Собственные доходы муниципальных образований. Доходы местных бюджетов: собственные, закрепленные, регулируемые


1. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

2. К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

3. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества:

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 в части доходов от приватизации федерального имущества приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 года Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ.

2) не менее 10 процентов доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;

4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

6) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

7) государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) не менее 50 процентов налога на имущество предприятий (организаций);

9) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

4. К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

К указанным доходам относятся:

1) часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

2) часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

3) часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации.

5. Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

6. К собственным доходам местных бюджетов могут относиться также другие платежи, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

7. Если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними законом субъекта Российской Федерации. При этом за каждым муниципальным образованием закрепляются на постоянной основе (полностью или частично) собственные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских муниципальных образований такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города.

Возможный состав собственных источников доходов местного бюджета определяется законодательством Российской Федерации. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах со стороны вышестоящих уровней власти, средства по взаимным расчетам, а также неизрасходованный остаток средств по бюджету за прошлый финансовый год.
Финансовая помощь от других бюджетов подлежит учету в местном бюджете, являющимся получателем средств, но не считается собственным доходом местных бюджетов. Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах:
- предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, создаваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стан-дартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;
- предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов.
Муниципальное образование - получатель финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права:
- ставить муниципальных служащих, финансируемых за счет средств местного бюджета, в лучшие условия по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов Российской Федерации;
- предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов местного бюджета;
- предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем 5% расходов местного бюджета.
К регулирующим доходам относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на определенный срок устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах местного бюджета.
К собственным доходам относятся местные налоги и сборы, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе, доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей и т.п. В местный бюджет также поступают ассигнования на финансирование отдельных делегированных государственных полномочий, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также иные неналоговые доходы, такие, как не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, платежи за пользование недрами и природными ресурсами, устанавливаемые в соответствии с федеральным законодательством и др.
С позиции муниципального управления целесообразно также использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу муниципального образования, значительной части поступлений от услуг муниципальных служб, арендной платы от использования имущества, рентных платежей за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам муниципального образования относятся заемные средства, полученные местными сообществами для финансирования инвестиционных расходов.
В бюджете средства местных сообществ классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть местного бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части местного бюджета. Собственно инвестиционные поступления местных бюджетов представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений. Они включаются в доходы инвестиционной части местного бюджета. Инвестиционные поступления разделяются на три категории средств: отчисления с доходов функциональной части местного бюджета, займы и государственные субвенции. Как правило, налоговые поступления, относимые в доходные статьи инвестиционной части бюджета на практике не имеют большого значения, поскольку они представляют доходные статьи функциональной части местного бюджета. Однако некоторые виды налоговых поступлений часто имеют целевой инвестици-онный характер. Так, средства от земельного налога могут направляться на оплату капитальных затрат по повышению плодородия муниципальных земель сельскохозяйственного назначения.
Представительные органы местного самоуправления могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, пре-доставленных налоговым законодательством Российской Федерации. Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представитель-ного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Принятые решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.
Правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны приниматься до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.
В случае необходимости, население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муни-ципального образования. Собранные средства могут использоваться исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления обязаны информировать население муниципального образования об использовании собранных средств.
Несмотря на большое число местных доходов, их, однако, нельзя считать взаимозаменяемыми. Можно выделить следующие основные принципы их использования:
- по мере возможности, для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в отдельных случаях для капитальных затрат;
- для капитальных затрат целесообразно использовать, субсидии, займы, налоги для финансирования капитальных затрат использовать нежелательно.
Данные принципы финансирования капитальных и текущих затрат проистекают из оценочного суждения, что граждане, проживающие на территории данной административной единицы, должны покрывать Затраты лишь на те функции местных органов власти, которые им необходимы, и не должны возмещать их в том случае, если эти функции им не нужны. Поэтому при решении вопроса о финансировании того или иного проекта особенно важно оценивать срок пользования этими активами.
Долгосрочные займы пригодны для целей капитальных затрат местных органов власти. Это происходит потому, что капитальные затраты будут удовлетворять запросы населения в течение дли-тельного времени, а погашение займа и выплата процентов по нему будут осуществляться из средств налогообложения также в течение длительного времени.
Использование займов для целей погашения текущих затрат местных органов власти нежелательно, так как подобная политика приводит к перекладыванию здравствующими гражданами бремени выплат на будущие поколения, которые, в отличие от них, уже не смогут воспользоваться благами этих займов. Если займы используются для оплаты текущих расходов, размеры последних могут стать чрезмерными, поскольку население может поддаться соблазну и проголосовать за более высокий уровень расходов, за которые им при жизни расплачиваться не придется.
Текущие налоги и платежи малопригодны для капитальных затрат местных органов власти с той точки зрения, что граждане будут вынуждены полностью взять на себя бремя расходов по услугам, преимуществами которых смогут воспользоваться только будущие поколения. Если при осуществлении капитальных затрат используется статья налогов и платежей, то объем этих расходов может быть слишком мал, поскольку население может не захотеть полностью оплачивать проекты, непосредственные преимущества от которых будут невелики.
Однако существуют случаи, когда займы являются приемлемым источником финансирования текущих расходов.
Затраты местных органов власти обычно производятся по достаточно стабильному графику в течение всего года, в то же время поток поступлений в местный бюджет может быть менее регулярен и зависит от множества факторов. В целом в течение года следует или уравновешивать свои активы и пассивы на текущих счетах, или иметь небольшое положительное сальдо для того, чтобы покрывать капитальные затраты. Поэтому краткосрочные займы, практикуемые местными органами власти для компенсации нерегулярного поступления платежей, вполне оправданы.
Кроме того, время от времени местному органу власти приходится идти на непредвиденные расходы. Например, возмещение ущерба от эпидемии, крупного пожара, аварии и других бедствий. Серьезное чрезвычайное происшествие может потребовать значительных непредусмотренных расходов на поддержание порядка силами милиции.
Подобные чрезвычайные расходы могут финансироваться за счет использования чрезвычайных способов. Конечно, с финансовой точки зрения оптимальным было бы финансирование чрезвычайных расходов за счет специально накопленных фондов, но в условиях постоянного бюджетного дефицита большинства муниципалитетов и достаточно высокой инфляции на практике данный способ используется нечасто. Кроме того, создание таких фондов означает уменьшение средств, выделяемых на текущие социальные расходы, что далеко не всегда приемлемо. Более целесообразным представляется создание специальных фондов на уровне субъекта Федерации или на уровне объединения муниципалитетов при условии, что средства фондов, собранных за счет муниципалитетов, будут предоставляться последним в виде безвозвратных субвенций при возникновении необходимости в чрезвычайных расходах. К сожалению, в настоящее время на практике данный способ трудноосуществим в виду недостаточного объема доходов местного са-моуправления при большом объеме чрезвычайных расходов.
Кроме того, при нехватке средств в фондах для финансирования всего необходимого объема чрезвычайных расходов порядок перераспределения ресурсов может вызвать множество конфликтов и споров. Возможно, выходом из положения могло бы быть заимствование необходимого объема финансовых ресурсов субъектом Федерации на рынке. Стоимость такого привлечения средств была бы ниже, чем если бы муниципалитеты осуществляли самостоятельные заимствования. Однако следует учитывать, что участие органов местного самоуправления в таких фондах может быть только добровольным.
Другим чрезвычайным источником может быть продажа муниципального имущества, но с точки зрения эффективной муниципальной политики, данный способ может быть рекомендован только в том случае, если отчуждается высоко ликвидное имущество или ценные бумаги, которые покупались специально с целью их дальнейшей перепродажи. Продажа же части необходимого муниципального имущества с целью приобретения другого муниципального имущества нерациональна в том числе и потому, что срочная продажа недостаточно ликвидного имущества практически всегда осуществляется по цене ниже рыночной.
Если местные органы власти не располагают полномочиями по немедленному увеличению ставок налогообложения, а вышестоящий уровень управления не оказал необходимой помощи, остается единственная возможность - привлечь займ для покрытия непредвиденных расходов.
При использовании займов на эти иные цели следует учитывать, что увеличение доли заемных средств в местном бюджете приводит к существенному увеличению рисков, связанных с изменением рыночной конъюнктуры. Кроме того, большинство займов и кредитов выдается на жестких условиях соблюдения схемы погашения основной долга и регулярной уплаты процентов. Такие ограничения уменьшают возможности оперативного управления финансовыми потоками муниципального образования, так как вынуждают в первую очередь направлять доходы на выполнение обязательств перед кредиторами, а не перед населением.
Эффективная финансовая политика в муниципальном образовании будет затруднена, если местные органы власти не имеют возможности самостоятельного гибкого использования местных налогов. Местные налоги позволяют регулировать количество и качество предоставляемых услуг в зависимости от пожеланий местного населения, путем изменения размера поступлений, регулируя ставки налогообложения. Если местные органы власти будут рассчитывать исключительно на получение субсидий, то средства могут расходоваться неэффективно, а ответственность за некачественные услуги будет перекладываться на вышестоящие уровни власти за, якобы, недостаточное финансирование. Местные политические деятели, чиновники и избиратели обычно гораздо более осмотрительно расходуют средства, собранные на местах, нежели средства, полученные со стороны.
Местные органы власти несут ответственность за развитие местной инфраструктуры. Очевидно, что такое обустройство благотворно влияет на деловую активность в обустраиваемых районах, и поэтому для целей обеспечения развития часто рациональнее вводить плату за обустройство территорий путем осуществления разовых платежей, например, путем установления сбора за благоустройство, чем использовать займы или налоговые доходы, сбор станет платежом за первоначальные капиталовложения. Может показаться, что введение такого сбора перекладывает все расходы на обустройство на те предприятия, которые изначально вели свою деятельность, но на самом деле расходы на обустройство будут возмещены собственникам через увеличение стоимости их имущества, в результате обустройства территорий.
При этом важно устанавливать сборы таким образом, чтобы использование разных сборов на обустройство для различных районов не сдерживало освоение новых площадей и не переориен-тировало деловую активность в те районы, где установлены более низкие сборы за обустройство. Одним из путей решения могло бы быть использование повышенных сборов на обустройство для вновь открываемых предприятий в уже освоенных районах.


1. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
2. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
3. В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
4. До разграничения государственной собственности на землю в местный бюджет в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.


1. В соответствии с п. 1. комментируемой статьи источниками формирования доходной части местных бюджетов являются собственные доходы и доходы за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Аналогичная норма содержится в ст. 6 Закона о финансовых основах местного самоуправления: "Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам".
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся (ст. 7 Закона о финансовых основах местного самоуправления):
1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
2) не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;
3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
6) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;
7) государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ;
8) не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);
9) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В местные бюджеты полностью (после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством) поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.
К указанным доходам относятся:
1) часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ;
2) часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
3) часть НДС по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ;
4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ.
К собственным доходам местных бюджетов могут относиться также другие платежи, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними законом субъекта РФ. При этом за каждым муниципальным образованием закрепляются на постоянной основе (полностью или частично) собственные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских муниципальных образований такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города (п. 7 ст. 7 Закона о финансовых основах местного самоуправления).
2. Кроме собственных доходов, источниками формирования доходов местных бюджетов являются отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Регулирующими налогами называются налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год или на долговременной основе, т.е. не менее чем на 3 года (ст. 48 БК РФ).
Кроме того, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи в местный бюджет поступают:
1) ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;
2) ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ;
3) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований;
4) другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, в соответствии с п. 2. ст. 24 закона Саратовской области об областном бюджете на 2003 г. финансовая помощь из областного бюджета предоставляется местным бюджетам в форме субсидии на финансирование расходов, связанных с реализацией Закона о ветеранах.
Данная норма носит своевременный характер, учитывая, что в бюджетной практике России 1990-ых гг. имели место случаи передачи расходов на уровень местных бюджетов без обеспечения источниками. Это относится прежде всего к передаче ведомственной социально-культурной сферы на балансы органов власти местного самоуправления. Представляется, что эта норма БК РФ позволит защитить интересы органов власти местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов представляют собой поступления денежных средств в централизованные денежные фонды, предназначенные для обеспечения задач и функций местного самоуправления. Они выражают экономические отношения по поводу распределения и перераспределения той части национального дохода, которая связана с формированием бюджетов муниципальных образований.

Доходы местных бюджетов

Доходы местного бюджета могут быть сгруппированы по источникам и способам их получения. Выделяют следующие основные группы доходов местных бюджетов:

  • - налоговые и неналоговые;
  • - законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства в порядке бюджетного регулирования (регулирующие) или целевого регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий и программ.

Первая группировка отражает бюджетную классификацию, введенную в целях обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней. Вторая классификация используется при анализе степени самостоятельности местных бюджетов, достаточности собственной финансовой базы местного самоуправления.

Налоговые доходы местных бюджетов включают:

  • -собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;
  • -отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;
  • -государственную пошлину (за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета по нормативу 100 %).

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:

доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходов от продажи муниципального имущества; безвозмездных перечислений; штрафов и иных сумм принудительного изъятия; части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В соответствии с делением источников доходов бюджета на собственные и регулирующие доходная часть местных бюджетов включает: собственные доходы; поступления от регулирующих доходов;

финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований); средства, полученные по взаимным расчетам.

Собственные доходы бюджета - это доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за определенным уровнем бюджетной системы.

Основной составляющей собственных доходов являются налоговые доходы. Они формируются за счет налогов и сборов, имеющих обязательный или безвозмездный характер перечисления в бюджет. Доля налогов и сборов в составе собственных доходов местных бюджетов доходит до 50 и более процентов.

Закрепление налогов означает, что органы власти соответствующего уровня управления наделяются исключительным правом собирать и расходовать поступления от определенного вида налогов, а также самостоятельного установления ставок налога и налогооблагаемой базы.

Первостепенность государственных интересов над местными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую недостаточны для полновесного финансирования расходов местного бюджета. Это вызывает необходимость перераспределения между бюджетами наиболее значимых по объемам и стабильности поступления федеральных и региональных налогов, в результате чего формируется такой источник местного бюджета, как регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджета - это отчисления от федеральных и региональных налогов и иных платежей, перераспределяющиеся между бюджетами различных уровней по установленным нормативам в виде процентных отчислений на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) с целью покрытия бюджетных дефицитов в порядке бюджетного регулирования.

Регулирующие доходы поступают в местный бюджет из бюджетов вышестоящих уровней, по нормативам, ежегодно утверждаемым в процессе принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Доходы местных бюджетов могут также включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований). Особое место в составе доходов местных бюджетов занимают средства по взаимным расчетам, в состав которых включают финансовые средства, передаваемые органами государственной власти органам местного самоуправления для выполнения ими отдельных государственных полномочий, для реализации федеральных региональных законов (связанных в основном с предоставлением социальных льгот отдельным группам населения) или для компенсаций потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета.

В состав собственных доходов местных бюджетов входят: местные налоги и сборы; доли федеральных и региональных налогов и акцизов, законодательно закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе; доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, а также установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования; платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами; доходы от проведения муниципальных займов и лотерей; часть прибыли рентабельных муниципальных предприятий; доходы от муниципальных ценных бумаг; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с законодательством; государственная пошлина, установленная федеральным законодательством; другие платежи, установленные федеральными и региональными законами.

Одним из элементов собственных доходов муниципальных бюджетов являются местные налоги. Местные налоги - это обязательные безвозмездные платежи, которые устанавливаются органами местного самоуправления и полностью поступают в местные бюджеты. Местные налоги составляют источник доходов территориальных бюджетов в унитарных государствах и бюджетов нижнего уровня в федерациях. Они представляют собой наиболее диверсифицированный вид налоговых платежей, определяемый историческими, экономическими и другими особенностями конкретной страны.

Органы исполнительной власти могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет местного уровня в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов, установленных в законе о бюджете на соответствующий финансовый год. Это обусловлено тем, что решения органов исполнительной власти не должны влиять на наполняемость бюджетов. Другим элементом доходных поступлений местных бюджетов выступают неналоговые доходы. Они составляют менее значительную долю поступлений в бюджет (от 5 до 30 % в различных странах), чем налоговые доходы. Вместе с тем они имеют важное значение для обеспечения самостоятельности муниципальных властей и их финансовой устойчивости, поскольку отражают действительные возможности органов местного самоуправления управлять принадлежащей им собственностью, осуществлять хозяйственную деятельность, финансовые операции и т. д. Неналоговые доходы в меньшей степени, чем налоги, зависят от экономических, политических и социальных факторов.

К источникам местных неналоговых доходов во всех странах относят доходы от управления муниципальной собственностью (сдача в аренду муниципального имущества и земли, прибыль от использования муниципального имущества, доходы по муниципальным ценным бумагам) и доходы от продажи муниципальной собственности, получаемые в результате ее приватизации. Определенную долю в неналоговых доходах занимают штрафы и пени, взимаемые муниципальными властями за несоблюдение хозяйствующими субъектами различных видов законодательств. К неналоговым платежам можно отнести также платежи за пользование недрами и природными ресурсами, доходы от проведения муниципальных займов и лотерей, оказание муниципальными структурами платных услуг населению, часть прибыли муниципальных предприятий, государственную пошлину. В последнее время наблюдается тенденция к возрастанию роли неналоговых платежей в местные бюджеты.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, местный бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления .

Местный бюджет имеет доходную и расходные части. Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Превышение расходов бюджета над его доходами называется дефицитом бюджета , а превышение доходов бюджета над его расходами – профицитом бюджета .

В соответствии со ст. 264.6 Бюджетного кодекса РФ, ст. 29 Устава города Нижнего Новгорода, ст. 95 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Нижнем Новгороде, утвержденного постановлением городской Думы от 25.06.2008 № 120, рассмотрев представленный администрацией г. Нижнего Новгорода отчет об исполнении бюджета г. Нижнего Новгорода за 2012 год, городская Дума г. Нижнего Новгорода своим решением от 29 мая 2013 года № 70 «Об исполнении бюджета города Нижнего Новгорода за 2012 год» утвердила отчет об исполнении бюджета г. Нижнего Новгорода за 2012 год по доходам в сумме 21.890.563,7 тыс. руб., по расходам в сумме 23.024.020,3 тыс. руб. с превышением расходов над доходами (дефицит бюджета г. Нижнего Новгорода) в сумме 1.133.456,6 тыс. руб.

Доходы местных бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Они включают :

1) налоговые доходы. К ним относятся доходы от предусмотренных законодательством России о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним;

2) неналоговые доходы. К ним относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы.

3) безвозмездные поступления. К ним относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Итак, в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции , предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Субвенции распределяются пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Местные бюджеты могут получать субсидии , которые представляют собой бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов. В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития .

В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в других случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, местным бюджетам предоставляются дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

Субвенции, субсидии и дотации относятся к формам межбюджетных трансфертов , под которыми понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан;

2) доходы от местных налогов и сборов;

3) доходы от региональных налогов и сборов;

4) доходы от федеральных налогов и сборов;

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты и другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства. «Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства».

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.

К долговым обязательствам муниципального образования относится и муниципальная гарантия – это вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...