Сценарии экономического развития россии. Названы три сценария развития российской экономики


Банк России переписал сценарии развития российской экономики. Новый оптимистичный сценарий предполагает цены на нефть на уровне 60 долл./барр. в 2016 году. В предыдущем докладе такие цены закладывались в стрессовый сценарий

Банк России (Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС)

В пятницу, 11 сентября, Центральный банк представил новые сценарии развития российской экономики — они были опубликованы в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы». Регулятор уменьшил количество сценариев с шести до трех, причем новый оптимистичный сценарий оказался близок к стрессовому сценарию из предыдущего доклада, опубликованного в ноябре 2014 года. Единственное, что остается неизменным, несмотря на заметное ухудшение прогнозов, — намерение регулятора добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%.

Развитие российской экономики и денежно-кредитная политика регулятора на протяжении следующих трех лет будут определяться в основном внешними факторами, следует из опубликованного доклада. Основной — цены на нефть. При этом все сценарии предполагают «сохранение санкций и действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров», а также продолжение консервативной бюджетной и тарифной политики, говорится в документе.

Базовый, скорее, пессимистичный сценарий

Базовый сценарий, разработанный Центральным банком, предполагает сохранение среднегодового уровня цен на нефть марки Urals около 50 долл./барр. в течение всего трехлетнего периода. «При таких ценах темпы роста российской экономики останутся слабоотрицательными в 2016 году, а затем будут постепенно восстанавливаться», — отметила в ходе пресс-конференции по итогам заседания совета директоров председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

По прогнозам регулятора, при реализации базового сценария в этом году ВВП сократится на 3,9-4,4%, в следующем — на 0,5-1% и начнет расти в 2017 году. ЦБ ожидает перелома негативной тенденции в экономике России во второй половине 2016 года, заявила Набиуллина. «В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время», — сказала она. А сохранение сдержанной динамики внутреннего спроса относительно стабильной курсовой динамики и инфляционных ожиданий приведет к тому, что инфляция в следующем году снизится уже до 5,5-6,5%, уверен ЦБ.

Предыдущий базовый сценарий Центрального банка, опубликованный в ноябре 2014 года, исходил из того, что среднегодовые цены на нефть в 2015 году составят $95, рост ВВП будет равен нулю, а инфляция достигнет к концу года 6,2-6,4%. Прогноз с реальностью не совпал: пока среднегодовые цены на нефть составляют около 55 долл./барр. ВВП, по оценкам Минэкономразвития, сократится на 3,3%. Сам ЦБ повысил прогноз по инфляции на 2015 год до 13%.

Новый базовый сценарий ЦБ близок к прогнозам Минэкономразвития, о которых 25 августа рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Мы корректируем ожидания по 2015 и 2016 годам в сторону некоторого ухудшения. В 2015 году ожидаем падения на 3,3%», — сказал министр. До коррекции прогноз предполагал в 2015 году падение на 2,8%. В 2016 году Улюкаев ожидает рост на 1-2% (было 2,3%). Цена на нефть, по новому прогнозу Минэкономразвития, составит в 2016 году $55 за баррель (было $60), а в 2017 и 2018 годах — $60 (было $65 и $70).

Основной сценарий Центрального банка можно назвать «реалистичным и даже, скорее, пессимистичным», говорит главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Еще месяц назад сценарий, который ЦБ закладывает как базовый, все считали пессимистичным. Регулятор занял более осторожную позицию в отношении будущих событий, заложив геополитические риски на длительном промежутке времени, низкие цены на нефть и темпы роста экономики, а также высокие инфляционные ожидания», — говорит он.

Главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин называет базовый сценарий ЦБ «осторожным». «Вместе с оптимистичным они создают вилку реалистичных прогнозов от ЦБ на следующие три года», — говорит он.

Стрессовый сценарий

Банк России в третий раз за год изменил параметры сценария, который он считает стрессовым. В ноябре прошлого года, когда цены на нефть были на уровне 75-80 долл./барр., регулятор впервые разработал стрессовый сценарий, предполагающий падение цен на нефть до уровня 60 долл./барр. Его вероятность регулятором оценивалась как низкая. «Цель этого — нарисовать шоковый сценарий, чтобы отработать какие-то действия, которые нужно будет совершать, чтобы ограничить негативные последствия», — объясняла первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. В марте, когда цены на нефть опустились до уровня 55 долл./барр., регулятор решил пересмотреть параметры стрессового сценария, исходя из стоимости нефти 40 долл./барр. Сейчас «стрессом» ЦБ считает сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже 40 долл./барр. на протяжении трех лет.

При реализации стрессового сценария негативное влияние на экономику проявится «через сокращение доходов от экспорта, ухудшение платежеспособности заемщиков, имеющих задолженность в иностранной валюте, снижение привлекательности вложений в российскую экономику для российских и внешних инвесторов, а также через ограничение возможностей по финансированию бюджетных расходов», говорится в опубликованном документе. В этих условиях спад ВВП в 2016 году может превысить 5%, а выход на траекторию роста экономики может произойти только в 2018 году, отметила Набиуллина.

Сценарий предполагает рост волатильности на финансовых рынках и возможное «резкое ухудшение курсовых и инфляционных ожиданий, которое существенно повышает инфляционные риски и риски для финансовой стабильности», говорится в докладе. По словам Набиуллиной, реализация стрессового сценария потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики, а для предотвращения рисков Банк России может использовать как меры процентной политики, так и валютные интервенции, заверила глава ЦБ.

Тихомиров считает сценарий, при котором цена на нефть будет ниже $40 за баррель в течение длительного периода, маловероятным. По его словам, в моменте цены на нефть могут упасть ниже 40 долл./барр., но вряд ли они останутся такими в течение года. «При низких ценах на нефть все нефтедобытчики столкнутся с серьезными трудностями, кто-то — с серьезными убытками. Тогда будет страдать не только экономика России, но и многих других стран. В таких условиях нефтепроизводители скоординируют свои действия для поддержки цен на нефть», — объясняет Тихомиров.

Сдержанный оптимизм

Оптимистичный сценарий Центрального банка предполагает постепенный рост цен на нефть марки Urals до $70-80 за баррель в 2018 году. В следующем году цены будут на уровне 60 долл./барр. «Улучшение внешнеторговых условий на фоне повышения цен на нефть определит нахождение реального курса рубля на более высоком уровне, чем в базовом сценарии», — говорится в докладе, однако конкретные прогнозы по курсу рубля не приводятся ни в одном из сценариев. Благоприятная курсовая динамика, снижение инфляционных ожиданий и умеренный рост потребительского спроса обеспечат замедление инфляции до целевого уровня 4% в 2017-2018 годах при более быстром снижении ключевой ставки Банка России, чем в базовом сценарии.

В то же время только при реализации оптимистичного сценария Центральный банк сможет постепенно вернуться к наращиванию золотовалютных резервов, которые в 2016-2018 годах будут расти на $15 млрд ежегодно. «В резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть», — объяснила глава ЦБ.

Даже при реализации оптимистичного сценария «экономика будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами», отметила Набиуллина, в очередно​й раз призвав к структурным изменениям в экономике. «Сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала», — отметила глава ЦБ.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина:

«Во всех вариантах [развития событий] мы намерены добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%».

«Важно понимать, что даже в самом лучшем случае (в оптимистичном сценарии) российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами. Поэтому сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала».

«В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время».

«Золотовалютные резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть».

«Мы не видим тренда на дальнейшее ослабление курса, у нас есть повышенная волатильность, в том числе​ связанная с повышенной волатильностью нефтяных цен».

Основой антикризисной программы правительства должен стать специальный вариант бюджета на случай резкого падения цен на нефть.

Поскольку доходы от продажи нефти составляют сейчас половину всех доходов бюджета, считалось, что кризисное планирование выльется в тяжелую и безрадостную резню расходов. Однако Минэкономразвития, которому была поручена вся предварительная работа, разработало сценарий, при котором бюджет будет тратить даже больше, чем при высоких ценах на нефть (копия документа имеется в распоряжении "Финмаркета"). И это, по замыслу министра Андрея Белоусова, должно сгладить последствия кризиса для экономики.

Два сценария кризиса

Наряду с базовым "умеренно-оптимистичным" сценарием (он заложен в проект "обычного", не антикризисного бюджета), Минэкономразвития разработало два сценария разной степени пессимистичности. О том, какой из трех вариантов более реалистичен, сейчас остается только спорить.

"Оптимистичный вариант " предполагает, что: Европа каким-то чудесным образом избежит углубления рецессии и разрастания кризиса.

Для этого членам еврозоны нужно пройти между Сциллой и Харибдой - ювелирно снизить дефициты бюджета, чтобы это, с одной стороны, позволило снизить цену заимствований, а с другой - не подорвало окончательно экономический рост.

Причем все страны должны действовать согласованно, вне зависимости от их совершенно разных экономических интересов и политических проблем.

Тогда мировая экономика будет расти бодрыми темпами (4% в год), а цена на нефть останется на уровне $100 за баррель.

Согласно сценарию "мягкого кризиса " (в документе Минэкономразвития он именуется "вариант А "):

  • остановить разрастание долгового кризиса не удастся. То та, то другая страна, охваченная рецессией, будет испытывать трудности с выплатой долга. Попытки бюджетной консолидации (снижения дефицита бюджета) будут загонять страны еще глубже в рецессию. Пострадает не только юг Европы, но и развитые экономики центра и севера;
  • однако европейским лидерам удастся договориться о плане спасения. За дело возьмется Европейский ЦБ и антикризисные фонды, которые в режиме пожарной команды будут тушить очаги кризиса, спасая банки, снижая остроту долговых проблем и поддерживая спрос;
  • некоторые экономики продолжат расти и станут точками опоры для бедствующего континента, что предотвратит перерастание кризиса в неконтролируемый процесс;
  • закончится все стагнацией экономики ЕС (слабый рост в 0,3-0,7% после 2014 года). Сильно пострадают от падения спроса и недостатка банковского фондирования страны СНГ и Восточной Европы. БРИК и США также замедлятся, а цена на нефть на некоторое время упадет до $75-80, но затем вновь начнет расти;
  • темпы роста российской экономики в 2013 году могут замедлиться до 0,5-1,2%, а затем выйдут на траекторию 3-3,7% в год;
  • курс доллара в 2013 году (временно) подскочит до 37 рублей, инфляция (не надолго) вырастет до 8,6%, темпы роста доходов населения снизятся в реальном выражении до 1%.

Наконец, разработан сценарий А2 , в общих чертах повторяющий показатели глобального кризиса 2008-2009 годов. По нему:

  • бедствующие страны ЕС не могут восстановить платежеспособность, несмотря на снижение дефицитов бюджетов, а европейские лидеры - договориться о спасении евро;
  • стоимость гособлигаций падает, что вызывает острый кризис банковской системы - главного держателя этих облигаций. Кризис распространяется на весь ЕС;
  • ЕЦБ и антикризисные фонды не могут действовать из-за разногласий политиков. В результате, после долгих и безуспешных переговоров, богатые страны Европы предпочитают договориться о новом монетарном союзе без участия "слабых", нежели жертвовать своими интересами ради их спасения. Администрация США не вмешивается и наблюдает за падением Европы со стороны;
  • потери банков США, БРИК и Японии также велики. Мировая экономика растет всего 1,2%, экономика ЕС падает на 2,8% и долго не может восстановиться, в США также начинается рецессия;
  • происходит резкое падение цен на нефть. Это связано не только с падением спроса со стороны США, Китая, Индии и Европы, но и с действиями инвесторов на рынке производных нефтяных бумаг. Главные среди них - Morgan Stanley и Goldman Sachs, потеряв деньги в Европе, начнут выводить инвестиции и из нефтяных бумаг, что вызовет обвал цен на сырье;
  • цены падают ниже $60 за баррель в первой половине 2013 года. Среднегодовая цена в этом году - точно такая же, какая была в 2009 году - $60.

Россию немедленно накрывает давно ожидаемая (и на сей раз настоящая) вторая волна кризиса. Экспортная выручка выводится из страны, не задерживаясь. В 2013 году доходы от экспорта падают на 31% (в 2009 году было 36%). Начинается лавинообразная девальвация. Экономика падает также сильно, как европейская.

"Катастрофический вариант ", при котором США сами себя загоняют в глубокую (4%) рецессию (в случае, если республиканцы и демократы не смогут договориться о преодолении "фискального клиффа" - запланированного на 2013 год резкого снижения расходов бюджета), Минэкономразвития не рассматривало из-за "низкой вероятности".

Главное отличие сценария А2 от кризиса 2009 года - спад экономики будет не таким глубоким, инвестиции, хотя и снизятся, но не прекратятся вовсе.

Девальвация, по подсчетам министерства, в этом случае будет намного глубже, чем в 2009 году, когда ЦБ и правительства боролись за крепкий рубль до последнего, потратив $200 млрд.

На сей раз, по мнению министерства, ЦБ будет сторонним наблюдателем роста доллара (15-16% в реальном выражении против 5,6% в 2009 году) и займется минимизацией последствий повышения инфляции (почти 12%). Доллар будет стоить 46 рублей.

Безработица вырастет меньше, чем в 2009-ом, а вот реальные доходы населения упадут (в 2009 году наблюдался их слабый, но рост).

Как и 4 года назад, в 2013-ом вырастет склонность к сбережениям (причем граждане из-за девальвации будут предпочитать долларовые активы, что усилит отток капитала).

Потребительская активность, а вместе с ней и торговля, напротив, упадут.

Отток капитала ($80 млрд за год) и снижение экспорта не приведут к тому, что в стране впервые за долгие годы станет отрицательным текущий счет - после девальвации импорт просто рухнет, что обеспечит сохранение торгового профицита.

Восстановление не займет 3 года, как в прошлый раз - уже через год, как только начнут расти цены на нефть (из-за снижения добычи странами ОПЕК), основные параметры "полета" будут в норме. Рост уже в 2014 году может составить 2-2,9%.

Проблема только в том, что граждане и бизнес дорого заплатят за кризис - доходы в 2015 году будут ниже на 17 процентных пунктов, чем были бы в случае отсутствия кризиса, что, как пишет Минэкономразвития, вызовет "нежелательные социальные последствия".

Но, если положение граждан, вынужденных платить "инфляционный и девальвационный налоги", ухудшится, то положение бюджета, напротив, улучшится. А потому министерство предлагает использовать бюджет для смягчения последствий кризиса.

Бюджетный маневр в условиях турбулентности

Доходы бюджета из-за снижения цен на нефть упадут в обоих сценариях кризиса.

Снижение на $1 цены на нефть означает для российского бюджета потери в 70-75 млрд руб. (по оценке Минэкономразвития).

Следовательно, по "варианту А" (падение цен на нефть до $80 за баррель) казна должна потерять около 1,4 трлн руб., а по "варианту А2" ($60 за баррель) - почти 3 трлн руб. Однако из-за девальвации и высокой инфляции рублевые потери окажутся значительно ниже.

При "мягком кризисе" бюджет потеряет 150-300 млрд рублей, при "жестком" - 1,1-1,2 трлн рублей.

Возникший дефицит бюджета будет покрыт за счет резервов, как и в 2009 году. "Вариант А2" за год уменьшит их, как минимум, на четверть: сейчас там примерно 4,6 трлн рублей, а останется около 3 трлн.

Но Минэкономразвития считает, что бюджет в кризис может потратить и больше, чем запланировано на случай, если этого кризиса не будет.

В 2009 году антикризисная программа обошлась правительству в 1 трлн рублей, сейчас она будет намного дороже.

Только индексация пенсий, пособий и зарплат бюджетников, исходя из инфляции на уровне 11% в год, потребует около 1,5 трлн рублей. Вслед за зарплатами бюджетников вырастут и зарплаты в других отраслях. Это простимулирует спрос и торговлю.

Увеличение госинвестиций будет стоить еще столько же. Госинвестиции смогут частично возместить потери от уменьшения инвестиционной активности бизнеса и снижения кредитования.

Если проводить такую активную бюджетную политику, то, как уверено Минэкономразвития, последствия кризиса будут намного мягче:

  • спад ВВП в 2013 году будет на 0,6 п.п. меньше;
  • падение инвестиций - на 2,3 п.п. меньше;
  • спад в торговле - на 1,2 п.п. меньше.

Российская экономика, по данным Росстата, во втором квартале 2015 года продемонстрировала падение на 4,6 процента. В третьем квартале, как предположили в Минэкономразвития, мы должны увидеть выход из рецессии.

Подобные ожидания в текущих условиях выглядят весьма оптимистично. Последние данные свидетельствуют о спаде во многих секторах экономики. Например, оборот розничной торговли в сопоставимых ценах упал на 9,6 процента, попав под влияние падения реальных доходов населения.

По данным Росстата, за первые семь месяцев текущего года показатель снизился на 2,9 процента. Индекс промышленного производства показал снижение на 4,7 процента. Спад отмечается и в секторе внешней торговли. Экспорт упал на 30 процентов, импорт на 36 процентов.

По нашим оценкам, в перспективе ближайших двух кварталов (3-4 2015 года), скорее всего, экономика будет оставаться в состоянии рецессии. И дело тут не только в снижающихся ценах на нефть, высоком уровне инфляции в стране и возможности дальнейшего падения реальных доходов населения (к концу года мы прогнозируем падение данного показателя до семи процентов, так как индексация зарплат как в государственном, так и в частном секторе, будет ниже уровня инфляции).

Экономика России в крайне высокой степени зависит от экспорта нефти и нефтепродуктов (доля топлива в экспорте в 2014 году составила 69,5 процента), а также прочих сырьевых товаров (в частности, металлопродукция в экспорте из России составляет 8,1 процента).

Принимая во внимание факт замедления экономики Китая (доля которого во внешнеторговом обороте России довольно высока), можно полагать, что внешний спрос на отдельные группы товаров будет сокращаться. Естественно, это не пройдет бесследно для РФ.

Таким образом, мы представляем три сценария развития экономики России до конца 2015 года.

Базовый сценарий

В третьем квартале экономика нашей страны будет проходить "дно". По его итогам падение ВВП в годовом соотношении может составить 5,5 процента при среднегодовом уровне цен на нефть около 57 долларов за баррель (против текущих 58,52 доллара).

В четвертом квартале темпы падения ВВП, вероятно, замедлятся и по итогам года снижение составит 4,1 процента при условии роста среднегодовых цен на нефть до уровня 60 долларов за баррель. Инфляция в этом случае ожидается на уровне 14,5 процента. Спад экономика будет демонстрировать на фоне падения деловой активности из-за санкций, потерями торговых связей с рядом стран и регионов, а также снижением платежеспособного спроса населения.

В июле реальная заработная плата снизилась на 9,2 процента, что существенно ниже падения на 5,4 процента в июле кризисного 2009 года. Более того, сейчас падение заработной платы опережает снижение ВВП, что говорит о другой природе кризиса.

Вероятность развития ситуации по базовому сценарию мы оцениваем в 50 процентов.

Пессимистичный сценарий

В третьем квартале падение экономики составит 10 процентов, в четвертом квартале - 7 процентов. В целом по итогам 2015 года падение ВВП при таком развитии событий может составить 6,4 процента, что хуже показателей, отмечавшихся в 1998 году (-5,3 процента), но несколько лучше, чем в 2009 году (-7,8 процента). Но при этом среднегодовые цены на нефть не должны упасть ниже 50 долларов за баррель. Инфляция по итогам года может составить 15,3 процента.

Вероятность такого развития событий оценивается в 30 процентов.

Оптимистичный сценарий

Даже в его рамках (где мы допускаем в четвертом квартале символический рост ВВП на 0,7 процента), по итогам года темпы роста российской экономики останутся отрицательными (-1,9 процента). Для этого среднегодовая цена нефти должна вырасти до уровня 75 долларов за баррель.

Вероятность развития ситуации по данному сценарию составляет 20 процентов.

Тем не менее, при условии, что новых геополитических потрясений не будет, цены на нефть стабилизируются в диапазоне 60-70 долларов за баррель, а импортозамещение начнет приносить первые результаты, в 2016 году мы ждем выхода экономики России на траекторию медленного роста в рамках базового и оптимистичного сценариев.

Минэкономразвития подготовило прогноз долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 года. В документе представлено три сценария развития: консервативный, инновационный и форсированный.

Минэкономразвития подготовило прогноз долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 года. В документе, опубликованном на официальном сайте ведомства, представлено три сценария развития: консервативный, инновационный и форсированный, передаёт корреспондент .

Согласно прогнозу, развитие российской экономики в долгосрочной перспективе будет определяться такими основными тенденциями как изменение динамики мировой экономики и спроса на углеводороды, усиление зависимости платёжного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата, исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста, необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях, начавшееся сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров, усиление конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы и энергетических издержек.

С учётом этого, долгосрочное социально-экономическое развитие страны будет зависеть от степени реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах; интенсивности инновационного обновления обрабатывающих производств и динамики производительности труда; модернизации транспортной и энергетической инфраструктуры; эффективности государственных институтов; интенсивности повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса; степени интеграции евразийского экономического пространства и других факторов.

Консервативный сценарий в прогнозе характеризуется умеренными (не более 3,2%) долгосрочными темпами роста экономики «на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах».

Модернизация экономики при таком сценарии ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. «Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 1,3% ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,0% ВВП (в том числе бюджетная система — 5,1% ВВП). Расходы на здравоохранение к 2030 году вырастут до 6,2%, в том числе за счёт бюджетной системы до 4,9% ВВП. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран», — говорится в документе.

Среднегодовые темпы роста ВВП при консервативном сценарии оцениваются на уровне 3,2% в 2012-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году всего в два раза, реальные доходы населения возрастут в два раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий опирается на «создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса».

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.

«Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 5,9% ВВП в 2020 году и до 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование — соответственно до 6,3 и 7,0% ВВП (в 2010 году — 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 3,0% ВВП в 2020-2030 годах, что сопоставимо с параметрами развитых стран», — говорится в прогнозе.

При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоёмкость ВВП по отношению к 2010 году снизится в 2020 году на 26%, в 2030 году на 46%, производительность труда возрастёт в 2020 году в 1,6 раза по отношению к 2010 году и в 2030 году — соответственно в 2,5 раза. Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,1% в 2013-2030 годах без учёта эффекта возможных кризисных шоков в мировой экономике.

При указанных предпосылках российская экономика будет развиваться быстрее мировой, и её доля повысится с 3,8% в 2010 году до 4% в 2020 году и до 4,3% мирового ВВП к 2030 году. По размеру экономики Россия переместится с шестого места в 2011 году на пятое место в 2014 году. Экономика России в 2021 году превысит размер экономики Германии. Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего счёта, который достигается за счёт существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.

«Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Уровень доходов на душу населения (ВВП на душу населения с учётом раунда сопоставлений покупательной способности 2008 года) возрастёт с 57% от уровня Еврозоны до 75-77% в 2020 году и 95-100% в 2030 году. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире», — отмечается в документе.

Рост экономики при этом будет опираться на активные социальные сдвиги, связанные с ростом среднего класса и «креативных созидательных» слоёв общества. Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.

Целевой (форсированный) сценарий разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью.

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах президента от 7 мая 2012 года по созданию и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличению объёма инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году, увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года, увеличению производительности труда в 2018 году в 1,5 раза.

Кроме того, сценарий предполагает реализацию мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики, включая увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,4%, что позволит увеличить долю России в мировой экономике до 5,3% мирового ВВП к 2030 году. Сценарий предполагает более интенсивный приток капитала. При этом сальдо счёта текущих операций на протяжении всего прогнозного периода будет находиться в отрицательной области, что повышает уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам.

Дополнительно сценарий предполагает более благоприятные демографические тренды. К 2030 году численность населения достигнет 150,5 млн человек против 141,3 млн человек по консервативному сценарию. Численность трудоспособного населения сократится в меньшей степени.

Во всех основных сценариях предполагается умеренный рост цен на нефть и другие сырьевые ресурсы (в среднем около 1% в год в реальном выражении в 2016-2018 годах). Цена на нефть Urals в 2020 году достигает 116 долларов США за баррель, в 2030 году — 164 долларов США за баррель. Это означает, что в реальном выражении цена на нефть в 2013-2030 годах будет находиться в диапазоне 90-110 долларов США за баррель (в ценах 2010 года). Цена на газ при экспорте в дальнее зарубежье в реальном выражении в среднем оценивается в 340 долларов США за тысячу кубометров, что превышает уровень 2010-2011 годов.

Вместе с тем, в прогнозе отмечается что «риски снижения цен на газ, особенно в среднесрочной перспективе, выше, чем риски снижения цен на нефть, что может значительно изменить условия сценариев развития российской экономики».

Эксперт Центра Людмила Кравченко


Постепенно стихают рассуждения об угрозах экономических санкций, ситуация наполняется определенностью и отчетливее прорисовывается линия западных государств на отказ от невыгодных в первую очередь себе экономических санкций не против отдельных чиновников, а против экономических контрагентов и страны в целом. От подобных санкций действительно бы пострадали главные потребители российской нефти и газа, чьи публичные деятели восседают в управлении российскими компаниями, получая солидные гонорары, чьи экономики лишились бы дохода в туристическом бизнесе от потока российских туристов. Для США хуже было бы другое – если бы Россия, осознав свою зависимость, попыталась перестроить экономику на принципах частичной автаркии, балансируя свои торговые потоки между странами, диверсифицируя товарную структуры экспорта за счет коренной перестройки всей экономики. О первых симптомах излечения уже говорилось в статье " ". Теперь же посмотрим на ситуацию по истечении времени: ожидаемых грозных санкций применено не было, точечные удары стали своеобразной проверкой на прочность, позволив в стране запустить слабые механизмы перестройки, что поняли и на Западе. Но как в итоге эта ситуация отразится на стране? Каково будущее экономического развития России?

Продолжит ли она свой курс на дальнейшую десуверенизацию экономики?

Развернется на 180 градусов и попадет в зависимость от Востока?

Перестроит экономику на качественно новый уровень?

Или продолжит инертно прежний курс, проводя поверхностные изменения?

Какой из сценариев развития наиболее вероятный?

Курс на дальнейшую десуверенизацию экономики

Этот сценарий крайне выгоден для Запада. По инерции на практике его реализует неолиберальное крыло, пропитанное ошибочными теориями. Так, в январе неолибералы говорили о необходимости снижения доли оплаты труда в ВВП, сейчас вновь предлагается восполнить государственные потери за счет населения: это инициатива А.Силуанова о повышении пенсионного возраста, которая хотя в январе на Гайдаровском форуме и осталась малозамеченной, сейчас вновь была озвучена с адресацией на Крым, где пенсионный возраст женщин выше российского. В перестройке властной элиты - это решение о выводе А.Клепача из министерства экономического развития, который в отличие от А.Улюкаева давал более точные прогнозы. В итоге во главе ключевых ведомств, отвечающих за вопросы экономики, оказались исключительно представители неолиберального курса – Д.Медведев, А.Силуанов, А.Улюкаев, Э.Набиуллина и другие. Десуверенизации продолжится и дальше, если страна будет углублять свою сырьевую специализацию, увеличивать сырьевую составляющую в товарной структуре экспорта, уменьшать государственные расходы, сокращать государственные инвестиции в основной капитал. Учитывая инертность государственно-управленческих решений, этот сценарий остается одним из самых вероятных.

Зависимость от Востока

Россия традиционно еще в силу своего геополитического положения смотрит одновременно на Запад и Восток, при этом на данном историческом отрезке западное направление преобладает. В последний год развернулась дискуссия о необходимости поворота на Восток с целью диверсификации партнеров. Восточное направление – это, во-первых, географически близкий к нам регион, во-вторых, это динамично развивающийся рынок с высокими темпами роста, в-третьих, это регион, открытый к сотрудничеству. Сейчас доля стран Восточной и Юго-Восточной Азии в торговом балансе значительно ниже ЕС, сотрудничество в инвестиционной сфере также слабое.

О приоритетности восточного вектора говорят некоторые факты. Это и провозглашение национальным приоритетом развитие Дальнего Востока, пересмотр действующей Энергетической стратегии в пользу активизации сотрудничества со странами АТР, поездки бизнес-верхушки во Вьетнам и Японию, организация первой российской бизнес-миссии в страны АСЕАН во главе с заместителем министра экономического развития РФ Алексеем Лихачевым. Традиционно крупнейшими восточными партнерами для России были соседние государства – Китай, Япония и Корея. Сейчас государственная политика направлена на укрепление отношений со странами АСЕАН, куда на первую встречу отправились представители 30 российских компаний, действующих в сферах от фармацевтики до тяжелого машиностроения.


Рис.1. Доля торгового баланса России со странами Восточной и Юго-Восточной Азии (по данным ФТС)

Чрезмерная ориентация на Восток, а точнее на китайский рынок, действительно может поставить страну в зависимость от Китая. Уже сейчас на КНР приходится 16,7% всего импорта, то есть именно этот восточный сосед выступает главным поставщиком в Россию, опережая Германию и даже в совокупности торговлю со странами СНГ. В идеале России следует расширять экспорт в Китай, а не превращаться в потребителя китайских товаров. Сейчас мы закупаем у Китая высокотехнологичную продукцию, в то время как сами продаем топливно-энергетические ресурсы (74%).





Рис.2 – 3. Структура экспорта (снизу) и импорта (сверху) России с КНР (по данным ФТС)

Бизнес-миссия в АСЕАН (выбраны три государства – Индонезия, Малайзия и Сингапур) стала первой в истории России и призвана расширить сотрудничество между странами. Сейчас Россия наиболее динамично взаимодействует с Сингапуром и Вьетнамом. Главными преимуществами торговли с этим регионом российская бизнес элита считает взаимодополняющий характер наших экономик, высокую долю экспорта машинно-технической продукции. Но в то же самое время географическая отдаленность, иной менталитет, разрыв прежних связей, установленных в советское время, низкий объем инвестиционного сотрудничества говорят о том, что этот рынок в ближайшие годы не сможет воздействовать в целом на баланс сил. Именно аргумент о высокой доли экспорта машинно-технического оборудования в своем интервью приводит заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Но взглянув на товарную структуру российского экспорта, убеждаемся в обратном – и здесь ключевыми статьями становятся топливно-энергетические ресурсы.



Рис.4.Структура торгового оборота России с Индонезией, Малайзией и Сингапуром (по данным ФТС)

А отсюда тогда вопрос – о каком преимуществе этого рынка идет речь? О каких новациях и разработках, о модернизации экономики, если вектор сотрудничества меняется, но сама экономика не перестраивается, а остается сырьевой?

Именно в рамках диверсификации торговых партнеров Россия может ошибочно перейти к реализации второго сценария, который так же как и первый будет означать десуверенизацию экономики, потерю контроля над национальными ресурсами с последующим превращением России в экономически и политически слабую страну. Единственным вариантом предотвращения подобного сценария при активном сотрудничестве с Востоком станет инновационное развитие России, технологичность ее экспорта и расширение научно-технического сотрудничества.

Перестройка экономики

Данный сценарий был бы наиболее желательным для России. И действительно многими политиками и экономистами ситуация с санкциями была воспринята как шанс для российской экономики избавиться от чрезмерной внешней зависимости. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече Президента с членами Совета палаты выразила мнение, что угроза санкций «должна заставить нас отмобилизоваться в первую очередь с опорой на собственные силы, повысить эффективность нашей экономики, провести, наконец, реформу экономики, о которой давно говорят». Не менее оптимистично настроен и советник Президента С.Глазьев, который, выступая на Московском экономическом форуме, указал на то, что Россия, которая сейчас нужна мировому рынку как источник сырья и покупатель иностранной валюты, под угрозой санкций возможно и сможет кардинально изменить цели, задачи и инструменты, чтобы выгоду от всего получало в первую очередь государство, а не офшорные олигархи. Среди предложений Глазьева, направленных на перестройку экономики, были, в частности – импортозамещение за счет развития собственного производства не в виде сборки из импортных деталей, а полное производство. Напомню, что сейчас в России уровень загрузки производственных мощностей продукции машинного оборудования и комплектующих от 10 до 40%, то есть резервы для собственного производства имеются. Он также предложил перейти на расчеты в рублях по экспорту энергоносителей, импорту, создать внутренний механизм кредита, чтобы займы не осуществлялись на внешнем рынке, для этого как минимум необходимо снизить ставку рефинансирования, ввести механизм длинных денег через рефинансирование под низкие процентные ставки, увеличить объем золота в 2 раза (сейчас в структуре ЗВР доля золота непомерно ниже доли резервов в иностранной валюте, что создает дополнительные риски для экономики страны), ввести закон о политике ценообразования, провести деофшоризацию. Последняя проблема для России - одна из самых актуальных в этом году. Во-первых, о ней говорил Президент в своих посланиях 2012 и 2013 годов. Во-вторых, по прогнозам в текущем году из-за присоединения Крыма отток капитала может стать рекордным и достигнуть 150-200 млрд. долларов. Это значит, что и без того балансирующая между стагнаций и рецессией российская экономика будет лишена необходимых ей денежных средств. В-третьих, офшоризация уже достигла таких пределов, что ежегодно российский бюджет недополучает колоссальное количество денежных средств. Для примера возьмем компанию Русал, которая фактически единолично контролирует стратегически важные запасы алюминия в стране. Зарегистрирована она в офшорной зоне и в итоге налог на прибыль платит не в размере 20%, как положено по закону, а в размере 2%.

Подобный сценарий для России был бы самым выгодным и единственно оздоравливающим страну, но он потребует колоссальной мобилизации имеющихся ресурсов и времени, продуманной политики и готовности отойти от сложившихся ошибочных парадигм и противостояния олигархической верхушке. Пока все попытки реализации данного сценария оканчивались пустой демагогией, так было в 90-ые годы, так продолжалось и в 2000-ых.

Инертность экономической политики

Этот сценарий может быть реализован по принципу «не навреди», то есть не усугуби ситуацию ошибочной непродуманной политикой. С учетом последних событий, вероятно, этот сценарий и будет реализован в России. Коренных решений не предпринимается, появляются законы точечного реагирования – это и ограничение «золотых парашютов» для топ-менеджеров госкомпаний, разработки закона о деофшоризации экономики, при этом принят будет сравнительно мягкий вариант, планируется дать ряд преференций отечественному бизнесу при размещении госзаказа, запретить закупку импортного оборудования государственными органами, Минфином рассматриваются вопросы пролонгации кредитов, но все эти меры не простимулируют экономику. Уже сейчас инвестиции в основной капитал падают, по итогам марта прироста погрузки грузоперевозок в первом квартале не было, а именно эти два фактора выступают индикаторами экономического роста. Экономические ведомства только понижают прогнозы роста экономики: А.Улюкаев признал, что в случае оттока капитала в $150 млрд рост ВВП уйдет в отрицательную область, при оттоке в $60-70 млрд. экономика РФ может вырасти на 1,8-1,9%, при $100 млрд - 0,6%. Но уже только в первом квартале отток по оценкам составит $60-70 млрд. Э.Набиуллина на съезде Ассоциации банков России объявила, что темпы роста ВВП России в 2014 г. могут замедлиться до уровня ниже 1%. Программ выхода из стагнации и рецессии не предложено, а полагаться на привлечение иностранных инвестиций, на что делает ставку Д.Медведев, весьма ошибочно, так как ситуация с Крымом и угроза санкций уже наложили свой отпечаток на уверенность иностранных партнеров.

Вспомним апрель 2013 года. Тогда уже Президент давал поручение Э. Набиулиной и И.Шувалову до середины мая подготовить предложения для обеспечения темпов роста экономики страны. К чему привели конкретные результаты их работы? К низкому темпу роста ВВП, превзошедшему прогноз пессимистов. К падению показателей производства, инвестиций. К стагнации с угрозой рецессии. И разве можно в этой ситуации, когда по сути экономические санкции оказались блефом западных держав, так же незаинтересованных в разрыве экономических связей с Россией или превращении ее в само обеспечивающееся государство, надеяться на то, что на этот раз кто-то волевым решением откажется от удобной политики и предпримет кардинальные меры. Ответ очевиден.

Все же не хватило запала, не смогут сыграть санкции санирующей роли для экономики России, хотя возможно именно сейчас стране дан исторический шанс на восстановление модели суверенной экономики. России видимо нужен будет другой переломный момент, которым могла бы стать рецессия, но и здесь, как и после кризиса 2008 года, будут применены лишь косметические меры. Не слышит власть или слышит, но не может действовать, а действовать нужно, чтобы не остаться совсем на периферии мира.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...