Сколько получал тракторист в 1980. Почему в России маленькие зарплаты? Сравнение зарплат по профессиям, регионам и по годам


Иверская часовня - часовня со списком Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве, ведущих на Красную площадь (конец XVII - начало XIX в., разрушена в 1929 г., воссоздана в 1994-1995 гг.).

Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери был привезен с Афона в Москву 13 октября 1648 года и временно помещен в Никольском монастыре.

Спустя некоторое время его отправили в Валдайский Иверский монастырь (последнее упоминание о нахождении точного списка относятся к 1913 году в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря), а для Москвы по повелению Алексея Михайловича монастырю заказали сделать точную копию с привезённого из Афона списка.

Прибывший в Москву список, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города, через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь.

В 1680 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими.

Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1669 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины.

Деревянная часовня перестраивалась в 1746 году, а окончательный вид приобрела в 1791 году, когда её перестроил в камне архитектор Матвей Казаков. После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном.

Художник Пьетро Гонзаго выполнил внутренние и наружные украшения часовни, наверху была установлена позолоченная фигура ангела с крестом, а голубой купол часовни был усыпан звёздами. Часовня была приписана к Николо-Перервинскому монастырю.


По традиции, всякий, идуший на Красную площадь или Кремль, перед входом в ворота прикладывался к иконе, под воротами мужчинам полагалось проходить без шапки.

Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал её во время отсутствия.

После прихода к власти большевиков для Иверской часовни наступили тяжелые времена.

В ночь на 28 апреля 1918 года часовня была ограблена, из неё были похищены ценные дары, привешенные к иконе по обету, а также пытались украсть драгоценный оклад с главной чудотворной иконы.

Николо-Перервинский монастырь был закрыт и монахи, обслуживающие часовню, живших в доме бывшего Губернского правления были выселены.

Во время кампании изъятия церковных ценностей в 1922 году из часовни была изъята вся утварь, конфискованы оклады, ризы, сосуды, кресты, украшенные драгоценными камнями и почти все иконы, включая и саму почитаемую чудотворную Иверскую икону. Из-за противоречивых данных неизвестно, какую именно икону конфисковали.

В 1929 году часовню закрыли и снесли за одну ночь - с 28 на 29 июля 1929 года. На её месте ненадолго ставится фигура рабочего, а уже 1931 году сносят Воскресенские ворота.

В ноябре 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, они были восстановлены по решению московского правительства (автор проекта - архитектор О. И. Журин, автор фигур апостолов Петра и Павла и архангела Михаила - скульптор Ю. Ф. Иванов). На Афоне был сделан новый список Иверской иконы.

Оформлением интерьера Иверской часовни занимались мастера Свято-Троицкого братства.

Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.

Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы - поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную.

По преданию, в IX веке эта икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили ей откупиться или отдать им икону для уничтожения. Вдова попросила воинов подождать до утра, чтобы собрать требуемые деньги, а когда они ушли, понесла икону к морю и опустила ее с молитвой в море, понимая, что откупиться невозможно. И тогда совершилось чудо - икона не утонула, а встала на ребро и понеслась по волнам. Сын вдовы ушел от преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей у них в доме и о том, как она спаслась от иконоборцев.

Этот рассказ стал священным преданием монастыря. Почти через двести лет афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота. Снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы: "Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей..." Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески -"Вратарница").

Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы...

В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси. В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.

Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.

13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.

Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. Место было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Поэтому было у ворот и другое название - Триумфальные. Еще назывались они Курятными - по одному из торговых рядов неподалеку, где продавали кур, и Львиными, потому что рядом находился Львиный двор, где держали львов, подаренных Ивану Грозному английской королевой Марией Тюдор.

Именно с этого места в 1534 году стали строить саму крепостную стену Китай-города, которая поначалу на этом участке вообще не имела проездных ворот, а была приспособлена только для боя: здесь, над глухой стеной находились бойницы и стоки для смолы и кипятка. В Кремль же проезжали с этой стороны через Троицкие и Боровицкие ворота. Потом стену пробили для проездных ворот. За свою более, чем столетнюю историю они настолько обветшали и пострадали, особенно в Смутное время, что в 1680 году царь Федор Алексеевич стал их перестраивать заново. Над ними появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими. Кроме нее, по повелению государя на воротах "добрым письмом" были изображены: преп. Сергий, великомученик Георгий Победоносец, воин св. Феодор Стратилат и московские святители Петр и Алексей. Им под охрану вручалась Москва и ее новый построенный "город" - Китай. Это была русская традиция: ворота - вход и выход из города - осеняли наверху иконами.

Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и в апреле 1756 года даже начато печатание газеты Московского университета, открытого напротив годом раньше.

Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую - в документах ее помещение называли "деревянным чуланом" при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный "приделок".

Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была "благолепно украшена": снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.

Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих". Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди - вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты - перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.

Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.

Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам основатель Петербурга, Петр I, москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в Москву после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.

Триумфальное шествие состояло "из целой флотилии устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами, при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек". Петр одолел шведов - своих учителей, когда-то чеканивших медаль за победу над русскими под Нарвой!

Тогда царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.

Однажды ночью государь ехал в крытых санях мимо Воскресенских ворот, а навстречу - запряженный в шесть лошадей боярский рыдван, который опрокинул розвальни дьякона. Вместо помощи боярские слуги стали бить дьякона и не узнали царя, который за него вступился. "Кто там еще едет в коробе!" - огрызнулись они. Разъяренный Петр отколотил палкой кучера и форейтора боярина и велел своему денщику поднять опрокинутые розвальни дьяка. А поутру разнес самого боярина "за потворство холопам".

Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.

А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон и женщины падали в обморок от страха.

Есть легенда, что перед отбытием на казнь, на Болотную площадь в Замоскворечье, Пугачев помолился на Иверскую часовню и поклонился на четыре стороны со словами: "Виноват перед Богом и государыней. Простите меня, православные!" Из толпы ответили ему тогда: "Бог тебе судья, злодей, ты убил, загубил моего отца, брата..." (По другой версии, произошло это на самой Болотной площади, уже перед казнью.)

Только однажды Иверская покинула Москву - в сентябре 1812 года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли монахи Николо-Перервинского монастыря) где святыни пробыли два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в Москву. В память об изгнании Наполеона в дореволюционной Москве ежегодно совершался крестный ход: из Кремля шествие направлялось к часовне, Иверскую икону принимали на руки и с благоговением обносили ее вокруг кремлевских стен.

Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:

А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется "Аллилуйя"
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля.

После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием "комсомольское рождество". Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи "правильного" мировоззрения и соответствующей морали.

Огромная толпа устроила нечто вроде "комсомольских святок" с ряжеными, только рядились в основном под православных священников и монахов, представляя их в самом безобразном виде. Страшное ночное шествие отправилось с Петровки по Большой Дмитровке к Садовой, а оттуда по Тверской к площади Революции, где развернулось главное действие "праздника". Впереди несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов древневосточных и мировых религий - Озириса, Мардука, Аллаха, Будды, и кощунственные изображения Бога Саваофа, Христа и Богородицы. Богоборцы не оставили и другие религии: там были и раввины, и протестантские пасторы, и римский папа, и китайский бонза. В центре процессии "комсомольский поп" Андрей Шохин (так названный в газетах) зычно пел "акафист Марксу" с восклицаниями "Радуйся, о Марксе, великий чудотворче!" Перед Иверской часовней был устроен грандиозный костер, в котором сожгли всю религиозную "атрибутику" под песнопения "комсомольского хора":

Всех богов на землю сдернем!
Визжите, черти, веселей!
Станцуем карманьолу!
Всех богов на карнавал!
Буянит в вышней роще
Безбожный комсомол!

А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на "комсомольской пасхе", напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: "вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!"

Иверской часовни вскоре не стало: ее снесли, а икона была перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. На месте часовни в 1929 году временно установили уродливую скульптуру рабочего - нового социалистического "вратарника". В правой руке он грозно сжимал опущенный молот, а левую выбрасывал вверх в вертикальном приветствии.

В 1931 году снесли и Воскресенские ворота - освободили место для прохода демонстрациям и автомобильному движению.

В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

В 1798-1802 г.г. во время перестройки церкви был выстроен храм с главным престолом в честь Иверской иконы, а бывший Иверский придел стал Георгиевским. Известно, что архитектором тогда был известный мастер московского классицизма И.В. Еготов, построивший в городе новое здание Лефортовского военного госпиталя.

В советское время церковь была закрыта и полуразрушена. В ней поочередно размещались заводской клуб и художественная галерея. А в 1992 года церковь возвращена верующим.

Мимо часовни иконы Иверской иконы Божией Матери, сквозь Воскресенские ворота на Красную площадь проходят миллионы людей ежедневно. Немногие из них знают, что проходят мимо одного из самых тайнственных и почитаемых мест столицы. Перед праздником чудотворной иконы Иверской Божией Матери, который отмечается 25 февраля корреспондент «НС» провел день у часовни.

Иверская часовня дом номер один в Москве. Адрес такой — проезд Воскресенские ворота д. 1а


Часовня, в которой находится одна из самых почитаемых святынь Москвы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, которую Цветаева называла «червонным иверским сердцем» Москвы, в перечне этого экскурсионного столика не значится.

«А вы знаете, что за вашим экскурсионным столиком находится самое достопримечательное место в Москве?» — спрашиваю я человека, закутанного в шарф и капюшон, как в кокон. Одними глазами он поворачивается назад и смотрит на указанное мной место. Через секунду, он неуверенно отвечает:
— Часовня? Но, это же новодел.
— Она реконструирована, а до революции была такая же, как сейчас. А вы знаете, что в часовне находится чудотворная икона Божией Матери Иверская? - не унимаюсь я.
— Я историк по образованию и шесть лет экскурсии вожу, наверное знаю, что где находится!
— Ой, простите. А в мегафон почему про нее не говорите?
— Когда спрашивают, рассказываю. А так, зачем? — «Дорогие москвичи и гости столицы! Приглашаем на незабываемую автобусную экскурсию по улицам Москвы. Вы увидите…».

Записанный в формате mp3 голос мегафонного зазывалы продолжает уговаривать прохожих этим морозным деньком прокатиться по Арбату и посетить Поклонную гору. Иверская часовня, в которой находится одна из самых почитаемых святынь Москвы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, которую Цветаева называла «червонным иверским сердцем» Москвы, в его перечне не значится.

Когда-то были другие времена, и москвичи не начинали своих дел, не помолившись «у Иверской»: купцы приходили сюда перед заключением сделки, студенты и гимназисты - перед экзаменами, паломники, прежде чем уйти пешком на три дня в Троице-Сергиеву лавру, сначала приходили благословиться «к Иверской».

Тайна икон
История первого появления Иверской иконы в часовне окутана тайной. Два главных «фигуранта» могли бы пролить на эту тайну свет. Никольский монастырь на одноименной Никольской улице, в котором по разрешению царя, останавливались греческие монахи, приехавшие в Москву для сбора подаяния и милостыни, ныне это територия Историко-Архивного института, и сама часовня у Воскресенских ворот, которая в историческом очерке Николо-Перервинского монастыря, составленным в XIX веке казначеем Иверской часовни соборным иеромонахом Никифором Божановым, указана, как построенная в 1666 году на средства Николо-Перервенского монастыря для постоянного пребывания в ней монахов и сбора пожертвований на нужды подмосковной обители.

В 1647 году приехал в Москву, и поселился в Никольском монастыре, архимандрит греческого Афонского Иверского монастыря Пахомий. Царь Алексей Михайлович пожелал, чтобы греческие монахи написали для Москвы такую же икону, как над вратами Иверского монастыря на Афоне. Монахи ответственно подошли к делу: каждый день во время исполнения послушания русскому царю они совершали литургии, а иконописец, писавший образ, постился сугубо, ел только в субботу и воскресенье. «Та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая, аки и старая», — сообщает сопроводительная грамота, с которой список чудотворной иконы приехал в Москву в 1648 году. Так доподлинно и неизвестна далнейшая судьба этой иконы в Москве. Зато известно, что сразу после прибытия, икону начали забирать («поднимать») к себе в дома богатые горожане, для молебнов над тяжело больными. Традиция эта установилась на долгие годы.

В 1669 году царь Алексей Михайлович отдал Никольский монастырь в собственность греческому Афонскому Иверскому монастырю, он стал называться Никольский Греческий монастырь и был в то время единственным местом в России, где студенты Московской Славяно-Греко-Латинской академии Заиконоспасского монастыря могли приобщаться к живому греческому богослужебному языку. Такая царская милость была оказана греческим монахам за принесение ими в Москву еще одного точного списка с чудотворной Афонской Иверской. По сообщению казначея Иверской часовни иеромонаха Никифора, в 1669 году в часовню у Воскресенских ворот из Никольского монастыря был принесен этот «второй список» с древней Афонской иконы. С того времени Перервенский монастырь, даже, когда стал заштатным, не переставал получать большие доходы от часовни, переименованой в Иверскую. Это позволило в 1775 году Московскому митрополиту Платону (Левшину) открыть в Перервенском монастыре Духовную семинарию.

Когда икону носили по домам, вместо нее в часовне помещалась копия. Таких списков-копий сохранилось много. А та, первая помещенная в часовню икона, как неизвестно точно откуда появилась, так неизвестно и куда делась. Остается загадкой и место нахождения иконы, которая была принесена с Афона в Москву в 1648 году. Некоторые специалисты считают, что именно она сейчас хранится в Новодевичьем монастыре. Еще одна версия, что этот «список №1» после революции был передан в храм Воскресения Христова в Сокольниках. Сейчас в этом храме находится особо почитаемая с первых лет советской власти Иверская икона Божией Матери.

В 1922 году из часовни в одну ночь конфисковываются церковная утварь и икона, а в 1923 году сносят и саму часовню. Из-за противоречивых данных неизвестно, какую именно икону конфисковали, и опять ее история погружается в тайну.

В 1995 году, когда Иверская часовня вновь украсила Воскресенские ворота Красной площади, монахи Афона опять сделали точную копию со своей древней Вратарницы, и опять прислали ее в Россию в ознаменование начала новой жизни Русской Церкви. То, что новая жизнь действительно началась, стало ясно после многочисленных чудес, явленных уже от новой Иверской иконы.

Сердце родины
Каждый, кто раньше приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам Петр I навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово.

«Вы знаете, что это за часовня?» — курсанты Кремля смущены вопросом, смеются, стараются отшутиться. Но один все же уверенно и серьезно говорит, что эта часовня святого Петра. Золоченые фигуры апостолов Петра и Павла охраняют дверь Иверской часовни. Наверно, курсант узнал одного из них.

На небольшой площади перед часовней туристический «нулевой километр Российской Федерации». Как далеко ведут российские километры от этого железного круга на потертой брусчатке?

«Ребят, вы знаете что это за часовня? Нет? А вы от куда, если не секрет? Воронеж? Привет Воронежу! Зайдите, там здорово», — всей компанией поднимаются по чугунным ступенькам. «Что-то долго не выходят», — я продолжаю спрашивать и фотографировать на улице. Вышли. В глазах удивление. «Ну, еще бы! Это же Иверская», — зачем-то говорю я сама себе. А они вдруг подходят: «Спасибо».

«Вы от куда? Из Саратова? Вы знаете, что это за часовня?» — Бабушка и мама фотографируют внучку, точно вписанную в окружность пафосной отметки. Из них только бабушка знает, что это за часовня, она заходила внутрь поставить свечку.

В течении пяти минут, в условном центре России, на фоне часовни фотографровались люди из Самары, Иванова, Санкт-Петербурга, Твери, Германии, Японии…

«Ну, давай, бросай!» — на небольшой площади, спиной к часовне и лицом в солнечный провал «Манежки», стоит тонкий молодой человек и неуверенно смотрит на девушку с фотоаппаратом. В руке он сжал заветную копеечку. Сложная задача, сфотографировать момент, когда монетка полетит в воздух, полностью поглотила их внимание. Монетка летит за спину, в сторону Иверской. Затвор щелкает. Взгляд молодого человека изображает вопрос «и все?»
— А зачем вы тут монетки кидаете?
— Желание загадываю. - молодой человек и сам невольно усмехается, не веря, что произносит это вслух. - Это она мне сказала! - переводит он «стрелки» на свою девушку.
— А вы знаете, что это за часовня? Нет? А откуда вы?
— Из Москвы, - парень смутился, смеется. Конечно маленькая зеленая часовня, прилепленная к воротам Красной площади, это не Большой театр, но неудобно все-таки, вдруг тест на родину провалил.

На предложение зайти в часовню, посмотреть на чудотворную икону Божией Матери (и помолиться «о чем хочется»), вежливое «Спасибо». Они уходят, идут мимо часовни, немного темноты прохода арки Воскресенских ворот, и… их нет. Исчезли в лучах февральского солнца, вот-вот готового разразиться мартовской капелью. Тяжелые двери часовни продолжают открываться и закрываться, впуская в свою таинственную глубину весенний день и гостей столицы.


Одна из арок ворот закрыта для прохода на Красную площадь. Воскресенскими, эти ворота названы по иконе Воскресения Христова, которая раньше находилась над ними.


Продавщица матрешек оказалась не разговорчивой. Но про Иверскую, сказала, знает.


Иностранец пытается прочитать и объяснить другу, что значит эта таинственная надпись "нулевой километр Российской Федерации"


Эта детская экскурсия из Подмосковья в часовню заходить не будет. Но учителя про часовню и икону знают. "Детям об этом расскажут родители"


В XVIII веке часовня стояла у Воскресенских ворот со стороны Красной площади. Фасадом к храму Василия Блаженного. А там, где она сейчас, была лавка церковной утвари от часовни.


Эти люди, зазывающие народ в исторический музей и за деньги фотографирующиеся с желающими, о часовне знают почти все. Но признались в этом с трудом. Боялись, что "будут проблемы". "Вот так однажды тоже корреспондентка одна спрашивала, спрашивала. А потом такое написала!"


Экскурсовод японской группы рассказала, что больше всего о часовне хотят знать католики. И им всегда рассказывают. Этим японцам она уже рассказала про Иверскую. "Только протестанты разные совсем икон не признают и если их туда завести, не поймут. Так что мы каждый раз индивидуально решаем водить или не водить".


«А вон за тою дверцей, Куда народ валит, Там Иверское сердце, Червонное, горит. И льется "Аллилуйя" На смуглые поля. Я в грудь тебя целую, Московская земля» М. Цветаева


Внутри часовни. Вид от иконы.


Службы, молебен с акафистом, в часовне перед иконой служат каждые два часа, начиная с 8 утра. Последняя служба начинается в 18 часов. В 20 часов часовня закрывается. Служат все московские храмы по очереди. Священники в храмах в свою очередь, тоже чередуют служение в часовне. Таким образом, священнику Иоанну Ковалеву из храма на Бутовском полигоне (на фото) выпадет служить у Иверской приблизительно 2, 3 раза в год. Это почетная обязанность всех священников Москвы. График череды лежит за ящиком в часовне. Так же он есть в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, к которому приписана часовня. На службах поминают только записки о здравии. Записки об упокоении несут на службу в Богоявленский храм. Хор обычно или приезжает вместе со священником или составляется стихийно из всех, молящихся перед иконой.


В часовне всегда есть все, нужно для служения священника, поручи, филонь, епитрахиль, ладан. Так что ему не обязательно брать все это с собой.


Подходить к иконе можно и во время службы. Затишье бывает в небольшом перерыве между службами. Тогда можно спокойно помолиться. Во время службы к иконе идет постоянный поток людей.




После каждого "наплыва" молящихся, иконы протирают




Вадим приехал из Екатеринбурга. Приехал с сыном. Он специально пришел поклониться Иверской. Дома он "по возможности ходит в храм".


Саша, человек, которого наверняка можно увидеть у Иверской, в любое время, когда ни придешь. Его с полным правом можно назвать "московским персонажем". Ходит он к Иверской уже лет десять каждый день. Саша из прихода Всех Скорбящих Радости на Ордынке, молиться Божией Матери "чтобы у меня все в жизни было хорошо и за сестру. Она очень болеет". Сестра у него парализована. "В понедельник встретимся!" — Саша рад знакомству.




Оказывается, монетки на нулевом километре кидают не для того, чтобы еще раз в Москву вернуться, а чтобы исполнилось желание.






Бабушка с дочкой и внучкой из Саратова. Бабушка только что из часовни. Ставила свечку. Монетки и желания она называет "мракобесием", но внучка хочет сфотографироваться, зачем портить настроение ребенку?


Кто-то монетки бросает, а кто-то их собирает. Дети схватывают все на лету и бездомной Люде приходится отступиться. За ребенком ей не угнаться.


— А ничего, что тут иностранцы ходят, и при них бездомные разные мелочь подбирают? — спрашиваю я полицейского, который только что на моих глазах тепло и по дружески поздоровался с бездомной Людмилой. — А вы сами подумайте. Если бы их никто не поднимал, вы бы по деньгам ходили бы. Кто-то же их должен подбирать. А они не попрошайничают. — его логика заставила меня надолго задуматься.


Тут же "работает" кришнаит. — Пожертвуйте на храм, — говорит он мне. — На какой? — Спрашиваю. — В Кузьминках. — Я спрашиваю, какой религии храм? — Храм кришны. — отвечает он, уже чувствуя, что что-то не так. — Нет, на храм кришы не могу. — честно призналась я. — Я православная. — Ну вот и проявите милосердие — подбирает он тактику. — У меня вот часовня Иверская есть. Я пойду там милосердие проявлю. — не по-христиански гордо я удаляюсь.


Сборщик пожертвований для храма кришны "охмуряет" девушку, потенциального жертвователя. Девушка в кармане уже ищет мелочь. Я наблюдаю и выжидаю...


У девушки так и не нашлась мелочь для кришнаита. Я подхожу, и задаю ей свой дежурный вопрос "знает ли она, что это за часовня". Девушка не знает и я, с максимальной миссионерской приветливостью, рассказываю ей об иконе и предлагаю зайти в часовню. Она идет. Ура! Победили "наши"!



История появления Иверской часовни на Красной площади


13 октября 1648 года список с Иверской иконы торжественно встретили в Первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре.

Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.

Он прибыл в стольный град 19 мая 1669 года, и его поместили уже непосредственно на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес.

Так появилась в Москве Иверская часовня.

Место было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских Царей на Красную площадь.

Поэтому было у ворот и другое название - Триумфальные. Еще назывались они Курятными - по одному из торговых рядов неподалеку, где продавали кур, и Львиными, потому что рядом находился Львиный двор, где держали львов, подаренных Царю Иоанну Грозному английской королевой Марией Тюдор.

Именно с этого места в 1534 году стали строить саму крепостную стену Китай-города, которая поначалу на этом участке вообще не имела проездных ворот, а была приспособлена только для боя: здесь, над глухой стеной находились бойницы и стоки для смолы и кипятка. В Кремль же проезжали с этой стороны через Троицкие и Боровицкие ворота. Потом стену пробили для проездных ворот.

За свою более, чем столетнюю историю они настолько обветшали и пострадали, особенно в Смутное время, что в 1680 году Царь Федор Алексеевич стал их перестраивать заново. Над ними появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими.

Кроме нее, по повелению Государя на воротах "добрым письмом" были изображены: преп. Сергий, великомученик Георгий Победоносец, воин св. Феодор Стратилат и Московские святители Петр и Алексей.

Им под охрану вручалась Москва и ее новый построенный "город" - Китай. Это была русская традиция: ворота - вход и выход из города - осеняли наверху иконами .

Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора.

Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую - в документах ее помещение называли "деревянным чуланом" при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный "приделок".

Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была "благолепно украшена": снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами.

Наверху установили позолоченную фигуру Ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.

Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих ".

Благодатная сила Московской Вратарницы была очень велика. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты - перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.

Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия.

Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.

Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской . В 1721 году Петр Великий торжественно въехал в Москву через Воскресенские ворота после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.

Триумфальное шествие состояло "из целой флотилии устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами, при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек".

Петр одолел шведов - своих учителей, когда-то чеканивших медаль за победу над русскими под Нарвой!

Тогда Царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.

Однажды ночью Государь ехал в крытых санях мимо Воскресенских ворот, а навстречу - запряженный в шесть лошадей боярский рыдван, который опрокинул розвальни дьякона. Вместо помощи боярские слуги стали бить дьякона и не узнали Царя, который за него вступился. "Кто там еще едет в коробе!" - огрызнулись они. Разъяренный Петр отколотил палкой кучера и форейтора боярина и велел своему денщику поднять опрокинутые розвальни дьяка. А поутру разнес самого боярина "за потворство холопам".

Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой Северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.

А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах революционер Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон.

Есть легенда, что перед отбытием на казнь, на Болотную площадь в Замоскворечье, Пугачев помолился на Иверскую часовню и поклонился на четыре стороны со словами: "Виноват перед Богом и Государыней. Простите меня, православные!" Из толпы ответили ему тогда: "Бог тебе судья, злодей, ты убил, загубил моего отца, брата..." (По другой версии, произошло это на самой Болотной площади, уже перед казнью.)

Только однажды Иверская покинула Москву - в сентябре 1812 года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли монахи Николо-Перервинского монастыря) где святыни пробыли два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в Москву. В память об изгнании Наполеона в дореволюционной Москве ежегодно совершался крестный ход: из Кремля шествие направлялось к часовне, Иверскую икону принимали на руки и с благоговением обносили ее вокруг кремлевских стен.

Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит,

Там Иверское сердце,

Червонное, горит.

И льется "Аллилуйя"

На смуглые поля.

Я в грудь тебя целую,

Московская земля.

После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием "комсомольское рождество". Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи "правильного" мировоззрения и соответствующей морали.

Огромная толпа устроила нечто вроде "комсомольских святок" с ряжеными, только рядились в основном под православных священников и монахов, представляя их в самом безобразном виде. Страшное ночное шествие отправилось с Петровки по Большой Дмитровке к Садовой, а оттуда по Тверской к площади Революции, где развернулось главное действие "праздника".

Впереди несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов древневосточных и мировых религий - Озириса, Мардука, Аллаха, Будды, и кощунственные изображения Бога Саваофа, Христа и Богородицы. Богоборцы не оставили и другие религии: там были и раввины, и протестантские пасторы, и римский папа, и китайский бонза.

В центре процессии "комсомольский поп" Андрей Шохин (так названный в газетах) зычно пел "акафист Марксу" с восклицаниями "Радуйся, о Марксе, великий чудотворче!"

Перед Иверской часовней был устроен грандиозный костер, в котором сожгли всю религиозную "атрибутику" под песнопения "комсомольского хора":

Всех богов на землю сдернем!

Визжите, черти, веселей!

Станцуем карманьолу!

Всех богов на карнавал!

Буянит в вышней роще

Безбожный комсомол!

А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на "комсомольской пасхе", напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: "вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!"

Иверской часовни вскоре не стало: ее снесли, а икона была перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. На месте часовни в 1929 году временно установили уродливую скульптуру рабочего - нового социалистического "вратарника" . В правой руке он грозно сжимал опущенный молот, а левую выбрасывал вверх в вертикальном приветствии.

В 1931 году снесли и Воскресенские ворота - освободили место для прохода демонстрациям и автомобильному движению.

В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот.

Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

В 1798-1802 г.г. во время перестройки церкви был выстроен храм с главным престолом в честь Иверской иконы, а бывший Иверский придел стал Георгиевским. Известно, что архитектором тогда был известный мастер московского классицизма И.В. Еготов, построивший в городе новое здание Лефортовского военного госпиталя.

В советское время церковь была закрыта и полуразрушена. В ней поочередно размещались заводской клуб и художественная галерея. А в 1992 года церковь возвращена верующим.

Елена Лебедева

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери, на молебне

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков.
Аминь.

Информация об этой иконе немного запутана, вот что удалось выяснить из разных источников:

Поселянин пишет, что "Неизвестно, когда и кем поставлена икона в часовне, издавна приписанной к Перервинскому монастырю. Построена сама часовня около 1660 года". Из более современных исследований удается узнать, что в Москве было как минимум три чтимых списка Иверской иконы, и образ из часовни - третий, сделанный в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря.

13 октября 1648 года первый список афонской Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. В память пренесения Иверской иконы в Москву 13/26 ноября было установлено ежегодное празднование. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, потом — в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, а по возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI-XVII вв. именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья».

В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы, предназначавшийся для Валдайского Иверского монастыря.

В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась знаменитая Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера.

Список с древней Иверской иконы Богоматери, богато украшенный в 1758 году и оставленный вместо настоящей иконы в часовни в 1812 году пред вступлением французов в Москву, впоследствии не найден, и по выходе неприятеля из столицы в часовне все оказалось обезображенным. По обновлении сделан был новый список с настоящей Иверской иконы и облечен модною позлащенною ризою; в 1851 году сделана для него новая серебряная позлащенная риза с венцами, богато украшенными жемчугом и драгоценными камнями, из привесков к Иверской иконе, а прежняя возложена на сделанный для Новоиерусалимского монастыря точный список Иверской иконы, что в часовне у Воскресенских ворот (этот новый образ был поставлен в Новоиерусалимском монастыре 24 мая 1852 года).

В Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию, которая называлась «комсомольское рождество». Главное действо развернулось перед Иверской часовней. Ряженые, изображавшие священников и монахов, несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов разных религий, начиная с египетского Осириса и заканчивая кощунственными изображениями Христа и Богородицы. Пели «акафист Марксу». Перед часовней развели большой костер, в котором сожгли всю религиозную «атрибутику». Потом Иверскую часовню снесли, а чудотворную икону перенесли в храм Воскресения в Сокольниках. Вскоре снесли и Воскресенские ворота, чтобы не мешали демонстрациям и автомобильному движению.

В начале 90-х годов прошлого века на Афоне вновь изготовили список с Иверской иконы. 25 октября 1995 года часовня была открыта вновь. Служит в ней поочередно все московское духовенство.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...