Социально-экономическая система как объект государственного регулирования экономики, ее структура. Социально-экономическая система страны как объект государственного управления


Экономика фирмы: конспект лекций Котельникова Екатерина

2. Объекты государственного регулирования экономики

Как следует из характеристики предпосылок государственного воздействия на экономику, его объектами должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть перечисленные выше трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически вообще, разрешаемые частично или в отдаленном будущем, в то время как решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в обществе.

Многообразие причин государственного регулирования рождает еще большее разнообразие объектов, которые под него подпадают. Основными среди них являются следующие:

1) экономический цикл и его отдельные фазы;

2) секторальная, отраслевая и региональная структуры рынка;

3) условия накопления капитала;

4) занятость;

5) денежное обращение;

6) платежный баланс;

8) научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;

9) условия конкуренции;

10) социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

11) подготовка и переподготовка кадров;

12) окружающая среда;

13) внешнеэкономические связи.

Безусловно, степень участия государства в регулировании перечисленных объектов совершенно различна: одно направление регулирования охватывает макроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы; другое – отношения между отдельными экономическими субъектами (например, условия конкуренции), между государственными и регулирующими органами и предприятиями; третье – социальные отношения. Характеристика перечисленных объектов представляется в экономической литературе следующим образом.

Государственная политика по преодолению негативных последствий циклического развития экономики состоит в регулировании хозяйственной конъюнктуры, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на услуги и товары, занятость и капиталовложения. Для этого негосударственному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях долгого и яростного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда – необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государства как регулятора рынка – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов, так какпо о кончании такого подъема это поможет уменьшить продолжительность и глубину возможного спада производства, занятости и инвестиций.

Регулирование отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений. Таким образом, обеспечиваются привилегированные условия развития для отдельных отраслей и регионов. При этом иногда такая поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса. Поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно-технического прогресса, способных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Также напрямую поддерживаются отрасли, изначально по своей природе нерентабельные, но социально важные. В то же время могут приниматься меры по сдерживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служили главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государство заинтересовано в поощрении накопления. Это в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам госрегулирования. Оно, создавая дополнительные стимулы и потенциал в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, воздействует на экономический цикл и структуру производства.

Регулирование занятости населения понимается как поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребности экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. При этом принципиально важно, чтобы соотношение между спросом и предложением не вело к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, которое ведет к увеличению численности безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и серьезным социальным последствиям.

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:· изменение состава и структуры системы налогов,· замена одного способа или формы

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и

Из книги Инвестиции: конспект лекций автора Мальцева Юлия Николаевна

1. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть

Из книги Государственное и муниципальное управление автора Сибикеев Константин

4. Субъекты и объекты государственного управления Субъектами государственного управленияявляются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы,

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

43. Понятие государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

44. Механизмы государственного регулирования экономики Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:1) прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

1. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

3. Формы и методы государственного регулирования экономики По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

3. Объективная необходимость государственного регулирования экономики В настоящее время регулирующая роль государства возрастает практически во всех сферах экономической деятельности, например в сфере занятости и производительности труда, в производстве, в

Из книги Покупка дома и участка автора Шевчук Денис

4. Основные направления государственного регулирования экономики Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Из книги автора

6. Необходимость государственного регулирования Государственный контроль над ценами выражается в осуществлении наблюдения над установлением уровня рыночных цен. Посредством этого можно определить все проблемы рыночной системы вплоть до обнаружения монополий:

Из книги автора

2.4. Формы государственного регулирования На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:– идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);– инвестора в приоритетные отрасли

Из книги автора

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему

Из книги автора

15.3.4. Средства государственного регулирования экономики Государственное регулирование экономики осуществляется посредством комплекса мер. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование.К

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономисты сходятся к пониманию того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

Объект исследования - государственное регулирование экономики.

Предмет исследования - методы и последствия государственного регулирования экономики.

Цель исследования - изучить основные методы и последствия государственного регулирования экономики.

Задачи исследования:

рассмотреть экономика как объект общественного регулирования;

проанализировать современные задачи государственного регулирования;

изучить общие функции и методы государственного регулирования экономики;

рассмотреть последствия государственного регулирования экономики;

раскрыть пути повышения эффективности государственного влияния;

Государственное регулирование, стратегия и движущие силы трансформации экономики

Экономика как объект общественного регулирования

В любой современной стране государство, правительство играет серьезную роль в функционировании и развитии национальной экономики. Ни сегодня, ни в ретроспективе практически невозможно представить себе независимую от государства рыночную экономику. Такой макроэкономической системы история нигде и никогда не знала. Теперь, после того как раскрыты причины необходимости государственного вмешательства в рыночные экономические процессы, освещены основные задачи в экономике, выпадающие на долю государственных институтов, предстоит более подробно проанализировать конкретные функции государства в современной экономике и механизмы их реализации. При этом нужно учесть произошедшие за последнее время большие изменения в функционировании национальных экономик под влиянием процессов глобализации, понять высокий динамизм трансформирования институциональных систем в большой группе стран под воздействием новых потребностей и противоречий.

Национальная экономика складывается из единичных хозяйств: предприятий, корпораций, домохозяйств, различных хозяйственных систем. В рыночных условиях каждое из этих хозяйств строит свою экономическую политику и организует управление, исходя из собственных экономических целей и интересов. Вместе с тем все они находятся в рамках экономической политики и институтов, формируемых на уровне государства. Мера влияния государства различна в разные периоды истории и зависит от традиций страны, устойчивых институциональных условий.

Институты - весьма важное понятие при изучении управленческих отношений. Согласно определениям классиков институционализма (Д. Норта и др.) институты - это "правила игры" в обществе, т.е. созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, таких как органы и организации, законы, иные установленные правила. Существуют и неформальные. Это неписаные правила, обычаи, традиции, принципы. Совершенствование или преобразования институтов обычно и наполняет собою программы, именуемые экономическими реформами.

Многовековой опыт рыночного хозяйствования развитых стран мира многими интерпретируется как последовательное воплощение принципа свободы предпринимательства. И как аксиома предполагается предпочтительность экономического порядка, базирующегося на либеральном принципе laissez-faire ("позволять делать" - в дословном переводе с французского). Он предполагает минимальное вмешательство государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей. Регулирующее участие государства при таком подходе допускается в качестве вынужденной меры, как компенсатор отклонений от идеальной рыночной модели.

Во многих трудах дается "стандартное" оправдание государственного вмешательства в экономику. В качестве стартовой точки берется поведение экономики при почти полном отсутствии правительства, т.е. при абсолютно свободной рыночной экономике. Применительно к реальной экономической жизни возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка. Логика здесь обычно такова. Допустим, существует полный набор рынков, и в экономике действует совершенная конкуренция, складывается равновесие между спросом и предложением. В результате достигается положение, когда никто не может повысить свое благосостояние, не ухудшив благополучие кого-то другого. Это называют достижением "эффективности по Парето". Предположим также, что индивидуумы всегда лучше, чем правительство, знают, что принесет им удовлетворение.

Использование принципов laissez-faire и "эффективности по Парето" сыграло огромную роль в становлении рыночной экономики в развитом мире. Однако и представление, что идеальной следует считать экономику, которая регулируется лишь "невидимой рукой" Адама Смита, не подтвердилось ни практикой, ни научными разработками. Разумеется, в природе не существует "совершенных" рынков, вследствие чего и приходится прибегать к мерам внешнего подрегулирования. Дело в том, что регулирование экономики государством и другими общественно-политическими институтами выступает органической предпосылкой самой возможности устойчивых экономических, в том числе рыночных отношений. "Есть мало оснований считать, - замечают американские ученые Э. Аткинсон и Дж. Стиглиц, - что рынок мог бы функционировать в ситуации, предполагающей негосударственную экономику" Аткинсон Э.Б., Стигяиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ, под ред. Л.Л.Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 18-23..

Государственные интересы и сам фактор государства непременно присутствуют в функционировании рыночной экономики на всех этапах ее существования и развития в более или менее зрелом виде. Это с очевидностью демонстрирует вся современная практика как высокоразвитых, так и развивающихся стран.

Можно выделить следующие основные причины для государственного вмешательства:

1) отсутствие в реальности совершенной конкуренции;

2) недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия;

3) необходимость общественного перераспределения благ в соответствии с факторами, неподвластными рынку;

4) отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде (например, фьючерсных и страховых);

5) наличие внешних факторов (экстерналий), требующих компенсационных действий;

6) существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная наука и т.п.);

7) разграничение "достойных потребностей" и тех, интерес к которым нужно снижать (алкоголь, табак, наркотики и др.).

Конкретные механизмы государственного регулирования национальной экономики определяются не только общими устоявшимися в мире закономерностями, но и характером, особенными чертами экономики страны. В этом плане российская экономика как объект регулирования отличается рядом специфических особенностей. Об этом говорят уникальные пространственные масштабы российской экономики. Особые требования, объективно предъявляются со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.). Но эти объекты недостаточно развиты и имеется большая потребность в капитальных ресурсах.

Крайне неразвита специфически рыночная инфраструктура, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии. Имеется огромная дистанция в уровне экономического и социального развития между меньшинством регионов, получившим название "доноров", и остальной частью страны. Россию отличает уникальная сложность природно-климатических условий для хозяйственной деятельности и проживания людей на большинстве территории страны. Наконец, нельзя не сказать о наличии устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране.

Россия сообразно принятой в мире классификации относится к группе стран с переходной экономикой. Уже само качество переходности задает дополнительную управленческую компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Французский ученый Ж. Сапир справедливо замечает: "Дело перехода к рынку нельзя отдавать на откуп самому рынку. Нелепо пытаться воспользоваться преимуществами еще не существующего института" Сапир Ж. Структурные аспекты реформы / Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 12. С. 64.. К этому нужно добавить, что совершающийся в России переходный процесс от некогда мощной централизованно-плановой экономики к экономике либерально-рыночной, не имеет по своим масштабам и сложности прецедентов в мировой истории.

В соответствии с такими особенностями переходного процесса объективно весьма значительное место у нас должны занимать целевые государственные программы, призванные формировать несуществующие или слабо развитые объекты рамочного типа (инфраструктура, рыночные институты, база поддержки эффективного предпринимательства и т.д.). Вряд ли они сформируются на базе одной лишь частной инициативы.

Таким образом, в условиях России экономическая роль государства по многим параметрам значительнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. И с этим нельзя не считаться. Сохраняется и высокая вероятность использования традиций огосударствления экономики в корыстных целях дальнейшего обюрокрачивания экономических отношений со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Поэтому столь важна политика эффективной либерализации и дебюрократизации экономики.

Объекты государственного регулирования экономики

Замечание 1

Объектами государственного регулирования экономики называются сферы, отрасли и регионы, в которых возникают трудные ситуации и проблемы экономического роста, не разрешаемые без вмешательства государства. Также объектами ГРЭ являются явления, условия и ситуации социально-экономической жизни государства, требующие к себе вмешательства государства и государственных органов.

Главными объектами ГРЭ являются (рис.1):

Также значительными объектами государственного регулирования являются внешнеэкономическая деятельность и контроль за состоянием экологии и окружающей среды.

Каждый из приведенных объектов обладает особенностями и носит различный характер. Эти объекты объединяют макроэкономические процессы. Сущность государственного регулирования заключается в различных функциях, проявляющих себя в процессе управления перечисленными объектами.

Проявление государственного регулирования в воздействии на экономический цикл, состоит в том, чтобы в периоды кризисов, экономических депрессий стимулировать спрос на продукцию (товары/услуги), политику капиталов, занятость населения государства. В этом процессе могут предоставляться как льготы частному капиталу, так и увеличиваться объем государственных расходов и инвестиций. Оказывая воздействие на экономический цикл, государство участвует в процессах "торможения" роста спроса, регулировании необоснованного рост цен и заработной платы, таким образом преследуя цель уменьшить объемы и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости населения в перспективе.

В аспекте структур хозяйства регулирование государства проявляет себя в предоставлении отдельных привилегий некоторым областям, регионах сферам промышленности и т.д. В одном случае это может быть финансовая поддержка отдельным регионам или отраслям, находящимся в состоянии затяжной рецессии, в другом случае - поощрение развития инновационных отраслей и производства, как представителей научно-технического прогресса, в третьем случае - государство влияет на рынок конкуренции, контролируя баланс монополизации рынка, и преследуя цель создания условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Накопление капитала тоже является важнейшим объектом регулирования государства, поскольку производство, присвоение, капитализация доходов априори являются главными целями любой хозяйственной деятельности, и государственная экономическая политика поощрения накопления капитала, в первую очередь, способствует повышению и соответствию экономических интересов субъектов хозяйствования. Параллельно государственное регулирование накопления капиталов опосредованно служит и прочим объектам ГРЭ, так как на экономический цикл и структуру хозяйства оказывает огромное влияние объемы инвестиций и их наличие.

В процессах контроля занятости населения государственное регулирование проявляет себя с точки зрения поддержания равномерного соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Данный баланс должен удовлетворять потребность национальной экономики в квалифицированной рабочей силе, заработная плата которой находится на уровне достаточной мотивации к труду. При этом колебание спроса и предложения на рынке рабочей силы не должно привести либо к превышению спроса, что чревато чрезмерным ростом заработной платы, либо к превышению предложения, что может привести резкому снижению уровня занятости и увеличению безработицы.

Пристального внимания государства и государственных органов удостаивается денежное обращение, поскольку его сбалансированность влияет напрямую на уровень инфляции в государстве, которая является серьезной угрозой для благополучия экономики. Регулирование обращения денежной массы также опосредованно влияет и на другие объекты государственного регулирования:

  • цены,
  • накопление капиталов,
  • социальные отношения.

Замечание 2

Платежный баланс - это объективный показатель экономического благополучия (или нестабильного состояния) государства. С помощью платежного баланса осуществляется стратегическое и оперативное регулирование экономических процессов путем воздействия на объемы импортируемой и экспортируемой продукции, отток и приток капиталов, колебание курса национальной валюты и др.

Еще одним объектом государственного регулирования становятся цены, потому как динамика и структура цены в государстве, в том числе на социально значимые товары и услуги отражает состояние экономики. Уровень цен в достаточной мере влияет на структуру хозяйства, капиталовложения, устойчивость национальной валюты, социальную политику. Следовательно, все объекты государственного регулирования имеют отношение друг и другу и параметры одного объекта непосредственно влияют на параметры прочих объектов ГРЭ.

Направления ГРЭ

Важнейшими направлениями государственного участия становится влияние и регулирование со стороны государства на состояние окружающей среды, соблюдение правил конкуренции, научно-технические разработки.

Согласно объектам, находящимся в сфере влияния государственного регулирования, направления ГРЭ представлены:

  1. Регулированием инвестиций;
  2. Государственным регулированием сбыта;
  3. Государственным регулированием рынка труда;
  4. Содействие развитию научно-исследовательской и опытно-конструкторским работам;
  5. Экологическим регулированием;
  6. Социальной политикой;
  7. Внешнеэкономическим регулированием.

Следуя по заданным направлениям, государственное регулирование ставит перед собой цели, совокупное достижение которых должно привести к макроэкономическому равновесию в масштабах национальной экономики, при этом, учитывая важный фактор, что чем более высокого уровня развития достигает национальная экономика, тем более открытой она становится к внешней среде, несомненно, что на эту зависимость влияют и дополнительные факторы.

Объекты государственного регулирования располагаются в иерархическом порядке в зависимости от уровня решаемых задач. Уровни эти можно обозначить следующим образом: уровень организации, региона, отрасли, сектора экономики, хозяйства в целом, глобальный уровень, наднациональный уровень. Собственно, экономическая политика преследует множество целей, связанных между собой иерархической соподчиненностью, которая в современной экономической теории называется "пирамида целей" (рис.2).

Указанные цели отчасти перекрывают друг друга, одна может оказаться на какой-то период более существенной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной обстановки, уровня понимания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от определенной государственными органами на данный отрезок времени стратегии приоритетности целей. Каждая из вышеуказанных целей может предназначаться, способствовать или мешать достижению другой цели. Определенные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д., Например, в обстоятельствах кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - активность конъюнктуры, а все прочие цели подчиняются ей.

Введение.............................................................................................3

Объекты и цели государственного регулирования.....................................4

Средства государственного регулирования..............................................8

Заключение........................................................................................14

Литература........................................................................................15

ВВЕДЕНИЕ

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объекты и цели государственного регулирования

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

    экономический цикл;

    секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

    условия накопления капитала;

    занятость;

    денежное обращение;

    платежный баланс;

    НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

    условия конкуренции;

    социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

    подготовка и переподготовка кадров;

    окружающая среда;

    внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Самой главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлена на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизация и снижение издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.

Средства государственного регулирования

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы, - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

Или, правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические средства - это:

    регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

    установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

    операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному характеру.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как правило правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно-управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

При проверки правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг только если амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы, предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолжности.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовый внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная оборона, научно-технические отрасли).

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики – это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

ЛИТЕРАТУРА

    Курс экономической теории: Учебник – 5-е дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А.–Киров: «АСА», 2002

    Экономика: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. – М.: Инфра–М, 1997

    Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

Место и роль экономической деятельности в обществе

Общество - исторически сложившиеся социальные, политические, культурные, хозяйственные отношения между людьми в процессе их совместной деятельности.

Это сложноструктурированный организм, отдельные элементы которого неразрывно переплетаются между собой и взаимно влияют друг на друга.

Слово «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого языка означает «законы ведения домашнего хозяйства». В современном понимании экономика - это совместно организованное производство в условиях ограниченности его факторов.

Экономика в современном мире - часть целого, включающая в себя как отношения между хозяйствующими субъектами, так и определенную взаимосвязанную структуру отдельных производств, отраслей, территориальных комплексов, а на более высоком уровне - и национальных хозяйств. Хозяйствующие субъекты, экономические отношения и определяющие их уровень производительные силы - это основополагающие элементы экономической системы. Одно из базовых понятий в экономических науках - экономическая система. Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности. Иначе говоря, экономическая система - совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе действующих отношений собственности и организационно-правовых форм. Основные элементы системы: социально-экономические отношения, сложившиеся на основе форм собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм, т. е. способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, система стимулов и мотиваций, конкретные экономические связи между предприятиями. Субъектами экономической системы являются фирмы, домохозяйства, государство.

Выделяется такое важное понятие, как национальная экономика - исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.

Типы экономических систем

Тип экономической системы - это способ организации производства и распределения. В экономической науке различают следующие типы экономических систем:

  • 1. Традиционная система существует в экономически слаборазвитых странах, базируется на отсталой технологии, применении ручного труда, ярко выраженной многоукладности, т. е. существовании одновременно различных форм хозяйствования. Преобладают натурально-общинные формы хозяйствования. Главенствует мелкотоварное производство, т. е. основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В экономике доминируют крестьянские и ремесленные хозяйства. Свойственна высокая степень зависимости от иностранного капитала. Характерна активная роль государства: через бюджет направляется значительная часть национального дохода на развитие инфраструктуры и поддержку беднейших слоев населения.
  • 2. Командно-административная система сформировалась в СССР, странах Восточной Европы, ряде азиатских стран. Характерные черты: общественная собственность практически на все экономические ресурсы, коллективное принятие экономических решений посредством централизованного планирования, монополизация и бюрократизация экономики. Основные недостатки: негибкость, медленная адаптация к переменам, крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
  • 3. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм). Система сложилась в XVIII в. и существовала до конца XIX - начала XX вв. Отличительные особенности: частная собственность на инвестиционные ресурсы, механизм регулирования макроэкономической деятельности основан на свободной конкуренции, наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара. Одной из главных предпосылок является личная свобода всех участников экономической деятельности - как предпринимателя, так и наемного работника. Решающее условие прогресса - свобода предпринимательской деятельности тех, кто имеет капитал.
  • 4. Современная рыночная экономика (современный капитализм) - форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка с помощью системы цен, прибыли, убытка, спроса и предложения при участии государства.
  • 5. Смешанная экономика - частное производство, которое регулируется рыночным механизмом и дополняется административным регулированием и налоговой системой. Современный мир - мир смешанных экономик.

Превращение одной системы в другую занимает длительные исторические периоды. Длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. В современном мире переходный период переживает ряд стран. В их число входит Казахстан. Происходящие в нашей стране перемены называют периодом постсоциалистической трансформации. Постсоциалистическая трансформация - исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты. Исходная точка - кризис, последующая трансформация экономических отношений. Характерны резкое обострение социально-экономических противоречий, интенсивное развитие новых форм одновременно с упадком и постепенным исчезновением старых экономических отношений. Например, быстрый рост частного сектора в наше время сопровождается трансформацией госпредприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

Во всех странах в переходный период происходят изменения, которые носят неизбежный характер и рассматриваются поэтому как закономерности. К ним относятся:

  • - изменение роли государства;
  • - макроэкономическая стабилизация;
  • - приватизация;
  • - трансформационный спад и структурные реформы;
  • - интеграция в мировое хозяйство.

Группы стран переходной экономики составляют:

  • а) Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии (с наибольшими темпами продвижения);
  • б) Казахстан, страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания, Монголия;
  • в) страны Восточной Азии (Китай, Вьетнам).Современный период развития страны характеризуется как переходный, а экономика - смешанной. В переходной экономике Казахстана госрегулирование заключается в выполнении двух групп функций:
    • - формирование рыночных отношений (создание правовой базы, демонополизация и стимулирование конкуренции, приватизация госсобственности);
    • - перераспределительные функции (корректировка несовершенства рыночных отношений при распределении материальных, финансовых ресурсов, доходов, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста).

Объектами управляющего воздействия со стороны государства являются макроэкономические структуры, на которых держится вся экономика:

  • - совокупное производство - все виды хозяйства нации, выпускающие товары и услуги;
  • - совокупное предложение: сумма цен товаров и услуг, которые все производители и продавцы реализуют всем покупателям;
  • - совокупный спрос - сумма денег, которую члены общества готовы заплатить за все приобретаемые товары и услуги.

Главное условие нормального развития макроэкономики - такое состояние национального хозяйства, при котором оно может полностью удовлетворить весь совокупный покупательский спрос, что возможно лишь при соблюдении народнохозяйственной пропорциональности. Объективный экономический закон пропорционального развития экономики требует постоянного поддержания соответствия объемов и структуры совокупных величин производства, предложения и спроса.

Соблюдение этих условий поддерживает макроэкономический регулятор - общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства, или хозяйственный механизм.

В качестве регуляторов рассматриваются:

  • - рыночный механизм саморегулирования;
  • - государственное регулирование;
  • - смешанное регулирование.

Рыночное регулирование. Любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к производству) связей, действующих через жизнеспособную гибкую систему цен. К его преимуществам относятся: эффективный механизм перераспределения ресурсов; гибкая система, приспосабливающаяся к меняющимся условиям и потребностям; строительство на принципах рационального поведения, возможность прогнозировать запросы потребителей. Система рыночного регулирования имеет свои недостатки: порождает монополизм, который разрушает механизм саморегуляции; формирует неравенство доходов, обостряет социальные противоречия, проблему «внешних эффектов».

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизация и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Причем его роль возрастает с развитием технического прогресса, ростом масштабов производства и углублением мирового разделения труда. Государство решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Смешанное регулирование характеризуется состоянием, когда частная система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики. Тип смешанного регулирования имеет следующие специфические черты:

  • - новый хозяйственный механизм соединяет устойчивость государственного управления, которая необходима для удовлетворения общественных потребностей, и гибкость рыночного саморегулирования;
  • - позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования, социальную справедливость, стабильность экономического роста;
  • - способен сбалансировать совокупный спрос и предложение.

В разных странах имеются собственные варианты хозяйственного механизма. Они различаются по таким показателям, как:

  • - сфера действия рынка и государства;
  • - функции регулятора;
  • - формы и методы государственного управления хозяйством.

Существует множество вариантов смешанного типа регуляторов. Из них можно выделить две модели, демонстрирующие практические пределы развития смешанной системы управления экономикой:- с минимальным участием государства;

С максимально допустимым участием государства при сохранении рынка.

Направления и интенсивность государственного регулирования экономики

В странах мира может наблюдаться различная степень влияния государства на экономические процессы. Это зависит от многих обстоятельств, в том числе от особенностей исторического развития. В наиболее общем виде можно выделить два принципиально отличающихся идеологических подхода к участию государства в управлении экономикой: индивидуалистический и коммунитарный. В реальной практике обычно используется их комбинация с преобладанием того или другого. В обществе с индивидуалистической идеологией (США, Канада, страны Западной Европы) роль государства обычно ограниченна. Его главные цели - защита собственности, обеспечение гарантий заключаемым договорам, соблюдение открытости рынка и максимально свободной конкуренции.

Роль государства в обществе с коммунитарной идеологией состоит в определении потребностей сообщества в кратко- и долгосрочной перспективе, их планомерном удовлетворении, обеспечении следования страной намеченным курсом, иногда - принудительно и даже с использованием всей политической мощи государства. Помимо того, в коммунитарном государстве (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Швеция) правительство планирует и определяет общий курс развития экономической жизни, т. е. исполнительные органы оказываются важнее законодательных - именно они «командуют» бизнесом.

В современном мире в странах с развитой рыночной экономикой сложились различные модели государственного регулирования, а именно:

  • - в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольшом объеме государственной собственности;
  • - для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры;
  • - в Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

Практически в каждой стране существуют свои особенности регулирования и контроля. Но несомненна общая для всех тенденция: степень государственного влияния во всем мире существенно возросла.

Многие глобальные проблемы современного общества не могут быть решены без государственного участия. К этим проблемам относится развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в важнейший источник экономического роста. Государство во всех случаях продолжает сохранять за собой ведущую роль в области национальной безопасности, охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителя.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...