Роль финансов в развитии экономики. Роль финансов в экономике государства



Финансы по своему смыслу – очень сложная, многогранная составная экономических явлений и процессов, экономической системы в целом; использование финансов дает возможность успешно реализовывать конечную цель экономического и социального развития.
Финансы – не только показатель уровня экономического развития общества, но и важный инструмент этого развития. В зависимости от познания экономической сути и роли финансов в государстве находится и их использование для достижения поставленной цели.
Финансы выполняют свою роль через формы, методы создания и использования финансовых ресурсов вместе с другими экономическими категориями.
Своего высочайшего развития и совершенства финансы достигают в условиях рыночной экономики, переход к которой характеризуется резким изменением влияния финансов на процесс воспроизводства. Происходит качественный и количественный переход на новый уровень использования финансов в экономической системе страны.
Выполнение государством комплекса задач, связанных с обеспечением его существования и эффективного функционирования вызвало появление широкого арсенала финансовых методов государственного регулирования экономики. Государство владеет для этого определенными рычагами, которые включают в себя перечень инструментов, способных влиять на определенные экономические процессы в стране в частности на перераспределение народнохозяйственных ресурсов, на экономику в целом, регулирует социально-экономические отношения с другими странами.
Важная роль принадлежит финансам хозяйственных структур. Создание и использование финансовых ресурсов в этой сфере подчинено цели повышения эффективности хозяйственной деятельности. Это возможно при направлении фондов финансовых ресурсов на новые технологии, лучшем использовании основных фондов, ускорении оборота оборотных средств.
С помощью финансов субъекты хозяйствования имеют возможность обеспечивать решение производственных и социально-экономических проблем своего функционирования.
Активное и действующее использование финансов для повышения эффективности экономики становится возможным, когда фонды финансовых ресурсов на уровне предпринимательских структур дополняют соответствующие фонды на уровне государства.
Роль финансов существенна и при решении социальных проблем. Государство осуществляет мероприятия по социально-экономическому развитию через финансовое обеспечение социальных процессов, реализацию ее социальной политики (на уровне каждого гражданина, хозяйственных структур, а также фондов финансовых ресурсов в составе бюджетов).

7. Финансовые ресурсы, сущность, состав и методы формирования
Финансы общества как экономическая категория характеризуются не только экономическими отношениями, но имеют и материальное содержание. Денежные фонды и накопления, которые создаются государством, предприятиями, учреждениями, организациями в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, представляют собой финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и вместе с тем источника их развития.
Финансовые ресурсы государства охватывают ресурсы всех секторов экономики. В каждом секторе финансовые ресурсы распределяются по уровням управления. В распоряжении государства находятся ресурсы бюджетной системы, различных централизованных и децентрализованных фондов, государственных финансовых институтов (Национального банка, государственных страховых органов, государственных кредитных учреждений).
Принимая во внимание определение финансов как системы специфических экономических отношений, можно утверждать, что финансовые ресурсы – это централизованные и децентрализованные денежные фонды целевого назначения, которые формируются в процессе распределения и перераспределения национального богатства, валового внутреннего продукта и национального дохода и предназначены для решения задач социально-экономического развития общества и коллективов отдельных предприятий.
Централизованные денежные фонды концентрируются в государстве и представляют собой общегосударственные финансовые ресурсы. Ведущее место в системе общегосударственных финансовых ресурсов принадлежит государственному бюджету.
Основным источником формирования государственного бюджета выступает создаваемый в областях материального производства чистый доход, который поступает в бюджет в виде платежей из прибыли, налога на добавленную стоимость и других налоговых и неналоговых платежей. Определенная часть доходов государственного бюджета формируется за счет налоговых и других платежей населения. Из бюджета финансируются расходы на развитие науки, культуры, образования, здравоохранение, управления, оборону, социальную защиту населения и прочие общегосударственные потребности.
К системе общегосударственных финансовых ресурсов Украины принадлежат Пенсионный фонд, Фонды социального страхования, другие бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения.
Децентрализованные финансовые ресурсы или финансовые ресурсы субъектов хозяйствования представляют собой денежные средства, которое они имеют в своем распоряжении. Эти средства могут быть направлены на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, личное потребление работников и резервный фонд.
Общая сумма финансовых ресурсов субъекта хозяйствование состоит из таких элементов, как уставный фонд, резервный фонд, амортизационный фонд, специальные фонды и прочие фонды.
Основным источником формирования финансовых ресурсов является валовой внутренний продукт. Наибольший их элемент создается за счет прибыли, отчислений на социальное страхование и прочие социальные потребности.
Основные методы, с помощью которых формируются финансовые ресурсы:
взыскание налогов;
отчисление части прибыли государственных предприятий;
отчисление на социальное страхование и прочие виды отчислений к централизованные фонды;
продажа имущества и ценных бумаг;
получение кредитов;
эмиссия денег.
Большинство финансовых ресурсов является денежным выражением стоимости чистого дохода, созданного в государстве. Это – прибыль, отчисления в государственные целевые фонды, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Второй частью финансовых ресурсов является часть фонда потребления. Сюда относят прямые и косвенные налоги, которые взимаются с населения, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, плата за землю, налог с собственников транспортных средств, местные налоги и сборы.
Третью часть финансовых ресурсов составляют различные отчисления, которые включаются в себестоимость продукции. Это – амортизационные отчисления, отчисления на геологоразведочные работы, плата за воду и прочее.
Полученные в результате экономической деятельности доходы расходуются по основным направлениям их использования.
Финансовые ресурсы используются на расширенное воспроизводство, финансирование научно-технического прогресса, проведение природоохранных мероприятий, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Формы и методы, с помощью которых формируются и используются финансовые ресурсы не являются постоянными и изменяются в зависимости от изменения социальной природы общества.
Созданные и использованные в обществе финансовые ресурсы объединяются системой показателей и приобретают форму финансового баланса государства.
К системе финансовых балансов относят:
баланс финансовых ресурсов и затрат государства;
государственный бюджет и местные бюджеты;
балансы финансовых ресурсов и затрат областей, районов, городов;
балансы доходов и затрат министерств, ведомств, отдельных финансовых институтов, предприятий, организаций, населения.
Финансовый баланс имеет важное значение в системе управления экономикой государства. Он характеризует возможности государства или отдельного, региона относительно финансового обеспечения их экономического и социального развития.

Одним из элементов финансовых ресурсов являются финансовые резервы, представляют собой денежные средства, которые умышленно извлекаются из хозяйственного оборота и предназначены для использования в случаях сбоев в процессе общественного воспроизводства.
Финансовые резервы создаются только в денежной форме, и их создание является необходимым условием нормального развития экономики.
Основные методы формирования финансовых резервов:
Бюджетный (создание в составе каждого бюджета резервного фонда. В Государственном бюджете Украины резервный фонд предусматривается обязательно. Решение о необходимости создания резервного фонда местного бюджета принимает соответствующая власть);
Отраслевой (создание резервов на уровне министерств, отраслей, ведомств на основе отчислений из прибылей подчиненных предприятий и затрат на помощь этим предприятиям);
Хозрасчетный (формирование финансовых резервов предприятий, организаций, учреждений. Наиболее распространены такие резервы в сельском хозяйстве. Государство законодательно устанавливает обязательный порядок формирования резервного фонда для акционерных обществ в размере 25 % от величины уставного капитала);
Страховой (создание фондов страховых организаций. Фонды создаются за счет вкладов участников страхования, и только эти участники могут претендовать на выплаты со страховых фондов).
Одним из видов бюджетных резервов является резервный фонд Государственного бюджета Украины. Его создание, в отличие от местных резервов, является обязательным. Формируется он для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предвидены при составлении проекта Государственного бюджета на соответствующий год. Этот фонд создается в размере не менее 1 % объема расходов общего фонда Государственного бюджета и входит в состав расходов Государственного бюджета.
Порядок использования средств из резервного фонда Государственного бюджета определяется Кабинетом Министров Украины.
Главным направлением использования средств резервного фонда Государственного бюджета Украины является:
Финансирование затрат, связанных с чрезвычайными ситуациями;
Финансирование работ по ликвидации последствий стихийных явлений и аварий;
Непредвиденные затраты, связанные с введение новых законов;
Другие мероприятия, которые не могли быть предвидены во время утверждения Государственного бюджета.
Одновременно установлено требование, согласно с которым средства резервного фонда Государственного бюджета Украины не могут использоваться на погашение долгов власти и на увеличение сумм по статьям расходов, предвиденных в Государственном бюджете.
Кабинет министров Украины ежемесячно отчитывается перед Верховной Радой об использовании средств резервного фонда Государственного бюджета.
Одним из видов финансовых резервов является золотой и валютный запас страны.

Когда речь заходит о финансах в общем контексте, сразу подразумеваются определенная система финансовых отношений, выстраиваемых конкретной страной, в ходе которых происходит формирование и последующее использование фондов денежных ресурсов. В главной роли данных фондов, как правило, в первую очередь выступает ВВП.


Кроме этого, финансы предоставляют возможность контролировать и регулировать составляющие экономики в целом, они являются стимулирующим звеном в инвестиционной деятельности , а также позволяют обеспечить реализацию многочисленных общественных потребностей.

Таким образом, главным условием полноценного функционирования финансов является наличие денежной массы, а причиной их возникновения выступает потребность как государства в целом, так и многочисленных хозяйственных субъектов в ресурсах, которые способны гарантировать их последующую деятельность. То есть, роль финансов также состоит и в том , чтобы обеспечить производственные пропорции к потребностям потребления, что осуществляется посредством формирования денежных фондов. Причем постоянное развитие и изменение общественных нужд влечет за собой изменение структуры финансовых фондов, которые создаются для распоряжения субъектов хозяйственной деятельности.

Финансы всегда имеют несколько главных задач или ролей :

– контрольная роль;

– роль распределительная;

– роль стимулирующая;

– и стабилизирующая роль финансов.

Данные функции могут быть реализованы через особый финансовый механизм, который включает в себя различные формы денежных отношений, действующее законодательство, способы реализации финансового анализа и планирования, внутренние и внешние фонды денежных средств и так далее.

Помимо этого, нельзя не отметить, что финансы имеют несколько видов :

1. Финансы централизованные – объемы средств, которые используются для удовлетворения потребностей на конкретной территории:

– финансы, которые аккумулируются в государственном бюджете;

– финансы, которые аккумулируются в государственных внебюджетных фондах;

– финансы, которые создаются в банковской и государственной сферах кредитования;

2. Децентрализованные финансы, которые являются денежными активами многочисленных компаний и предприятий. Роль таких финансов – реализация производственных, а также социальных задач.


3. Финансы местные – денежные активы. Их роль – создаются и используются для реализации потребностей на муниципальных территориях.

Ведущая роль финансов в экономике

В любом развитом государстве экономика строго подчиняется установленным законам, благодаря чему она благополучно процветает на их основе. Полноценное финансовое функционирование направлено на достижение глобальных целей относительно общего развития социально направленной экономики конкретного государства. Таким образом, роль финансов в экономике весьма обширна и многообразна , однако, даже несмотря на это, можно выделить три ее основных направления:

1. Осуществление финансового обеспечения общих производственных потребностей. То есть, происходит покрытие всех расходов посредством многочисленных финансовых ресурсов, в частности, как заемных, так и собственных.

2. Финансово грамотное регулирование всех финансовых категорий в многочисленных экономических и социальных процессах государства. Данная цель может быть достигнута лишь в том случае, если будет произведено более тщательное перераспределение финансовых ресурсов. Проще говоря, когда государство выделяет ресурсы, то происходит более быстрое и эффективное развитие отрасли того или иного региона (и экономики в целом), и наоборот, если нет финансирования – это в скором времени приведет к упадку и гибели производства (спаду экономики в целом).

3. Осуществление финансового стимулирования для создания благоприятной среды в сфере использования все возможных экономических ресурсов.

Участниками финансовых экономических отношений всегда выступают :

– само государство;

– население страны;

– многочисленные субъекты хозяйственной деятельности.

Поэтому основными признаками финансов в экономике являются :

– денежно-материальные отношения между 2-мя субъектами – ведь где отсутствуют деньги, там не могут присутствовать и финансы;

– когда субъекты имеют разные права, так, например, государство, имеет свои полномочия и привилегии;

– когда в процессе данных отношений происходит формирование госбюджета;

  • #4

    Андрей, вы рассуждаете с технической стороны правильно, но допускаете роковую ошибку. Те страны, которые владеют основными финансовыми институтами, могут с рынками сделать все что угодно. Живых примеров сейчас сколько угодно.

  • #3

    Вы ошибаетесь на счет управления деньгами людьми. Деньгами как раз управляют рынки. Если мы говорим о капиталах больших значений. А рынки в свою очередь - это как поток лавы, с ними ничего не сделать, куда захотели туда и повернули.

  • #2

    Нужно подобрать синоним в выражении роль финансов в экономике. Я бы сказал так - роль политики в экономике. Так будет вернее и об этом нужно писать! Деньгами управляют люди а не рынки, так что все очевидно - где какая роль и кто ее исполняет!

  • #1

    Роль финансов в экономике конечно нельзя недооценить. Экономика без финансов это бартер - дашь на дашь. В современном же мире все измеряется деньгами, без них никуда не сдвинешься теперь..)

Роль финансов в экономической жизни субъектов хозяйствования и экономике в целом базируется на ее функциях, и, прежде всœего на распределительной функции, характеризующей способ действия категории финансов. Эта функция сама по себе обеспечивает перераспределительные процессы независимо от их последствий. В то же время исходя из конкретной экономической ситуации, экономической и финансовой политики формирование финансовых фондов и их расходование могут иметь как позитивные, так и негативные экономические результаты.

При благоприятных условиях и обоснованной экономической и финансовой политике образующиеся в процессе финансовой деятельности фонды финансовых ресурсов, организация и направления финансовых потоков оказывают существенное позитивное воздействие на экономическое и социальное развитие. В то же время, в случае если в экономике в целом конечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это свидетельствует о негативных процессах. Аналогично этому позитивные или негативные результаты финансово-хозяйственной деятельности могут складываться в секторах и отраслях экономики и на предприятиях. В этом плане финансовая политика является одним из ведущих экономических рычагов организации общественного воспроизводства, мощным фактором развития национальной экономики в целом.

Обслуживая воспроизводство капитала, финансы являются инструментом формирования денежных средств, используемых для продолжения и развития производства на базе распределительных и перераспределительных процессов. Основой формирования этих денежных фондов является образование доходов, предопределяемое производством. При этом конечные располагаемые доходы экономики в целом, секторов экономики, отраслей и чистая прибыль предприятий хотя и зависят от первичного образования доходов, но, как отмечалось, могут существенно отличаться от них. Данные отличия являются следствием воздействия финансовых отношений в процессе перераспределœения доходов на формирование денежных фондов, имеющих целœевое предназначение. Такое воздействие ведет к перераспределœению доходов между предприятиями, отраслями и т.д. и создает предпосылки для изменений в экономике. Эти изменения обеспечивают условия для инновационных процессов, прогрессивных структурных сдвигов в экономике, изменений в уровнях развития отдельных территорий и др.

При всœем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирования развития экономики страны. Рассмотрим более подробно эти направления.

Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирование денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализации товаров и услуг, расширению и технологическому развитию производства. Образующиеся в различных секторах экономики фонды денежных средств обеспечивают не только развитие производства, но и являются источником средств для решения социальных задач, повышения уровня жизни населœения и развития человеческого капитала. Рост фондов, используемых для накопления, и их эффективное инвестирование являются основой ускорения экономического роста и социального прогресса. Уменьшение объёма финансовых ресурсов и их нерациональное использование ведут к сужению масштабов воспроизводства, а при большой глубинœе и длительности – к уменьшению ресурсов для конечного потребления и ухудшению условий жизни.

Финансовое обеспечение деятельности предприятий первоначально базируется на уставном капитале. Вместе с тем в процессе финансово-хозяйственной деятельности средства предприятий могут увеличиваться за счёт чистой прибыли, ᴛ.ᴇ. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей. Накапливаемые предприятиями фонды денежных средств, а также образующиеся в процессе производства временно свободные амортизационные отчисления являются основой развития и инновационного обновления производства. Наряду с собственными средствами предприятия широко используют прямые заемные средства кредитных организаций и средства от выпуска облигаций. Эти средства привлекаются на базе платности и возвратности. Вместе с тем, могут использоваться средства государственного и муниципальных бюджетов в виде дотаций, субсидий и кредитов, а также и другие привлеченные средства.

Среди различных источников средств решающая роль принадлежит собственным средствам предприятий. Следует иметь в виду, что любое привлечение заемных средств влечет за собой крайне важно сть формирования фондов собственных денежных средств для возврата долгов и выплаты процентов по ним.

Важнейшей характеристикой деятельности всœех экономических единиц является их баланс активов и пассивов. Увеличение активов свидетельствует о положительных результатах финансово-экономической деятельности.

Экономическое регулирование. В условиях рыночной экономики, базирующейся на частной собственности, каждый экономический субъект осуществляет предпринимательскую деятельность индивидуально, исходя из собственных интересов. В процессе производства его участники самостоятельно определяют цели своей деятельности, партнеров, формы взаимодействия. Их интересы нередко противоречивы. Сбалансированное пропорциональное развитие производства достигается в процессе его экономического, в т.ч. финансового, регулирования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Происходящие на базе конкурентного производства процессы распределœения и перераспределœения финансовых ресурсов обеспечивают денежные средства для перестройки производства в соответствии с меняющимися потребностями общества, балансируют спрос и предложение. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики реализуются, прежде всœего, на базе саморегулирования рынка и использования финансовых отношений для перераспределœения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Финансы предприятий обеспечивают в основном перераспределœение финансовых ресурсов внутри хозяйствующих субъектов и между субъектами хозяйствования на базе перечисления доходов от собственности и трансфертов, а также путем использования механизмов кредитования и рынка ценных бумаᴦ.

Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечивают оптимального распределœения и использования финансовых ресурсов.

Недостаточность саморегулирования рынка может приводить к экономическим и финансовым кризисам. В связи с этим возникает потребность в регулировании экономических процессов на макроуровне. Такое регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, осуществляется путем стимулирования или ограничения экономического роста и инвестиций, регулирования денежного обращения, учетных ставок Центрального банка, валютных курсов и других инструментов.

Научно-технический прогресс и формирование информационно-индустриального общества требуют усиленного внимания к развитию инноваций, высокотехнологичных отраслей и производств. В целях ускорения научно-технического развития существует настоятельная крайне важно сть в его стимулировании и поддержке, особенно в условиях глобализации, когда внутренние рынки с легкостью захватываются зарубежными фирмами. В экономической поддержке нуждаются также отрасли оборонной промышленности и сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную безопасность страны.

Частное предпринимательство недостаточно заинтересовано в развитии человеческого капитала, представляющего собой комплекс врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта͵ знаний, творческого потенциала, мораль, но психологического и физического здоровья, обеспечивающих возможность приносить доход. На стадии формирования нового информационно-индустриального общества человеческий капитал превращается в главный фактор социально-экономического развития. Интересы частных предпринимателœей ограничиваются в основном нуждами их предприятий. Между тем человеческий капитал воспринимается как категория, приносящая выгоду не только собственникам предприятия, но и обществу в целом.

Серьезной опасностью является монополизация производства и финансовых ресурсов.

В связи с этим, а также по ряду других обстоятельств в рыночной экономике существенную роль играет государственное регулирование экономики и финансовых ресурсов. Государственное регулирование позволяет согласовывать интересы частного предпринимательства с интересами общества в целом. Оно может способствовать развитию человеческого капитала на базе поддержки систем образования, здравоохранения и создания более благоприятных условий жизни, способствовать смягчению кризисных процессов, содействовать развитию инноваций и крупным прогрессивным структурным сдвигам, осуществлять институциональные преобразования, обеспечивать создание инфраструктуры, способствующей развитию как социальной сферы, так и производственной деятельности.

В рамках финансовой системы государство оказывает влияние на экономическое развитие с помощью налоговой и амортизационной политики, государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций, государственно-частного партнерства, государственных расходов на закупку товаров и услуг, финансирования дефицита бюджета и другими способами.

Налогообложение является основным инструментом, определяющим масштабы аккумулирования образующихся в экономике доходов в централизованных фондах бюджетов государственных и муниципальных органов управления и в государственных внебюджетных фондах. Оно оказывает непосредственное воздействие на величину фондов денежных средств предприятий, которые бывают использованы на накопление капитала. При широкой налоговой базе и равномерной налоговой нагрузке на экономические единицы обеспечивается нейтральность налоговой системы по отношению к предприятиям различных секторов и отраслей экономики. В этом случае налогообложение само по себе не оказывает влияния на перемещение финансовых ресурсов между секторами экономики и отраслями производства. В то же время органы государственной власти могут использовать систему налоговых льгот и ускоренной амортизации в целях привлечения ресурсов в перспективные отрасли и производства, ускорения инновационных процессов, развития отдельных регионов и достижения других целœей в интересах общества в целом.

Наряду с налоговой политикой органы государственной власти могут оказывать воздействие на производство с помощью субсидий, дотаций, государственных инвестиций и кредитов.

Государственные расходы являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций. Расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, трансфертов, связанных с социальными выплатами, и процентных платежей по государственному долгу. Государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая как общий объём расходов и расходы на отдельные секторы и отрасли экономики. В крупном плане в составе государственных расходов по своему функциональному назначению бывают выделœены:

Расходы на государственные услуги общего назначения (на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка, безопасности и т.п.);

Расходы на общественные и социальные услуги (на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т.п.);

Расходы на государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста͵ целœевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест и т.п.).

Необходимо также учитывать, что доходы и расходы государства тесно связаны с государственными активами и пассивами и оказывают на них непосредственное влияние. Потоки средств, поступающих и выходящих из органов государственного управления, приводят к изменению активов и пассивов. На этой базе может составляться баланс активов и пассивов государства, характеризующий стоимость активов, находящихся в его собственности в определœенный момент времени, и финансовых требований к нему со стороны институциональных единиц других секторов. Общая стоимость активов государства за вычетом требований к нему образует чистую стоимость активов и отражает стоимость принадлежащего ему имущества.

Активы подразделяются на финансовые и нефинансовые. К финансовым активам относятся финансовые требования (денежные средства, ценные бумаги и др.), монетарное золото и специальные права заимствования, предоставляемые МВФ. К нефинансовым активам относятся основные фонды, запасы материальных оборотных средств и ценности. Величина чистой стоимости активов и ее динамика, определяемая соотношением входящих и исходящих потоков средств, является важнейшей характеристикой финансового состояния государства.

Государственное регулирование в области финансов, так же как и в других сферах экономики, является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обусловленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаблением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.

Финансовое регулирование осуществляется наряду и во взаимодействии с другими экономическими регуляторами. Такими регуляторами являются, в частности, кредит, цены, валютная и таможенная политика. Использование этих и других регуляторов должно быть подчинœено общим стратегическим целям социально-экономического развития, задачам и общей экономической политике на каждом этапе развития.

Роль и значение финансов в экономике - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Роль и значение финансов в экономике" 2017, 2018.

Роль финансов в экономике определяется их ведущим положением среди других стоимостных распределительных категорий и возможностью влияния на все стадии воспроизводственного процесса.

Взаимосвязь финансов с экономическими категориями

В процессе стоимостного распределения финансы активно взаимодействуют с ценой, заработной платой, кредитом.

Цена – это денежное выражение стоимости товара, услуги, которое покупатель должен выплатить продавцу при покупке товара. Обычно цена продукта устанавливается продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, а также желаемой маржи прибыли для продавца.

Однако цена редко равняется стоимости. Под воздействием спроса и предложения цена колеблется относительно стоимости. В процессе продажи происходит передача дополнительных средств продавцу или покупателю, что нарушает пропорции распределения и подготавливает условия для финансового распределения, т.е. изменения диспропорций с помощью финансов.

Если цена выше стоимости, то посредством финансов происходит изъятие дополнительной выручки (через налоги). Если цена ниже стоимости, то убытки компенсируются с помощью дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов. Государство может устанавливать низкие налоги и таким образом компенсировать убытки производителям. Сами производители могут для защиты от убытков создавать резервные фонды, заключать договоры страхования рисков (а это уже финансовые отношения).

С помощью финансов распределяется вся стоимость общественного продукта, а с помощью цены – лишь часть, которая складывается из отклонений цен от реальных стоимостей товаров. Вместе с тем ценовое распределение является первичным по отношению к финансовому и подготавливает условия для последнего.

Заработная плата – денежное выражение стоимости рабочей силы. В процессе распределения общественного продукта происходит возмещение потребленной стоимости рабочей силы (т.е. стоимости средств, необходимых для восстановления затраченных сил, умственной энергии и т.д.). Однако свободного человека нельзя заставить трудиться на покрытие только собственных издержек. Необходимы средства на расширенное воспроизводство рабочей силы, поощрение дополнительного труда. Для этого в ходе распределения выделяются дополнительные средства, создается премиальный фонд и, следовательно, возникают финансовые отношения. Кроме того, финансовые отношения возникают в процессе взимания налогов с заработной платы.

Кредит во многом может быть альтернативой финансам. Между двумя этими категориями существуют, с одной стороны, различия, а с другой – тесная взаимосвязь. Различие заключается в том, что: финансы охватывают процессы распределения и перераспределения, а кредит – только перераспределение; источник формирования финансовых ресурсов – вся стоимость общественного продукта, а кредитных ресурсов – временно свободные денежные средства физических и юридических лиц; в случае кредита денежные средства в долг предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (свойства кредита), а в случае финансовых отношений деньги предоставляются на длительный срок, как правило, безвозмездно или под маленький процент.

Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в постоянном превращении финансовых и кредитных ресурсов друг в друга.

Влияние финансов на воспроизводственный процесс

Объективные предпосылки влияния финансов на воспроизводственный процесс заложены в функциях этой категории:

распределительная функция позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного воспроизводства в целом и отдельных его хозяйствующих субъектов;

контрольная функция отражает через движение финансовых ресурсов течение экономических процессов в обществе.

Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.

Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами.

Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т.е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяется выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное воздействие финансы способствуют изменению структуры и динамики производства. Перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.

В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых организаций, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций и завершают процесс распределения финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, на развитие непроизводственной сферы, удовлетворение социальных гарантий и решение социальных задач.

Для того чтобы сформировать эффективную финансовую сферу и управлять ею нужно четко понимать суть категории финансы. Финансы имеют два вида проявлений: видимую и невидимую. Видимое проявление финансов заключается в денежных средствах, которые движутся в процессе взаимоотношений между экономическими субъектами. Второе проявление финансов (скрытое), возникает при формировании ВВП и национального дохода, а также их распределении и перераспределении.

Финансы - это потоки средств, которые регулируются специальными методами, приемами и инструментами в правовом поле, которые имеют эквивалентность в денежном измерении, которые циркулируют в национальной экономике через создаваемые централизованные и децентрализованные фонды и, обеспечивают процесс формирования ВВП, национального дохода и национального богатства, а также их распределения и перераспределения. Финансы сопровождаются экономическими отношениями между всеми участниками экономического процесса.

В современном мире финансы лежат в основе функционирования любой страны. Финансовая система Российской федерации представлена на рисунке 1.

Под финансами следует понимать определенные экономические отношения в денежной форме, с помощью которых осуществляются процессы распределения ВВП, национального дохода и богатства, а также совокупного общественного продукта. Главной целью движения денежных средств является достижения развития социально – экономического благосостояния страны.

Государство может регламентировать и регулировать финансовые отношения в обществе через финансовое законодательство. Все юридические нормы, которые функционируют в этой сфере, в органах исполнительной и законодательной власти, в своей совокупности формируют финансовое право.

Объектом изучения финансов является национальное страны.

Субъектами финансов является государство, хозяйствующие субъекты (юридические лица) и граждане (физические лица), так как субъектов три, а объект один, между ними существует тесная взаимосвязь по перераспределению национального богатства.

Функции финансов:

Распределительная (первичное распределение);

Перераспределительная (вторичное распределение);

Контролирующая (контрольная);

Формирования денежных потоков.

Распределительная функция имеет место на микроуровне (хозяйствующие субъекты, население), проявляется как распределение полученных доходов для обеспечения процессов воспроизведения на предприятиях и продолжения жизнедеятельности у населения. Полученный доход распределяются в обоснованных и выверенных пропорциях и направляется для удовлетворения первоочередных и других потребностей предприятий и населения. Это первичное распределение.

Вторичное распределение осуществляется на макроуровне, то есть на уровне государственных и местных бюджетов. Хозяйствующие субъекты и население из своих доходов платят в бюджеты налоги и другие обязательные платежи. На бюджетном уровне осуществляется перераспределение этих средств на различные государственные нужды в зависимости от социально-экономической политики государства. Например, социальная защита необеспеченных слоев населения, содержание армии, флота, милиции и других властных структур, содержание здравоохранения, образования, культуры, спорта и т.д. Такое перераспределение называется незамкнутым

Под контрольной функцией понимают механизм финансового контроля состояния и результатов движения денежных средств, конечных последствий финансовой деятельности на всех уровнях. Механизм контрольной функции включает:

1) механизм планирования финансов;

2) законы и подзаконные нормативные акты;

3) органы контроля.

Если контролирующая функция всегда приказная, то регулирующая функция принудительной быть не может. Государство через свой финансовый инструментарий влияет на субъекты хозяйствования с тем, чтобы они осуществляли свою деятельность в тех направлениях и пределах, которые являются желательными для государства.

Самофинансирования за счет средств, которые формируются в процессе хозяйственной деятельности субъекта.

Принцип самофинансирования не исключает использование кредитных ресурсов. В случае самофинансирования допускается:

  • (лизинг) - это передача активов в временное пользование на условиях платности и возврата;
  • Инвестирования - процесс вложения средств в различные проекты на условиях роста их стоимости, а также ожидание получение дополнительных доходов.

Государство, с помощью финансов, может влиять на экономические и социальные процессы. Данное регулирование осуществляется через субъектов финансовых отношений (предприятия и населения) через использование налоговых, финансовых и других инструментов. Перераспределённые средства государство направляет в бюджеты и целевые фонды и использует для выполнения своих функций.

Экстенсивный и интенсивный рост производства обеспечивается следующими финансовыми стимулами:

Бюджетные стимулы;

Приоритетное инвестирование финансовых ресурсов;

Суммируя все вышесказанное, выделим следующие роли финансов в экономике:

  • Финансы обеспечивают непрерывность процесса воспроизводства за счет непрерывности круговорота финансовых ресурсов в экономике.
  • Обеспечивают процесс распределение внутреннего валового продукта и национального дохода и тем самым обеспечивают финансовые потребности субъектов экономики;
  • Осуществляют перераспределение первичных и вторичных доходов между отраслями, регионами, слоями населения, юридическими и физическими лицами;
  • Влияют на интересы субъектов распределительных отношений и регулирующих различные направления социально-экономического развития;
  • Являются основой экономического управления государством;
  • Финансовые показатели выступают в роли индикаторов экономического и социального уровня развития общества и субъектов хозяйствования;
  • Выполняют средство контроля за движением финансовых ресурсов в государстве.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...