Ускорение социально экономического развития страны. Курс на ускорение социально – экономического развития страны


Курс на ускорение социально-экономического развития страны

Апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС :

Научно-техническое обновление производства;

Достижение мирового уровня производительности труда;

Активизация деятельности политических и общественных институтов;

Совершенствование экономических отношений;

Ускорение научно-технического прогресса;

Основные капиталовложения в отечественное машиностроение.

Но:

Отсутствие ускорения и кардинальных изменений в экономике;

Неудача преобразований из-за использования традиционных командно-административ-ных мер.

В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания , осно­ванная на широком комплексе административно-запретительных мер. Резко сократилось производ-ство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате суще­ственно сократились поступления в госбюджет. Социальные и эконо­мические издержки такой инициативы самым негативным образом по­влияли на ход перестройки.

К серьезным последствиям для страны привела авария на Черно­быль-ской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.:

Погибли люди,

Радио­активное облучение получили десятки тысяч человек,

Заражению под­верглись большие территории Украины, Белоруссии и РСФСР.

Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло.

Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало ис­кать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, со­кращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосу­дарственного сектора.

Июньский (1987) Пленум ЦК КПСС утвердил основные направ­ления перестройки управления экономикой.

Вскоре на сессии Верхов­ного Совета СССР был принят Закон о государственном предприятии (объединении), который вступал в силу с 1 января 1988 г., а Совет Ми­нистров утвердил постановление о перестройке планирования, ценооб­разования, финансов. К мерам, которые выдавались за ра­дикальную экономическую реформу, относились следующие:

Перевод предприятий на полный хозрасчет;

Радикальная перестройка централизованного руководства эконо­микой;

Коренное изменение планирования;

Реформа ценообразования и финансово-кредитного механизма;

Создание новых организационных структур управления;

Всемерное развитие демократических основ управления, широкое внедрение самоуправленческих начал, включая выборы руководителей предприятий и организаций.

Предприятия получили возможность самостоятельно:

Планировать свою деятельность на основе соответствующих контрольных цифр, установленных государственными органами,

Осуществлять прямые го­ризонтальные связи с другими организациями.

Но реального воплоще­ния эти меры практически не получили:

Сохранялся диктат централь­ных ведомств в установлении всякого рода нормативов,

Господствова­ла система поставок по «лимитам»,

Отсутствовала оптовая торговля,

Затягивалась реформа ценообразования.

Началось развитие частной предпринимательской деятельности . Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства това­ров и услуг. К весне 1991 г. в кооперации были заняты более 7 млн. граждан (5% активного населения) и еще 1 млн. - в индиви-дуальной трудовой деятельности. Но становление и развитие данного направле­ния сопровождалось большими трудностями:

Общество проявляло враждебность и недоверие к свободному предпринимательству,

Возму­щалось непривычно высокими ценами,

Опасалось криминального харак­тера отношений в этом секторе экономики.

К концу 1988 г. правительство под руководством Н.И. Рыжкова нако­нец-то пришло к пониманию того, что все предыдущие попытки реаними­ровать социалистическую экономику административными методами ни к чему не привели. И стало ясно, что необходим переход к рыночной эко­номике.

В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономи­ки страны на рыночные рельсы:

- одна программа была пред­ложена правительством Н.И. Рыжкова;

Другая - группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.

Правительственная концепция регулируемой рыночной экономики была представлена Н.И. Рыжковым в Верховный Совет СССР в мае 1990 г. и предусматривала комплекс, сочетавший в себе:

Жесткие директивные меры;

Экономические рычаги.

Особое значение при­давалось реформе цен, согласно которой предполагалось админи-стра­тивным путем повысить цены на потребительские товары с 1 января 1991 г., а на хлеб - с 1 июля 1990 г.

Программа рассчитывалась на шесть лет, и главными ее особенностями были:

Сочетаемость админис­тративных и рыночных начал,

Контролируемость уровня цен и посте­пенное, поэтапное введение рыночных механизмов.

Радикально настроенные реформаторы, группировавшиеся вокруг Б.Н. Ельцина, занимавшего тогда пост Председателя Верховного Сове­та РСФСР, подготовили свою экономическую программу «500 дней». Она предусматривала более быстрый переход к рыночной экономике на основе следующих предпосылок, которые должны быть созданы в переходный период:

Максимальной свободы экономического субъекта (предприятия, предпринимателя);

Полной ответственности экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающейся на юридическое равнопра­вие всех видов собственности, включая частную;

Конкуренции производителей как важного фактора стимулирова­ния хозяйственной активности;

Свободного ценообразования, так как рыночные механизмы эффек­тивны только в том случае, если подавляющее большинство цен уста­навливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение;

Создания рынков рабочей силы и финансов при сохранении зна­чительного нерыночного сектора (оборона, образование, здравоохране­ние, наука, культура);

Открытости экономики, ее последовательной интеграции в систе­му мировых хозяйственных связей;

Обеспечения высокой степени социальной защищенности граждан;

Отказа всех органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением специфических областей).

В этой программе также отмечалось, что рынок нуждается в госу­дарственном и общественном регулировании с целью упреждения та­ких негативных последствий, как нестабильность производства, чрез­мерная имущественная и социальная дифференциация, неравномер­ность развития отдельных регионов. Данная программа представляла собой экономически грамотно прописанный документ. Но у многих отечественных и зарубеж-ных ученых он вызвал настороженность из-за предполагаемой быстроты перехода к рынку , что, по-видимому, было весьма утопично.



Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки.

М.С. Горбачеву было по­ручено доработать эти материалы и сделать нечто среднее из двух предложенных программ. В итоге получился весьма пространный до­кумент «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике» , который носил декларативный ха­рактер, отражавший скорее намерения, а не программу перехода к ры­ночной экономике . Тем более вскоре выясни-лось, что ни одна из союз­ных республик не соглашалась принимать его к исполнению.

Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий то­варный дефицит и введение талонов на основные потребительские то­вары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной эко­номике усиливали социальную напряженность в обществе.

В стране на­чались забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные районы СССР. Сначала выдвигались преимущественно экономические требования (улучшение материального положения, расширение само­стоятельности предприятий), а затем, с весны 1990 г., начали звучать и политические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и др.), что стало отражением ускоряющихся процес­сов поляризации общества и возрастания накала борьбы политических сил.

В конце 1990 г. , чтобы несколько разрядить ситуацию, М.С. Горба­чев принял решение о реорганизации Совета Министров и создании Кабинета министров при Президенте СССР. Премьер-министром был назначен B.C. Павлов, который разработал свою программу перехода к рынку, названную антикризисной . В ней предусматривались меры по:

Разгосударствлению и приватизации собственности,

Стабилизации фи­нансово-кредитной системы,

Привлечению иностранного капитала и т.п.

Но осуществление этой программы так и не началось ввиду пос­ледовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г., распад СССР и др.).

Межнациональные отношения в СССР в 1985-1991 гг.

Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшалась. Гласность и демократизация об­щественной жизни способство-вали всплеску межнациональных проти­воречий , которые раньше либо не замечались, либо жестоко подавля­лись властью.

Первое массовое выступление на национальной почве произошло в декабре 1986 г. в Алма-Ате после снятия Д. А. Кунаева с поста первого секретаря ЦК Компартии Казахстана и замены его Г. В. Колбиным. Про­тив демонстрантов, которые требовали уважения к национальным кад­рам, была применена сила.

Острые межнациональные конфликты ста­ли разворачиваться в Закавказье. В 1988 г. Нагорно-Карабахская ав­тономная область, входившая в состав Азербайджана, но населенная армянами, требовала передачи своей территории в состав Армении. Это стало основой конфликта, в том числе и вооруженного, между дву­мя республиками. Проблема Карабаха не урегулирована до сих пор.

С 1988 г. в Латвии, Литве, Эстонии появились народные фронты , выс­тупавшие сначала в поддержку перестройки, а затем превратившиеся в центры сепаратистских движений, которые требовали выхода из СССР.

Трагедией стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда при помощи войск была разогнана националистическая демонстрация. Многие получили ранения, а 19 человек погибли.

Разворачивались эт­нические конфликты в Средней Азии - в Узбекистане и Киргизии.

Обострение межнациональных отношений в период перестройки

Причины:

Экономический кризис, охвативший все отрасли народного хозяйства;

Непоследовательность и противоречивость национальной политики.

Следствие: углубление межнациональных противоречий

Начало открытых в условиях развития гласности и демократии националь-ных конфликтов:

■ митинги и демонстрации в Ал­ма-Ате (Казахстан) против ру­сификации (1986);

■ создание народных фронтов в союзных республиках, превра­тившихся в центры сепаратист­ских движений (с 1988 г.);

■ вооруженные столкновения в Абхазии (с 1989 г.);

■S карабахская проблема, кон­фликт между Арменией и Азербайджаном (с 1988 г.);

■ волнения в Узбекистане в результате противостояния между турками-месхетинцами и узбеками (1989);

■ межэтнические столкновения в Киргизии (1989)

С 1990 г. в стране начался «парад суверенитетов». Дек­ларации о суверенитете приняли большинство союзных республик.

В этот процесс внесла свою лепту и Россия. 12 июня 1990 г. I Съезд на­родных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете. В настоящее время этот день - на­циональный праздник Российской Федерации.

Лидеры национальных движений активно пропагандировали идеи о том, что процветание возможно лишь в результате независимости и выхода из Советского Союза. В этих условиях руководство страны приняло решение о начале разработки нового союзного договора, кото­рый должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром.

Но конфликты между республиками и Москвой продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принима­ла законы направленные на правовое оформление независимости. По­литический ультиматум М.С. Горбачева и попытка военно-силового решения этого вопроса привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек. Эти события выз­вали бурный резонанс в мире и внутри страны, скомпрометировав выс­шее советское руководство, и прежде всего М.С. Горбачева.

Распад СССР (1990 - 1991)

Декларации о суверенитетах в 1990 г.:

Провозглашение независимости в 1991 г.:

Попытки центра (М. С. Горбачева) стабилизировать ситуацию в области национальных отношении: ПОИСК ПО САЙТУ.

1985-1991 годы - особый период в истории СССР. Предпосылками начала «перестройки» стало нарастание в начале 1980-х гг. кризисных явлений во всех сферах советского общества, в том числе и в экономике. Факты, свидетельствующие о нарастании кризиса:

· падение темпов экономического роста до уровня простого воспроизводства (около 2 % в год);

· достижения научно-технического прогресса практически не находили применения в советской экономике;

· быстрый рост «теневой экономики», проникавшей во все сферы хозяйственной жизни;

· резкое сокращение притока в производство новой рабочей силы в связи со снижением рождаемости, исчерпания трудовых ресурсов деревни и ростом образовательного уровня населения (основной приток работоспособного населения пошел в сферу услуг и другие непроизводственные области);

· снижение с начала 1980-х гг. на мировом рынке цен на энергоносители уменьшило количество поступающих в страну «нефтедолларов».

М.С. Горбачев и его сторонники считали, что социализм имеет неиспользованные резервы, которые необходимо ввести в действие и догнать капиталистические страны. Таким образом, реформы не должны были затронуть основы социалистической плановой экономики. В данной главе мы рассмотрим экономическую политику М.С. Горбачева в эпоху перестройки в СССР.

Курс на ускорение социально-экономического развития страны

В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В своем первом выступлении в должности генсека он по традиции пообещал продолжить курс предшественника. Но общество ожидало перемен. Давало знать негативное отношение к застойной практике последних лет.

Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем.

Шла изнурительная война в Афганистане. На поддержание военного паритета с США уходило около 40% всех ресурсов страны. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья.

Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год.

Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост. Ситуация стала кризисной к 1980-м гг. Когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год. Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза. Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения Воронцов В.А. Новейшая история России. Шоки без терапии эпохи Ельцина. - М.: Академический проект, 2009. - с. 36..

Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу ХХ в.

Новый генеральный секретарь сразу же отверг концепцию развитого социализма, которая к тому времени не соответствовала реальности. Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля - 6 марта 1986 г.).

В отличие от программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде, новая редакция не предусматривала конкретных социально экономических обязательств партии перед народом, окончательно сняла задачу непосредственного строительства коммунизма. Сам же коммунизм, характеризуемый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных тружеников, предстал как идеал общественного устройства, а его появление перенесено в неопределенно далекое будущее. Основной упор делался на планомерное и всестороннее совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития страны История государственного управления России: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 136..

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план Двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом СССР после распада / Под ред. О. Маргания. - М.: Экономическая школа, Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), Экономикус, 2007. - с. 23..

Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение - такова была «генеральная линия» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председатель Совета министров СССР в 1985 - 1990 гг.) в 1985 - 1986 гг.

Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю, мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм молодого поколения надеялись направить на приведение в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно, не дожидаясь технического перевооружения, добиться ускорения.

Предполагалось использовать следующие резервы:

· полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы;

· укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков;

· силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции.

Действовали привычными методами административного руководства. Убедившись, что моральное поощрение выпуска высококачественной продукции путем введения государственного Знака качества ожидавшегося эффекта не дало, правительство 12 мая 1986 г. Ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продукции представителями военного ведомства Современная историография новейшей истории России и истории СССР. - М.: РИВШ, 2007. - с. 53..

Начало перестройки было омрачено страшными катастрофами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причинами катастроф стали халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 89..

Однако ключевым для судеб ускорения оказалось падение цен на нефть осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это неминуемо вызывало экономический кризис. Но на падение цен на нефть накладывались затраты на ликвидацию последствий чернобыльской аварии, позже - землетрясения в Армении, увеличение капиталовложений в машиностроение, потери бюджета из-за снижения торговли алкоголем. При этом нехватка валюты привела к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. Самое главное - пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направлениях:

· повышение экономической самостоятельности государственных предприятий;

· развитие частной инициативы и предпринимательства в тех сферах, где оно было «социально оправданным»;

· привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий Шестаков В.А. Новейшая история России. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - с. 164..

Перестройка 1985-1991 - модернизация управленческого аппарата

1.1 Курс на ускорение социально-экономического развития страны

В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В своем первом выступлении в должности генсека он по традиции пообещал продолжить курс предшественника. Но общество ожидало перемен. Давало знать негативное отношение к застойной практике последних лет.

Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем.

Шла изнурительная война в Афганистане. На поддержание военного паритета с США уходило около 40% всех ресурсов страны. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья.

Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год.

Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост. Ситуация стала кризисной к 1980-м гг. Когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год. Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза. Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения Воронцов В.А. Новейшая история России. Шоки без терапии эпохи Ельцина. - М.: Академический проект, 2009. - с. 36. .

Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу ХХ в.

Новый генеральный секретарь сразу же отверг концепцию развитого социализма, которая к тому времени не соответствовала реальности. Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля - 6 марта 1986 г.).

В отличие от программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде, новая редакция не предусматривала конкретных социально экономических обязательств партии перед народом, окончательно сняла задачу непосредственного строительства коммунизма. Сам же коммунизм, характеризуемый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных тружеников, предстал как идеал общественного устройства, а его появление перенесено в неопределенно далекое будущее. Основной упор делался на планомерное и всестороннее совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития страны История государственного управления России: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 136. .

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план Двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом СССР после распада / Под ред. О. Маргания. - М.: Экономическая школа, Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), Экономикус, 2007. - с. 23. .

Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение - такова была «генеральная линия» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председатель Совета министров СССР в 1985 - 1990 гг.) в 1985 - 1986 гг.

Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю, мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм молодого поколения надеялись направить на приведение в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно, не дожидаясь технического перевооружения, добиться ускорения.

Предполагалось использовать следующие резервы:

· полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы;

· укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков;

· силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции.

Действовали привычными методами административного руководства. Убедившись, что моральное поощрение выпуска высококачественной продукции путем введения государственного Знака качества ожидавшегося эффекта не дало, правительство 12 мая 1986 г. Ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продукции представителями военного ведомства Современная историография новейшей истории России и истории СССР. - М.: РИВШ, 2007. - с. 53. .

Начало перестройки было омрачено страшными катастрофами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причинами катастроф стали халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 89. .

Однако ключевым для судеб ускорения оказалось падение цен на нефть осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это неминуемо вызывало экономический кризис. Но на падение цен на нефть накладывались затраты на ликвидацию последствий чернобыльской аварии, позже - землетрясения в Армении, увеличение капиталовложений в машиностроение, потери бюджета из-за снижения торговли алкоголем. При этом нехватка валюты привела к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. Самое главное - пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направлениях:

· повышение экономической самостоятельности государственных предприятий;

· развитие частной инициативы и предпринимательства в тех сферах, где оно было «социально оправданным»;

· привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий Шестаков В.А. Новейшая история России. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - с. 164. .

"Перестройка" 90-х гг. ХХ века

«Перестройка» неразрывно связана с именем М.С. Горбачева, по инициативе которого была предпринята попытка реформировать советское общество в рамках социалистической системы. Перестроечный процесс, протекавший с весны 1985 г. по конец 1991 г....

"Рыночный социализм" и особенности современной модернизации КНР

Отвергнув утопические идеи Мао Цзэдуна (и его последователя Хуа Гофэна), новое партийное руководство не имело пока что своей программы реформ, своей программы экономической и политической модернизации Китая. Причины этого достаточно просты...

Великобритания в 50-80 годах ХХ века

Государственный строй и право Новгорода и Пскова в XII-XV веках

Главным фактором как экономического, так и политического развития любого государства является его географическое положение. От этого зависит не только род занятий населения государства, но и их отношения с соседями...

Гражданская война в Соединенных Штатах Америки 1861-1865 годов

Особенностью развития США до Гражданской войны 1861-1865 гг. являлось наличие в пределах одного государства двух различных социальных систем...

Значение реформ Петра I

Конец XVII-первая четверть XVIII в. не внесли сколько-нибудь существенных изменений в систему земледелия, прежними оставались орудия труда, агротехника и сельскохозяйственные культуры...

Киевская Русь в работах И.Я. Фроянова

В основе социально-экономических перемен, совершающихся в любом аграрном обществе, лежат сдвиги в поземельных отношениях. Это целиком относится и к Древней Руси IX-XII вв. - стране по преимуществу земледельческой...

Контрольная работа № 00 по предмету «Отечественная история» (ИР)

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин...

Первые пятилетки в Кузбассе

В годы НЭПа была восстановлена промышленность Кузбасса. Производительные мощности достигли 1914 года. Производственная программа каменноугольной промышленности СССР на 1925 - 1926 хозяйственный год предусматривала добычу 1522,5 миллионов пудов угля...

Девятнадцатый век привнес немало изменений во многие сферы деятельности страны. Внешняя политика, урбанизация, достижения культуры и искусства, науки и техники - все это заметно повлияло и на экономическое развитие России. Но надо заметить...

Россия в первой половине XIX века

Россия в начале XIX в. представляла собой величайшую в мире империю, территория которой занимала значительную часть Восточной Европы, Северную Евразию, Аляску и Закавказье. Население страны составляло в 1801 г. 37 млн. чел., а к 1851 г...

Становление Российского государства в XVI в.

На первую половину XVI века пришлось завершение процесса образования русского централизованного государства, многовековое собирание Русской земли великими московскими князьями...

Новый генеральный секретарь сразу же отверг концепцию развитого социализма, которая к тому времени не соответствовала реальности. Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля - 6 марта 1986 г.).
Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.
Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности, машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение, - такова была «генеральная линия» М. С. Горбачева и Н. И. Рыжкова (председатель Совета министров СССР в 1985-1990 гг.) в 1985-1986 гг. Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. Предполагалось использовать следующие резервы:

· полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную (3 – х и 4 – х) форму работы;

· укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков;

· силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства,

· предлагалось повысить качество продукции.

Действовали привычными методами административного руководства. Убедившись, что моральное поощрение выпуска высококачественной продукции путем введения государственного Знака качества ожидавшего эффекта не дало, правительство 12 мая 1986 г. ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продукции представителями военного ведомства.

Однако этот курс не подкреплялся необходимой техникой и квалификацией работников. Начались аварии. Гибель пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Самая крупная
была на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.; . Во всех случаях причинами катастроф стали халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины.
Однако ключевым для судеб ускорения оказалось падение цен на нефть осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это неминуемо вызывало экономический кризис. Таким образом, уже в 1987 г . возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому в 1987г. «концепцию ускорения» заменили на «концепцию перестройки», как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г. («косыгинская реформа») усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне, ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения . Самое главное, пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. С 1987 г. вступил в силу Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Это был маленький, но клин в основы строя, закрепленные Конституцией СССР, первой победой сторонников частной собственности.

Закон о кооперации был принят Верховным Советом СССР в мае 1988 г. по докладу Н. И. Рыжкова. В марте 1988 г., пропагандируя проект закона на IV съезде колхозников, Горбачев сделал упор на необходимость раскрепощения человеческой активности, возвышения творчества и мастерства, вовлечения каждого гражданина в управление делами общества. Официально Горбачев осуждал политиков, открыто отстаивавших необходимость частной собственности. Тем не менее, Закон о кооперации стал самым серьезным шагом к восстановлению частной собственности. Кооперативы, платили государству налоги, в то время как государственные предприятия, кроме налогов, автоматически перечисляли часть прибыли государству. Кооперативы оказались в выигрышном положении - они могли платить работникам зарплату в 2-3 раза выше, чем на госпредприятиях. При этом выпускалась та же продукция и использовались государственные средства производства. Подобная политика расколола трудовые коллективы.
Кроме того, кооперативы стали главным каналом перевода безналичных денег в наличные, что заставило правительство страны на порядок увеличить производительность печатного станка, т. е. денежную эмиссию. До этого миллиарды безналичных рублей на счетах госпредприятий существовали только для взаиморасчетов, на них ничего нельзя было купить, они не давили на товарную массу. Теперь огромная денежная масса раздавила товарную. Менее чем за год опустели полки в магазинах и на складах. Социально-экономическая ситуация в стране резко обострилась.
В 1989 г. начались социально-экономические преобразования аграрного сектора . Признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств. Признание целесообразности, а затем необходимости строительства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о признании руководством страны серьезного кризиса сельскохозяйственного производства. Поскольку к концу 1980-х гг. стало очевидно, что Продовольственная программа - провалена, срок ее выполнения был перенесен на конец 1990-х гг. К ее решению подключались все типы сельских хозяйств и горожане, любители садов и огородов.
На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину - провозглашен переход к модели «регулируемого рынка», т. е. план и рынок должны были сочетаться. Этот переход был закреплен соответствующим постановлением Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» в июне 1990 г.
В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разработчик - академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г.

Предполагалось перевести на аренду 20% промышленных предприятий. На первом этапе (1990-1992) предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых постепенно должна была возрастать. На втором этапе (1993-1995) ведущее место отводилось уже экономическим методам руководства.
Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы. В июле 1990 г. на встрече Президента СССР М. С. Горбачева и председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы.
Была создана комиссия под руководством академика С. С. Шаталина и заместителя председателя Совета министров РСФСР Г. А. Явлинского.

К лету 1991 г. было принято более 100 законов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодействия со стороны республиканских органов власти, отстаивавших свой суверенитет.
Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Отчужденность масс от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности , курс на которую был провозглашен с 1987 г., все эти проблемы стали все более остро осознаваться людьми. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н. И. Рыжков подал в отставку. Тупик, в который зашла экономическая реформа, был во многом обусловлен нерешительностью правительства СССР.
В 1991 г. новый премьер-министр СССР B. C. Павлов осуществил

Наиболее консервативный вариант экономической реформы. Он настоял на проведении денежной реформы . В январе 1991 г. он провел обмен 50- и 100-рублевых купюр на новые. Обмен преследовал две цели: во-первых , выбить почву из-под ног фальшивомонетчиков в стране и за рубежом, так как подделывались чаще всего купюры именно этого достоинства; во-вторых , поставить под контроль и частично обесценить теневые капиталы, которые хранились преимущественно также в этих купюрах. В апреле 1991 г. в несколько раз были повышены цены на товары. Эта мера преследовала цель снять проблему дефицита, сведя на нет сбережения граждан, которые к 1991 г. только в Сбербанке составляли около 400 млрд рублей. Идея «погасить» платежеспособный спрос населения, искусственно снизив его покупательные возможности, была популярна среди руководителей и правого, и левого толка. «Павловское» повышение цен сопровождалось 40-процентной компенсацией вкладов, которой можно было воспользоваться лишь с конца 1991 г. Одновременно вклады граждан в Сбербанк были заморожены - введены ограничения на снятие средств и закрытие счетов. Год спустя именно замораживание приведет к тому, что в условиях гиперинфляции граждане будут не в силах спасти свои сбережения.
Однако принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии населения союзного государства были на стороне республиканских руководителей, обещавших провести экономические преобразования не за счет народа, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного руководством СССР, руководители России во главе с Б. Н. Ельциным. «Реформа Павлова» была использована руководством РСФСР для обвинения союзного Центра в антинародной экономической политике.
Вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы уже не срабатывали, экономическими методами власть овладеть не сумела, становились все более необходимыми новые, политические методы руководства.

Политическая реформа

Администрация Горбачёва пришла к выводу, что экономическим реформам мешает старая политическая система, сопротивление номенклатуры. Это побудило его попытаться опереться на активность масс. Таким образом, не завершив экономические преобразования, руководство страны перешло к политической реформе. Была поставлена задача реформировать «механизм торможения»
Старт конституционной реформе, ставшей центральным звеном политических преобразований, дала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня-1 июля 1988 г. В соответствии с решениями этой конференции учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР . Выборы депутатов стали проводится на альтернативной основе. Однако главным решением конференции стало предложенное Горбачевым и включенное в резолюцию «О демократизации» положение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей соответствующих партийных комитетов снизу доверху. Лично ему оно позволило, совместив должности генерального секретаря и председателя Верховного Совета СССР, контролировать всю вертикаль партийно-государственной власти.
В октябре 1988 г. М. С. Горбачев совместил должности генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума ВС СССР. 29 ноября 1988 г. по его докладу внеочередная XII сессия ВС СССР приняла два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Согласно этим законам кардинально перестраивались высшие органы власти Советского Союза.
Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД). Съезд из своего состава избирал Верховный Совет, как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти (он состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальностей. На I Съезде (25 мая - 9 июня 1989 г) М.С. Горбачёв был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР, председателем Совета Министров СССР стал Н. И. Рыжков. На Съезде появилась первая оппозиция Межрегиональная депутатская группа (МДГ) во главе с Б.Н. Ельциным и А.Д.Сахаровым.
В декабре 1989 г. состоялся II Съезд
народных депутатов. На Съезде депутаты осудили пакт Молотова – Риббентропа, заключённого в 1939 году, приняли решение о выводе советских войск из Афганистана. Решения II Съезда народных депутатов завершили первый этап конституционной реформы в СССР, в ходе которого шел постепенный переход власти от партии к Советам, от ЦК КПСС к Верховному Совету СССР. Старая площадь уступала место Кремлю.

Экономическая политика правительства, определенная в 1988 г. дала свои первые результаты в 1989 г. - произошел обвал экономики. Дефицитом стало все. Между республиками, краями, областями, городами началась «экономическая война» по поводу товарных запасов.
За первые семь месяцев 1989 г. забастовки прошли более чем в 500 трудовых коллективах. С июля 1989 г. в важнейших угольных районах страны - Кузнецком, Донецком и Печорском бассейнах прокатилась волна стачек. Затем стачки периодически возникали в разных городах. Сначала они ограничивались экономическими требованиями, но в июне 1990 г. на съезде в Донецке был образован Независимый профсоюз горняков, и было решено объявить всеобщую политическую забастовку. В октябре - ноябре состоялась всеобщая стачка шахтеров Воркуты с требованиями действительной передачи власти Советам, земли крестьянам, фабрик рабочим.
Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР внес радикальные изменения в политическую и экономическую системы общества. 12 марта 1990 г. с докладом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступил А. И. Лукьянов. Он предложил изменить форму государственного строя, сложившегося в стране после 1917 г., резко ограничить власть Советов, передав ее вновь учреждаемому институту Президента. Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». В политической сфере основные положения Закона сводились к следующему:

· учреждался институт сильного президентства;

· устранялась норма статьи 6 Конституции о руководящей ролиКПСС как ядро политической системы;

· вводилось положение о многопартийности.

Делегаты съезда избрали первого Президента СССР М. С. Горбачева. Попытки провести выборы на альтернативной основе были блокированы. Самовыдвиженец А. Оболенский был отведен на этапе составления списка кандидатов, кандидаты Н. Рыжков и В. Бакатин взяли самоотвод.
В конце 1990 г., ссылаясь на паралич исполнительной власти и разрастающийся конституционный кризис, IV Съезд народных депутатов СССР вновь усилил власть Президента СССР - упразднил Совет министров СССР и должность его председателя, учредил Кабинет министров в качестве исполнительного и распорядительного органа. Кабинет формировался Президентом и подчинялся непосредственно ему. Роль Верховного Совета СССР ограничивалась участием в согласовании вопроса о главе Кабинета министров.
Съезд продолжил курс на формирование структур президентской формы правления: был учрежден пост вице-президента СССР, созданы Высшая государственная инспекция, подчиненная Президенту, Совет безопасности при Президенте, Совет Федерации.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...