В отношении отдельных организаций, - налоговый мониторинг. Как проводится налоговый мониторинг


С 1 января 2016 года появилась новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг. Применение этой формы контроля возможно только у крупнейших организаций при соблюдении ряда условий по добровольному заявлению налогоплательщика и решению налогового органа. По данным ФНС РФ, в текущем году это 21 организация.

Особенности применения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг заключается в том, что организация предоставляет доступ налоговому органу к своему учету и налоговики контролируют в режиме реального времени налоговый учет организации. Но при этом в случае обнаружения ошибки они обязаны сообщить об этом организации.

Применять налоговый мониторинг могут далеко не все, эта возможность предоставлена крупнейшим предприятиям, которые соответствуют критериям, указанным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ :

  • общая сумма всех налогов составляет не менее 300 млн руб.;
  • доход за год не менее 3 млрд руб.;
  • активы на 31 декабря не менее 3 млрд руб.

Все эти данные учитываются за год, предшествующий году подачи заявления.

Решение о применении этой формы налогового контроля принимается организациями добровольно. Кроме соответствия критериям, необходимо подать заявление до 1 июля и необходимо, чтобы налоговый орган принял решение о применении мониторинга.

Если организация решила подавать заявление о налоговом мониторинге, то выбора налога, который будут мониторить налоговики, не предоставлено - проверяться будут все налоги, которые должна платить организация (п. 1 Письма ФНС России от 30.05.2016 N ЕД-4-15/9597@).

Мониторинг проводится за календарный год, но длится с 1 января по 1 октября следующего года (п. п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).

При этом организация должна выполнить большую работу и сообщить налоговому органу, каким образом будет передаваться значительный объем информации, систему внутреннего контроля, а также порядок отражения в регистрах учета доходов и расходов. Все это должно быть указано в регламенте взаимодействия.
Приказом от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@ утверждены формы документов, которые используются при налоговом мониторинге, в числе которых и формы запросов, и форма регламента взаимодействия - что должно быть указано.

Проведение налогового мониторинга

Контролируется деятельность организации без выезда налоговиков, они находятся на своем рабочем месте и дистанционно имеют возможность получать информацию. Самый существенный положительный момент для организации - не проводятся камеральные и выездные проверки, за небольшим исключением (п. 1.1 ст. 88 НК РФ , п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

При проведении мониторинга налоговый орган вправе истребовать пояснения при выявлении противоречий. Если в результате анализа информации и документов налоговый орган решит, что организация допустила ошибки, то он обязан вынести мотивированное мнение. Организация в случае согласия с позицией налогового органа вносит корректировки в учет и отчетность (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).

В случае несогласия направляет разногласия, затем проводится взаимосогласительная процедура (ст. 105.31 НК РФ).

Также сделать запрос мотивированного мнения налогового органа можно по инициативе налогоплательщика. В общем-то, налоговый орган обязан ответить любой организации на письменный запрос согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ , но конкретные хозяйственные операции, как правило, не рассматриваются. А при налоговом мониторинге запрашивается позиция налогового органа в отношении конкретного договора, при этом не только по заключенным сделкам, но и по планируемым (п. 4 ст. 105.30 НК РФ), с приложением документов. Обязанностями налогового органа являются рассмотрение запроса и вынесение мотивированного мнения в течение месяца. При этом вынесенное мнение обязательно не только для налогоплательщика, но и для налогового органа.

Таким образом, мониторинг предполагает постоянный контроль, значительную подготовительную работу, но сводит на нет потери при выездных проверках, так как выявление ошибок, спорные ситуации — это обычная практика при проведении проверок. Существенные суммы не только доначисленных налогов, но и накопившихся за несколько лет пени, а также начисленные штрафы ждут организацию в том случае, если она не сможет доказать свою позицию в судебном порядке или согласится с тем, что была допущена ошибка. При мониторинге налогоплательщику сразу будет ясна позиция налогового органа, есть процедура согласования, поэтому можно точно определить размер налоговых платежей и минимизировать дополнительные потери. Тем более что выездные проверки через три года применяющим мониторинг налогоплательщикам не грозят.

С 1 января 2015 г. Налоговым кодексом РФ предусмотрена новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг. Особенности его осуществления установлены в новом разделе V.2 НК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 82 НК РФ). Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию, являющуюся налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). По общему правилу за период, за который проводится налоговый мониторинг, инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Из этого правила предусмотрен ряд исключений. Например, проверки будут проводиться, если в уточненной декларации (расчете), представленной за налоговый (отчетный) период проведения налогового мониторинга, подлежащая уплате в бюджет сумма налога меньше, чем в ранее представленной декларации (расчете) (пп. 3 п. 1.1 ст. 88, пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Проведение налогового контроля в данной форме является добровольным. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего решения, которое, в свою очередь, принимается по результатам рассмотрения заявления организации о проведении налогового мониторинга (далее - заявление) и представленных вместе с ним документов, информации (п. 2 ст. 105.26, п. 4 ст. 105.27 НК РФ). Следует отметить, что в п. 3 ст. 105.26 НК РФ установлены условия, при одновременном соблюдении которых организация вправе подать указанное заявление:

Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, без учета налогов, которые должны быть уплачены в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;

Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 млрд руб.;

Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление, составляет не менее 3 млрд руб.

Если организация соответствует указанным требованиям, она может не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг, представить в инспекцию по месту своего нахождения (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) заявление по форме, утверждаемой ФНС России (п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 105. 27 НК РФ вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга должны быть представлены:

Регламент информационного взаимодействия, форму которого также утверждает ФНС России;

Информация об организациях и о физлицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в компании, представляющей заявление, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

Учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление.

Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть принято до 1 ноября года, в котором подано заявление, и направлено организации в течение пяти дней со дня принятия (п. п. 4 и 6 ст. 105.27 НК РФ). При этом основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга перечислены в п. 5 ст. 105.27 НК РФ. Их перечень является закрытым.

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила заявление о его проведении (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). В п. 1 ст. 105.28 НК РФ предусмотрены случаи, когда налоговый мониторинг прекращается досрочно.

Если при проведении налогового мониторинга инспекция установила факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов, налоговый орган составляет мотивированное мнение, которое отражает его позицию и является документом, обязательным к исполнению контролируемым лицом (п. п. 1, 3 и 7 ст. 105.30 НК РФ). Форму и требования к составлению мотивированного мнения устанавливает ФНС России). Данный документ должен быть направлен организации в течение пяти дней со дня его составления. Следует отметить, что он может быть составлен не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга (п. 3 ст. 105.30 НК РФ). При этом проведение его оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Обращаем внимание, что в случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в составившую его инспекцию, которая направляет эти разногласия и материалы для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС России (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). Налоговое ведомство, в свою очередь, инициирует ее проведение. Соответствующий порядок предусмотрен в ст. 105.31 НК РФ.

Мотивированное решение также может быть составлено по запросу организации (п. п. 2, 4 и 5 ст. 105.30 НК РФ).

При проведении налогового мониторинга инспекция вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию) и пояснения, связанные с правильностью исчисления и удержания, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ). Порядок запроса документов и их представления контролируемым лицом установлен в п. п. 4, 5 ст. 105.29 НК РФ. Необходимо обратить внимание, что за непредставление указанных документов (информации) в срок организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

В ходе проведения налогового мониторинга инспекция не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий (п. 6 ст. 105.29 НК РФ). При этом в ходе мероприятий налогового контроля запрашивать документы, которые уже были истребованы инспекцией, в частности, при проведении налогового мониторинга, не допускается (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Следует отметить, что на недоимку, образовавшуюся как в результате выполнения организацией мотивированного мнения налогового органа, так и при выполнении письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, пени не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ). В данной ситуации также исключается вина лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Однако эти положения не применяются, если мотивированное мнение налогового органа составлено на основании неполной или недостоверной информации, представленной компанией (абз. 2 п. 8 ст. 75, абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Выводы

Налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, которые используются им при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и были переданы налогоплательщикам в электронной форме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ);

Налоговый орган может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);

Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации может быть вынесено в течение трех лет. Данный период исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления отчетности (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);

При выявлении в ходе камеральной проверки определенных противоречий и несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);

При проведении камеральной проверки декларации по НДС (если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению или выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению) налоговый орган вправе осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ);

Физлица должны сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ);

Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физлиц, обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства, в органы опеки и попечительства - о фактах установления и прекращения опеки и попечительства (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ);

Задолженность по налогам (пеням, штрафам) в размере, не превышающем 5 млн руб., инспекция может взыскать с лицевого счета организации во внесудебном порядке (пп. 1 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ);

Местные налоги и сборы могут вводиться на уровне внутригородских районов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов городских округов с внутригородским делением либо внутригородских районов (абз. 4 п. 4 ст. 12 НК РФ);

Организация, которая соответствует установленным критериям, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, который по общему правилу исключает проведение камеральных и выездных проверок за период налогового мониторинга. Особенности проведения налогового контроля в форме налогового мониторинга установлены разд. V.2 НК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 82, п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Налогоплательщик может осуществлять документооборот с инспекцией через личный кабинет (ст. 11.2 НК РФ).

Налоговый мониторинг - вид налогового контроля, который применяется с согласия и по заявлению налогоплательщика. Особенность налогового мониторинга в том, что налоговый орган имеет доступ к финансовой информации на постоянной основе.

Налоговый мониторинг еще называют как "горизонтальный мониторинг".

Комментарий

Налоговый мониторинг - это вид налогового контроля, который применяется с согласия и по заявлению налогоплательщика. Особенность налогового мониторинга в том, что налоговый орган имеет доступ к финансовой информации на постоянной основе. В связи с этим, обычные камеральные и выездные налоговые проверки не проводятся (за некоторым исключением). В то же время, режим налогового мониторинга предполагает, что налогоплательщик как бы находится постоянно в режиме налоговой проверки.

Преимущество налогового мониторинга для налогоплательщиков в том, что такая форма контроля может существенно снижать налоговые риски. В рамках налоговоого мониторинга предусматривается урегулирование спорных вопросов, что снижает риск возникновения штрафов и пени. Так, по спорным вопросам налоговый орган готовит мотивированное мнение налогового органа. Если налогоплательщик не уплатил налог (сбор) в результате применения мотивированного мнения налогового органа, то он освобождается от применения санкций и пени (п. 8 ст. 75, ст. 111 НК РФ).

Налоговый мониторинг был впервые введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Первыми налогоплательщиками, применившими налоговый мониторинг, стали - ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» и ООО «Юнилевер Русь».

Налоговый мониторинг регулируется Разделом V.2. Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга".

Применить эту процедуру налогового контроля могут только крупные налогоплательщики.

Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей ;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей ;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей .

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (ст. 105.27 НК РФ).

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:

1) регламент информационного взаимодействия по установленной форме;

2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

Мотивированное мнение налогового органа (Статья 105.30. НК РФ)

1. Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Мотивированное мнение направляется организации при проведении налогового мониторинга.

Мотивированное мнение подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Форма и требования к составлению мотивированного мнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.

3. Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга налоговым органом установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов. Мотивированное мнение направляется организации в течение пяти дней со дня его составления.

Указанное мотивированное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

4. Запрос о представлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения в отношении этой организации налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организации. В запросе о представлении мотивированного мнения излагается позиция организации по указанным вопросам.

Запрос о представлении мотивированного мнения может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.

5. Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено этой организации налоговым органом, получившим запрос, в течение одного месяца со дня получения указанного запроса.

Срок направления мотивированного мнения по запросу организации может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

О продлении срока направления мотивированного мнения налоговый орган сообщает организации в письменной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.

6. О согласии с мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение, в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

7. Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом.

8. В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение.

Налоговый орган, получивший указанные разногласия, обязан в течение трех дней со дня их получения направить эти разногласия со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

9. Налоговый орган в срок не позднее двух месяцев с даты окончания проведения налогового мониторинга уведомляет организацию о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга.

10. При проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Взаимосогласительная процедура (Статья 105.31. НК РФ)

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, после получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом в соответствии с пунктом 8 статьи 105.30 НК РФ, инициирует проведение взаимосогласительной процедуры.

2. Взаимосогласительная процедура проводится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия.

3. По результатам взаимосогласительной процедуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения.

4. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения подписывается руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Уведомление вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

5. Организация в течение одного месяца со дня получения уведомления об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения уведомляет налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Камеральные проверки при налоговом мониторинге (п. 1.1. ст. 88 НК РФ)

При представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев:

1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

2) представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;

3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

4) досрочное прекращение налогового мониторинга.

1. Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организацию (далее в настоящем разделе - организация).

Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

2. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.

3. Если иное не установлено настоящим пунктом, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.

При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.

Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму налогов, указанных в настоящем пункте, включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии с пунктом 4 или 7 настоящего Кодекса выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.

4. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.

5. Срок проведения налогового мониторинга за период, указанный в пункте настоящей статьи, начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за указанным периодом.

6. В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в регламенте информационного взаимодействия указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее в настоящей главе - система внутреннего контроля) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Положения статьи 105.26 НК РФ используются в следующих статьях:
  • Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга
    3.1. Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана информация, предусмотренная пунктом 6 статьи 105.26 НК РФ, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент информационного взаимодействия.

Федеральным законом от 04.11.2014 г. №348-ФЗ (далее по тексту - Закон №348- ФЗ) введен новый вид налогового контроля - налоговый мониторинг. Поправки, внесенные Законом №348-ФЗ в первую часть НК РФ, вступают в силу с 1 января 2015 года, за исключением раздела V.2, положения которого в отношении консолидированной группы налогоплательщиков вступят в силу с 1 января 2016 г. Сразу отметим, что проведение налогового мониторинга - дело добровольное, инициируемое самим налогоплательщиком.

Начнем с того, что такая форма налогового контроля как налоговый мониторинг не является изобретением российских законодателей. Такой вид налогового контроля распространен в международной практике (например, в таких странах как Германия, Австрия). В качестве пилотного проекта налоговый мониторинг был опробован в 2012 году на нескольких крупнейших налогоплательщиках. И, по мнению обеих сторон, опыт оказался удачным.

Понятие и цель налогового мониторинга

Налоговый мониторинг подразумевает отслеживание налоговым органом в режиме реального времени проводимых налогоплательщиками - организациями финансово-хозяйственных операций с точки зрения правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов (п.1 ст.105.26 НК РФ).

Налоговый мониторинг охватывает календарный год и проводится за период, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о его проведении (п.4 ст.105.26 НК РФ). Налоговый мониторинг проводится на основании решения налогового органа (п.2 ст.105.26 НК РФ).

При получении положительного решения от налогового органа о проведении налогового мониторинга, его длительность составит с 1 января текущего года (т.е. года проведения мониторинга) до 1 октября следующего года (п.5 ст.105.26 НК РФ).

Например, налоговый мониторинг за 2016 год будет проводиться с 01.01.2016 г. по 01.10.2017 г.

Целью налогового мониторинга является исключение налоговых рисков, связанных с трактовкой тех или иных операций, совершаемых налогоплательщиком и, соответственно, исключение рисков доначисления налогов, штрафов и пеней. То есть у налогоплательщика будет возможность в режиме реального времени получать обоснованное разъяснение (так называемое мотивированное мнение) от налоговых органов, касающееся налогообложения сложных операций. Для реализации этой цели налогоплательщик должен обеспечить налоговым органам доступ к регистрам бухгалтерского и налогового учета в режиме реального времени. Мониторинг проводится по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.105.29 НК РФ).

Что заменяет налоговый мониторинг

За время действия соглашения о проведении налогового мониторинга налоговые органы не вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки, за исключением отдельных ситуаций. Перечень исключительных ситуаций систематизирован в таблице:

Сохраняется право проведения
камеральных налоговых проверок в случаях (п.1.1 ст.88 НК РФ): выездных налоговых проверок в случаях (п.5.1 ст.89 НК РФ):
представления налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом проведения налогового мониторинга. проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом.
представления налоговых деклараций по НДС и акцизам с заявленной суммой возмещения. невыполнения предписанных рекомендаций налогового органа (мотивированного мнения). В этом случае выездная проверка будет проводиться в части правильности исчисления налогов в соответствии с мотивированным мнением налогового органа (т.е. по определенному блоку хозяйственных операций).
представления уточненной налоговой декларации (расчета), в которой либо уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, либо увеличена сумма полученного убытка. представления уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет.
досрочное прекращение налогового мониторинга.

Право на проведение налогового мониторинга

Не каждая организация сможет воспользоваться предоставленным правом на получение решения налогового органа о проведении налогового мониторинга. Соглашение могут заключить организации при одновременном соблюдении критериев, приведенных в п.3 ст.105.26 НК РФ:

  • 1) общий размер федеральных налогов (НДС, акциз, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, без учета налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) к уплате в бюджет составляет не менее 300 млн рублей;
  • 2) общая величина доходов по данным годовой бухгалтерской(финансовой) отчетности составляет не менее 3 млрд рублей;
  • 3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря, составляет не менее 3 млрд рублей.

Вышеприведенные показатели должны учитываться за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга. В данном случае речь идет о крупных налогоплательщиках, у которых налоговые риски, как правило, высоки и находящиеся в центре повышенного внимания со стороны налоговых органов. Такие налогоплательщики обладают необходимыми техническими средствами, необходимыми для реализации информационного взаимодействия с налоговыми органами.

Процедура подачи заявления о проведении налогового мониторинга

При соблюдении установленных ограничительных барьеров, налогоплательщики вправе подать заявление в налоговый орган. При этом крупнейшие налогоплательщики представляют такое заявление в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п.1 ст.105.27 НК РФ). Процедуру подачи и сроки рассмотрения заявления представим в виде схемы:

*Примечание. В регламенте информационного взаимодействия должна быть указана следующая информация, касающаяся учета организации (п.6 ст.105.26 НК РФ):

  • - сведения об аналитических регистрах налогового учета;
  • - порядок отражения доходов и расходов в регистрах бухгалтерского и налогового учета;
  • - сведения о системе внутреннего контроля в части правильности исчисления и уплаты налогов, сборов (при ее наличии).

Форма заявления о проведении налогового мониторинга должна быть разработана и утверждена ФНС РФ (абз.3 п.1 ст.105.27 НК РФ).

Отказ в проведении налогового мониторинга

Обозначим причины отказа налоговым органом в проведении налогового мониторинга организации. Основанием для отказа являются (п.5 ст.105.27 НК РФ):

  • 1) непредставление (представление не в полном объеме) организацией пакета необходимых документов;
  • 2) несоблюдение организацией приведенных показателей(объем налогов, размер доходов и стоимость активов);
  • 3) несоответствие регламента информационного взаимодействия форме, разработанной и утвержденной ФНС РФ (п.6 ст.105.26 НК РФ) и требованиям.

Мотивированное мнение

Мотивированное мнение налогового органа, по сути, представляет собой трактовку применения налогового законодательства по тем или иным операциям. Мотивированное мнение налоговый орган может направить как по запросу организации (в случае возникновения неясностей или сомнений в части правильности исчисления налогов по конкретным хозяйственным операциям), так и по собственной инициативе (в случае выявления факта неправильного исчисления налогов организацией).

С одной стороны, мотивированное мнение - это уже не абстрактные ответы на вопросы, которые получают (в лучшем случае) налогоплательщики при обычном запросе.

С другой стороны, исходя из практики, можно предположить, что рекомендации налогового органа будут носить фискальный характер. Но, налоговики на местах должны учитывать позицию, изложенную в Письме ФНС РФ от 07.11.2013 г. №03-01-13/01/47571: в том случае, если разъяснения финансового ведомства противоречат решениям, постановлениям, информационным письмам ВАС или ВС РФ, то налоговые органы должны руководствоваться актами и письмами судов. Иное дело, что на практике у крупных налогоплательщиков встречаются нестандартные операции, которые не имеют однозначного ответа в налоговом законодательстве.

Кроме того, существуют ограничения по кругу вопросов, в рамках которых налоговым органом может быть вынесено мотивированное мнение. Так, налоговый орган не имеет право выражать мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам (п.10 ст.105.30 НК РФ).

В первом случае процедура направления мотивированного мнения по запросу организацией в налоговые органы будет выглядеть следующим образом:

  • 1) организация излагает суть вопроса и свою позицию по данной операции;
  • 2) запрос направляется организацией в налоговый орган в срок до 1 июля года, следующего за периодом проведения налогового мониторинга.

Налоговый орган в течение одного месяца со дня получения указанного запроса обязано представить организации свое мотивированное мнение (п.5 ст.105.30 НК РФ). Однако если для выражения мотивированного мнения налоговому органу необходимы уточнения, то для истребования документов представления продляется на один месяц. О продлении срока налоговый орган сообщает организации в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения (абз.3 п.5 ст.105.30 НК РФ).

При согласии с изложенной позицией налоговых органов организация в течение месяца со дня получения ответа направляет в налоговую инспекцию уведомление вместе с документами, подтверждающими выполнение мотивированного мнения (п.6 ст.105.30 НК РФ). В случае несогласия организации с мнением налогового органа процедурный механизм представления возражений будет аналогичен порядку вынесения мотивированного мнения налоговым органом по собственной инициативе (см. схему).

Однако в любом случае не позднее двух месяцев с даты окончания проведения налогового мониторинга (то есть не позднее 1 декабря, следующего за периодом проведения мониторинга), налоговый орган уведомляет организацию о наличии либо отсутствии мотивированных мнений (п.6 ст.105.30 НК РФ).

Механизм проведения налогового мониторинга

Порядок проведения налогового мониторинга представим в виде схемы:

*Примечание. По результатам проведения взаимосогласительной процедуры в течение трех рабочих дней налогоплательщику направляется уведомление об изменении либо оставлении в силе мотивированного мнения налогового органа (п.3 и п.4 ст.105.31 НК РФ). Организация в течение месяца со дня получения уведомления сообщает в налоговый орган, который вынес мотивированное решение, о своем согласии (несогласии) с решением вместе с документами, подтверждающими выполнение мотивированного мнения (п.5 ст.105.31 НК РФ). А далее налогоплательщик в общем порядке сможет обратиться за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.

Порядок представления налоговому органу истребуемых документов (информации), пояснений аналогичен порядку представления таких документов при проведении налоговых проверок. Так, документы, пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или переданы в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных организацией копий (п.4 ст.105.29 НК РФ).

При проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, которые ранее были представлены в налоговый орган в виде заверенных копий (п.6 ст.105.29 НК РФ).

При наличии большого объема запрашиваемых документов организация в течение дня, следующего за днем получения требования налогового органа, уведомляет в письменном виде должностных лиц налоговой инспекции о невозможности выполнения требования с указанием причин и новых сроков выполнения.

На основании полученного от организации уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение двух рабочих дней со дня его получения вправе либо удовлетворить просьбу налогоплательщика, либо отказать в продлении сроков. Данный факт оформляется налоговым органом отдельным решением (п.5 ст.105.29 НК РФ).

Отказ можно обжаловать в общеустановленном порядке. Следует отметить, что при разрешении подобных споров в судебном порядке, суд, как правило, принимает сторону налогоплательщика, если непредставление большого объема документов было связано с объективными причинами. В этом случае организация в силу ст. 111 НК РФ освобождается от налоговой ответственности (Решения арбитражных судов Республики Татарстан от 15.09.2014 г. №А65-10468/2014, Удмуртской Республики от 04.09.2014 г. №А71-7819/2014).

Досрочное прекращение налогового мониторинга

Налоговые органы вправе в одностороннем порядке прекратить проведения налогового мониторинга. Основанием для прекращения мониторинга являются (п.1 ст.105.28 НК РФ):

  • 1)неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия;
  • 2)представление организацией налоговому органу недостоверной информации;
  • 3)систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу налогового мониторинга документов (информации), пояснений.

При наличии этих оснований налоговый орган в письменном виде должен уведомить организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга. Срок уведомления - в течение десяти дней со дня фиксации приведенных нарушений, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг (п.2 ст.105.28 НК РФ).

Подводим итоги

Поведение итогов будет носить пока предварительный характер, поскольку реально система заработает только в 2016 году (в 2015 году организации смогут только заявить в налоговую инспекцию о своем желании проведения налогового мониторинга). Самый главный плюс в проведении налогового мониторинга для организаций - это отсутствие выездных налоговых проверок (за исключением приведенных в начале статьи случаев), длящихся у крупнейших налогоплательщиков не один месяц, требующих немалых временных и финансовых затрат.

Положительным моментом является отсутствие налоговых санкций при выполнении организацией требований, изложенных в мотивированном мнении налогового органа, если впоследствии выясниться, что оно ошибочно. В этом случае исключена вина организации в налоговом правонарушении (пп.3 п.1 ст.111 НК РФ). Однако налогоплательщик не освобождается от вины, если мотивированное ошибочное мнение налоговый орган вынес на основании представленных организацией документов, содержащих недостоверную информацию.

Проведение налогового мониторинга должно привести к сокращению судебных издержек у организаций.

Эффективность работы взаимосогласительной процедуры покажет время. Положительной стороной при урегулировании разногласий является участие в комиссии руководителя либо заместителя руководителя Управления ФНС РФ, что позволяет организации надеяться на более квалифицированный подход (по сравнению с участием рядового сотрудника ФНС РФ) к разрешению возникшего спора.

Негативным моментом при проведении налогового мониторинга у организации является пресс постоянного налогового контроля, ведь все хозяйственные операции, которые отражены в его информационной системе, доступны налоговым органам в режиме он-лайн.

Несмотря на то, что проведение налогового мониторинга подразумевает отмену других видов налоговых проверок, в некоторых случаях камеральные налоговые проверки все равно остаются.

Кроме того, крупные налогоплательщики используют мощные программные продукты (например, SAP R/3), подразумевающие наличие соответствующего сервера. В связи с этим непонятным остается вопрос об обеспечении технического доступа налоговых органов к проведению налогового мониторинга организации. А зная техническую оснащенность налоговых инспекций, вопросы технического взаимодействия между сторонами, на сегодняшний день остаются открытыми.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...