Роль нис в международной экономике. Новые индустриальные страны и обоснование их экономического взлета Ввп стран нис


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: Мировая экономика

На тему: Экономика новых индустриальных стран, их место и роль в мировой экономике

Выполнил: Студент 2 курса Рахимова Лидия Рустамовна

Ташкент , 200 9

Введение

Новые индустриальные страны (НИС) -- группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой экономики, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

В последнее время, все большее и большее внимание людей привлекают новые индустриальные страны (НИС). За последние двадцать лет в этих странах произошел такой «взрыв» в экономическом развитии, что им можно позавидовать. Новые индустриальные страны из развивающихся стран превратились в экономически развитые и, наряду с США, Японией и Европейским союзом, соперничают за право лидерства на мировом рынке. В этих странах увеличилась доля грамотных людей, образование стало бесплатным и общедоступным. Валовой внутренний доход, исходя из расчета на душу населения, составляет около 15000$, а его ежегодный прирост стабилизировался и установился на уровне 7%. Исходя из всего этого, можно заключить, что быстрое экономическое развитие стран НИС беспокоит многие страны, и вопрос об этом является актуальным на сегодняшний день.

Использование положительного опыта новых индустриальных стран, осуществивших прорыв на мировой рынок наукоемкой продукции, имеет практическое значение для ускоренного формирования новой модели внешнеэкономических связей восточноевропейских стран, ориентированное на глубокое и комплексное сотрудничество в производстве, науке и технике.

Долговременный успех экономической модели НИС принесли эффективное использование цивилизованных ресурсов народов региона, отлаженное партнерство государства и бизнеса, грамотно расставленные экономические приоритеты, ориентация на экспорт в развитые страны.

Нов ые индустриальные страны (НИС)

капитал промышленный экономический индустриальный

Вплоть до середины 60-х гг., даже после деколонизации, экономисты Запада не особенно учитывали специфические социально-экономические проблемы развивающихся стран. Скорректированная в 70-80-е гг. концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью развивающихся стран, поскольку получаемая ими помощь состоит исключительно из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и культуры, норм политического и социального поведения и т.д.

Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой экономики, следовательно, и в развивающихся странах, привели к выделению особой группы стран, получивших название «новые индустриальные страны» (НИС). Данные государства отличаются более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Обычно НИС подразделяют на 4 поколения.

К первому относят:

· Республику Корею

· Тайвань

· Сингапур

· Гонконг

· Аргентину

· Бразилию

· Мексику

ко второму:

· Малайзию

· Таиланд

к третьему:

· Индонезию

к четвертому:

· Филиппины

· южные провинции Китая и т.д.

Статус «НИС» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН:

Ш размер ВВП на душу населения

Ш среднегодовые темпы его прироста

Ш удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20%)

Ш объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе

Ш объем прямых инвестиций за рубежом

Характер экономики НИС

Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. Стремительный рост экономики обусловил увеличение абсолютных размеров валового внутреннего продукта (ВВП), также и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережают основную массу освободившихся государств, а некоторые из них приближаются к отдельным промышленно развитым странам. В структуре ВВП велик удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС он больше, чем в большинстве индустриальных государств. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе и наукоемких видов, НИС вышли на ведущие позиции в мировой экономике.

Еще быстрее развивается экспорт этих стран; обладая высокой конкурентоспособностью, продукция обрабатывающей промышленности интенсивно завоевывает мировые рынки. НИС стали крупнейшими экспортерами обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров. Этим странам не только удалось найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых государств.

В странах НИС идет активный процесс концентрации производства и капитала, слияние банковского и промышленного капитала, формируется национальный финансовый капитал. Складывается широкая монополистическая структура, деятельность национальных корпораций принимает международный характер. В наиболее развитых из числа НИС образовались ТНК, по масштабам своих операций не уступающие ТНК ведущих капиталистических стран. Наряду с экспортом товаров растет вывоз предпринимательского капитала за рубежом, образуется сеть филиалов и дочерних компаний производственного характера. Прямые зарубежные инвестиции начинают дополняться вывозом капитала в ссудной форме. Постепенно НИС втягиваются в борьбу за рынок сбыта товаров, сферу приложения капиталов, экономический передел мира.

В отличие от большинства развивающихся стран, НИС удалось наиболее эффективно использовать иностранные инвестиции и современную технологию. Большинство НИС сумели поставить на службу ускорения своего социально-экономического развития преимущества, которыми располагают ТНК. Сейчас, по уровню и характеру экономического развития, некоторые НИС, например, Южную Корею и Тайвань, вполне можно отнести к разряду промышленно развитых государств, поскольку они имеют гораздо больше общих черт с развитыми, нежели с развивающимися странами.

Теория «стаи летящих гусей»

Первым данную теорию выдвинул Канаме Акамацу. Согласно этой доктрине, страны постепенно движутся к технологическому развитию, следуя примеру стран, находящихся непосредственно перед ними в процессе развития. Целью этой политики также является индустриализация экономики. Однако она достигается не путем замещения импорта отечественным производством при помощи внешнеторговых ограничений и дискриминации импорта, а путем наращивания экспортного потенциала страны. В какой-то мере модель "летящих гусей" можно рассматривать как естественный результат воздействия рыночных сил: экономики с избытком рабочих рук и нехваткой капитала на международном рынке становятся конкурентоспособны в трудоемких секторах. Но по мере того как сбережения и образование создают резерв капитала и квалифицированной рабочей силы, вырастают более капиталоемкие и требующие более высокой квалификации секторы промышленности, а следовательно, повышается уровень конкурентоспособности всей экономики.

В сравнении трех моделей развития есть одно достаточно любопытное обстоятельство. Если определяющим институтом для доктрины "большого скачка" являлась государственная собственность в промышленности, а для доктрины "замены импорта" - частная собственность, опирающаяся на протекционизм, то для модели "летящих гусей" необходима экспортная платформа. Идея экспортной платформы состоит в том, чтобы создать в экономике анклав, открытый для иностранных инвесторов и интегрированный в глобальную экономику, свободный от проблем инфраструктуры, безопасности, господства закона и торговой политики, которые обременяют остальную экономику. В странах Азии было создано несколько вариантов такой экспортной платформы, включая экспортно-промышленные зоны, таможенное хранение, специальные экономические зоны и систему возврата таможенных пошлин. И правительства поддерживали эти институты макроэкономической политикой, стимулируя экспорт трудоемкой продукции, особенно с помощью соответствующих обменных курсов.

Однако и данная модель не лишена своих негативных сторон. Глобализация экономической жизни, жесткие правила мирового разделения труда, ограниченность рынков сбыта, стремление получать наибольшую прибыль за счет экспорта высокотехнологичной продукции и перенасыщение этой продукцией рынков сбыта, естественная конкуренция стран-экспортеров - вот неполный перечень причин, ограничивающих абсолютную ценность данной модели. До тех пор пока экономика и финансовая сфера стран "догоняющего развития" оставались относительно закрытыми, а национальная валюта не являлась свободно конвертируемой, перепады на мировом рынке не оказывали существенного влияния на эти страны. Как только произошло открытие экономики, а национальная валюта оказалась "привязанной" к твердым валютам развитых стран, так национальный рынок попал под воздействие конъюнктуры мирового рынка. С учетом же того обстоятельства, что в качестве основы "догоняющего развития" принимается стратегия экспортной ориентации, зависимость от основных мировых рынков - США, Японии и Европейского союза - становится еще более значительной, поскольку замедление темпов экономического развития в этих странах и необходимость противодействия потенциальным конкурентам затрудняют сохранение высокого уровня экспорта для них. Данные ограничители объективны, но это не означает, что они непреодолимы.

Пути преодоления кризиса

Как показал кризис 1997-1998 годов и особенно последующие события, связанные с преодолением последствий этого кризиса, основные его причины лежали не в экономике, а в политической сфере. В большинстве стран Азии власть закона остается слабой. Сильные центральные правительства не контролируют мощную и политизированную бюрократию, которая может игнорировать местные интересы, судебную систему и даже права частной собственности. Корпоративные и личные интересы в большинстве случаев превалировали над интересами государства, что в конечном итоге и привело к "финансовому перегреву".

Особенности функционирования "системы чеболов" в Южной Корее, корпоративные интересы "клана Сухарто" в Индонезии, государственный протекционизм и попустительство по отношению к нескольким крупным финансово-промышленным группам в Японии - вот далеко не полный перечень составляющих, которые и привели к кризису.

Там, где достаточно быстро пришло осознание всех этих проблем, кризисное состояние экономики удалось быстро преодолеть. Там же, где попытались лишь слегка "подкрасить фасад" политических отношений в обществе, кризис продолжается до настоящего времени. Но уже сам факт возможности преодоления кризиса говорит в пользу того, что стратегия экономического развития была выбрана верно.

Не менее существенно и то обстоятельство, что некоторым странам удалось вообще избежать финансового кризиса. Ярчайший пример - Тайвань. Залог успеха Тайваня - реализация комбинированной стратегии наращивания конкурентных преимуществ отечественного производства. Взяв на вооружение стратегию "летящих гусей", Тайвань несколько модернизировал ее с учетом имеющегося потенциала и факта конкуренции на мировом рынке. Стратегия, которая реализуется на Тайване, получила название "экспортоориентированное импортозамещение". И именно она позволила Тайваню избежать тупиков как стратегии "летящих гусей", так и "импортозамещения", одновременно используя преимущества и той и другой. Результат превзошел все ожидания. Если в КНР и Индии за счет экспорторасширения обеспечивается 5-8% прироста ВВП, в Таиланде - 14-16%, в Южной Корее - 42-45%, то на Тайване расширение внутреннего спроса обеспечивает 43-45%, а увеличение экспорта (до половины которого составляют высокотехнологичные изделия) - 55-57% прироста ВВП.

Вторая составляющая успеха Тайваня заключается в том, что, в отличие от остальных "азиатских тигров", еще в 70-е годы превратившись в чистого экспортера капитала (его размеры во второй половине 1990-х годов были эквивалентны 4-5% ВВП, а валютные резервы достигли в конце 1999-го 103,5 млрд. долл.), Тайвань достаточно жестко контролировал свою инвестиционную экспансию и, проводя курс на весьма взвешенную, постепенную финансовую либерализацию, не допустил сколько-нибудь значительного притока "горячих денег", разрушивших экономику ряда азиатских стран и стран с переходной экономикой.

Заключение

Подведем итог всему вышесказанному.

Для начала попробуем выявить общие черты НИС:

Демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

Ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

Экспортоориентированная экономика;

Активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

Образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

Большое внимание уделяется образованию;

Использование высоких технологий;

Привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

Главная визитная карточка -- производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

"Летящие гуси"- образное сравнение экономического развития стран Южной и Юго-Восточной Азии, которое строится на предположении, что лидером является Япония, второй ряд гусей образуют новые индустриальные страны Азии (Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань). Третий ряд- четыре страны-члены АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Тайланд). Четвертый ряд- Китай и Вьетнам (в последнее время ожидается присоединение в этому ряду Индии и Пакистана).

И все же Япония постепенно утрачивает роль "ведущего гуся". Прежде всего это проявляется в том, что новые индустриальные страны ЮВА как импортеры товаров приобретают гораздо большее значение для менее развитых стран, чем Япония. Особую роль также начинает играть Китай, претендующий на лидерство в регионе. Кроме того, существуют серьезные проблемы в самой "летящей стае", в том числе растущая конкуренция Японии со стороны других азиатских стран.

Список литературы

Www.shpori4all.narod.ru

Деловое обозрение «Республика: www.respublika.kz

Www.shpori4all.narod.ru

И.А.Лиман «Мировая экономика и международные валютно-кредитные отношения»

- "Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг." под научным руководством академика РАН Р. Энтова, ИЭППП, 1998. www.online.ru

Www.finport.net

Www.wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общая характеристика новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Свободные экономические зоны ЮВА. Причины финансового кризиса 1997-1998гг. и методы борьбы с ним. Рассмотрение особенностей экономического роста в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2012

    Ознакомление с понятием, причинами возникновения и моделями развития новых индустриальных стран. Оценка современного состояния экономики латиноамериканского региона, его отличительные особенности. Определение взаимосвязи стран Латинской Америки и России.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2011

    Новоиндустриальные страны и новоиндустриальная эволюция. Роль НИС в мировой торговле. НИС в мировых инвестиционных процессах. Сравнительный анализ развития новых индустриальных стран Восточной Азии и Латинской Америки.

    реферат , добавлен 12.09.2006

    Понятие, сущность, основные черты и классификация новых индустриальных стран. Анализ экономики стран – "драконов", "тигров", латиноамериканских стран. Характеристика стран БРИКС. Неоиндустриализация Российской Федерации, место России в мировой экономике.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2011

    Ознакомление с динамикой развития промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, структурой ВВП и внешней торговлей новых индустриальных стран - Аргентины, Бразилии, Мексики, Уругвая, Малайзии, Таиланда, Индии, Туниса, Индонезии, Филлипин и Китая.

    контрольная работа , добавлен 14.05.2010

    Обзор группы новых индустриальных стран. Стратегические средства ликвидации их экономической отсталости. Импортозамещающая и экспортно-ориентированная модели догоняющего развития. Уровень развития экономики новоиндустриальных стран на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2012

    Причины выделения новых индустриальных стран Азии из остального развивающегося мира: демократические и политические преобразования, предоставленые гарантии инвесторам, трудолюбие местных жителей. Социально-экономические показатели стран "первой волны".

    творческая работа , добавлен 10.11.2014

    Понятия, классификации, проблемы новых индустриальных стран Азии. Общая характеристика стран четырех "драконов". Политическое, экономическое и социальное развитие Республики Кореи. Возможность применения Российской Федерацией опыта Южной Кореи.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Интеграционные процессы в мировой экономике. Последствия Азиатского финансового кризиса. Особенности создания Таможенного Союза. Современное положение Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. Проблемы и возможность создания Экономического Сообщества.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2013

    Цели Научно-Технического потенциала в современной экономике. Основные направления развития экономики стран восточной Азии. Развитие трехсторонней интеграции в Северо-Восточной Азии. Работа по созданию зон свободной торговли между Китаем и странами АСЕАН.

Новые индустриальные страны (НИС)- группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. НИС «первой волны»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (Сянган) ,НИС «второй волны»: Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай, НИС «третьей волны»: Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия, НИС «четвёртой волны»: Филиппины, Китай. Общие черты новых индустриальных стран:

Демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

Ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

Экспортоориентированная экономика (Азиатская модель) ;

Активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

Образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

Большое внимание уделяется образованию;

Использование высоких технологий;

Привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

Главная визитная карточка - производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Организация Объединенных Наций выделяет критерии, по которым те или иные государства относятся к НИС:1) размер ВВп на душу населения;

2) среднегодовые темпы его прироста

3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20%);

4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

5) объем прямых инвестиций за рубежом.

По всем этим показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но и зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.

Основные причины выделения НИС из остальных стран:

1) в силу ряда причин некоторые НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран;

2) на развитие современной структуры экономики НИС большое влияние оказали прямые инвестиции. Прямые инвестиции в экономику НИС занимают 42% прямых капиталистических вложений в развивающиеся страны. Основным инвестором является США, а потом Япония.

16. Международная экономическая интеграция. Понятие, сущность, этапы, формы. Основные интеграционные объединения.

17. Понятие, сущность и предпосылки вывоза капитала. Долгосрочные тенденции в международном движении капиталов.

18.Европейский союз: история образования, структура, политика, влияние на мировую экономику. Современные проблемы функционирования ЕС.

19.Понятие мирового рынка и его основные макроэкономические показатели. Механизм функционирования мирового рынка. Равновесие на мировом рынке, основные факторы, на него влияющие.

20. .Понятие, общая характеристика, предпосылки и этапы развития мировой экономики.

21.Международные монополии, сущность, основные формы. Крупнейшие ТНК и МНК мира.

22.Международный кредит. Понятие кризиса мировой задолженности и пути его решения. Россия как должник и кредитор.

23. Понятие и виды стратегий ТНК на мировом рынке. Взаимодействие государства и ТНК. Методы реализации господства ТНК.

24.Внешнеторговая политика государства. Сущность и формы. Инструменты протекционизма.

25.Сущность международной торговли и ее значение для формирования и функционирования мировой экономики. Структура, география и динамика современной международной торговли. Международное регулирование торговли.

26.Государственное регулирование процесса экспорта - импорта капитала. Понятие инвестиционного климата страны. Инвестиционные риски. Россия на мировом рынке капиталов.

27.Международная валютная система: сущность и эволюция. Проблемы интеграции России в МВС.

28.Валютный курс и валютный паритет. Сущность и взаимосвязь категорий.

29.Современное состояние и направления развития внешней торговли России. 30.Структура внешнеторгового баланса России.

31.Факторы формирования валютных курсов.

32.Влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние платежного баланса страны.

33.Прямые и портфельные инвестиции: понятие, механизм и роль в международном движении капитала.

34. Плюсы и минусы свободной торговли. Дискуссия о вступлении России в ВТО.

35.Объективные условия формирования мирового рынка рабочей силы. Россия на мировом рынке труда.

36.Влияние динамики валютного курса на состояние национальной экономики. 37.Динамика курса рубля и экономическая ситуация в России.

38.Конвертируемость валюты. Режимы конвертируемости и валютные ограничения. Проблема достижения конвертируемости рубля.

39.Транснационализация мировой экономики. ТНК как организационная форма вывоза капитала.

40.Европейская валютная система и роль Евро в мировой экономике

41. Международная торговля услугами. Сущность, структура и формы.

42.Виды валютных курсов, их характеристика. Сущность фиксированных и плавающих валютных курсов.

43.Международный обмен научно-технической продукцией, знаниями и технологиями. Сущность, цели и формы. Россия на мировом рынке технологий.

44.Международная миграция рабочей силы: сущность, основные направления потоков.

45.Цикличность развития мировой экономики. Мировой экономический цикл и мировые экономические кризисы.

46.Международные валютные отношения. Сущность и основные категории.

47.Основные формы межстранового движения капитала.

48.Международный валютный рынок, основные категории, организация и принципы функционирования.

49.Основные методы государственного регулирования валютного рынка. Валютные интервенции, девальвация и ревальвация.

50. Платежный баланс страны. Структура и показатели. Методы регулирования платежного баланса.


Похожая информация.


«Новые индустриальные страны» (НИС) возникли в результате п роцессов дифференциации, приведших к выделению особой группы стран, отличающихся более высоким экономическим ростом, по сравнению с промышленно развитыми странами и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Эти процессы протекают во всех подсистемах мировой экономики и в развивающихся странах.

Статус «НИС» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН (Организации Объединенных Наций):

  1. размер ВВП на душу населения;
  2. среднегодовые темпы его прироста;
  3. удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20 %);
  4. объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;
  5. объем прямых инвестиций за рубежом.
По некоторым показателям НИС превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран. На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 гг.) темпы развития экономики Азиатского региона в целом составляли более 5 % в год, в то время как в европейских странах – 2 % Развивающиеся страны, вступившие на индустриальный путь развития, начинают привлекать иностранные инвестиции и стимулировать рост внешней торговли.

Доходы от экспорта используются для развития наиболее перспективных отраслей. В 1960-е гг. на такой путь вступили страны Восточной Азии и Латинской Америки. В Восточной Азии капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли, в Латинской Америке – в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Особо нужно выделить Восточную Азию. Обычно НИС подразделяют на четыре поколения:

  1. Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Аргентина, Бразилия, Мексика;
  2. Малайзия, Таиланд, Индия, Чили;
  3. Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;
  4. Филиппины, Китай.

В XXI в., как отмечают многие специалисты, покажет свою силу Азиатско-Тихоокеанский регион. В 1989 г. 18 государств образовали форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС): США , Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, республика Корея и др. Основными целями этой интегральной группировки стало упразднение торговых препятствий:

  1. во взаимной торговле;
  2. придвижении капитала.

В связи с тем что страны, входящие в АТЭС, различны, были установлены сроки для достижения этих целей: до 2010 г. – для развитых стран, до 2020 г. – для развивающихся стран.

АТЭС не является закрытым блоком. В ноябре 1998 г. на очередной конференции в столице Малайзии Куала-Лумпуре в состав организации приняты еще три страны: Вьетнам, Перу, Россия.

Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели многих развитых стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Еще более высокими темпами развивается экспорт из этих стран.

Предпосылки и закономерности выделения группы новых индустриальных стран в мировой экономике. Специфика образования, места и роль группы НИС в мировой экономике.

Основные тенденции экономического развития новых индустриальных стран. Динамика экономического роста и структурные изменения в экономике.

Внешнеэкономическая политика стран НИС.

Лекционный материал.

Специфика образования, места и роль группы НИС в мировой экономике.

В результате распада мировой колониальной системы в послевоенные годы на политической карте появилось много независимых государств. Многие из них выбрали за основу своего развития социалистическую модель по примеру СССР, однако, большинство из этих стран продолжали свое формационное развитие в рамках капиталистической системы, которая получила дополнительную социально-экономическую базу.

Растущий процесс дифференциации развивающихся государств, обусловленный законом неравномерности экономического развития, привел к выделению особой группы стран и территорий - "новых индустриальных стран" (НИС), или "новых индустриальных экономик" (НИЭ). К этим странам принято относить, прежде всего, Южную Корею, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур - четыре "азиатских тигра", а также Малайзию, Таиланд, Индонезию, Филиппины, Мексику, Бразилию, Аргентину.

Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. Стремительный рост экономики обусловил увеличение абсолютных размеров валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережают основную массу освободившихся государств, а некоторые из них приближаются к отдельным промышленно развитым странам. В структуре ВВП достаточно велик удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС он больше, чем в большинстве индустриальных государств. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе и наукоемких ее видов, НИС вышли на ведущие позиции в мировой экономике.

Еще более высокими темпами развивается экспорт этих стран; обладая высокой конкурентоспособностью, продукция их обрабатывающей промышленности интенсивно завоевывает мировые рынки. НИС превратились в крупнейших мировых экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров. Этим странам не только удалось найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых государств.

В 80-х годах влияние НИС на динамику, структуру и географическое направление мировой торговли ощутимо возросло. Прослеживаются тенденции к влиянию НИС и на состояние внутренней общехозяйственной конъюнктуры их основных партнеров по торгово-экономическому сотрудничеству.

Основной прирост мирового экспорта обеспечивается за счет динамического увеличения вывоза товаров из НИС, особенно азиатского региона.

Ведущей отраслью хозяйственного развития НИС стала обрабатывающая промышленность. Для НИС характерны в целом более высокие темпы роста производительности труда в этой отрасли. По сравнению с другими освободившимися странами в отдельных НИС темпы роста производительности труда находятся на уровне развитых капиталистических стран или даже превышают его. В НИС начался процесс структурной перестройки экономики, направленный на увеличение доли наукоемкой продукции в промышленном производстве.

Опережающими темпами развиваются внешнеэкономические связи, что привело к росту значения НИС в мировом хозяйстве. О глубокой включенности в международное разделение труда свидетельствуют достаточно высокая экспортная и импортная квота, особенно у азиатских НИС, и доля в мировой торговле. По суммарной стоимости экспорта товаров НИС превзошли ведущие капиталистические государства (кроме ФРГ и США). На НИС приходится почти 1/2 всего вывоза из развивающихся государств.

Основной статьей экспорта практически всех НИС стали товары массового потребительского назначения, прежде всего продукция обрабатывающей промышленности. По реализации на мировом рынке таких товаров, как обувь, одежда, текстиль, отдельные виды электронных и электротехнических изделий, НИС обогнали многие развитые капиталистические страны. Главным рынком сбыта готовых изделий для НИС стали индустриально развитые государства.

Продукцию обрабатывающей промышленности НИС на внешнем рынке отличает высокая конкурентоспособность. Этого удалось достичь благодаря эффективному использованию передовой техники и технологии, достижений НТР, современным методам организации производства, что привело к значительному повышению производительности и интенсивности труда. Наиболее развитые из этих стран на отдельных товарных рынках на равных конкурируют с ведущими империалистическими державами, все чаще побеждая в этой борьбе. По синтетическому показателю конкурентоспособности экономического развития НИС занимают ведущие места среди освободившихся стран. Такие успехи НИС, прежде всего, связана с низкими издержками производства, дающими возможность использовать в конкурентной борьбе ценовой фактор. Высокое качество экспортной продукции, постоянное обновление ее ассортимента, применение достижений маркетинга, учет текущей и долгосрочной конъюнктуры позволяют компаниям НИС успешно завоевывать мировые рынки.

В странах НИС идет активный процесс концентрации производства и капитала, слияние банковского и промышленного капитала, формируется национальный финансовый капитал.

Складывается широкая монополистическая структура, деятельность национальных корпораций принимает международный характер. В наиболее развитых из числа НИС образовались ТНК, по масштабам своих операций не уступающие ТНК ведущих капиталистических стран.

Наряду с экспортом товаров растет вывоз предпринимательского капитала за рубежом, образуется сеть филиалов и дочерних компаний производственного характера. Прямые зарубежные инвестиции начинают дополняться вывозом капитала в ссудной форме. Постепенно НИС втягиваются в борьбу за рынок сбыта товаров, сферу приложения капиталов, экономический передел мира.

Отмеченные выше характерные черты и особенности социально-экономического развития наиболее четко прослеживаются у таких стран азиатского региона, как Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, и государств Латинской Америки, таких как Бразилия и Мексика.

Появление стран с таким типом экономики - это закономерный результат бурно промышленного развития по прогрессивной модели. Процесс индустриализации НИС можно разделить на три этапа: первый - развитие импортозамещающих отраслей, второй - создание экспортного потенциала и базовых отраслей промышленности и третий - развитие наукоемких отраслей. На всех этапах индустриализации экономическое развитие НИС происходило при активном участии иностранного капитала и ТНК ведущих капиталистических стран. Современная промышленная структура НИС сформировалась во многом под воздействием ТНК, которые оказывали влияние на темпы, характер и пропорции индустриального развития. В отличие от большинства развивающихся государств, НИС удалось наиболее эффективно использовать иностранные инвестиции и современную технологию. Большинство НИС сумели поставить на службу ускорения своего социально-экономического развития преимущества, которыми располагают ТНК. Сейчас по уровню и характеру экономического развития некоторые НИС, например, Южную Корею и Тайвань, вполне можно отнести к разряду промышленно развитых государств, поскольку они имеют гораздо больше общих черт с развитыми, нежели с развивающимися странами.

Динамика экономического роста и изменения в структуре экономики стран НИС.

Экономика стран НИС характеризуется следующими направлениями: неуклонный рост промышленного производства, особенно обрабатывающих и других отраслей промышленности, ориентированных на наукоемкую экспортную продукцию, имеющую достаточный спрос на внешних рынках, открытость экономик, довольно продуктивные аграрные реформы, хорошая осведомленность о конъюнктуре мировых рынков и о потребностях своих деловых партнеров, меры по импортозамещению, неуклонное развитие национального образования, ориентированного на подготовку местных кадров и целый ряд других факторов

Показатели развития Новых Индустриальных Стран:

Основными тенденциями структурных преобразований в Новых Индустриальных Странах являются: сокращение доли сельского хозяйства в ВВП и его одновременная модернизация, диверсификация обрабатывающей промышленности, появление новых отраслей, повышение науко- и капиталоемкости производства.

Сдвиги между отдельными секторами экономики происходят параллельно с изменениями внутри секторов в сторону более сложных технологий, требующих высокой квалификации рабочей силы. Так, Тайвань в немалой степени благодаря экспортоориентации стал первым среди новых индустриальных стран нетто-экспортером капитала.

Проблема, с которой все больше сталкиваются новые индустриальные страны, -соотношение структурных преобразований с либерализацией в области финансов, внешней торговли, инвестиций.

Особое место занимает проблема "человеческого капитала". Современное осознание этого повлияло, например, на политику Тайваня в области образования. На цели развития образования, науки, и культуры идет от 15 до 20% всех государственных расходов страны, или 3-5% ВНП. По охвату населения начальным и средним образованием Тайвань сравнялся с развитыми странами, а по уровню высшего образования относится к лидерам развивающегося мира.

Масштабы участия государства в организации и управлении производством, так же как и обоснование необходимости госсектора в 50-90-е гг., изменились в азиатских странах в зависимости от эволюции стратегии экономического развития. В одних государствах изначально большая роль госсектора постепенно сокращалась, в других, наоборот, незначительный вклад государственных предприятий в производство со временем возрастал.

Например, на Тайване в начале индустриализации доля госсектора в промышленности составила почти 5 7%. Однако уже в первой половине 50-х гг. государство начало передавать в частную собственность такие крупные образования как корпорации по производству цемента, угля, бумаги, корпорации в сельском хозяйстве и лесной промышленности. Поскольку у частных предпринимателей почти всегда не хватало капиталов, доходность приватизированных предприятий была низкой, и государство испытывало трудности с поиском покупателей. В течение последующих 20 лет быстрый рост частного сектора привел к существенному сокращению доли государственных предприятий - до 30% в 1972 г. В результате осуществления "седьмого плана" (1976-1981 гг.) на Тайване произошел небольшой рост доли госсектора за счет создания нового сталелитейного завода, главного тайванского порта в г. Каочун, нефтехимических производств. В 80-е годы вновь ускорилось развитие частного сектора.

Примером обратной тенденции может служить рубеж 70-80-х гг. на Филиппинах, где за десять лет число государственных предприятий возросло почти в 10 раз в основном путем приобретения активов убыточных предприятий. В настоящее время в государственном секторе Филиппин в основном сосредоточены добыча угля, судостроение, производство стали, текстиля, бумаги, сахара, строительство, гостиничное дело.

В Сингапуре государственный сектор вырос со 180 предприятий в 1974 г. до 450 в 1983 г. На этих предприятиях занято 5% рабочей силы. Такие предприятия доминируют в воздушном и морском транспорте, коммунальных услугах, жилищном строительстве. Особенностью Сингапура является высокая доля средств государственных предприятий в валовых сбережениях.

Значительные изменения потерпел госсектор Индонезии, где в 1957 г. было всего два предприятия государственного сектора: цементный завод и прядильная фабрика.

До середины 60-х гг. были национализированы голландские предприятия, появились новые государственные предприятия в тяжелой промышленности.

Кризисные явления не только в Индонезии, но и в других азиатских странах показали, что государственный сектор все больше требовал влияния финансовых ресурсов в форме привлечения заемных средств непосредственно от государства или под его гарантии. Все это заставило правительства многих стран региона критически пересмотреть не только роль государственного сектора, но и целесообразность сохранения созданных в его рамках отраслей. Центр тяжести государственного вмешательства сместился в сторону участия в структурной перестройке, перепрофилировании, санации и ликвидации избыточных мощностей предприятий, утративших свои сравнительные преимущества в конкуренции.

Интересный подход был разработан в 80- начале 90-х гг. в Республике Корея, когда там впервые пришлось столкнуться с необходимостью свертыванию в некоторых отраслях избыточных производственных мощностей. Для этого создавались так называемые депрессивные картели (в электротехнической промышленности, в производстве минеральных удобрений и некоторых других отраслях). Картели при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении выпуска и сохранении на предприятиях только самых эффективных подразделений, о продаже или перепрофилировании избыточных мощностей. Финансирование деятельности депрессивных картелей производили коммерческие банки под гарантии правительства. При ликвидации избыточных мощностей источником новых рабочих мест для уволенного персонала оказался малый бизнес.

Развитие малого бизнеса стало системообразующим фактором рыночной экономики в странах региона. К этому сектору здесь относят малые и средние предприятия с численностью занятых не более 100 человек.

В специфических условиях Тайваня к малым и средним предприятиям относят ремесленные предприятия и предприятия обрабатывающей, перерабатывающей промышленности, собственный капитал которых не превышает 40 млн., а совокупные активы -120млн. тайваньских долл.

Активную политику поощрения развития малого бизнеса тайваньское государство начало проводить с середины 60-х гг. Это было связано с общим курсом на рост тайваньского экспорта. На протяжении всего периода 60-90-х гг. удельный вес малых и средних предприятий был почти на уровне 98%, а иногда поднимался до 99% от общего объема ВВП.

Примерно около 60% экспорта промышленной продукции на Тайване осуществляется малыми и средними предприятиями, которые получают от экспорта около 70% своей выручки.

Секрет высокой рентабельности экспортоориентированных малых и средних предприятий Тайваня кроется в их способности проводить гибкую рыночную политику, своевременно адаптироваться к изменяющейся рыночной конъюнктуре, сотрудничать с посредническими компаниями и зарубежными импортерами.

Среди мер государственного содействия малому бизнесу на Тайване особого внимания заслуживают меры помощи начинающим молодым бизнесменам. Создана специальная молодежная комиссия. В ее задачу входит организация содействия молодым людям при основании ими малого бизнеса в сфере производства или торговли, например техническая и руководящая помощь, помощь в получении дешевых кредитов, подготовка специалистов по менеджменту. Эффективными оказываются и такие формы государственной помощи мелкому бизнесу как слияние нерентабельных мелких предприятий.

Несомненный интерес представляет функционирующая на Тайване система предоставления малым и средним предприятиям финансовой помощи. Так, Банк малого бизнеса, основанный в 1976 г., к исходу 80-х гг. стал основным кредитором (почти 80% общей суммы кредитов) тайваньских мелких и средних предприятий. На весьма льготных условиях они получают кредиты для приобретения земельных участков и производственных помещений, специальные кредиты на создание экологически чистых производств и кредиты начинающим бизнесменам.

Наряду с огромным и своеобразным миром малых и средних предприятий одновременно и параллельно продолжает развиваться крупное производство.

Эволюция крупных предприятий показательна в республике Южная Корея.

Особенностью стран региона является участие государства в формировании социально-экономической структуры промышленности, поддержка не только мелких и средних фирм, но и предприятий, возникающих в крупномасштабном секторе экономики. При этом политика поощрения крупных предприятий, например в Индонезии, Таиланде, на Филиппинах путем предоставления государственных кредитов, тарифных скидок, лицензирования импорта нередко мешает выходу на рынок новых мелких и средних предприятий.

Начавшаяся в мире на рубеже 70-80-х гг. волна де регулирования не могла не затронуть и регион Юго-Восточной Азии.

В частности, это нашло отражение в сокращении и изменении характера государственного вмешательства в экономику, развертывании программ приватизации предприятий госсектора.

В азиатских странах в процессе приватизации применяется целый ряд льгот и приемов, например, платежи в рассрочку, налоговые скидки, льготное кредитование частных инвесторов, обмен долговых обязательств государственных предприятий на долю в акционерном капитале, разрешение не банковским учреждениям вкладывать средства в акции государственных предприятий, создание государственных холдингов и взаимных инвестиционных фондов, уменьшающих риск инвестиций за счет диверсификации портфеля, использование кредитов Азиатского банка развития и др.

Немаловажное значение имеет гибкость политики привлечения иностранного капитала к участию в приватизации. Например, в Малайзии выявилось, что было невыгодным напрямую ограничивать приобретение иностранными инвесторами контрольного пакета акций приватизированных предприятий, и признано более продуктивным разрешать покупку контрольного пакета акций тех компаний, которые работают на экспорт, используя передовую технологию.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Аналитическая справка

Роль НИС в международной экономике


Введение

С тех пор, как Петр I начал прорубать окно в Европу - в смысле не столько выхода к морю, сколько обогащения ее достижениями - методы и способы «догоняющего» экономического и общественного развития равняющихся на передовые западные образцы стран, как и результаты этой «гонки за лидером», неоднократно менялись.

После Второй мировой войны наиболее успешной моделью «догоняющего» развития была общепризнана японская «промышленная политика», превратившая за четверть века потерпевшую поражение разоренную страну во вторую экономическую державу мира. Такая модель стала образцом для всей Восточной Азии - от Южной Кореи и Сингапура до Таиланда, Китая и Вьетнама. Достигнутые новоиндустриальными странами многолетние стабильные высокие темпы экономического роста и повышения жизненного уровня стали рекордными за всю историю «догоняющих» развивающихся стран.

Модель «догоняющего» развития восточноазиатских стран получила образное название «летящих гусей». В отличие от Советского Союза, бросившего все свои силы на тяжелую индустрию, проложивший восточно-азиатский путь первый «гусь» «пролетел» практически по всему историческому маршруту начавшейся в конце XVIII века классической индустриализации. Это была Япония, которая, ориентируясь прежде всего на экспорт, сначала усиленно развивала легкую промышленность, особенно текстильную, затем - судо- и автомобилестроение и другие отрасли тяжелого машиностроения, а также нефтехимию, на следующем этапе - приборостроение и электронику, и, наконец, высокотехнологичную продукцию - компьютеры, платы и т.д. (проблемы возникли лишь в начале 90-х годов, когда страна стала отставать от США и Европейского союза в разработке и производстве наиболее передовых высоких технологий). По таким же ступеням индустриализации npoшли или идут четыре азиатских «тигра» - Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а за ними «драконы» - Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, - и, наконец, Китай и присоединяющийся к «гусиному клину» Вьетнам.

Продолжающийся более десяти лет застой японской экономики и азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов, потряси экономические, социальные и политические основы новых индустриальных стран, внесли существенные коррективы в оценку результатов и перспектив их развития.

Однако быстрота, с которой большинство стран Восточной Азии, за исключением Индонезии, преодолели наиболее тяжкие последствия кризиса и возобновили высокий экономический рост, перечеркнула самые пессимистические сценарии о полном провале их модели «догоняющего» развития. Так, наиболее успешно идущая по пути преодоления изъянов этой модели и глубоких структурных реформ Южная Корея еще в 1999 году добилась 10,2 процента, а в 2000 году - 4,8 и в 2001 году - 3,5 процента прироста ВВП.

На повестке дня остается главный вопрос: способны ли страны зоны «восточноазиатского чуда» вписаться в новую высокотехнологичную глобализированную мировую экономику?

Рассмотрим более подробно сравнительный анализ развития новых индустриальных стран Восточной Азии и Латинской Америки, а также проанализируем их роль и место в современной международной экономике.


1 Новоиндустриальные страны и новоиндустриальная эволюция

Традиционно к группе новых индустриальных стран (НИС) относят Республику Корея, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур, Малайзию, Таиланд, Аргентину, Бразилию и Мексику, а также некоторые другие государства, сумевшие воспользоваться накопленным «первопроходцами» опытом форсированного экономического развития для реализации своих собственных стратегий «прорыва» в развитую зону современного мирового хозяйства. С учетом того, что некоторые НИС целесообразнее классифицировать как «территории», а не как «страны», международное признание получил термин «новые индустриальные экономики» (НИЭ).

Феномен новоиндустриальной эволюции некогда отсталых в экономическом отношении стран развивающегося мира привлекает внимание на протяжении последних четырех десятилетий. В рамках этой модели сложились две конкурирующие между собой на мировом уровне «азиатская» и «латиноамериканская» версии «догоняющего» развития.

Латиноамериканские НИС по размерам экономического потенциала превосходили и превосходят восточноазнатские НИЭ. По объему производимого ВВП с Бразилией отчасти соревноваться может лишь Южная Корея, а остальные новые индустриальные экономики азиатского региона уступают ей в пять-шесть раз. С другой стороны, по размерам производства валового внутреннего продукта на душу населения Сингапур почти в девять раз превосходит Бразилию, в 50 раз уступая ей по численности населения.

Согласно официальной оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), уже сейчас некоторые из НИЭ Азии и Латинской Америки могут быть отнесены к категории индустриально развитых государств, в которой они занимают весьма достойные позиции по важнейшим экономическим показателям.

Но траектории движения по пути хозяйственной эволюции в двух основных новоиндустриальных регионах мира оказались различными в силу региональной специфики стартовых условий и реализации концепции «догоняющего» развития. Отличаются и результаты форсированного экономического «прорыва» азиатских и латиноамериканских НИЭ.

Для восточноазиатских новых индустриальных экономик, которые включают Южную Корею, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур, Малайзию и Таиланд, еще в 70-е и 80-е годы XX века были характерны относительно более высокие темпы роста, которые существенно, порой многократно, превышали показатели подавляющего большинства развитых и развивающихся стран.

Так, в период 1960-1980 годов, в большинстве государств восточ-ноазиатского региона среднегодовые темпы прироста валового национального продукта составляли не менее семи-восьми процентов, а в Гонконге, Республике Корея, Сингапуре и на Тайване – 8-9,5 % .

Эти феноменальные результаты были достигнуты, несмотря на заметное повышение цен на нефть и другие сырьевые ресурсы 1997-1998 годов (а пионеры новоиндустриального развития в Азии не располагали собственными ресурсами сырья и энергоносителей) и мировые экономические спады. Вплоть до крупных финансовых потрясений в Юго-Восточной Азии 1997-1998 годов, а позднее - и в других регионах, азиатские НИЭ демонстрировали самые высокие в мире темны хозяйственного развития. Так, в докризисные 1990-е ежегодный прирост ВВП Южной Кореи, Малайзии и Тайваня не опускался ниже 6-6,5 процента, а в Гонконге и Сингапуре - 5-6 процентов .

Согласно наиболее принятой оценке, на протяжении 1960-1990 гг. среднегодовые темпы развития экономики азиатского региона в целом составляли свыше пяти процентов, в то время как в Европе - примерно два процента .

По оптимистическим прогнозам, при сохранении докризисных темпов экономического роста к 2010 году Восточная Азия, включая новоиндустрнальные страны и Китай, могла бы перегнать по объему производимого ВВП Западную Европу, а к 2020 году Северную Америку .

Беспрецедентный хозяйственный прогресс в этом регионе Азии в течение последних десятилетий обеспечил возрастание совокупных экономических показателей развивающегося мира в целом, что способствовало снижению доли развитых стран в производстве мирового валового продукта примерно с 72 процентов в 1953 году до 59,3 процента в 1990-м и 52,8 процента в 1997 году, а также - соответствующему повышению удельного веса развивающихся государств, включая Китай и Индию, в 1990-е годы с 32,6 до 43,2 процента. (Остальное приходилось на переходные экономики бывших административно-плановых хозяйств) .

Вклад восточноазиатского региона, включая Японию и Китай, в мировом ВНП составлял в 1960 году около 4 процентов, а в 1990-м увеличился примерно до 21 процента. При этом доля НИЭ Восточной Азии в предкризисные 1990-1996 годы возросла в мировом ВВП с 6,2 до 7,5 процента, тогда как удельный вес латиноамериканских новоиндустриальных государств оставался в 1990-е около 8,8 процента.

Как полагают российские эксперты , достаточно высокий уровень производительности труда в НИС Восточной Азии был предопределен такими факторами, как применение сравнительно передовой техники и технологии, довольно высокий уровень автоматизации производства, наличие высококвалифицированных кадров, использование современных методов управления производством, способность модернизируемой экономики эффективно применять научно-технические достижения, а также воспринимать и адаптировать разнообразные инновации.

2 Роль НИС в мировой торговле

Ориентированное преимущественно на внешние рынки промышленное развитие создавало реальные возможности для дальнейшей активизации всего комплекса внешнеэкономических связей восточноазиатских НИС. В 1990-х годах под давлением развитых стран существенно повысилась их открытость, увеличивался не только экспорт, но и импорт.

В период 1990-1998 годов удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП возрос в Южной Корее с 29,1 до 48,7 процента, Таиланде - с 34,1 до 58,9 процента. Если удильный вес экспорта в экономике развитых государств в 1960-1997 годах в целом соответствовал среднему глобальному показателю, то доля экспортных поставок в валовом внутреннем продукте новых индустриальных экономик Восточной Азии с 1980 года была одной из самых высоких в мире .

Значительно возрос объем внешнеторговой деятельности и в НИС Латинской Америки, но темпы прироста стоимостных показателей вывоза восточноазиатских новоиндустриальных стран в период 1960-1970 годов были выше, составляя, как правило, двузначную величину. Средние но странам мира их значения равны 3-5 процентам.

В мировом экспорте удельный вес НИЭ Юго-Восточной Азии повысился с 2,8 до 13,2 процента, а доля латиноамериканских государств снизилась с 7,8 до 4,4 процента.

В конце 1990-х годов Республике Корея, Сингапуру и Тайваню удалось прорваться в группу первых 15 ведущих экспортеров мира. Замыкала ее в 1997 году Мексика .

В период осуществления форсированной модернизации произошли довольно заметные изменения в товарной структуре экспорта НИС Азии. Так, повысился удельный вес высокотехнологичных изделий, к которым сейчас относится продукция таких отраслей, как фармацевтическая, производство компьютеров, научное приборостроение, электротехническое машиностроение, авиакосмическая. В государствах латиноамериканского региона этот показатель был ниже.

На протяжении десятилетий модернизации происходили весьма ощутимые изменения также в позициях НИС Восточной Азии в качестве поставщиков на мировой рынок готовой промышленной продукции. В современном мировом хозяйстве они заняли нишу крупнейших производителей и экспортеров автомобильной и бытовой техники, электроники, продукции судостроения и химической промышленности. Что касается НИС латиноамериканских государств, то они заметно отстают от Восточной Азии по долевому участию в мировом экспорте указанных товаров.

И всё же до сих пор удельный вес НИС в современном мировом хозяйстве уступает их роли в международной торговле.

3 НИС в мировых инвестиционных процессах

Успешному форсированному развитию новоиндустриальных экономик Восточной Азии помимо яркой выраженной экспортной ориентации способствовала политика поддержания высокой нормы накопления, а также высокая инвестиционная активность местных (банков, финансовых компаний) и иностранных вкладчиков капитала.

Поступления внушительных инвестиционных ресурсов извне были обусловлены не только геополитическими соображениями основных центров мирового экономического сообщества, но и привлекательностью стран региона в качестве получателей иностранных капиталовложений. Государства Восточной Азии, включая Китай, постепенно становились лидерами по удельному весу в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ), оттягивая на себя не менее половины всех капиталовложений в развивающемся мире.

Восточноазнатские страны опережали в этом отношении и государства Латинской Америки, причем в 90-х гг. - примерно вдвое. Но грянувший затем азиатский кризис способствовал выравниванию долевого участия двух конкурирующих регионов в мировом притоке ПИИ.

Поступавшие из-за рубежа финансовые ресурсы использовались странами Восточной Азии весьма эффективно. Приток иностранных вложений капитала в ссудной форме не способствовал здесь столь стремительному увеличению параметров внешней задолженности, как в латиноамериканском регионе, за исключением кризисного периода в Азии конца 1990-х годов.


Литература

1. Сергеев П. Перетягивание каната, Или новые индустриальные страны как феномен в современной мировой экономике // Азия и Африка сегодня. № 8, 2003, С. 26-32.

2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М., 1999.

3. Гладков И.С. Особенности экономической эволюции новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). - М., 2001.

4. Андрианов В.Л. "Новые индустриальные страны" в мировом капиталистическом хозяйстве. - М., 1989.

5. Устинов И.Н. Мировая торговля. Статистико-аналитический справочник. - М., 2000.



Сергеев П. Перетягивание каната, Или новые индустриальные страны как феномен в современной мировой экономике // Азия и Африка сегодня. № 8, 2003, С. 27.

Гладков И.С. Особенности экономической эволюции новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). - М., 2001. С. 88-89.

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М., 1999. C. 4.

Гладков И.С. Особенности экономической эволюции новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). - М., 2001.

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М., 1999. С. 83-85.

Гладков И.С. Особенности экономической эволюции новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). - М., 2001; Андрианов В.Л. "Новые индустриальные страны" в мировом капиталистическом хозяйстве. - М., 1989.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...