Территориальная структура хозяйства и транспортные связи зарубежной европы. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства


Слайд 1

Тема: Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства
План урока:
1.Три типа структуры мирового хозяйства
2. Воздействие НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства
3. Основные модели мирового хозяйства
4. Территориальная структура мирового хозяйства
5.Региональная политика: сглаживание диспропорций

Слайд 2

Три стадии развития мировой экономики.
Исторический опыт говорит о том, что в своем развитии человеческое общество проходит три последовательные стадии: - доидустриальную (аграрную); - индустриальную; - постиндустриальную. Каждый из них соответствует свой вид отраслевой структуры хозяйства

Слайд 3

При аграрной структуре хозяйства основным источником материальных благ является сельское хозяйство и смежные с ним отрасли (лесное хозяйство, охота, рыболовство). Такая структура хозяйства преобладает в наименее развитых странах Африки и Юго - Восточной Азии. На пример: в структуре ВВП Сомали, Эфиопии, Афганистана, Камбоджи, Непала на долю с/х приходится более 50%.
Аграрная структура хозяйства
СТРАНЫ, ГДЕ ДОЛЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕ- ЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ БОЛЕЕ 50%, НАЗЫВАЮТСЯ АГРАРНЫЕ.

Слайд 4

Индустриальная структура хозяйства
Индустриальная структура хозяйства сложилась после промышленных переворотов второй половины 18 – первой половины 19 веков. Основной источник ВВП промышленность. На пример: некоторые страны СНГ, Восточной Европы, Балтии, Азии и Латинской Америки.
СТРАНЫ, ГДЕ ДОЛЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕ- ЛЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ БОЛЕЕ 30%, НАЗЫВАЮТ ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ

Слайд 5

Постиндустриальная структура хозяйства
Наиболее характерной чертой является преобладание непроизводственной сферы деятельности над производственной. Главные признаки:
в экономике – переход от производства товаров к производству услуг;
2. в сфере науки – развитие наукоемких производств;
3. в сфере управления – принятие решений на основе новейшей информационной техники и технологии;
4. в сфере занятости – преобладание работников умственного труда
5. в сфере экологии – установление надежного контроля за состоянием окружающей среды.
СТРАНЫ, ГДЕ ДОЛЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕ- ЛЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ БОЛЕЕ 60%, НА- ЗЫВАЮТСЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЕ.

Слайд 6

Слайд 7

Влияние НТР на мировое хозяйство
НТР
Изменение техники производства
Формирование эпохи «информационного общества» - быстрое развитие непроизводственной сферы
Автоматизация производства, широкое использование ЭВМ
Внедрение принципиально новых технологий
Изменение структуры производства
Создание новых материалов
Изменение географии размещения отраслей хозяйства

Слайд 8

Структура мирового хозяйства
Мировое хозяйство
Производственная сфера 1/3 ВВП
Непроизводственная сфера 2/3 ВВП
Промышленность
Транспорт, связь
Сельское хозяйство
Строительство
Наука, культура, образование, здравоохранение
Услуги: 1.потребительские 2. деловые

Слайд 9

Промышленность
Обрабатывающая промышленность -9/10
Добывающая промышленность – 1/10
«Авангардная тройка»-электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность
Снижение объясняется: 1.уменьшением энерго- материалоемкости производства; 2. заменой натурального сырья синтетическим.

Слайд 10

Транспорт
Железнодорожный
Автомобильный
Морской
Авиационный
Массовые промышленные и сельскохозяйственные грузы, пассажиры на средние расстояния
Внутригородские пассажироперевозки, доставка груза «от двери до двери».
Международная торговля, перевозка туристов.
Перевозка пассажиров на средние и дальние расстояния

Слайд 11

Основные модели мирового хозяйства
Двучленная модель
Экономически развитый Север
Развивающийся Юг

Слайд 12

Трехчленная модель мирового хозяйства
Центр
полупериферия
периферия
25 -30 развитых стран Севера
НИС Азии, страны-члены ОПЕК, «продвинутые страны» Латинской Америки, Азии и Африки, некоторые страны с переходный экономикой.
100 развивающихся стран Юга.

Слайд 13

Десятичная модель мирового хозяйства.

Слайд 14

Территориальная структура мирового хозяйства (ТСХ)
ТСХ- это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом.

Слайд 15

ТСХ высокой степени зрелости- в экономически развитых странах:
Высокоразвитые районы. (Большой Лондон, Калифорния)
Старопромышленные районы (Рур в ФРГ, Йоркшир в Великобритании)
Аграрные районы (Юг Италии, Греция, западная часть Франции)
Районы нового освоения (Северное море, Север Канады).

Слайд 16

ТСХ высокой степени зрелости- в экономически развитых странах: насыщена транспортными узлами, районами интенсивного сельского хозяйства,центрами рекреации и туризма

Слайд 17

4 типа районов по типу территориальной структуры хозяйства: 1.Высокоразвитые: районы, в которых сосредоточено наукоемкое производство, штаб-квартиры фирм(штат Калифорния в США, Лондонский район Великобритании, Московский район в России)

Слайд 18

2.Старопромышленные районы районы, в которых сосредоточены старые отрасли –каменно-угольная промышленность, железнодорожная отрасль, судостроение(Рурский р-он в ФРГ, Уральский район в России)

Слайд 19

3.Аграрные-слабозатронутые индустриализацией, с сельскохозяйственной специализацией районы: юг Италии, центральные районы Франции

Слайд 20

4.Районы нового освоения необжитые, но богатые природными ресурсами районы: север Канады, Аляска; центральная, северная,западная часть Австралии; Сибирь и Дальний восток России

Презентация по слайдам

Текст слайда: Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы Презентация по географии Выполнила: ученица 11 класса МБОУ СОШ № 51 Емельянова Юлия г. Хабаровск 2012


Текст слайда: Содержание Введение: территориальная структура населения и хозяйства Высокоразвитые районы Старопромышленные районы Отсталые аграрные районы Районы нового освоения Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства


Текст слайда: 1. Введение: территориальная структура населения и хозяйства Характеристика: В основном сложилась еще в XIX в. Главный фактор размещения: природно-ресурсный. Возникновение угольно-металлургических районов; После 2 Мировой войны: главные факторы – трудовые ресурсы и выгоды ЭГП; В последнее время огромную роль играют факторы наукоемкости и экологический; Насчитывается примерно 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов; «Центральная ось» развития – территория 8 стран: линия Рейн-Рона. Здесь живет 120 млн. человек и здесь сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона.


Текст слайда: 2. Высокоразвитые районы Крупные промышленные центры: высокотехнологичные наукоемкие отрасли; Крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные организации Концентрация новейших отраслей промышленности, инфрастуктуры, науки, культуры, сферы услуг.


Текст слайда: 3. Старопромышленные районы Ни в одном другом регионе нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Ланкашир Йоркшир западный Мидленд Южный Уэльс Северный р-н Эльзас Лотарингия Верхне-Силезский р-н Рурский: около ста городов и 11 млн. человек. Другого такого скопления больших городов на одной территории нет, пожалуй, нигде в мире.


Текст слайда: 4. Отсталые аграрные районы В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов: Юг Италии (40% территории страны, >35% населения и только 18% занятых в промышленности); западная часть Франции; центральная и юго-западная части Испании; некоторые области Португалии и Греции Все они расположены за пределами «центральной оси». Проблема подъема отсталых районов еще более актуальна и для многих стран Восточной Европы.


Текст слайда: 5. Районы нового освоения 1)В начале 60-х гг. произошло открытие крупного нефтегазоносного бассейна в акватории Северного моря; 2) к середине 90-х гг. там было выявлено более 450 месторождений нефти и природного газа – самые крупные – Статфьорд, Экофиск и Тролль; 3) В Нидерландах – одно из крупнейших в мире газовых месторождений – Слохтерен; Р-н Северного моря удовлетворяет 1/3 потребностей зарубежной Европы в нефти и 2/5 в природном газе. Но в связи с этим возникает немалая экологическая угроза, не говоря уже о рыболовстве, которому нанесен непоправимый ущерб.


Текст слайда: 6. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства Благоприятные предпосылки для развития интеграции: территориальная близость; высокая освоенность территории; высокий уровень социально-экономического развития; хорошая транспортная обслуженность. За время существования ЕС все это уже привело к дальнейшему сращиванию территориальных структур хозяйства отдельных стран. Кроме того, происходит формирование пограничных интеграционных районов: ФРГ и Франция, Франция и Бельгия, Франция и Италия и тд.

В пределах Европы выделяют две крупные части -- Центрально-Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.

Регион Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) охватывает 15 постсоциалистических стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская Республика (В состав Чешской Республики входит территория исторических областей Чехии, Моравии и небольшая часть Силезии), Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Федерация Сербии и Черногории (Союзная Республика Югославия), Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. Площадь региона, представляющего единый территориальный массив,- свыше 1.3 млн.км.кв. с населением 130 млн. чел. (1998г.). Из составляющих его стран в группу более крупных европейских государств входят лишь Польша и Румыния; остальные страны относительно небольших размеров (территория от 20 до 110 тыс.км.кв. при населении от 2 до 10 млн. человек).

Этот регион Европы прошел сложный путь политического и социально-экономического развития в условиях драматической для населяющих его народов борьбы крупнейших европейских держав за сферы влияния на континенте. Эта борьба велась с особой силой в XIX-XX вв. между Австро-Венгрией, Германией, Россией, Турцией, а также Францией и Великобританией. В ходе этой борьбы и усилившихся национально-освободительных движений местного населения формировались и разрушались прежние государства. После Первой мировой войны распалась Австро-Венгерская империя, на карте Европы вновь появилась Польша, образовались Чехословакия и Югославия, более чем удвоилась территория Румынии.

Последующие изменения в политической карте ЦВЕ явились результатом победы над фашистскими Германией и Италией в годы Второй мировой войны. Главнее из них: возвращение Польше ее западных и северных земель с широким выходом к Балтийскому морю, Югославии - Юлийской Крайны и полуострова Истрия, населенных в основном словенцами и хорватами.

В процессе перехода стран ЦВЕ от централизованно планируемой экономики к рыночной (конец 80-х - начало 90-х годов) в них резко обострились политические, социально-экономические и национально-этнические противоречия. В результате произошел распад по этническому признаку Чехословакии на два государства- Чешскую Республику и Словацкую Республику, а Югославии- на пять государств: Союзную Республику Югославия, республики Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина.

Страны ЦВЕ расположены между странами Западной Европы и республиками, входившими (до 1992 г.) в СССР. С этим связан ряд общих особенностей их политического и социально-экономического развития на этапе перехода к рыночному хозяйству. Они находятся в процессе глубокой структурной экономической перестройки, коренных изменений характера и направленности внешнеэкономических связей.

Государства ЦВЕ стремятся к расширению своего участия в общеевропейской экономической интеграции, в первую очередь в области транспорта, энергетики, экологии, использования рекреационных ресурсов. Регион имеет выходы к Балтийскому, Черному и Адриатическому морям, через него протекает на большом протяжении судоходный Дунай; территория региона может широко использоваться для транзита грузов и пассажиров между Западной Европой, странами СНГ и Азией. Например, с завершением в 1993 году канала Бамберг (на реке Майн) - Регенсбург (на реке Дунай) открывается возможность сквозных трансъевропейских водных перевозок между Северным и Черным морями (от Роттердама в устье Рейна до Сулины в устье Дуная водный путь в 3400 км.). Это важное звено в развитии единой европейской сети внутренних водных магистралей. Другой пример расширяющегося использования географического положения стран ЦВЕ - транзитные пересылки по трубопроводам природного газа и нефти из России и других прикаспийских государств в страны Западной и Южной Европы. Страны ЦВЕ подписали в 1994 году договор Европейской энергетической хартии, заложивший экономические механизмы глобального энергетического пространства всей Европы.

Западная Европа, территория - 3,7 млн. км2., население - около 370 млн. чел. Западная Европа - субрегион зарубежной Европы, включающий 26 государств, сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Западная Европа - один из трех главных центров мировой капиталистической системы.

Субрегион играет весьма видную роль в мировом хозяйстве и мировой политике, он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических открытий, промышленной революции, городских агломераций, играет важную роль в МГРТ.

Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение, но и тесные экономические и политические связи. По форме правления около 1/2 стран - монархии, остальные - республики.

Западная Европа занимает западную суженную часть Евразийского континента, омывается в основном водами Атлантического океана и лишь север Скандинавского полуострова -- водами Северногоi Ледовитого океана. При всей «мозаичности» рельефа территории Западной Европы границы между отдельными странами, а также граница, разделяющая Западную Европу и Восточную Европу, проходит преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

ЭГП субрегиона очень благоприятно. Это связано с тем, что, во-первых, страны субрегиона или выходят к морю, или расположены на небольшом расстоянии от него (не далее 480 км), что способствует развитию экономических связей. Во-вторых, очень важно соседское положение этих стран по отношению друг к другу. В-третьих, природные условия региона в целом благоприятны для развития как промышленности, так и сельского хозяйства.

Территория субрегиона лежит в пределах тектонических структур разного возраста: докембрийских, каледонских, герцинских и наиболее молодых - кайнозойских. В результате сложной геологической истории формирования Европы в пределах субрегиона образовались четыре крупных орографических пояса, последовательно сменяющих друг друга в направлении с севера на юг (плоскогорья и возвышенности Фенноскандии, Среднеевропейская равнина, среднегорья Центральной Европы и альпийские высокогорья и среднегорья, занимающие ее южную часть).

В настоящее время Зарубежная Европа имеет самые низкие в мире темпы роста населения: его численность увеличивается на 0,5% в год. Причем если в Южной и Восточной Европе темпы превышают средние, то в Северной и Западной Европе население увеличивается лишь на 0,2-0,3% в год (и то за счет иммиграции). В ряде развитых стран естественный прирост населения (ФРГ, Австрия, Англия и др.) отрицательный.

Зарубежная Европа отличается высокой средней плотностью населения и более равномерным его размещением по сравнению с другими крупными регионами. Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако это не означает, что в Зарубежной Европе нет значительных колебаний плотности населения.

В настоящее время Зарубежная Европа - наиболее урбанизированный регион мира. Средний уровень насыщенности городами здесь выше, чем в США или Японии, где существуют более резкие различия в урбанизированности приморских и внутренних районов. Городская сеть в Европе сформировалась раньше, она более равномерна и повсеместна.

В Западной Европе самые большие мегалополисы - Английский, включающий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, и Рейнский охватывающий агломерации Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур-Рейн-Майн в ФРГ. При сравнительно небольших размерах европейских государств начинается формирование огромных межгосударственных мегалополисов. Так уже практически возник мегалополис (Дельтаполис) охватывающий соседние урбанизированные районы Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга общей площадью 230 тыс. км/кв с населением свыше 80 млн. человек.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ РИСУНОК РАССЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА.

"Центральная ось" развития- главный элемент территориальной структуры региона.

Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы в основном сложилась еще в XIX в., когда едва ли не главным фактором размещения был природно-ресурсный, и когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран. После второй мировой войны наибольшее влияние на эту структуру оказали факторы трудовых ресурсов и выгод ЭГП, а в последнее время также - наукоемкости и экологический.

Всего в регионе насчитывается примерно 400 городских агломераций и около ста промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах "центральной оси" развития, простирающейся по территории восьми стран. Ее стержнем служит "главная улица Европы" - линия Рейн - Рона. В границах этой "оси" живет 120 млн. человек, и сосредоточено около половины всего экономического потенциала региона.

В зарубежной Европе можно выделить еще несколько подобных "осей" меньших масштабов. Это промышленно-городской пояс, протягивающийся вдоль общих границ Польши, Чехии и ФРГ, дунайская "ось", полосы вдоль главных нефтепроводов, некоторые приморские зоны.

Высокоразвитые районы: примеры Лондона и Парижа.

Наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, науку, культуру, сферу услуг, могут служить столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа.

И Лондон, и Париж выросли прежде всего как административно-политические центры своих стран, которыми они служат уже более восьми веков. Обе столицы являются крупными промышленными центрами, в которых широко представлены высокотехнологичные наукоемкие отрасли, а в Париже также выпуск так называемых "парижских изделий" (швейных, ювелирных и др.), благодаря которым он уже на протяжении ряда веков выступает в роли законодателя мод для всего мира. Но еще важнее то, что именно здесь сосредоточены крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения, а также резиденции множества международных организаций. В соответствии с региональными программами проводится разгрузка центральных частей обоих столичных регионов.

В окрестностях Лондона построены восемь, в окрестностях Парижа - пять городов-спутников.

Примерами других высокоразвитых районов зарубежной Европы могут служить: южный район ФРГ с центрами в Штутгарте и Мюнхене, "промышленный треугольник" Милан - Турин - Генуя в Италии, промышленно-городская агломерация Рандстад ("кольцевой город") в Нидерландах. Все они находятся в пределах "центральной оси" развития.

Старопромышленные районы.

Ни в одном другом регионе мира нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Наиболее крупные из них возникли на базе каменноугольных бассейнов. Но и среди таких районов особенно выделяется Рурский, который на протяжении многих десятилетий по праву считается индустриальным сердцем Германии.

В пределах Рурского бассейна и прилегающих к нему районов сложилась Нижнерейнско-Рурская агломерация. Здесь на площади 9 тыс. км2 живет 11 млн. человек и сосредоточено около ста городов, включая 20 больших. Другого такого скопления больших городов на одной территории нет, пожалуй, нигде в мире. В некоторых частях агломерации плотность населения достигает 5 тыс. человек на 1 км2. Рурская ее часть образует сложный городской массив почти без разрывов, который обычно называют "Рурштадт", т. е. "город Рур". Фактически это действительно единый город, западными воротами которого служит Дуйсбург, восточными - Дортмунд, "столицей" - Эссен, а главным "сейфом" - Дюссельдорф.

В последнее время промышленность Рура, насчитывающая несколько тысяч предприятий, подверглась значительной реконструкции. В 50- б0-е гг. Рур считался едва ли не классическим депрессивным районом. Но в наши дни относить его к этой категории было бы неправильно. В Рурской области осуществлена большая экологическая программа. Рейн, который еще не так давно называли сточной канавой Европы, стал чище, в нем снова появилась рыба.

Примерами других старопромышленных районов могут служить Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс в Великобритании, Северный район, Эльзас и Лотарингия во Франции, Саар, который часто называют "малым Руром", в ФРГ, Верхне-Силезский район в Польше, Остравский в Чехии. Но большинство из них относится к категории депрессивных.

Отсталые аграрные районы.

В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов. Яркий пример такого рода - Юг Италии, который занимает 40% территории страны, концентрирует более 35% населения и только 18% занятых в промышленности. Доход на душу населения здесь почти в два раза ниже, чем на Севере. После второй мировой войны из-за относительного аграрного перенаселения с Юга эмигрировало более 5 млн. человек.

Государство проводит региональную политику, направленную на подъем Юга. Она привела к сооружению здесь крупных металлургических, нефтехимических комбинатов, других предприятий. В результате Юг уже перестал быть чисто сельскохозяйственным районом. Однако комбинаты почти не связаны с окружающей территорией, поскольку они работают на привозном сырье, а их продукция вывозится в другие районы страны и в другие страны.

Примерами других отсталых аграрных районов зарубежной Европы могут служить: западная часть Франции, центральная и юго-западная части Испании, Португалия и Греция. Все они расположены за пределами "центральной оси". Проблема подъема отсталых районов актуальна и для многих стран Восточной Европы.

Районы нового освоения.

Для давно освоенной территории зарубежной Европы районы нового освоения в общем не характерны. Обычно к ним относили только северную часть Скандинавии. Но открытие в начале 60-х гг. крупного нефтегазоносного бассейна в акватории Северного моря изменило ситуацию.

К началу 90-х гг. на этом "золотом дне" было выявлено более 250 месторождений нефти и природного газа. Кроме того, в Нидерландах недалеко от побережья находится одно из крупнейших в мире газовых месторождений. Район Северного моря удовлетворяет 1/3 потребностей зарубежной Европы в нефти и 2/3 потребностей в природном газе. Ныне море буквально "нашпиговано" буровыми платформами, по дну его проложено несколько тысяч километров трубопроводов. Но в связи с этим возникает немалая экологическая угроза, не говоря уже о рыболовстве, которому нанесен непоправимый ущерб.

Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства.

К числу благоприятных предпосылок для развития международной экономической интеграции в регионе относятся территориальная близость, высокая освоенность территории, высокий уровень социально-экономического развития, хорошая транспортная обеспеченность, давние традиции экономических связей. За время существования ЕС все это уже привело к дальнейшему сращиванию территориальных структур хозяйства отдельных стран, особенно в пределах "центральной оси" развития. Происходит формирование пограничных интеграционных районов: между ФРГ и Францией, между Францией и Бельгией, Францией и Италией и др.

Рисунок 1. Субрегионы Зарубежной Европы.
(для увеличения изображения нажмите на рисунок)

Таблица 2. Что производят и экспортируют некоторые страны Зарубежной Европы.

Страна Продукция промышленного производства и экспорта
Швеция Автомобили, самолеты, морские суда, вооружение, оборудование для лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, бумагу, целлюлозу, железную руду, медикаменты, продукция животноводства.
Финляндия Пиломатериалы, бумагу, целлюлозу, оборудование для лесной и деревообрабатывающей промышленности, морские суда, молочную продукцию.
Великобритания Машины и оборудование, самолеты, автомобили, тракторы, вооружение, нефть, химикаты, ткани, изделия легкой промышленности.
Франция Автомобили, самолеты, морские суда, вооружение, оборудование для АЭС, черные металлы, алюминий, ткани, одежду, парфюмерию, пшеницу, молочные и мясные продукты, сахар, вина.
ФРГ Автомобили, станки, промышленное оборудование, изделия электротехники и электроники, вооружения, химикаты, изделия легкой промышленности.
Испания Автомобили, морские суда, электрооборудование, химикаты, руды металлов, изделия легкой промышленности, цитрусовые, оливковое масло, вина.
Италия Автомобили, морские суда, электрооборудование, вооружение, химикаты, холодильники, стиральные и конторские машины, текстильные и швейные изделия, обувь, овощи, фрукты, цитрусовые, вина.
Польша Машины и оборудование, морские суда, каменный уголь, медь, серу, медикаменты, текстильные изделия, продукты сельского хозяйства.
Болгария Изделия электротехники и электроники, подъемно-транспортное оборудование, сельскохозяйственные машины, цветные металлы, швейные и табачные изделия, консервы, вина, розовое масло.

Задачи и тесты по теме "Географический рисунок расселения и хозяйства."

  • Эпоха Великих географических открытий

    Уроков: 8 Заданий: 10 Тестов: 2

  • Географические знания в Древней Европе - Развитие географических знаний о Земле 5 класс

    Уроков: 4 Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: показать разнообразие культурных миров, моделей экономического и политического развития, взаимосвязь и взаимозависимость стран мира; а также убедиться в необходимости глубокого понимания закономерностей общественного развития и тех процессов, которые происходят в мире.

Основные понятия: западноевропейский (североамериканский) тип транспортной системы, портово-промышленный комплекс, "ось развития", столичный регион, промышленный пояс, "ложная урбанизация", латифундия, шипстейшнз, мегалополис, "технополис", "полюс роста", "коридоры роста"; колониальный тип отраслевой структуры, монокультура, апартеид, субрегион.

Навыки и умения: уметь оценивать влияние ЭГП и ПГП, историю заселения и развития, особенности населения и трудовых ресурсов региона, страны на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, уровень экономического развития, роль в МГРТ региона, страны; определять проблемы и прогнозировать перспективы развития региона, страны; выделять специфические, определяющие черты отдельных стран и давать им объяснение; находить черты сходства и различия в населении и хозяйстве отдельных стран и давать им объяснение, составлять и анализировать картосхемы и картограммы.


1. Введение: территориальная структура населения и хозяйства Характеристика: В основном сложилась еще в XIX в. Главный фактор размещения: природно-ресурсный. Возникновение угольно-металлургических районов; После 2 Мировой войны: главные факторы – трудовые ресурсы и выгоды ЭГП; В последнее время огромную роль играют факторы наукоемкости и экологический; Насчитывается примерно 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов; «Центральная ось» развития – территория 8 стран: линия Рейн-Рона. Здесь живет 120 млн. человек и здесь сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона.


4. Отсталые аграрные районы В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов: Юг Италии (40% территории страны, >35% населения и только 18% занятых в промышленности); западная часть Франции; центральная и юго-западная части Испании; некоторые области Португалии и Греции Все они расположены за пределами «центральной оси». Проблема подъема отсталых районов еще более актуальна и для многих стран Восточной Европы.


5. Районы нового освоения 1)В начале 60-х гг. произошло открытие крупного нефтегазоносного бассейна в акватории Северного моря; 2) к середине 90-х гг. там было выявлено более 450 месторождений нефти и природного газа – самые крупные – Статфьорд, Экофиск и Тролль; 3) В Нидерландах – одно из крупнейших в мире газовых месторождений – Слохтерен; Р-н Северного моря удовлетворяет 1/3 потребностей зарубежной Европы в нефти и 2/5 в природном газе. Но в связи с этим возникает немалая экологическая угроза, не говоря уже о рыболовстве, которому нанесен непоправимый ущерб.


6. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства Благоприятные предпосылки для развития интеграции: территориальная близость; высокая освоенность территории; высокий уровень социально-экономического развития; хорошая транспортная обслуженность. За время существования ЕС все это уже привело к дальнейшему сращиванию территориальных структур хозяйства отдельных стран. Кроме того, происходит формирование пограничных интеграционных районов: ФРГ и Франция, Франция и Бельгия, Франция и Италия и тд.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "География"

Готовые презентация по географии способствует восприятию и осознанию школьниками изучаемых материалов, расширению кругозора, изучению карт в интерактивной форме. Презентации по географии будут полезны как школьникам и студентам, так и учителям и преподавателям. В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по географии для 6,7,8,9,10 класса, а также презентации по экономической географии для студентов.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...