Транс-Тихоокеанское партнерство: цели, вызовы и перспективы. Транс-тихоокеанский торговый союз будет выгоден россии


США уже не первая экономика мира. Американская авиация, как отмечают эксперты RAND, еще с 2010 года не смогла бы доминировать над китайской в случае конфликта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тем не менее пока рано предрекать закат Америки и восхождение Китая на трон мирового лидера. У США пока есть «козыри в рукаве», и один из них был вынут в понедельник, 5 октября. В этот день успешно завершились переговоры по созданию крупнейшего в мировой истории торгового союза. Наряду с иранской сделкой, соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) - важнейшее внешнеполитическое достижение Обамы.

Этот альянс объединяет 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на которые приходится до 40 процентов мирового ВВП и более четверти оборота мировой торговли. Стандарты и нормы ТТП вполне способны стать правилами игры для глобальной экономики. Американские эксперты, говоря о ТТП предрекали, что этот союз определит глобальную торговую повестку на ближайшее десятилетие. И дело не только в торговле - соглашение обязывает проводить согласованную политику в сферах, непосредственно с торговлей не связанных. Например, таким странам, как Вьетнам, придется допустить у себя создание независимых профсоюзов. Россия и Китай пока вне этого проекта. Но если вы - гражданин России и любите скачивать пиратский контент из сети, то ТТП может коснуться и вас.

Долгая дорога к согласию

В настоящее время в ТТП входят США, Австралия, Вьетнам, Перу, Бруней, Сингапур, Чили, Новая Зеландия, Канада. Малайзия, Мексика и Япония.

Можно ожидать присоединения Таиланда, Тайваня, Южной Кореи, Филиппин и некоторых латиноамерикансих государств, например, Колумбии. Есть сторонники ТТП в КНР и даже в Индии.

Все началось в 2005 году. Первоначальные участники - Бруней, Сингапур, Чили и Новая Зеландия. В последующие годы к ТТП присоединились еще восемь стран, последней - Япония. Действующее соглашение, судя по всему, достаточно сильно отличается от текста четырехстороннего договора. Там было только 19 глав, а в новом, с кратким содержанием которого уже можно ознакомиться, - целых 30.

Прежде всего обращает на себя внимание широкий спектр регулируемых отношений: помимо норм об отмене барьеров на пути товаров и услуг, договор предусматривает снижение роли государства в управлении экономикой, установление стандартов в области трудовой и природоохранной деятельности, жесткие нормы по защите прав интеллектуальной собственности и так далее.

Больше всех на скорейшем подписании соглашения настаивали США. Для американцев это было настолько важно, что, когда Канада, опасаясь конкуренции со стороны новозеландских производителей, заняла принципиальную позицию по торговле молочной продукцией, американцы пригрозили ссадить с корабля ТТП столь строптивого «пассажира» и взять его обратно лишь после того, как соглашение уже будет подписано остальными участниками проекта.

Теперь договор заключен и будет рассмотрен Конгрессом США, а также законодательными органами остальных 11 стран. Произойдет это не раньше 2016 года.

Фото: Gao Pan / Xinhua / Global Look

«Дивный новый мир» по американским правилам

Насколько важно создание «торгового Левиафана» для Америки?

ТТП позволит США в своих интересах устанавливать правила мировой экономики в XXI веке и помешает это делать Китаю. По крайней мере, Барак Обама так неоднократно заявлял. О важности ТТП для США как автора правил для глобальной экономики говорилось даже в новой Стратегии национальной безопасности. Сдерживание Китая экономическим путем особенно важно на фоне того, как Китай стремительно догоняет США в военном плане.

ТТП нужно США и для наращивания экспорта в Азию. Каждое четвертое рабочее место в Америке зависит от экспорта. Сейчас в Азии примерно 525 миллионов представителей среднего класса, и к 2030 году число потенциальных потребителей американских товаров вырастет до 2,3 миллиарда человек.

Но самую большую экономическую выгоду из ТТП, как ожидается, извлекут не США, а Малайзия, Вьетнам и Япония. Например, до 60 процентов текстильного экспорта Вьетнама сейчас приходится на страны ТТП, причем при экспорте в США вьетнамский текстиль облагается таможенной пошлиной в 18 процентов. Теперь пошлины обнулятся, что, конечно, позволит Вьетнаму буквально завалить США своей продукцией.

Даже если американцы не основные выгодоприобретатели в экономической сфере, они получат преимущество в том, что ряд государств мира будет проводить свою экономическую, трудовую и даже антикоррупционную политику по тем правилам, которые выгодны Штатам. По сути, страны-участницы ТТП отказываются от части государственного суверенитета в весьма чувствительных областях. Более того, юридические лица смогут подавать в суд на правительства стран-участниц ТТП. Поэтому некоторые антиглобалисты называют ТТП первым шагом к корпоратократии и неоколониализму. Причем это еще не самые главные «страшилки» о ТТП.

ТТП может стать плохой новостью для интернет-пользователей. По некоторым данным, речь может идти даже об уголовной ответственности в странах ТТП за нарушение права интеллектуальной собственности. Поделились в сети пиратским видео или музыкой? Пожалуйте в тюрьму. Конечно, российского пользователя на нары не отправят, но нелицензионного контента в интернете точно поубавится. Впрочем, насколько эти опасения оправданы, можно будет судить только после того, как в открытом доступе появится полный текст соглашения.

Китай на пороге ТТП

Транс-Тихоокеанское партнерство принято называть антикитайским пактом, но так ли это на самом деле? По мнению профессора Чжана Сяотуна из Уханьского университета, в академической среде КНР нет единого мнения по этому вопросу. Есть сторонники вступления Китая в ТТП, полагающие, что участие в союзе даст толчок к реформированию китайской экономики. Есть и противники. По данным исследования, проведенного в 2012 году, соглашение о ТТП обойдется Китаю к 2025 году в чуть более одного процента экспорта. Цифра вроде бы не очень пугающая, если бы не такие негативные моменты, как:

Перенос предприятий из КНР на территорию стран-участниц ТТП (Вьетнам, Мексика).
- Снижение китайского экспорта в ЕС и США, потому что такие страны, как Вьетнам и Мексика, благодаря членству в ТТП получают существенные преимущества перед китайскими экспортерами на рынке Евросоюза и Америки.
- Ограничение китайского экспорта по причине несоответствия стандартам и нормам ТТП.
- Падение товарооборота с Японией и странами АСЕАН, что непосредственно скажется на китайском экспорте, по некоторым данным, в сильной степени зависящим от поставок комплектующих из этих стран. Прецеденты уже есть: например, в связи с ТТП ряд вьетнамских компаний снижает закупки китайского сырья.
- Еще одна угроза для КНР состоит в негативном влиянии на такие важные для КНР проекты, как АТЭС. И, конечно, соглашение о ТТП вкупе с соглашением о Транс-Атлантическом торговом и инвестиционном партнерстве может существенно сказаться на эффективности проекта «Одного пояса и одного пути».

Возможно ли присоединение Китая к ТТП?

Барак Обама заявлял, что он не против вступления Китая в ТТП. Вторил ему и замминистра финансов КНР Чжу Гуанъяо, сообщивший о готовности КНР к переменам и о том, что «ТТП неполно без Китая» .

Вступит ли Китай в ТТП? В ближайшей перспективе - нет, так как КНР объективно не готова к стандартам ТТП.

В отдаленной перспективе возможны два сценария взаимодействия Китая и ТТП:

1. ТТП без Китая. В этом случае торговый союз будет инструментом американского сдерживания КНР. Китайские компании попытаются пролезть на рынки ТТП через «черный ход», например, при помощи инвестиций во вьетнамскую экономику. Тогда можно прогнозировать дальнейшее сближение Китая и России в экономической сфере и усиление в самой КНР консервативных сил.

2. Сотрудничество по схеме ТТП+1. Благодаря этой модели, США смогут вынуждать Пекин проводить постепенные социально-экономические реформы под предлогом приближения КНР к стандартам ТТП. Эван Медейрос, один из наиболее влиятельных американских экспертов по вопросам Азии, тонко намекнул на эту роль ТТП: «Многие китайцы близки к признанию того, что ТТП может стать очень полезной внешней силой в поощрении структурных изменений в китайской экономике, сыграв роль, подобную роли ВТО» . Если допустить истинность гипотезы о конфликте между фракциями в компартии Китая (КПК), то такая формула на руку реформистским силам в политической элите КНР. И это обстоятельство, скорее всего, США учтут в преддверии XIX Съезда КПК, на котором, как ожидается, закрепится окончательная расстановка сил в китайском руководстве.

Естественно, что Россия, активно разворачивающаяся в сторону Востока, должна обязательно учитывать фактор ТТП и то, как этот альянс скажется на интересах Китая. А пользователям интернета, увы, следует готовиться тому, что за контент придется платить.

Американские власти объявили о подписании итогового соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. Перед вступлением в силу договор должны одобрить законодатели всех стран-участниц.

Министры торговли 12 стран – Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, США, Чили и Японии – в понедельник, 5 сентября, в Атланте подписали итоговое соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership, TPP). Переговоры по соглашению официально начались с 2008 г.

Для США данный договор расширяет уже действующее Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA), которое вступило в силу в 1994 г.

Барак Обама сделал ТТП одним из главных пунктов своей внешнеполитической программы, без которого заявленный им "разворот США в Азию" не будет полным.

Однако в США против заключения Транстихоокеанского партнерства выступали различные профсоюзы, по мнению которых соглашение о свободной торговле приводит к росту безработицы в стране.

Транстихоокеанское партнерство вызывает неоднозначную реакцию не только в США, но и среди экономистов и аналитиков.

Так, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц назвал крупнейшее в истории региональное соглашение о торговле и инвестициях фарсом.

"Вы услышите много разговоров о важности TPP для "свободной торговли". В реальности же это соглашение об установлении контроля над торговыми и инвестиционными связями стран-участниц партнерства. Это делается от имени самых влиятельных деловых лобби каждой из стран. Не стоит заблуждаться: если посмотреть на наиболее сложные вопросы, по поводу которых еще ведутся споры, станет ясно, что ТРР – это соглашение совсем не о "свободной" торговле", - заявил он.

Внутри США на фоне предвыборной гонки многие кандидаты в президенты США, включая Дональда Трампа, высказывались против этого соглашения. Так что некоторые аналитики предполагают, что это соглашение может не пройти ратификацию в Конгрессе США.

В чем суть соглашения?

Речь идет о полной ликвидации таможенных пошлин, унификации санитарных и фитосанитарных мер, об общей политике в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, правительственных закупок и конкурентной политики.

В ТТП отменяются пошлины более чем на 18 тыс. товаров. Полностью параметры компромисса по торговле в ТТП не обнародованы: текста соглашения пока нет, опубликовано лишь 20-страничное резюме переговоров глав торговых ведомств 12 стран. Переговоры в целом шли в атмосфере строгой секретности.

По данным The Wall Street Journal, в результате согласований сторонам удалось договориться об облегчении торгового сотрудничества по охране интеллектуальной собственности в сфере био- и фармпрепаратов, о правилах автомобильной сборки и торговле молочными продуктами.

Переговоры США и Австралии, в частности, касались сроков патентной защиты в США новых биологических препаратов. США требовали 12 лет защиты, но пошли на снижение требований.

Новая Зеландия как самый крупный экспортер молочных продуктов добилась облегчения доступа на американский рынок, а США - на закрытый сельскохозяйственный рынок Японии.

Отдельными соглашениями частично открываются и унифицируются рынки труда для участников ТТП, урегулируются вопросы экологической нагрузки, интернет-торговля, торговля услугами.

Пока остается неподтвержденным сообщение Reuters о "параллельном" соглашении стран ТТП по отказу от конкурентной девальвации валют. Такое соглашение снимет многие вопросы о стабильности нового торгового блока: в условиях зон свободной торговли занижение валютных курсов и контроль движения капитала остались бы угрозой для инвесторов в регионе.

ТТП заработает не ранее 2016 г.: предстоит его ратификация в 12 странах, в США парламент примет или отвергнет текст целиком.

Как отмечают аналитики, в случае если соглашение будет ратифицировано в 12 странах, это положительно скажется на их ВВП и, таким образом, на темпах мирового экономического роста. Однако на это может потребоваться несколько лет.

6 фактов о ТТП

Вот несколько занимательных фактов о Транстихоокеанском партнерстве.

1. ТТП затрагивает вопросы экономики и торговли, но в нем есть и политическая составляющая.

ТТП часто называют основой "разворота США в Азию", заявленного президентом Обамой, тем не менее основной целью США в данном случае является экономическое подавление Китая за счет роста других экономик региона.

ТТП является основой формирования новой экономической зоны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая должна сбалансировать экономическое влияние Пекина в регионе. В соглашении оговариваются правила практически для всех аспектов – от трансграничных потоков информации до того, как государственные предприятия должны конкурировать на международном уровне.

"Мы можем поддерживать экономический рост с помощью торговли, которая соответствует более высокому стандарту, – заявил Обама на выступлении на Генеральной Ассамблее ООН на прошлой неделе. - И именно этого мы добиваемся в рамках Транстихоокеанского партнерства – торгового соглашения, которое охватывает почти 40% мировой экономики, соглашения, которое откроет рынки и при этом будет защищать права рабочих и окружающую среду".

2. Китай не вошел в ТТП.

Торгово-экономический блок в АТР создается без участия Китая, важнейшего торгового партнера большинства стран региона.

Более того, в течение нескольких лет власти США отмечали, что ТТП создается для сдерживания Китая. Однако за последние годы позиция США по этому вопросу смягчилась.

Чисто теоретически Китай может подать заявку на участие в ТТП, однако правила блока уже согласованы, и вряд ли Китай пойдет на это.

Кроме того, Китай продвигает свой собственный блок - Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). Это партнерство претендует на тот же самый регион, что и ТТП. При этом все страны АСЕАН, Япония и Австралия уже заявили, что будут участвовать во ВРЭП. Таким образом, эти структуры будут перекрывать друг друга.

3. ТТП подразумевает свободную торговлю между двумя из трех крупнейших в мире экономик.

Япония и США никогда прежде не заключали двусторонних торговых соглашений. Однако, когда в 2013 г. Япония присоединилась к переговорам по ТТП, это привело к переговорам по самому широкому ряду вопросов – от торговли автомобилями до торговли говядиной, свининой и рисом.

В итоге планируется, что это соглашение приведет к дальнейшей интеграции японской экономики и цепочек поставок в экономику Северной Америки.

Особенно важно это соглашение для автомобильной отрасли.

Из утечек в СМИ стало известно, что во время переговоров велись споры относительно разногласий Японии и США по части автомобильного рынка. Соглашение, что подтвердили в понедельник власти США, снимает пошлины на японские автомобили на североамериканском рынке.

4. ТТП – противоречивое соглашение для большинства его членов.

Вопрос о ТТП горячо обсуждался не только в США, где профсоюзы и политики не раз высказывались против этого партнерства.

В Канаде вопрос о ТТП также вызвал бурную полемику. В Австралии и других странах оппоненты ТТП не раз заявляли, что реализация соглашения приведет к потере новых рабочих мест.

Вопрос, который вызвал споры в США, связан с валютами и конкурентными девальвациями.

Учитывая недавнюю ситуация с девальвацией иены и конкуренцию со стороны Toyota, автомобильная индустрия США и лобби в Конгрессе США продвигали идею включить в соглашение запрет на валютные манипуляции.

Вряд ли это будет включено в формальную часть ТТП. Однако, как отмечают источники, близкие к переговорам по ТТП, министры финансов и главы ЦБ стран-членов ТТП согласились на параллельное соглашение, которое предусматривает отказ от конкурентных девальваций.

5. ТТП внедрит новые стандарты в области защиты окружающей среды и рынка труда.

С 2007 г. США требовали включать стандарты по защите окружающей среде и рынку труда в торговые переговоры. Однако впервые эти стандарты стали внедряться и в случае невыполнения могут стать причиной торговых санкций.

Многие представители организаций по защите окружающей среды скептически относятся к ТТП. Тем не менее США заявляют, что ТТП приведет к снижению незаконной транспортировки вымирающих видов, а также приведет к решению других проблем, с которыми сталкиваются страны-члены ТТП.

Новые стандарты в области рынка труда также приведут к серьезным изменениям внутри таких стран, как Вьетнам и Малайзия.

Чтобы войти в ТТП, этим странам придется доказать тот факт, что они соответствуют стандартам Международной организации труда.

Страны-члены ТТП должны ввести минимальную оплату труда. Они также должны ввести запрет на любые практики, которые приводят к принудительному труду, таким как удержание работодателем паспортов трудовых мигрантов или сбор взносов за прием на работу, которые сразу делают рабочих должниками работодателя.

Во Вьетнаме правительству необходимо предоставить больше свобод рабочим, чтобы те могли создавать профсоюзы.

6. Россия не входит в ТТП.

Россия также не вошла в ТТП. В частности, на юбилейной конференции ООН российский президент Владимир Путин отметил "симптом растущего экономического эгоизма": "Ряд стран пошли по пути закрытых, эксклюзивных экономических объединений, причем переговоры об их создании идут кулуарно, втайне не только от собственных граждан и собственных деловых кругов и общественности, но и от других стран".

При этом Россия продвигает идею увязать формат ЕАЭС с китайским проектом "Экономического Шелкового пути", сопряженным с ВРЭП.

Такое сотрудничество, по мнению российских властей, делает реальной перспективу создания "Большой Евразии" от Лиссабона до Шанхая.

"Сотрудничество Евразийского экономического союза с Китайской Народной Республикой делает еще более актуальной и реальной идею общеевропейского пространства от Лиссабона до Владивостока", - отметил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, выступая на международном форуме "Евразийская экономическая перспектива".

Нарышкин также заявил, что сотрудничество Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Китаем по сопряжению интеграционных процессов и экономического пояса "Шелкового пути" переходит в практическую плоскость.

"Все государства-члены ЕАЭС выразили готовность участвовать в евразийско-китайском проекте, и это сотрудничество уже переходит в практическую плоскость", - подчеркнул он.

На взгляд спикера, "здесь открываются совершенно новые возможности для осуществления крупных совместных проектов в рамках евразийской экономической интеграции".

Нарышкин также заверил, что "Россия как крупнейшая евразийская держава заинтересована в углублении интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе".

Чисто теоретически Россия может заявить о своем желании вступить в ТТП в любой момент - вопрос в том, готова ли она соответствовать требуемым правилам и стандартам организации. Однако, учитывая доминирующую роль Вашингтона в ТТП, а также непростые отношения России со странами Запада в последнее время, такое маловероятно.

Реакция рынков

Торги на Токийской фондовой бирже завершились ростом в пределах 1% на сообщениях о достижении участниками переговоров в Атланте соглашения по созданию Транстихоокеанского партнерства.

Ключевой индекс Nikkei, отражающий колебания курсов акций 225 ведущих компаний страны, вырос на 1% до отметки 18186,10 пункта, закрепившись выше отметки в 18 тыс. пунктов.

Более широкий индекс TOPIX, отражающий курсы акций всех компаний в элитной первой секции биржи, увеличился на 0,81% до 1475,84 пункта.

По мнению аналитиков, на поведение инвесторов повлияло достигнутое в Атланте соглашение о создании ТТП.

На фоне новостей о заключения соглашения о ТТП больше всего прибавили в цене акции сельскохозяйственных компаний.

Так, бумаги Sakata Seed Corp взлетели на 9,03% до 2222 иен, а пищевой Kewpie Corp. - на 4,34% до 2597 иен. Закрепила свои позиции и корпорация Mitsubishi Corp, показавшая мощный рост в понедельник. Ее акции прибавили в цене еще 0,71% и достигли уровня 2068,5 иены, после того как SMBC Nikko Securities Inc. назвала ее в числе тех компаний, которые выиграют от заключения соглашения по ТТП.

МОСКВА, 21 окт — РИА Новости. Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), участниками которого являются 12 стран, было достигнуто 5 октября. В его рамках будет создана зона свободной торговли (ЗСТ) в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В среду глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил, что ответом на вызов ТТП должно стать создание преференциальных и непреференциальных торговых объединений по примеру зоны свободной торговли с Вьетнамом. О том, что соглашение о ТТП несет для мировой экономики, а также для России в частности, РИА Новости рассказала директор Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС Наталья Стапран.

Результаты преждевременны

По мнению эксперта, рассуждать о результатах соглашения о ТТП, в котором участвуют США, Канада, Мексика в Северной Америке, Перу и Чили в Южной, Япония, Малайзия, Бруней, Сингапур и Вьетнам в Азии, а также Австралия и Новая Зеландия, преждевременно.

"Первое, о чем хочется сказать, то, что пока рассуждать о результатах соглашения о Транстихоокеанском партнерстве преждевременно. Прежде всего, потому что самого соглашения мы не видим. Соглашение будет обнародовано в лучшем случае, когда его будут подписывать лидеры. Самый ранний срок — это ноябрь, на мероприятиях АТЭС", — сказала собеседница агентства.

При этом Наталья Стапран отметила, что подписание документов о Транстихоокеанском партнерстве является длительным процессом, который, вероятно, не завершится к ноябрьскому саммиту АТЭС в Маниле (Филиппины).

"Но есть большая доля сомнений относительного того, будут ли эти документы там подписаны, потому что соглашение (ТТП), как любое соглашение о ЗСТ (зоне свободной торговли — ред.), очень многогранно и требует длительного процесса согласования. Поэтому все, что мы можем сказать сейчас, это то, что мы видим то, что обнародовано. А обнародована была только структура, summary так называемое этого соглашения, (которые) выложены на сайте американского внешнеторгового ведомства", — заявила РИА Новости директор Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС.

ВТО 2.0, но с ограниченных вкладом

По словам Натальи Стапран, соглашение о ТТП позиционируется как новый глобальный стандарт регулирования мировой торговли и открыто для всех желающих при условии полного соответствия уже согласованным требованиям.

"Исходя из этого, можно судить, что соглашение историческое, соглашение открывает новый этап в мировой торговле, во взаимодействии в целом, и особенно в тематике того, что мы знаем, видим по тематике ВТО. Это (ТТП) соглашение нового типа, гораздо более серьезное, всеобъемлющее", — сказала она.

"Главный результат соглашения: запущен процесс формирования новых правил торговли не только в регионе, но в мире в целом. Своего рода ВТО 2.0 — новая версия ВТО. Чем дальше и успешнее он будет развиваться, тем сильнее он будет притягивать к себе новых участников, становясь своего рода таким центром силы", — отметила собеседница агентства.

При этом эксперт напомнила, что переговоры по ТТП велись более пяти лет, и сроки завершения неоднократно переносились, а формально в основу этого соглашения легло заключенное еще в 2005 году соглашение между четырьмя странами.

Директор Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС отметила, что соглашение о Транстихоокеанском партнерстве охватывает рекордное количество вопросов, связанных с мировой торговлей.

"То, что мы видим сейчас из структуры (ТТП): соглашение охватывает рекордное число вопросов торговой повестки. Фактически при лидирующей роли США в этом соглашении были собраны все перспективные направления преференциальные торговой повестки, которые существуют в разных других соглашениях", — заявила собеседница агентства.

Минторговли США: ТТП несет преимущества экономике регионов страны По словам главы Министерства торговли США, ТТП будет стимулировать внутренний экономический рост, поддерживать занятость, расширять инвестиционные возможности и увеличивать экспорт.

Наталья Стапран сказала, что в соглашении о ТТП речь идет и о доступе на рынки товаров и услуг, и о перемещении капитала и рабочей силы, и о регулировании отношений и прав интеллектуальной собственности, об экологических стандартах, и даже о регулировании рынка труда.

"ВТО в своей повестке такого количества пунктов не охватывает. Более того, включаются новые нормы: это патентная защита, например, биопрепаратов", — подчеркнула она.

При этом, по мнению эксперта, вклад ТТП в либерализацию мировой торговли не велик, так как ранее между странами-участницами соглашения был достигнут высокий уровень либерализации торговли за счет создания зон свободной торговли (ЗСТ).

"Одновременно, несмотря на такой революционный характер этого соглашения, вклад в либерализацию торговли не так велик. Надо понимать, что и до этого соглашения между странами-участницами был достигнут высокий уровень либерализации торговли при помощи двусторонних соглашений о ЗСТ. Это означает, что отвлечение торговли внутрь этого соглашения и снятие внутренних барьеров будет совсем небольшим, вряд ли будет ощутимо", — сказала Наталья Стапран.

Перспективы для России

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ранее заявил, что позиция Москвы по ТТП будет сформирована после тщательного анализа на предмет его соответствия интересам России. В то же время он напомнил про выступление Владимира Путина на сессии Генассамблеи ООН, в котором он выразил озабоченность созданием каких-то отдельных закрытых структур, которые впоследствии будут подменять собой ВТО и международные правила торговли.

По мнению собеседницы агентства, мгновенного эффекта от создания ТТП Россия не почувствует.

"Одновременно важно понимать, что объем торговли России со странами-участницами ТТП не столь значительный, и поэтому непосредственного эффекта мгновенного мы не почувствуем", — сказала Наталья Стапран, отметив, что эффект и последствия для Китая как ключевого партнера многих из стран-участниц соглашения о ТТП будут более очевидны.

Эксперт отметила, что доля стран ТТП в товарообороте России не превышает 10%. "Основная часть этого оборота приходится на Японию и США. Соответственно структура товарооборота и получаемые в рамках нового соглашения о ТТП преференции не позволяют нам пока говорить о существенном изменении условий для российской продукции", — сказала собеседница агентства.

Положительный эффект, который соглашение о Транстихоокеанском партнерстве может оказать на российскую экономику, по мнению директора Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС, заключается в улучшении инвестиционного климата и работе с развивающимися странами.

Улюкаев: создание новых объединений должно стать ответом на вызов ТТП Необходимо создание преференциальных и непреференциальных торговых объединений, считает глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев. Он привел в пример создание зоны свободной торговли России и Вьетнама.

"Если говорить о положительных эффектах для России от формирования Транстихоокеанского партнерства, они, прежде всего, связаны с улучшением инвестиционного климата и условий работы на рынках развивающихся стран, которые входят в ТТП, например, Малайзии, Чили, Перу", — заявила Наталья Стапран.

По ее словам, эти страны, по сути, будут вынуждены провести внутренние реформы в соответствии с обязательствами, взятыми на себя в рамках ТТП, например, упрощение процедур торговли, стимулирование конкуренции, новые нормы регулирования рынка труда. "Все это может благоприятно сказаться и на нашей с ними торговле, потому что они будут более предсказуемыми, адекватными партнерами", — подчеркнула собеседница агентства.

Кроме этого, по мнению эксперта, ряд возможностей также открывается и для российских предприятий при использовании зоны свободной торговли между существующим Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Вьетнамом, который является членом ТТП.

"То есть через Вьетнам у нас такой открывается туда путь. Например, развитие промышленной кооперации в автомобильной промышленности на тех производствах, которые у нас есть во Вьетнаме", — сказала она.

Что касается перспектив вступления России в ТТП, Наталья Стапран отметила, что на данном этапе присоединение Москвы к соглашению невозможно из-за наличия изначально жестких требований, которые необходимо соблюдать для вхождения в Трантстихоокеанское партнерство. Она также подчеркнула, что, учитывая отсутствие полного текста соглашения и длительности согласования необходимых документов, "другие коллеги по ТТП будут тщательно отслеживать, чтобы на рынок не проникали, так или иначе, участники вне ТТП".

При этом, по словам эксперта, российская экономика теряет значительно больше от неучастия в ТТП, так как участие в нем позволило бы расширить поставки в соответствующие страны металлургической продукции, продукции химической и деревообрабатывающей промышленности.

Другой проблемой для России, по мнению Натальи Стапран, является то, что ТТП тормозит процессы многосторонних обсуждений в рамках ВТО, "выводя их за площадку ВТО и обсуждая это в региональном формате".

"В этом плане для нас потенциальные риски в потере гораздо сильнее с точки зрения позиционирования себя в регионе (АТР). Надо в том или ином виде включаться, чтобы не пострадать совсем от упущенной экономической выгоды", — сказала она.

По мнению директора Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС, чтобы преодолеть возможные негативные последствия для экономики РФ от создания ТТП, необходимо стимулировать российские интеграционные инициативы: инициативу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сопряжение нового "Шелкового пути " с ЕАЭС, а также любые другие активности, например, со странами АСЕАН как вместе, так и в двустороннем формате.

"Например, с Индонезией есть большие перспективы. Главное — не отмалчиваться, надо что-то явно предпринимать и включаться в повестку, иначе мы можем остаться за бортом мировых экономических процессов", — подытожила собеседница агентства.

Всем известно, что Дональд Трамп не стал долго праздновать свою инаугурацию, а приступил к выполнению обязанностей американского президента незамедлительно. Сразу же, в первый день работы на новой должности, он подписал несколько распоряжений, в числе которых - указ о прекращении членства США в Транстихоокеанском партнерстве. Это свидетельствует о том, какое значение придаётся этому вопросу. Возможно, кто-то считает, что его можно было бы отложить, и так уж сильно не спешить. Однако Трамп имеет своё мнение.

Слово и дело

Сделать это Дональд Трамп пообещал ещё в ходе предвыборной кампании, причём именно в первый же день. И это, разумеется, не каприз, а один из важнейших пунктов плана, общая цель которого состоит не просто в сохранении уровня занятости на американском рынке труда, а в создании максимального количества новых рабочих мест. Для этого нужно, чтобы в стране производилось как можно больше продукции. США - огромная держава, способная обеспечить себя качественными товарами в необходимых количествах, да и ещё продавать их всему миру, как это было несколько десятилетий назад. Теперь же национальный рынок заполонил импорт, а многие американцы вынуждены жить на пособие по безработице. При чём тут Транстихоокеанское партнерство? Чтобы на этот вопрос ответить, для начала следует разобраться в сущности этого экономического объединения.

Что такое ТТП?

Идея партнёрства принадлежит не американцам, а правительствам Чили, Сингапура и Новой Зеландии, а возникла она в 2003 году. К этим странам через два года примкнуло государство Бруней. В таком составе было подписано соглашение о TPP, то есть Trans-Pacific Partnership, вступившее в силу в 2005 г.

Замысел состоял в том, чтобы максимально упростить перемещение товаров и капиталов через границы, а в идеале создать единый рыночный механизм вроде того, что существует в Европе. В США было принято решение о вхождении в это финансово-экономическое сообщество в 2008 году. Процесс, что называется, пошёл. Новые страны, привлекаемые объёмными потенциальными рынками сбыта, устремились в ТТП. «Тихоокеанскими торговыми партнёрами» стали столь разные по размерами и уровню развития производства государства, как Вьетнам, США, Канада, Япония, Перу, Мексика, Австралия и Малайзия, не считая учредителей - Сингапура, Новой Зеландии, Брунея и Чили. Всего по состоянию на 2015 год - двенадцать участников. Правда, для полноценного членства требовалась ратификация парламентами, но соглашение было подписано 4 февраля 2016 года.

Для чего это было нужно Америке?

Барак Обама в инициативе учредителей ТТП разглядел начинание, которое следовало организовать и возглавить как крайне полезное для США. В том, что Америка в силу своей наибольшей экономической мощи будет доминировать при таком раскладе, у него даже сомнений, очевидно, не было. Выгода представлялась очевидной. Товары, произведенные в США, теоретически могли завоёвывать, не встречая пошлинного противодействия, обширные рынки. Встречный же поток не обещал быть очень уж огромным. В некоторых случаях торговый баланс мог быть и отрицательным, но в целом Америка должна была иметь положительное сальдо. Следствием расширения рынка сбыта стали бы новые рабочие места и рост дохода населения США на 0,5% ВВП или в денежном выражении на $131 млрд (прогноз Института Питерсона). В общем, предсказывался значительный рост экспорта из США в страны ТТП.

Реалии

По плану всё выходило очень хорошо, а на деле получилось несколько иначе. Ожидаемого положительного сальдо почему-то не вышло. Сначала всё шло просто отлично, и наибольший профицит возник на самом объемном рынке сбыта, японском (на более чем $216 млрд в 2012 году). Однако к 2015 году ситуация изменилась. Как подсчитал Институт экономической политики, суммарно все одиннадцать стран-партнёров сумели продать в Соединённые Штаты своих товаров на $177,9 млрд больше, чем купить у них, что привело к снижению валового внутреннего продукта США на $284,6 млрд и сокращению от одного до двух миллионов работников по стране, в основном в промышленном производстве. Больше всего пострадали семь центральных восточных штатов, входящих в «Ржавый пояс». Они голосовали за Трампа, обещавшего прекратить это безобразие.

Причины неудачи

Надежды на успешное продвижение американских товаров в страны Транстихоокеанского партнёрства не оправдались по нескольким причинам, предвидеть которые объективно было можно. Зачастую играли роль значительно более скромные тарифы оплаты труда (Вьетнам, Мексика) или сознательное занижение курсов национальных валют, что создавало существенные конкурентные преимущества. Американские рабочие привыкли к лучшей оплате и высоким стандартам социальной защиты, что неизбежно сказывается на себестоимости производимой ими продукции. В общем, вместо триумфальной победы экспорта из США случилось фиаско.

Китайский фактор

Одной из причин активного продвижения идеи Транстихоокеанского партнёрства администрацией Барака Обамы была надежда на то, что совокупная экономическая мощь участников «подвинет» региональное торговое доминирование КНР. Китай и так ведёт себя в последнее время чересчур независимо, и в экономическом, и в военно-политическом смысле. Создаваемая при поддержке США новая система должна была, по замыслу, стать геополитическим инструментом, обеспечивающим противовес экспансии Поднебесной и в тихоокеанском бассейне, и вообще в мире. В ТТП КНР не звали. Ситуация, конечно, не совсем соответствовала понятию «торговой войны», но чем-то напоминала действия НАТО вблизи российских границ. Нападать вроде бы никто не собирается, но «нервы помотать» можно. Мелочь - а приятно. «И нам польза, и людям вред», - как сказал один антагонистический персонаж старого советского детского фильма.

Теперь, однако, ситуация полностью меняется. Без мощного «локомотива» ТТП существовать практически не может. И если Америка из партнёрства вышла, то Китай может запросто в него войти. Уже прозвучало заявление премьер-министра Австралии Тернбулла о «высоком потенциале» сотрудничества с КНР.

Роботы страшнее ТТП?

В 2001 году Китай стал членом Всемирной торговой организации, после чего американский производственный бизнес получил доступ к недорогим трудовым ресурсам. Следствием этих процессов стала потеря рабочих мест в США и массовое размещение мощностей в КНР. Товары, ранее изготавливавшиеся в Америке, даже такие традиционные, как джинсы и бейсболки, стали продаваться с ярлыками «Сделано в Китае». Что касается ситуации внутри страны, то многие работники потеряли свои места не только по причине переноса производств в «дешёвые» азиатские регионы, но и потому, что процессы автоматизировались. За первое десятилетие нового века количество занятого населения в США сократилось на 5 миллионов человек при наблюдаемом росте производительности. Специалисты Государственного университета Болла считают, что лишь 15% из них стали жертвой расширения ВТО, виновники безработицы остальных - роботы и АСУ. Кстати, такие же неприятные последствия автоматизации имеют место и в Азии.

Эти факты наводят на мысли о сомнительности прогнозируемого от действий Трампа эффекта.

Побочные эффекты

Нет сомнения в том, что, ограничивая дешёвый импорт пошлинами, новое руководство США создаст определённые преференции внутренним производителям. Однако эти меры практически неизбежно вызовут рост цен на потребительские товары, особенно те, которые американцы привыкли покупать за считанные копейки (то есть центы, конечно). Стоимость футболки, сшитой в Китае, к примеру, составляла несколько долларов, теперь же она будет исчисляться, по крайней мере, двузначной цифрой.

Впрочем, Дональд Трамп настроен оптимистично. Он не собирается полностью перекрывать путь товарам из стран ТТП на рынок США, а планирует заключать двусторонние соглашения в противовес коллективным. Возможно, что, сочетая разумную жёсткость с гибкостью, он добьётся хороших результатов.

Игорь Макаров Доцент департамента мировой экономики НИУ «Высшая школа экономики», к.э.н.

Подписание соглашения о Транстихоокеанском партнерстве – знаковое событие, которое не только оказывает значительное влияние на экономики стран-участниц и их торговых партнеров и меняет ход интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и способно преобразовать всю систему регулирования международной торговли. Создание мегарегионального соглашения на пространстве АТР – это не просто результат направленных усилий конкретных государств, но и отражение объективных процессов, происходящих как в регионе, так и в мировой экономике в целом.

Предпосылки возникновения ТТП
Более полувека правила международной торговли регулировались Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ). Именно ГАТТ, а затем ВТО стали локомотивами бурного развития международного обмена товарами и услугами, который лег в основу процессов современной глобализации.
Однако в XXI в. конфигурация международной торговли меняется, к чему ВТО оказалась не вполне готова. Во-первых, кардинально возросла доля в мировом экспорте развивающихся стран. Как следствие, вырос и их переговорный вес, стало расти число противоречий между развитыми и развивающимися государствами. Результатом стал провал Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО.

Во-вторых, фактически иссяк важнейший источник роста международной торговли последних полутора десятилетий: бурный экономический рост стран БРИКС. В настоящее время все они испытывают экономические трудности, которые носят ярко выраженный структурный характер. Неудивительно в этой связи, что в послекризисный период темпы роста мирового экспорта стали снижаться, а в 2015 г. он и вовсе сократился в абсолютных объемах, что является абсолютной аномалией для некризисных лет.

В-третьих, мировая торговля демонстрирует тенденцию к растущей регионализации. Регионы становятся все более самодостаточны. Этому способствует, в частности, быстрый рост доходов в ряде азиатских стран, которые постепенно утрачивают присущий им ранее статус мировой фабрики, работающей на дешевом труде, и превращаются в важные центры потребления. Вместе с тем, новые конкурентные преимущества появились в странах Запада: в США сланцевая революция привела к существенному удешевлению энергии, а огромный приток мигрантов в Европу резко увеличил доступный для нее объем дешевой рабочей силы. В результате страны Запада получили возможность запустить процесс «решоринга» – возврата промышленных производств из развивающихся стран. Тенденции к локализации производств в ближайшее десятилетие будут усиливаться технологическими новшествами вроде 3D-принтинга и роботизации.

Вышеперечисленные тенденции отнюдь не означают, что мир становится менее взаимозависимым, а глобализация отступает назад. Вместе с относительным снижением роли международной (во всяком случае, межрегиональной) торговли товарами в будущем, другие трансграничные потоки – людей, инвестиций, информации – лишь усиливаются. Растет роль виртуальных компаний (Amazon, Facebook, Alibaba и др.), которые функционируют в значительной степени вне рамок государственных границ. Глобализация продолжается, меняя лишь свою форму.

В таких условиях недостаточно иметь лишь правила международной торговли как таковой. Наряду с регламентацией товарных потоков, пересекающих границы, необходимы новые нормы для регулирования потоков инвестиций, идей, рабочей силы. Наконец – самой среды деятельности компаний.

Страной, которая первой уловила намечающиеся изменения в характере международной торговли, стали США. Именно они стали главным двигателем переговоров по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), которые завершились подписанием соглашения между 12 странами 4 ноября 2015 г. Одновременно продолжаются переговоры по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП), включающему США и страны ЕС. В таком случае США разрабатывают правила международной торговли, охватывающие более 60% мировой торговли и фактически все ведущие экономики, кроме Китая, Индии и России. В свою очередь, Китай и Индия, озабоченные этим процессом, ведут переговоры о создании другого мегарегионального соглашения – Регионального всеобъемлющего экономического партнерства (РВЭП). ТТИП и РВЭП еще на стадии переговоров, а ТТП вполне может столкнуться со сложностями ратификации. Однако судьба конкретных документов менее важна, чем общая тенденция, которую они задают: мир вступает в эпоху мегарегиональных соглашений, которые постепенно будут превращаться в главные инструменты регулирования международных экономических взаимодействий.

ТТП как соглашение нового типа
Соглашение о ТТП – это прежде всего соглашение о свободной торговле. Оно предполагает обнуление таможенных пошлин по 95-98% товарным позициям. Эта величина выглядит внушительно, однако масштабы тарифной либерализации не стоит преувеличивать. Во-первых, между странами-участницами ТТП уже действуют 42 соглашения о зоне свободной торговле, покрывающие в сумме около 60% торговых потоков, охваченных ТТП. Во-вторых, для всех стран предусмотрены индивидуальные переходные периоды длительностью до 30 лет со дня вступления соглашения в силу.
Снижение тарифов – далеко не главный компонент соглашения о ТТП. Помимо него, а также традиционных инструментов нетарифного регулирования (санитарных и фитосанитарных, технических барьеров в торговле, таможенных процедур и правил происхождения товаров) большое внимание в соглашении уделено инвестициям, вопросам интеллектуальной собственности, государственным закупкам и государственным предприятиям, вопросам конкуренции.

Кроме того, соглашение о ТТП покрывает такие сферы, как окружающая среда, электронная торговля и трудовые стандарты. В этом смысле оно является по-настоящему беспрецедентным, ведь ВТО от данных вопросов дистанцировалась. Ключевая особенность ТТП – в том, что оно предполагает не только и не столько либерализацию торговли, сколько изменение институциональной среды деятельности компаний. В частности, в соглашении содержатся требования о наличии в странах-участницах ТТП регулирующих органов и законодательства в сфере труда (например, необходимо наличие закона об установлении продолжительности рабочего дня), охраны окружающей среды, защиты инвестиций, прав на интеллектуальную собственность. Кроме того, в ТТП есть набор положений об основных правилах деятельности государственных предприятий и проведения госзакупок, которые предполагают расширение доступа зарубежных компаний к государственным тендерам по ряду отраслей, определенному индивидуально для каждой страны. Целью создания общей институциональной среды является облегчение проведения торговых и экономических операций и улучшение инвестиционного климата в целом во всех странах соглашения.

Хотя данное соглашение, безусловно, существенно шире, чем правила ВТО, которым подчиняются все его участники, режим торговли в рамках ТТП полностью согласуется с нормами ВТО. Так, например, антидемпинговые меры применяются только после решения ВТО, они не могут быть рассмотрены в каком-либо из органов ТТП. При этом в рамках ТТП положения все-таки более строгие, чем в рамках ВТО. Так, например, для обоснования применения фитосанитарных мер ТТП предусматривает специальные требования – научные исследования должны быть проведены в течение 6 месяцев.
Особая роль в соглашении отведена секторальным техническим барьерам – для каждой из следующих сфер существует отдельное приложение: фармацевтика, косметика, медицинское оборудование, запатентованные формулы для расфасованных пищевых продуктов и пищевых добавок. В ТТП установлены обязательные сроки по рассмотрению таких барьеров (которые являются лишь рекомендованными в случае ВТО); кроме того, в будущем предполагается выработка общего подхода в данных отраслях.

В ТТП предусмотрен национальный режим и режим наибольшего благоприятствования (РНБ) для инвестиций в формате ТРИМС ВТО-плюс(Соглашение ВТО по инвестиционным мерам, связанным с торговлей). Важным элементом соглашения также является наличие механизма разрешения споров в формате «инвестор-государство», который позволяет иностранному юридическому лицу подать иск против принимающего государства, если оно нарушает права инвесторов. В традициях американского законодательства, при подаче иска инвестором в рамках ТТП, именно он (истец) несет все издержки по сбору доказательств. Что касается международных услуг, им предоставляется национальный режим (за исключением передвижения физических лиц). Финансовые услуги регулируются ВТО.

Особого внимания заслуживает вопрос торговли объектами интеллектуальной собственности - в случае с ТТП она регулируется в формате ТРИПС-ВТО-плюс(Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), основанном на законодательстве США. При этом срок охраны авторского права - 70 лет, срок действия патента – 8 лет (а не 5, как в случае с ВТО).

Очевиден уклон некоторых положений соглашения о ТТП в сторону правовых стандартов США. Во многом речь идет об экспансии американских институтов регулирования торговли и инвестиций на других участников соглашения. Это позволяет как многим экспертам, так и широким слоям общественности считать, что главными бенефициарами от ТТП станут американские корпорации, которые и были главными лоббистами его подписания.

ТТП и экономики стран региона
ТТП объединяет страны, представляющие 40% ВВП и 28% мировой торговли. Однако эти страны крайне разнородны: большую часть этих показателей обеспечивают всего две страны: США и Япония. Половина стран-участниц (Бруней, Чили, Малайзия, Мексика, Перу и Вьетнам) вообще относятся к развивающимся, и пространство экономических стандартов существенно отличается в них по сравнению с более развитыми экономиками, входящими в ТТП.

Ожидается, что соглашение о ТТП положительно повлияет на объемы внешней торговли всех стран-участниц. Высокий уровень либерализации позволит им расширить доступ товаров на рынки других стран соглашения (в части торговых потоков, не покрытых существующими ЗСТ), а совершенствование институциональных рамок будет способствовать их экономическому и социальному развитию. Однако этому сопутствуют и издержки в виде снижения уровня защиты национальных отраслей.

Крупнейшим торговым потоком, не регулируемым ранее существующими ЗСТ, но попадающим под действие ТТП, является поток США–Япония. Наиболее острый вопрос в двусторонней торговле этих стран – снижение тарифов на автомобили в рамках ТТП. Что касается остальных стран-участниц, с меньшим вкладом в объемы торговли внутри ТТП, крупными бенефициарами могут оказаться Вьетнам (за счет расширения экспорта текстиля и обувной продукции), Бруней (за счет увеличения объемов внешней торговли и диверсификации экономики), Малайзия (максимально расширяет количество стран-торговых партнеров в беспошлинной зоне за счет ТТП). Возможно также, что распространение стандартов США в сфере регулирования инвестиций приведет к увеличению американских инвестиций в страны ТТП. Негативные эффекты соглашения для большинства стран связаны с открытием внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции (в частности риса, мясной и молочной продукции), а также с длительным сроком патента на фармацевтическую продукцию – для тех стран, которые ее импортируют и не имеют возможности производить самостоятельно.

Кроме того, реформирование институциональной среды деятельности компании потребует от ряда стран соглашения существенной перестройки их моделей экономического развития, базирующихся на относительно высокой степени вмешательства государства в экономику. Такая перестройка может стать достаточно болезненной.

Во всех главах соглашения присутствуют положения, направленные на стимулирование кооперации и диалога по каждой их сфер – предполагается создание различных Советов, регулярно обсуждающих соблюдение положений участниками, а также консультативных органов, которые могут предоставить рекомендации по улучшению позиций стран ТТП в международной торговле. Соглашение в дальнейшем может развиваться – с одобрения участников в него могут войти новые положения, причем касающиеся не только непосредственно либерализации обмена товарами и услугами. В дальнейшем в сферу регулирования соглашения могут войти и другие области, связанные с торговлей – в дополнение к инвестициям, госзакупкам и госпредприятиям, окружающей среде, электронной коммерции и трудовым стандартам. В таком случае масштабное соглашение будет оказывать еще более сильное влияние на экономики государств-участников.

Отметим, что подписание соглашения о ТТП на министерском уровне пока не означает сиюминутной реализации всех его пунктов. Для вступления соглашения в силу потребуется его ратификация в течение двух лет как минимум 6 странами, на которые приходится не менее 85% суммарного ВВП стран ТТП. Особенно остро стоит вопрос ратификации соглашения о ТТП Конгрессом США, учитывая приближающиеся президентские выборы и наличие в стране серьезной дискуссии по поводу целесообразности соглашения – в отличие от Барака Обамы, оба кандидата в президенты не поддерживают ТТП, утверждая, что оно угрожает рабочим местам американцев.

ТТП для России: возможности и угрозы
Стандартные модели общего равновесия демонстрируют, что прямой эффект заключения соглашения о ТТП для России минимален. Доля стран-участниц соглашения в товарообороте России невелика – менее 10%. Ключевые статьи российского экспорта (в частности, углеводороды и продукция ВПК) не зависят от предусмотренных ТТП преференций. Экспортные поставки стран ТТП в Россию также едва ли могут переориентироваться на других участников соглашения после его вступления в силу. Большая часть потенциальных потерь придется на российских сельскохозяйственных производителей, поставляющих продукцию на азиатские рынки. Впрочем, объемы этого экспорта и так невелики.

Тем не менее, едва ли в данном случае модели объективно отражают все направления воздействия ТТП на российскую экономику. Российское правительство имеет амбициозные планы интеграции в азиатско-тихоокеанский регион, реализация которых невозможна без ускоренного развития Дальнего Востока и диверсификации отраслевой структуры экономики. Согласно действующей на данный момент концепции, в регионе предполагается развивать производства с высокой добавленной стоимостью, ориентированные на экспорт в АТР. Именно для этих планов ТТП представляет собой некоторую опасность. Впрочем, преувеличивать ее не стоит, ведь основным рынком для российского потенциально нового экспорта является не охваченный соглашением Китай.

Вместе с тем, ТТП дает России и новые возможности. Так, преференции в рамках соглашения предусмотрены для товаров с уровнем локализации производства не менее 45%, поэтому у России возникают хорошие предпосылки для промышленной кооперации со странами-членами ТТП с последующим выводом совместной продукции на рынки других стран-участниц соглашения на выгодных условиях. Особенно актуально это для взаимодействия с Вьетнамом, с которым у ЕАЭС действует зона свободной торговли.

Значение ТТП следует рассматривать и в более широком контексте. Во-первых, это элемент комплексной внешнеэкономической стратегии США, нацеленный, наравне с ТТИП, на создание новых правил международной торговли и международных экономических взаимодействий в целом. Если оба проекта будут реализованы (а с учетом того, что они отвечают объективным вызовам нового этапа глобализации, в этом мало сомнений), эти правила будут написаны без участия России. С учетом того, что некоторые положения Соглашения о ТТП (включая положения о государственных компаниях, правительственных закупках, защите прав интеллектуальной собственности и т.д.) вступают в противоречие с выстроенной в России экономической моделью, постепенное распространение их правил на весь мир может стать серьезным вызовом для российской экономики.

Во-вторых, соглашение о ТТП способно активизировать целый ряд других процессов и инициатив, имеющих к России непосредственное отношение. Так, например, Китай может ускорить свое движение на Запад, ключевым элементом которого является инициатива «Один пояс – один путь». Продолжается процесс переговоров по РВЭП, участие в котором России, в отличие от ТТП, не выглядит невозможным, особенно с учетом получающих все более широкую поддержку идей развития всеобъемлющего экономического сотрудничества в Большой Евразии. Наконец, успех ТТП может стать важным импульсом к давно назревшему реформированию ВТО, которая находится в затяжном кризисе.

Пусть текущее прямое воздействие Соглашения о ТТП на российскую экономику невелико, рассматривать его как нечто, не имеющее к России отношения, контрпродуктивно. ТТП – важная часть нового мира. И России уже пора думать о своей роли в нем.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...