Регионы-доноры. Крупнейшие дотации из бюджета получат дагестан, чечня и камчатка


Дотационные регионы - это те субъекты РФ, которые получают денежные средства из федерального бюджета РФ без необходимости их возврата на безвозмездной основе. Цели расходования дотаций в законе РФ не указаны, поэтому регион может распоряжаться ими по своему усмотрению.

С другой стороны, государство направляет средства бюджета для поддержания местного производителя. Таковыми могут быть любые крупные предприятия, чья значимость для всей достаточно велика. Например, предприятия по в Республике Саха (это дотационные регионы). Список топ-20 регионов-лидеров России представлен ниже.

Регионы России, получающие дотационные трансферы

Наиболее удобно представить такого рода информацию в виде таблицы с указанием объема полученных безвозмездных трансферов из Бюджетного Центра.

В таблице указаны данные за 2013 год по объему полученных дотаций без разбивки на ее виды.

Список дотационных регионов России

Наименование субъекта РФ

Всего объем дотаций

Республика Саха (Якутия)

Тамбовская область

Ивановская область

Кабардино-Балкария

Республика Северная Осетия

Ростовская область

Магаданская область

Республика Ингушетия

Курганская область

Кировская область

Приморский край

Республика Алтай

Архангельская область

Пензенская область

Карачаево-Черкесская Республика

Воронежская область

Саратовская область

Республика Марий Эл

Брянская область

Данные за 2013 год неутешительны - 79 из 83 субъектов РФ попали в список дотационных регионов России. Они получили государственные дотации на выравнивание бюджета. Произошло так ввиду многих факторов, среди которых:

Снижение субсидирования региональных бюджетов.

Рост общей массы непрозрачных дотаций, направленных на корректировку бюджета субъекта РФ.

Из таблицы видно, что Якутия получила наибольший объем дотаций из федерального бюджета. Но можно ли вообще такую сумму назвать дотацией? Ответ на вопрос не так очевиден, как хотелось бы. Дело в том, что большая часть средств Федерального Центра направляется в Якутию для освоения новых месторождений полезных ископаемых, экономика России от которых до сих пор сильно зависит - это нефть и газ. И конечно, строительство магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" на сумму трансфера в республику повлияло в значительной степени.

Куда уходят деньги?

Правительство направляет дотации в те регионы, в которых те или иные государственные программы реализуются в соответствии с указами Президента РФ.

Они могут быть связаны с социальной сферой, например строительством спортивных объектов, как это было в Сочи, (данные по дотациям за 2014 год будут позже), либо программами по развитию медицины в регионе, например, строительством раковых центров в северных районах России.

Мысли вслух

Прослеживается и еще одна интересная особенность, связанная с получением дотаций регионами. Дотационные регионы - это территориально отдаленные области и округа. Чем больше расстояние от Москвы, тем больший объем средств они получают. Но эта информация ничем не может быть подтверждена. Дотационные регионы - это такие субъекты, которые получают безвозмездный трансфер и имееют на него данное право. Расчет производится при анализе более 200 показателей и сопоставления результатов нормативным показателям.

Распределение средств полученных трансферов в части выполнения указов Президента РФ контролируется Счетной палатой. При этом регионы, не исполнившие свои обязательства, с большой долей вероятности на следующий год могут не получить необходимую сумму.

Новые дотации в Крым и Севастополь. Ситуация нынешняя

Присоединении Севастополя и Крыма к РФ произошло более 2 мес. назад.

На данный момент составляет 85 единиц. Налоговое законодательство России и Украины построено по разному принципу. В России 90% налоговых отчислений организаций (т. е. налог на прибыль) остается в бюджете области, на территории которой происходит ее деятельность. На Украине такого рода налоговые отчисления направляются в государственную казну в полном объеме. При этом региону ничего не остается.

На тему Крыма

Всем известно, что Крым в первую очередь - курорт. Соответственно, и вся его инфраструктура устроена для отдыхающих. гостиницы и мини-пансионаты раньше отчисляли налоги в госбюджет Украины. Теперь России необходимо время для изменения законодательства и налаживания способов его следования для частных предпринимателей и юридических лиц.

Поэтому вопрос о том, Крым - дотационный регион или нет, у всех на устах. После присоединения была проведена оценка обеспеченности бюджета каждой автономной республики (Крым и Севастополь). Результатом стал вывод о том, что Крым нуждается в дотациях так же, как и Кавказский регион.

Что изменится в Крыму?

Новые дотационные регионы - это Севастополь и Крым. В них должны будут обеспечить нужный уровень зарплат бюджетников (учителя, врачи, полицейские и т. д.). Что касается обеспеченности Крыма и Севастополя ресурсами (газ, свет и вода), пока все это Крым и Севастополь получают из Украины. Поэтому одно время в СМИ были заявления Украины о неоплате счетов за данные блага Россией и Крымом в частности. Сельское хозяйство было на грани краха, так как поля засыхали, урожай был под угрозой. Но российские власти урегулировали данный вопрос. На сегодняшний день в Крыму уже оборудовали новые водонапорные башни, которые вполне смогут обеспечить потребности всего полуострова для орошения земель.

Крым - дотационный регион или нет? Так как работоспособное население Крыма будет пополнять бюджет РФ своими отчислениями, а полуостров станет центром российского туризма и будет процветать, узнать об этом можно будет только в будущем. Никакие выводы сейчас относительно перспектив развития полуострова сделать нельзя. Но можно предположить такую тенденцию: большие суммы безвозмездно будут перечисляться в казну автономных республик Крым и Севастополь для их развития. Также государство будет поддерживать регионы для улучшения и привлечения инвесторов.

Список дотационных регионов Украины 2014

1. Черниговская область - 1 370 000 гривен.

2. Кировоградская область - 1 470 000 гривен.

3. Харьковская область - около 3 200 000 гривен.

4. Одесская область - около 3 200 000 гривен.

5. Львовская область - 3 920 000 гривен.

6. Днепропетровская область - 4 040 000 гривен.

7. Донецкая область - 5 090 000 гривен.

Конечно, список, в котором предствалены дотационные регионы Украины, не полный. По данным официальных источников, всего несколько областей выполняют свой бюджет в полном объеме и не нуждаются в дотациях из Киева.

Напоследок

Проблемы есть в каждом государстве. Последние мировые события, волнения и непризнание до сегодняшнего момента властями Украины примыкания Севастополя и к территории России - все эти факторы, хоть и косвенно, но все же усложняют жизнь обычным гражданам. Крымчане и Севастопольцы хотят работать и кормить своих детей, многие из них - простые пенсионеры, им хочется спокойствия на старости лет. Все эти люди, как и граждане России, во многом далеки от политики и склонны делать выводы только из общедоступной информации. Но, как известно, СМИ каждого государства трактует все события исключительно в своих интересах, поэтому обыватели могут только рассуждать, сидя за чашкой чая, о событиях мирового характера. Жить россияне после присоединения двух автономных областей хуже не стали.

В 2017 году положение регионов-доноров продолжит ухудшаться. В попытке устранить возникшую в стране бюджетную диспропорцию, правительство ограничивает участие таких субъектов в программах софинансирования и централизует налог на прибыль. Бенефициаром грядущих изменений станут регионы со слабой экономикой: часть полученных средств равномерно распределят между всеми территориями. Плюс ко всему, бедные регионы «подкормят» бюджетными трансфертами. Как результат - высокие показатели экономики становятся не нужны губернаторам. Проще просить поддержку из федерального бюджета, генерируя реальные и утопичные проекты развития. О том, какие ключевые идеи получат развитие в регионах в 2017 году, – в материале «ФедералПресс».

За последние 15 лет количество регионов-доноров в стране сократилось с 20 до 13. Еще меньше муниципалитетов и субъектов, кто мог бы похвастаться профицитом бюджета по итогам прошлого года (в их числе Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Тюменская область, Сахалин). Политика межбюджетных отношений Министерства финансов приводит к тому, что субъектам становится не выгодно развиваться. Куда легче получать финансовую помощь напрямую из федеральной казны, нежели увеличивать долю собственных доходов: расширять налоговую базу и стремиться к росту экономических показателей.

Низкая бюджетная обеспеченность остается ключевой проблемой субъектов и головной болью для чиновников как на местном, так и на федеральном уровне. По данным экспертов РАНХиГС, по итогам первого полугодия 2016 года уровень жизни населения и потребление домохозяйств продолжают снижаться в подавляющем большинстве регионов. Доходы граждан сократились в 72 субъектах РФ, в том числе во всех регионах востока страны и Урала, а также Приволжского ФО, за исключением Татарстана. Официальных данных за весь 2016 года пока нет, однако эксперты прогнозируют, что падение продолжится. В целом за три года уровень благосостояния снизился на 10 процентов по сравнению с 2013 годом. При этом суммарный объем государственного долга регионов за последние три года увеличился на 27 процентов и превысил уже 2,2 триллиона рублей.

Диспропорция региональных бюджетов напрямую влияет на качество жизни и перекрывает россиянам доступ к таким базовым социальным услугам, как бюджетные места в вузах, жилищные субсидии. По мнению первого зампреда Госдумы по бюджету и налогам Валентина Шурчанова, поляризация регионов произошла из-за того, что российская экономика базируется исключительно на природных ресурсах – нефти и газе. Остальное реальное производство попросту не работает: машиностроение, легкая промышленность сегодня в загоне. Регионы, у которых нет большой металлургии, нефти и газа стали реципиентами. «Каким образом страна может быть единой, если, к примеру, все пенсионеры (не ветераны труда, а просто пенсионеры) Москвы бесплатно пользуются трамваем, автобусом, троллейбусом, метро и даже, если не ошибаюсь, транспортом пригородного сообщения. А возьмите любой другой регион: не только рядовые пенсионеры, но и ветераны не имеют никаких льгот. Ты живешь в Москве – значит, счастливый человек. А в регионах работай не работай – все равно будешь жить плохо. Эту ситуацию мы должны выровнять», – убежден депутат.

С больной головы на здоровую

Решить проблему неравенства доходов кабмин предлагает путем перераспределения части налога на прибыль между богатыми и бедными регионами. В октябре правительство внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, которые предполагают передачу в 2017-2019 годах из тех 18% налога на прибыль, которые забирает себе каждый регион, отдавать в Москву еще 1% (в масштабах РФ это порядка 121 млрд рублей). Средства будут использованы на увеличение фонда финансовой поддержки регионов, увеличение грантов и компенсацию суммы прироста налога на прибыль, которую регионы смогут оставлять в своем бюджете. «Таким образом, эффективно работающие регионы, снижая уровень дотационности, будут получать из федерального бюджета адекватное вознаграждение и компенсировать уменьшение дотаций», – рассказал в интервью ТАСС вице-премьер Дмитрий Козак. Тем не менее, как оказалось, далеко не все главы субъектов согласны с идеей централизации налога на прибыль. По их мнению, такая «уравниловка» дестимулирует успешные регионы. В частности, мэр Москвы Сергей Собянин назвал это предложение политическим, и добавил, что принцип «отобрать и поделить» ни к чему хорошему не приводит, как показывает история России. Не менее критично отозвался о проекте закона глава Татарстана Рустам Минниханов в ходе последнего в 2016 году заседания парламента. Он заявил, что федеральные власти буквально принуждают территории-доноры финансово помогать менее обеспеченным регионам и назвал это прямым нарушением российской Конституции.

Страна победившего федерализма

В части изменения структуры межбюджетных отношений кабмин шагнул еще дальше. По поручению правительства до 1 февраля Минфин и Минэкономразвития должны представить предложения по изменению бюджетного законодательства, которые определят новый порядок предоставления федеральных субсидий регионам. Как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, они должны распределяться «исходя из потребности в развитии отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации, а также уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации». Предполагается, что больше средств получат регионы с наиболее высокими показателями развития экономической и социальной сферы. Успешным регионам будут предоставляться гранты из специального фонда, размер которого может составить около 20 млрд рублей.

По мнению экспертов, тенденции прошлого года позволяют предположить, что в 2017 году Кремль будет жестко отстаивать политику финансовой поддержки проблемных территорий при сохранении нагрузки на регионы-доноры. Сохранение существующего уровня господдержки регионов даже при наличии там серьезного бюджетного дефицита с большой долей вероятности продолжится и в 2018 году.

Курганский сенатор Елена Перминова убеждена, что решение об изменении механизма распределения налога между федеральным центром и регионами стало негативным итогом для преуспевающих субъектов, которые понесут серьезные финансовые потери. «В плюсе» останутся регионы, где уровень бюджетной обеспеченности находился ниже единицы. «Да, регионам донорам будут выделены гранты, но от них забрали больше, чем они могут получить. Опять же, для получения этих средств существует множество критериев и конкурс, – говорит Перминова. – Немного непродуманно, как можно было бы поступить в случае с нашей страной. Все-таки основа нашего государства (это прописано и в Конституции) – бюджетный федерализм, поэтому все регионы должны находиться в равных условиях. Имеются в виду условия получения государственных услуг для людей, проживающих в этих регионах».

Свердловская область

Свердловская область – один из 13 регионов-доноров (4 из которых расположены на Урале), поэтому ситуация здесь несколько сложнее, чем в других регионах. Например, в 2017 году по утвержденному проекту бюджета Свердловской области будет выделено меньше средств на транспорт. В данный момент так же не предусматривается федеральных денег на подготовку к чемпионату мира по футболу, который должен состояться летом следующего года.

На деньги свердловские власти претендуют через заход в федеральные программы. Перед каждым министром стоит задача попасть в максимально большое число ФЦП, поэтому главы ведомств регулярно ездят в Москву.

По итогам года, сумма, которую получит Свердловская область из федерации, может составить 12-12,5 миллиардов рублей. Средства будут направлены на поддержку сельского хозяйства, молодежную политику и другие направления, по которым возможно софинансирование. Кроме того, свердловские власти пытаются получить больше средств на строительство школ (Москва выделяет ограниченное количество, поэтому надо доказать возможность софинансирования).

«В трудных условиях необходимо расставлять приоритеты. Нам предстоит очень серьезная работа с федеральными структурами по привлечению средств. Мы делаем упор на включение тех расходов, которые позволят привлечь средства федерального бюджета. Это касается и школ, и газификации, и ЖКХ, то есть практически всего – 11 приоритетных направлений. Готовим проекты, чтобы зайти с предложениями, которые нам позволять получить федеральное финансирование», – рассказывал перед принятием бюджета первый вице-губернатор Свердловской области Алексей Орлов.

Свердловский минфин последние несколько лет старательно переходит на схему бюджетного, а не банковского кредитования. У банковских кредитов существенно выше процент, но, чтобы получить кредиты из федерального бюджета, Свердловской области приходится выполнять строгие условия соглашения, например, дефицит бюджета региона не должен превышать 50% от долговой нагрузки. Если соглашение будет нарушено, области придется возвращать все бюджетные кредиты сразу же.

Челябинская область

В Челябинской области – а это еще один регион-донор - большая часть крупнейших целевых программ реализуется на основе софинансирования из средств федерального бюджета. Лоббирование интересов региона - прерогатива лично губернатора Бориса Дубровского, а также профильных министров.

В 2017 году финансирование большинства таких программ было сокращено. Тем не менее заявленные в принятом депутатами областного Законодательного собрания бюджете показатели оцениваются властями как умеренно позитивные.

Среди крупнейших программ, на финансирование которых из средств федерального бюджета претендовал Южный Урал - поддержка регионального сельхозпроизводителя. При общем предполагаемом финансовом объеме программы - более 900 млн рублей, доля Москвы составляет около двух третей - 567 млн рублей. Зато программа по обеспечению жильем детей-сирот и оставшихся без попечения родителей будет профинансирована в основном из средств областного бюджета - 387 против 137 млн рублей федеральных трансфертов.

В подавляющем большинстве случаем федеральный центр готов финансировать просьбы региональных властей на условиях финансировании ими трети рассчитываемой стоимости программы. К примеру, на область треть расходов в рамках реализации на территории региона отдельных мероприятий госпрограммы по развитию здравоохранения (суммарный объем - 143 млн рублей), укрепление материально-технической базы сельских домов культуры (52 млн рублей).

Тюменская область

В Тюменской области ситуация несколько сложнее и запутаннее. Согласно данным по бюджету на будущий год, в казну региона из федерального центра будет направлено 3,4 млрд рублей, опять же, по большей части в виде субвенций. Так, 1 млрд руб будет потрачен по статье о поддержке семьи. Остальные субвенции «размазаны» по десяткам реализуемых программ. Довольно примечательной является ситуация, при которой Тюменская область субсидировала федеральный бюджет на 365 млн рублей для строительства двух трасс, соединяющих Тюмень с соседними регионами - ХМАО и Омской областью. Летом прошлого года начальник Главного управления строительства региона Сергей Шустов говорил также о привлечении федеральных средств для строительства платного участка Восточного обхода Тюмени, который призван соединить федеральную и региональную дороги в направлении поселков Боровский, Винзили и Богандинский. По планам, федеральные средства должны были покрыть до 75% стоимости объекта, но был ли одобрен этот план - пока не сообщалось.

ХМАО

Безвозмездные поступления в бюджет ХМАО - самые большие в Западной Сибири и превысят в 2017 году 3,5 млрд рублей В виде субсидий из них – лишь 71,7 млн рублей Почти 42 млн рублей из них будут использованы на реализацию программы развития здравоохранения, еще 28 млн рублей – на развитие сельского хозяйства и молочного животноводства. Субвенции составляют 3,2 млрд рублей, наиболее крупные из них – по таким направлениям как поддержка семьи и выплата декретных и больничных при банкротстве компании (1,08 млрд руб), оплата услуг ЖКХ для отдельных категорий граждан (878 млн рублей), осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений (361 млн рублей) и выплата пособий по безработице (328 млн рублей).

ЯНАО

Бюджет ЯНАО довольно слабо зависит от федеральных средств. Согласно проекту бюджета на 2017 год, из федеральной казны в виде трансфертов предусмотрено 1,2 млрд рублей - учитывая общий объем доходов в 112 млрд рублей это лишь около 1% бюджета края. При этом, объем субсидий, предназначенных на софинансирование конкретных программ стремительно сокращается. Если в 2015 году это было более 305 млн рублей, то на 2017 год заложено 52,7 млн рублей с дальнейшим сокращением до 32 млн рублей остальные средства приходят в регион в виде субвенций для осуществления полномочий регионального уровня. Часть этих средств в виде субвенций перейдут на муниципальный уровень. Что касается субсидий, то почти 34 млн рублей из федеральной казны будет потрачено на поддержку арктического агропрома - животноводства, рыболовства и ряда других направлений.

Курганская область

В Курганской области 2016 год прошел под знаком борьбы властей региона за выравнивание бюджетной обеспеченности. Поставить все субъекты Федерации по этому критерию в равные условия – главная принципиальная просьба губернатора Алексея Кокорина к федеральному центру в последнее время.

Как сообщили в финуправлении, основное софинансирование из федерального бюджета в 2017 году пойдет на программу переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, строительство жилья для детей сирот, новой школы в селе Нижнее Куртамышского района. Спортсмены области также рассчитывают на получение денег на новое покрытие стадиона КЗКТ в Кургане.

Напомним, Алексей Кокорин еще в октябре 2015 года делал доклад по этой проблеме на парламентском часе в Совете Федерации. Его предложения были услышаны, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала такую позицию. С этим согласилось и Министерство финансов, эту проблему донесли и до президента страны Владимира Путина.
В комментарии для «ФедералПресс» Алексей Кокорин отметил: «В этом направлении уже очень много сделано. В конце 2016 года мы получили дополнительно из федерального бюджета 500 млн рублей. А в 2017 году на выравнивание бюджетной обеспеченности получим 2 млрд. 700 млн рублей плюсом к тому, что мы имели. Это записано в строке бюджета и это шаг вперед. Понятно, что многим субъектам, которые отдают много денег в этот фонд, это не нравится. Я, кстати, не за то, чтобы брать деньги с богатых регионов и отдавать их бедным. И Зауралье тоже отдаст в этот фонд около 200 млн рублей. Нужно искать другие источники для такого фонда».

Депутат ГД РФ от Курганской области Василий Шишкоедов сегодня в комментарии по этой теме в местной прессе, отметил, что «этот вопрос уж очень остро обсуждался (вы, наверное, знаете, что территории-доноры сопротивлялись, тем не менее представителей этих регионов нам удалось убедить в необходимости принятия такой меры). В специальном фонде накоплено более 120 миллиардов рублей, деньги из него пойдут на выравнивание бюджетных потенциалов территорий. Кроме того, принято решение о направлении около 200 миллиардов рублей на погашение задолженности регионов по коммерческим кредитам».

Губернатор на итоговой пресс-конференции сообщил, что год удалось закончить без увеличения кредиторской задолженности. «Доходы сегодня – 35 млрд рублей, расходы – 38 млрд рублей. По итогам финансового года мы не увеличили задолженность и закредитованность областного бюджета». Однако, по мнению главы Зауралья, вал социальных обязательств нивелирует дополнительные доходы.

Поправки в Бюджетный кодекс изменили межбюджетные отношения между Москвой и регионами. Теперь дотация введена в рамки соглашений между главой региона и Минфином РФ. И условия этих соглашений очень жесткие, подчеркнула начальник финансового управления области Елена Лукашук на заседании областного заксобрания. И в части введения налоговых льгот в регионе, и в части наращивания собственных доходов, оптимизации расходов. Таким образом, главный итог 2016 года и надежда на 2017 – й в отношениях с Москвой – тот факт, что методика распределения финансовой помощи субъектам Российской Федерации изменена, и новые подходы использованы в федеральном бюджете на 2017 год и на два года вперед. А реальный эффект от этого покажет время.

Краснодарский край

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев в своем комментарии обратил внимание, что, если сравнивать со средними показателями по России и ЮФО, «экономика региона выглядит вполне успешно». Например, в прошлом году собственные налоговые и неналоговые доходы выросли больше, чем на 14 %, не была допущена рецессия, а ВРП составил чуть меньше 1 %, при этом в этом году ожидается рост до 2 %.

Но, конечно, есть проблемы – и их немало – которые регион самостоятельно, без помощи федерального центра решить не сможет, говорит глава. Например, без этой поддержки невозможно было бы в 2015 году закрыть очереди в детские сады для детей от 3 до 7 лет, а сейчас невозможно решить вопрос о строительстве новых школ, чтобы все школьники могли учиться только в одну смену. «Очень много вопросов сельских жителей мы смогли решить в последние годы именно с помощью федеральных субсидий», – добавляет Кондратьев.

«Если мы говорим об обеспечении базовых стандартных социальных потребностей жителей, здесь нельзя руководствоваться принципом «деньги к деньгам», – продолжил Кондратьев. – Все дети должны получать образование, у каждого должна быть возможность получить медицинскую помощь и так далее. Независимо от уровня софинансирования, потому что это – сама жизнь. Другой вопрос – если мы говорим о развитии территорий. В этом случае, вполне уместно, мне кажется, средства направлять тем регионам, у которых есть возможность «добавлять» и вкладываться, тем, кто демонстрирует и готов подтверждать рост».

Ростовская область

Донской губернатор Василий Голубев отметил «ФедералПресс», что по поручению президента регионам была поставлена задача сократить уровень госдолга и минимизировать привлечение коммерческих кредитов. Для замещения долговых обязательств по коммерческим кредитам предоставлялись бюджетные кредиты. «В 2016 году Ростовская область для погашения рыночных долговых обязательств получила льготные бюджетные кредиты из федерального бюджета в объеме почти 6,5 млрд рублей. Это позволило нам снизить расходы на обслуживание госдолга более чем на 276 млн рублей, – рассказал Голубев. – Поддержка из федерального бюджета не только уменьшила уровень долговой нагрузки до 33,6 %, но и улучшила структуру госдолга Ростовской области».

В этом году область на аналогичные цели планирует получить 3,1 млрд рублей бюджетного кредита. Кроме того, регион дополнительно должен получить федеральные средства на возвратной основе в размере 1,6 млрд рублей.

Нижегородская область

В министерстве финансов Нижегородской области назвали целесообразным предусмотреть в федеральном бюджете средства на предоставление целевых бюджетных кредитов для реализации мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года без установления дополнительных требований на срок до 5 лет. «Также считаем целесообразным предусмотреть в федеральном бюджете средства на предоставление субъектам РФ беспроцентных бюджетных ссуд на частичное замещение рыночных долговых обязательств», – добавили в министерстве.

В Нижегородской области сохраняется потребность в дополнительных средствах на обновление объектов социальной сферы, дорожной инфраструктуры, коммунальных сетей, необходима дальнейшая реализация программы расселения ветхого жилищного фонда, реконструкция и расширение дорог с учетом сложившейся загруженности, строительство новых транспортных развязок. Дополнительную финансовую помощь из федбюджета представляется целесообразным направить, прежде всего, на строительство новых школ и реконструкцию старых, расселение ветхого жилого фонда, ремонт и реконструкцию дорог с учетом новых технических требований, сказали в нижегородском минфине.

В министерстве отметили, что правительство Нижегородской области на постоянной основе проводит работу по оптимизации структуры государственного долга, в результате которой в его структуре более 85 % составляют среднесрочные и долгосрочные заимствования (сроком от трех лет и более), что позволяет минимизировать риски наступления «пиков платежей». С 2004 по 2016 годы регион разместил 11 облигационных займов на общую сумму 64 млрд рублей. «Спрос на приобретение облигаций Нижегородской области ежегодно значительно превышает предложение: в 2,5 раза в 2013 году, в 1,5 раза в 2015 году и в 2,5 раза в 2016 году. Средства от размещения облигаций направляются на погашение более дорогих кредитов коммерческих банков и на покрытие дефицита бюджета», – уточнили в нижегородском минфине.

Практика выпуска облигационных займов Нижегородской области продолжится в 2017–2019 годах: в текущем году планируется разместить заем в объеме 12 млрд рублей, в 2018 и 2019 годах – по 10 млрд рублей.

Сравнив собираемость налогов в регионах страны и размер федеральных дотаций, приходим к выводу: несмотря на то, что субъекты Федерации повышают отчисления в казну, все по-прежнему зависит от "нефтяной иглы".

Почти половину собираемых налогов обеспечивают всего 3 региона нашей страны, количество субъектов, "сидящих" на дотациях, - 72 (данные портала «Реальное время»)

При этом чиновники констатируют рост налоговых сборов: по итогам 2017 года в федеральный бюджет поступило почти 9 трлн рублей, что на 32% выше показателя 2016 года. Ухудшили показатели 17 субъектов, в то время как в позапрошлом году таких было 32.

По мнению аналитиков, в ситуацию вмешались растущие цены на нефть, которые позволили нарастить доходы крупнейшим налогоплательщикам России - нефтяным компаниям.

Регионы - "локомотивы"

В лидерах по сборам традиционно Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), "вотчина" "Роснефти", "Лукойла" и "Сургугнефтегаза". По итогам 2017 года регион перечислил в федеральный бюджет почти 2 трлн рублей, что на 37,4% больше показателя 2016 года. Югра обеспечила более 22% поступлений от субъектов Федерации. Второе место по собираемости налогов занимает Москва с 1,26 трлн рублей, третье место у Ямало-Ненецкого АО (652 млрд). В совокупности эти три региона собрали в казну около 5 трлн, что составило 57,3% всех налогов и сборов.

Четвертую строчку занимает Санкт-Петербург с 492 млрд рублей, а на пятой разместился сделавший серьезный рывок Татарстан с 328,5 млрд. Республика увеличила налоговые сборы в 2017 году на 43,2%. При этом рост валового регионального продукта (ВРП) в республике составил 2,8%. Основной положительный вклад в развитие экономики региона внесли промышленность, сельское хозяйство и торговля.

Ханты-Мансийский автономный округ. Фото: www.globallookpress.com

Регионы-должники

Стоит отметить, что ситуация с субъектами, где социально-экономические условия далеки от идеальных, и не думает улучшаться. Более того, в январе в 2018 года впервые в России было введено внешнее финансовое управление в Республике Хакасии и Костромской области.

Долг этих двух субъектов по кредитам за счет федерального бюджета превысил 80% доходов, которые они собирают в собственную казну. Всего же, по данным Минфина, на начало 2018 года госдолг российских регионов достиг 2,5 трлн рублей.

В 2017 году объем федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Хакасии составил почти 9 млрд рублей, а Костромской области - 9,2 млрд рублей.

В 2017 году сильнее всего снизились налоговые поступления в Республике Тыва (-42%), Сахалинской (-33,2%), Кемеровской областях (-40%). А Архангельская область сократила сборы на 65%. В "антилидерах" - Забайкалье:налоги "рухнули" на 96%. Край ждет реструктуризация долга и грозит внешнее управление.

Переливание из пустого в порожнее

Общий объем дотаций в регионы в 2017 году вырос на 100 млрд рублей, обеспеченных, в том числе… поступлениями налога на прибыль из субъектов Федерации.

Напомним, что с прошлого года этот налог передан на федеральный уровень и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

При этом в России всего 13 регионов, которые не получают федерального финансирования. Среди них излюбленные бизнесом субъекты, обладающие запасом природных ресурсов.

Можно сколь угодно нахваливать регионы-доноры, но это не меняет ситуации в субъектах с тяжелой экономической ситуацией. Топ-5 самых "дорогих" для бюджета регионов не меняется который год, и на них приходится более трети всех дотаций.

Среди "счастливчиков" нынешнего года - Республика Дагестан, получившая более 9% всех дотаций. На втором месте - Якутия, с 44 млрд рублей (рост на 20%). Третья по объему дотация - более 39,3 млрд руб. отправится на Камчатку.

В число регионов, получивших красивую цифру надбавки в 20%, вошли также Орловская, Ярославская, Брянская, Ивановская области, Алтайский край, Кабардино-Балкария и Севастополь",

Отмечают аналитики "Реального времени". Отметим и Чечню, которой в 2018 году выделят 27 млрд рублей, что на 12,8% больше, чем в 2017-м.

Республика Дагестан. Фото: www.globallookpress.com

Первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году, подсчитали в РБК. И как указывают аналитики, общий объем дотаций растет последние шесть лет.

На выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 году будет выделено 645,1 млрд рублей, что на 5% больше, чем годом ранее. Отметим, что при этом бюджетные кредиты для регионов вообще отменены.

Помимо роста дотаций, произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам",

Пояснил аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков.

Отмена кредитов и рост МРОТ

"Переливая" дотации из одной "кубышки" в другую, власть одновременно декларирует намерение и вовсе от них отказаться. Правда, экономисты не вполне понимают, как правительство собирается это сделать, учитывая последние действия Кабмина в этом направлении.

Член комитета Госдумы по экономической политике Владимир Сысоев в интервью Царьграду заявил, что "четверть регионов фактически является регионами-банкротами". "Понятно, что эта ситуация в какой-то степени создана искусственно, когда регионы просто загоняли в долги, вынуждали брать кредиты в коммерческих банках по очень высоким ставкам, которые доходили до 15-20% годовых", - пояснил депутат российского парламента.

Правительство пытается запустить новые стимулы развития. Например, с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России сравнялся с прожиточным минимумом (11,16 тыс. рублей), и новость это, безусловно, хорошая. Проблема в том, какими средствами будет обеспечиваться рост этой величины? Царьград уже отмечал, что из бюджетов на эти цели потребуется дополнительно 39,3 млрд рублей. При этом федеральный бюджет обеспечит всего 7,5 млрд от этой суммы, а региональные и муниципальные бюджеты31,8 млрд.

В совокупности с отменой бюджетного кредитования с небольшой ставкой (0,1% годовых) и высоким уровнем госдолга регионов это звучит не слишком оптимистично.

Фото: www.globallookpress.com

В Минфине заявляют, что кредитовать субъекты Федерации смогут госбанки, но процентная ставка при этом составит 8,75%. Понятно, что "дотационные" регионы такую нагрузку не потянут, но это еще полбеды. Как отметили опрошенные ТАСС эксперты, повышение МРОТ может привести к пересмотру бизнесом планов по расходам и, может даже, вынудить пойти на сокращение сотрудников или перевести их на неполный рабочий день. При этом растут налоговая нагрузка и амбициозность поставленных перед регионами задач.

Власти признают, что к основным угрозам экономической безопасности страны относятся неравномерность пространственного развития России, "усиление дифференциации регионов и муниципальных образований". Такие формулировки содержатся в Стратегии безопасности страны. Правда, пока неясно, на каком уровне и чьими руками планируется эту проблему решать.

Налог на прибыль 1% забрали. За хорошую работу немного денег дали. Спасибо, конечно. Но это только 30% от того, что забрали. Пять лет не трогайте ничего! Давайте, наконец, поработаем! Я хотя бы буду понимать, сколько доходов мы получим",

Заявил на одной из экономических конференций глава Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Кстати, именно экономический рост этого российского региона и отчисления налога на прибыль обеспечили увеличение дотаций в неразвитых регионах.

Доходы "сильных" уходят к "слабым" - и у тех и у других нет стимула развивать собственную экономику. Тупик? Нет, пора пересмотреть межбюджетные отношения федерального центра и субъектов. Иначе - стагнация, рост региональных и муниципальных долгов, дестимулирование развития регионов, а значит и страны в целом.

В соответствии с заявлениями, сделанными премьер-министром Дмитрием Медведевым на совещании по балансировке территориальных бюджетов, проходившем в конце декабря, размер дотаций, направленных регионам России в 2017 году, возрастет минимум на 13%. Таким образом, общая сумма поддержки составит более 1,5 трлн руб.

Нововведения в систему дотаций регионам России в 2017 году

Кроме того, с нынешнего года изменится подход к распределению дотаций. Отныне, по заявлению премьер-министра, федеральные трансферты будут перечисляться, исходя из реально существующих приоритетных потребностей. Таковыми, в частности, будут причисляться нужды на развитие перспективных экономических отраслей и социальных сфер.

Для обеспечения межбюджетного баланса Дмитрием Медведевым было подписано несколько важнейших постановлений, которые призваны коренным образом переменить правила предоставления государственной поддержки регионам в 2017 году.

Первое касается ответственности, которую будут нести все получатели дотаций федерального уровня в результате договоренностей, достигаемых с Министерством финансов России. С начала нового года каждый регион, получающий средства в рамках межбюджетных трансфертов, должен официально брать на себя обязательства по достижению конкретных показателей. В общем смысле «последнее относится к преумножению и реализации экономических потенциалов и сведение количества неэффективных трат к минимуму», – заявил Медведев.

Дотации российским регионам: Чеченская и Крымская республики

Государственные средства, направляемые на поддержание Чеченской республики, в новом году останутся практически неизменными. Такое решение окончательно было принято и одобрено в конце 2016 года; на него не повлияли даже довольно жесткие высказывания Р. Кадырова, выразившего по этому поводу своё возмущение. Все необходимые правки были внесены, и бюджет был принят государственной думой без обсуждения. Финансовая поддержка от государства, предоставляемая в новом году Крымской республике будет несколько ниже, нежели в прошлом и составят немногим более 37 млрд руб.).

Эти суммы будут переданы следующим образом.

  1. Часть денежных средств поступит в местные бюджеты в рамках выравнивания их обеспеченности. Такой порядок представлен в официальных документах, которые были подписаны в комитете по бюджету, в состав которого вошли сотрудники министерства финансов и члены правительства. В соответствии с этим документом, в новом году Чеченская республика получит 24 млрд, Крымская – 18,5 млрд руб.. В бюджет же Севастополя отдельно поступит более 2, млрд руб. (на выравнивание межбюджетного баланса).
  2. Другая часть будет передана в региональные бюджеты на соблюдение баланса между ними. Так, например, Чеченская республика примет 16,5 млрд руб., в Крымскую республику поступит чуть более 18,5 млрд, а в Севастопольский бюджет – более 5 млрд. Это решение было одобрено комитетом особым порядком. Бюджетов иных регионов поправки в своем содержании не касались.

Иные регионы России, которые получат крупные дотации

Учитывая все сказанное выше, Чеченская и Крымская республики по-прежнему будут являться одними из самых высоко снабжаемых регионов, однако в числе первых будут стоять не они.

Денежные средства в рамках государственной поддержки в более крупных размерах будут переданы: в Дагестан (более 52 млрд руб.), Якутию (более 36 млрд руб.), Камчатка (более 37 млрд руб). Указанные регионы оказались самыми обеспечиваемыми со стороны государства и в минувшем году.

Каких-либо конкретных пояснений своим приоритетам ни члены правительства, ни представители руководящих постов в комитете по слушанию бюджета пока не давали. Что же касается депутатского корпуса, то ни у кого из них такая позиция вопросов не породила.

По данным предварительной калькуляции, размер дотаций, передаваемых регионам России в 2017 году, составит более 738 млрд руб. Эта сумма по меньшей мере на 15% превысит результаты минувшего года. Такие данные приводились в материалах проекта федерального бюджета на момент подготовки его ко второму чтению. Т.о. без серьезных изменений остались размеры государственной финансовой поддержки бюджетов Чеченской и Крымской республик.

Дотации регионов России в 2017 году: нюансы

По свидетельству корреспондентов ТАСС, глава Чеченской республики Р. Кадыров активно выступал против запланированного министерством урезания объемов финансовой поддержки региона, находящегося в его ведении. Такая позиция имела следующую мотивацию. По мнению главы республики, согласие на сокращение бюджета, которое имело место с его стороны раньше, не могло привести к неисполнению взятых им обязательств. Однако же нынешняя позиция федеральных властей может привести именно к такому исходу

Данная реплика Рамзана Кадырова получила ответ от министра финансов. В том числе было сказано, что опасения главы республики кажутся преждевременными.

Что касается властей Крыма и непосредственно Севастополя, то никаких официальных просьб о повышении государственной поддержки с их стороны не поступало. Между тем, для этих регионов федеральные власти подготовили внушительный пакет поправок, который был вынесен на второе чтение.

Минфин со следующего года вновь меняет методику, по которой предоставляет дотации регионам на бюджетную обеспеченность. Но пятерка крупнейших получателей, от Дагестана до Чечни, не изменится и заберет себе 30% всех таких дотаций

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. ​Дотация региону составит 27 млрд руб. (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

Тринадцать российских регионов из 85 получат ровно половину дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделяемых Минфином на будущий год, следует из материалов к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный центр выделит в 2018 году 645,1 млрд руб. — на 5% больше, чем в 2017-м.

В прошлом году Минфин объявил, что региональных бюджетов — было решено сократить выдачу бюджетных кредитов (а теперь от них и вовсе ) и увеличить объем средств на предоставление дотаций. В сентябре этого года министр финансов Антон Силуанов также пояснял, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличатся в 2018 году на величину прироста того 1% налоговой базы по налогу на прибыль, который с 2017 года и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности растет последние шесть лет, говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков, увеличение на 5% — это незначительный рост (в 2017 году объем дотаций вырос на 20%, в 2015-м — на 10,9%). «Помимо роста дотаций произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых [на 2018 год] выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам», — подсчитал Шураков.

Кому пойдут дотации

Самым крупным получателем дотаций на выравнивание третий год подряд станет Дагестан — из федерального бюджета республика получит более 59 млрд руб., на 6,6 млрд руб. больше, чем в текущем году. А наибольший прирост по объему дотаций в 2018 году продемонстрирует Якутия — в следующем году республика получит на выравнивание бюджетной обеспеченности на 7,3 млрд руб. больше и станет вторым по объему получателем этой дотации. Третья по величине дотация — более 39,3 млрд руб. — будет направлена в Камчатский край.


Эти регионы входят в число высокодотационных, у которых доля зависимости от федеральных трансфертов максимальна: доля федеральных дотаций в доходах их бюджетов превышает 40%, объясняет завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Также к высокодотационным относятся Алтайский край (в 2018 году дотация на выравнивание вырастет на 4,5 млрд руб., до 27,1 млрд), Чечня (дотация составит 27 млрд руб.), Крым (17,7 млрд руб.), Тыва (15,7 млрд руб.), Ингушетия (9,2 млрд руб.), Карачаево-Черкесия (9,1 млрд руб.). Доходы бюджета Чечни на 84% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма — на 67%, следует из уточненных законов о бюджетах на 2017 год двух республик.

В целом разрыв в бюджетной обеспеченности регионов таков, что первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году.

Как считаются дотации

Объем дотации рассчитывается в зависимости от уровня финансовой обеспеченности на душу населения, объясняет Климанов, при этом учитываются два показателя — налоговый потенциал территории (сколько налогов генерируется, поступает в региональный бюджет) и удорожающий коэффициент, так называемый индекс бюджетных расходов. «На Камчатке и в Якутии — один из самых высоких удорожающих коэффициентов. Это происходит в силу того, что стандартный набор бюджетных услуг, который должен быть получен одним гражданином, в Якутии или на Камчатке будет стоить в разы дороже, чем в европейской части России», — говорит Климанов.

Объем дотаций Дагестану объясняется многочисленностью населения в республике, так как дотации рассчитываются по среднедушевому принципу и умножаются на число жителей. Еще одна причина — низкая бюджетная обеспеченность республики, добавляет Шураков. Это обусловлено низким уровнем налоговых и неналоговых доходов, которые способна генерировать экономика региона. «Порядка 72% поступлений по налогу на доходы физических лиц генерируются в бюджетных секторах экономики — госуправление, образование, здравоохранение. Существенную часть зарплат в данных секторах платит региональный бюджет», — говорит он.


Объем трансферта увеличится для 47 регионов, у 26 регионов объем дотаций сократится. Самое значительное сокращение дотации ждет Пермский край — на 2,6 млрд руб. Красноярский край получит меньше на 2,4 млрд, Челябинской области дотацию сократят на 1,4 млрд руб., Липецкой области — на 1,1 млрд. Снижение дотаций на 2018 год обусловлено улучшением состояния их экономик, считает Шураков, они в этом году получили больше доходов из-за роста цен на сырье. Все эти регионы в разное время бывали и регионами-донорами, то есть не получали дотации на выравнивание, указывает Климанов. «Это регионы с экономикой больших предприятий, они во многом могут зависеть от состояния отрасли и принципов учета доходов в этой отрасли для формирования налогового потенциала», — поясняет эксперт.

При этом 12 регионов в 2018 году не получат трансферт на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще, как и в этом году. Это Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Московская и Ленинградская области, Татарстан, а также Москва и Санкт-Петербург. Все они являются регионами-донорами и не получают дотации на выравнивание.

Новая методика

В 2018 году изменится и методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Методика меняется практически каждый год, указывает Шураков, нынешняя редакция станет уже 11-й. Но при этом состав регионов-лидеров по объему получаемых дотаций сильно не менялся уже лет пять, указывает он.

Во-первых, Минфин вводит 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году. Во-вторых, согласно материалам Минфина, в формулу включается еще один элемент: объем дотации ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки. В новой редакции методики значительно большее внимание уделяется долгу регионов и расходам на его обслуживание, указывает Шураков, Минфин таким образом пытается снизить долговую нагрузку на регионы. «Действительно, выплаты процентов для ряда регионов — существенная статья расходов регионального бюджета», — говорит он. Это же, по его мнению, является одной из причин роста дотаций отдельным регионам.

Нововведения, предложенные Минфином, дадут ведомству возможность более гибко подходить к расчетам объемов дотаций регионам, считает Климанов. «Это элемент некоего ручного управления. Минфин будет настаивать, что это тоже формула, но жесткая формула может привести к резким всплескам или падениям, ненужным для всей финансовой системы. Для этого введена третья составляющая, которая дает возможность гибче подойти к этой ситуации», — считает эксперт. Новая методика даст Минфину возможность маневра, чтобы избежать «проседаний» по дотациям из-за простого математического счета.

Другие дотации еще не распределены

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности являются наиболее формализованными и прозрачными среди всех федеральных трансфертов регионам. В бюджете также предусмотрены дотации на частичную компенсацию расходов регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы по майским указам, дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала и дотации на сбалансированность бюджетов отдельных регионов.


Дотации на балансировку региональных бюджетов на 2018 год предусматриваются в сумме 48,7 млрд руб., сообщил РБК первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков. Представленный в парламент проект бюджета не расшифровывает эти ассигнования, они будут распределены ко второму чтению бюджета. В действующей редакции бюджета на 2017 год такие дотации выделялись, в частности, Чечне, Крыму и Севастополю по отдельным, «именным» статьям расходов — эти регионы получили по ним дополнительно около 40 млрд руб. В проекте бюджета на 2018 год таких «именных» статей нет, говорит Ремезков, соответственно Чечне, Крыму и Севастополю отдельная от других регионов дотация на сбалансированность предоставляться не будет. Но, возможно, она будет включена в общую сумму дотаций на сбалансированность (48,7 млрд руб.). Пресс-служба Минфина не ответила на запрос РБК о распределении этих дотаций.

Сохранить

При участии: Екатерина Копалкина

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...