Современные модели социально-экономических процессов как выражения их специфики: американская, германская, шведская, французск. Современные экономические модели развития


Зарубежная Европа отличается большим региональным разно­образием. Одни из государств - членов ЕС, входят в число наиболее развитых и богатых государств мира, другие являются странами со средним уровнем развития. Внутри многих стран также есть ярко выраженные различия между регионами.

В настоящее время диспропорции в уровнях социально-эконо­мического развития между регионами ЕС довольно значительны. Так, ВВП на душу населения между 10 наиболее «бедными» и наиболее «богатыми» регионами отличаются более чем в четыре раза. Расши­рение ЕС только обострило имевшиеся региональные различия.

На сегодняшней день в региональном развитии Европы наме­тились две противоположные тенденции. С одной стороны, в ЕС складывается конкуренция между регионами. Многие крупные известные фирмы переводят часть своего производства в другие стра­ны Евросоюза, в основном в ЦВЕ, где более низкий уровень зара­ботной платы и налоговой нагрузки снижает общие издержки про­изводства (этот процесс называется делокализацией).

С другой стороны, в Едином европейском акте, одном из основополагающих документов ЕС, поставлена цель сокращения разры­ва между различными регионами ЕС и уменьшения отставания ре­гионов, находящихся в менее благоприятных условиях. Для дости­жения этой цели в Евросоюзе проводится целенаправленная регио­нальная политика, которая осуществляется через Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд и Европей­ский инвестиционный банк.

В настоящее время существует три основных направления ре­гиональной политики в ЕС: развитие и структурная перестройка районов с уровнем благосостояния ниже 75 % среднего по ЕС; под­держка районов, меняющих свою хозяйственную специализацию (особенно старопромышленных и сельскохозяйственных); большие средства тратятся на развитие человеческого капитала.

Ежегодные расходы на региональную политику являются вто­рой по величине статьей европейского бюджета (около 35 %), при том они постоянно увеличиваются. Как и сельскохозяйственная политика, это направление совместной деятельности европейских государств является предметом жестких споров на международном уровне, в том числе и внутри ЕС, особенно по поводу распределе­ния средств между старыми и новыми членами ЕС.

3.3. Модели социально-экономического развития стран Европы

Социально-экономическое устройство стран Западной Европы имеет много общих черт. Это, прежде всего, единый макрорынок, развитый частный сектор, высокая доля малого и среднего бизнеса, свобода предпринимательства и конкуренции, мощная банковская система и, главное, - социальная защищенность граждан на основе широкого государственного финансирования социальной сферы. Ведущие страны Старого Света перераспределяют через свои госу­дарственные бюджеты от 31 % (Ирландия) до 54 % (Франция) свое­го ВВП. Однако на первом месте по этому показателю находится Швеция, через госбюджет которой перераспределяется государ­ственных расходов и трансфертных платежей на сумму, равную почти 60 % ее ВВП. Таким образом, европейская экономическая модель, в отличие, например, от американской, характеризуется большей ориентацией на социальную сферу (в США доля госу­дарственных расходов составляет 30 % ВВП) и поэтому называется социально ориентированной, а европейская экономика - социальным рыночным хозяйством. Но это означает, что европейская экономи­ка несет большую общественную нагрузку на свой бизнес, чем американская, что приводит одновременно и к большей нагрузке на конкурентоспособность бизнеса. Неслучайно средняя ставка налогообложения в Европе выше, чем в США.

В экономике многих европейских стран имеется значительный государственный сектор, и государство принимает прямое участие в производстве товаров и услуг. Так, доля госпредприятий во Фран­ции, Италии, Великобритании в начале 80-х годов XX в. составляла 15-25 % ВВП, 20-45 % - капвложений, 10-25 % - численности за­нятых. В ФРГ эти показатели были на уровне 10-12 %, а в США -значительно меньше. Известно, что уровень производительности труда, эффективности и конкурентоспособности производства на государственных предприятиях обычно намного меньше, чем на ча­стных, прежде всего, из-за избыточной занятости и не всегда высо­кокачественного менеджмента. Так, в Австрии, например, уровень производительности труда на госпредприятиях составляет всего 35 % от средних общенациональных показателей. Следует отметить, что, начиная с 80-х годов, в европейских странах идет приватизация го­сударственных предприятий, и государственный сектор в экономи­ке интенсивно сокращается. В настоящее время наибольший гос­сектор среди стран ЕС имеют (по нисходящей): Франция, Италия (около 20 %), Австрия, Испания и Португалия.

Для европейских стран характерен т. н. дирижизм в государ­ственной экономической политике, что выражается в управлении гос­предприятиями, а также в практике государственного планирования экономики таких стран, как Франция, Швеция, Италия. Правда, это планирование не похоже на советское - централизованное и дирек­тивное. Оно не командное, и тем более, не директивное, а индика­тивное, указующее, намечающее всего лишь основные ориентиры для будущего производства. Тем не менее, это важная составляю­щая прямого госрегулирования экономики на базе пятилетних и го­довых планов производства.

Хотя социально-экономическое устройство стран Западной Ев­ропы имеет много общих черт, вряд ли правильно говорить о суще­ствовании единой западноевропейской социально-экономической модели. Ведь она представлена в жизни разными модификациями, которые достаточно сильно различаются: англо-саксонсая модель, реализуемая в Великобритании и Ирландии существенно отличает­ся от германской модели, а последняя, в свою очередь, весьма непо­хожа на французскую модель госкапитализма.


Оглавление

Введение

Как правило, индустриально развитые страны характеризуются довольно высоким уровнем дохода на душу населения. В таких государствах большая часть населения имеет высокий уровень жизни, и проживает около 15% населения мира. Так же индустриальные страны имеют большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. Данная группа стран функционирует за счёт инновационных и тщательно разработанных моделей экономического развития, которые во многом могли бы послужить хорошим примером в развитии любой отстающей страны.
Таким образом, предметом моего исследования является социально-экономические модели индустриально развитых стран. Социально-экономическая модель – это совокупность форм организации экономической и социальной жизни тех или иных стран обладающая определённым набором характеристик, отличающих её от соответствующих характеристик других стран.
Объект моей работы – индустриально развитые страны, а именно Канада, Швеция, Япония и Австралия. Данные страны отличаются высочайшим уровнем жизни, развитой и прогрессирующей экономикой. К тому же выбранные мною государства находятся на четырёх разных континентах, что делает их интересным объектом исследования, так как этот факт предоставит широкий контраст особенностей благодаря влиянию культур и национальных обычаев.
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать и сравнить системы социально-экономического развития Канады, Австралии, Японии и Швеции, а так же проанализировать их сходства и различия.
Для этого были исследованы процессы общественного развития в каждой отдельной стране, оценены результаты и перспективы основных черт хозяйственных механизмов, используемых в странах. Речь идет об исследовании государственных социально-экономических моделей развития, их национальной специфике, о региональной и даже глобальной общности, сложившейся в современном мире.
Данная работа по изучению экономического развития индустриально развитых стран в данный момент очень актуальна. Её актуальность заключается в том, что в данный момент существует необходимость привлечения полезного зарубежного опыта к реформированию экономики нашей страны. При сравнении моделей ведущих мировых держав станет возможным выявить перспективные решения для развития и прогрессирования социально-экономической системы Российской Федерации. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты понятия «социально-экономическая модель»

      Определение «модели» и социально-экономических процессов в развитии потенциала страны
Понятие «модель» имеет несколько трактовок. Среди них к реалиям мировой экономики применимы лишь два. В первой, модель - это схематичное описание какого-либо явления или процесса в обществе. По второй трактовке модель - это образец, служащий эталоном для воспроизведения.
Страновая (региональная, субрегиональная) модель экономического развития - это совокупность элементов, формирующих целостность национального хозяйства, и механизм, обеспечивающий тесную связь и взаимодействие этих элементов. По своему характеру они являются природно-естественными, технологическими, экономическими, социальными, политическими, психологическими, социокультурными, историческими, конфессиональными.
Понятие страновой модели используется в случае, если социально-экономическое и политическое развитие того или иного национального государства в течение достаточно длительного периода демонстрирует стабильность ключевых параметров, заложенных в основу модели. Если воспроизводство этих параметров нарушается, можно ожидать либо частичную модификацию модели роста либо ее полную трансформацию. Сам термин «страновая или национальная модель», был введен в научный оборот относительно недавно в последней четверти XX века.
Не менее важным компонентом понятия страновой модели является характеристика ее особенностей, иными словами, ее специфика. Это дает возможность проводить сравнительный анализ национальных моделей, существующих в мировом хозяйстве с учетом его эволюционного развития. Сравнительные исследования проводятся по одному или нескольким критериям. Результатом таких разработок могут быть предложения по типологизации национальных моделей.
Всплеск научного и практического интереса к имеющимся в мировой экономике национальным моделям возникает тогда, когда в той или иной стране происходит глубокое реформирование стратегии и механизма экономического развития и, естественно, возникает проблема выбора наиболее достижимого и привлекательного образца подражания.
Социально-экономическая модель (СЭМ) - комплекс институтов, определяющих характер социальной и хозяйственной системы, механизмы, обеспечивающие их дееспособность, единство правил, норм и обычаев хозяйствования, форм взаимодействия субъектов хозяйственной жизни, регулирование хозяйственного порядка и хозяйственных процессов со стороны государства. Институциональная структура СЭМ включает ценностный уровень, а так же уровни идеологических, правовых, политических институтов. Основополагающее значение в формировании институтов СЭМ играют ценностные ориентиры. Под ценностями понимают стабильные, объективированные, субъективно-психологические регулятивные внутренние отношения личности, определяющие ее мировоззрение, нацеленность и характер хозяйственной активности. Ценностные ориентации представляют целостную, иерархическую систему, составными частями которой являются праценности первобытного общества, как основа этносных ценностей, индивидуальные эстетические, индивидуально-коллективные моральные, групповые правовые, политические и религиозные, интегративные экзистенциальные и художественные ценности.
Особенности ландшафта, природно-климатических условий, религиозных представлений, исторического пути развития оказывают определяющее влияние на формирование национальных культур. Оно проявляется в специфике социально-экономических моделей.

1.2 Виды и примеры моделей экономического развития

Картину мира, по признаку взаимодействия государства и экономики, невозможно понять без некоторой типологизации национальных примеров взаимодействия. В экономической литературе такая типологизация связана с использованием устоявшегося термина «модель экономики»
К основным социально-экономическим моделям современности относят англосаксонскую либеральную (протестантский капитализм), обобщенную западноевропейскую социал-демократическую (континентальную) модель (католико-протестантский капитализм), дальневосточную патриархально-корпоративную (конфуцианский капитализм), мусульманскую авторитарную. 1
Безусловно, в рамках каждой из перечисленных моделей можно выделить существенные отличия между отдельными странами и группами стран. Так, континентальная модель включает шведское «государство всеобщего благосостояния», немецкое социальное рыночное хозяйство, французский дирижизм, итальянский кооперативизм. Существенные отличия имеются между социально - экономическими моделями стран Юго-Восточной Азии. Мусульманская авторитарная модель в наиболее выраженном виде принята лишь в нескольких странах Среднего Востока.
Таким образом, каждая страна имеет свой тип влияния экономики на социальную сферу. Рассмотрим наиболее известные национальные модели на примере конкретных государств.
Первая модель, используемая в США, построена на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым вмешательством государства в процесс производства товаров и услуг. Государственная собственность в США практически полностью отсутствует, что заметно отличает американскую экономику от экономики других развитых стран.
Главные достоинства американской модели:
-большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;
- высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала.
Принципиально важным является повышение степени приоритетности в бюджете данного государства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, а также в здравоохранение. Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации - массовую ориентацию на достижение личного успеха.
Вторая модель рыночной экономики - японская. Ей свойственны:
- четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения национальных целей;
- дух коллективизма и патернализма на производстве;
- внушительный упор на человеческий фактор.
Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно в практике экономического роста так называемых азиатских молодых тигров - Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи.
Третья модель - латиноамериканская. Ее характеризуют:
- сильное и не всегда грамотное вмешательство государство в экономику;
- коррупция, даже криминализация общества, включая хозяйственные связи;
- ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, использующих две предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.
Четвертая модель капиталистической экономики - африканская - базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В странах Африки, использующих эту модель, наблюдается, прежде всего, малограмотность и даже беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом. Без помощи развитых капиталистических стран африканцы вряд ли вообще могут создать современную экономику.
Африканской экономике присущи:
- нещадная эксплуатация неквалифицированного труда;
- широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»;
- неразвитость трудовых отношений и демократии вообще;
- крайне низкая эффективность.
Пятая модель, созданная после Второй мировой войны в Германии и Франции, получила название социально-ориентированной рыночной экономики. Она отличается от остальных следующими параметрами:
- «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности;
- макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);
- особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;
- высокая доля госбюджета в ВВП;
- развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого по этой линии составляют значительную часть государственного бюджета;
- функционирование института производственной демократии.
Пять вышепредставленных примеров экономических систем государства лишь наиболее отличающиеся друг от друга модели развития. Если рассматривать более подробно, то каждая страна имеет свою специфику в развитии.

Глава 2. Анализ функционирования социально-экономических систем индустриально развитых стран

2.1 Модель развития Канады на современном этапе

Экономика Канады является весьма интересным объектом исследований, который имеет много общего с Россией. Канада является страной с наиболее схожими с Россией сырьевыми ресурсами и климатическими условиями.
Канада входит в «семерку» наиболее крупных развитых стран. Территория страны - 9,97 млн. км 2 . Население Канады на начало 2010 года составляет 34 миллиона человек, в основном потомки переселенцев из Европы и США. Ее номинальное ВВП в 2009 г. составило 1 319 млрд. долл., а ВВП на душу населения в 2008 г. - около 41,730 долл., что свидетельствует о высоком уровне экономического развития страны. Традиционно на экономику Канады оказывали влияние два главных фактора - наличие богатых природных ресурсов и соседство с могущественными США.
Формированию и становлению современной модели экономического развития Канады предшествовал ряд исторических, политических и социально-экономических событий в жизни государства, которые, в свою очередь, предопределили стратегию развития высокоразвитого государства.
Период 1980–1985 гг. можно назвать канадской «рейганомикой», характеризуемой как продвижение свободного предпринимательства, дерегулирование, приватизация, стимулирование капиталовложений и проведение налоговой реформы. А период 1990–1995 гг. характеризуется демонтажем механизма государственного регулирования экономики.
Особенностью современного этапа развития экономики (с 1996 г. и до настоящего времени) является ликвидация дефицита государственного бюджета и государственного долга, децентрализация управления.
Итогом реформ в канадской экономике, проводящихся с середины 1980-х гг. стало ее общее оздоровление и значительное улучшение в сфере государственных финансов. Главные достижения реформ сводятся к следующему:
– произошло разгосударствление экономики;
–ликвидированы прямые субсидии в сельском хозяйстве и транспорте;
– ликвидирован бюджетный дефицит в большинстве провинций;
– сокращен государственный аппарат;
– созданы новые прогрессивные секторы экономики;
– увеличена численность занятых в частном бизнесе.
Несмотря на достигнутые заметные успехи одной из нерешенных проблем остается проблема достижения социального согласия и консолидации общества.
Модель экономического развития Канады можно назвать как «экспортно-ориентированное хозяйство, обусловленное узким внутренним рынком и огромным государственным потенциалом».
Страна богата полезными ископаемыми (полуметаллами, никелем, ураном, железной рудой, медью, нефтью, природным газом, золотом, платиной, асбестом, калийными солями), водными и лесными ресурсами. Все большее значение приобретает использование природных ресурсов труднодоступных северных территорий.
Канада располагает высокоразвитой обрабатывающей промышленностью, занимая одновременно ведущие позиции в мире по добыче и производству многих видов сырьевых материалов - никеля, урана, асбеста, алюминия. Традиционно лидерами по темпам роста производства и инвестиций выступали корпорации «ресурсных» отраслей - нефтяной и газовой промышленности, лесопромышленного комплекса, цветной и черной металлургии. Важнейшей особенностью канадской промышленности является то, что доля принадлежащих иностранным компаниям активов в промышленности страны превышает 40%, из них свыше 70% являются собственностью корпораций США.
По производству и экспорту сельскохозяйственной продукции Канада занимает одно из ведущих мест в мире. К особенностям организации труда в сельском хозяйстве следует отнести ярко выраженную территориальную и отраслевую специализацию: около 90% всех канадских ферм специализированы на определенных видах растениеводства и животноводства.
Государство традиционно играет активную роль в хозяйственной и социальной жизни. Деятельность государственных органов направлена в первую очередь на поощрение развития обрабатывающей промышленности, освоение производства наукоемких изделий, укрепление позиций национальных фирм и ограничение экспансии иностранного капитала.
Бюджет Канады распределяется так, что максимальную пользу от этих денег получают сами жители. Канада содержит небольшую армию, не тратит деньги налогоплательщиков на поддержание на плаву убыточных предприятий, а численность государственного аппарата настолько мала, что его содержание обходится канадцам гораздо дешевле, чем россиянам.
Эти и другие преимущества хорошо продуманной канадской системы управления экономикой, обществом и государством позволили Канаде создать одну из наиболее гуманных социальных систем. Суть этой системы заключается в том, что государство гарантирует определенный уровень жизни любому человеку, будь он гражданином Канады, постоянно проживающим на территории страны или беженцем.
Собирая подоходный налог по прогрессивной шкале со всего работающего населения, государство оказывает финансовую помощь (WELFARE) всем, кто по какой-либо причине нетрудоспособен или не может найти себе работу. Таким способом Канада исключает на своей земле появление класса людей, находящихся за чертой бедности.
Налоговый климат в Канаде менее благоприятен, чем в США. Прямые налоги на зарплату составляют в Канаде 46%, а в США – менее 30%. Тем не менее от высоких налогов население получает отдачу в виде бесплатного здравоохранения и недорогого высшего образования. Налоги идут в основном на социальные программы. Канадцы часто называют свою систему социального обеспечения "системой социальной безопасности". Программы помощи рассчитаны на все слои общества, особенно на несовершеннолетних детей, безработных и пожилых людей.
За счет этого государство получило возможность контролировать уровень преступности и предупреждать социальную напряженность, неизбежно возникающую в обществе, в котором живут бедные и отчаявшиеся люди.
Такая социальная политика, в сочетании с высоким уровнем моральной устойчивости и четкой работой правоохранительных органов, позволяет Канаде оставаться одним из самых безопасных государств в мире, в котором уровень преступности невероятно низок, а социальные конфликты практически отсутствуют.
Интенсивно растут инвестиционные потоки в Канаду и из Канады. В качестве инвесторов на канадском рынке выступают главным образом американские корпорации. И канадская модель экономики интересна тем, что страна находится в очень большой зависимости от экономических успехов в США. Пока американская экономика растет, и пределы этого роста не проявились, канадская экономика также будет идти в одной упряжке с США. А как только в экономике США возникнут трудности, пострадает и Канада.
Большое значение в экономике страны играет туризм и иммиграция. Иммиграционная программа приносит ежегодно большие доходы в казну государства. Привлеченные лучшим в мире качеством жизни богатые инвесторы из многих стран вносят огромные суммы в развитие страны.
Значительно способствует развитию внешнеэкономической деятельности канадских компаний участие страны в НАФТА. В своей современной внешнеэкономической политике правящие круги Канады считают перспективным направлением развитие отношений с развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

2.2 Социально-экономическая модель Австралии

Австралия - единственная страна в мире, полностью охватывающая целый континент. Она шестая по размерам территории на земном шаре (7.7 млн. кв. км). Это - стабильное, демократическое государство с сильной и конкурентоспособной экономикой, с многонациональным обществом, состоящим из сравнительно небольшого коренного населения (аборигенов) и мигрантов почти из 200 стран.
Экономика современной Австралии отличается высокой конкурентоспособностью, открытостью и гибкостью. Успешные результаты хозяйствования - следствие эффективного управления экономикой и непрекращающихся структурных реформ. На 2008г. Австралии принадлежит 14-е место в мире по размерам ВВП на душу населения -40,350 долл..
В Австралии успешно внедряются достижения научно-технической революции, она располагает развитым наукоемким производством и передовым машиностроением. По числу компьютеров на 1 тыс. человек населения Австралия занимает второе место в мире после США. Уверенный экономический рост на протяжении последних 10-15 лет сопровождается низкой инфляцией, низкими процентными ставками и постоянным ростом производительности труда.
Расчеты ООН на 2009 г. по рейтингу "где лучше всего жить в мире" Австралии принадлежит второе место, тогда как ещё в 2004 г. оно было шестым. Этот рейтинг включает в себя такие жизненно важные показатели, как уровень заработной платы, жилищные условия, масштабы и качество обучения, состояние здравоохранения, экологии и др.
Достижения Австралии в социально-экономической сфере проистекают главным образом из активной и плодотворной деятельности государства, направленной на всемерное поддержание и стимулирование частного предпринимательства во всех отраслях национального хозяйства, работающих как на внутренний, так и особенно на внешний рынок.
В результате сложились очень тесные экономические связи Австралии с внешним миром, играющие огромную роль в подъеме ее хозяйства и благосостояния населения. Эти отношения охватывают взаимную торговлю и инвестиции, разнообразные услуги, включая туризм, обучение сотен тысяч иностранцев в австралийских университетах и колледжах, а также другие формы сотрудничества.
Одной из причин уверенного экономического развития Австралии вообще и особенно диверсификации ее промышленности, равно как и высокой степени интеграции в мировое хозяйство, являются систематически возрастающие громадные иностранные инвестиции, на конец 2007 г. превысившие 1,8 трлн. долл. В течение последнего десятилетия, несмотря на периодические спады на глобальном рынке, Австралия практически неуклонно увеличивала объемы внешней торговли, завоевывая новые и расширяя старые рынки для своих товаров и капиталов. Результатом стабильного экономического, политического и социального развития за последние годы стал рост притока иностранного капитала. Австралия обладает одним из наиболее открытых и инновационных хозяйств мира, и ее правительство продолжает активно следовать этому курсу. Происшедшая за сравнительно недолгий период диверсификация экспортной базы означает, что хотя страна продолжает в основном оставаться экспортером сырья, она все больше опирается на предоставление внешнему миру различных услуг и поставку самых разнообразных и сложных видов промышленной продукции.
Таким образом, вытекает еще одна из причин - исключительно богатые минеральные ресурсы, из-за чего страну зачастую именуют кладовой мира. Австралия обладает крупнейшими запасами урана (30%), а по размерам его добычи и экспорта уступает только Канаде, занимает второе место в мире после ЮАР по добыче золота, второе место по запасам железной руды, причем очень высокого качества. Австралия - крупнейший в мире экспортер каменного угля. Достойно утаившая то, что мощная черная металлургия Японии и Китая в значительной мере функционирует за счет австралийского угля и железной руды. Австралия располагает большими запасами нефти и природного газа. По запасам последнего она занимает второе место в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Страна входит в пятерку наиболее крупных мировых производителей цинка и свинца. Велики запасы никеля, меди, титановой руды, алмазов. Резкий рост в последние годы цен на минералы и возросший уровень их добычи в Австралии принесли ей много миллиардные валютные доходы.
В стране весьма преуспевающее сельское хозяйство, хотя обрабатываемые земли невелики: они занимают лишь около 6% территории (из них примерно половина - под пшеницей). Весьма развиты животноводство и виноделие.
Исключительно важным в социально-экономическом развитии является человеческий фактор. По авторитетным свидетельствам, австралийцы сохраняют культурно-этические ценности, выработанные еще ее пионерами в XIX в., а именно, выносливость и способность к физическому труду, мужество, готовность к взаимопомощи в трудных и тем более экстремальных обстоятельствах и эгалитарность - ироническое отношение к аристократическим и другим наследственным привилегиям.
В течение ряда послевоенных десятилетий Австралия с ее ограниченными людскими ресурсами энергично поощряла приток иммигрантов, особенно из Европы. Это были большей частью квалифицированные рабочие и дипломированные специалисты разных областей знаний. В результате почти 60-летней плановой миграции в Австралию прибыло свыше 7 млн. человек. Чтобы понять значение этого, следует отметить, что к концу Второй мировой войны население страны насчитывало всего примерно 7 млн. человек, а сейчас оно превышает 20 млн. при естественном приросте за этот период около 7 млн. человек. Остальные - это мигранты. Австралия - страна многонациональная: здесь, как было сказано ранее, проживают выходцы из почти 200 стран мира. Массовый приток иммигрантов обогатил ее как в хозяйственном, так и в культурном отношении, влил в нее свежую кровь. Новые жители принесли с собой разнообразные экономические и технические знания, нередко крупные капиталы, и, что очень важно, способствовали укреплению связей, в том числе экономических, со странами, откуда они приехали. Страна располагает значительными и квалифицированными кадрами. Многие менеджеры и технический персонал обладают опытом работы за границей. Почти половина работающих имеет дипломы различных учебных заведений, в том числе университетов. Хорошие познания в области науки и инноваций привели к появлению в стране значительного слоя научных работников и технических специалистов, пользующихся международным признанием.
В результате действия вышеперечисленных причин Австралия уже в конце прошлого столетия уверенно вошла в число экономически развитых государств мира. Спектр сложившихся отраслей обрабатывающей промышленности весьма широк: от продуктов питания и модной одежды, электроники и предметов домашнего обихода до сложнейших изделий точного приборостроения и современных комплексов для нефтеперерабатывающей промышленности. Наиболее развиты машиностроение (автомобилестроение, а также станкостроение, локомотивостроение и судостроение), электротехническое производство, химическая отрасль (изготовление серной кислоты, суперфосфата, синтетического каучука, пластмасс) и пищевая промышленность. По производству электроэнергии на душу населения Австралия занимает одно из первых мест в мире.
Центральное звено экономики Австралии - внешняя торговля. Экспорт создает около 1/4 национального дохода страны. Несмотря на периодические спады на мировом рынке, Австралия практически неуклонно увеличивает объемы внешней торговли, завоевывая новые и расширяя старые рынки для своих товаров и капиталов.
и т.д.................

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

Экономический факультет

Кафедра международной экономики

Социально-экономическая модель развития США

Выполнила: Студентка 4 курса

гр. ЭМ-41 Е.Ю.Чурай

Научный руководитель Т.И.Ким

Харьков – 2005


Введение

Раздел 1. Общая характеристика модели социально-экономического развития США

1.1 Особенности природно-ресурсного потенциала США, экономической политики США

1.2 Важнейшие отрасли экономики США

Раздел 2. Эволюция экономической политики США

2.1 История развития политики США в довоенный период

2.2 Экономическая политика США в послевоенный период

2.3 «Новая экономика» как модель развития США

Заключение

Список использованных источников

Введение

Последние десятилетия лидером в мировой экономике остаются США. Уже в начале 20 века США выделилась как самая мощная в политическом и экономическом плане страна. И несмотря на то, что экономическая составляющая их лидерства уже не столь внушительна, как прежде американская экономика все же является главным стабилизатором и локомотивом мировой экономики.На современном этапе лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.

Неординарно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. Самый высокий уровень ВНП в мире означает, что США расходуют больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции. При этом фактором, характеризующим потребительский спрос в США, является общий высокий уровень доходов относительно других стран и большой слой среднего класса, ориентированного на высокие стандарты потребленияСейчас США является безусловным лидером не только в военной и экономической, но и в научной и культурной сферах. Хорошо это или плохо, но американский образ жизни становится образцом для подражания всему миру. великая американская мечта захватывает молодежь в разных концах света, а английский язык фактически стал мировым. Поэтому данная тема является довольно актуальной и своевременной. Степень изучимости довольно высока, многие авторы занимались изучением модели развития экономики США, потому что она имеет достаточно большое влияние на экономику других стран. Объектом данной работы является социально-экономическая модель развития США.

Целью данного исследования является оценка состояния национальной конкурентоспособности США в условиях глобализации и определение путей оптимизации.

Задачей исследования является рассмотрение экономики США, истории развития экономической политики США, структуры экономики, а также обратим внимание на ее особенности.

В данной работе были использованы труды таких авторов как Мовсесян, Николаева, Кудров, Колесов, Булатов и др.

Раздел 1. Общая характеристика модели социально-экономического развития США

1.1 Особенности природно-ресурсного потенциала США

США - четвертая по величине страна в мире. Ее площадь 9,5 млн. кв. км, а население – около 270 млн. чел. Она простирается от берегов Атлантического океана до побережья Тихого океана и пересекает восемь часовых поясов. Государство состоит из пятидесяти двух штатов, два из которых изолированы от прочих: это Аляска, лежащая к северо-западу от Канады, и Гавайи - цепь тропических островов в Тихом океане. Страна простирается от снежных пространств Аляски и выжженных пустынь юго-запада до широких равнин Среднего Запада и субтропических лесов юго-востока.

Население на 72% - белое, 12% составляют афроамериканцы. Около 30 млн. населения сохранило родной язык и используют его наряду с американским.

Климатические условияблагоприятствуют развитию сельского хозяйства, оно является самым эффективным в мире. США располагает болеечем 100 видами полезных ископаемых. Из природных ресурсовнаибольшую долю в объеме продукции добывающей промышленности в стоимостном выражении составляют энергоресурсы (90%). Страна хорошо обеспечена энергоносителями - нефтью, углем, газом, ураном, гидроресурсами, - хотя и импортирует их, консервируя часть собственных месторождений. Около 75% добычи металлов приходится на железную руду и медь. Вместе с тем около 50% потребностей экономики в минеральном сырье удовлетворяется за счет импорта. В частности, США не располагает запасами таких стратегических металлов как хром, марганец, вольфрам и кобальт.[8,с.446]

Американская нациятакже совершенно уникальная. Миллионы отважных людей почти изо всех стран мира пересекли океан, навсегда порвали со своей старой родиной и стали частью нового мира. Американский melting pot (плавильный котел) "переплавлял" и "перемалывал" представителей различных наций и цивилизаций, быстро и эффективно "выплавляя" из них единую американскую нацию. Конечно, сюда ехали люди, уже отличающиеся большей решительностью и самостоятельностью мышления, чем оставшиеся за океанами соплеменники. И все-таки удивительно, как быстро православные и католики, буддисты и синтоисты, мечтательные славяне, созерцательные индусы и легкомысленные итальянцы становятся прагматичными и деятельными американцами. Оказывается, американский ритм жизни и американская производительность труда посильны всем народам. Китайцы, индусы, арабы, русские, африканцы почти сразу начинают работать в несколько раз более производительно, чем на своей недавно покинутой родине. И дело здесь не только в ином технологическом уровне производства. Америка умеет заставить быстро перенять свои жизненные стандарты и трудовую мораль. Ей удалось создать настолько универсальную и естественную идеологию, что она при желании легко воспринимается представителями всех наций и культур.

США - федеральное государство, и компетенции правительств и центра строго разграничены. Штаты лишены внешнеэкономических полномочий, не имеют прав отделения и изменения формы правления.

Американская система цивилизационных ценностей и мощные, устойчивые формальные институты оказались идеальной средой для экономического развития, основанного на знаниях и инновациях. Свобод ощущающий себя центром политической и экономической системы, человек, права и собственность которого надежно защищены, лучше всего, ответствует требованиям инновационного типа экономического роста. Американская политическая и экономическая системы позволяют предприимчивым, талантливым и, конечно, удачливым людям достичь вершин богатства, славы и благополучия.

Великая американская мечтапобуждала и побуждает миллионы американцев к действию, к дерзанию. Им с детства известно, что "мечты сбываются, когда желание становится действием". Они ощущают себя участниками гонки за богатством, живущими в постоянно меняющемся мире. Этот мир настойчиво требует новых идей, новых подходов, лидеров, изобретений, систем обучения и маркетинга, новых книг и сценариев для телевидения и кино. И в этом состоянии потребностей во всех новых и лучших вещах побеждает тот, у кого есть определенная цель и жгучее желание успеха. Настоящими лидерами этого мира всегда становились люди, которые превращали это желание в небоскребы, города, фабрики, аэродромы и разного рода удобства, делающие жизнь более комфортной. Духом дерзаний американская цивилизация обязана своей жизнеспособностью, помогающей выявлять и развивать таланты. Томас Эдисон мечтал об электрической лампочке. Он сразу же приступил к опытам и не отступился отсвоего, несмотря на тысячи неудач, пока его мечта не обрела реальные очертания. Мечтатели-практики дела не бросают! Уэлан мечтал о сети табачных магазинов, и сейчас магазины его компании в Америке – на каждом углу. Братья Райт мечтали о летательном аппарате. Сегодня каждый может убедиться, здравой ли была их мечта. Конечно, экономическая эффективность потребовала от американцев от многого отказаться в духовной сфере. Прагматичный американец не склонен к углубленным размышлениям о смысле жизни, о вечных вопросах, смерти и бытия. По распространенному мнению, американская духовная культура не так глубока и богата, как европейская. Она излишне технократична и ориентирована на потребление. Американцы спокойно относятся к таким утверждениям. Несомненно, современный мир идет их путем.

Их цивилизационные ресурсы оказались наиболее пригодными для использования в современных условиях, когда экономика пошла по постиндустриальному пути развития и резко возросла роль самостоятельной, творческой личности. Это количественно выразилось в том, что темпы роста производительности труда в США с начала 90-х годов выросли почти вдвое, в то время как в других странах они замедлились (таблица 1)

Таблица 1

Темпы роста производительности труда (%)

1.2 Важнейшие отрасли экономики США

США имеют самый большой ВВП в мире, превышающий 9,3 трлн. долл. На душу населения приходится более 34 тыс. долл. По этому показателю США также относится к богатейшим странам мира и превосходит всех своих основных экономических конкурентов.

США стали первой страной, прочно ставшей на путь постиндустриального развития. В сельском хозяйстве создается только 2% ВВП, в промышленности - менее 23%, а сфера услуг уже составляет более 75% американской экономики. По этому показателю США уступает только Израилю (81%) и Нидерландам (78%). Высокие темпы развития американской экономики и более медленный прирост ВВП стран, являющихся основными торговыми партнерами США, ведут к увеличению внешнеторгового дефицитаСоединенных Штатов. В 2000г. он увеличился на 23% по сравнению с предыдущим годом и достиг 430 млрд. долл.


План

    Социально-экономические модели развитых стран ……….………...…2

1.1 Особенности социально-экономической модели развитых стран…..…2

1.2 Социально-экономическая модель развития США……………………..4

1.3 Особенности социально-экономической модели развития Японии…...9

1.4 Особенности социально-экономического развития стран ЕС………...13

2 Международное движение капитала…………………………....………14

2.1 Теории международной миграции капитала……………………………14

2.2 Мировые инвестиции………………………………………………...…..16

2.3 Вывоз капитала и его формы…………………………………………….17

2.4 Роль ТНК в мировом инвестиционном процессе………………………18

2.5 Интернационализация рынка капиталов и проблемы его регулирования ……………………………………………………………….…. 20

Литература……………………………………………………………….……27

1 Социально-экономические модели развитых стран.

1.1 Особенности социально-экономической модели развитых стран.

1. Хозяйственный механизм развитых стран включает три уровня: спонтанно-рыночный, корпоративный, государственный. Им соответствуют развитая система рыночных отношений, наличие мощных корпораций и диверсифицированные методы государственного регулирования. Их сочетание обусловливает гибкость, быструю приспособляемость к меняющимся условиям воспроизводства и в целом высокую эффективность хозяйственной деятельности. Нынешний этап характеризуется либерализацией рыночного уровня - стимулированием частной инициативы и усилением роли конкуренции.

2. Ведущая роль в экономике принадлежит мощным концернам, функционирующим как ТНК. Исключение составляет группа некоторых малых стран (Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Португалия, Финляндия), в которых нет ТНК мирового класса, ведущую роль играют средние по международным меркам фирмы. Характерно также широкое распространение мелкого и среднего бизнеса, как фактора стабильности экономики, и связанное с ним постоянное воспроизводство среднего класса как важного фактора социальной стабильности.

3. Важнейшими целями государственного регулирования являются: формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности общества. Важнейшие средства госрегулирования: административно-правовой инструментарий (развитые системы хозяйственного права); государственные финансы (средства госбюджета и централизованных фондов социального страхования); денежно-кредитный инструментарий (учетная ставка ЦБ, изменение нормы минимальных резервов, операции на «открытом рынке»); государственная собственность. Последняя играла существенную роль в послевоенные годы в Западной Европе и Японии, тогда как в США, Канаде, Австралии, Швейцарии ее роль всегда была небольшой. Общей тенденцией с начала 60-х гг. является снижение роли госсобственности с 9% до 7% в ВВП, которая концентрируется в основном в сфере инфраструктуры. Временным исключением является «социалистический эксперимент» 1982-1986гг. во Франции. Основные направления госрегулирования: регулирование инвестиций, сбыта продукции услуг, рынка труда и НИОКР. Различия между странами по степени госрегулирования определяются интенсивностью перераспределительных функций государства через его финансы: наиболее интенсивно - в Западной Европе, в значительно меньшей степени - в США и Японии. Это находит отражение в экономической и социальной политике государств - в структуре доходов и расходов госбюджета, в уровне налогообложения. В целом налоги составляют около 1/3 ВВП США, Японии, Канады и Австралии, в западноевропейских странах 40-50%, а в Швеции Дании - выше 50%.

4. Уровень социальной ориентации государства в странах Западной Европы выше, чем в США и Японии. Чрезмерность социальных гарантий ведет к увеличению налогового бремени, что снижает стимулы к эффективному труду. Кроме того, рост расходов на развитие экономики, социальной и военной сфер приводит к дефициту государственных бюджетов и инфляции. Общей тенденцией для моделей развитых стран является дерегулирование экономики, включающее: распродажу части государственной собственности, ограничение и сокращение бюджетных расходов, снижение налогов.

5. Для модели экономически развитых стран характерна цикличность общественного воспроизводства, причем, короткие 4-7-летние циклы сочетаются с длинными, около50 лет.

6. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. 7. Лидерство развитых стран в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

1.2 Социально-экономическая модель развития США. США - одна из крупнейших стран мира: площадь ее 9,7 млн. кв. км., население - 270 млн. человек. По количеству производимых товаров и услуг США превосходит любое другое государство в мире. В конце 90-х гг. ВВП США оценивался почти в 8 трлн. долл., что составляло 21% совокупного ВВП мира и значительно превосходило ближайшие соответствующие показатели других стран: Китай - 12%, Япония - 7%, ФРГ - 5%. ВВП на душу населения США составляет 30 тыс. долл.

Страна богата природными ресурсами: нефтью, природным газом, каменным углем, цветными и драгоценными металлами. Климатические условия и плодородные почвы благоприятствуют ведению высокопроизводительного сельского хозяйства.

Для американской нации традиционны дух предприимчивости, социальная активность и готовность к труду и лишениям во имя достижения цели. Принцип индивидуальной ответственности за собственное благосостояние в сочетании с традиционной верой в то, что личные усилия и удача могут обогатить каждого - важнейший элемент общественной психологии.

Важным фактором социально-экономического процветания и устойчивости США является отсутствие социально-политических потрясений со времен великой депрессии 1929-1933 гг., которую удалось преодолеть без утраты демократической формы правления и усиления милитаризма. К этому можно добавить и такую черту американской модели как приспособляемость к меняющимся условиям развития, т. е. способность своевременно осознавать сложные экономические и социально-политические проблемы и разрешать их на основе демократических принципов.

В экономике США основополагающей является идеология частного предпринимательства и ограничение государственного вмешательства. Основные принципы экономической политики - поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции. Главная роль в экономике принадлежит нескольким сотням больших и сверхбольших корпораций и банков, между которыми традиционны отношения союза и сотрудничества. Их деятельность немыслима без среды, которую формируют миллионы мелких и средних фирм, активно поддерживаемых государством (льготным кредитованием, например). Более высокая, чем в других развитых странах конкурентная среда обеспечивается действенной антимонопольной политикой, нормативную базу которой заложил антитрестовский закон Шермана, принятый еще в 1890г. С тех пор был принят еще ряд законодательных актов по ограничению монополий. В 1914г. была образована Федеральная торговая комиссия - исполнительный орган, контролирующий и обеспечивающий свободу предпринимательства и конкуренции и получение предприятиями правовой информации об изменениях антитрестовского законодательства.

К концу XX века в структуре хозяйства США наблюдается явное доминирование сферы услуг. В этой сфере производится 76% ВВП, свыше 20% приходится на промышленность и строительство и около 3% - на продукцию сельского хозяйства.

Главным фактором экономического роста США является научно-технический прогресс. США - лидер в ведущих и новейших областях науки и техники - телекоммуникаций, компьютеризации, аэрокосмической техники, ядерной и нетрадиционной энергетики, биотехнологии, военной техники. Обладая самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, США занимают первое место в мире по суммарным объемам НИОКР, активно поддерживаемых компаниями и государством. За последние четыре десятилетия удельный вес расходов федерального бюджета на науку, космос и технологии вырос в 11 раз: с 0,1% в 1950 г. до 1,1% в середине 1990-х гг. Росту научно-технического потенциала способствует предоставление налоговых льгот и увеличение ассигнований из бюджета на образование и подготовку научных кадров, а также проведение администрацией США целенаправленной иммиграционной политики по привлечению научных, инженерных и управленческих кадров со всего мира. Большое значение имеет инновационный бизнес, объединяющий науку и предпринимательство. Его центры - территориально-производственные комплексы: технопарки, технополисы и т.п.- формируются при активной поддержке федерального правительства и местных властей.

Важным фактором экономического роста является увеличение численности и улучшение качества трудовых ресурсов. Показатели последнего: массовость образования, качество обучения, связь образования с фундаментальными и прикладными исследованиями. 90-е гг. отмечены в США ростом занятости, уровень безработицы оказался самым низким за последнюю четверть века - ниже 5% в 1997 г. (7,5% в 1992 г.). До 30-х гг. в США практически не было государственной социальной политики: отсутствовала система социального страхования, пособий по безработице, бедности и т. д., бесплатное здравоохранение, бесплатное образование было ограниченным. Она зародилась в годы Великой депрессии и стала важнейшим элементом общественной жизни. 90-е годы отмечены функционированием огромного количества дорогостоящих социальных программ, таких как "Медикер" (оплата медуслуг для неработоспособных) и "Медикейд" (то же для бедных) и др. Так, социальные расходы на душу населения только на здравоохранение составляли в 1992 г. 1364 долл. (418 долл. В 1970 г.). Растет и количество получателей разного рода льгот и пособий, среди которых возмещение расходов на медицинскую помощь, образование, оплату жилья, пособия на детей, по бедности и т. д. Социальные

программы - важнейший фактор стабильности общества, но их чрезмерность

стимулирует социальное иждивенчество, увеличение налогового бремени для среднего класса, разрастание слоя социальных чиновников. В последнее время задачей государственной социальной политики является повышение эффективности системы социального обеспечения. Это предполагает приведение ее в соответствие с политикой стимулирования занятости и бюджетной политикой, изменение структуры ассигнований в сторону приоритета финансирование образования и системы профессиональной подготовки и переобучения, повышения уровня занятости.

В структуре промышленного производства США ведущую роль играют:

Машиностроение, особенно электронное (преимущественно изделия промышленного и военного назначения), электротехническое, транспортное (автомобилестроение, авиаракетно-космическая техника);

Химическая промышленность, связанная с переработкой нефти природного газа;

Самая крупная добывающая промышленность среди развитых стран: каменный уголь, природный газ, газовый концентрат, нефть.

Высокий уровень развития аграрного сектора сочетается с устойчивым ростом сельскохозяйственного производства и самой высокой в мире производительностью труда. В сельском хозяйстве используются сложные и высокопродуктивные машины, достигнут высокий уровень развития инфраструктуры, а также защита и поддержка государством сельскохозяйственного производства.

США занимают первое место в мире по объему внешней торговли товарами и услугами. Экспорт всегда превышает импорт, что приводит к систематическому дефициту платежного баланса по текущим операциям. В структуре экспорта 50% составляет готовая промышленная продукция, затем - продукты сельского хозяйства, а также услуги, в первую очередь связанные с информационными технологиями. Увеличивается значение импорта в экономике США, так, в 90-е гг. его доля во внутреннем потреблении бытовой электроники, обуви и ряда других потребительских товаров превысила 80%, металлообрабатывающих станков и нефти - 50%, черных металлов и текстиля -20%. Основными торговыми партнерами США выступают страны - члены НАФТА, государства Азиатско-Тихоокеанского региона, Западной Европы и Латинской Америки.Социально -экономические аспекты развития предприятий и воздействие на них изменений налогообложения малого бизнесаДипломная работа >> Финансовые науки

... социально -экономическое развитие страны и особенно механизмы социальной защиты, социального обеспечения... социальных , экзистенциальных. На формирование моделей экономического поведения предпринимателей оказывают влияние различные социально -экономические ...

  • Социально -экономическая сущность научно-технического прогресса и инноваций в современной мировой

    Реферат >> Экономическая теория

    Рассматривая вопросы планирования развития социально -экономической составляющей развитых стран , можно сделать... Социально -экономическая модель инновационного мультипликатора Он включает в себя комбинацию следующих коэффициентов: темпы промышленного развития ...

  • Социально -экономическая модель Республики Беларусь

    Задача >> Экономика

    Начали упоминать как о модели – белорусской модели социально -экономического развития . Тема, которую я... страны . Таким образом, объектом исследования является модели рыночной экономики, а предметом - особенности формирования социально -экономической модели ...

  • В рамках каждой экономической системы существуют свои нацио­нальные модели организации хозяйства. Это объясняется тем, что страны отличаются историей, уровнем экономи­ческого развития, социальными и национальными усло­виями. Чем выше уровень развития государства, тем большую значимость приобретает дальнейшее его социально-экономическое совершенствование. Направление этого совершенствования для каждой отдельно взятой страны всегда особенно.

    Подавляющее большинство экономистов вне зависимости от взгляда на классификацию экономических систем видит единственную возможность детализации вариантов экономического развития в их соотношении с национальными социально-экономическими моделями , и это вполне обосновано. Да, на первый взгляд, все имеющиеся сегодня системы – смешанные. Однако каждой из них присуща своя, особенная пропорция «смеси». Проблема заключается в способе определения этой пропорции, и разрешение поставленной проблемы не найдено и сегодня. В некоторой степени это объясняется существующим мнением, согласно которому отдельные экономисты убеждены в невозможности смешивания административной и рыночной экономики, то есть смешанную систему таковой по сути они не представляют. Речь в данном случае может вестись лишь о мирном сосуществовании отмеченных ранее систем экономического развития.

    Итак, социально-экономическая модель являет собой конкретный пример национального развития государства.

    Используя метод научной абстракции, можно предположить, что под социально-экономической моделью понимается комплекс хозяйственных институтов, определяющих дееспособность хозяйственной и социальной систем в конкретных условиях развития страны или региона. Это взаимосвязанное единство правил, норм и обычаев хозяйствования, институтов, обеспечивающих их соблюдение, форм и механизмов воздействия субъектов экономической жизни, регулирование хозяйственного порядка и хозяйственных процессов со стороны государства и других организационных структур.

    Теоретически каждую модель следует рассматривать в рамках отдельно взятой экономической системы, и именно этот принцип будет заложен в качестве основы представленной классификации. Добавим, что, на наш взгляд, при дальнейшем исследовании рационально использовать классическую разбивку социально-экономических систем.

    Прежде всего, отметим, что и социально-экономическая система и модель социально-экономического развития, как и другие экономические и социально-экономические категории, могут рассматриваться с общеэкономических позиций - без учета конкретных форм осуществления. Карл Маркс назвал такие категории абстракцией, но абстракцией «разумной». Значимость, «разумность» категорий в данном случае состоит в том, что они показывают, какой срез, какие элементы экономических отношений рассматриваются. В то же время любая категория, в том числе система развития экономики, исторична, привязана ко времени, то есть выражает исторически определенные экономические отношения. В соответствии с этим целесообразно выделить два глобальных подхода к анализу и изучению моделей развития государства – назовем их национальным и территориальным.


    Подход, называемый национальным , выявляет именно национальные особенности социально-экономического развития отдельно взятой страны. Вследствие этого количество социально-экономических моделей может быть ограничено лишь количеством государств. Однако, как правило, экономистами рассматриваются лишь конкретные, особенно показательные примеры развития. Остановимся на наиболее известных из них.

    Во-первых, государства в целом можно разделить на две группы - по господствующим экономическим системам (рыночной и плановой). В первую группу включим так называемые развитые страны с преимущественно рыночной системой национального хозяйства. Соответственно модели развития этих стран характеризуются в экономической литературе следующим образом (порядок исследования обычно произвольный).

    1. Американская модель базируется на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Для нее характерны всемерная развитая система поощрения деловой активности, минимальная регулирующая роль государства в экономике, малый удельный вес государственной собственности, умеренное государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия. В американской стратегии неоконсервативной политики заслуживают внимания высокая степень проработки программ социального развития и помощи (особенно образовательных и здравоохранительных), хорошо отлаженная организация негосударственных структур, частного сектора экономики, деятельность крупнейших фирм и компаний по оказанию социальной помощи. Первостепенное внимание оказывается социальным программам, которые повышают экономическую самостоятельность бедных и малообеспеченных слоев населения, имеет большое значение строгая адресность программ социальной помощи. В качестве недостатка назовем слабое воздействие государства на социальные процессы - задача социального равенства вообще не ставится.

    2. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства. Значительны широта охвата населения программами социальной защиты и щедрая помощь государства социально слабому населению. Модель организации экономической жизни позволила обеспечить этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Главной политической задачей выдвигается обеспечение полной занятости, велика роль государства. Однако реализация подобной модели требует особой социально-экономической культуры нации, хорошо организованных государственных структур и учреждений.

    3. Японская модель характеризуется, прежде всего, повышением технико-экономической и социальной эффективности производства. Основная особенность – самостоятельность и независимость от государственного бюджета.

    В качестве одной из важнейших черт японской модели можно выделить высокий уровень государственного воздействия на выбор основных направлений развития национальной экономики (особенно жесткие меры принимаются при регулировании аграрного сектора – в процессе поддержания цен, осуществления государственных закупок, ограничения импорта сельскохозяйственных товаров). Об эффективности подобной политики свидетельствует, к примеру, тот факт, что Япония экспортирует продукты питания и, в частности, рис.

    Об универсальности японской модели экономического развития в начале 70-х годов говорил профессор университета Хитоцубаси Кадзуси Окава. При оценке национальных моделей развития он выделил два ключевых момента – гипотезу «ускорения развития», утверждающую ускорение темпов роста как долговременную тенденцию, и «двухструктурный экономический рост» как источник ускорения, механизм индустриализации, базирующийся на сочетании современных и традиционных элементов. При этом под современными элементами К. Окавой понимаются передовые формы производства, характерные преимущественно для промышленности; традиционная же структура присуща сельскому хозяйству.

    4. Германская модель - социальное рыночное хозяйство Германии формировалось как система, имеющая, прежде всего, четкую нацеленность системы социальной защиты на государственную поддержку малообеспеченных и социально слабых слоев населения. Модель социальной защиты в этой стране представляет собой смешанное государственно-частное решение социальных проблем, где ответственность отдельного предпринимателя заменена системой их коллективной ответственности под контролем государства.

    «Экономические концепции и экономические уклады всегда были и будут подвержены изменениям, однако вечной останется цель экономической деятельности – служить и содействовать благосостоянию людей. Наилучшим … является такой экономический строй, … при котором экономические цели гармонично сочетаются с реальными условиями, а также с социальными целями», - отметил в своем выступлении по радио 8 декабря 1945 года автор германского «экономического чуда» Людвиг Эрхард. При социальном рыночном хозяйстве в Германии особым покровительством пользуются мел­кие и средние предприятия, фермерские хозяйства.

    Далее, выделим вторую группу, содержащую модели развития стран «бывшего социалистического лагеря» - государств Восточной Европы, стран СНГ, то есть государств, осуществляющих (в отдельных случаях весьма успешно) переход от плановой системы к рынку. В качестве примера приведем модели экономического развития Польши, Венгрии, Украины, России, Северной Кореи, Сингапура, Китая.

    Китайскую модель развития рассмотрим отдельно. Основная причина особого положения этой модели – невиданные до нашего времени темпы экономического развития (с 1978 по 1998 год среднегодовые темы экономического роста составили 8%, а в промышленности – до 16%). По мнению китайских экономистов, развитие осуществлялось за счет совершенствования производительных сил, наращивания и укрепления совокупной мощи государства, ориентации экономики страны на достижение высокого уровня благосостояния всех ее граждан.

    В современных условиях в подавляющем большинстве стран мира действуют достаточно жесткие рыночные законы как для частных, так и для государственных предприятий, однако распределение ресурсов по мере необходимости в той или иной степени регулируется государством с помощью командных механизмов.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое экономическая система?

    2. Какова структура экономической системы?

    3. Что понимают под хозяйственным механизмом?

    4. Сформулируйте основные принципы формирования традиционной экономической системы.

    5. Назовите достоинства и недостатки административно-командной экономической системы.

    6. Что представляет собой рыночная экономическая система?

    7. Опишите смешанную экономическую систему.

    8. Какие классификации систем экономического развития государств вы можете назвать?

    9. Модель экономического развития государства: что это такое?

    10. Опишите известные вам модели социально-экономического развития.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...