Стандарт экономического субъекта - инструмент управления (Диркова Е.). Нормативное регулирование бухгалтерского учета


Стандарты экономического субъекта относятся к пятой группе системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В их состав входят:

  • учетная политика организации;
  • график документооборота;
  • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
  • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности и др.

Основы формирования учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Учетная политика организации форМИруется главным бухгалтером организации или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации, и утверждается руководителем организации.

В учетной политике рассматриваются вопросы, решение которых в соответствии с действующим законодательством многовариантно.

При принятии учетной политики также утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за фактами хозяйственной жизни и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях, строго оговоренных в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Это в частности:

  • изменение законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий хозяйствования (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.).

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Учетная политика организации оформляется организационно-распорядительным документом.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

Порядок организации документооборота в бухгалтерском учете организаций определен Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. № 105.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер организации, утверждается график приказом руководителя предприятия. График должен устанавливать в организации рациональный документооборот, способствовать улучшению всей учетной работы в организации, усилению контрольных функций бухгалтерского учета.

График документооборота оформляется в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.

Работники организации создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности по графику документооборота. Ответственность за своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также за достоверность содержащихся в них данных несут лица, заполнившие и подписавшие эти документы.

Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота в организации осуществляет главный бухгалтер. Требования главного бухгалтера в части порядка оформления фактов хозяйственной жизни и представления в бухгалтерию необходимых документов обязательны для всех подразделений организации.

Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержится норма о допущении формирования первичных учетных документов в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Использование электронных документов в организации предполагает использование электронного документооборота, который может осуществляться при наличии следующих условий:

  • 1) в организации издан приказ руководителя, содержащий перечень должностных лиц, имеющих право проставлять электронную цифровую подпись на документах;
  • 2) определен круг операций и контрагентов, по которым будет осуществляться электронный документооборот;
  • 3) компьютер, на котором будет осуществляться работа с электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью, аттестован и используется только для указанных целей;
  • 4) в наличии соглашения между сторонами об использовании электронного документооборота и порядке обмена электронными документами;
  • 5) контрагенты, задействованные в электронном документообороте, являются клиентами одной из систем подтверждения подписи должностных лиц, а система должна быть зарегистрирована в Едином государственном реестре сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров;
  • 6) весь документооборот проходит только по защищенным каналам связи или через специализированную организацию.

Рабочий план счетов организации, утверждаемый руководителем, формируется из перечня счетов, приведенных в Плане счетов и инструкции по его применению. Необходимость конкретной организации в счетах устанавливается по каждому объекту учета. Рабочий план счетов организации содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.

Формы внутренней отчетности разрабатываются организацией самостоятельно исходя из особенностей ее функционирования и утверждаются руководителем организации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Опишите систему законодательного
  • 2. Назовите документы, относящиеся к первому уровню системы нормативного

регулирования бухгалтерского учета в России.

  • 3. Поясните нормы, содержащиеся в Налоговом кодексе РФ.
  • 4. Назовите органы, на которые возложено нормативное регулирование бухгалтерского учета в России.
  • 5. Перечислите федеральные стандарты, устанавливающие общие вопросы раскрытия информации.
  • 6. Опишите основное содержание Федерального закона «О бухгалтерском учете».
  • 7. Разъясните роль рекомендаций в области бухгалтерского учета для целей организации бухгалтерского дела.
  • 8. Перечислите документы, относящиеся к пятому уровню системы нормативного

регулирования бухгалтерского учета в России.

  • 9. Назовите, что следует утверждать при принятии учетной политики организации.
  • 10. Перечислите нормативные документы, которыми определяется порядок организации документооборота в бухгалтерском учете.

О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета мы рассказывали в . В этом материале подробнее остановимся на стандартах бухгалтерского учета.

Что такое стандарты бухучета

Стандарт бухгалтерского учета - это документ, который устанавливает минимально необходимые , а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Выделяют следующие виды учетных стандартов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • федеральные стандарты бухгалтерского учета;
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
  • стандарты учета, установленные самой организацией.

При этом федеральные стандарты бухучета и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено такими стандартами (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Отличие отраслевых стандартов бухучета от федеральных в том, что отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Ниже рассмотрим, какие вопросы регламентируются федеральными стандартами.

Федеральные учетные стандарты

Федеральные бухгалтерские стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности и устанавливают, в частности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • определения и признаки , порядок их классификации, условия принятия их к бухучету и списания;
  • допустимые способы оценки учетных объектов;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли;
  • требования к учетной политике;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности;
  • упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность;

Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .

Федеральные стандарты утверждаются Минфином (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329).

До утверждения федеральных стандартов основными российскими стандартами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (

Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами. Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета». К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.

Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:

  • федеральными, т. е. действующими и обязательно применяемыми на территории всей Российской Федерации в компаниях любой отрасли и формы собственности;
  • отраслевыми, т. е. установленными к применению компаниями в различных отраслях;
  • внутрифирменные, т. е. разработанные и применяемые в системе субъекта (компании или предприятия).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ , предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:

  • признаки и классификацию объектов учета, условия их постановки на учет и выбытия;
  • методы оценки;
  • условия пересчета стоимости из иностранной валюты в национальную;
  • необходимость принятия учетной политики фирмы;
  • план счетов бухучета;
  • правила составления финансовой отчетности и др.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.

Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней. Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно. Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)

Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.

Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:

Минимально необходимые - в части правил по применению бухучета;

Допустимые - в части методов учета.

Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:

Детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;

Применяться, как универсальный вариант.

Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.

ОСБУ: примеры и проекты

Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:

Государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;

Будущим (с 2018-2019 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;

Стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.

Общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;

Специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.

Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:

Для НФО – ОСБУ:

Операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;

Резервов – оценочных и условных обязательств НФО от 03.12.2015 № 508-п;

Порядок составления бух. отчетности от 28.12.2015 № 526-п и др.

Для страховщиков – ОСБУ:

- «Порядок составления бух. отчетности» от 28.12.2015 № 526-п;

Операций НПФ, связанных с ведением страховой деятельности» от 05.11.2015 3502-п.

Для КФО – ОСБУ:

Вознаграждений работникам КФО от 15.04.2015 № 465-П;

Операций, связанных с выполнениями резервных требований от 20.10.2016 № 554-п;

- ОС , НМА, недвижимости, временно не используемых активов, запасов, предназначающихся для реализации и полученных по договорам отступного или залога от 22.12.2014 № 448-п и др.

Итак, отраслевые, как и федеральные стандарты бухучета, диктуют определенные правила по ведению учетных операций в российских компаниях, устанавливая как общие требования, так и специфические, приемлемые только для определенных организаций или осуществляемых операций.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей , иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные в возможности принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации , преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее - субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета).

Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета

Уполномоченный федеральный орган:

  1. утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном Законом "О бухгалтерском учете";
  2. утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
  3. организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;
  4. утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;
  5. участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;
  6. представляет РФ в международных организациях , осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Центральный банк РФ в пределах его компетенции:

  1. утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
  2. участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;
  3. участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;
  4. участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;
  5. осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета

Субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета:

  1. разрабатывает проекты федеральных стандартов, проводит публичное обсуждение этих проектов и представляет их в уполномоченный федеральный орган;
  2. участвует в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
  3. участвует в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;
  4. обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;
  5. разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учета;
  6. разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;
  7. участвует в разработке международных стандартов.

Для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов при уполномоченном федеральном органе создается совет по стандартам бухгалтерского учета.

Совет по стандартам бухгалтерского учета проводит экспертизу проектов федеральных стандартов на предмет:

  1. соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;
  2. соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  3. обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  4. обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.

Органы государственного регулирования бухгалтерского учета в соответствующей сфере экономической деятельности вправе направлять проекты отраслевых стандартов, поступившие им для утверждения либо ими разработанные, в совет по стандартам бухгалтерского учета для проведения экспертизы таких проектов.

Положение о совете по стандартам бухгалтерского учета утверждается уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по стандартам бухгалтерского учета утверждается этим советом самостоятельно на первом заседании.

Программа разработки федеральных стандартов

Федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов. Органы государственного регулирования бухгалтерского учета и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета вносят предложения по программе разработки федеральных стандартов в уполномоченный федеральный орган. Уполномоченный федеральный орган утверждает программу разработки федеральных стандартов по согласованию с Центральным банком РФ,

Программа разработки федеральных стандартов должна ежегодно уточняться в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.

Уполномоченный федеральный орган обеспечивает доступность программы разработки федеральных стандартов Центральному банку Российской Федерации, субъектам негосударственного регулирования и иным заинтересованным лицам (далее - заинтересованные лица) для ознакомления-Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Разработка и утверждение федеральных стандартов

Уведомление о разработке федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, опубликовывается в печатном издании, определяемом уполномоченным федеральным органом (далее - печатное издание), и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет " (далее - сеть "Интернет").

Не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования уведомления о разработке федерального стандарта в печатном издании разработчик опубликовывает проект федерального стандарта в печатном издании и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет". Проект федерального стандарта, размещенный на официальном сайте разработчика в сети "Интернет", должен быть доступен для ознакомления без взимания платы. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта федерального стандарта на бумажном носителе. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии на бумажном носителе, не может превышать затраты на ее изготовление и пересылку. Плата за предоставление указанной копии органам государственного регулирования бухгалтерского учета и субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета не взимается.

Со дня опубликования проекта федерального стандарта в печатном издании разработчик проводит публичное обсуждение федерального стандарта. Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев после дня опубликования указанного проекта в печатном издании. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, опубликовывается в печатном издании и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в сети " Интернет".

В период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик:

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания до утверждения федерального стандарта и представлять их в уполномоченный федеральный орган по его запросу.

Доработанный проект федерального стандарта не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта в печатном издании опубликовывается разработчиком в этом же печатном издании. Одновременно разработчик размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" доработанный проект федерального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанные документы, размещенные на официальном сайте разработчика в сети "Интернет", должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Доработанный проект федерального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, который организует экспертизу этого проекта.

Совет по стандартам бухгалтерского учета готовит в срок не более двух месяцев со дня представления разработчиком проекта федерального стандарта мотивированное предложение о

принятии такого проекта к утверждению или об отклонении его с учетом результатов экспертизы. Такое предложение вместе с указанными документами и результатами экспертизы направляется в уполномоченный федеральный орган.

Уполномоченный федеральный орган на основании документов, представленных советом по стандартам бухгалтерского учета, в срок не более одного месяца принимает проект федерального стандарта к утверждению или отклоняет его. Проект федерального стандарта, принятый к утверждению, в установленном порядке подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом.

Проект федерального стандарта t предлагаемый советом по стандартам бухгалтерского учета к принятию, может быть отклонен в случае, если он не соответствует законодательству Российской Федерации.

В случае, если проект федерального стандарта отклонен, мотивированное решение уполномоченного федерального органа с приложением документов в срок не более 10 рабочих дней после дня принятия такого решения направляется разработчику проекта федерального стандарта.

Внесение изменений в федеральный стандарт или его отмена осуществляются в порядке, установленном настоящей статьей. Внесение изменений в федеральный стандарт, обусловленных изменением законодательства Российской Федерации, может быть осуществлено по инициативе уполномоченного федерального органа.

Разработка федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом

Уполномоченный федеральный орган разрабатывает федеральные стандарты:

  1. для организаций государственного сектора;
  2. в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

Разработка федерального стандарта уполномоченным федеральным органом осуществляется в порядке, установленном ст. 27 Закона "О бухгалтерском учете":

1. Разработчиком федерального стандарта (далее разработчик) может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

2. Уведомление о разработке федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, опубликовывается в печатном издании, определяемом уполномоченным федеральным органом (далее - печатное издание), и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

3. Не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования уведомления о разработке федерального стандарта в печатном издании разработчик опубликовывает проект федерального стандарта в печатном издании и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет". Проект федерального стандарта, размещенный на официальном сайте разработчика в сети "Интернет", должен быть доступен для ознакомления без взимания платы. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта федерального стандарта на бумажном носителе. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии на бумажном носителе, не может превышать затраты на ее изготовление и пересылку. Плата за предоставление указанной копии органам государственно го регулирования бухгалтерского учета и субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета не взимается,

4. Со дня опубликования проекта федерального стандарта в печатном издании разработчик проводит публичное обсуждение федерального стандарта. Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев после дня опубликования указанного проекта в печатном издании. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, опубликовывается в печатном издании и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в сети интернет.

5. В период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик:

  1. принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме;
  2. проводит обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;
  3. составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения;
  4. дорабатывает проект федерального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний.

6. Разработчик обязан сохранять полученные в письмен ной форме замечания до утверждения федерального стандарта и представлять их в уполномоченный федеральный орган по его запросу.

7. Доработанный проект федерального стандарта не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта в печатном издании опубликовывается разработчиком в этом же печатном издании. Одновременно разработчик размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" доработанный проект федерального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанные документы, размещенные на официальном сайте разработчика в сети "Интернет", должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

9. Доработанный проект федерального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, который организует экспертизу этого проекта.

10. Совет по стандартам бухгалтерского учета готовит в срок не более двух месяцев со дня представления разработчиком проекта федерального стандарта мотивированное предложение о принятии такого проекта к утверждению или об отклонении его на основании результатов экспертизы. Такое предложение вместе с результатами экспертизы направляется в уполномоченный федеральный орган.

11. Уполномоченный федеральный орган на основании документов, представленных советом по стандартам бухгалтерского учета, в срок не более одного месяца принимает проект федерального стандарта к утверждению или отклоняет его. Проект федерального стандарта, принятый к утверждению, в установленном порядке подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом.

12. Проект федерального стандарта, предлагаемый советом по стандартам бухгалтерского учета к принятию, может быть отклонен в случае, если он не соответствует законодательству Российской Федерации.

13. В случае, если проект федерального стандарта отклонен, мотивированное решение уполномоченного федерального органа с приложением документов в срок не более 10 рабочих дней после дня принятия такого решения направляется разработчику проекта федерального стандарта.

14. Внесение изменений в федеральный стандарт или его отмена осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей. Внесение изменений в федеральный стандарт, обусловленных изменением федерального законодательства Российской Федерации, может быть осуществлено по инициативе уполномоченного федерального органа.

В законе « О бухгалтерском учете» дано следующее определение стандарта бухгалтерского учета и международного стандарта. Стандарт – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.

В зависимости от назначения и статуса статья 21 закона «О бухгалтерском учете» к документам в области регулирования бухгалтерского учета относит:

‒ федеральные стандарты;

‒ стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

‒ определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

‒ допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

‒ порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

‒ требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

‒ план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

‒ условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

‒ состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;



‒ состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

‒ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Они применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации.

Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

Основными нормативными документами первого уровня в настоящее время являются: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде таблицы.2.1:

Таблица 2. 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Уровень Документы Органы, принимающие решения
1 уровень – Федеральные стандарты Федеральные законы, постановления, указы, кодексы Государственная Дума, Правительство РФ, Президент РФ
2 уровень – Отраслевые стандарты Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство финансов РФ
3 уровень – Рекомендации в области бухгалтерского учета Методические указания, инструкции, письма Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы и др.
4 уровень – Стандарты экономического субъекта Организационно – распорядительная документация (приказы, распоряжения и т.п.) Экономические Субъекты

Важное значение в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимает Федеральный закон № 402 –ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете».

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 –ФЗ от 06.12.2011 г.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» вводится в действие с 1 января 2013 г. и состоит из четырех глав, включающих 30 статей (рис. 2.3).

Рис. 2.3 Структура Федерального закона «О бухгалтерском учете»

В законе расширен перечень лиц, на которые возлагается обязанность ведения бухгалтерского учета. Действие закона распространяется также на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.

В федеральном Законе «О бухгалтерском учете» введены конкретные квалификационные требования к главным бухгалтерам ОАО, страховых организаций, акционерных инвестиционных фондов и прочих компаний, работающих с ценными бумагами.

С введением закона в действие упраздняются обязательные унифицированные формы первичных документов. Формы первичных документов утверждаются руководителем экономического субъекта и должны содержать ряд обязательных реквизитов, перечисленных в законе. Первичные документы теперь могут быть составлены и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В Законе сказано, что в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено законодательством. Исправление должно содержать дату исправления и подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Вводятся обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета. Формы регистров учета утверждает руководитель организации с учетом этого требования.

Во второй главе Федерального закона «О бухгалтерском учете» также дается характеристика таких элементов метода бухгалтерского учета как инвентаризация, оценка, общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее состав, понятие отчетной даты и отчетного периода, особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, понятие внутреннего контроля.

Третья глава посвящена вопросам регулирования бухгалтерского учета. В ней раскрываются принципы и документы регулирования бухгалтерского учета, состав субъектов регулирования бухгалтерского учета, функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета, вводится понятие совета по стандартам бухгалтерского учета и приводится программа разработки федеральных стандартов. В законе предложен принципиально новый подход в принятии норм права и новый терминстандарт бухгалтерского учета.

Стандарты экономического субъекта разрабатываются экономическими субъектами самостоятельно и по своему усмотрению. Но в случае их принятия – носят обязательный характер для всех его подразделений, включая филиалы и представительства.

Наряду с государственными органами управления бухгалтерского учета (Минфином), Закон № 402 –ФЗ говорит о негосударственных органах управления – это саморегулируемые организации, которые могут быть созданы непосредственно предпринимателями и другими пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, в т. ч. аудиторами, заинтересованными принимать участие в регулировании бухгалтерского учета. Это могут быть ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации.

Инициатором и разработчиком стандартов должны выступать именно негосударственные органы управления бухучета. Именно их проект с поправками, внесенными в ходе его обсуждения, либо утверждается, либо отклоняется государственным органом – Министерством Финансов.

Если таких инициаторов среди негосударственных органов нет, то государственный орган занимается разработкой самостоятельно.

Стандарты должны разрабатываться и утверждаться на основе специальной программы разработки федеральных стандартов. Закон гарантирует доступность программы всем заинтересованным лицам.

Порядок принятия стандартов предусматривает обязательные публичные обсуждения, которые должны длиться не менее трех месяцев. Закон № 402 –ФЗ обеспечивает публичное и открытое принятие нормативных актов. Он обеспечивает доступ каждого к обсуждению и внесению изменений и дает возможность задействовать высокий профессионализм предпринимателей и аудиторов в создании норм права.

Четвертая глава включает заключительные положения в части сроков и порядка хранения документов бухгалтерского учета и раскрывает особенности применения настоящего Федерального закона.

Роль и значение стандартов бухгалтерского учета в работе аппарата бухгалтерии экономического субъекта в современных условиях развития рыночной экономики возрастает. В тоже время при их формировании расширяется роль бухгалтерского сообщества, независимых общественных организаций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой основной документ в области бухгалтерского учета Вы знаете?

2. Какие документы относятся к первому, второму, третьему и четвертому уровню нормативного регулирования бухгалтерским учетом?

3. Назовите основные положения Федерального закона № 402 –ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Назовите принципы регулирования бухгалтерским учетом.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...