Транс-Тихоокеанское партнерство: цели, вызовы и перспективы. ТТП без США: Что это значит и к чему приведет


Фото: сайт

Транстихоокеанское партнерство, изначально многими экспертами оцениваемое как нечто не имеющее шансов на воплощение, становится все более реальным. На прошлой неделе в новозеландском Окленде министры торговли 12 стран-участниц: Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, США, Сингапура, Чили и Японии - подписали соглашение о создании нового торгового блока.

Теперь для того, чтобы соглашение вступило в силу официально, его в течение двух лет должны ратифицировать парламенты как минимум шести стран, суммарная доля которых в партнерстве должна равняться 85% (при этом только ВВП самых заинтересованных в договоре стран: США и Японии - в совокупности составляет долю в 74% от общего ВВП всех стран вместе взятых).

В администрации президента уже заявили , что намерены приложить все усилия для ратификации документа до конца 2016 года:

«Транстихоокеанское партнерство позволяет Америке, а не таким странам, как Китай, писать правила игры для ХХI века, что особенно важно для столь динамичного региона, как Азиатско-Тихоокеанский».

В значимости проекта для Соединенных Штатов сомнений не возникает. Переговоры о Транстихоокеанском партнерстве стартовали еще в 2003 году, когда Новая Зеландия, Сингапур и Чили заявили о желании создать в соответствии с нормами ВТО зону свободной торговли. Долгое время организация никоим образом о себе не напоминала, пока в 2008 году проектом не заинтересовались Штаты.

После этого момента переговоры активизировались. О желании присоединиться к проекту одно за другим заявили еще семь государств, в период с 2010 по 2013 годы между странами было проведено 19 раундов официальных переговоров по проекту соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. При этом консенсуса достигнуть не удавалось вплоть до конца 2015 года.

Но в условиях, когда геополитические соперники Штатов - Россия и Китай - о сопряжении ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», медлить уже было нельзя. Cпешка обусловливалась в первую очередь нежеланием США потерять инициативу в перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому между 12 странами 5 октября 2015 года в Атланте в срочном порядке было подписано соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства

Многие аналитики и эксперты тогда даже заявили как минимум о локальной победе Штатов над Китаем. Однако даже сейчас, после подписания соглашения министрами торговли стран-участниц ТТП, шансы проекта на реализацию все еще остаются туманными, хоть он уже приобретает некоторые реальные черты.

Так, даже в самих Штатах не все поддержали соглашение, часть конгрессменов вполне готова проголосовать против его ратификации. Неоднозначна позиция и некоторых других стран-подписантов, в частности в Минторге Канады заявили, что «подписание соглашения не эквивалентно ратификации».

Подобные сомнения вполне поддаются объяснению. Сам проект ТТП в своей основе содержит несколько внутренних бомб замедленного действия, способных в итоге не просто развалить новый торговый блок, но и нанести непоправимый урон экономикам стран-участниц. Да и перспективность участия в проекте сегодня все еще находится под сомнением из-за ряда причин.

1. Засекреченность самого соглашения от широкой общественности сама по себе создает немало вопросов как у чиновников и общественности самих стран-участниц, так и у глав других государств.

Например, свои сомнения по этому поводу высказывал президент России Владимир Путин. Он отметил , что конфиденциальный характер переговоров о создании Транстихоокеанского партнерства вряд ли помогает устойчивому развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2. Отсутствие в соглашении Китая и других крупных экономик региона уменьшает, а не увеличивает его значение

Сама подоплека проекта, заключающаяся в создании экономического противовеса влиянию Китая в регионе обрекает на невыполнение его главную цель - построение зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На данный момент другие экономически мощные страны региона: Индонезия, Южная Корея, Таиланд - с опаской говорят о возможном присоединении к проекту. Индонезия вообще кардинально изменила свою позицию: изначально заявив о своем намерении вступить в ТТП, .

Кроме того, наличие Китая в проекте, безусловно, значительно сказалось бы на его привлекательности. Однако последовательность действий на пути к созданию ТТП говорит лишь об одном - Китай никогда не станет членом партнерства и будет делать все возможное для создания собственного альтернативного проекта.

3. Наличие внутренних противоречий между странами-участницами ТТП

С экономической точки зрения результат вступления в ТТП для той или иной страны-участницы может оказаться весьма плачевным. Жаркие споры о экономической целесообразности идут даже между производителями двух самых заинтересованных в проекте стран - Японии и США. Так, например, по японским оценкам, либерализация аграрного рынка может привести к падению на 40% собственного производства в Японии основных продовольственных товаров. В совокупности с вероятным снижением цен на импортируемые в Японию продукты питания, страна рискует стать зависимой от продовольственных поставок из-за границы. С другой стороны, выгоду от вступления в ТТП получат японские экспортеры автомобилей, электроники и другой продукции обрабатывающей промышленности, в связи с чем ведущие американские автомобилестроительные компании выступили против участия Японии в ТТП.

Сложно представить, какие последствия ждут страны с меньшей по объемам и конкурентоспособностью экономикой.

4. Транстихоокеанское партнерство может обесценить принципы ВТО

ВТО - организация, созданная для либерализации международной торговли, обеспечения доступа иностранных товаров на внутренние рынки и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Однако значимость ее с созданием таких «привилегированных» торговых блоков, как ТТП, ведет к нарушению принципов равенства в мировой политике.

Это, несомненно, вызывает беспокойство среди мировых лидеров и способно внести дисбаланс в существующее мировое устройство.

5. Н аличие других составляющих, помимо экономической

Если даже не брать явную антикитайскую направленность проекта, можно выделить еще целый ряд претензий к нему. Например, антиглобалисты считают, создание Транстихоокеанского партнерства представляет собой «корпоративный переворот»: лишь две из 26 глав соглашения о новом блоке имеют какое-либо отношение к торговле. Большая его часть направлена на предоставление привилегий глобальным корпорациям, преимущественно связанным с защитой авторских и патентных прав, а также на ограничение государственного регулирования.

«Оценить, что реально достигнуто в рамках Транс-Тихоокеанского партнерства, пока непросто. Продвижение этой инициативы осуществляется в закрытом режиме даже для бизнеса и общественности самих договаривающихся государств, не говоря уже о других странах. На протяжении последних пяти лет, в течение которых идут переговоры, периодические заявления об успехах затем опровергаются. Последний раз это было перед саммитом АТЭС на Бали в ноябре 2013 года. Судя по сообщениям, речь скорее идет о договоренностях продолжить переговорный процесс, который уже более года находится в замороженном состоянии. Сроки его возобновления пока не объявлены.

Очевидно, что Транс-Тихоокеанское партнерство – очередная попытка США построить выгодную для себя архитектуру регионального экономического сотрудничества. В то же время полагаю, что отсутствие в составе его участников таких крупнейших региональных игроков, как Россия и Китай, вряд ли позволит выстроить эффективное торгово-экономическое взаимодействие».

Остроту этой теме придает ярко выраженное стремление Америки увязать ТТП с целями своей внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). На полях саммита АТЭС в Гонолулу в 2011 году Хилари Клинтон, тогда госсекретарь США, определила место ТТП как часть плана США по «укреплению наших двусторонних союзов в области безопасности; усилению участия в работе региональных многосторонних институтов; расширению торговли и инвестиций, укреплению широкой базы военного присутствия; продвижению демократии и прав человека».

В течение той же недели, выступая в австралийском парламенте, президент Обама провозгласил, что «США, как тихоокеанская держава, будет играть долгосрочную роль в формировании будущего этого региона на основе базовых принципов в тесном партнерстве с друзьями и союзниками». Эти цели будут достигнуты на пути «укрепления военного присутствия США в этом регионе Восточной Азии, укрепления ключевых союзников, поощрения правовой системы, при которой увеличиваются права рабочих, а наш бизнес сможет конкурировать на равных с местными компаниями; где защищаются права интеллектуальной собственности и новые технологии, лежащие в основе инноваций, и где курс валют определяется рынком и не позволяет странам получать несправедливое преимущество». В этом контексте Обама определил ТТП как «потенциальную модель» для всего региона, тем самым смешав вместе деловые и внешнеполитические интересы США для оказания давления, прежде всего на Китай.

Действительно, многие эксперты считают, что главная цель ТТП – изменить архитектуру торговли в АТР так, чтобы в конечном счета вынудить Китай втиснуться в рамки нового соглашения. Однако ТТП заслуживает более подробного и беспристрастного анализа, прежде всего как невиданное ранее по масштабам торговое соглашение.

Высококачественное партнерство ХХI века

Транстихоокеанское партнерство с самого начала назвали «высококачественным партнерством XXI века», которое станет новой моделью для всех преференциальных торговых соглашений (ПТС), заключаемых между государствами во всех частях мира.

Во-первых, ТТП по определению, по исходному замыслу является партнерством открытого типа, предполагающим присоединение к нему новых государств. Так в 2011 году переговоры велись между девятью странами (Австралия, Бруней, Чили, Малайзия, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, США и Вьетнам), а к саммиту АТЭС в Шанхае в 2014 году к ним добавились Канада, Япония и Мексика.

Во-вторых, ТТП планирует выйти на самые высокие стандарты взаимного открытия рынков и качества регулирования торговли, инвестиций, рабочей силы, окружающей среды, допуска иностранных партнеров к госзакупкам.

Группа международных экспертов под руководством Патрика Ло считает, что «ТТП являются ПТС XXI века, потому что предлагают не только доступ на рынок товаров, но также новое решение вопросов торговли и производства в сферах сельского хозяйства, текстиля, правил происхождения товаров, услуг, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, инвестиций, финансовых услуг, телекоммуникаций, электронной коммерции, компенсационных мер, прав на интеллектуальную собственность, конкуренции, наращивания производственных мощностей, стандартов функционирования рабочей силы и правил охраны окружающей среды». Новые проблемы, которые должны быть включены в ТТП, касаются упрощения стандартов регулирования торговли с упором на заметную роль мелкого и среднего бизнеса.

Достичь гармонизации норм регулирования в таких разнообразных областях можно лишь при концептуальной поддержке переговоров на высшем политическом уровне. При этом можно говорить о попытке создать некую базовую модель «мультилатерального регионализма».

Если говорить о ПТС предыдущего поколения, поколения «двадцатого века», то их основным смыслом являлось обеспечение транзита готовых товаров через границу, преодоление высоких тарифных барьеров. Сегодня речь идет о функционировании фирм и компаний на чужой территории, за границей. Это отражает усиление взаимозависимости экономик вследствие роста торговых и инвестиционных обменов.

Эволюция переговоров о ТТП

Транстихоокеанское партнерство выросло из преференциального торгового соглашения, широко известного как «тихоокеанская четверка». В 90-е годы на полях нескольких саммитов АТЭС Австралия, Чили, Новая Зеландия, Сингапур и США проводили неформальные дискуссии с целью обсудить механизмы создания нового типа торгового соглашения между «одинаково мыслящими» государствами. В период между 2002 и 2005 годом во время саммитов АТЭС представители Чили, Новой Зеландии и Сингапура провели четыре раунда переговоров о более тесном экономическом партнерстве трех стран. Во время пятой встречи в апреле 2005 года к переговорам примкнул Бруней с намерением стать одним из учредителей соглашения. В июне 2005 года на встрече министров торговли АТЭС было объявлено об успешном завершении переговоров о соглашении по Транстихоокеанскому стратегическому экономическому партнерству.

Первый раунд переговоров по созданию ТТП состоялся в марте 2010 года в Мельбурне. В нем приняли участие представители восьми стран: Австралии, Брунея, Чили, Новой Зеландии, Перу, Сингапура и США. Вьетнам имел статус ассоциированного члена. Страны-участницы заявили о желании завершить разработку соглашения к ноябрю 2011 года, чтобы объявить об этом на саммите АТЭС в Гонолулу. За это время было проведено восемь раундов интенсивных переговоров. Было решено, что никаких «наблюдателей» быть не должно. Это означало, что Вьетнам должен был определиться со своим статусом в ТТП. Уже в ноябре 2010 года на саммите АТЭС в Японии президент Вьетнама объявил о присоединении к переговорам в качестве полноправного члена. Участники приветствовали это решение, поскольку получали, во-первых, доступ к быстрорастущему рынку (10% в год) в 85 млн человек, а во-вторых, усложняли конфигурацию партнерства, добавляя страну, которую нельзя отнести к «клубу богатых». Это открывало возможности для других развивающихся стран. После присоединения Вьетнама о своем желании участвовать в ТТП объявила Малайзия и была принята в октябре 2010 года.

В 2012 году к переговорам присоединились Канада и Мексика, а в 2013-м – Япония. При участии Японии на страны ТТП будет приходиться порядка 40% мирового ВВП и около 1/3 мировой торговли. Япония сегодня – четвертый по величине торговый партнер США. В 2013 году Америка экспортировала в Японию товаров на 65 млрд долл. и услуг приблизительно на 48 млрд долл.

С приходом новых участников возникло много трудноразрешимых проблем, которые, собственно, и не позволяют до сих пор объявить о создании полноценного партнерства. Канадцы, например, запросили разрешение на исключение сектора производства молока и молочных продуктов из соглашения. С этим категорически не согласилась Новая Зеландия. А у США есть претензии к Канаде по вопросам прав интеллектуальной собственности. Сложно идут переговоры между США и Японией по проблемам доступа на продовольственный и автомобильный рынки.

Американское возвращение в Азию

Президент США Барак Обама во время своего первого президентского визита в Восточную Азию в ноябре 2009 года объявил о новой стратегии «возвращения в Азию». В своей речи в Токио Обама, рожденный на Гавайях, позиционировал себя как «первый тихоокеанский президент США». Он заявил, что «как азиатско-тихоокеанская страна США собираются подключиться к дискуссиям, которые оформят будущее региона, и готовы участвовать в полном объеме в работе соответствующих организаций по мере их становления».

Обосновывая необходимость участия США в ТТП, тогдашний торговый представитель США Рональд Кирк отмечал «быстрое распространение в регионе ПТС, в которых США не участвуют». Он подчеркнул, что «эти ПТС, как и другие тренды экономического развития, привели к заметному сокращению доли США на ключевых азиатско-тихоокеанских рынках за последнее десятилетие». Участие США в ТТП призвано «развернуть этот тренд».

Как новое партнерство должно соотноситься с уже действующими ПТС? Рассматривались три возможные модели: а) ТТП заместит все существующие двусторонние ПТС между членами; б) ТТП будет сосуществовать со всеми действующими соглашениями, а бизнесу, по аналогии с практикой Сингапура и Новой Зеландии, будет разрешено выбирать более выгодное соглашение; в) ТТП превратится в гибридное соглашение (часть старых положений сохранится, часть будет заменена).

Теоретически первая модель выглядит наиболее выигрышной. Ожидается, что бизнес сам выберет новые положения ТТП как более совершенные с точки зрения либерализации и доступа к рынкам. В итоге новое соглашение заменит действующие. Это позволит экспортеру, например, применять один и тот же расчет происхождения товара при отгрузке продукции в различные страны ТТП. Наконец удастся воплотить мечту о достижении заявленных «стандартов XXI века», включив в новое соглашение лучшие практики и опыт действующих ПТС.

Реальность, однако, оказалась сложнее. Многие положения действующих ПТС были сформулированы с учетом взаимных интересов и компромиссов. А новое соглашение ТТП может нарушить эти хрупкие балансы. Например, по действующему между США и Австралией ПТС сахар исключен из двустороннего соглашения. А по новому ТТП Австралия может его (сахар) экспортировать в США.

К тому же переговоры выявили методологическую разницу в подходах. Уже к началу 2011 года стало очевидным, что наилучшим форматом для США являются двусторонние переговоры. Размер американского рынка таков, что большинство партнеров ради преференциального попадания на него идет на уступки. Так, австралийцы помимо сахара уступили в вопросах госрегулирования фармацевтической продукции и прав интеллектуальной собственности.

США исходя из представлений о силе собственной позиции предложили провести двусторонние переговоры со всеми странами-участницами. Наверное, затем, чтобы в результате на стол легли 11 двусторонних договоров с США. Но страны «тихоокеанской четверки» пока не согласны отказываться от изначального замысла – создать унифицированное мегарегиональное соглашение.

Переговоры буксуют даже в таком знакомом для участников ВТО вопросе, как снижение барьеров в торговле товарами. Максимум, до чего удалось договориться в августе 2010 года в Перу, было «решение ничего не решать». Вместо решения о всеобщем снижении барьеров было предложено «сосредоточится на предоставлении специфических условий доступа на рынок отдельными странами».

Увязка противоречивых интересов стран с разным уровнем развития

ТТП включает ряд развивающихся государств. По классификации Мирового банка Чили, Малайзия, Мексика и Перу относятся к развивающимся странам с доходами выше среднего уровня, а Вьетнам – с доходами ниже среднего. Возможно, скоро присоединятся Филиппины, Таиланд и Индонезия. Возникают вопросы – можно ли обеспечить решение проблем развития этих стран в рамках ПТС и как согласовать права рабочей силы, интеллектуальной собственности, прозрачности и прав человека.

Поскольку переговоры в рамках Дохийского раунда находятся в печальном состоянии, можно предположить, что именно ПТС будут служить главным двигателем либерализации торговли в ближайшее время. Должно ли ТТП включать специальные нормы для стимулирования роста в развивающихся странах?

ТТП не гарантирует развития, но при некоторых условиях может обеспечить доступ на рынок развитых стран, который простимулирует инвестиции и экспортоориентированный рост. ПТС, как правило, не предоставляют участникам специальных и дифференцированных условий, о которых говорится в ВТО. Ничего о таких условиях не говорится и в переговорах о ТТП.

В конце концов, главной чертой ПТС является снижение тарифа внутри партнерства до «нуля» практически на весь объем взаимной торговли. Приоритетные потребности развивающихся стран лежат скорее всего не в тарифных преференциях, а в мерах по улучшению инвестиционного климата и поддержанию курса валюты, стимулирующего экспорт. ПТС могут помочь в деле продвижения институтов нового, рыночного типа.

Вполне возможно, что такие страны, как Малайзия, Перу и Вьетнам, должны будут тщательно взвесить плюсы и минусы от участия в партнерстве. На чашах весов – доступ на рынки развитых стран, издержки от невключения – и риски от внедрения стандартов богатых стран в области интеллектуальной собственности, охраны окружающей среды и труда. Следует также учитывать политические факторы.

Структура переговорного шаблона американской делегации достаточно жесткая и может чинить препятствия в ходе переговоров о ТТП. С одной стороны, США добиваются обязательств от партнеров по проведению глубоких внутренних реформ системы государственного регулирования, что идет дальше действующих сегодня правил ВТО (интеллектуальная собственность, финансовые услуги, инвестиции). С другой стороны, содержание обязательных переговоров – вопросы, которые вообще не являются предметом ведения ВТО (трудовые и экологические стандарты). Это может стать неподъемным бременем для развивающихся стран, участвующих в ТТП, которые до сих пор не имели ПТС с США (Бруней, Малайзия, Вьетнам). Даже если им дадут более длинный переходный период, существует опасность, что нынешнее состояние их экономик не позволит им успешно вписаться в новые формы интеграции.

Известный специалист по вопросам ПТС Ричард Болдуин довольно пессимистично оценивает перспективы выработки качественных соглашений ХХI века. Он считает, что лишь у небольшой группы стран – США, ЕС и Японии – есть потенциал получать выгоды в силу асимметрии экономической и политической мощи. Ричард Болдуин считает, что в ходе переговоров о новых, «глубоких» ПТС, с одной стороны, разрушается роль ВТО как центральной инстанции, устанавливающей торговые правила, а с другой – новые ПТС могут стать средством диктата условий торговли и экономического взаимодействия.

Является ли ТТП американским противовесом Китаю

Американские цели и интересы на переговорах о ТТП не ограничиваются экономическими вопросами. Есть важные проблемы внешнеполитического и геополитического характера, которые Вашингтон хочет решить в рамках партнерства. Стоит вопрос об укреплении военных двусторонних альянсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе как противовеса растущей военной мощи Китая.

Увязка вопросов безопасности и ПТС соответствует последним тенденциям торговой политики США – использовать ПТС для усиления стратегических взаимоотношений. Началом такого тренда можно считать заключение соглашения о свободной торговле между США и Израилем в 1985 году. Новый импульс заключению двусторонних ПТС был придан после 11 сентября 2001 года, когда администрация Джорджа Буша начала переговоры со странами стратегической или геополитической важности. Бывший торговый представитель США Роберт Зеллек говорил в 2003 году: «ПТС с США являются привилегией, которую надо заслужить сотрудничеством в вопросах внешней политики и безопасности». В одних случаях преференциальные соглашения были как знак благодарности за сотрудничество в борьбе с международным терроризмом (Бахрейн, Иордания, Марокко и Оман). В других – они выступали в качестве продвижения целей безопасности (Австралия, Чили и Сингапур).

Торговый представитель США Рональд Кирк провозгласил в 2011 году, что «потенциально новые члены ТТП должны быть подготовлены к тому соответствовать приоритетам США». Такая позиция фактически означает, что ключи от двери в ТТП для новых членов находятся в Вашингтоне. Практическое следствие такой позиции означает, что, если, например, Китай захочет вступить в ТТП, то он должен вначале пройти через процедуру двусторонних переговоров с США. Один из самых заметных критиков ТТП, крупный авторитет в вопросах преференциальной торговли Ягдиш Бгавати отмечал, что «ТТП принципиально будет служить интересам тех стран, которые, опасаясь агрессивного Китая, будут добиваться не столько роста торговли, сколько политической безопасности».

Слабым местом такого подхода является то, что ТТП может стать заложником представлений о том, что партнерство является частью внешнеполитической стратегии США по сдерживаю Китая. Такая интерпретация предназначения ТТП получила достаточно широкое распространение в научных и экспертных кругах.

Действительно, многие члены партнерства поддерживают цели внешней политики США, некоторые из них надеются повысить свою безопасность при помощи совместных военных мероприятий.

Австралия имеет союзнический договор с США, в рамках которого на территории страны размещен совместный разведывательный центр. Сингапур активно поддерживает военное присутствие США в регионе и предоставляет им доступ к своим военно-воздушным и военно-морским базам. Бруней и Малайзия имеют соглашения об оборонном сотрудничестве с США. Перу и Чили являются близкими союзниками США в Латинской Америке. Новая Зеландия и США приостановили свой союз в 1985 году, после того как Новая Зеландия отказала американским подводным лодкам в праве заходить в свои порты. Однако в 2007 году США и Новая Зеландия возобновили военную кооперацию. Наконец, Вьетнам начал определенное военное сотрудничество с США на фоне эскалации напряженности с Китаем в Южно-Китайском море.

Несмотря на наличие тесных военных контактов и связей, сама мысль, что торговая политика США гарантируется не столько экономическими соображениями, сколько Советом национальной безопасности, сильно беспокоит партнеров по переговорам. Сообщалось, например, что в ноябре 2011 года Австралия и Новая Зеландия довели до сведения официальных лиц в Вашингтоне «в недвусмысленной форме», что, как только они почувствуют мотивы сдерживания Китая, они немедленно покинут переговоры.

Эта точка зрения разделяется другими членами ТТП, у которых есть значительные торговые, инвестиционные и политические отношения с Китаем. Они, естественно, не хотят быть заложниками американских внешнеполитических соображений.

Однако представляется, что такой взгляд на мотивы участия в ТТП слишком прямолинеен. Азиатские члены ТТП вынуждены будут искать баланс между своими военными, политическими и торговыми интересами. Экономические отношения с Китаем для них критически важны, и они вряд ли будут заинтересованы в участии в соглашениях, враждебных Китаю.

Конечно, существуют безусловные интересы американского бизнеса в создании высококачественного «соглашения XXI века» для повышения предсказуемости своего существования на территории стран партнерства. Но нельзя игнорировать и попытки Вашингтона при помощи ТТП оказать серьезное давление на Пекин, показать, по каким правилам будут развиваться глобальные экономические отношения в будущем.

По словам Дональда Трампа, США выйдут из Транстихоокеанского партнерства, как только он перешагнет порог Овального кабинета. Каким теперь будет ТТП - если оно вообще не распадется.

Что такое ТТП?

Транстихоокеанское партнерство (ТТП) - это торговое соглашение между 12 странами, главная задача которого заключается в том, чтобы снизить тарифные барьеры и углубить экономические связи между подписантами. Оно также направлено на регулирование внутренних правил и законов стран-участниц, чтобы максимально унифицировать систему получившейся среды.

Какие-то тарифы исчезнут как только ТТП будет ратифицировано, однако ряд пошлин на «стратегическую продукцию» будет снят только с течением времени. В целом соглашение затронет более 18 тыс. тарифов.

Считается, что партнерство создавалось как противовес набирающему силу Китаю, и действительно, вторая по величине экономика мира отсутствует в списке подписантов.

В феврале 2016 года соглашение подписали 12 стран: США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Мексика, Перу и Чили.

Почему сделка под вопросом?

Дональд Трамп , что выведет Америку из сделки в первый же день своего президентства. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ по этому поводу сказал:

«Но ТТП без США не имеет смысла».

Несмотря на то что другие участники соглашения бьются за спасение сделки, ставшей главным достижением президентства Барака Обамы, не стоит забывать, что торговые соглашения вроде ТТП никогда не были популярны в среде избирателей из рабочего класса, которые, как считается, и доставили Трампа в Белый дом.

Многие полагают, что из-за либерализации торговли в первую очередь пострадала американская глубинка и что ТТП значительно усилит конкуренцию между рабочими стран-участниц. Критики партнерства напирают на то, что семь лет переговоров прошли за закрытыми дверями, а само соглашение нацелено исключительно на крупный бизнес.

Немало противников соглашения нашлось и в родной партии Обамы, например, сенаторы Берни Сандерс и Элизабет Уоррен. К тому же против сделки выступают и многие традиционные сторонники Демократической партии, например, профсоюзы и экологи.

Сторонники свободы слова также восстали против соглашения, когда произошла попытка унифицировать законодательство об авторских правах среди подписантов.

Как и во время кампании по , возникли опасения, что сделка может нанести ущерб национальному суверенитету, а рабочие места утекут за границу.

Что будет дальше?

Для того чтобы ТТП вступило в силу, соглашение должны ратифицировать шесть стран, представляющих 85% ВВП стран-участниц. Главное действие драмы разыграется в законодательных учреждениях стран, хотя Обама, например, заключил сделку с Конгрессом США, по которой законодатели вправе только одобрить или отвергнуть договор, но в любом случае не смогут изменить его содержание. Правда, администрации Обамы пришлось признать, что им не удалось ратифицировать соглашение прежде, чем он покинет Белый дом.

Две самые большие экономики среди стран-участниц партнерства - США и Япония, так что если Трамп исполнит свое обещание и выведет Америку из соглашения, оставшимся странам придется изрядно потрудиться, чтобы сохранить сделку.

Что это значит для Китая?

Китай отказался присоединиться к соглашению, так как оно было разработано, чтобы изолировать страну в политическом и экономическом отношениях, однако если США решат выйти из сделки, на формирование которой потребовалось семь лет, в долгосрочной перспективе это скорее негативно скажется на экономике Китая. Да Вэй, эксперт по США в Китайском институте современных международных отношений, говорит:

«Если США решат выйти из ТТП, это будет означать, что Америка отвергает глобализацию, а Китай как раз сильно от нее выигрывает и точно не хочет, чтобы процесс пошел в обратном направлении».

Некоторые китайцы, конечно, будут счастливы видеть политический провал США, и все же «Китай этого не одобряет; мы озабочены замедлением глобализации», - заявил Да Вэй.

В целом торговая риторика Трампа может значительно повлиять на качество американо-китайских отношений, так как в своих заявлениях он продвигает идеи «экономического национализма» и часто нападает именно на вторую по величине экономику в мире.

На прошлой неделе в редакционной статье прокоммунистической Global Times прозвучало явное предупреждение Трампу: «Осложнение отношений с Китаем сыграет против него».

Что это значит для России?

Когда соглашение о ТТП было подписано, стало ясно, что внешнеторговые интересы России не будут сильно затронуты: товарооборот со странами-участниками сделки относительно невелик.

По итогам саммита АТЭС в Лиме президент России Владимир Путин заявил, что региональные торговые объединения должны функционировать на базе универсальных норм Всемирной торговой организации (ВТО). По мнению Путина, «важным» и «нужным» региональным объединениям не следует быть закрытыми, как ТТП.

Теперь, когда Штаты пообещали выйти из Транстихоокеанского партнерства, ВТО, членом которой является и Россия, вновь займет лидирующую позицию в вопросе международных торговых отношений.

Игорь Макаров Доцент департамента мировой экономики НИУ «Высшая школа экономики», к.э.н.

Подписание соглашения о Транстихоокеанском партнерстве – знаковое событие, которое не только оказывает значительное влияние на экономики стран-участниц и их торговых партнеров и меняет ход интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и способно преобразовать всю систему регулирования международной торговли. Создание мегарегионального соглашения на пространстве АТР – это не просто результат направленных усилий конкретных государств, но и отражение объективных процессов, происходящих как в регионе, так и в мировой экономике в целом.

Предпосылки возникновения ТТП
Более полувека правила международной торговли регулировались Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ). Именно ГАТТ, а затем ВТО стали локомотивами бурного развития международного обмена товарами и услугами, который лег в основу процессов современной глобализации.
Однако в XXI в. конфигурация международной торговли меняется, к чему ВТО оказалась не вполне готова. Во-первых, кардинально возросла доля в мировом экспорте развивающихся стран. Как следствие, вырос и их переговорный вес, стало расти число противоречий между развитыми и развивающимися государствами. Результатом стал провал Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО.

Во-вторых, фактически иссяк важнейший источник роста международной торговли последних полутора десятилетий: бурный экономический рост стран БРИКС. В настоящее время все они испытывают экономические трудности, которые носят ярко выраженный структурный характер. Неудивительно в этой связи, что в послекризисный период темпы роста мирового экспорта стали снижаться, а в 2015 г. он и вовсе сократился в абсолютных объемах, что является абсолютной аномалией для некризисных лет.

В-третьих, мировая торговля демонстрирует тенденцию к растущей регионализации. Регионы становятся все более самодостаточны. Этому способствует, в частности, быстрый рост доходов в ряде азиатских стран, которые постепенно утрачивают присущий им ранее статус мировой фабрики, работающей на дешевом труде, и превращаются в важные центры потребления. Вместе с тем, новые конкурентные преимущества появились в странах Запада: в США сланцевая революция привела к существенному удешевлению энергии, а огромный приток мигрантов в Европу резко увеличил доступный для нее объем дешевой рабочей силы. В результате страны Запада получили возможность запустить процесс «решоринга» – возврата промышленных производств из развивающихся стран. Тенденции к локализации производств в ближайшее десятилетие будут усиливаться технологическими новшествами вроде 3D-принтинга и роботизации.

Вышеперечисленные тенденции отнюдь не означают, что мир становится менее взаимозависимым, а глобализация отступает назад. Вместе с относительным снижением роли международной (во всяком случае, межрегиональной) торговли товарами в будущем, другие трансграничные потоки – людей, инвестиций, информации – лишь усиливаются. Растет роль виртуальных компаний (Amazon, Facebook, Alibaba и др.), которые функционируют в значительной степени вне рамок государственных границ. Глобализация продолжается, меняя лишь свою форму.

В таких условиях недостаточно иметь лишь правила международной торговли как таковой. Наряду с регламентацией товарных потоков, пересекающих границы, необходимы новые нормы для регулирования потоков инвестиций, идей, рабочей силы. Наконец – самой среды деятельности компаний.

Страной, которая первой уловила намечающиеся изменения в характере международной торговли, стали США. Именно они стали главным двигателем переговоров по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), которые завершились подписанием соглашения между 12 странами 4 ноября 2015 г. Одновременно продолжаются переговоры по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП), включающему США и страны ЕС. В таком случае США разрабатывают правила международной торговли, охватывающие более 60% мировой торговли и фактически все ведущие экономики, кроме Китая, Индии и России. В свою очередь, Китай и Индия, озабоченные этим процессом, ведут переговоры о создании другого мегарегионального соглашения – Регионального всеобъемлющего экономического партнерства (РВЭП). ТТИП и РВЭП еще на стадии переговоров, а ТТП вполне может столкнуться со сложностями ратификации. Однако судьба конкретных документов менее важна, чем общая тенденция, которую они задают: мир вступает в эпоху мегарегиональных соглашений, которые постепенно будут превращаться в главные инструменты регулирования международных экономических взаимодействий.

ТТП как соглашение нового типа
Соглашение о ТТП – это прежде всего соглашение о свободной торговле. Оно предполагает обнуление таможенных пошлин по 95-98% товарным позициям. Эта величина выглядит внушительно, однако масштабы тарифной либерализации не стоит преувеличивать. Во-первых, между странами-участницами ТТП уже действуют 42 соглашения о зоне свободной торговле, покрывающие в сумме около 60% торговых потоков, охваченных ТТП. Во-вторых, для всех стран предусмотрены индивидуальные переходные периоды длительностью до 30 лет со дня вступления соглашения в силу.
Снижение тарифов – далеко не главный компонент соглашения о ТТП. Помимо него, а также традиционных инструментов нетарифного регулирования (санитарных и фитосанитарных, технических барьеров в торговле, таможенных процедур и правил происхождения товаров) большое внимание в соглашении уделено инвестициям, вопросам интеллектуальной собственности, государственным закупкам и государственным предприятиям, вопросам конкуренции.

Кроме того, соглашение о ТТП покрывает такие сферы, как окружающая среда, электронная торговля и трудовые стандарты. В этом смысле оно является по-настоящему беспрецедентным, ведь ВТО от данных вопросов дистанцировалась. Ключевая особенность ТТП – в том, что оно предполагает не только и не столько либерализацию торговли, сколько изменение институциональной среды деятельности компаний. В частности, в соглашении содержатся требования о наличии в странах-участницах ТТП регулирующих органов и законодательства в сфере труда (например, необходимо наличие закона об установлении продолжительности рабочего дня), охраны окружающей среды, защиты инвестиций, прав на интеллектуальную собственность. Кроме того, в ТТП есть набор положений об основных правилах деятельности государственных предприятий и проведения госзакупок, которые предполагают расширение доступа зарубежных компаний к государственным тендерам по ряду отраслей, определенному индивидуально для каждой страны. Целью создания общей институциональной среды является облегчение проведения торговых и экономических операций и улучшение инвестиционного климата в целом во всех странах соглашения.

Хотя данное соглашение, безусловно, существенно шире, чем правила ВТО, которым подчиняются все его участники, режим торговли в рамках ТТП полностью согласуется с нормами ВТО. Так, например, антидемпинговые меры применяются только после решения ВТО, они не могут быть рассмотрены в каком-либо из органов ТТП. При этом в рамках ТТП положения все-таки более строгие, чем в рамках ВТО. Так, например, для обоснования применения фитосанитарных мер ТТП предусматривает специальные требования – научные исследования должны быть проведены в течение 6 месяцев.
Особая роль в соглашении отведена секторальным техническим барьерам – для каждой из следующих сфер существует отдельное приложение: фармацевтика, косметика, медицинское оборудование, запатентованные формулы для расфасованных пищевых продуктов и пищевых добавок. В ТТП установлены обязательные сроки по рассмотрению таких барьеров (которые являются лишь рекомендованными в случае ВТО); кроме того, в будущем предполагается выработка общего подхода в данных отраслях.

В ТТП предусмотрен национальный режим и режим наибольшего благоприятствования (РНБ) для инвестиций в формате ТРИМС ВТО-плюс(Соглашение ВТО по инвестиционным мерам, связанным с торговлей). Важным элементом соглашения также является наличие механизма разрешения споров в формате «инвестор-государство», который позволяет иностранному юридическому лицу подать иск против принимающего государства, если оно нарушает права инвесторов. В традициях американского законодательства, при подаче иска инвестором в рамках ТТП, именно он (истец) несет все издержки по сбору доказательств. Что касается международных услуг, им предоставляется национальный режим (за исключением передвижения физических лиц). Финансовые услуги регулируются ВТО.

Особого внимания заслуживает вопрос торговли объектами интеллектуальной собственности - в случае с ТТП она регулируется в формате ТРИПС-ВТО-плюс(Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), основанном на законодательстве США. При этом срок охраны авторского права - 70 лет, срок действия патента – 8 лет (а не 5, как в случае с ВТО).

Очевиден уклон некоторых положений соглашения о ТТП в сторону правовых стандартов США. Во многом речь идет об экспансии американских институтов регулирования торговли и инвестиций на других участников соглашения. Это позволяет как многим экспертам, так и широким слоям общественности считать, что главными бенефициарами от ТТП станут американские корпорации, которые и были главными лоббистами его подписания.

ТТП и экономики стран региона
ТТП объединяет страны, представляющие 40% ВВП и 28% мировой торговли. Однако эти страны крайне разнородны: большую часть этих показателей обеспечивают всего две страны: США и Япония. Половина стран-участниц (Бруней, Чили, Малайзия, Мексика, Перу и Вьетнам) вообще относятся к развивающимся, и пространство экономических стандартов существенно отличается в них по сравнению с более развитыми экономиками, входящими в ТТП.

Ожидается, что соглашение о ТТП положительно повлияет на объемы внешней торговли всех стран-участниц. Высокий уровень либерализации позволит им расширить доступ товаров на рынки других стран соглашения (в части торговых потоков, не покрытых существующими ЗСТ), а совершенствование институциональных рамок будет способствовать их экономическому и социальному развитию. Однако этому сопутствуют и издержки в виде снижения уровня защиты национальных отраслей.

Крупнейшим торговым потоком, не регулируемым ранее существующими ЗСТ, но попадающим под действие ТТП, является поток США–Япония. Наиболее острый вопрос в двусторонней торговле этих стран – снижение тарифов на автомобили в рамках ТТП. Что касается остальных стран-участниц, с меньшим вкладом в объемы торговли внутри ТТП, крупными бенефициарами могут оказаться Вьетнам (за счет расширения экспорта текстиля и обувной продукции), Бруней (за счет увеличения объемов внешней торговли и диверсификации экономики), Малайзия (максимально расширяет количество стран-торговых партнеров в беспошлинной зоне за счет ТТП). Возможно также, что распространение стандартов США в сфере регулирования инвестиций приведет к увеличению американских инвестиций в страны ТТП. Негативные эффекты соглашения для большинства стран связаны с открытием внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции (в частности риса, мясной и молочной продукции), а также с длительным сроком патента на фармацевтическую продукцию – для тех стран, которые ее импортируют и не имеют возможности производить самостоятельно.

Кроме того, реформирование институциональной среды деятельности компании потребует от ряда стран соглашения существенной перестройки их моделей экономического развития, базирующихся на относительно высокой степени вмешательства государства в экономику. Такая перестройка может стать достаточно болезненной.

Во всех главах соглашения присутствуют положения, направленные на стимулирование кооперации и диалога по каждой их сфер – предполагается создание различных Советов, регулярно обсуждающих соблюдение положений участниками, а также консультативных органов, которые могут предоставить рекомендации по улучшению позиций стран ТТП в международной торговле. Соглашение в дальнейшем может развиваться – с одобрения участников в него могут войти новые положения, причем касающиеся не только непосредственно либерализации обмена товарами и услугами. В дальнейшем в сферу регулирования соглашения могут войти и другие области, связанные с торговлей – в дополнение к инвестициям, госзакупкам и госпредприятиям, окружающей среде, электронной коммерции и трудовым стандартам. В таком случае масштабное соглашение будет оказывать еще более сильное влияние на экономики государств-участников.

Отметим, что подписание соглашения о ТТП на министерском уровне пока не означает сиюминутной реализации всех его пунктов. Для вступления соглашения в силу потребуется его ратификация в течение двух лет как минимум 6 странами, на которые приходится не менее 85% суммарного ВВП стран ТТП. Особенно остро стоит вопрос ратификации соглашения о ТТП Конгрессом США, учитывая приближающиеся президентские выборы и наличие в стране серьезной дискуссии по поводу целесообразности соглашения – в отличие от Барака Обамы, оба кандидата в президенты не поддерживают ТТП, утверждая, что оно угрожает рабочим местам американцев.

ТТП для России: возможности и угрозы
Стандартные модели общего равновесия демонстрируют, что прямой эффект заключения соглашения о ТТП для России минимален. Доля стран-участниц соглашения в товарообороте России невелика – менее 10%. Ключевые статьи российского экспорта (в частности, углеводороды и продукция ВПК) не зависят от предусмотренных ТТП преференций. Экспортные поставки стран ТТП в Россию также едва ли могут переориентироваться на других участников соглашения после его вступления в силу. Большая часть потенциальных потерь придется на российских сельскохозяйственных производителей, поставляющих продукцию на азиатские рынки. Впрочем, объемы этого экспорта и так невелики.

Тем не менее, едва ли в данном случае модели объективно отражают все направления воздействия ТТП на российскую экономику. Российское правительство имеет амбициозные планы интеграции в азиатско-тихоокеанский регион, реализация которых невозможна без ускоренного развития Дальнего Востока и диверсификации отраслевой структуры экономики. Согласно действующей на данный момент концепции, в регионе предполагается развивать производства с высокой добавленной стоимостью, ориентированные на экспорт в АТР. Именно для этих планов ТТП представляет собой некоторую опасность. Впрочем, преувеличивать ее не стоит, ведь основным рынком для российского потенциально нового экспорта является не охваченный соглашением Китай.

Вместе с тем, ТТП дает России и новые возможности. Так, преференции в рамках соглашения предусмотрены для товаров с уровнем локализации производства не менее 45%, поэтому у России возникают хорошие предпосылки для промышленной кооперации со странами-членами ТТП с последующим выводом совместной продукции на рынки других стран-участниц соглашения на выгодных условиях. Особенно актуально это для взаимодействия с Вьетнамом, с которым у ЕАЭС действует зона свободной торговли.

Значение ТТП следует рассматривать и в более широком контексте. Во-первых, это элемент комплексной внешнеэкономической стратегии США, нацеленный, наравне с ТТИП, на создание новых правил международной торговли и международных экономических взаимодействий в целом. Если оба проекта будут реализованы (а с учетом того, что они отвечают объективным вызовам нового этапа глобализации, в этом мало сомнений), эти правила будут написаны без участия России. С учетом того, что некоторые положения Соглашения о ТТП (включая положения о государственных компаниях, правительственных закупках, защите прав интеллектуальной собственности и т.д.) вступают в противоречие с выстроенной в России экономической моделью, постепенное распространение их правил на весь мир может стать серьезным вызовом для российской экономики.

Во-вторых, соглашение о ТТП способно активизировать целый ряд других процессов и инициатив, имеющих к России непосредственное отношение. Так, например, Китай может ускорить свое движение на Запад, ключевым элементом которого является инициатива «Один пояс – один путь». Продолжается процесс переговоров по РВЭП, участие в котором России, в отличие от ТТП, не выглядит невозможным, особенно с учетом получающих все более широкую поддержку идей развития всеобъемлющего экономического сотрудничества в Большой Евразии. Наконец, успех ТТП может стать важным импульсом к давно назревшему реформированию ВТО, которая находится в затяжном кризисе.

Пусть текущее прямое воздействие Соглашения о ТТП на российскую экономику невелико, рассматривать его как нечто, не имеющее к России отношения, контрпродуктивно. ТТП – важная часть нового мира. И России уже пора думать о своей роли в нем.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...