщики

2290000а-11200 Битумщики

2290000а-11295 Бурильщики шпуров

2290000а-11663 Гидромониторщики

2290000а-12282 Известегасильщики

2290000а-12520 Изолировщики

2290000а-12529 Изолировщики на гидроизоляции, в том числе занятые на ремонте и изготовлении оборудования

2290000а-12531 Изолировщики на термоизоляции, в том числе занятые на ремонте и изготовлении оборудования

2290000а-12533 Изолировщики-пленочники, в том числе занятые на ремонте и изготовлении оборудования

2290000а-12680 Каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад

(Позиция дополнительно включена постановлением Совмина СССР от 9 августа 1991 года № 591)

2290000а-12690 Камнетесы, в том числе занятые на обработке мрамора и гранита вручную на камнеобрабатывающих предприятиях (цехах, участках) и предприятиях
монументальной скульптуры

2290000а-12751 Кислотоупорщики-винипластчики2290000а-12753 Кислотоупорщики-гуммировщики

2290000а-13121 Копровщики

2290000а-13201 Кровельщики по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, занятые на работах с применением мастик и грунтовок

2290000а-13511 Машинисты автогудронаторов

2290000а-13590 Машинисты буровых установок, в том числе занятые на бурении разведочно-эксплуатационных скважин на воду глубиной свыше 50 м и поднадзорных органам государственного надзора

2290000а-13783 Машинисты копров

2290000а-14199 Машинисты смесителей асфальтобетона передвижных

2290000а-14288 Машинисты укладчиков асфальтобетона

2290000а-14612 Монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций

2290000а-15416 Огнеупорщики

2290000а-16540 Пескоструйщики

2290000а-16542 Пескоструйщики по стеклу

2290000а-17493 Проходчики горных склонов

2290000а-18447 Слесари аварийно-восстановительных работ, постоянно занятые на работах в подземных канализационных сетях

2290000а-19233 Трубоклады промышленных железобетонных труб

2290000а-19234 Трубоклады промышленных кирпичных труб

2290000а-19455 Форсунщики

2290000а-19483 Фрезеровщики камня, в том числе занятые на камнеобрабатывающих предприятиях (цехах, участках)

2290000а-19496 Футеровщики (кислотоупорщики)

2290000а-19660 Шлифовщики-полировщики изделий из камня, в том числе занятые на камнеобрабатывающих предприятиях (цехах, участках) и предприятиях монументальной
скульптуры

2290000а-19829 Электромонтеры-линейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети

2290000а-19855 Электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кв и выше), занятые работами на высоте свыше 5 метров

2290000б б) Руководители и специалисты

2290000б-23419 Мастера строительных и монтажных работ

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Совмина СССР от 9 августа 1991 года № 591 . - См.предыдущую редакцию)

2290000б-24441 Производители работ

23200000 XXXIII. Общие профессии

23200000-11620 Газосварщики

23200000-19756 Электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности

23200000-19905 Электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах

23200000-19906 Электросварщики ручной сварки

Отвечает Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

«Состав бухгалтерской отчетности в Росстат такой же, как и в налоговую инспекцию. Единственное отличие – дополнительно сдайте в статистику аудиторское заключение, если обязаны проводить аудит. Напомним, что в Росстат не надо будет сдавать бухотчетность только с 2020 года, а за 2018 год отчеты сдайте не позднее 1 апреля 2019 года. Подробнее, какие формы включить в состав бухотчетности, смотрите в рекомендации.»

Данная декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. При этом если в период действия этой декларации с работником, занятым на «допустимом» рабочем месте, произойдет несчастный случай или у него будет выявлено профзаболевание, то в отношении этого рабочего места действие декларации прекращается, то есть проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

С другой стороны, если в течение обозначенных пяти лет с работниками не произойдет никаких несчастных случаев и т.п., то действие декларации автоматически продлевается на следующие пять лет.

Итоги спецоценки условий труда

Организация, проводящая специальную оценку по окончании всех работ, составляет отчет (ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В нем указываются сведения о компании, проводящей спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих, что она отвечает необходимым требованиям. В отчете приводится перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах. Кроме того, в отчет включаются:

Карты специальной оценки условий труда, оформленные на конкретные рабочие места (на аналогичные рабочие места составляется одна карта);

Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

Протоколы оценки эффективности СИЗ;

Протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений тех или иных «опасных» рабочих мест;

Сводная ведомость специальной оценки условий труда;

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

Заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Данный отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Форма такого отчета утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. от 07.09.2015).

Затем работодатель в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета должен ознакомить с отчетом каждого работника под расписку. В этот срок не включаются периоды болезни работника, командировки и межвахтового отдыха. В этот же срок необходимо на официальном сайте компании (если у нее такой имеется) разместить сводные данные о проведении спецоценки условий труда («вредные» классы (подклассы), мероприятия по улучшению условий труда).

Важно!

Если работник не согласен с результатами спецоценки, он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта РФ для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту нахождения работодателя (ч. 1 ст. 5, ст. 26 Закона № 426-ФЗ).

Сведения о результатах оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Она должна это сделать в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения спецоценки

По общему правилу специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). При этом в ст. 17 Закона № 426-ФЗ приведен перечень случаев, когда данная спецоценка должна проводиться во внеплановом порядке. Например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получении работодателем соответствующего предписания госинспектора труда; изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и в некоторых других случаях.

Ответственность за непроведение спецоценки

К ответственности за непроведение спецоценки могут быть привлечены как должностные лица работодателя, так и само юридическое лицо.

С 1 января 2015 г. согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

Для должностных лиц - в размере от 5000 до 10 000 руб.;

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10 000 руб.;

Для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб.

Пенсионные права в переходный период

До установления класса условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. 1-18 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, периоды таких работ могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости только в том случае, если работодатель уплачивает дополнительные страховые взносы.

«Льготные» периоды, имевшие место после 1 января 2013 г., учитываются для назначения досрочной пенсии в том случае, если класс условий труда на указанных рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам спецоценки. Если такая оценка еще не проведена и у работодателя есть только результаты аттестации рабочих мест, проведенной по ранее действовавшим правилам, предусмотрено переходное положение: такое положение дел не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов занятости на указанных рабочих местах при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

1 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Дополнительные страховые взносы в 2019 году в ПФР за вредные условия труда: при каких условиях начисляются, каков размер надбавок к тарифу, что такое система ОПС.

О системе ОПС

Обязательное пенсионное страхование помогает всем гражданам, которые теряют возможность получения компенсации в страховых случаях, предусмотренных законом. Система хорошо себя показывает уже долгое время. Гражданин получает следующий комплекс услуг:

  • правовую поддержку;
  • организация платежей и учет их поступлений;
  • формирование бюджета, который будет сохраняться в ПФР до момента наступления страхового случая.

Система заключает в себе работу с тремя объектами:

  1. Страховщик.
  2. Страхователь.

Все отношения между этими объектами управляется , согласно которому страховыми случаями считаются:

  • получение любой степени;
  • достижение .

Страховые взносы в ПФР

Любой гражданин, участвующий в программе, обладает ом – это специальный счет, который выдается гражданину единожды и на всю жизнь. А финансированием проекта занимаются сами граждане или их , если таковые имеются.

Рассчитываются страховые с помощью следующих переменных:

  • база начисления;
  • сумма платежа за прошедший месяц.

Сами тарифы взносов делятся на:

  1. Базовые (определяются ежегодно, если база была превышена, то дополнительно начисляется 10% тарифа).
  2. Дополнительные (организуются за счет льгот).
  3. Пониженные (организуются за счет льгот работодателя, если он относится к одной из соответствующих категорий граждан).

Кто и за кого уплачивает

Если гражданин имеет работодателя, то второй должен выплачивать определенную часть суммы заработка своего работника в ПФР. Если гражданин является владельцем организации или индивидуального предприятия, то он самостоятельно должен выплачивать определенную часть от своего заработка в ПФР.

Работодатель обязан не только вносить платежи в установленные сроки, но и:

  1. Зарегистрироваться в ПФР как страхователь.
  2. Представить все документы для учета граждан и управления обеспечением.
  3. Следить за действиями ПФР, а при наличии нарушений – сообщить в соответствующие инстанции.

ПФР также получает некоторые обязанности, которые необходимо выполнять:

  • предоставлять всю актуальную информацию своим клиентам;
  • регулировать отношения между всеми объектами системы в рамках законодательства РФ.

С каких выплат начисляют

  1. Бонусные тарифы в начале года начисляются с полной суммы выплат в пользу работника. Лимиты не действуют. Применять дополнительные тарифы можно с момента начала выплат, сезонность в этом моменте не играет роли. Согласно письму Минтруда России, доплата действует даже за те периоды, когда гражданин не трудился.
  2. Если сотрудник полностью занят работой на вредных предприятиях, то взносы будут работать на все выплаты, основанные на расчетной базе.
  3. Если в месяце лицо не было задействовано на вредных работах, то дополнительные выплаты не начисляются.
  4. А если сотрудник в течение месяца работал как в обычных условиях, так и во вредных, то выплаты будут начисляться только за то время, когда гражданин был занят в опасных условиях.

Тариф в 2019 году

Основной тариф равен 22% по общей ставке налогового кодекса. Именно такой процент от ежемесячной оплаты сотрудника перечисляется в ПФР. Когда средства попадают в фонд, они распределяются по определенному варианту обеспечения.

Гражданин может выбрать одну из двух версий распределения общего тарифа:

  1. Формируется только .
  2. Формирование и страховой пенсий.

Выбрать тариф, согласно которому будет начисляться пенсия – привилегия только тех граждан, которые имеют стаж не более пяти лет при устройстве на новое место работы.

Дополнительные страховые взносы за вредные условия труда

Дополнительные тарифы действуют на граждан, задействованных во вредных работах. Со всеми профессиями и условиями, при которых работы считаются опасными, тяжелыми или вредными можно означиться в .

Дополнительные тарифы будут образовываться и для работодателей, застраховавших граждан из вышеописанных категорий. Если гражданин, который был задействован на вредных работах, захочет раньше отправиться на пенсию, то учитываются только те месяцы, когда зачислялись бонусные взносы.

Специальная оценка

Специальная оценка необходима, чтобы определять, какие факторы оказывают влияние на работника во время трудовой деятельности. Полноценный комплекс мероприятий прописан в .

Проводится оценка работодателем минимум раз в 5 лет . Также предусмотрены и факторы, при которых придется проводить незапланированную проверку, например:

  • при обновлении технологического процесса;
  • установке нового оборудования;
  • открытии новых рабочих мест — с полным списком можно ознакомиться в .

Так как у работодателя не достаточно опыта для определения категории, а также есть личные мотивы в укрытии факторов, повышающих оплату, проверки проводятся специальными организациями:

  1. Предприятие должно заключить гражданско-правовой договор, на основе которого будет проводиться проверка.
  2. Сначала комиссия утверждает места для работников, подлежащих оценке, далее определяются факторы, которые могут воздействовать на работников.
  3. Результатом аттестации является один из четырех классов опасности, определяемый при проверке:
    • 1 – оптимальный класс, не представляет никакого вреда для организма работника;
    • 2 – допустимый класс, есть некоторые вредные факторы, последствия от которых уходят за период короткого перерыва;
    • 3 – вредный класс, когда показатели превышают установленные нормы, делится на четыре подкласса;
    • 4 – опасный класс, когда человек трудится, рискуя жизнью или имея возможность получить заболевание, которое будет расцениваться как профессиональное.

Размер отчислений

Дополнительные страховые взносы в 2019 году в ПФР за вредные условия труда напрямую зависят от класса, определенного проверкой:

1 и 2 классы – 9% или 6% в зависимости от Списка.

3 класс:

  • 1 подкласс – 2%;
  • 2 подкласс – 4%;
  • 3 подкласс – 6%;
  • 4 подкласс – 7%;

4 класс – 8%.

Порядок и сроки уплаты

По правилам уплаты страховых взносов дополнительные суммы выплачиваются аналогичные сроки с основным тарифом. Согласно законодательству, выплата должна произвестись до 15 числа бумажным способом, до 20 — электронным.

В обязанности работодателя входит определение базы и тарифов, по которым будут начисляться выплаты. После чего производятся подсчеты и перевод суммы. В расчет берется не только фиксированная плата, но и вознаграждения. Для выплаты дополнительных тарифов работодатель должен иметь документы с указанием:

  • кодов бюджетной классификации;
  • общей суммы взноса;
  • точной суммы в рублях.

Перечисляются деньги при помощи платежного поручения, которое передается в банк.

Пенсии и компенсации на вредном производстве

При работе на производстве, наносящем вред организму, гражданин не получает надбавок к выплатам в пенсии, размер будет высчитываться по стандартной формуле. Поощрением будут считаться дополнительные начисления за работу, выплачиваемые работодателем.

Размер отчислений работодателя основывается на классе вредности, который присваивается после специальной проверки.

Видео: Консультация специалиста


Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...