В чем суть закона возвышения потребностей. Большая энциклопедия нефти и газа


Закон возвышения потребностей - один из общих экономических законов, выражающих причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей общества.

Исследуя вопросы становления капитализма и возникновения внутреннего рынка, В. И. Ленин сделал вывод о том, что «развитие капитализма неизбежно влечет за собой возрастание уровня потребностей всего населения и рабочего пролетариата» (Полн. собр. соч., т. 1, с. 101). С развитием производительных сил общества возникают новые потребности, видоизменяются старые, а некоторые из них отмирают. Круг потребностей расширяется, они становятся богаче, в их структуре повышается удельный вес интеллектуальных и социальных потребностей. Существенные сдвиги в уровне потребления масс особенно отчетливо прослеживаются при рассмотрении продолжительных периодов. Научно-техническая революция значительно ускорила этот процесс, сократила периоды перехода от одного качественного уровня потребления к другому.

Характер действия закона возвышения потребностей обусловливается социальным, строем общества, господствующими производственными отношениями . Прежде всего это сказывается на общественных условиях развития способностей человека к труду, которые являются и результатом и предпосылкой удовлетворения других многообразных потребностей. При капитализме применение новой техники, внедрение научных достижений в производство порождают потребность в повышении уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочего класса. Но капиталистический строй в силу своей природы не позволяет использовать в интересах развития работника возможности, обусловленные развитием науки и техники. Трудящиеся массы здесь отстраняются от участия в управлении производством. Монополистический капитал преграждает им доступ к подлинным достижениям человеческой цивилизации, стремится узурпировать свободное время масс, навязать им моральные ценности буржуазного общества, стандарты «массовой культуры», ориентированные не на возвышение духовных потребностей человека, а на культивирование в нем низменных идеалов.

Развитие производительных сил современного капиталистического общества привело к существенному росту объема производства предметов потребления, сделало их более доступными для трудящихся. Тем не менее в формах и уровне потребления различных социальных групп сохраняются резкие контрасты. В социалистическом обществе закон возвышения потребностей получает полный простор для своего действия. Особенно широкие предпосылки для сто осуществления создаются на этапе зрелого социализма, когда не только умножаются возможности удовлетворения потребностей людей, но и сами потребности становятся все более совершенными.

На XXV съезде КПСС отмечалось, что реальные доходы на душу населения у нас в стране удваиваются примерно каждые 15 лет, иными словами, на протяжении человеческой жизни социалистическое общество несколько раз переходит к качественно новому уровню потребления. Социализм выдвинул в разряд первостатейных ценностей общественно полезный труд. Трудовая деятельность - источник удовлетворения самых возвышенных потребностей членов социалистического общества, становления и возвышения его личности. Социальная политика партии предусматривает усиление творческого характера труда, всемерное сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда.

Важная особенность возвышения потребностей членов развитого социалистического общества состоит в том, что систематически растет доля духовных благ, уровень сознательности, идейности людей. Глубокая заинтересованность в делах общества, активное участие в их решении становятся типическими чертами жизнедеятельности все большего числа людей. В социалистическом обществе нет классов и социальных групп, которые были бы заинтересованы развивать свои способности, удовлетворять свои потребности за счет других. Поэтому результаты роста общественного производства и его эффективности идут на пользу всем членам общества.

Характерной чертой закона возвышения потребностей в условиях социализма является постепенность социально-экономического сближения структуры потребностей разных групп населения. Это осуществляется на основе выравнивания социально-экономического положения людей в производстве и в других областях общественной жизни. Благодаря реализации социальной политики партии происходит дальнейшее сближение социально-экономических условий жизни городского и сельского населения, рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, создаются равные условия для развития физических и духовных способностей каждого человека, каждой общественной группы. Действие закона возвышения потребностей в условиях зрелого социализма представляет собой важный этап на пути формирования потребностей, присущих всесторонне развитой личности - члену коммунистического общества.

Закон возвышения потребностей отражает развитие потребностей и их влияние на процесс общественного производства. Его суть состоит в том, что потребности постоянно изменяются по своей структуре. В каждый конкретный момент времени уровень потребностей превышает возможность их удовлетворения.

Потребности являются побудительной двигательной силой для цикла общественного воспроизводства: производство - распределение - обмен - потребление - производство и далее по кругу.

Процессом, с которым потребитель имеет существенную связь, является процесс потребления. Причиной потребления является наличие потребителей, взаимодействующих с продуктами

производства.

В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физические потребности всё более «облагораживаются» в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы. Закон возвышения потребностей действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Для того чтобы выявить существенные количественные и качественные сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в несколько десятков, а то и сотен лет.

Современная научно-техническая революция ускорила темпы экономического развития, в связи с чем процесс возвышения потребностей отчётливо прослеживается и при анализе данных за более короткие периоды.

Закон возвышения потребностей имеет место при любом социально-экономическом строе, но при различных исторических условиях выступает в разных формах. В досоциалистических классовых формациях закон возвышения потребностей действует в антагонистической форме. Сохраняется вопиющее социально- экономическое неравенство. Господствующие классы, владея основными средствами производства, монополизируют решающие сферы интеллектуальной деятельности и функции социально- экономического управления. Уделом эксплуатируемых классов является по преимуществу тяжёлый физический труд. В этих условиях закон возвышения потребностей осуществляется крайне неравномерно у разных классов общества. Преимущества оказываются на стороне эксплуататорских классов, чьи потребности растут с ростом их богатства и удовлетворяются в ущерб интересам народных масс. Однако и в обществах, основанных на эксплуатации, происходило определенное развитие способностей трудящихся, возвышение их потребностей. Но возможности удовлетворения потребностей

трудящихся ограничивались здесь их социальным положением как эксплуатируемых и угнетённых. Капитализм в силу своего социально- экономического характера не создаёт условий для быстрого развития способностей трудящихся, сдерживает объективно вытекающий из совершенствования производства процесс развития рабочей силы.

В истории человечества действует закон возвышения потребностей, т. е. такого взаимодействия общественного

производства и потребления, которое обеспечивает удовлетворение производством постоянно воспроизводимых на более высоком уровне потребностей общества и его граждан.

С каждым этапом в развитии орудий труда общественное производство выходит на новый уровень развития и соответственно подталкивает развитие потребностей к более высокому уровню. Так, переход от каменных орудий труда к бронзовым привел материальные потребности общества к настолько более высокому уровню удовлетворения, что появились излишки материальных благ, и начался процесс социально-классового расслоения, стало зарождаться рабство. Повышение уровня удовлетворения материальных потребностей обусловило рост духовных потребностей людей, обобщенным выражением, которого явилась замена мифологического мировоззрения религиозным.

Следующий скачок в развитии орудий труда, связанный с возникновением железных орудий труда, привел к росту материального потребления и появлению классического рабства. Это означало, что развитие потребностей происходило у одного - господствующего в обществе класса. За счет низведения угнетенного класса (рабов) до положения говорящего орудия удалось достичь высокого (даже сейчас поражающего наше воображение) развития потребностей. Возникли общественные потребности, каких не было раньше - политические. Расцвели пышным цветом литературные, театральные, архитектурные, скульптурные и другие потребности. Появилась потребность в философском мировоззрении, которое и пришло на смену религиозному.

Дальнейшее развитие производства за счёт совершенствования как орудий труда, так и производственных отношений вело к развитию потребностей не только господствующих классов (помещиков, буржуазии), но и угнетенных (крестьян, пролетариата). При этом господствующие классы всегда имели более высокий уровень потребления, чем угнетенные.

Коренной перелом в возвышении потребностей произошел в середине XX века в передовых странах мира, которые достигли высшей стадии индустриального развития своего производства и начали переход к информационной цивилизации. Трудящиеся в этих странах стали удовлетворять свои материальные потребности на таком уровне, который не только соответствовал технико-технологическому развитию общества, но и обеспечивал достойное человеческое существование. Высокий уровень материальной жизни предоставлял все возможности для роста духовных потребностей. Однако автоматической реализации этих возможностей не произошло.

Закон возвышения потребностей продолжает действовать и в настоящее время. Вместе с тем современная эпоха (как эпоха перехода от индустриальной к информационной цивилизации) выявила его внутреннюю противоречивость. Она существовала и раньше, но была скрыта антагонистической борьбой основных классов общества, борьбой угнетенных классов за достойное человеческое существование. Когда же эти задачи были решены и антагонизм социальных классов ушел в прошлое, перед наиболее развитыми странами мира встали проблемы противоречивости действия закона возвышения потребностей. И главная из них - это проблема соотношения материальных и духовных потребностей в развитии человека.

Сущность закона возвышения потребностей заключается в максимальном развитии потребностей с целью выявления, развития и реализации индивидуальности каждого человека. Возвышение потребностей не означает их количественного роста до бесконечности. Все биологические потребности человека имеют свои пределы (человек не может, к примеру, съесть, и выпить больше, чем вмещает его желудок). Но есть и общественные пределы для всех потребителей - как биологических, так и социальных, как материальных, так и духовных. Они обусловлены конкретно - историческим уровнем развития общества. В качестве этих пределов выступает тот уровень жизни, который считается достойным в данном обществе при достигнутом технико-технологическом и культурном развитии. В каждом конкретно-историческом обществе складывается свой достойный уровень жизни. Это не обязательно среднестатистический уровень жизни, который при резкой поляризации общества на богатых и бедных не отражает реальной жизни народа. Это и не обязательно тот уровень жизни, который общество в состоянии обеспечить подавляющему большинству свои граждан при существующем уровне технико-технологического и культурного развития.

Достойный уровень удовлетворения потребностей, присущий современному человеку, демонстрируют наиболее развитые страны. Обеспечиваемый ими уровень потребления является образцом к достижению, которого стремятся менее развитые страны.

Отсутствие автоматизма в действии закона возвышения потребностей обусловлено включенностью в него не только объективных, но и субъективных факторов общественного развития, т. е. зависимостью его не только от конкретно-исторического состояния техники, технологии, культуры, темпов их развития, но и от воспитания, образования, ценностных ориентаций индивидов, их желаний и стремлений, отношения к самим себе и т. д. Каждый индивид в рамках объективных условий своего существования сам определяет пределы своего развития, формы и меру самореализации в жизни. Это особенно заметно на духовных потребностях индивида. Если развитие и удовлетворение материальных потребностей зависит прежде всего от уровня материального развития общества, то состояние духовных потребностей индивида определяются прежде всего им самим. Он сам определяет, какие из них развивать, как, в каком направлении и до какой степени.

Конечно, между материальными и духовными потребностями индивида есть определенная связь. Если индивид не может даже на минимально необходимом уровне удовлетворять свои материальные потребности (из-за низкого уровня материального развития общества или своего социального положения), то у него и не возникает желания развивать духовные потребности. Как гласит пословица: «Голодное брюхо к ученью глухо». Однако и при максимально возможном удовлетворении материальных потребностей нет автоматического роста духовных потребностей.

Материальное благополучие индивида создает главные предпосылки, возможности для возвышения духовных потребностей. Но необходимым и достаточным условием для реализации этих возможностей является желание самого индивида. И не просто желание в каком-то духовном направлении (например, сочинять стихи или писать романы). Если у индивида нет к этому способностей или хотя бы задатков, то он будет заниматься бесполезной и для себя, и для общества деятельностью (например, графоманством). Поэтому желание индивида развивать свои духовные потребности должно проистекать из его индивидуальности, из его вражденных задатков, способностей, талантов. Только в этом случае деятельность индивида будет плодотворной и для него, и для общества. И соответственно будет вести к возвышению духовных потребностей.

Отвечая на него, надо признать, что это связано с уровнем культурного развития индивида. Всякая человеческая деятельность как противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания есть по своей глубинной сути творение либо усвоение культуры, т. е. развитие культуры (общественной в первом случае и индивидуальной во втором). Основы этого процесса закладываются в той или иной мере с детства, в ходе воспитания и образования индивида. Совпадение этих основ с врожденными задатками и способностями к творчеству в каком-либо виде деятельности (литературном, техническом, кулинарном, столярном, научном и т. д.) и порождает у индивида желание развивать свои соответствующие потребности. И напротив, несовпадение основ творчества с задатками и способностями либо отсутствие основ творчества из-за недостатков воспитания и образования, либо отсутствие задатков и способностей к творческой деятельности не вызывают у индивида желания развивать свои потребности. В этом случае люди чаще всего ориентируются на то, как принято в той или иной социальной группе либо в обществе удовлетворять потребности, и стремятся реализовать это в своей жизни.

Что же касается развития материальных потребностей индивида, то оно обусловлено преимущественно объективными условиями его жизни, уровнем развития общественного производства и материальной культуры общества. Индивидуальное своеобразие человека сказывается на этом процессе незначительно. Если возвышение духовных потребностей может идти беспредельно, не имеет ограничений, то рост материальных потребностей ограничен материальным развитием общества. Человек, как бы ему сильно не хотелось, не может использовать, например, в качестве транспортного средства летающую тарелку, ибо ни в одной стране она пока не существует. А вот, развивая свои духовные потребности и реализуя их, индивид может намного опередить свое время, как это сделал, к примеру, писатель фантаст Жюль Верн.

Наконец, требует ответа вопрос о содержании закона возвышения потребностей. В каком смысле можно говорить о возвышении потребностей? Понятие «возвышение » связано не с количественным умножением, а с качественным совершенствованием потребностей. При этом надо признать, что чем более культурно развит индивид, тем в более разнообразные отношения он вступает с действительностью и тем богаче структура его потребностей, имеющихся у индивида, свидетельствует о его развитости. Но более важным показателем развития человека является качественное состояние его потребностей. Например, если у индивида потребность в музыке выражается в желании слушать ее, то это один уровень развития данной потребности. Если выражается в желании и умении играть на музыкальном инструменте, то это - другой, более высокий уровень музыкальной потребности. А если выражается в желании и умении сочинять музыку, то это - третий, высший уровень. Поэтому закон возвышения потребностей означает их переход от низшего качественного состояния к высшему.

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

Естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

Материальные, или предметно – вещные,

Духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»:

1.Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.

2.Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.

3.Социальные потребности – дружба, любовь, общение.

4.Престижные потребности – уважение, признание членами общества.

5.Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные) - в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности;

вторичные потребности (приобретенные) - социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Закон возвышения потребностей.

Закон возвышения потребностей - один из общих экономических законов, выражающих причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей общества.

4.Типы и модели экономических систем. .

Экономическая система представляется экономистами как совокупность производителей и потребителей товаров и услуг и связей между ними, а также механизмов, влияющих на экономическое поведение.

Основными элементами экономической системы являются:

Производительные силы как совокупность средств производства и трудовых ресурсов, обладающих знаниями, навыками и производственным опытом;

Средства производства включают в себя предметы труда и средства труда;

Производственные отношения – социально-экономические, такие как отношения собственности, организационно-экономические и технико-экономические.

Типы экономических систем:

1.Традиционная

Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить. Отсталая технология производства. Преобладание ручного труда. Многоукладность экономики. Консерватизм и неприятие нововведений.

2. Командная

Экономические решения принимают в основном представители государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора. Отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности производства.

3. Рыночная

Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности. Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами. Свободная конкуренция. Минимальное влияние государства.

4.Смешанная.

Одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни. Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием. Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ.

Различают следующие модели экономических систем:

1.Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

2.Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промышленности.

Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран (Франция, Италия и др.) включает в себя составление и реализацию общенациональных программ развития. Характерной особенностью западноевропейской модели является выделение государством значительных ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому региону присуща глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) - на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций.

В то же время, у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

В экономике чрезвычайно важным является закон возвышения потребностей. В этой статье мы разберем, что он из себя представляет. История человечества представляет собой постоянное развитие в общественных, социальных и производственных областях. Предметы, используемые в производстве и в быту, становятся более усовершенствованными и качественными. В свою очередь, усложняются и приумножаются. То есть этот процесс вполне гармоничен и логичен, и зависит, в основном, от исторического развития общества.

Закон возвышения потребностей обладает некоторыми отличительными признаками. Рассмотрим их подробнее. не только растут, но и видоизменяются. То, что было актуально вчера, сегодня уже устарело или вовсе исчезло. В 21 веке человечество развивается небывалыми ранее темпами, поэтому рассматриваемый процесс проходит быстрее и заметнее. Здесь можно привести простой пример. На данный момент большой процент молодых людей не смотрят телевизор. Это не так удивительно, ведь появился более удобный и современный аналог - интернет. То есть телевизор довольно быстро отходит в прошлое. Можно привести еще один пример. Еще 15 лет назад о сотовых телефонах люди даже и не слышали. Сейчас эти удобные устройства можно включить в базовые потребности современного человека.

Закон возвышения потребностей гласит о том, что круг необходимых для индивида предметов постоянно расширяется. Происходит это не только по вертикали, но и по горизонтали. То есть потребности высшей степени порядка появляются у широкого круга лиц, и он все расширяется. Теперь заботится не только о жизненно необходимых вещах, но и о социальных и интеллектуальных нуждах.

Рассматривая закон возвышения потребностей, можно заметить один интересный замкнутый круг. Основной мотивацией человека к труду является потребность в удовлетворении своих нужд. Индивид все больше и лучше работает, а это, в свою очередь, повышает общий уровень производительности. Вслед за этим идет ускоренное развитие во всех областях, которое приводит к еще большему расширению потребностей. Замечено, что повышение нужд человека опережает уровень развития производства. Следовательно, потребности выступают стимулирующей силой развития во всех секторах.

Рассматривая закон повышения потребностей, нельзя не упомянуть о том, что нужды человека не только увеличиваются количественно, но и изменяются качественно. Самым адекватным примером этого утверждения будет знаменитая пирамида Маслоу. Ученый вывел 5 категорий существующих потребностей. Важной отличительной особенностью пирамиды является то, что человек постепенно переходит с одной ступени на другую. То есть пока не удовлетворена первая категория потребностей, вторая для индивида будет несущественной. Рассмотрим все ступени пирамиды.

Вторая категория - это потребность в безопасности. Человек не может жить в постоянном стрессе. Он пытается оградить себя от опасностей посредством законов, этических норм. Подобные нужды тесно связаны с инстинктом выживания.

Четвертая категория - это желание самоутверждения. Следует заметить, что подлинное удовлетворение этой потребности не имеет ничего общего с вещизмом. Человек на этой ступени должен утвердить, кто он есть, а не что у него есть.

В заключение можно отметить, что система экономических законов отводит важное место аксиомам в области повышения потребностей личности.

Экономические потребности, их классификация и система. Закон возвышения потребностей

Потребность есть объективная нужда, надобность человека в чем-либо, требующая удовлетворения. Удовлетворение тех или иных потребностей человека вытекает из необходимости в них для индивида. Потребности удовлетворяются через потребление благ.

Главная черта потребностей заключается в их безграничности. Нет предела человеческим потребностям по мере поступательного развития общества. Данная черта лежит в основе действия закона возвышения потребностей как всеобщего закона экономической жизни.

Сущность этого закона заключается в том, что под непосредственным воздействием производительных сил, в результате внедрения в практику экономической жизни достижений НТП возвышаются потребности человека как в предметах и средствах труда, так и в предметах потребления. Причем это возвышение проявляется в необходимости возникновения новых потребностей людей, в более совершенных орудиях труда, в более качественных предметах потребления. Количественная сторона закона определяется достигнутым уровнем удовлетворения потребностей людей, а следствием выступает всестороннее развитие способностей человека.

Системный подход к исследованию общественных потребностей позволяет рассматривать их как центральную категорию теории хозяйства. Потребность есть:

– исходный пункт любого хозяйства и каждого воспроизводственного процесса внутри него;

– результат функционирования хозяйственной системы;

– основа формирования ценностных ориентиров социума;

– основа формирования личности в социуме;

– исходная база постановки вопроса о смысле хозяйствования.

Существенным методологическим недостатком рассмотрения потребностей в экономиксе является сведение всего многообразия общественных потребностей к потребностям материальным. В то время как система общественных потребностей в масштабах функционального хозяйственного пространства включает:

– потребности общественного развития (они напрямую связаны с возникновением новых производственных отношений и соответствующих им законов);

– структурообразующие потребности (в технико-экономических, организационно-экономических и социально-экономических (собственно производственных) отношениях);

– потребности в результатах общественного производства;

– потребности индивида как личности, а не только носителя рабочей силы.

В системе общественных потребностей выделяют следующие:

1) экономические потребности;

2) государственные потребности;

3) потребности правовых учреждений и организаций;

4) потребности религиозных организаций;

5) потребности политических партий и организаций;

6) потребности идеологических структур и формирований;

7) потребности общественных организаций.

Теоретическая экономика изучает в системе общественных потребностей, прежде всего, экономические потребности.

Экономические потребности – это часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием общественного производства, включая производственную и непроизводственные сферы.

Экономические потребности следует рассматривать как категорию, выражающую отношения между людьми по поводу производства и использования производимых благ и услуг.

Взаимосвязь между экономическими потребностями и производством носит диалектический характер:

с одной стороны, потребность представляет собой идеальный, внутренне побуждающий мотив производства, который является его предпосылкой,

с другой стороны, производство, создавая материальные и духовные блага, порождает конкретную потребность в них. Она проходит определенные стадии: зарождения, интенсивного развития, стабилизации и отмирания. Отмиранию данной потребности способствует все то же производство. Оно создает новые виды конкретных продуктов, которые способны лучше прежних удовлетворять ту же самую потребность.

Рассматривая соотношение потребностей и производства, экономические потребности можно подразделить:

1) на перспективные (абсолютные). Они представляют потребности, возникшие при данном уровне развития науки, техники и производства;

2) на действительные (необходимые). Это те потребности, которые могут быть реализованы при достигнутом уровне развития производительных сил.

Однако объему и структуре действительных потребностей не всегда соответствует объем и структура производства материальных благ и услуг. В условиях товарно-денежных отношений основная часть действительных потребностей принимает форму платежеспособного спроса. Поэтому противоречие между потребностями и производством принимает форму несбалансированного спроса и предложения товаров и услуг.

В системе экономических потребностей выделяют:

1) общественные потребности. Их удовлетворение обеспечивает функционирование общества как единого социального организма;

2) производственные потребности. Они представляют собой потребности предприятий в средствах производства, необходимых для осуществления ими производственных функций;

3) личные потребности. Они характеризуют потребности людей в предметах потребления, которые им необходимы для удовлетворения своих нужд.

Удовлетворение экономических потребностей играет различную роль в воспроизводстве способностей человека. В связи с этим выделяют следующие потребности:

1) физические потребности. Их удовлетворение обеспечивает воспроизводство физических способностей человека;

2) интеллектуальные потребности. Их удовлетворение обеспечивает воспроизводство интеллекта человека;

3) социальные потребности. Их удовлетворение связано с функционированием социальной сферы общества.

С точки зрения уровня развития человека различают:

1) элементарные (физические) потребности. Это потребности физической жизни. Они предполагают некоторый комплекс объективных условий, реализация которых необходима для нормальной жизнедеятельности человека. Это потребности первого уровня. Их элементарность определяется биологическими функциями человеческого организма. Однако даже элементарные потребности не могут рассматриваться как чисто биологические, так как реальные способы их удовлетворения носят социальный характер. При этом они накладывают свой отпечаток на формирование физиологических потребностей;

2) высшие (социальные) потребности. Потребности этого уровня целиком связаны с процессом социализации человека и отражают условия его жизнедеятельности как члена общества. Их объем и количество определяются общим состоянием культуры общества.

Экономические потребности имеют исторический характер. Размер потребностей так же, как и способы их удовлетворения, представляют собой продукт истории и зависят от культурного уровня страны. А также от того, при каких условиях, с какими привычками и жизненными запросами сформировались социальные слои общества, отдельные люди и общество в целом.

Экономические потребности динамичны. Они трансформируются:

1) под воздействием общественного прогресса;

2) под влиянием преобразований в производстве;

3) под влиянием интенсивности обмена информацией;

4) под влиянием совершенствования самого человека.

Постоянный и качественный рост экономических потребностей происходит в соответствии с законом возвышения потребностей. Это всеобщий экономический закон, выражающий качественную и количественную направленность развития общественных потребностей. Под воздействием этого закона происходит:

1) рост и видоизменение потребностей, возникновение одних и исчезновение других;

2) расширение круга потребностей, качественное изменение их структуры;

3) рост доли интеллектуальных и социальных потребностей;

4) «облагораживание» все в большей мере физических потребностей;

5) увеличение социально-культурных моментов в возникновении и определении способа удовлетворения всех потребностей.

В прошлом для выявления сдвигов в соотношении потребностей надо было рассматривать периоды времени в несколько десятков, а то и сотен лет. В условиях современной научно-технической революции возвышение потребностей происходит за более короткие периоды времени.

В условиях научно-технической революции по мере роста социализации общества закон возвышения потребностей приобретает новые черты. Важнейшие из них следующие:

1) всеобщность, социальная равномерность возвышения потребностей. В этих условиях все возможности возвышения потребностей используются всеми членами общества достаточно равномерно и примерно на одних и тех же основаниях. Социальные слои, которые могли бы развивать свои способности и удовлетворять свои потребности за счет других социальных групп, проявляются не столь отчетливо;

2) всесторонность возвышения потребностей. Развиваются не только те потребности, удовлетворение которых ведет непосредственно к воспроизводству рабочей силы (способности к труду), но и вся гамма интеллектуальных и социальных потребностей;

3) постепенное социально-экономическое выравнивание структуры потребностей (при одновременном росте их многообразия). Эта черта обусловлена тем, что происходит постепенное выравнивание положения людей в производстве и других областях общественной жизни. Становятся все более близкими по своему уровню и структуре потребности различных социальных слоев и групп общества;

4) возвышение потребностей быстрыми темпами. Эта черта обусловлена современным характером и уровнем общественного воспроизводства. Сфера потребностей расширяется не только по вертикали, но и по горизонтали. Потребности высшего порядка возникают у все более широких масс людей. По мере общественного развития человек стремится к получению благ более высокого уровня.

К специфическим особенностям экономических потребностей относится их необратимость. Они изменяются, как правило, в одном направлении – в сторону роста. В развитии потребностей, как и в их удовлетворения, существует определенная очередность. Структура прироста потребностей постоянно меняется. Вместе с этим происходят сдвиги и в структуре насыщения потребностей.

Всестороннее изучение потребностей – важная предпосылка разработки обоснованных прогнозов социально-экономического и научно-технического развития, важное направление изучения диалектики их взаимосвязи с производством.

Можно считать аксиомой тот факт, что определяющим стимулом человеческой деятельности является стремление удовлетворить те или иные потребности. Стремясь удовлетворить ту или иную потребность, люди развивают производство. Производство, удовлетворяя новую потребность, находит внутри себя источник самодвижения и выходит на более высокую ступень развития. В результате появляются новые производительные силы, рождаются новые потребности.

Таким образом, диалектика общей взаимосвязи между производством и потребностями состоит в том, что они представляют собой единство противоположностей. Они неразрывно связаны между собой и не могут существовать друг без друга. Если без производства невозможно удовлетворение потребностей, то, в свою очередь, без потребностей не было бы и производства.

В своем развитии потребности опережают достигнутый уровень производства. Растущие потребности являются важнейшей побудительной силой развития производства. Новый продукт может стать предметом широкой потребности, хотя для ее массового удовлетворения еще могут быть не созданы необходимые производственные возможности.

В связи с этим возникает противоречие между растущими потребностями и уровнем их удовлетворения со стороны производства. Противоречие между потребностями и производством является постоянно действующим на всех этапах человеческой истории. Правомерно рассматривать каждый способ производства как историческую ступень разрешения этого противоречия.

В этом отношении примечательной является теория мо­тивации А. Маслоу. Им разработана модель, согласно кото­рой человеческие потребности распределяются по категори­ям. А. Маслоу выделил пять категорий потребностей в их иерархической последовательности:

1) физиологические потребности. Для выживания чело­веку необходимо разумным образом удовлетворять свои физиологические потребности;

2) потребности в безопасности и стабильности. Они сто­ят на более высоком уровне. Для того чтобы испытывать удовлетворение своим существованием, человек должен чувствовать себя в безопасности;

3) потребности в социальных контактах. Социальные контакты охватывают, в частности, потребности в любви и дружбе;

4) потребности в самоутверждении или статусе. Это чув­ство собственной значимости;

5) потребность в самовыражении. Она располагается на высшей ступени. Потребность в самовыражении - это потреб­ность человека в развитии своих способностей.

3.3. Рабочее, внерабочее и свободное время. Гуманизация экономики и всестороннее развитие человека

Рабочее время представляет форму бытия, единую меру общественной оценки его различных затрат.

Рабочее время – это мера продолжительности участия работника в общественно организованном труде, это установленное законом время, в течение которого работник обя­зан выполнять свои трудовые функции.

Рабочее время измеряется продолжительностью рабоче­го дня, рабочей недели, рабочего месяца, рабочего года.

Общество регулирует величину рабочего дня не только с позиций роста производства, но и с позиций высвобождения времени для отдыха. Продолжительность рабочего дня не является величиной постоянной. Она зависит от многих об­стоятельств и поэтому изменяется. Границы рабочего дня зависят, прежде всего, от уровня производительности труда.

Низшей границей рабочего дня является необходимое ра­бочее время, в течение которого создается необходимый продукт. Однако продолжительность рабочего дня не может быть ограничена этим временем, так как обществу нужен и прибавочный продукт.

Величина рабочего дня зависит от формы собственности на средства производства. Например, стремление предпринимателей к удлинению рабочего дня наталкивается на сопротив­ление рабочих, борющихся за ограничение рабочего дня. В конечном итоге величина рабочего дня определяется соотно­шением сил в борьбе между капиталистами и рабочими. При капитализме на продолжительность рабочего дня ока­зывают влияние следующие факторы:

– интенсивность труда,

– величина безработицы,

– уровень реальной заработной платы,

– цикличность производства.

Все это говорит о том, что при капитализме нет мини­мальной границы рабочего дня.

Важнейшей задачей общества является установление та­кого рабочего дня, который не вредит нормальному сущес­твованию и развитию рабочей силы. Вследствие роста про­изводительности труда создаются реальные возможности систематического сокращения рабочего дня и недели. Так, уже 11 ноября 1917 г. в России был принят Декрет о введе­нии 8-часового рабочего дня при шестидневной рабочей не­деле. Россия сделала это раньше, чем США, Англия, Фран­ция, Германия, несмотря на свою отсталость.

Сейчас продолжительность рабочей недели рабочих и служащих с учетом льгот по условиям труда в России со­ставляет 39,4 часа, а у рабочих промышленности – 40,9 час. По сравнению с 1913 г. рабочая неделя в промышленности сократилась на 18 час. Вместо 10–12-часового рабочего дня теперь установлен 8-часовой рабочий день, а для отдельных категории рабочих 7–6 часов и менее работы в день при ше­стидневной рабочей неделе или пятидневной рабочей неделе с сохранением общей продолжительности рабочего времени за неделю.

Для сравнения отметим, что продолжительность рабочей недели составляет сейчас: в США – 41,2 часа; в Германии – 44,1 часа; во Франции – 45,6 часа; в Англии – 46,1 часа.

Однако продолжительность рабочего дня не может со­кращаться беспредельно. В экономической литературе су­ществует взгляд о том, что рабочий день может быть сокра­щен до 4 часов при достижении соответствующего уровня производительности труда. Для сокращения рабочего дня необходимы следующие экономические предпосылки:

1) при сокращении рабочего дня должен не только со­храняться, но и дальше увеличиваться объем производства. Генеральный путь решения этой проблемы – повышение производительности труда;

2) границы рабочего дня определяются также интенсив­ностью труда. Интенсивность труда – это напряженность труда, это величина затрат труда в единицу времени;

3) сокращение рабочего дня не должно вести к ухудше­нию использования средств производства. Всякое сокраще­ние рабочего дня уменьшает время работы машин, оборудо­вания, станков в течение смены. Противоречие между использованием рабочей силы и прошлого труда, овеществленного в средствах производ­ства, преодолевается путем увеличения числа смен, рас­считанных на полный или неполный рабочий день;

4) сокращение рабочего дня не должно вести к сниже­нию уровня заработной платы. Наоборот, при этом должны быть созданы условия для ее роста. А это становится воз­можным при достижении такого уровня производительно­сти труда, когда открываются перспективы роста заработ­ной платы;

5) продолжительность рабочего дня должна активно влиять на рациональное соотношение рабочего и свободно­го времени. Общество заботится о рациональном использо­вании не только рабочего, но и свободного времени.

Всеобщий экономический закон экономии времени требует рационального использования не только рабочего, но и свободного времени. Свободное время – это часть внерабочего времени в гра­ницах суток, недели, месяца, года, высвобожденная членами общества от необходимых дел; это сфера свободной дея­тельности людей.

Свободное время используется людьми: для отдыха, для своего развития, для пользования своими правами как чело­века, как семьянина, как гражданина.

Величина свободного времени обусловливается двумя обстоятельствами:

1) совокупностью социальных отношений данного об­щества;

2) уровнем духовного и социального развития каждой личности.

Важно разграничивать рабочее, внерабочее и свободное время. Границы свободного времени определяются путем вычленения из внерабочего времени несвободного (занято­го) времени для таких обязательных дел, как домашняя ра­бота, сон, еда.

В величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей.

1) количественными параметрами: продолжительность, фонд, бюджет, баланс;

2) качественными параметрами: содержание, структура, функции, свойства, последовательность, необратимость.

В зависимости от общественного строя свободное время наполняется различным, подчас противоречивым содержа­нием. В докапиталистических формациях свободное вре­мя – это достояние и привилегия главным образом господ­ствующих классов (но может появиться и Эзоп). На протя­жении многих веков свободным временем располагала не­значительная часть общества. Трудящиеся имеют незначи­тельные доходы и жертвуют своим свободным временем для дополнительного заработка.

В отдельных случаях свободное время может противо­поставляться рабочему времени. Тогда оно выступает свое­образным антиподом работы, которая не дает удовлетворе­ния, превращается в своеобразный опиум, усыпляющий ин­тересы людей с помощью различных форм злачного серви­са. В условиях капитализма свободное время следует отли­чать от вынужденной праздности безработных или не полностью занятых.

Идеал в использовании свободного времени достигается в том случае, если обеспечивается:

1) всестороннее развитие личности;

2) удовлетворение растущих потребностей членов об­щества;

3) более высокий уровень жизни;

5) расширение возможностей для применения творче­ских сил, способностей и дарований людей;

6) приобщение людей к достижениям национальной и мировой культуры, науки и искусства.

Рост свободного времени представляет показатель и фак­тор увеличения национального богатства страны. Развитие богатства покоится на создании свободного времени. В сфе­ре свободного времени происходит разнообразная деятель­ность людей, благодаря которой повышается производительность труда. Всестороннее развитие каждого человека, которое в значительной мере обеспечивается увеличением его свободного времени, отвечает требованиям наиболее вы­сокого подъема производительных сил.

Границы свободного времени являются подвижными. На его общую величину оказывает влияние целый ряд таких социально-экономических и демографических факторов, как пол, возраст, состав семьи, образование, уровень доходов, характер и содержание труда, место жительства (город или село).

Структура свободного времени включает затраты време­ни на учебу и самообразование, общественную деятель­ность, развлечения и отдых индивидуального и публично-зрелищного характера с выделением таких элементов, как чтение книг, газет, журналов, слушание радио и просмотр телевизионных передач, занятия по интересам, увлечения, игры и беседы с детьми; физкультура и спорт, товарище­ское общение с детьми, пассивный отдых.

Общество регулирует не только величину, но и структу­ру свободного времени. Делает оно это при помощи соци­ально-экономических, правовых, воспитательных средств в сочетании с саморегулированием. Наибольший прирост сво­бодного времени общество обеспечивает путем сокращения затрат внерабочего времени при выполнении:

– необходимых домашних дел,

– посредством развития системы общественного воспи­тания детей,

– механизации домашнего труда,

– путем развития службы быта (туда передается часть дел из домашнего хозяйства) и сферы услуг,

– путем более рационального расселения людей.

Настоящее богатство – это такое время, которое не по­глощается непосредственно производительным трудом, а ос­тается свободным для удовольствий, для досуга, в результа­те чего открывается, простор для свободной деятельности и всестороннего развития каждого человека.

Одной из важнейших и сложнейших проблем всестороннего развития личности каждого человека является необходимость гуманизации современного производства.

Гуманизация производства – это создание материально-вещественных и организационно-экономических условий, адекватных общественной природе человека или, если сказать проще, это создание нормальных, человеческих условий на производстве.

Два фактора обусловливают необходимость гуманизации производства:

1) происходит постоянное повышение потребностей работников в результате прогресса производства, роста общественного богатства, уровня жизни, образования и культуры;

2) в ходе научно-технической революции стало возможным обеспечивать рост производительности труда только при создании для работников соответствующих условий труда.

Следовательно, гуманизация производства – это не только результат НТР, но и предпосылка, условие успешной реализации ее достижений.

В настоящее время еще во многих местах сохраняется монотонный, а подчас и вредный для здоровья труд. В качестве примера здесь следует привести:

1) сборочные операции в машиностроении;

2) ремонтные работы;

3) работа на сельскохозяйственных машинах (как правило, здесь требуются большие физические усилия);

4) работа на металлургических и химических предприятиях (она здесь остается тяжелой и опасной).

Ручной неквалифицированный труд не доставляет человеку морального удовлетворения. Он непрестижен, часто оплачивается по заниженным ставкам. Нередко он поручается иностранцам.

В этих условиях реальным направлением гуманизации производства служит перемена труда. Одна из ее форм – ротация, при которой работнику предоставляется возможность периодически менять рабочее место. Она используется, например, на конвейере.

Еще одним направлением гуманизации производства является гуманизация условий труда как важнейший критерий прогрессивности техники и технологии. Если технические новшества не удовлетворяют социальным требованиям, не обеспечивают гуманизацию труда и его интеллектуализацию, то их нельзя признать прогрессивными. С этим должны считаться конструкторы новой техники, инженеры и организаторы производства.

Современная научно-техническая революция предъявляет высокие требования к качеству самой трудовой деятельности. Важно превратить труд в сферу самовыражения и самоутверждения человека.

Под самовыражением работника понимается возможность и необходимость реализации им индивидуальных склонностей и способностей, накопленных знаний и опыта в труде, в совершенствовании новой техники, технологии и организации производства.

Многие творческие вопросы решаются непосредственно на местах работы. Это относится, прежде всего, к обеспечению стабильно высокого качества продукции. В настоящее время получили распространение следующие формы самовыражения и самоутверждения работников:

1) кружки повышения качества продукции. Они широко распространены в Японии, США и других индустриально развитых странах. Здесь трудящиеся привлекаются к совершенствованию производства;

2) рисковые фирмы. Они организуются группами талантливых инженеров, которые разработали перспективную научно-техническую идею и стараются реализовать ее в серийном производстве новых товаров и услуг. В этих случаях имеется большой риск, можно легко «прогореть». Но только такие фирмы способны быстро и эффективно решать многие пионерные задачи в области научно-технической революции;

3) временные подразделения в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, на предприятиях. В них проявляется предприимчивость творчески одаренных людей;

4) группы разработчиков на кооперативных началах. В них осуществляется научно-производственная деятельность наиболее способных, инициативных инженеров и ученых, обладающих деловой предприимчивостью.

Совершенствование производства в условиях НТР невозможно без всесторонней активизации работника. Деятельность работника должна выйти за рамки исключительно исполнительских функций.

Резкое повышение активности человека – ключевой элемент экономического роста. В направлении активизации работника идет эволюция трудовых отношений в развитых капиталистических странах.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...