Развитие системы внутреннего контроля в строительных холдингах колесов евгений сергеевич. Новый этап развития и усовершенствования строительной


Рубцова Татьяна Владимировна , доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Бийский технологический институт (филиал) Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, Россия

Муханова Людмила Захаровна , канд. техн. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Бийский технологический институт (филиал) Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Соколов Б.Н. Системы внутреннего контроля (организация, методики, практика) / Б.Н. Соколов, В.В. Рукин. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 442 с.
2. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. Учебник / Л.В. Сотникова. – ФЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. – 239 с.
3. Макеев Р.В. Постановка систем внутреннего контроля: от проверок отчетности к эффективности бизнеса / Р.В. Макеев – Москва: Вершина, 2008. – 296 с.
4. Территориальный орган федеральной государственной статистики по Алтайскому краю – Режим доступа: http://www.ak.gks.ru, свободный.

Нормы законодательства

В 2013 году в российской сис­теме организации бухгалтерского учета законодательно установлено понятие внут­реннего контроля. Каждый экономический субъект обязан вести внут­ренний контроль совершаемых фактов хозяйст­венной жизни. А если бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания должна осуществлять внут­ренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бух­отчетности (ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ обязательному аудиту подлежат организации, у которых выручка за год, предшествующий отчетному, превысила 400 000 000 руб. либо сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превысила 60 000 000 руб.

Кроме того, норма об обязательном аудите распространяется на все открытые акционерные общества (ОАО), а также на застройщиков, ведущих строительство объектов по договорам долевого участия согласно Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ. Ведь застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение за последний год (подп. 6 п. 2 ст. 20 закона № 214-ФЗ).

Таким образом, отчетность всех указанных застройщиков независимо от их организационно-правовой формы и финансовых показателей требует обязательного аудита, а значит, и организации внутреннего контроля.

В целях применения статьи 19 закона № 402-ФЗ специалисты финансового ведомства в информации № ПЗ-11/2013 (доведена письмом Минфина России от 25 декабря 2013 г. № 07-04-15/57289) дали рекомендации по организации и осуществ­лению внутреннего контроля.

Расскажем об основных моментах.

Для чего нужен контроль

Внутренний контроль – процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что компания при ведении учета обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение законодательства.

Внутренний контроль должен быть направлен на выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также на предотвращение искажений данных бухучета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

Основные элементы

Основными элементами внутреннего контроля являются:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.

В информации № ПЗ-11/2013 подробно рассмотрен каждый элемент, приведены их характеристики.

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности компании.

По сути, под контрольной средой подразумевается моральный климат, атмосфера в организации. Качество внутреннего контроля в значительной степени зависит от конкретных работников. Поэтому руководству необходимо установить соответствующие квалификационные требования. От позиции руководителя в отношении бухучета в немалой степени зависит достоверность финансовой отчетности организации. Можно принять и довести до всех сотрудников корпоративный кодекс поведения.

Оценка рисков. Поскольку среда, в которой действует организация, постоянно меняется, возникают различные риски, которые нужно вовремя выявлять, для того чтобы предотвращать их последствия.

Риски могут возникать в связи с появлением конкурентов или изменением нормативных актов, внедрением нового программного обеспечения или зачислением в организацию новых сотрудников.

При выявлении рисков руководитель принимает соответствующие решения по управлению ими. Необходимо организовать определение участков (областей, процессов), на которых могут быть злоупотребления, а также возможностей для их совершения.

Процедуры контроля позволяют убедиться, что распоряжения руководства выполняются.

Выбор контрольной методики зависит от того, какие риски характерны для определенного участка. Например, в работе бухгалтера существует риск неполного отражения первичных документов в учете. Он снижается благодаря контрольной про­цедуре – периодической сверке документов с данными учетных регистров.

Еще один метод – внедрение бухгалтерских программ необходимого качества, которые позволяют снизить риск возникновения ошибок.

Процедуры контроля должны быть систематизированы по уровням распределения полномочий и одновременно взаимосвязаны между собой.

Фактически процедуры контроля – это проведение конкретных мероприятий, связанных с проверкой документации, имущества, затрат, финансовых результатов, выполнения должностных инструкций и планов, осуществляемых должностными лицами и уполномоченными работниками строительной компании.

Информация и коммуникации. От оперативности и качества доведения до работников информации о распоряжениях и приказах руководства зависит качество их исполнения.

Оценка внутреннего контроля – это обязанность руководства постоянно наблюдать за тем, эффективно ли работает система внутреннего контроля, и вносить в нее изменения в случае необходимости.

Как организовать контроль

Процедуры внутреннего контроля, которые Минфин России приводит

В 2013 году в российской сис-теме организации бухгалтерского учета законодательно установлено понятие внут-реннего контроля. Каждый экономический субъект обязан вести внут-ренний контроль совершаемых фактов хозяйст-венной жизни. А если бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания должна осуществлять внут-ренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бух-отчетности (ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ обязательному аудиту подлежат организации, у которых выручка за год, предшествующий отчетному, превысила 400 000 000 руб. либо сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превысила 60 000 000 руб.

Кроме того, норма об обязательном аудите распространяется на все открытые акционерные общества (ОАО), а также на застройщиков, ведущих строительство объектов по договорам долевого участия согласно Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ. Ведь застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение за последний год (подп. 6 п. 2 ст. 20 закона № 214-ФЗ).

Таким образом, отчетность всех указанных застройщиков независимо от их организационно-правовой формы и финансовых показателей требует обязательного аудита, а значит, и организации внутреннего контроля.

В целях применения статьи 19 закона № 402-ФЗ специалисты финансового ведомства в информации № ПЗ-11/2013 (доведена письмом Минфина России от 25 декабря 2013 г. № 07-04-15/57289) дали рекомендации по организации и осуществ-лению внутреннего контроля.

Расскажем об основных моментах.

Для чего нужен контроль

Внутренний контроль - процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что компания при ведении учета обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение законодательства.

Внутренний контроль должен быть направлен на выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также на предотвращение искажений данных бухучета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

Основные элементы

Основными элементами внутреннего контроля являются:
  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.
В информации № ПЗ-11/2013 подробно рассмотрен каждый элемент, приведены их характеристики.

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности компании.

По сути, под контрольной средой подразумевается моральный климат, атмосфера в организации. Качество внутреннего контроля в значительной степени зависит от конкретных работников. Поэтому руководству необходимо установить соответствующие квалификационные требования. От позиции руководителя в отношении бухучета в немалой степени зависит достоверность финансовой отчетности организации. Можно принять и довести до всех сотрудников корпоративный кодекс поведения.

Оценка рисков. Поскольку среда, в которой действует организация, постоянно меняется, возникают различные риски, которые нужно вовремя выявлять, для того чтобы предотвращать их последствия.

Риски могут возникать в связи с появлением конкурентов или изменением нормативных актов, внедрением нового программного обеспечения или зачислением в организацию новых сотрудников.

При выявлении рисков руководитель принимает соответствующие решения по управлению ими. Необходимо организовать определение участков (областей, процессов), на которых могут быть злоупотребления, а также возможностей для их совершения.

Процедуры контроля позволяют убедиться, что распоряжения руководства выполняются.

Выбор контрольной методики зависит от того, какие риски характерны для определенного участка. Например, в работе бухгалтера существует риск неполного отражения первичных документов в учете. Он снижается благодаря контрольной про-цедуре - периодической сверке документов с данными учетных регистров.

Еще один метод - внедрение бухгалтерских программ необходимого качества, которые позволяют снизить риск возникновения ошибок.

Процедуры контроля должны быть систематизированы по уровням распределения полномочий и одновременно взаимосвязаны между собой.

Фактически процедуры контроля - это проведение конкретных мероприятий, связанных с проверкой документации, имущества, затрат, финансовых результатов, выполнения должностных инструкций и планов, осуществляемых должностными лицами и уполномоченными работниками строительной компании.

Информация и коммуникации. От оперативности и качества доведения до работников информации о распоряжениях и приказах руководства зависит качество их исполнения.

Оценка внутреннего контроля - это обязанность руководства постоянно наблюдать за тем, эффективно ли работает система внутреннего контроля, и вносить в нее изменения в случае необходимости.

Как организовать контроль

Процедуры внутреннего контроля, которые Минфин России приводит в рассматриваемом документе, в принципе стандартные, они хорошо знакомы организациям и, как правило, используются на практике. К ним относятся:
  • документальное оформление событий хозяйственной жизни (это основа ведения бухгалтерского учета);
  • подтверждение соответствия между объектами и документами и их соответствия установленным требованиям;
  • санкционирование сделок и операций персоналом более высокого уровня;
  • разграничение полномочий и ротация обязанностей работников;
  • сверка данных и контроль фактического наличия и состояния объектов (в том числе охрана, ограничение доступа, инвентаризация);
  • контролирование законности сделок (заключаемых договоров), учетных операций;
  • надзор за точностью составления смет, планов;
  • контроль за соблюдением сроков составления отчетности;
  • контроль за компьютерной обработкой информации (ее сохранностью, защищенностью, своевременным обновлением).
Но финансовое ведомство обращает внимание на то, что принципы внут-реннего контроля нужно задокументировать.

Целесообразно оформить единый документ, содержащий порядок организации внутреннего контроля, указав в нем используемые правила, систематизировав их.

В то же время часть положений, связанных с осуществлением внутреннего контроля, может быть отражена в организационно-распорядительных документах компании (например, в должностных -инструкциях, приказах, графике документооборота). Или в таких документах, как учетная политика (ответственность, периодичность контрольных процедур, инвентаризаций и т. д.). А также являться элементом кадровой политики (подбор квалифицированных специалистов, меры по их мотивации и стимулированию, что позволит существенно уменьшить количество ошибок).

Правила (порядок) внутреннего конт-роля утверждает руководитель организации.

Обязанности и полномочия подразделений и персонала определяются в зависимости от характера и масштабов деятельности компании, особенностей ее системы управления. Так, в крупной организации может быть создано специальное подразделение (служба внутреннего контроля).

Функции внутреннего контроля могут распределяться между органами управления, ревизионной комиссией (ревизором), главным бухгалтером, службой внутреннего аудита и иными работниками.

При этом компания может заниматься данными вопросами самостоятельно либо с привлечением внешнего консультанта (в том числе аудиторской организации).

А вот в небольшой строительной фирме взять на себя все обязанности по организации и осуществлению внутреннего контроля вправе ее руководитель, если численность персонала не позволяет разграничить полномочия.

Минфин России согласен, что при ведении внутреннего контроля субъект малого предпринимательства должен руководствоваться требованием рациональности. Если численность персонала экономического субъекта не позволяет разграничить полномочия и произвести ротацию обязанностей, можно использовать другие процедуры внутреннего контроля, которые помогут минимизировать имеющиеся риски (сверку, надзор).

В приложениях к информации № ПЗ-11/2013 даны рекомендации по оценке внутреннего контроля и пример распределения полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля для компании, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам.

Следует отметить, что внутренний контроль не дает ожидаемых результатов в случаях, когда руководство не уделяет ему должного внимания и своевременно не предпринимает мер по исправлению обнаруженных недостатков.

Система контроля не может гарантировать предотвращения событий, ведущих к проблемам в деятельности любой компании, но снижает возможность их наступления, а также вероятные рис-ки. Ведение обязательного внутреннего конт-роля помогает собственникам принимать своевременные решения для нормального функционирования строительной организации.

Важно запомнить

Внутренний контроль способствует достижению организацией целей своей деятельности.- Он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных- правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской -(финансовой) и иной отчетности.

В хозяйственной жизни организации внутренний контроль - это еже­дневная, постоянная работа, которая позволяет: 1) сохранять и эффективно ис­пользовать производственные ресурсы организации; 2) своевременно реагиро­вать на изменение внутренней и внешней среды; 3) обеспечивать эффективную деятельность организации и ее финансовую устойчивость.

С научной точки зрения внутренний контроль можно рассматривать как систему. Практика показывает, что в каждой функционирующей организации независимо от ее размеров и сферы деятельности система внутреннего контро­ля существует как явление вызванное к жизни условиями делового хозяйствен­ного оборота и необходимостью управлять им. Она может быть простой и сложной, недостаточно эффективной или оптимальной, хаотичной или упоря­доченной, но до прихода аудиторов в организацию клиента система внутренне­го контроля уже сформирована и реально существует. Задача внешнего аудито­ра: оценить существующую систему внутреннего контроля и использовать ре­зультаты этой оценки в выработке мнения о достоверности бухгалтерской от­четности.

Эту задачу аудитор реализует на этапах планирования и сбора аудитор­ских доказательств. Законодательство России не содержит каких-либо специ­альных требований по отношению к внутреннему контролю организации. По­этому аудитор при оценке системы внутреннего контроля исходит из следую­щего:

Цель внутреннего контроля едина как для руководства и собственников орга­низации, так и для аудитора - обеспечение объективности и достоверности учета и бухгалтерской отчетности;

Требования Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Изучение и оцен­ка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» являют­ся обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении ауди­та, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения и носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматри­вающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключе­ния, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг;

Результаты оценки системы внутреннего контроля могут существенно повли­ять на объем аудиторских процедур, снизить затраты на проведение внешнего аудита и уровень аудиторского риска, а также выделить сегменты системы, за­служивающие особенного внимания аудитора (отраслевое направление оцен­ки).

После изучения и оценки системы внутреннего контроля аудитор может профессионально рекомендовать руководству экономического субъекта пути совершенствования и оптимизации системы внутреннего контроля производст­венного процесса.

Стандарт «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» и концепции системы внутреннего контроля зарубеж­ных ученых ориентированы на профессиональных аудиторов. Система внут­реннего контроля рассматривается в них сквозь призму общих требований, предъявляемых внешними аудиторами.

Система внутреннего контроля строительных организаций должна учи­тывать основные особенности строительного производства, которые сводятся к следующему:

Во-первых, в отличие от промышленного производства в строительстве продукция неподвижна и используется только там, где она создана, в простран­стве перемещаются кадры строителей и орудия труда. Эта особенность строи­тельства обуславливает своеобразие организационных форм управления, требует правильного размещения строительных организаций, чтобы свести к мини­муму потери времени и затраты на переход строителей и техники с одной строительной площадки на другую;

Во-вторых, процесс изготовления продукции строительства занимает продолжительный период времени и, следовательно, на долгое время вовлекает рабочую силу и средства производства в строительный процесс;

В-третьих, строительное производство связано со многими отраслями народного хозяйства. От одних отраслей оно получает сырье, материалы и оборудование для изготовления строительной продукции. С другими отраслями оно связано тем, что осуществляет работы на заказ по заданиям организаций-заказчиков, на которые возлагаются планирование капитальных вложений и ор­ганизация поставки оборудования для строящихся объектов. С развитием тех­ники строительная продукция усложняется, развиваются и усложняются связи строительства с другими отраслями народного хозяйства.

Учитывая эти особенности при формировании эффективной системы внутреннего контроля строительной организации администрация должна обес­печить:

Надежную информацию, необходимую для мобильного и успешного ру­ководства деятельностью предприятия;

Сохранность активов и документов - предотвращение фактов хищения материальных ресурсов, порчи и нецелевого использования имущества, унич­тожения или разглашения информации (в том числе содержащейся в учетных регистрах, компьютерных базах данных);

Эффективность хозяйственной деятельности - исключение посредством контрольных процедур дублирования, непроизводительных затрат, нерацио­нального использования всех видов ресурсов; оптимизация налоговых плате­ жей; соблюдение принципов сметного нормирования; обеспечение соблюдения технологии выполнения и качества строительно-монтажных работ; формиро­вание реальной договорной цены на строительную продукцию; укрепление расчетной дисциплины;

Соответствие предписанным учетным принципам - обязательное испол­нение сотрудниками установленных на предприятии инструкций и правил, а
также требований нормативных актов;

Обеспечение надежной системы бухгалтерского учета.

Надежной системой внутреннего контроля считается система, достигаю­щая целей контроля, которая не допускает ошибок в записях на счетах бухгал­терского учета и незаконного совершения фактов хозяйственной жизни органи­зации. Цели контроля сводятся к следующему:

Факты хозяйственной жизни, отраженные в первичных документах дей­ствительно совершались;

На совершение фактов хозяйственной жизни получены разрешения, что
препятствует хищению имущества;

В учете факты хозяйственной жизни отражены полностью, оценены и
правильно отражены на счетах бухгалтерского учета в соответствии с методологией учета, предусмотренной инструкцией по применению Плана счетов бух­галтерского учета;

В учете факты хозяйственной жизни отражаются своевременно в регист­ах бухгалтерского учета, итоги по ним правильно подсчитаны.

Система внутреннего контроля любого предприятия включает в себя три основных элемента: надлежащую систему бухгалтерского учета; контрольную среду; отдельные средства контроля.

Каждый элемент подразумевает наличие правил, методик, положений, документации, разработанных для достижения целей внутреннего контроля. И в то же время три составляющих системы внутреннего контроля взаимосвяза­ны и обеспечивают предотвращение, выявление и исправление существенных ошибок информации и ее искажения.

Целям внутреннего контроля должна соответствовать эффективная сис­тема учета. Под системой бухгалтерского учета следует понимать совокупность

процедур по сбору, регистрации, обработке и представлению данных об акти­вах и хозяйственных операциях предприятия. Эффективная система бухгалтер­ского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения, их правильную оценку, классификацию и обобщение.

Исследование системы бухгалтерского учета в организациях строительст­ва свидетельствует, что не всегда она является эффективной, так как зачастую не соблюдаются требования о том, что операции в учете должны правильно отражать время их осуществления; отражаться в правильной оценке; правиль­но в соответствии с методологией, предусмотренной Инструкцией по приме­нению плана счетов и в соответствии с принятой учетной политикой, отра- жаться на счетах бухгалтерского учета.

Кроме того, не во всех организациях учет поставлен так, что ограничи­вает возможность появления умышленных нарушений и других злоупотребле­ний, не разработаны наиболее характерные корреспонденции счетов по опера­циям, совершающимся в данной организации; не разработан график докумен­тооборота по каждому бухгалтерскому счету, применяемому на предприятии.

Под средой контроля следует понимать: мероприятия и процедуры, кото­рые отражают общее отношение администрации и собственников предприятия к контролю; степень значимости контроля для организации. Если руководство строительной организации понимает важность контроля и подтверждает свое понимание принятием конкретных управленческих решений, то такое отноше­ние руководства к контролю оказывает влияние на осуществление контроля субъектами контроля. Сотрудники стараются выполнять свои обязанности в со­ответствии с требованиями руководства.

При оценке среды контроля выделяют следующие элементы: стиль и ос­новные принципы управления; организационная структура; распределение от­ветственности и полномочий; управленческие методы контроля; кадровая рабо­та (политика); влияние внешних факторов

Каждый из элементов среды контроля оказывает влияние на функциональность и надежность системы внутреннего контроля строительной органи­зации.

Стиль и основные принципы управления выражаются в отношении адми­нистрации ко многим элементам деятельности: склонно ли руководство риско­вать в установлении планов и сроков выполнения строительно-монтажных ра­бот (услуг), идти на неоправданные дополнительные затраты или придержива­ется принципов реальности и здравого смысла; какова форма управления: су­ществующая форма управления и ее качественная характеристика: громоздкая и неповоротливая диктатура или компактная и одновременно эффективная система с грамотным делегированием полномочий и приемлемым уровнем де­мократизма; поведение в руководстве: склонность нарушать финансовую дис­циплину или стремление повысить эффективность производства путем жестко­го контроля за использованием производственных ресурсов и за деятельностью аппарата управления; материально-техническое обеспечение контроля: отно­шение к обеспечению в производственном процессе оперативности контроля и управления (мобильная связь, компьютеризированные локальные сети).

Эффективность управления строительным производством во многом за­висит от организационной формы. При оценке среды контроля, изучив тща­тельно организационную структуру строительной организации, аудитор одно­временно сделает определенные выводы о распределении полномочий и ответ­ственности, так как каждая из форм управления подразумевает под собой вер­тикальные и горизонтальные связи и уровень самостоятельности подразделе­ний. Организационная форма управления определяет стиль и основные прин­ципы управления. Чтобы оценить оптимальность структуры управления строи­тельной организации, аудитору следует определить, к какому именно типу организации управления относится структура аппарата управления аудируемой строительной организации.

В управлении организациями строительного комплекса различают линей­ную, функциональную, линейно-штабную и линейно-функциональную организацию управления. Каждая из форм имеет свои недостатки и преимущества. Полезной для аудитора может быть такая информация, как подходящие усло­вия функционирования для конкретной организационной структуры и особен­ности системы внутреннего контроля при действующей структуре

Знание таких особенностей позволит аудитору правильно оценить стиль управления. Например, при линейной и линейно-штабной формах организации стиль управления берет свое начало в личных качествах руководителя, так как он руководит организацией на принципах единоначалия и единства распоряди­тельства. В таких случаях аудитору целесообразно выявить личные качества руководителя посредством психологических тестов, определяющих тип руко­водителя, стиль его управления.

В виду сложности и многоплановости строительного производства ауди­тору необходимо знать, что отдельные фрагменты структуры крупной строи­тельной организации могут подчиняться правилам построения разных видов организационных форм управления. Например, отношения между начальником строительно-монтажного управления и специалистами административных от­делов и служб могут строиться по функциональной форме, между начальником участка и специалистами среднего звена (производителями работ, мастерами, бригадирами) - по форме линейной организации управления.

В оценке оптимальности структуры управления аудитор руководствуется следующим: 1) структура аппарата управления должна отвечать требованиям специфики производства; 2) она должна отвечать целям контроля и обеспечи­вать функциональность системы внутреннего контроля; 3) должна быть эконо­мически оправданной и соответствовать размерам строительной организации.

Распределение полномочий и ответственности между персоналом пред­приятия призвано гарантировать правильное ведение хозяйственных операций. С этой целью разрабатываются и доводятся до сотрудников в письменном виде должностные инструкции, планы мероприятий, рекомендации и указания.

Для предотвращения попыток отдельных лиц нарушать требования кон­троля следует обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, если их сосредоточение у од­ного лица может способствовать совершению ошибок и нарушений и затруд­нять их обнаружение. В небольших предприятиях адекватное распределение обязанностей между сотрудниками затруднено, что повышает риск финансовых нарушений.

Наличие в организации разработанных должностных инструкций способ­ствуют эффективности внутреннего контроля. Должностная инструкция - это правовой акт, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав и ответственности и обеспечи­вающий условия для его эффективной работы. Руководство строитель­ной организации может пользоваться как специальными изданиями, которые представляют собой сборники образцов должностных инструкций для работни­ков строительных организаций, так и самостоятельно разработанными должно­стными инструкциями, создаваемыми по предлагаемым в литературе макетам.

На основании должностной инструкции разрабатывается трудовой кон­тракт с работником. Эти документы используются при разрешении конфликт-ных ситуаций между работником и работодателем. Кроме того, они практиче­ски реализуют разделение труда между персоналом, распределение ответствен­ности и полномочий и способствуют эффективности функционирования систе­мы внутреннего контроля.

Нами исследованы должностные характеристики специалистов среднего звена, которые являются субъектами контроля за производством строительно-монтажных работ

При составлении таблицы учитывались: требования соответствия долж­ности, обязанности и права, контрольные функции работников в системе внут­реннего контроля.

Для контроля за работой предприятия администрация использует различ­ные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составления отчетов, анализ достиг­нутых финансовых результатов деятельности и сравнение их с за­планированными, изучение деятельности отдельных подразделений. Сущест­венное значение имеет порядок внутреннего управленческого учета и подго­товки отчетности для внутренних целей.

Практика строительных организаций доказывает, что одним из эффек­тивных управленческих методов является выделение в структуре организации центров возникновения затрат и центров ответственности. Организация строи­тельства как объединение центров затрат и ответственности рассматривается нами в параграфе 2 второй главы.

Целью работы с персоналом является наличие в организации определен­ного количества сотрудников, обладающих достаточными знаниями и опытом для выполнения своих обязанностей. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квали­фикацию и честность персонала. Целесообразно реализовать на практике меро­приятия и программы, позволяющие осуществлять контроль и оценку деятель­ности работников, их стимулирование, обучение.

Внешние факторы, как правило, не являются объектом контроля со сто­роны администрации, но также могут воздействовать на работу предприятия. Прежде всего, это требования действующего законодательства.

Например, календарь представления расчетов отдельных видов налогов в налоговые органы обусловливает более пристальное внимание управленческого звена к процедурам контроля, связанным с ведением учета. Знание того, каким аспектам работы администрация уделяет особое внимание, позволяет аудитору определить области, подвергающиеся эффективному контролю. С другой сто­роны, знание о влиянии конкретных внешних факторов может заставить ауди­тора искать дополнительные доказательства эффективности структуры и процедур контроля на предприятии.

Система бухгалтерского учета и процедуры контроля - два элемента, ко­торые настолько тесно взаимосвязаны, что на практике и в теории провести разделительную границу между ними не представляется возможным.

Система внутреннего контроля должна быть организована так, чтобы она обеспечивала достоверность бухгалтерского учета. В целях достоверности бух­галтерского учета внутренний контроль должен осуществляться с применением ряда процедур контроля, предусмотренных правилом аудиторской деятельно­сти «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». К таким процедурам относятся:

Арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей (пере­
счет);

Проверка правильности составления и наличия первичных документов;

Проведение сверок расчетов с покупателями и заказчиками, поставщи­ками и подрядчиками, с разными дебиторами и кредиторами;

Проведение плановых и внезапных инвентаризаций денежной наличности в кассе, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей, с целью установления соответствия данных бухгал­терского учета фактическому их наличию;

Использование информации других организаций, то есть подтверждений
(аудитор при необходимости направляет запросы третьим лицам);

Предотвращение или ограничение доступа несанкционированных лиц к активам предприятия, к системе ведения документации и записей бухгалтер­ского учета;

Анализ хозяйственных показателей в сравнении со сметой, прошлым го­дом и выяснение причин существенных отклонений.

Контрольные процедуры принято подразделять на пять категорий: -установление законности ведения хозяйственной деятельности, осущест­вления фактов хозяйственной жизни;

Разделение обязанностей;

Документирование хозяйственных операций и отражение их в учете;

Контроль за наличием активов и отражением их в учете;

Осуществление проверок по существу.

К сожалению, на практике не всегда распределены обязанности среди персонала и не всегда закреплены должностными инструкциями. Нередки случаи, когда прораб или мастер занимаются приобретением за наличный рас­чет строительных материалов, оприходованием их себе в подотчет, а затем списанием на выполнение строительно-монтажных работ. При этом докумен­тирование отпуска или списания строительных материалов осуществляется без санкционирования руководителей организации.

Существование таких фактов в хозяйственной деятельности организации способствуют искажениям в учете и отчетности, а также хищению материаль­но-производственных запасов.

При разделении обязанностей с целью закрепления функций контроля необходимо придерживаться общих требований, которые сводятся к следую­щему:

Бухгалтерский учет должен осуществляться лицом, не несущим матери­альную ответственность, а контроль за правильностью отражения в бухгалтер­ском учете хозяйственных операций производиться специально назначенным
сотрудником (внутренним аудитором);

Денежные средства должны приходоваться и расходоваться кассиром, а
оприходование и отпуск строительных материалов, железобетонных конструк­ций для производственных целей должно осуществляться заведующими скла­дами, с которыми заключены договора о материальной ответственности;

Сотрудник, начисляющий заработную плату или оформляющий доку­менты, которые подтверждают право на оплату труда рабочим за выполненный
объем строительно-монтажных работ, не должен производить выдачу заработ­ной платы;

Существующая в организации служба внутреннего аудита должна быть независимой и подотчетной только директору организации или Совету дирек­торов.

Контроль за документированием хозяйственных операций должен осуще­ствляться с учетом требований, предусмотренных п.п. 12-18 Положения по ве­дению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федера­ции.

В целях создания качественной системы документирования хозяйствен­ных операций, позволяющей предотвратить злоупотребления и искажения бух­галтерской отчетности, необходимо выполнять простые правила: все докумен­ты нумеровать, что позволит выявить отсутствующие документы и отыскать требующиеся; документы составлять в момент совершения хозяйственных опе­раций, а если это не представляется возможным - непосредственно по оконча­нии операции; заполнять в документах все предусмотренные п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности реквизиты; осуществлять сдачу документов в бухгалтерию в сроки, установленные графиками документообо­рота. Кроме того, документы по своему содержанию должны быть ясными и доступными для понимания.

Разработка рабочего плана счетов необходима в целях усиления контроля за правильностью отражения фактов хозяйственной жизни организации на сче­тах бухгалтерского учета. Разработанный и утвержденный руководством рабо­чий план счетов говорит о наличии методологии отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Лисицкая, Татьяна Владимировна

Организация отдела службы внутреннего контроля (СВК) в строительной компании (на примере ООО "Альфа – Строй")

дипломная работа

1.2 Российская СВК содержит два направления

В отличие от западных стран, где внутренний контроль существует более полувека, в России в настоящее время институт внутреннего контроля в профессиональном, законодательном и институциональном аспекте еще находится на стадии формирования.

Характерными проблемами, накладывающими отпечаток на общее развитие внутреннего контроля, в России являются:

существенное недопонимание роли внутреннего контроля, как со стороны собственников, так и со стороны высшего менеджмента компаний;

преобладающая зависимость внутреннего контроля от исполнительного руководства и как следствие - потеря независимости и объективности;

восприятие внутренних аудиторов как корпоративных "прокуроров", что затрудняет выявление существующих недостатков и снижает эффективность контроля;

отсутствие законодательных норм, этических правил и профессиональных стандартов, регулирующих данный вид деятельности;

неопределенность в единых требованиях к профессиональному и образовательному уровню внутренних аудиторов Дивинский Б.Д. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля организации//Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2007. - № 5. - С. 11..

Внутренний контроль в России - вид деятельности не только новый, но и совершенно не регламентированный законодательством, за исключением служб внутреннего аудита в банках и кредитных организациях.

В целом система правового регулирования внутреннего контроля в настоящее время в Российской Федерации не сформирована. Отдельные закрепленные законодательные положения о внутреннем контроле содержатся в:

Федеральном законе № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001 года ФЗ РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (ред. от 27.07.2006г.)//СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1., где определяется место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве необходимого и равноправного элемента.

Стандартах, правилах, регулирующих аудиторскую деятельность, основным назначением которых является установление норм контроля, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и, прежде всего, арбитражным судом.

Документах, необходимых для реализации стандартов, которые содержат сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности и внутрифирменных стандартов хозяйствующих субъектов.

Внутренний аудит - понятие не новое, но от западного варианта модель российского внутреннего аудита далека, и состоит из двух направлений:

Ревизия - фокусируется на проверке и эффективности использования активов, выявление недостач, задолженностей;

Внутренний аудит - целью является обеспечить достоверность хозяйственно-финансовой деятельности, минимизировать налогообложение и способствовать сохранности активов.

Практическая польза от создания СВК для каждой отдельной взятой организации различна.

В настоящее время в России не отрегулировано создание служб (отделов) по направлению внутреннего (контроля) аудита в компаниях. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ ФЗ РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (ред. от 27.07.2006г.)//СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1. не содержит указаний по существованию каких-либо подразделений по контролю, но и запрета на их создание нет.

В статье 85 данного закона, говориться об обязательном создании ревизионной комиссии по контролю финансово-хозяйственной деятельности общества. Ревизию по деятельности такая комиссия должна проводить не реже одного раза в год (по итогам годовой деятельности - отчетности).

Все другие (более частые внеочередные проверки) могут быть проведены по решению вышестоящего руководства (советом директоров, собранием акционеров общества и др. лицами) на основании внутренних нормативных документов предприятия.

Но организация, имеющая ревизионную комиссию, еще не может заявлять о составе службы внутреннего контроля в своей организации, т.к. эта комиссия является лишь одной из форм внутреннего аудита (контроля), и направлена всего лишь на определенную финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Можно отметить что, между службой внутреннего контроля (СВК) и ревизионной комиссией есть общее, они направлены на осуществление контроля в организации и дополняют друг друга.

При этом они существенно различаются, эти различия мы можем посмотреть в таб. 1 - В.В. Бурцева Бурцев В.В. Аудит//Финансовый менеджмент. - 2005. - № 6. - С. 22..

Таблица 1. Сравнительная характеристика особенностей институтов внутреннего аудита

Отдел (бюро, служба, группа) внутреннего аудита (внутренние аудиторы)

Ревизионная комиссия (ревизоры)

Цель создания

Определяется советом директоров либо исполнительным органом управления организации

Определяется законодательством (законы: «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах») либо исключительно по решению участников общества (в обществах, имеющих менее пятнадцати участников) с ограниченной или дополнительной ответственностью

Постановка задач

Задачи определяются советом директоров либо исполнительным органом управления исходя из потребностей в части контрольной информации (информации для принятия управленческих решений), а также самостоятельно исходя из специфики работ

Определяется законодательством, высшим органом управления (общим собранием участников хозяйственного общества или членов производственного кооператива), по решению совета директоров (наблюдательного совета), по решению не менее чем десяти процентов участников общества (членов кооператива), а также самостоятельно ревизором или ревизионной комиссией (на заседаниях)

Субъекты

Работники, находящиеся в штате организации

Лица, как состоящие, так и не состоящие в штате организации (не связанные служебными отношениями с руководством). Но в производственных кооперативах при числе членов более двадцати в состав ревизионной комиссии могут быть включены только члены кооператива

Определение потребности (количественной) в персонале

Осуществляется советом директоров либо исполнительным органом

Компетенция исключительно высшего органа управления. При этом в производственных кооперативах при числе членов более двадцати в составе ревизионной комиссии должно быть не менее трех членов кооператива

Взаимоотношения с советом директоров и исполнительным органом (администрацией)

Определяются статусом в оргструктуре. Внутренние аудиторы могут подчиняться либо исполнительному органу, либо аудиторскому комитету совета директоров

Орган внутрихозяйственной ревизии (ревизионная комиссия, ревизор) не подчинен ни совету директоров, ни исполнительному органу (администрации)

Начисление заработной платы по штатному расписанию

Размеры и порядок оплаты труда определяются общим собранием собственников

Компетенция (полномочия и права) Порядок деятельности

Компетенция и требования к квалификации персонала определяются советом директоров либо исполнительным органом управления, документально закрепляются в Уставе и детализируются в Положении об отделе (бюро, секторе и т.п.) внутреннего аудита (о внутреннем аудиторе общества), а также в Стандартах внутреннего аудита (внутрифирменных). Порядок деятельности определяется, документально закрепляется и утверждается советом директоров либо исполнительным органом

Компетенция определяется законодательством, а также высшим органом управления (требования к квалификации персонала определяются исключительно общим собранием), закрепляется в Уставе и детализируется в Положении о ревизионной комиссии (ревизоре). Порядок деятельности определяется высшим органом управления, документально закрепляется и им же утверждается. Например, ревизионная комиссия (ревизор) имеет право требовать наложения взысканий на работников за выявленные нарушения

Отчетность

Перед советом директоров либо перед исполнительным органом

Перед общим собранием участников общества либо общим собранием членов или наблюдательным советом производственного кооператива

Срок полномочий органа (субъектов)

Определяется советом директоров либо исполнительным органом (отдел внутреннего аудита может быть ликвидирован в любой момент по решению Совета директоров либо исполнительного органа)

Срок полномочий органа в его определенном составе (т.е. период до переизбрания его субъектов) определяется общим собранием участников общества или членов производственного кооператива (обычно от 1 года до 5 лет), закрепляется в Уставе и в Положении о ревизионной комиссии (ревизоре). В любое время высший орган управления вправе изменить состав (кадровый, структурный, количественный) органа внутрихозяйственной ревизии, внеся соответствующие поправки в Устав (Положение)

Ответственность

Перед советом директоров либо исполнительным органом за качество и своевременность выполнения должностных обязанностей (задач и функций органа), а также за превышение полномочий

Перед общим собранием участников общества (членов производственного кооператива) за качество и своевременность выполнения своих служебных функций и превышение полномочий

Независимость

Определяется оргстатусом, порядком оплаты труда, самостоятельностью в принятии решений, свободой от конфликтов интересов, внутренними стандартами

Определяется служебными отношениями с руководством, а также системой вознаграждений (оплаты труда)

Планирование и организация деятельности (работ)

Планы и порядок работ определяются (главным) внутренним аудитором по согласованию с аудиторским комитетом совета директоров либо исполнительным органом (либо исключительно органами управления); утверждает (генеральные) планы работ совет директоров либо исполнительный орган

Планы и порядок работ определяются на заседаниях ревизионной комиссии (либо ревизором), утверждаются председателем ревизионной комиссии (либо ревизором). Проверка по итогам финансово- хозяйственной деятельности за год обязательна

Могут быть одинаковыми (например, системы обработки и интеграции маркетинговой информации, необходимой для принятия решений по крупным сделкам советом директоров), но ревизионная комиссия в отличие от отдела внутреннего аудита проверяет также деятельность совета директоров

Могут быть одинаковыми при решении одних и тех же задач

Регламентация и стандартизация (определение порядка взаимодействий с проверяемыми работниками, определение базовых принципов, методик и т.д)

Кроме Положения об отделе (аудиторе) и должностных инструкций разрабатываются Стандарты внутреннего аудита и Кодекс этики внутренних аудиторов (внутренние)

Статут органа закрепляется в Уставе и детализируется в Положении о ревизионной комиссии (ревизоре). Стандарты и Кодекс этики для ревизоров не разрабатываются

Могут быть одинаковыми (например: оценка целесообразности сбытовой политики, правомочности принятых решений, оценка обоснованности смет коммерческих расходов, оценка адекватности процедур внутреннего контроля сбыта продукции, предварительное рассмотрение планов общества и.т.д.). Также могут выполняться и консультативные функции

Степень надежности информации по результатам проверок (например, в плане ее использования внешними аудиторами)

Определяется многими факторами, в том числе независимостью, объективностью, компетентностью, личностными характеристиками (честностью, прилежностью и т.д.) субъектов органа, наличием Стандартов и Кодекса этики (для внутренних аудиторов), а также общей средой контроля коммерческой организации

Основные результаты деятельности

Отражаются в отчетах и заключениях (по форме, утверждаемой советом директоров либо исполнительным органом). Содержание отчетов (заключений) отвечает целям и задачам проведенных проверок. Представляются рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию различных сторон управления организацией (деятельности организации)

1. По итогам проверок финансово-хозяйственной деятельности за год на основании акта ревизии составляется заключение, в котором должны содержаться: а) подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общему собранию, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках; б) информация о нарушениях порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов РФ.

2. По итогам иных проверок составляются докладные записки, акты, ведомости нарушений.

Точность информации по результатам контроля

Множество приблизительных оценок в соответствии с принципом разумной достаточности (т.е. учитывая соотношение затрат и результатов) собранных данных для выражения мнения относительно объекта контроля; выявление виновников и размера ущерба осуществляется по решению органов управления

Максимальная точность; выявление виновных лиц и размера ущерба обязательно

Как видно из таблицы цель создания службы аудита или ревизии зависит от цели создания, постановки задач и многих других вопросов, с помощью которых эта служба позволит руководству организации осуществлять функции по управлению компанией и будет являться вспомогательным звеном. А именно: решить, подготовить, обеспечить более эффективное функционирование и устойчивость организации в условиях конкуренции; рационально сохранить и использовать ресурсы и потенциал; а также своевременно выявить и минимизировать риски в управлении организацией.

При создании внутреннего аудита (контроля) в компании может проводиться более глубокий контроль организации. Для определения сильных и слабых сторон деятельности организации, оценки устойчивости ее положения и перспективы развития, предмет соответствия стандартов, правил, методик, законности Дивинский Б.Д. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля организации//Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2007. - № 5. - С. 14..

1.3 Принципы эффективности и требования к созданию службы

внутреннего контроля (СВК)

Структура службы внутреннего контроля зависит от позиции руководства (органа управления) по отношению к целям и задачам данной службы, т.е. его роли в управлении организацией. В начале формирование структуры СВК возможно чисто консультативными функциями (предоставлением информации по деятельности структурных подразделений), по мере организационного развития финансового, кадрового и производственного потенциала, а также по задачам контроля его функции станут совершенствоваться на всех уровнях управления в организации.

Создание и организация службы внутреннего контроля во многом зависит от следующих факторов - цели создания (для чего); от деятельности предприятия (его правовой формы, оргструктуры, масштаба, размера, ресурсов и др.); от количества ее обособленных подразделений и регионального месторасположения, а также наличием дочерних компаний.

К условиям успешного функционирования службы внутреннего контроля в компании -- следует соблюдение следующих принципов табл. 2. В.В. Бурцева Бурцев В.В. Аудит//Финансовый менеджмент. - 2005. - № 6. - С. 24..

Таблица 2. Принципы эффективности СВК

Принцип ответственности

каждый внутренний аудитор (контролер), работающий в организации, должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Ответственность должна быть установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом.

Принцип сбалансированности

(неразрывно связанный с предыдущим) - при определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.

Принцип своевременного сообщения об отклонениях

информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки.

Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем

(степень сложности системы) Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само-достаточно разнообразно. Необходимо, чтобы звенья системы внутреннего контроля могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев.

Принцип комплексности

объекты различного типа должны быть охвачены адекватным внутренним аудитом; нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив аудит только над относительно узким кругом объектов.

Принцип разделения обязанностей

функции между служащими распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений и для эффективности аудита эти функции должны быть распределены между несколькими лицами.

Принцип разрешения и одобрения

должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий. Формальное разрешение -- это формальное решение либо относительно общего типа хозяйственных операций, либо относительно какой-либо конкретной операции. Формальное одобрение -- это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией. Без наличия формально установленных процедур санкционирования невозможно считать систему внутреннего контроля организации эффективной.

Все эти принципы взаимосвязаны, и позволяют функционировать слажено и более эффективно службе внутреннего контроля в организации.

В основе функционирования службы внутреннего контроля (аудита) также лежат принципы независимости, объективности, конфиденциальности, специализации и др.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита гласят, что независимость внутреннего аудита есть "свобода от обстоятельств, которые угрожают объективности или воспринимаются как угрожающие объективности", т.е. под объективностью воспринимается способность проверяющего (контролирующего исполнителя) беспрепятственно выполнять порученную ему работу, независимо от мнения других выражать свое мнение.

Независимость в данном случае заключается в такой структуре подчиненности внутреннего контроля (аудита), при котором исполнительное руководство не будет оказывать непосредственное давление на внутренних проверяющих. Выполнению этой задачи в наибольшей мере отвечает функциональное подчинение службы внутреннего аудита совету директоров (комитету по аудиту компании).

Конфиденциальность - внутренние контролеры (аудиторы) должны осторожно использовать применяемую информацию, полученную ими в ходе выполнения своей работе. Им запрещено использовать конфиденциальную информацию в личных и иных целях Шилкин С.А. Внутренний аудит, или контроль для своих//Главбух. - 2006. - № 1. - С. 31..

Принцип специализации означает, что при проведении внутреннего аудита всегда необходимо учитывать отраслевую особенность деятельности предприятия, его производственное направление, организационно-правовую форму деятельности, технологию выпуска продукции и услуг, организационную структуру предприятия, правовые регламенты деятельности, направления и формы хозяйственных связей с партнерами, факторы финансовой стабильности и др.

Как показало исследование внутреннего аудита на российских предприятиях, проведенное Институтом внутренних аудиторов, основными функциональными обязанностями служб внутреннего аудита на отечественных предприятиях являются проведение внутренних аудитов финансово-хозяйственной деятельности и контроль за сохранностью активов (100% респондентов), содействие менеджменту в построении системы внутреннего контроля (78%), консультирование исполнительного руководства (67%) и расследование мошенничеств (61%).

Выявление мошенничеств обычно не ставится в качестве цели проведения аудита, однако недавнее исследование Report to the Nation on Occupational Fraud and Abuse. Association Certified Fraud Examiners, 2004. - Р. 34., проведенное Ассоциацией дипломированных специалистов по расследованию мошенничеств (Association of Certified Fraud Examiners), показало, что в среднем около 25% совершенных мошенничеств становятся известными благодаря деятельности внутреннего контролера.

Организация, функции, цели, а также кадровый состав и численность СВК определяется самостоятельно организацией. Однако, например, в США на промышленных предприятиях обычно на 1500 сотрудников приходится один внутренний проверяющий контролер (аудитор).

Также при создании СВК следует учитывать, знание всех тонкостей в деятельности своей организации, ее информационный потенциал. Выполнение функций внутренних контролеров в организации следует поручить выполнять штатным специалистам. Они более ответственны в своих рекомендациях, так как объединены общей целью. А возглавлять СВК должен (главный внутренний (контролер) аудитор) -- высококвалифицированный специалист, обладающий наибольшим опытом, и разносторонними знаниями, готовый и способный предоставить руководству необходимый компетентный совет по решению или устранению выявленных проблем.

Такой специалист в идеале должен иметь теоретические и практические навыки и знания в следующих областях юриспруденции, бухгалтерском учете, налоговом и финансовом менеджменте, экономике, маркетинге, управлении персоналом и прочими законодательными и нормативными требованиями, касающимися деятельности своего предприятия. К тому же понимать и знать возможности и потребности ресурсов трудового и технологического потенциала, внешние и внутренние связи организации, обладать достаточными знания в области компьютерной техники и технологии, быть освещенным и доверенным лицом в области стратегических целей поставленных руководством управления перед компанией.

В состав самой службы внутреннего контроля строительной компании обязательно должны входить специалисты со знанием проектно-сметной документации, и технологий строительного производства.

Для более эффективного функционирования службы внутреннего контроля следует придерживаться следующих 10 требований:

Требование ущемления интересов. Специально создаются условия, ставящие работника в невыгодное положение, что позволяет регулировать «узкие места», т.е. находить заинтересованными работниками определенные действия по устранению отклонений.

Недопущение единоличного контроля в руках одного лица. Это может привести к недостоверной информации по учету, деятельности организации, или заинтересованности данного лица.

Заинтересованность администрации. Функционирование СВК не может быть эффективной без честности должностных лиц.

Требование приемлемости (пригодности). Цели и задачи (программы), ставящиеся перед СВК должны быть рациональными, а методы по распределению контрольных функций - целесообразными.

Непрерывность развития и совершенствования. Давно известно, что даже самые прогрессивные и современные методы управления устаревают. Поэтому СВК должна быть гибкой и легко «настраиваемой» на решение новых задач, при изменении внутренних и внешних условий взаимодействия организации.

Требование приоритетности. Руководству необходимо выделить наиболее важные области деятельности организации, имеющие стратегическое значение, для контроля, над обычными незначительными операциями (например, мелкими расходами). Так как такой контроль будет только отвлекать силы.

Исключение ненужных шагов (процедур) в проведении контроля. Рационально организованный контроль, уменьшает дополнительные затраты труда и средств.

Требование ответственности. Чтобы избежать безответственность, следует закрепить за каждым контрольным звеном (функцией) - один центр ответственности, а за одним центром ответственности допустимо закрепление нескольких контрольных функций. Например, контрольная функция главного бухгалтера - осуществление хозяйственных операций по деятельности организации согласно законодательству РФ, он несет ответственность за своевременное доведение информации о нарушениях. Контрольная функция внутреннего аудитора (контролера) -- наблюдение за качественным исполнением главного бухгалтера его контрольных функций, также он (контролер) должен оценивать законность проводимых операций. А ответственность за своевременное обнаружение негативных операций отраженных главным бухгалтером, возлагается на внутреннего аудитора (контролера).

Требование замещения. Каждый внутренний аудитор должен исполнять, на время временно выбывшего работника из своей службы, контрольную работу, чтобы не прерывать общую процедуру функционирования СВК.

Требование регламентации. Следует установить порядок и правила, регулирующие деятельность службы внутреннего контроля. Это прямо связано с подчинением контрольной деятельности в организации Шилкин С.А. Внутренний аудит, или контроль для своих//Главбух. - 2006. - № 1. - С. 33..

Соблюдение этических норм и профессиональных стандартов для внутреннего контроля организации, гарантирует качество службы внутреннего контроля в целом. Адекватную оценку внутренней проверки предприятия, как для руководителей, так и для внешних проверяющих определяет наличие стандартов и кодекса этики в организации.

В России такие кодексы и стандарты профессиональной деятельности внутреннего контроля пока не централизованы, они разрабатываются и принимаются локально высшим органом управления предприятия. За основу берутся стандарты и кодексы, разработанные филиалом международного Института внутренних аудиторов созданного в России. За рубежом центральным органом управления является международный Институт внутренних аудиторов организованный в 1941 г. в США, принятый этим органом кодекс обязаны соблюдать все службы внутреннего контроля. На сегодняшний день Институт имеет более 180 отделений по всему миру.

Централизованное становление внутреннего аудита в России, планируется в дальнейшем при создании РИВА - Российского института внутренних аудиторов, которым будут разрабатываться выше названные стандарты профессиональной деятельности в централизованном порядке. Конечно, при их разработке можно будет опираться на опыт зарубежных коллег, но, являться «идеальным образцом» не могут, и должны быть переработаны под условия экономической и социальной сферы в России.

Аудит уставного капитала и расчетов с учредителями

Рассматриваемый вид аудита включает проверку по четырем основным направлениям: -- особенности функционирования организации...

Аудиторская выборка

В аудиторской практике широко используется выборочное наблюдение...

Международный опыт взаимодействия бухгалтерского и налогового учета

В России учетная система по степени соотношения бухгалтерского и налогового учета в 1991 - 1995 гг. относилась к континентальной модели, а после 1995 г. - к англосакской (континентальной)...

Направления ревизионной проверки

контроль задолженность учет дебиторский Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчётный период...

Организация бухгалтерского учета ООО "Чароит"

Общество с ограниченной ответственностью «Чароит» является коммерческой организацией, основной целью которого является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Сокращенное наименование ООО «Чароит». Общество находится по адресу: 692413, Приморский край...

План Счетов бухгалтерского учета - основа системы организации учета

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета...

Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях . Характер их воздействия на производство зависит от того...

Статистическое изучение финансовых результатов деятельности предприятия

Несмотря на серьезные изменения, коснувшиеся системы показателей российской статистики финансов предприятий и ее информационной базы в последние годы (расширение системы показателей прибыли...

Письмо УФНС России по г. Москве от 14.11.2006 N 20-12/100253 Письмо УФНС России по г. Москве от 13.11.2006 N 20-12/100253 Письмо УФНС России по г. Москве от 19.06.2006 N 20-12/54213@ Статья: Комментарий к Письму УФНС по г. Москве от 14.11...

Учет доходов и расходов предприятия

Постановление ФАС Московского округа от 23.09.2008 N КА-А40/8513-08-2 по делу N А40-52908/07-115-325 Постановление ФАС Московского округа от 11.05.2007, 14.05.2007 N КА-А40/2612-07 по делу N А40-58956/06-87-307 Постановление ФАС Московского округа от 19.03.2007, 26.03...

Учет доходов и расходов предприятия

Постановление ФАС Московского округа от 13.11.2008 N КА-А41/10639-08 по делу N А41-К2-19961/07 Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 30.09.2009 По мнению автора, организация, не являющаяся автотранспортной...

Учет доходов и расходов предприятия

Консультация эксперта, 2009 Позиция 2. Нужно применять унифицированную форму Письмо Минфина России от 15.07.2005 N 03-03-04/1/75 Финансовое ведомство отмечает, что унифицированная форма путевого листа утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11...

Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость

Прежде чем говорить о направления совершенствования, необходимо выяснить какие изменения внес Налоговый Кодекс. Можно в целом отметить, что базовые понятия и принцип функционирования НДС сохранены...

Финансовый контроль на предприятии

На предприятиях применяются процедуры контроля. Процедуры контроля направлены на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, которые могут возникнуть в процессе учета хозяйственных операций...

Этапы и направления реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли. Основными предметами деятельности Общества являются коммерческая, посредническая, торговая и закупочная деятельность товарами для художников...

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...